Составьте пожалуйста доклад на тему Католическая церковь: путь к вершине могущества. Урок "Католическая церковь: путь к вершине могущества"

Тема урока: Католическая церковь: путь к вершине могущества.

План:

    Сила и слабость церкви.

    Разделение церквей.

    Папа против императора.

    Ереси и борьба с ними церкви.

    Нищенствующие монахи.

1. Сила и слабость церкви. Давайте вспомним представления христиан о земной жизни. Земная жизнь – это конец? Что будет потом? Страшный суд. Грешники будут осуждены на вечные мучения в аду, а праведники будут вечно испытывать райское блаженство. Надежда на спасение и страх перед погибелью души и адскими муками постоянно сопровождали верующих в жизни.

Христианская церковь учила, что человек по природе своей греховен, поэтому спастись своими силами он не может. Нужно посредничество церкви. Какие главные пути спасения предлагала церковь? Прежде всего, соблюдение христианских таинств – особых обрядов, выполняемых священником. Кто-нибудь знает, сколько таинств и какие? Читаем на с. 128.

Считалось, что в момент совершения таинства на верующего снисходит божественная благодать, которая способствует прощению грехов и спасению души. Получить благодать можно было не только через таинства, но и с помощью индульгенций . Это грамота, которая продавалась за деньги и прощала грехи. Т.е. купив индульгенцию, верующий продвигался на пути к спасению.

Также путями к спасению были добрые дела, пожертвования в пользу церкви, паломничества к святым местам. Таким образом, Католической церкви удалось добиться почти безграничного господства над душами людей, ведь они верили, что вне церкви нет спасения.

Поговорим о богатстве церкви. Какими путями церковь обогащалась? Пожертвования государей и богатых сеньоров, церковный налог, деньги за выполнение обрядов, за индульгенции. Обладая обширными земельными владениями при умелом ведении хозяйства, епископы и аббаты получали приличный доход.

В силу этого, высшие церковные должности были очень привлекательны для светских сеньоров. Они старались установить над ними контроль, ставили на них своих родственников или слуг. Т.е. церковные должности часто занимали люди, не отличающиеся праведной верой, и целью их было отнюдь не служение Господу. Служители церкви часто вели светский образ жизни, пировали и развлекались.

Все это вызывало недовольство истинных служителей Бога. Среди них выделялось аббатство Клюни во Франции. Что такое аббатство? Крупный монастырь. Клюнийцы хотели освободить церковь от власти светских лиц и заставить всех священнослужителей строго соблюдать церковные правила, а монастыри – устав святого Бенедикта. Клюнийская реформа получила довольно большое распространение. Запишем: Клюнийская реформа – совокупность мер, направленных на укрепление католической церкви (независимость от светской власти, жесткое соблюдение монастырями устава и церковных правил).

2. Разделение церквей. Читаем с. 129, заполняем таблицу.

3. Папа против императора. Теперь поговорим о Папе римском. В 1073 году папой становится сторонник Клюнийской реформы Григорий 7, его отличала фанатичная вера и безмерное честолюбие. Его целью стало добиться независимости от светских властей при назначении епископов. В Священно-Римской империи это право издавна принадлежало императорам. Но Григорий 7 утверждал, что власть папы выше власти императора. Император Генрих 4 категорически был с этим не согласен. Он объявил, что лишает Папу римского его сана. В ответ папа отлучил Генриха от церкви.

Отлучение от церкви означало, что человек исключен из христианского общества, христиане не должны были ему повиноваться. Понятно, что Генрих мог лишиться короны. Поэтому ему ничего не оставалось, как отправиться в Италию в замок Камосса, где находился папа, и лично вымолить у него прощение. Три дня император стоял босиком на снегу, умоляя папу разрешить ему покаяться. Пройдя через неслыханные унижения, Карл все же был прощен.

Борьба пап и императоров за право назначать епископов закончилась уже при приемниках Григория 7 компромиссом, но более выгодным для папы. Своего могущества папство достигло на рубеже 12-13 веков в правление Иннокентия 3. Он приказал называть себя «наместником Христа», хотя до этого считалось, что папа – приемник апостола Петра.

4. Ереси и борьба с ними церкви. Что такое ереси? Как называли последователей ересей? Какая ересь раннего Средневековья вам известна?

Особенно широкое распространение ереси получили в 11-13 веках. В чем главная причина этого? Несоответствие слова и дела церковнослужителей. Образ жизни, который они проповедовали, сильно отличался от того, который они вели на самом деле. Как правило, всех еретиков объединяет стремление возродить евангельскую простоту и требование, чтобы церковь отказалась от богатств. Многие еретики раздавали свое имущество нищим, одевались в лохмотья, странствовали и проповедовали. Какие чувства у верующих могли вызвать такие поступки? Влияние еретиков возрастало, и они угрожали уничтожить основу могущества церкви – веру христиан в ее необходимость.

Особенно широкое распространение ереси получили в южной Франции. Одним из центров этого движения стал город Альби, поэтому и южнофранцузские еретики получили название альбигойцы. Против альбигойцев папство прибегло к чрезвычайным мерам. Папа Иннокентий 3 объявил Крестовый поход против альбигойцев, известный как Альбигойские войны, которые длились 20 лет (1209-1229). У вас в учебнике есть фотография развалин замка, ставшего одним из последних убежищ альбигойцев. Что можно сказать о нем? Неприступный. Это свидетельствует о непримиримости тех, кто в нем укрывался.

Церковь пыталась в корне уничтожить альбигойскую ересь и не дать ей возродиться. Всем мирянам было запрещено хранить и читать Библию, толковать ее могли только священнослужители. Для борьбы с ересями создавались специальные трибуналы, получившие название инквизиция (от лат. «расследование»). Инквизиция не зависела ни от епископов, ни от светских властей, которым лишь передавала обреченных на казнь.

Информацию об отступлениях от веры инквизиция получала из двух источников: показаний, полученных под пыткой, а также доносов. Инквизиция никогда не называла жертвам имена доносчиков, что превращало донос в удобный способ сведения личных счетов и обогащения: имущество жертв конфисковалось и треть его обычно получал доносчик. Выдержать жестокие пытки было почти невозможно. Для многих жертв расследование заканчивалось сожжением на костре.

5 . Нищенствующие монахи. В борьбе с ересями церковь не ограничивалась карательными мерами против еретиков. Чтобы перетянуть на свою сторону тех, кто колебался между церковью и ересями, папа Иннокентий 3 решил признать некоторые идеи, близкие к еретическим. Некоторые проповедники не столько критиковали церковь, сколько пытались вернуть к жизни идею евангельской бедности духовенства. Двух таких проповедников сумел оценить папа Иннокентий 3. Это были Франциск Ассизский и Доминик де Гусман. Давайте прочитаем про Франциска (с. 135).

Что можно сказать об этом человеке? Он действительно был очень светлым, и эта его чистота и смирение оказывали просто магическое действие на окружающих. Чем закончилась его деятельность? Был создан монашеский орден – францисканцы. Какой монашеский орден нам уже известен? Бенедиктинский. Францисканцы - это нищенствующий орден, у его членов не было как таковой обители, монастыря. Францисканцы – это странствующие монахи, которые живут подаянием. Т.е. они сами вели тот образ жизни, к которому призывали других, и поэтому им верили.

Что касается Доминика де Гусмана, то этот испанский проповедник долгое время проповедовал против альбигойцев, а потом решил создать орден для борьбы с ересями. Орден был назван его именем, он тоже был нищенствующим. Монахи-доминиканцы играли главную роль в инквизиции, и тоже много странствовали по всему миру с проповедью Евангелия. Их называли по сходности звучания псами Господними (Domini canes). Герб братьев представляет собой голову овчарки с зажатым в зубах факелом. Ревностно соблюдая Закон Божий и оберегая интересы папы, они отправили на костер огромное количество людей. И по сей день доминиканцы остаются практически самым образованным объединением нищенствующих монахов.

После смерти и Франциск, и Доминик были причислены к лику святых. Их изображения есть у вас в учебнике.

15.11.2010. урок истории 6 класс

Тема: Римская – католическая церковь: путь к вершине могущества.

Крестовые походы в XI-XIII веках.
Цель : рассмотреть роль церкви в средневековом обществе, источники богатства и могущества, взаимоотношения светской и духовной власти, мотивы организации крестовых походов и их результаты. Продолжить работу над формированием понятийного аппарата, развивать умение извлекать знания из различных источников, анализировать их и делать выводы. Воспитание толерантности.

Оборудовани е: учебник В.А.Ведюшкина, проектор, рабочая тетрадь, блок – схема, презентация
1 урок – лекция.

Ход урока.
1.Оргмомент.
2.Изучение нового материала.

Сегодня мы увидим, как, с точки зрения католической церкви и средневекового человека, бог делил всех людей на 3 сословия. Каждое сословие реализовало свое предназначение. Это было важной особенностью средневековья.

Мы выстроим логические цепочки между двумя сословиями – духовенством и рыцарством.

1.Начало и конец земной истории в учении церкви (нет спасения без соблюдения Таинств-особых обрядов, выполняемых священником), паломничество ко гробу Господню и гробнице Святого Петра в Риме.

2.Вражда феодалов и духовенства (осуждало войны) Клюнийская реформа (Франция) чтобы освободить церковь от власти светских лиц и строго соблюдать церковные правила.

3.Церковный раскол 1054 года. Конфликт папы Григория VII (клюнийца) с Генрихом IV за право избираться кардиналами и компромисс после смерти папы.

4.Ереси альбигойцев при Иннокентии III Альбигойские войны (1209-1229гг.) и возникновение ИНКВИЗИЦИИ

5.Монашествующие Ордена францисканцев и доминиканцев и их борьба против альбигойцев с папой.

6.»Так хочет БОГ!» 1095 г. Крестовый поход Урбана II в Клермоне. Борьба с сарацинами и не только…

3-й поход Фридриха Барбароссы,Филиппа II Августа и Ричарда I Львиное Сердце.

7. «Нам час пришёл за ратью рать- святую землю покидать»…

8.Итоги Крестовых походов (самостоятельно)

Работа с блоком-схемой

2 урок. Ход урока.

1.Оргмомент.

I. Закрепление изученного материала.

Возвращение к БЛОК-СХЕМЕ. Акцентирую внимание на новые слова.


2. Проверка знаний:

Слайд 1

Все ли цели Крестовых походов названы?

Слайд 2

Кто ещё участвовал в походах?

Слайд 3

Почему у крестоносцев нашиты кресты разного цвета?

Слайд 4

Какие аргументы привёл папа римский для оправдания войны против мусульман? Насколько они оказались привлекательными?

Слайд 5

В какой части света располагались созданные крестоносцами государства?

Что вам известно о монашествующих – рыцарских орденах?

Слайд 6

Почему нужно было организовывать 3 и 4 походы? О чём это говорит?

Слайд 7

В чём отличие 4-го Крестового похода от других?

Слайд 8

Почему дети стали участниками походов?

Слайд 9

Сколько всего походов состоялось и каковы их результаты?

Слайд 10

Назовите отрицательные итоги Крестовых походов.

II. Групповая работа

Б) понятия .


III. Индивидуальная работа по применению нового материала.

  1. Работа с карточками:
А) работа с документами

Б) расставить в правильной последовательности события.

Слайд 11

Тестовые задания:

Особый сбор, шедший в пользу церкви:

А) десятина;

Б) церковный собор;

В) церковная подать.

2. Назовите понятие, которое соответствует данному определению .

Грамота освобождающая “преступников” от угрызения совести, обещавшая прощение грехов.

А) покаяние;

Б) церковная подать;

В) индульгенция.

3. Выберите определение, которое соответствует данному понятию .

Инквизиция:

А) особый церковный трибунал, учрежденный для борьбы против еретиков.

Б) Запрет к ростовщичеству.

В) Исповедь.

4. Найдите лишнее .

Историки считают, что причинами крестовых походов были:

А) рост населения в западной Европы;

Б) религиозный подъем, стремление освободить Гроб Господень;

В) вторжение норманнов;

Г) желание папства укрепить свою власть и влияние;

Д) жажда богатства, добычи.
Вывод:

1. В эпоху средневековья складываются 3 сословия, каждое с точки зрения католической церкви выполняет свое предназначение. (“Те, кто молится”, “те, кто воюет”, “те, кто трудится”.)

2. Переход из одного сословия в другое невозможен.

3. Итогом борьбы католической церкви и феодалов за всемирное господство стало:

а) развитие торговли;

б) распад Византийской империи;

в) приобщение к восточной культуре: (ветряные мельницы)- технические изобретения, особенности быта – (горячие бани), выращивание сельскохозяйственных культур- (рис, гречиха, лимоны, абрикосы, арбузы).

V. Домашнее задание: § 13- 14 итоги: положительные и отрицательные.

Карточка с заданиями.

I. Групповая работа – работа с датами и понятиями в парах:

А) даты - 1054, 1095, 1099, 1204, 1270, 1291

Б) объясните понятия - сословия, исповедь, десятина, мощи, индульгенции, католическая церков, догматы, чистилище, еретики, инквизиция, орден, крестоносцы.

В) Имена – Иннокентий III, Фридрих Барбаросса, Ричард Львиное Сердце, Урбан II, Людовик IX.

1.Падение Латинской империи.

3.Призыв: «Так хочет Бог!»



1

2

Карточка с заданиями.

I. Групповая работа – работа с датами и понятиями в парах:

А) даты - 1054, 1095, 1099, 1204, 1270, 1291

Б) объясните понятия - сословия, исповедь, десятина, мощи, индульгенции, католическая церков, догматы, чистилище, еретики, инквизиция, орден, крестоносцы.

В) Имена – Иннокентий III, Фридрих Барбаросса, Ричард Львиное Сердце, Урбан II, Людовик IX.

II. Впишите даты событий и расставьте номера ответов во временной последовательности.

1.Падение Латинской империи.

2.Взятие Иерусалима во главе с Салах-ад Дином.

3.Призыв: «Так хочет Бог!»

4.Осада и взятие крестоносцами Иерусалима.

5.Фридрих I Барбаросса, Филипп II Август, Ричард I Львиное Сердце во главе похода.



III. Работа с текстами документов. Задание.

Перед вами два сообщения о взятии Константинополя, написанные современниками событий. Какие точки зрения они выражают? Какое из них представляется для вас наиболее достоверным и почему? Подумайте, какое сооружение один из авторов (документ 2) называет Великой церковью.

1 …Всякий брал себе дом, какой ему было угодно, таких домов было достаточно для всех. Таким образом, войско пилигримов и венецианцев разместилось, и все радовались чести и победе, которой удостоил их Бог, ибо те, кто находился (ранее) в бедности, (теперь) пребывали в богатстве и роскоши. Им следовало, конечно, всемерно восхвалять нашего Господа Бога: ведь их всего-навсего было не более 20 тысяч вооружённых людей, а с Божьей помощью они одолели 400 тысяч человек или даже более, и притом в самом могущественном городе, отлично защищённом, городе великом и укреплённом со всех сторон.

2 …Бесстыдно бросились они грабить, начав с лошадей, не только имущество граждан, но и то, что посвящено Богу. Тому же, что нечестиво творили они в Великой церкви, трудно поверить. Алтарный престол, сложенный из драгоценных материалов, сплавленных огнём и слившихся друг с другом в вершину многоцветной красоты, был разбит и разделён на части грабителями, равным образом и все церковные сокровища, несметным количеством и бесконечно прекрасные.

Почти невозможно было смягчить мольбами или как-то расположить к себе этих варваров. Того же, кто хоть в чём-то возражал им… били за дерзость, а частенько обнажали против неги и меч…

Карточка с заданиями.

I. Групповая работа – работа с датами и понятиями в парах:

А) даты - 1054, 1095, 1099, 1204, 1270, 1291

Б) объясните понятия - сословия, исповедь, десятина, мощи, индульгенции, католическая церков, догматы, чистилище, еретики, инквизиция, орден, крестоносцы.

В) Имена – Иннокентий III, Фридрих Барбаросса, Ричард Львиное Сердце, Урбан II, Людовик IX.

II. Впишите даты событий и расставьте номера ответов во временной последовательности.

1.Падение Латинской империи.

2.Взятие Иерусалима во главе с Салах-ад Дином.

3.Призыв: «Так хочет Бог!»

4.Осада и взятие крестоносцами Иерусалима.

5.Фридрих I Барбаросса, Филипп II Август, Ричард I Львиное Сердце во главе похода.



III. Работа с текстами документов. Задание.

Перед вами два сообщения о взятии Константинополя, написанные современниками событий. Какие точки зрения они выражают? Какое из них представляется для вас наиболее достоверным и почему? Подумайте, какое сооружение один из авторов (документ 2) называет Великой церковью.

1 …Всякий брал себе дом, какой ему было угодно, таких домов было достаточно для всех. Таким образом, войско пилигримов и венецианцев разместилось, и все радовались чести и победе, которой удостоил их Бог, ибо те, кто находился (ранее) в бедности, (теперь) пребывали в богатстве и роскоши. Им следовало, конечно, всемерно восхвалять нашего Господа Бога: ведь их всего-навсего было не более 20 тысяч вооружённых людей, а с Божьей помощью они одолели 400 тысяч человек или даже более, и притом в самом могущественном городе, отлично защищённом, городе великом и укреплённом со всех сторон.

2 …Бесстыдно бросились они грабить, начав с лошадей, не только имущество граждан, но и то, что посвящено Богу. Тому же, что нечестиво творили они в Великой церкви, трудно поверить. Алтарный престол, сложенный из драгоценных материалов, сплавленных огнём и слившихся друг с другом в вершину многоцветной красоты, был разбит и разделён на части грабителями, равным образом и все церковные сокровища, несметным количеством и бесконечно прекрасные.

Почти невозможно было смягчить мольбами или как-то расположить к себе этих варваров. Того же, кто хоть в чём-то возражал им… били за дерзость, а частенько обнажали против неги и меч…

Чему учила церковь. История имеет свое начало и свой конец: от сотворения мира до страшного суда.

Соблюдение христианских таинств – залог спасения. Крещение Конфирмация Таинство брака Причастие Покаяние Священство Особые обряды, выполняемые священником.

Церковь посредник между Богом и человеком Индульгенция – особая грамота, подтверждающая отпущение грехов человеку, купившему ее.

. Падение авторитета церкви. Церковь попала под контроль феодалов; На доходные церковные должности назначались родственники и вассалы сеньоров; Церковные правила и монашеские уставы не соблюдались.

Клюнийская реформа: Требовали освободить церковь от власти светских феодалов; Аббатство Клюни Призывали всех служителей церкви строго соблюдать церковные правила.

Причины раскола церкви (1054 г). Политически Запад и Византия давно обособились друг от друга; Накопились различия в толковании Писания и в обрядах; Папа римский и патриарх Константинопольский соперничали за высшую власть; Переговоры 1054 г. Закончились взаимными проклятиями.

Папа против императора Утверждал, что власть папы выше власти императора. Папа отлучил Генриха IV от церкви. Папа римский Григорий VII Объявил, что лишает Григория VII его сана. Германский император Генрих IV

«Наместник Христа» Папа Иннокентий III продолжил борьбу за власть. Многие правители признали его власть. Главную угрозу церкви представляли ереси.

Альбигойцы Утверждали, что церковь служит дьяволу, требовали, чтобы духовенство отказалось от богатств. Папа Иннокентий III организовал против альбигойцев крестовый поход.

Методы борьбы церкви с ересями: q. Инквизиция (от латинского слова inguisitio - расследование)специальный церковный суд; q. Церковная цензура; q. Отлучение от церкви; q. Крестовые походы; q. Создание специальных, нацеленных на борьбу с еретиками монашеских орденов. аутодафе

Нищенствующие монахи. Францисканцы (Франциск Ассизский) Доминиканцы (Доминик де Гусман) Жили подаянием; Главной целью была Странствовали с проповедью Евангилия; Сами вели тот образ жизни к которому призывали. борьба с еретиками, ели с ними богословские споры, играли главную роль в инквизиции («псы Господа»).

http: //2 krota. ru/2010/08/07/srednevekovye-katolicheskie-khramy. html http: //www. cnlnews. tv/index. php/cnl/persons/ http: //uath. org/index. php? type=19 http: //ru. enc. tfode. com/%D 0%9 A%D 0%BB%D 1%8 E%D 0%BD%D 0%B 8 http: //www. frateroleg. name/library/menn. htm http: //nonsolopane. myblog. it/archive/2010/08/03/siate-pronti. html

Несмотря на то, что католики рассматривают историю своей церкви от I века, фактически ее жизнь как отдельной самостоятельной религиозной организации начинается после церковного раскола 1054 года, когда она отделилась от Восточной церкви.

Становление католической церкви

Католическая церковь объединяла все земли западной Европы и, начиная с 1123 года, постепенно укрепляла свои позиции в государственном управлении. Именно с 1123 года в Риме начали проводиться регулярные Вселенские соборы, на которых решались не только вопросы, связаны с духовной жизнью, но и постепенно осуществлялось проникновение папской власти в светскую жизнь государств.

Следует воздать должное и представителям мелкого духовенства, которые путем манипуляций и запугиваний, сумели превратить народ, в том числе и правителей, в послушный инструмент для воплощения замыслов Ватикана. В период раннего Средневековья в общество воспринимает церковь как единственный путь к спасению и беспрекословно исполняет все ее указания.

Католицизм в свою очередь еще больше усиливает страх народа перед богом: священники добились того, что верующие начали ощущать себя ничтожными существами, которые полностью зависят от римской церкви.

Католической церкви было мало просто поклонения народа, римские папы хотели богатства. Их не удовлетворяло уже имеющееся имущество в Европе и регулярные десятины от верующих. Своими богатствами заманчиво манил к себе Восток.

Укрепление своего могущества: бесчинства понтификов

В 1095 году Папа Римский Урбан II начал призывать истинных верующих защищать святые места от нечестивцев, обещая им за это место в раю. Естественно желающих нашлось много. С этого момента и началась эпоха великих Крестовых походов. Католическая церковь на самом деле руководилась не духовными побуждениями, а целью наживи и присвоению себе новых территорий, а значит новых источников дохода.

Крестовые походы оставили кровавый след в истории и спровоцировали конфликт между христианством и исламом, отголоски которого ощущаются и в наше время. В то время как на Востоке велись непрерываемые военные действия, римский понтификат не забывал о борьбе Католической церкви с еретиками и предателями в Европе.

Папой Иннокентием III в 1215 году была учреждена священная Инквизиция, которая окончательно закрепляет могущество церкви. Имущество еретиков духовенство делит пополам со светской властью, таким образом, провоцируя ее интерес в духовных преследованиях.

Для более плодотворной работы Инквизиции, Иннокентий III создает ряд монашеских орденов, а чтобы они не присваивали единолично все доходы, получаемые от инквизиционного процесса, связывает их обетом бедности. Ощутив полноту власти, понтифики поднимали налоги на землю, обязывали монархов подчиняться своей воли, постепенно отбирали у феодалов земельные наделы.

Доходило до абсурдов: короли не имели право вести переговоры без участия представителей католической церкви. Могущество римской церкви не имело границ.

Монархи беспрекословно ей подчинялись. Однако в период позднего Средневековья, когда в народных массах начали зарождаться первые оппозиционные религиозные движения, некоторые правители постепенно начали пресекать влияние Ватикана. Это стало первым звонком для Ватикана, предупреждающим о том, что конец могуществу не за горами.

Крестовые походы в XI-XIII веках.
Цель : рассмотреть роль церкви в средневековом обществе , источники богатства и могущества, взаимоотношения светской и духовной власти, мотивы организации крестовых походов и их результаты. Продолжить работу над формированием понятийного аппарата, развивать умение извлекать знания из различных источников, анализировать их и делать выводы. Воспитание толерантности.

Оборудовани е: учебник В.А.Ведюшкина, проектор, рабочая тетрадь, блок – схема, презентация
1 урок – лекция.

Ход урока.
1.Оргмомент.
2.Изучение нового материала.

Сегодня мы увидим, как, с точки зрения католической церкви и средневекового человека, бог делил всех людей на 3 сословия. Каждое сословие реализовало свое предназначение. Это было важной особенностью средневековья.

Мы выстроим логические цепочки между двумя сословиями – духовенством и рыцарством.

1.Начало и конец земной истории в учении церкви (нет спасения без соблюдения Таинств-особых обрядов, выполняемых священником), паломничество ко гробу Господню и гробнице Святого Петра в Риме.

2.Вражда феодалов и духовенства (осуждало войны) Клюнийская реформа (Франция) чтобы освободить церковь от власти светских лиц и строго соблюдать церковные правила.

3.Церковный раскол 1054 года. Конфликт папы Григория VII (клюнийца) с Генрихом IV за право избираться кардиналами и компромисс после смерти папы.

4.Ереси альбигойцев при Иннокентии III Альбигойские войны (1209-1229гг.) и возникновение ИНКВИЗИЦИИ

5.Монашествующие Ордена францисканцев и доминиканцев и их борьба против альбигойцев с папой.

6.»Так хочет БОГ!» 1095 г. Крестовый поход Урбана II в Клермоне. Борьба с сарацинами и не только…

3-й поход Фридриха Барбароссы,Филиппа II Августа и Ричарда I Львиное Сердце.

7. «Нам час пришёл за ратью рать- святую землю покидать»…

8.Итоги Крестовых походов (самостоятельно)

Работа с блоком-схемой

2 урок. Ход урока.

1.Оргмомент.

I. Закрепление изученного материала.

Возвращение к БЛОК-СХЕМЕ. Акцентирую внимание на новые слова.
2. Проверка знаний:

Слайд 1

Все ли цели Крестовых походов названы?

Слайд 2

Кто ещё участвовал в походах?

Слайд 3

Почему у крестоносцев нашиты кресты разного цвета?

Слайд 4

Какие аргументы привёл папа римский для оправдания войны против мусульман? Насколько они оказались привлекательными?

Слайд 5

В какой части света располагались созданные крестоносцами государства?

Что вам известно о монашествующих – рыцарских орденах?

Слайд 6

Почему нужно было организовывать 3 и 4 походы? О чём это говорит?

Слайд 7

В чём отличие 4-го Крестового похода от других?

Слайд 8

Почему дети стали участниками походов?

Слайд 9

Сколько всего походов состоялось и каковы их результаты?

Слайд 10

Назовите отрицательные итоги Крестовых походов.

II. Групповая работа

В) индульгенция.

3. Выберите определение, которое соответствует данному понятию .

Инквизиция:

А) особый церковный трибунал, учрежденный для борьбы против еретиков.

Б) Запрет к ростовщичеству.

В) Исповедь.

4. Найдите лишнее .

Историки считают, что причинами крестовых походов были:

А) рост населения в западной Европы;

Б) религиозный подъем, стремление освободить Гроб Господень;

В) вторжение норманнов;

Г) желание папства укрепить свою власть и влияние;

Д) жажда богатства, добычи.
Вывод:

1. В эпоху средневековья складываются 3 сословия, каждое с точки зрения католической церкви выполняет свое предназначение. (“Те, кто молится”, “те, кто воюет”, “те, кто трудится”.)

2. Переход из одного сословия в другое невозможен.

3. Итогом борьбы католической церкви и феодалов за всемирное господство стало:

а) развитие торговли;

б) распад Византийской империи;

в) приобщение к восточной культуре: (ветряные мельницы)- технические изобретения, особенности быта – (горячие бани), выращивание сельскохозяйственных культур- (рис, гречиха, лимоны, абрикосы, арбузы).

V. Домашнее задание: § 13- 14 итоги: положительные и отрицательные.

Карточка с заданиями.

I. Групповая работа – работа с датами и понятиями в парах:

А) даты - 1054, 1095, 1099, 1204, 1270, 1291

Б) объясните понятия - сословия, исповедь , десятина, мощи, индульгенции .

1.Падение Латинской империи.

3.Призыв: «Так хочет Бог!»


1 тысяч человек или даже более

2 начав с лошадей

Карточка с заданиями.

I. Групповая работа – работа с датами и понятиями в парах:

А) даты - 1054, 1095, 1099, 1204, 1270, 1291

Б) объясните понятия - сословия, исповедь , десятина, мощи, индульгенции , католическая церков, догматы, чистилище, еретики, инквизиция, орден, крестоносцы.

В) Имена – Иннокентий III, Фридрих Барбаросса, Ричард Львиное Сердце, Урбан II, Людовик IX.

II. Впишите даты событий и расставьте номера ответов во временной последовательности.

1.Падение Латинской империи.

2.Взятие Иерусалима во главе с Салах-ад Дином.

3.Призыв: «Так хочет Бог!»

4.Осада и взятие крестоносцами Иерусалима.

5.Фридрих I Барбаросса, Филипп II Август, Ричард I Львиное Сердце во главе похода.


III. Работа с текстами документов. Задание.

Перед вами два сообщения о взятии Константинополя, написанные современниками событий. Какие точки зрения они выражают? Какое из них представляется для вас наиболее достоверным и почему? Подумайте, какое сооружение один из авторов (документ 2) называет Великой церковью.

1 …Всякий брал себе дом, какой ему было угодно, таких домов было достаточно для всех. Таким образом, войско пилигримов и венецианцев разместилось, и все радовались чести и победе, которой удостоил их Бог, ибо те, кто находился (ранее) в бедности, (теперь) пребывали в богатстве и роскоши. Им следовало, конечно, всемерно восхвалять нашего Господа Бога: ведь их всего-навсего было не более 20 тысяч вооружённых людей, а с Божьей помощью они одолели 400 тысяч человек или даже более , и притом в самом могущественном городе, отлично защищённом, городе великом и укреплённом со всех сторон.

2 …Бесстыдно бросились они грабить, начав с лошадей , не только имущество граждан, но и то, что посвящено Богу. Тому же, что нечестиво творили они в Великой церкви, трудно поверить. Алтарный престол, сложенный из драгоценных материалов, сплавленных огнём и слившихся друг с другом в вершину многоцветной красоты , был разбит и разделён на части грабителями, равным образом и все церковные сокровища, несметным количеством и бесконечно прекрасные.

Почти невозможно было смягчить мольбами или как-то расположить к себе этих варваров. Того же, кто хоть в чём-то возражал им… били за дерзость, а частенько обнажали против неги и меч…

Карточка с заданиями.

I. Групповая работа – работа с датами и понятиями в парах:

А) даты - 1054, 1095, 1099, 1204, 1270, 1291

Б) объясните понятия - сословия, исповедь, десятина, мощи, индульгенции, католическая церков, догматы, чистилище, еретики, инквизиция, орден, крестоносцы.

В) Имена – Иннокентий III, Фридрих Барбаросса, Ричард Львиное Сердце, Урбан II, Людовик IX.

II. Впишите даты событий и расставьте номера ответов во временной последовательности.

1.Падение Латинской империи.

2.Взятие Иерусалима во главе с Салах-ад Дином.

3.Призыв: «Так хочет Бог!»

4.Осада и взятие крестоносцами Иерусалима.

5.Фридрих I Барбаросса, Филипп II Август, Ричард I Львиное Сердце во главе похода.


III. Работа с текстами документов. Задание.

Перед вами два сообщения о взятии Константинополя, написанные современниками событий. Какие точки зрения они выражают? Какое из них представляется для вас наиболее достоверным и почему? Подумайте, какое сооружение один из авторов (документ 2) называет Великой церковью.

1 …Всякий брал себе дом, какой ему было угодно, таких домов было достаточно для всех. Таким образом, войско пилигримов и венецианцев разместилось, и все радовались чести и победе, которой удостоил их Бог, ибо те, кто находился (ранее) в бедности, (теперь) пребывали в богатстве и роскоши. Им следовало, конечно, всемерно восхвалять нашего Господа Бога: ведь их всего-навсего было не более 20 тысяч вооружённых людей, а с Божьей помощью они одолели 400 тысяч человек или даже более , и притом в самом могущественном городе, отлично защищённом, городе великом и укреплённом со всех сторон.

2 …Бесстыдно бросились они грабить, начав с лошадей , не только имущество граждан, но и то, что посвящено Богу. Тому же, что нечестиво творили они в Великой церкви, трудно поверить. Алтарный престол, сложенный из драгоценных материалов, сплавленных огнём и слившихся друг с другом в вершину многоцветной красоты , был разбит и разделён на части грабителями, равным образом и все церковные сокровища, несметным количеством и бесконечно прекрасные.

Почти невозможно было смягчить мольбами или как-то расположить к себе этих варваров. Того же, кто хоть в чём-то возражал им… били за дерзость, а частенько обнажали против неги и меч…