Конституция ссср 1936 год принятия. Союза советских социалистических республик. Глава X. Основные права и обязанности граждан

В конце 20-х и начале 30-х прошлого столетия, в стране произошли серьезные изменения, переход страны к строительству социализма, что привело к решению о необходимости изменении Конституции.

Новая Конституция должна была:

Дать дальнейшую демократизацию избирательной системы,

Провести изменение Конституции в соответствии со сложившимися классовыми силами в стране, а именно указать на создание новой социалистической индустрии, разгром кулачества, победу колхозного строя, утверждение социалистической собственности как основы Советского общества и т. д.

В разработке проекта Конституции активное участие приняли: Сталин (председатель Конституционной комиссии), Калинин (зам. Председателя), Бухарин, Орджоникидзе, Гамарник, Тухачевский и др.

12 июля 1936 г. проект Конституции был опубликован и почти полгода его обсуждали. Обсуждение проекта Конституции проходило в различной форме: на собраниях трудящихся, на пленумах Советов, на заседаниях секций и депутатских групп Советов и т. д. В обсуждении участвовало более 50 млн. чел., или около 55 % взрослого населения СССР. В ходе обсуждения в Конституционную комиссию поступило 154 тыс. предложений, поправок, дополнений и замечаний.

5 декабря 1936 г. Чрезвычайный VIII съезд Советов СССР единогласно утвердил проект Конституции СССР. День принятия Конституции – 5 декабря – был объявлен всенародным праздником.

Конституция СССР 1936 г. была значительно шире Конституции СССР 1924 г. и состояла из 13 глав, включавших 146 статей.

Глава I Конституции рассматривала вопросы общественного устройства СССР. В ней отмечалось наличие в СССР двух дружественных классов – рабочих и крестьян.

Политическая основа власти в СССР.

Политическую основу СССР составляли Советы депутатов трудящихся. Вся власть в СССР по Конституции принадлежала трудящимся города и деревни в лице Советов депутатов трудящихся. Экономическую основу СССР по Конституции 1936 г. составляла социалистическая система хозяйства и социалистическая собственность на орудия и средства производства. Социалистическая собственность по Конституции была представлена либо государственной, либо колхозно-кооперативной собственностью.

Земля, занимаемая колхозами, закреплялась за ними в бесплатное и бессрочное пользование.

Конституция закрепляла важнейший социалистический принцип распределения: "от каждого по способности, каждому по труду", Объявляла труд обязанностью и делом чести каждого способного к труду гражданина СССР.

В главе II Конституции "Государственное устройство" закреплялись принципы советского социалистического федерализма, добровольности объединения советских союзных республик, закреплялся их суверенитет.

Каждая союзная республика имела свою Конституцию, находившуюся в соответствии с Конституцией СССР и учитывавшую особенность республики. За каждой республикой конституционно сохранялось право свободного выхода из СССР, территория союзных республик не могла быть изменена без их согласия.

В главах с III по VIII Конституция СССР 1936 г. рассматривала организацию, систему и порядок деятельности высших органов власти автономных республик, местных органов власти.

Высшие органы власти в СССР.

Высшим органом государственной власти в СССР по Конституции был Верховный Совет СССР, избиравшийся на 4 года. Законодательную власть в СССР осуществлял исключительно Верховный Совет СССР, который состоял из двух палат: Совета Союза и Совета Национальностей, которым в одинаковой мере принадлежала законодательная инициатива. Законы считались утвержденными, если они были приняты обеими палатами простым большинством голосов.

Конституция установила сессионный порядок работы Верховного Совета СССР. Высшим органом власти в период между сессиями Верховного Совета СССР являлся Президиум Верховного Совета СССР, избираемый на совместном заседании обеих палат.

В главе V Конституции СССР определялась компетенция правительства СССР – Совета народных комиссаров, который являлся высшим исполнительным и распорядительным органом СССР. Он был подотчетен Верховному Совету СССР, а в период между его сессиями – Президиуму Верховного Совета СССР.

СНК объединял и направлял работу общесоюзных и республиканских народных комиссариатов и других подведомственных ему хозяйственных и культурных учреждений. По Конституции 1936 г. было 8 общесоюзных наркоматов. Отраслями государственного управления, входящими в компетенцию СССР, руководили народные комиссары СССР. Они в области своей компетенции имели право издавать приказы и инструкции, а также проверяли исполнение постановлений и распоряжений СНК СССР.

В главе IX Конституции, которая называлась "Суд и прокуратура", были закреплены принципы организации и деятельности органов суда и прокуратуры.

По конституции 1936 г. правосудие в СССР осуществлялось Верховным судом СССР, верховными судами союзных республик и автономных областей, окружными судами, специальными судами СССР.

Народные суды должны были избираться гражданами района на основе всеобщего, прямого и равного избирательного права при тайном голосовании сроком на 3 года.

В главе X Конституции СССР 1936 г. закреплялись основные демократические права и свободы граждан СССР: право на демократические права и свободы граждан СССР; право на труд, на отдых, материальное обеспечение в старости, а также в случае болезни и потери трудоспособности; образование; равноправие граждан СССР независимо от пола, национальности и расы и т. д.

Конституция не ограничивалась формальным фиксированием прав граждан, а поясняла гарантии этих прав. В частности, провозглашая право на труд, Конституция устанавливала, что это право обеспечивается социалистической организацией народного хозяйства, неуклонным ростом производительных сил Советского общества, ликвидацией безработицы.

Право на материальное обеспечение гарантировалось широким развитием социального страхования рабочих и служащих за счет государства, бесплатной медицинской помощью трудящимся, предоставлением в их пользование широкой сети курортов.

В Конституции СССР были закреплены не только права, но и обязанности граждан СССР: обязанность соблюдать Конституцию, исполнять законы, укреплять общественную социалистическую собственность.

Защиту СССР Конституция 1936 г. рассматривала как почетную обязанность каждого гражданина СССР.

Глава XI Конституции была посвящена избирательной системе СССР.

Она закрепила всеобщее, равное и прямое избирательное право при тайном голосовании. Избирательное право предоставлялось гражданам СССР с 18 лет. Право выдвижения кандидатов в депутаты предоставлялось общественным организациям и обществам трудящихся: коммунистическим партийным организациям, профессиональным союзам, кооперативам, организациям молодежи, культурным обществам.

Каждый депутат обязан был отчитываться о своей работе и о работе соответствующего Совета и мог быть в любое время отозван по решению большинства избирателей.

Каждый гражданин имел один голос, и все граждане участвовали в выборах на равных основаниях. Женщины пользовались равными правами с мужчинами. Граждане, состоявшие в рядах Красной Армии, пользовались правом избирать и быть избранными наравне со всеми гражданами.

Особенность Конституции СССР 1936 г. состояла в том, что она не содержала программных положений. По форме эта Конституция была самой демократической.

Конституция РСФСР 1937 г.

В течение 1937 г. на основе Конституции СССР 1936 г. были приняты Конституции союзных республик.

Конституция РСФСР 1937 г. была утверждена XVII Всероссийским съездом Советов. Она состояла из 15 глав, включавших 151 статью.

Конституция РСФСР 1937 г. во многом повторяла Конституцию СССР 1936 г. Законы СССР были обязательны на территории РСФСР. РСФСР сохраняла за собой право выхода из СССР.

Граждане всех других республик пользовались на территории РСФСР одинаковыми правами с гражданами России. Каждая автономная республика в составе РСФСР имела свою Конституцию, учитывавшую особенности данной республики.

Главы с III по VIII Конституции посвящены высшим и местным органам власти и управления, которые строились в России в соответствии с Конституцией СССР.

Высшим органам власти РСФСР являлся однопалатный Верховный Совет.

Высшим исполнительным и распорядительным органом РСФСР являлся СНК. Он состоял из председателя, его заместителей, председателя Государственной плановой комиссии РСФСР.

Местные органы власти РСФСР были построены в соответствии с конституцией СССР. Особенностью Конституции России 1937г. является структура отделов краевых, районных и городских исполнительных комитетов.

Глава IХ говорит о бюджете РСФСР. Он составлялся СНК РСФСР и вносился им на утверждение Верховного Совета РСФСР, который публиковался для всеобщего сведения.

Верховный Совет РСФСР избирал бюджетную комиссии, которая докладывала Верховному Совету свое заключение по бюджету.

Глава Х "Суд и прокуратура" полностью соответствует главе IХ Конституции СССР.

Правосудие в РСФСР осуществлялось Верховным Судом РСФСР. Прокурор РСФСР назначался сроком на 5 лет. Органы прокуратуры осуществляли свои функции независимо от каких бы то ни было местных органов, подчинялся только прокурору СССР.

Развитие государственного управления на основе Конституции СССР 1936 г..

Государственное управление строилось и функционировало со второй половины 30-х гг. на новой конституционной основе. Существенно изменились социальная структура общества, социальный характер и состав рабочего класса, крестьянства, интеллигенции, национально-государственное строительство, система государственного управления, идеология и состав аппарата управления, правящего слоя и его верхушки.

Базовыми основами управления в сфере государственного устройства являлись добровольность объединения в союз равноправных республик, четкость распределения предметов ведения и полномочий союзных и республиканских органов власти и управления, суверенность союзных республик.

Конституция определила статус, полномочия, функции, структуру союзных и республиканских, а также местных органов государственного управления, права и обязанности, порядок взаимоотношений союзного и республиканских правительств, наркоматов, местных исполкомов, призванных управлять конкретной отраслью; порядок формирования органов управления Советами депутатов трудящиеся, избираемыми впервые в отечественной истории путем всеобщих, равных, прямых выборов при тайном голосовании в одномандатных округах.

Предусмотрены были права общественных организаций, обществ трудящихся выставлять кандидатов, обязанность депутатов отчитываться перед избирателями о своей работе в органах власти и управления, законный порядок отзыва депутатов.

Участие трудящихся в органах власти и управления обеспечивалось гарантированными и равными правами на труд, отдых, материальную обеспеченность в старости и в случае болезни, потери трудоспособности; бесплатное образование от дошкольного до вузовского и медицинскую помощь.

Основной закон гарантировал свободу слова, печати, собраний, митингов, уличных шествий и демонстраций, объединения в различные общественные организации.

Законодательно закреплена была и такая конституционная основа власти и управления, как роль ВКП (б).

В соответствии с новой Конституцией СССР изменилось правовое обеспечение государственного управления. Усовершенствовано гражданское, семейное, трудовое, уголовное право. Новое колхозное и земельное право учитывало Примерный устав сельскохозяйственной артели.

Непрерывно увеличивались масштабы, объемы государственного управления, конкретизировались функции его органов, создавались новые звенья в связи с усложнившейся социально-экономической и культурной сферами жизни, совершенствовалось отраслевое управление. Из Наркомтяжпрома выделились наркоматы оборонной промышленности, машиностроения. Из Наркомата электростанций и электропромышленности — Наркомат электропромышленности. Создан наркомат по строительству, который возглавил управление огромным строительным производственным комплексом за счет внутригосударственных капитальных вложений без каких-либо иностранных инвестиций.

Возникновению, развитию и специализации новых базовых отраслей способствовало образование наркоматов нефтяной и угольной промышленности на базе Наркомата топливной промышленности. Возникновение двух десятков промышленных наркоматов усилило государственное управление бурно развивающейся индустриализацией страны; механизацию, машинизацию процессов в различных секторах экономики. Обеспечено управление новыми машиностроительными отраслями, что способствовало созданию новой структуры промышленности, отвечающей потребностям индустриальной цивилизации.

Резко возросли объем, параметры государственного управления, роль его союзных органов и исполнительного, раздробленного по ведомствам контрольного аппарата.

В сфере военного управления штаб РККА был преобразован в Генеральный штаб, создан Наркомат Военно-Морского Флота, учреждены главные Военные советы РККА и ВМФ, увеличено число военных округов и окружных военных советов, восстановлен институт военных комиссаров, введены персональные военные звания для командиров, принята личным составом 23 февраля 1939 г. присяга по новому тексту, на чал действовать Закон о всеобщей воинской обязанности. Усилилось партийное руководство, созданы отделы по военной работе в республиканских, краевых, областных, окружных, городских и районных комитетах ВКП(б).

Перестроены судебная система, прокуратура. Органом судебного управления стал новый Наркомат юстиции, который проводил и кодификацию законодательства. Правоохранительная система призвана была обеспечить соблюдение новой Конституции, законов всеми организациями, учреждениями, должностными лицами, гражданами; карать преступников, исправлять и перевоспитывать их, предотвращать преступления во всех сферах общества, в том числе и в управлении.

На основе ст. 126 Конституции СССР утвердилась официально практика совместных решений государственных и партийных органов на всех этажах управления.

Введение

1. История создания Конституции СССР 1936 года

1.1 Разработка Конституции

1.2 Особенности принятия Конституции

2.2 Характерные черты Конституции социалистического типа

3. Сущность и значимость Конституции СССР 1936 года

3.1 Определение социалистической сущности

3.2 Международное значение

Заключение

Список используемых источников и литературы


ВВЕДЕНИЕ

История развития конституций в СССР имеет множество этапов. За все этапы развития Конституция СССР претерпевала самые различные изменения и новшества. Содержание Конституций ССР разных лет менялось в зависимости от государственных и политических изменений.

Предыстория создания и принятия Конституции СССР 1936 года такова. После принятия Конституции СССР 1924 г. союзные республики внесли в свои конституции соответствующие изменения. Одиннадцатого мая 1925 г. XII Всероссийский съезд Советов утвердил новый текст Конституции РСФСР. В ходе заседания Съезда отмечено, что государственные акты Конституции СССР и конституции союзных республик имели важное значение в борьбе трудящихся за упрочение союза рабочего класса с трудящимся крестьянством, за социалистическую индустриализацию страны, коллективизацию сельского хозяйства, проведение культурной революции.

На протяжении десятилетия, последовавшего за принятием Конституции СССР 1924 г., в нее был внесен ряд важных изменений и дополнений, вызванных образованием и вступлением в СССР новых союзных республик- Туркменской, Узбекской, Таджикской, а также преобразованиями, проведенными в системе органов государственного управления - наркоматов в условиях реконструкции народного хозяйства и развернутого наступления социализма по всему фронту.

Новой вехой в конституционном развитии Советского государства явилось принятие Конституции СССР 1936 г. и конституций союзных и автономных республик в 1937-1940 гг. Они закрепили победу социализма в нашей стране, социалистические общественные отношения, дальнейшее развитие социалистического демократизма.

Актуальность исследования Конституции СССР 1936 года обусловлена тем, что для изучения исторических этапов развития государства и права России, имеет огромное значение исследование ее документов и представителей, чем и является данная конституция. Без изучения этапов развития Советской конституции, нельзя понять тот объем работы и масштабов развития исторической мысли государства и права России, который был вложен в разработку и принятие Конституции СССР 1936 года.

Цель работы – комплексное изучение создания, развития, содержания и характерных черт Конституции СССР 1936 года.

Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:

Рассмотреть основные этапы создания Конституции СССР 1936 года

Проанализировать содержание и характерные особенности Конституции СССР 1936 года

Определить сущность и значимость Конституции СССР 1936 года.

Предмет исследования – История государства и права СССР.

Объект исследования – Конституция СССР 1936 года.

В процессе подбора материала для написания данной работы выявилось, что публикации последних лет не полно отражают сущность и значение Конституции СССР 1936 года. Вероятно, это связано с тем, что прошло довольно много времени с момента ее принятия и действия. Поэтому стоит отметить особую историческую значимость изучения Конституции СССР 1936 года как одного из важнейших периодов истории развития отечественного государства и права. Изучению исторического пути Советской Конституции посвятили свои работы Б.П. Кравцов (Советская конституция и ее историческое развитие), С.Л. Ронин (Конституция СССР 1936 года), И.М. Степанов (Развитие Советской Конституции) и др.

Структурно работа представлена введением, тремя главами, заключением и списком используемых источников и литературы.

Первая глава раскрывает историю создания и принятия Конституции СССР 1936 года. Вторая глава отображает ее содержание и характерные особенности. Третья глава раскрывает сущность и значимость Конституции СССР 1936 года.


1. ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ КОНСТИТУЦИИ СССР 1936 ГОДА

1.1 Разработка Конституции

Вступление СССР в новый исторический этап своего развития определило необходимость привести политико-юридическую надстройку советского общества в соответствие с кардинальными изменениями в экономической и социально-политической жизни.

30 января 1935 г. Политбюро ЦК ВКП(б) внесло на рассмотрение Пленума ЦК вопрос о Конституции. Рассмотрев этот вопрос, Пленум решил войти от имени ЦК партии на VII Всесоюзный съезд Советов с предложением о необходимости внесения некоторых изменений в Конституцию СССР в направлении:

а) дальнейшей демократизации избирательной системы: замены не вполне равных выборов равными, многостепенных - прямыми, открытых - закрытыми;

б) уточнения социально-экономической основы Конституции в соответствии с соотношением классовых сил в СССР (создание новой социалистической индустрии, разгром кулачества, победа колхозного строя, утверждение социалистической собственности и т.п.

6 февраля 1935 г. VII Всесоюзный съезд Советов принял постановление, в котором признал вполне правильным и своевременным предложение ЦК ВКП(б), поручил ЦИК СССР избрать Конституционную комиссию для выработки "исправленного текста Конституции СССР" с тем, чтобы внести его затем на утверждение сессии ЦИК Союза ССР. Несмотря на формулировку "исправление текста", на VII съезде Советов речь шла о серьезной перестройке системы высших органов власти по пути движения "к своего рода советским парламентам в республиках и общесоюзному советскому парламенту". Выполняя решение съезда Советов, первая сессия ЦИК Союза ССР VII созыва избрала Конституционную комиссию в составе 31 человека под председательством И. В. Сталина.

7 февраля 1935 г. Конституционная комиссия на своем первом пленарном заседании образовала 12 подкомиссий по подготовке отдельных разделов Конституции. Были созданы следующие подкомиссии: по общим вопросам Конституции, экономическая, финансовая, правовая, по избирательной системе, судебных органов, центральных и местных органов, народного образования, труда, обороны, внешних дел и редакционная (последняя в составе председателей всех подкомиссий).

В состав подкомиссий вошли более 100 видных партийных, государственных профсоюзных, военных деятелей, представителей республик, ученые. Подкомиссии создали рабочие группы, к участию в которых привлекались специалисты различных отраслей. К сбору и обобщению материалов по отдельным проблемам широко привлекались работники многих государственных и общественных организаций, ученые-юристы, ведущие деятели юстиции. Членами Конституционной комиссии были, в частности, избраны Н. В. Крыленко (Наркомюст СССР), П. А. Красиков (Верховный Суд СССР), А. Я. Вышинский (Прокуратура СССР). Несколько позднее, (в июле 1935 г.) в состав правовой комиссии, а также подкомиссии по избирательной системе был введен Е. Б. Пашуканис - директор Института советского строительства и права. Работа комиссии продолжалась до конца 1935 г. Уже в начале работы Конституционной комиссии, ее подкомиссий и рабочих групп выяснилось, что речь должна идти не о внесении некоторых изменений в действующую Конституцию, а о создании новой.

На основе проектов всех разделов Конституции, представленных подкомиссиями, был составлен "Первоначальный проект Конституции СССР", который подвергся уточнениям на заседаниях Редакционной подкомиссии. Почти одновременно в аппарате ЦК ВКП(б) была создана рабочая группа.

К началу апреля 1936 г. она подготовила документ "Черновой набросок Конституции СССР", который 17, 18, 19 и 22 апреля тщательно обсуждался и редактировался на совещаниях членов группы у председателя Конституционной комиссии И. В. Сталина.

Тридцатого апреля 1936 г. проект Конституции, прошедший через Редакционную подкомиссию, был разослан членам Политбюро и членам Конституционной комиссии.

Пятнадцатого мая проект был рассмотрен Конституционной комиссией и утвержден ею с некоторыми поправками. Первого июня 1936 г. проект был обсужден Пленумом ЦК ВКП(б), который принял резолюцию:

а) одобрить в основном проект Конституции СССР, представленный Конституционной комиссией ЦИК Союза ССР;

Пленум ЦИК СССР 11 июня 1930 г. одобрил проект и постановил созвать Всесоюзный съезд Советов и опубликовать проект для обсуждения. Так впервые в истории был применен этот новый политический институт выявления воли трудящихся. Только в условиях победившего социализма, когда были ликвидированы эксплуататорские классы и классовые антагонизмы, оказалось возможным ввести эту демократическую форму.

12 июня 1930 г. текст проекта Конституции был опубликован во всех газетах, передан по радио, aтакже напечатан отдельной брошюрой тиражом более 10 млн. экз. на 100 языках народов СССР. Проект Конституции СССР был переведен также на немецкий, английский, французский и другие иностранные языки.

Проект был детально обсужден на митингах и собраниях на заводах, фабриках, в учреждениях, колхозах, на общих собраниях граждан. В течение пяти с половиной месяцев проект широко обсуждался на страницах 7 тыс. центральных и местных газет. Насколько велика была политическая активность советских людей, можно судить по тому, что уже к 5 ноября 1930 г. Орготдел Президиума ЦИК СССР рассмотрел 13 721 предложений и дополнений, включая опубликованные в 50 центральных и местных газетах, а также изложенные в письмах в адрес ЦИК СССР.

Проект новой Конституции СССР получил в целом полное одобрение. Все дополнения и поправки, которые вносились к проекту,- а их было около 2 млн.- свидетельствовали о стремлении советских людей создать наиболее совершенный Основной Закон государства победившего социализма.

Конституция СССР 1936 г., получившая в свое время название "сталинской", "конституции победившего социализма", была принята VIII Всесоюзным съездом Советов 5 декабря 1936 г. и на второй день была опубликована. С принятием этой Конституции получило юридическое закрепление положение XVII съезда ВКП(б) о том, что социализм в СССР в основном построен. Конституция содержала 13 глав и представляла собой юридическую модель социалистического государства. От прошлых конституций она отличалась всеобъемлющим характером. В ней были представлены основные положения общественного строя, правового статуса граждан, избирательной системы и др. И по форме, и по содержанию новая Конституция представляла собой документ, отвечающий в целом требованиям демократического общества.

Конституция закрепляла в качестве политической основы СССР Советы депутатов трудящихся, а в качестве экономической основы - социалистическую систему хозяйства и социалистическую собственность на орудия и средства производства. ВКП(б) объявлялась руководящим ядром всех организаций трудящихся как общественных, так и государственных (ст. 126).

Существенно изменялась избирательная система. Выборы в советы всех ступеней, которые проводились в соответствии с утвержденным Положением, становились прямыми, всеобщими, а голосование тайным . Активным избирательным правом пользовались все дееспособные граждане, достигшие 18 лет без какой-либо дискриминации, включая и социальное происхождение. Отсутствие оппозиционных партий обеспечивало "нерушимое единство блока коммунистов и беспартийных". Выборы были голосованием без выбора, их превращали во всенародный праздник с народными гуляньями. При подборе кандидатов соблюдалась строгая партийная разнарядка: но профессиональному, возрастному, половому, образовательному и другим признакам.

В Конституции закреплялись две формы собственности: общественная и личная. Общественная собственность имела две разновидности: государственная (общенародная) и кооперативно-колхозная. Это была экономическая опора советской власти.

Конституция закрепила основные положения, касающиеся суда и прокуратуры. Статья 102 гласила: "Правосудие в СССР осуществляется Верховным Судом СССР, Верховными Судами союзных республик, краевыми и областными судами, судами автономных республик и автономных областей, окружными судами, специальными судами СССР, создаваемыми по решению Верховного Совета СССР, народными судами". Конституция определяла статус Верховного Суда как высшей судебной инстанции страны. Все суды избирались сроком на пять лет, кроме народного суда, который избирался на три года. В Конституции закреплялись принципы судопроизводства: независимости суда, открытости, принцип национального языка, права обвиняемого на защиту. Согласно ст. 113 высший надзор за точное исполнение законов всеми учреждениями, должностными лицами и гражданами возлагался на Прокурора СССР. Прокуратура имела строгую вертикаль подчиненности.

Хотя правовой статус личности по иерархии глав в Конституции стоит на десятом месте , спектр предоставляемых прав достаточно широк. Особое внимание обращено на социально-экономический блок: право на труд, на отдых, материальное обеспечение в старости, на образование, охрану здоровья, личную собственность, личную неприкосновенность.

В общественно-политическом плане гражданам СССР дозволялись свобода слова, печати, собраний и митингов, уличных шествий и демонстраций, право на объединение в общественные организации. Гарантировались личная неприкосновенность, охрана личной собственности, тайна переписки, неприкосновенность жилища, право на защиту в суде. Конституция закрепляла свободу совести, однако, ограничивала ее только отношением к религии и свободой атеистической пропаганды.

Наряду с правами закреплялись и обязанности: соблюдать Конституцию, исполнять законы, блюсти трудовую дисциплину, честно исполнять общественный долг, уважать правила социалистического общежития, беречь и укреплять общественную, социалистическую собственность. Все, кто покушался па социалистическую собственность, объявлялись врагами народа . Безусловной обязанностью каждого гражданина были служба в Красной Армии и защита Отечества.

Как ни парадоксально, но провозглашение всех названных прав и свобод только подчеркнуло всю фальшь советской системы. Именно в этот период набирал обороты политический террор, который не прекращался с момента прихода большевиков к власти.

  • Поскольку в бюллетень для голосования вносился единственный претендент, заранее утвержденный в партийных инстанциях, а подсчет осуществлялся под строгим партийным контролем, то результат голосования мог быть предопределен заранее.
  • Для сравнения, в Конституции РФ 1993 г. правам и свободам человека посвящена вторая глава, которая логически продолжает первую, характеризующую общественный строй, и вместе с ней и гл. 9 составляет блок "неприкасаемых глав", т.е. не подлежащих изменению по решению Федерального Собрания.
  • Термин "враг народа" впервые возник во Франции в период якобинской диктатуры.
  • Вопрос 7. Характеристика судебного процесса и система судебных органов в Древнерусском государстве.
  • Вопрос 8. Государственно-политическая структура Руси в период феодальной раздробленности. Государственный строй Новгородской республики.
  • Вопрос 9. Регулирование имущественных отношений по Псковской судной грамоте.
  • Вопрос 10. Понятие преступления и система наказания, суд и процесс по Псковкой судной грамоте.
  • Вопрос 11. Особенности формирования Московского централизованного государства, его общественно-политический строй.
  • Общественный строй Московского государства
  • Государственный строй Московской Руси
  • Вопрос 12. Форма собственности, обязательства, наследственное право в период Московского централизованного государства (по Судебнику 1497 г.)
  • Вопрос 13. Уголовное право, суд и процесс по Судебнику 1497 и 1550 гг.
  • Вопрос 14. Государственный строй России периода сословно-представительной монархии.
  • Вопрос 15. Соборное уложение 1649 г. Общая характеристика. Правовое положение различных сословий.
  • Общественный строй Московского государства
  • Вопрос 16. Правовое регулирование собственности на землю по Соборному уложению 1649 г. Вотчины. Поместья.
  • Вопрос 17. Развитие уголовного права. Преступления и наказания по Соборному уложению 1649 г.
  • 1. Физическим (содействие, практическая помощь, совершение тех же действий, что совершал главный субъект преступления),
  • Вопрос 18. Суд и судебный процесс по Соборному уложению 1649 г.
  • Вопрос 19. Предпосылки возникновения абсолютизма в России, его особенности.
  • Вопрос 20. Государственные реформы Петра 1. Реформы центральных органов власти и управления: царская власть, Сенат, коллегии
  • 3. Реформы местного и городского управления
  • Вопрос 21. Сословные реформы Петра 1 (дворянство, духовенство, крестьянство, горожане).
  • Вопрос 22. Судебные и прокурорские органы России в 18 веке. Попытка отделения суда от администрации. Создание сословных судов (по губернской реформе 1775 г.)
  • Вопрос 23. Право собственности, обязательства, право наследования в 18 веке.
  • Вопрос 24. Изменения в общественном строе России во второй половине 18 веке. Жалованные грамоты дворянству и городам 1785 г.
  • Вопрос 25. Уголовное право и процесс по Воинскому уставу 1716 г.
  • Вопрос 26. Государственный строй России в первой половине 19 веке. Изменения в центральных и местных органах власти и управления.
  • Вопрос 27. Изменения в правовом положении населения России в первой полови 19 века. Законы о состояниях.
  • Вопрос 28. Кодификация русского законодательства в первой половине 19 века. Роль м.М. Сперанского.
  • Вопрос 29. Уложение о наказаниях уголовных и исправительных 1845 г.
  • Вопрос 30. Крестьянская реформа 1861 г
  • Проведение реформы.
  • Вопрос 31. Земская реформа 1864 г. Городская реформа 1870 г. Их роль в становлении местного самоуправления.
  • Вопрос 32. Военная реформа 1864-1874 г.
  • Вопрос 33. Учреждение судебных установлений (новая система судоустройства по судебной реформе 1864 г.)
  • Вопрос 34. Уголовный и гражданский процесс (по судебным уставам 1864 г.)
  • Вопрос 35. Контрреформы 1880-1890 г.
  • 1. Чрезвычайные меры правительства.
  • Вопрос 36. Социальные изменения в начале 20 века. Аграрная реформа п.А. Столыпина.
  • Вопрос 37. Государственная Дума и Государственный совет в начале 20 века. (порядок выборов, структура, функции).
  • Вопрос 38. Изменения в государственном строе России в 1905-1907 г. Основные государственные законы в редакции 1906 г.
  • Вопрос 39. Третьеиньский государственный переворот: суть и значения.
  • Вопрос 41. Февральская буржуазная – демократическая республика в России. Центральные и местные органы власти и управления.
  • Вопрос 42. Высшие органы власти и управления в октябре 1917-1918 г. Установление большевистской однопартийной диктатуры.
  • Вопрос 44. Конституция рсфср 1918 г. (разработка, структура, избирательная система, права и обязанности).
  • Вопрос 45. Создание основ гражданского права в 1917-1920 гг.
  • Вопрос 46. Создание основ семейного права в 1917-1918гг. Кодекс законов об актах гражданского состояния, брачном, семейном и опекунском праве рсфср 1918 г.
  • Вопрос 47. Развитие трудового права в 1917-1920 г.
  • Вопрос 48. Создание основ земельного права в 1917-1918 гг.
  • Вопрос 49. Развитие уголовного права в 1917-1920 гг. Руководящие начала по уголовному праву рсфср 1919 г.
  • Вопрос 50. Создание судебных органов в1917-1920 гг. Декреты о суде.
  • Вопрос 52. Судебная реформа 1922 г. Учреждение прокуратуры и адвокатуры.
  • Вопрос 53. Военная реформа 1924- 1925 гг.
  • 1.Улучшение руководства и совершенствование качества подготовки командного состава,
  • 2.Создание новой системы комплектования Вооруженных Сил,
  • 3.Организацию стройной системы прохождения воинской службы гражданами страны.
  • Вопрос 54. Разработка и принятие Конституции ссср 1924 г. Её основные положения и структурные особенности.
  • Вопрос 55. Развитие гражданского права в 1921-1929 гг. Гражданский кодекс рсфср 1922 г.
  • Вопрос 56. Развитие трудового права в 1921-1929 гг. Кодекс законов о труде рсфср 1922 г.
  • Вопрос 57. Развитие уголовного права в 1921-1921 гг. Уголовные кодексы рсфср 1922 г и 1926 г.
  • Вопрос 58. Развитие семейного права в 1921-1929 гг. Кодекс законов о браке, семье и опеке рсфср 1926 г.
  • Вопрос 59. Развитие земельного права в 1921-1929 гг. Земельный кодекс рсфср 1922 гг.
  • Вопрос 60. Гражданский процессуальный и Уголовно- процессуальный кодексы рсфср 1923 гг.
  • Вопрос 61. Конституция ссср 1936 г: структура и особенности.
  • Вопрос 62. Уголовное право и процесс в 1930-1940 гг. Изменения в законодательстве о государственных и имущественных преступлениях.
  • Вопрос 63. Развитие трудового права в 1930 -1941 гг.
  • Вопрос 64. Развитие гражданского права в 1930-1941 гг.
  • §6. Право
  • Вопрос 65. Развитие земельного и колхозного права в 1930-1941 гг.
  • Вопрос 66. Перестройка государственного аппарата и изменения в праве в период вов.
  • Вопрос 68. Развитие права 1953-начала 60-х гг.
  • Вопрос 69. Конституция ссср 1977 г.
  • Вопрос 70. Общесоюзное и российское право в 70-80-е гг. 20 века.
  • Вопрос 71. Развал ссср и образование снг в 1990-1991 гг.
  • Вопрос 61. Конституция ссср 1936 г: структура и особенности.

    КОНСТИТУЦИЯ СССР 1936 г.

    И КОНСТИТУЦИОННЫЕ ПРЕОБРАЗОВАНИЯ

    Социально-экономические изменения.

    За период с 1924 по 1936 г. (после принятия первой Конституции СССР и до принятия второй) в стране произошли существенные экономические, политические и социальные изменения. Многоукладная экономическая структура была реконструирована с целью усилить государственный плановый сектор. Были ликвидированы остатки эксплуататорских классов , изменился социальный состав интеллигенции и рабочего класса (в его среде появилось много выходцев из деревни).

    Сильные трансформации произошли в среде крестьянства. Сформировался новый правящий слой, создавший свою бюрократию и идеологов. Произошли значительные изменения в сфере национально-государственного строительства. Много перемен произошло также в структуре и системе органов государственного управления и управления народным хозяйством.

    В феврале 1935 г. Пленум ЦК ВКП(б) выступил с инициативой внести изменения в Конституцию (в части уточнения социально-экономической основы общества на новом этапе и изменения избирательной системы).

    Разработка новой конституции.

    Вслед за этим съезд Советов Союза ССР принял соответствующее постановление и поручил ЦИК создать Конституционную комиссию (под председательством Сталина).

    В ее составе были образованы подкомиссии: по общим вопросам, экономическая, финансовая, правовая, по избирательной системе, судебных органов, центральных и местных органов власти, народного образования, труда, обороны, внешних дел, редакционная. В мае 1936 г. проект был подготовлен.

    В ноябре 1936 г. (после публичного обсуждения проекта) на Чрезвычайном VIII съезде Советов проект дополнительно подвергся редактированию: были приняты дополнения, касающиеся выборов и состава Совета Национальностей Верховного Совета, равноправия обеих палат, об ответственности СНК перед Президиумом Верховного Совета, о создании национальных избирательных округов. В начале декабря съезд утвердил проект Конституции.

    Из текста Конституции была исключена знаменитая Декларация прав трудящихся и эксплуатируемого народа. Вместо нее вводились глава об общественном устройстве (гл. I) и глава об основных правах и обязанностях граждан (гл. X).

    Вместо всесоюзных, республиканских и областных съездов Советов Конституция закрепляла систему, включавшую районные, городские, республиканские Советы. Вершину пирамиды составлял Верховный Совет СССР, образованный вместо прежнего ВЦИК.

    Конституция СССР 1936 года.

    Новая Конституция состояла из 13 глав и 146 статей.

    Политическую основу СССР составляли Советы депутатов трудящихся, которым принадлежала вся власть в стране.

    Экономическую основу СССР составляли социалистическая система хозяйства и социалистическая собственность на орудия и средства производства.

    Социалистическая собственность выступала в двух формах: государственной и кооперативно -колхозной. Наряду с социалистической системой хозяйства законом допускалось мелкое индивидуальное, основанное на личном труде хозяйство. Хозяйственная жизнь страны определялась государственным народнохозяйственным планом.

    Труд рассматривался как обязанность.

    Число союзных республик, входивших в состав СССР, с 1922 г. (образования СССР) возросло с четырех до одиннадцати. Закавказская советская федеративная социалистическая республика была ликвидирована в 1936 г, и каждая из входивших в нее республик самостоятельно вошла в состав СССР.

    Государственное устройство страны определялось как федеративное (союзное) объединение республик. Давался исчерпывающий перечень прав федеративных органов, неперечисленные полномочия остались за союзными республиками. Последним предоставлялось право выхода из состава СССР; конституции союзных республик должны были соответствовать Конституции СССР; в случае расхождения союзного и республиканского законов действовал союзный закон. Конституция провоз-

    глашала единое гражданство.

    Верховный совет.

    Высшим органом власти в СССР становился Верховный Совет СССР, наделенный законодательной властью и состоявший из двух палат: Совета Союза и Совета Национальностей.

    Совет Союза избирался по территориальным округам.

    Совет Национальностей - по союзным, автономным республикам, автономным областям и национальным округам.

    Обе палаты признавались равноправными, обе работали в сессионном порядке. В случае непримиримых разногласий при принятии решения Президиум Верховного Совета распускал Верховный Совет и назначал новые выборы. Вместе с тем Президиум был подотчетен Верховному Совету. Президиум издавал указы, проводил референдумы, в период между сессиями Верховного Совета осуществлял высшую власть в государстве, назначал новые выборы.

    По сравнению с предыдущей Конституцией 1924 г. значительно расширилась компетенция союзного правительства (возросло число объединенных наркоматов в центре), особенно в сфере экономических задач.

    Правительство (Совет народных комиссаров СССР) формировалось на совместном заседании обеих палат Верховного Совета. СНК издавал постановления и распоряжения на основе действующих законов, принятых Верховным Советом.

    В Конституции давался перечень союзных (обороны, иностранных дел, внешней торговли, путей сообщения, связи, водного транспорта, тяжелой промышленности, оборонной промышленности) и союзно-республиканских (пищевой, легкой, лесной промышленности, земледелия, зерновых и животноводческих совхозов, финансов, внутренней торговли, внутренних дел, юстиции, здравоохранения) народных комиссариатов. По аналогии с союзными органами центральной власти и управления строилась система органов союзной республики.

    Избирательное право.

    Глава 9 была посвящена изменениям в избирательной системе. Закреплялось всеобщее, равное и прямое избирательное право при тайном голосовании, предоставляемое с 18-летнего возраста. Предшествующее избирательное законодательство (по Конституциям 1918 и 1924 гг.) отменялось.

    Права и свободы граждан.

    В перечне основных прав и связанных с ними обязанностей граждан упоминалось о правах на труд, отдых, материальное обеспечение (в старости, по болезни, при потере трудоспособности), образование (бесплатное). Провозглашалось равенство полов, национальностей, свобода слова, печати, собраний, митингов, шествий и демонстраций, отделение Церкви от государства и школы от Церкви. ВКП(б) объявлялась ≪передовым отрядом трудящихся в их борьбе за укрепление и развитие социалистического строя и представляющим ядро всех организаций трудящихся, как общественных, так и государственных≫.

    На основе новой Конституции в предвоенный период проходила существенная перестройка государственного аппарата. В июле 1937 г. ЦИК СССР, действовавший вплоть до избрания Верховного Совета, утвердил положение о выборах в Верховный Совет и определил срок выборов.

    На первой сессии Верховного Совета был избран Президиум, образовано правительство (СНК), назначен Прокурор СССР, избраны постоянные комиссии обеих палат.

    В июне 1938 г. прошли выборы в Верховные Советы союзных и автономных республик, в декабре 1939 г. - выборы в краевые, областные, окружные, районные, городские, сельские и поселковые Советы.

    Союзные респулбики.

    Изменение состава Союза ССР в 1939 г. после вхождения в него новых территорий (Западная Украина и Белоруссия) было юридически оформлено рядом правовых актов.

    Аналогичные акты были приняты в начале августа 1940 г. по поводу вхождения в состав СССР Молдавской, Литовской, Латвийской и Эстонской советских республик.

    Указом Президиума Верховного Совета СССР (ноябрь 1940 г.) на территории трех прибалтийских республик временно вводилось в действие уголовное, гражданское и трудовое законодательство РСФСР, а на территории Молдавской ССР (в декабре 1940 г.) - законодательство Украинской ССР.

    Одна ст.6 только чего стоит…

    КОНСТИТУЦИЯ

    (Основной Закон)

    СОЮЗА СОВЕТСКИХ СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ РЕСПУБЛИК

    Утверждена Чрезвычайным VIII съездом Советов Союза ССР
    5 декабря 1936 года
    (с последующими изменениями и дополнениями)

    ГЛАВА I ОБЩЕСТВЕННОЕ УСТРОЙСТВО

    СТАТЬЯ 1. Союз Советских Социалистических Республик есть социалистическое государство рабочих и крестьян.

    СТАТЬЯ 2. Политическую основу СССР составляют Советы депутатов трудящихся, выросшие и окрепшие в результате свержения власти помещиков и капиталистов и завоевания диктатуры пролетариата.

    СТАТЬЯ 3. Вся власть в СССР принадлежит трудящимся города и деревни в лице Советов депутатов трудящихся.

    СТАТЬЯ 4. Экономическую основу СССР составляют социалистическая система хозяйства и социалистическая собственность на орудия и средства производства, утвердившиеся в результате ликвидации капиталистической системы хозяйства, отмены частной собственности на орудия и средства производства и уничтожения эксплоатации человека человеком.

    СТАТЬЯ 5. Социалистическая собственность в СССР имеет либо форму государственной собственности (всенародное достояние), либо форму кооперативно-колхозной собственности (собственность отдельных колхозов, собственность кооперативных объединений).

    СТАТЬЯ 6. Земля, ее недра, воды, леса, заводы, фабрики, шахты, рудники, железнодорожный, водный и воздушный транспорт, банки, средства связи, организованные государством крупные сельскохозяйственные предприятия (совхозы, машинотракторные станции и т.п.), а также коммунальные предприятия и основной жилищный фонд в городах и промышленных пунктах являются государственной собственностью, то есть всенародным достоянием.

    СТАТЬЯ 7. Общественные предприятия в колхозах и кооперативных организациях с их живым и мертвым инвентарем, производимая колхозами и кооперативными организациями продукция, равно как их общественные постройки составляют общественную, социалистическую собственность колхозов и кооперативных организаций. Каждый колхозный двор, кроме основного дохода от общественного колхозного хозяйства, имеет в личном пользовании небольшой приусадебный участок земли и в личной собственности подсобное хозяйство на приусадебном участке, жилой дом, продуктивный скот, птицу и мелкий сельскохозяйственный инвентарь – согласно устава сельскохозяйственной артели.

    СТАТЬЯ 8. Земля, занимаемая колхозами, закрепляется за ними в бесплатное и бессрочное пользование, то есть навечно.

    СТАТЬЯ 9. Наряду с социалистической системой хозяйства, являющейся господствующей формой хозяйства в СССР, допускается законом мелкое частное хозяйство единоличных крестьян и кустарей, основанное на личном труде и исключающее эксплоатацию чужого труда.

    СТАТЬЯ 10. Право личной собственности граждан на их трудовые доходы и сбережения, на жилой дом и подсобное домашнее хозяйство, на предметы домашнего хозяйства и обихода, на предметы личного потребления и удобства, равно как право наследования личной собственности граждан – охраняются законом.

    СТАТЬЯ 11. Хозяйственная жизнь СССР определяется и направляется государственным народно-хозяйственным планом в интересах увеличения общественного богатства, неуклонного подъема материального и культурного уровня трудящихся, укрепления независимости СССР и усиления его обороноспособности.

    СТАТЬЯ 12. Труд в СССР является обязанностью и делом чести каждого способного к труду гражданина по принципу: «кто не работает, тот не ест». В СССР осуществляется принцип социализма: «от каждого по его способности, каждому – по его труду».

    ГЛАВА II ГОСУДАРСТВЕННОЕ УСТРОЙСТВО

    СТАТЬЯ 13. Союз Советских Социалистических Республик есть союзное государство, образованное на основе добровольного объединения равноправных Советских Социалистических Республик:

    Российской Советской Федеративной Социалистической Республики Украинской Советской Социалистической Республики, Белорусской Советской Социалистической Республики, Азербайджанской Советской Социалистической Республики, Грузинской Советской Социалистической Республики, Армянской Советской Социалистической Республики, Туркменской Советской Социалистической Республики, Узбекской Советской Социалистической Республики, Таджикской Советской Социалистической Республики, Казахской Советской Социалистической Республики, Киргизской Советской Социалистической Республики.

    СТАТЬЯ 14. Ведению Союза Советских Социалистических Республик в лице его высших органов власти и органов государственного управления подлежат:

    а) представительство Союза в международных сношениях, заключение и ратификация договоров с другими государствами;

    б) вопросы войны и мира;

    в) принятие в состав СССР новых республик;

    г) контроль за исполнением Конституции СССР и обеспечение соответствия Конституций союзных республик с Конституцией СССР;

    д) утверждение изменений границ между союзными республиками;

    е) утверждение образования новых краев и областей, а также новых автономных республик в составе союзных республик;

    ж) организация обороны СССР и руководство всеми вооруженными силами СССР;

    з) внешняя торговля на основе государственной монополии;

    и) охрана государственной безопасности;

    к) установление народно-хозяйственных планов СССР;

    л) утверждение единого государственного бюджета СССР, а также налогов и доходов, поступающих на образование бюджетов союзного, республиканских и местных;

    м) управление банками, промышленными и сельскохозяйственными учреждениями и предприятиями, а также торговыми предприятиями общесоюзного значения;

    н) управление транспортом и связью;

    о) руководство денежной и кредитной системой;

    п) организация государственного страхования;

    р) заключение и предоставление займов;

    с) установление основных начал землепользования, а равно пользования недрами, лесами и водами;

    т) установление основных начал в области просвещения и здравоохранения;

    у) организация единой системы народно-хозяйственного учета;

    ф) установление основ законодательства о труде;

    х) законодательство о судоустройстве и судопроизводстве; уголовный и гражданский кодексы;

    ц) законы о союзном гражданстве; законы о правах иностранцев;

    ч) издание общесоюзных актов об амнистии.

    СТАТЬЯ 15. Суверенитет союзных республик ограничен лишь в пределах, указанных в статье 14 Конституции СССР. Вне этих пределов каждая Союзная республика осуществляет государственную власть самостоятельно. СССР охраняет суверенные права союзных республик.

    СТАТЬЯ 16. Каждая Союзная республика имеет свою Конституцию, учитывающую особенности республики и построенную в полном соответствии с Конституцией СССР.

    СТАТЬЯ 17. За каждой Союзной республикой сохраняется право свободного выхода из СССР.

    СТАТЬЯ 18. Территория союзных республик не может быть изменяема без их согласия.

    СТАТЬЯ 19. Законы СССР имеют одинаковую силу на территории всех союзных республик.

    СТАТЬЯ 20. В случае расхождения закона Союзной республики с законом общесоюзным, действует общесоюзный закон.

    СТАТЬЯ 21. Для граждан СССР устанавливается единое союзное гражданство. Каждый гражданин Союзной республики является гражданином СССР.

    СТАТЬЯ 22. Российская Советская Федеративная Социалистическая Республика состоит из краев: Азово-Черноморского, Дальне-Восточного, Западно-Сибирского, Красноярского, Северо-Кавказского; областей: Воронежской, Восточно-Сибирской, Горьковской, Западной, Ивановской, Калининской, Кировской, Куйбышевской, Курской, Ленинградской, Московской, Омской, Оренбургской, Саратовской, Свердловской, Северной, Сталинградской, Челябинской, Ярославской; автономных советских социалистических республик: Татарской, Башкирской, Дагестанской, Бурят-Монгольской, Кабардино-Балкарской, Калмыцкой, Карельской, Коми, Крымской, Марийской, Мордовской, Немцев Поволжья, Северо-Осетинской, Удмуртской, Чечено-Ингушской, Чувашской, Якутской; автономных областей: Адыгейской, Еврейской, Карачаевской, Ойротской, Хакасской, Черкесской.

    СТАТЬЯ 23. Украинская Советская Социалистическая Республика состоит из областей: Винницкой, Днепропетровской, Донецкой, Киевской, Одесской, Харьковской, Черниговской и Молдавской Автономной Советской Социалистической Республики.

    СТАТЬЯ 24. В Азербайджанской Советской Социалистической Республике состоят Нахичеванская Автономная Советская Социалистическая Республика и Нагорно-Карабахская автономная область.

    СТАТЬЯ 25. В Грузинской Советской Социалистической Республике состоят: Абхазская АССР, Аджарская АССР, Юго-Осетинская автономная область.

    СТАТЬЯ 26. В Узбекской Советской Социалистической Республике состоит Кара-Калпакская АССР.

    СТАТЬЯ 27. В Таджикской Советской Социалистической Республике состоит Горно-Бадахшанская автономная область.

    СТАТЬЯ 28. Казахская Советская Социалистическая Республика состоит из областей: Актюбинской, Алма-Атинской, Восточно-Казахстанской, Западно-Казахстанской, Карагандинской, Кустанайской, Северо-Казахстанской, Южно-Казахстанской.

    СТАТЬЯ 29. Армянская ССР, Белорусская ССР, Туркменская ССР и Киргизская ССР не имеют в своем составе автономных республик, равно как краев и областей.

    ГЛАВА III ВЫСШИЕ ОРГАНЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ СОЮЗА СОВЕТСКИХ СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ РЕСПУБЛИК

    СТАТЬЯ 30. Высшим органом государственной власти СССР является Верховный Совет СССР.

    СТАТЬЯ 31. Верховный Совет СССР осуществляет все права, присвоенные Союзу Советских Социалистических Республик согласно статьи 14 Конституции, поскольку они не входят, в силу Конституции, в компетенцию подотчетных Верховному Совету СССР органов СССР: Президиума Верховного Совета СССР, Совета Народных Комиссаров СССР и Народных Комиссариатов СССР.

    СТАТЬЯ 32. Законодательная власть СССР осуществляется исключительно Верховным Советом СССР.

    СТАТЬЯ 33. Верховный Совет СССР состоит из двух палат: Совета Союза и Совета Национальностей.

    СТАТЬЯ 34. Совет Союза избирается гражданами СССР по избирательным округам по норме: один депутат на 300 тысяч населения.

    СТАТЬЯ 35. Совет Национальностей избирается гражданами СССР по союзным и автономным республикам, автономным областям и национальным округом по норме: по 25 депутатов от каждой союзной республики, по 11 депутатов от каждой автономной республики, по 5 депутатов от каждой автономной области и по одному депутату от каждого национального округа.

    СТАТЬЯ 36. Верховный Совет СССР избирается сроком на четыре года.

    СТАТЬЯ 37. Обе палаты Верховного Совета СССР: Совет Союза и Совет Национальностей равноправны.

    СТАТЬЯ 38. Совету Союза и Совету Национальностей в одинаковой мере принадлежит законодательная инициатива.

    СТАТЬЯ 39. Закон считается утвержденным, если он принят обеими палатами Верховного Совета СССР простым большинством каждой.

    СТАТЬЯ 40. Законы, принятые Верховным Советом СССР, публикуются на языках союзных республик за подписями председателя и секретаря Президиума Верховного Совета СССР.

    СТАТЬЯ 41. Сессии Совета Союза и Совета Национальностей начинаются и заканчиваются одновременно.

    СТАТЬЯ 42. Совет Союза избирает председателя Совета Союза и двух его заместителей.

    СТАТЬЯ 43. Совет Национальностей избирает председателя Совета Национальностей и двух его заместителей.

    СТАТЬЯ 44. Председатели Совета Союза и Совета Национальностей руководят заседаниями соответствующих палат и ведают их внутренним распорядком.

    СТАТЬЯ 45. Совместные заседания обеих палат Верховного Совета СССР ведут поочередно председатели Совета Союза и Совета Национальностей.

    СТАТЬЯ 46. Сессии Верховного Совета СССР созываются Президиумом Верховного Совета СССР два раза в год. Внеочередные сессии созываются Президиумом Верховного Совета СССР по его усмотрению или по требованию одной из союзных республик.

    СТАТЬЯ 47. В случае разногласия между Советом Союза и Советом Национальностей вопрос передается на разрешение согласительной комиссии, образованной на паритетных началах. Если согласительная комиссия не приходит к согласному решению или если ее решение не удовлетворяет одну из палат, вопрос рассматривается вторично в палатах. При отсутствии согласного решения двух палат, Президиум Верховного Совета СССР распускает Верховный Совет СССР и назначает новые выборы.

    СТАТЬЯ 48. Верховный Совет СССР избирает на совместном заседании обеих палат Президиум Верховного Совета СССР в составе: председателя Президиума Верховного Совета СССР, одиннадцати его заместителей, секретаря Президиума и 24 членов Президиума. Президиум Верховного Совета СССР подотчетен Верховному Совету СССР во всей своей деятельности.

    СТАТЬЯ 49. Президиум Верховного Совета СССР:

    а) созывает сессии Верховного Совета СССР;

    б) дает толкование действующих законов СССР, издает указы;

    в) распускает Верховный Совет СССР на основании 47 статьи Конституции СССР и назначает новые выборы;

    г) производит всенародный опрос (референдум) по своей инициативе или по требованию одной из союзных республик;

    д) отменяет постановления и распоряжения Совета Народных Комиссаров СССР и Советов Народных Комиссаров союзных республик в случае их несоответствия закону;

    е) в период между сессиями Верховного Совета СССР освобождает от должности и назначает отдельных Народных Комиссаров СССР по представлению председателя Совета Народных Комиссаров СССР с последующим внесением на утверждение Верховного Совета СССР;

    ж) награждает орденами и присваивает почетные звания СССР;

    з) осуществляет право помилования;

    и) назначает и сменяет высшее командование вооруженных сил СССР;

    к) в период между сессиями Верховного Совета СССР объявляет состояние войны в случае военного нападения на СССР или в случае необходимости выполнения международных договорных обязательств по взаимной обороне от агрессии;

    л) объявляет общую и частичную мобилизацию;

    м) ратифицирует международные договоры;

    н) назначает и отзывает полномочных представителей СССР в иностранных государствах;

    о) принимает верительные и отзывные грамоты аккредитованных при нем дипломатических представителей иностранных государств.

    СТАТЬЯ 50. Совет Союза и Совет Национальностей избирают мандатные комиссии, которые проверяют полномочия депутатов каждой палаты. По представлению мандатной комиссии палаты решают либо признать полномочия, либо кассировать выборы отдельных депутатов.

    СТАТЬЯ 51. Верховный Совет СССР назначает, когда он сочтет необходимым, следственные и ревизионные комиссии по любому вопросу. Все учреждения и должностные лица обязаны выполнять требования этих комиссий и представлять им необходимые материалы и документы.

    СТАТЬЯ 52. Депутат Верховного Совета СССР не может быть привлечен к судебной ответственности или арестован без согласия Верховного Совета СССР, а в период, когда нет сессии Верховного Совета СССР, – без согласия Президиума Верховного Совета СССР.

    СТАТЬЯ 53. По истечении полномочий или после досрочного роспуска Верховного Совета СССР Президиум Верховного Совета СССР сохраняет свои полномочия вплоть до образования вновь избранным Верховным Советом СССР нового Президиума Верховного Совета СССР.

    СТАТЬЯ 54. По истечении полномочий или в случае досрочного роспуска Верховного Совета СССР Президиум Верховного Совета СССР назначает новые выборы в срок не более двух месяцев со дня истечения полномочий или роспуска Верховного Совета СССР.

    СТАТЬЯ 55. Вновь избранный Верховный Совет СССР созывается Президиумом Верховного Совета СССР прежнего состава не позже, как через месяц после выборов.

    СТАТЬЯ 56. Верховный Совет СССР образует на совместном заседании обеих палат Правительство СССР – Совет Народных Комиссаров СССР.

    ГЛАВА IV ВЫСШИЕ ОРГАНЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ СОЮЗНЫХ РЕСПУБЛИК

    СТАТЬЯ 57. Высшим органом государственной власти Союзной республики является Верховный Совет Союзной республики.

    СТАТЬЯ 58. Верховный Совет Союзной республики избирается гражданами республики сроком на четыре года. Нормы представительства устанавливаются Конституциями союзных республик.

    СТАТЬЯ 59. Верховный Совет Союзной республики является единственным законодательным органом республики.

    СТАТЬЯ 60. Верховный Совет Союзной республики:

    а) принимает Конституцию республики и вносит в нее изменения в соответствии со статьей 16 Конституции СССР;

    б) утверждает Конституции находящихся в ее составе автономных республик и определяет границы их территории;

    в) утверждает народно-хозяйственный план и бюджет республики;

    г) пользуется правом амнистии и помилования граждан, осужденных судебными органами Союзной республики.

    СТАТЬЯ 61. Верховный Совет Союзной республики избирает Президиум Верховного Совета Союзной республики в составе: председателя Президиума Верховного Совета Союзной республики, его заместителей, секретаря Президиума и членов Президиума Верховного Совета Союзной республики. Полномочия Президиума Верховного Совета Союзной республики определяются Конституцией Союзной республики.

    СТАТЬЯ 62. Для ведения заседаний Верховный Совет Союзной республики избирает своего председателя и его заместителей.

    СТАТЬЯ 63. Верховный Совет Союзной республики образует Правительство Союзной республики – Совет Народных Комиссаров Союзной республики.

    ГЛАВА V ОРГАНЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ СОЮЗА СОВЕТСКИХ СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ РЕСПУБЛИК

    СТАТЬЯ 64. Высшим исполнительным и распорядительным органом государственной власти Союза Советских Социалистических Республик является Совет Народных Комиссаров СССР.

    СТАТЬЯ 65. Совет Народных Комиссаров СССР ответственен перед Верховным Советом СССР и ему подотчетен, а в период между сессиями Верховного Совета – перед Президиумом Верховного Совета СССР, которому подотчетен.

    СТАТЬЯ 66. Совет Народных Комиссаров СССР издает постановления и распоряжения на основе и во исполнение действующих законов и проверяет исполнение.

    СТАТЬЯ 67. Постановления и распоряжения Совета Народных Комиссаров СССР обязательны к исполнению на всей территории СССР.

    СТАТЬЯ 68. Совет Народных Комиссаров СССР:

    а) объединяет и направляет работу общесоюзных и союзно-республиканских Народных Комиссариатов СССР и других подведомственных ему хозяйственных и культурных учреждений;

    б) принимает меры по осуществлению народно-хозяйственного плана, государственного бюджета и укреплению кредитно-денежной системы;

    в) принимает меры по обеспечению общественного порядка, защите интересов государства и охране прав граждан;

    г) осуществляет общее руководство в области сношений с иностранными государствами;

    д) определяет ежегодные контингенты граждан, подлежащих призыву на действительную военную службу, руководит общим строительством вооруженных сил страны;

    е) образует, в случае необходимости, специальные комитеты и Главные Управления при Совете Народных Комиссаров СССР по делам хозяйственного, культурного и оборонного строительства.

    СТАТЬЯ 69. Совет Народных Комиссаров СССР имеет право по отраслям управления и хозяйства, отнесенным к компетенции СССР, приостанавливать постановления и распоряжения Советов Народных Комиссаров Союзных республик и отменять приказы и инструкции Народных Комиссаров СССР.

    СТАТЬЯ 70. Совет Народных Комиссаров СССР образуется Верховным Советом СССР в составе: Председателя Совета Народных Комиссаров СССР; Заместителей председателя Совета Народных Комиссаров СССР; Председателя Государственной плановой комиссии СССР; Председателя Комиссии советского контроля; Народных Комиссаров СССР; Председателя Комитета заготовок; Председателя Комитета по делам искусств; Председателя Комитета по делам высшей школы.

    СТАТЬЯ 71. Правительство СССР или Народный Комиссар СССР, к которым обращен запрос депутата Верховного Совета СССР, обязаны не более чем в трехдневный срок дать устный или письменный ответ в соответствующей палате.

    СТАТЬЯ 72. Народные Комиссары СССР руководят отраслями государственного управления, входящими в компетенцию СССР.

    СТАТЬЯ 73. Народные Комиссары СССР издают в пределах компетенции соответствующих Народных Комиссариатов приказы и инструкции на основании и во исполнение действующих законов, а также постановлений и распоряжений Совета Народных Комиссаров СССР и проверяют их исполнение.

    СТАТЬЯ 74. Народные Комиссариаты СССР являются или общесоюзными или союзно-республиканскими.

    СТАТЬЯ 75. Общесоюзные Народные Комиссариаты руководят порученной им отраслью государственного управления на всей территории СССР или непосредственно или через назначаемые ими органы.

    СТАТЬЯ 76. Союзно-республиканские Народные Комиссариаты руководят порученной им отраслью государственного управления, как правило, через одноименные Народные Комиссариаты союзных республик и управляют непосредственно лишь определенным ограниченным числом предприятий по списку, утверждаемому Президиумом Верховного Совета СССР.

    СТАТЬЯ 77. К общесоюзным Народным Комиссариатам относятся Народные Комиссариаты: Обороны; Иностранных дел; Внешней торговли; Путей сообщения; Связи; Водного транспорта; Тяжелой промышленности; Оборонной промышленности.

    СТАТЬЯ 78. К союзно-республиканским Народным Комиссариатам относятся Народные Комиссариаты: Пищевой промышленности; Легкой промышленности; Лесной промышленности; Земледелия; Зерновых и животноводческих совхозов; Финансов; Внутренней торговли; Внутренних дел; Юстиции; Здравоохранения.

    ГЛАВА VI ОРГАНЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ СОЮЗНЫХ РЕСПУБЛИК

    СТАТЬЯ 79. Высшим исполнительным и распорядительным органом государственной власти Союзной республики является Совет Народных Комиссаров Союзной республики.

    СТАТЬЯ 80. Совет Народных Комиссаров Союзной республики ответственен перед Верховным Советом Союзной республики и ему подотчетен, а в период между сессиями Верховного Совета Союзной республики – перед Президиумом Верховного Совета Союзной республики, которому подотчетен.

    СТАТЬЯ 81. Совет Народных Комиссаров Союзной республики издает постановления и распоряжения на основе и во исполнение действующих законов СССР и Союзной республики, постановлений и распоряжений Совета Неродных Комиссаров СССР и проверяет их исполнение.

    СТАТЬЯ 82. Совет Народных Комиссаров Союзной республики имеет право приостанавливать постановления и распоряжения Советов Народных Комиссаров автономных республик и отменять решения и распоряжения исполнительных комитетов советов депутатов трудящихся краев, областей и автономных областей.

    СТАТЬЯ 83. Совет Народных Комиссаров Союзной республики образуется Верховным Советом Союзной республики в составе: Председателя Совета Народных Комиссаров Союзной республики; Заместителей председателя; Председателя Государственной плановой комиссии; Народных Комиссаров: Пищевой промышленности; Легкой промышленности; Лесной промышленности; Земледелия; Зерновых и животноводческих совхозов; Финансов; Внутренней торговли; Внутренних дел; Юстиции; Здравоохранения; Просвещения; Местной промышленности; Коммунального хозяйства; Социального обеспечения; Уполномоченного Комитета заготовок; Начальника Управления по делам искусств; Уполномоченных общесоюзных Народных Комиссариатов.

    СТАТЬЯ 84. Народные Комиссары Союзной республики руководят отраслями государственного управления, входящими в компетенцию Союзной республики.

    СТАТЬЯ 85. Народные Комиссары Союзной республики издают в пределах компетенции соответствующих Народных Комиссариатов приказы и инструкции на основании и во исполнение законов СССР и Союзной республики, постановлений и распоряжений Совета Народных Комиссаров СССР и Союзной республики, приказов и инструкций союзно-республиканских Народных Комиссариатов СССР.

    СТАТЬЯ 86. Народные Комиссариаты Союзной республики являются союзно-республиканскими или республиканскими.

    СТАТЬЯ 87. Союзно-республиканские Народные Комиссариаты руководят порученной им отраслью государственного. управления, подчиняясь как Совету Народных Комиссаров Союзной республики, так и соответствующему союзно-республиканскому Народному Комиссариату СССР.

    СТАТЬЯ 88. Республиканские Народные Комиссариаты руководят порученной им отраслью государственного управления, подчиняясь непосредственно Совету Народных Комиссаров Союзной республики.

    ГЛАВА VII ВЫСШИЕ ОРГАНЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ АВТОНОМНЫХ СОВЕТСКИХ СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ РЕСПУБЛИК

    СТАТЬЯ 89. Высшим органом государственной власти Автономной республики является Верховный Совет АССР.

    СТАТЬЯ 90. Верховный Совет Автономной республики избирается гражданами республики сроком на четыре года по нормам представительства, устанавливаемым Конституцией Автономной республики.

    СТАТЬЯ 91. Верховный Совет Автономной республики является единственным законодательным органом АССР.

    СТАТЬЯ 92. Каждая Автономная республика имеет свою Конституцию, учитывающую особенности Автономной республики и построенную в полном соответствии с Конституцией Союзной республики.

    СТАТЬЯ 93. Верховный Совет Автономной республики избирает Президиум Верховного Совета Автономной республики и образует Совет Народных Комиссаров Автономной республики, согласно своей Конституции.

    ГЛАВА VIII МЕСТНЫЕ ОРГАНЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ

    СТАТЬЯ 94. Органами государственной власти в краях, областях, автономных областях, округах, районах, городах, селах (станицах, деревнях, хуторах, кишлаках, аулах) являются Советы депутатов трудящихся.

    СТАТЬЯ 95. Краевые, областные, автономных областей, окружные, районные, городские, сельские (станиц, деревень, хуторов, кишлаков, аулов) Советы депутатов трудящихся избираются соответственно трудящимися края, области, автономной области, округа, района, города, села сроком на два года.

    СТАТЬЯ 96. Нормы представительства в Советы депутатов трудящихся определяются Конституциями союзных республик.

    СТАТЬЯ 97. Советы депутатов трудящихся руководят деятельностью подчиненных им органов управления, обеспечивают охрану государственного порядка, соблюдение законов и охрану прав граждан, руководят местным хозяйственным и культурным строительством, устанавливают местный бюджет.

    СТАТЬЯ 98. Советы депутатов трудящихся принимают решения и дают распоряжения в пределах прав, предоставленных им законами СССР и Союзной республики.

    СТАТЬЯ 99. Исполнительными и распорядительными органами краевых, областных, автономных областей, окружных, районных, городских и сельских Советов депутатов трудящихся являются избираемые ими исполнительные комитеты в составе г председателя, его заместителей, секретаря и членов.

    СТАТЬЯ 100. Исполнительным и распорядительным органом сельских Советов депутатов трудящихся в небольших поселениях, в соответствии с Конституциями союзных республик, являются избираемые ими председатель, его заместитель и секретарь.

    СТАТЬЯ 101. Исполнительные органы Советов депутатов трудящихся непосредственно подотчетны как Совету депутатов трудящихся, их избравшему, так и исполнительному органу вышестоящего Совета депутатов трудящихся.

    ГЛАВА IX СУД И ПРОКУРАТУРА

    СТАТЬЯ 102. Правосудие в СССР осуществляется Верховным Судом СССР, Верховными Судами союзных республик, краевыми и областными судами, судами автономных республик и автономных областей, окружными судами, специальными судами СССР, создаваемыми по постановлению Верховного Совета СССР, народными судами.

    СТАТЬЯ 103. Рассмотрение дел во всех судах осуществляется с участием народных заседателей, кроме случаев, специально предусмотренных законом.

    СТАТЬЯ 104. Верховный Суд СССР является высшим судебным органом. На Верховный Суд СССР возлагается надзор за судебной деятельностью всех судебных органов СССР и союзных республик.

    СТАТЬЯ 105. Верховный Суд СССР и специальные суды СССР избираются Верховным Советом СССР сроком на пять лет.

    СТАТЬЯ 106. Верховные Суды союзных республик избираются Верховными Советами союзных республик сроком на пять лет.

    СТАТЬЯ 107. Верховные Суды автономных республик избираются Верховными Советами автономных республик сроком на пять лет.

    СТАТЬЯ 108. Краевые и областные суды, суды автономных областей, окружные суды избираются краевыми, областными или окружными Советами депутатов трудящихся или советами депутатов трудящихся автономных областей сроком на пять лет.

    СТАТЬЯ 109. Народные суды избираются гражданами района на основе всеобщего, прямого и равного избирательного права при тайном голосовании – сроком на три года.

    СТАТЬЯ 110. Судопроизводство ведется на языке союзной или автономной республики или автономной области с обеспечением для лиц, не владеющих этим языком, полного ознакомлении с материалами дела через переводчика, а также права выступать на суде на родном языке

    СТАТЬЯ 111. Разбирательство дел во всех судах СССР открытое, поскольку законом не предусмотрены исключения, с обеспечением обвиняемому права на защиту.

    СТАТЬЯ 112. Судьи независимы и подчиняются только закону.

    СТАТЬЯ 113. Высший надзор за точным исполнением законов всеми Народными Комиссариатами и подведомственными им учреждениями, равно как отдельными должностными лицами, а также гражданами СССР возлагается на Прокурора СССР.

    СТАТЬЯ 114. Прокурор СССР назначается Верховным Советом СССР сроком на семь лет.

    СТАТЬЯ 115. Республиканские, краевые, областные прокуроры, а также прокуроры автономных республик и автономных областей назначаются Прокурором СССР сроком на пять лет.

    СТАТЬЯ 116. Окружные, районные и городские прокуроры назначаются прокурорами союзных республик с утверждения Прокурора СССР сроком на пять лет.

    СТАТЬЯ 117. Органы прокуратуры осуществляют свои функции независимо от каких бы то ни было местных органов, подчиняясь только Прокурору СССР.

    ГЛАВА X ОСНОВНЫЕ ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ ГРАЖДАН

    СТАТЬЯ 118. Граждане СССР имеют право на труд, то есть право на получение гарантированной работы с оплатой их труда в соответствии с его количеством и качеством.

    Право на труд обеспечивается социалистической организацией народного хозяйства, неуклонным ростом производительных сил советского общества, устранением возможности хозяйственных кризисов и ликвидацией безработицы.

    СТАТЬЯ 119. Граждане СССР имеют право на отдых.

    Право на отдых обеспечивается сокращением рабочего дня для подавляющего большинства рабочих до 7 часов, установлением ежегодных отпусков рабочим и служащим с сохранением заработной платы, предоставлением для обслуживания трудящихся широкой сети санаториев, домов отдыха, клубов.

    СТАТЬЯ 120. Граждане СССР имеют право на материальное обеспечение в старости, а также – в случае болезни и потери трудоспособности.

    Это право обеспечивается широким развитием социального страхования рабочих и служащих за счет государства, бесплатной медицинской помощью трудящимся, предоставлением в пользование трудящимся широкой сети курортов.

    СТАТЬЯ 121. Граждане СССР имеют право на образование.

    Это право обеспечивается всеобще-обязательным начальным образованием, бесплатностью образования, включая высшее образование, системой государственных стипендий подавляющему большинству учащихся в высшей школе, обучением в школах на родном языке, организацией на заводах, в совхозах, машинотракторных станциях и колхозах бесплатного производственного, технического и агрономического обучения трудящихся.

    СТАТЬЯ 122. Женщине в СССР предоставляются равные права с мужчиной во всех областях хозяйственной, государственной, культурной и общественно-политической жизни.

    Возможность осуществления этих прав женщин обеспечивается предоставлением женщине равного с мужчиной права на труд, оплату труда, отдых, социальное страхование и образование, государственной охраной интересов матери и ребенка, предоставлением женщине при беременности отпусков с сохранением содержания, широкой сетью родильных домов, детских ясель и садов.

    СТАТЬЯ 123. Равноправие граждан СССР, независимо от их национальности и расы, во всех областях хозяйственной, государственной, культурной и общественно-политической жизни является непреложным законом.

    Какое бы то ни было прямое или косвенное ограничение прав или, наоборот, установление прямых или косвенных преимуществ граждан в зависимости от их расовой и национальной принадлежности, равно как всякая проповедь расовой или национальной исключительности, или ненависти и пренебрежения – караются законом.

    СТАТЬЯ 124. В целях обеспечения за гражданами свободы совести церковь в СССР отделена от государства и школа от церкви. Свобода отправления религиозных культов и свобода антирелигиозной пропаганды признается за всеми гражданами.

    СТАТЬЯ 125. В соответствии с интересами трудящихся и в целях укрепления социалистического строя гражданам СССР гарантируется законом:

    а) свобода слова,

    б) свобода печати,

    в) свобода собраний и митингов,

    г) свобода уличных шествий и демонстраций.

    Эти права граждан обеспечиваются предоставлением трудящимся и их организациям типографий, запасов бумаги, общественных зданий, улиц, средств связи и других материальных условий, необходимых для их осуществления.

    СТАТЬЯ 126. В соответствии с интересами трудящихся и в целях развития организационной самодеятельности и политической активности народных масс гражданам СССР обеспечивается право объединения в общественные организации: профессиональные союзы, кооперативные объединения, организации молодежи, спортивные и оборонные организации, культурные, технические и научные общества, а наиболее активные и сознательные граждане из рядов рабочего класса и других слоев трудящихся объединяются во Всесоюзную коммунистическую партию (большевиков), являющуюся передовым отрядом трудящихся в их борьбе за укрепление и развитие социалистического строя и представляющую руководящее ядро всех организаций трудящихся, как общественных, так и государственных.

    СТАТЬЯ 127. Гражданам СССР обеспечивается неприкосновенность личности. Никто не может быть подвергнут аресту иначе как по постановлению суда или с санкции прокурора.

    СТАТЬЯ 128. Неприкосновенность жилища граждан и тайна переписки охраняются законом.

    СТАТЬЯ 129. СССР предоставляет право убежища иностранным гражданам, преследуемым за защиту интересов трудящихся, или научную деятельность, или национально-освободительную борьбу.

    СТАТЬЯ 130. Каждый гражданин СССР обязан соблюдать Конституцию Союза Советских Социалистических Республик, исполнять законы, блюсти дисциплину труда, честно относиться к общественному долгу, уважать правила социалистического общежития.

    СТАТЬЯ 131. Каждый гражданин СССР обязан беречь и укреплять общественную, социалистическую собственность, как священную и неприкосновенную основу советского строя, как источник богатства и могущества родины, как источник зажиточной и культурной жизни всех трудящихся. Лица, покушающиеся на общественную, социалистическую собственность, являются врагами народа.

    СТАТЬЯ 132. Всеобщая воинская обязанность является законом. Воинская служба в Рабоче-Крестьянской Красной Армии представляет почетную обязанность граждан СССР.

    СТАТЬЯ 133. Защита отечества есть священный долг каждого гражданина СССР. Измена родине: нарушение присяги, переход на сторону врага, нанесение ущерба военной мощи государства, шпионаж – караются по всей строгости закона, как самое тяжкое злодеяние.

    ИЗБИРАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА

    Статья 134. Выборы депутатов во все Советы депутатов трудящихся: Верховный Совет СССР, Верховные Советы союзных республик, краевые и областные Советы депутатов трудящихся, Верховные Советы автономных республик, Советы депутатов трудящихся автономных областей, окружные, районные, городские и сельские (станицы, деревни, хутора, кишлака, аула) Советы депутатов трудящихся - производятся избирателями на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.

    Статья 135. Выборы депутатов являются всеобщими: все граждане СССР, достигшие 18 лет, независимо от расовой и национальной принадлежности, пола, вероисповедания, 312 образовательного ценза, оседлости, социального происхождения, имущественного положения и прошлой деятельности, имеют право участвовать в выборах депутатов, за исключением лиц, признанных в установленном законом порядке умалишенными.

    Депутатом Верховного Совета СССР может быть избран каждый гражданин СССР, достигший 23 лет, независимо от расовой и национальной принадлежности, пола, вероисповедания, образовательного ценза, оседлости, социального происхождения, имущественного положения и прошлой деятельности.

    Статья 136. Выборы депутатов являются равными: каждый гражданин имеет один голос; все граждане участвуют в выборах на равных основаниях.

    Статья 137. Женщины пользуются правом избирать и быть избранными наравне с мужчинами.

    Статья 138. Граждане, состоящие в рядах Вооруженных Сил СССР, пользуются правом избирать и быть избранными наравне со всеми гражданами.

    Статья 139. Выборы депутатов являются прямыми: выборы во все Советы депутатов трудящихся, начиная от сельского и городского Совета депутатов трудящихся вплоть до Верховного Совета СССР, производятся гражданами непосредственно путем прямых выборов.

    Статья 141. Кандидаты при выборах выставляются по избирательным округам. Право выставления кандидатов обеспечивается за общественными организациями и обществами трудящихся: коммунистическими партийными организациями, профессиональными союзами, кооперативами, организациями молодежи, культурными обществами.

    Статья 142. Каждый депутат обязан отчитываться перед в своей работе и в работе Совета депутатов трудящихся и может быть в любое время отозван по решению большинства избирателей в установленном законом порядке.

    ГЕРБ, ФЛАГ, СТОЛИЦА

    Статья 143. Государственный герб Союза Советских Социалистических Республик состоит из серпа и молота на земном шаре, изображенном в лучах солнца и обрамленном колосьями, с 313 надписью на языках союзных республик: «Пролетарии всех стран, соединяйтесь!». Наверху герба имеется пятиконечная звезда.

    Статья 144. Государственный флаг Союза Советских Социалистических Республик состоит из красного полотнища, с изображением на его верхнем углу, у древка, золотых серпа и молота и над ними красной пятиконечной звезды, обрамленной золотой каймой. Отношение ширины к длине 1:2.

    Статья 145. Столицею Союза Советских Социалистических Республик является город Москва.

    ПОРЯДОК ИЗМЕНЕНИЯ КОНСТИТУЦИИ

    Статья 146. Изменение Конституции СССР производится лишь по решению Верховного Совета СССР, принятому большинством не менее 2/3 голосов в каждой из его палат.

    ______

    Выверено по изданию: Ю.С. Кукушкин, О.И. Чистяков. Очерк истории Советской Конституции. М., Политиздат, 1987.

    Михаил Делягин России нужен Сталин и он скоро вернется