Имена существительные не имеющие формы множественного числа. Группы имен существительных, имеющих формы только единственного числа. Функции категории единственного числа

Разработка урока на тему: «Имена существительные, которые имеют форму только единственного числа».

Деятельная цель: формирование в учащихся нового способа деятельности, связанного с поиском и выделением информации.

Задачи: научить детей

1) находить существительные, которые имеют форму только единственного числа;

2) употреблять указанные существительные в сочетании с прилагательными и глаголами прошедшего времени;

3) включать в систему знаний новый материал и повторять пройденный.

Ход урока:

I. Мотивация к учебной деятельности.

Добрый день, ребята. Давайте посмотрим друг на друга и улыбнемся. Я рада, что у вас хорошее настроение, и надеюсь, что мы с вами сегодня дружно поработаем. В этом я даже не сомневаюсь.

II. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии.

Отгадайте загадки, отгадки которых являются существительные, имеющие форму только множественного числа.

    Какая водица только для грамотного годится? (чернила)

    Ходит весь век, а не человек. (часы)

    Два кольца, два конца, посередине гвоздик. (ножницы)

    Хоть жидкое, но не вода, не снег, а белое. (молоко)

Что вы заметили в отгадке 4-ой загадки? (существительное в единственном числе)

Попробуйте вставить это слово во множественном числе. (-)

III . Построение проекта выхода из затруднения (цель, тема, способ, план, средство).

Как же мы можем сформулировать тему урока? (Имена существительные, имеющие только единственное число)

Чему мы сегодня должны научиться? (находить эти существительные)

I V . Реализация построения проекта.

В эту группу входят существительные, обозначающие явления и понятия, которым противоречит «считаемость». К таким словам относятся:

1. вещественные:

А) металлы: железо, сталь, цинк, алюминий

Б) вещества и продукты: воск, сахар, молоко, сметана

В) злаки и другие культурные растения: рожь, сирень, ячмень

В) овощи и ягоды: горох, лук, клубника, чеснок

2. собирательные: студенчество, листва, молодежь

3. отвлеченные, называющие качества и свойства, процессы и действия или общие понятия: мудрость, родина, упорство, чтение, теплота, щедрость

4. собственные имена: Максим Горький, Москва, Севостополь, Крым

V . Закрепление материала.

Упражнение 515

Учащиеся выполняют упражнение в тетрадях, комментируя поочерёдно записываемые слова в таблицу. Проверяют

1 столбик (с ударением на 1 слог): засуха, злоба, ненависть, свёкла, силос, страда, хворост, хвоя, хворост, хлопок.

2 столбик (с ударением на 2 слог): боязнь, дремота, досуг, единство, крапива, фарфор, цемент, щавель.

3 столбик (с ударением на 3 слог): каучук, молодёжь.

Учащиеся зачитывают словосочетания: красивый фарфор, красная свёкла, кислый щавель...

VI . Самоконтроль с самопроверкой по эталону.

Предлагаю выполнить самостоятельно задание по вариантам

В-1. Подобрать к существительным антонимы, которые употребляются только в единственном числе.

Правда, бедность, горе, старость, белизна. (Правда - ложь, бедность - богатство, горе - радость, старость - молодость, белизна- чернота.)

В-2. Подобрать к существительным антонимы, которые употребляются только в единственном числе.

Беготня, свет, движение, доброта, боязнь, детство (Беготня - тишина, свет-тьма, движение - неподвижность, доброта - злость, боязнь - смелость, детство - старость (взрослость)

VII . Включение в систему знаний и повторение.

Прошу ребят разбиться на две группы: мальчики и девочки.

Задание 1 группе: вспомнить название 3-4 инструментов, которые имеют только формы мн. ч. и составить предложение по схеме О,О,О и О – это рабочие инструменты.(Тиски, кусачки, плоскогубцы и клещи -

Задание 2 группе: вспомнить “вкусные” сущ. и “подать” их к завтраку, причём сущ. должны иметь только формы ед.ч. Составить предложение по схеме О, О, О и О – это наш любимый завтрак. (Молоко, творог, сметана и редис - ..)

Работа со слабоуспевающими : работа по перфокартам (на повторение).

VIII . Рефлексия учебной деятельности.

Чему был посвящен урок? (Существительным, имеющих форму только ед. числа)

Назовите слова, которые употребляются только в ед.ч.

Будьте внимательны при употреблении таких слов в своей речи.

Какая работа на уроке понравилась больше всего, какая работа была трудной?

IХ. Дом. задание:

1.Упр.517(уметь различать числа имен существительных)

2. Придумайте 10 предложений по теме «В магазине» (использовать существительные, которые имеют оба числа, которые имеют форму только мн. и ед. числа)

МОРФОЛОГИЯ

ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ

1. В упражнении 100 найдите слова, которые употребляются только в единственном числе. Выпишите словосочетания с существительными, имеющими форму как единственного, так и множественного числа. Запишите словосочетания дважды: в единственном и во множественном числе.

2. Какая информация о числе имени существительного вам известна (сч. таблицу на с. 42)? Прочитайте теоретический материал параграфа, отмечая, что нового вы узнали о форме числа имени существительного.

Число является непостоянным морфологическим признаком. Большинство имен существительных употребляются как в единственном, так и во множественном числе: учебник – учебники, ученик – ученики, день – дни. Эти существительные обозначают предметы, которые можно пересчитать.

Однако некоторые существительные употребляются только в единственном числе (мука, дружба, молодежь) или только во множественном числе: (очки, шахматы, весы).

К именам существительным, имеющим форму только единственного числа, относятся: собирательные существительные (листва, учительство); вещественные существительные (мука, масло, суп, фосфор); имена собственные (Днепр, Харьков, Украина); названия сторон света (юг, север, запад, восток).

К именам существительным, имеющим форму только множественного числа, относятся: существительные, обозначающие отрезки времени, явления природы, действия, состояния (каникулы, осадки, дебаты, сутки); существительные, обозначающие составные предметы (очки, качели, сани, шашки); вещественные существительные (чернила, дрожжи, сливки); названия игр (прятки, горелки); совокупность чего-либо (деньги); географические и астрономические названия (Близнецы, Альпы, Черновцы).

3. Какие признаки имен существительных являются непостоянными? Назовите постоянные признаки существительных.

1. Проверьте, можно ли существительные, данные в упражнении, употребить во множественном числе.

2. Спишите существительные, которые употребляются только в единственном числе, распределяя их по тематическим группам.

1. Вещества, продукты: золото, молоко,….

2. Совокупность лиц, предметов (собирательные существительные): листва, человечество, … .

3. Собственные существительные: Украина

Молодежь, родня, кефир, масло, сало, Европа, толпа, учительство, Азия, мошкара, детвора, Говерла, творог, сметана, пехота, Киев, чай, повидло, Днепр, мед, баранина, Крещатик, сахар.

3. Укажите род собственных имен существительных

От данных глаголов образуйте и запишите существительные, с помощью которых можно называть действия. Существительное, имеющее обе формы числа, запишите в единственном и во множественном числе.

Образец. Стрелять – стрельба, стрельбы.

Ходить, молотить, косить, просить, палить, служить.

1. Прочитайте слова данные в упражнении. Какой признак объединяет все слова? На какие тематические группы можно их разделить?

2. Спишите слова, распределяя их по тематическим группам.

Дрожжи, сливки, прятки, жмурки, макароны, брюки, шорты, спагетти, щи, ножницы, плоскогубцы, тефтели, горелки, шахматы, шаровары, леггинсы, клещи, тиски, бриджи, джинсы, городки.

119 Сочинение

Напишите небольшое сочинение, используя слова одной из тематических групп (см. упражнение 118).

Это интересно!

В древнерусском языке, кроме форм единственного и множественного числа, была еще форма двойственного числа которая использовалась для обозначения двух предметов. В современном русском языке остались некоторые признаки двойственного числа 1) окончание – а в именительном падеже множественного числа существительных мужского рода (берега, города), которое раньше могло быть только у существительных мужского рода, обозначающих парные предметы (глаза, рукава): 2) формы множественного числа существительных среднего рода, обозначающие парные предметы (течи, колени, уши).

1. Спишите незавершенные предложения, расставляя знаки препинания, кавычки. Согласуйте прилагательные, местоимения, глаголы с существительным, учитывая, что существительное называет лицо женского пола.

1. (Новый) учитель литературы посоветовал., прочитать книгу Каникулы Кроша и мы… 2. (Пожилой) коллега надел., очки чтобы.. 3. (Известный) ученый писал, мемуары под названием Жизнь в науке чтобы…

2. Укажите существительные, которые употребляются только в единственном числе.

121 Изложение

1. Прочитайте текст. Озаглавьте его.

2. Выпишите слова, которые потребляются только в единственном или только во множественном числе, устаревшие и заимствованные слова. Составьте пунктуационные схемы тех предложений, расстановка знаков препинания в которых может вызвать у вас затруднения.

3. Напишите изложение данного текста, используя выписанные материалы.

У подъезда стояли широкие розвальни, и от тройки белых лошадей шел густой туман. Сани были пусты, потому что Володя уже стоял в сенях и красными, озябшими пальцами развязывал башлык. Его гимназическое пальто, фуражка, калоши и волосы на висках были покрыты инеем, и весь он от головы до ног издавал такой вкусный морозный запах, что, глядя на него, хотелось озябнуть и сказать: “брр!”.

Мать и тетка бросились обнимать и целовать Володю. Наталья повалилась к его ногам и начала проворно стаскивать с него валенки.

Сестры подняли визг, двери громко скрипели, хлопали, а отец Володи в одной жилетке и с ножницами в руках вбежал в переднюю и закричал испуганно:

– А мы тебя еще вчера ждали! Хорошо доехал? Благополучно? Господи Боже мой, да дайте же ему с отцом поздороваться! Что, я не отец, что ли?

По Л. Чехову

Розвальни – низкие и широкие сани без сиденья, с расходящимися врозь от передка боками.

Сани – зимняя повозка на полозьях.

Башлы́к – суконный теплый головной убор в виде широкого капюшона с длинными концами.

Пере́дняя – первая при входе в квартиру нежилая комната, в которой оставляют верхнюю одежду; прихожая.

Проверьте свои знания

Найдите неточность в утверждении.

1. Все имена существительные могут употребляться и в единственном и во множественном числе.

2. Число является постоянным признаком имени существительного.

123 “Четвертый лишний”

1. Иней, книга, стул, снежинка.

2. Кроссовки, стаканы, духи, листы.

Какие морфологические признаки имени существительного вы уже изучили? Используя материалы таблицы на с. 42. укажите морфологические признаки у существительных: стеки, радость, через сутки.

1. Спишите предложения, вставляя пропущенные буквы. Расставьте недостающие знаки препинания. В словах с пропущенными буквами обозначьте орфограммы.

2. Укажите слова, которые употребляются только в единственном или талько во множественном числе. Какие слова являются исконно русскими?

1. Я зап..ваю п..рячим чаем яичницу и в кухн.. по..вляется папа в наутюженных брюках и полосатой рубах.. (В. Машков). 2. Папа вспомни свое детство и ты поймеш.. меня (В. Машков). 3. Мы с бабушкой с. дели на песке и ели хлеб сыр и пили м..локо (Б. Житков). 4. Из этого м..лока будут делать масло сыр тв..рог см..тану (Б. Житков). 5. Ах, если бы эти каникулы никогда не заканчивались! мечтал я (А. Алексин).


(No Ratings Yet)



Схожі записи:

    ПРИЛОЖЕНИЯ Приложение 3 Толковый словарь А Авоська – разг. сетчатая сумка для продуктов, мелких предметов и т. п. Алкать – очень сильно хотеть, жаждать чего-либо....

    Урок 15 Буква е Учимся правильно произносить и писать слова с е 106. Выучи скороговорку. Еле-еле ель Егор Затащил к себе во двор. 107. Прочитай....

    Урок 6 Сведения о диалоге Узнаем новое о диалоге 33. Как ты понимаешь данное высказывание? Беседа должна вестись как игра, в которой каждый имеет свой...

    ЯЗЫК ЛЕКСИКОЛОГИЯ § 9. УСТАРЕВШИЕ СЛОВА И НЕОЛОГИЗМЫ МАТЕРИАЛ ДЛЯ НАБЛЮДЕНИЯ И РАЗМЫШЛЕНИЯ Прочитайте четверостишие. Значение всех слов вам понятно? Есть ли в тексте слова,...

    РЕЧЬ ТИПЫ И СТИЛИ РЕЧИ § 58. СЛОЖНЫЙ ПЛАН СОБСТВЕННОГО ТЕКСТА. Сочинение-описание интерьера 352. I. Прочитайте текст. Найдите описание интерьера. Каковы особенности описания интерьера? В...

    Урок 8. АБЗАЦ. НОВОЕ И ИЗВЕСТНОЕ В ТЕКСТЕ Развиваем умение определять повое в тексте 43. Прочитай. Какое настроение передано автором? Нивы сжаты, рощи голы, От...

    МОРФОЛОГИЯ ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ §30 Буквы о-е после шипящих и ц в суффиксах и окончаниях прилагательных 281 1. Прочитайте правило “Способы проверки написания о-е после шипящих... 47. Читаем: представляем описанное; определяем тему и подтемы; находим указанные части текста. Пишем выборочное изложение 378. Прочитайте текст. Читая, обращайте внимание не только на развитие...

    2 класс Части речи Слова, отвечающие на вопросы что делать? что сделать? что делал? что будет делать? КОНТРОЛЬНОЕ СПИСЫВАНИЕ 1. Записать слова. Поставить к ним...

    Урок 64 Устное высказывание Учимся составлять устное высказывание 456. Прочитай стихотворение. Что случилось с волчонком? Почему? Пахнет шерстью волчьей У пенька с поганками. Шли волчата...

Имена существительные - это главная составляющая нашей речи. Из множества возможных слов мы всегда выбираем более подходящие нам по стилю и окраске. То, как человек строит свою речь, может очень многое сказать о его личности и складе ума собеседнику. Поэтому очень важно уметь грамотно и четко выражать свои мысли. Для этого необходимо знать основы грамматики русского языка и уметь их применять в реальной жизни во время общения с людьми. В данной статье разберем такую категорию, как число имен существительных.

Существительное в русском языке может употребляться в виде одной из двух возможных форм - в единственном числе либо во множественном. Число является одним из главных признаков части речи под названием имя существительное. Но существуют русские существительные, которые можно использовать в речи только в единственном или же лишь во множественном числе. Разберемся во всем по порядку.

Существительные единственного числа

С существительными в единственном числе в общем-то все ясно и понятно даже без грамматических правил: они обозначают одну вещь или лицо, то есть любые (например, ручка, книга, дом, кошка). Такие существительные в единственном числе имеют свой род (женский, мужской или средний; иногда общий), а также, вне зависимости от числа, склоняются по падежам.

Существительные множественного числа

Те же самые существительные можно использовать и во множественном числе (ручки, книги, дома, кошки). Это имена существительные, обозначающие несколько предметов. Очень часто в русском языке встречаются существительные, имеющие форму только множественного числа. О них вы сможете прочитать ниже.

Существительные во множественном числе, в которых часто делают ошибки

О самых частых ошибках в бытовой речи в русском языке можно бы было написать не одну полноценную статью, но здесь сосредоточим наше внимание только на неправильном употреблении существительных. У имен существительных множественное число и правильное образование форм очень часто подвергаются сомнению.

Обязательно стоит обратить внимание на правописание следующих слов в родительном падеже: сапоги - сапог, валенки - валенок, ботинки - ботинок, солдаты - солдат, места- мест, яблоки - яблок.

А ошибки в использовании этих слов в родительном падеже можно очень часто услышать в продуктовых магазинах: мандарины - мандаринов, нектарины - нектаринов, помидоры - помидоров, апельсины - апельсинов. Существительные, имеющие форму только множественного числа, несколько отличаются от данных в плане склонения по падежам.

Образование форм множественного числа: особенности

Порой в образовании формы множественного числа для определенной категории существительных возникают некоторые трудности. В русском языке нет как таковых правил, определяющих, какое окончание требуется для множественного числа имен существительных, которые в конкретный момент нам необходимо применить. Поэтому бывает довольно сложно правильно употребить слово. Давайте обратим внимание на особые случаи, касающиеся множественного числа существительных. Их лучше просто заучить, дабы не делать ошибок и не сомневаться в правильном употреблении слов.

В первую очередь это существительные мужского рода (с в единственном числе), с окончаниями -ы, -и, чаще всего обозначающие профессии. Например, тренер - тренеры (не тренера!), договор - договоры, бухгалтер - бухгалтеры, лектор - лекторы, крем - кремы и так далее.

Следующая группа - это такие же существительные, как в предыдущей, но с окончаниями -а, -я: профессор - профессора, доктор - доктора, директор - директора, якорь - якоря и так далее.

Имена существительные, всегда используемые в единственном числе

В русском языке есть немало существительных, не изменяющихся по числам и всегда употребляющихся исключительно в форме единственного числа. Рассмотрим группы, на которые условно можно разделить такие существительные:

Обозначающие разные чувства, особенности состояния и человеческие качества (нежность, гнев, злость, ненависть, похоть, зависимость, безопасность, слабость, доброта);

Обозначающие признаки предмета (серость, голубизна, краснота, худоба, полнота, плотность);

Вещественные (нефть, золото, сталь, олово, серебро, никель, сахар, сметана, масло, жемчуг);

Обозначающие несколько каких-то одинаковых предметов в совокупности (посуда, листва, детвора, зверье);

Обозначающие предметы, существующие во всей природе в единственном экземпляре (Солнце, Земля, небо, Луна); к этой же группе относятся географические названия (Аргентина, Стокгольм, Москва, Иртыш, Новосибирск, Крым, Обь).

Имена существительные, имеющие форму только множественного числа

Только во множественном числе существуют в русском языке следующие имена существительные:

Обозначающие разного рода вещества (румяна, духи, чернила, дрожжи);

Обозначающие предметы в паре (джинсы, грабли, ролики, брюки, лосины, штаны, гетры, очки, санки, салазки);

Обозначающие игры или какие-то процессы (шашки, салочки, прятки, жмурки, догонялки, выборы);

Обозначающие природные явления или временные отрезки (сутки, каникулы, сумерки, будни);

Являющиеся географическими или астрономическими названиями (Сочи, Альпы, Курилы, Весы).

Итак, суммируем: в русском языке существует две формы имен существительных - единственная и множественная. Большинство слов имеют обе формы, однако встречаются и существительные, имеющие форму только множественного числа, ну и, конечно, те, которые употребляются только лишь в единственном числе.

Класс: 6 «Б»

Учитель: Татаринова А. В.

Тема урока: «Имена существительные, имеющие форму только единственного или только множественного числа».

Структура урока:

1. Организационный момент. Психологический настрой

2. Проверка усвоения ранее изученного.

3. Этап открытия новых знаний.

4. Работа над темой урока. Постановка проблемной ситуации (введение в тему).

5. Изучение нового материала.

6. Закрепление знаний по пройденной теме. Работа с учебником..

7. Обобщение и систематизация знаний.

8. Домашнее задание.

9. Подведение итогов урока.

Цели урока:

1) коррекционно-образовательная : формирование знаний учащихся о существительных, имеющих форму только единственного или только множественного числа.

2) коррекционно-воспитательная : формирование положительной учебной мотивации и развитие интереса к изучению русского языка.

3) коррекционно-развивающая : коррекция и развитие речи, внимания, мышления.

Планируемый результат :

знать: имена существительные, имеющие форму только единственного или только множественного числа;

уметь: различать имена существительные, имеющие форму только единственного числа, и имена существительные, имеющие форму только множественного числа, правильно образовывать трудные формы множественного числа;

учиться: точно, уместно употреблять в речи существительные, имеющие форму только единственного или только множественного числа.

Оборудование : проектор, экран, компьютер, компьютерная презентация, дидактический материал (карточки с дифференцированными заданиями), «смайлики» для проведения рефлексии, учебник русского языка - Галунчикова Н.Г., Якубовская Э.В. Русский язык. Учебник для 6 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, Москва, «Просвещение», 2014 .

    Организационный момент. Психологический настрой.
    На урок все собрались!
    Просыпайся! Не ленись!
    Чтобы многого добиться,
    Нужно хорошо учиться!

Упражнение «Маятник головой» («Малый маятник»)

Исходное положение: встать прямо, ноги чуть уже ширины плеч.

Опустить голову вниз, посмотреть на пол – резкий короткий вдох. Поднять голову вверх, посмотреть на потолок – резкий короткий вдох. Выдох уходит пассивно в промежутках между вдохами, голова при этом не останавливается посередине. Ни в коем случае нельзя напрягать шею.
2. Проверка усвоения ранее изученного.

Ребята, скажите, какие две формы числа имеют имена существительные. (Имена существительные могут иметь форму единственного числа и форму множественного числа).

Сгруппируйте данные существительные (книга, уроки, цветок, дерево ) в зависимости от их числа и допишите недостающую форму числа. Сколько будет столбиков? (Два столбика: единственное число и множественное число).

Проверим, что получилось. (Книга – книги, урок – уроки, цветок – цветы, дерево – деревья).

А теперь прочитаем текст на слайде:

Предлагаем испечь к чаю печенье. Дрожжи вам не понадобятся. Взбейте два яйца со стаканом сахара . Добавьте по полстакана сметаны и кефира . Добавьте немного соды и всыпьте муку. Замесите тесто и раскатайте его. Вырежьте фигурки и испеките их. Готовое печенье посыпьте тёртым шоколадом. Подавайте к чаю, молоку , сливкам. Приятного аппетита!

Выпишите выделенные слова в именительном падеже в наши столбики в зависимости от их числа.

Всё ли у вас получилось?

3. Этап открытия новых знаний .

Учитель помогает учащимся прийти к выводу, что существительные кефир, сахар, печенье, сметана, сода, мука, тесто, шоколад, чай, молоко невозможно поставить в форму множественного числа, а существительные дрожжи и сливки невозможно поставить в форму единственного числа.

Познакомьтесь с текстом учебника на странице 111. Совпадает ли данная информация с нашими выводами? (Да, совпадает ).

Мы должны запомнить, как пишутся словарные слова кефир, печенье, сметана, шоколад. (На доске).

4. Работа над темой урока. Постановка проблемной ситуации (введение в тему) .

Ребята, как бы вы определили тему нашего сегодняшнего урока. (Имена существительные, имеющие форму только единственного или только множественного числа).

Зачем нам нужно это знать? (Чтобы правильно говорить и писать такие слова, быть грамотными людьми).

5. Изучение нового материала.

1) - А если всё-таки необходимо сказать про сметану или молоко во множественном числе, то как можно выйти из положения? (Учащиеся предлагают собственные варианты).

Посмотрите на картинку учебника на стр. 111. (На картинке изображены пачки молока, кефира, творога, сметаны. Учащиеся приходят к выводу, что можно сказать словосочетанием: несколько пачек молока, творога, сметаны, кефира ).

2) - Посмотрите на картинки и расшифруйте слова. В чём их особенность?

Ребусы


Какие же значения бывают у имен существительных, имеющих форму только единственного числа?

1. Названия множества одинаковых лиц, предметов: молодежь, детвора, студенчество, листва.

2. Названия веществ, материалов, продуктов питания: бензин, мед, молоко, керосин.

3. Названия растений: горох, капуста, морковь, рожь.

4. Названия качеств, свойств: белизна, молодость, темнота, свежесть.

5. Названия действий и состояний: чтение, ходьба, удивление, плавание.

6. Собственные названия единичных предметов: Москва, Волга, Рязань, Ока.

Зарядка для глаз «Семицветик»

3) - А теперь попробуем разгадать кроссворд. Если у нас возникнут затруднения, то нам помогут те, для кого он был домашним заданием.

Кроссворд

Приложение 1.

Что объединяет все эти слова? (Все они употребляются только в форме множественного числа).

- Какие же значения имеют имена существительные, у которых есть форма только множественного числа?

    Названия парных или состоящих из нескольких частей предметов:

брюки, весы, ворота, ножницы, носилки, очки, грабли, тиски.

    Название материалов или их отходов, остатков: белила, духи, консервы (кон- (лат.) «со», серво – хранить (лат.)), опилки, отруби.

    Названия игр: горелки, салки, жмурки, шахматы.

    Названия промежутков времени: сутки, будни, каникулы.

    Географические названия: Афины, Альпы, Карпаты, Мытищи, Сочи.

6. Закрепление знаний по пройденной теме. Работа с учебником.

1) - Изучите упр. 184 на стр. 112. Продумайте план работы. Расскажите о том, как вы будете работать. (Учащиеся планируют свою деятельность:

1) назвать предметы на картинке; 2) определить пропущенные буквы в словах из рамки; 3) распределить слова из рамки по группам).

Устная работа с упр.184:

    называем слова, изображённые на картинке, определяем их число (очки, ножницы, клещи, грабли – эти слова имеют форму только множественного числа );

    определяем буквы, пропущенные в словах из рамки.

Письменная работа с упр.184 в парах:

    выбираем слова из рамки по данным группам: существительные, имеющие форму только единственного числа: 1-ая пара – названия продуктов, 2-ая пара – названия металлов; существительные, имеющие форму только множественного числа: 3-я пара – названия продуктов, 4-ая пара – названия инструментов, 5-ая пара – названия игр, все вместе – названия жидких веществ).

Этап контроля.

Проверка работы. Каждая пара зачитывает выписанную ею группу слов. Учащиеся определяют правильность выполненного друг другом задания.

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

Если вы слышите существительное, которое имеет форму только единственного числа, то приседаете, если это существительное, имеющее форму только множественного числа – хлопаете над головой.

Лимонад, ножницы, кислород, жмурки, храбрость, каникулы, шахматы, серебро, молодость, радость, санки.

«Допиши словечко».

    По-геройски Лена с ленью

Воевала целый день,

Но, к большому сожаленью,

Победила Лену _________.

    Оля мучила расческу,

К школе делала причёску.

Мучила-то мучила,

Да получилось _________.

    Тряс и тряс портфель Тарас,

Чтоб найти тетрадки,

Но тетрадки каждый раз

С ним играли в __________.

    Четверть снова началась,

Часики затикали,

А меня вопрос гнетёт,

Скоро ли _______________.

Учащимся предлагается найти и выписать существительные, имеющие только одно число. Работа проверяется вслух. (Лень – ед.ч., чучело – ед.ч., прятки – мн.ч., каникулы – мн.ч)

Вы часто кричите: «Ура! Каникулы!» Это простое земное слово обязано своим появлением небу.

Каникулой древние римляне называли Сириус - самую яркую звезду в созвездии Большого Пса. В самые светлые дни (с середины июля до конца августа) Солнце проходило через это созвездие. Тогда делали перерыв в занятиях, наступали каникулы. Сначала каникулами называли только летний отдых. Потом слово каникулы стало относиться ко всякому перерыву в учении: летом, зимой, весной. Поэтому мы сейчас говорим: летние каникулы, зимние каникулы, весенние каникулы.

    – Определите, верно ли образовано число имён существительных.

1. восстание - восстания

2. ворота - вороты

3. серебро - серебра

4. оттепель - оттепеля

5. цитата - цитаты

6. консервы - консерва

7. свёкла - свёклы

8. щавель – щавеля

Проверяем.

Верно: 1. восстание – восстания

5. цитата – цитаты

    Музыкальный диктант.

Сейчас мы с вами поиграем, немножко повысим своё настроение. А что нам повышает настроение? (Музыка). Нужно найти существительные во множественном числе в предложенном отрывке из песни, а также угадать саму песню.

    Ах вы сени, мои сени, сени новые мои

Cени новые, кленовые, узорчатые.

    Если я чешу в затылке - не беда!
    В голове моей опилки - да! да! Да!

В какой форме употреблены слова сени и опилки ? (В форме множественного числа).

    Обобщение и систематизация знаний.

Что нового узнали на уроке?

(Ориентируясь на материалы урока, ученики отвечают на вопрос)

    Домашнее задание.

А теперь домашнее задание. У каждого оно будет индивидуальное.

    Подведение итогов урока.

Заключительное слово учителя.

Ребята, вы все молодцы. Хорошо справлялись с трудностями, возникавшими на уроке. (Выставление оценок).

А теперь оцените своё настроение и работу на уроке. Уходя, на доске при помощи «смайлика» оцените ваше самочувствие. (На слайде изображены «смайлики» и комментарии к ним: весёлый «смайлик» – «Мне было интересно!»; хмурый «смайлик» - «Мне было скучно…»; грустный «смайлик» - «Мне было трудно»).

Приложение 2.

Дополнительные задания.

1.Списать и отгадать загадки. Записать отгадки в два столбика.

Ед.ч. Мн.ч.

Ну, кто готов свои две шпаги

Скрестить из-за клочка бумаги? Ножницы.

С той и с этой стороны

В клетках кони и слоны.

Но не могут удержаться,

Чтоб друг с другом не сражаться. Шахматы.

Сперва с горы летишь на них,

А после в гору тянешь их. Санки.

Белый, как снег. В чести у всех.

В рот попал, там и пропал. Сахар.

Деревянные кони по снегу скачут,

А в снег не проваливаются. Лыжи.

Белый камушек растаял, на доске следы оставил. Мел.

Красная девица сидит в темнице, а коса на улице. Морковь.

Белый камень из горы
Всегда стоит на столе.
Кто его не ест,
Тот вкуса не знает. Соль.

    Заполни колонку толкового словарика. Запиши получившиеся предложения в тетрадь.

Сельскохозяйственное орудие с редкими

зубьями для сгребания сена.

Металлический инструмент для

выдергивания гвоздей.

Инструмент для резания с двумя острыми

Инструмент для зажимания обрабатыва-

емого материала.

    Напиши знакомые тебе игры в два столбика.

Настольные игры Подвижные игры

Отметь существительные, имеющие только одно число.

    Запиши словосочетания в два столбика: 1) с существительными, которые имеют только форму единственного числа; 2) с существительными, которые имеют только форму множественного числа.

Берёзовые дрова, ранние заморозки, пчелиный воск, выкрасили перила, дубовая мебель, дорожная пыль, заменили очки, купили часы, точные весы, туалетное мыло, распустилась сирень, пасмурная погода, отборная пшеница, начались каникулы.

Ед.ч. Мн.ч.

    Запиши словосочетания в два столбика: 1) с существительными, которые имеют только форму единственного числа; 2) с существи-тельными, которые имеют только форму множественного числа.

Кожаная обувь, мелкие деньги, синие чернила, белоснежное бельё, беззаботный смех, каштановые кудри, крепкая дружба, весёлые именины, лишние хлопоты, цветная капуста, французские духи, липовый мёд, жгучий перец.

Ед.ч. Мн.ч.

В недрах земли много полезных ископаемых: (…). 2. В гастроном поступили необходимые продукты: (…). 3. Летом мы собирали в лесу ягоды: (…).

    Допишите предложения, используя существительные, которые имеют только форму единственного числа.

    Положительные качества человека: доброта, …., …. ; отрицательные качества: грубость, …., …. .

    В огороде мы посеяли морковь, …., … и посадили картофель, …., …. .

    Выпишите имена существительные в следующей последовательности:

    Употребляющиеся только в единственном числе;

    Употребляющиеся только во множественном числе;

    Употребляющиеся в единственном и множественном числе.

Территория, салазки, роща, каникулы, нефть, шахматы, родня, клещи, сумерки, имя, учитель, дно, сливки, сено, сахар, ворота, чернила.

    Отгадайте загадки. Запишите их вместе с отгадками.

Два конца, два кольца, посредине гвоздик. (Ножницы)

Без ног, а ходят, без рук, а указывают. (Часы)

Всегда ходят, а с места не сходят. (Часы)

Кругленькие, беленькие, всему свету миленькие. (Деньги/монеты)

Зубасты, а не кусаются. (Грабли)

С вечера заложу, всю ночь спокойно пролежу. (Ворота на запоре)