Когда грузины приняли православие. Какая религия у грузин. Давидо-Гареджийский мужской монастырь

История Грузии (с древнейших времен до наших дней) Вачнадзе Мераб

Распространение христианства. Грузия в IV веке

1. Распространение христианства. Первые христианские общины возникли в восточных провинциях Римской империи: Палестине, Египте, Малой Азии . Первоначально последователи новой религии всячески преследовались, их обвиняли во всех беспорядках и несчастьях, случающихся в империи.

В 64 году в результате сильного пожара почти весь город Рим сгорел. Император Нерон объявил христиан виновниками пожара и начал их жестоко преследовать. Особенно жестоко христиан преследовал император Диоклетиан .

В 303 году был издан указ о запрещении христианского богослужения на всей территории Римской империи. Христианские церкви разрушались, а священников принуждали к идолопоклонству (именно при Диоклетиане пытали святого Георгия).

При императоре Константине положение кардинально изменилось. В 313 году был издан т. н. Милан ский эдикт (указ), согласно которому христиане получали право свободно служить своему богу.

В 325 году в городе Никея был созван первый Вселенский церковный собор. Христианство принял и сам император. А император Феодосий (377–395) даже приказал закрыть все языческие храмы.

В Грузии распространение христианской религии началось в I веке. Христианство здесь проповедовали ученики Христа: Андрей Первозванный и Свимон Кананит . Однако в Грузии в I веке христианство не нашло широкого распространения. Несмотря на это автокефалию грузинской церкви связывают с именами этих апостолов. Автокефальной может стать церковь лишь той страны, где проповедовал хоть один из апостолов.

В IV веке в Грузию пришла святая Нино Каппадокийская . Она прибыла в Джавахети, оттуда с трудом добралась до города Урбниси, и присоединившись к группе людей, направлявшихся во Мцхета на ярмарку и моление, очутилась в столице Картли. Нино стала проповедовать Христову веру и творить чудеса. Она избавила от недугов царицу Нану и главу магов.

Однажды царь Мириан отправился на охоту. Неожиданно, когда царь был на горе Тхоти, спустилась непроглядная мгла и царь сбился с пути. Царь стал взывать к своим богам, но это не помогло. Тогда он обратился к богу Нино. Сразу же мрак рассеялся и царь уверовал в бога Нино. На следующий день царь и Нино отправили к Кесарю людей с просьбой прислать им священников для крещения народа, сами же принялись за строительство церкви в царском саду.

Место для строительства храма было выбрано святой Нино. Здесь был захоронен хитон Христа (рубашка, в которую был одет Иисус Христос во время распятия на кресте). При распятии в Иерусалиме находились два еврея из Грузии: Элиоз Мцхетели и Лонгиноз Карснели . Именно Элиоз привез хитон Христа во Мцхету. Первым, кто встретил Элиоза в Мцхете, была его сестра Сидония . Она приняла от него хитон, прижала к своей груди и тотчас умерла. Ее похоронили вместе с хитоном. На этом месте построили первый, деревянный храм – Светицховели . Слово “свети-цховели” значит «живой столп» . Живым он назван потому, что во время строительства храма случилось чудо. Из ели, выросшей на могиле Сидонии, был сделан столп, который никак не могли установить на нужном месте. Всю ночь святая Нино молилась, а утром с неба спустился юноша, вознес столп в небо и затем столп сам опустился на свое место.

Главой картлийской церкви стал Иоанэ , посланный византийским императором Констан тином в Картли вместе с двумя священниками и тремя дьяками.

По поводу датировки христианизации Картли ученые высказывают различные мнения. Иванэ Джавахишвили считает, что это произошло приблизительно в 337 году. Грузинская церковь и часть исследователей сходятся во мнении, что объявление христианства государственной религией в Картлийском царстве произошло в 326 году. Царь Мириан и царица Нана были причислены к лику святых, и днем их поминовения признано 1(14) октября.

Что же касается Эгриси, то здесь христианство к 325 году уже было широко распространено, поскольку в Бичвинте существовало епископство . Бичвинтский епископ Стратофил присутствовал на первом Вселенском церковном соборе в Никее.

2. Политическая обстановка в IV веке. Нисибинский мир, заключенный между Римом и Парфией, не нарушался вплоть до конца 30-х годов IV столетия (до 338 года). Рим устраивало существующее положение, поскольку после распространения христианства в Картли, Рим считал ее своей союзницей. Между тем в Иране шли междоусобные войны, а малолетний шах Шапур II (303–379) не мог вести активную политику. В этот период в Римской империи произошло одно значительное событие. Император Кон стантин издал приказ о перенесении столицы из Рима на Восток. В результате участившихся набегов германских племен город Рим и вообще Италия уже не были тихим, защищенным от «варваров», местом. Вскоре на месте старой греческой колонии Византиона началось строительство новой столицы – Констан тинополя («город Константина»). С перенесением центра империи на Восток активизировалась восточная политика Рима. Шапур нарушил Нисибинский мир и началась 25-летняя война. Мы не располагаем сведениями о том, принимала ли Картли активное участие в этой войне. Согласно Леонтию Мровели, царь Мириан осуществил несколько успешных походов на Северный Кавказ.

Война между Римом и Ираном шла с переменным успехом. По условиям мира, заключенного между Римом и Ираном в 363 году, Рим вернул Ирану пять провинций и обязывался не вмешиваться во внутренние дела Армении.

После заключения мира Шапур II вторгся в Армению. Завоевание Армении Ираном создавало большую опасность Картли. Поэтому в войне с Ираном Картли всячески поддерживала Армению. Тем не менее Иран завоевал Армению и вторгся в Картли. Следует полагать, что иранцы заняли всю Картли и обложили ее данью. В Картли появился иранский чиновник –питиахш.

По договору, заключенному в 387 году, 4/5 часть Армении отошла к Ирану, а пятая часть досталась Риму.

В 395 году император Феодосий разделил Римскую империю между своими двумя сыновьями. Фактически образовалось два государства: Западная Римская и Восточная Римская империи (Византия).

В IV веке лазы подчинили себе апшилов, абазгов, санигов, отняли у Картли Аргвети и заняли фактически всю Западную Грузию. Это государство грузины называли Эгриси , а византийцы – Лазикой . Эгриси, или Лазика было сильным государством. Оно лишь формально подчинялось Риму.

Картли и Лазика не мирились со своим зависимым положением и продолжали борьбу с Сасанидским Ираном и Римской империей.

Из книги Доникейское христианство (100 - 325 г. по P. ?.) автора Шафф Филип

Из книги Раннее христианство: страницы истории автора Свенцицкая Ирина Сергеевна

Распространение христианства Как уже говорилось выше, христианство с самого его зарождения привлекало к себе людей разного социального и имущественного положения, хотя, безусловно, преобладали среди христиан выходцы из низов общества. Во II-III вв. все больше и больше

Из книги История Рима (с иллюстрациями) автора Ковалев Сергей Иванович

Возникновение христианства и его распространение Сумма этих представлений и составляла идеологическое содержание хри­стианства. Последнее как самостоятельное течение, по-видимому, начало оформляться к середине I в. н. э. Оно постепенно стало отделяться от других

Из книги История Британских островов автора Блэк Джереми

Распространение христианства Вытеснив религиозное многообразие римской и послеримской Британии, христианство в культурном отношении гораздо прочнее связало Британские острова с континентом. В 597 г. в Кентербери, столицу Кента, прибыли посланцы папы Григория Великого

Из книги История Кореи: с древности до начала XXI в. автора Курбанов Сергей Олегович

§ 2. Распространение христианства Впервые корейцы столкнулись с христианством еще в годы Имчжинской войны, когда вместе с японскими войсками дважды, в 1593 и 1597 гг., на Корейский полуостров прибывал португальский католический миссионер Грегорио Сеспедес,

Из книги Крещение Киевской Руси автора Кузьмин Аполлон Григорьевич

Распространение христианства на Руси Каковы же причины, от которых зависит успех пропаганды новой веры в обществе, придерживающемся иных религиозных взглядов? Очевидно, прежде всего, от прочности заменяемых верований. И затем от способности новых воззрений разрешить

Из книги Средневековая Исландия автора Буайе Режи

Распространение христианства Теперь обратимся к христианизации страны. Людям, сомневающимся в реальности и значимости этого явления, небезынтересно будет узнать, насколько глубоко христианство закрепилось в Исландии. За несколько десятилетий весь остров покрылся

автора Вачнадзе Мераб

Грузия в V веке 1. Картли в первой половине V века. В первой половине V века Иран активизировал свою захватническую политику в отношении кавказских стран. В 428 году иранцы упразднили царскую власть в Армении. Ясно, что такая же участь должна была постигнуть и Картли.Шах

Из книги История Грузии (с древнейших времен до наших дней) автора Вачнадзе Мераб

Грузия в ХІ веке 1. Царь Георгий I. После смерти Баграта III на царский престол вступил его двенадцатилетний сын Георгий I (1014–1027). Малолетством царя воспользовались кахет-эретские азнауры и вновь отделили этот край от единой Грузии. Царем Кахети-Эрети стал Квирике Диди

Из книги История Грузии (с древнейших времен до наших дней) автора Вачнадзе Мераб

Грузия в XIV веке Грузия во I половине XIV века. Георгий V Брцкинвале (Блистательный) 1. Последствия монгольского господства. Господство монголов имело тяжелые последствия для нашей страны. Нарушилось политическое единство страны. В начале XIV века установилось

Из книги История религий. Том 1 автора Крывелев Иосиф Аронович

РАСПРОСТРАНЕНИЕ ХРИСТИАНСТВА Причины, способствовавшие быстрому распространению христианства, весьма многообразны.Эллинизация Востока, начавшаяся со времен Александра и непрерывно продолжавшаяся в дальнейшем, выработала относительное единство языка и склада

автора Болотов Василий Васильевич

Из книги Лекции по истории Древней Церкви автора Болотов Василий Васильевич

Из книги История Христианской Церкви автора Поснов Михаил Эммануилович

Глава I. Распространение Христианства. Уже в III-ем веке христианство овладело государством. Самая мысль об единой кафолической Церкви, обнимающей мир, развивалась, крепла и приходила к осуществлению в тесной связи с победоносно-действующей христианской пропагандой.

Из книги Всеобщая история религий мира автора Карамазов Вольдемар Данилович

Распространение христианства В первые три века христианская церковь только отчасти проникала за пределы Римской империи. Когда же христианство стало государственной религией Рима, оно получило возможность широкого распространения за его пределами. Пути, которыми

Из книги Лекции по истории Древней Церкви. Том II автора Болотов Василий Васильевич

Армения — первая страна, принявшая христианство в качестве государственной религии в 301 году. Это государство с богатейшей историей, уходящей корнями в сказание о Ноевом ковчеге, оставленном на горе Арарат. Армянское нагорье стало местом расположения и легендарного древнего государства Урарту, соперничавшего за право первенства в этом регионе с Вавилоном и Ассирией. Затем Армения попала под влияние Мидии, а вскоре стала частью Персидской империи Ахеменидов. Эта территория была завоевана Александром Македонским и вошла в состав обширного эллинистического мира. После смерти великого завоевателя армянское государство попало под протекторат сирийских Селевкидов.

Поводом для крещения Армении стала история о гибели святых Рипсимеянок

Христианское вероучение стало распространяться по территории Армении еще в I веке нашей эры, впрочем как и в соседней Колхиде (нынешней Грузии). Существует легенда, согласно которой армянский правитель Авгарь, узнав о появлении Спасителя на палестинской земле, отправил к нему своих послов с приглашением посетить столицу, Эдессу. В ответ на приглашение Спаситель отправил двух своих учеников Варфоломея и Фадея с благословением и Своим Нерукотворным Образом. Придя на армянскую землю из Ассирии и Каппадокии, они начали нести слово Божье в период с 60 по 68 годы нашей эры. В армянской традиции Фадей и Варфоломей стали известны как «Просветители армянского мира». Первые два века армянские христиане все еще притеснялись язычниками — их было большинство, а язычество оставалось государственной религией. Гонения на новую веру в Армении велись параллельно с гонениями в Риме. Оба тогдашних правителя Трдат III и римский император Диоклетиан считали первых христиан маргинальными элементами, разлагающими основы государственности. Однако, постепенно гнет на официальном уровне угасал и уже к началу IV века вовсе сошел на нет — в 313 году император Константин Великий подписал Миланский эдикт, узаконивший христианскую религию в Римской империи. Намерения Трдата были еще более радикальными — он решил в одночасье искоренить язычество, а христианство сделать единой верой для всех армян.

Поводом такого поступка стала история о мученической гибели святых дев Рипсимеянок. Несколько христианских девушек — римлянок бежали от гонений на родине и, посетив Иерусалим, пришли в Армению, где и поселились неподалеку от города Вагаршапата. Трдат восхитился красотой одной из них, Рипсиме, однако не встретил взаимности, от чего пришел в бешенство и повелел казнить всех римлянок. Показательная казнь произошла в 300 году, а последствия ее тяжело сказались на душевном здоровье правителя: случившуюся с Трдатом болезнь часто называли «свиной», именно поэтому в изображении царя фигурировала свиная голова. А в это же самое время в заточении находился один из бывших сподвижников царя, христианин Григорий, которого Трдат обвинил в убийстве своего отца и посадил в яму со змеями и скорпионами. Проведя в нечеловеческих условиях 13 лет, Григорий чудом был освобожден, так как сестре царя приснился вещий сон, сообщающий, что только этот узник способен исцелить ее брата от душевного недуга. Освобожденный Григорий повелел предать земле со всеми христианскими почестями замученных рипсимеянок. И отслужив 66 дней проповеди, в конечном счете исцелил правителя. Восхищенный чудесами Григория, Трдат принял христианскую веру и сделал ее официальной религией Армении.


Древнее грузинское государство в том же IV веке приняло христианство благодаря Святой Нино, которая с этого момента считается покровительницей Грузии. Как и в случае с Арменией, поводом для принятия христианства стало чудо исцеления, а в 324 или 326 году грузинский царь Мириан утвердил новую официальную религию. Святая равноапостольная Нино родилась в Каппадокии около 280 года. Происходя из весьма знатного рода, юная девочка в 12-летнем возрасте оказалась в Иерусалиме, где ее родители приняли сан священнослужителей. Оказавшись на воспитании у старицы Нианфоры, Нино с восторгом внимала ее рассказам о далекой и сказочной стране Иверии (нынешняя Грузия). Вдохновленная рассказами, Нино захотела однажды посетить эту страну и вскоре ей представился такой случай: однажды во сне ей привиделась Дева Мария, которая вручила ей крест из виноградной лозы, сказав — «Возьми этот крест, он будет тебе щитом и оградою против всех видимых и невидимых врагов. Иди в страну Иверскую, благовествуй там Евангелие Господа Иисуса Христа и обрящешь благодать у Него. Я же буду тебе Покровительницею». Этот крест и поныне хранится в кафедральном соборе Сиони в Тбилиси. Нино обратилась за благословением к своему дяде Иерусалимскому патриарху, который отпустил ее в далекую страну.

Святая Нино, крестив Иверию, обратила в христианство соседнюю Кахетию

По пути в Иверию Нино едва не погибла от руки армянского правителя Трдата III, уже упоминавшегося выше в связи с крещением Армении. Чудом избежав смерти, Нино достигла Иверии в 319 году. Войдя в древнюю столицу Грузии, Мцхету, будущая покровительница всех грузин нашла приют в семье бездетного царского садовника. Молитвы святой Нино чудесным образом помогли жене садовника Анне, которая вскоре забеременела и после этой истории уверовала во Христа. Вскоре о чудодейственной Нино узнали сначала в ближайших окрестностях, а позже слухи дошли до грузинской царицы Наны, которая страдала от тяжелой болезни. Однако на царя Мириана чудесный случай с женой произвел обратный эффект — он возненавидел святую Нино и даже хотел убить ее.

Где находится Хитон Господень в Мцхете возвели храм в честь 12 Апостолов

Но после несчастного случая на охоте, царь, попав под грозу, ослеп и пообещал принять христианство в случае своего исцеления. Святая Нино вскоре исцелила Мириана и тот в благодарность уверовал в Бога и обратил в христианскую веру сначала всех своих подданных, а затем и весь иверийский народ. По преданию летописей святая Нино указала царю, где находится Хитон Господень и на том месте (в Мцхете) сначала возвели сначала деревянный, а затем каменный храм в честь 12-ти святых Апостолов, Светицховели. В 324 (или 326) году христианство стало официальной религией грузинского народа. После воцерковления Иверии, святая Нино отправилась в соседнюю Кахетию, где обратила в веру местную царицу Софию.


Свершив свою благую миссию, святой Нино вскоре привиделся сон, в котором она узнала о своей скорой смерти. Она попросила царя Мириана прислать епископа Иоанна, чтобы тот ей помог подготовиться к последнему пути. Вскоре святая Нино с епископом и иверийским царем отправились в Бодбе, где на смертном одре свершила свои последние исцеления и там же поведала о своем происхождении. Эти сведения нашли свое отражение в летописях, уцелевших до наших времен. 27 января 335 (или 347) году святую Нино захоронили в Бодбе, как она сама завещала. Грузинская православная церковь с согласия Антиохийского патриархата именовала просветительницу Грузии равноапостольной и, причислила к лику святых. В Грузии 27 января учредили праздник Нинооба — в этот день православная церковь поминает святую Нино. В честь нее по всей стране возвели множество храмов, в одном только Тбилиси их минимум пять. А в Сионском кафедральном соборе Успения Божией Матери хранится крест из виноградной лозы, обвитый её волосами.

Грузия - одна из тех стран, где религия сыграла ключевую роль в становлении национальной государственности. Достаточно сказать, что Грузия стала второй в мировой истории (после Армении), в которой христианство получило статус государственной религии, а произошло это еще в 326 году. Государство Грузия, религия - категории практически неразрывные на раннем этапе их исторического развития.

Современные грузины, религия которых представлена практически всеми конфессиями мировых религий, остаются очень терпимым и толерантным народом, каким и были на протяжении многих веков. Несмотря на то, что преобладающее значение в стране играет христианство, каждая грузинская церковь уважаема представителями других религиозных общин. А на сегодняшний день в стране их действует несколько, конфессиональная дифференциация населения определяется, в основном, их этнической принадлежностью и территориальным размещением. Так, абхазы и аджарцы, преимущественно исповедуют ислам, этой же религии придерживаются азербайджанцы и курды, проживающие в стране. греческое население Грузии исповедует в основном православие. Есть в стране и католики, но численность их невелика.

Крупнейшей религиозной общиной Грузии является православная, которая организационно представлена Грузинской Апостольской Автокефальной православной церковью. Это - автономная церковная организация, во главе которой стоит патриарх. На сегодняшний день патриархом всея Грузии (католикосом), является архиепископ Мцхетский и Тбилисский Илия II. Этот пост он занимает с 1977 года. Грузинское православие - одна из старейших христианских конфессий в мире. По религиозным преданиям апостольским выбором Божьей матери является именно Грузия. Религия в этой стране всегда была значима в развитии культуры, например, многие ученые связывают появление своеобразной грузинской письменности - мргвловани - именно с распространением православия на территории этой страны и Армении, в которой также до сих пор сохранился этот тип письма. Православная церковь Грузии - довольно крупная конфессия, среди поместных церквей славянских народов она занимает шестое место. Юрисдикция грузинской автокефалии, а оформила церковь ее еще в 9 веке, распространяется не только на всю территорию страны, но и на всех грузин, где бы они ни находились. В 2001 году между правительством страны и руководством православной церкви был подписан конкордат (соглашение), согласно которому православной церкви предоставлялись определенные преимущества по сравнению с другими конфессиями. Но в 2011 году был принят закон, который всем религиозным номинациям предоставлял право юрлица. Конституция Грузии декларирует полную свободу вероисповедания, подчеркивая особую роль православия в истории страны. И сегодня, в связи с большими православными объявляются амнистии и проводятся другие государственные акции. Грузия, религия в которой поликонфессиональна, дала приют и другим представителям христианства.

Одна из распространенных конфессий - представители которой исповедуют монофизитство. Их довольно много, в одном только Тбилиси проживает более четверти миллиона армян. Духовным первосвященником для них является Патриарх-католикос всех армян Гарегин II. В последнее время отмечаются случаи недопонимания между представителями православной автокефалии Грузии и армянской церковью по вопросам разрешения богослужений в некоторых храмах, принадлежность которых признается спорной.

Католицизм в Грузии представлен немногочисленной общиной - около 100 тысяч человек. А вот второй по численности является мусульманская община. Исповедующих ислам в Грузии - более 400 тысяч человек. В государстве Грузия, религия представлена и иудейской конфессией, причем, по некоторым сведениям, первые евреи появились в стране сразу после падения Иерусалима в результате похода Навуходоносора, а произошло это, как известно, еще в 586 году до н.э.!

Сегодня на территории Грузии расположено множество замечательных памятников, отражающих религиозные культуры всех мировых религий. Многие из них - действующие святыни, к которым совершают паломничество сотни тысяч человек ежегодно.

Грузия – одна из интереснейших стран в культурном отношении. Читайте, как христианство обрело статус государственной религии в Грузии и как Грузия опередила Римскую империю

Грузия сегодня: какая религия у грузин

Грузия – одна из интереснейших стран в культурном отношении. Здесь религия была одним из важнейших факторов в становлении государственности страны, ее национального самосознания. Например, Грузия оказалась второй в мировой истории страной после Армении, где христианство обрело статус государственной религии. Это случилось в 326 году. В то время в Византии (Римской империи) христианство, благодаря императору Константину и его матери Елене, только перестало быть гонимым, а вот в Грузии и Армении уже обрело твердую опору.



Главная религия в Грузии

Без преувеличения, христианство, в особенности Православная Церковь, имеет господствующее значение в Грузии. Мировые религии - христианство, ислам, буддизм - это четыре религии, которые наиболее распространены на Земле, но исторически присущей землям Грузии является христианство. Однако и оно имеет деление на конфессии - течения внутри религии.


Давно доказано, что Христос как реальный Человек существовал на Земле. Среди иудеев Его времени было широко известно место Его погребения. Кроме того, после Своего Воскресения Он не раз являлся многим людям, как о том говорят евангелисты. Да и сами апостолы - святые люди по свидетельствам многих - не могли лгать, единогласно утверждая, что Он вознесся на Небо и указывая место, где ныне находится храм Гроба Господня, как место Его погребения.


Важнейший догмат христианства - Иисус Христос, Всемогущий Сын Божий, воплотился от Девы Марии и добровольно принял смерть, чтобы спасти людей от власти греха. Значение смерти, погребения и Воскресения Христа Он Сам показал людям. Его слова и действия остались в Евангелии.


После осуждения на смерть Господь Иисус был Распят на Кресте. Однако Христос воскрес уже через день, явившись святым женам-мироносицам.


Апостолы только после Воскресения уверовали в Божественную волю о Распятии, смерти и Царствии Господа. На 40 день после Воскресения Христос призвал апостолов на Елеонскую гору, благословил их и на облаке взошел на небо, то есть стал подниматься все выше, пока не скрылся из глаз. При Вознесении апостолы получили от Господа благословение идти и научить Евангелию все народы, крестя их во имя Святой Троицы.



Грузия - удел Божией Матери

При Вознесении Господнем Богородица с апостолами получила от Господа благословение идти и научить Евангелию все народы, крестя их во имя Святой Троицы: Бога Отца - Саваофа, Бога Сына - Иисуса Христа, и Святого Духа - невидимого Господа, зримо пребывающего в человеческой истории только в виде огня, дыма или голубя. Святой Дух и снизошел на апостолов, вместе с Богоматерью и другими апостолами пребывавших в Сионской горнице - месте Тайной Вечери - в Пятидесятницу, то есть в память о Воскресении Христовом совершавшими трапезу в пятидесятый день после него.


После Сошествия на них Святого Духа, апостолы и Матерь Божия просветились Божественным знанием. В них говорил Сам Бог, они мгновенно заговорили на всех языках мира: Господь подал им этот дар для проповеди Евангелия по всему свету. Все ученики Христа вместе с Богоматерью по жребию получили направления и места, где должны были обращать людей в христианство, крестя их.


По преданию, Грузия стала жребием апостольского (проповеднического) служения Божией Матери.



Христианство в Грузии

Традиционно христианство делится на три течения:


    Католичество, то есть Единую Римо-Католическую Церковь с единственным главой - Папой Римским (при этом существует особый вероучительный догмат о непогрешимости Папы, то есть он не может сделать ничего неправильно и обладает абсолютной властью). Церковь делится на «обряды», то есть региональные традиции, однако все они находятся под единым руководством.


    Православие, которое делится на независимые, отдельные Церкви-Патриархаты (например, Московский, Константинопольский) и в рамках них - Экзархаты и Автономные Церкви (Сербская, Греческая, Грузинская, Украинская - по регионам) с разной степенью независимости. При этом и Патриархи, и епископы Церквей могут быть отстранены от управления, если тяжко согрешат. Единого главы Православной Церкви нет, хотя Константинопольский Патриарх носит исторический титул Вселенского. Православные Церкви имеют общность в молитвах, возможности совместного совершения Таинства Евхаристии (Причастия) и других.


    Протестантизм, самая непростая, подвижная и распадающаяся на части конфессия. Церкви здесь также делятся по регионам, существуют епископы, однако есть много сект - то есть причисляющих себя или относимых религиоведами к протестантизму отдельных учений.


    Армянская Апостольская Церковь - широко представлена в Грузии, невелика, но имеет ряд отличий и от Католицизма, и от Православия. Армяне исповедуют несколько отличные догматы об устройстве и природе Святой Троицы (монофизитство), служат по своему литургическому обычаю, сохранившемуся с десятого века.



Грузия - какое значение имеет религия в стране

На раннем этапе исторического развития Грузия поклонялась Христу. Сегодня здесь живет множество народов, но грузины терпимы ко всем верующим. Сегодня в Грузии несколько религиозных общин. Конфессиональное деление определяется, в основном, национальной принадлежностью и территорией проживания: например, абхазы и аджарцы, азербайджанцы и курды - мусульмане. А вот русские, грузины и даже греки, которые живут в Грузии, исповедуют Православие.


Армяне же принадлежат собственной Армянской Апостольской Церкви. В Грузии их несколько тысяч: только в Тбилиси живут около 250 тысяч армянских христиан. Глава Армянской Церкви в Грузии - Патриарх-Католикос всех армян Гарегин Второй.


Есть в Грузии и католики, но их немного, по сравнению с иными - около ста тысяч.



Православная Церковь в Грузии

Название официальной Православной Церкви в Грузии - Грузинская Апостольская Автокефальная Православная Церковь, то есть отдельная, автономная церковная организация, во главе - Патриарх, равный по чину, например, Святейшему Патриарху Московскому и Всея Руси Кириллу. Его официальный чин - Католикос всея Грузии, архиепископ Мцхетский и Тбилисский Илия II. Служит на своем посту он с 1977 года.


Многие ученые связывают рождение грузинской письменности – мргвловани - именно с распространением Православия в стране. Этот же тип письма сохранился в Армении, таке просвещенной Православием.


Среди Поместных Православных славянских Церквей Грузинская занимает шестое место. В 2001 году правительством Грузии Православной Церкви предоставлен ряд преимуществ по сравнению с другими конфессиями.


По преданию, христианство Грузия приняла практически из первых рук. Православные легенды гласят, что впервые весть о Христе на землю Иверии принес один из 12 апостолов — Андрей Первозванный. В край, который много позже назовут Грузией, Андрей пришел не самовольно, а по желанию Девы Марии, которая отправила апостола в избранный ею удел. А двумя веками позже на землю Иверии вступила та, которая по праву зовется равноапостольной — святая Нина. Она завершила обращение Грузии, начатое Андреем.

Известно четыре удела Божьей Матери — четыре земных края, к которым Богородица наиболее благосклонна и которые находятся под ее особым покровительством. Но лишь один из этих уделов — целая страна. По православному преданию, покров Девы Марии простерт над всей Грузией — древней Иверией, которая одной из первых услышала весть о Христе и начала поклоняться Ему.

В удел Деве Марии Иверия досталась, когда она вместе с апостолами метала жребий, определяя, кто куда пойдет проповедовать воскресшего Христа. Богородица обрадовалась выпавшей ей доле и собралась было в путь, но ей явился ее Сын и попросил остаться в Иерусалиме, а вместо себя послать одного из апостолов.

Христос позаботился о своей матери, которая к тому времени была уже не столь молода, чтобы идти в такую даль. Но Дева Мария все-таки пожелала, чтобы Иверия узнала ее в лицо. По преданию, Богородица попросила принести ей чистую доску и приложила ее к лицу. На доске в точности отпечатался образ Марии, и с этим образом Андрей отправился в путь.

Уже в первом же городе Иверии, куда он пришел, ему сопутствовала удача. Местные жители уверовали во Христа и попросили Андрея оставить им образ Богородицы, которая через апостола передавала свое благословение избранной стране. Но Андрей поступил иначе: по примеру Девы Марии попросил чистую доску и приложил к ней чудотворную икону. Образ с точностью отразился на новой доске, и отпечаток Андрей оставил новообращенным жителям.

Андрей проповедовал и крестил по всей Иверии, а в конце концов дошел до города Ацхура, недалеко от Боржомского ущелья. Там он оставил образ Божьей Матери. Самому ему надо было идти дальше, за Иверию, далеко на север. Сейчас нерукотворный образ находится в Гаенатском монастыре, недалеко от Кутаиси, и называется Ацхурским.

Дивный образ — не единственное сокровище христианства, которое бережет Грузия. Именно на ее земле хранится одна из величайших святынь — риза Христа. Легенды гласят, что она была привезена в Иверию по просьбе девушки, которая потом стала первой грузинской святой. Жившая в Мцхете блаженная Сидония услышала о Христе, еще когда Он был жив и проповедовал. И попросила своего брата-раввина, который ехал в паломничество в Иерусалим, привезти ей хоть какую-нибудь Его вещь.

Так сложилось, что поговорить с самим Христом брату не довелось — он приехал в Иерусалим в ту самую Пасху, когда Спасителя распяли. Но, повинуясь просьбе сестры, раввин Элиоз выкупил у одного из римских солдат хитон распятого Христа, который соткала сама Дева Мария.

Узнав об обстоятельствах, при которых достался хитон ее брату, девушка плакала так, что не выдержала и умерла, прижимая к себе драгоценный подарок. Брат похоронил ее вместе с хитоном. И долгое время никто не знал, где находится могила Сидонии, пока в Иверию не пришла та, которую в Грузии почитают больше всех из святых, — равноапостольная Нина.

Будущая просветительница Грузии была близкой родственницей святого Георгия Победоносца, изображение которого красуется на гербе Тбилиси. С раннего детства ее воспитывала христианка, которая и рассказала ей о судьбе хитона Христа. Нина возмечтала увидеть Его земную ризу, сотканную руками Богоматери, поклониться ей и посвятить всю свою жизнь проповеди христианства в Иверии. Она так горячо молилась об этом "хозяйке" Иверии Деве Марии, что та явилась девушке. В знак избранности она подала ей крест, увитый виноградной лозой, и благословила на проповедь.

Приняв подарок Богородицы, Нина обвила крест своими волосами, отрекаясь от мирской жизни, и отправилась в Иверию. Там по ее молитве открылась тайна захоронения Сидонии и стало известно, где покоится риза Христа. Позже над этим местом появился самый первый грузинский храм. Впоследствии на месте деревянного храма был построен собор, ставший сердцем всей Грузинской Православной Церкви — Светицховели.

Иверия, которую увидела Нина, была лишь немного освящена проповедью апостола Андрея. По большей же части это была совершенно языческая страна, где и властители, и народ поклонялись идолам. Около месяца Нина жила в городе Урбниси, приглядываясь к стране, людям и их обычаям, а потом пошла в Мцхет вместе с многочисленными паломниками, жаждавшими поклониться золотому идолу Армазу.

Толпы, рвущиеся к статуе, так впечатлили и огорчили девушку, что она взмолилась Христу — и началась такая буря, что идол упал с пьедестала, а испуганный народ бросился врассыпную.

Через несколько дней Нина поселилась в домике одного из царских стражников, прямо в царском саду, невзирая на то, что венценосная чета была противниками христианства. Но Нине удалось обратить сначала царицу Нану, исцелив ее, а затем и царя Мириана. Когда царица приняла христианство, Мириан был на охоте. Поначалу он страшно разозлился на царицу и даже обещал убить и ее, и всех уверовавших во Христа, как только вернется во Мцхет.

Не успел он договорить свою клятву, как тут же ослеп. Царь пытался добиться милости у своих богов, но в конце концов от полного отчаяния обратился к Христу: "Бог Нины, просвети ночь сию и покажи мне путь мой, да признаю имя Твое, воздвигну крест и поклонюсь ему, построю дом для молитв и буду покорен вере Нины". Зрение к царю тут же вернулось. Мириан оказался человеком слова. Вернувшись во дворец, он первым делом исповедовал и Христа, и Нину как Его апостола.

Царь был чрезвычайно деятельный человек, и в его лице Нина обрела мощного союзника. Мириан тут же послал к императору Константину гонца с просьбой прислать ему епископа и священников. Константин охотно отозвался на просьбу царя, и, кроме просимого, прислал часть Креста Господня и один из гвоздей, которыми был прибит к дереву Христос. Царь, царица и их дети крестились вместе с остальным народом в реке Арагви.

Царь Мириан на пару с Ниной окрестили практически всю Иверию. Царь рвался и дальше нести веру Христову, но Нине категорически не понравился предложенный им метод: Мириан собирался развязать войну и силой принудить язычников принять Христа.

"Не велено нам Господом браться за меч; Евангелием, Честным и Животворящим Крестом покажем им путь истинный", — остудила его пыл Нина.

Так, рука об руку, они и продолжали проповеди христианства. После них Грузия уже не обращалась в язычество, хотя, конечно, были и отступники, время от времени пытавшиеся гнать веру Христову. Но грузинский народ был уже христианским и от этого не отступал.

Поэтому Грузия по праву считается страной, одной из первых полностью принявшей Христа. Хотя ей и пришлось отстаивать свою веру в боях — против нее выступала огнепоклонническая Персия.

Когда Нина умерла, царь похоронил ее в городе Бодбе — современном Кахети — и построил над ее могилой храм в честь святого Георгия Победоносца, уже прославленного церковью родственника равноапостольной Нины.

По материалам