Православные монастыри и храмы закарпатья. Церкви закарпатья. Деревянная Михайловская церковь

И стория Православия в Закарпатье уходит в глубину веков. Большинство исследователей связывают распространение христианства в этих местах с именами святых Кирилла и Мефодия или же их учеников. Так, по мнению известного церковного историка архимандрита Василия (Пронина), ученики святых Кирилла и Мефодия, которые были вынуждены оставить Сазавский монастырь и чешские земли, положили начало Угольскому монастырю. Правда, есть версии, что первые монахи в Закарпатье появились во времена Киевской Руси. Они могли прийти в Венгрию с дочерью Ярослава Мудрого Анастасией и основать обитель в Мукачеве. Но в любом случае монашество в Закарпатье возникло в тесной связи с другими центрами православного мира.

Юрий Данилец

Рождества Богородицы монастырь, с. Липча

Основание Рождество-Богородичной обители в селе Липча относится к 1924 году - заре Карпатского возрождения, когда после многовекового австро-венгерского гнета пробудилось религиозное сознание многострадального народа, сумевшего сохранить в годы гонений истинную веру, повсеместно строились храмы, призывно звучали колокола монастырских звонниц, возвещая о возвращении православия на Карпатскую Русь.

Духовными наставниками монастыря стали преподобный Алексий Карпаторусский и его соподвижник игумен Амфилохий, основательницей - монахиня Параскева.
Обитель очень скоро обрела широкую известность как первый женский монастырь.

Монастырь со временем стал рассадником православия в крае, своеобразным миссионерским центром. Этому способствовало мудрое духовное окормление и святые молитвы афонского старца Кассиана, постриженика оптинского старца Иосифа, в течение 32 лет подвизавшегося на Святой Горе.

В 1929 году в монастырь, который стал широко известным в православном мире, для принятия Православия приехал знаменитый художник профессор Р.Лукин, который до этого был католиком.

В монастыре проводились радиопередачи, транслировалась Божественная литургия. Ве это способствовало дальнейшему процветанию обители.

24 июня 1961 года было принято решение Закарпатского облисполкома о закрытии Рождество-Богородичного монастыря в селе Липча с дальнейшим трудоустройством молодых и определением в дом престарелых нетрудоспособных монахинь. Монастырские земли и находящиеся на них постройки были переданы отделу народного образования под школу-интернат. 10 июля 1961 года, в понедельник. Беззащитных инокинь, как преступниц, окружила милиция, угрожавшая за неподчинение физической расправой. «25 сестер перевезли в Мукачевскую обитель, а остальных отправили по домам. В 1984 году разрушили церковь, разобрали три корпуса, часовню, две мельницы, молотилку, веялку, ткацкую и швейную мастерские. Конфисковали колокола, электрическую турбину». Бесследно исчезли прекрасный иконостас, изготовленный И. Павлишинцем, богатая монастырская утварь. Чудесным образом уцелела закрытая до благовремения часовня Всех святых, и сохранилась в народе благодарная память и надежда на будущее возрождение.
В то же время для интерната были построены два новых больших санаторных корпуса. В летнее время здесь проходили оздоровление дети. Так продолжалось почти тридцать лет. Добродушный и христолюбивый народ Закарпатья относился к детям-сиротам с любовью и состраданием. Однако, местные жители верили в грядущее возрождение обители и неустанно молились об этом. И желанное возрождение наступило.

Возрождению обители предшествовала длительная переписка с властями, сбор подписей за открытие монастыря, обращение к уполномоченному по делам религии при Совете Министров УССР по Закарпатской области, к которому с прошением вернуть собственность монастыря, составленное от имени его насельниц монахиней Ангелиной (Губаль).
Обращение это имело большой резонанс, вследствие чего Хустскому райисполкому было предписано рассмотреть его. Серьезным препятствием в деле открытия обители стало то, что Липчанская школо-интернат, насчитывающая 205 учащихся, в числе которых было много детей сирот и полусирот, в летний период принимала на оздоровление около 450 человек. 11 июля 1990 года Хустский районный Совет принял историческое решение №124, согласно которому строения Липчанского монастыря в течение ряда лет должны были постепенно возвратиться обители. Интернатская столовая была переоборудована в домовую церковь, которую освятили в честь архистратига Михаила. И только затем, когда в обители вновь потекла молитва, занялись обустройством монашеских келий. Первая Божественная Литургия была проведена архимандритом Василием (Петевкой) в чудесным образом уцелевшей летней часовне Всех Святых.
10 июля 1990 года произошло историческое событие, которого ждали долгих тридцать лет после варварского разорения Девичьей обители: был торжественно освящен фундамент нового храма.

23 мая 2003 года из Одесского Свято-Пантелеимоновского монастыря в Липчу привозят мощи великомученика и целителя Пантелеимона, поклониться которым приходит множество народа, а в 2004 году закладывается фундамент летней часовни в честь пророка Божия Илии. Одновременно с этим строится открытая часовня над целебным источником.

Главные святыни обители:

Частицы святых мощей преподобных Печерских, преподобных Иова и Амфилохия Поча-евских, святителя Феодосия и преподобного Лаврентия Черниговских, старцев Оптин-ских, святителя Тихона Задонского, преподобного Феодора Санаксарского и других угод-ников Божиих.
clubs.ya.ru

КириллоМефодиевский женский монастырь в с. Драчино

На окраине горной Свалявы,в с. Драчино. находится основанный в 1992г. КирилоМефодиевский монастырь. Его игуменьею является матушка Нина. В на территории монастыря расположены два храма собор во имя Святой Троицы (1997г) и домой храм свв. Кирилла и Мефодия, где с первого дня зарождения монастыря проходили первые богослужения. Строительство главного храма Святой Троицы продолжается и до сих пор. Также ведется строительство часовни в честь вмч. Целителя Пантелеимона.

В 1998г. состоялся первый визит Предостоятеля Украинской Православной Церкви Блаженнейшего Митрополита Киевского и всея Украины Владимира, он преподнес в дар монастырю частицы мощей преподобных Киев-Печерских.

В монастыре хранится список чудотворной иконы Пресвятой Богородицы «Всецарица», сделанный на Афоне.


Фото http://photoclub.com.ua/photo/522230/

Михайловский мужской монастырь в с. Грушево

Мужской монастырь в Грушево относится к наиболее древним монастырям Хустской епархии. По свидетельству историков «монахи Грушевского монастыря после отхода татар жаловались королю Венгрии Бейле ІV (1215-1270), что при нападении татар пропали все их документы и грамоты и было ограблено монастырское имущество». В 1391 г. монастырь получил от Константинопольского Патриарха Ставропигию. Согласно этому документу монастырю были подчинены все русины и волохи, которые жили в Мараморошском и Угочанском комитатах. В 1491 г. венгерский король Владислав ІІ выдал грамоту, которой подчинил Грушевский монастырь Мукачевскому епископу. Согласно документам известны имена настоятелей древнего монастыря: Пахомий, Симеон, Илларий, Гелазий. Очевидно, в Грушевском монастыре в древние времена действовала типография.

Первый документ о Грушовском монастыре датируется 1391 годом. Это греческая Грамота, которую выдал византийский Патриарх Антоний. В ней монастырю даровано "ставропигиальное право" (руководящее право), в силу которого монастырь напрямую подчинялся византийскому патриарху и был независимым от соседних епископов, а его Наместник имел право над русинами и валахами, жившими в Марамороше и Угочи (нынешняя территория Хустского, Виноградовского районов и часть Румынии).

Однако, в 1556 году Семигородский князь Григорий Баторий передал Грушевский монастырь в ведение Мукачевский епископов.

Историки допускают, что монастырь просуществовал вплоть до конца XVII века. В 16-17 веках Грушовский монастырь был важным центром славянской культуры. При нем существовала первые народная и богословская школы.

Утверждают, что здесь была и первая типография. И основал ее Фиоль Ивайполь - славянский первопечатник издавший в 1483-1491 в Кракове первые восточно-славянские книги кириллическим шрифтом.

Монастырь в Грушево перестал существовать в конце ХVІІІ ст. Тогда, во время войны Текелия он был захвачен кальвинистами, ограблен и полностью уничтожен.

Идея о возрождении монастыря возникла в 2001 г. 26 июля 2004 г. на заседании Священного Синода Украинской Православной Церкви под председательством Блаженнейшего Владимира, Митрополита Киевского и всея Украины, было принято решение об открытии монастыря в Грушево. В июле 2006 г. женский монастырь был преобразован в мужской. Настоятелем был назначен архимандрит Стратоник (Легач).

Святыни монастыря: список чудотворной иконы Пресвятой Богородицы «Всецарица», сделанный на Афоне, частицы мощей Киево-Печерских святых

Веб-сайт монастыря http://hrushovo.pravsvit.org/ (фото и история)

Свято-Иоанно-Предтеченский мужской монастырь в с.Бедевля

Свято-Иоанно-Предтеченский мужской монастырь был основан в 1925 г. в селе Дубовом, но через несколько лет было принято решение перенести его в Бедевлю. В 1955-60 гг. монастырь был закрыт, а возродился он в 1990 г. На территории расположен большой храм Иоанна Крестителя, зимний храм Божьей Матери Почаевской и жилой корпус с трапезным храмом.

По благословению архиепископе Пражского и всея Чехословакии Савватия (Врабец) игумен Боголеп (Церковник), после возвращения из российского плена, основал В 1925 году мужской скит в урочище "Вишний Дубовец" возле села Дубового.
Когда игумен Боголеп вернулся из России после Первой Мировой войны в сане иеромонаха и его было назначено настоятелем в село Бедевля, то крестьяне села Дубового во главе с настоятелем храма иеромонахом Николаем (Мадар) решили построить в своем селе мужской монастырь. Игумен Боголеп поднялся духом этой идеей и в 1925 году получил благословение от архиепископа Савватия на строительство.

Местный житель Феодор Цубера пожертвовал под строительство монастыря свой земельный участок и частный дом, в котором поселился игумен Боголеп с шестью послушниками.

В 1925 году послушниками была построена небольшая церковь в честь святого пророка Иоанна Предтечи, которую освятил на следующий год архиепископ Савватий (Врабец) и постриг в мантию послушников скита.

В 1927 году иноки скита построили общежительный деревянный корпус на 14 келий и подсобное здание для хозяйства.
Скит в Дубовом просуществовал до 1929 года, когда чехословацкое правительство утвердило юрисдикцию Сербской Православной Церкви в Закарпатье, куда прибыл епископ Дамаскин (Грданичка), который своим указом перенес скит в село Бедевля.
Отец Боголеп стал искать в Бедевле место под строительство монастыря и нашел его в двух километрах на северо-западе от села в урочище "Горби". Как в Дубовом, так и в Бедевле нашлись благочестивые люди, которые всячески помогали монастырю. Так, местный житель села Иван Тиводар подарил под строительство церкви участок земли, затем иноки своими силами докупили еще дополнительный участок земли и в 1930 году построили небольшой жилой корпус и домовую церковь, после чего они перешли с Дубового в Бедевлю.

В 1940 году по благословению Преосвященного Владимира (Раича), епископа Мукачевского и Пряшевского,архимандрит Боголеп "(Церковник) вместе с иеромонахом Иннокентием (Чопиком) перевез из села Дубового монастырский храм святого пророка Иоанна Предтечи в Бедевлю. Там же были построены еще один жилой корпус для иноков. На тот час проживало в ските 12 иноков, которые занимались монастырским хозяйством и своим трудом благоустраивали красоту обители.

В советский период монастырь был закрыт. Храм частично был разрушен и разобран на строительные материалы.

В 1992 году обитель стала возрождаться. Ей вернули восемь гектаров исторической земли. В 1993 году на средства православных прихожан был построен новый храм в честь "Почаевской" иконы Божией Матери, а также началось строительство большого каменного собора во имя святого пророка Иоанна Предтечи, Крестителя Господня, по проекту архитектора В.А.Цуберы, который был построен в 1999 году. Главным строителем строительства был назначен архидиакон Артемий (Пацкан), который в 1955 году строил храм в Городиловском Свято-Пантелеимоновском мужском монастыре. Также много труда приложили игумен Митрофан (Шимон) и эконом обители Силуан, которые вместе с схимонахом Афанасием построили в 1998 году колокольню. Трехярусный деревянный иконостас сделал житель села Дубового Петр Брай, а иконы написал Михаил Ковач из села Копашнева.
По материалам http://church-site.kiev.ua

ФИЛЬМЫ ПО ТЕМЕ

Ильинская церковь на Подоле, г. Киев Сегодня это чудесная церковь в стиле барокко, расположенная возле Днепра. Храм своим большим золотым куполом, как будто указателем, отмечает одно из древнейших святых мест Киевской державы. Именно отсюда многочисленные паломники начинают знакомство с страницами духовной истории древнего города на Днепре.

Божье поселение среди шума и суеты. Корец (Украина) История основания Корецкого женского монастыря, рассказ о жизни обители, которая проходит в молитве и неутомимой работе, заслуживает на особое внимание. Ведь монахини делают все так, будто искренне молятся, каждое их движение призвано на служение Богу.

Скальная святыня Экскурсия к Успенскому скальному монастырю рассказывает зрителю историю обители, ставшей украшением Крымской земли. Этот островок молитвы, который благословила Пресвятая Богородица, принимает множество паломников с разных уголков Украины и оставляет добрую память о монашеской обители с необычным расположением.

В «сердце Верховины», а именно в славном Пилипце есть не только профессиональные горнолыжные трассы и красивый водопад Шипот, но есть также незаметный на первый взгляд выдающийся архитектурный памятник национального значения - церковь Рождества Пресвятой Богородицы, XVIII ст.

Древнейшую церковь построили в урочище Закутья в начале 1500-ых гг., но она сгорела. Вторая церковь Благовещения Господня была построена посреди села, на холме Юрчика в 1671 г., сгорела в 1758 г. В 1801 г. в селе были две деревянные церкви - главная на 340 верян и малая, на 120 верян в верхнем конце. Верхняя церковь уже тогда была в плохом состоянии, и вещи из нее перенесли в нижнюю, которая по сей день украшает село.

Деревянная церковь Св. Духа

С. Гукливый - деревянная церковь Св. Духа (18 в.) с отдельной колокольней – памятник лемковской школы народного зодчества. В интерьере сохранился иконостас 1784 г. (немецкий мастер Франц Пеер).

Струковская церковь

Струковская или Вознесенская церковь в Ясине – одна из таких старинных, невероятных, удивительных церквей. Это главная достопримечательность бывшего центра Гуцульщины.

Струковская церковь была построена на склоне горы Костеривка в 1824 году. С тех пор она стала главным сокровищем жителей поселка Ясиня. И немалую роль в этом сыграла не только красота сооружения. С местом, на котором уже почти два века стоит храм, связывают историю о настоящем чуде.

Церковь Михаила Архангела

Негровец (укр. Негровець, венг. Felső kalocsa) село в Межгорском районе, Закарпатской области Украины. Расположено в верховье реки Теребля, на расстоянии 20 км. от районного центра – Межгорье. Через село проходит автодорога Колочава – Межгорье.

В Негровеце есть архитектурный памятник деревянного зодчества – церковь Св. Арх. Михаила. В постройке храма чувствуется опыт мастеров, создавших образцы святынь Марамороша.

Деревянная церковь Сошествия Святого Духа

В Колочаве-Горбе у главной дороги, на холме спорит стройностью с елями музей - деревянная церковь Сошествия Святого Духа. Согласно надписи на притолоке «Создан храм сей 1795 при священнику Иоанне Попович при царе Францишко ИИ мастеру Ференц Текке. Тогда был большой голод ». В древние времена голод часто сопровождал верховинское жизни и подобные несчастья время фиксировались в парохиальных книгах, а в Колочаве запись попала даже на притолок церкви.

Николаевская Церковь

с. Прислоп, Закарпатская обл.

Церковь Св. Николая Чудотворца в Прислопе напоминает формами деревянный храм в Торуни, но она намного больше и стройнее, с тонким рисунком силуэта башни и изящными линиями. С трех сторон храм окружает аркада на высоких резных фигурных столбах. В уменьшенном размере они повторяются в аркаде обхода. Двухъярусная колокольня с широким навесом опасанья и аркадой во втором ярусе, где размещены колокола, покрыта восьмискатной шатровой крышей. Формы колокольни намного древнее форм самого храма и резко контрастируют с ним. В интерьере сохранились декоративная резьба XVIII в. в стиле барокко работы местного мастера, а также отдельные произведения станковой темперной живописи XVI-XVII вв. Николаевская церковь действующая, от реставрирована в 1968 г. Считается шедевром барочной верховинской деревянной архитектуры.

Деревянная церковь Параскевы

Александровка Географическое расположение Село Александровка (укр. Олександрівка, венг. Ó sá ndorfalva) находится в Хустском районе, Закарпатской области Украины. Расположено в 22 км. от районного центра – Хуста и в 15 км. от железнодорожной станции Сокирниця на линии Королево – Великий Бычков. История Первое упоминание об Александровке в исторических документах относится к 1390 г. Она издавна славилась на все Закарпатье источниками ропы, использовавшейся вместо пищевой соли. В 15-19 ст. на территории села вручную добывали каменную соль. До наших дней сохранились деревянные стволы шахт.

Реформаторская церковь

В украинском закарпатском селе Четфалва, за которым начинается территория Венгрии, находится национальный храм венгров Закарпатья – Реформаторская церковь. Построена она в XV веке.

Во время реконструкции в 1753 году была достроена деревянная колокольня с высоким восьмигранным шпилем, в готическом стиле, и напоминающая оборонную башню. Высота двухъярусной, квадратной в плане, колокольни составляет почти 30 метров. Она вызывает интерес еще и тем, что возведена прямо на земле без фундамента и свай. Ее оригинальную каркасную конструкцию удерживают 16 деревянных опор с раскосами.

Реформаторская церковь представляет собой однонефное каменное сооружение с одним окошком, которое укреплено с юго-западного угла контрфорсом. Оригинальный потолок расписан яркими растительными орнаментами, запечатленными на 60-ти квадратных деревянных кессонах. Из них повторяются только два. Создал эту колоритную красоту венгерский художник Шандор Ференц. Многие туристы приезжают сюда, чтобы увидеть это неповторимое произведение народного декоративного искусства.

Современная Закарпатская Реформаторская церковь насчитывает 114 приходов, в трех церковных округах, где служат 76 пасторов.

Церковь Николая Чудотворца

Датирующая резная надпись находится на дверях. Деревянная, двухсрубная, трехчастная. Построена из дубовых брусьев, соединенных врубками в натяжной замок, покрыта лемехом. Фундамент каменный, положенный на растворе. Над бабинцем возвышается четырехгранная каркасная башня, завершенная высоким шпилем с четырьмя башенками на углах основания. Под крышей башни размещены аркада и подсебитье.

Деревянная Михайловская церковь

В селе Крайниково в окружении вековых могучих деревьев стоит Михайловская церковь, построенная в 1668 г.

Громадные дубовые колоды сруба, маленькое крыльцо у бабинца придают зданию весьма суровый вид. Здание меннее протяжно по продольной оси, чем другие постройки. Такая композиция основных масс придает крайниковскому готическому деревянному храму особую монолитность. Поэтому впоследствии он стал своеобразным эталоном для мастеров, строивших церкви в селах севернее Крайникова – Данилове и Олександровке (историческое название Шандорово).

Николаевская церковь

Туристов в Сваляве заинтересует памятник архитектуры XVI в. - деревянная церковь Николая Чудотворца. Из документальных источников известно, что в XVIII в. на южную окраину Свалявы, вприселок Быстрый, из соседнего горного села перевезли старую лемковскую Николаевскую церковь. Изначально, по мнению исследователей, ее построили в 1588 г. по образцу бойковского стиля.

В 1759 г. храм существенно перестроили и перенесли на новое место, хотя дубовые срубы и перекрытия навы с одним заломом сохранились. На стенах бабинца виднелись даты «1733» и «17..2». Очевидно, они свидетельствуют не о возрасте церкви, а о ее ремонтах. Именно после ремонтов церковь стала образцом лемковского архитектурного стиля. На лемковское происхождение церкви указывает высокая башня с барокковым окончанием, стремительное нарастание форм от низкого алтаря до башни и открытая галерея с резными столбиками вокруг бабинца.

Деревянная церковь Архангела Михаила

Ужок – это небольшое живописное село на западе Украины. Не смотря на свои маленькие размеры, село имеет богатую историю и традиции, ведь основано оно было в далеком 1582 году.

Рядом с селом расположен Ужокский перевал, а в самом селе протекает речка Уж. Основной достопримечательностью Ужка является деревянная церковь Архангела Михаила с колокольней, построенная в 1745 году.

Деревянная Успенская Церковь

С. Новоселица – упоминается впервые в 1619 г., сохранилась деревянная Успенская церковь (1654-1656 гг., по другим данным 1611 г.) с отдельной колокольней – памятник мараморошской или потисской школы зодчества. Сохранились росписи 1662 г. в интерьере, иконостас нач. 19 в. Рядом – этнографический музей.

Церковь Святого Духа

Церковь Святого Духа располагается в Колочаве построена в 1795 году по проекту Ф. Гекка.

Эксперты относят стиль к лемковскому типу деревянного зодчества. Три сруба разные по ширине изготовлены из еловых брусьев, крыша покрыта гонтом. Над бабинцем расположена башня в виде квадрата, которая завершается двухъярусной баркой. С восточной стороны находится барочная глава.

В 1784 году обитель была расписана немецким мастером Ф. Пеером. Именно эта роспись сохранилась до наших дней. В советские времена храм был отреставрирован и превращен в музей атеизма. Церковь не действует.

Деревянная Николаевская церковь (верхняя)

СРЕДНЕЕ ВОДЯНОЕ, село

НИКОЛАЕВСКАЯ ЦЕРКОВЬ (ВЕРХНЯЯ), 1428 г.

Относится к наиболее древним закарпатским храмам потисской группы. Около 1600 г., вероятно, были надстроены срубы над опасанием всех трех частей и перекрыты по сволокам. Над бабинцем в границах сруба над опасанием устроены эмпоры с плоским перекрытием. Входные двери низкие (120 см). Около 1760 г. в центральном объеме были заменены плоские перекрытия на трапециевидные из дубовых брусьев, растесаны стрельчатые окна в нефе, в бабинце устроено подшивное перекрытие из сосновых досок, построена высокая каркасная башня. Деревянная (дубовые брусья), двухсрубная, с равноширокими бабинцем и нефом, перекрытыми общей двускатной крышей. Более узкий и низкий восточный объем покрыт меньшей, но такой же крутой крышей. Над бабинцем возвышается квадратная в плане башня с шатровым завершением и подсебитьем. На южной и се* верной стенах бабинца сохранились узкие окна готической стрельчатой формы. Поддашие, опоясывающее церковь со всех сторон, опирается на выпуски венцов срубов.

Церковь Покрова Пресвятой Богородицы

ПОКРОВСКАЯ ЦЕРКОВЬ, 1645, 1761 гг.

Из с. Сян-ки Львовской области перевезена и поставлена на настоящем месте в 1703 г. Над срубом верха бабинца в 1761 г. надстроена каркасная колокольня.

Деревянная, трехсрубная, трехверхая. Угловые соединения выполнены врубками в простой замок с потайным прямым шипом. В плане все три сруба близки к квадрату, центральный сруб шире остальных срубов. Все три объема церкви перекрыты шатровыми завершениями с двумя заломами. Над бабинцем устроены эмпоры. Окружена поддашием на выпусках сруба. Срублена из еловых брусьев. Верхи, поддашие и стены над опасанием покрыты гонтом. Сохранилась деревянная резьба XVIII в.

Согласно археологическим и письменным источникам, на территорию современного Закарпатья христианство пришло еще до того, как оно было официально принято Киевской Русью. Большинство исследователей (И. Базилович, М. Лучкай, архимандрит Василий (Пронин) и др.) связывают распространение христианства греческого обряда с именами святых Кирилла и Мефодия или, по крайней мере, их учеников. Некоторые венгерские источники свидетельствуют о том, что, когда угры пришли в Паннонию, местное славянское население имело епископство (см. «Повесть о приходе венгров»). По мнению архимандрита Василия (Пронина), ученики святых Кирилла и Мефодия, вынужденные оставить Сазавский монастырь и чешские земли, положили начало Угольскому монастырю . Свидетельством того, что в Закарпатье имел распространение греческий обряд, является деятельность Георгия, Ефрема и Моисея Угринов при дворе киевских князей Бориса и Глеба.

В те времена местами, где процветали духовность и образование, были монастыри. Анализируя источники и монографический материал, можно прийти к выводу, что в дотатарские времена в Закарпатье могли существовать монастыри не только в Угольке, но и в Грушеве. Эту мысль подтверждает исследователь начала ХХ века Ю. Жаткович. Он пишет, что после отхода татар грушевские монахи жаловались венгерскому королю Бейле IV о потере документов и грамот на землевладение . Что же касается монастыря в Мукачеве, то документы о его основании ранее 1360 года не обнаружены.

Расцвет Православия в Закарпатье связывают с деятельностью подольского князя из рода Гедиминов - Федора Корятовича. Князь перестроил Мукачевский монастырь и передал ему во владение несколько сел из своего имения; он содействовал развитию образования и культуры в крае.

Сложным вопросом остается определение церковной юрисдикции края. Ученые допускают, что в Закарпатье формировались два центра церковной власти. Первый - в Мукачеве и второй - в Грушеве. В середине ХV столетия в Мукачеве упоминается пресвитер Лука, который мог выполнять епископские функции, подчиняясь Сербскому митрополиту. Известна также грамота Константинопольского патриарха Антония от 1391 года о предоставлении Грушевскому монастырю ставропигии. В 1491 году в Мукачеве упоминается епископ Иоанн, который стремился распространить свое влияние на всю территорию Закарпатья.

В ХVІ-ХVІІ веках Православие в Закарпатье стало испытывать сильное давление со стороны католичества и реформации. По инициативе местных правителей и церковной верхушки было инициировано заключение в 1646 году Ужгородской унии. Согласно унии, «новая церковь» хранила восточный обряд и язык богослужения, но признавала догмат о римском папе и его власть. После смерти епископа Василия (Тарасовича) униатским епископом был избран Петр Парфений, а православным епископом - Иоанникий (Зейкан). Последний был вынужден в 1663 году оставить Мукачевский монастырь и руководить епархией из Имстичева и Угли (Угольки). С этого времени для православной веры начались тяжелые времена гонений. Центром сопротивления унии и латинизации оставалась Мараморощина (восточная часть Закарпатья), где в конце ХVІІ - начале ХVІІІ столетий было основано около десяти монастырей. Среди них, согласно «Списанию обителей Мараморошских», были Драговский, Кричевский, Боронявский, Бедевлянский, Белоцерковский, Вильхивский, Бичковский монастыри. Все они основаны стараниями православных владык Иосифа (Стойки; 1690-1711) и Досифея (Федоровича; 1717-1735), которые стремились создать крепкий плацдарм для обороны Православия.

Австрийская власть встала на сторону униатской церкви и сделала все, чтобы не допустить выборов нового православного владыки, а императрица Мария-Терезия заявила, что на Закарпатье православных больше не существует. Восточный обряд и православная вера сохранились благодаря преданности местного населения вере своих предков и деятельности отдельных униатских священников.

Известна борьба против латинизации писателя-полемиста Михаила Андрелли (1635-1710). Он открыто отрекся от унии и написал несколько полемических произведений; наиболее известные из них - «Логос» и «Оборона». Спасаясь от преследований, он переселился в Изу, где и умер. Его дело продолжил отец Иоанн Раковский (1815-1885), который имел значительное влияние на возрождение Православия.

В начале ХХ века в Закарпатье началось возрождение Православной Церкви. Венгерское правительство всячески пыталось препятствовать этому, считая, что движение за возрождение Православия носит выраженный социальный и национально-освободительный характер. Власть организовала два судебных процесса против православных в Мараморош-Сиготе (1903-1904 и 1913-1914 гг.), но эти судебные преследования не могли остановить возрождение Православия. Во главе православного движения встал преподобный Алексий (Кабалюк; † 1947).
После вхождения Закарпатья в 1919 году в состав Чехословакии (под названием Подкарпатская Русь) Православная Церковь получила наконец возможность свободно развиваться. Согласно каноническим правам, на эту территорию распространила свою власть Сербская Православная Церковь. В 1921 году Синод СПЦ направил в Подкарпатскую Русь своего иерарха - епископа Нишского Досифея (Васича). Этому епископу принадлежит значительная роль в утверждении Православия среди русинов. Он основал десятки православных парафий, упорядочил монашескую жизнь. Были созданы мужские и женские монастыри в Изе, Липче, Теребле.

Одной из наиболее значительных проблем того времени было недостаточное количество православного духовенства. В связи с этим в 1920-1930 годах немало закарпатцев получали духовное образование в богословских заведениях Сербии. После епископа Досифея Карпаторусской Православной Церковью руководили епископы: Новосадский Ириней (Чирич), Призренский Серафим (Иванович) и Битольский Иосиф (Цвиевич).

В 1931 году была возобновлена древняя Мукачевская кафедра, в состав которой также вошли приходы Восточной Словакии. Первым Мукачевско-Пряшевским епископом стал Дамаскин (Грданичка). Епископ реорганизовал духовную консисторию, способствовал повышению образования духовенства. Для этого он организовал пастырско-богословские курсы в Изском Николаевском монастыре. Был также построен дом епархиального управления в Мукачеве. Чешское правительство начало оказывать православному духовенству финансовую помощь.

В 1936 году в состав Мукачевско-Пряшевской епархии входили 127 приходов, в них было 160 тыс. прихожан. Действовало также пять монастырей: три мужских - Николаевский (в Изе), Преображенский (в Теребле), преподобного Иова Почаевского (в Ладомирове) и два женских - Рождества Пресвятой Богородицы (в Липче) и Благовещения (в Домбоках). Кроме того, существовало еще пять мужских скитов .

В 1920-1930-х годах часть православных приходов, монастырей и скитов подчинялась также Пражскому архиепископу Савватию (Врабцу), который был хиротонисан Константинопольским патриархом Мелетием (Метаксакисом).

В 1938 году на Мукачевско-Пряшевскую кафедру был назначен епископ Владимир (Раич). В Мукачеве епископ пробыл недолго, поскольку, по Мюнхенскому соглашению, часть Подкарпатской Руси была оккупирована Венгрией. Епархиальное управление и епископ перешли в Хуст, который в марте 1939 года также захватили венгры. В апреле 1941 года епископа Владимира арестовали, а в октябре того же года выслали в Сербию.

Регент Венгрии Миклош Хорти назначил «администратором греко-восточных венгерских и греко-восточных русинских церковных частей» Михаила Попова. Попов проводил провенгерскую политику и пытался создать в Венгрии «автокефальную православную церковь».

5 февраля 1944 года новым администратором был назначен игумен Феофан (Сабов). В документе его должность значится как «епископский заместитель и администратор православной Мукачевско-Пряшевской епархии» .

В октябре 1945 года Мукачевско-Пряшевская епархия перешла под юрисдикцию Русской Православной Церкви. Во времена советской власти Православная Церковь в Закарпатье (как, впрочем, и в других местах) пережила немало трагедий и потрясений. Были ликвидированы почти все монастыри и скиты, некоторые священники были репрессированы.

Качественно новый этап в жизни Православной Церкви начался в конце 1980 - начале 1990 годов, когда Мукачевско-Ужгородской епархией управлял архиепископ Евфимий (Шутак). За несколько лет были возобновлены десятки православных церквей и монастырей, возродилось духовное образование в крае. В 1994 году из состава Мукачевско-Ужгородской епархии была выведена Хустско-Виноградовская епархия.

В 2000-2007 годах епархией в Мукачеве руководил епископ Агапит (Бевцик). В декабре 2007 года Священный Синод Украинской Православной Церкви назначил епископом Мукачевско-Ужгородским Феодора (Мамасуева). Хустской епархией управляет архиепископ Марк (Петровцы).

На конец 2008 года на территории двух епархий Закарпатья насчитывается около 520 приходов и 35 монастырей. Действует духовная семинария в Иршаве и академия в Ужгороде. Издаются периодические издания «Православная летопись» (Мукачево) и «Духовная криница Карпат» (Хуст).

Почаевская Лавра
Волынь - древнейшая среди христианских земель Древней Руси; вслед за первопрестольным Киевом, одной из первых она была бы вправе отмечать тысячелетие своего крещения. Но, может быть, самые ранние проповедники Слова Божия появились здесь еще раньше: по преданиям западная часть нынешней Волыни уже в конце IX века входила в епархию равноапостольного Мефодия (+ 885), простиравшуюся от Моравии до волынских рек Буга и Стыри. И кто знает, не тогда ли уже пришли сюда первые иноки, которым полюбилась гора, получившая впоследствии имя Почаевской, покрытая густым лесом и имевшая множество пещер.


История не сохранила для нас каких-либо сведений об их жизни. Однако мы знаем, что более века спустя другой святой, которого Церковь почтила именем равноапостольного, - великий князь Владимир приводит на Волынь духовенство греческое и болгарское и принимается здесь за крещение подвластных ему сел и городов. В этих краях основывает он и новый город - Владимир-Волынский, где ставит храм, освященный во имя Василия Великого, святого, именем которого сам он был наречен при своем крещении. В 992 году он учреждает здесь епископскую кафедру и строит соборную церковь во имя Успения Пресвятой Богородицы, и Владимир-Волынский становится центром церковной и политической жизни западно-русской окраины.
Вместе с принятием христианства возникла на Руси и тяга к монашеству, к "узкому пути" спасения, и стремление это тотчас встретило поддержку и поощрение со стороны самых высоких слоев древнерусского общества.
По преданию (никаких письменных документов не сохранилось от этого периода), где-то около 1240 года появляются на Почаевской горе, спасаясь от татарского погрома, уцелевшие киевские иноки. Мы не знаем их имен, но книги, посвященные русским святым, донесли до нас сведения о преподобных угодниках Киево-Печерской Лавры, из среды которой вышли первые насельники горы Почаевской. По духу они - отцы, наставники, братья их.
У истока многих русских обителей стоит чудо - явление самой Пресвятой Богородицы или же особое Ее присутствие. Это явление, даруется ли оно одному или нескольким, становится как бы незримым краеугольным камнем, полагающим начало общежительной жизни монахов. На долгие последующие века служит оно знаком чудесного избранничества учрежденной обители, свидетельством небесного покрова и благоволения, распростертого над нею Царицей Небесной. Не обошло такое благоволение и заступничество Матери Божией и той горы, которую облюбовали для себя первые добравшиеся сюда иноки. Еще в древности место это сделалось чудодейственным и благодатным, несущим на себе невидимый знак избранничества. И пронеслась в народе молва: "Поча Діва творити чудеса". По мнению некоторых исследователей, в живой разговорной речи "Діва" утратило начальный звук "д" и конечный "а", и так из двух слов "Поча Діва" возникло одно - Почаів.

Святые места Закарпатья
Приезжая в Закарпатье, поражаешься обилию возвышающихся среди гор деревянных храмов. Здесь можно встретить храмы, построенные как в поздневизантийском, романском, готическом архитектурном стиле, так и в стиле раннего реннесанса, барокко. Многие из них - ценнейшие памятники архитектуры XV-XIX столетия. По количеству древних храмов - их около 60 - Закарпатье занимает одно из первых мест в Европе.
Монастырские строения возводились прямо на территории лесистых малолюдных Карпатских гор. Святые обители соседствуют с первозданной природой - лесами, реками, озерами и горными водопадами. Православные храмы в основном принадлежат двум православным епархиям Закарпатья - Мукачевской и Хустской.

У каждого монастыря своя уникальная история. Так, Мукачевский Свято-Николаевский женский монастырь – один из самых древних и крупных центров православия на Закарпатье.

История Мукачевского монастыря берет начало в XI веке от дочери великого князя Ярослава Мудрого Анастасии и ее мужа венгерского короля Андрея I. По преданию, Мукачевскую обитель основали приехавшие из Киева с Андреем I монахи Киево-Печерского монастыря. В 1339 году наместник города Мукачево Федор Корятович воздвигнул новые стены монастыря и передал в собственность обители много земель. Впоследствии монастырь становится центром православия и культуры Закарпатья.
До сегодняшнего дня в монастыре сохранилась библиотека, возникшая еще в XVII веке, в которой собрано много ценных церковно-славянских книг, изданных в Остроге, Киеве, Львове, Чернигове. В библиотеке и сегодня можно увидеть редчайшие памятники письменности, в том числе «Закарпатское Евангелие» (1401 г.) и Библию русского первопечатника Ивана Федорова (1581 г.).
Кроме того на территории маленького Закарпатья находится 30 православных монастырей, которые являются столпами веры на века.


В августе 2007 года мы - Таня Константинова с Никитой, Андрей и Татьяна Силаевы - открыли для себя удивительный край - Закарпатскую Русь, в которой проживают русины, не считающие себя украинцами. Это - Ужгородская область с городами Мукачево, Хуст, Рахов, Ясин и Ужгород..

Распространение христианства в Угорской Руси (так назывался этот край) началось в 863 году и связано с именами Кирилла и Мефодия, крестившими славянское население принадлежавших тогда Болгарии юго-западных Карпат. Болгарский князь Михаил долго сопротивлялся греческому влиянию, но в 870 году крестился и сам.

Угорская Русь стала настоящей монашеской республикой со множеством храмов и монастырей, но она постоянно подвергалась попыткам обращения русинов в латинство, особенно после разделения церквей в 1054 году. В XI веке дочерью Ярослава Мудрого Анастасией и ее мужем венгерским королем Андреем I был основан один из древнейших монастырей - Свято-Никольский, что укрепило духовную борьбу за православие.

Позднее, с распространением протестантизма в Европе, Угорская Русь также подверглась этому влиянию. В противовес австро-венгерские Габсбурги усиленно насаждали католичество самыми неимоверными способами. Наконец, в 1648 году, чтобы защитить себя от невыносимых притеснений, 63 священника подписали в Ужгороде акт унии с римской церковью. Народ же долгое время не хотел подчиняться папам. История Угорской Руси, и в первую очередь церковная история, это история борьбы различных конфессий.

Века австро-венгерского ига не прошли бесследно: в начале 1900-х годов православная проповедь в Прикарпатской Руси превратилась в миссионерство, и первым этот тяжкий крест понес преподобный Алексий Карпаторосский (в миру Александр Кабалюк). Он был одним из организаторов возрождения Православия в Прикарпатье, за что подвергался преследованию со стороны властей, был объявлен "православным преступником" и более 4-х лет находился в заключении. Получив благословление на свой подвиг от патриарха Иерусалимского, он привез с Афона на родину чудотворный образ Богоматери Скоропослушница, всегда сопровождавшей его во время опасных скитаний и не раз спасавшей его жизнь. После освобождения преподобный возродил 20 монастырей. Его называют "Закарпатским апостолом". Мощи святителя находятся в Свято-Никольском женском монастыре, а чудотворная икона "Скоропослушница" - в Свято-Успенском женском монастыре с.Домбоки под Ужгородом.

Крестовоздвиженский собор г. Ужгорода

После 1919 года Прикарпатская Русь оказалась в составе Чехословацкой республики. В это время происходило возрождение и расцвет православия под протекторатом Сербской Церкви. Строилось много церквей, открывались монастыри. С 1939 года Прикарпатская Русь была оккупирована союзной фашистской Германии хортиской Венгрией - это время жесткого военного режима, истребления православия, насаждения католицизма. Происходило уничтожение людей по национальному и религиозному признаку.

После 1946 года Прикарпатская Русь стала Закарпатьем в составе Советского Союза, и всех карпатороссов насильно записали украинцами. В связи с нестабильным политическим положением Прикарпатской Руси происходила большая миграция - русины рассеяны по всему миру. Самая большая диаспора в США - 800 тыс. человек (столько же, сколько сейчас в Закарпатье). Предстоятель Русской Православной Церкви зарубежом митрополит Лавр - русин.

В настоящее время 80% верующих - православные и униаты. После войны много православных клириков-карпатороссов пришло в Россию для укрепления русского священства. Во время посещения Валаама нам рассказывали о большой группе монахов, приехавших из Закарпатья в самом начале возрождения обители.

Сейчас в Закарпатье идет активное строительство монастырей, храмы которых зачастую выполняют роль приходских. В настоящее время действуют 30 монастырей. Несмотря на трудности их строительства и отсутствие устойчивой традиции православного каменного зодчества, во многих современных храмах прослеживаются мотивы национального деревянного зодчества.


Мукачевский замок
Свалява. Свято-Кирилло-Мефодиевский монастырь, где мы были на архиерейской службе. Монастырь заложен в 1996 году, когда на это место пришли две монахини, одна из которых сейчас стала настоятельницей
Матушка Феодосия, которая опекала нас в этой поездке В Карпатских горах после дождя
Оленья ферма, куда нас привез наш водитель Иван после поездки на красивейшее озеро Синевирь. Мы ходили среди оленей, кормили их хлебом