Время правления маленкова. Литературно-исторические заметки юного техника. Последние годы жизни

Процесс этногенеза большинства народов носил запутанный и сложный характер. Не является исключением и этногенез русского народа. На огромных просторах современной европейской части России долгое время преобладали финно-угорские племена. Многие из них канули в Лету.

Являются ли русские потомками финно-угров?

Журнал: История Русская Семёрка, Альманах №1 (5),весна 2018 год
Рубрика: Народы
Текст: Русская Семёрка

Ещё из учебников по истории мы помним такие «из них, как меря, чудь, мещера, мурома. Занижая почти полностью Вологодскую, Костромскую, Ярославскую, Владимирскую, Ивановскую, Рязанскую, большую часть Тверской области, они не могли просто испариться, не оставив никакого следа в культурном и генетическом наследии населения этих территорий.

Основы формирования древнерусской народности

Финно-угорские народы продолжают численно превалировать наряду с тюркскими во многих районах Поволжья. В древности же ареал распространения их предков имел границы в современных областях с преимущественно русским населением. И контакты между балтскими, славянскими и финно-угорскими племенами прослеживаются ещё со времён готской империи Германариха, простиравшейся до нашествия гуннов на огромной территории от Причерноморья до Поволжья. Ещё готский историк Иордан писал о племенах мери и морденс (мордва), плативших дань вождю Германариху.
Активное распространение индоевропейцев-балтов на землях финских археологических культур (дьяковской, городецкой) привело к устойчивым балто-финским контактам в средней полосе современной России. Балты и финны воевали, взаимно ассимилировали друг друга, но в целом имели возможность мирного существования, так как и те и другие были весьма малочисленны на просторах Русской равнины. Конкуренция за ресурсы не была обострённой.
Балты обогатили свой генофонд гаплогруппой N (типичной для финнов), а финские племена - гаплогруппой Rla, распространённой у индоевропейцев группы сатем (балтов, славян, индоиранских народов). Археологи просматривают даже более раннее появление земледелия у финских племён дьяковцев, чем у их индоевропейских соседей, продолжавших делать акцент на скотоводство.
Именно эти два этнических субстрата - балтский и финно-угорский - оказались основными в формировании древнерусской народности, тем более если учесть, что племена кривичей, вятичей и радимичей были, по данным археологии, либо наполовину, либо целиком балтскими. Фактически, полностью славянскую идентичность можно увидеть лишь у псковских и ильменских словен, материальная культура которых чётко прослеживается с южной Прибалтики и имеет аналоги в археологических памятниках севера Польши.

Этногенез великороссов: мнения и гипотезы

На проблему этногенеза великороссов есть несколько взглядов. Первый из них выражен историком XIX века Полевым, утверждавшим, что финские племена не принимали никакого участия в образовании русского народа, являвшегося, по его мнению, полностью славянским как по генетике, так и по культуре.
Его современник поляк Духинский отстаивал противоположную точку зрения: русские - это синтез финно-угров и тюрков без какого-либо влияния славян, кроме языкового.
Золотой серединой можно назвать точку зрения Ломоносова, развитую впоследствии профессором Ярославского юридического лицея Ушинским. Оба учёных утверждали, что славяне и финно-угры имели взаимное влияние. Чудь, меря, мурома постепенно вошли в состав русских, привнеся с собой опыт поколений автохтонного финно-угорского населения европейской части России, тем самым обогатив зарождавшийся русский этнос. Ломоносов показывает влияние славян на угров-венгров, выделяя значительный пласт славянской лексики в венгерском языке. Также и финны, чудские народы, как обобщённо называл финно-угров Михаил Васильевич, передали методы хозяйствования в экстремальных условиях Русского Севера славянским племенам Новгородской земли.
Ушинский полагал, что нет ничего зазорного в том, что русские являются не только славянами, но и в значительной степени финно-уграми по крови и наследию духовной культуры.
«Славяне - важнейшие из её племён - принадлежат к Европе. Восток и юг её наполнен ещё и теперь остатками выходцев Средней Азии. Племя же финское, колыбелью которого называют Уральский хребет, составляет средину между азиатскими и европейскими племенами, - отмечал Ушинский. - Оно так давно живёт в Европе, что никак не может быть причислено к народам-пришельцам, но, скорее, к самым коренным аборигенам её севера. Оно занимало некогда, во времена доисторические, весь север Европы и весь север Азии, а может быть, проникало далеко и в среднюю Европу. Это какой-то цемент, на котором заложились все новые северные, европейские государства, что ещё в большем смысле относится к России. Шведы, датчане, обитатели всего балтийского поморья, русские - все начинают свою историю каким-то молчаливьш"ис-чезновением финских племён. Кажется, они как будто сами составляют элемент доисторический и разгоняются вместе с мраком, покрывающим жизнь европейского человека».
Взгляд Ломоносова и Ушинского был поддержан Ключевским, Веске, Алексеевым и др. В своих работах они объясняли глубинные причины положительной комплиментарности славян и финно-угров, их гармоничным дополнением друг друга.

Скандальный депутат Госдумы о непростом этногенезе россиян и необходимости изучения национальных языков в школах

Депутат Государственной думы РФ Виталий Милонов в своей сегодняшней колонке озаботился этническим происхождением россиян. По мнению нашего колумниста, половина русских являются потомками финно-угорских народов, растворенных в большом суперэтносе. Также парламентарий не оставил в стороне нашумевший вопрос преподавания национальных языков в школе и поведал о фольклорных героях, объединяющих русских и татар.

Мы - потомки финно-угров

В сегодняшней своей колонке я должен рассказать об одном факте, который у нас долгое время замалчивался, особенно в советский период. А именно о том, что как минимум половина русских - это потомки финно-угров. Центральная Россия (Москва, Кострома, Ярославль, Вологда и другие) - это территория, где исконно жили финно-угры. Половина европейской части России, Приуралье, Зауралье - тоже территория финно-угров. Даже нганасаны на самом деле являются финно-уграми.

Славяне на этих землях появились гораздо позже. Как мы знаем, существует пять групп финно-угорских языков. И ареал их распространения до недавнего времени простирался на обширные территории Центральной и Северо-Западной России, Поволжья, Урала, Сибири, Прибалтики, Скандинавии.

Не надо стесняться этой правды. Точно так же не нужно стыдиться того факта, что российская государственность пошла от варягов-викингов. Нет ничего страшного и в том, что большинство коренного населения России, по сути, представляют финно-угры при значительной доле татар.

Если мы отходим от Москвы на восток, в сторону Поволжья, то видим, что исторически славян на этих территориях не было вообще. Финно-угры соседствовали здесь с тюркскими народами (татарами). Яркий пример - Чувашия, Татарстан: там спокойно соседствуют мусульманские деревни с православными поселениями. В эти регионы славяне пришли гораздо позже. Исторически европейская часть России была финно-угорской.

museum-sp.ru

Вводить в школах второй язык

К чему я это напоминаю? Сам я являюсь потомком народности меря. Мои предки по отцовской линии происходят из Поволжья. Помню, как моя бабушка пекла своеобразные мерянские пирожки - ржаные ватрушки с картошкой, по-русски они называются «калитки». Такая выпечка сохранилась у финнов, карелов и других народов. Меря (как и мерянский язык) существуют до сих, хотя в значительной степени растворились в составе более сильного, великорусского, этноса.

Я считаю, что правительство России должно уделять внимание сохранению и даже воссозданию исчезающих культур и языков (такая практика в мире давно существует). Наше внутреннее многообразие, безусловно, является национальным достоянием.

Только в Ленинградской области можно насчитать не менее шести коренных языков. Очень обидно, что в Карелии вепсский язык еще как-то поддерживается (кстати, не без помощи финнов), а в Ленинградской области всем наплевать на исчезающие ижорский, ливский, водский языки. Безусловно, мы обязаны сохранить наше многообразие, наше культурное достояние.

Для этого необходимо вводить в школах второй язык - финно-угорских народов. Для начала его можно преподавать хотя бы в качестве факультатива. Нужно воссоздать кафедры местных языков (прибалто-финской, финно-уральской подгрупп) в национальных университетах.

Фото erzyaks.ru

Путь к духовному богатству

Не надо бояться или стесняться национальных языков! Благодаря их знанию человек становится богаче. Если ребенок, имеющий мерянские, зырянские или эрзянские корни, будет знать не только русский, но и свой этнический язык, он только многое приобретет.

Мы сами порой не осознаем, в какой стране мы живем, сколько удивительных открытий еще предстоит совершить исследователям. У Республики Коми, например, есть очень красивый герб, который отражает национальные традиции: птица с ликом солнечной богини на груди. Другие регионы не менее богаты на символы. Весь этот бесценный подарок, который нам достался, надо ценить. К сожалению, из-за того, что у народов не была развита письменность, многие вещи упущены, носители языка уходят в прошлое.

При этом мое мнение такое: дети должны изучать не только свой родной язык, особенно если родители этого хотят, но и обязательно знать русский язык, объединяющий все народы. Но и свою родную речь хотя бы на минимальном, начальном уровне мы знать должны. Это делает любого ребенка умнее.

До революции каждый помещик, живший где-нибудь в Костроме, никогда в жизни ни в какой загранице не бывавший, спокойно разговаривал на французском языке. Знание языка делает человека безусловно богаче.

А виноваты атеисты

Как мы знаем, в советское время шла жесткая антинациональная политика. В знаменитую пятую графу чаще всего заносили национальность «русский». А, скажем, «ижоры» в документации не приветствовались - и записывались русскими.

А ведь сколько жило народностей! Они были как цветы в букете: чем больше в нем составляющих, тем ярче и красивее вся букетная композиция. Если экран вашего монитора передает 4 млн оттенков, он будет намного лучше, чем тот, который отображает только четыре цвета. Так пусть остается цвет нашего культурного достояния, и в том числе и лингвистического богатства!

Должен отметить и наших тюрков - татар и башкир. У них есть свое наследие, которое мы, живущие в европейских регионах, к сожалению, почти не знаем или представляем стереотипно. Нам практически не известна история татар. Хотя я знаю, что ученые Казани, Уфы, Москвы и Петербурга занимаются подобными исследованиями.

Есть же интересные научные открытия, согласно которым у предков татар были сакральные персонажи, которые как две капли воды похожи на русских героев (например, Георгий Победоносец). Но мы этого не знаем, нас этому не учили, и порой мы этого стесняемся. Нас всех, татар и русских, ненавидят атеисты. Для них не должно быть ничего святого, для них главное - материальное богатство, деньги. И они нас пытаются рассорить, чтобы получить свою прибыль. Так что давайте любить все народы нашей Родины, развивать их языки и культуру и не давать им растворяться и исчезать.

Виталий Милонов

Справка

Виталий Милонов - депутат Государственной думы РФ; колумнист «Реального времени».

  • Родился в 1974 году в Ленинграде.
  • Окончил Северо-Западную академию государственной службы при президенте РФ.
  • В 1994-1995 годы - помощник депутата Государственной думы ФС РФ.
  • В 1997-1998 годы - общественный помощник депутата ГД ФС РФ Г.В. Старовойтовой.
  • С 1999 года - помощник депутата В.А. Тюльпанова.
  • С 2004 года - депутат муниципального совета муниципального образования «Дачное».
  • С 2005 года - глава местной администрации муниципального образования «Красненькая Речка».
  • В марте 2007 года избран депутатом Законодательного собрания Санкт-Петербурга (фракция «Единая Россия»).
  • До декабря 2009 года - председатель постоянной комиссии по устройству государственной власти, местному самоуправлению и административно-территориальному устройству, член бюджетно-финансового комитета.
  • С декабря 2009 года - председатель комитета по законодательству.
  • В сентябре 2016 года избран депутатом Государственной думы РФ VII созыва.
  • Известен рядом законодательных инициатив и громкими заявлениями, направленными на защиту традиционных ценностей, православия. Активный борец с ЛГБТ-сообществом, педофилией.
  • Награжден медалью ордена «За заслуги перед Отечеством» II степени, медалями «За укрепление боевого содружества», «Святого апостола Петра» II степени.