Ли отказать в крещении. Лучше никогда не иметь дара священства, чем отказаться от него. В чем смысл

Знакомый священник рассказал необычный случай из его пастырской практики. Он принимал исповедь и хотел что-то уточнить или сказать исповедующемуся, но получил твёрдый отпор: «батюшка, я не с Вами разговариваю, а исповедуюсь Богу, Вы лишь свидетель, как только что произнесли в молитве, поэтому прошу не мешать мне». Также некоторые бывают удивлены, когда священник отказывает в совершении Таинств Крещения и Венчания без подготовки, сравнивая храм с магазином – «я пришёл получить «услугу» и готов её оплатить, на каком основании мне препятствуют сделать это? Тем более что я пришёл к Богу». Возникают вопросы: какова роль священника в храме и на каком основании он может препятствовать людям принимать божественную благодать? С другой стороны, уместно ли потребительское отношение к жизни духовной, в которой действуют иные законы и правила.

Сам Бог избрал священнослужителей – Его посредников: «Кому простите грехи, тому про­стят­ся; на ком оставите, на том останутся» () . Власть священнослужителей в Церкви проистекает от её Основателя – Богочеловека Иисуса Христа и даруется Им в (посвящения в священный сан). Священник может быть посвящён в сан только епископом; таким образом соблюдается – генеалогическое древо посвящений, в корне каждого из которых находится один из 12 апостолов.

Миссия священства — священнодействие, учительство и управление. Отказ священнослужителя в Таинствах Церкви совершается либо на основе канонов и правил церковных Соборов, либо на основе традиции и практики, которые строятся не на пустом капризе, а на основе духовного опыта Церкви.

Данная статья не претендует на уникальность, а лишь показывает на основании каких канонов, правил и традиции священнослужитель может отказать в Таинстве.

Может ли священник отказать в крещении?

Неповторяемость Крещения

Правильно совершенное Крещение предполагает оставить в принявшем его неизгладимую печать (Послание восточных патриархов, чл. 16), и потому никогда не может быть повторено, даже в том случае, если крещенный отрекся от христианства, а потом раскаялся и снова пожелал возвратиться в . Основание этого правила содержится в той догматической истине, что Крещение есть духовное рождение, которое не повторяемо, и что оно совершается во образ Крестной Смерти и Воскресения Господа Иисуса Христа (), последовавших лишь однажды. Священник же повторно крестящий кого бы то ни было, подлежит извержению из сана (47-е Апостольское правило).

Однако, в случае неизвестности о том, было ли совершено крещение над каким-либо лицом (например, над подкинутым младенцем), церковные правила, ввиду безусловной необходимости этого Таинства для спасения, повелевают крестить это лицо без всяких сомнений особым чином (84-е правило Трульского Собора; 83-е правило Карфагенского Собора).

Отсутствие желания посещать огласительные беседы или каким-либо иным образом приобщаться к жизни и учению Церкви (78-е правило Трулльского Собора; 46-е правило Лаодикийского Собора).

Убеждения оглашенного несовместимые с основными христианскими догматами .

Человек не может быть крещен, если он сознательно держится за «нецерковные» мифологемы, не признает хотя бы одного из догматов Символа веры:

Которые не имеют истинной и священной веры, и так приступают к крещению, (таких Бог) не приемлет. Таков был Симон, который хотя и крещен, но благодати не удостоился, когда… совершенства веры не имел .

Принимают напрасный труд крещаемые, если имеют сомнение в воскресении, так как крещением и погружением в воду купели и восхождением из нее они возвещают смерть и воскресение, а своими словами показывают неверие оному .

Если и по принятии Крещения христианин будет разделять учения несовместимых с христианством сект и движений (язычество, гностические культы, астрология, теософские и спиритические общества, реформированные восточные религии, оккультизм и т.п.), а тем более способствовать их распространению, то тем самым он отлучит себя от Православной Церкви . Поэтому такой человек не может быть допущен к вхождению в .

Отсутствие желания участвовать в церковной жизни.

Крещение являет собой знак уже свершившегося переворота в жизни человека, и одновременно – благодатный залог дальнейшего следования за Христом.

Человек, знающий, что после крещения будет иметь малое отношение к Церкви, и крестящийся «на всякий случай», не может быть допущен к Крещению.

Нежелание оставить греховные привычки или совершение поступков, несовместимых с высоким званием христианина.

Покаяние как условие приема в Церковь проявляется не только в осознании своей греховности, но и как реальный отказ от прежней греховной жизни, «чтобы порядок прежней жизни был пресечен» (свт. ) .

Было бы неправильно понимать Крещение как верный способ записаться в ряды воинов Христовых без реального желания выйти на войну с собственным грехом и искушениями:

Купель дает отпущение грехов соделанных, а не содеваемых (не тех, которые еще господствуют в душе) .

Если у крещаемого нет намерения жить по-христиански, то есть понуждать себя к исполнению заповедей Евангелия – «вода остается водою» (свт. ) , так как Дух Святой не спасает, если нет к этому произволения человека .

— все формы оккультизма: ношение амулетов, колдовство, обращение за помощью к гадалкам, «бабкам», целителям, экстрасенсам и астрологам, вера в реинкарнацию (переселение душ), карму и приметы .

Перед принятием Крещения оглашенный обязан принести покаяние и выразить желание бороться со своими страстями:

Ко крещению же надобно приступать, отказавшись наперед от своих грехов и осудив их .

Кто не исправил своих нравственных недостатков и не приготовил себя к добродетелям, тот пусть не крестится. Ибо эта купель может отпустить прежние грехи; но не мал страх и значительна опасность, как бы нам снова не возвратиться к ним, и лекарство не стало для нас язвою. Ведь чем больше благодать, тем строже будет наказание для тех, кто впоследствии согрешает .

Если человек приносит покаяние и желает изменить образ своей жизни, то никакая степень его прежнего нравственного падения не является препятствием к принятию им Крещения:

Нет такого греха, который мог бы превзойти щедрость Владыки. Но даже если кто блудник, прелюбодей, рукоблудник, мужеложник, развратник, грабитель, корыстолюбец, пьяница, идолослужитель, столько велика сила дара и человеколюбие Владыки, что Он стирает все это и показавшего всего лишь добрые намерения делает светлее самих солнечных лучей .

Однако в случае совершения оглашенным тяжкого греха во время оглашения, его Крещение необходимо отсрочить на период исправления и принесения плодов покаяния .

Неверные мотивы.

Стремящийся к Крещению с неверными мотивами человек возьмет на себя обязательства, которые не думает исполнять, но за которые придется отвечать. Подобных людей необходимо предостеречь от такого рода действий, ведь притворное Крещение вряд ли приблизит их к Богу:

твердо верующим Дух Святой дается тотчас по крещении, неверным же и зловерным – и по крещении не дается (преп. ).

Поэтому без покаяния, а лишь с благодушным порывом «к чему-то возвышенному, небесному и прекрасному» креститься нельзя:

Смотри, не приходи к крещающим (к священникам), как Симон, лицемерно, между тем как сердце твое не ищет истины… ибо Дух Святый испытывает душу, и не пометает бисер пред свиньями, если лицемеришь, то люди крестят тебя теперь, а Дух не будет крестить .

О недопустимости Крещения человека, лишившегося рассудка или пребывающего в бессознательном состоянии

Недопустимо совершать Таинство Крещения над человеком, потерявшим рассудок или пребывающим без сознания, который перед этим не выражал твердое желание принять Крещение:

Если даже для составления завещаний по человеческому закону требуется пребывать в полном сознании, так что завещания начинают словами: «Я, при жизни, находясь в полном и здравом уме, делаю распоряжение о своем имуществе», то возможно ли быть посвященным в таинство тому, кто потерял сознание и не может произнести ни слова?

Ведь когда тот, кому предстоит просветиться, уже не узнает ближних, не слышит голоса, не может ответить на те слова, которыми заключается этот блаженный договор с общим всем нам Владыкой, но лежит, ничем не отличаясь от мертвеца, какая польза будет от принятия таинства в таком бесчувственном состоянии? .

Крещение может быть совершено над лишившимся рассудка человеком или пребывающим в бессознательном состоянии (например, в коме) лишь в том случае, если такой человек безусловно твердо выражал намерение в ближайшем времени креститься и веровать в Бога так, как в Него верует Православная Церковь. Не полутонами («может быть, крещусь», «хорошо бы креститься…»), а с несомненностью .

При Крещении оглашенных в бессознательном состоянии за них поручаются восприемники, принимая на себя за это ответственность и произнося за них обеты и Символ веры .

Решение о недопущении к Крещению может быть объявлено священником только после того, как им будут исчерпаны все возможные способы преодоления тех или иных заблуждений, языческих предрассудков или грехопадений оглашенного. Такое решение необходимо терпеливо и с любовью донести до некрещеного человека, поясняя причину невозможности его участия в Таинстве Крещения в настоящий момент, а также предлагая дальнейшую помощь в подготовке к Крещению.

Особые случаи

Крещение тяжелобольных

Лиц, болезнь которых представляет опасность для их жизни, разрешается крестить немедленно (без оглашения), но с увещеванием продолжить изучение христианского учения после своего выздоровления. Но при этом священник должен быть убежден в том, что больной находится в здравом уме и полной памяти .

Случаи одержимости

Бесноватые или одержимые злым духом (и, стало быть, отвращающиеся от святыни и хулящие ее, хотя и бессознательно) не могут быть крещены до момента их выздоровления, исключая ситуацию смертельной опасности .

Крещение беременных женщин

26-е правило Неокесарийского Собора предписывает «имеющую во чреве крестить, если захочет ».

О пребывающих в женской нечистоте

Женщины во время женских дней не могут приступать к купели Крещения (кроме исключительных случаев смертельной опасности).

Крещение лиц, которым по их желанию изменили пол

В «Основах социальной концепции Русской Православной Церкви» содержится указание на то, как надлежит поступать священнику в подобных случаях:

Если «смена пола» произошла с человеком до Крещения, он может быть допущен к этому Таинству, как и любой грешник, но Церковь крестит его как принадлежащего к тому полу, в котором он рожден .

О крещении новорожденных «странного вида»

Если у женщины родится «некто странного вида и чуждой природы» (т.е. если родившегося нельзя назвать человеком), и если он не имеет человеческого образа, да не будет крещен. Если же в этом будет сомнение, да будет крещен с такой оговоркой:

Если это человек, крещается раб Божий (имя) во имя Отца…

Может ли священник отказать в исповеди и отпущении грехов?

Не может совершаться таинство исповеди над не крещенными людьми, потому что в церковных таинствах (кроме Крещения) могут участвовать только члены Церкви. Также нельзя совершать исповедь, если человек не отдает себе отчета в своих действиях (например, находится без сознания, или если у человека помрачен рассудок, или он находится в состоянии алкогольного или наркотического опьянения и т. п.). Во время исповеди священник может не прочитать разрешительную молитву, если пришедший на исповедь человек не кается в грехах, не имеет намерения прекратить тяжкие, смертные грехи.

Может ли священник отказать в Причастии? (более подробно ).

Требования подготовки ко Святому Причащению:

1. Практика приуготовительного поста. (Пост в форме воздержания от скоромной пищи и удаления от развлечений, сопровождаемый усердной молитвой и покаянием. Продолжительность и мера поста перед святым причащением могут быть разными в зависимости от внутреннего состояния христианина, а также объективных условий его жизни). В установившейся традиции Р.П.Ц. пост составляет 3 дня для верных.

2. Евхаристический пост - полное воздержание от пищи и питья с полуночи до святого причащения. Этот пост канонически обязателен (41-е правило Карфагенского Собора). При этом требование евхаристического поста не применяется к младенцам, а также к лицам, страдающим тяжелыми острыми или хроническимизаболеваниями, предполагающими неопустительный прием лекарств или пищи (как, например, при сахарном диабете), и к умирающим. Кроме того, это требование, по усмотрению духовника, может быть ослаблено в отношении беременных и кормящих женщин.

3. Воздерживаться в период подготовки ко святому причащению от супружеского общения (5 правило Тимофея Александрийского говорит о воздержании накануне причастия),может изменяться и находится в зависимости от духовного устроения готовящегося к причастию, а также объективных условий его жизни.

4. Отказ от табакокурения , тем, кто не имеет пока для этого сил, надлежит воздерживаться от курения с полуночи, а по возможности - и с вечера в канун причащения, может изменяться и находится в зависимости от духовного устроения готовящегося к причастию, а также объективных условий его жизни.

5. В соответствии с постановлением Священного Синода Русской Православной Церкви от 28 ноября 1968 года, «при совершении Божественной литургии Преждеосвященных Даров в вечерние часы воздержание для причащающихся от принятия пищи и пития должно быть не менее 6 часов , однако воздержание перед причащением с полуночи от начала данных суток весьма похвально и его могут держаться имеющие физическую крепость» .На не менее чем шестичасовую норму воздержания следует также ориентироваться при подготовке к причащению за Божественной литургией, совершаемой ночью (к примеру, в праздники Святой Пасхи и Рождества Христова).

6. Подготовка к причащению состоит не только в отказе от определенной пищи, но и в более частом посещении церковных богослужений, а также в совершении молитвенного правила. (Молитвенное правило обычно включает в себя каноны Спасителю, Божией Матери, Ангелу Хранителю и другие молитвословия (см. «Правило готовящимся служити, и хотящим причаститися Святых Божественных Таинств, Тела и Крове Господа нашего Иисуса Христа» в Следованной Псалтири). Молитвенное правило может изменяться и находится в зависимости от духовного устроения готовящегося к причастию, а также объективных условий его жизни.

7. Участие за Божественной Литургией, присутствие на предваряющих ее службах - в первую очередь, вечерне и утрене (или всенощном бдении) - является важной частью подготовки к принятию Святых Тела и Крови Христовых.(Если причащающийся не участвовал в полной мере за Богослужением или не выполним в полной мере молитвенное правило, священнослужитель должен его к сему побуждать и поставить вопрос о недопущении к Таинству).

8. Пренебрежением к Таинству Тела и Крови Христовых является опоздание на Божественную литургию , особенно когда верующие прибывают в храм после чтения апостола и Евангелия. В случае такого опоздания исповедающий или причащающий священник может принять решение не допустить человека к Святой Чаше. Исключение должно быть сделано для людей с ограниченными физическими возможностями, кормящих матерей, детей в младенческом возрасте и сопровождающих их взрослых.

9. Готовящийся ко святому причащению совершает испытание своей совести, предполагающее искреннее раскаяние в совершенных грехах и открытие их перед священником в Таинстве Покаяния .

Причины отказа:

А) Недопустимо причащаться в состоянии озлобленности, гнева, при наличии тяжелых неисповеданных грехов или непрощенных обид. Дерзающие приступать к Евхаристическим Дарам в таком состоянии души сами подвергают себя суду Божию, по слову апостола: «Кто ест и пьет недостойно, тот ест и пьет осуждение себе, не рассуждая о Теле Господнем. Оттого многие из вас немощны и немало умирает» ().

Б) При совершении тяжелых грехов применение канонов в части отлучения от причастия на длительные сроки (более чем на один год) может осуществляться только по благословению епархиального архиерея. В случае злоупотребления священником правом наложения прещений вопрос может быть передан на рассмотрение в церковный суд.

В) Каноны запрещают причащаться в состоянии женской нечистоты (2-е правило святого , 7-е правило Тимофея Александрийского). Исключение может быть сделано в случае смертной опасности, а также когда кровотечение продолжается длительное время в связи с хроническим или острым заболеванием.

Г) Обязательность гражданского брака и необходимости церковного брака .

Согласно предписаниям Требника (13 канон IВселенского Собора), умирающего можно причащать во всякое время, даже если он находится под епитимией т.е. отлучён от общения церковного (7 Правило Карфагенского Собора, 2 и 5 Правило ), по сокращенному чину, при этом нет необходимости соблюдать все те условия, которые установлены для причащения здоровых лиц. Однако по самому характеру Таинства Причащения его не может удостоиться лицо, находящееся в беспамятстве, или упорный грешник, который не желает примириться с Церковью. Наконец, совершенно недопустимо и безумно имитировать Таинство Причащения с останками тех, кто уже испустил дух и отошел на суд Небесного Судии. Как гласит 83-е правило Трулльского Собора, «никто телам умерших Евхаристии да не преподает. Ибо писано есть: приимите, ядите. Но тела мертвых ни приимати, ни ясти не могут».

Евхаристия - центральное Таинство Церкви. Регулярное причащение необходимо человеку для спасения, в соответствии со словами Господа Иисуса Христа: «Истинно, истинно говорю вам: если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни. Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день» ().

Может ли священник отказать в венчании?

«Брак — это союз мужчины и женщины, общение жизни, соучастие в божеском и человеческом праве» Модестин (III в., римский юрист).

Препятствия могут быть абсолютными, исключающими для определенного лица вступление в брак с кем бы то ни было, и условными, делающими невозможным брак между определенными лицами из-за их родственных отношений. Кроме того, различаются препятствия, в силу которых брак считается недействительным с момента его заключения и потому подлежащим расторжению. Могут быть также некоторые препятствия, обнаружение которых не влечет за собой расторжения брака, однако подвергает и вступивших в брак, и венчавшего их священника каноническим прещениям.

  1. Абсолютные препятствия:

А) Лицо, состоящее в браке, не может вступить в новый, ибо христианский брак — безусловно моногамный, т.е. единобрачный;

Б) Что касается священного сана, то 26-е Апостольское правило дозволяет вступать в брак после поставления на церковное служение лишь чтецам и певцам. Согласно 6-му правилу Трулльского Собора, вступление в брак запрещается не только священнослужителям, но и иподиаконам;

В) Согласно 16-му правилу Халкидонского Собора, 44-му правилу Трулльского Собора, 5-му правилу Константинопольского Двукратного Собора, 18 и 19-му правилам святого , монахам и монахиням запрещается вступать в брак после принесения ими обетов;

Г) Неокончательно расторгнутый или неаннулированный брак, а так же в соответствии с церковным законом, вдовство после третьего брака считается абсолютным препятствием к новому браку. Согласно «Томосу единения» (920 г.), изданному Патриаршим Синодом при Патриархе Константинопольском Николае (901-907; 912-925), «никто не должен дерзать вступлением в 4-й брак.» А если таковой брак будет заключен, то он должен считаться несуществующим;

Д) Препятствием к вступлению в брак является виновность в расторжении предыдущего брака. Виновный в прелюбодеянии из-за которого расторгнут первый брак, не может вступать в новый брак. Это положение вытекает из евангельского нравственного учения и практики Древней Церкви. Данная норма отражена и в церковном законодательстве («Номоканон» 11, 1, 13, 5; Кормчая,» гл. 48; «Прохирон,» гл. 49. Эта же норма повторена в 253-й статье устава Духовных Консисторий).

Е) Препятствием к браку является также физическая и духовная неспособность к нему (идиотизм, душевная болезнь, лишающая человека, возможности свободно проявлять свою волю). Уставу Духовных Консисторий (ст. 205, 208);

Ё) Для вступления в брак существуют определенные возрастные границы. С тех пор в России установилось два совершеннолетия для брака: гражданское — 18 и 16 лет и церковное — 15 и 13 лет. Святейший Синод на основании указания, данного Патриархом Адрианом († 1700 г.), запретил лицам в возрасте старше 80 лет вступать в брак. Лицам в возрасте от 60 до 80 лет для вступления в брак необходимо испрашивать разрешение архиерея.

2) Условные:

А) Отсутствие близкого кровного родства между женихом и невестой — необходимое условие при вступлении в брак;

Б) Препятствием к браку служат отношения свойства, они возникают из сближения двух родов через брак их членов. Свойство приравнивается к кровному родству, ибо муж и жена — одна плоть. Свойственниками являются: тесть и зять, свекровь и невестка, отчим и падчерица, шурин и зять (Трулл.Соб. Прав. 54; Кормчая гл. 54);

В) Препятствием к браку является также и наличие духовного родства. Духовное родство возникает вследствие восприятия новокрещенного от купели Крещения. В указе Святейшего Синода Русской Православной Церкви от 19 января 1810 г. отрицаются отношения духовного родства между детьми восприемника и воспринятым и между восприемником и воспринятым. Синод находит препятствие к браку лишь в отношениях между восприемницей и восприемником, а также родителями последнего;

Г) Препятствие к браку возникает из отношений так называемого гражданского родства – усыновления;

Д) Взаимное согласие вступающих в брак является непременным условием законности и действительности брака;

Е) Важное условие для признания действительности брака — единство религии:

«В отношении смешанных браков православных с инославными или нехристианами было принято решение:

а) брак православных с инославными запрещается по канонической акривии и не венчается (72-е правило Трулльского Собора). Он может быть благословлен по снисхождению и человеколюбию при условии, что дети от этого брака будут крещены и воспитаны в Православной Церкви.

б) брак между православными и нехристианами категорически запрещается по канонической акривии» .

Так же христиане вступают в брак и через церковное благословение, и через принятую в государстве регистрацию брака.

Венчание запрещено в течение всех четырех многодневных постов; во время Сырной седмицы (масленицы); на Светлой (Пасхальной) седмице; от Рождества Христова (7 января) до Крещения (19 января); накануне двунадесятых праздников; по вторникам, четвергам и субботам в течение всего года; 10, 11, 26 и 27 сентября (в связи со строгим постом ради Усекновения главы Иоанна Крестителя и Воздвижения Креста Господня); накануне престольных храмовых дней (в каждом храме они свои).Дни, в которые венчание разрешено, отмечены в православном календаре.

Может ли священник отказать в соборовании?

Собороваться может любой крещеный православный христианин, имеющий на это благословение священника. Детей до 7 лет, как правило, не соборуют.

Существует неправильное понимание сути Таинства Соборования, выражающееся в том, что оно якобы требуется только умирающему и только для отпущения грехов. Таинство это установлено Святой Церковью по слову святого апостола Иакова: «Болен ли кто из вас, пусть призовет пресвитеров Церкви, и пусть помолятся над ним, помазав его елеем во имя Господне. И молитва веры исцелит болящего, и восставит его Господь; и если он соделал грехи, простятся ему» (). В молитвах чина Елеосвящения говорится не о кончине, а о возвращении к жизни, но жизни обновленной, очищенной от грехов.

Можно ли соборовать больного, когда он без сознания ?

– Участие во всех Таинствах должно быть сознательным и добровольным.

В случае, если больной человек, находящийся в бессознательном состоянии, ранее участвовал в церковных таинствах и выражал сознательное желание собороваться в то время, когда мог отдавать отчет в своих поступках, то о возможности совершения над ним Таинства Елеосвящения следует посоветоваться со священником.

Можно ли соборовать младенцев ?

– Над младенцами, не достигшими семилетнего возраста, Таинство Елеосвящения не совершается на основании слов апостола Иакова: «пусть призовет пресвитеров… и если он соделал грехи, простятся ему» (), предполагающих в болящем силу веры, присутствие духа и сознание своих грехов.

Может ли священник отказать в отпевании?

В чине отпевания священник именует усопшего «Чадо моё духовное». Как заметил один священник: какое же это чадо, если я его первый раз в жизни вижу, и то в гробу…

Весь чин отпевания ориентирован на то, что провожается в последний путь член церкви, человек воцерковлённый.

Умерших Церковь напутствует молитвами, над ними совершается чин отпевания, их погребают в особо освященном месте. Это место называется кладбищем. В древности запрещено было погребать усопших в церквах, потому что в них хранились мощи мучеников. Запрещено отпевать:

  1. Неверующих;
  2. Иноверных;
  3. Инославных;
  4. Нераскаянных грешников (люди которые являлись явными безбожниками и не принесли в этом покояния);
  5. Отпевание самоубийц запрещено в Церковном Предании, но имея в виду правило патриарха Тимофея Александрийского 14-ое, что в отношении лиц, окончивших жизнь самоубийством в состоянии психического расстройства, может быть совершено заочное отпевание, в том случае, если это расстройство будет подтверждено соответствующими медицинскими свидетельствами.

Но при этом есть «Чин молитвенного утешения сродников живот свой самовольно скончавшаго» , который не имеет молитвенного ходатайства за самоубиенного, а являет собой чин,который может быть совершаем многократно, всякий раз, когда родственники лица, окончившего жизнь самоубийством, будут обращаться к священнику за утешением в постигшем их горе.

В случае обращения к священнику родственников лица, окончившего жизнь самоубийством, с просьбой о поминовении, священник может совершать таковое в своей келейной молитве словами преподобного .

Но при всех этих правилах в конечном счёте, «Церковь может, конечно, отпевать лишь тех, кто принадлежит к ней» , следуя из того, что усопшие христиане остаются членами Церкви, и поэтому Церковь возносит о них свои молитвы как и о живых своих членах, и поминовение о них совершается за Божественной Литургией и панихидой.

Может ли священник назначить епитимью без желания кающегося? Кто может снять епитимью?

«Епитимия́ [греч. ἐπιτίμιον], церковное наказание (прещение), налагаемое на мирян» .Главная цель епитимии состоит не в возмездии верующим за преступные деяния или ограждении их от таковых, а в исцелении болезненных состояний души грешников. В правилах Святых Отцов покаяние рассматривается как «врачевание» (Вас. Вел. 3; Григ. Нис. 8; Трул. 102).

«Сущность церковных наказаний… состоит в том, что преступник церковных канонов лишается всех или только некоторых прав и благ, находящихся в исключительном распоряжении церкви. Отсюда и общее название этих церковных наказаний: «отлучение» (ἀφορισμός, excommunicatio). Оно может быть или полное, состоящее в совершенном исключении преступника из числа членов церкви (ἀνάθεμα, excommunicatiomajor), или неполное, когда виновный лишается только некоторых прав и благ, находящихся в церковном распоряжении» .

Может ли священник назначить епитимью без желания кающегося?

В настоящее время древняя практика епитимий не применяется во всей строгости, но, однако у духовника остается право выбора между более мягким наказанием и строгими предписаниями, если это послужит врачеванию души согрешившего.

Так «епитимья, как правило, сводится к санкциям аскетического характера «Священник может налагать епитимию только в виде поклонов, раздачи милостыни, особо усердных покаянных молитв» и неформальному отлучению от причастия на небольшой срок. А такие суровые наказания, как длительное отлучение от причастия или анафематствование, налагаются только по решению церковного суда и только за проступки такого уровня, как организация раскола» Альберт БОНДАЧ, преподаватель истории источников церковного права ПСТГУ.

При этом сам вопрос о праве наложения епитимии и снятии должен исходить из правильного понимания самой духовной жизни самого верующего, но если священник этого не видит, то должен растолковать и донести до понимания верующего нормы церковной жизни.

Кто может снять епитимью?

Нет правила, по которому разрешить от епитимии может только священник, наложивший её.

В настоящее время большинство прихожан не связаны при храме общинной жизнью, в связи с чем сама практика церковных прещений утратила свою систему и практику. В настоящее же время главная задача пастырского попечения показать, как сказано в настольной книге священнослужителя, что епитимья должна помочь согрешившему христианину, во-первых, осознать меру своего греха и почувствовать его серьезность, во-вторых, придать ему силы снова встать, окрылить надеждой на Милосердие Божие, в-третьих, дать ему возможность проявить решимость в своем покаянии.

И главное что должен понять человек, что епитимия это не средство связывания, а получение необходимых рекомендаций по пути духовной жизни. Таким образом, в жизни духовной епитимия это «крылья», а не «узда».

Толкование Вальсамона на 11-е правило Иппонского Собора,преп. Слово 4. О крещении» (47-е правило Лаодикийского Собора)

Прот. Церковное право.

Православная Энциклопедия. Т 18. М, 2013. С. 533.

Курс церковного права. СПб., 2002. С. 296.

Православная Энциклопедия. Т 18. М, 2013. С. 535.

Когда младенец появляется на свет, первый крик и вздох свидетельствуют о его физическом рождении. В духовном плане этот момент наступает в день крещения. Ритуал принятия веры сопровождает нас многие поколения. Право быть крестным считается почетным, оно указывает на особые, теплые и доверительные отношения между родителями ребенка и восприемниками. Их долгом является принять духовное рождение человека и нести ответственность за веру своего крестника.

Ответ на вопрос о том, кто может быть крестными родителями мальчика или девочки, очевиден, с точки зрения церкви. Этого звания достойны люди, поддерживающие православную веру и достигшие совершеннолетия. На них возложены обязательства за приобщение ребенка к духовным ценностям.

Что несет в себе таинство крещения

Крещение - это древний обряд, проводимый в условиях православной церкви. Основным предназначением является очищение человека от проступков, совершенных в прошлой жизни, чтобы он мог начать свой новый путь с «чистого листа».

Когда младенца впервые в жизни приносят в церковь, дабы окрестить его, в святом месте остаются только самые близкие люди и Отсюда и пошло название «таинство крещения».

После того как священник произнесет все молитвы и трижды омоет младенца водой из купели, обряд считается завершенным.

Большинство из нас крещеные в первые месяцы своей жизни, а поэтому в памяти у человека отсутствует информация обо всем происходящем. Люди живут, развиваются, строят семьи. В какой-то период времени приходит момент, когда поступает предложение стать крестным родителем. Или, более того, в семье рождается ребенок и его нужно окрестить.

В такой ситуации возникает закономерный вопрос: «Кого взять восприемником и можно ли отказаться быть крестным?». Искать ответ нужно не в вере или церкви, он находится внутри нас самих. Очень важно здраво оценить возможности будущих крестных родителей: смогут ли они дать ребенку то, что не в силах дать вы, будут ли они его любить как родного и не собьют ли с истинного пути.

Необходимо также понимать, что жизнь очень непредсказуема, и если крестный папа или мама рассорятся с родителями крестника, это не должно никоим образом отразиться на их личных отношениях и нарушить духовную связь.

Духовное родство

Крестные переживают не меньше родителей перед крещением ребенка. Это, по большей степени, связано с прогрессированием церковной неграмотности среди современного населения. Это зачастую и приводит к отказу быть восприемником. Здесь главное понять, что быть крестным не страшно, если вы делаете этот шаг осознанно. А соответствовать церковным канонам не обязательно. Возможно, что это событие перевернет ваш внутренний мир и восприятие, и вы потянетесь к самообразованию в этом плане.

Для церкви важным является то, что выбранные крестные родители будут четко понимать: отныне они несут ответственность за ребенка ровно так же, как это возложено на биологических родителей.

Выбирая восприемников для своего ребенка, родители должны учитывать, что церковь не благосклонна к приему духовного рождения ребенка, если его принимает пара, состоящая в браке. Но при этом муж или жена могут являться крестными нескольких детей одних родителей.

Крестные ребенка близкие родственники - возможно ли?

У каждого сознательного родителя перед крещением ребенка возникает сложный вопрос относительно того, как выбрать крестного и крестную для малыша. Однако в большинстве случаев ответ на него находится на поверхности, стоит лишь немного углубиться в правила церкви.

В былые времена круг родственников старались расширить настолько, насколько это возможно. Это делалось с целью увеличения количества людей, которые в будущем будут заботиться о ребенке и помогать ему в трудных ситуациях. Именно поэтому приглашение быть восприемниками близким родственникам поступало только в виде исключения. Это обусловлено тем, что в одной семье все заботятся друг о друге и без того. Опять-таки, для увеличения семейного круга старались делать так, чтобы у брата и сестры были разные крестный папа и мама. Но здесь ограничение не со стороны церкви, а под воздействием человеческих понятий.

Главное, чтобы восприемник не забыл о своих обязанностях, и у него не возникло вопроса относительно того, можно ли отказаться быть крестным. Пройдя с ребенком родитель должен чувствовать духовную связь с ним.

Сколько детей может крестить один человек

Если человек от природы добрый, общительный и любит детей, то ему могут неоднократно разные семьи предлагать стать восприемником. Невольно всплывает вопрос о том, папой и мамой?

Со стороны церкви количественных ограничений нет, и вы по собственному желанию можете быть духовными родителями нескольких детей. Однако очень важно, чтобы крестный осознавал важность этого ритуала и понимал всю ответственность, которая на него возложена. Духовный родитель - это святой пример для крестника. Не выполняя своих обязанностей, он будет отвечать не перед родителями ребенка, а перед Богом. На протяжении всей жизни восприемник должен заботиться и оберегать своих крестников, сколько бы их у него ни было.

В народе витает слух, что женщина, крестившая одного ребенка и возжелавшая стать восприемником еще для одного, снимает крест с первенца. К счастью, это только миф и у церкви есть на то свой взгляд.

Повторное крещение - это словно вторые роды для биологической матери, которая никогда не бросит своего первого малыша, если у нее родится еще один или несколько детей. Крестная мама несет равноценную ответственность за своих крестников, и, породнившись в церкви с несколькими детьми даже от разных родителей, она не сможет забыть ни одного из них.

Родители должны хорошо подумать над тем, кто справится с этой ролью, ведь среди молодежи часто возникают вопросы о том, можно ли отказаться быть крестным, при этом уже пройдя обряд.

Как выбрать крестных родителей для дочери

Выбрать крестную маму для девочки всегда было проблематичнее, нежели для мальчика. Часто подруги матери ребенка задумываются, а можно ли отказаться быть крестным родителем, если до этого девушка еще не крестила мальчика. Это еще один народный миф, который гласит, что крестная мама девочки, взявшая на себя эти обязательства впервые и ранее не крестившая мальчика, обязательно останется одиночкой, а крестница «заберет ее красоту и удачу».

Это заблуждение не имеет под собой никаких христианских обоснований, а является исключительно суеверием, которому подчиняться грешно. Крестная для девочки должна быть убежденной православной христианкой. Еще один интересный момент, о котором не многие родители знают, у девочки обязательно должна быть восприемница, и допускается проведение обряда без крестного отца.

Выбор восприемника для сына

Также стоит понимать, кто может быть крестными родителями у мальчика. Здесь, так же, как и в случае с девочкой, нет каких-либо правил и ограничений. Крестный должен понимать, какую ответственность он несет за ребенка и что ему нужно будет всю жизнь поддерживать с ним духовную связь.

Что входит в обязанности восприемников

Тяжело осознавать, что не каждый человек понимает, для чего нужна крестная мама и папа, и почему именно так называется их новая и такая ответственная жизненная роль. Максимум, чем ограничивается участие крестных в жизни ребенка, - это визиты на именины и день ангела и дарение подарков. Это, конечно, замечательно, но с духовной стороны все гораздо глубже.

Обязанности крестного заключаются в молитве о сыне. Хотя бы раз в день восприемник должен обращаться к Богу с прошением за своего крестника. Ничего особенного, ровно то, что нужно делать для своих детей: просить о здоровье и благополучии, спасении и помощи. Задаваясь вопросом о том, кто может быть крестными родителями у мальчика и девочки, ответьте, смогут ли какие-либо ваши близкие друзья полюбить ребенка так, как делаете это вы. И только тогда можно будет определиться.

Крестная мама обязанности при крещении ребенка возлагает на себя те же, что и отец. Она должна помогать биологической матери, произносить молитвы за крестника, ходить с ним в церковь по праздникам и развивать в духовном плане.

Подготовка к крещению ребенка

Основной момент заключается в том, что выбранные крестные родители должны прийти в церковь для крещения ребенка с освященными нательными крестиками. Крестная мама в обязательном порядке должна находиться в храме только с покрытой головой. Следует избегать одежд с брюками. Платье или юбка должны быть ниже колена, а плечи закрытыми.

Таинство крещения - это длительный обряд, который может продолжаться до двух часов, поэтому обувь нужна устойчивая, на низком ходу и без каблуков. В течение всего времени восприемник должен будет держать младенца на руках.

Мужчине достаточно надеть строгий костюм или брюки с рубашкой.

Все, что потребуется для обряда: полотенца, свечи, икону - можно приобрести в церкви. С собой для ребенка стоит подготовить только крестик и одежду.

Церковь - это место, в котором следует воздержаться от привлечения внимания, поэтому будьте скромны в одежде и поведении.

Общепринятые подарки крестникам

Современные традиции относительно крещения мало чем отличаются от древних. Так же, как и раньше, принято дарить ребенку нательный крестик - это входит в обязанности крестного папы, а одежду дарит крестная мама. Это что касается крещения мальчика.

Если крестят девочку, то правила те же, только наоборот. Сейчас подарки приобретают родители ребенка, но желательно, чтобы крестные родители преподнесли какой-либо памятный презент.

Очень давно было принято дарить ребеночку серебряную ложку. Ее восприемники преподносили в дар тогда, когда у ребенка появлялся первый зубик.

Считается, что именно с этой ложки следует начинать вводить прикорм. Эта традиция сохранилась и по сей день.

Можно ли стать восприемницей беременной женщине

Нет никаких запретов к тому, чтобы беременная крестная мама принимала участие в обряде. Церковь не может воспрепятствовать крестить ребенка женщине в положении. Единственное, что может этому помешать, - это физическое состояние беременной, но если она уверена, что выдержит 2 часа с ребенком на руках в положении стоя, то можно. Главное - осознание того, что в скором времени у мамы будет не только свой рожденный ребенок, но и духовный крестник.

Кому запрещается становиться восприемником церковью

По законам существует ряд ограничений, попадая под которые, человек не имеет права принимать участия в таинстве крещения:

  • крестные родители другой, не христианской веры - буддисты, атеисты, католики, мусульмане и прочее, даже при условии, что они самые близкие друзья семьи;
  • если ребенка хотят крестить родители, связанные узами брака или семейными отношениями;
  • не допускаются к обряду;
  • если родители не были крещеными;
  • если отсутствует желание становиться восприемником;
  • биологическим родителям нельзя крестить собственного ребенка;
  • несовершеннолетние люди;
  • запрещено крестить мачехам и отчимам своих падчериц и пасынков;
  • если у женщины критические дни, вход в церковь запрещен;
  • монахи и священники.

В последнем случае исключением является ситуация, если священник будет крестным отцом у монаха или человека, принадлежащего к церкви.

Есть ли необходимость состоять в браке, чтобы стать крестным

Еще один народный миф гласит, что хотя бы один из крестных родителей должен состоять в браке. Это убеждение является в корне неправильным. Но при этом родители должны понимать, что женатый мужчина или замужняя женщина - это более ответственные и опытные люди, соответственно, они отчетливо понимают, какие обязанности на них возложены.

Быть восприемниками очень ответственно и почетно. Крестная мама обязанности при возлагает на себя аналогичные тем, что взял на себя отец, крестивший мальчика.

Что делать, если крестный родитель забыл о своем предназначении

К сожалению, случается так, что восприемники забывают о той ответственности, которую брали на себя в момент крещения ребенка. В обязанности крестного входит воспитание, забота и духовное развитие малыша.

Если родители сделали неправильный выбор и кумом оказался беспечный человек, то вина за это лежит только на них. В такой ситуации им следует делать то, что должен был сделать восприемник, и приобщать ребенка к церкви.

Можно ли отказаться или сменить крестных родителей

Таинство крещения - это обряд, который выполняется один раз в жизни, и перекрестить ребенка уже никто не может. Не имеет значения, как сильно согрешили биологические или крестные родители ребенка или он сам. То, что было сделано перед Бором, в святом месте изменить нельзя.

В зависимости от жизненной ситуации, уже повзрослевший ребенок может сам делать выбор, общаться с крестными родителями, которые согрешили, изменили вере, или нет. Если восприемники взяли на себя эту ответственность, но не справились со своими обязательствами, предали крестника, отвечать за это придется перед Богом.

В этом случае можно сказать, что духовный союз, заключенный между родителями и ребенком в младенчестве, разрушен.

Родители ребенка должны четко понимать и быть уверенными в выборе крестных родителей так же, как в самих себе, ведь это не дань моде, а великое таинство, которое совершает человек в храме лишь единожды.

Таинство Крещения: ответы на вопросы читателей

Почему крестят детей?

Какие обязанности у крестных?Можно ли девушке стать крестной у девочки?

Можно ли отказаться быть крестным? В каких случаях могут отказать в крещении?

Таинство Крещения: ответы на вопросы

Что такое крещение? Почему оно называется таинством?

Крещение – это одно из семи таинств Православной Церкви, в котором верующий при троекратном погружении тела в воду с призыванием имени Пресвятой Троицы - Отца и Сына и Святого Духа, умирает для жизни греховной, и возрождается Духом Святым для Жизни Вечной. Конечно, этому действию есть основание в Священном Писании: «Кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие» (Ин. 3, 5). Христос говорит в Евангелии: «Кто будет веровать и креститься, спасен будет; а кто не будет веровать, осужден будет» (Мк. 16, 16).

Итак, крещение необходимо человеку для спасения. Крещение – это новое рождение для духовной жизни, в которой человек может достичь Царствия Небесного. А таинством оно называется потому, что через него таинственным, непостижимым для нас образом на крещаемого действует незримая спасительная сила Божия – благодать. Как и другие таинства, крещение богоустановлено. Сам Господь Иисус Христос, отправляя апостолов на евангельскую проповедь, научил их крестить людей: «Идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа» (Мф. 28, 19). Крестившись, человек становится членом Церкви Христовой и отныне может приступать к остальным церковным таинствам.

Можно ли крестить младенцев, ведь они не имеют самостоятельной веры?

Совершенно верно, маленькие дети не имеют самостоятельной, осознанной веры. Но разве не имеют ее родители, принесшие свое чадо на крещение в храм Божий? Разве не будут они прививать своему ребенку веру в Бога с детства? Очевидно, что родители имеют такую веру, и, скорее всего, будут прививать ее ребенку. Помимо того, у ребенка будут и крестные родители – восприемники от купели крещения, которые ручаются за него и обязуются воспитывать свое крестное чадо в православной вере. Таким образом, младенцев крестят не по их собственной вере, а по вере их родителей и крестных, принесших ребенка на крещение.

Прообразом новозаветного крещения явилось ветхозаветное обрезание. В Ветхом Завете младенцев на восьмой день приносили в храм для обрезания. Этим родители ребенка показывали свою и его веру и принадлежность к богоизбранному народу. Христиане могут то же сказать и о крещении словами Иоанна Златоуста: «Крещение составляет очевиднейшее различие и разделение верных от неверных». Тем более что этому есть основание в Священном Писании: «Обрезаны обрезанием нерукотворенным, совлечением греховного тела плоти, обрезанием Христовым; быв погребены с Ним в крещении» (Кол. 2, 11-12). То есть, крещение – это умирание и погребение для греха и воскресение для совершенной жизни со Христом.

Когда положено крестить детей?

Определенных правил в этом вопросе не существует. Но обычно детей крестят на 40-й день после рождения, хотя это можно сделать раньше или позже. Главное - не откладывать крещение на долгое время без крайней необходимости. Было бы неправильным лишать ребенка столь великого таинства в угоду сложившимся обстоятельствам.

Можно ли крестить детей в дни поста?

Конечно, можно! Но технически не всегда получается. В некоторых храмах в дни Великого поста крестят только в субботние и воскресные дни. Эта практика, скорее всего, основана на том, что будние великопостные богослужения весьма продолжительны, а промежутки между утренними и вечерними службами могут быть небольшими. В субботние же и воскресные дни богослужения несколько короче по времени, и священники могут уделить больше времени требам. Поэтому, планируя день крещения, лучше заранее узнать о правилах, соблюдаемых в том храме, где будут крестить ребенка. Ну а если вообще говорить о днях, в которые можно крестить, то никаких ограничений в этом вопросе нет. Можно крестить детей в любой день, когда к этому нет технических препятствий.

Сколько крестных должно быть у ребенка?

Церковные правила предписывают иметь для ребенка восприемника того же пола, что и сам крещаемый. То есть, для мальчика – мужчина, а для девочки – женщина. В традиции же обычно выбирают для ребенка обоих крестных: отца и мать. Это никак не противоречит канонам. Также не будет противоречием, если в случае необходимости у ребенка будет восприемник иного пола, чем сам крещаемый. Главное, чтобы это был действительно верующий человек, который впоследствии добросовестно исполнял бы свои обязанности по воспитанию ребенка в православной вере. Таким образом, у крещаемого может быть один или, максимум - два восприемника.

Какие требования предъявляются к крестным родителям?

Первое и главное требование – несомненная православная вера восприемников. Крестные должны быть людьми воцерковленными, живущими церковной жизнью. Ведь им придется учить своего крестника или крестницу основам православной веры, давать духовные наставления. Если же они сами будут несведущи в этих вопросах, то чему они смогут научить ребенка? На крестных возлагается огромная ответственность духовного воспитания своих крестников, ибо они вместе с родителями отвечают за него пред Богом. Эта ответственность начинается с отречения от “сатаны и всех дел его, и всех ангел его, и всего служения его, и всея гордыни его”. Тем самым восприемники, отвечая за своего крестника, дают обещание, что их крестное дитя будет христианином.

Если крестник уже взрослый и сам произносит слова отречения, то присутствующие при этом крестные становятся поручителями перед Церковью в верности его слов. Крестные обязаны научить своих крестников прибегать к спасительным Таинствам Церкви, главным образом - исповеди и причащения, должны дать им знание о смысле богослужения, особенностях церковного календаря, о благодатной силе чудотворных икон и других святынь. Крестные должны приучать воспринятых ими от купели посещать церковные службы, поститься, молиться и соблюдать другие положения церковного устава. Но главное - крестные должны всегда молиться о своем крестнике. Очевидно, что крестными не могут быть чужие люди, к примеру, какая-нибудь сердобольная бабушка из храма, которую родители уговорили «подержать» младенца на крещении.

Но также не стоит брать в крестные просто близких людей или родственников, не отвечающих тем духовным требованиям, которые были изложены выше.

Крестные не должны становиться предметом личной выгоды для родителей крещаемого. Желание породниться с выгодным человеком, например, с начальником, зачастую руководит родителями при выборе крестных для ребенка. Забывая при этом об истинной цели крещения, родители могут лишить ребенка настоящего крестного, а навязать ему того, который впоследствии совершенно не будет заботиться о духовном воспитании чада, за что сам тоже ответит перед Богом. Крестными не могут стать нераскаянные грешники и люди, ведущие безнравственный образ жизни.

Можно ли женщине становиться крестной в дни месячного очищения? Что делать, если это все-таки произошло?

В такие дни женщинам следует воздерживаться от участия церковных таинствах, к числу которых относится и крещение. Но если это все-таки случилось, то в этом необходимо покаяться на исповеди.

Как будущим крестным подготовиться к крещению?

Каких-то особых правил подготовки восприемников к крещению не существует. При некоторых храмах проводят специальные беседы, целью которых обычно ставится объяснить человеку все положения православной веры относительно крещения и восприемничества. Если есть возможность посетить такие беседы, то необходимо это сделать, т.к. это очень полезно для будущих крестных. Если будущие крестные достаточно воцерковлены, постоянно исповедуются и причащаются, то посещение таких бесед будет для них вполне достаточной мерой подготовки.

Если же потенциальные восприемники сами еще не достаточно воцерковлены, то хорошей подготовкой для них будет не только приобретение необходимых знаний о церковной жизни, но и изучение Священного Писания, основных правил христианского благочестия, а также трехдневный пост, исповедь и причастие перед таинством крещения. Существует еще несколько традиций, касающихся восприемников. Обычно крестный отец берет на себя оплату (если таковая есть) самого крещения и приобретение нательного крестика для своего крестника. Крестная мать покупает крещальный крестик для девочки, а также приносит необходимые для крещения вещи. Обычно в крещальный комплект входят крестильная рубашка, простынка и полотенце.

Но эти традиции не являются обязательными для исполнения. Зачастую в разных регионах и даже отдельных храмах существуют свои традиции, за исполнением которых строго следят прихожане и даже священники, хотя они не имеют никаких догматических и канонических оснований. Поэтому лучше подробнее узнать о них в храме, в котором будет проходить крещение.

Что крестные должны дарить на крещение (крестнику, родителям крестника, священнику)?

Этот вопрос не лежит в духовной области, регулируемой каноническими правилами и традициями. Но, думается, что подарок должен быть полезным и напоминать о дне крещения. Полезными подарками в день крещения могли бы быть иконы, Евангелие, духовная литература, молитвословы и т.п. Вообще, в церковных лавках сейчас можно найти множество интересного и душеполезного, поэтому приобретение достойного подарка не должно стать большим затруднением.

Могут ли стать крестными инославные христиане или иноверцы?

Совершенно очевидно, что нет, ибо они никак не смогут научить своего крестника истинам православной веры. Не являясь членами Православной Церкви, они вообще не могут принимать участия в церковных таинствах.

К сожалению, многие родители не спрашивают об этом заранее и без всяких угрызений совести приглашают в крестные своим детям инославных и иноверцев. На крещении, само собой, об этом никто не говорит. Зато потом, узнав о недопустимости содеянного, родители прибегают в храм, спрашивая:

Что делать, если по ошибке это все же произошло? Считается ли в этом случае крещение действительным? Нужно ли перекрестить ребенка?

В первую очередь, такие ситуации показывают крайнюю безответственность родителей при выборе крестных для своего ребенка. Тем не менее, подобные случаи - не редкость, и встречаются они среди людей невоцерковленных, не живущих церковной жизнью. Однозначного ответа на вопрос «что делать в этом случае?» дать невозможно, т.к. в церковных канонах нет ничего подобного. Это не удивительно, т.к. каноны и правила написаны для членов Православной Церкви, чего нельзя сказать о инославных и иноверцах. Тем не менее, как состоявшийся факт, крещение имело место, и назвать его недействительным нельзя. Оно законно и действительно, а крещенный стал полноправным православным христианином, т.к. был крещен православным священником во имя Святой Троицы. Никакого перекрещевания не требуется, такого понятия вообще нет в Православной Церкви. Человек один раз рождается физически, вновь повторить это он никак не может. Так же - только один раз человек может родиться для жизни духовной, поэтому крещение может быть только одно.

Позволю себе небольшое отступление и расскажу читателю, как однажды мне пришлось стать свидетелем одной не очень приятной сцены. Молодая супружеская пара принесла своего новорожденного сына на крещение в храм. Супруги работали в иностранной компании и пригласили стать крестным одного из своих сослуживцев, иностранца, по вероисповеданию лютеранина. Правда, крестной должна была стать девушка православного вероисповедания. Ни родители, ни будущие крестные не отличались особыми знаниями в области православного вероучения. Известие о невозможности иметь лютеранина в крестных своего сына родители ребенка восприняли в штыки. Им было предложено подыскать другого крестного или крестить ребенка с одной крестной. Но это предложение еще более разозлило отца и мать. Упорное желание видеть восприемником именно этого человека возобладало над здравым смыслом родителей и священнику пришлось отказать в крещении ребенка. Так неграмотность родителей стала препятствием для крещения их ребенка.

Слава Богу, что таких ситуаций больше не встречалось в моей священнической практике. Любопытный читатель вполне может предположить, что могут существовать некие препятствия для принятия таинства крещения. И будет совершенно прав. Итак:

В каком случае священник может отказать человеку в крещении?

Православные верят в Бога Троицу – Отца, Сына и Святого Духа. Основоположником христианской веры был Сын - Господь Иисус Христос. Поэтому человек, не принимающий Божественность Христа и не верящий в Святую Троицу, не может быть православным христианином. Также не может стать православным христианином человек, отрицающий истины православной веры. Священник имеет право отказать человеку в крещении, если тот собирается принять таинство как некий магический обряд или имеет какое-то языческое верование относительно самого крещения. Но это отдельный вопрос и его я коснусь позже.

Очень распространенным вопросом о восприемниках бывает вопрос:

Могут ли стать крестными супруги или собирающиеся вступить в брак?

Духовное родство, устанавливаемое между восприемниками в таинстве крещения, выше, чем какой-либо другой союз, даже брачный. Поэтому супруги не могут стать крестными у одного ребенка. Этим они поставят под сомнение возможность дальнейшего существования их брака. Но по одиночке они вполне могут быть крестными у разных детей из одной семьи. Не могут стать крестными и собирающиеся вступить в брак, т.к. став восприемниками, они будут иметь духовную степень родства, которая выше телесной. Им придется прекратить свои отношения и ограничиться только духовным родством.

К сожалению, многие этого не знают. И из этого незнания иногда вытекают совершенно нежелательные последствия, такие, как брак восприемников. Итак:

Что делать, если мужчина и женщина стали крестными у одного ребенка, а потом поженились?

Если подобное произошло по их незнанию церковных канонов, то это - полбеды. Хуже, если, зная о невозможности их брака, они все же решились пожениться, и на венчании ничего не сказали священнику о своем духовном родстве. В любом случае, этот вопрос может разрешить только высшая церковная власть в лице правящего архиерея. Для этого необходимо обратиться в епархиальное управление с соответствующим прошением на имя правящего архиерея. Брак либо будет признан недействительным, либо супруги будут призваны к покаянию за грех, совершенный в неведении.

Встречается и несколько иная ситуация, когда по незнанию восприемниками стали супруги. Возникает вопрос:

Что делать, если по неведению восприемниками стали супруги?

Разрешение этого вопроса также находится в ведении епархиального архиерея. В подобном случае стоит поступить так же, как и в случае с вступившими в брак восприемниками, т.е. обратиться в епархиальное управление с соответствующим прошением на имя архиерея.

Иногда невоцерковленные родители детишек, желая подобрать крестных для своих чад, задают и такой вопрос:

Могут ли стать восприемниками люди, живущие в гражданском браке?

На первый взгляд, это достаточно сложный вопрос, но с церковной точки зрения он решается однозначно. Полноценной такую семью назвать нельзя. Да и вообще нельзя назвать семьей блудное сожительство. Ведь, по сути, люди, живущие в так называемом гражданском браке, живут в блуде. Это большая беда современного общества. Люди, крещенные в Православной Церкви, как минимум, осознающие себя христианами, в силу каких-то непонятных причин отказываются узаконить свой союз не только пред Богом (что, несомненно, важнее), но и перед государством. Отговорок приходится слышать несметное множество. Но, к великому сожалению, эти люди просто не хотят понимать, что любые отговорки они ищут для себя самих.

Для Бога желание «поближе узнать друг друга» или «нежелание пачкать паспорт ненужными печатями» не может быть оправданием для блуда. На самом деле, люди, живущие в «гражданском» браке, попирают все христианские понятия о браке, семье. Христианский брак предполагает наличие ответственности супругов друг за друга. Во время браковенчания они становятся единым целым, а не двумя разными людьми, давшими обещание отныне проживать под одной крышей. Брак можно сравнить с двумя ногами одного тела. Если споткнется или сломается одна нога, разве вторая не будет нести всю тяжесть тела на себе? А в «гражданском» браке люди даже не хотят взять на себя ответственность поставить печать в паспорт.

Что же тогда можно говорить о таких безответственных людях, при этом хотящих быть крестными? Чему доброму они смогут научить ребенка? Разве, имея весьма шаткие моральные устои, смогут они дать добрый пример своему крестнику? Никак нет. Также согласно церковным канонам, люди, ведущие безнравственную жизнь («гражданский» брак должно расценивать именно так), не могут быть восприемниками от купели крещения. А если эти люди решатся, наконец, узаконить свои отношения перед Богом и государством, то они, тем более, не смогут быть крестными у одного ребенка. Несмотря на кажущуюся сложность вопроса, ответ на него может быть только один – однозначно: нет.

Тема взаимоотношения полов всегда очень остро стоит во всех областях жизни человека. Само собой, что это выливается в различные вопросы, имеющие непосредственное отношение к крещению. Вот один из них:

Может ли молодой человек (или девушка) стать крестным для своей невесты (жениха)?

В этом случае им придется расторгнуть свои отношения и ограничиться лишь духовной связью, т.к. в таинстве крещения один из них станет восприемником - крестным родителем другого. Может ли сын жениться на собственной матери? Или дочь выйти замуж за собственного отца? Совершенно очевидно, что нет. Конечно, и церковные каноны не могут позволить совершиться такому.

Гораздо чаще других встречаются вопросы о возможном восприемничестве близких родственников. Итак:

Могут ли родственники стать крестными?

Дедушки, бабушки, дяди и тети вполне могут стать крестными у своих маленьких родственников. Этому нет никаких противоречий в церковных канонах. Но они не должны состоять в браке друг с другом.

Может ли приемный отец (мать) стать крестным приемному ребенку?

Согласно 53 правилу VI Вселенского собора, это недопустимо.

Исходя из того, что между крестными и родителями устанавливается духовное родство, то любознательный читатель может задаться следующим вопросом:

Могут ли родители ребенка стать восприемниками у детей своих кумовей (крестных своих детей)?

Да, это вполне допустимо. Подобное действие никак не нарушает духовного родства, установившегося между родителями и восприемниками, а только укрепляет его. Один из родителей, к примеру, мать ребенка может стать крестной у дочери одного из кумовей. А отец вполне может быть крестным у сына другого кума или кумы. Возможны и другие варианты, но, в любом случае, супруги не могут стать восприемниками у одного ребенка.

Иногда люди задают и такой вопрос:

Может ли священник быть крестным (в том числе и тот, который совершает таинство крещения)?

Да, может. Вообще, этот вопрос очень насущный. Периодически мне приходится слышать просьбу стать крестным у совершенно незнакомых мне людей. Приносят родители свое чадо на крещение. По какой-то причине не нашлось крестного отца для ребенка. Начинают просить стать крестным ребенку, мотивируя эту просьбу тем, что от кого-то слышали, что в случае отсутствия крестного отца священник должен выполнить эту роль. Приходится отказывать и крестить с одной крестной. Священник - такой же человек, как и все остальные, и он вполне может отказать незнакомым людям быть крестным у их чада. Ведь ему придется нести ответственность за воспитание своего крестного чада. А как же ему это сделать, если он этого ребенка впервые видит и совершенно не знаком с его родителями? И, скорее всего, больше никогда не увидит. Очевидно, что это невозможно. Но священник (даже в том случае, если он сам будет совершать таинство крещения) или, к примеру, дьякон (и тот, который будет сослужить священнику за таинством крещения) вполне могут стать восприемниками у детей своих друзей, знакомых или прихожан. Этому нет никаких канонических препятствий.

Продолжая тему восприемничества, нельзя не вспомнить о таком явлении, как желание родителей в силу каких-то, иногда совершенно непонятных, причин «взять крестного заочно».

Можно ли взять крестного «заочно»?

Сам смысл восприемничества предполагает принятие крестным своего крестника от самой купели. Своим присутствием крестный дает согласие быть восприемником у крещеаемого и обязуется воспитывать его в православной вере. Заочно этого никак нельзя сделать. В конце концов, человек, которого пытаются «записать заочно» в крестные, может быть совсем не согласным на это действие и, в итоге, крещаемый может остаться совсем без крестного.

Иногда от прихожан приходится слышать вопросы и о таком:

Сколько раз человек может становиться крестным?

В Православной Церкви нет четкого канонического определения относительно того, сколько раз в течение жизни человек может становиться крестным. Главное, что должен помнить человек, соглашающийся стать восприемником – это большая ответственность, за которую придется отвечать перед Богом. Мерой этой ответственности и определяется то, сколько раз человек сможет взять на себя восприемничество. Для каждого человека эта мера своя и, рано или поздно, человеку, возможно, придется отказаться от нового восприемничества.

Можно ли отказаться стать крестным? Не будет ли это грехом?

Если человек чувствует внутреннюю неготовность или имеет основательные опасения, что не сможет добросовестно исполнять обязанности крестного родителя, то он вполне может отказать родителям ребенка (или самому крещаемому, если это взрослый человек) стать крестным у их чада. В этом нет греха. Это будет более честно по отношению к ребенку, его родителям и самому себе, чем, взяв на себя ответственность в духовном воспитании ребенка, не исполнять своих непосредственных обязанностей.

Продолжая эту тему, приведу еще несколько вопросов, обычно задаваемых людьми относительно количества возможных крестников.

Можно стать крестным второму ребенку в семье, если уже был им у первого?

Да, можно. Этому нет никаких канонических препятствий.

Можно ли одному человеку во время крещения быть восприемником у нескольких человек (например, у близнецов)?

Канонических запрещений этому нет. Но технически это может быть довольно сложно, если будут крестить младенцев. Восприемнику придется держать и принимать от купели обоих младенцев одновременно. Лучше будет, если у каждого крестника будут свои крестные. Ведь каждый из крещаемых по отдельности – это разные люди, имеющие право на своего крестного.

Наверно, многим будет интересен и такой вопрос:

С какого возраста можно стать восприемником?

Крестными не могут становиться несовершеннолетние дети. Но, если даже человек еще не достиг совершеннолетия, то возраст его должен быть таковым, когда он сможет осознавать всю тяжесть взятой на себя ответственности, и будет добросовестно исполнять свои обязанности крестного. Думается, что таковым может быть возраст, близкий к совершеннолетию.

Отношения между родителями ребенка и крестными также имеют немаловажную роль в воспитании детей. Хорошо, когда родители и крестные имеют духовное единение и все свои усилия направляют на должное духовное воспитание своего чада. Но человеческие отношения не всегда безоблачны, и иногда приходится слышать такой вопрос:

Что делать, если поссорился с родителями крестника и по этой причине не можешь видеться с ним?

Ответ напрашивается сам собой: помириться с родителями крестника. Ибо чему могут научить ребенка люди, имеющие духовное родство и при этом находящиеся во вражде друг с другом? Стоит задуматься не о личных амбициях, а о воспитании ребенка и, набравшись терпения и смирения, попытаться наладить отношения с родителями крестника. То же можно посоветовать и родителям ребенка.

Но не всегда ссора бывает причиной тому, что крестный не может долгое время видеться с крестником.

Что делать, если в силу объективных причин не видишь своего крестника годами?

Думаю, что объективные причины – это физическое отдаление крестного от крестника. Такое возможно, если родители вместе с ребенком переехали в другой город, страну. В этом случае остается только молиться за крестника и, по возможности, общаться с ним при помощи всех доступных средств связи.

К сожалению, некоторые крестные, окрестив младенца, совершенно забывают о своих непосредственных обязанностях. Иногда причиной этому бывает не только элементарное незнание восприемника о своих обязанностях, но впадение его в тяжкие грехи, делающие весьма затруднительными их собственную духовную жизнь. Тогда у родителей ребенка невольно возникает вполне правомочный вопрос:

Можно ли отказаться от крестных, не выполняющих своих обязанностей, впавших в тяжкие грехи или ведущих безнравственный образ жизни?

Чина отказа от крестных Православная Церковь не знает. Но родители могут подыскать взрослого человека, который, не являясь фактическим восприемником от купели, помогал бы в духовном воспитании ребенка. При этом нельзя считать его крестным.

Но иметь такого помощника лучше, чем вообще лишить ребенка общения с духовным наставником и другом. Ведь может настать такой момент, когда ребенок начнет искать духовный авторитет не только в семье, но и за ее пределами. И в этот момент такой помощник был бы очень кстати. А ребенка по мере взросления можно научить молиться за крестного. Ведь духовная связь ребенка с человеком, который принял его от купели, не будет разорвана, если он примет на себя ответственность за человека, который сам с этой ответственностью не справился. Бывает, что дети превосходят своих родителей и наставников в молитве и благочестии.

Молитва за согрешающего или заблудшего будет проявлением любви к этому человеку. Ведь недаром говорит апостол Иаков в своем послании к христианам: «Молитесь друг за друга, чтобы исцелиться, много может усиленная молитва праведного» (Иак. 5, 16). Но все эти действия необходимо обязательно согласовать со своим духовником и получить на них благословение.

Когда нет необходимости в крестных?

Необходимость в крестных всегда есть. Особенно для детей. Но и не каждый взрослый крещаемый может похвастаться хорошим знанием Священного Писания и церковных канонов. В случае необходимости взрослый человек может креститься и без крестных, т.к. он имеет сознательную веру в Бога и вполне может самостоятельно произнести слова отречения от сатаны, сочетаться Христу и прочитать Символ веры. Он вполне отдает отчет своим действиям. Чего нельзя сказать о младенцах и маленьких детях. За них все это делают крестные. Но, в случае крайней нужды, можно крестить ребенка без восприемников. Такой нуждой, несомненно, может стать полное отсутствие достойных крестных.

Безбожное время наложило отпечаток на судьбах многих людей. Итогом этого явилось то, что некоторые люди, после долгих лет неверия, наконец, обретали веру в Бога, но приходя в храм, не знали, были ли они крещены в детстве верующими родственниками. Возникает логичный вопрос:

Нужно ли крестить человека, который точно не знает, крещен был ли он в детстве?

Согласно 84 правилу VI Вселенского собора, таких людей необходимо крестить в том, случае, если нет свидетелей, которые могли бы подтвердить или опровергнуть факт их крещения. В этом случае человека крестят, произнося формулу: «Аще не крещен, крещается раб (раба) Божий …».

Что необходимо знать человеку, который сам готовится стать православным христианином? Как ему подготовиться к таинству крещения?

Познания человека о вере начинаются с чтения Священного Писания. Поэтому человеку, который хочет креститься, в первую очередь, нужно прочесть Евангелие. После прочтения Евангелия у человека может возникнуть некоторое количество вопросов, требующих грамотного ответа. Такие ответы можно получить на так называемых огласительных беседах, которые проводятся во многих храмах. На таких беседах желающему принять крещение разъясняются основы православной веры. Если при храме, в котором человек собирается креститься, не ведется таких бесед, то можно задать все интересующие вопросы священнику в храме. Также полезно будет прочитать некоторые книги, разъясняющие христианские догматы, например, Закон Божий. Хорошо будет, если до принятия таинства крещения человек выучит наизусть Символ веры, в котором кратким образом изложено православное вероучение о Боге и Церкви. Эта молитва будет читаться на крещении, и было бы прекрасно, если бы крещаемый сам исповедовал свою веру. Непосредственная подготовка начинается за несколько дней до крещения. Эти дни - особые, поэтому не следует рассеивать внимание на другие, пусть даже очень важные, проблемы. Стоит посвятить это время духовно-нравственным размышлениям, избегать суеты, пустых разговоров, участия в различных увеселениях. Нужно помнить, что крещение, как и другие таинства, велико и свято. К нему нужно подходить с величайшим трепетом и благоговением. Желательно в течение 2-3 дней соблюдать пост, живущим в браке накануне ночью воздержаться от супружеских отношений. Являться ко крещению нужно предельно чистыми и опрятными. Можно одеть новую нарядную одежду. Женщинам не должно пользоваться косметикой, как впрочем, и всегда, во время посещения храма.

С таинством крещения связано множество суеверий, которых я тоже хотел бы коснуться в этой статье. Одно из самых распространенных суеверий – это:

Может ли девушка первой крестить девочку? Говорят, что если первую крестить девочку, а не мальчика, то крестная отдаст ей свое счастье…

Это утверждение также является суеверием, не имеющим основания ни в Священном Писании, ни в церковных канонах и традициях. А счастье, если оно будет заслужено перед Богом, от человека никуда не денется.

Другое странное размышление, которое мне неоднократно приходилось слышать:

Можно ли беременной женщине стать крестной? Не повлияет ли это каким-то образом на ее собственного ребенка или крестника?

Конечно, можно. Подобное заблуждение никак не связано с церковными канонами и традициями и также является суеверием. Участие в церковных таинствах может быть только на пользу будущей матери. Мне приходилось также крестить беременных женщин. Малыши рождались крепкими и здоровыми.

Очень много суеверий связано с так называемым перекрещиванием. Причем, причины для столь безумного действия порой указываются весьма причудливые и даже смешные. Но большая часть из этих обоснований имеют языческое и оккультное происхождение. Вот, к примеру, одно из самых распространенных суеверий, имеющих оккультное происхождение:

Правда, ли что для снятия порчи, наведенной на человека, необходимо заново перекреститься, а новое имя сохранить в тайне, чтобы новые попытки колдовства не действовали, т.к. колдуют именно на имя?

Честно говоря, слыша подобные заявления, мне хочется от души посмеяться. Но, к сожалению, тут не до смеха. До какой же языческой дремучести надо дойти православному человеку, чтобы решить, что крещение – это некий магический ритуал, своеобразное противоядие от порчи. Противоядие от некой неопределенной субстанции, определения которой никто даже и не знает. Что представляет собой эта призрачная порча? Вряд ли кто-то из тех, кто ее так боится, сможет четко ответить на этот вопрос. Это и не удивительно. Вместо того чтобы искать в жизни Бога и исполнять Его заповеди, «церковный» народ с завидным усердием ищет во всем мать всех зол – порчу. И откуда же она берется?

Позволю себе небольшое лирическое отступление. Идет человек по улице, споткнулся. Все - сглазили! Срочно надо бежать в храм поставить свечку, чтобы все было хорошо и сглаз прошел. Пока идет до храма, споткнулся еще раз. Видать, не только сглазили, но еще и порчу навели! Ух, нехристи! Ну, ничего, сейчас приду в храм, помолюсь, свечек накуплю, утыкаю все подсвечники, буду во всю с порчей бороться. Добежал человек до храма, на паперти опять споткнулся и упал. Все – ложись и помирай! Порча на смерть, родовое проклятие, ну и еще там какая-то гадость, название забыл, но тоже что-то очень страшное. Коктейль «три в одном»! Против этого свечки и молитва не помогут, тут дело серьезное, заклинание древних вуду! Выход один – заново креститься, причем только с новым именем, чтобы, когда эти самые вуду свои наговоры на старое имя шептали и иголки в куклы втыкали, все их заклинания мимо пролетали. Они же нового имени знать не будут. А все колдовство именно на имя делается, вы разве не знали? Вот потеха будет, когда они там шептать и колдовать усиленно будут, а все мимо лететь будет! Бац, бац и - мимо! Эх, хорошо, когда есть крещение – лекарство от всех болезней!

Вот примерно так и появляются суеверия, связанные с перекрещиванием. Но гораздо чаще источниками этих суеверий являются деятели оккультных наук, т.е. гадалки, экстрасенсы, целители и прочие «одаренные Богом» личности. Эти неутомимые «генераторы» новомодной оккультной терминологии ради соблазнения человека идут на всяческие уловки. В ход идут и родовые проклятья, и венцы безбрачия, и кармические узлы судеб, переклады, привороты с отворотами и прочая оккультная чушь. И всего-то, что надо сделать, чтобы избавиться от всего этого – перекреститься. И порчи как не бывало. И смех и грех! Но многие клюют на эти околоцерковные уловки «матушек Глафир» и «отцов Тихонов», и бегут в храм на повторное крещение. Хорошо, если скажут о том, откуда у них такое горячее желание перекреститься, и им откажут в этом кощунстве, предварительно объяснив, чем чреваты походы к оккультистам. А некоторые и не говорят, что уже крещены и крестятся повторно. Есть и такие, которые крестятся по несколько раз, т.к. предыдущие крещения «не помогли». И не помогут! Большего кощунства над таинством и представить трудно. Ведь Господь ведает сердце человека, знает обо всех его помышлениях.

Стоит сказать пару слов и об имени, которое так советуют поменять «добрые люди». Имя человеку нарекается на восьмой день от рождения, но так как многие не знают об этом, то в основном молитва на наречение имени читается священником непосредственно перед крещением. Наверняка все знают, что имя нарекается человеку в честь какого-либо из святых угодников. И именно этот святой и является нашим покровителем и ходатаем за нас перед Богом. И, конечно же, думается, что каждый христианин должен как можно чаще призывать своего святого и просить его молитвы перед престолом Вседержителя. А что же получается на самом деле? Мало того, что человек пренебрегает своим именем, но еще пренебрегает и своим святым, в честь которого он назван. И вместо того, чтобы в момент беды или опасности призывать на помощь своего небесного покровителя – своего святого, занимается посещением гадалок и экстрасенсов. «Награда» за это последует соответствующая.

Есть еще одно суеверие, связанное непосредственно с самим таинством крещения. Почти сразу за крещением следует обряд пострижения волос. При этом восприемнику дается кусок воска, в который положено закатать отстриженные волосы. Это воск восприемник должен бросить в воду. Тут то и начинается самое интересное. Не весть, откуда возникает вопрос:

Правда ли, что если на крещении воск с остриженными волосами потонет, то жизнь крещаемого будет недолгой?

Нет, это суеверие. Согласно законам физики, воск вообще не может утонуть в воде. Но если его бросить с высоты с достаточной силой, то в первый момент он действительно уйдет под воду. Благо, если суеверный восприемник не увидит этого момента и «гадание на крещальном воске» даст положительный результат. Но, стоит крестному заметить момент погружения воска в воду - тут же начинаются причитания, и новоиспеченного христианина чуть ли не хоронят заживо. После этого порой бывает трудно вывести из состояния жуткой депрессии родителей ребенка, которым передают о «знаке Божием», увиденном на крещении. Конечно, это суеверие не имеет никакой основы в церковных канонах и традициях.

Подводя итог, хотел бы отметить, что крещение – это великое таинство, и подход к нему должен быть благоговейным и обдуманным. Прискорбно бывает видеть людей, принявших таинство крещения и продолжающих жить прежней греховной жизнью. Крестившись, человек должен помнить, что теперь он – православный христианин, воин Христов, член Церкви. Это обязывает ко многому. В первую очередь, к любви. Любви к Богу и ближним. Так пусть каждый из нас, независимо от того, когда он был крещен, исполняет эти заповеди. Тогда мы сможем надеяться на то, что Господь введет нас в Царство Небесное. То Царство, путь в которое открывает нам таинство Крещения.

Православные христиане перед каким-нибудь важным делом или событием обычно отправляются в церковь и просят у священника благословения. Зачем это нужно?

В чем смысл

Дело в том, что священник является посредником между Богом и людьми, и обращаясь к нему за благословением, вы получаете поддержку Высших сил. Если ваше дело одобрил сам Господь, то вы получаете от Него духовную помощь. Само слово «благословение» означает, что вы получаете от Бога слово на благо вашей души.

В старину без благословения вообще не предпринимали ничего серьезного. Cчиталось, что дело, начатое без благословения, обречено на неуспех, а то и ввергает человека в опасность: например, на купца, отправившегося с товаром в другой город, могли напасть по дороге разбойники.

Благословения просят, как правило, для каких-то важных для человека событий – поездки, операции, лечение, поступление в учебное заведение, устройство на работу, женитьба, начинание какого-то проекта.

Как правильно просить

Благословение просят после литургии. Если в храме присутствует несколько священников, то брать благословение лучше у того, кто выше по чину.

Как обряд благословение представляет собой особый вид крестного знамения. При этом верующий, который просит благословение, должен сложить руки крестом – правая ладонь на левую, ладонями вверх, и произнести слова: «Благословите, батюшка». После получения благословения необходимо поцеловать священнику руку – это символизирует целование Христовой руки.

Может ли священник отказать

Может, если он сочтет, что ваше дело идет вразрез с религиозными канонами. Например, существуют ограничения для некоторых действий в пост. Вряд ли также вы получите благословение на развод или аборт: по церковным правилам это недопустимо. Однозначно священник не даст благословение на что-то, имеющее сомнительную нравственную сторону. Так, не стоит у него просить благословение, если вы, к примеру, устраиваетесь на работу в ночной клуб.