Разница между греческими богами-олимпийцами и людьми. Боги греческой и римской мифологии в сравнении

1. Культура Древней Греции и Рима Греческая и римская культуры несомненно имеют много общего, однако между этими цивилизациями существовали и различия. Особенностью греческого общества было соединение принципа общности, коллективного начала в труде, владении собственностью и состязательного начала. Существование индивида вне полиса было невозможно. Отличительной особенностью римского общества был патриотизм – представление об особой богоизбранности римского народа и самой судьбой предназначавшихся ему победах. На становление и развитие римской литературы оказало большое влияние не только народное творчество, народная поэзия, распространение письменности, но особенно греческая литература. Скорее всего, греческая культура оказала большее влияние на развитие римской за счет того, что развивалась в более ранний период времени, а римская культура как бы наследовала её черты.

2. Греческая мифология и её особенности Понятие античная мифология включает в себя греческую мифологию и сформированную позднее на её основе римскую мифологию. Источником античных богов были также мифологические боги всех народов. В итоге сложились пантеоны богов (группы богов, принадлежащих к какой-то одной религии или мифологии, также храм или святое здание, посвященное всем богам какой-либо религии) , которые соединили в себе знания всех народов. Древние греки обобщали в мифах всё многообразие человеческих отношений и природных явлений. Каждый бог или богиня являлись покровителем определённой сферы деятельности человека. При этом греческие боги были носителями многих человеческих черт характера и страстей. Некоторые мифы объединяются в циклы, посвященные взаимоотношениям богов и созданию мира и человека, циклы о подвигах героев и о военных событиях.

3. Римская мифология и её отличия от греческой 1. Изначально религиозные верования древних римлян основывались на анимизме – обожествлении и наделении душой объектов природного мира. 2. Римские боги не были близки к человеку, если у греков боги - живые, человекоподобные, олицетворенные, то у римлян религиозность иная - искренняя, но не возвышенная, не поэтическая. 3. Римские боги не имели своего Олимпа, римляне крайне редко изображали своих богов и не создавали мифов о них - об их рождении и родственных связях, взаимоотношениях друг с другом и с людьми, ссорах и любовных похождениях. Боги не были связаны узами родства и часто выступали в качестве символов. 4. Первоначальная система римской мифологии сводилась к перечислению символических, безличных, обоготворенных понятий, под покровительством которых состояла жизнь человека от зачатия его до смерти;

5. Героев, в греческом смысле, у римлян не было, потому что не было эпоса; только некоторые отдельные боги природы, в разных местностях, почитались как основатели древнейших учреждений, союзов и городов. 6. Мифы Древнего Рима не являются такими же поэтичными, как греческие: делая основной упор на сюжетно-событийную линию, римские мифы без особых художественных изысков отражают религиозные представления людей того времени. 7. Примерно в конце VI - начале V веков начинается заимствование римской мифологией греческих богов. Прежде всего, римляне переняли культ Аполлона и культ Диониса, затем произошло постепенное усвоение и других религиозно-философских идей греческой культуры. 8. Постепенно начал формироваться миф о божественном происхождении римского императора и его власти. Было принято считать, что император является представителем божественной воли на земле и пользуется особенным божественным покровительством (таковыми провозглашались Цезарь, Антоний, Сулла и др.)

4. Классификация богов в римской мифологии Иерархия римских богов имела сравнение с социальным устройством Римской империи, которое отличается от социального устройства греческой демократии, согласно которой была устроена иерархия греческих богов. Римские боги соотносятся с тремя социальными функциями: идеологической, военной и хозяйственной, что образует триады богов. Либер и Либера Юпитер и Юнона Минерва

Янус Боги государства Его имя происходит от `div` (разделяться), и первоначально он назывался Дианус. Его отличительные знаки: ключи и волшебный жезл, который служит ему для отстранения всего, что не должно пройти через двери. Его двойное лицо наблюдает за тем, что происходит внутри и вовне. Янус также имеет отношение к путешествиям и коммуникации. Покровительствовал над всеми начинаниями, над всеми новыми началами. Не только началом дня, а день в Римской империи начинался с того, что оглашалось имя Януса, оно ставилось перед Юпитером и другими богами. И первое января, и первое число каждого месяца посвящалось именно Янусу. Храм Януса представляет собой две арки, двое ворот, которые соединены между собою стенами. Ворота, храма были закрыты, если в Риме был мир, и были открыты, если была война. Правда, всего три раза за римскую историю эти ворота были закрыты. Остальное время Рим воевал.

Юпитер (Зевс) Имя означает “сияние” или “Небесный свет”. Божество, имеющее отношение к солнечному и к лунному свету, а также управляющее небесными явлениями, прежде всего – молнией. Юпитер давал благосостояние Риму, поэтому римляне почитали его особо, ему были посвящены самые лучшие дни каждого месяца, середина каждого месяца, и в дни его чествования создавалась специальная коллегия жрецов - понтификов, (кстати, само слово «понтифик» очень интересное, переводится как «строитель постов») Эти жрецы не только служили Юпитеру, но и надзирали над всеми остальными жрецами, были верховными жрецами в Риме, такими своеобразными строителями мостов между миром богов и миром людей.

Сатурн(Кронос) Сатурн – отец Юпитера- божество, очень характерное для Рима. Поэтому, наверное, в Риме были столь любимы праздники, посвященные этому богу, сатурналии. Начинались они 17 декабря, проходили неделю, и в эти дни все в государстве перемешивалось: раб становился царем, царь был в роли раба, пировали все за одним столом, и очень часто за этими обедами господа прислуживали своим рабам. С одной стороны это такой образ хаоса, который всегда должен предшествовать новому рождению, потому что, за сатурналиями следовал как раз Янус - первое января, начало нового цикла времени. С другой стороны, есть еще один интересный аспект Сатурна. Римские легенды рассказывают, что в доисторические времена Сатурн был царем, и правил италийскими народами в Золотой век, когда еще не было патрициев и плебеев (патриции – коренное население, входившее в родовую общину, родовая аристократия. Плебеи – пришлое население без политических прав) , не было рабов, когда все были равны и, как пишут римские историки и поэты, когда землю не надо было пахать - она сама давала огромные урожаи. И сатурналии существовали как напоминание о том времени; воскрешали его.

Юнона(Гера) Римская женщина - матрона - это свободнорождённая замужняя женщина, пользующаяся хорошей репутацией и принадлежащей к высшему сословию -была особенной гранью Римской цивилизации. Римские женщины окрасили эту цивилизацию очень красивыми принципами и добродетелями. Причем, если мужчины занимались в основном политикой и воевали, то в руках женщин находились все остальные вопросы и проблемы в государстве. Как и богиня Юнона, матроны славились своей мудростью, и во многом благодаря римским женщинам существовал этот идеал долга, чести; в их руках было и воспитание будущего поколения. На Капитлийском холме был воздвигнут храм Юноны монеты (убеждающей).

Минерва(Афина) Эта богиня этрусского происхождения и была ассимилирована греками. Возможно, она символизирует ментальный Огонь, связанный с мудростью. Богиня, которая управляла мирными занятиями и повседневной жизнью римлян, давала им мудрость в этой жизни.

Марс(Арес) Марсу служили особые жрецы. Их называли салии. И атрибутом Марса долгое время являлись священное копье и священный щит. Они хранились в храме, и очень почитались. Копье под страхом смертной казни запрещалось даже трогать. Если оно шевелилось само, и жрецы замечали движение этого копья, то это считалось предвестием войны. А когда Рим сам собирался объявлять войну, то жрецы брали это копье и священный щит Марса, с песнями и плясками обходили вокруг города, и после этого объявлялась война. При служении Марсу жрецы обязаны были ежедневно входить в святилище Марса и обращаться к нему с такими словами: «Марс, здравствуй!» . Считалось, что Марс как раз то божество, которое защищает Рим. Изначально Марс не имел своего лика, своего изображения. Это уже греки подарили римлянам такой облик Марса, с бородой, с копьем и щитом. Его священные деревья и растения: смоковница, дуб, лавр и бобы.

6. Вывод Античные мифы получили достаточно широкое распространение и были глубоко изучены благодаря тому, что фиксировались на латинском языке, которым хорошо владела Европа. Греческая мифология и римская мифология несут осмысление жизни, ставят перед человечеством вопросы, которые до сих пор являются актуальными. Греческая и римская мифология были различны не только из-за сложности связи между ними и большого расстояния, но и из-за особенностей развития общества, мировоззрения. Именно благодаря произведениям римских поэтов и скульпторов, разрабатывающих греческие сюжеты, мы имеем возможность получить представление о первоисточнике – достижениях Древней Греции в области культуры и искусства. Создавая на их основе художественные произведения, древнеримские авторы сохранили для потомков всю красоту и эпичность греческой и римской мифологии. Подвиги героев древнего Рима легли в основу трагедий Шекспира и Расина, романов и повестей писателей различных времен, оживали в скульптурах и на живописных полотнах эпохи Возрождения, вдохновляли художников-классицистов. Таким образом, гражданский идеал гордого благородства, верности долгу и свободолюбия, возникший в римской мифологии, обрел свое бессмертие в европейской культуре.

Тест и вопросы для самопроверки Какие боги являлись супругами и олицетворяли императора и императрицу? А) Либер и Либера Б)Вертумн и Помона В) Юпитер и Юнона 1.

2. Кто является героем эпической поэмы Вергилия «Энеида» ? А) Персефона Б) Эней В) Феб

3. Как звали бога, который изображался с двумя лицами? А) Янус Б) Сатурн В)Марс

Древнегреческая мифология выражала живое чувственное восприятие окружающей действительности со всеми её многообразием и красками. За каждым явлением материального мира – грозой, войной, бурей, рассветом, лунным затмением, по мнению греков, стояло деяние того или иного бога.

Теогония

Классический греческий пантеон насчитывал 12 божеств-олимпийцев. Однако жители Олимпа не были первыми обитателями земли и создателями мира. Согласно «Теогонии» поэта Гесиода, олимпийцы были только третьим поколением богов. В самом начале был лишь Хаос, из которого со временем вышли:

  • Нюкта (Ночь),
  • Гея (Земля),
  • Уран (Небо),
  • Тартар (Бездна),
  • Скотос (Тьма),
  • Эреб (Мрак).

Эти силы и следует считать первым поколением греческих богов. Дети Хаоса заключали друг с другом браки, порождая богов, моря, горы, чудовищ и разных удивительных существ – гекатонхейров и титанов. Внуков Хаоса принято считать вторым поколением богов.

Правителем всего мира стал Уран, а его супругой – Гея – мать всего сущего. Уран боялся и ненавидел своих многочисленных детей-титанов, поэтому сразу после их рождения прятал младенцев обратно во чрево Геи. Гея сильно страдала от того, что не могла разродиться, но ей на помощь пришёл младший из детей – титан Кронос. Он сверг и оскопил своего отца.

Дети Урана и Геи наконец смогли выйти из чрева матери. Кронос взял в жёны одну из своих сестёр – титаниду Рею и стал верховным божеством. Его правление стало настоящим «золотым веком». Однако Кронос опасался за свою власть. Уран предсказал ему, что один из детей Кроноса поступит с ним также как, сам Кронос поступил со своим отцом. Поэтому всех рождённых Реей детей – Гестию, Геру, Аида, Посейдона, Деметру – титан проглотил. Последнего сына – Зевса – Рее удалось спрятать. Зевс подрос, освободил своих братьев и сестёр, а затем начал борьбу с отцом. Так в битве схлестнулись титаны и третье поколение богов – будущих олимпийцев. Эти события Гесиод называет «титаномахией» (дословно «Битвами Титанов»). Борьба закончилась победой олимпийцев и падением титанов в бездну Тартар.

Современные исследователи склонны полагать, что титаномахия не была пустой, ни на чём не основанной фантазией. Фактически этот эпизод отражал важные социальные перемены в жизни Древней Греции. Архаичные хтонические божества – титаны, которым поклонялись древнегреческие племена, уступали своё место новым божествам, олицетворявшим порядок, закон и государственность. В прошлое уходили родоплеменной строй и матриархат, им на смену приходят – полисная система и патриархальный культ эпических героев.

Боги-олимпийцы

Благодаря многочисленным литературным произведениям, до наших дней дошло множество древнегреческих мифов. В отличие от славянской мифологии, сохранившейся в отрывочном и неполном виде, древнегреческий фольклор был глубоко и всесторонне изучен. Пантеон древних греков включал в себя сотни богов, однако, ведущая роль была отведена всего 12 из них. Канонического списка олимпийцев не существует. В разных версиях мифов в пантеон могут входить разные боги.

Зевс

Во главе древнегреческого пантеона находился Зевс. Он и его братья – Посейдон и Аид – бросили жребий, чтобы поделить между собой мир. Посейдону достались океаны и моря, Аиду – царство душ умерших, а Зевсу – небо. Под властью Зевса на всей земле устанавливается закон и порядок. Для греков Зевс был олицетворением Космоса, противостоящим древнему Хаосу. В более узком значении Зевс был богом мудрости, а также грома и молний.

Зевс был весьма плодовит. От богинь и земных женщин у него родилось множество детей – богов, мифических существ, героев и царей.

Весьма интересным моментом биографии Зевса является его борьба с титаном Прометеем. Боги-олимпийцы уничтожили первых людей, живших на земле ещё со времён Кроноса. Прометей же создал новых людей и обучил их ремёслам, ради них, титан даже похитил с Олимпа огонь. Разгневанный Зевс приказал приковать Прометея к скале, куда ежедневно прилетал орёл, клевавший титану печень. Для того чтобы отомстить созданным Прометеем людям за их своеволие, Зевс послал к ним Пандору – красавицу, открывшую ящик, в котором были спрятаны болезни и разные несчастья человеческого рода.

Несмотря на столь мстительный нрав, в целом, Зевс – светлое и справедливое божество. Рядом с его троном стоят два сосуда – с добром и злом, в зависимости от поступков людей Зевс черпает дары из сосудов, посылая смертным либо кару, либо милость.

Посейдон

Брат Зевса – Посейдон – владыка такой переменчивой стихии как вода. Подобно океану, он бывает буен и дик. Скорее всего, изначально Посейдон был земным божеством. Эта версия объясняет почему культовыми животными Посейдона были вполне «сухопутные» бык и конь. Отсюда же и эпитеты, которыми наделяли бога морей – «сотрясающий землю», «земледержец».

В мифах Посейдон часто противостоит своему брату-громовержцу. Например, поддерживает ахейцев в войне против Трои, на стороне которой был Зевс.

Почти вся торговая и промысловая жизнь греков зависела от моря. Поэтому Посейдону регулярно приносили богатые жертвы, бросая их прямо в воду.

Гера

Несмотря на огромное количество связей с самыми разными женщинами, ближайшей спутницей Зевса всё это время была его сестра и супруга – Гера. Хотя Гера и была главным женским божеством на Олимпе, фактически она была только третьей женой Зевса. Первой супругой громовержца была мудрая океанида Метида, которою он заключил в своё чрево, а второй – богиня правосудия Фемида – мать времён года и мойр – богинь судьбы.

Хотя божественные супруги часто ссорятся и изменяют друг другу, союз Геры и Зевса символизирует все моногамные браки на земле и отношения между мужчиной и женщиной в целом.

Отличавшаяся ревнивым, а порой и жестокий нравом, Гера всё же была хранительницей семейного очага, защитницей матерей и детей. Гречанки молили Геру о послании им хорошего мужа, беременности или о лёгких родах.

Возможно, противостояние Геры с мужем отражает хтонический характер этой богини. По одной из версий, прикасаясь к земле, она даже рождает чудовищного змея – Тифона. Очевидно, Гера – одно из первых женских божеств Пелопонесского полуострова, эволюционировавший и переработанный образ богини-матери.

Арес

Арес был сыном Геры и Зевса. Он олицетворял собой войну, причём, войну не в виде освободительного противостояния, а – бессмысленной кровавой резни. Считается, что вобравший в себя часть хтонического буйства своей матери Арес крайне вероломен и хитр. Свою силу он использует для того, чтобы сеять убийства и рознь.

В мифах прослеживается нелюбовь Зевса к кровожадному сыну, однако, без Ареса невозможна даже справедливая война.

Афина

Рождение Афины было весьма необычным. Однажды Зевса стали мучить сильные головные боли. Чтобы облегчить страдания громовержца, бог Гефест ударяет его топором по голове. Из образовавшейся раны выходит прекрасная дева в доспехах и с копьём. Зевс, увидев дочь, очень обрадовался. Новорождённая богиня получила имя Афина. Она стала главной помощницей своего отца – хранительницей закона и порядка и олицетворением мудрости. Формально матерью Афины была Метида, заключённая внутри Зевса.

Поскольку воинственная Афина воплощала в себе и женское, и мужское начало, она не нуждалась в супруге и оставалась девственной. Богиня покровительствовала воинам и героям, но только тем из них, кто разумно распоряжался своей силой. Таким образом, богиня уравновешивала буйство своего кровожадного брата Ареса.

Гефест

Гефест – покровитель кузнечного дела, ремёсел и огня – был сыном Зевса и Геры. Он родился хромым на обе ноги. Гере был неприятен некрасивый и больной младенец, поэтому она сбросила его с Олимпа. Гефест упал в море, где его подобрала Фетида. На морском дне Гефест освоил кузнечное ремесло и стал выковывать чудесные вещи.

Для греков сброшенный с Олимпа Гефест олицетворял хоть и некрасивого, но очень умного и доброго бога, помогающего всем, кто к нему обратится.

Чтобы проучить свою мать, Гефест выковал для неё золотой трон. Когда Гера села в него, на её руках и ногах сомкнулись путы, которые никто из богов не смог расковать. Несмотря на все уговоры, Гефест упорно не желал идти на Олимп, чтобы освободить Геру. Бога-кузнеца сумел привести только Дионис, опьянивший Гефеста. После освобождения Гера признала сына и отдала ему в жёны Афродиту. Впрочем, Гефест недолго прожил с ветреной супругой и заключил второй брак с харитой Аглаей – богиней добра и радости.

Гефест – единственный олимпиец, постоянно занятый работой. Он куёт молнии для Зевса, волшебные предметы, доспехи и оружие. От своей матери он, как и Арес, унаследовал некоторые хтонические черты, однако, не столь разрушительные. Связь Гефеста с подземным миром подчёркивает его огненная природа. Однако огонь Гефеста – это не разрушительное пламя, а домашний очаг, который обогревает людей, или кузнечный горн, с помощью которого можно изготовить множество полезных вещей.

Деметра

Одна из дочерей Реи и Кроноса – Деметра – была покровительницей плодородия и земледелия. Как и многие женские божества, олицетворяющие Мать-Землю, Деметра имела прямую связь с миром мёртвых. После похищения Аидом её с Зевсом дочери – Персефоны – Деметра впала в траур. На земле воцарилась вечная зима, люди тысячами умирали от голода. Тогда Зевс потребовал, чтобы Персефона проводила с Аидом только одну треть года, а на две трети – возвращалась к матери.

Считается, что Деметра обучила людей земледелию. Она же давала плодовитость растениям, животным и людям. Греки полагали, что на мистериях, посвящённые Деметре, стираются границы между миром живых и мёртвых. Данные археологических раскопок показывают, что в некоторых областях Греции Деметре даже приносили человеческие жертвы.

Афродита

Афродита – богиня любви и красоты – появилась на земле весьма необычно. После оскопления Урана Кронос бросил детородный орган своего отца в море. Поскольку Уран был очень плодовит, из морской пены, образовавшейся в этом месте, вышла прекрасная Афродита.

Богиня умела насылать любовь на людей и богов, чем часто пользовалась. Одним из главных атрибутов Афродиты был её чудесный пояс, который делал прекрасной любую женщину. Из-за переменчивого нрава Афродиты многие пострадали от её чар. Мстительная богиня могла жестоко карать тех, кто отвергал её дары или чем-то её обижал.

Аполлон и Артемида

Аполлон и Артемида – дети богини Лето и Зевса. Гера крайне прогневалась на Лето, поэтому преследовала её по всей земле и долго не давала ей разродиться. В конце концов, на острове Делос в окружении Реи, Фемиды, Амфитриты и других богинь Лето родила двух близнецов. Первой на свет появилась Артемида и сразу стала помогать матери в родах своего брата.

С луком и стрелами Артемида в окружении нимф стала бродить по лесам. Девственная богиня-охотница была покровительницей диких и домашних животных и всего живого на земле. К ней за помощью обращались и юные девушки, и беременные женщины, которых она защищала.

Её брат же стал покровителем искусств и врачевания. Аполлон приносит на Олимп гармонию и спокойствие. Этот бог считается одним из главных символов классического периода в истории Древней Греции. Он привносит элементы красоты и света во всё, что делает, дарует людям дар предвидения, учит их лечить болезни и музицировать.

Гестия

В отличие от большинства жестоких и мстительных олимпийцев, старшая сестра Зевса – Гестия – отличалась мирным и спокойным нравом. Греки почитали её как хранительницу домашнего очага и священного огня. Гестия придерживалась целомудрия и отказывала всем богам, предлагавшим ей замужество.

Культ Гестии был очень распространён в Греции. Считалось, что она помогает проводить священные церемонии и бережёт мир в семьях.

Гермес

Покровитель торговли, богатства, ловкости и воровства – Гермес, скорее всего, изначально был древним малоазиатским демоном-пройдохой. Со временем греки превратили мелкого трикстера в одного из самых могущественных богов. Гермес был сыном Зевса и нимфы Майи. Как и все дети Зевса, он с рождения демонстрировал свои удивительные способности. Так, в первый же день после своего появления на свет Гермес научился играть на кифаре и выкрал коров Аполлона.

В мифах Гермес предстаёт не только обманщиком и вором, но и верным помощником. Он часто выручал героев и богов из затруднительных ситуаций, принося им оружие, волшебные травы или какие-то другие нужные предметы. Отличительным атрибутом Гермеса были крылатые сандалии и кадуцей – жезл, вокруг которого обвились две змеи.

Почитали Гермеса пастухи, торговцы, ростовщики, путешественники, мошенники, алхимики и гадатели.

Аид

Аида – повелителя мира мёртвых – не всегда включают в число богов-олимпийцев, поскольку жил он не на Олимпе, а в мрачном Аиде. Однако он, безусловно, был очень могущественным и влиятельным божеством. Греки боялись Аида и предпочитали не произносить его имя вслух, заменяя его разнообразными эпитетами. Некоторые исследователи считают, что Аид выступает иной ипостасью Зевса.

Хотя Аид и был богом мёртвых, он также даровал плодородие и богатство. При этом сам он, как и полагается подобному божеству, не имел детей, даже жену ему пришлось похищать, потому что никто из богинь не хотел спускаться в подземное царство.

Культ Аида был почти не распространён. Известно всего об одном храме, где только раз в год приносили жертвы царю мёртвых.

Имя божества в греческой мифологии

Имя божества в римской мифологии

Значение божества в греческой мифологии

Значение божества в римской мифологии

Сын Реи и Кроноса, самый могущественный и высочайший из богов греческого народа, отец и повелитель людей и богов;

Могущественный властитель неба, олицетворение солнечного света, грозы, бури, в гневе метавший молнии, поражая ими непокорных его божественной воле;

Посейдон

Колебатель земли, властитель морей;

Царь морей и океанов, бог морского царства;

Супруга Зевса, покровительница браков, супружеской любви и родов;

Супруга Юпитера, царица неба, хранительница брачных союзов, помощница при родах. Ее чтили и как великую богиню плодородия;

ствлялся

Брат Зевса, великий повелитель загробного царства;

Орк- бог смерти; Дит - бог преисподней;

Бог растительности, вина и виноделия;

Бог вина, виноделия, веселья;

Бог лесов и рощ, бог пастухов, охранитель стад, покровитель охотников, пчеловодов, рыболовов;

Веселый, деятельный бог лесов, рощ, полей;

Богиня плодородия и земледелия;

Богиня жатвы, покровительница плодородия;

Богиня счастливой судьбы;

Богиня счастливой судьбы, как и у греков;

Артемида

Девственная богиня-охотница, покровительница животных, богиня плодородия, помощница при родах;

Покровительница животных, цветущих полей, зеленых рощ и лесов;

Афродита

Первоначально богиня плодородия, затем богиня любви. Афродиту рассматривали также как богиню – покровительницу мореплавания;

Покровительница цветущих садов, богиня весны, плодородия, произрастания и расцвета всех плодоносящих сил природы;

Амур или Купидон

Сын Афродиты - веселый, шаловливый, коварный; его стрелы несут с собой радость и счастье, но часто несут

страдания, муки любви и даже гибель;

Подобно Эроту пускает свои любовные стрелы в жертвы, принося им радости и муки любви;

Бог брака;

Бог брака;

Бог огня и кузнечного ремесла, покровитель металлургии;

Бог огня и очага, искуснейший

кузнец, покровитель ремесленников и ювелиров;

Богиня мудрости, покровительница городов и государств как в дни мира так и во время войны;

Покровительница городов и мирных занятий их жителей;

Бог войны, олицетворение свирепой воинственности, источник гибели, разрушения и кровопролитий;

Яростный, неукротимый бог войны;

Меркурий

Покровитель торговли, ловкости, обмана, воровства;

Исполняет функцию посланца богов, наделен смекалкой, наблюдательность и хитростью;

БИБЛИЯ КАК ИСТОРИКО-КУЛЬТУРНЫЙ ТЕКСТ

Библия возникла как Священное писание древних евреев, отражающее веру в существование единого, невидимого Бога, в отличие от языческого политеизма греков и римлян и выражающее Союз (Завет) Бога с человечеством (народом). В Ветхом Завете, написанной во 2- м тысячелетии до н.э. было сказано, что Яхве создал мир, Землю и первых людей. Эту религию мы называем иудаизмом. В Палестине, в 1 в. н.э., возникла и новая религия, христианство, через деятельность Апостолов, распространявших «благую весть» об Иисусе Христе.

Как историко-культурный памятник, Ветхий Завет сохранил древние мифы народов Ближнего Востока (мифы о сотворении мира, о жизни первых людей в раю, потопе и др.).

Польский ученый Зенон Косидовский в книге «Библейские сказания» проводит параллели с имеющимися реальным фактами истории народов Ближнего Востока (потопе, строительстве Вавилонской башни, истории первых еврейских государств, пребывании евреев в Египте, Вавилоне и т.д.). Так что, с одной стороны, в нем можно проследить и мифы, и народные предания, и фактическую историю.

Для нас важны не столь изыскания, подтверждающие или опровергающие отдельные сюжеты из Ветхого Завета (о его фольклорном характере уже писали И. Гердер и Дж. Фрезер), сколько его литературный материал, в котором мы можем увидеть реалии состояния общественной психологии тех далеких времен.

Наряду с основной религиозной идеей монотеизма, Ветхий Завет отражает историю нравов и обычаев еврейского и других народов Ближнего Востока, включает поэтические песнопения (псалмы Давида), свадебно-обрядовые песни («Песнь песней» Соломона), народные притчи, известные, как притчи Соломоновы.

Ветхий Завет (его отдельные книги) создавался на протяжении с 13 в. д. н.э до 2 в. до н.э. Слово «Завет» означает «договор» - человека с Богом. Большая часть Ветхого Завета написана на древнееврейском языке, а более поздние – по-гречески. Ветхий Завет почитается и иудеями, и христианами. Далеко не все древние тексты вошли в Библию, часть из них - так называемые апокрифы, не включенные в число богослужебных книг. Они были написаны позднее окончательной редакции Ветхого Завета, которая произошла во 2 веке до н.э. (Так наз. перевод 70 толковниками, сделанный в Египте на греческий язык).

Ряд книг Ветхого Завета носят легендарно-исторический характер и повествуют об истории еврейского народа, о правлениях царей, проповедях пророков, высказывавших мудрые, философские мысли (Екклесиаст, напр., говорил: «Все суета сует и томление Духа, лишь Душа нетленна».) Пребывание евреев в Египте, их военные вторжения, подтверждаемые надписями 13 в. до н.э. на стеле фараона Мернептаха.

Ветхий Завет делят на 3 части: 1-я, Тора (5-книжье): Бытие, Исход, Левит, Числа, Второзаконие. 2- я, Пророки в т.ч., исторические книги Иисуса Навина, Судей, Царств, четыре книги «Больших Пророков», двенадцать книг «Малых Пророков». 3-я, Писания: (книга псалмов Давида, книга любовной лирики «Песнь Песней Соломона», книга притчей Соломона, Екклесиаст (книга Проповедника, имя его мы не знаем), книги хроник, книги Руфь, Иова, Ездры, Есфирь, Даниила и др.

Новый Завет - христианская часть Библии, книги которого на греческом языке были созданы в 1 веке н.э. – начинается Евангелиями от Марка, Матфея, Луки и Иоанна, повествующими о Боговоплощении - о пришествии в мир Мессии, Иисуса Христа. Далее следуют Деяния Апостолов - учеников и сподвижников Иисуса Христа, и Послания Апостолов (Петра, Павла и др.). Это - их духовно-нравственные наставления.

Евангелистами называют Матфея и Иоанна, непосредственных учеников Иисуса Христа, Другие евангелисты - Лука, (врач, иконописец, создавший изображения Богоматери) - спутник апостола Павла, а евангелист Марк, спутник апостола Петра. Трое из них пишут свои Евангелия в 60-е годы, а Иоанн - в 90-е годы, будучи в ссылке на о. Патмос.

Новый Завет в христианском понимании - исполнение Ветхого Завета, знаменующее реальное богочеловеческое единство во Христе, сменяющий предзнаменующий и пророческий Ветхий Завет.

Следует подчеркнуть слова из «Нагорной проповеди» Иисуса. «Возлюби ближнего своего, как самого себя», «Возлюби Господа твоего», как раскрытия внутренней сути божества - любви, лежащей в основе мироздания и спасения мира. Они стали основополагающими в новой системе морали, распространявшейся не только среди рабов и простонародья, но и среди состоятельных римских граждан. В конечном итоге, именно новая мораль, поклонение единому Богу, и созданная христианами церковь, обеспечила крушение культуры античного мира.

Не потому ли интерес к древнегреческой мифологии настолько устойчив, что в ней, как в зеркале, отразилось идеализированное представление наших предков о мироздании, в котором все упорядочено, совершенно и подчинено только судьбе и воле богов, созданных по человеческому образу и подобию? В античной культуре человеческое и божественное – две стороны бытия, объединяющего людей и богов в нерасторжимое целое.

Определение

Люди – обобщенное понятие, содержание которого сконцентрировано не на индивидуальных чертах отдельной личности, а на способности человеческого сообщества к созидательным действиям, самоорганизации, согласованной мыслительной деятельности и коллективному творчеству. При любом общественном укладе у людей, объединенных в этнические группы, формируются относительно устойчивые представления об устройстве мира и законах бытия, проявляющиеся в культах и обрядах, языческой символике, мифах или религиозных учениях. На основе этих представлений складываются культурные традиции, верования, религии и политические системы.

Боги-олимпийцы – образное воплощение древнейших архетипов, возникших в процессе многовекового коллективного мифотворчества. В древнегреческих мифах они восстали против коварного бога Кроноса, могущественного властителя мира, и титанов, сбросив их со священной горы Олимп в бездонные глубины Тартара. Зевс-Громовержец, сын Кроноса и Реи, бог водной стихии Посейдон и Аид, которому принадлежало подземное царство мертвых, возглавили древнегреческий пантеон, объединивший многочисленных богов, которые покровительствовали ремеслам, земледелию, торговле, искусствам и мореплаванию. В их честь возводились храмы и святилища, а Олимп считался обителью двенадцати наиболее могущественных представителей божественной династии. В их число входили Гера, супруга Зевса и покровительница семьи, богиня мудрости Афина, богиня плодородия Деметра, вестник богов Гермес, бог огня и кузнечного ремесла Гефест, богиня охоты Артемида, грозный бог войны Арес, прекрасные Аполлон и Афродита, наделенные властью над красотой, гармонией и светом.

Зевс-громовержец

Сравнение

В античной мифологии обитатели Олимпа наделены многими человеческими чертами. Они имеют собственные пристрастия, способны испытывать чувство страсти, ненавидеть и завидовать, умеют веселиться, приходят в ярость, плетут интриги, хитрят и нарушают запреты.

Любвеобильный Зевс похищает красавицу Европу, соблазняет Каллисто и Леду, хитростью добивается взаимности от Ио. Гера жестоко преследует соперниц и страдает от ревности, как обычная земная женщина. Гермес, едва появившись на свет, похищает стадо коров у Аполлона, а созданная Гефестом из глины и воды Пандора, не удержавшись от любопытства, выпускает из ларца раздор и связанные с ним беды, с которыми не в силах справиться даже могущественные боги.

Однако, при всем сходстве с людьми, они остаются богами, потому что наделены тремя главными отличиями, составляющими их божественную суть: бессмертием, силой абсолютного знания и властью над человеческими судьбами.

Бессмертие богов – главный мотив не только древнегреческих мифов. Он присутствует в языческих верованиях, мифологии и религиях разных народов и никогда не подвергается сомнению.

Представление о знании как привилегии богов, вероятнее всего, заимствовано древними греками у фракийцев, шумеров и лидийцев. Впрочем, не только у этих племен тайными знаниями, касающимися некоторых ремесел и культовых обрядов, владели только жрецы и шаманы. Они проходили долгий путь обучения, а право стать служителем культа оплачивали оскоплением или другим увечьем, ограничивавшим возможность передачи сакральных знаний собственным детям или представителям других племен. К примеру, тем, кто владел секретами кузнечного дела, подрезали сухожилия на ногах, практически лишая возможности передвигаться.

Бога огня Гефеста часто называют еще и богом-кузнецом: он ковал стрелы для Зевса, знал, как управлять огнем, но при этом был хромым и не мог спуститься с Олимпа без посторонней помощи. Известно, как поплатился Прометей за то, что выведал у Гефеста секрет обработки металла при помощи огня и открыл его простым смертным.

Особо почитаемым богом-олимпийцем у древних греков был Дионис – бог виноделия и плодоносящей земли. Вино, наравне с нектаром, считалось божественным напитком, дающим бессмертие, и секреты его производства, хорошо известные людям, связывали с этим мифическим образом. Дионису приносили богатые жертвы, в его честь устраивали пышные празднества – дионисии, с хорами, танцами и театральными действами в священной роще Академа.

Абсолютное знание давало богам власть над людьми и силами природы. Люди отождествляли свою судьбу с волей небожителей и стремились задобрить тех богов, от которых, по их мнению, зависели благополучие, здоровье и продолжительность жизни.

Боги-олимпийцы в античных мифах редко обращали внимание на человеческое страдание и мольбы о помощи. Они не отличались высокой духовностью и не выступали в качестве высшего нравственного начала, но олицетворяли собой могучую жизненную силу, определявшую порядок земного бытия.

Выводы сайт

  1. Жизнь людей реальна: она протекает в определенных временных рамках и связана с конкретной средой обитания.
  2. Мифические боги-олимпийцы – вымысел, отражающий представления древних греков о мироздании. Их возникновение связано с античной эпохой и имеет размытые временные границы.
  3. Люди смертны и, в представлении древних, зависимы от судьбы.
  4. В древнегреческой мифологии боги наделены бессмертием, хотя их судьбы, как и жизнь людей, заранее предопределены.
  5. Люди приобретают знания благодаря собственным усилиям и опыту предшествующих поколений.
  6. Боги-олимпийцы обладают скрытым от людей абсолютным знанием, которое позволяет им управлять человеческими судьбами.
  7. Люди способны мыслить, творить, создавать словесные образы.
  8. Боги, обитающие на мифическом Олимпе, — только образы, рожденные человеческой фантазией.

Самые древние верования людей сводились к наделению душой природных явлений и к культу предков. С течением времени и развитием цивилизаций из огромного множества неясных мифических божеств определяются более яркие образы: Марса - бога войны, Януса - бога начала и конца, Юпитера - бога света дня, Грозы, насылающего на земли людей страшные ливни, и других. На культуру и верования древних людей всегда большое влияние оказывала культура их ближайших соседей. Так, у этрусков римлянами была позаимствована богиня искусств Минерва. Также на культурную жизнь Рима в свою очередь оказала значительное влияние более Греции. Сегодня неоспорим тот факт, что значительное влияние на развитие древнеримского общества в целом оказала римская мифология, боги которой в большинстве своем были позаимствованы у греков.

Мифология древних государств сегодня представляет большой интересе для исследователей истории канувших в былое цивилизаций, собирающих артефакты их культуры по крупицам на протяжении многих сотен лет. Благодаря их стараниям имеет представление о том, чем жили люди задолго до появления его предков, во что они веровали и в чем заключался смысл их жизни.

Древнейшая римская мифология была построена на вере в существование жизни после смерти. Римляне тех времен поклонялись душам своих предков. В основе этого поклонения лежал страх перед сверхъестественными силами, которыми, по мнению римлян, обладали эти души. Первые римские боги отождествлялись с природой, могли повелевать ею, вызывать дождь или насылать на поселения небывалую засуху. Чтобы не остаться без урожаев, жители Древнего Рима пытались всячески задобрить этих богов. Им поклонялись и приносили жертвы.

Греческие и римские боги: различия

Согласно некоторым источникам, Древний Рим на протяжении столетий не имел собственной мифологии. В то же время в соседней Греции культурная и религиозная жизнь людей процветала. Многие современные исследователи, увлекающиеся историей склонны считать, что большинство мифов было позаимствовано ею ранее у более развитых в культурном смысле греков, а римские боги - это боги, наделенные теми же силами и чертами, что и греческие. Единственное их отличие заключается в именах. Так, в римской мифологии - Венера - является точной копией греческой Афродиты. Покровитель древнеримских искусств - Феб - как никто иной походит на греческого Аполлона и т.д.

Первоначально римские боги не имели ни генеалогии, ни даже места своего обитания - Олимпа, и изображались в виде определенных символов: Юпитер имел вид камня, Марс - вид копья, Веста - вид языков пламени. Согласно преданиям, первые боги Рима не оставляли после себя потомства и после завершения всех начатых дел не умирали, а уходили в никуда. Греческие же боги были весьма плодовиты и бессмертны.

Слияние культуры и мифологии Рима и Греции происходит примерно на рубеже четвертого-третьего веков до н.э. Основные религиозные воззрения греков и часть их мифологии воцарились в Риме после того, как в столицу империи был доставлен сборник изречений греческого оракула, предсказавший впоследствии эпидемию чумы 293 года до н.э.

Римские боги более нравственны. Согласно представлениям древних римлян, опекая человеческую жизнь, они являлись защитниками справедливости на Земле, права собственности и многих других прав, которыми должен обладать свободный человек. Нравственное влияние религии особенно велико в период процветания римского гражданского общества (2-4 в.в. н.э.). Жители Древнего Рима были очень набожны. Хвалу этой набожности мы до сих пор можем встретить на страницах произведений римских и греческих писателей тех времен. Внешнее благочестие римлян доказывает их уважение к обычаям, на котором и основывалась главная добродетель римского народа - патриотизм.