100 летие патриарха тихона

14.02.2018 . Комментарии к записи Итоги конференции «Клинская голгофа». К 100-летию революции отключены

При поддержке Клинского благочиния и Управления по делам культуры Клинского района 11 февраля в концертном зале МЦ «Стекольный» состоялась конференция «Клинская голгофа» — день памяти Новомучеников и исповедников земли Клинской к 100-летию начала безбожных гонений на Церковь в 1918 г. и Клинского восстания 1918 г.

Перед началом служили литию по всем невинноубиенным жертвам гонений, и молебен Новомученикам Российским. Со вступительным словом выступил благочинный церквей Клинского округа отец Евгений Мальков. По его словам эта конференция должна помочь разобраться в исторических событиях, произошедших сто лет назад. Понять, что же действительно произошло в те годы. Как люди сумели сохранить внутреннюю свободу, исповедали открыто свою веру в условиях тяжелейших гонений на Церковь, став новомучениками и исповедниками. Сегодня нам необходимо разобраться в нашем прошлом, чтобы не повторять ошибок в будущем. Особенно важно, чтобы молодое поколение участвовало в осмыслении подвига этих святых нашего времени.

Удивительно, что все доклады сложились в одно цельное повествование, каждый докладчик дополнял другого. Первый доклад представила Галина Владимировна Митькина , заведующая сектором Краеведения Клинской центральной районной библиотеки, и посвятила свое повествование клинскому антибольшевистскому восстанию. Оно произошло 28 февраля 1918 года в нашем городе, это было первое подобное восстание в России. Причиной стала непомерная контрибуция возложенная на владельцев крупных предприятий города Клинским Совдепом и арест отказавшихся ее платить. Восстание было подавлено, так как не имело четкой организации. Зачинщиков арестовали, ктитора храма свт. Тихона купца Сергия Воронкова расстреляли. Благодаря участнику событий, арестованному фабриканту Александру Назарову, мы имеем свидетельство событий тех дней. Г. В. Миткина изучила материалы, опубликованные в газетах и воспоминаниях очевидцев событий. Живые картины предстали перед глазами слушателей, доклад был дополнен слайдами.

В первый год после Октябрьского переворота люди еще не могли представить его последствий, тех перемен, которые придется пережить нашему народу. Второй докладчик Игорь Владимирович Гарькавый , директор Мемориального Центра «Бутово», член Церковно-общественного совета при Патриархе Московском и всея Руси по увековечению памяти новомучеников и исповедников Церкви Русской, рассказал о следующем этапе укрепления советской власти в России. Показал как возникла потребность этой власти укрепить свои позиции методом террора, пиком которого явились 1937-38 гг. Идеология большевиков трудно приживалась в народе, она имела все атрибуты «новой веры» и яростно подавляла инакомыслие. Представленные Игорем Владимировичем фото-документы из архива Бутовского полигона красноречиво показывали факты этой борьбы с инакомыслием. Многие жители Клинской земли, благочестивые пастыри православной Церкви, монахини и послушницы Акатовского монастыря, простые миряне были расстреляны на полигоне в Бутово в 1937-38 гг. Решения о расстреле за веру принимала «тройка» — член партийного руководства, представитель прокуратуры и представитель НКВД. Суда над обвиняемыми не было, защиты никто не предоставлял. Единственным спасением был сам Господь. Когда же будут предавать вас, не заботьтесь, как или что сказать; ибо в тот час дано будет вам, что сказать, ибо не вы будете говорить, но Дух Отца вашего будет говорить в вас. Предаст же брат брата на смерть, и отец – сына; и восстанут дети на родителей, и умертвят их; и будете ненавидимы всеми за имя Мое; претерпевший же до конца спасется. Мф., 36 зач., 10, 16–22 . С молитвой к этим новоявленным святым наших дней мы и обращаемся, просим их поддержки для укрепления нашей веры.

Для глубокого понимания веры православной нам дано многое — таинства Церкви, выраженные в богослужении. Пение, молитва, иконы — все нам рассказывает о Господе. Икона, как образ Бога, явленного во плоти, Господа нашего Иисуса Христа. Иконы святых, явивших своей жизнью соблюдение заповедей Божиих, просиявших светом Христа. Об этих особенностях нашего восприятия православной иконописи рассказал третий докладчик иерей Михаил Кириллов , настоятель Троицкого храма и клирик храма свт. Тихона. Первая профессия о. Михаила — художник-иконописец. В своем докладе он рассказал о важности и ответственности иконописца при работе над образами, объяснил особенности написания икон Новомучеников и Исповедников Российских. Ведь зачастую об этих святых мало информации, фото их выполнены перед расстрелом, лица полны страданий. Как писать икону, глядя на такую фотографию? Ведь икона должна светиться светом Христа, светом радости неземной жизни. Отец Михаил подчеркнул важность обсуждения и выработки критериев для создания нового канона написания Новомучеников, показал в докладе, как нужно избегать отрицательного опыта при работе над такими иконами.

Игумен Тихон (Полянский) , автор многих книг, настоятель Троицкой церкви в селе Захарово, выступил с завершающим докладом. Соглашаясь с мнением выступавших коллег по многим фактам, отец Тихон рассказал о Новомучениках Клинских и методике преподавания их житий на уроках основ Православной культуры. Его работа основана на опыте живого общения со школьниками. Интерес к подвигу наших земляков у детей высок. Но очень важно не напугать учащихся жестокими историческими фактами, но в то же время не замалчивать историческую правду. Необходим обдуманный подход для того чтобы формировать у детей способность анализировать события,происходящие как сто лет назад, так и сегодня. Пример жизни православных святых ХХ века воспитывает в детях моральные качества, патриотизм, дает возможность не потерять нашу самоидентичность в будущем. О важности воспитания личности, об отношении к истории своей страны, говорил и настоятель храма свт. Тихона протоиерей Анатолий Фролов в заключительном слове. Через неделю наступает Великий пост, мы готовимся принести Богу покаяние. Надеемся на молитвенную помощь святых Новомучеников Клинских, чтобы нам хранить православную веру в быстро меняющемся обществе.

Приход храма свт. Тихона благодарит лично Елену Борисовну Уманскую за помощь в организации конференции. Надеемся, что такие конференции станут традицией для нашего города.

Слава Богу за все!


Всероссийский Церковный Собор 1917-1918 годов стал важнейшим историческим событием в жизни Русской Православной Церкви XX века.

Наиболее важными деяниями Собора стали восстановление патриаршества и избрание святителя Тихона на патриарший престол. Институт патриаршества лёг в основу целой системы церковного управления, характеризующейся принадлежностью высшей церковной власти Поместному Собору и возглавлением Патриархом Священного Синода и Высшего Церковного Совета.

Одиннадцатого октября 1917 года, в ходе первой сессии Поместного Собора, на пленарном заседании выступил с докладом о патриаршестве председатель Отдела о высшем церковном управлении, епископ Астраханский Митрофан (Краснопольский). Так была открыта соборная дискуссия по вопросу о восстановлении в Русской Церкви института патриаршей власти и переустройстве всей церковно-административной системы.

Большинством голосов членов Отдела было принято решение о внесении в проект преобразования высшего церковного управления положения о восстановлении патриаршей власти. Однако целый ряд членов Собора, в числе которых было немало крупных учёных и церковных деятелей, считали необходимым предварительно выработать соборные документы, закрепляющие права и обязанности Патриарха и полномочия Собора.

Епископ Астраханский Митрофан возражал им: «Вы говорите: сконструируйте Собор. Но этого сделать без первоиерарханельзя; равным образом нельзя образовать и Синод без первоиерарха. Нам говорят: внесите полное положение об управлении, а не в виде отдельной формулы. Что же нам делать? Бросить всю работу? Вопрос о патриаршестве - вопрос весьма сложный. […] Нам нужен Патриарх как церковно-молитвенный предстоятель Русской Церкви, представитель подвига и дерзновения и как стоятель за Русскую Церковь. Все остальное не имеет значения. […] Чтобы восстановление патриаршества не пугало, мы вносим корректив: Патриарх является только первым между равными ему епископами. Это ставит границы единоличной власти Патриарха. Это положение совершенно определённое. Патриарх не поглотит церковной власти».

Епископ Митрофан указывал, что патриаршество известно на Руси с самого принятия христианства, поскольку в первые столетия своей истории Русская Церковь была в юрисдикции Константинопольского Патриархата. При митрополите Ионе Русская Церковь стала автокефальной, но принцип первоиераршей власти в ней остался непоколебимым. Когда Русская Церковь выросла и окрепла, появился и первый Патриарх Московский и всея Руси. Упразднение патриаршества Петром I стало антиканоническим деянием. Русская Церковь была обезглавлена. «Синод оставался чуждым русскому сердцу, он не затрагивал внутренних, глубинных струн души, которые затрагивались при живом представителе. Посему мысль о патриаршестве оставалась в сознании русского народа. Она жила как золотая мечта».

Противники восстановления патриаршества возводили на своих оппонентов обвинения в тайных монархических надеждах. Приводили довод о том, что история знает много слабых патриархов, которые были не в силах противостоять государственной власти и покорно шли у неё на поводу. Или, напротив, полагали, что история даёт немало примеров деспотичных предстоятелей Русской Церкви, рядом с которыми не уживается идея соборности. А также утверждали, что реставрация этого церковного института не спасёт Русскую Церковь от чрезвычайных обстоятельств времени, в которых она оказалась в ходе революции, а напротив, отбросит её в XVII век с безнадёжным отставанием от Европы.

Несмотря на сопротивление части соборян, большинство на Всероссийском Церковном Соборе 1917-1918 годов выступило в защиту патриаршества. И. Н. Сперанский в своей речи на пленарном заседании Собора указал на глубокую внутреннюю связь между существованием первосвятительского престола и духовным ликом допетровской Руси. Главным доводом в пользу восстановления патриаршества он считал то, что Православная Церковь была совестью государства до тех пор, пока на Руси был верховный пастырь - Святейший Патриарх.

Одним из самых весомых аргументов в защиту патриаршества стала история Церкви. Профессор И. И. Соколов напомнил Собору о светлом духовном облике предстоятелей Константинопольской Церкви: святых Фотия, Игнатия, Стефана, Антония, Николая Мистика, Трифона, Полиевкта. Во времена турецкого владычества мученически скончались вселенские патриархи Кирилл Лукарис, Парфений, Григорий V, Кирилл VI. На заседаниях Собора также говорилось о высоком первосвятительском подвиге митрополитов Русской Церкви - Петра, Алексия, Ионы, Филиппа, священномученика Патриарха Гермогена.

Наконец, 4 ноября 1917 года Всероссийский Церковный Собор вынес определение «Об общих положениях о высшем управлении Православной Российской Церкви», которым восстанавливалось патриаршество. Следующим шагом Собора стала разработка процедуры избрания Патриарха. В итоге члены Всероссийского Церковного Собора решили, что в первом избирательном собрании члены Собора подают записки с именем предлагаемого ими кандидата в Патриархи. Получивший абсолютное большинство голосов считается избранным в кандидаты. Туры голосования будут повторяться, пока три кандидата не получат большинства голосов. И наконец, жребием из них будет избираться Патриарх.

В результате голосования членов Собора тремя кандидатами в Патриархи, набравшими большее количество голосов, стали: архиепископ Антоний (Храповицкий) - 159 голосов в результате первого голосования; архиепископ Арсений (Стадницкий) - 199 голосов в результате второго голосования; митрополит Тихон (Беллавин) - 162 голоса в третьем туре голосования.

Избрание состоялось 5 ноября в храме Христа Спасителя. Патриархом Православной Российской Церкви был избран митрополит Московский Тихон. Двадцать первого ноября на праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы в необычайно торжественной атмосфере была совершена интронизация Патриарха в Успенском соборе Кремля. Отныне Русская Церковь вновь обрела своего печальника и молитвенника.

Представители того времени прекрасно понимали масштаб совершившегося. Профессор С. Н. Булгаков напомнил, что помимо церковно-канонических прав Патриарх имеет ещё и особый иерархический авторитет, поскольку в нём отражается живое единство Поместной Церкви. Он - церковная вершина, возвышающаяся над местной оградой, видящая другие вершины и видимая ими.

На долгие годы соборные определения, касающиеся статуса и компетенции Патриарха, должны были обеспечить устойчивость вновь сформированному институту патриаршей власти. История рассудила иначе. Вихрь революционных событий, утверждение советской власти с её атеистическим укладом, гонение на Русскую Церковь в первой половине XX века сделали невозможным нормальное функционирование высшей церковной власти в лице Поместного Собора, а также высшего церковного управления, возглавляемого Патриархом. Созданная Всероссийским Церковным Собором в 1917-1918 годах система высшего церковного управления, которая включала в себя Поместный Собор, Священный Синод и Высший Церковный Совет во главе со Святейшим Патриархом, в чрезвычайных исторических условиях оказалась лишённой необходимых для нормальной работы средств: материальных, финансовых, организационных и людских ресурсов. Полноценное функционирование системы органов высшего церковного управления было поставлено в зависимость от созывов Поместного Собора.

Двадцатого сентября 1918 года Всероссийский Церковный Собор принял определение, согласно которому Патриарх должен был созвать Поместный Собор весной 1921 года. Сделать этого не удалось, а следовательно, не получилось и выбрать новый состав Синода и Высшего Церковного Совета. Таким образом, начиная с 1921 года высшее церковное управление в том виде, в котором оно было сформировано Собором в 1917-1918 годах, перестало существовать. Вся церковная власть сосредоточилась в руках Патриарха, затем Патриаршего Местоблюстителя, а ещё позднее - заместителя Патриаршего Местоблюстителя. «Если до сих пор, - пишет Иринарх Стратонов, - Патриарх был носителем идеи церковного единства, то теперь при известных обстоятельствах он делался единственным сосредоточием всей полноты церковной власти».

В 2008 году Россия отпраздновала 90-летие со дня восстановления Патриаршества на Руси. Со времён Петра Великого, который упразднил патриарший престол за несогласие Патриарха Адриана смириться с исторической ломкой, и до 1917 года на Руси делами Православной Церкви ведал Святейший Синод. Но главное - это то, что была сохранена верность православию. Сохранена ценой великого духовного подвига.

Семь с половиной лет патриаршества, с 1917 по 1925 годы, имя Патриарха Тихона было самым дорогим не только для русского народа. Весь христианский мир трепетно следил за ходом исповеднических и мученических подвигов Московского Патриарха. Восхищался им, благословлял и молился за него.

Василий Беллавин, сын сельского священника отца Иоанна из старинного русского города Торопца, что на границе Псковской и Тверской земель, родился в 1865 году. С детства он решил пойти по родительским стопам. Обучался сначала в духовно-учебных заведениях Псковской епархии, а в 1884 году был принят в Санкт-Петербургскую духовную академию. Однокурсники с первых же дней прозвали его, степенного, добросовестного, ревностно веровавшего, «патриархом».

По окончании учения в 1888 году, Василий проходил духовно-учебную службу в Пскове, Казани, Холме. В 1891 году, будучи преподавателем, он подал прошение о принятии монашества. Постриг был совершён в честь святителя Тихона Задонского, прославленного русского святого, с именем которого в нашем монашестве связано утверждение особого направления духовной жизни - старчества. В 1897 году Тихон Беллавин был удостоен архиерейства. В следующем году назначен на святительский пост в Северной Америке, где возглавил Алеутскую и Северо-Американскую епархию. В 1905 году американцы избрали владыку Тихона почётным гражданином Соединенных Штатов.

В том же году владыка Тихон получает сан архиепископа и возвращается в Россию, в Ярославль. Ярославцы с неподдельной нежностью называли его ясным солнышком. Град Ярослава Мудрого так полюбил своего архипастыря, что оказал ему исключительную честь, избрав почётным гражданином города. Затем служение в Вильно, где Тихон проходил свой архипастырский путь в пору тяжёлого военного времени. Двадцать третьего июня 1917 года первопрестольная Москва, при избрании архипастыря на пост митрополита Московского, предпочла всем громким и славным архипастырским именам кандидатуру смиренного, простого архиепископа Виленского и Литовского Тихона.

В труднейшее для страны время в ноябре 1917 года открылся Всероссийский Поместный Собор Русской Православной Церкви. Заблистали на нём архипастыри, пастыри и церковные люди: кто учёностью, кто красноречием, кто громким именем, Тихон не блистал, был скромен и смирен. Москвичи благодушно острили про него «тих он». Сразу встал главный вопрос: о восстановлении патриаршества, пресекшегося в 1700 году.

«Подавляющее большинство остановило своё внимание не на звёздах первой величины в иерархии, каковыми были Антоний Харьковский и Арсений Новгородский, - вспоминал министр исповеданий Временного правительства А. В. Карташёв, - а на скромном, добродушном, не учёном и не гордом, а сияющем русской народной простотой и смирением новом митрополите Московском Тихоне. Ему сразу же было дано эффектное большинство 407 голосов из 432 присутствовавших на заседани». Когда начали перебирать кандидатов на Всероссийский патриарший престол, неизменно стали называть и имя Тихона. Правда, в числе кандидатов он занял третье место. Пятого ноября в храме Христа Спасителя глубокий старец иеросхимонах Алексий, затворник Зосимовской пустыни, вынул из ларца жребий и зачитал имя: митрополит Московский Тихон. Митрополит Киевский Владимир, который совершал литургию, воскликнул «Аксиос!», по-гречески - достоин. И духовенство, и народ единодушно подхватили: «Аксиос!» Тихон произнёс: «Сколько мне придётся глотать слёз и испускать стонов в предстоящем мне патриаршем служении и особенно в настоящую тяжёлую годину!» Речь оказалась пророческой.

Кровавым вихрем жесточайшего террора сметались с лица земли целые сословия и классы. Вековой уклад государственной, общественной, семейной жизни подвергался насильственной ломке. Но, кажется, ни в одной области террор не был довёден до такой утончённой жестокости, как в области церковной.

Уже в 1919 году были сёла и даже города без священников. Казни духовных лиц производились часто без суда и следствия. В новом государственном строе служители церкви были обращены в лиц без элементарных гражданских прав. Противорелигиозная пропаганда стала повсеместной и систематической. Церковь отстранили от влияния на школу, семью, общество. Закрывали духовно-учебные заведения, домовые церкви, обители. Приходы облагали налогом. Это были труднейшие времена для Церкви, а значит, и для всей духовной жизни народа. Власть, которая стремилась разбить христианские устои, требовала уступок не в чём-то второстепенном, а в существе веры. Начался обновленческий раскол.

Среди всеобщего разрушения и разложения Патриарх Тихон сумел сохранить церковный канонический организм в строжайшем соответствии с требованиями святых законов и правил. Среди бурь он сумел сплотить верующих в такой прочный союз, разрушить который оказалось никому не под силу.

В апреле 1922 года начался судебный процесс по делу Патриарха Тихона. Революционный трибунал вынес определение о привлечении его к уголовной ответственности. Вскоре ему было объявлено, что он находится под домашним арестом. В ночь на 19 мая Патриарха перевезли с его Троицкого подворья в Донской монастырь. Здесь под охраной, в полной изоляции от мира ему предстояло пробыть год. Затем месяц в ГПУ, на Лубянке, при непрерывных «беседах».

Пытались смутить Патриарха внесением разлада в среду церковной иерархии. Из осуждённых церковным судом, даже лишённых сана и отлучённых от церкви, решили создать оппозицию Патриарху и возглавляемой им Русской Церкви. Раскольники и сектанты, при поддержке советского государства, стали создавать новые церковные образования. Лишённый архиерейского сана и отлучённый от Церкви Владимир Путята стал главой «Новой Церкви». Оженившийся иеродиакон Иоанникий Смирнов, посвящённый расстригой Путятой в епископы, возглавил «Свободную Трудовую Церковь». Бывший адвокат Александр Введенский, назвавшись архиепископом Лондонским, в компании с провизором Соловейчиком, наречённым епископом Николаем, основали «Древне-Апостольскую Церковь». Назвавшийся протопресвитером Владимир Красницкий создал «Живую Церковь». Известный всей России своими шумными скандалами Антонин Грановский, наименовавшийся митрополитом, приступил к строительству некоего «церковного ренессанса». Во время ареста Патриарха все эти новообразования, объединившись, созвали «Всероссийский Церковный Собор», признавший советскую власть, осудивший Патриарха и избравший свой «Синод». Первоиерарх нашей Церкви, измученный арестами и допросами, находился под постоянным давлением власти, которая то и дело ставила его перед дьявольским выбором: либо принять одного из руководителей обновленчества, либо архиереи не будут выпущены из тюрем.

В июне 1923 года Патриарха освободили, с заявлением от его имени, что он «советской власти не враг». В то же время в печати стали появляться сообщения о тяжких недугах владыки. Эти настойчивые известия готовили общественное сознание к чему-то роковому. И 25 марта (07 апреля) 1925 года, в день Благовещения Пресвятой Богородицы, Святейший Патриарх Тихон, одиннадцатый Патриарх России, скончался. Появилось сообщение, что он умер от «грудной жабы». Создавалось впечатление, что грудная жаба - болезнь, протекающая длительно - у Патриарха имела какой-то особенный молниеносный характер. Всем было ясно, что смерть Патриарха мученическая. «Жил исповедником, умер мучеником…»

Сергий Звонарёв, священник.

Работа заняла I место в номинации «Переломные точки русской истории» в конкурсе «Наследие предков - молодым. 2007».

Публикуется в журнальном варианте

В эти дни Поместный Собор выбирал первосвятителя, Патриарха. Соборный Совет предложил такую процедуру избрания: все соборяне подают записки с именами трех кандидатов. Получивший абсолютное большинство голосов будет признан избранным в кандидаты. При отсутствии абсолютного большинства у трех кандидатов проводится повторное голосование, и так до тех пор, пока не будут утверждены три кандидата. Потом жребием из них будет избран Патриарх.

Против жребия возражал епископ Черниговский Пахомий: «Окончательное избрание из сих лиц Патриарха по примеру Церквей Константинопольской, Антиохийской и Иерусалимской следовало бы предоставить одним епископам, которые и произвели бы это избрание тайной подачей голосов. Что касается предполагаемого избрания Патриарха из трех намеченных Собором лиц посредством жребия, то... этот способ в Церквах Восточных при избрании Патриарха не применяется, только в Церкви Александрийской прибегают к сему способу в случае равенства голосов, полученных кандидатами в Патриархи при вторичном голосовании всего Собора» . Но Собор все-таки принял предложение об избрании Патриарха жребием. Прерогативы епископата этим не ущемлялись, ибо архиереи сами смиренно отказывались от своего права на окончательное избрание, передавая это непомерно важное решение на волю Божию.

Член Собора В. В. Богданович предложил, чтобы при первом голосовании соборяне указывали в записках имя одного кандидата, и только в следующем туре голосования подавали уже записки с тремя именами. Предложение это было принято Собором. 30 октября проведен был первый тур тайного голосования. В результате архиепископ Харьковский Антоний получил 101 голос, — 27 голосов, — 23, митрополит Тифлисский Платон — 22, архиепископ Новгородский Арсений — 14, митрополит Киевский Владимир, архиепископ Кишиневский Анастасий, протопресвитер Георгий Шавельский — по 13 голосов, архиепископ Владимирский Сергий — 5, архимандрит Иларион и мирянин А. Д. Самарин, бывший обер-прокурор Синода, — по 3 голоса. Другие архиереи получили по два или одному голосу.

На следующий день после разъяснения, что А. Д. Самарин как мирянин не может быть избран в Патриархи, было проведено новое голосование, в котором подавались уже записки с тремя именами. На заседании присутствовало 309 соборян, поэтому избранными в кандидаты считались те, за кого будет подано не менее 155 голосов. Первым кандидатом в Патриархи признан был архиепископ Харьковский Антоний (159), следующим — архиепископ Новгородский Арсений (199), в третьем туре святитель Тихон (162). был в церковной жизни двух последних десятилетий видным деятелем. Давний поборник восстановления патриаршества, мужественный и стойкий борец за Церковь, многим он казался достойным сана Патриарха, да и сам он не боялся принять его. Другой кандидат, архиепископ Арсений — архипастырь, умудренный многолетним опытом церковно-административной и государственной службы, в прошлом член Государственного совета; по свидетельству митрополита Евлогия, «возможности стать Патриархом ужасался и только и молил Бога, чтобы чаша сия миновала его» . Ну а святитель Тихон во всем полагался на волю Божию: не стремясь к патриаршеству, он готов был принять на себя этот крестный подвиг, если Господь призовет его к нему.

Избрание жребием назначено было на 5 ноября в храме Христа Спасителя. Тянуть жребий предстояло затворнику Зосимовой пустыни схииеромонаху Алексию. В этот день храм был переполнен народом. Божественную литургию совершали митрополиты Владимир и Вениамин в сослужении сонма архиереев и пресвитеров. Неслужащие епископы в мантиях стояли на ступенях солеи. Пел хор синодальных певчих в полном составе. После чтения часов митрополит Владимир вошел в алтарь и встал перед уготованным столиком. Секретарь Собора Василий Шеин поднес ему три жребия, которые архипастырь, начертав на них имена кандидатов, вложил в ковчежец. Потом вынес ковчежец на солею и поставил его на тетрапод, слева от царских врат. Диакон вознес моление о кандидатах в Патриархи. При чтении Апостола из Успенского собора в сопровождении митрополита Платона была внесена Владимирская икона Божией Матери. По окончании литургии и молебного пения митрополит Владимир вынес ковчежец на амвон, благословил им народ и снял с него печати. Из алтаря вышел старец в черной схимнической мантии. Митрополит Владимир благословил старца. Схииеромонах Алексий, кладя земные поклоны, трижды совершил крестное знамение. Затаив дыхание, все ждали изъявления воли Господней о первосвятителе русского народа. Помолившись, старец вынул из ковчежца жребий и передал его митрополиту Владимиру. Архипастырь вскрыл жребий и внятно прочитал: «Тихон, митрополит Московский. Аксиос!» «Аксиос!» — повторили за ним народ и духовенство. Хор вместе с народом запел торжественный гимн «Тебе Бога хвалим». По отпусте протодиакон Успенского собора Константин Розов, знаменитый на всю Россию своим могучим басом, возгласил многолетие «Господину нашему высокопреосвященнейшему митрополиту Московскому и Коломенскому Тихону, избранному в Патриархи богоспасаемого града Москвы и всея России». Православный народ, торжествуя радость обретения первосвятителя, воспел своему и Божиему избраннику «Многая лета».

В этот же день митрополит Тихон совершил литургию в Крестовой церкви Троицкого подворья на Сухаревке. Вместе с ним в подворье в ожидании изъявления Божией воли пребывал и архиепископ Арсений, а владыка Антоний находился на подворье Валаамского монастыря. Для объявления нареченному в Патриархи о его избрании в Троицкое подворье направляется посольство во главе с митрополитами Владимиром, Вениамином и Платоном. По прибытии посольства святитель Тихон совершил краткое молебное пение, затем митрополит Владимир взошел на амвон и произнес: «Преосвященнейший митрополит Тихон, священный и великий Собор призывает твою святыню на патриаршество богоспасаемого града Москвы и всея России». На что митрополит Тихон ответил: «Понеже священный и великий Собор судил мене, недостойному, быти в такове служении, благодарю, приемлю и нимало вопреки глаголю» .

После пения многолетия святитель Тихон, нареченный в Патриархи, произнес краткое слово:

«Конечно, беспримерно мое благодарение ко Господу за неизреченную ко мне милость Божию. Велика благодарность и к членам священного Всероссийского Собора за высокую честь избрания меня в число кандидатов на патриаршество. Но, рассуждая по человеку, могу многое глаголать вопреки настоящему моему избранию. Ваша весть об избрании меня в Патриархи является для меня тем свитком, на котором было написано: Плач, и стон, и горе, и каковой свиток должен был съесть пророк Иезекииль (Иез. 2. 10; 3. 1). Сколько и мне придется глотать слез и испускать стонов в предстоящем мне патриаршем служении и особенно в настоящую тяжелую годину!.. Отныне на меня возлагается попечение о всех церквах российских, и предстоит умирание за них во вся дни. А к сим кто доволен даже и из креплих мене! Но да будет воля Божия! Нахожу подкрепление в том, что избрания сего я не искал, и оно пришло помимо меня и даже помимо человеков, по жребию Божию. Уповаю, что Господь, призвавший меня, Сам и поможет мне Своею всесильною благодатию нести бремя, возложенное на меня, и соделает его легким бременем. Утешением и ободрением служит для меня и то, что избрание мое совершается не без воли Пречистой Богородицы. Дважды Она пришествием Своей честной иконы Владимирской в храме Христа Спасителя присутствует при моем избрании; в настоящий раз самый жребий взят от чудотворного Ее образа. И я как бы становлюсь под честным Ее омофором. Да прострет же Она — Многомощная — и мне, слабому, руку Своей помощи, и да избавит и град сей и всю страну Российскую от всякой нужды и печали» .

Святитель Тихон был человеком мягким, доброжелательным, ласковым. Но когда надо было постоять за правду, за дело Божие, он становился непоколебимо тверд и непреклонен. Всегда приветливый, общительный, исполненный благодушия и надежды на Бога, он излучал на ближних обильную христианскую любовь. Несколько месяцев пробыв на Московской кафедре, святитель покорил сердца верующих москвичей. Собор, избравший его своим председателем, успел за короткое время узнать в нем кроткого и смиренного монаха и молитвенника и очень энергичного, опытного администратора, одаренного высокой духовной и житейской мудростью. В самый канун избрания Патриарха, в разгар московской междоусобицы, митрополит Тихон едва не был убит. Когда 29 октября он отправлялся на службу в храм Христа Спасителя, снаряд разорвался возле его экипажа, оставив его невредимым. Чудесное спасение святителя предзнаменовало его скорое призвание на первосвятительское служение в Церкви.

Пока шла литургия, солдаты, охранявшие Кремль, вели себя развязно, смеялись, курили, сквернословили. Но когда Патриарх вышел из храма, эти же самые солдаты, скинув шапки, опустились на колени под благословение. По древнему обычаю, Патриарх совершил объезд Кремля, но не как в старину, на осляти, а в экипаже с двумя архимандритами по сторонам. Несметные толпы народа при приближении Патриарха в благоговении принимали первосвятительское благословение. В храмах Москвы весь день звонили колокола. Посреди междоусобицы и раздора верные христиане с ликованием праздновали великое церковное торжество.

Приветствуя новопоставленного первосвятителя на приеме, устроенном в честь восстановления патриаршества, архиепископ Антоний сказал: «Ваше избрание нужно назвать по преимуществу делом Божественного Промысла по той причине, что оно было бессознательно предсказано друзьями юности, товарищами вашими по академии. Подобно тому, как полтораста лет тому назад мальчики, учившиеся в Новгородской бурсе, дружески шутя над благочестием своего товарища Тимофея Соколова, кадили пред ним своими лаптями, а затем их внуки совершили уже настоящее каждение пред нетленными мощами его, то есть вашего небесного покровителя, Тихона Задонского, так и ваши собственные товарищи по академии прозвали вас «патриархом», когда вы были еще мирянином и когда ни они, ни вы сами не могли и помышлять о действительном осуществлении такого наименования, данного вам друзьями молодости за ваш степенный, невозмутимо солидный нрав и благочестивое настроение» .

18 ноября 2017 года, в день 100-летия избрания на Патриарший престол святителя Тихона, Патриарха Московского и всея России, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в Большом соборе г. Москвы, где покоятся честные мощи святителя Тихона. К празднованию 100-летия избрания Патриархом Московским и всея России святителя Тихона создана новая рака для его честных мощей.

За Божественной литургией была совершена хиротония во епископа Волжского и Сернурского ().

В богослужении участвовали члены Русской Православной Церкви. Этот орган был образован по предложению Святейшего Патриарха Кирилла постановлением Архиерейского Собора в 2011 году, «по аналогии с органом, учрежденным Всероссийским Церковным Собором в 1917 году и прекратившим работу в годы гонений» ( Собора «О вопросах внутренней жизни и внешней деятельности Русской Православной Церкви», п. 6).

Его Святейшеству сослужили: , управляющий делами Московской Патриархии; , Патриарший экзарх всея Беларуси; , председатель Московского Патриархата; , председатель Русской Православной Церкви; , первый викарий Патриарха Московского и всея Руси по г. Москве; , председатель ; ; , председатель ; , председатель Московского Патриархата; , председатель ; ; , председатель , наместник ; , руководитель Московской Патриархии; ; , председатель ; , председатель , наместник ; , руководитель ; , наместник Донского ставропигиального монастыря; , председатель ; ; , секретарь Патриарха Московского и всея Руси по г. Москве; , заместитель управляющего делами Московской Патриархии; протоиерей Александр Фарковец, благочинный храмов Донского округа г. Москвы, настоятель храма в честь положения честной ризы Господней в Успенском соборе в Москве на Донской; протоиерей Василий Бабурин, настоятель храма Всех святых на Соколе г. Москвы; протоиерей Димитрий Рощин, начальник управления по работе с общественными объединениями и организациями , настоятель храма святителя Николая Мирликийского на Трех Горах г. Москвы; благочинные и духовенство Северного и Северо-Западного викариатств г. Москвы, насельники Донского монастыря в священном сане, священнослужители .

На сугубой ектении были вознесены прошения:

«Еще молимся Тебе, Богу, Спасителю нашему, о еже милостивым оком призрети на ны, память творящих о столетней годовщине Священнаго Собора Церкве нашея, им же святитель Тихон Первосвятителем Церкви Русския избрася, о еже во едино ю собрати и от пагубных разделений и нестроений избавити, веру же православную невредиму и непреобориму соблюсти от неверия, ересей и расколов, верных чад ея в единомыслии утвердити и миром оградити, рцем вси Милосерде Господи, услыши и помилуй.

Еще молимся Господу Спасителю нашему, о еже прияти исповедание и благодарение нас, недостойных рабов Своих, о Твоих благодеяниях, яже излиял еси на Церковь Русскую от лет древних, наипаче же в мимошедшем веце, спасая ю от бед и скорбей и от разделений восставляя, и припадаем, и славословие Тебе, яко Богу приносим и умиленно вопием: яко Милостив, исполни во благих прошения наша, прилежно молим Ти ся, Всесильный Творче, услыши и помилуй.

Еще молимся о еже приятися, яко кадилу благовонному, молитвам сонма мучеников и исповедников за веру и правду страшныя страдания и мученическую кончину претерпевших и Христа ради в годы гонений подвизавшихся, да Церковь Русскую утвердит, нас же всех в единомыслии соблюдет, рцем вси Господи, Спасителю наш, услыши и милостивно помилуй.

Еще молимся Тебе, Господу Богу нашему, о еже благосердием и милостию призрети на виноград сей, егоже насади и сохрани от всех наветов вражиих Десница Твоя, о еже и в предняя лета даровати Церкви Твоей единение и безмятежие, да не умалится она и да не поколеблется Русь святая, но да славится в ней Трисвятое имя Твое, рцем вси, Благосерде Господи, услыши и милостивно помилуй».

Предстоятель Русской Православной Церкви вознес молитву:

«Боже великий и непостижимый, Отче Безначальный, Собезначальный Сыне и Душе Соприсносущный, спасаяй погибающыя, животворяй мертвыя и дивным Твоим промыслом управляяй всяческая! Приклони ухо Твое с высоты святыя Твоея, и приими от нас, смиренных и недостойных рабов Твоих, им же в прошедшее столетие велие Твое от бед и всегубительства спасение явил еси, сердцем и устами возносимая Тебе благодарственная сия моления, исповедания и славословия. Не по беззакониям нашим сотворил еси нам, Господи, ниже по грехом нашим воздал еси нам, но призрел еси на многия труды и усердныя молитвы верных рабов Твоих членов Священнаго Собора Церкви Русския, архипастырей, пастырей, монашествующих и мирян, попечение имевших о благоустроении Церкви нашея и святителя Тихона Первосвятителем Церкви Русския избравших.

Помози нам, Господи, благодарную память сего славнаго Твоего милосердия тверду и непрестанну имети в себе, яко да Тобою утверждаеми и ограждаеми, всегда, якоже днесь, поем и славословим Имя Твое святое. Сподоби нас в вере, любви и единении пребывати, пагубныя резделения и расколы преодолевати, да Дух Твой Благий почиет на нас. Исправи жизнь нашу греховную, просвети ум наш светом учения Евангельскаго, возгрей серца наша теплотою благодати Твоея и направи нас к деланию заповедей Твоих, да прославится и в нас, якоже во отцех Священнаго Собора Церкве нашея в годы гонений пострадавших, всесвятое и преславное имя Твое, Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно и во веки веков. Аминь».

Проповедь перед причастием произнес иеромонах Антоний (Скорик), насельник Донского монастыря.

По окончании Литургии Святейший Патриарх Кирилл епископа Волжского и Сернурского Феофана на служение и вручил ему архиерейский жезл. По традиции новорукоположенный епископ преподал верующим первое архипастырское благословение.

Предстоятель Русской Церкви совершил славление и молитву у честных мощей святителя Тихона, Патриарха Московского и всея России, и освящение новоустроенной раки для мощей святителя.

Затем Святейший Патриарх Кирилл обратился к верующим с .

Во внимание к помощи в реставрации храма Архангела Михаила Донского ставропигиального мужского монастыря г. Москвы Святейший Владыка наградил генерального директора Благотворительного фонда поддержки социальных программ «ИФД Капитал» Н.В. Сазонова медалью Славы и чести I степени.

Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси

18 ноября 2017 года отмечается 100-летие избрания на Патриарший престол святителя Тихона, Патриарха Московского и всея России. В этот памятный день Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в Большом соборе Донского монастыря города Москвы. В соборе покоятся честные мощи Патриарха-исповедника Тихона. К 100-летию избрания святителя на Патриарший престол была создана новая рака для его святых останков.

Среди сослужившего Его Святейшеству сонма архиереев был митрополит Рязанский и Михайловский Марк. Одним из важных церковных послушаний владыки является его членство в Высшем Церковном Совете Русской Православной Церкви с 2011 года, то есть с момента учреждения Совета. Этот орган был образован по предложению Святейшего Патриарха Кирилла по аналогии с органом, учрежденным Всероссийским Церковным Собором в 1917 году и прекратившим работу в годы гонений. В богослужении по случаю 100-летия избрания на Патриарший престол святителя Тихона приняли участие и другие члены Высшего Церковного Совета.

За Божественной литургией была совершена хиротония архимандрита Феофана (Данченкова) во епископа Волжского и Сернурского (Марийская митрополия).

На сугубой ектении были вознесены прошения об избавлении от «пагубных разделений и нестроений», а также о том, чтобы «веру же православную невредиму и непреобориму соблюсти от неверия, ересей и расколов, верных чад ея в единомыслии утвердити и миром оградити».

По окончании Литургии Святейший Патриарх Кирилл напутствовал епископа Волжского и Сернурского Феофана на служение и вручил ему архиерейский жезл. По традиции новорукоположенный епископ преподал верующим первое архипастырское благословение.

Предстоятель Русской Церкви совершил славление и молитву у честных мощей святителя Тихона и освятил новоустроенную раку для мощей Патриарха-исповедника.

Во внимание к помощи в реставрации храма Архангела Михаила Донского ставропигиального мужского монастыря г. Москвы Предстоятель Русской Православной Церкви наградил генерального директора Благотворительного фонда поддержки социальных программ «ИФД Капитал» Н.В. Сазонова медалью Славы и чести I степени.

Фотограф - Максим Павленко