Социальные реформы 20 века таблица. в-третьих, решить жилищный вопрос, обеспечив каждой семье отдельную благоустроенную квартиру. Важную роль в духовной жизни сыграло некоторое раскрепощение в исторической науке. Несомненным было и оживление в художествен

Хронология………………………………………………………..…….3

1. Либерализация цен в России……………………………………….4

2. Либерализация внешней торговли…………………………………6

3. Приватизация………………………………………………………..7

4. Результат реформ……………………………………………………9

5. Социальные последствия………………………………………..….14

5.1 Ухудшение здоровья и рост смертности……………………….…14

5.2. Ухудшение питания…………………………………………….….15

5.3. Рост преступности…………………………………………………16

Литература………………………………………………………………18

Хронология

· январь 1992 - либерализация цен, гиперинфляция, начало ваучерной приватизации.

· 11 июня 1992 - постановлением Верховного Совета Российской Федерации № 2980-I утверждена «Государственная программа приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации на 1992 г.»

· июль-сентябрь 1993 - падение темпов инфляции, отмена рубля СССР (денежная реформа).

· с 17 августа 1998 - экономический кризис, дефолт по внутренним обязательствам (ГКО, ОФЗ), четырёхкратный обвал курса рубля.

1. Либерализация цен в России

В начале 1992 г. в стране начала проводиться радикальная экономическая реформа, в частности, 2 января 1992 г. вступил в силу Указ Президента РСФСР «О мерах по либерализации цен». Уже впервые месяцы года рынок стал наполняться потребительскими товарами. Но монетарная политика эмиссии денег (в том числе и в бывших союзных республиках) привела к гиперинфляции: резкому снижению реальных зарплат и пенсий, обесцениванию банковских накоплений, резкому падению уровня жизни.

По мнению академика РАН Н. П. Шмелёва, Егор Гайдар фактически ограбил страну тем, что не ввёл инфляционный коэффициент на вклады в сберегательных кассах. По словам Шмелёва, была возможность через акционирование предприятий распродать основные фонды самим предприятиям и работникам, это позволило бы наполнить предприятия оборудованием: «Не отнимать, а потом делить между мошенниками, а дать людям через акционирование гораздо больше».

Экономика, вышедшая из-под контроля правительства, страдала от финансовых спекуляций, падения курса рубля по отношению к твёрдой валюте. Кризис неплатежей и замена денежных расчётов бартером ухудшали общее состояние хозяйства страны. Результаты реформ стали очевидны к середине 1990-х годов. С одной стороны, в России начала формироваться многоукладная рыночная экономика, улучшились политические и экономические связи со странами Запада, была провозглашена в качестве приоритета государственной политики защита прав и свобод человека. Но в 1991-1995 гг. ВВП и промышленное производство упали более чем на 20 %, уровень жизни большинства населения резко снизился, инвестиции за 1991-1998 годы упали на 70 %.

Разрушение советского государственного аппарата регулирования цен и либерализация цен привели к огромным диспаритетам в ценах и финансовом положении предприятий и отраслей. В условиях практически полной монополизации производства, либерализация цен фактически привела к смене органов, которые их устанавливают: вместо государственного комитета этим стали заниматься сами монопольные структуры, следствием чего являлось резкое повышение цен и одновременное снижение объёмов производства. Таким образом, проявился типично монопольный эффект. В результате, государственная система ценообразования была фактически заменена не рыночной, а монопольной, свойством которой является повышенный уровень рентабельности при низком объёме выпуска продукции, что в свою очередь приводит к ускорению инфляции и к сокращению производства.

Либерализация цен привела к галопирующей инфляции, росту неплатежей, обесценению заработной платы, обесценению доходов и сбережений населения, росту безработицы, а также к усилению проблемы нерегулярности выплаты заработков.

Вследствие либерализации цен к середине 1992 года российские предприятия остались практически без оборотных средств.

Либерализация цен привела к тому, что рост цен значительно обогнал рост денежной массы, следствием чего являлось её реальное сжатие. Так, за 1992-1997 годы индекс-дефлятор ВВП и индекс потребительских цен выросли примерно в 2400 раз, в то же время агрегат денежной массы М2 увеличился примерно в 280 раз. В результате «реальная» денежная масса сократилась 8 с лишним раз. При этом не произошло такого же увеличения скорости оборачиваемости денег, что могло бы компенсировать сжатие. Положение усугублялось тем, что в результате приватизации на денежную массу легла дополнительная нагрузка по обслуживанию акций, облигаций и т. п., которые ранее не являлись объектами сделок. Вследствие этих процессов к 2000 году денежная масса стала составлять около 15 % ВВП, при том, что в странах с переходной экономикой она составляла тогда 25-30 % ВВП, а в развитых странах - 60-100 % ВВП. При нехватке денег они стали настолько дорогими, что реальный сектор экономики оказался оголён от финансовых ресурсов. Отсутствие денег в экономике также ускорило развитие других негативных процессов: падения экономического роста, восполнения недостающей денежной массы суррогатами и усиления натурализации обмена (бартерных операций).

2. Либерализация внешней торговли

В 1992 году одновременно с либерализацией внутренних цен была произведена либерализация внешней торговли. Она была осуществлена задолго до того, как внутренние цены пришли к равновесным значениям. Как следствие продажа некоторых сырьевых ресурсов (нефти, цветных металлов, топлива) в условиях низких экспортных тарифов, разницы внутренних и мировых цен, слабого контроля на таможне стала сверхприбыльной. Как писал академик РАН В. М. Полтерович, при такой доходности внешних операций с сырьём инвестиции в развитие производства потеряли смысл, а «целью стало получение доступа к внешнеторговым операциям». По мнению В. М. Полтеровича, «это способствовало росту коррупции и преступности, росту неравенства, повышению внутренних цен и спаду производства». Другим следствием либерализации торговли стал поток дешёвых импортных потребительских товаров, устремившийся на российский рынок. Этот поток привёл к обрушению отечественной лёгкой промышленности, которая к 1998 году стала производить менее 10 % от уровня до начала реформ.

3. Приватизация

Стоимость основных фондов всей промышленности РСФСР по состоянию на 1990 год оценивается в $1,1 трлн.

3 июля 1991 года Верховный Совет РСФСР принял закон «О приватизации государственных и муниципальных предприятий в РСФСР», в статье 17 которого было записано: «определение начальной цены для продажи предприятия по конкурсу (на аукционе) или величины уставного капитала акционерного общества» должно производиться «на основании оценки предприятия по его предполагаемой доходности (в случае его сохранения)» . Вопреки этому Госкомимущество с января 1992 года стало разрабатывать методику оценки приватизируемых предприятий по остаточной стоимости их имущества без учёта инфляции. В результате многие предприятия были проданы по ценам, в десятки раз меньшим их реальной стоимости.

Летом 1992 года началось осуществление программы приватизации. К тому времени в результате проведённой либерализации цен российские предприятия остались практически без оборотных средств. Реформаторы стремились провести приватизацию максимально быстро, потому что главной целью приватизации они видели не создание эффективной системы хозяйствования, а формирование слоя собственников как социальной опоры реформ. «Обвальный» характер приватизации предопределил её практически бесплатный характер и массовые нарушения законодательства.

В 1990-х годах ряд крупнейших российских предприятий были приватизированы на залоговых аукционах и перешли в руки новых владельцев по ценам, многократно заниженным по сравнению с их реальной стоимостью. 145 тыс. государственных предприятий было передано новым владельцам по в десятки тысяч раз заниженной общей стоимости всего около $1 млрд. Из 500 крупнейших российских предприятий примерно 80 % были проданы по цене менее $8 млн каждое

В результате приватизации в России сформировался класс так называемых «олигархов». В то же время, появилось колоссальное количество людей, живущих ниже уровня бедности.

Одним из основных аргументов за приватизацию и ликвидацию структур хозяйственного управления в СССР и в России были слишком большие размеры предприятий, а также монополизация и централизация советской экономики. Ради демонополизации любому входящему в объединение предприятию было разрешено приватизироваться отдельно от этого объединения. Как правило это приводило к тяжким негативным последствиям.

Большая часть населения России негативно относится к итогам приватизации. Как показывают данные нескольких социологических опросов, около 80 % россиян считают её нелегитимной и выступают за полный или частичный пересмотр её итогов. Около 90 % россиян придерживаются мнения, что приватизация проводилась нечестно и крупные состояния нажиты нечестным путем (с этой точкой зрения согласны 72 % предпринимателей). Как отмечают исследователи, в российском обществе сложилось устойчивое, «почти консенсусное» неприятие приватизации и образованной на её основе крупной частной собственности.

4. Результаты реформ

График годового изменения реального ВВП России с 1991 года


График годового реального ВВП России с 1991 года

Первая советская денежная реформа в России стала вынужденной мерой. За время гражданского противостояния деньги, ходившие по стране, потеряли свою ценность. Им на смену были выпущены новые рубли, обменивавшиеся на деньги всех предыдущих выпусков в соотношении 1:10000. Это был первый шаг деноминации. Следующий произошел уже в 1923 году и рубли 1922 года уже менялись на новые в пропорции 1:100, или 1:1000000 с рублями старше 1922 года выпуска. После этого последовал третий этап, когда рубли 1923 года выпуска были заменены на золотые рубли 1924 года в соотношении 1:50000. Таким образом, деньги образца старше 1922 года менялись на золотой рубль из соотношения 1 к 50 миллиардам.

1947 г.

Новые денежные реформы в России потребовались уже к 1947 году. Рубль обесценился за годы Отечественной войны. И.В. Сталин утвердил курс обмена 1:10. При этом населению был отведен крайне короткий срок на обмен денег: 7 дней. Заранее об обмене никто не оповещался.

Вклады населения в Сбербанке были автоматически переоценены дифференцировано:

  • До 3 тыс. рублей – обмен 1:1;
  • С 3 до 10 тыс. рублей – обмен 3:2;
  • Свыше 10 тыс. рублей – обмен 1:2.

Реформа позволила отменить карточную систему и перевести торговлю в стране на рубли и по единым расценкам.

1961 г.

Если до этого денежные реформы в России происходили таким образом, что новый рубль становился много раз дороже, то реформа 1961 года сделала рубль просто новым. Хотя в государственных магазинах цены и стали меньше в 10 раз, на сельских рынках этого не произошло. Примечательно также, что обменяны на новые были только бумажные банкноты, монеты продолжали находиться в обращении и таким образом стали дороже в 10 раз.

1991 г.

По фамилии министра реформа получила название Павловской и являлась по сути конфискационной. Населению для обмена были даны лишь 3 дня, поменять наличными можно было лишь 1000 р., вклады населения в Сбербанке подверглись заморозке. С 1 апреля в стране выросли цены. Все это привело к гиперинфляции составившей рекордные 2600%, тогда как по вкладам населения были начислены только 40%.

1993 г.

Новая реформа происходила уже путем замены советских банкнот на российские с период с 26.07.1993 г. по 07.08.1993 г. Менять можно было сбережения не более 100 000 рублей согласно прописке, а при обмене в паспорта ставился штамп.

Как считают специалисты, причины этой реформы – попытка государства установить контроль над эмиссией рубля. Страны, бывшие члены СССР, а теперь члены СНГ выпускали деньги, так как обладали печатными станками. Сдерживать инфляцию не удавалось. Таким образом, под предлогом обмена старых банкнот на новые государство попыталось сократить поток денег из стран СНГ, не обеспеченных товарами.

1998 г.

04.08.1998 г. состоялась деноминация рубля в пропорции 1:1000. Помимо этого 17 августа состоялся дефолт. Новые банкноты полностью заменили старые к 1 января 1999 г., однако население могло обменивать старые деньги на новые вплоть до 2003 г., и это самый длительный период обмена купюр за всю историю денежных реформ в России в XX веке.

Денежная реформа 1947 года - видео

В соответствии с общепринятой периодизацией XX век в отечественной историографии называют эпохой Новейшей истории. При определении роли и места XX столетия во всемирно-историческом процессе принято выделять наиболее характерные особенности и тенденции цивилизационного развития. Это - переход капитализма на качественно новый уровень - стадию монополистического капитализма; распад колониальной системы; глобализация мировых процессов.

Экономической основой важнейших событий Новейшей истории выступает утверждение монополистического капитализма, признаки которого проявились на рубеже XIX и XX вв. Производительные силы стали определяюще влиять на все сферы общественной жизни. Формирование в передовых странах Запада таких организационных экономических объединений, как картели, синдикаты, тресты и концерны привело к монополизации производства и сбыта выпускаемой продукции по диктуемым ими ценам. Одновременно происходило укрупнение и монополизация банковского капитала, слияние банковского капитала с промышленным и образование финансовой олигархии. Капитал стал экспортироваться в страны, где за счет эксплуатации природных ресурсов и дешевой рабочей силы прибыль будет больше, чем в митрополии. Экономическая экспансия стимулировала борьбу за передел мира между крупными колониальными странами. Политическая экспансия, борьба за передел сфер влияния и обретение новых территорий были в основе первой и второй мировых войн.

Первая мировая война (1914-1918гг.) потрясла основы западноевропейской цивилизации, привела к распаду прежних государственных образований и, прежде всего, - империй: Австро-Венгерской, Германской и Российской. Возник ряд новых самостоятельных государств. Были поставлены под сомнение ценности XVIII-XIX вв.: вера в прогресс, в конструктивно-созидательные силы человека.

Кризис Западной цивилизации - это обобщенная характеристика времени между двумя мировыми войнами. В капиталистических странах Европы и США были выработаны различные модели выхода из кризиса. В США возобладал неолиберальный подход. Провозглашенный в 1933г. «Новый курс» президента Рузвельта предполагал участие государства в регулировании экономических проблем, проведение государством активной социальной политики. «Новый курс» реализовался в системе конкретных экономических мероприятий, направленных на ограничение власти монополий, закрепление контроля со стороны государства за финансовой сферой, легализацию деятельности профсоюзов и установление продолжительности трудового дня, симулирование развития фермерских хозяйств.

Принципиально иным путем происходило преодоление кризиса в Германии, поражение которой в первой мировой войне и унизительные условия Версальского мира создали благоприятную почву для победы в стране фашизма (от латинского - пучок, связка - символ мощи и порядка в Римской империи). В отличие от итальянских германские фашисты называли себя «нацистами», поскольку их партия именовалась «Национал - социалистическая немецкая рабочая партия».

Фашизм - европейское, по преимуществу, политическое движение XX в. и особая специфическая форма государственного правления. Фашизм явился отражением и порождением главных противоречий западного пути, для которого в качестве альтернативы выдвигались: жесткий государственный контроль за экономической жизнью; создание социально справедливого «народного общества» за счет эксплуатации или физического уничтожения (геноцида) других народов, объявленных неполноценными; отказ от демократии, тотальное огосударствление общества и объединение вокруг вождя (фюрера); контроль за всеми сторонами жизни, включая, личную и духовную.

Пришедший в 1933г. к власти в Германии фашизм во главе с Гитлером, ликвидировав социал-демократическую и коммунистическую оппозицию, сумел сплотить разные слои общества вокруг идеи мирового господства немецкой нации (арийской расы). Фашизм развязал в 1939г. вторую мировую войну и был разгромлен странами антигитлеровской коалиции при решающей роли Советского Союза.

После второй мировой войны в мире установился новый экономический и политический порядок. Изменились отношения собственности. В капиталистических странах произошел переход от преимущественно индивидуализированной частной собственности к коллективным формам владения собственностью (акционерной, кооперативной). При этом собственность остается частной со всеми ее признаками и гарантиями.

Широкое акционирование предприятий за счет продажи акций мелким вкладчикам, в том числе рабочим и служащим этих предприятий, привело к сглаживанию социально-классовой дифференциации общества. Доминирующее положение занял «средний класс», заинтересованный в стабильности общества, в демократии и охране прав личности. На базе национальных программ осуществлялось строительство моделей «шведского», «германского» социализма, базирующихся на социал-демократической идеологии. Интернационализация экономических связей, распространение транснациональных корпораций (ТНК), возрастание интеграционных процессов во всех сферах жизнедеятельности общества сопровождалось созданием многонациональных политических, экономических, религиозных и иных объединений и организаций.

    Особенности экономического и социально-политического развития России в начале 20 века

В результате экономического развития в пореформенный период окончательно сложилась система российского капитализма. Это выражалось в росте предпринимательства и капиталов, совершенствовании производства, увеличении количества наемной рабочей силы. Одновременно с другими капиталистическими странами в России происходила вторая техническая революция, совпавшая с индустриализацией. Из отсталой аграрной страны Россия в начале ХХ века стала аграрно-индустриальной державой. По объему промышленной продукции она вошла в пятерку крупнейших государств (Англия, Франция, США и Германия).

На рубеже XIX - XX вв. капитализм вступил в новую, монополистическую стадию. Усилился процесс концентрации производства. По степени концентрации производства к началу ХХ в. Россия вышла на первое место в Европе. Это неизбежно привело к возникновению монополий в форме картелей и синдикатов: "Продуголь", "Продамет", "Продвагон" и т.д. В результате концентрации банковского капитала пять крупнейших банков стали контролировать основную массу финансов страны. Крупные банкиры - А.И. Путилов, А.И. Вышнеградский, Я.И. Утин и другие входят в правление многих промышленных предприятий, а ведущие предприниматели в свою очередь проникают в банковское дело. Так складывается финансовая олигархия, которая оказалась сильно связана с государственной властью.

Одной из особенностей русского монополистического капитализма была зависимость отечественного производства от иностранного капитала. В машиностроении, горнодобывающей и металлообрабатывающей отраслях иностранные инвестиции превышали российские.

В начале ХХ в. аграрный сектор оставался ведущим по удельному весу в экономике страны. Капиталистические отношения в сельском хозяйстве формировались медленнее, чем в промышленности. Это объяснялось сохранением помещичьего землевладения и крестьянского малоземелья, агротехнической отсталостью и общинными отношениями в деревне. В частном землевладении был велик удельный вес помещичьих хозяйств, в которых производилось половина товарного хлеба России. Большинство крестьянских хозяйств имело полунатуральный характер.

Аграрная реформа 1906 - 1910 гг. привела к росту сельскохозяйственного производства. По валовому сбору хлебов Россия стояла на I месте в мире. В 2,5 раза увеличилось поголовье скота.

Изменения в экономике привели к возникновению новых черт в социальном строе России. Однако форма правления оставалась неизменной. Вся законодательная и исполнительная власть была сосредоточена в руках царя, опиравшегося в основном на дворянство. Господствовала административно-полицейская система управления страной. Отсутствовали демократические свободы, была запрещена (до 1905 г.) деятельность политических партий и профсоюзов. Сохранялось сословное деление общества и привилегированное положение таких социальных групп, как дворянство, духовенство, купечество и казачество. Самым многочисленным сословием (около 77% населения) являлись крестьяне. Они были основным податным и наиболее бесправным сословием. Под влиянием капиталистической эволюции сельского хозяйства ускорилось социальное расслоение крестьян: 3% превратились в сельскую буржуазию (кулаков), около 15% стали зажиточными.

Модернизация промышленности ускорила складывание классов капиталистического общества - буржуазии и пролетариата. Буржуазия, общая численность которой была невелика (1,5 млн.), становилась ведущей силой в экономике страны, но в политической жизни играла незначительную роль.

Пролетариат, составлявший в 1913 г. около 19% населения, формировался за счет выходцев из беднейших слоев разных сословий. Условия труда и быта рабочих были крайне тяжелыми: самая низкая заработная плата (21 - 37 рублей) и самый продолжительный рабочий день (11 - 14 часов) в Европе.

    Русско-японская война 1904-1905

Русско-японская война началась 26 января (или же, по новому стилю, 8 февраля)1904 г. Флот Японии неожиданно, до официального объявления войны, напал на корабли, находящиеся на внешнем рейде Порт-Артура. В результате этого нападения были выведены из строя мощнейшие корабли русской эскадры. Объявление войны состоялось только 10 февраля.

Важнейшей причиной русско-японской войны стала экспансия России на восток. Однако причиной непосредственной явилась аннексия Ляодунского полуострова, ранее захваченного Японией. Это спровоцировало военную реформу и милитаризацию Японии.

О реакции русского общества на начало русско-японской войны кратко можно сказать так: действия Японии возмутили российское общество. Мировое сообщество отреагировало иначе. Англия и США заняли прояпонскую позицию. А тон сообщений в прессе отличался явным антирусским настроем. Являвшаяся на тот момент союзницей России Франция объявила о нейтралитете – союз с Россией был необходим ей для того, чтобы не допустить усиления Германии. Но, уже 12 апреля Францией был заключено соглашение с Англией, что вызвало охлаждение русско-французских отношений. Германия же заявила о дружественном нейтралитете по отношению к России.

Овладеть Порт-Артуром японцам, несмотря на активные действия в начале войны не удалось. Но, уже 6 августа ими была предпринята еще одна попытка. На штурм крепости была брошена 45-твсячная армия под командованием Ойямы. Встретив сильнейшее сопротивление и потеряв более половины солдат, японцы 11 августа вынуждены были отступить. Крепость была сдана только после гибели генерала Кондратенко 2 декабря1904 г. Несмотря на то, что Порт-Артур мог бы продержаться еще не менее 2 месяцев, Стессель и Рейс подписали акт о сдаче крепости, в результате чего был уничтожен русский флот, а 32 тыс. человек попали в плен.

Наиболее значительными событиями 1905 г. стали:

    Мукденское сражение (5 – 24 февраля), остававшееся крупнейшим сухопутным сражением в истории человечества до начала Первой мировой. Завершилось оно отходом русской армии, потерявшей 59 тыс. убитыми. Потери японцев составили 80 тыс.

    Цусимское сражение (27 – 28 мая), в котором японский флот, численностью в 6 раз превосходящий русский практически полностью уничтожил русскую Балтийскую эскадру.

Ход войны явно складывался в пользу Японии. Однако ее экономика была истощена войной. Это заставило Японию пойти на мирные переговоры. В Портсмуте, 9 августа участники русско-японской войны начали мирную конференцию. Нужно отметить, что эти переговоры стали серьезным успехом для российской дипломатической делегации, которую возглавлял Витте. Заключенный мирный договор вызвал протесты в Токио. Но, тем не менее, последствия русско-японской войны оказались для страны весьма ощутимыми. В ходе конфликта был практически уничтожен Тихоокеанский флот России. Война унесла более 100 тыс. жизней героически защищавших свою страну солдат. Была остановлена экспансия России на Восток. Так же, поражение показало слабость царской политики, что в определенной степени способствовало нарастанию революционных настроений и привело в итоге к революции 1904 – 1905 гг. Среди причин поражения России в русско-японской войне 1904 - 1905 гг. важнейшими являются следующие:

    дипломатическая изоляция Российской империи;

    неподготовленность русской армии к боевым действиям в сложных условиях;

    откровенное предательство интересов отечества или бездарность многих царских генералов;

    серьезное превосходство Японии в военной и экономической сферах.

    Первая российская революция 1905-1907 годов

Обострение противоречий внутри страны, и поражение в Русско-японской войне привели к серьезному политическому кризису. Власти оказались неспособны изменить ситуацию. Причины революции 1905 - 1907 гг.:

    нежелание высшей власти проводить либеральные реформы, проекты которых были подготовлены Витте, Святополком-Мирским и другими;

    отсутствие каких-либо прав и нищенское существование крестьянского населения, составлявшего более 70% населения страны (аграрный вопрос);

    отсутствие социальных гарантий и гражданских прав у рабочего класса, политика невмешательства государства в отношение предприниматель – рабочий (рабочий вопрос);

    политика насильственной русификации по отношению к нерусским народам, которые составляли в то время до 57% населения страны (национальный вопрос);

    неудачное развитие ситуации на русско-японском фронте.

Первая российская революция 1905 – 1907 гг. была спровоцирована событиями, происходившими в начале января 1905 г. в Петербурге. Вот основные этапы революции.

    Зима 1905 г. – осень 1905 г. Расстрел мирной демонстрации 9 января 1905 г., получивший название «Кровавого воскресенья» привел к началу забастовок рабочих практически во всех регионах страны. Так же, отмечались волнения в армии и на флоте. Одним из важных эпизодов первой русская революция 1905 – 1907 гг. стал мятеж на крейсере «Князь Потемкин Таврический», произошедший 14 июня 1905 г. В этот же период усиливается движение рабочих, активизируется крестьянское движение.

    Осень 1905 г. Этот период является наивысшей точкой революции. Всероссийская Октябрьская стачка, начатая профсоюзом печатников, была поддержана многими другими профсоюзами. Царь издает манифест о даровании политических свобод и создании Государственной думы как законодательного органа. После того, как Николаем 2 были дарованы права на свободу собраний, слова, совести, печати «Союз 17 октября» и конституционно-демократическая партия, а так же, эсеры и меньшевики объявляют о завершении революции.

    Декабрь 1905 г. радикальное крыло РСДРП поддерживает вооруженное восстание в Москве. На улицах – ожесточенные баррикадные бои (Пресня). 11 декабря публикуется положение о выборах в 1 Государственную думу.

    1906 г. – первая половина 1907 г. Спад революционной активности. Начало работы 1 Государственной думы (с кадетским большинством). В феврале 1907 г. созывается 2 Государственная дума (по своему составу - левая), но уже через 3 месяца она распускается. В этот период забастовки и стачки продолжаются, однако постепенно контроль над страной правительства восстанавливается.

Стоит отметить, что наряду с утратой правительством поддержки армии и всероссийской Октябрьской стачкой, закон об учреждении Думы, дарование свобод (слова, совести, печати и т.д.) и изъятие из определения власти царя слова «неограниченная» являются основными событиями революции 1905 – 1907 гг.

Итогом революции 1905 - 1907 гг., носившей буржуазно-демократический характер, стал ряд серьезных преобразований, таких, как формирование Государственной думы. Политические партии получили право действовать на законных основаниях. Улучшилось положение крестьян, поскольку были отменены выкупные платежи, так же, им было даровано право на свободное передвижение и выбор места жительства. Но, они не получили в собственность землю. Рабочие завоевали право легально образовывать профсоюзы, сократилась продолжительность рабочего дня на заводах и фабриках. Часть рабочих получила избирательные права. Национальная политика стала более мягкой. Однако, важнейшее значение революции 1905 – 1907 гг. заключается в изменении мировоззрения людей, что подготовило почву для дальнейших революционных преобразований в стране.

1 и 2 государственные думы России

Расстрел мирного шествия 9 января 1905 г. и последовавшие вслед за этим революционные события привели к осознанию в высших эшелонах власти необходимость проведения реформ государственного строя России.

Первой реакцией правительства стал изданный царем рескрипт на имя министра внутренних дел А.Г.Булганина, в котором говорилось о намерениях предварительной разработки изменений законодательства и привлечения к этой работе народных представителей.

6 августа были обнародованы «Учреждение Государственной Думы» и «Положение о выборах в Государственную Думу». Однако в 1905 г. Дума не была созвана в связи с революционными событиями. 11 декабря 1905 г. обнародован указ о расширении избирательных прав граждан.

В феврале 1906 г. избран Государственный Совет. Из совещательного органа он был преобразован в верхнюю палату парламента и уравнивался с Думой в законодательных правах. Выборы в Думу состоялись в феврале-марте 1906 г.

27 апреля 1906 г. в Таврическом дворце в присутствии императора начала свою работу I Государственная Дума России. Председателем был избран представитель кадетов, профессор гражданского права С.А.Муромцев. Из 448 депутатских мест в Думе 153 принадлежало кадетам, 105 - беспартийным делегатам, 107 - «трудовикам». Октябристы с 13 депутатами стали самой крайне правой партией в Думе, так как черносотенцы не получили ни одного голоса.

I Государственная Дума просуществовала лишь одну сессию - 72 дня. В различных комиссиях Думы обсуждались многочисленные проекты: об отмене смертной казни, неприкосновенности личности и др. Основным вопросом стал аграрный. Кадеты выдвинули проект принудительного отчуждения части помещичьих земель в пользу крестьянства («проект 42-х»). Проект 104-х депутатов-трудовиков требовал отчуждения всех частных земель и введения уравнительного землепользования.

Некоторые депутаты требовали уничтожения частной собственности на землю и превращения ее в общенародное достояние. 4 июня Дума постановила обратиться к гражданам с разъяснением по аграрному вопросу. Однако правительство заявило о неприкосновенности частных земель.

Выборы во II Государственную Думу проходили в начале 1907 г. без участия рабочих и мелких землевладельцев. Она начала работу 20 февраля 1907 г. под председательством кадета Ф.А.Головина. Из 518 депутатов наибольшее количество мандатов (104) получили трудовики, кадеты - 98, социалисты - 65, эсеры - 37 мест.

С первого заседания был поставлен вопрос о долговременности работы и взаимоотношениях с правительством. Необходимо было построить тактику работы таким образом, чтобы не быть разогнанными правительством подобно I Думе, кадеты, войдя в единый блок с трудовиками и национальными группами, создали большинство. Они сняли вопросы об амнистии, отмене смертной казни и др.

Основным оставался аграрный вопрос, обсуждались основные положения столыпинской реформы. Правые и октябристы поддерживали реформу. Кадеты выступали за смягченный ее вариант, сведя к минимуму количество отчуждаемых у помещиков земель. Левое крыло Думы отказалось утверждать ее проект. 24 марта 1907 г. аграрная комиссия Думы отметила необходимость отчуждения помещичьих земель в пользу крестьян.

Таким образом, II Дума оказалась еще левее, чем I Дума. Правительство, неудовлетворенное ходом ее работы, стало искать причины для разгона Думы. По сфабрикованному обвинению в ночь на 3 июня 1907 г. арестовали членов социал-демократической Фракции, а днем был опубликован указ о роспуске II Думы.

Правительство обвинило Думу в неэффективности работы, затягивании рассмотрения и принятия законов, причастности некоторых ее депутатов к подготовке государственного переворота.

    Формирование системы политических партий России

В начале ХХ в. в России сложилась многопартийная система. Первыми сформировались социалистические партии.

В 1898 г. состоялся I съезд Российской социал-демокра-тической партии (РСДРП). Но окончательное формирование РСДРП произошло на II съезде в 1903 г. На нем была принята программа партии и ее устав. Большую роль в формировании партии сыграли Г.В. Плеханов, В.И. Ленин и др. В программе РСДРП ставились задачи демократического преобразования общества: создание власти на основе всеобщего избирательного права, формулировались меры по улучшению материального положения рабочего класса, определялись задачи в области аграрной и национальной политики. В программе была поставлена задача и на перспективу – установление диктатуры пролетариата.

На II съезде российские социал-демократы раскололись на два течения. Одно из них – революционное, лидером которого стал В.И. Ленин; оно получило название большевики. Другое течение – реформаторское, его представителей стали называть меньшевиками. Лидеры этого течения – Г.В. Плеханов, Ю.О. Мартов.

Почти одновременно с РСДРП на базе народничества образовалась партия социал-революционеров (эсеры). Лидером этой партии был В.М. Чернов. Партия эсеров защищала интересы всех трудящихся, независимо от их классовой принадлежности. Их программа, принятая в 1905 г., предусматривала, например, замену самодержавия республиканской формой правления и другие демократические преобразования.

В 1905 г. оформились либерально-демократические партии. Наиболее влиятельной была партия конституционных демократов, лидером которых долгие годы оставался П.Н. Милюков. Либералы хотели мирного, через реформы, преобразования российского общества. Кадеты формировались на базе интеллигенции. В состав партии входили преподаватели, писатели, либерально настроенные чиновники, буржуазия.

Правым крылом либерального движения стала партия "Союз 17 октября", в составе которой был глава российского правительства, крупный государственный деятель П.А. Столыпин.

В период революции 1905-1907 гг. сформировалась крупнейшая организация, защищавшая самодержавие в России, – "Союз русского народа". В ее состав входили боевые отряды – "черные сотни", которые громили как либералов, так и революционеров.

В начале ХХ в. в России сформировалось огромное количество партий, но названные выше были наиболее крупными, влиятельными и до октября 1917 г. они играли важную роль в политической жизни России.

    Третьиюньская политическая система

После революции в России возникла новая система политической организации государства, получившая название «третьеиюньская монархия» (по Манифесту о роспуске II Государственной думы, опубликованному 3 июня 1907 г. ). Внутреннюю политику правительства в этот период обусловливали объективные условия. С одной стороны, она была нацелена на подавление антиправительственного движения. С другой стороны, нельзя было не считаться с уроками революции, которые свидетельствовали о необходимости проведения реформ для расширения социальной опоры верховной власти.

Согласно «Положению об усиленной и чрезвычайной охране» , местные власти получили право обыскивать помещения любых учреждений и организаций, арестовывать их членов. Тюрьмы были переполнены. Смертные приговоры и казни стали повседневным явлением. Были разгромлены многие организации крестьян, студентов, демократической интеллигенции, закрыта часть профсоюзов, запрещено издание ряда демократических газет и журналов.

Избирательный закон от 3 июня изменил порядок думских выборов. Рабочие потеряли половину выборщиков, а крестьяне - больше половины. Число депутатов от национальных районов (Кавказ, Польша) сократилось втрое. Выборы в III думу были не всеобщими, а сословными и неравными, многоступенчатыми и непрямыми. III Государственная дума работала 5 лет, с ноября 1907 по июнь 1912 г. В ней было представлено 32% «правых» депутатов; 33% октябристов составили центр; 12% кадетов, 3% трудовиков, 4,2% социал-демократов и 6% от национальных партий заняли «левый» фланг. Ни одна из фракций не получила большинства.

В течение пяти лет дума обсуждала 4 законопроекта о продолжительности рабочего дня, о страховании и пенсиях для рабочих. Принятый в 1912 г. закон о государственном страховании от несчастных случаев и по болезни распространялся только на 15% рабочих. Национальная политика проводилась под лозунгом «Россия - для русских». Шовинистические черносотенные организации разжигали национальную рознь и антисемитизм. Сложившаяся политическая система создавала все предпосылки для последующих потрясений, разрушивших основы империи.

Столыпинские реформы

После завершения революционных событий в России наступил период реформирования, в котором активное участие принял министр внутренних дел П.А.Столыпин. Считая основной причиной застоя сохранение крестьянской общины, он направил все усилия на ее разрушение. Одновременно началось укрепление крестьянской частной собственности на землю.

Все реформы должны были проходить при согласии самодержавия, дворянства и буржуазии. Их конечной целью было изменение соотношения классовых сил в пользу буржуазии, присоединение к ней крестьян, которые, становясь мелкими земельными собственниками, должны были служить опорой самодержавной власти на селе. Важнейшая цель реформы - потребность интеграции России в мировую экономическую систему.

Основной проблемой, стоящей перед сельским производителем, был земельный голод в Европейской части России. Малоземелье крестьянства объяснялось сосредоточением огромных наделов в руках помещиков и очень высокой плотностью населения в центре страны.

В июне 1906 г. Столыпин начал проводить умеренные реформы. Указ от 9 ноября 1906 г. разрешил крестьянину выход из общины. Он имел право потребовать объединения надельных участков в единый отруб или выселиться на хутор. Был создан фонд из части казенных, императорских и помещичьих земель для продажи крестьянам. Специально открытый крестьянский банк выдавал для и покупки денежные ссуды.

Проведение указа возлагалось на губернские и уездные землеустроительные комиссии, состоящие из чиновников и крестьян под председательством губернатора и уездного предводителя дворянства.

29 мая 1911 г. был издан закон о расширении прав землеустроительных комиссий по образованию отрубов (участок, выделенный крестьянину из земли общины) и хуторов (обособленная крестьянская усадьба с землей). Эти меры должны были разрушить крестьянскую общину и увеличить количество мелких собственников.

Проблема малоземелья решалась переселением крестьян в целях освоения земель Сибири и Средней Азии и развитием в центральной части страны кустарных крестьянских и ремесленных хозяйств. Это сокращало потребность крестьянства в земле.

Реформа преследовала и политические цели. Переселение крестьян из центральной части страны способствовало снятию остроты классового противостояния крестьян и помещиков. Выход крестьян из «общины», где царила коммунистическая идеология, снижала риск втягивания их в революцию.


Введение

В начале XX в. стала отчетливо проявляться наметившаяся в предыдущий период тенденция социализации гражданского общества. На рубеже XIX-XX вв. ведущее место в промышленности и торговле перешло от частных предпринимателей и торговцев к индустриальным, торговым и финансовым корпорациям. В это же время организованный в профессиональные союзы класс наемных рабочих сложился во внушительную силу, с которой вынуждены были считаться предприниматели и на защиту интересов которого стал притязать ряд политических партий и демократических движений. Значительные изменения претерпевало представительное государство. Расширение избирательного права, все более тесная связь представительных учреждений с политическими партиями и рост воздействия общественного мнения толкали буржуазное государство на путь социальных реформ. Государство выступало уже не только как "ночной сторож", осуществляя лишь охранительные функции, но и отчасти как социальное государство, организующее управление народным образованием, здравоохранением, социальным обеспечением. С начала XX в. повышается роль государства и в регулировании экономических отношений, в изживании кризисных явлений.
Таким образом, по своему историческому, политическому и философскому значению революционные события XX в. относятся к ряду революций, начавшихся, самое позднее, в 1789 году во Франции и восходящих к Реформации западного христианства, берущей отсчет с XV – XVI веков. История революций не сводится к простому воспроизведению одинаковых феноменов или (по вульгарно-марксистской модели) к последовательности закономерных стадий. Она составляет серию освободительных движений, не достигающих своей (бесконечной) цели, обрывающихся на полпути, которые следующая волна истории подхватывает и радикализует, чтобы снова споткнуться и откатиться назад со всей своей мощью (революция в этом смысле напоминает прибой). Вторая половина 20 века в этом отношении стала весьма показательной, поскольку большинство политических революций произошло именно в данный период.
XX век имел исключительно важное значение не только для всемирно-исторического процесса, но и особенно для судьбы России. Если в течение IX-XIX столетий наша страна развивалась эволюционным путем, то в XX в. в России наступила эпоха социальных революций. Только за первые 17 лет начала XX столетия их произошло целых три. Такой революционной взрыв объясняется противоречиями, накопившимися в политической, социальной, экономической, национальной сферах общественной жизни страны, образовавших тугой затянутый узел, развязать который обычным путем не представлялось возможным.

    Революции и реформы в России в 20 веке
      Революции в России начала ХХ века
После промышленного подъема 90-х гг. XIX в. Россия пережила тяжелый экономический кризис 1900-1903 гг., затем период длительной депрессии (1904-1908). В 1909-1913 гг. экономика страны сделала новый резкий скачок. Однако социально-политические процессы, происходящие в стране, привели к возникновению революционной ситуации, вызванной сохранением пережитков феодализма (самодержавия, помещичьего землевладения и др.).
Буржуазно-демократическая революция 1905-1907 гг . Началом революции послужило "Кровавое воскресенье" – 9 января 1905 г
По своему характеру революция 1905-1907 гг. в России была буржуазно-демократической, поскольку ставила задачи буржуазно-демократического преобразования страны: свержение самодержавия, установление демократической республики, ликвидацию сословного строя и помещичьего землевладения.
В ходе революции определились три основных этапа: 1) 9 января – сентябрь 1905 г.: политические стачки и демонстрации в ряде городов; 2) октябрь – декабрь 1905 г.: Октябрьская всероссийская политическая стачка; царский Манифест 17 октября; создание законодательной Государственной Думы, разгром Декабрьского вооруженного восстания в Москве; 3) январь 1906 г. – 3 июня 1907 г.: спад революции, разгон 1-й и 2-й Государственной Думы; конец революции.
Роспуск 3 июня 1905 г. Государственной Думы означал окончательное поражение и конец революции. По стране прокатилась волна арестов, обысков, административных высылок. Одним из организаторов подавления революции был П.А. Столыпин (1862-1911) – председатель Совета министров и министр внутренних дел.
В начале XX в. окончательно оформились два противостоящих блока государств: Антанта (возглавляемая Россией, Англией, Францией) и Четверной союз (Германия, Австро-Венгрия, Турция, Болгария). Страны обоих блоков усиленно стали готовиться к войне.
Поводом к развязыванию мировой войны послужили события на Балканах летом 1914 г., когда в Сараево сербскими националистами 15 (28) июня был убит наследник австрийского престола эрц-герцог Франц-Фердинанд. 13 (28) июля 1914г. Австро-Венгрия объявила войну Сербии. Россия объявила всеобщую мобилизацию. Германия 19 июля (1 августа) 1914 г. объявила войну России, а через два дня – Франции. В войну вступили Бельгия, Болгария, Италия, Япония, Турция и другие страны.
Россия вступила в войну неподготовленной, лишь к 1917 г. предусматривалось завершение военной программы страны.
Неудачи на фронтах, ухудшение внутреннего положения породили разочарование и недовольство политикой правительства. Нарастание революционного движения в стране привело зимой 1916-1917 гг. к возникновению новой революционной ситуации.
Февральская революция 1917 г. К концу 1916 г. в России назрел глубокий экономический, политический и социальный кризис, который в феврале 1917 г. вылился в революцию.
18 февраля началась забастовка на Путиловском заводе; 25 февраля забастовка стала всеобщей; 26 февраля началось вооруженное восстание; 27 февраля значительная часть армии перешла на сторону революции.
Император Николай II (1868-1918) под давлением революционных масс 2(15) марта 1917 г. отрекся от престола.
Характерной особенностью Февральской революции было образование двоевластия. С одной стороны, действовало Временное буржуазное правительство, а с другой, – Советы рабочих, солдатских и крестьянских депутатов (в июле 1917 г. Советы свою власть уступили Временному правительству).
Февральская революция, победив в Петрограде, быстро распространилась по стране.
Мирное развитие революции в условиях двоевластия. После Февральской революции в России действовали основные политические партии: кадеты, октябристы, эсеры, меньшевики и большевики. Политику Временного правительства определяли кадеты. Их поддерживали октябристы, меньшевики и правые эсеры. Большевики на своей VII (Апрельской 1917г.) конференции утвердили курс на подготовку социалистической революции.
Временное правительство весной и летом 1917 г. пережило три политических кризиса: апрельский, июньский и июльский. В период этих кризисов проходили массовые демонстрации под лозунгами: "Вся власть Советам!", "Долой десять министров-капиталистов!", "Долой войну!". Эти лозунги выдвигались партией большевиков.
В конце июля и начале августа 1917 г. полулегально в Петрограде состоялся VI съезд большевистской партии. В связи с тем, что с двоевластием было покончено и Советы оказались безвластными, большевики временно сняли лозунг "Вся власть Советам!". Съезд провозгласил курс на вооруженный захват власти.
1 сентября 1917 г. Россия была провозглашена республикой, власть перешла к Директории из пяти человек под руководством А.Ф. Керенского. Социально-экономический и политический кризис в стране продолжал нарастать. Многие промышленные предприятия закрывались, росла безработица, увеличивались военные расходы и налоги, свирепствовала инфляция, не хватало продовольствия, беднейшие слои населения оказались перед угрозой голода. В деревне происходили массовые крестьянские выступления, самовольный захват помещичьих земель.
Октябрьское вооруженное восстание. Партия большевиков, выдвигая злободневные лозунги, добилась усиления влияния в массах. Быстро росли ее ряды: если в феврале 1917 г. она насчитывала 24 тыс., апреле – 80 тыс., августе – 240 тыс., то в октябре около – 400 тыс. человек. В сентябре 1917 г. происходил процесс большевизации Советов; Петроградский Совет возглавил большевик Л.Д. Троцкий (1879-1940), а Московский Совет – большевик В.П. Ногин (1878-1924).
В сложившихся условиях В.И. Ленин (1870-1924) считал, что назревает момент подготовки и проведения вооруженного восстания. Вечером 25 октября (7 ноября) 1917 г. открылся II Всероссийский Съезд Советов рабочих и солдатских депутатов. Съезд заслушал и принял написанное В.И. Лениным обращение "Рабочим, солдатам и крестьянам", в котором объявлялось о переходе власти к II Съезду Советов, а на местах - к Советам рабочих, солдатских и крестьянских депутатов. Вечером 26 октября (8 ноября) 1917 г. были приняты Декрет о мире и Декрет о земле. Съезд сформировал первое советское правительство - Совет народных комиссаров в составе: председатель В.И. Ленин; наркомы: по иностранным делам Л.Д. Троцкий, по делам национальностей И.В. Сталин (1879-1953) и др. Председателем ВЦИК был избран Л.Б. Каменев (1883-1936), а после его отставки Я.М. Свердлов (1885-1919).
3 ноября 1917 г. была установлена Советская власть в Москве и началось "триумфальное шествие" Советской власти по всей стране.
Одной из главных причин быстрого распространения большевистских Советов по стране явилось то, что Октябрьская революция осуществлялась под знаком не столько социалистических, сколько общедемократических задач.

1.2 Реформы России XX века

На рубеже 19 и 20 века общество вступило в новую фазу своего развития: капитализм стал мировой системой. Россия, вступившая на путь капиталистического развития позже стран запада, попала во вторую группу, куда входили такие страны как Япония, Турция, Германия, США.
России требовались как политические, так и экономические реформы, которые смогли бы укрепить и оздоровить экономику. Вожаком этих реформ должен был быть человек, для которого важна была судьба России. Им стал Пётр Аркадьевич Столыпин.
Столыпинская реформа
Целей у реформы было несколько: социально-политическая - создать в деревне прочную опору для самодержавия из крепких собственников, отколов их от основной массы крестьянства и противопоставив их ей; крепкие хозяйства должны были стать препятствием на пути нарастания революции в деревне; социально-экономическая -разрушить общину, насадить частные хозяйства в виде отрубов и хуторов, а избыток рабочей силы направить в город, где её поглотит растущая промышленность; экономическая - обеспечить подъём сельского хозяйства и дальнейшую индустриализацию страны с тем, чтобы ликвидировать отставание от передовых держав.
Аграрная реформа состояла из ряда последовательно проводимых и взаимосвязанных мероприятий. Основное направление реформ заключалось в следующем: разрушение общины и развитие частной собственности, создание крестьянского банка, переселение крестьян, кооперативное движение, агрокультурные мероприятия.
Разрушение общины и развитие частной собственности. Указ от 9 ноября 1906 года вводил очень важные изменения в землевладении крестьян. Все крестьяне получали право выхода из общины, которая в этом случае выделяла выходящему землю в собственное владение. При этом указ предусматривал привилегии для зажиточных крестьян с целью побудить их к выходу из общины. В частности, вышедшие из общины получали "в собственность отдельных домохозяев" все земли, "состоящие в его постоянном пользовании".
Практика реформы показала, что крестьянство в своей массе было настроено против выдела из общины - по крайней мере в большинстве местностей. В сложившейся обстановке для правительства единственным путем проведения реформы был путь насилия над основной крестьянкой массой. Конкретные способы насилия были самые разнообразные - от запугивания сельских сходов до составления фиктивных приговоров, от отмены решений сходов земским начальником до вынесения постановлений уездными землеустроительными комиссиями о выделении домохозяев, от применения полицейской силы для получения "согласия" сходов до высылки противников выдела.
В 1906-1907 году указаниями царя часть государственных и удельных земель была передана крестьянскому банку для продажи крестьянам с целью ослабления земельного дефицита.
Банк активно воздействовал на формы землевладения: для крестьян, приобретавших землю в единоличную собственность, платежи снижались. В итоге, если до 1906 года основную массу покупателей земли составляли крестьянские коллективы, то к 1913 году 79,7% покупателей были единоличными крестьянами.
Правительство Столыпина провело и серию новых законов о переселении крестьян на окраины. По указу 10 марта 1906 года право переселения крестьян было предоставлено всем желающим без ограничений. Итоги переселенческой компании были следующими. Во-первых, за данный период был осуществлен громадный скачок в экономическом и социальном развитии Сибири. Также население данного региона за годы колонизации увеличилось на 153%. Если до переселения в Сибирь происходило сокращение посевных площадей, то за 1906-1913 годы они были расширены на 80%, в то время как в европейской части России на 6,2%. По темпам развития животноводства Сибирь также обгоняла европейскую часть России
Значительное распространение получила кредитная кооперация, которая прошла в своем движении два этапа. На первом этапе преобладали административные формы регулирования отношений мелкого кредита. На втором этапе сельские кредитные товарищества, накапливая собственный капитал, развивались самостоятельно. В результате была создана широкая сеть институтов мелкого крестьянского кредита, ссудно-сберегательных банков и кредитных товариществ, обслуживавших денежный оборот крестьянских хозяйств. Кредитные отношения дали сильный импульс развитию производственных, потребительских и сбытовых кооперативов.
Результаты реформы характеризуются быстрым ростом аграрного производства, увеличением емкости внутреннего рынка, возрастанием экспорта сельскохозяйственной продукции, причем торговый баланс России приобретал все более активный характер.
Ряд внешних обстоятельств (смерть Столыпина, начало войны) прервали столыпинскую реформу.
Введение частной подворной собственности на землю вместо общинной удалось ввести только у четверти общинников. Не удалось и территориально оторвать от "мира" зажиточных хозяев, т.к. на хуторских и отрубных участках поселялись менее половины кулаков. Переселение на окраины так же не удалось организовать в таких размерах, которые смогли бы существенно повлиять на ликвидацию земельной тесноты в центре. Все это предвещало крах реформы еще до начала войны.
Реформы 50-х 60-х годов 20 века
Со второй половины 1953 г. по конец 50-х годов в СССР были проведены реформы, которые благотворно отразились как на темпах развития народного хозяйства, так и на благосостоянии народа.
Главная причина успеха реформ состояла в том, что они возродили экономические методы руководства народным хозяйством и были начаты с сельского хозяйства, а потому получили широкую поддержку в массах.
Главная причина поражения реформ - они не были подкреплены демократизацией политической системы. Сломав репрессивную систему, не тронули ее основу - командно-администратиную систему. Поэтому уже через пять-шесть лет многие реформы начали сворачиваться усилиями как самих реформаторов, так и мощным административно-управленческим аппаратом, номенклатурой.
Наиболее влиятельными политическими фигурами в руководстве стали Маленков, Берия и Хрущев. Политика нового руководства в весенние дни 1953 г. была противоречивой, отражая противоречия в его составе. Каждый из претендентов на власть стремился овладеть ею своим путем. Объективно ситуация сложилась благоприятно для Хрущева. Хрущев проявил в эти дни необычайную активность. В сентябре 1953 г. Н.С.Хрущев был избран Первым секретарем ЦК КПСС.
Изменения в сфере сельского хозяйства
На первом месте среди народнохозяйственных проблем стояло аграрное производство. Были увеличены закупочные цены на сельхозпродукцию, введено авансирование труда колхозников (до этого расплата с ними производилась лишь один раз в год) и т.д. Высказанные идеи, принятые постановления могли дать отдачу лишь несколько лет спустя. А поправлять зерновое хозяйство требовалось немедленно. Выход нашли в освоении целинных и залежных земель. Это был ярко выраженный экстенсивный вариант развития. Однако успехи были лишь в первые годы.
Но при новизне ряда подходов наблюдались и стойкие стереотипы старого. Причины отставаний виделись в том, что "со стороны министров и руководителей" осуществляется "слабое руководство", для внедрения новой техники предлагалось создавать новые ведомства.
1956 год - год XX съезда - оказался весьма благоприятен для сельского хозяйства страны. Именно в этом году обозначился большой успех на целине – урожай был рекордным. В этих условиях в конце 1958г. по инициативе Н.С.Хрущева принимается решение о продаже сельскохозяйственной техники колхозам. Дело в том, что до этого техника находилась в руках машинно-тракторных станций (МТС). За использование техники колхозы должны были расплачиваться с МТС натуроплатой.
На сельское хозяйство, как и прежде, давили стереотипы рапортомании, стремления аппаратных работников добиться значимых показателей любым, даже незаконным путем, без осознания негативных последствий. Сельское хозяйство оказалось на грани кризиса.
В 1961г. было реорганизовано Министерство сельского хозяйства СССР, превращенное в консультативный орган. Желаемого рывка так и не произошло. У многих колхозников подрывалась вера в возможность изменений. Усиливался отток сельского населения в города; не видя перспектив, деревню стала покидать молодежь. С 1959 г. возобновились гонения на личные подсобные хозяйства. Было запрещено иметь скот горожанам, что выручало снабжение жителей маленьких городов. Затем гонению подверглись хозяйства и сельских жителей. За четыре года поголовье скота в личном подворье сократилось в два раза. Это был настоящий разгром только начавшего оправляться от сталинщины крестьянства.
Изменения в сфере промышленности. СССР превратился в могучую промышленную державу. Упор по-прежнему делался на производство, которое составило к началу 60-х годов 3/4 общего подъема промышленного производства.
В 1957 году начинают предприниматься попытки реформ управления народным хозяйством. Существовавшие сверхцентрализованные отраслевые министерства, по мнению Хрущева, были не в состоянии обеспечить быстрый рост промышленного производства. Вместо них учреждались территориальные управления - советы народного хозяйства. Сама по себе идея децентрализации управления экономикой для такой огромной страны поначалу встретила положительные отклики. Следует сказать, что организация совнархозов дала некоторый эффект. Сократились бессмысленные встречные перевозки грузов, закрывались сотни дублировавших друг друга мелких производственных предприятиях разных министерств.
Однако кардинальных изменений в развитии экономики не произошло. Предприятия вместо мелочной опеки министерств получили елочную опеку совнархозов. Наибольший успех гражданский сектор экономики имел на направлении жилищного строительства. В СССР массового жилищного строительства не вели, в иные периоды просто не строили жилья. Война лишила крова миллионы семей, люди жили в землянках, в бараках, в коммуналках. Получить отдельную благоустроенную квартиру для многих были почти несбыточной мечтой. Темпов, которыми велось жилищное строительство в первой половине 60-х годов, наша страна не знала не до, ни после этого периода.
XXI съезд - еще одна попытка радикального ускорения. Реформа, произведенные перемены привели к замешательству в управленческом аппарате, сбоям в выполнении шестого пятилетнего плана.
Однако признать это и вносить необходимые коррективы руководство страны не стало. Было найдено другое решение: заменить пятилетний план на 1956-1960 гг. семилетним планом на 1959-1965 гг. Тогда "недостача" первых лет пятилетки покроется новыми планами. В качестве обоснования данной меры приводились масштабы хозяйства, необходимость установления длительной перспективы экономического планирования.
В начале 60-х годов образ коммунизма в массовом сознании ассоциировался с конкретными крупными социальными программами. Социальные программы-обязательства сводились к следующему: во-первых, решить продовольственный вопрос, полностью обеспечив народ качественными продуктами рационального и бесперебойного питания; во-вторых, полностью удовлетворить спрос на предметы широкого потребления; в-третьих, решить жилищный вопрос, обеспечив каждой семье отдельную благоустроенную квартиру; наконец, ликвидировать малоквалифицированный и тяжелый ручной труд в народном хозяйстве.
В этих задачах ничего утопического не было. Они стали таковыми после ввязывания СССР в новый тур невиданной прежде гонки вооружения, решившей их материальной базы.
Кризис власти
В развитии культуры в конце 50-х - начале 60-х гг. проявлялись противоречивые тенденции. Общий подход к культурной среде отличался прежним стремлением поставить ее на службу административно-командной идеологии. Но сам процесс обновления не мог не вызвать оживления культурной жизни.
1962-1964 гг. остались в памяти многих людей как годы внутренних неурядиц и роста напряженности. Ухудшилось продовольственное снабжение растущего городского населения. Цены оказались замороженными. Причиной этого было резкое повышение закупочных цен, которые стали обгонять розничные.
Симпатии простых людей к Хрущеву стали ослабевать. Осенью 1963 г. разразился новыи кризис. В магазинах исчез хлеб, т.к. целина ничего не дала. Появились талоны на хлеб. Повышение цен, появление новых дефицитов было отражением нарастания кризисных явлений в экономике страны в целом.
Утрата Хрущевым личной популярности, поддержки со стороны партийно- хозяйственного аппарата, разрыв с немалой частью интеллигенции, отсутствие зримых перемен в уровне жизни большинства трудящихся сыграли роковую роль в деле проведения антибюрократических реформ. Да и попытки реформ проходили верхушечными, антидемократическими путями. Большая часть народа в них не участвовала.
Бурные последствия преобразования в СССР, непоследовательные и противоречивые, все же сумели вырвать страну из оцепенения предшествующей эпохи.
Все это помогло партийно- государственной номенклатуре без каких-либо общественных потрясений избавиться от Н.С.Хрущева. Он был обвинен в "валюнтаризме", снят со всех постов и отправлен на пенсию. Первым секретарем ЦК стал Л.И.Брежнев.
Новое правительство принимает решение о начале новых экономических реформ. Первые шаги реформы 1965г. вселяли надежды. Ускорился экономический рост. Восьмая пятилетка, совпавшая по времени с проведением реформы, оказалась по ряду важнейших экономических показателей выполненной. Но к началу 70-х гг. сущность реформы оказалась искажена настолько, что она фактически перестала действовать. Главными причинами, приведшими к неуспеху реформы, являлись нежелание большинства лидеров административно-командной экономики отказаться от привычных методов управления, чему сопутствовало свертывание робких преобразований в политической сфере.
Б.Н. Ельцин - государственный, партийный и общественный деятель, первый Президент России. В 1975 стал секретарем, а на следующий год первым секретарем Свердловского обкома КПСС. В апреле 1985 г. Ельцина назначили зав. отделом ЦК КПСС. Через два месяца он стал секретарем ЦК КПСС и первым секретарем МГК КПСС, а в 1986 и кандидатом в члены Политбюро ЦК КПСС. В 1987 Е. разошелся с М.С. Горбачевым по коренным вопросам проводившейся полит-, и экономической реформы, что особенно ярко проявилось на Окт. пленуме 1987. Снятый со своего поста, Е. был назначен на пост министра - зам. председателя Госкомитета по строительству, и возглавил демократическую оппозицию, В 1990 на последнем, XXVIII съезде КПСС Е. демонстративно вышел из партии. Конфронтация между Председателем Верховного Совета СССР Горбачевым, стремившимся сохранить равновесие между демократами и консерваторами, и Председателем Верховного Совета России Е., лидером сторонников решительного продолжения реформ, усилилась настолько, что парализовала конструктивную деятельность в стране. 12 июня 1991 Е. на всеобщих выборах был избран Президентом России. Путч 19-21 августа 1991 (ГКЧП), попытавшийся восстановить рушащуюся административно-командную систему, привел к запрету КПСС и распаду СССР. В дек. 1991 президенты России, Украины и Белоруссии провозгласили образование Содружества Независимых Государств (СНГ). В 1996 Е. был переизбран на второй срок. Е. - автор кн. "Исповедь на заданную тему" (М., 1990) и "Записки президента" (М., 1994). БОРИС Николаевич появился в Москве, когда Политбюро ЦК КПСС брежневской закваски безнадежно состарилось. Некая ниспадающая дуга советской власти "Брежнев - Андропов -Черненко" закончилась приходом перестроечника М. Горбачева. У Михаила Сергеевича еще оставались и материальные и кадровые ресурсы обновить советский социализм. У Б. Ельцина таких резервов уже не было. Было совершенно ясно, что будущее России - в кромешной мгле с остановкой промышленности, голодом, сепаратизмом регионов. Властолюбивого Бориса Николаевича это не испугало. Он затеял игру в обещания - лишь бы пережить лихие годы, а там - посмотрим. Татарстану обещал суверенитет, молодежи - светлое будущее, военным - оружие.
Экономические реформы Е. Гайдара (начало - 2 января 1992 года) Основными положениями этой реформы были:
Либерализация (отпуск) цен, свобода торговли.
- Цены на большинство товаров и услуг было «отпущены на рыночную волю».
С одной стороны - это была смелая мера, способствовавшая быстрой « рыночной выучке». С другой - это была очень неосторожная мера. Ведь советская экономика была жестко монополизированной. В результате рыночную ценовую свободу получили монополии, которые по определению могут назначать цены, в отличие от фирм функционирующих в конкурентной среде, и способных лишь приспосабливаться уже к имеющимся ценам. Результат не замедлили сказаться. Цены подскочили в 2000 раз в течение года. В России появился новый враг номер 1 -инфляция, прирост которой составлял около 20% в месяц.
- Приватизация (передача государственной собственности в частные руки) Ваучерная приватизация была названа её идеологом и реали
и т.д.................

Одной из наиболее важных задач, стоявших перед Россией в конце 20-го века, стало проведение глубокого реформирования экономической сферы, что позволило бы стране совершить переход к принципиально иным рыночным отношениям. Суть предстоящих изменений была изложена президентом в его программной речи. 5-й Съезд народных депутатов России, на котором была произнесена речь, состоялся в октябре 1991 г.

Основные принципы планирующейся реформы были одобрены. Страну ждало акционирование большей части предприятий промышленности, приватизация, либерализация цен на товары, изменения в налоговой и антимонопольной политике. Либерализация цен, серьезно ударившая по основной массе населения России (на многие важнейшие продукты массового потребления цены увеличились более чем в 100 раз), произошла в январе 1992 г. В тот же период был признан законным и легальным обмен рубля на иностранную валюту.

Первый этап приватизации собственности, ранее принадлежавшей государству, начался в конце 1992 г. Он проводился на основе приватизационных чеков, более известных как ваучеры. Началась постепенная реорганизация совхозов и колхозов. Появились первые фермерские хозяйства.

Следующий этап приватизации начался в 1994 г. Была разрешена свободная купля-продажа на торгах акций предприятий. Объемы промышленного производства в стране продолжали неуклонно падать. Особенно сильный спад был отмечен в наукоемких отраслях и оборонной промышленности. Сельское хозяйство тоже переживало не лучшие времена. К 1998 г. его валовая продукция составляла всего две трети от объема 1991 г. В то же время внешний долг России серьезно возрос.

И без того непростую экономическую ситуацию значительно усугубил грянувший в 1998 г. августовский экономический кризис. Он был вызван стремительным падением мировых цен на газ, цветные металлы и главным образом на нефть. Правительство Черномырдина было отправлено в отставку. Были начаты переговоры о получении кредита от МВФ (Международного валютного фонда). Но даже его предоставление ситуацию не улучшило.

Правительство С.В. Кириенко приняло решение о заморозке счетов частных банков, прекратило выплату дивидендов по внутренним обязательствам государства перед гражданами и ввело мораторий на банковские расчеты с западными инвесторами. Банковская система страны оказалась парализована, резко возросла инфляция, увеличились цены, произошел спад промышленного производства. В итоге уровень жизни в России упал еще ниже.

Новое правительство, возглавляемое Примаковым, сделало ставку на оживление реального сектора экономики, режим строжайшей экономии, отсрочку выплат по внешним долгам. Ситуация стала постепенно выравниваться только к середине 1999 г.