Отношение православной церкви к эко. Как относится церковь к ЭКО: моральная дилемма. Позиция православной церкви

Девочки, если вдруг кому-то захочется поговорить об ЭКО с точки зрения РПЦ, давайте обсудим это здесь.

Переношу сюда статью " ", в которой я отразила официальное мнение РПЦ.

В современном мире всё больше пар сталкиваются с такой бедой, как бесплодие, поэтому метод экстракорпорального оплодотворения ( ЭКО ) начинает приобретать большую популярность. Эта вспомогательная репродуктивная технология помогает женщине стать матерью даже, казалось бы, в самых безнадежных случаях. Показаниями к лечению методом ЭКО являются многие формы женского и мужского бесплодия, не поддающиеся терапии. Но такой метод лечения сравнительно нов, и многие не имеющие детей верующие пары задаются вопросом, могут ли они лечиться методом ЭКО , не является ли это грехом?

Каким образом происходит лечение методом ЭКО ?

Первым этапом является стимуляция суперовуляции, т.е. комплексное гормональное воздействие на организм женщины с целью получить созревание не одной, а нескольких яйцеклеток, чтобы увеличить эффективность данного метода лечения.

Следующий этап – пункция яичников, чтобы собрать созревшие яйцеклетки, и сбор семени супруга методом мастурбации.

Далее проводится непосредственно ЭКО : методом in vitro или ИКСИ . При первом способе в питательную среду к яйцеклеткам добавляют сперматозоиды, которые естественным путем внедряются в них и оплодотворяют. При способе ИКСИ для оплодотворения яйцеклетки сперматозоид «вручную» внедряют в нее с помощью микроиглы. Через 2-5 дней эмбрионы готовы к последнему этапу данного лечения.

Ну и последний этап - перенос эмбрионов в полость матки с помощью специального катетера. В настоящее время переносят обычно не больше 3-х эмбрионов (чаще все же 1-го или 2-х). Оставшиеся эмбрионы замораживают в жидком азоте до того момента, пока супружеская пара не решит снова воспользоваться этим методом лечения.

Эффективность экстракорпорального оплодотворения составляет приблизительно 30-35%, в зависимости от возраста бесплодной пары, причин бесплодия, ну и, конечно, от квалификации врачей. По утверждению врачей роды при ЭКО -беременности ничем не отличаются от обычных, а детки, зачатые таким способом, ничем не отличаются от остальных.

ЭКО : мнение православной церкви

Позиция РПЦ отражена в официальном документе «Основы социальной концепции Русской Православной Церкви»:

« К допустимым средствам медицинской помощи может быть отнесено искусственное оплодотворение половыми клетками мужа, поскольку оно не нарушает целостности брачного союза, не отличается принципиальным образом от естественного зачатия и происходит в контексте супружеских отношений....

Нравственно недопустимыми с православной точки зрения являются также все разновидности экстракорпорального (внетелесного) оплодотворения, предполагающие заготовление, консервацию и намеренное разрушение «избыточных» эмбрионов. Именно на признании человеческого достоинства даже за эмбрионом основана моральная оценка аборта, осуждаемого Церковью. », а также в выпущенном Отделом по церковной благотворительности и социальному служению Русской Православной Церкви в 2013 году учебном пособии для священнослужителей: « Из технологий ВРТ Церковь допускает применения внутриматочной инсеминации (ВМИ) спермой мужа. Также Церковь допускает внетелесное зачатие с помощью технологии ЭКО при условии минимальной стимуляции или ее отсутствии, получения одного, двух или трех эмбрионов и переноса всех их вне зависимости от качества или количества. »

То есть, если рассматривать детально позицию РПЦ, то в целом Церковь не против ЭКО , если при таком зачатии не будет нарушена целостность брака и еще несколько аспектов, которые считаются нравственно и морально недопустимыми и которые мы рассмотрим подробнее:

1. Судьба неиспользованных эмбрионов.

Самое ценное, что есть в человеке – это его жизнь и душа, поэтому Церковью осуждается и приравнивается к аборту уничтожение излишних эмбрионов, также считается нравственно недопустимым передача таких эмбрионов для проведения экспериментов или изготовления клеточных продуктов (стволовые клетки, косметология и пр.).

2. Донорство генетического материала.

Донорство половых клеток нарушает целостность личности и брачного единства, как исключительного и священного союза двух людей, допуская вторжение в них третьей стороны, что осуждается Церковью. Только моногамность приемлема Богом, и участник в зачатии в виде третьей стороны нравственно недопустим.

3. Суррогатное материнство.

Во время беременности между ребенком и матерью создается особая духовная связь, ведь в этот период они составляют единое целое. Суррогатная мать в силу тесной биологической связи с малышом глубоко привязывается к нему, и передача рожденного ребенка «заказчикам» душевно травмирует ее, что не может не осуждаться Церковью. Еще одной проблемой данного способа появления малыша в семье является то, что ребенок в этом случае выступает объектом купли-продажи, что также является морально недопустимым.

4. Редукция излишних эмбрионов.

Редукция – это удаление одного или нескольких «лишних» эмбрионов в случае многоплодной беременности, говоря простыми словами – аборт, который с древнейших времен осуждается Церковью и является одним из самых тяжких грехов. Канонические правила приравнивают аборт к убийству, потому что зарождение бессмертной души маленького человечка является даром Божьим, и с момента зачатия всякое посягательство на жизнь будущей человеческой личности преступно.

Так можно ли верующей паре лечиться методом ЭКО ?

Важно понимать, что бесплодие – это болезнь, а болезнь можно лечить, ведь врачи действуют в рамках знания, дарованного им Богом. При лечении методом ЭКО специалисты лишь создают благоприятные условия для зачатия, а зарождении самой жизни как было, так и остается исключительно даром Божьим. Поэтому решение лечиться методом ЭКО или нет верующая семейная пара принимает сама, взяв во внимание все недопустимые с точки зрения Православной Церкви аспекты лечения этим методом, а также посоветовавшись и испросив благословения у своего духовного наставника.

И в конце статьи хочется затронуть еще такой момент: Церковь никогда не отрицала и не отказывала в крещении детей, рожденных при помощи метода ЭКО , потому что все дети, каким бы методом они ни были рождены или зачаты, являются чадами Божьими.

К ЭКО?", нужно коснуться вопроса об искусственном оплодотворении в целом. В современном мире пары, где один из супругов не может зачать, часто задумываются об искусственном оплодотворении и рождении ребенка. Одновременно они оказываются перед моральной дилеммой: допустимо ли это с точки зрения христианства.

ЭКО (экстракорпоральное оплодотворение) – процедура, которая позволяет оплодотворять извлеченную из женского тела яйцеклетку. Эмбрион, зачатый таким способом, содержится в специальном инкубаторе, откуда спустя несколько дней помещается в полость женской матки.

ЭКО и православная церковь

Представители современной православной церкви отрицательно относятся к процедуре ЭКО. Они считают, что это действие безнравственно. Супруги, по мнению представителей церкви, должны смириться со своим бесплодием или воспитать усыновленного ребенка.

В то же время церковь допускает зачатие искусственным путем. Но в качестве донора должен выступить муж женщины, которая хочет зачать ребенка. Такой способ зачатия в этом случае не имеет принципиальных отличий от естественного зачатия и не разрушает прочность уз между супругами.

Церковь осуждает использование в качестве донора другого человека. По мнению священников, это нарушение целостности брака. Тем более такая процедура может привести к безответственному отношению со стороны супруга, обязанного воспитывать ребенка, который не будет «плотью от его плоти». Таким же аморальным считают представители церкви суррогатное материнство.

Однозначно негативно церковь оценивает ЭКО и оплодотворение искусственным путем в отношении следующих категорий:

  • Одинокие женщины.
  • Одинокие мужчины, которые дают свой генетический материал для реализации «генетических прав».
  • Лица нетрадиционной ориентации.

Представители церкви пишут, что такое донорство лишает будущего человека права иметь обоих родителей. Репродуктивные методы, которые осуществляются вне освященных брачных уз, являются страшным грехом.

Также священнослужители обращают внимание на этику ЭКО. Они оценивают эмбрионы, возникшие в результате внематочного оплодотворения, как живых людей. Если в процессе внематочного оплодотворения возникло несколько эмбрионов, но женщина хочет родить одного ребенка, остальные обречены на смерть. Также священнослужители осуждают ЭКО за риск, которому подвергаются эмбрионы во время пересадки в маточную полость. Игумен Мелхиседек называет это экспериментом, цена которого – жизнь человека.

Таким образом, отношение к ЭКО в православной церкви было сформулировано резко отрицательное. Основные причины позиции – создание, консервация и последующее уничтожение «лишних» эмбрионов, а также риск гибели эмбрионов в случае ненаступления беременности.

Для сравнения стоит привести отношение к процедуре внематочного зачатия католиков и представителей иных конфессий. Католическая церковь резко выступает против технологий искусственного оплодотворения. Процедура ЭКО, как подчеркнул в одном из выступлений папа Бенедикт XVI, вредна тем, что разрушает супружескую любовь. Катехизис католический церкви пишет, что воспроизведение людей неразрывно связано с их сексуальными союзами в супружеских парах.

Католицизм рассматривает эмбрионы как живых людей, имеющих душу. Поэтому, как и православные, католики акцентируют внимание на гибели «ненужных» эмбрионов и эмбрионов в маточной полости, если попытка забеременеть оказалась неудачной. Католическая церковь не видит зла в бесплодии и советует бездетным парам, желающим детей, усыновить ребенка.

Иначе приняли процедуру ЭКО индуисты. В их религии есть несколько богов и героев, родившихся без «естественного» полового акта: Карна и пять братьев-Пандавов. Индуисты назвали ЭКО подарком для людей, не могущих зачать обычным способом.

Мнение мусульман выражено в фетве 2006 года:

  • Процедура ЭКО разрешена, если донором выступает супруг.
  • Процедура допустима по медицинским соображениям и если проводится под руководством квалифицированного врача.
  • Вмешательство третьего лица как донора недопустимо. Использование его донорского материала приравнивается к супружеской измене.

Реформистский иудаизм одобрил ЭКО. В ортодоксальном иудаизме вопрос об ЭКО дискутируется. Проблема здесь связана с установлением отцовства. В случае обычного зачатия в браке личность отца считается установленной. Раввин Вальденберг считает, что необходим внешний наблюдатель, который подтвердил бы отцовство.

Рассмотрев вопрос "Как относится церковь к ЭКО?", нужно помнить, что религиозные круги более консервативны и позднее принимали нововведения, появившиеся в результате научных открытий. Люди, планирующие сделать ЭКО, могут оценить аргументы и принять решение о допустимости или недопустимости такой процедуры для них.

Отношение к процедуре экстракорпорального оплодотворения неоднозначное и с точки зрения обывателей, и с позиции священнослужителей. Многие бесплодные верующие семьи, получая рекомендации для проведения процедуры, в первую очередь интересуются, как относится православная церковь к ЭКО.

Мнения

По мнению священников, супруги не могут иметь детей по воле Божьей. Искусственное вмешательство в замысел Творца считается грехом. Православие допускает медицинские действия для лечения заболеваний, приводящих к бесплодию.

Мнение церкви об ЭКО сводится к отрицанию процедуры вмешательства в человеческую природу. Если супружеская пара не может зачать ребенка, а лечебные и хирургические методы не помогли, следует смириться со своей бездетностью, и принять это как жизненное предназначение.

Церковнослужители рекомендуют бесплодным парам, как можно чаще посещать храм, святые места и монастыри, регулярно исповедоваться и причащаться. Супругам следует искренне обращаться к Богу и ликам святых в ежедневной просьбе о даровании младенца. Молитва перед переносом эмбрионов читается Святой Матроне, Николаю Чудотворцу, Пантелеймону Целителю, Ксении Петербургской.

При посещении храма, следует поставить свечи и преклонить колени перед иконами «Нечаянная Радость», «Серафима Дивеевская», «Богородица Млекопитательница», «Целительница». Молитва перед ЭКО может читаться и дома, но необходимо наличие иконы от бесплодия. С просьбой о помощи и поддержке, можно обращаться и к своему Ангелу – хранителю.

Грех ли делать ЭКО?

Верующим супругам, решившимся на пересадку эмбрионов, важно знать разрешает ли церковь ЭКО в какой-то допустимой степени или полностью его отвергает. В данном случае, священнослужители сходятся во мнении, что возможно лишь провести оплодотворение ЭКО биоматериалом мужа. Это является частью супружеских отношений, близкой к естественному зачатию и не нарушает канонов брачного союза.

Религия допускает использование технологии искусственного оплодотворения для выращивания одного – трех эмбрионов, но с условием, что все они будут перенесены в материнское лоно и не будут удалены в дальнейшем. Церковь считает ЭКО оплодотворение грешным, если в процессе проведения процедуры, из нескольких прижившихся зародышей, оставляют одного, наиболее здорового.

Получается, что платой за рождение младенца, послужили жизни его братьев и сестер. В основном, это объясняет, почему ЭКО – это грех, по мнению священнослужителей. Количество оплодотворяемых яйцеклеток, супруги заранее обсуждают с лечащим врачом, и впоследствии все, полученные эмбрионы, должны быть перенесены в матку и иметь право на дальнейшее развитие и появление на свет.

Отношение РПЦ к ЭКО изложено в «Основах социальной концепции», где рассмотрены вопросы преодоления бесплодия, и дана оценка ЭКО с точки зрения православия.

Почему церковь против ЭКО?

Церковь считает, что рождение детей – это желанный плод супружества, но не единственная его цель. Наряду с этим, супругам даруется взаимная любовь, единство души и тела. Если пара не способна к зачатию младенца, а методы лечения не помогают, ей нужно, либо смириться со своей бездетностью, либо рассмотреть возможность усыновления малыша по обоюдному согласию.

Особенно негативно церковь высказывается против процедуры искусственного оплодотворения, если применяются следующие методы:

  1. донорская сперма;
  2. процедура без брака;
  3. использование одинокими женщинами;
  4. консервация или уничтожение лишних эмбрионов;
  5. редукция зародышей.

Использование донорской спермы для оплодотворения. Это является вмешательством третьей стороны в брачный союз, нарушая целостность семейных отношений. В данном случае, происходит поощрение безответственного отцовства, по отношению к тем, кто является его плотью и кровью. Анонимный отец не будет знать о существовании своих детей, и не сможет принимать участие в их жизни. Это нарушает права будущего малыша на единственных родителей, так как у него будут и социальные, и биологические.

Если экстракорпоральное оплодотворение применяется в нетрадиционном союзе. Это подрыв канонов признанной церковью семьи, нарушение отношений между мужчиной и женщиной.

Оплодотворение одиноких дам. В православии считается, что у ребенка должно быть два родителя, а в данном случае, его заведомо лишают одного из них.

Консервация или уничтожение лишних эмбрионов. По мнению священнослужителей, недопустимо выращивание большего количества эмбрионов, чем будет в дальнейшем подсажено женщине. Согласно христианской вере, уже на момент зачатия зарождается человеческая душа. Значит, она присутствует в каждом зародыше. Отбор наиболее жизнеспособных и уничтожение остальных, расценивается церковью как детоубийство. Морально недопустимым является и передача лишних эмбрионов для изготовления клеточных продуктов или проведения экспериментов.

Редукция зародышей, или удаление излишне перенесенных в матку, для исключения многоплодной беременности, приравнивается к аборту. Это с древнейших времен осуждается церковью и относится к одному из тяжких грехов, так как православие признает человеческое достоинство даже за эмбрионами.

Мнение церкви

Церковь говорит про ЭКО, что в последнее время технология усовершенствовалась, и научились получать столько зародышей, сколько нужно, чтобы не убивать лишние. Но процедура не стала более гуманной. Эмбрионы не убивают, их замораживают в жидком азоте, для возможности дальнейшего использования при неудачной попытке, либо ими могут воспользоваться другие супружеские пары.

Священнослужителям известны случаи, когда эмбрионы могли пролежать в законсервированном виде много лет, родители умирали, так и не забрав зародыши и не родив ребенка. С биологической точки зрения, эмбрионы имеют набор генов, не говоря уже о душах зародышей, лежащих в жидком азоте. По мнению церкви – это бесчеловечное отношение, обращение как с неодушевленным предметом.

Некоторые священники высказываются о замороженных эмбрионах как о «детях загробного мира». Это зародыши, имплантируемые после смерти биологических родителей, отца-донора, когда они «осиротели» еще до пересадки в матку. О подобных детях говорят и в случае, если после смерти супруга, вдова желает родить от семени мужа, когда сперма была взята в период болезни.

РПЦ не принимает суррогатное материнство. Оно считается морально недопустимым, так как в период беременности, между матерью и младенцем, возникает тесная телесная и духовная взаимосвязь. Передача дитя социальным родителям, попирает материнские чувства. В этой ситуации ребенок выступает как объект купли – продажи, что резко осуждается церковью.

Отношение православной церкви к ЭКО, выражается в непринятии технологий искусственного оплодотворения, потому, что люди хотят взять под свой контроль все стороны жизни и все подчинить под свои желания, часто эгоистические. Если не хотят иметь детей, то будут предохраняться или сделают аборт. Если захотелось ребенка – то пойдут на ЭКО или суррогатное материнство.

Крещение детей ЭКО

Иногда священнослужители отказываются крестить детей, рожденных в результате ЭКО. Свой отказ они объясняют грешностью родителей. Если супруги решились на процедуру искусственного оплодотворения, следовательно, не считают грехом убийство не рожденного дитя. А значит, крещение малыша бессмысленно, так как такие родители не смогут воспитать его в христианском духе.

Провести обряд можно, если мать и отец искренне раскаиваются в поступке. Но для ребенка не все потеряно. Если он вырастит христианином, ему не запрещено принять крещение в сознательном возрасте.

В целом, мнение церкви в данном вопросе, сводится к недопустимости отказа в крещении младенца. Все дети, независимо от того при помощи какого метода они были рождены, являются «чадами Божьими».

В Библии прописано, что каждый отвечает только за свои поступки. Дети не должны быть наказаны за поступки и грехи своих родителей. Отказ священника от крещения может быть воспринят как ущемление прав ребенка и угроза его вере. Если священнослужитель не желает провести обряд, родителям лучше поискать другую церковь. Перед крестинами малыша следует исповедоваться перед священником.

Человеческая жизнь рассматривается как товар, а так быть не должно. По православным меркам, каждый обязан принимать тот крест, который Бог ему дает. Посылает Творец много детей – следует рожать и воспитывать. Нет ребенка – всегда можно взять на усыновление, немало малышей живут без родителей.

В конечном счете, решение о рождении ребенка с помощью ЭКО верующие супруги принимают самостоятельно. Им необходимо учесть, все недопустимые аспекты с точки зрения православия при использовании этого метода, посоветоваться и спросить благословения у своего духовного отца. По мнению церкви, процедура пересадки эмбрионов, должна проводиться в венчанном браке.

Многих кто думает о том, чтобы воспользоваться ЭКО интересует вопрос, как церковь относится к этому. Отношение к ЭКО как у церкви неоднозначное. Верующие родители перед тем, как решиться на искусственное оплодотворение хотят получить одобрение у священнослужителей. Разобраться в этом вопросе поможет эта статья.

Служители церкви убеждены, что если у семейной пары нет детей на то воля Божья. Если человек решает самостоятельно вмешаться в процесс зачатия, он согрешит. При этом православие не запрещает лечить болезни которые могут приводить к бесплодию.

По мнению церкви, если пара не может иметь детей, а излечиться от бесплодия супруги не могут нужно смириться и воспринять это как волю Господа и жизненное предназначение.

Служители церкви советуют парам, которые не могут иметь детей почаще ходить в церковь, исповедоваться, причащаться. Нужно ежедневно просить у Бога даровать ребенка. Также просить о младенце нужно у Ксении Петербургской, Николая Чудотворца, Святой Матроны и Пантелеймона Целителя. Молитва должна быть обращена к этим святым и перед переносом эмбрионов.

Молитву перед ЭКО можно читать дома перед иконой. Обращаться за помощью можно к своему Ангелу-хранителю. В храме нужно поставить свечи перед иконами «Целительница», Серафима Дивеевская», «Богородица Млекопитательница» и «Нечаянная Радость». Не забудьте преклонить колени после того, как поставите свечи.

Видео по теме:

Грех или нет?

Священнослужители не запрещают делать ЭКО. Единственное но, для оплодотворения должна быть использован биоматериал мужа. Такой подход не возбраняется, так как считается, что такое ЭКО близко к естественному отношению между супругами и такое зачатие не может нарушить каноны брака.

Еще одним условием безгрешного ЭКО является количество перенесенных эмбрионов. Все эмбрионы, которые были перенесены должны развиваться. То-есть нельзя удалять уже прижившиеся зародыши.

Церковь считает, что если так поступить, ребенок родится за счет жизни свих не родившихся братьев или сестер. Это главный аспект греха. Все яйцеклетки, которые были оплодотворены и из которых получились эмбрионы, должны получить право на жизнь, человек не вправе лишать их жизни.

Полное отношение Русской православной церкви к ЭКО полностью раскрыто в «Основах социальной концепции». Это официальный документ в котором рассмотрены, в том числе, вопросы лечения и преодоления бесплодия, а также отношение к ЭКО.

Причины негативного отношения

Рождение ребенка это не единственное предназначение брака. При бесплодии супруги могут взять ребенка из детского дома. Возможно, Бог послал это испытание не случайно.

Отношение церкви к ЭКО будет более негативным если:

  1. ЭКО будет делать одинокая женщина.
  2. Будет применена донорская сперма.
  3. Будет применена редукция (удаление зародышей).
  4. При криоконсервации.

Если при ЭКО будет использована сперма донора — это будет расценено, как вмешательство третьей стороны. Такое вмешательство в брачный союз нарушает целостность семьи. Это является поощрением безответственного отцовства. Будущий биологический отец не узнает, что у него появился ребенок. Донор не получит возможность участвовать в жизни своего ребенка.

Также при использовании донорского биоматериала будут нарушены и права будущего ребенка. Малыш имеет право на единственных родителей. В случае донорства родители у малыша будут и социальные и биологические.

У ребенка должно быть двое родителей. Это священное право ребенка в православии. При использовании биоматериала донора ребенка лишают одного из родителей – это грех.

Криококонсервация не допускается также как и удаление (убийство) непригодных эмбрионов. В христианстве считается, что в момент оплодотворения уже происходит зарождение души. То-есть при отборе наиболее жизнеспособных эмбрионов происходит детоубийство.

При редукции происходит удаление лишних зародышей, что предотвратить многоплодную беременность. Такое действие расценивается церковью, как аборт и детоубийство. Это считается одним из самых тяжких грехов.

Что говорит церковь про ЭКО?

В настоящее время процедура ЭКО развивается очень быстро. Сегодня, технологии позволяют подготовить нужное количество зародышей, не делать редукцию и не убивать лишние эмбрионы. Лишние эмбрионы помещаются в жидкий азот, так происходит криоконсервация.

В этом видео рассказано, в каком случае ЭКО не является грехом:

Криоконсервация позволяет использовать эмбрионы в любое время, при неудачных подсадках или для использования в качестве донорского материала другими парами. Служителям церкви известны ситуации, когда после криоконсервации прошло столько лет, что родители уже умерли, так и не воспользовавшись этими эмбрионами. Эмбрионы имеет душу и продолжают находиться в замороженном состоянии долгие годы. По мнению священнослужетелей это бесчеловечно.

«Дети загробного мира»

Служители церкви считают криконсервированные эмбрионы «детьми из загробного мира». Такими детьми священники считают зародышей, перенесенных после заморозки, когда их биологические родители уже умерли (отец или оба родителя в случае с донорством). Говорится, что дети осиротели еще до подсадки в полость матки будущей матери. Тоже самое говорится и в случае если жена после смерти мужа решает родить от его семени взятой еще до смерти.

Суррогатное материнство также не принимается РПЦ. Такой способ считается аморальным, ведь в период вынашивания образуется связь у мамы и малыша, как телесная, так и духовная. После родов ребенок передается социальным родителям. Ребенок, в этом случае, является объектом купли-продажи. Это тяжкий грех.

Искусственное оплодотворение негативно воспринимается церковью из-за того, что человек берет на себя функцию Бога. Человек пытается все контролировать и подчинять своим желаниям.

Крещение «детей из пробирки»

Часто служители церкви отказывают в крещении ребенка после ЭКО. Причина отказа это грех родителей. Прошедшие ЭКО родители совершили грех, согласившись с убийством пусть и не родившихся детей. Крещение в этом случае не имеет смысла, ведь ребенка не смогут правильно воспитать в христианском духе.

В современном обществе доля бесплодных браков достигает 30%. По России этот показатель в среднем равен 15%. Экстракорпоральное оплодотворение — один из самых перспективных методов для терапии бесплодия. Однако его использование в современном виде сопряжено с рядом этических проблем, не совместимых с нравственным чувством христианина. Целью данной статьи стали обзор современных достижений вспомогательных репродуктивных технологий, богословский анализ этических проблем этих технологий, обсуждение возможности применения некоторых методик с православной точки зрения.

ХХ век ознаменован многими открытиями, в том числе и в медицинской области. Некоторые из них дают возможность вмешиваться в сферы жизни, ранее недоступные человеку. Например, реанимация дает возможность отодвинуть время смерти. Пересадка органов, в том числе сердца, легких, стирает понятие принадлежности тела человека только одному субъекту. Коррекция пола по желанию человека изменяет генетическое определение о его способе существования с теми или иными гендерными признаками. Для лечения бесплодия в конце XX в. была разработана методика экстракорпорального оплодотворения. Ее применение меняет представление человека о способе воспроизведения потомства.

Возникает вопрос: насколько допустимо вмешательство медицины в такие сферы человеческой жизнедеятельности? Будет ли новая медицинская методика соответствовать словам Писания: «Дай место врачу, ибо и его создал Господь» (Сир. 39:12)?

Для ответа на этот вопрос невозможно формально обратиться к Церковному Преданию, поскольку подобных аналогов в прошлом не существовало. В связи с этим для выработки церковной позиции по рассматриваемому вопросу необходимо пользоваться современными исследованиями богословских наук.

К 2000 г. совместными усилиями православных богословов, врачей, биологов и прочих специалистов была сформулирована позиция, включенная в «Основы социальной концепции Русской Православной Церкви» и выражающая церковное отношение к различным медико-социальным проблемам современности. Однако, принимая во внимание довольно значительный период истекшего времени, оказывается, что в настоящий момент церковная позиция по вопросу допустимости ЭКО в этом документе сформулирована не совсем однозначно. С одной стороны, декларируется, что «…пути к деторождению, не согласные с замыслом Творца жизни, Церковь не может считать нравственно оправданными» 1 . С другой стороны, из «Основ социальной концепции» следует, что использование не всякого метода вспомогательных репродуктивных технологий (ВРТ) является греховным: «Нравственно недопустимыми с православной точки зрения являются также все разновидности экстракорпорального (внетелесного) оплодотворения, предполагающие заготовление, консервацию и намеренное разрушение „избыточных“ эмбрионов» 2 .

Таким образом, существует потребность рассмотреть этические проблемы метода ЭКО и разделить их на те, которые принципиально не дают возможности христианину использовать этот метод, и те, которые в рамках икономии при рассмотрении Священноначалием, возможно, могут быть приняты православным сознанием.

Поскольку метод ЭКО подразумевает множество вариантов, то выделение несущественных проблем может дать возможность применять некоторые модификации метода ЭКО, а также использовать для лечения бесплодия другие варианты вспомогательных репродуктивных технологий.

Этические проблемы, возникающие при применении метода ЭКО, связаны с несколькими его составляющими:

  • получение половых клеток,
  • отсутствие связи зачатия с естественным представлением о супружеской близости,
  • получение избыточного количества эмбрионов и манипуляции с ними (элиминация, редукция, замораживание эмбрионов, преимплантационная диагностика),
  • использование половых клеток третьих лиц.

Кроме того, у ЭКО существуют дополнительные проблемы, которые относятся к последствиям метода: влияние на здоровье женщины, на здоровье рождающихся ЭКО-детей и влияние на общество в целом.

Этические проблемы ЭКО

1. Убийство лишних эмбрионов

Современный метод ЭКО осуществляется в так называемых стимулированных циклах, при этом у женщины забирается множество яйцеклеток, все из которых участвуют в дальнейшем оплодотворении. Следовательно, в руках эмбриолога оказываются множество человеческих эмбрионов, одних из которых он переносит женщине, другие же должны быть или уничтожены (элиминированы), или заморожены.

Православная антропология, основываясь на Священном Писании и святоотеческом предании, утверждает, что личность человека появляется с момента зачатия человека. Поэтому любые манипуляции с эмбрионами, намеренно приводящие к их гибели, являются убийством.

Как убийство может быть определен процесс заморозки излишних эмбрионов, т. к. вероятность рождения ребенка после заморозки эмбрионов уменьшается в 3 раза (Lin et al, 1995) 3 . Таким образом, современная техника ЭКО даже если не прямо уничтожает эмбрионы, то целенаправленно подвергает их опосредованной гибели.

Кроме того, при наступлении многоплодной беременности в результате ЭКО врачи настойчиво предлагают провести «редукцию лишних эмбрионов», находящихся в матке беременной женщины.

2. Получение половых клеток

Следующая ЭКО-ассоциированная этическая проблема связана со способом получения мужских половых клеток. Наиболее простым, дешевым методом является извлечение семени при помощи рукоблудия. Это является грехом и не может быть допустимо для православного человека.

Однако способы получения мужских половых клеток не ограничиваются вышеприведенным. В литературе описаны как врачебные манипуляции для получения семени, так и сбор семени в результате супружеского общения 4 .

3. Вмешательство в процесс оплодотворения третьей стороны

На особой значимости данной этической проблемы настаивает Римско-Католическая церковь. Одно из основных этических требований деторождения с ее стороны является то, что оно должно быть «результатом союза и личностных отношений супругов» 5 . Поэтому «акт деторождения, — пишет Э.Сгречча, — не имеющий телесного выражения, остается лишенным не биологического фактора (который воссоздается технологически при переносе гамет), а межличностного общения, которое во всей полноте и единстве можно выразить лишь в теле» 6 . Таким образом, Католическая церковь отвергает ЭКО, т. к. в процесс зачатия вторгаются третьи лица — эмбриолог, гинеколог и др.

Однако вышеприведенное понимание метафизической сущности зачатия отрывает богослова от реальных условий, в которых реализуются эти межличностные отношения. Эти условия есть те болезненные состояния, которые сопровождают супружескую пару и которые являются причиной бесплодия. Вмешательство третьей стороны — врача — является лишь воздействием на эти условия.

Поэтому недопустимость ЭКО на основании вторжения в межличностные отношения третьего лица не может считаться оправданной.

4. Донорство половых клеток. Суррогатное материнство

Понятие вмешательства в процесс оплодотворения третьих лиц может подразумевать и суррогатное материнство, а также использование половых клеток человека, не являющегося супругом или супругой.

Поэтому здесь необходимо указать, что данные разновидности вспомогательных репродуктивных технологий этически совершенно неприемлемы.

Использование сторонних половых клеток фактически разрушает брачный союз, давая возможность интимного соединения с посторонним человеком на уровне клеток.

Отрицательное отношение к донорству половых клеток и суррогатному материнству отражено в «Основах социальной концепции Русской Православной Церкви» 7 .

5. ЭКО как метод, который был разработан на многочисленных экспериментах, проводимых на эмбрионах

Данная этическая проблема ЭКО связана с историческим развитием метода. В 1934 г. было высказано предположение, что эмбрионы млекопитающих и человека способны нормально развиваться в условиях вне организма матери. После этого осуществлялись попытки зачатия «в пробирке» сначала животных, а затем и человека. Были проведены многочисленные эксперименты на человеческих зародышах, которые сопровождались смертью последних. Представить себе масштабы экспериментов можно, указав на тот факт, что рождение первого ЭКО-ребенка Луизы Браун удалось добиться только после 102 неудачных попыток переноса эмбрионов спустя десять лет исследований. Следует только предполагать о количестве принесенных в жертву человеческих эмбрионов, над которыми были проведены эксперименты, чтобы достичь первого успеха.

Возникает вопрос: этично ли для приобретения блага одной личностью пользоваться теми достижениями, которые получены при страдании другой личности?

Ответить на этот вопрос помогает латинское высказывание: «Non sunt facienda mala ut veniant bona» 8 . Еще большее значение оно получает применительно к человеку, который составляет максимальную ценность, здоровье и жизнь которого не могут быть принесены в жертву обществу без добровольного согласия самого человека 9 .

Однако в этом высказывании идет речь скорее о предполагающемся действии, ради которого надо в будущем нарушить принципы морали. Но если же результаты уже получены, и их получение никак не было связано с обществом, которое собирается их использовать (исследование не провоцировалось, не поощрялось, не было молчаливого согласия), т. е. результаты есть состоявшийся факт, то этически приемлемо использовать данные, способные улучшить жизнь других людей.

Стоит предполагать, что наличие в истории подобных прецедентов подтверждает этот тезис. Первый пример связан с нацистской Германией, где в концентрационных лагерях проводились опыты над людьми. Среди всех прочих заслуживают внимание опыты с гипотермией, когда человека погружали в холодную воду, а затем пытались его реанимировать. Было установлено, что шансы спасти человека резко увеличиваются, если в воду не погружается затылочная часть головы (отсутствие охлаждения ствола мозга и мозжечка). Зигмунд Рашер разработал на основании этого конструкцию спасательного жилета с воротником. При использовании его человек, находящийся в воде, держит голову на поверхности воды. Эту разработку используют сейчас во всем мире.

Следующий пример касается применения в нашей стране вакцин (против краснухи, гепатита, А, ветряной оспы), для изготовления которых используются ткани абортированного эмбриона. К примеру, вирус краснухи выращивается на эмбриональных клетках, полученных в результате аборта, произведенного в 1962 г. Недопустимость такого использования эмбриональных тканей подтверждено «Основами социальной концепции» 10 .

Неприемлемость с этической точки зрения применения таких вакцин увеличивается в связи с тем, что в ряде стран появились альтернативные вакцины, полученные на клеточных линиях животных (например, от краснухи — клетки кролика (производство Япония), против гепатита, А — клетке обезьяны (Япония)). Однако в России они не зарегистрированы и не закупаются. В связи с этим перед православным человеком встает непростая дилемма: проводить вакцинацию своих детей, избавляя их от тяжелых заболеваний, или отвергать все вышеперечисленные прививки из-за того, что когда-то они явились следствием греха какого-то человека.

Обсуждая этот вопрос, Церковно-общественный совет по биомедицинской этике Московского Патриархата и Общество православных врачей России приняли следующее положение. «Отказ от вакцинации против этих заболеваний может привести к возникновению эпидемий, угрожающих как отдельным гражданам, так и обществу в целом. В связи с этим при отсутствии альтернативы применение вакцин, изготовленных с использованием диплоидных клеток человека, полученных из абортированных плодов, следует рассматривать как меньшее зло, чем инфекции, от которых эти вакцины защищают. <…> Осознавая трагичность и противоречивость создавшейся ситуации, мы не можем не учитывать также и следующих положений: 1. Для вакцинации используются не сами эмбриональные ткани, а вирусы; 2. Греховные действия, в результате которых были получены диплоидные клетки человека, использующиеся сейчас для изготовления вакцин, были совершены несколько десятков лет назад и не носят повторяющегося систематического характера. При этом надо учесть также, что не было совершено преднамеренного умерщвления плода с целью получения диплоидных клеток» 11 .

Если перенести данную аргументацию на рассматриваемую этическую проблему, то можно провести определенную параллель. Как и культура диплоидных клеток, ЭКО был разработан много лет назад, его техника отработана и в настоящее время эксперименты на эмбрионах запрещены в большинстве странах. Кроме того, методика оплодотворения in vitro использует только результаты предыдущих экспериментов, но не сами абортивные ткани.

В связи с этим, несмотря на этическую небезупречность применения результатов экспериментов с эмбрионами, использование техники ЭКО и переноса эмбрионов может иметь место, т. к. служит для блага других людей.

6. Иные проблемы, ассоциированные с ЭКО

У метода ЭКО существуют дополнительные проблемы, которые относятся к последствиям метода: влияние на здоровье женщины, на здоровье рождающихся ЭКО-детей и влияние на общество в целом. Данные проблемы относятся как к этической области, так и к юридической, и к социальной. Их можно рассматривать как второстепенные, т. к. при надлежащем контроле и воздействии они могут быть скорректированы и устранены.

Исходя из рассмотренных этических проблем, абсолютно неприемлемыми, с точки зрения православной биоэтики, являются те методы вспомогательных репродуктивных технологий, которые связаны с убийством «лишних» эмбрионов:

  • элиминация и редукция (уничтожение) эмбрионов;
  • заморозка эмбрионов;
  • преимплантационная диагностика;
  • а также те, которые разрушают связь супругов «в единой плоти»: суррогатное материнство и донорство половых клеток.

Остальные этические проблемы (например, вмешательство третьей стороны — врача) могут быть расценены как врачебная помощь деторождению, модифицированы (например, сбор мужского семени не в результате рукоблудия, а при помощи других методов) или же взяты под надлежащий контроль (врачебное воздействие на последствия влияния процедуры на организм рождающегося ребенка, организм матери; государственный контроль недопустимости реализации ЭКО людям, не состоящим в браке и т. д.).

Отношение Православных Церквей к рассматриваемому вопросу

Одобрение ЭКО Православной Церковью следует из контекста применения «Основ Социальной Концепции Русской Православной Церкви» в рамках выработки отношения нашей Церкви к суррогатному материнству, а также из решения Синода Элладской Православной Церкви 2006 г.

1. Русская Православная Церковь

Несмотря на отсутствие конкретной позиции нашей Церкви по ЭКО в «Основах Социальной Концепции», на основании контекста применения XII главы «Основ…» можно видеть отсутствие категоричного запрета Русской Православной Церкви на ЭКО.

Это подтверждается следующим фактом. На заседании Священного Синода Русской Православной Церкви 25—26 декабря 2013 года велось обсуждение практики суррогатного материнства и возможности крещения детей, родившихся в результате него. Был принят документ «О крещении младенцев, родившихся при помощи „суррогатной матери“», в котором говорится следующее: «Допустимым средством медицинской помощи бездетным супругам Церковь считает искусственное оплодотворение половыми клетками мужа, если это не сопровождается уничтожением оплодотворенных яйцеклеток, „поскольку оно не нарушает целостности брачного союза, не отличается принципиальным образом от естественного зачатия и происходит в контексте супружеских отношений“ (ОСК XII.4). Что же касается практики так называемого „суррогатного материнства“, то она однозначно осуждается Церковью» 12 . Таким образом, Священный Синод осудил практику ЭКО не саму по себе, но лишь потому, что она связана с образованием и уничтожением «избыточных» эмбрионов.

Этот вывод подтверждает прот. Максим Козлов, член Библейско-богословской комиссии. В своем комментарии на указанный Синодальный документ он говорит: «При этом ЭКО Церковь не запрещает — за исключением случаев, когда речь идет о редукции, то есть об избавлении от „лишних“ оплодотворенных яйцеклеток» 13 .

2. Элладская Православная Церковь

Элладская Православная Церковь при нежелании супругов смириться с бесчадием допускает возможность ЭКО и ПЭ при отсутствии производства лишних эмбрионов, их элиминации и донорства гамет. В рамках икономии сформулировано следующее положение документа Священного Синода: «Церковь должна усердно предлагать усыновление в качестве альтернативы для тех супружеских пар, которые по различным причинам не готовы смириться с бесплодием. Если это невозможно, то Церковь могла бы, в духе икономии, принять те методики оплодотворения, при которых не создаются лишние эмбрионы, не используются донорские гаметы и не уничтожаются эмбрионы. Например, Церковь могла бы принять соответствующее внутриматочное оплодотворение, таким образом рассматривая супружескую пару как страдающую общим заболеванием, при том условии, что оба супруга согласны и что вся процедура проводится в рамках вышеуказанных принципов. Церковь могла бы также принять вспомогательные репродуктивные технологии при использовании исключительно родительских гамет, оплодотворение стольких эмбрионов, сколько будет их перенесено в утробу матери» 14 .

3. Предварительные выводы

Экстракорпоральное оплодотворение может быть нравственно оправданным и допустимым методом терапии бесплодия для православного христианина, если не происходит убийства эмбрионов и не нарушается связь супругов «в единой плоти» даже на уровне половых клеток.

Тем не менее ЭКО меняет представление человека о способе воспроизведения потомства, позволяет производить выбор детей для беременности с желаемыми качествами. Этим открывается дорога к различным злоупотреблениям, начиная от выбора пола ребенка и цвета его глаз и заканчивая получением потомства одинокими матерями и однополыми парами. Данные последствия должны быть взяты под контроль государства. Однако не всегда законы следуют нормам морали. В связи с этим возникает опасность широкого использования ЭКО и его популяризации.

Поэтому было бы правильным в ходе плодотворной дискуссии вокруг текста XII раздела «Основ Социальной Концепции Русской Православной Церкви» квалифицированно с медицинской и нравственно-богословской точек зрения определить допустимые для православных христиан случаи применения технологии ЭКО.

Священник Роман Тарабрин

    1 Основы социальной концепции Русской Православной Церкви. М.: Отдел внешних церковных связей Московского Патриархата, 2008. С. 135.

    2 Там же. С. 136.

    3 Цит. по D.Royere. Embryo characteristics and cryopreservation outcome // ESHRE Campus symposium Cryobiology & Cryopreservation of Human Gametes & Embryos Brussels, Belgium, 2004, p. 28. Электр. ресурс: http://www.eshre.eu/~/media/emagic%20files/SIGs/Embryology/Archive/Syllabus%20Brussels%202004.pdf. Дата обращения 03.04.14 .

    4 Подробнее данный вопрос см. в статье: Тарабрин Р., свящ. К вопросу об этической оценке метода ЭКО с православной точки зрения в контексте последних достижений биомедицины. Электр. ресурс: http://www.bogoslov.ru/text/4007414. html . Дата обращения 18.06.14 ; а также в работе: Тарабрин Р., свящ. Репродуктивная технология ЭКО и ее оценки с позиций православной биоэтики в начале XXI в. Дипломная работа. Научный руководитель иерей Олег Мумриков, преподаватель МДАиС. На правах рукописи. Московская духовная академия. Сергиев Посад, 2014. С. 60-63.

    5 Э.Сгречча, В.Тамбоне. Биоэтика. Учебник. Перевод с итальянского, 2001. Библейско-богословский институт св. апостола Андрея, 2002. С. 239.

    6 Там же. С. 241.

    7 Основы социальной концепции Русской Православной Церкви. М.: Отдел внешних церковных связей Московского Патриархата, 2008. С. 134-135.

    8 С лат. «Нельзя творить зло, из которого бы выходило добро».

    9 Рассуждения по поводу проведения экспериментов на человеке см. в работе Э.Сгречча, В.Тамбоне. Биоэтика… Глава «Этика экспериментирования на человеке». С. 293-302.

    10 Основы социальной концепции… Глава XII, 7. С. 134-135.

    11 Совместное заявление Совета и Общества православных врачей России о проблемах вакцинации в России. http://bioethics.orthodoxy.ru/index. php ?option=com_content&task=view&id=109&Itemid=14. Дата обращения 23.04.14 .

    12 Документ «О крещении младенцев, родившихся при помощи „суррогатной матери“»/

    Журнал заседания Священного Синода Русской Православной Церкви 25—26 декабря 2013 года (№ 158) / Электронный ресурс http://www.patriarchia.ru/db/text/3481024. html . Дата обращения 15.04.14 .

    13 Максим Козлов, прот. Почему нужно каяться за суррогатное материнство? / Электронный ресурс: http://www.mpda.ru/site_pub/2021507. html Дата обращения 15.04.14 .

    14 Перевод мой по англ. изданию документа на официальном сайте Элладской Православной Церкви. http://www.bioethics.org.gr/en/03_b. html #. Дата обращения 14.04.14 .