В неделю крестопоклонную предстоятель русской церкви освятил храм в честь святителя иова, патриарха московского, в российской столице. Русская православная церковьфинансово-хозяйственное управление

До революции на территории Волковского православного кладбища было пять храмов. Кроме церкви во имя св. Иова, были построены: собор во имя Спаса Нерукотворного (арх. Ф.И. Руска и В.И. Беретти, 1837 - 1842 гг.), церковь во имя Воскресения Христова, церкви во имя Всех Святых (Ф.И. Руска, 1850 - 1852 гг.), Успения Пресвятой Богородицы (А.П. Аплаксин и А.Д. Шиллинг, 1910 - 1912 гг.) и Иова Многострадального. Все они были построены в различных модификациях русского стиля (кроме Воскресенской).

Храм во имя Спаса Нерукотворного в 1930-е годы был перестроен в цех завода "Монументскульптура", церкви во имя Всех Святых и Успения Пресвятой Богородицы уничтожены в тридцатые годы.

Церковь во имя Иова Многострадального возводилась по инициативе Параскевы Михайловны Крюковой (12.10.1818 - 19.09.1902) - вдовы потомственного Почетного гражданина, купца 1-й гильдии чаеторговца Иова Михайловича Крюкова (1816-1884), проживавшего в собственном доме на Кадетской линии Васильевского острова № 31.

И.М. Крюков был похоронен на Волковом кладбище. Его вдова и сын обратились к митрополиту Исидору (Никольскому) с ходатайством о разрешении строительства каменного храма над его могилой, ассигнуя для этого строительства 75000 рублей и обязуясь пожертвовать в кладбищенскую церковь на будущее содержание 12500 рублей доходными билетами Государственного банка и такую же сумму - причту за совершение литургий по понедельникам, средам и субботам. Духовная Консистория, Св. Синод (28 августа 1885 года) и Император (7 ноября) одобрили проект храма на купленных Крюковыми могильных местах. 19 мая 1885 года, в годовщину смерти Крюкова, был заложен храм во имя его небесного покровителя. Храм был рассчитан на 180 человек, хоры - на 40 человек. Проект церкви выполнил архитектор Иван Аристархович Аристархов (1851 - 1885). Работая над созданием этого храма, архитектор умер до окончания строительства (ему было 34 года), и был похоронен в подцерковье. Продолжал строительство А.Н. Немченинов. Росписи с позолотою исполнили И.Т. Трифонов, а также Бутков и Карузин. Помимо стенной живописи Трифонов выполнил местные иконы. Двухъярусный резной иконостас сделал мастер П.С. Абросимов.

Ктиторский характер храма (ктитор - лицо, выделившее средства на строительство или ремонт православного храма или монастыря, или на его украшение) отразился размещением в иконостасе небесных покровителей членов семьи Крюковых: святых Мучениц Параскевы и Евдокии, св. Ольги, свв. Архангелов Михаила и Гавриила и свт. Николая - небесных покровителей вдовы и пятерых детей покойного. В начале XX века церковь св. Иова часто называли "Крюковской".

Освящение храма состоялось 29 октября 1887 года митрополитом Санкт-Петербургским и Новгородским Исидором (Никольским), епископом Ладожским Сергием и архимандритом Александро-Невской лавры Никоном. Сохранилась памятная доска под престолом с текстом: "Сей престол утвержден на средства почетной гражданки Параскевы Михайловны Крюковой и освящен 28 октября 1887 г.".

Подвальный этаж церкви был занят семейной усыпальницей Крюковых. В ней находилось 9 захоронений; в притворе нижнего храма был погребен И.А. Аристархов. Ныне сохранились три плиты с надписями:
1) "Здесь погребено тело почетного потомственного гражданина С.-Петербургского 1-й гильдии купца Иова Михайловича Крюкова. Родился 29 апреля 1816 г. Скончался 19 мая 1884 г.";
2) "Здесь покоятся дети потомственного почетного гражданина Иова Михайловича Крюкова: младенцы Параскева и Вера и дети Гавриила Иововича Крюкова: младенцы Петр и Александра";
3) "Здесь погребено тело потомственного почетного гражданина Гавриила Иововича Крюкова. Скончался 3 декабря 1895 г.".

До революции постоянно служили лишь в Спасском и Воскресенском храмах, а в церкви св. Иова совершались нерегулярные, в основном заупокойные богослужения. В этой церкви часто бывал Император Николай II, родившийся в день памяти Иова Многострадального.

Кирпичная церковь построена в русско-византийском стиле. Архитектура храма соответствует традиции русского стиля в духе XVII века, распространившегося в церковном зодчестве Российской Империи с 1830-х годов: центральный четверик, завершенный пятиглавием, с примыкающей к нему алтарной частью, трапезная и шатровая колокольня над притвором. Декоративное убранство церкви ориентировано на традиции московского и ярославского зодчества и тяготеет к памятникам второго - "романовского" этапа развития русского стиля, достигшего расцвета в 1880-1890-е годы - луковичное пятиглавие, кокошники, шатер, ширинки.

Итак, основной четверик завершен пятью главами (центральная - световая) на постаменте. К прямоугольной алтарной апсиде примыкают низкие объемы ризницы (с юга) и тамбура с входом для церковнослужителей (с севера). В нижнем ярусе колокольни расположены лестницы на колокольню (с севера) и в нижний храм (с юга). Стены церкви отштукатурены и окрашены в желтый цвет, элементы архитектурного декора выбелены.

Церковь имеет высокий цоколь, нижняя часть которого облицована путиловской плитой. Декоративную отделку четверика составляют лопатки, углы которых выделены колонками. В центре боковых фасадов - два узких, парных, арочных окна, обрамленные пилястрами и полуциркульными кокошниками. Арочные окна трапезной (по одному на боковых фасадах) обрамлены пилястрами, на которые опираются треугольные сандрики (разновидность карниза, располагающаяся над окном или дверью). Два центральных кокошника - трехчастные. Центральный барабан больше угловых, декорирован кокошниками и колончатым поясом, в котором прорезаны арочные окна. Луковичные главки окрашены в зеленый цвет, ажурные шестиконечные кресты вызолочены. Стены алтарной части также украшены пилястрами и кокошниками. В киоте - майоликовое изображение Богоматери с Богомладенцем работы 1994 года.

Западный фасад украшен колонками по углам и высоким треугольным фронтоном-щипцом над входным тамбуром. Боковые части притвора с 1994-1995 годов украшены прямоугольными иконами. Северная изображает св. Иова со свитком, на котором написаны слова: "Бог дал, Бог взял". Южная изабражает Спасителя. Над кровлей притвора возвышается основание яруса звона. По сторонам окна - прямоугольные ширинки. Восьмигранный ярус звона прорезан арками по сторонам света; диагональные грани декорированы парными пилястрами с капителями, в завершении каждой грани - килевидный кокошник. Колокольня увенчана восьмигранным шатром с прямоугольными слухами, обрамленными колонками и завершениями в виде килевидных кокошников. Колокола были отлиты на охтинском заводе Орлова. Восьмигранный барабан над шатром венчает луковичная главка.

В настоящее время церковь двухэтажная. Верхний храм имеет в плане "латинский крест". Массивные пилоны со скошенными углами несут центральный парусный свод с коробовыми арками в основании. В филенках пилонов и софитах арок живописный орнамент в русско-византийском стиле. Стены частично расписаны маслом изображениями из Евангелия (слева - "Суд Пилата", справа - "Предательство Иуды"); облачного небесного свода (в алтаре), четырех Евангелистов (паруса свода), свтт. Московских Петра, Филиппа, Ионы, Алексия. В основании светового барабана - фигуры восьми святых в рост (с запада - ап. Андрей, архидиакон Стефан, апп. Фома, Филипп, пророки Давид, Моисей, Исайя и Иезекииль). Стилистика росписей близка позднему академизму. В центре плоского перекрытия барабана - изображение Спаса Еммануила с сиянием в окружении херувимов. В арке над алтарем - надпись: "Кто Бог велий...", в барабане - "Слава в Вышних Богу...", в арке над притвором - "Вниду в Дом Твой". Двухъярусный иконостас главного храма выполнен в русском стиле XVII в., богато декорирован позолоченной резьбой с окантовками. Перед ним - трехступенчатая солея с двумя парами резных киотов по сторонам, ограждение солеи из литых стержней с накладными четырехконечными крестами. В западной части притвора - хоры с деревянной балюстрадой. В церкви сохранилось массивное двухъярусное паникадило.

Церковь Иова единственная на Волковском кладбище, которая не закрывалась в советское время. После революции договоры о передаче церкви верующим заключались в 1928, 1930, 1931 и 1932 годах. В 1932-1933 годах была снята большая часть колоколов, а с июля 1933 года власти запретили колокольный звон.

В 1931 году предлагалось, чтобы Спасский и Крюковский приходы объединились с закрытием второго из-за "отсутствия необходимого числа членов в составе двадцатки". Но оба прихода тогда удалось сохранить. 9 февраля 1932 года областная комиссия по вопросам культов предложила закрыть и снести церковь св. Иова. 21 февраля 1932 года президиум Ленсовета постановил: "Учитывая требования трудящихся, выраженные в наказах XII созыву советов и принимая во внимание, что здание подвергается порче и что, как установлено наблюдениями, посещаемость церкви весьма незначительна, и так как здание, согласно заключениям технической комиссии, не может быть рационально использовано для культурных, хозяйственных и др. целей, церковь снести, материал использовать на нужды строительства".

Однако церковь так и не была закрыта. На 13 февраля 1935 года на Волковском кладбище служили 9 штатных и приписных священника и 5 диаконов. Но в ходе массовых высылок и арестов в марте-апреле 1935 года, после убийства Кирова, почти половина священнослужителей подверглась репрессиям, и на Волковском кладбище оставалось лишь три штатных священника и один диакон. По состоянию на 4 сентября 1941 года в храме состояли в штате два клирика - протоиерей Михаил Александрович Смирнов и протоиерей Евгений Александрович Флоровский. В июле 1941 - июне 1945 годов причтом были сделаны взносы в Фонд обороны (655 тыс. руб.), в пользу Общества Красного Креста (146 тыс. руб.), на подарки бойцам (80 тыс. руб.) и в Фонд помощи семьям военнослужащих (150 тыс. руб.).

В церкви сохранились не только ее собственное убранство и иконы, в неё были переданы многие замечательные иконы, предметы утвари из других, закрытых к 1936 году и уничтоженных храмов Волковского кладбища.

Но утраты тоже многочисленны: ряд икон и церковная утварь, изъятые в 1920-х годах, а также потеря ряда захоронений в усыпальнице. До 1934 года исчезла часть обрамления оконного проема в 1-м ярусе колокольни, ранее представлявшего собой килевидный кокошник.

В 1949 году усыпальницу освятили как придел во имя Спаса Нерукотворного Образа в память о кладбищенском Спасском соборе, в 1936 году закрытом и переданным под цех предприятия "Монументскульптура". В приделе установили одноярусный иконостас.

В 1970-х годах в церкви проведен капремонт. После ремонта, 13 августа 1976 храм освятил архиепископ Тихвинский Мелитон (Соловьев). В числе сослуживших был иеромонах Мефодий (Немцов), ныне митрополит Воронежский и Липецкий. Придел иногда неверно обозначается как Свято-Артемиевский, поскольку митрополит пожертвовал для него частицу мощей св. вмч. Артемия, вложенную в престол. На приставном престоле обычно совершаются ранние литургии.

В середине 1980-х годов проводились ремонтно-реставрационные работы: обновление стенной живописи и ремонт бывшей усыпальницы под верхним алтарем с устройством винтовой лестницы из ризницы. Здесь было устроено служебное помещение.

В 1994 году на фасаде алтарной части появилось в киоте майоликовое изображение Богоматери с Младенцем, а на боковых частях притвора иконы св. Иова и Спасителя. В 1996 году были отремонтированы фасады церкви. По благословению митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Владимира и трудами настоятеля храма, благочинного Ямбургского округа протоиерея Леонида Степанова в 2001 году осуществлены значительные ремонтно-реставрационные работы, включавшие восстановление нижнего храма.

Главная святыня храма - икона св. мч. Артемия с частицами его мощей на престоле Спасского придела. Среди ныне почитаемых в церкви св. Иова иконы Божией Матери Скоропослушницы (перед левым клиросом) и "Не рыдай Мене, Мати" (перед правым клиросом), Нерукотворный образ Спасителя, образа свв. Николая Чудотворца, Иова и Пантелеймона в "васнецовском" стиле.

В западной части храма над хорами - иконы-картины "Христос и самарянка", в центральном трансепте на несущих пилонах - "Преображение"; Покров (слева), Божия Матерь "Всех скорбящих Радость" и Сретение (справа) в трехчастных деревянных резных киотах, завершенных трехлопастными кокошниками.

В первом ряду главного иконостаса (слева на право) - иконы Введения, свт. Николая, Архангела Гавриила, Божией Матери, Спасителя, св. Иова, Архангела Михаила, Воздвижения. Во втором - св. кн. Ольги и мц. Лидии, мцц. Екатерины и Варвары, апп. Петра и Павла, свв. Иоанна Предтечи и пророка Исайи, влмч. Пантелеймона и св. Александра Невского, мч. Параскевы и прпмц. Евдокии. Третий ряд составляют образ "Троица Новозаветная" ("Отечество").

Эта церковь - единственная сохранившаяся церковная постройка архитектора И.А. Аристархова - является памятником истории и культуры федерального значения согласно решениям Малого совета Санкт-Петербургского городского совета народных депутатов № 327 от 7 сентября 1993 г. и указу президента РФ № 176 от 20 февраля 1995 г.

Возле северо-западного угла находится часовня - усыпальница второй половины XIX нач. XX веков с шатровым завершением, в ней ныне совершаются отпевания.

Настоятель - Протоиерей о.Леонид Степанов
Протоиерей о.Константин Макаров, Иерей о.Максим Квасов, Иерей о.Дионисий Незнамов, Диакон о. Александр Уваров
Расписание богослужений:
Литургия совершается ежедневно. В будние дни - в 9-00 (исповедь - в 8-30)
Литургия в Воскресные и праздничные дни - в 7-00 и 10-00. (исповедь - в 6-30 и 9-30)
Вечернее богослужение - в 18-00.
Акафисты:
В Воскресенье - Спасителю.
Во вторник - Пресвятой Богородице.
В среду - Святителю Николаю.
В четверг - Святому праведному Иову.
Храм открыт ежедневно с 8-00 до 20-00.
Тел. 766-25-44, 766-27-49
Адрес: 192007, С.-Петербург, Камчатская ул., д. 6 (Старый адрес: Расстанная, 30)
Проезд: "Волковская" пешком 5 минут, или трамвай 25, 49 одна остановка в сторону центра.

В описании храма использована информация с официального сайта храма http://hramiova.ru


Церковь св. Иова. Фото: июнь 2014.

Церковь св. Иова с южной стороны. Фото: июнь 2014.

Фрагмент надгробий возле алтарной части церкви св. Иова. Фото: июнь 2014.

Церковь св. Иова, фрагмент фасада. Фото: июнь 2014.

Купола церкови. Фото: июнь 2014.

Икона Богоматери на алтарной стене храма. Фото: июнь 2014.

Церковные постройки. Фото: июнь 2014.

Церковные постройки. Фото: июнь 2014.

Церковные постройки. Фото: июнь 2014.

Церковь св. Иова. Алтарная часть храма. Фото: июнь 2014.

Церковь св. Иова. Фрагмент алтарной части храма. Фото: июнь 2014.

В центре боковых фасадов храма - два узких, парных, арочных окна, обрамленные пилястрами и полуциркульными кокошниками. Фото: июнь 2014.

Крыльцо церковной постройки. Фото: июнь 2014.

Церковь св. Иова, вход в алтарь. Фото: июнь 2014.

Церковь св. Иова с северной стороны. Фото: июнь 2014.

Павильон для раздачи святой воды. Фото: июнь 2014.

Часовня при церкви св. Иова. Фото: июнь 2014.

Часовня при церкви св. Иова, фрагмент. Фото: июнь 2014.

Часовня при церкви св. Иова. Фото: июнь 2014.

Вход в часовню. Фото: июнь 2014.

Часовня при церкви св. Иова. Фото: июнь 2014.

Церковь св. Иова, западный фасад, главный вход в храм. Фото: июнь 2014.

Церковь св. Иова, западный фасад, главный вход в храм. Фото: июнь 2014.

Главный вход в храм, дверь. Фото: июнь 2014.

Майоликовое изображение Спасителя. Фото: июнь 2014.

Майоликовое изображение св. Иова Многострадального. Фото: июнь 2014.

Постройка перед церкви св. Иова. Фото: июнь 2014.

Верхний ярус колокольни церкви св. Иова. Фото: июнь 2014.

Купола церкви св. Иова. Фрагмент. Фото: июнь 2014.

Южный фасад церкви св. Иова. Фото: июнь 2014.

Южный фасад и колокольня церкви св. Иова. Фото: июнь 2014.

Церкви св. Иова со стороны главного входа. Фото: июнь 2014.

Часовня при церкви св. Иова. Фото: июнь 2014.

Фрагмент колокольни. Фото: июнь 2014.

Дорога к церкви св. Иова. Фото: июнь 2014.

Волковское кладбище. Склеп напротив церкви. Фото: июнь 2014.

Волковское кладбище. Склеп напротив церкви, фрагмент. Фото: июнь 2014.

Волковское кладбище. Склеп напротив церкви, фрагмент. Фото: июнь 2014.

Волковское кладбище. Одно из надгробий. Фото: июнь 2014.

Волковское кладбище. Одно из надгробий. Фото: июнь 2014.

Волковское кладбище. Место одного из надгробий. Фото: июнь 2014.

Храм во имя Спаса Нерукотворного, перестроенного в 1930-е годы в цех завода "Монументскульптура". Фото: июнь 2014.

Храм во имя Спаса Нерукотворного с северной стороны - цех завода "Монументскульптура". Фото: июнь 2014.

Храм во имя Спаса Нерукотворного с южной стороны - цех завода "Монументскульптура". Фото: июнь 2014.

Фрагмент храма во имя Спаса Нерукотворного, ныне - цех завода "Монументскульптура". Фото: июнь 2014.

Возлядовская А.М., Гуминенко М.В., фото, 2006-2014

В воскресенье, 19 марта 2017 года, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл планирует совершить чин великого освящения нового храма в честь святителя Иова, Патриарха Московского и всея Руси .

Накануне исторического события мы побеседовали с настоятелем этого храма иереем Александром Нарушевым, который рассказал о том, как строился храм и как изменил жизнь района.

― Отец Александр, как принималось решение построить храм в честь святителя Иова, Патриарха Московского и всея Руси?

― Инициатором и благотворителем строительства храма выступил Фонд возрождения Старицкого Успенского мужского монастыря . Дело в том, что жизнь Патриарха Иова была тесно связана и со Старицей, и с Москвой. Столица стала местом его Патриаршего служения, а Старица - местом его рождения, заточения и кончины. Здесь он начинал свой иноческий подвиг и здесь же, в Успенском Старицком монастыре, был заключен после несправедливого изгнания из Москвы. Когда же после падения Лжедмитрия I народ вновь просил святителя возвратиться в Первопрестольный град и занять Патриарший престол, здоровье Предстоятеля было совершенно подорвано. Слепой, он благословил на свое место митрополита Казанского Ермогена, а сам вернулся в Старицу, где в скором времени скончался.

Председатель Фонда Виктор Борисович Христенко возродил из небытия Старицкий монастырь в Тверской области. И в память о святителе Иове ему захотелось построить храм в городе, где тот нес свое Патриаршее служение. Такая возможность представилась в рамках Программы строительства православных храмов в Москве.

Наш храм, престол которого посвящен Патриарху Иову, пока единственный в мире. Насколько мне известно, второй строится в Волгограде. Наш приход носит название Патриаршего подворья Старицкого Успенского мужского монастыря. Этот статус сохраняет духовную связь с самим монастырем и оправдывает тот факт, что его подворье расположено в другой области, что нетрадиционно.

- А как было выбрано место под храм?

Это место на Можайском шоссе было выбрано неслучайно, поскольку именно в западном направлении от Москвы расположена Старица. И вероятно по этому пути когда-то отправлялся обоз со ссыльным святителем Иовом. Этой же дорогой он и возвращался обратно в столицу.

Наш район с одной стороны ограничен МКАДом, с другой ― Можайским шоссе, с третьей ― железной дорогой, а с четвертой сейчас будет строиться дорожная хорда, и, таким образом, мы будем отрезаны от всех других районов. Это и хорошо, и плохо. Определенная изолированность от внешнего мира способствует формированию общинной жизни, например. Это ценно.

На этом месте когда-то был пустырь, район назывался «Дубки», потому что в нем была дубовая роща. И при строительстве удалось сохранить остатки этой рощи, огораживая деревья специальными коробами, чтобы не повредить техникой стволы. Важно было сберечь этот оазис, когда вокруг сплошные автомобильные и железные дороги.

- Как Вы можете охарактеризовать свой приход?

Старожилы рассказывают, что здесь еще в XX веке деревенские жители пасли коров и овец. В 70-х же годах здесь было много предприятий, которые обеспечивали работой местное население. После закрытия заводов люди остались не у дел. Сейчас наш район нельзя назвать простым и благополучным в социальном плане.

Строительство храма поспособствовало тому, что сквер, окружающий храм, покинули собиравшиеся там бродяги. И теперь взрослые люди с детьми могут безбоязненно гулять по скверу и территории храма, которая получилась достаточно большой. Этой весной мы будем продолжать ее обустраивать и озеленять.

Народ встретил строительство храма воодушевленно. Встречи с жителями проходили очень дружелюбно. Была пара случаев, когда недовольство проявляли владельцы собак, сетуя на то, что им теперь негде будет гулять со своими питомцами, но это незначительный процент.

Думаю, храм был выстрадан жителями. Мы долгое время вывозили с территории стройки мусор, бутылки, шприцы.

Более того, совсем недалеко от места, на котором начиналось строительство храма, была «точка», где собирались блудницы. Попытки переговоров с ними ни к чему не приводили. Я просил их не совершать греха, объяснял, что здесь строится храм, что не нужно гневить Бога. Но в ответ мне даже угрожали. Однажды спросили: «Не боишься не доехать до дома?» На что я ответил: «Боюсь, у меня четверо детей, но молчать тоже не могу». Тогда я решил сменить тактику и начал действовать не уговорами или угрозами, а иным способом. Мы стали приходить к этим людям и поздравлять их с Рождеством, с Пасхой, приносили им куличи, освященные яйца. Это вызывало, с одной стороны, смущение, а с другой ― даже радость… Понимаете, в каждом человеке есть внутренний человек. И до какой бы степени он ни был очернен, в какие-то моменты совесть - голос Божий - все равно прорывается. И после наших визитов совесть у этих людей потихоньку начала сигнализировать о том, что что-то не так. Почему я обо всем этом вспоминаю… Мне довелось наблюдать такую прорвавшуюся совесть, и это удивительно. Одна из девушек такого контингента подошла ко мне как-то и говорит: «Батюшка, по соседству с нами живет мальчик, он очень хочет самокат, но у его мамы нет на это денег. И мы с девочками собрали некоторую сумму на эту его мечту. Передайте, пожалуйста, его маме». Но я предложил ей, чтобы они сами купили самокат и подарили мальчику. Так они и сделали. И вот это взаимное делание добра стало возможным в результате строительства нашего храма.

По причине неблагополучия этого района я дал установку сторожам и дежурным по храму лояльно относиться к людям в алкогольном опьянении. И мы никогда не выгоняем этих людей из храма, естественно, если они не хулиганят. Таких людей можно видеть у нас часто. Они приходят, замирают перед какой-нибудь иконой и о чем-то просят. Очень важно дать возможность человеку общаться с Богом в любом состоянии. По крайней мере, в нашем районе это крайняя необходимость. Уверен, что христианское, доброе, терпеливое отношение к человеку даст свои плоды, пусть не сразу, но это обязательно произойдет.

Два раза в месяц мы стали служить молебен с акафистом иконе Божией Матери «Неупиваемая Чаша». Поначалу на него никто не приходил, но я знал, что нужно продолжать служить, что люди потянутся на этот огонек. 12 лет я служил в храме, который неподалеку отсюда, и знал нужды прихожан. Сейчас на молебен приходит 35-40 человек, для воскресного вечера это хорошо. Часто на него приходят люди в алкогольном опьянении, им порой стыдно зайти в храм в трезвом состоянии, а когда они пьяны, им нужно с кем-то поговорить, излить душу батюшке, и я говорю этим людям: «Иди на молебен, поплачь перед Богом. Выпей святой воды, если опять потянет к бутылке». Есть несколько человек, которые начали ходить регулярно. Один из них, Сергий, очень необычный внешне. Он очень высокий, лицо у него все посечено шрамами. Поначалу я его даже боялся. Сейчас он куда-то пропал, я его ищу. Видимо, он опять сорвался.

Одной из первостепенных задач в социальной работе стала работа с зависимыми и созависимыми людьми. Уже полтора года при храме работает группа «Сретение», которая помогает созависимым, т.е. тем людям, у которых алкоголизмом или наркоманией страдают близкие. Для самих страждущих создана группа помощи по системе «12 шагов», ее мы сейчас адаптируем, «воцерковляем».

Было несколько случаев, когда среди ночи в храм приходили женщины с детьми. Из дома их выгоняли пьяные мужья, и им некуда было пойти. Тогда мы поняли, что комната матери и ребенка, которую Святейший Владыка благословил сделать при каждом храме, нам просто необходима. В нашем случае она может стать местом, куда в случае нужды придет несчастная мать со своим чадом. И несколько раз наша комната уже становилась приютом.

Одной из особенностей нашего прихода является, если можно так выразиться, «текучесть» людей. Это обусловлено тем, что в нашем районе жилье в основном съемное. Люди приезжают в Москву, устраиваются на работу, снимают квартиру, ходят в храм. Если что-то не складывается, они уезжают, а перед этим приходят прощаться. Я с большой грустью с ними расстаюсь, я к ним привыкаю, но приходиться прощаться. Мы обнимаемся, молимся друг за друга и продолжаем общение в соцсетях.

Наш приход многонационален. У нас есть молдаване, грузины, осетины, армяне.

Храм для приезжих людей - это не только место молитвы, но еще и место ностальгии по родине. Ведь «Москва слезам не верит», и когда им тяжело, они приходят именно сюда.

Я с радостью узнаю традиции разных стран. Мы на приходе печем национальный постный хлеб, молдавские косички, пироги с тыквой. Прихожане специально приносят в трапезную тыквы для этих пирогов. У грузин кухня в основном мясная, поэтому их блюда готовим с наступлением Пасхи. В последние недели поста начинаются завозы аджики, сациви, «Киндзмараули». Мы накрываем столы под большой яблоней во дворе храма и украшаем их блюдами национальной кухни той или иной страны.

Несмотря на непростое социальное положение наших прихожан, они по мере возможности помогают храму. У нас замечательные люди, очень искренние, добрые, они много помогают приходу своим трудом.

- Помимо работы с людьми с различного рода зависимостями при храме работает воскресная школа…

Да, почти сразу мы создали воскресную школу для детей, что привлекло и их родителей. В воскресной школе сейчас обучается около 80 детей. Дело в том, что у меня есть большой педагогический опыт и опыт в организации воскресной школы, это моя отдушина и пастырское утешение. С 2001 года я занимаюсь образовательной деятельностью, преподаю в школе Иоанна Богослова.

Мы принимаем всех. У нас учатся некоторые детки, которые даже еще не крещены. Но вот было уже три случая, когда детки сами изъявили желание креститься. Недавно одна девочка попросила разрешения стоять в храме на службе, а с наступлением тепла хочет покреститься (улыбается).

Несмотря на все сложности, у меня очень хороший приход, мне грех жаловаться. Этот район я знаю с детства, он всегда был непростым. И, признаться, когда меня назначили сюда, я даже немного испугался, представив, что меня ждет. Но Господь нас не оставляет.

Мы служили с самых первых дней в маленьком деревянном храме во имя Московских святителей. Это крайне важно ― как можно скорее начинать совершать богослужения. Однажды на праздник иконы Божией Матери «Нечаянная Радость» в храме сломался генератор отопления, а на улице стоял 20-градусный мороз. В храме промерзли углы, стены покрылись инеем, вино загустело, я замерз просто до испуга, выходил греться на клирос, была даже минутная слабость, но все же мы решили службы не прекращать. Ведь если Господь посылает возможность совершить хотя бы малый подвиг, не нужно пренебрегать этой возможностью. Ничего доброго не случается без трудностей, это нормально. Задуматься нужно тогда, когда все идет гладко.

Мы признательны Виктору Борисовичу Христенко, у нас сложились теплые отношения. Во время строительства он часто посещал наш храм, постоянно интересовался ходом работ, внимательно вникая во все детали.

С любовью вспоминаю нашего предыдущего викария ― владыку Игнатия . Он заботливо окормлял наш храм, поддерживал на всех этапах строительства, сам ходил по подвалам и крышам. Приезжал на все знаковые для храма события, от закладки камня до малого освящения. Сейчас его перевели на Выборгскую кафедру, о чем мы очень скорбели. И когда мы встречаемся на каких-то мероприятиях, он всегда живо интересуется делами на приходе.

19 марта 2017 года, в Неделю 3-ю Великого поста, Крестопоклонную, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил чин великого освящения ново московского храма святителя Иова , Патриарха Московского и всея Руси, Патриаршего подворья Старицкого Успенского монастыря, и Божественную литургию в новоосвященном храме.

В Старицком монастыре принял монашество и закончил свой земной путь святитель Иов, первый Патриарх Московский и всея Руси. В 2012 году Фонд возрождения Старицкого монастыря под руководством В.Б. Христенко выступил с инициативой обеспечить полную финансовую поддержку в строительстве храма в честь святителя Иова в рамках Программы строительства православных храмов в г. Москве. Новый храмовый комплекс, который включает храм на 300 прихожан и дом причта, возведен по адресу: Можайское шоссе, владение 54. Этот храм ― первый в мире в честь святителя Иова ― имеет статус Патриаршего подворья Старицкого Успенского монастыря в Первопрестольном граде.

Его Святейшеству сослужили: архиепископ Солнечногорский Сергий , руководитель Административного секретариата Московской Патриархии; епископ Егорьевский Тихон , наместник Сретенского ставропигиального монастыря , управляющий Западным викариатством г. Москвы; протоиерей Владимир Диваков , секретарь Патриарха Московского и всея Руси по г. Москве; протоиерей Серафим Недосекин, благочинный Георгиевского округа, настоятель Георгиевского храма-памятника на Поклонной горе г. Москвы; протоиерей Георгий Студенов, благочинный Михайловского округа, настоятель храма Архистратига Михаила в Тропареве г. Москвы; священник Александр Нарушев, настоятель храма святителя Иова; столичное духовенство.

На богослужении присутствовали: министр промышленности и торговли РФ Д.В. Мантуров; председатель Счетной палаты РФ Т.А. Голикова; президент Делового совета Евразийского экономического союза, председатель Совета Фонда возрождения Старицкого Успенского монастыря В.Б. Христенко; депутат Государственной Думы ФС РФ, советник Патриарха Московского и всея Руси по вопросам строительства В.И. Ресин; префект Западного административного округа г. Москвы А.О. Александров; генеральный директор ОАО «Соллерс » В.А. Швецов; президент ПАО «Корпорация «Иркут », генеральный директор — генеральный конструктор ОАО «ОКБ им. А.С. Яковлева» О.Ф. Демченко; президент АО «Объединенная судостроительная корпорация » А.Л. Рахманов; председатель Совета директоров ПАО «Фармстандарт » В.В. Харитонин; члены Фонда возрождения Старицкого Успенского монастыря; строители и благотворители новопостроенного храма.

Богослужебные песнопения исполнил хор Московской духовной академии под управлением иеромонаха Нестора (Волкова).

Богослужение транслировалось в прямом эфире на телеканале «Союз» .

После сугубой ектении Предстоятель Русской Православной Церкви вознес молитву о мире на Украине.

За Литургией Святейший Патриарх Кирилл рукоположил диакона Илию Шелаева, клирика храма Покрова Пресвятой Богородицы в Братцеве г. Москвы, в сан иерея.

Проповедь перед причастием произнес священник Кирилл Слепян, клирик храма Живоначальной Троицы в г. Троицке (Троицкий административный округ Москвы).

По завершении Божественной литургии было совершено славление и поклонение Честному и Животворящему Кресту Господню.

От лица духовенства и прихожан настоятель храма священник Александр Нарушев приветствовал Предстоятеля Русской Церкви и преподнес Его Святейшеству Патриаршие куколь и мантию, на оплечьях которой вышиты святители Московские Алексий, Иов, Ермоген и Тихон.

Святейший Патриарх Кирилл обратился к участникам богослужения с Первосвятительским словом.

Во внимание к помощи в строительстве храма святителя Иова, Патриарха Московского, Святейший Владыка вручил высокие церковные награды, которых были удостоены:

  • председатель Совета Фонда возрождения Старицкого Успенского монастыря В.Б. Христенко ― ордена преподобного Сергия Радонежского I степени;
  • председатель Счетной палаты РФ Т.А. Голикова ― ордена преподобной Евфросинии Московской I степени;
  • настоятель храма святителя Иова иерей Александр Нарушев ― ордена преподобного Серафима Саровского III степени;
  • министр промышленности и торговли РФ Д.В. Мантуров ― ордена святого благоверного князя Даниила Московского III степени;
  • генеральный директор ОАО «Соллерс » В.А. Швецов ― ордена святого благоверного князя Даниила Московского III степени;
  • президент корпорации «Иркут » О.Ф. Демченко ― ордена преподобного Серафима Саровского III степени;
  • президент АО «Объединенная судостроительная корпорация » А.Л. Рахманов ― ордена преподобного Серафима Саровского III степени;
  • председатель Совета директоров ПАО «Фармстандарт » В.В. Харитонин ― ордена преподобного Серафима Саровского III степени.
  • В дар новоосвященному храму Святейший Патриарх Кирилл передал икону Спасителя.

    Храм свт. Иова, Патриарха Московского и всея Руси, Патриаршего подворья Успенского Старицкого монастыря (Георгиевское благочиние Западного викариатства г. Москвы)

    Храмовый комплекс состоит из основного храма в честь святителя Иова, временного храма святителей Московских и дома причта. Храм рассчитан на 300 прихожан, однопредельный, однокупольный с шатровой крышей. Подвальное помещение храма используется под крестильню и для занятий воскресной школы.

    Инициатором возведения храма в честь свт. Иова выступил Фонд возрождения Старицкого монастыря под руководством В.Б. Христенко.

    Сразу после определения места под строительство храма и прохождения обсуждения с жителями района ответственным за строительство и начало богослужебной жизни на месте будущего храма был назначен священник Александр Нарушев, позже утвержденный указом Святейшего Патриарха в должности настоятеля.

    Храм возводился по Программе строительства православных храмов в Москве. Заказчиком строительства выступило Финансово-хозяйственное управление Московского Патриархата, главным подрядчиком ― ГУП УРиРУО, субподрядчиком ― фирма БалтСтрой. Главный архитектор храма ― А.Н. Оболенский. Храм спроектирован ГУП «Моспроект-2 ».

    Закладной камень в основание строящегося храма 28 ноября 2012 года освятил управляющий Западным викариатством епископ Бронницкий Игнатий (в настоящее время ― правящий архиерей Выборгской епархии). В тот же день малым чином был освящен храм в честь святителей Московских, воздвигнутый рядом со стройплощадкой на средства Фонда и обустроенный на пожертвования прихожан ― жителей района.

    27 декабря 2014 года епископ Игнатий совершил чин малого освящения и первую Божественную литургию в храме святителя Иова.

    Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси

    Предстоятель Русской православной церкви совершил чин великого освящения вновь построенного московского храма святителя Иова, патриарха Московского и всея Руси, сообщает Патриархия.ru.

    Храм возведен в районе Кунцево на западе столицы в рамках московской программы строительства храмов и является патриаршим подворьем Старицкого Успенского монастыря Тверской области, связанного с именем святителя Иова - первого патриарха Московского и всея Руси. Здесь он принял монашество и закончил свой земной путь.

    Это единственный в мире храм, посвященный святителю Иову.

    На богослужении собрались сотни верующих, а также глава Счетной палаты РФ Татьяна Голикова, министр промышленности и торговли РФ Денис Мантуров, Виктор Христенко, экс-министр промышленности РФ, глава Фонда возрождения Старицкого Успенского мужского монастыря, который выступил инициатором строительства этого храма.

    Храм святителя Иова, патриарха Московского и всея Руси

    Храмовый комплекс, возведенный по адресу: Можайское шоссе, владение 54, состоит из основного храма в честь святителя Иова, временного храма святителей Московских и дома причта. Храм рассчитан на 300 прихожан, однопредельный, однокупольный с шатровой крышей. Подвальное помещение храма используется под крестильню и для занятий воскресной школы.

    Сразу после определения места под строительство храма и прохождения обсуждения с жителями района ответственным за строительство и начало богослужебной жизни на месте будущего храма был назначен священник Александр Нарушев, позже утвержденный указом Патриарха в должности настоятеля.

    Закладной камень в основание строящегося храма 28 ноября 2012 года освятил управляющий Западным викариатством епископ Бронницкий Игнатий (в настоящее время ― правящий архиерей Выборгской епархии). В тот же день малым чином был освящен храм в честь святителей Московских, воздвигнутый рядом со стройплощадкой на средства Фонда и обустроенный на пожертвования прихожан ― жителей района.

    27 декабря 2014 года епископ Игнатий совершил чин малого освящения и первую Божественную литургию в храме святителя Иова.

    Храм в «неблагополучном» районе

    В интервью сайту Московской городской епархии настоятель нового храма в честь святителя Иова священник Александр Нарушев назвал район Кунцево, где расположен храм, неблагополучным.

    «Совсем недалеко от места, на котором начиналось строительство храма, была "точка", где собирались блудницы. Попытки переговоров с ними ни к чему не приводили. Я просил их не совершать греха, объяснял, что здесь строится храм, что не нужно гневить Бога. Но в ответ мне даже угрожали. Однажды спросили: "Не боишься не доехать до дома?" На что я ответил: "Боюсь, у меня четверо детей, но молчать тоже не могу"», ― рассказал священник.


    Фото: Московская епархия По его словам, тогда он решил сменить тактику и стал приходить к этим женщинам - поздравлять с Рождеством, Пасхой, приносить им куличи, освященные яйца, и после таких визитов «совесть у этих людей потихоньку начала сигнализировать о том, что что-то не так».

    «Одна из девушек такого контингента подошла ко мне как-то и говорит: "Батюшка, по соседству с нами живет мальчик, он очень хочет самокат, но у его мамы нет на это денег. И мы с девочками собрали некоторую сумму на эту его мечту. Передайте, пожалуйста, его маме". Но я предложил ей, чтобы они сами купили самокат и подарили мальчику. Так они и сделали. И вот это взаимное делание добра стало возможным в результате строительства нашего храма», - отметил отец Александр.

    Он добавил, что по причине неблагополучия этого района он «дал установку сторожам и дежурным по храму лояльно относиться к людям в алкогольном опьянении». «И мы никогда не выгоняем этих людей из храма, естественно, если они не хулиганят. Таких людей можно видеть у нас часто. Они приходят, замирают перед какой-нибудь иконой и о чем-то просят. Очень важно дать возможность человеку общаться с Богом в любом состоянии. По крайней мере, в нашем районе это крайняя необходимость», - сказал настоятель.

    Уже полтора года при храме работают группы, которые помогают страдающим алкоголизмом и наркоманией, а также их родственникам, открыта комната матери и ребенка.

    Патриарх Иов

    Патриарх Иов родился в тридцатые годы ХVI века в Старице. Был отдан отцом на воспитание в Старицкий Успенский монастырь, где принял монашество. Около 1569 года возведен в сан архимандрита. В 1571-72 годы. был настоятелем московского Симонова монастыря, в 1575-80 годы - Новоспасского. В 1581 году рукоположен в сан епископа Коломенского. В 1586 году стал архиепископом Ростовским. В 1587 году - митрополитом Московским, в 1589 году - патриархом Московским и всея Руси.

    По его инициативе в состав Московского патриархата вошли Новгородская, Казанская, Ростовская и Крутицкая митрополии, учреждены Псковская, Астраханская и Карельская епархии. При нем возведено более 20 храмов и монастырей. Патриарх Иов добился канонизации Василия Блаженного и других святых. Именно при нем широкое развитие получило книгопечатание.


    После кончины Бориса Годунова, по приказу Лжедмитрия I старец был сослан в Старицкий Успенский монастырь, где много болел и потерял зрение. За два года до своей смерти благословил на патриаршество митрополита Казанского Ермогена.

    Святитель скончался 19 июня 1607 года. Был погребен в часовне Старицкого Успенского монастыря. В 1652 году нетленные мощи святителя перенесены в Успенский собор Московского кремля. Канонизирован в 1989 году.

    Благодаря святителю Иову была упразднена каноническая подчиненность Российской церкви Константинопольской.

    На личные средства святителя построены Донской, Зачатьевский и Ивановский монастыри в Москве, Лукианова пустынь во Владимирской епархии и Богоявленский Слободской монастырь в Вятской епархии.

    При патриархе Иове в России впервые были изданы Триодь Постная, Триодь Цветная, Октоих, Минея Общая, Чиновник архиерейского служения и Служебник.

    Иерей Александр Нарушев

    В это воскресенье, 19 марта 2017 года, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл чин великого освящения нового храма в честь святителя Иова, Патриарха Московского и всея Руси , Патриаршего подворья Старицкого Успенского монастыря, возведенного на западе столицы.

    Накануне этого события мы побеседовали с его настоятелем иереем Александром Нарушевым, который рассказал о том, как проходило строительство, и о том, как новый храм изменил жизнь района.

    ― Отец Александр, как принималось решение построить храм в честь святителя Иова, Патриарха Московского и всея Руси?

    ― Инициатором и благотворителем строительства храма выступил Фонд возрождения Старицкого Успенского мужского монастыря . Дело в том, что жизнь Патриарха Иова была тесно связана и со Старицей, и с Москвой. Столица стала местом его Патриаршего служения, а Старица - местом его рождения, заточения и кончины. Здесь он начинал свой иноческий подвиг и здесь же, в Успенском Старицком монастыре, был заключен после несправедливого изгнания из Москвы. Когда же после падения Лжедмитрия I народ вновь просил святителя возвратиться в Первопрестольный град и занять Патриарший престол, здоровье Предстоятеля было совершенно подорвано. Слепой, он благословил на свое место митрополита Казанского Ермогена, а сам вернулся в Старицу, где в скором времени скончался.


    Председатель Фонда В.Б. Христенко и исполнительный директор Фонда Ю.В. Александрин

    Председатель Фонда Виктор Борисович Христенко возродил из небытия Старицкий монастырь в Тверской области. И в память о святителе Иове ему захотелось построить храм в городе, где тот нес свое Патриаршее служение. Такая возможность представилась в рамках Программы строительства православных храмов в Москве.


    Святитель Иов

    Наш храм, престол которого посвящен Патриарху Иову, пока единственный в мире. Насколько мне известно, второй строится в Волгограде. Наш приход носит название Патриаршего подворья Старицкого Успенского мужского монастыря. Этот статус сохраняет духовную связь с самим монастырем и оправдывает тот факт, что его подворье расположено в другой области, что нетрадиционно.

    - А как было выбрано место под храм?

    Это место на Можайском шоссе было выбрано неслучайно, поскольку именно в западном направлении от Москвы расположена Старица. И вероятно по этому пути когда-то отправлялся обоз со ссыльным святителем Иовом. Этой же дорогой он и возвращался обратно в столицу.

    Наш район с одной стороны ограничен МКАДом, с другой ― Можайским шоссе, с третьей ― железной дорогой, а с четвертой сейчас будет строиться дорожная хорда, и, таким образом, мы будем отрезаны от всех других районов. Это и хорошо, и плохо. Определенная изолированность от внешнего мира способствует формированию общинной жизни, например. Это ценно.

    На этом месте когда-то был пустырь, район назывался «Дубки», потому что в нем была дубовая роща. И при строительстве удалось сохранить остатки этой рощи, огораживая деревья специальными коробами, чтобы не повредить техникой стволы. Важно было сберечь этот оазис, когда вокруг сплошные автомобильные и железные дороги.

    - Как Вы можете охарактеризовать свой приход?

    Старожилы рассказывают, что здесь еще в XX веке деревенские жители пасли коров и овец. В 70-х же годах здесь было много предприятий, которые обеспечивали работой местное население. После закрытия заводов люди остались не у дел. Сейчас наш район нельзя назвать простым и благополучным в социальном плане.

    Строительство храма поспособствовало тому, что сквер, окружающий храм, покинули собиравшиеся там бродяги. И теперь взрослые люди с детьми могут безбоязненно гулять по скверу и территории храма, которая получилась достаточно большой. Этой весной мы будем продолжать ее обустраивать и озеленять.

    Народ встретил строительство храма воодушевленно. Встречи с жителями проходили очень дружелюбно. Была пара случаев, когда недовольство проявляли владельцы собак, сетуя на то, что им теперь негде будет гулять со своими питомцами, но это незначительный процент.

    Думаю, храм был выстрадан жителями. Мы долгое время вывозили с территории стройки мусор, бутылки, шприцы.

    Более того, совсем недалеко от места, на котором начиналось строительство храма, была «точка», где собирались блудницы. Попытки переговоров с ними ни к чему не приводили. Я просил их не совершать греха, объяснял, что здесь строится храм, что не нужно гневить Бога. Но в ответ мне даже угрожали. Однажды спросили: «Не боишься не доехать до дома?» На что я ответил: «Боюсь, у меня четверо детей, но молчать тоже не могу». Тогда я решил сменить тактику и начал действовать не уговорами или угрозами, а иным способом. Мы стали приходить к этим людям и поздравлять их с Рождеством, с Пасхой, приносили им куличи, освященные яйца. Это вызывало, с одной стороны, смущение, а с другой ― даже радость… Понимаете, в каждом человеке есть внутренний человек. И до какой бы степени он ни был очернен, в какие-то моменты совесть - голос Божий - все равно прорывается. И после наших визитов совесть у этих людей потихоньку начала сигнализировать о том, что что-то не так. Почему я обо всем этом вспоминаю... Мне довелось наблюдать такую прорвавшуюся совесть, и это удивительно. Одна из девушек такого контингента подошла ко мне как-то и говорит: «Батюшка, по соседству с нами живет мальчик, он очень хочет самокат, но у его мамы нет на это денег. И мы с девочками собрали некоторую сумму на эту его мечту. Передайте, пожалуйста, его маме». Но я предложил ей, чтобы они сами купили самокат и подарили мальчику. Так они и сделали. И вот это взаимное делание добра стало возможным в результате строительства нашего храма.

    По причине неблагополучия этого района я дал установку сторожам и дежурным по храму лояльно относиться к людям в алкогольном опьянении. И мы никогда не выгоняем этих людей из храма, естественно, если они не хулиганят. Таких людей можно видеть у нас часто. Они приходят, замирают перед какой-нибудь иконой и о чем-то просят. Очень важно дать возможность человеку общаться с Богом в любом состоянии. По крайней мере, в нашем районе это крайняя необходимость. Уверен, что христианское, доброе, терпеливое отношение к человеку даст свои плоды, пусть не сразу, но это обязательно произойдет.

    Два раза в месяц мы стали служить молебен с акафистом иконе Божией Матери «Неупиваемая Чаша». Поначалу на него никто не приходил, но я знал, что нужно продолжать служить, что люди потянутся на этот огонек. 12 лет я служил в храме, который неподалеку отсюда, и знал нужды прихожан. Сейчас на молебен приходит 35-40 человек, для воскресного вечера это хорошо. Часто на него приходят люди в алкогольном опьянении, им порой стыдно зайти в храм в трезвом состоянии, а когда они пьяны, им нужно с кем-то поговорить, излить душу батюшке, и я говорю этим людям: «Иди на молебен, поплачь перед Богом. Выпей святой воды, если опять потянет к бутылке». Есть несколько человек, которые начали ходить регулярно. Один из них, Сергий, очень необычный внешне. Он очень высокий, лицо у него все посечено шрамами. Поначалу я его даже боялся. Сейчас он куда-то пропал, я его ищу. Видимо, он опять сорвался.

    Одной из первостепенных задач в социальной работе стала работа с зависимыми и созависимыми людьми. Уже полтора года при храме работает группа «Сретение», которая помогает созависимым, т.е. тем людям, у которых алкоголизмом или наркоманией страдают близкие. Для самих страждущих создана группа помощи по системе «12 шагов», ее мы сейчас адаптируем, «воцерковляем».

    Было несколько случаев, когда среди ночи в храм приходили женщины с детьми. Из дома их выгоняли пьяные мужья, и им некуда было пойти. Тогда мы поняли, что комната матери и ребенка, которую Святейший Владыка благословил сделать при каждом храме, нам просто необходима. В нашем случае она может стать местом, куда в случае нужды придет несчастная мать со своим чадом. И несколько раз наша комната уже становилась приютом.


    С епископом Егорьевским Тихоном, управляющим Западным викариатством

    Одной из особенностей нашего прихода является, если можно так выразиться, «текучесть» людей. Это обусловлено тем, что в нашем районе жилье в основном съемное. Люди приезжают в Москву, устраиваются на работу, снимают квартиру, ходят в храм. Если что-то не складывается, они уезжают, а перед этим приходят прощаться. Я с большой грустью с ними расстаюсь, я к ним привыкаю, но приходиться прощаться. Мы обнимаемся, молимся друг за друга и продолжаем общение в соцсетях.

    Наш приход многонационален. У нас есть молдаване, грузины, осетины, армяне.

    Храм для приезжих людей - это не только место молитвы, но еще и место ностальгии по родине. Ведь «Москва слезам не верит», и когда им тяжело, они приходят именно сюда.

    Я с радостью узнаю традиции разных стран. Мы на приходе печем национальный постный хлеб, молдавские косички, пироги с тыквой. Прихожане специально приносят в трапезную тыквы для этих пирогов. У грузин кухня в основном мясная, поэтому их блюда готовим с наступлением Пасхи. В последние недели поста начинаются завозы аджики, сациви, «Киндзмараули». Мы накрываем столы под большой яблоней во дворе храма и украшаем их блюдами национальной кухни той или иной страны.

    Несмотря на непростое социальное положение наших прихожан, они по мере возможности помогают храму. У нас замечательные люди, очень искренние, добрые, они много помогают приходу своим трудом.

    - Помимо работы с людьми с различного рода зависимостями при храме работает воскресная школа...

    Да, почти сразу мы создали воскресную школу для детей, что привлекло и их родителей. В воскресной школе сейчас обучается около 80 детей. Дело в том, что у меня есть большой педагогический опыт и опыт в организации воскресной школы, это моя отдушина и пастырское утешение. С 2001 года я занимаюсь образовательной деятельностью, преподаю в школе Иоанна Богослова.

    Мы принимаем всех. У нас учатся некоторые детки, которые даже еще не крещены. Но вот было уже три случая, когда детки сами изъявили желание креститься. Недавно одна девочка попросила разрешения стоять в храме на службе, а с наступлением тепла хочет покреститься (улыбается).

    Несмотря на все сложности, у меня очень хороший приход, мне грех жаловаться. Этот район я знаю с детства, он всегда был непростым. И, признаться, когда меня назначили сюда, я даже немного испугался, представив, что меня ждет. Но Господь нас не оставляет.

    Мы служили с самых первых дней в маленьком деревянном храме во имя Московских святителей. Это крайне важно ― как можно скорее начинать совершать богослужения. Однажды на праздник иконы Божией Матери «Нечаянная Радость» в храме сломался генератор отопления, а на улице стоял 20-градусный мороз. В храме промерзли углы, стены покрылись инеем, вино загустело, я замерз просто до испуга, выходил греться на клирос, была даже минутная слабость, но все же мы решили службы не прекращать. Ведь если Господь посылает возможность совершить хотя бы малый подвиг, не нужно пренебрегать этой возможностью. Ничего доброго не случается без трудностей, это нормально. Задуматься нужно тогда, когда все идет гладко.

    Мы признательны Виктору Борисовичу Христенко, у нас сложились теплые отношения. Во время строительства он часто посещал наш храм, постоянно интересовался ходом работ, внимательно вникая во все детали.


    Епископ Игнатий (Пунин), в 2011-2015 гг. управляющий Западным викариатством

    С любовью вспоминаю нашего предыдущего викария ― владыку Игнатия . Он заботливо окормлял наш храм, поддерживал на всех этапах строительства, сам ходил по подвалам и крышам. Приезжал на все знаковые для храма события, от закладки камня до малого освящения. Сейчас его перевели на Выборгскую кафедру, о чем мы очень скорбели. И когда мы встречаемся на каких-то мероприятиях, он всегда живо интересуется делами на приходе.