Главным философии стоиков. Интересные факты о философии стоицизма. Значение и характеристика стоицизма

СТОИЦИЗМ

СТОИЦИЗМ - одна из школ древнегреческой философии, основателем которой был Зенон из Китиона (город на острове Кипр), живший в конце 4 - начале 3 вв. до н.э. Название получила от имени зала Стоя Пециле, в котором Зенон впервые выступил в качестве самостоятельного оратора. К числу стоиков относят также Клеанфа - ученика Зенона и его преемника в Стое, и Христиппа - ученика Клеанфа. К более поздней Стое принято относить Диогена из Селевкии (город в Вавилонии), ставшего впоследствии афинским послом в Риме и познакомившего римлян с древнегреческой философией; Панетия - учителя Цицерона, Посидония, также жившего в Риме одновременно с Цицероном во 2-1 вв. до н.э. Перейдя к римлянам, стоическая философия приобретает здесь все более риторический и назидательно- этический характер, теряя собственно физическую часть учения своих древнегреческих предшественников. Среди римских стоиков следует отметить Сенеку, Эпиктета, Антонина, Арриана, Марка Аврелия, Цицерона, Секста Эмпирика, Диогена Лаэрт-ского и др. В виде полных книг до нас дошли лишь произведения римских стоиков - главным образом Сенеки, Марка Аврелия и Эпиктета, по которым, а также по отдельным сохранившимся фрагментам ранних стоиков, можно составить представления о философских взглядах этой школы. Философия стоиков подразделяется на три основные части: физику (философию природы), логику и этику (философию духа). Физика стоиков составлена главным образом из учений их философских предшественников (Гераклита и др.) и потому не отличается особой оригинальностью. В ее основе лежит идея о Логосе как все определяющей, всепорождаю-щей, во всем распространенной субстанции - разумной мировой душе или Боге. Вся природа есть воплощение всеобщего закона, изучение которого крайне важно и необходимо, ибо это одновременно и закон для человека, в соответствии с которым ему следует жить. В телесном мире стоики различали два начала - деятельный разум (он же Логос, Бог) и разум пассивный (или бескачественная субстанция, материя). Под влиянием идей Гераклита стоики отводят роль активного, всепроизводящего начала огню, постепенно переходящему во все остальные стихии - воздух, воду, землю (как в свои формы). Причем, это саморазвитие мира осуществляется циклически, т.е. в начале каждого нового цикла огонь (он же Бог и Логос) вновь и вновь порождает другие первоначала, которые в конце цикла превращаются в огонь. Рано или поздно, таким образом, совершится космический пожар, все станет огнем; «весь процесс будет повторяться опять и опять до бесконечности. Все, что случается в этом мире, случалось и раньше и случится вновь бесчисленное число раз». Из мирового Логоса каждый раз изливаются так называемые «осеменяющие логосы», которые и определяют природу всех единичных тел. Таким образом, Логос пронизывает собой весь этот мир и управляет его телом, являясь тем самым не только промыслом, но и судьбой, своего рода необходимой цепью всех причин всего существующего. Речь идет о космическом детерминизме, в соответствии с которым направление всех природных процессов оказывается строго определено естественными законами. Каждое тело жестко включено во всеобщую природу благодаря «его собственной природе», т.е. все вещи суть части единой системы. Надо сказать, что только ранние стоики обращали внимание на этот отдел в своей философии; римские их последователи гораздо больше акцентировали роль логики и этики. В логике стоиков речь шла по-преимуществу о проблемах теории познания - разуме, истине, ее источниках, а также о собственно логических вопросах. Говоря о единстве постигающего мышления и бытия, они отводили решающую роль в познании не чувственному представлению, а «представлению постигнутому», т.е. «ушедшему назад в мысль и ставшему присущим сознанию». Чтобы быть истинным, представление должно быть постигнуто посредством мышления. Разум при этом как бы дает свое согласие на такое представление, признавая его истинным. Стоики много занимались разработкой формальной логики, изучали формы мышления в качестве «неподвижных положенных форм», уделяя особое внимание простым и сложным высказываниям, теории вывода и т.д. Однако, главной частью их учения, сделавшей их известными в истории философии и культуры, была их этика, центральным понятием которой стало понятие добродетели. Как и все в этом мире, человеческая жизнь также рассматривается как часть единой системы природы, так как в каждом из людей содержится крупица божественного огня. В этом смысле каждая жизнь находится в гармонии с природой, она такова, какой ее сделали законы природы. Жить согласно природе и Логосу - основное назначение человека. Только такую жизнь, направленную к целям, являющимся также и природными целями, можно назвать добродетельной. Добродетель - это и есть воля. Находящаяся в согласии с природой добродетель становится единственным человеческим благом, а так как она всецело заключается в воле, все действительно хорошее или плохое в человеческой жизни зависит исключительно от самого человека, который может быть добродетельным при любых условиях: в бедности, в темнице, будучи приговоренным к смерти и т.д. Более того, каждый человек оказывается еще и совершенно свободным, если только он смог освободится от мирских желаний. Этическим идеалом стоиков становится мудрец как истинный хозяин своей судьбы, достигший полной добродетели и бесстрастия, ибо никакая внешняя сила не способна лишить его добродетели в силу независимости его от каких бы то ни было внешних обстоятельств. Он действует в гармонии с природой, добровольно следуя судьбе. В этике стоиков мы встречаем элементы формализма, напоминающие этический формализм Канта. Так как все возможные благодеяния не являются таковыми на самом деле, ничто не имеет истинного значения кроме нашей собственной добродетели. Добродетельным же следует быть вовсе не для того, чтобы делать добро, а наоборот, делать добро надо для того, чтобы быть добродетельным. Большой интерес и сегодня вызывают идеи поздних стоиков - Сенеки, Эпиктета, Марка Аврелия и др., из которых первый был важным сановником и воспитателем будущего императора Нерона, второй - рабом, а третий - самим императором, оставившим нам интереснейшие размышления «Наедине с собой», пронизанные идеей терпения и необходимости сопротивляться земным желаниям. Рассел говорил, что этика стоиков чем-то напоминает ему «зеленый виноград»: «мы не можем быть счастливы, но мы можем быть хорошими; давайте же представим себе, что пока мы добры, неважно, что мы несчастливы». С, особенно в его римской версии, оказал большое влияние своими религиозными тенденциями на возникавшие тогда неоплатонизм и христианскую философию, а его этика оказалась удивительно актуальной в Новое время, привлекая к себе внимание идеей о внутренней свободе человеческой личности и естественном законе.


Новейший философский словарь. - Минск: Книжный Дом . А. А. Грицанов . 1999 .

Синонимы :

Смотреть что такое "СТОИЦИЗМ" в других словарях:

    Учение одной из наиболее влиятельных филос. школ античности, основанной ок. 300 г. до н.э. Зеноном из Китиона. История С. традиционно делится на три периода: ранняя стоя (Зенон, Клеанф, Хрисипп и их ученики, 3 2 вв. до н.э.), средняя стоя… … Философская энциклопедия

    СТОИЦИЗМ - СТОИЦИЗМ учение одной из наиболее влиятельных философских школ Античности, основанной ок. 300 до н. э. Зеноном изКития; название «Стоя» происходит от названия «Расписного Портика» (Στοὰ Ποικίλη) в Афинах, где преподавал Зенон.… … Античная философия

    - (греч. от stoikizo принадлежать к секте стоиков). Философия Зенона, получившая название от портика (stoa портик), на котором собирались его ученики; отличалась особенною строгостью нравов, придерживаясь правила: живи по закону разума, всегда… … Словарь иностранных слов русского языка

    Стоицизм - Стоицизм ♦ Stoicisme Древняя философская школа, основанная Зеноном из Китиона. Была переосмыслена и обновлена Хрисиппом, а дальнейшее развитие получила благодаря Сенеке, Эпиктету и Марку Аврелию. Своим названием школа обязана не основателю,… … Философский словарь Спонвиля

    стоицизм - а, м. stoicisme, нем. Stoizismus. По названию портика Stoa в Афинах, где учил философ Зенон. СИС 1954. 1. Направление в античной философии, требовавшее сознательного подчинения человека господствующей в мире необходимости и господства человека… … Исторический словарь галлицизмов русского языка

    Современная энциклопедия

    Стоицизм - [от греческого stoa портик (галерея с колоннами в Афинах, где учил философ Зенон, основатель стоицизма)], направление античной философии. Древняя Стоя (3 2 вв. до нашей эры) Зенон из Китиона, Клеанф, Хрисипп; Средняя Стоя (2 1 вв. до нашей эры)… … Иллюстрированный энциклопедический словарь

    СТОИЦИЗМ, стоицизма, мн. нет, муж. (от греч. stoikos стоик). 1. Рационалистическое философское учение в древней Греции и Риме (ист. филос.). 2. перен. Твердость в жизненных испытаниях, стойкость, способность противостоять соблазнам (книжн.… … Толковый словарь Ушакова

    См. стойкость Словарь синонимов русского языка. Практический справочник. М.: Русский язык. З. Е. Александрова. 2011. стоицизм сущ., кол во синонимов: 9 … Словарь синонимов

    - (Stoicism) Написанное с заглавной буквы, это слово обозначает философию Зенона (около 300 г. до н.э.) и его последователей. Стоики считали, что все в мире предопределено необходимостью и ко всему поэтому надо относиться спокойно. Это последнее… … Политология. Словарь.

    Одна из школ древнегреческой философии, основателем которой был Зенон из Китиона (город на острове Кипр), живший в конце 4 начале 3 в. до н.э. Название получила от имени зала Стоя Пециле, в котором Зенон впервые выступил в качестве… … История Философии: Энциклопедия

Книги

  • , Аврелий М.. Стоицизм - поистине уникальная философская школа: зародившись в III-II веке до н. э., она увлекает и наших современников. В этой книге вы познакомитесь с ярчайшими мыслями одних из лучших…

Стоики делили философию на три части: логику, физику и этику. Философия-«упражнение в мудрость»мудрость-«знание божественных и человеческих дел».

В основе множество тел лежит единая субстанция, материя(сущность).В мире, едином самом по себе, есть два начала всего: активное и пассивное. Пассивным является бескачественная сущность-материя, а активным находящейся в ней Логос, или Бог. Саморазвитие мира происходит циклически: каждый цикл кончается превращение всего в огонь»воспламенением»,в начале каждого нового цикла «творческий огонь», он же Бог- Логос, порождает из себя четыре первоосновы: огонь, воздух и землю, а из них все тела в мире.

Душа человека, часть мировой разумной души, дыхания, телесна и проницает все тело, а со смертью отделяется от тела, переставая быть носителем личностных свойств.

Логическую часть философии стоики делали на риторику и диалектику.Материал диалектики-понятия, а цель -познание методов доказательства.

Этический идеал стоиков- мудрец, достигший добродетелей и бесстрастия, (аппатия), «давлеющий себя»(автаркия),т.е не зависящий от внешних обстоятельств. Конечная цель человека-счастье-определяестя как жизнь согласно Природе, Логосу,. Т олько такая жизнь добродетельна.

Общество возникло по природе, а не на основании договора(кА у Эпикура)»Две вещи дала человеку природа…Это разум и общество»

Из тезиса о существовании единого космоса выводилось утверждение Стои о равенстве всех людей по природе не зависимо от национальности, пола, социального положения.

Диоген Лаэртский со ссылкой на Зенона Китийского разделял учение стоиков на три части: физику, этику и логику (последний термин, возможно, именно Зенон ввёл в философское обращение). По Э. Целлеру, это деление стоики заимствовали от платоников. Известно их сравнение философии с фруктовым садом: логика соответствует ограде, которая его защищает, физика является растущим деревом, а этика -- плодами. Также свою систему классификации стоики сравнивали с животным и с яйцом. В первом случае кости -- логика, мясо -- физика, душа животного -- этика; во втором -- скорлупа -- логика, белок -- физика, а желток яйца -- этика

Клеанф же различал в философии диалектику, риторику, этику, политику, физику и теологию. Хрисипп вернулся к делению Зенона, ставя, как и тот, на первое место логику. Но если Зенон ставил после логики физику, то Хрисипп -- этику].

Логика

Логика состояла из риторики (наука говорить) и диалектики (наука спорить). Логика подразумевала учение о представлениях, суждениях, умозаключениях и доказательствах.

Исходным пунктом стоической теории познания является материя. Хрисипп говорит, что восприятие изменяет состояние нашей материальной души. Зенон полагает, что оно отпечатывается в душе, как в воске.

Физика

Стоики представляют мир живым организмом, управляемым имманентным божественным законом логосом. Человеческая судьба является проекцией этого логоса, посему стоики возражали против идеи спора с судьбой или её испытания. Главное препятствие на пути гармонии со своей судьбой -- это страсти. Идеалом стоиков был невозмутимый мудрец.

Согласно стоицизму, всё существующее -- телесно, и различается только степенью «грубости» или «тонкости» материи. Сила не есть нечто нематериальное или абстрактное, а есть тончайшая материя. Сила, управляющая миром в целом, -- Бог. Вся материя есть лишь модификации, находящиеся в вечном изменении этой божественной силы и снова и снова растворяющиеся в ней. Вещи и события повторяются после каждого периодического воспламенения и очищения космоса (экпиросис).

В центре теологии стоиков находится логос.

Логос неразрывно связан с материей. Он находится в смешении с ней; он целиком пронизывает, формирует и образует её, созидая тем самым космос.

Взаимосвязь всего со всем понимается как осмысленный порядок, реализуемый божественной волей. Такой порядок стоики называют роком, а предопределенную им цель -- провидением.

Этика

В этике стоицизм близок киникам, не разделяя презрительного отношения последних к культуре. Все люди -- граждане космоса как мирового государства; стоическийкосмополитизм уравнивал (в теории) перед лицом мирового закона всех людей: свободных и рабов, греков и варваров, мужчин и женщин. Всякое нравственное действие является, согласно стоикам, ни чем иным, как самосохранением и самоутверждением, и это увеличивает общее благо. Все грехи и безнравственные поступки -- это саморазрушение, утрата собственной человеческой природы. Правильные желания и воздержания, поступки и дела -- гарантия человеческого счастья, для этого надо всячески развивать свою личность в противовес всему внешнему, не склоняться ни перед какой силой.

Главная идея стоической этики -- телеологически и каузально предустановленный ход мировых событий. Цель человека заключается в том, чтобы жить «в согласии с природой». Это единственный способ достижения гармонии. «Кто согласен, того судьба ведёт, кто не согласен, того она тащит».

Стоики выделяют четыре вида аффектов: удовольствие, отвращение, вожделение и страх. Их необходимо избегать, пользуясь правильным суждением (ортос логос).

Все вещи стоики делят на Благо (этика), зло, безразличие (адиафора).

Предпочитать следует вещи, сообразные с природой. Такие же различия стоики проводят и между поступками. Существуют дурные и благие поступки, средние поступки называются «подобающими», если в них реализуется естественная предрасположенность.

О. Б. Скородумова отмечает, что стоикам была свойственна мысль о внутренней свободе человека, так, пишет она, убеждённые, что мир детерминирован ("закон судьбы совершает свое право... ничья мольба его не трогает, ни страдания не сломят его, ни милость"), они провозглашают внутреннюю свободу человека как высшую ценность: "Тот, кто думает, что рабство распространяется на личность, заблуждается: его лучшая часть свободна от рабства".

М. Л. Хорьков отмечал интерес стоиков к проблеме поэтического: так, «Зенон пишет книгу «О чтении поэзии», Клеанф - «О поэте», Хрисипп - «О стихах» и «О том, как читать стихи». Страбон, сам приверженец стоической философии, отмечает, что, по мнению стоиков, существует тесная связь между поэтическим и всеми без исключения частями философии». В связи с этим Хорьков отмечает символичным то, что до появления в Стое философов, которые получили от этого портика и свое название, там обитали поэты, которых и называли «стоиками». В. Г. Борухович отмечал, что так как греческая проза появилась намного позже поэзии, на этом основании грамматики стоической школы считали прозу выродившейся поэзией.

Во времена Римской империи учение стоиков превратилось в своего рода религию для народа, причём всей империи, а наибольшим влиянием пользовалось в Сирии и Палестине. В продолжение всей истории стоицизма Сократ был главным авторитетом стоиков; его поведение во время суда над ним, его отказ от бегства, его спокойствие перед лицом смерти, его утверждение о том, что несправедливость наносит больше вреда тому, кто её совершает, чем жертве, -- все это целиком отвечало учению стоиков. Такое же впечатление производили его безразличие к жаре и холоду, простота в отношении пищи и одежды и полное пренебрежение ко всякого рода удобствам. Но стоики никогда не принимали учение Платона об идеях, и большинство из них отвергало его доводы относительно бессмертия. Только языческие стоики более позднего периода, когда они противостояли христианскому материализму, соглашались с Платоном в том, что душа нематериальна; стоики раннего периода разделяли точку зрения Гераклита, что душа состоит из материального огня. Точно такую доктрину можно найти у Эпикура и Марка Аврелия, но у них огонь вроде бы не следует считать буквально одним из четырёх элементов, из которых составлен физический мир. Марк Аврелий в своих «Размышлениях» хвалит «политию, в которой существует один и тот же закон для всех, -- политию управляемую, принимая во внимание равные права и равную свободу слова, -- и царское правление, которое уважает более всего свободу управляемых». Не случайно Блаженный Августин так много заимствует у Марка Аврелия в своём сочинении "О граде Божием". У стоиков мы впервые находим в том виде, как мы их используем сейчас, позднее христианские идеи Логоса, естественного права и естественного равенства. Этика и физика стоицизма пользовались большим прямым влиянием не только в эпоху раннего христианства и Вселенских соборов, но и в эпоху Возрождения и в раннее Новое время, а в наше время оказывает косвенное влияние через христианскую культуру


Введение

философия стоик идеальный сенека

Наиболее проницательным мыслителям нашего столетия предельно ясно теперь, что люди на протяжении веков больше задумывались о природе, космосе, бытии, обществе, нежели о самих себе. Тайна человека, разумеется, всегда приковывала мудрецов. Но далеко не всегда осознавалось, что антропологическое возрождение - без глубинного постижения человека, его природы и предназначения - не обретет необходимой метафизической полноты и целостности . Для каждого человека словосочетание «идеальный человек» имеет свой особенный смысл. Часто люди пытаются устанавливать рамки этого идеала, но очень часто эти рамки меняются, в зависимости от внешнего воздействия. И никто так до конца и не понимает этот идеал. Впрочем, и не должно быть конкретного определения. Стоики тоже были не единого мнения, у каждого точка зрения была своя, но обоснованная. У нас же эти разногласия часто бывают примитивными, и идеальным большинство людей считает человека красивого, умного, богатого, может здорового. Идеальный в нашей время это «поверхностный» человек, то есть идеальны его внешние характеристики, а что у него внутри и из чего состоит его внутренний мир волнует все меньше и меньше. Поэтому я бы хотел рассмотреть идеал человека в философии стоиков, потому что, на мой взгляд, стоики выделяли самые главные философские аспекты идеала человека. В своем реферате сначала я бы хотел рассмотреть аспекты философии стоиков, затем сами представления стоиков о человеке, и наконец, хотел остановить своё внимание на концепции выдающихся философов-стоиков.

Философия стоиков

Самой популярной философской школой Древней Греции, а затем и Рима была школа стоиков. Свое название она ведет от Стоа Пойкиле - расписного портика, крытой колоннады, располагавшейся вблизи рыночной площади Афин, где собирались последователи этой школы послушать своих учителей. Основателем этого направления был Зенон (346-264 гг. до Р. Хр.). Родившись в городе Китии (остров Кипр) в семье купца, он с ранних лет начал заниматься торговлей. Однажды одна из очередных сделок оказалась неудачной, и Зенон остался в Афинах. Именно там он впервые близко познакомился с философами и их трудами. Пытаясь найти себя, он примыкает вначале к циникам, а затем в 300 г. создает свое направление в философии. Зенон снискал широкую популярность, ученики ходили к нему толпами; многие приезжали издалека: из Малой Азии, Сирии и даже Вавилонии.

Идеи Зенона содержали в себе все, чем были привлекательны кинизм, скептицизм и эпикурейство, но выгодно отличались от них сочетанием веры и знания с нравственной серьезностью. Кроме того, сама личность Зенона вызывала у современников глубокое уважение. Македонский царь чтил философа-чужеземца, городские власти наградили его золотым венком. На фоне общего морального распада этот суровый немногословный человек казался чудом. Он не нищенствовал, как киники, однако умел ограничивать себя самым необходимым, питался хлебом, медом и овощами. У него не было семьи.

Когда философ почувствовал, что становится старым и немощным, он

добровольно лишил себя жизни. Его похоронили как почетного гражданина - на

общественный счет, а в эпитафии было сказано, что Зенон прославил себя тем, что всегда был верен собственному учению .

Идеалом для стоиков становится сверхчеловек - мудрец, который сам в себе содержит божественное, слившись с космическим Логосом. В понятии стоиков бог - это как бы космический творческий огонь, содержащий в себе все образовательные начала, из которых создается весь окружающий мир. Космос при этом представляется как бы одушевленным. Цель человека - освободиться от всех привязанностей, отказаться от семьи, друзей, желаний. У него должны отсутствовать радости, переживания, страх и любовь. «Ваше счастье - не нуждаться в счастье», - провозглашают стоики. Философская концепция стоиков, построенная на собственном Я, привлекала гордых греков и амбициозных римлян. Идеи философов XX в., проповедующих о коммунистическом рае, заимствованы у стоиков. Впервые подобная утопия была выдвинута Зеноном, который говорил, что союз людей должен быть подобен «пасущемуся на общем пастбище стаду, согласно общему закону». При этом стоит отметить, что стоиков отличала высокая нравственность и образованность, ибо без этого не мог состояться мудрец.

Учение Стои - стоицизм - охватывает почти шесть столетий. Различают три части его истории: Древнюю, или Старшую Стою (конец IV в. до н.э. - середина II в. до н.э.), Среднюю (II вв. до н.э.) и Новую (I в. до н.э. - III в. н.э.). Основатели первой части Стоицизма - это Зенон, Клеанф, Хрисипп и их ученики. Эта первая, классическая форма Стоицизма отличалась крайней жестокостью и ригоризмом этического учения. Их идеи, как уже отмечалось, живут и сегодня, ибо любой человек, возвышающий себя, вне зависимости от занимаемого положения - будь-то император или бедняк-гордец, презирающий других, есть стоик. Большую распространенность стоицизм получил в религиозных кругах. Именно стоики становились инквизиторами и основателями монашеских орденов, именно они являли пример религиозного фанатизма (самого страшного из всех существующих!), именно стоики отправлялись в крестовые походы, истребляя инакомыслящих, и, наконец, именно они выдвинули догмат о спасении с помощью собственных добрых дел.

Во второй части истории Стоицизма её главными представителями являются Панеций и Посидоний, которые использовали методы Платона и Аристотеля, так что этот период получил название стоического платонизма, так же к этому временному промежутку можно отнести и римский стоицизм.

Для третей части истории этого философского течения характерна тенденция к сакрализации и эта часть считается стоическим платонизмом Сенеки, Эпиктета, Марка Аврелия и др. .

Задача стоической философии состояла в том, чтобы найти прочное разумное основание для нравственной жизни. Вместе с киниками стоики видели в человеческом знании лишь средство к добродетельному поведению и достижению блага; вместе с киниками они поставили себе задачу сделать человека свободным и счастливым посредством добродетели. Поэтому они определяли философию как упражнение в добродетели (греч. Ьукзуйт бсефЮт). Сначала Зенон сходился с киниками в пренебрежении к теоретическим наукам - черта, которую до крайности усиливал ученик его Аристон; но впоследствии, по-видимому, сам Зенон освободился от такой односторонности, не впадая в обратную крайность другого ученика своего, Герилла, который вместе с Аристотелем признавал познание высшим благом. Наиболее отчетливо выражена основная тенденция школы у Хрисиппа: полемизируя против Аристотеля, он признает, что цель философии заключается в том знании, которое ведет к истинной деятельности и тем самым составляет часть такой деятельности. По учению стоиков, истинная деятельность невозможна без истинного, объективного знания; как и у Сократа, мудрость и добродетель признаются тождественными, и потому философия, определяемая как «упражнение в добродетели», есть вместе с тем «познание божеского и человеческого». Напрасно было бы видеть в стоицизме исключительно этическое учение; хотя нравственный интерес в нем и преобладает, его этика, столь же рационалистическая, как и другие нравственные учения греков, всецело основывается на теоретической подстройке. Рациональное философское миросозерцание само по себе имело известную нравственную цену в глазах стоиков, и если некоторые из них любили выставлять напоказ свое презрение к чистой теории, то сравнение с киниками указывает, насколько разнятся они от этих моралистов именно в разработке теоретической философии - логики и физики - которой киники действительно не хотели знать. Истинно доброе поведение, по учению стоиков, есть разумное поведение - а разумно то поведение, которое согласуется с природой человека и всех вещей. Чтобы согласовать свое поведение с законом вселенной, нужно познавать этот закон, познавать человека и вселенную. Отсюда по необходимости возникают логика, исследующая вопрос о познаваемости вещей, о критерии истины, - и физика, или наука о природе. В своем стремлении к цельному, свободному от противоречий, чисто рациональному миросозерцанию стоики нередко являются эклектиками по отношению к предшествовавшим учениям: они поставили себе трудную цель - примирить дуалистическую философию понятия, развившуюся после Сократа, с первоначальным монизмом ионийской физики .

Стоицизм впервые ввел строгое разделение философии на логику, физику и этику. Конкретно в физике стоики реставрировали космологизм Гераклита и его учение об огне как первоначальной стихии, из которой истекает все существующее в результате её превращения в другие стихии. Тут стоит задеть и тему Первоогня. Первоогонь - это пневма («дух», «дыхание»), которое разливается в мире и создает все вещи вплоть до человека и животных, остывая в неорганической природе. Каждый человек на Земле представляет собой одно из бесчисленных перевоплощений космического первоогня-пневмы, и этим обосновывается внутреннее бесстрастие человека.

Для стоиков весь космос, который управляется судьбой, есть мировое государство, а все люди - его граждане, или космополиты. Неумолимый «закон» царит в природе, человеке, обществе и государстве. Стоический космополитизм, уравнивающий перед лицом этого мирового закона всех людей - свободных и рабов, греков и варваров, мужчин и женщин, знаменует значительный прогресс в развитии человеческого равенства. Если сравнивать это с нынешней ситуацией, ведь много кто сейчас борется за равенство людей, то за столь огромный промежуток времени, который прошел со времени становления стоицизма, люди мало что смогли сделать. Эта идея появилась очень давно, но её воплощения мы так и не дождались.

Также хочется отметить, что стоики впервые ввели термин «логика», её они понимали как науку о словесном выражении. У логики было много ответвлений. Она делилась на риторику и диалектику, а диалектика - на учение об «обозначающем» (поэтика, теория музыки и грамматика) и «обозначаемом» (или «предмете высказывания», что напоминает формальную логику, поскольку неполное высказывание трактуется здесь как «слово», а неполное - как «предложение»).

Хочется немного сказать о выдающихся философах-стоиках, на которых держался сам стоицизм. Стоики отличались друг от друга, особенно различия в суждениях между стоиками разных частей истории стоицизма были наиболее яркими и отчетливыми. Для начала нужно сказать о Зеноне (стоике первой части истории стоицизма). В трактате «О человеческой природе» он первым провозгласил, что «жить согласно с Природой - это то же самое, что жить согласно с добродетелью» и что это - основная цель человека. Этим он ориентировал стоическую философию на этику. Выдвинутый идеал он реализовал в своей жизни. Зенону также принадлежит идея соединить три части философии (логику, физику и этику) в единую систему. Наиболее яркими представителями Средней Стои (второй части истории стоицизма) являются Панетий и Посидоний. Благодаря Панетию (примерно 185 - 110 гг. до н.э.) учение стоиков перешло из Греции в Рим. Наиболее видными представителями римского стоицизма (Новой Стои или третей части истории стоицизма) были Сенека, Эпиктет и Марк Аврелий. Они жили в разное время, различным было и их социальное положение. Но каждый последующий из них был знаком с трудами предшественника. Сенека (ок. 4 г. до н.э. - 65 г. н.э.) - крупный римский сановник и богач, Эпиктет (50 - 138 гг. н.э.) - сперва раб, а потом нищий вольноотпущенник, Марк Аврелий (121 - 180 гг. н.э.) - римский император. Сенека известен как автор многих произведений, посвященных этическим проблемам: «Письма к Луцилию», «О стойкости философа»… Эпиктет сам ничего не писал, но его мысли зафиксировал ученик Арриан из Никомедии в трактатах «Рассуждения Эпиктета» и «Руководство Эпиктета». Марк Аврелий является автором знаменитых размышлений «К себе самому». Марк Аврелий - последний стоик античности, и, по сути, на нем стоицизм заканчивается. Стоическое учение во многом повлияло на формирование раннего христианства.

Стоики

Философская школа Стоя была основана Зеноном из Кития (335-263 до н. э.), приехавшим в Афины и занимавшимся с учениками в Пестром портике ("Стоя пойкиле"). В дальнейшем учение Зенона развивали Хрисипп (ок. 290-207 до н. э.), и , и в середине 2 в. до н. э. оно достигло Рима, где сразу же стало популярным среди римской знати (см. Сципион Эмилий). В 1 в. учение Стои развивал младший Сенека. На этические положения стоиков опиралась во времена Нерона и Домициана группа политиков, выступавших против идеи единоначалия: таких сенаторов, как Тразея Пэт и Гельвидий Приск, часто называли "стоической оппозицией". После Эпиктета самым известным стоиком был император Марк Аврелий.

Стоики учили, что природа управляется божественным разумом и что человеческое сознание - лишь отблеск божественного. Стоики считали своим моральным долгом жить в гармонии с рациональными принципами, а знание этих принципов они считали добродетелью. Таким образом, чем человек мудрее, тем он добродетельнее, и высшая стоическая мудрость и добродетель состоят в том, чтобы при всех поворотах судьбы сохранять выдержку и самообладание, оставаться безразличным к боли и смерти, быть свободным от предрассудков. Такой свободный человек, считали стоики, обязательно станет справедливым, праведным. Стоики считали также, что божественный разум должен привести к гармонии все человеческое общество целиком, преобразовав его в мировое братство.

Стоицизм критиковали гуманисты Возрождения, особенно Эразм Роттердамский, считавший, что стоические моральные принципы противоположны христианскому смирению. "Стоический характер" предполагает стойкость, способность переносить тяжелые испытания. Так как все предопределено заранее, случайность в судьбе невозможна, нужно быть открытым жизни, ничего не отторгать - так учили стоики, и их мужественный фатализм остается привлекательным поныне.

др.-гр. филос. школа, основанная Зеноном из Китиона ок. 300 г. до н. э. Происх. от названия портика в Афинах, расписанного Полигнотом (Пёстрая Стоя). Обычно различают: Древнюю Стою -кон. IV - нач. II в. ( , и др.); Среднюю Стою - сер. II - сер. I в. (Панзтий, ) и Позднюю Стою -сер. I - кон. II в. (Сенека Младший, Мусоний Руф, , ). Осн. положением стоической философии было учение о сферич. космосе, имеющем одушевленную природу, к-рый сотворен Зевсом из огненной стихии и управляется при помощи всеобщего закона - Логоса. Логос явл. воплощением Зевса, объединяющим все космич. начала и создающим разум, организм. Развитие мира представляет собой циклический процесс рождения из огня и сгорания. Понятие Логоса включает в себя судьбу и необходимость. Логос обеспечивает внутр. космич. связь при помощи огненной пневмы (дыхания). Все существующее, согласно С., имеет телесную природу, одн. значение сказанного (лектон) нематериально. По мнению С., цель челов. жизни (счастье) состоит в умении жить согласно природе-Логосу и следовании судьбе, к-рые возможны лишь в результате приобщения к добродетели (знание единств, блага) и достижения полного безразличия ко всему остальному. Из того, что достойно безразличия, Панэтий выделял «надлежащее» и «непредпочтительное». Логика С. была тесно связана с изучением значения сказанного (лектона) в слове, предложении, речи и т. д., учением о звуках речи (диалектика) и включала в себя риторику. В рамках диалектики С. разработали положения, к-рые легли в основу науч. языкознания: разд. о подлежащих и сказуемых, прямых и обратных высказываниях, родах и видах, звуках, частях речи, о словах и т. д, В свою очередь, риторика подразделялась на совещательную, судебную и хвалебную. Традиц. деление антич. философии на логику, этику и физику у С. впервые приобрело догматический характер.

(Античная культура: литература, искусство, философия, наука. Словарь-справочник / Под редакцией В.Н.Ярхо. М., 1995.)


Античный мир. Словарь-справочник . EdwART . 2011 .

Смотреть что такое "Стоики" в других словарях:

    СТОИКИ - (греч. stoikos, от stoa портик). Философы, принадлежавшие к школе Зенона, отличавшейся строгостью нравственных убеждений, твердостью и суровым образом жизни. Отсюда, человек непоколебимый, твердо переносящий всякие невзгоды. Словарь иностранных… … Словарь иностранных слов русского языка

    Стоики - Стоики представители Стои философской школы эпохи эллинизма, одной из крупных школ в истории лингвистических учений. Основателем школы считается Зенон из Китиона на Кипре (около 336 264 до н. э.). Его учителя принадлежали к древнегреческим… … Лингвистический энциклопедический словарь

    СТОИКИ Cловарь-справочник по Древней Греции и Риму, по мифологии

    СТОИКИ - Философская школа Стоя была основана Зеноном из Китая (335 263 до н. э.), приехавшим в Афины и занимавшимся с учениками в Пестром портике («Стоя пойкиле»). В дальнейшем учение Зенона развивали Хрисипп (ок. 290 207 до н. э.), Панэтий и Посидоний,… … Список древнегреческих имен

    Стоики - (Деян. 17:18), представители философского учения, возникшего в Греции и основанного философом Зеноном из города Ситиума на Кипре (род. в 340 г. до Р. Хр.) и получившего свое название от крытой колоннады или портика (стоа), украшенного картинами… … Словарь библейских имен

    Стоики - Стоическая философия возникает в эпоху, когда греческая мысль, утомленная теоретическим умствованием, все более и более стремится к цельному догматическому миросозерцанию, которое могло бы стать на место разложившихся верований и обосновать… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

    Стоики - В Деян 17:18 и след. говорится о дискуссии Павла со стоическими философами (см. Эпикурейцы) в Афинах. Термин С. происходит от названия портика (Stoa) в Афинах, в к ром учил основатель этой философ. школы Зенон из Китиона (310 г. до Р.Х.).… … Библейская энциклопедия Брокгауза

    СТОИКИ - Stoici, Στωϊκοί или oι̉ ε̉κ τη̃ς στοα̃ς φιλόσοφοι, назывались последователи философской школы, основанной Зеноном Киттийским (из города Κίττον). Название это они получили от Афинской стои (ποικίλη στοά, см. Stoa, Стоя), в которой… … Реальный словарь классических древностей

    Стоики - … Википедия

    Стоики - последователи философской школы Стой (стоицизм). Жизн. идеалом С. являются невозмутимость и спокойствие. С. не должны реагировать на внешние и внутр. раздражающие факторы … Словарь античности

Книги

  • Лекции по истории философии. Книги 1, 2, 3 (аудиокнига MP3 на DVD) , Г. В. Ф. Гегель. Гегель Георг Вильгельм Фридрих - один из величайших мыслителей Европы. Творчество Гегеля является вершиной развития немецкой классической философии и одной из поворотных точек развития…

Стоицизм – философская школа, основанная Зеноном Китионским (332 – 262 до н.э.) около 300 года до н.э. и получившая такое название потому, что его первые представители собирались в портике «Стоя» («Пестрый зал»), т.е. крытой галерее, перекрытие которой опирается на колонны.

Крупнейшими представителями раннего стоицизма (III – II вв. до н.э.), помимо его основателя, были Клеанф и Хрисипп , среднего стоицизма (II – I вв. до н.э.) – Панетий и Посейдоний , позднего (I – II вв. н.э.) – Сенека и Марк Аврелий.

В распоряжении философов на сегодняшний день имеются лишь отдельные фрагменты сочинений стоиков двух начальных периодов. Но зато сохранилось большинство работ Сенеки, главная из которых – «Нравственные письма к Луцилию» , а также труд императора Марка Аврелия «Наедине с собой» .

Зенон делил науки на логику, физику (натурфилософию) и этику, сравнивая их с фруктовым садом или яйцом . Ограда сада – логика, деревья в саду – физика, фрукты, то, ради чего высаживается сад – этика. Или скорлупа яйца – логика, белок – физика, а желток – этика.

Логика (стоиков) сводится к следующим основным идеям:

1) Целью логикиявляется отработка критериев истины.

2) Источником человеческого познания являются ощущения, на основании которых возникают представления.

3) Накапливаясь в памяти человека представления дают основу для сравнения, выявления черт сходства и различия, выделения черт сходства и формулирования понятий.

4) Понятия (общее) не имеют самостоятельного существования вне разума человека. Реально существуют лишь единичные вещи.

Физика (стоиков) содержит в себе следующие основные идеи:

1) Бытие есть лишь то, что способно к активности и страданию. Таково лишь тело, а, следовательно, «бытие и тело – одно и то же».

2) Космос – живое, разумное и материальное целое, имеющее в себе два начала: пассивное материальное и активное идеальное (Логос).

3) Всё в мире возникает из Логоса, который неотделим от материи, а, поскольку нет материи без формы, постольку Логос есть всё (материалистический пантеизм).

4) Саморазвитие мира происходит циклически, причем каждый цикл заканчивается Мировым пожаром: мир когда-то очистится, сгорит, и затем снова возродится и всё повторится сначала.

Сущностьэтики (стоиков) сводится к следующим положениям:

1) Для стоиков целью жизни является достижение счастья, суть которого состоит в следовании природе, т.е. жить так, чтобы обеспечивать рост и развитие присущих человеку качеств, в частности, разумного начала.

2) Счастье не зависит от внешних событий, поэтому человек, захваченный пытками, болезнями и социальными потрясениями, может быть счастливым. Поэтому необходимо безразлично относиться к событиям, происходящим в обществе.

3) Свободен мудрец (т.к. он способен сдерживать страсти), а рабом является невежда, т.к. он находится во власти страстей, которые являются следствием слабого разума.

Ключевая идея философской школы стоиков сходна с ос­новной идеей философии киников. Она заключается восвобождении от влияния внешнего мира. Они, разумеется, по-разному понимали способ достижения освобождения. Если киники видели осво­бождение от влияния внешнего мира в отвержении ценностей традиционной культуры, асоциальном образе жизни, бродяжничестве и попрошай­ничестве, то стоики считали, что для освобождения необходимо постоянное самосовершенствование, усвоение лучших достижений традиционной культуры и стремление к мудрости.

Идеалом для стоика является мудрец, возвысившийся над суетой окружающей жизни и освободившийся от влияния внешнего мира благодаря следующим качествам:

– доброде­тели;

– бесстрастию (апатии);

– просвещенности, знанию;

– автаркии (самодостаточности).

Сенека (5 г. до н. э. – 65 г. н. э.) – выдающийся римский фило­соф, воспитавший императора Нерона. После того как Нерон начал проводить порочную политику, Сенека покончил жизнь самоубийством. Сенека отстаивал идеи добродетели, призывал не участвовать в общественной жизни и сосредо­точиться на собственном духовном состоянии. Он приветствовал покой и созерцание и был сторонником незаметной для государства, но радостной для индивида жизни. Сенека верил в безграничные возможности развития человека и челове­чества в целом и предвидел культурный и технический прогресс.

Марк Аврелий (121 – 180 гг. н. э.) – крупнейший римский философ, в 161 – 180 годы – император Рима. Для его философии характерно признание высшим мировым началом Бога, которого он понимал как активную материально-духовную силу, объединяющую весь мир. Марк Аврелий выделял внешний мир, который неподвластен человеку, и внутренний мир, подвластный только человеку. Он считал главной причиной счастья отдельного человека является приведение его внутреннего мира в соответствие с внешним миром. Призывал ценить и максимально использовать возможности жизни.