Как повенчаться католику и православной. Вечная любовь: что нужно знать про католическое венчание. Кого не венчают

Свадьба – событие, которое в корне меняет жизнь не только молодоженов, но и, зачастую, их семей, которые теперь объединяются в одну семью. Обручившись узами брака, если даже и не на всю жизнь, молодожены создают не только союз двух сердец, но и официально получают новый статус перед лицом государства, создают так называемую ячейку общества под названием семья.

shutr.bz

А если ты и твой будущий муж решили узаконить свой брак еще и по церковным законам, то стоит досконально изучить еще множество аспектов.

Во-первых, вас не обвенчают, если хотя бы один из супругов не крещен. А во-вторых, нужно учесть ваши вероисповедания. Если ты православная, а именно эта религия является официальной в нашей стране, а твой избранник – представитель другой религиозной ветки, то вам не удастся скрепить союз в церкви. Но брак между представителями православия и католицизма возможен, и обвенчаться можно в католическом костеле или православной церкви. Но нужно знать несколько правил и отличий венчания в католическом и православном храме, ведь в целом католическое венчание отличается от православного, как и все другие религиозные обряды западной ветви христианства от восточной.

1. Православная пара должна вместе переступить порог храма, а у католиков жених ждет невесту у алтаря, куда ее должен привести отец. Это символизирует то, что глава семейства передает заботы о дочери ее мужу. Если же отец по каким-либо причинам не может сопровождать дочь, то это делает старший брат, крестный отец или дядя.

2. Молодожены-католики могут произносить клятвы, которые они напишут сами, а православные молодожены повторяют специальную клятву за священником.

3. Католический брак – контракт между каждым супругом и церковью, а православный – духовный союз, вступая в который муж и жена создают свою домашнюю церковь.

4. Венчание у католиков начинается с того, что ксендз произносит наставление, а во время церемонии муж и жена стоят на коленях, рядом с ними – свидетели. Все остальные гости сидят. В православном обряде никто из присутствующих на таинстве, как и сами молодожены, не опускается на колени.

5. Обвенчаться в католическом костеле можно в любой день недели, за исключением четырех недель перед Рождеством и сорока дней перед католической Пасхой, в православной церкви не венчают в течение всех четырех постов, в сырную седмицу, Пасхальную седмицу, в период от Рождества Христова (7 января) до Богоявления (19 января), во вторник и четверг (накануне постных дней – среды и пятницы) и субботу. Накануне и в дни Усекновения главы Иоанна Предтечи (11 сентября) и Воздвижения Креста Господня (27 сентября).

6. В католическом обряде обручальные кольца не обязательны, в отличие от православного.

7. Православная церковь приемлет развод, но не более трех раз, а католики венчаются один раз в жизни.

Кроме того, существуют запреты на брак: атеистам; состоящим в кровном родстве до четвертого колена; состоящим в духовном родстве (кумовья и крестные родители с крестниками); нехристианам; монахам или тем, кто принял монашеский обет.

Семейная жизнь должна начаться с того, что пара обязана исповедаться и причаститься

С запретами выяснили, а теперь давай разберемся с тем, как нужно готовиться к таинству венчания. «Семейная жизнь должна начаться с того, что пара обязана исповедаться и причаститься, – поясняет дьякон академического храма святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова Михаил Омельян. – Не нужно забывать и про этап предварительной подготовки: пост и покаяние». По словам священнослужителя, сегодня существует некая мода на венчание, и ради красивого кадра молодожены выбирают отреставрированные храмы с красивым интерьером, не думая о том, что главное – не видимая часть обряда, а то, что она символизирует, ведь пара перед Богом клянется в супружеской верности и в том, что будет вести христианский образ жизни. Поэтому те, кто понимают истинную духовную ценность венчания, ответственно готовятся к нему, а некоторым семьям нужны годы для того, чтобы созреть для церковного брака.

Уладив все духовные аспекты, нужно заблаговременно позаботиться и о том, что нужно взять с собой.


shutr.bz

Без этого официального документа ваш церковный брак невозможен.

2. Икона Спасителя и Богородицы. Обычно иконы хранятся в доме родителей и передаются из поколения в поколение как духовный символ семьи. Но если их нет в доме ваших родителей, то купите иконы в храме и храните в своем доме, а потом благословите ими своих детей.

3. Нательные крестики. Как и при совершении каждого церковного таинства или обряда, должен быть нательный крестик. Не обязательно, чтобы это было дорогое ювелирное украшение, крест может быть и самым дешевым по цене, от этого он не утратит свою символичность. Хотя лучше носить крест, который был подарен при крещении.

4. Обручальные кольца. Кольцо – знак вечности и непрерывности благодати Святого Духа.

5. Венчальные свечи. Специальные венчальные свечи нужно покупать только в храме, ведь там они освящены и имеют большую силу, чем обычные декорированные свечи, купленные в свадебном салоне.

6. Рушник или белое полотенце. Рушник или полотенце обязательно должны быть белыми, но можно декорировать их вышивкой. Хорошо, если рушник будет вышит самой невестой, ее мамой или бабушкой. Ты ведь знаешь о давней украинской традиции вышивать рушники на свадьбу. Так что, если тебе под силу самой справиться с этой задачей, самое время приступать к работе.


shutr.bz

Особое внимание нужно уделить наряду невесты. Конечно, шикарное подвенечное платье с декольте, открытой спиной или разрезом придаст тебе еще большей сексуальности, но такой фасон неуместен для похода в храм, а тем более по такому поводу.

Дьякон Омельян говорит, что особых требований к одежде молодоженов нет, главное правило: она должна быть скромной и пригодной для посещения дома Господнего. Кстати, платье может быть и не свадебным, а любым другим. Невесте нужно не забыть накрыть голову фатой, а в случае ее отсутствия – платком.

Особых требований к одежде молодоженов нет, главное правило: она должна быть скромной и пригодной для посещения дома Господнего

Не думай, что ваш пост заканчивается после исповеди и причастия. Поститься нужно до самой церемонии венчания, а в день ее совершения вообще не рекомендуется употреблять пищу и даже пить воду. Такие же требования выдвигаются и к вашим свидетелям, которые должны будут держать венцы над вашими головами.

Во время самого венчания совершается несколько обрядов. Священник обручает молодоженов кольцами, которые выносит из алтаря. После этого он доверяет свидетелям держать венцы над головами брачующихся, а затем жених и невеста вслед за священником трижды обходят аналой. После этого пьют вино из одной чаши. И только тогда брак считается церковным.

Создание семьи – очень ответственное решение, так что, прежде чем пойти на такой ответственный шаг, подумай еще трижды, готова ли ты провести всю жизнь со своим избранником и быть с ним единой не только в земной жизни, но и после смерти.

Я крещенная в Православной Церкви, родители - православные, но по материнской линии были поляки (родной дедушка) - католики. Дедушка к сожалению рано умер, и так получилось, что в детстве бабушки меня водили и в церковь, и в костел, и даже когда я была еще ребенком, меня раздражали некоторые вещи, например то, что в церковь люди приходили скорее как в клуб... поговорить, посплетничать... А также сильно отвлекает слишком шикарное убранство - до сих пор захожу, как в музей, - стою, рассматриваю золотую лепку и живопись, забывая, зачем пришла... Но, - понимая, что так говорить, наверное, нельзя, - по этой причине мне с детства костел стал почему-то ближе, что ли, как дома... Мне там спокойно, ничего не отвлекает. Спустя 15 лет я опять попала в тот костел, в который меня водили в детстве... Он уже полуразрушен, 1810 года постройки. Но там такая атмосфера, как будто я никуда не уходила (костел находится в другом городе за 500 км). Простите, что так много пишу, но у меня вопрос: могу ли постоянно посещать костел, исповедоваться и причащаться, а также венчаться с православным молодым человеком в католическом храме и давать клятву именно по католическому обряду - обращаясь друг к другу? (Молодой человек крещен по православному обряду, но церковь практически не посещает.) Мне всегда было непонятно. какие могут быть запреты... Бог ведь один для всех... Как можно делить людей на одних и других...

Уважаемая Ольга, действительно, одни люди хорошо чувствуют себя в православном храме, другим больше по душе органная музыка и скамеечки в католическом костеле, третьи пойдут слушать музыку в консерваторию, а четвертые - на футбол. Однако же при выборе наших мировоззренческих приоритетов, при определении столь важных вещей: как мы хотим верить и к какой Церкви хотим принадлежать, то есть какую мы опознаем как истинную Церковь Христову, — вероятно, нужно руководствоваться не только и не столько эмоционально-эстетическими предпочтениями или знакомствами с людьми, которые к той или иной Церкви или организации принадлежат. Как-то это было бы уж очень неглубоко по отношению ко Христу и Его Церкви. Не будет ли неудобно перед Христом за столь мелкие побуждения в определении своего религиозного мировоззрения? Согласитесь: и среди представителей тоталитарных сект, и даже среди представителей явно нехристианских мировоззрений - скажем, коммунистов - встречаются люди высокой нравственной жизни и очень и очень достойные по своему облику. А на сектантских собраниях обстановка кому-то может показаться весьма «молитвенной». И будет там «спокойно как дома». Но это же не побудит нас на этом основании присоединиться к сектантам или коммунистам. Точно так же из наличия достойных инославных, не нарушающих разговорами строй богослужения, из красоты знакомого с детства католического костела, не вытекает и то, что мы должны разделять все заблуждения, которые есть в инославных конфессиях.

Повторенный Вами штамп о том, что Бог один для всех и неважно, как называется вера, можно произнести только на основании, простите меня за резкость, приметного религиозного невежества. Христос пришел на Землю не для того, чтобы дать этическую доктрину, возвышенный сборник нравственных норм, которым бы следовали Его ученики, не для того, чтобы объяснить тайны мира и создать самую величественную из всех философий, существовавших когда-либо. Он пришел, чтобы основать Церковь - таинственный духовный организм, в котором бы мы все с Ним, как главой, были соединены. И надо четко осознавать, что на небе нет множества различных церквей. Там нет церкви мусульманской, буддистской, синтоистской или иеговистской. На небе только одна Церковь - Христова, воплотившегося Сына Божия. Это та Церковь, тот духовный организм, то Тело Христово, членами которого мы становимся через таинство Крещения и в котором живем через принятие других ее (Церкви) таинств, и через ответственное побуждение себя стремиться исполнять в своей жизни правду Божию. Истинная Христова Церковь едина. Она не может быть разделена сама в себе.

Задумайтесь теперь над таким очевидным вопросом: неужели на протяжении тысячи лет глубочайшие мыслители, богословы, писатели и деятели культуры Православия и Католичества пребывали в каком-то ослеплении и обольщении, не замечая того, что разделяющее их на самом деле эфемерно, что это просто некая национально-культурная традиция, на которую нужно махнуть рукой и объединиться? Напротив, мы видим, что с двух сторон люди глубочайших мыслительных способностей и мистических дарований свидетельствовали о нетождественности религиозного опыта Православия и Католицизма. Какой бы выбор в итоге Вы ни сделали, ибо Вы свободны в своем выборе, но принять эту нетождественность как нечто очень серьезное будет единственным ответственным и честным подходом.

В этом смысле Ваше стремление прибегать к Таинствам Католической Церкви, при этом именуя себя православной, свидетельствует опять же о некоторой недодуманности, невыношенности Вашего религиозного мировоззрения. Если мы воспринимаем Церковь как богочеловеческий организм, Тело Христово, а ее Таинства - как Самим Богом данные нам источники благодати, если мы серьезно относимся к словам Символа веры «Верую во Едину Святую Соборную и Апостольскую Церковь», то у нас и не возникнет помысел о совершении любого Таинства вне ограды этой истинной Церкви. Если же Вы хотите венчаться в костеле просто потому, что Вам нравится то, как Венчание показывают в западных кинофильмах, то подобное побуждение не может быть признано основательным ни православными, ни католиками.

Поэтому, определяя Ваше христианское мировоззрение, постарайтесь сделать это на основании честного, непредвзятого, основанного на серьезных авторитетных источниках сравнения вероучения Православной и Католической Церкви, подумайте, какое из них полнее, четче, глубже, незамутненнее доносит до нас апостольское предание. Помочь Вам в этом может в частности книга Православие и западное христианство и многие другие материалы. Посмотрите и следующие аналогичные вопросы на нашем сайте.

И затем постарайтесь дать себе отчет, пришли ли Вы к убеждению, что Папа Римский есть наместник Христа на земле, преемник князя апостолов, верховный первосвященник и абсолютный глава Вселенской Церкви, что он есть гарант церковной истины, и его веро- и нравоучительные суждения, высказанные особенным образом - ex cathedra (с кафедры) - являются безошибочными, и он один уполномочен Богом провозглашать истину в конечной инстанции? Что католическое учение об исхождении Святого Духа от Отца и Сына истиннее, чем исконное святоотеческое учение об исхождении Святого Духа только от Отца? Путем тщательного разбора пришли ли Вы ко взгляду, что чистилище и индульгенции есть необходимая часть христианского учения о спасении? Является ли краеугольным камнем Вашего мировоззрения вера в сверхдолжные заслуги святых? И многое другое. Если да, то Ваше место в Католической Церкви и тогда, не разделяя этого выбора, я не могу не отнестись к нему с уважением. И если Вы разделяете догматы и вероучение католицизма, то нет оснований называть себя православной. Но если это не так, если Вам просто эстетически нравится звучание органа, привлекает эстетика католического богослужения, гладковыбритый священник больше бородатого русского батюшки, скамейки больше, чем 2-3-х часовое стояние в православном храме, общество кружка друг друга знающих интеллигентов-католиков полноты, иной раз под бок пихающих православных братьев и сестер, то дайте себе отчет, — разве это основательная причина и прочный фундамент для вынесения суждения об Истинной Церкви?

Ведь мы же идем в Церковь к Богу, а не к улыбчивому батюшке. К Богу, а не в приятное человеческое сообщество. В истинную Церковь Христову, а не туда, где нас будут все хвалить, и где мы всем будем нравиться. И если через чтение церковной литературы, через знакомство с богословием, церковной историей, человек пришел к убеждению, что истинная Церковь Христова - это Святая Православная Церковь, то могут ли его остановить при вхождении в ее ограду немощи некоторых ее прихожан, не вполне благоговейно ведущих себя на богослужении, или декоративное убранство нескольких храмов?

Сам по себе факт присутствия на инославном богослужении не является чем-то принципиально недопустимым, если это совершается нами с целью культурно-познавательной, с целью ознакомления с инославной религиозной традицией, в том или ином контексте дипломатических или человеческих отношений с нашими коллегами, родственниками или инославными друзьями. Каноны нашей Церкви никак не воспрещают римо-католикам посещать православные храмы, прикладываться к православным иконам. Присутствовать же на инославном богослужении с тем, чтобы молитвенно восполнить то, что мы будто бы недополучаем на богослужении Единой Истинной Церкви - это проявлять неверие в ее истинность и полноту пребывания в ней благодатных даров Божиих. И это уже, конечно, было бы грехом против Церкви.

Поэтому, взаимообщение в Таинствах между православными и католиками — это единственное, что, безусловно, недопустимо. Взаимное общение в Таинствах является лишь результатом единства в вере. Согласитесь, что подходить к Чаше можно лишь в случае нашего полного религиозного вероучительного единодушия, единоверия. Как бы во многом ни близки были вероучения Православной и Католической Церкви, но есть и вполне принципиальные вероучительные моменты, которые нас разделяют. Поэтому, будучи честной по отношению к своей вере и по отношению к вере католической, конечно же, было бы неправильно исповедоваться, причащаться, приступать к другим Таинствам в католическом храме, осознавая себя православной.

Относительно Вашего смущения слишком пышным убранством известного Вам православного храма, скажем следующее. Православных храмов, особенно в больших городах, сейчас достаточно много. И вовсе не все они построены в одном и том же архитектурно-художественном стиле. Есть и более строгие, аскетичные, есть и более нарядные и благоукрашенные. Есть в православном мире и такие храмы, что послы князя Владимира, побывав в Софии Константинопольской, сказали: мы словно были не на земле, а на небе.

Не потому ли Вы не имели опыта спокойствия и мира на душе при посещении православных храмов, что редко заходили в них или не пытались поискать такой храм, где ничто не отвлекало бы Вас от богослужения? В разных храмах разными будут и убранство и общины и священнослужители и традиции церковного чтения и пения. Чтобы выбрать храм, в который Вы будете постоянно ходить, можно сначала несколько раз сходить в один, потом в другой и послушать себя — где душа почувствует себя дома. Попробуйте, определив для себя конкретный срок, походить по разным храмам, разумеется, московского http://www.taday.ru/vopros/20162/308001.html , а не киевского http://www.taday.ru/vopros/20355/24664.html патриархата, помолиться там на богослужениях, послушать проповеди священников, исповедоваться, — и оставайтесь там, где почувствуете себя дома, где менее всего внешнее будет Вас отвлекать и Вам препятствовать в достижении главной цели нашей земной церковной жизни — обретению пути к жизни во Христе. Тот храм, который внутренне понравится, где не вызывает отторжения ни манера служения, ни темп его, ни проповедь, ни подход священников к исповеди, чаще всего и становится для человека его церковным домом.

Укажу здесь только на одно. В главном все православные приходы одинаковы. Это сообщества верующих людей, православных христиан, объединенных вокруг Таинств Церкви, вокруг богослужения, под водительством духовенства данного прихода стремящихся учиться любить Бога и любить друг друга через церковную приходскую жизнь. Это общее и главное. Устав богослужения у нас один. Конечно, где-то больше, где-то меньше сокращают, по-разному поют, по-разному читают, но служится принципиально одна Божественная литургия. Таинство Евхаристии совершается в каждом приходе то же самое. Единый Господь выходит к нам в Своем Пречистом Теле и Крови.

Что касается Венчания с произнесением клятв по католическому обряду, думается, что этот момент в западном обряде венчания никак не противоречит Православию. Это как раз совсем не то главное, что нас разделяет. Да, к сожалению, у нас из чинопоследования Таинства Брака в нынешнем его виде исключены, собственно, сами обещания верности, любви, заботы, попечения друг о друге и этот вопрос, может быть, следовало бы предложить соответствующей Синодальной богослужебной комиссии с тем, чтобы дополнить чин этими обещаниями.

Главное же, что надо помнить, стремясь освятить свой союз Венчанием, это, что Венчание правильным образом может быть совершено только над двумя людьми верующими и церковными, которые стремятся создавать свою семью как малую Церковь, как клеточку духовного организма под названием Церковь Христова. Это Таинство, которое не должно быть некоторым приложением к регистрации в ЗАГСе: красивой традицией или торжественной церемонией. Оно должно предваряться исповедью, встречей и беседой со священником, который бы рассказывал о том, что такое Таинство Брака, какую ответственность на себя принимают люди, стремящиеся освятить свой союз церковным благословением. Ведь стремление к Венчанию означает, что два человека, именно два, а не один только, готовы воспринять свою семью как малую Церковь и будут сознательно стремиться в центре своей семейной жизни ставить Бога, Его правду, исполнение Его заповедей. Поэтому, чего никак не следует делать - это побуждать к церковному браку невоцерковленного молодого человека. Даже в том случае, если он готов венчаться по уступке, ради Вас, не стоит этого делать. Венчание может благословлять только брак, в который вступает семья, стремящаяся стать малой Церковью. В ином случае это будет профанацией Таинства. Если люди не готовы к воцерковлению, то им лучше не торопиться с Венчанием. Ведь мы не называем гражданский брак, зарегистрированный в ЗАГСе, блудом. Гораздо более честным перед Богом и совестью будет в этом случае ограничиться гражданским законом.

Католическая и православная церковь, по признанию священников, очень близки друг к другу. Но при этом у них есть целый ряд отличий, которые необходимо знать, если Вы решили венчаться в католическом храме.

Подготовка к венчанию

Католики знают, что прийти в костел необходимо за три месяца до церемонии. За этот период новобрачные готовятся к венчанию в католической церкви. Священник рассказывает им о браке с позиции католицизма. Существует даже специальная книга, как провести десять встреч с новобрачными, желающими обвенчаться по католическому обряду.

За время этого своеобразного обучения перед католическим венчанием , молодые люди изучают понимание семьи в католической вере и, если не знали, молитвы: "Отче наш", "К деве Марии", "Верую".

Священники считают, что такая "школа" очень важна для молодых, потому что католическая вера очень строгая. К примеру, большой грех – применение противозачаточных средств (презервативов, спиралей, таблеток). Молодоженам разъясняют греховность этих методов и рассказывают о естественном методе планирования семьи, с позиции католической веры.

Проводится венчание только после регистрации брака.

Католическое венчание представителей разных конфессий

При венчании представителей разных конфессий, например, католика и православного, есть некоторые нюансы, которые надо знать перед прохождением обряда. Дети, рожденные в этом браке, должны быть крещеными и воспитываться в католической вере.

Молодожены должны знать и принять это.

Священник, который готовит новобрачных к церемонии, должен получить разрешение на венчание такой пары. Он заполняет специальные бумаги, на которых молодожены должны подтвердить свое обещание о воспитании детей. Представитель католической веры – поставить подпись под обещанием, а православный – под уведомлением об этом обещании. Разрешение на венчание в католической церкви дает епископ.

Специальное разрешение необходимо и в случае брака католика с мусульманином, иудеем, или атеистом. Отличия этих культур, разность мировоззрений очень велики, и молодым обязательно разъясняют возможные последствия такого брака.

Когда можно венчаться

В отличие от православных свадебных традиций , в обряд католического венчания можно проводить в любой день, даже во время поста. Единственное правило – не праздновать свадьбу (не устраивать праздничное торжество), если венчание проводится в пост.

Кому нельзя венчаться

Не проводят обряд венчания в католической церкви для кровных родственников, а также для людей, состоящих в браке с третьим лицом. Здесь тоже есть отличие от православия. В католической церкви не существует развода (развенчания). Если один из молодоженов ранее был венчан, даже в православной церкви, он не может быть обвенчан по католическому обряду.

Во время подготовки к венчанию, священник задает новобрачным вопросы, стараясь выяснить возможные препятствия к браку. Таким препятствием может быть и импотенция одного из них. Причем, уточняется, что именно неспособность к половому акту, а не бесплодие. Брак считается недействительным, если священник провел обряд венчания, не зная об этом факте.

Церемония венчания

Католическое венчание начинается с литургии, молитвы и проповеди, которой священник еще раз подчеркивает важность этого шага для новобрачных.

После, он задает молодоженам три вопроса:

Пришли ли вы сюда добровольно и свободно хотите заключить супружеский союз?

Готовы ли вы любить и уважать друг друга всю жизнь?

Готовы ли вы с любовью принять от Бога детей и воспитать их согласно учению Христа и церкви?

Если на все вопросы прозвучал ответ "да", священник молится о сошествии на пару новобрачных Святого духа. После этого молодожены говорят друг другу слова клятвы.

На обряде венчания в католической церкви можно обойтись без обручальных колец . Если молодожены хотят – священник освятит кольца, но главный обряд – это произнесение супружеской клятвы и получение благодати.

    42941 просмотр

    Тем, кто решил венчаться по католическому обряду, стоит помнить, что существует ряд правил, в соответствии с которыми проводится таинство венчания.

    Перед венчанием

    "Когда люди принимают решение обвенчаться, то они должны прийти в костел как минимум за три месяца до предполагаемой даты венчания", - говорит епархиальный душпастырь семей Минско-Могилевской архиепархии отец Петр Антони Белевич.

    По его словам, за этот срок (три месяца) "молодые" проходят своеобразную "специальную подготовку", причем есть даже особая книга, в которой описывается, как должны проходить 10 встреч с людьми, готовящимися к венчанию.

    Тем не менее "бывает, что люди приходят, например, за месяц до венчания, говорят, что уже заказали ресторан, ЗАГС, что не думали, не знали и т.п, но это, скорее, исключение. Сегодня большинство молодых людей знает о том, что нужно приходить заранее".

    В течение этих трех месяцев будущих супругов учат молитвам ("Отче наш", "К Деве Марии", "Верую") и основам католической веры, готовят к супружеской жизни.

    "Это очень важно. Например, мы поясняем будущим супругам то, что в католической вере строго запрещено и является большим грехом использование любых противозачаточных средств. Я подчеркиваю, - любых, начиная с самых простых, таких как презерватив, и заканчивая таблетками и спиралями. Когда кто-то спрашивает: "Так что нам рожать и рожать без конца?", то я говорю, что есть естественный метод планирования семьи, и мы тоже объясняем это молодым".

    Кого венчают

    Если пара "смешанная", например, один из будущих супругов католик, а другой - православный, то, по словам отца Петра, в этом случае больших проблем нет, так как вероисповедания очень близки друг к другу.

    "Тут только одно условие: католическая сторона должна дать обещание, что будет крестить и воспитывать детей в католической вере, а православная сторона должна знать, что католик дал такое обещание".

    Кроме того, потребуется разрешение от епископа на венчание "смешанной" пары.

    "Это разрешение практически всегда можно получить, если нет каких-то других проблем", - говорит отец Петр.

    Кстати, получением разрешения занимается священник, который готовит "молодых". Существуют специальные формуляры, которые священник заполняет в присутствии будущих супругов, а те должны поставить свои подписи под обещанием о воспитании детей (католическая сторона) и под уведомлением о таком обещании (православная сторона), затем священник посылает документы епископу.

    "Если же речь идет о некрещеном человеке (неважно, кто он - мусульманин, иудей или атеист), тут все немного сложнее: тут нужно специальное разрешение от епископа и нужен серьезный подход. Мы всегда предупреждаем молодых о большой разнице культур. Вообще же таких случаев очень мало, практически не бывает".

    Отметим, что венчаться можно только после заключения официального брака.

    Когда венчают

    Говоря о том, когда можно или нельзя венчаться, отец Петр отметил, что "как таковых ограничений нет, ведь венчание это одно из таинств и его, как и другие таинства, можно принимать всегда".

    По словам отца Петра, люди сами обычно не венчаются во время постов, хотя бывают и исключения.

    "Если даже священник согласится обвенчать "молодых" в пост, например, в случае если люди уже несколько лет жили без венчания и решили как бы "узаконить" свои отношения перед Богом до Пасхи, то здесь есть очень важный момент: в этом случае нельзя устраивать свадьбу, то есть праздновать это событие (танцевать, веселиться и т.п)", - говорит отец Петр. Если это условие соблюдается, то венчаться можно в любой день.

    Кого не венчают

    Не венчают молодоженов, состоящих в родственной связи (по прямой линии), а также тех, кто является сводными братом и сестрой. Если же собираются обвенчаться двоюродные брат и сестра, то, по словам отца Петра, "это может быть осуществлено, но только в исключительных случаях и для проведения такого венчания требуется особое разрешение епископа, которое практически никогда не выдается".

    Также помехой для венчания является импотенция одного из супругов. "Не факт бесплодия, а именно неспособность к половому акту. Даже если "молодые" не рассказали об этом священнику, венчание считается недействительным", - говорит отец Петр. Кстати, ответы на этот и другие вопросы, которые задаются "молодым" перед венчанием (отдельно мужчине и женщине, а также совместно) заносятся в специальный протокол.

    Естественно, не обвенчают молодоженов, один из которых уже состоит в другом браке. Причем, как говорит отец Петр, "в католической церкви развода (развенчания) нет, даже если человек, например, ранее венчался в православной церкви, потом развелся и даже развенчался, то все равно не сможет обвенчаться в церкви католической". Если же человек был просто расписан, а затем развелся, то венчаться можно, но потребуется предоставить свидетельство о разводе.

    Еще одной помехой венчанию, которая, по словам отца Петра, "практически никогда не встречается", является убийство мужем жены (женой мужа) для того, чтобы вступить в новый брак.

    Как проходит венчание

    Как говорит отец Петр, "какого-то одного "сценария" нет: проведение обряда зависит от священника и от традиций, принятых в данной местности (городе, деревне). Например, где-то отец невесты вводит ее в костел, где-то молодые заходят вместе".

    Само венчание начинается как литургия, священник приветствует молодых, гостей, затем читается первая молитва, после этого все собравшиеся слушают один-два фрагмента из Библии и короткую проповедь, в которой "молодым" еще раз напоминают об обязанностях супругов.

    1. Пришли ли вы сюда добровольно и свободно хотите заключить супружеский союз?

    2. Готовы ли вы любить и уважать друг друга всю жизнь?

    3. Готовы ли вы с любовью принять от Бога детей и воспитать их согласно учению Христа и церкви? (Этот вопрос задается только молодым парам).

    Если хотя бы на один из вопросов кто-то из "молодых" ответит "нет", то венчание не проводится.

    Если на все вопросы ответом было "да", священник просит Святого Духа сойти на супругов, молодожены подают друг другу руки, и священник связывает их специальной ленточкой, а они, стоя лицом друг к другу, повторяют (или говорят, если знают наизусть) слова супружеской клятвы.

    После этого священник благословляет "молодых". Как говорит отец Петр, "брак - это единственное из таинств, которое люди дают сами себе: муж - жене, а жена - мужу священник лишь благословляет их".

    Затем освящаются кольца (если они есть), читаются молитвы "Отче наш", Заступническая молитва, заканчивается же обряд благословлением (обычно на венчание уходит не более получаса).

    Интересно, что для проведения венчания обручальные кольца совсем не обязательны . "В католичестве есть обряд освящения и надевания колец, но это лишь дополнение основного обряда - взаимной клятвы, то есть слов получения божьей благодати. Кольца же являются знаком того, что супруги получили эту благодать", - говорит отец Петр.

    Обязательным же условием венчания является присутствие двух свидетелей, которые должны быть крещеными людьми, причем не важно - православными или католиками. Во время обряда они стоят за "молодыми" и должны слышать все, что говорит священник, а также все, что говорят жених с невестой.

    Венчание может, по желанию, проводиться на одном из трех языков (белорусский, польский и русский).

    Строка поиска: католик

    Найдено записей : 5

    Здравствуйте! Я православная, мой молодой человек греко-католик. Можем ли мы повенчаться в православно церкви без принятия им православия? Он периодически приходит со мной в нашу церковь (УПЦ МП), но, в свою очередь, просит меня иногда приходить к ним (УГКЦ), без молитвы, просто для его поддержки (думаю, для вида, для его родных). Я отказываюсь. Будет ли грехом, если бы я согласилась зайти?

    Вивея

    Здравствуйте. По снисхождению к слабости человеческой такие браки допускаются последние два-три века, при условии, что дети будут воспитаны в православной вере. Этот вопрос надо решить с Вашим священником (уж не говорю, духовником), с которым Вы будете договариваться о венчании. Возможно, понадобится благословение правящего архиерея. "Для вида" сходить можно, но лучше этого не делать, если только Вы не уверены на все сто в своей "религиозной несгибаемости".

    иерей Александр Белослюдов

    Здравствуйте, отец! Меня мучает вопрос. Я православная, крещеная, хожу в церковь, участвую в таинствах. Но так уж случилось, что мой будущий супруг - католик, и он настаивает на венчании в костеле. Я много читала и узнала, что венчание католика с православным возможно как в католичестве, так и в православии. Сначала я согласилась на католическое венчание, но чем чаще я бываю в костеле, тем сильнее становятся мои сомнения. Мне там не комфортно, и принять душой это таинство я не могу. Готова пойти на это только потому, что кто-то должен уступить... Скажите, пожалуйста, сможем ли мы после венчания в костеле обвенчаться и в православной церкви? Будущий супруг не против, но только после венчания в костеле, а моя душа тогда была бы спокойна. Мне кажется, что я отрекаюсь от Бога, идя на венчание в чужом храме. Спасибо.

    Ксения

    Здравствуйте, Ксения! По православным канонам Вы можете венчаться с католиком только в том случае, если венчание будет совершено в православном храме, и Ваши дети будут воспитываться в православной вере. Возможно, для такого венчания потребуется разрешение правящего архиерея – в зависимости от того, какой порядок установлен в епархии.

    иерей Владимир Шлыков

    Здравствуйте, Яна! Православная Церковь допускает браки с католиками при условии, что венчание будет совершаться в православном храме, и ваши дети будут воспитываться в православной вере.

    иерей Владимир Шлыков

    Здравствуйте! Хотелось бы получить ответ на такой вопрос: если он католик, а она православная - как, в какой из церквей проводится венчание? Или в обоих? Или церковь вообще не венчает католиков с православными, а православных с католиками? спасибо

    Дорогая Юлия, венчание в такой ситуации возможно только в православном храме, при условии, что дети от такого брака будут воспитаны в православных традициях.

    протоиерей Андрей Ефанов

    Здравствуйте, батюшка. Помогите, пожалуйста, советом. Моя дочь собирается работать и жить в Италии. Там ее ждет потенциальный жених. Он католик. Жених мечтает о классической свадьбе с венчанием в католической церкви. Для православной дочери изменение веры категорически неприемлемо. Нужно ли вообще брать разрешение в православной церкви на брак с человеком другой веры, заключаемой в муниципалитете? Есть ли практика решения этих вопросов?

    Ольга

    Ольга, какое-то документальное разрешение на брак, конечно, брать не нужно – его и не существует, а вот спросить благословение священника, у которого Ваша дочь чаще всего исповедуется, следует. Не думаю, однако, что он с легким сердцем благословит: Вашу дочь, вполне возможно, ждет довольно сложная ситуация, в которой либо она сама отойдет от Православия, либо у нее с мужем будут постоянные трения на почве веры. Какой-то общей практики решения таких жизненных коллизий не существует, но нельзя не признать, что такая ситуация с точки зрения духовной жизни, душевредная.

    игумен Никон (Головко)