Католическая монахиня. Монашеский орден. Монашеские ордена Средневековья. Так что же носят монашки

Известный богослов иеромонах Габриэль Бунге нечасто дает интервью. Он ведет отшельнический образ жизни в маленьком скиту в Швейцарии, не пользуется интернетом, а единственное средство связи с ним – телефон. Да и тот стоит на автоответчике в далекой комнате. Хотите дозвониться – оставляйте сообщение с указанием времени, когда собираетесь перезвонить, и если отец Габриэль готов разговаривать, то в указанное время он будет рядом с телефоном. Нам, однако, удалось обойтись без такой сложной операции, потому что с отцом Габриэлем мы встретились в Москве. 27 августа он перешел из Католичества в Православие. Присоединение совершил митрополит Волоколамский Иларион. В нашей беседе отец Габриэль рассказал о мотивах такого решения, о том, чем Валаам принципиально отличается от Швейцарии, и о многом другом.

– Мне кажется, ключевым фактором в принятии таких решений оказываются люди, которые тебя окружают. Мои знакомые русские епископы из Санкт-Петербурга сказали мне, когда узнали, что я перехожу в Православие: «А мы совсем не удивлены! Вы всегда были с нами. Но теперь у нас будет еще более тесное общение, священное – у одной Чаши».

Я давно знаю митрополита Илариона, нынешнего главу Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата. Мы познакомились в 1994 году, когда он был еще иеромонахом. Считаю его своим добрым другом и очень этой дружбой дорожу. Владыка Иларион, если угодно, – один из самых компетентных и знающих людей, с кем мне доводилось общаться. И он фактически стал для меня единственным человеком, к кому я мог обратиться со своей просьбой напрямую, кто знал меня, мои убеждения и мою ситуацию. И кто – в чем я был уверен – готов откликнуться. Что и произошло.

– Как конкретно это должно помочь в достижении Вашего идеала духовной жизни?

– Вы требуете от меня пророчеств, но я не пророк. Я не знаю, что конкретно будет дальше. Надо просто жить. Но уже сейчас я нашел в России много того, что меня чрезвычайно заинтересовало. Например, я побывал на Валааме. Знаете, на Западе, если верующий человек тяготеет к такого рода жизни, как предельное монашеское уединение, ему фактически некуда пойти. Скитов в том виде, в каком они сохранились в России, там фактически нет. Это форма жизни там как будто свое отжила. А я как монах постоянно ищу предельного уединения, даже одиночества. И на Валааме я почувствовал, что здесь все это есть.

– Неужели Вам не хватает одиночества в Вашем скиту в Швейцарии? Ведь и Валаам – место достаточно многолюдное, туда регулярно приезжают паломники…

– Швейцария – маленькая и оттого густонаселенная страна. Скит окружен лесом, но в пятнадцати минутах ходьбы от него – деревня, а в ней около ста жителей. На Валааме – намного более спокойно. И да, конечно, там много людей. Но само место, по моим ощущениям, обособлено от остального мира. Может быть, за счет того, что это остров, или по каким-то другим, не географическим причинам. И мне кажется, что все это может рождать в сердце каждого туда попавшего человека как раз то самое состояние желанного одиночества и уединения.

– В Европе с этим сложнее?

– Несколько огрубляя, можно сказать, что на Западе этого не существует вовсе. Подлинная монашеская традиция на Западе была фактически растоптана в ходе Французской буржуазной революции 1789 года. У меня есть твердое убеждение, что последствия этой революции для Европы – не менее тяжелые, чем для России последствия революции 1917 года и семидесяти лет государственного атеизма. Во Франции после всех этих кровавых событий монашество пришлось создавать в известной степени с нуля. Этим занялись обыкновенные священники, не монахи. Больше было некому. А в России монашество – через все потрясения и ужасы – все же выжило. Да, это происходило на уровне отдельных фигур – старцев. Но они были! И духовную традицию они сохранили, оставаясь воплощением подлинной монашеской жизни. В том, что касается монашеской жизни, России, как мне кажется, не все пришлось начинать с чистого листа. И поэтому мне иногда жаль слышать от русских о том, что «у нас все было разрушено, растоптана и т.д.». Мне все время хочется ответить: «А по-моему, у вас все есть – новомученики и исповедники, старцы». Причем все они на расстоянии вытянутой руки. Только надо ее протянуть, взять это богатство и, что называется, применять на практике, то есть в своей жизни. У меня часто создается впечатление, что большинство людей в России этого не ценят. Или просто не понимают, что это ценно.

– А почему, с Вашей точки зрения, так происходит?

– Говоря о проблемах, люди концентрируются на тех материальных, подчас внешних трудностях, с которыми сегодня сталкиваются монастыри в частности и в целом. Да, нужно очень много всего восстанавливать. Но это только, так скажем, техническая часть, только стены и крыши. Само собой, люди плачутся – на стены и крыши нужно много денег, а где их взять… Однако если над этой крышей – пускай дырявой – мысленно подняться, то видно, что главное – не в стенах, а в том, с каким сердцем в эти стены входишь. «Храм не в бревнах, а в ребрах». И вот это-то главное – духовная традиция – от русских никуда не девалась. Старцы и новомученики все это сберегли. На это мне иногда отвечают: «Но ведь старцев сегодня почти не осталось, большинство из них уже умерло. Некому нас наставлять…». На что я всегда говорю: «Если рядом с вами нет живого старца, обратитесь к почившему. У вас есть его житие, его тексты, его наставления. Читайте – и соотносите со своей жизнью».

При этом я, конечно же, не имею в виду, что не встречал в России людей, которые это знают, ценят и берегут. Таких много и очень много. И поездка на Валаам для меня – тому подтверждение.

Прыгайте в воду

– Что должно измениться теперь – после перехода – в Вашей повседневной жизни?

– Безусловно, есть вещи, которые не могут не измениться. Став членом Русской Православной Церкви, но продолжая жить в Швейцарии, я подчиняюсь теперь архиепископу Корсунскому Иннокентию. Мои связи с Католической не могут, само собой, остаться прежними.

– А какой реакции Вы ждете от Ваших духовных чад? Ведь они наверняка все католики…

– Во-первых, по счастью я имею дело с замечательными понимающими людьми и уверен, что они будут уважать мое решение. А во-вторых, я никогда не делал тайны из своих взглядов и убеждений. Все мои духовные чада знали, что мой идеал христианства – на Востоке. И не думаю, что они будут сильно удивлены. Я ничего не говорил им заранее, чтобы избежать лишних разговоров. Но думаю, что ничего страшного не произойдет. Думаю, что те духовные беседы, за которыми мои чада приезжают, будут продоложаться, не вижу повода эту практику прекращать. Ну и наконец, те, с кем мы общаемся постоянно, – это люди, которые в той или иной степени, на том или ином уровне разделяют мой духовный идеал. Иначе бы они не приезжали.

– А как же быть с богослужебными моментами?

– Конечно, отныне я не смогу причащать католиков. Но я и раньше делал это очень редко: скит находится все же на отдалении от большого мира, территория запирается на ключ, службы также закрытые, часовня маленькая – от силы на десять человек. И только на Рождество и на Пасху мы открываем двери для желающих.

– Если бы Вы могли и хотели дать современному человеку очень краткий, в одно предложение, совет относительно устроения молитвенной жизни, что бы Вы сказали?

– Хотите научиться плавать – прыгайте в воду. Только там научитесь. Только тот, кто молится, почувствует смысл, вкус и радость молитвы. Из глубины большого, теплого кресла этому не научишься. Если ты готов встать на колени, искренне каяться, поднимать глаза и руки к небу – то многое откроется само. Конечно, можно читать много книг, слушать лекции, общаться с людьми, что тоже важно и дает возможность к большему пониманию. Но в чем тут ценность, если после этого мы не предпримем конкретных шагов? Не встанем на молитву? Думаю, Вы и сами это должны понимать. Просто, вероятно, задаете вопрос с позиции неверующего…

– Именно. Ведь наш журнал – для сомневающихся.

– Сомнения – это не страшно и даже полезно. Впрочем, искать их специально тоже, наверное, не стоит. Но если они появляются, надо просто вспоминать, что у каждого есть шанс услышать: подай руку твою и вложи в ребра Мои; и не будь неверующим, но верующим ().

* * *

Габриэль Бунге: Родился в 1940 году в Кельне. Отец – лютеранин, мать – католичка.

В возрасте 22 лет вступил в орден бенедиктинцев во Франции. В 1972 году был рукоположен в священный сан. Много лет посвятил изучению творений Евагрия Понтийского . С 1980 года живет в скиту Святого Креста в швейцарском кантоне Тичино по древнему бенедиктинскому уставу. Автор книг «Скудельные сосуды. Практика личной молитвы по преданию святых отцов», «Другой Утешитель», «Вино дракона и хлеб ангельский», «Духовное отцовство» и др.

Наверняка многие замечали на картинах средневековых художников круглые проплешины на макушках католических монахов и священников. Эту выбритую часть головы называют тонзурой. Что же она символизировала?

Откуда это пошло?

На самом деле стрижка волос практиковалось в религиях, которые имеют гораздо древнее происхождение, чем христианство. К таким религиям относится, например, буддизм. Буддийские монахи до сих пор бреют голову наголо. Одной из основных причин для возникновения подобной традиции некоторые считают соблюдение элементарной гигиены.

Однако не только к чистоте тела стремятся буддисты. Они просто освобождают себя от необходимости следить за своей прической. Кроме того, полное избавление от волос на голове и лице означает для представителей этого учения абсолютное обезличивание и отречение от старого, мирского.

Тонзура и гуменцо

Бритье головы в форме круга на макушке стало христианской традицией около VI века. Христиане переняли ее у отшельников и кающихся людей. Оголенную часть на голове католики назвали тонзурой, что можно перевести с латинского как «стрижка». Согласно решению 4-ого Толедского собора, состоявшегося в 633 году, тонзуру обязаны были носить все представители «католического клира».

Интересно, что тонзура была распространена и на Руси. Только у нас она называлась гуменцо. Лингвист Макс Фасмер утверждал, что слово «гуменцо» является уменьшительной формой существительного «гумно» (расчищенный участок земли). Этот обычай пришел в нашу страну из Византии. Длинные волосы и бороды появились у православных священников только в XV веке, когда Константинополь пал, и служители церкви взяли на себя чиновничьи функции. Чиновникам же предписывалось носить именно длинные волосы.

Символизм

Выбритая округлая площадка на голове монахов и священников, конечно, являлась отличительной особенностью представителей духовенства. По такому признаку любой мирянин сразу определял, что перед ним стоит служитель церкви.

Несомненно, тонзура (как, впрочем, и гуменцо) имела в первую очередь символическое значение. Выбритая в форме круга макушка означала терновый венец, который, как известно, римские воины надели на голову Иисуса Христа. Так, в сохранившихся документах Собора, созванного патриархом Иоакимом в 1675 году, говорится: «… на главах же имети прострижено зовемое гуменцо немало, власы же оставляти по круглости главы, еже являет терновый венец, его же носи Христос».

Долгая традиция

Постепенно гуменцо исчезло с голов православных священников. Однако произошло это совсем не быстро. На сайте "Православная Москва" опубликованы воспоминания святителя Филарета Московского. Живя в XIX веке, он ещё встречал старых представителей церкви с гуменцо.

Шановний Отче, я дуже радий, що попав на цей сайт, мені нема з ким порадитись, поговорити.
Останніх півроку мене постійно охоплює думка - піти в чоловічий монастир.
Так на даний момент мені 33 роки, а через місяць - 34 роки. Мої батьки завжди мене вчили, що чоловік має створити сім"ю, посадити сад, збудувати будинок.
Однак, до цього часу і по любові я пропонував жінкам вийти заміж, і не по любові - однак, всі відказували. Тепер, я так бачу, що я зовсім розчарувавc я в цьому житті. На цьому світі мене тримає тільки одне, що я повинен допомагати батькам. Однак, коли я заводжу бесіду, що я повинен окремо жити, мама з татом кажуть, що ми тебе виховували, щоб була допомога на старість, щоб підніс кружку води (а хто мені піднесе на старість кружку води?), і для кого ми старали майно, якого я зовсім не хочу. Мама завжди говорить, що якщо я буду допомагати, то майно буде твоїм, але при цьому лиш доказує приказки, а саме: "ласкаве теля дві мами ссе", "в сердитого старця торба порожня", а коли я пробую заперечити, каже: "гріх - це не те, що йде в рот, а те, що з роту". Батько зовсім не звертає уваги на наші бесіди. Крім того, в мене є сестра, менша від мене на 4 роки, яка має сім"ю - чоловіка, трьох дітей. Мама з татом завжди говорить, що Уляні тяжко, ми повинні їй допомагати, а хто мені буде допомагати в подальшому? Роботи я не цураюсь, сам себе забезпечую на даний момент в повному обсязі, так що і маю можливість відкласти заощадження, якими я раніше радувався, як показником своєї роботи, а зараз не приносять ніякого задоволення. Прошу Вас, отче, мені порадити, чи варто мені так і надалі жити, і надіятись на краще, чи краще віддати своє тіло і душу Богові? Вибачте, що потурбував.

Олег
Старі Кути
Україна
Маловіруючий
Дата - Tuesday, 11 Dec 2012, 13:44:24

Перевод вопроса:

Уважаемый отче, я очень рад, что попал на этот сайт, мне не с кем посоветоваться, поговорить.

Последних полгода меня постоянно охватывает мысль – пойти в мужской монастырь.

Так на данный момент мне 33 года, а через месяц - 34 года. Мои родители всегда меня учили, что мужчина должен создать семью, посадить сад, построить дом. Однако, до сих пор и по любви я предлагал женщинам выйти замуж, и не по любви - но все отказывали.

Теперь я смотрю, что я совсем разочаровался в этой жизни. В этом мире меня держит только одно: что я должен помогать родителям. Однако, когда я завожу беседу о том, что я должен жить отдельно, мама с папой говорят, что мы тебя воспитывали, чтобы была помощь в старости, чтобы поднес кружку воды (а кто мне преподнесет на старость кружку воды?), и для кого мы собирали имущество (которого я не хочу).

Мама всегда говорит, что если я буду помогать, то имущество будет моим, но при этом лишь доказывает поговорки, а именно: «ласковый теленок две мамы сосет», «у сердитого старца сумка пуста», а когда я пытаюсь возразить, говорит: «грех это не то, что идет в рот, а то, что изо рта». Отец совсем не обращает внимания на наши беседы.

Кроме того, у меня есть сестра, младше меня на 4 года, которая имеет семью - мужа, троих детей. Мама с папой всегда говорят, что Ульяне тяжело, что мы должны ей помогать, а кто мне будет помогать в дальнейшем?

Работы я не боюсь, сам себя обеспечиваю на данный момент в полном объеме, так что есть возможность отложить сбережения, которым я раньше радовался, как показателем своей работы, - а сейчас они не приносят никакого удовольствия.

Прошу Вас, отче мне посоветовать, стоит ли мне так и дальше жить, и надеяться на лучшее, или лучше отдать свое тело и душу Богу? Извините, что побеспокоил.

Олег
Старые Куты
Украина
Маловерующий

Монашеские ордены

Вне иерархической структуры Церкви стоят так называемые институты посвященной Богу жизни. Клирики и миряне, принявшие на себя обеты целомудрия, бедности и послушания (или другие священные узы), посвятившие себя Богу и служению народу Божьему, образуют эти институты – монашеские ордены, конгрегации, а также общества апостольской жизни. Зачастую они подчиняются не епархиальным епископам, на территории которых действуют, а непосредственно папе.

Своеобразие католицизма составляют его монашеские ордены, которых сегодня насчитывается около 140. Основоположником западного монашества по праву считается св. Бенедикт, и в основу жизни большинства орденов положен Устав св. Бенедикта, однако современные ордены имеют собственные правила, общим для которых является принцип безусловного подчинения централизованной орденской власти. В середине V в. св. Августин, епископ Гиппона, положил начало практике жизни в монашеских объединениях, основав в своем доме нечто вроде монашеской общины. Так появилось августинское и бенедиктинское монашество и сложилось разделение монашества на ордены. Эта практика отличает католицизм от православия, которое не знает такого разделения. В дальнейшем происходит дробление монашества бенедиктинского Устава, и в XI–XII вв. появляются новые ордены – цистерцианцы, картезианцы, кармелиты, премонстранты, тринитарии. Крестовые походы породили духовно-рыцарские ордены. В XIII в. возникает новый тип нищенствующих монашеских орденов – доминиканский и францисканский. Нищенствующие ордены, кроме трех общих для всех обетов, принимают обет бедности (францисканцы, доминиканцы, бернардинцы, капуцины и др.), который не позволяет владеть имуществом, приносящим доход. Орден Меньших братьев (Fratres minores ), к которому принадлежат францисканцы и капуцины, насчитывает сегодня около 25 тысяч членов. По традиции они сочетают проповедь любви и милосердия с благотворительной работой по организации больниц и приютов. Женский орден клариссинок насчитывает около 11 тысяч монахинь. Нищенствующий орден доминиканцев, или Братьев-проповедников, который изначально был «орденом ученых», насчитывает около 7 тысяч монахов и 6 тысяч монахинь. В свое время им был передан контроль над деятельностью инквизиции, и они соединяли научные занятия с инквизиторскими обязанностями. Ныне они продолжают заниматься научными исследованиями в области богословия и религиозным образованием. Орден августинцев и его ветвь, орден реколлектов, насчитывает около 4 тысяч монахов и 6 тысяч сестер-августинок.

Ордены делятся также на созерцательные (бенедиктинцы) и деятельно работающие в миру (лазаристы и др.). Уставы созерцательных орденов более строгие. Главное для этих монахов молитва, а труд считается необходимым только для поддержания жизни. Наиболее суровую аскезу соблюдают монахи-картезианцы и трапписты. Число монахов в этих орденах сокращается: цистерцианцев осталось около 1400 монахов, траппистов около 3 тысяч, а картезианцев всего около 400 человек.

Ныне самым влиятельным является Орден иезуитов, насчитывающий около 25 тысяч членов. Весь мир поделен иезуитами на 77 провинций, где они деятельно проводят политику высшего церковного руководства, оказывая, в свою очередь, огромное влияние на все стороны деятельности Церкви. В центре забот ордена иезуитов сегодня, как и в прежние времена, – католическое (и не только) образование. В начале XXI в. иезуиты руководили 177 католическими университетами во многих странах и 500 школами с 1,5 млн учащихся. Влияние ордена иезуитов осуществляется главным образом через католическую печать, а также радио и телевидение, которые практически полностью им контролируются. Более тысячи названий журналов и газет (в том числе теоретический орган Ватикана, журнал «Чивильта каттолика») на пятидесяти языках мира издают иезуиты. В Российской Федерации орден зарегистрирован Министерством юстиции и действует с октября 1992 г. как Независимый Российский регион Общества Иисуса.

В середине XX в. появился новый монашеский орден – основанная матерью Терезой в Калькутте в 1948 г. конгрегация Сестер милосердия, или Орден милосердной христианской любви, Орден самоотверженного служения самым бедным и обездоленным. Мать Тереза Калькуттская (1910–1997) создала школы, больницы и приюты в 77 странах мира. В 1979 г. матери Терезе была присуждена Нобелевская премия «За деятельность в помощь страждущему человечеству».

Католическое монашество организовано в ордены и конгрегации. В них входит «черное» («регулярное» духовенство) в отличие от «белого», или «мирского». Они занимаются проповедью, преподаванием, миссионерской работой, благотворительностью. В основном ордены и конгрегации возглавляются генералами, подчиненными папе. Генерал ордена иезуитов избирается пожизненно и утверждается папой. Руководит всеми монашескими объединениями ватиканская Конгрегация по делам институтов освященной жизни и обществ апостольской жизни. В начале XXI в. насчитывалось около 214 тысяч монахов (из них около 149 тысяч священников) и около 908 тысяч монахинь.

Среди институтов посвященной Богу жизни особое место занимает «личная прелатура» папы римского «Опус Деи» (лат. Opus Dei – Божье дело). Основал «Опус Деи» испанский священник Хосемария Эскрива де Балагер (1902–1975) в 1928 г. и объявил его целью «пробуждение во всех общественных группах сознания призвания к святости и апостольству». На деле он создавал движение, способное организовать общество в соответствии с принципами папских энциклик по социальным вопросам. Для этого члены «Опус Деи» должны были проникать в высшие органы власти и добиваться влияния в мировой политике и экономике. Создание этой структуры было реакцией правых католических кругов Испании на рост республиканских влияний и радикализацию общества. После установления Испанской республики в 1931 г. вокруг «Опус Деи» объединились крайне правые католические элементы. Победа контрреволюции помогла «Опус Деи» распространиться по всей Испании. Позднее фашистский режим Франко опирался на политиков и технократов из «Опус Деи» и благодаря их связям и влиянию в промышленных и финансовых кругах добился определенных успехов в экономике и управлении государством. Ватикан вначале относился к этой организации с подозрением как к новой ереси и даже католической разновидности масонства. Однако в 1942 г. Пий XII утвердил «Опус Деи». После Второй мировой войны Эскрива де Балагер перенес руководящий центр организации в Рим. Начинается ее экспансия вначале в Европе (в том числе в Восточной Европе), а затем и на других континентах. В 1947 г. де Балагер стал личным прелатом папы Пия XII с титулом монсеньора. В 1950 г. «Опус Деи» получил статус светской церковной организации, подчиняющейся Конгрегации по делам орденов. Однако руководство Конгрегации относилось к ней с недоверием (как и епархиальные епископы) из-за секретности ее структуры и методов деятельности. Папы Иоанн XXIII и Павел VI также не жаловали «Опус Деи».

«Опус Деи» состоит из трех групп. «Нумерарии», или действительные члены, живут в целибате и принимают другие монашеские обеты. Среди них группа из 72 человек входит в узкий круг руководителей во главе с отцом-председателем. «Супранумерарии», или «сверхштатные», не связаны тайными обетами и являются просто доверенными сотрудниками. Светские католики включаются в «Опус Деи» на основе двустороннего соглашения. Более 70 % светских членов имеют семьи. Отец-председатель «Опус Деи» обладает неограниченной властью. Здесь царят железная дисциплина и строжайшее подчинение начальству. Членство в «Опус Деи» содержится в тайне даже от близких.

«Католические масоны», как часто называют членов «Опус Деи», оказались в большой чести у папы Иоанна Павла II. В 1982 г. этой организации был присвоен ранг «личной прелатуры», подчиненной непосредственно папе римскому: это означало, что она выводится из-под юрисдикции епархиального руководства. В 2002 г. по инициативе Иоанна Павла II, который признал «героичность» добродетелей де Балагера, он был причислен к лику святых.

Ныне «Опус Деи» является одной из самых многочисленных и влиятельных организаций священников и мирян. В нее входят 85 тысяч членов на всех континентах. Поставленные задачи «Опус Деи» выполняет с помощью собственного духовенства – почти двух тысяч «включенных» священников, а также особых групп светских католиков. Профессора и преподаватели из «Опус Деи» работают более чем в 400 университетах. Члены «Опус Деи» входят в правительства многих стран, занимая там высокие посты, и в руководство средствами массовой информации. Однако их имена известны только руководителям «личной прелатуры» при Ватикане.

Католическое монашество ныне переживает трудные времена, ибо строгие средневековые монашеские уставы противоречат современному образу жизни. Однако именно благодаря своей «непохожести» они вносят динамизм в жизнь Церкви, поскольку пытаются соединить аскезу с социальным служением и практикуют новые виды современной католической религиозности.

Из книги Возможно ли спасение в XXI веке? автора Иеромонах Сергий

Монашеские делания в наше время Если человек уходит в монастырь, можно ли его уже считать спасенным или это зависит от образа жизни в монастыре?– Спасает не образ монашеский, не ряса, не клобук и не мантия – спасает жизнь человека. Некоторые люди провели всю жизнь в

автора Автор неизвестен

Из книги Католицизм автора Рашкова Раиса Тимофеевна

Инквизиция и нищенствующие ордены Опорой Церкви и папства в борьбе с еретическими движениями были возникшие в это время нищенствующие ордены. Их новизна заключалась в том, что монахи жили в миру, проповедовали и питались милостыней. Наряду с обетами целомудрия и

Из книги Справочник православного человека. Часть 1. Православный храм автора Пономарев Вячеслав

Из книги Старец Силуан Афонский автора Сахаров Софроний

II МОНАШЕСКИЕ ПОДВИГИ ЯВЛЕНИЕ Христа брату Симеону, несомненно, наиважнейшее событие его жизни. Оно не могло не отразиться самым существенным образом на всем ее дальнейшем развитии, не могло не произвести самых глубоких изменений в его душе и сознании. Внешне, однако,

Из книги Никейское и посленикейское христианство. От Константина Великого до Григория Великого (311 - 590 г. по Р. Х.) автора Шафф Филип

§39. Фанатические и еретические монашеские общины Востока Acta Concil. Gangrenensis, в Mansi, ii, 1095 sqq. Епифаний: Haer. 70, 75, 80. Сократ: H. ?., ii, 43. Созомен: iv, 24. Феодорит: H. ?., iv, 9, 10; Fab. haer., iv, 10, 11. Также Neander: iii, p. 468 sqq. (ed. Torrey, ii, 238 sqq.).В целом монашество придерживалось ортодоксальной веры церкви.

Из книги История ислама. Исламская цивилизация от рождения до наших дней автора Ходжсон Маршалл Гудвин Симмс

Из книги Повседневная жизнь отцов-пустынников IV века автора Ренье Люсьен

Монашеские труды в келье Как кажется, ремесло корзинщика было освоено монахами довольно рано, поскольку идеально подходило для отшельника, сидящего в своей келье. Именно этим ремеслом овладел Пахомий, когда подвизался подле своего учителя аввы Паламона. В скитской

Из книги Том V. Книга 1. Нравственно-аскетические творения автора Студит Феодор

Монашеские установления преп. Феодора 33. Все дивятся Моисею, что, даже сподобившись Богоявления, он, когда нужно было благоустроить порученный ему народ, поставил над ними стоначальники, пятьдесятоначальники и десятоначальники (Исх. 18:25), чтобы они направляли к лучшему

Из книги Пасхальная тайна: статьи по богословию автора Мейендорф Иоанн Феофилович

Божественные награды за монашеские подвиги Чада и братия. Благодатию и благоволением Господа нашего Иисуса Христа, дарующего человеку ведение и приводящего всех питающихся Его Божественными учениями и стремящихся к высоте истины в мужа совершенна духовного возраста

Из книги Письма (выпуски 1-8) автора Феофан Затворник

Монашеские добродетели Как же обстоит у вас дело? Я толкаю вас: обратите внимание, послушайте, сообразите, разберите. И блажен тот из вас, кто хранит заповеди, кто не отдал себя в добычу греху (см. Пс. 123:6), кто строго соблюдает послушание, кто просвещается откровенной

Из книги автора

Монашеские послушания и профессии Так держите же себя бодро вы, занимающие второе место, благочинные, надзиратели, а особенно надзиратели в ночное время (ибо их душевная выгода и награда велики). Держите также себя бодро будильщики, потому что ваш труд – не заурядный

Из книги автора

1. Запад: университеты и монашеские ордена Указ папы Иннокентия III, обнародованный около 1211 г., узаконил и дал новый, канонический статус корпорации Studium parisiense, состоящей из учителей и студентов, преподававших и обучавшихся либо при соборе, либо при монастыре святой

Из книги автора

81. При посылке книги "Древние монашеские уставы" Милость Божия буди с вами! N.N. и N.N. С постом поздравляю. Провести его вам благочестно и здраво желаю. Храни вас Господи в здравии телесном и спокойствии душевном на многие лета. Посылаю вам книгу "Древние монашеские уставы".