Что такое религиозный обряд. Религиозный обряд. Основные обряды в Иудаизме

ОБРЯДЫ РЕЛИГИОЗНЫЕ - символич. коллективные действия, воплощающие релит, представления и идеи и направленные на сверхъестеств. иллюзорные объекты. О. р. представляют собой важнейший компонент культа религ. Вера в , лежащая в основе всякой религиозности, предполагает также веру в наличие двусторонних отношений между человеком и сверхъестеств. объектами. О. р. выступают как способы реализации этих отношений, способы воздействия религ. человека на сверхъестественное. Древнейшей формой О. р., по-видимому, является магия, служившая иллюзорным средством практического воздействия первобытн. людей на окружающий мир. В совр. мир. религиях О. р. образуют сложную систему ритуальных действий, в центре к-рой находится , т. е. коллективный О. р., совершаемый верующими в церкви или ином спец. месте. О. р. являются важным средством идейного и эмоц.-психологич. воздействия на верующих, они формируют систему привычных религ. образов и представлений в их сознании и культовых стереотипов в их поведении. О. р. отличаются большим консерватизмом. Их многократное повторение превращается в привычку, становится потребностью верующего. Перед мн. церквами в наст. вр. стоит проблема приспособления архаических по своему происхождению О. р. к современности.

Атеистический словарь.- М.: Политиздат . Под общ. ред. М. П. Новикова . 1986 .

Смотреть что такое "ОБРЯДЫ РЕЛИГИОЗНЫЕ" в других словарях:

    ОБРЯДЫ И МИФЫ - Связь обряда (ритуала) с мифом давно отмечена исследователями. Обряд составляет как бы инсценировку мифа, а миф выступает как объяснение или обоснование совершаемого обряда, его истолкование. Такая связь «миф обряд» особенно отчётливо проявляется … Энциклопедия мифологии

    Обряды скандинавского культа - Cтатья является частью серии о Северное язычество … Википедия

    Религиозные посягательства - (преступления) по терминологии действующего права преступления против веры и ограждающих оную постановлений; по терминологии проекта уголовного уложения посягательства на ограждающие веру законы. По еврейскому правовоззрению понятие греха и… …

    Обряды и праздники - Имена существительные БОГОСЛУЖЕ/НИЕ, слу/жба, высок. священноде/йствие, устар. служе/ние. Обряды и культовые действия, совершаемые священнослужителями при участии верующих, как правило, в специальном помещении, определяемые требованиями… … Словарь синонимов русского языка

    Обряды литургические - ♦ (ENG devotions, liturgical) религиозные действа, включающие праздники и ритуалы, в к рых чувства к Богу выражаются через богослужение … Вестминстерский словарь теологических терминов

    Кризисные обряды - религиозные или ритуализированные обряды, выполняемые во время кризиса (природных стихий, неурожая и т.п.) и имеющие существенное психотерапевтическое значение для тех людей, которые верят в эффективность таких обрядов. В современных обществах… … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

    Церковные обряды - Обряд ость внешнее выражение верований человека. Человек есть существо чувственно духовное, в природе которого бытие духовное идеальное соединилось с чувственным и материальным: поэтому он в представлении своем старается идеальное облечь в… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

    Церковные обряды - – человек представляет собой явление, в котором сочетаются чувственная и духовная сторона. Поэтому мир абстрактный, идеальный он стремится воплотить в какой нибудь реальный образ, ибо лишь тогда он получает для человека смысл и становится… … Полный православный богословский энциклопедический словарь

    Народов Сибири религиозные верования - В Сибири проживает более 30 аборигенных народов, относящихся к 9 языковым группам: 1) самодийская (ненцы, энцы, нганасаны, селькупы); 2) угорская (ханты, манси), угры и самоДийцы нередко включаются в одну, уральскую, семью языков; 3) стоящая… …

    Бурят религиозные верования - Буряты коренное население Бурятии. Проживают также в Иркутской и Читинской обл. Численность бурят в России 421 тыс. чел., в т. ч. в Бурятии 249,5 тыс. (1989). Среди бурят распространены буддизм (ламаизм), христ во (православие) и традиционная… … Религии народов современной России

Книги

  • , Я. Д. Коблов. Религиозные обряды и обычаи татар магометян (при наречении имени новорожденному, свадебные обряды и похоронные). Воспроизведено в оригинальной авторской орфографии издания 1908 года… Купить за 1927 грн (только Украина)
  • Религиозные обряды и обычаи татар магометян , Я. Д. Коблов. Эта книга будет изготовлена в соответствии с Вашим заказом по технологии Print-on-Demand. Религиозные обряды и обычаи татар магометян (при наречении имени новорожденному, свадебные обряды и…

Религиозные обряды у древних людей были очень разными и зависели от условий и образа жизни. Стараясь понять и использовать природу, люди населяли её ду́хами и божествами и надеялись с помощью обрядов установить с этими существами связь для решения насущных проблем.

Обряды сопровождали все важные события в жизни человека – рождение, переход во взрослость, вступление в брак, . Многие обряды были магическими – люди верили, что слова, предметы и явления сверхъестественно связаны между собой. Поэтому они рассчитывали, воздействуя в ходе обряда на один предмет, изменить в нужную сторону другой.

Когда возникли религиозные обряды?

Свыше 40 тысяч лет назад. Об этом говорят захоронения того времени. Останки животных лежат беспорядочно, а люди явно погребены с соблюдением каких-то ритуалов. На их останках обнаруживают следы краски, украшения, рядом аккуратно уложены оружие, посуда, фигурки людей, в детских могилах – игрушки.

Из этого ясно, что древние люди считали, что умершие будут жить в ином мире.

Каким богам в древности приносили человеческие жертвы?

Чаще всего это были самые главные божества. У постоянно воевавших скифов к их числу относился бог войны Арес. Только ему воздвигались особые святилища. Те имели вид огромных курганов из хвороста, а самого Ареса символизировал железный меч, воткнутый на вершине. Ему жертвовали скот и пленных.


Обряд был впечатляющим. Из каждой сотни пленённых мужчин отбирали одного, омывали ему голову вином и закалывали так, чтобы кровь стекала в сосуд. Ёмкость опрокидывали над мечом. А у бездыханных жертв ещё и отрубали правую руку, швыряли её в небо, и только тогда ритуал завершался.

Был ли в древности обряд типа современных поминок?

Был, хотя и не всегда проходил в большой печали. У славян известен ритуал тризны. Покойника омывали, одевали, украшали, близкие и знакомые сидели возле него ночь, причитая и распевая песни. С утра для выноса тела разбирали стену («чтобы покойник не мог вернуться»).

На месте захоронения разворачивалось пиршество, молодецкие песни, пляски, военные игрища – чтобы отогнать злые силы. Пили медовую брагу, ритуальной едой была каша-кутья, кисель, блины. Отгуляв, сжигали покойника на высоком деревянном помосте. Затем из золы выбирали кости, складывали в посудину и устанавливали на столбе у дороги. Учёные считают это отголосками более древнего обряда, когда хоронили на дереве или в его стволе.

Нередко тело перевозили к месту погребения на санях – в любое время года! Сани – транспорт древний, основательный, без тряски. Бывало, тело предавали земле, насыпав над могилой курган.

Для чего в пещерах, на скалах древние люди изображали животных?

Вряд ли только «для красоты». Иначе, зачем бы художники забирались для этого в тёмные, далёкие и труднодоступные закоулки? Скорей всего, рисунки были необходимы для охотничьего обряда.


Картины обычно изображают крупных животных (бизонов, оленей, кабанов), поражённых стрелами, копьями, топорами. Камень сохранил следы от ударов острым оружием во время обряда. Метко поразив нарисованного зверя, охотник рассчитывал сделать то же самое на охоте.

Сейчас у нас свадьбы гуляют два-три дня: застолье, тамада, танцы, игры. А как это бывало в древности?

К примеру, у ацтеков, жителей Мексики, обряд женитьбы был похож на сериал. Перескажем его бегло, опуская детали (сваха, прорицатели, смена костюмов и т.п.).

Основной ритуал начинался в доме невесты – с полудня до вечера её поздравляли, напутствовали, вручали подарки. На ночь поющая колонна родственников и подруг невесты отправлялась с факелами в дом жениха. Её саму, украшенную яркими перьями и цветами, кто-то из пожилых женщин нёс (!) на спине. Встретившись у порога, молодые окуривали друг друга благовониями.

Новобрачных сажали у очага, тёща дарила плащ и другую одёжку зятю, свекровь – блузку невестке. Сваха связывала плащ с блузкой – этот момент и был «регистрацией брака». Потом молодые были обязаны съесть блюдо особых пирогов, кормя друг друга кусочками. Затем шли песни, танцы, угощение, выпивка.

Пару отправляли в отдельную комнату, где они жили четыре дня, …вознося молитвы у алтаря и не позволяя себе ничего «такого». Лишь на четвёртую ночь им стелили постель на двоих, и клали в неё перья и камешек нефрита – символы будущего потомства.

На пятый день с утра приходил жрец, который окроплял молодожёнов освящённой водой, родственники тоже четырежды брызгали на них водой, потом разбавленным алкогольным напитком пульке. Снова сходились гости, снова подарки, все ели, пили, пели, танцевали.

; неспособность человека представлять себе Бога и устанавливать с Ним связь «без какого-либо видимого посредства» обусловливает возникновение обряда, который позволяет такую связь установить .

История толкования термина [ | ]

Фиксируемое словарями толкование термина обря́д существенно менялось с течением времени.

Обряд - это народная пьеса, полная тайного смысла, исполненная великой силой, систематически повторяемая, интересна вообще, так как лучше всего иллюстрирует содержание народного сознания. Здесь сливается старое с новым, религиозное с народным, а печальное с веселым.

- Забылин М. Русский народ, - М. , 1880, С. 532

В Российской империи [ | ]

В СССР [ | ]

В современной России [ | ]

Классификация обрядов [ | ]

Первая группа включает в себя «обряды, связанные с земледелием, например с жатвой (зажинки , дожинки), животноводством (обряды, приуроченные к весеннему выгону скота), рыбной ловлей, охотой, строительством новых жилищ, рытьём колодцев и т. п.» Ежегодная повторяемость хозяйственных работ в крестьянском хозяйстве дает иное наименование этой группы - календарные обряды (см. напр. Русский месяцеслов).

Обряды и мифы [ | ]

Связь обряда с мифом давно отмечена исследователями. Обряд можно назвать инсценировкой мифа, а миф выступает как объяснение или обоснование совершаемого обряда. Такая связь «миф - обряд» особенно отчётливо проявляется в так называемых культовых мифах. Но о том, что первично, а что вторично - существуют различные точки зрения. Представители мифологической и эволюционистской школ признавали примат мифа (или верования) над обрядом. Но в 1880-х гг. появилась и скоро стала преобладающей обратная точка зрения .

Краткий очерк истории обрядности [ | ]

В древней Церкви [ | ]

«В начале II века особый развитый чин церковного брака еще не существовал, христиане женились так, как было принято в обществе того времени». Тертуллиан упоминал об участии христиан в обручении и бракосочетании по римской античной церемонии. «К IV веку совершение литургии в связи с заключением брака стало распространенной практикой». Церковные чины бракосочетания начали складываться в это же время. «Основу этих чинов составляют собственно христианские элементы, в первую очередь Евхаристия и священническое благословение, но употребляются также обряды, унаследованные от ветхозаветных и античных времен», к числу которых относятся «вручение невесте брачных даров, соединение правых рук жениха и невесты, ношение невестой особых одежд или покрывала, надевание на жениха и невесту венков, брачный пир, шествие новобрачных в их дом, пение гимнов во время шествия и по прибытии в дом». О надевании венков сообщал ещё Тертуллиан, который не одобрял этот обряд как заимствованный у язычников .

В Российской империи [ | ]

Церковные и народные обряды [ | ]

Термин «двоеверие» обозначает наличие в религиозном мировоззрении элементов других верований. Ситуация двоеверия характерна не только для России. Аналогичное явление (со своими особенностями) характерно для разных времён, мест, этнических общностей и религиозных групп. «В истории русской литературы представлено много сочинений, описывающих и обличающих пережитки язычества в жизни народа, того, что подпадает под понятие двоеверие, но без употребления самого термина» .

В XX веке в русской научной литературе появились также термины «народная религия», «народное православие» как обозначение того, во что реально верит народ. Эти термины часто употребляются синонимично термину «двоеверие».

Однако в богословии, религиеведении, исторической науке не сложилось четкого определения понятия двоеверия; характерно отсутствие слова «двоеверие» в большинстве словарей русского языка.

«Положительную оценку феномена двоеверия … давал академик Б. А. Рыбаков» .

…элементы язычества начали приходить в соединение с христианскими верованиями только тогда, когда они перестали осознаваться в народе как противостоящие христианству. Язычество как система верований, притом враждебная христианству, должно было исчезнуть прежде, чем могло появиться двоеверие… Языческий обряд не только в XII веке, но и гораздо позже продолжает жить в народе независимо от самого язычества: он приобретает игровую, развлекательную, эстетическую функции; обрядовая песнь становится фактом эстетического сознания в большей степени, чем религиозного.

- «Слово о полку Игореве» - героический пролог русской литературы. - Л., 1967. стр. 78-79

В народной религии происходит «нехристианская» интерпретация ритуалов, священных текстов и персонажей библейской истории. Таким образом, это динамическая форма религии, в которой в синкретическом единстве сосуществует христианское вероучение и элементы дохристианских языческих верований , соединяются архетипические мифопоэтические идеи и христианские каноны .

Церковная политика в отношении явления [ | ]

Церковь реагировала на описанное выше явление (как бы оно ни называлось) различным образом и, с одной стороны, боролась с наличием пережитков язычества:

Однако «существовала и другая стратегия поведения, когда священники не только не боролись с не имеющими отношения к православию обычаями, но и участвовали в них», причем, по некоторым данным, «случаи такого рода происходили повсеместно» .

В СССР [ | ]

В советское время ключевое разграничение проводилось иным образом: обряды делились на религиозные и так называемые гражданские , причем последние должны были заменить собой первые :

И действительно, в рамках борьбы с религией предпринимались попытки «сконструировать» и внедрить новые обряды :

Октябри́ны, призванные заменить собой таинство крещения , имеют и другое название - звезди́ны . Впрочем, попытка не удалась: «Так же как или, они не могли получить широкого распространения» . Поэта Окуджаву «октябрили» («октябринели») в цехе Трехгорной мануфактуры , однако «Булат Шалвович никогда не встречал октябриненного, как он, человека» .

О том, какое значение придавалось задаче борьбы с многовековыми традициями, говорят имена тех, кто создавал советскую обрядность :

У колыбели советских праздников, обрядов и обычаев стояли в двадцатых годах В. И. Ленин , Н. К. Крупская , А. В. Луначарский , Ем. Ярославский , П. А. Красиков , И. И. Скворцов-Степанов .

Решения принимались на самом высоком уровне - уровне ЦК партии: «В 1923 году Центральный Комитет Коммунистической партии принял решение об антирелигиозной пропаганде в деревне» , - и в нём говорилось следующее:

Против религиозной традиции, силы обычая, тысячелетних форм религиозного быта должны быть направлены специальные усилия в форме... отвлечения от культа путём организации культурных развлечений, сосредоточения внимания на пролетарских праздниках и торжествах... замены религиозных отправлений формами гражданского быта: как-то - религиозных праздников - гражданскими, производственными праздниками (например, праздник урожая, посева и т. д.), таинств - торжественными отправлениями гражданских актов с участием (при условии отказа от церковного ритуала) культурнопросветительных учреждений, как, например, гражданских похорон, панихид, брака, наречения имени и принятия в гражданство (запись рождения) и т. п.

- Брудный, В.И. , Обряды вчера и сегодня. М., 1968, с. 67.

Борьба с прежними обрядами за счет внедрения новых была важным направлением атеистической работы не только в 1920-х годах, но и гораздо позже. Например, в третьем издании Большой советской энциклопедии отмечается , что распространение «атеистических знаний и материалистического мировоззрения среди населения» (борьба с религией) осуществляется, в частности, путём

В современной России [ | ]

См. также [ | ]

Примечания [ | ]

  1. Обряд // Ожегов, С. И., Н. Ю. Шведова , Толковый словарь русского языка.
  2. Обряд // Волков, Ю., И. Мостовая , глоссарий к книге «Социология: Учебник для вузов», 1998 г.
  3. Обряд / Чистов К. В. // Большая советская энциклопедия : [в 30 т.] / гл. ред. А. М. Прохоров . - 3-е изд. - М. : Советская энциклопедия, 1969-1978.
  4. Обряд Школьный этимологический словарь русского языка. Происхождение слов. - М.: Дрофа Н. М. Шанский, Т. А. Боброва 2004.
  5. Обряд // Гуревич П. , Словарь по культурологии, 1996 г.
  6. // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона
  7. // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). - СПб. , 1890-1907.
  8. // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). - СПб. , 1890-1907.
  9. // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). - СПб. , 1890-1907.
  10. Обряды гражданские // Атеистический словарь /Под общ. ред. М. П. Новикова . - М.: Политиздат , 1986. - С. 315-316
  11. Обряд // Интернет-портал «Азбука веры»
  12. , с. 235.
  13. , с. 236.
  14. БРАК // Православная энциклопедия, Т. 6, С. 146-181.
  15. , с. 462.
  16. Колыванов Г. Е. , ДВОЕВЕРИЕ // Православная энциклопедия, т. 14, - М. 2007 - стр. 242-244.
  17. , с. 211.
  18. Кравецкий, Александр , Церковная миссия в эпоху перемен (между проповедью и диалогом), М: Культурный центр «Духовная библиотека», 2012, стр. 161
  19. Кравецкий, Александр , Церковная миссия в эпоху перемен (между проповедью и диалогом), М: Культурный центр «Духовная библиотека», 2012, стр. 162
  20. Глава пятая. Социалистический образ жизни и преодоление христианских таинств
  21. Советские обряды
  22. Хазан, Любовь , Булат ОКУДЖАВА: «Ты сидишь на нарах посреди Москвы. Голова кружится от слепой тоски. На окне - намордник, воля - за стеной, ниточка порвалась меж тобой и мной» // «Бульвар Гордона», № 18 (470) 2014, 08 мая 2014 г.
  23. Атеистическое воспитание // Большая советская энциклопедия : [в 30 т.] / гл. ред.

Обряд - это определенная последовательность действий, которые в совокупности имеют символическое значение.

Если вглядываться в этимологию слова «обряд», можно увидеть еще одну важную особенность обрядов - стереотипность, чередование действий в определенном порядке. «Обряд» — приведение в порядок, упорядочение.

Религиозные обряды - особая группа символически значимых последовательностей действий, выражение верований и мистических устремлений человека. Бог - абстрактен, и именно неспособность человека представить себе Незримого Собеседника приводит к появлению обряда как специфического способа установления связи.

Виды религиозных обрядов

Христианские обряды

Церковь постоянно обращается к Богу и святым за помощью в конкретных жизненных ситуациях - поэтому основным обрядом в христианстве является именно молитва. Характерно для молитвенных обрядов использование особого языка (у католиков - латынь, у православных - церковнославянский язык) и особых формул для обращения к Богу.

Кроме того, молитва подкрепляется и усиливается постом - посты бывают однодневные (среда и пятница - как дни памяти предательства Иисуса и Его Крестной смерти, некоторые скорбные праздники, как день усекновения главы Иоанна Предтечи), и многодневные - они обычно предваряют великие праздники (Пасху, Рождество, День памяти Святых Апостолов Петра и Павла, День Успения Пресвятой Богородицы). Пост заключается в ограничении своей плоти и усмирении страстей, производимом с целью приближения души к Господу.

Вообще, любое значимое действие в процессе богослужения, в той или иной мере являются обрядом. Христиане называют обрядом «видимую часть таинства». Таинство - понятие более глубокое, духовное. Религиозные обряды - то, что видит глаз, а таинство - тот процесс внутреннего, духовного перерождения и видоизменения, который происходит в то же самое время.

Виды обрядов

Христиане обрядом называют, например, венчание. Связыванию двух судеб на небесах сопутствует красочное и красивое действо - это и испрашивание согласия на брак, и обмен кольцами, и питье вина из одной чаши - сценарий гражданской церемонии был полностью списан с обряда венчания.

Похороны (так называемое отпевание) - популярный и часто используемый обряд, каждое действие в нем символически указывает на возвращение человека, Силой Господа созданного из земли и одухотворенного Им, обратно в землю.

Обряд говорит: без Духа Божьего человек - не человек, а лишь прах земли.

Удивительное христианство

Необычными обрядами изобилуют редкие церемонии - например, избрание папы. Так, кандидат должен быть проверен, как это ни банально звучит, на мужественность. В самом прямом смысле - для проверки используется специальный стул с прорезью. Через прорезь нужно нащупать первичные половые признаки потенциального папы.

История умалчивает, насколько охотно кандидаты в понтифики соглашаются на подобное испытание.

Традицию завели якобы после прецедента занятия папского престола женщиной.

Не менее необычен способ захоронения монахов на одном из греческих островов - почва там камениста и скудна, поэтому почивших братьев хоронят в земле лишь на некоторое время. Затем - откапывают, омывают медом и вином, и если цвет костей бледно - медовый, кости полагают в специальном помещении монастыря - коснице. Если же кости темны - они хоронятся повторно, а молитва о усопшем усиливается. Считается, что лишь так можно помочь очиститься духу почившего.