Земная жизнь иисуса христа. Служение Христу Иоанна Крестителя. Место стояния святых жен в Храме Гроба Господня

Чтобы лучше понять то служение, которое уникальная природа Христа позволила Ему совершить для Нас, нам необходимо было внимательно изучить Его Личность, Божественность и человеческую природу. Разумеется, Он всегда был и остается вечным вторым Лицом Троицы. Но для выполнения Своей задачи — спасения нас от греха — Ему надо было принять человеческий образ. Высказывается мнение, что Иисус воплотился бы независимо от того, греховен человек или нет, но это представляется маловероятным.

В этой работе Личности Христа мы отдаем приоритет не только с онтологической, но и с эпистемологической точки зрения. Принятый нами взгляд на откровение позволяет нам начать изучение с Личности Христа, а затем перейти к Его служению. Ибо откровение о Боге имеет двойственный характер. Мы полагаем, что откровение пришло через Божьи деяния в исторических событиях. Мы считаем также, что более прямое откровение о Его Личности получили библейские авторы — в видениях или благодаря вдохновению. Поэтому нам не надо выводить смысл деяний Иисуса из самого их характера. Библейское откровение говорит нам, кто и что есть Иисус Христос, и нам не надо делать заключение о Его природе исходя из совершенных Им поступков. Это дает нам некоторые преимущества. Ибо без предварительного понимания Личности и природы Иисуса Христа невозможно до конца понять совершенные Им дела. Благодаря характеру Своей Личности Он смог совершить то, что Ему предстояло сделать. Осознание этого ставит нас в гораздо более выгодную позицию для понимания служения Христа по сравнению с тем случаем, как если бы мы пытались истолковать Его дела с чисто человеческой точки зрения.

Функции Христа

Исторически сложилось, что Христа рассматривают в категориях трех видов служений — пророка, священника и царя. О трех служениях Христа говорили уже некоторые отцы церкви, но особое внимание к этому вопросу привлек Жан Кальвин (1124) . Представление о различных служениях стало обычным при рассмотрении дел Христа.

Но во многих современных христологических исследованиях многогранную работу Иисуса не подразделяют на категории пророческого, священнического и царского служений. Отчасти это объясняется тем, что некоторые современные богословские учения приняли иной взгляд на виды служений, определяемые этими терминами. Тем не менее важно помнить те истины, что Иисус раскрыл Бога человеку, примирил человека с Богом и другими людьми, правит и будет править над всем творением, включая человека. Эти истины необходимо сохранять, если мы признаем все, что Христос совершил в Своем служении.

В современном богословии от термина «служения Иисуса» отказываются по нескольким соображениям. Одно из них, особенно в протестантской догматике, исходит из тенденции рассматривать разные служения как резко отличающиеся друг от друга. Кроме того, как указывает Берковер, такие возражения нередко основываются на представлении об искусственном или схоластическом характере этих различий (1125) . Другая причина заключается в формальном истолковании самой сути служения (1126) , которое исходит из внебиблейского понимания этого термина. В результате затуманиваются динамика и личный характер дел Христа.

Концепция служений Христа подразумевает, что Он был призван выполнить определенную задачу. Различные стороны этой задачи (пророческую, священническую, царскую) мы видим в самой Библии, это не привнесение в библейский материал какого-то постороннего набора категорий. Отстаивая целостный взгляд на Христа, Берковер говорит о служении (в единственном числе) Христа (1127) . Дейл Моуди пишет о служениях, используя термины пророк, священник и властитель. Тем самым он выделяет царское служение, сохраняя общую идею.

Мы решили вести речь о функциях Христа — об откровении, правлении и примирении. Об этих аспектах дела Христа можно говорить как о Его поручении, ибо Иисус был Мессией, Помазанником. В Ветхом Завете люди получали помазание для выполнения определенной роли (например, священника или царя). Поэтому, когда мы говорим об Иисусе как о Хрясте или Помазаннике, нам надо иметь в виду, для выполнения какой роли (каких ролей) Он был помазан. При этом необходимо учитывать все три аспекта Его служения, не выделяя какой-то один в ущерб другим и не разделяя их слишком резко, как если бы речь шла об отдельных и изолированных поступках Христа.

Роль Христа в откровении

В служении Христа многие особо замечают откровение, которое Он дал об Отце и небесной истине. Иисус, действительно, видел Себя как пророка — после отвержения Его служения в Назарете Он сказал: «Не бывает пророк без чести, разве только в отечестве своем и в доме своем» (Мф. 13:57). Пророка в Нем признавали слышавшие Его проповеди, во всяком случае Его последователи. Кроме того, во время Его триумфального входа в Иерусалим в собравшейся толпе говорили: «Сей есть Иисус, Пророк из Назарета Галилейского» (Мф. 21:11). Когда после Его речи на той же неделе фарисеи захотели схватить Его, они побоялись это сделать, потому что народ почитал Его за пророка (Мф. 21:46). Два ученика на дороге в Еммаус назвали Его «пророком сильным в деле и слове» (Лк. 24:19). Евангелие от Иоанна сообщает, что люди считали Его «пророком» (Ин. 6:14; 7:40). А фарисеи ответили Никодиму: «Рассмотри, и увидишь, что из Галилеи не приходит пророк» (Ин. 7:52). Они явно пытались опровергнуть мнение, что Иисус был пророком.

Пророческая роль Иисуса сама по себе была исполнением пророчества. Петр конкретно отождествляет Его с предсказанием Моисея во Вт. 18:15: «Господь Бог ваш воздвигнет вам из братьев ваших Пророка, как меня» (Деян. 3:22). Таким образом, в пророчествах Иисус предстает преемником не только Давида как царя, но и Моисея как пророка.

Пророческое служение Иисуса походило на служение других пророков в том отношении, что Он был послан Богом. Но была и существенная разница. Он пришел из самого присутствия Бога. Предсуществование с Отцом было основным фактором Его способности раскрытия Отца, ибо Он находился с Ним. Поэтому Иоанн говорит: «Бога не видел никто никогда; единородный Сын, сущий в недре Отчем, Он явил» (Ин. 1:18). Сам Иисус заявил о предсуществовании: «Прежде нежели был Авраам, Я есмь» (Ин. 8:58). Когда Филипп попросил показать ученикам Отца, Иисус ответил: «Видевший Меня видел Отца» (Ин. 14:9). Никодиму Он сказал: «Никто не восходил на небо, как только сшедший с небес Сын Человеческий» (Ин. 3:13).

Несмотря на уникальность пророческого служения Иисуса, оно во многих отношениях походило на служение пророков Ветхого Завета. Они несли сходное послание, содержавшее предсказание о погибели и суде и провозглашение Благой Вести и спасения. В Мф. 11:20-24 предсказание несчастий Хоразину, Вифсаиде и Капернауму очень, похоже на предсказание Амосом бедствий Дамаску, Газе, Тиру, Моаву и другим областям, закончившееся обличением Израиля (Ам. 1 — 3). В Мф. 23 Иисус объявляет суд над книжниками и фарисеями, называя их лицемерами, змеями, порождениями ехидниными. Нет сомнений, что пророческое осуждение греха занимало видное место в Его проповеди.

Иисус провозглашал также Благую Весть. Среди ветхозаветных пророков о Благой Вести от Бога говорил, в частности, Исайя (Ис. 40:9; 52:7). Аналогичным образом, в Мф. 13 Иисус описывает царство небесное в выражениях, доносящих Благую Весть: царство небесное подобно сокровищу, скрытому на поле (Мф. 13:44), и драгоценной жемчужине (Мф. 13:46). Но даже в этой радостной вести есть предупреждение: царство подобно также неводу, захватившему рыб всякого рода, которых следует рассортировать, после чего хороших оставить в лодке, а плохих выбросить вон (Мф. 13:47-50).

Благая Весть присутствует также в утешительном послании Иисуса в Ин. 14: Он пойдет и приготовит место, а затем вернется и возьмет с Собой последователей (Ин. 14:1-3); верующие в Него сотворят больше дел, чем Он Сам (Ин. 14:12); Он сделает все, что они попросят во имя Его (Ин. 14:13-14); Он и Отец придут к верующим (Ин. 14:18-24); Он даст им мир Свой (Ин. 14:27). Тон этого отрывка очень напоминает Ис. 40. Эта глава начинается словами: «Утешайте, утешайте народ Мой», — и содержит далее уверения в присутствии, благословении и заботе Господа.

Отмечается сходство стиля и характера материала между учением Иисуса и писаниями ветхозаветных пророков. Многие ветхозаветные пророчества написаны стихами, а не прозой. Берни, Иоахим Иеремиас и другие указывают на поэтическую структуру многих высказываний Иисуса, а в некоторых случаях прослеживают арамейское происхождение греческого текста (1128) . Кроме того, как и ветхозаветные пророки, Иисус использовал притчи. В одном случае Он даже приспособил притчу Исайи для собственных целей (ср. Ис. 5:1-7; Мф. 21:33-41).

Служение откровения Иисуса охватывает большой промежуток времени и выражается в разных формах. Он выполнял его еще до воплощения. Он — Логос и, следовательно, свет, просвещающий всех приходящих в мир: в определенном смысле любая истина приходит от Него и через Него (Ин. 1:9). Есть указания, что Христос Сам работал в откровениях, передаваемых о Нем пророками. Петр пишет, что пророки, предсказывавшие грядущее спасение, исследовали, «на которое и на какое время указывал сущий в них Дух Христов, когда Он предвозвещал Христовы страдания и последующую за ними славу» (1 Пет. 1:11). Христос являл истину еще до Своего личного воплощения. Вполне возможно также, что второе Лицо Троицы присутствовало (или проявлялось) в богоявлениях Ветхого Завета.

Второй и наиболее очевидный период деятельности Иисуса в откровении — Его пророческое служение во время воплощения и пребывания на земле. Здесь соединяются две формы откровения. Он возвещал божественное слово истины. Но помимо этого Он был истиной и Богом, а следовательно, Он не только говорил об истине и реальности Бога, но и показывал их. Автор Послания к евреям заявляет, что Иисус — высочайшее из всех Божьих откровений (Евр. 1:1-3). Бог, говоривший до этого через пророков, теперь говорит через Сына, Который превосходнее всех ангелов (Евр. 1:4) и даже Моисея (Евр. 3:3-6). Ибо Иисус несет не только слово от Бога, но и саму Его природу, отражая сияние славы Бога (Евр. 1:3).

В-третьих, Христос продолжает служение откровения через Свою церковь (1129) . Он обещал оставаться с ней все время (Мф. 28:20). Он ясно дал понять, что во многих отношениях Его служение будет продолжено и завершено Святым Духом. Дух, посланный во имя Иисуса, будет учить последователей, напоминая им все, о чем Он говорил (Ин. 14:26). Дух будет наставлять их на всякую истину (Ин. 16:13). Но служение откровения Святого Духа не будет изолированным от служения Иисуса. Ибо Иисус сказал, что Дух «не от Себя говорить будет, но будет говорить, что услышит, и будущее возвестит вам. Он прославит Меня, потому что от Моего возьмет и возвестит вам. Все, что имеет Отец, есть Мое; потому Я сказал, что от Моего возьмет и возвестит вам» (Ин. 16:13-15). Служение откровения Иисуса продолжилось через Святого Духа в самом прямом смысле. Поэтому, возможно, Лука сделал не совсем понятное заявление, что его первая книга относится «ко всему, что Иисус делал и чему учил от начала» (Деян. 1:1). Еще одно указание на продолжающееся служение откровения Иисуса находим в таком, например, заявлении: «Без Меня не можете делать ничего» (Ин. 15:5), помещенном в контекст образного сравнения Иисуса с лозой, а учеников — с ветвями. Из него мы можем сделать вывод, что, когда апостолы провозглашали истину, Иисус проводил через них служение откровения.

Окончательное и наиболее полное служение откровения Иисуса относится к будущему. Грядет время Его возвращения. Одно из слов, выражающих Его второе пришествие, — откровение (apokaluyis) (1130) . Тогда мы будем видеть ясно и четко (1 Кор. 13:12). Мы увидим Его, как Он есть (1 Ин. 3:2). Все преграды к полному познанию Бога и истин, о которых говорил Христос, будут удалены.

Служение откровения Иисуса Христа — учение, присутствующее в самых разных формах христологии. В XIX и XX веках отдельные богословы строили на нем практически все учение о служении Христа и тем самым о Его Личности и природе. В либерализме были разные подходы к пониманию Личности и дел Иисуса, но все они сходились в том, что роль Иисуса усматривалась главным образом в раскрытии Отца и духовной истины. Это не обязательно означает, что неизвестная истина передавалась Ему каким-то особым или чудесным образом. Либералы считали Его просто духовным гением, в религиозном плане сыгравшим ту же роль, которую Эйнштейн сыграл в области теоретической физики. То есть Иисус смог узнать о Боге гораздо больше, чем кто-либо до Него (1131) .

Со взглядом на откровение как на основное по своей сути служение Христа связана теория, что Искупление следует понимать в свете его морального воздействия на человека (см. с. 669 — 672). В соответствии с этой теорией, искупительная смерть Христа связана прежде всего с откровением. Главная проблема человека состоит в том, что он отчужден от Бога. Он поссорился с Богом и думает, что Бог имеет что-то против него. Он также думает, что Бог несправедливо относится к нему, посылает на него незаслуженные наказания. Вследствие этого он относится к Богу как к недоброжелательному существу. Цель же смерти Христа заключалась в том, чтобы показать величие Божьей любви — Он послал Своего Сына на смерть. Получив такое доказательство Божьей любви и осознав всю ее глубину, человек должен ответить на Божью любовь. Всякий, кто слышит учение Иисуса, кто понимает Его смерть как выражение великой Божьей любви и кто отвечает на нее, воспринимает в полной мере служение Христа, выражающееся прежде всего в откровении.

По представлениям тех, кто служение Христа рассматривают в первую очередь как откровение, Его послание содержит: 1) основополагающие истины об Отце, Божьем царстве, значении человеческой души, 2) учения этического характера (1132) . Такой упор на роли Христа в откровении преуменьшает Его царские и священнические функции, следовательно, этот взгляд неприемлем. Все три функции неразрывно связаны. При тщательном рассмотрении учения Иисуса, связанного с откровением, становится ясным, что многое в нем относится к Его собственной Личности и служению, конкретно — к Его царству или примиряющей смерти, которую Он понес. На суде Он говорил о Своем царстве (Ин. 18:36). В ходе всего Своего служения Он провозглашал: «Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное» (Мф. 4:17). Он говорил, что пришел, «чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления многих» (Мк. 10:45). Таким образом, в понимании Самого Иисуса служение откровения неразрывно связано с функциями правления и примирения. Верно, что некоторые учения Иисуса не связаны напрямую с Его царством и искупительной смертью (например, притча о блудном сыне говорит прежде всего об отцовской любви), тем не менее, с учетом полной библейской характеристики Иисуса, Его дела в откровении нельзя отделять от Его дел по правлению и примирению.

Владычество Христа

Евангелия изображают Иисуса царем, правителем всей вселенной. Исайя предвосхитил будущего правителя, который воссядет на престоле Давида (Ис. 9:7). Автор Послания к евреям связывает Пс. 44:7-8 с Сыном Божьим: «Престол Твой, Боже, в век века; жезл царствия Твоего — жезл правоты» (Евр. 1:8). Сам Иисус сказал, что в новом мире Сын Человеческий сядет на престоле славы (Мф. 19:28). Он заявил, что царство небесное принадлежит Ему (Мф. 13:41).

Здесь возникает проблема. Наряду с тенденцией относить служение откровения Иисуса к прошлому, существует также тенденция связывать Его правление почти исключительно с будущим. Ибо в настоящем мы не видим активного проявления Его владычества. Верно, Библия заявляет, что Он — Царь и что именно так приветствовала Его толпа в Иерусалиме в день, который мы теперь называем вербным воскресеньем. Выглядит так, будто дверь небес слегка приоткрылась, чтобы какое-то, время можно было видеть Его подлинный статус. Но как эта картина согласуется с фактом, что сейчас мало свидетельств, подтверждающих владычество Господа над всем творением и, в частности, над человеческим родом?

Прежде всего следует отметить, что свидетельства правления Христа как раз есть. В частности, Ему подчиняются законы природы. Коль скоро через Христа все начало быть (Ин. 1:3) я Им все стоит (Кол. 1:17), Он держит под контролем весь природный мир. Поэтому у Него были все основания заявить, что если бы в вербное воскресенье молчали люди, то возопили бы камни. Это та же самая истина, которую в иной форме выразил псалмопевец: «Небеса проповедуют славу Божию» (Пс. 18:2).

Но есть ли свидетельства царствования Христа в жизни современных людей? Есть. Царство Божье, в котором правит Христос, присутствует в церкви. Он есть глава тела Церкви (Кол. 1:18). Когда Он был на земле, Его царство присутствовало в сердцах учеников. Когда сегодняшние верующие следуют господству Христа, Спаситель осуществляет Свое владычество, или царские функция.

В свете вышеизложенного можно сказать, что владычество Иисуса Христа относится не просто к конечному величию, как думают некоторые. Но оно, разумеется, связано с конечным этапом Его возвышения — Его правление будет полным, когда Он вернется в силе. Гимн в Флп. 2 подчеркивает, что Христу дано «имя выше всякого имени, дабы пред именем Иисуса преклонилось всякое колено небесных, земных и преисподних, и всякий язык исповедал, что Господь Иисус Христос в славу Бога Отца» (Флп. 2:9-11). Грядет время, когда царство Христа будет полным, все подчинится Его владычеству, будь то охотно и с готовностью или вопреки желанию и против воли.

Примиряющее служение Христа

Есть, наконец, примиряющий аспект земной жизни Христа, который будет темой следующих глав. Здесь же мы ограничимся вопросом о Его ходатайственном служении.

Библия показывает многочисленные примеры ходатайства Иисуса за Его учеников во время земного служения. Самый выдающийся из них — первосвященническая молитва за группу верующих (Ин. 17). Иисус молился, чтобы они имели в себе Его совершенную радость (Ин. 17:13). Он молился не о том, чтобы они были взяты от мира, но о том, чтобы они были сохранены от зла (Ин. 17:15). Он молился также, чтобы они были все едино (Ин. 17:21). Кроме того, Он молился не только за учеников, но и за тех, кто верует в Него по слову их (Ин. 17:20). На вечере Господней Иисус заметил, что сатана хотел «сеять как пшеницу» Петра (и, по-видимому, других учеников тоже; Лк. 22:31). Но Иисус помолился за Петра, чтобы его вера не оскудела и чтобы, вновь обратившись, он укреплял своих братьев (Лк. 22:32).

То, что Иисус делал для Своих последователей на земле, Он продолжает делать для всех верующих в небесном присутствии с Отцом. В Рим. 8:33-34 Павел поднимает вопрос о том, кто может обвинять и осуждать нас. Конечно же, не Христос, поскольку Он сидит одесную Бога и ходатайствует за нас. В Евр. 7:25 сказано, что Он всегда жив, чтобы ходатайствовать за приходящих чрез Него к Богу, а в Евр. 8:24 — что Он предстает за нас пред Богом.

В чем суть этого ходатайства? С одной стороны, оно связано с оправданием. Иисус представляет Отцу Свою праведность для нашего оправдания.

Его праведность помогает также верующим, которые, получив оправдание, продолжают грешить. Наконец, как это особенно явствует из рассказов о Его земном служении, Христос умоляет Отца об освящении верующих и об удержании их от соблазнов искусителя.

Этапы служения Христа

При более глубоком рассмотрении служения Иисуса мы видим, что оно состоит из двух основных этапов, которые традиционно характеризуют как состояние уничижения и состояние величия. В свою очередь, каждый из этих этапов подразделяется на несколько ступеней. Есть несколько ступеней вниз с отходом от славы, затем несколько ступеней вверх, к прежней и даже к более великой славе.

Уничижение

Воплощение

О факте воплощения Иисуса иногда заявляется прямо и недвусмысленно. Например, в Ин. 1:14 апостол просто говорит: «Слово стало плотию». В других случаях акцент делается либо на том, от чего Иисус отказался, либо на том, что Он принял на Себя. Пример первого подхода мы видим в Флп. 2:6-7: Иисус Христос «не почитал хищением быть равным Богу; но уничижил Себя Самого, приняв образ раба, сделавшись подобным человекам». Пример второго — в Гал. 4:4: «Бог послал Сына Своего (Единородного), Который родился от жены, подчинился закону».

Придя на землю, Иисус отказался от очень многого. После «равенства с Богом», означавшего непосредственное присутствие Отца и Святого Духа с постоянной хвалой ангелов, Он оказался на земле, где ничего этого не было. Нам престо немыслимо представить себе колоссальность того, от чего Он отказался» ибо мы никогда не видели небо. Когда мы попадем туда, нас, вероятно, поразит великолепие того, что Он оставил. Он был князем в полном смысле слова и стал нищим.

Даже если бы на земле Христос жил в наилучших из всех возможных условий, разница все равно оставалась бы огромной. Самые большие богатства, самые высокие почести при дворе любого властителя — ничто по сравнению с тем, что Он оставил. Но ведь Он пришел не для того, чтобы жить в наилучших условиях. Наоборот, Он принял образ раба, слуги. Он пришел в самую обычную семью. Он родился в маленьком захолустном городке Вифлееме. И что самое поразительное, Он родился в хлеву и лежал в яслях. Обстоятельства Его рождения как бы символизируют скромность положения, в котором Он пришел на землю.

Он родился и жил под законом. Он — Создатель и Господь закона — подчинился закону и исполнял его. Это можно сравнить со случаем, когда руководитель, издавший приказ для своих подчиненных, добровольно занимает более низкое положение, в котором он сам вынужден следовать ему. Иисус полностью уничижил Себя и подчинился закону. В возрасте восьми дней Он принял обрезание, и в нужное время Его принесли в храм для обряда очищения матери (Лк. 2:22-40). Подчинившись закону, пишет Павел, Иисус смог искупить подзаконных (Гал. 4:5).

А как дело обстояло с божественными свойствами в период уничижения? Мы уже высказывали мнение (с. 626), что второе Лицо Троицы уничижило и лишило себя равенства с Богом, добавив или приняв человеческую природу. По вопросу о том, что Иисус сделал в это время со Своими божественными свойствами, может быть несколько точек зрения.

1. Господь отказался от Своих божественных свойств. Он перестал быть Богом, превратившись из Бога в человека (1133) . Божественные свойства были заменены на человеческие. Но такой метаморфозе вместо воплощения противоречат различного рода заявления о Божественности Иисуса во время Его пребывания на земле.

2. Господь отказался от некоторых божественных свойств — либо от естественных, либо от относительных (1134) . Утверждение, что Иисус отказался от естественных божественных свойств, означает, что Он сохранил моральные свойства, такие как любовь, милость и истинность. Отказался же Он от всеведения, всемогущества и вездесущности. Утверждение, что Иисус отказался от относительных божественных свойств, означает, что Он сохранил присущие Ему абсолютные качества, такие как неизменность и самодостаточность, но отказался от качеств, связанных с творением, таких как всемогущество и всеведение. Но и в таком случае Он уже становится не Богом, по крайней мере частично. Если Его природа слагается из составляющих ее свойств, трудно представить себе, как Иисус мог отказаться от некоторых божественных свойств, оставаясь при этом Богом.

3. Иисус отказался от самостоятельного использования Своих божественных свойств. Это означает не то, что Он поступился некоторыми (или всеми) божественными свойствами, а то, что Он добровольно решил отказаться от способности пользоваться ими самостоятельно. В их проявлении Он зависел от Отца и был связан полностью человеческой природой (1135) . Таким образом, Он мог использовать Свою божественную силу и делал это во многих случаях — совершал чудеса и читал мысли других людей. Но для проявления Своей силы Он должен был обращаться к Отцу. Для использования божественных свойств требовалась как Его золя, так и воля Отца. Хорошая аналогия — депозит в банке: чтобы открыть сейф, необходимо два ключа, один из которых хранится в банке, а другой у депонента. Аналогичным образом, для проявления Иисусом божественной силы должно было приниматься двойное решение. Следовательно, можно сказать, что Иисус сохранял всеведение, но оно было в подсознательной части Его Личности, Он не мог сознательно пользоваться им без помощи Отца. Можно провести аналогию с психологом, помогающим пациенту (с использованием лекарств, гипноза или других приемов) вспомнить вещи, погребенные в подсознании.

4. Христос отказался от использования божественных свойств (1136) . Это означает, что Иисус сохранял божественные свойства и способность самостоятельно пользоваться ими, но решил этого не делать. В их использовании Он не зависел от Отца. Но как в таком случае объяснить Его молитвы и явное упование на Отца?

5. Иисус сохранял божественные свойства, но действовал так, будто их у него не было (1137) . Он делал вид, что ограничен. Но если это так, то следует признать, что Иисус вводил в заблуждение или даже прибегал к прямому обману, когда, например, утверждал, что не знает времени Своего второго пришествия (Мк. 13:32).

Из всех этих точек зрения на свойства Иисуса в период Его воплощения в наибольшей степени согласуется с имеющейся информацией третья — Он отказался от способности самостоятельного использования божественной силы. Следовательно, принятие человеческой природы потребовало безмерного уничижения. Он не мог свободно и самостоятельно пользоваться возможностями, которыми обладал на небесах.

Воплощение повлекло за собой полное принятие человеческого образа. Иисус мог испытывать усталость, боль, страдание, голод, мучения от предательства, отвержения и отречения со стороны близких Ему людей. Он переживал разочарование, подавленность, упадок духа, сопряженные с человеческим существованием. Его человечность была полной.

Смерть

Последней ступенькой вниз в уничижении Иисуса стала Его смерть. Смерть принял Тот, Кто был «жизнью» (Ин. 14:6), Творцом, Подателем жизни и новой жизни, представляющей собой победу над смертью. Смерть как последствие или «возмездие» за грех принял, Тот, Кто не совершал греха. Став человеком, Иисус подвергся возможности смерти, то есть стал смертным, и смерть из возможности превратилась в реальность.

Более того, Иисус принял не просто смерть, но позорную смерть! Он подвергся казни, которую римляне применяли в отношении самых опасных преступников. Это.была медленная, мучительная смерть, фактически смерть под пыткой. Добавьте к этому низость всего происходящего. Насмешки и издевательства толпы, оскорбления со стороны религиозных лидеров и римских воинов, отрицание любой из Его функций — все это усугубляло унижение. Его статус пророка был поставлен под сомнение, когда Он предстал перед первосвященником: «Прореки нам, Христос, кто ударил Тебя?» (Мф. 26:68). Его царский сан и владычество высмеивались в надписи на кресте («Сей есть Царь Иудейский») и воинами («Если Ты Царь Иудейский, спаси Себя Самого» — Лк. 23:37). Над Его священнической ролью насмехались начальники: «Других спасал, пусть спасет себя Самого, если Он Христос, избранный Божий» (Лк. 23:35). Таким образом, распятие было полной противоположностью всему, что Он заявлял о Себе.

Казалось, восторжествовал грех, силы зла как будто бы одержали над Иисусом победу. Казалось, что смерть положила конец Его миссии, Ему не удалось выполнить Свою задачу. Ученики не будут больше следовать Его учениям и выполнять Его заповеди — они были разбиты и подавлены. Его голос замолчал, Он не мог больше проповедовать и учить, Его тело было безжизненным, неспособным исцелять, поднимать из мертвых, успокаивать бури.

Сошествие в ад

Некоторые богословы полагают, что в Его унижении была еще одна ступень. Иисус не только был похоронен, причем в чужом гробе (указание на Его бедность), но и, согласно Апостольскому символу веры, спустился в ад. На основании некоторых библейских текстов, прежде всего Пс. 15:10; Еф. 4:8-10; 1 Тим. 3:16; 1 Пет. 3:18-19 и 4:4-6, а также упоминания в символе веры, утверждается, что уничижение включало в Себя сошествие Иисуса в ад в Период между смертью на кресте в пятницу и воскресением из мертвых в воскресенье утром. Этот вопрос вызывает большую полемику, некоторые богословы категорически отвергают такую возможность. Среди них Рудольф Бультман, возражения которого основываются на том, что такое представление отражает устаревшую космологическую концепцию (т.е. трехъярусный мир). Но это его возражение страдает теми же изъянами, что и другие аспекты его программы демифологизации (1138) .

Одна из причин спора заключается в том, что нет ни одного библейского текста, содержащего полную картину о сошествии в ад или ясно и недвусмысленно заявляющего о нем. Кроме того, в самых ранних вариантах Апостольского символа веры этого учения нет, оно впервые появилась в аквилианском варианте, относящемся примерно к 390 году (1139) . Представление это сложилось в результате соединения разных библейских текстов в составную картину: Иисус спустился в ад, там Оя проповедовал находящимся в темнице духам и на третий день поднялся оттуда. Стоит отметить, что в этом варианте учения сошествие в ад — одновременно последняя ступень унижения и первая ступень возвышения, поскольку при этом подразумевается торжественное провозглашение духам, порабощенным грехом, смертью и адом, что Иисус одержал победу над этими угнетающими силами.

Рассмотрим теперь каждое из относящихся к данному вопросу библейских мест и попытаемся определить, что именно они говорят. Первое и единственное в Ветхом Завете место — Пс. 15:10: «Ибо Ты не оставишь души моей в аде и не дашь святому Твоему увидеть тление» (ср. Пс. 29:4). В этом видят пророчество, что Иисус спустится в ад и поднимется из него. Но при внимательном рассмотрении этого стиха более вероятным представляется, что речь в нем идет об освобождении от смерти, а не от ада. Ад или шеол часто понимался просто как состояние смерти, на которое, по-видимому, обречены все. Петр и Павел истолковывали Пс. 15:10 в том смысле, что Отец не оставит Иисуса в руках смерти, что Он не увидит тления, иными словами, Его тело не разложится (Деян. 2:27-31; 13:34-35). Псалмопевец заявляет не о том, что Иисус спустится в ад и поднимется из него, а о том, что смерть не будет иметь постоянной власти над Иисусом.

Второе место — Еф. 4:8-10. В стихах 8 и 9 читаем: «Посему и сказано: «восшед на высоту, пленил плев и дал дары человекам». А «восшел» что означает, как не то, что Он и нисходил прежде в преисподние места земли? « Стих 10 уточняет,что восхождение было «превыше всех небес», то есть что это было возвращением с земли на небо. Нисхождение, следовательно, было с неба на землю, а не куда-то под землю. Таким образом, «земли» (ст. 9) следует понимать как приложение — «Он нисходил в преисподние места [вселенной], то есть на землю».

В 1 Тим. 3:16 читаем: «И беспрекословно — великая благочестия тайна: Бог явился во плоти, оправдал Себя в Духе, показал Себя Ангелам, проповедан в народах, принят верою в мире, вознесся во славе». Высказывается мнение, что под ангелами здесь подразумеваются падшие ангелы, увидевшие Иисуса, когда Он спустился в ад. Но следует отметить, что, если слово ангелы не сопровождается каким-то определением, речь всегда идет о добрых ангелах. Общему смыслу данного стиха более соответствует понимание выражения «показал Себя Ангелам» как части списка свидетелей, земных и небесных, того важного факта, что Бог явился во плоти, а не как указания на то, что Иисус спустился в ад, где Его видели падшие ангелы, или бесы.

Самое важное и во многих отношениях самое трудное место — 1 Пет. 3:18-19: «Потому что и Христос… однажды пострадал за грехи наши, праведник за неправедных, быв умерщвлен по плоти, но ожив духом, которым Он и находящимся в темнице духам, сошед, проповедал». Есть несколько разных истолкований этого места. 1) Согласно римско-католическому взгляду, Иисус отправился в limbus patrum, пристанище умерших святых, объявил им Благую Весть о победе над грехом, смертью и адом, а затем вывел их из этого места (1140) . 2) Лютеранский взгляд заключается в том, что Иисус спустился в ад не для того, чтобы объявить Благую Весть и предложить освобождение, а для того, чтобы заявить о победе над сатаной, завершить победу над ним и провозгласить его осуждение (1141) . 3) Согласно традиционному англиканскому взгляду, Иисус отправился в Гадес, точнее, в ту его часть, которая называется раем, и объявил там праведникам всю истину (1142) . Ни одно из этих объяснений нельзя считать приемлемым. 1) Римско-католическая идея о предоставлении еще одной возможности для принятия евангельского послания после смерти входит в противоречие с другими учениями Писаний (например, Лк. 16:19-31). 2) В то время как в Писании слово khrussw (проповедовать) везде относится к провозглашению Евангелия, лютеранское истолкование 1 Пет. 3:19 явным образом подразумевает провозглашение суда. 3) Англиканское понимание сталкивается с той трудностью, что оно не может объяснить, почему праведные в раю называются «духами в темнице».

Без сомнения, трудно прийти к такому пониманию 1 Пет. 3:18-19, которое было бы внутренне последовательным и соответствовало бы учению Писания в целом. Одна из возможностей — истолковывать это место в свете следующего стиха: Иисус проповедовал «некогда непокорным ожидавшему их Божию долготерпению, во дни Ноя, во время строения ковчега, в котором немногие, то есть восемь душ, спаслись от воды» (1 Пет. 3:20). В соответствии с этим истолкованием, Иисус ожил в том же духе, в котором Он проповедовал через Ноя людям, жившим до потопа. Эти люди не прислушались к Его посланию и потому были уничтожены. Эта проповедь была одним из примеров пророческого служения Иисуса до воплощения (см. с. 652). Но можно возразить, что ссылка на Ноя носит чисто образный или иллюстративный характер. Иисус проповедовал в силе Духа грешникам Его дней. Они не вняли посланию, как и грешники во дни Ноя и как это будет происходить вплоть до второго пришествия (Мф. 24:37-39). Тот же Дух, Который вел Иисуса в пустыню для искушения (Мф. 4:1), дал Ему силу изгонять бесов (Мф. 12:28), вернул Его к жизни и был источником Его проповеди порабощенным грехом, когда Он жил на земле. Обратите внимание, что нет никаких указаний на временную последовательность между возвращением Его к жизни Духом и проповедью духам в темнице.

Последнее место — 1 Пет. 4:4-6, в первую очередь стих 6: «Ибо для того и мертвым было благовествуемо, чтобы они, подвергшись суду по человеку плотию, жили по Богу духом». Высказывается мнение, что этот стих указывает на сошествие Иисуса в ад и Его проповедь там духам. Однако предположение, что Петр имеет в виду проповедь Евангелия умершим, сталкивается с той же трудностью, которая уже отмечалась при рассмотрении 1 Пет. 3:18-19, — нигде в Писании нет и намека на предоставление второй возможности умершим. Кроме того, здесь нет указаний, что проповедовал именно Христос. Поэтому 1 Пет. 4:6 логичнее рассматривать как ссылку общего характера на проповедь евангельского послания людям, которые с тех пор уже умерли или были духовно мертвыми (ср. Еф. 2:1, 5; Кол. 2:13).

Подведем итог анализу мест, приводимых в качестве доказательства сошествия в ад: эти отрывки в лучшем случае неопределенны и двусмысленны, и попытки соединить их для построения конкретного учения выглядят неубедительными. Разумеется, их можно истолковывать как возможность сошествия Иисуса в ад, но нет достаточных оснований рассматривать сошествие в ад как неоспоримый догмат христианства. Учитывая трудности истолкования этих стихов в качестве доказательств сошествия духа Иисуса в ад, в этом вопросе не стоит быть слишком категоричным.

Прославление

Воскресение

Мы видим, что смерть Иисуса была нижней ступенью Его унижения. Победа же над смертью через воскресение стала первой ступенью вверх в процессе возвеличивания. Воскресение имеет особое значение потому, что смерть — самое худшее, что могли сделать Христу грех и силы греха. Полнота победы символизируется неспособностью смерти удержать Его. Что еще могут сделать силы зла, если убитый ими не остается мертвым?

Вопрос о воскресении очень важен, поэтому он вызывает широкие дискуссии. Очевидцев самого факта воскресения не было, поскольку Иисус был в гробу один, когда оно произошло. Тем не менее у нас есть два типа свидетельств. Во-первых, гроб, в котором лежал Иисус, оказался пустым, и тела не нашли. Во-вторых, многие засвидетельствовали, что видели Иисуса живым. Его видели в разных местах и при разных обстоятельствах. Самое естественное объяснение этих свидетельств — Иисус действительно стал снова живым. Кроме того, не может быть другого (или, по крайней мере, лучшего) объяснения того факта, что ученики из запуганных, подавленных людей превратились в активных проповедников воскресения (1143) .

Особого внимания требует вопрос, касающийся природы воскресшего тела. Указания на этот счет выглядят противоречивыми. С одной стороны, нам сказано, что плоть и кровь не унаследуют Божьего царства. Есть и другие свидетельства, что на небе у нас не будет тела. С другой стороны, Иисус после воскресения ел и был явно узнаваем. Кроме того, раны от гвоздей и от копья указывают, что у Него оставалось физическое тело (Ин. 20:25-27). Чтобы снять это кажущееся противоречие, надо вспомнить, что в тот момент Иисус воскрес, но еще не вознесся. Наши тела при воскресении будут преобразованы сразу. В случае же с Иисусом эти два события, воскресение и вознесение, были разделены. Поэтому Его тело при воскресении еще не подверглось полному преобразованию, которое произошло при вознесении. Оно еще не стало «духовным телом», о котором Павел пишет в 1 Кор. 15:44. Можно сказать, что пасхальное событие было чем-то вроде оживления, как и в случае с Лазарем, а не воскресением в полном смысле, как это будет с нами. Тело Иисуса после воскресения было, по-видимому, подобным телу, с которым Лазарь вышел из гроба, — Лазарь мог опять умереть (что, конечно же, в конце концов и произошло). Если так было и с Иисусом, для поддержания жизни Он нуждался в пище.

Но, как и в случае с непорочным зачатием, которое не следует рассматривать прежде всего в биологических категориях, воскресение тоже не надо понимать как в первую очередь физическое явление. Это была победа Иисуса над грехом и смертью со всеми их сопутствующими ответвлениями. Это был решающий шаг на пути к величию — Он освободился от проклятия, которое доброводьно:понес загрехи всего человеческого рода.

Вознесение и восседание одесную Отца

Первая ступень уничижения Иисуса означала отказ от положения, которое Он занимал на небесах, и принятие условий жизни на земле. Вторая ступень возвеличивания означала выход из земного состояния и возвращение на место рядом с Отцом. Сам Иисус неоднократно предсказывал Свое возвращение к Отцу (Ин. 6:62; 14:2, 12; 16:5, 10, 28; 20:17). Самый подробный рассказ о вознесении приводит Лука (Лк. 24:50-51; Деян. 1:6-11). О вознесении пишет Павел (Еф. 1:20; 4:8-10; 1 Тим. 3:16), а также автор Послания к евреям (Евр. 1:3; 4:14; 9:24).

Когда-то вознесение донималось как переход из одного места (земля) в другое (небо). Теперь же мы знаем, что небо расположено не просто над землей и что отличие неба от земли, по всей видимости, не только пространственное. До Бога не долететь на каком-то космическом корабле, даже если он преодолевает большие расстояния и движется с большой скоростью. Бог — в ином измерении реальности, переход в которое требует перемены не только места, но и состояния. Следовательно, вознесение Иисуса было изменением не только физическим в пространственным, но и духовным. На этом этапе Иисус закончил преобразование, начатое при воскресении тела.

Смысл вознесения заключается в том, что Иисус вышел из состояния, связанного с жизнью на земле. Он не испытывал больше физических и психологических страданий, которым подвержены люди. Противодействие, враждебность, неверие и предательство, с которыми Он сталкивался на земле, сменились хвалой ангелов и непосредственным присутствием Отца. Бог превознес Его и дал Ему «имя выше всякого имени, дабы пред именем Иисуса преклонилось всякое колено… и всякий язык исповедал, что Господь Иисус Христос в славу Бога Отца» (Флп. 2:9-11). Ангелы пели гимны хвалы — вернулся небесный Господь. Какой контраст с оскорблениями и унижениями, пережитыми Им на земле! Но эти гимны хвалы отличались от тех, которые пелись до Его воплощения. В них добавился новый мотив. Иисус совершил то, чего не было до воплощения: Он лично пережил смерть и победил ее.

Но есть и другое изменение. Иисус стал Богочеловеком. Воплощение продолжается. В 1 Тим. 2:5 Павел пишет: «Ибо един Бог, един и посредник между Богом и человеками, человек Христос Иисус». Это ясно указывает, что Иисус — человек и посредник между Богом и нами. Но у Него не такая человечность, как у нас, и даже не такая, которой Он обладал на земле. Это совершенная человечность того типа, которую мы получим после воскресения. Следовательно, продолжающееся воплощение не налагает ограничений на Его Божественность. Многие из наших ограничений тоже исчезнут, но совершенная, прославленная человечность Иисуса продолжает сочетаться с Божественностью и будет всегда превосходить то, что в конце концов получим мы.

Иисус должен был покинуть землю по определенным причинам. Одна из них состояла в том, чтобы приготовить место для нашего будущего пристанища. Хотя Он и не уточнял, что под этим подразумевается, тем не менее Он дал ясно понять ученикам, что должен оставить их, чтобы выполнить эту задачу (Ин. 14:2-3). Другая причина заключалась в том, что должен был прийти Святой Дух, третье Лицо Троицы. Он опять же не объяснил ученикам, почему одно требовало другого, но сказал, что так надо (Ин. 16:7). Святой Дух был послан по важной причине, ибо Иисус мог работать с учениками, только проповедуя учение и показывая личный пример, тогда как Святой Дух может действовать внутри них (Ин. 14:17). Имея доступ к их сокровенным чувствам, Он может свободнее работать через них. В результате у верующих появляется способность творить дела, которые творил Иисус, и даже больше них (Ин. 14:12). Вдобавок через служение Святого Духа в них присутствует триединый Бог, поэтому Иисус и сказал, что будет с ними до скончания века (Мф. 28:20).

Вознесение Иисуса означает, что Он сидит сейчас одесную Отца. Иисус Сам предсказал это в Своем заявлении перед первосвященником (Мф. 26:64). О восшествии одесную Отца Петр упоминал в своей проповеди на Пятидесятницу (Деян. 2:33-36) и в синедрионе (Деян. 5:31). Об этом говорится также в Еф. 1:20-22; Евр. 10:12; 1 Пет. 3:22 и Отк. 3:21; 22:1. Смысл заключается в том, что место по правую руку — место почета и власти. Вспомните, как Иаков и Иоанн просили Христа позволить им сидеть рядом с Ним по правую и левую стороны (Мк. 10:37-40). Место Иисуса одесную Бога не следует понимать как указание на состояние пассивности или бездеятельности. Это символ власти и активного правления. Это также место, с которого Иисус ходатайствует за нас пред Отцом (Евр. 7:25).

Второе пришествие

Остается еще одна сторона величия. Писание ясно указывает, что в какой-то момент в будущем Христос вернется, хотя точное время нам не известно. Тогда победа придет окончательно. Господь будет полным победителем, судьей над всем. Его власть, которая сейчас во многих отношениях лишь потенциальна и которую многие не принимают, станет полной. Он Сам сказал, что второе пришествие будет во славе (Мф. 25:31). Тот, Кто пришел простым, скромным и даже униженным, вернется в полном величии. Тогда воистину преклонится всякое колено и всякий язык будет исповедовать, что Иисус Христос есть Господь (Флп. 2:10-11).

Нет такой комбинации слов, чтобы соединить воедино все удивительные и великие вещи, которые принесло земное служение Христа. Но иногда поучительно посмотреть на вещи, которые Он НЕ делал и НЕ говорил. Вот пять таких вещей, которые могут оказаться полезными для нас сегодня.

1. Христос НЕ выбирал сливки общества, чтобы быть Его Апостолами

Он выбрал горстку рыбаков, сборщика налогов и нескольких других, чьи занятия, по-видимому, не были достаточно важными, чтобы о них писать. Конечно, ваша профессия не обязательно является отражением того, кем вы являетесь, как личность, но выбор Христа не был тем, что вы могли бы ожидать.

Были ли они самыми умными претендентами вокруг? Скорее всего, нет.

Были ли они самыми мудрыми? Возможно, нет.

Были ли они самыми праведными? Наверняка, нет.

Были ли они наиболее подготовлены? Может быть.

Были ли они готовы? Да.

Христос имел обыкновение выбирать обычных людей, чтобы делать необычные вещи. Эти нормальные люди пришли со своим собственным грузом: слабые стороны, грехи, проблемы, понятия и мнения. Они не так уж отличаются от вас или меня, но и вам, и мне Христос может дать возможность совершать удивительные вещи.

2. Христос НЕ позволял людям унижать Его

Иногда мы создаем в нашем сознании образ бесплотного, бесчеловечного Иисуса. Он ангел. Он пассивен. Он подставляет другую щеку, несмотря ни на что. Иногда мы представляем Иисуса, Который, по сути, позволял людям сесть Ему на шею.

Мы можем забыть, что Иисус потрясал весь мир в Его дни. Он ставил еврейские традиции с ног на голову - в их самом святом месте, в храме. Он утверждал, что Он был долгожданным Мессией. Он исцелял в субботу. Он учил «странным словам» о том, что они должны пить Его кровь и есть Его плоть. А потом Он оправдывал все эти действия и учения всякий раз, когда сталкивался с людьми, которые не соглашались с Ним.

Да, Спаситель пошел, как «агнец на заклание», чтобы Он мог искупить нас. Но даже в этот момент полного подчинения Своему Отцу, Он все равно не был контролируем Его угнетателями. После того, как Петр «поразил слугу первосвященника и отрезал ему ухо», Иисус ответил не только исцелением слуги, но и тем, чтобы научить Петра чему-то лучшему.

Христос сказал:

«Или думаешь, что Я не могу теперь умолить Отца Моего, и Он представит Мне более, нежели двенадцать легионов Ангелов? как же сбудутся Писания, что так должно быть?»

Даже в те моменты, когда Он казался абсолютно бессильным, Христос, на самом деле, сознательно решил подчиниться воле Отца и дал своим угнетателям контроль над Собой.

Смирение и покорность, которые Он продемонстрировал в конце Своей жизни, дают поразительный контраст тому временами, когда Он не подчинялся Своим врагам.

Например, когда Христос очищал храм, Он совсем не был похож на агнца. Он был резким. Его миссией было очистить дом Отца. Он был упорен и настойчив.

Джеймс Талмейдж в своей книге «Иисус Христос» утверждает:

«Инцидент насильственного очищения Христом храма является противоречием традиционной концепции Его, как Единого, настолько мягкого и не напористого в манере общения, что это было почти не по-мужски. И Он был мягким, был терпеливым перед лицом невзгод, был милосердным и многострадальным в отношении раскаивающихся грешников, но суровым и непреклонным перед лицемерием, и безжалостным в осуждении упрямых злодеев».

Отношение Христа во время очищения храма отражает то, что Христос говорит в Евангелии от Матфея 10: 34:

«Не думайте, что Я пришел принести мир на землю; не мир пришел Я принести, но меч».

Христос был смиренным и покорным Своему Отцу до самого конца Его смертного служения. Но Он не позволял людям унижать Его.

3. Христос НЕ учил язычников

«Итак идите, научите все народы» (От Матфея 28: 19).

«Нет уже Иудея, ни язычника; нет раба, ни свободного; нет мужеского пола, ни женского: ибо все вы одно во Христе Иисусе» (К Галатам 3: 28).

Бог любит всех Своих детей и относится к ним одинаково … не так ли? Тогда почему Христос сказал, что Он пришел только для того, чтобы учить «потерянных овец дома Израилева» или евреев?

Как мы узнаем благодаря изучению Священных Писаний, у Бога существует патриархальный порядок, когда первородство отдается первенцу. Первенец считался принадлежащим Богу, и все первенцы животных мужского рода также принадлежали Ему и использовались для жертвоприношений.

Первенцы наследовали руководство после смерти отца и получали право нести слово Божье и Его законы остальным Его детям. Израиль получил наследство первенца, и поэтому, когда пришел Христос, Он пришел, чтобы наставлять первенцев или «потерянных овец дома Израилева», чтобы они потом могли нести слово тем, кто их окружает (От Матфея 15: 24).

Только после смерти Христа, Петру, самому новому пророку тогда, было поручено нести Евангелие язычникам (Деян. 10-11).

Мы знаем, что после смерти Апостолов, церковь впала в отступничество и, исполнив таким образом пророчество, в эти последние дни, когда было восстановлено Евангелие, язычники первыми получили его.

«Так будут последние первыми, и первые последними» (От Матфея 20: 16).

Время и способ обучения Бога имеют порядок и причину. Он выбирает, когда и где все будет сделано, и Иисус Христос делает то, «что видел у Отца Моего» (От Иоанна 8: 38).

Бог действительно любит всех Своих детей, и Он показывал это снова и снова на протяжении всей истории. Мы не можем полностью понять, какая у Христа была причина принести Евангелие сначала евреям, а потом уже язычникам, но мы можем принять это, как еще одно проявление сроков Господа, которые станут более подробно известны нам в последний день.

4. Христос исцелял НЕ всех

Он исцелял только тех, кто верил в Него.

Во время служения Христа в Палестине, Он ждал, пока больные и страждущие придут к Нему в вере до того, как исцелить их. Те, у кого не было веры (которые поэтому и не искали Иисуса), не были излечены.

Во время служения Христа, как говорится в Книге Мормона, Он предлагал исцелить всех, но только после того, как сказал: «Я вижу, что вашей веры достаточно, чтобы Я исцелил вас».

И в той, и в другой ситуациях, исцеления были предоставлены только верующим, которые искали Иисуса. Подобным же образом, для нас уготованы определенные благословения, но сначала нам нужно попросить о них. Нам нужно показать свою веру.

5. Христос пришел НЕ для того, чтобы разрушить, а чтобы исполнить закон

По словам Самого Христа: «Не думайте, что Я пришел нарушить закон или пророков: не нарушить пришел Я, но исполнить» (От Матфея 5: 17).

Поисковик Гугл дает следующее определение слову «исполнить»: «довести до конца или осуществить на деле; достичь или реализовывать (что-то желаемое, обещанное или предсказанное) или выполнить (задачу, долг или роль), как подразумевалось, было обещано или ожидалось».

Сравните это с определением слова «нарушить», и утверждение Христа становится яснее: «положить конец существованию (чего-то), нанеся ущерб или разрушая его».

Христос не собирался нарушать закон или пророков, которые учили ему. Они были ценными, и даже сегодня мы можем учиться благодаря им. Ветхий Завет наполнен Символами Христа, из которых мы все можем учиться. Закон Моисея учит нас многому о жертве и абсолютном послушании. Древние пророки - великий пример праведности и откровения. Если бы Христос «уничтожил» закон, если бы Он отмахнулся от него, как от чего-то несущественного, или разрушил его, как «неправильный», мы потеряли бы великие примеры веры и святости.

Христос не хотел наносить ущерб или разрушать Закон Моисея. Да и почему бы Он хотел? Он был Иеговой, который ввел его в первую очередь. Но пришло время его завершить.

Иногда нам, как людям, свойственно думать, что единственное, чему нужно положить конец, - это что-то плохое, сломанное или испорченное. Зачем заканчивать что-то хорошее? Какая причина может существовать, чтобы заменить его на что-то даже лучшее?

Но именно это сделал Христос. Он заменил хороший закон, Закон Моисея, лучшим, высшим законом. Он хотел, чтобы мы стали больше похожими на Него, и Он знал, что для этого нам нужно поднять планку.

Осознавая, что Христос не пришел, чтобы уничтожить закон, но чтобы выполнить его, опираясь на все еще истинные принципы прошлого, мы понимаем, что Он делает нас все более лучшими людьми, используя то, об истинности чего нам уже известно.

Что еще мы можем узнать из того, чего Христос НЕ делал? Расскажите нам в комментариях.

Период Служения имеет важное значение в жизни Иисуса. Он продолжался приблизительно 4 года, но Христос за это время смог донести до народа основы своей Новой Веры. В Евангелиях очень подробно описаны все знаменательные события, чудеса и проповеди с участием Мессии, а ведь времени у него было на изложение своего учения не так уж много. Годы Служения Иисуса подверглись тщательному изучению христианскими богословами, атеистами и даже деятелями искусства (музыкантами, художниками, скульпторами и т. д.). Но все равно, даже с мощной исторической базой, которая появилась у людей в последнее время, никто не может разъяснить все тайны этих четырех лет. Попытаемся же хотя бы рассмотреть различные решения этих загадок, опираясь в своих рассуждениях на евангельские тексты.

Итак, анализ периода Служения Иисуса Христа следует начать с текстов, соотносящихся с Актами Крещения.

Лука в своем Евангелии говорит о том, что Служение Иисуса началось приблизительно тогда, когда ему исполнилось 30 лет. Первые строчки этого Евангелия гласят, что Иоанн Креститель первый раз произнес свои проповеди на пятнадцатом году правления императора Тиберия. В то время известный нам Пилат правил в Иудее. Лука сопоставил эти даты и вывел таким образом год рождения Иисуса Христа и год его Крещения. После Крещения Иисус и начал свое Служение.

В текстах Евангелий от Иоанна, Марка и Матфея Крещение описывается достаточно кратко, а о возрасте Христа и о самой дате Крещения вообще умалчивается. Но все три евангелиста пришли к выводу что все-таки Служение Иисуса началось именно после Акта Крещения в реке Иордан. Иисуса крестил его двоюродный брат Иоанн, известный нам как Иоанн Креститель.

Сам период Служения, как уже упоминалось выше, длился только четыре года. Он очень подробно описан во всех четырех Евангелиях, а также в Деяниях апостолов и других религиозных текстах. Но все равно многие моменты из земной жизни за эти 4 года Иисуса Христа остаются загадочными, а разъяснить их не могут ни богословы, ни атеисты до сих пор. Ответы на интересующие нас вопросы о годах Служения Мессии не могут быть однозначными. В любом случае они встретят осуждение и с той, и с другой стороны. Человечеству свойственно любопытство, люди всегда пытаются разгадать окружающие его тайны, в том числе и загадки жизни Иисуса Христа.

Ни атеисты, ни богословы не пытались дать ответ на вопрос, почему же Иисус начал свое Служение только в 30 лет, особенно если в те времена люди как раз и жили в среднем около 30-35 лет.

Еще одна загадка: зачем Иисусу Христу нужно было креститься, ведь он считал себя сыном Всевышнего Господа и одним из Святой Троицы? Как мог его крестить обычный смертный?

Ни в одном Евангелии также не говорится о том, почему Христос начал Служение только после Крещения, несмотря на то что спорить со священнослужителями культа Моисея он начал уже в 12 лет. Все эти загадки переплелись в одну Тайну Крещения Господня.

Христианские вероучения содержат в себе тайны, как и любая мировая религия. А если учитывать стремление современных людей к Великому Знанию, то вполне объяснимо возникновение ряда вопросов на религиозную тематику.

Богословы нашего времени попытались объяснить столь позднее Крещение Иисуса Христа тем, что во времена его жизни Учителем (или раввином) не мог считаться человек, не достигший 30 лет. Но подобные утверждения не принимаются христианской церковью, потому что это противоречит основополагающим догмам христианства. Как гласил Ветхий Завет, такое возрастное ограничение адресовывалось в первую очередь обычным смертным, а Иисус являлся Сыном Бога, поэтому у него должно было быть определенное преимущество, ведь он был самим Мессией!

Напрашивается вывод, что столь поздняя дата Крещения Иисуса Христа вовсе не случайна. Скорее всего, этот факт несет в себе глубокий смысл, который постичь нам, к сожалению, пока не суждено.

Иерусалим стал центром Израиля со времен правления пророка и царя Давида, за тысячу лет до рождения Спасителя. В годы же Его земного служения город был уже одним из крупнейших политических, торговых и религиозных центров всего Ближнего Востока. Хотя бы раз в жизни в нем должен был побывать каждый иудей.
По обетованию Божию город должен был стать и местом славы обещанного Мессии.

Город и его достопримечательности

Понтий Пилат, Джотто

Столица древнего Израиля времен Спасителя относилась к Иудее – одной из главных областей Земли обетованной. Располагался город в гористой местности, примерно в 20 километрах к северо-западу от Мертвого моря. С восточной стороны его окружали горы, с запада – равнина, простиравшаяся на 60 километров, вплоть до Средиземного моря.
В годы земной жизни Спасителя Иерусалим управлялся римским прокуратором (префектом, управителем)) Иудеи Понтием Пилатом. Город был достаточно большим по меркам своего времени – в нем было все необходимое для быта и досуга жителей столицы большого государства.

По периметру Иерусалима была возведена высокая и прочная каменная стена с целым рядом башен, которые служили дозорными вышками и частично входами. На севере стена с двух сторон примыкала к крепости Антония, внутри которой находилась резиденция римского прокуратора.
За северо-западными стенами находилась гора Голгофа, где впоследствии был распят Господь. На западе стены упирались в большой и величественный дворец иудейского царя Ирода, к которому примыкала еще одна небольшая крепость – цитадель.

Из значимых городских построек выделялись Зрелище и Форум – они служили для развлечения, театральных постановок, философских диспутов. Все это было перенято правителями Иудеи у Рима. Располагались эти постройки в самом центре Иерусалима, с юго-запада примыкая к храму.
С запада к Зрелищу примыкал еще один дворец – царя Ирода Антипы.

Главная святыня

Несомненно, главной святыней, центром всех надежд народа Израиля был Иерусалимский храм. Он занимал всю северо-восточную часть города, будучи обращенным за его пределы только с востока. С севера храм примыкал к уже упоминавшейся крепости Антония, с юго-запада – к Форуму.

Он был разделен на три основных части: двор, святилище и святая святых.
Во дворе храма собирался на молитву и богослужения простой народ. Там же был устроен жертвенник для принесения в жертву животных, а также умывальница.
В святилище могли входить только священники. В нем также находились специальные предметы для богослужения: стол с 12 хлебами, золотой семисвечник (светильник), кадильный алтарь, на котором священники воскуряли фимиам (ладан, благовоние).

Макет-реконструкция Иерусалимского храма времен Ирода Великого

Главной частью храма была святая святых – особое помещение, в котором некогда хранился Ковчег завета, заключавший в себе скрижали с заповедями, данными Моисею на горе Синай, чашу с небесной манною, жезл Аарона, а позднее – священные книги. Ковчег был выполнен из дерева и обложен со всех сторон золотом. На его золотой крышке были изображены фигуры двух ангелов. Дотрагиваться до ковчега завета строго воспрещалось – его носили на двух длинных шестах. В святая святых мог заходить только первосвященник – один раз в год, для принесения особых молитв за весь народ Божий. Впрочем, скорее всего, ко времени Спасителя Ковчег уже был утрачен.

Стоит еще отметить, что храм был непосредственно связан с событием входа Господня в Иерусалим. По преданию Церкви, Спаситель на осленке въехал в Иерусалим через Золотые ворота (Ворота милосердия). Через них человек попадал не в сам город, а именно на территорию храма. Таким образом, Господь прежде всего торжественно вошел в главную святыню всего Израиля, в дом Отца Своего Небесного, а в конечном итоге – и в Свой дом.

Падение Иерусалима

Одним из обвинений в адрес Спасителя было Его пророчество о разрушении Иерусалимского храма. Первосвященники утверждали, будто Христос призывал к тому, чтобы уничтожить святыню, но на самом деле суть Его слов была в ином. Иисус не призывал к насилию, а лишь предупреждал о том, что великий город ждет катастрофа, если его жители не примут обещанного Мессию.

Увы, так и случилось – в 70-м году нашей эры, чуть менее чем через полвека после евангельских событий, Распятия и Воскресения, на глазах еще первого поколения христиан. В Иудее разгорелось восстание против римского владычества, которое было жестоко подавлено войсками императора Тита Флавия. В ходе штурма Иерусалима древний город был превращен в руины, а Храм сгорел. Эти события обернулись трагедией для всего народа Израиля, чье государство на века прекратило свое существование, столица пришла в упадок, а сами иудеи оказались рассеяны по всему миру.

На заставке фрагмент фото

Свое служение на земном пути, Господь наш Иисус Христос, начал после Крещения и сорокадневного поста. Удалившись после Крещения в пустыню, Иисус, претерпевает не только голод и холод, но и искушения от искусителя славою и властью которое Он преодолел.

«Тогда оставляет Его диавол, и се, Ангелы приступили и служили Ему» (Мф. 4: 11). С этого момента Иисус начинает Свое общественное служение.

Представим себе хотя бы на минуту жизнь Иисуса Христа. Его жизнь напоминает нам странствующего Учителя, который вместе со Своими учениками переходит из города в город, из селения в селение. В одном месте Его ждут, и принимают как дорогого гостя В другом городе, Он недоброжелательный гость и Его изгоняют. Он никому не отказывает в помощи, каждому дает по его вере. Но времени общественного служения, остается все меньше и меньше и оно приближается к завершению. Завершающими путешествием для Иисуса Христа стал торжественный вход в Иерусалим, Его встречал весь город, и не как Учителя, а как Царя.

Накануне входа Иисуса в город Иерусалим произошло очень важное Евангельское событие, которое изменило отношение многих людей к Иисусу и Его учению. Когда Иисус проповедовал, то пришли к Нему посланники от сестер Лазаря, Марии и Марфы и сказали, что их брат Лазарь болен. Эта весть для Иисуса не была новость, он знал, что так должно случиться и это было началом его крестного пути.

Неоднократно, посещая Иерусалим, Иисус заходил к Лазарю и его сестрам, чтобы отдохнуть от шума и толпы народа который везде следовал за Ним. Иисус с особой Любовью относился к этой семье. И когда узнал, что Лазарь болен, то сказал своим апостолам: «Эта болезнь не к смерти, но к славе Божьей, да прославится через нее Сын Божий»(Ин. 11:4). Иисус знал, что Лазарь умрет и будет воскрешен, потому не спешит идти в дом Лазаря. Но чтобы успокоить Своих учеников, сказал, что Лазарь уснул, « И Я иду разбудить его», на что они ответили, раз уснул, значит, скоро выздоровеет. Иисус говорил, что Лазарь умер, а ученики думали о том, что он уснул. Тогда Господь говорит Своим ученикам прямо: «Лазарь умер», и пребывая еще два дня на том месте где он проповедовал, поспешил в селение Вифанию, где жил Лазарь и его сестры. Когда Иисус шел воскрешать Лазаря, то знал, что и этим воскрешением Он прославится как Сын Божий. Слава о воскрешении Лазаря, пролежавшего четыре дня в гробу, разлетелась по всей стране и даже за ее пределами.

Приближался праздник иудейской Пасхи. Иисус по воскрешении Лазаря продолжает Свой путь в Иерусалим. Он знает, что Ему предстоит претерпеть суд, распятие, смерть на кресте и воскресение. Вместе с Иисусом в город Иерусалим идет воскрешенный Лазарь. Это было для народа еще одним подтверждением того, что это не слух о воскрешении Лазаря, а Господь истинно сотворил это чудо.

К празднику Пасхи в Иерусалиме собралось много народа. Когда узнали, что Иисус приближается к Иерусалиму, то поспешил встретить Его. А увидев рядом с Иисусом воскресшего Лазаря, многие сомневавшиеся уверовали в Иисуса и прославляли Его словами « Осанна! Благословен грядущий во имя Господне, Царь Израилев»!(Ин 12;13). Первосвященники и фарисеи, увидев эту встречу и услышав слова прославления, еще более озлобились и искали причину убить Его. Но это не помешало Господу совершить иудейскую Пасху, по завершении которой человеческая злоба достигла своего предела.

Иисус был продан Своим учеником Иудой за 30 серебреников первосвященникам и фарисеям и осужден к распятию на кресте. И если при встрече Иисуса в Иерусалиме народ прославлял Его и называл Царем, то на суде, этот же народ кричал: «Распни Его», желая Спасителю смерти. В тот момент никто даже не вспомнил чудо воскрешения Лазаря и многие другие чудеса и исцеления, которые сотворил Господь.

Поздравляю всех с наступающим Светлым Христовым Воскресением, праздником Пасхи.

В этом году Пасха Христова празднуется 1 мая. А событие воскрешения Лазаря, церковь Христова вспоминает накануне праздника Входа Господня во Иерусалим, 24 апреля за неделю до Пасхи.

Пусть День Светлого Христова Воскресения будет для Вас радостным не только богато накрытым праздничным столом, чтобы этот праздник вы прочувствовали душой и на душе стало светлее а сердце наполнилось любовью.

28.04.2016