18 июля день рождения сергия радонежского. Обретение честных мощей преподобного сергия радонежского

Глубоко почитаются православными христианами нашей страны такие известные святые, как Николай Чудотворец , Спиридон Тримифунтский , Пантелеимон исцелитель, Иоанн Воин, мученик Трифон. Мы настолько привыкли считать их «своими», русскими, что часто совершенно забываем об их иноземной принадлежности. Впрочем, это не имеет никакого значения: святой на то и святой, что помогает всем истинно верующим без привязки к национальности. Однако стоит помнить и об отечественных слугах Господних. К примеру, Сергий Радонежский – очень сильный святой. 18 мая Церковь отмечает один из праздников, ему посвященных: обретение честных мощей преподобного.


Детство подвижника

Сергий Радонежский, в миру Варфоломей появился на свет в селе Варницы, что под Ростовом Великим, 3 мая 1314 года. Его родители Кирилл и Мария были знатного происхождения благочестивые бояре. Новорожденный с первых дней своей жизни стал постничать: по средам и пятницам мать не могла накормить малыша – тот попросту не принимал грудь. То же самое происходило, когда Мария ела мясо.


В семь лет Варфоломей начал учиться грамоте. Вместе с ним образование получали также братья мальчика: младший Петр и старший Стефан. Последние весьма успешно постигали премудрости науки, а Варфоломею учение давалось с большим трудом. Посему будущий святой часто становился предметом насмешек сверстников. В связи с этим обстоятельством Варфоломей то и дело молился Богу о даровании ему разумения в учебе.


И просил не зря. Как-то раз мальчик выполнял поручение отца: шел в поле за лошадьми. На пути ему повстречался молящийся под дубом старец-инок – то был Ангел Господень, посланный Варфоломею в ответ на мольбы отрока. Мальчик, завидев монаха, остановился, совершил поклон и стал дожидаться окончания молитвы. Ангел сотворил над ребенком благословение, поцеловал его и произнес такие слова: «Отныне Бог дает тебе, дитя мое, уразуметь грамоту, ты превзойдешь своих братьев и сверстников». После старец дал отроку частицу просфоры и хотел уже пойти своей дорогой. Но Варфоломей стал просить нового знакомого встретиться с его родителями. Инок не отказал мальчику и, придя в дом Кирилла и Марии, велел будущему святому читать Псалтирь. Варфоломей к удивлению родителей стал читать быстро, без ошибок, не спотыкаясь. Перед уходом монах сказал: «Велик будет ваш сын пред Богом и людьми. Он станет избранной обителью Святого Духа».

С тех пор жизнь Варфоломея совершенно переменилась. Теперь он получал от своего обучения полноценную отдачу в виде отличных результатов, не испытывал трудности в понимании содержания книг, в том числе духовных. Мальчик стал еще ближе к Богу, чем был до знаменательного случая, произошедшего с ним. Он усердно молился, ел только хлеб да пил воду, а в постные дни вовсе отказывался от пищи.

Духовный путь

После смерти родителей Варфоломей вместе с братом Стефаном удалился в лес. Там они возвели келию, после - церковь. Спустя короткое время Стефан оставил брата и ушел в монастырь. Варфоломей же продолжал свою отшельническую жизнь в одиночестве, а в 1337 году постригся в монахи с именем Сергий в Хотьковской обители «у Покрова». Чуть позже о святом узнали другие иноки. Они избрали Сергия своим руководителем. Так появилось братство из 12-ти монахов, которое положило начало основанию знаменитой Троице-Сергиевой Лавры.



В 1354 году преподобный был посвящен епископом Волынским Афанасием в иеромонахи, а чуть позже – в сан игумена. Это еще более укрепило Сергия на его духовном пути. Он также заботился о братии своей обители, еще более ревностно служил Господу. Вскоре о святом прослышали в Царьграде, и тот получил от самого патриарха Филофея грамоту с благословением превратить обитель в общежительный монастырь. По совету святителя Алексия Московского был введен строгий устав. Инокам это не понравилось, и преподобный Сергий покинул свою обитель. На реке Киржач его усилиями вырос монастырь в честь Благовещения Пресвятой Богородицы. Однако монахи Троице-Сергиевой Лавры вскоре уразумели, что натворили, и взмолились к святителю Алексию о возвращении прежнего настоятеля. Так преподобный Сергий вновь очутился в своей обители, оставив в новом монастыре за главного одного из учеников.

Много совершил святой чудес при жизни. Он воскрешал мертвых, исцелял больных, помогал мудрыми советами отчаявшимся. Слава о божественной силе подвижника быстро распространилась далеко от места пребывания преподобного Сергия. К нему шли толпы нуждающихся, и никто не уходил от подвижника не утешенным. К слову, восхищение, которое выказывали святому люди, никак не отразилось на поведении и мировоззрении праведника: Сергий оставался кроток, смиренен и чист помыслами.

В свое время подвижник благословил князя Димитрия Донского на сражение с татарским полчищем. Он дал в помощь правителю двух своих иноков и предрек князю победу. Так и случилось: 8 сентября 1380 года недруги проиграли русским в Куликовской битве.

Смерть святого

За 6 месяцев до кончины Бог открыл преподобному Сергию время завершения им земного существования. Тогда святой собрал своих учеников и при свидетелях поручил правление обителью преподобному Никону. В сентябре 1391 года он заболел и слег. Перед самой смертью Сергий вновь собрал своих подопечных и произнес назидательную речь. Она была наполнена простотой, добротой, силой, светом и главное – любовью. Любовью к тем, кого он оставил на грешной земле. Иноки со скорбью и душевной болью внимали речам старца. Им было особенно горько услышать отказ наставника в просьбе устроить могилу преподобного в храме монастыря.

Перед самым исходом души старец причастился Христовых Тайн. Он умер с молитвой на устах. Это случилось 25 сентября 1392 года. Сразу же после кончины праведника братия ощутила разлитое по келии благоухание. Старшие из иноков сообщили о горестном событии митрополиту Киприану. Тот разрешил братии похоронить преподобного вопреки его воле в храме. В последний путь праведника провожало большое количество народа. Люди плакали и молились, не желая сдерживать чувства.


Обретение мощей

Прошло 30 лет. Как-то раз одному благочестивому христианину, жившему недалеко от места предполагаемого возведения храма во имя Живоначальной Троицы, явился святой Сергий. Преподобный велел передать инокам своей обители и настоятелю следующее: «Вскую мя остависте толико время во гробе, землею покровена, воде утесняющей тело мое?». Игумен Никон расценил эти слова как желание старца явить людям свои мощи. Перед возведением уже упомянутого храма во время копания рвов им в присутствии духовенства были обретены останки святого. Данное событие свершилось 5 июля 1422 года. Когда открыли гроб с телом, все почувствовали благоухание. Мощи были обнаружены совершенно нетленными, одежда – целой. На время тело поместили в деревянной Троицкой церкви. В 1426 году был освящен каменный Троицкий собор, над росписью которого работали

Нет такого православного христианина, который бы не слышал имя Сергия Радонежского. Этот святой настолько велик пред Богом, что стоя у его иконы невольно начинаешь чувствовать благодать. Всю свою жизнь преподобный Сергий верно служил Богу, за что и был наделен даром прозорливости и чудотворения .

Преподобный Сергий родился в селе Варницы, под Ростовом, 3 мая 1314 года в семье благочестивых и знатных бояр Кирилла и Марии. Господь предызбрал его еще от чрева матери. В Житии Преподобного Сергия повествуется о том, что за Божественной литургией еще до рождения сына праведная Мария и молящиеся слышали троекратное восклицание младенца: перед чтением Святого Евангелия, во время Херувимской песни и когда священник произнес: «Святая святым».

Бог даровал преподобным Кириллу и Марии сына, которого назвали Варфоломеем. С первых дней жизни младенец всех удивил постничеством, по средам и пятницам он не принимал молока матери, в другие дни, если Мария употребляла в пищу мясо, младенец также отказывался от молока матери. Заметив это, Мария вовсе отказалась от мясной пищи. В семилетнем возрасте Варфоломея отдали учиться вместе с двумя его братьями — старшим Стефаном и младшим Петром. Братья его учились успешно, но Варфоломей отставал в учении, хотя учитель и помногу занимался с ним.

Родители бранили ребенка, учитель наказывал, а товарищи насмехались над его несмысленностью. Тогда Варфоломей со слезами взмолился к Господу о даровании ему книжного разумения. Однажды отец послал Варфоломея за лошадьми в поле. По дороге он встретил посланного Богом Ангела в иноческом образе: стоял старец под дубом среди поля и совершал молитву. Варфоломей приблизился к нему и, преклонившись, стал ждать окончания молитвы старца. Тот благословил отрока, поцеловал и спросил, чего он желает. Варфоломей ответил: «Всей душой я желаю научиться грамоте, Отче святой, помолись за меня Богу, чтобы Он помог мне познать грамоту». Инок исполнил просьбу Варфоломея, вознес свою молитву к Богу и, благословляя отрока, сказал ему: «Отныне Бог дает тебе, дитя мое, уразуметь грамоту, ты превзойдешь своих братьев и сверстников». При этом старец достал сосуд и дал Варфоломею частицу просфоры: «Возьми, чадо, и съешь, — сказал он. — Это дается тебе в знамение благодати Божией и для разумения Святого Писания».

Старец хотел удалиться, но Варфоломей просил его посетить дом родителей. Родители с честью встретили гостя и предложили угощение. Старец ответил, что прежде следует вкусить пищи духовной, и велел их сыну читать Псалтирь. Варфоломей стал стройно читать, и родители удивились совершившейся перемене с сыном. Прощаясь, старец пророчески предсказал о Преподобном Сергии: «Велик будет ваш сын пред Богом и людьми. Он станет избранной обителью Святого Духа». С тех пор святой отрок без труда читал и понимал содержание книг. С особым усердием он стал углубляться в молитву, не пропуская ни одного Богослужения. Уже в детстве он наложил на себя строгий пост, ничего не ел по средам и пятницам, а в другие дни питался только хлебом и водой.

Около 1328 года родители Преподобного Сергия переселились из Ростова в Радонеж. Когда их старшие сыновья женились, Кирилл и Мария незадолго до смерти приняли схиму в Хотьковском монастыре Покрова Пресвятой Богородицы, неподалеку от Радонежа. Впоследствии овдовевший старший брат Стефан также принял иночество в этом монастыре. Похоронив родителей, Варфоломей вместе с братом Стефаном удалился для пустынножительства в лес (в 12 верстах от Радонежа). Сначала они поставили келлию, а потом небольшую церковь, и, с благословения митрополита Феогноста, она была освящена во Имя Пресвятой Троицы. Но вскоре, не выдержав трудностей жизни в пустынном месте, Стефан оставил брата и перешел в Московский Богоявленский монастырь (где сблизился с иноком Алексием, впоследствии митрополитом Московским, память 12 февраля).

Варфоломей же 7 октября 1337 года принял пострижение в монашество от игумена Митрофана с именем святого мученика Сергия (память 7 октября) и положил начало новому жительству во славу Живоначальной Троицы. Претерпевая искушения и страхования бесовские, Преподобный восходил от силы в силу. Постепенно он стал известен другим инокам, искавшим его руководства. Преподобный Сергий всех принимал с любовью, и вскоре в маленькой обители составилось братство из двенадцати иноков. Их опытный духовный наставник отличался редким трудолюбием. Своими руками он построил несколько келлий, носил воду, рубил дрова, выпекал хлеб, шил одежду, готовил пищу для братии и смиренно выполнял другие работы. Тяжелый труд Преподобный Сергий соединил с молитвой, бдением и постом. Братия удивлялась, что при таком суровом подвиге здоровье их наставника не только не ухудшалось, но еще более укреплялось. Не без труда иноки умолили Преподобного Сергия принять игуменство над обителью. В 1354 году епископ Волынский Афанасий посвятил Преподобного во иеромонаха и возвел в сан игумена. По-прежнему в обители строго выполнялись иноческие послушания. С увеличением монастыря росли и его нужды. Нередко иноки питались скудной пищей, но по молитвам Преподобного Сергия неизвестные люди приносили все необходимое.

Слава о подвигах Преподобного Сергия стала известна в Константинополе, и Патриарх Филофей прислал Преподобному крест, параман и схиму, в благословение на новые подвиги, Благословенную грамоту, советовал избраннику Божию устроить общежительный монастырь. С патриаршим посланием Преподобный отправился к святителю Алексию и получил от него совет ввести строгое общежитие. Иноки стали роптать на строгость устава, и Преподобный вынужден был покинуть обитель. На реке Киржач он основал обитель в честь Благовещения Пресвятой Богородицы. Порядок в прежней обители стал быстро приходить в упадок, и оставшиеся иноки обратились к святителю Алексию, чтобы он возвратил святого.

Еще при жизни Преподобный Сергий удостоился благодатного дара чудотворений. Он воскресил отрока, когда отчаявшийся отец считал единственного сына навсегда потерянным. Слава о чудесах, совершенных Преподобным Сергием, стала быстро распространяться, и к нему начали приводить больных как из окрестных селений, так и из отдаленных мест. И никто не покидал Преподобного, не получив исцелений недугов и назидательных советов. Все прославляли Преподобного Сергия и благоговейно почитали наравне с древними святыми отцами. Но людская слава не прельщала великого подвижника, и он по-прежнему оставался образцом иноческого смирения.

Тесные узы духовной дружбы и братской любви связывали Преподобного Сергия со святителем Алексием. Святитель на склоне лет призвал к себе Преподобного и просил принять Русскую митрополию, но блаженный Сергий по смирению отказался от первосвятительства.

Русская земля в то время страдала от татарского ига. Великий князь Димитрий Иоаннович Донской, собрав войско, пришел в обитель Преподобного Сергия испросить благословения на предстоявшее сражение. В помощь великому князю Преподобный благословил двух иноков своей обители: схимонаха Андрея (Ослябю) и схимонаха Александра (Пересвета), и предсказал победу князю Димитрию. Пророчество Преподобного Сергия исполнилось: 8 сентября 1380 года, в день праздника Рождества Пресвятой Богородицы, русские воины одержали полную победу над татарскими полчищами на Куликовом поле, положив начало освобождения Русской земли от татарского ига. Во время сражения Преподобный Сергий вместе с братией стоял на молитве и просил Бога о даровании победы русскому воинству.

За ангельскую жизнь Преподобный Сергий удостоился от Бога небесного видения. Однажды ночью авва Сергий читал правило перед иконой Пресвятой Богородицы. Окончив чтение канона Божией Матери, он присел отдохнуть, но вдруг сказал своему ученику, преподобному Михею (память 6 мая), что их ожидает чудесное посещение. Через мгновение явилась Божия Матерь в сопровождении святых апостолов Петра и Иоанна Богослова. От необыкновенно яркого света Преподобный Сергий пал ниц, но Пресвятая Богородица прикоснулась к нему руками и, благословляя, обещала всегда покровительствовать святой обители его.

Достигнув глубокой старости, Преподобный, за полгода прозрев свою кончину, призвал к себе братию и благословил на игуменство опытного в духовной жизни и послушании ученика, преподобного Никона (память 17 ноября). В безмолвном уединении Преподобный преставился к Богу 25 сентября 1392 года. Накануне великий угодник Божий в последний раз призвал братию и обратился со словами завещания: «Внимайте себе, братие. Прежде имейте страх Божий, чистоту душевную и любовь нелицемерную…»

Преподобный Сергий Радонежский – величайший чудотворец, святые мощи которого хранятся в Троицком соборе основанной им Свято-Троицкой Сергиевой лавры. Как при жизни святого по молитвам его, так и в наши дни многие получают от него исцеление – духовное и телесное. К великому заступнику прибегают в любой беде и в любом затруднении. Преподобный Сергий Радонежский имеет особую благодать помогать в молитвах о даровании смирения и укрощения гордыни, самомнения и кичливости. Ему молятся о развитии ума у детей, помощи в учении, о сохранении жизни воинов на поле брани.

О Небеснаго гражданине Иерусалима, преподобне отче Сергие! Воззри на нас милостиво и к земли приверженных возведи к высоте небесней. Ты горе на небеси; мы на земли низу, удалены от тебе не только местом, елико грехами своими и беззакониями; но к тебе, яко нам сродному, прибегаем и взываем: настави нас ходити путем твоим, вразуми и руководствуй. Свойственно есть тебе, отче наш, благоутробие и человеколюбие: на земли живущу, не о своем токмо спасении бысть тебе попечение, но и о всех к тебе притекающих наставления твоя быша тростию книжника скорописца, на сердце каждаго глаголы жизни начертавающего. Не телесныя токмо врачевал еси болезни, но паче душевных врач изящный явился еси; и вся твоя святая жизнь бысть зерцалом всякия добродетели. Аще толик был еси, святче Божий, на земли, колик ныне еси на небеси! Ты днесь предстоиши Престолу Света Непреступнаго и в Нем, яко в зерцале, зриши вся наша нужды и прошения; ты водворяешися со Ангелы о едином грешнице кающемся радующимися. И человеколюбие Божие есть, неистощимо, и твое к Нему дерзновение много, не престани о нас вопия ко Господу. Испроси предстательством своим у Всемилостиваго Бога нашего мир Церкви Его, под знамением креста воинствующей, согласие в вере и единомудрие, суемудрия же и расколов истребление, утверждение во благих делех, больным исцеление, печальным утешение, обиженным заступление, бедствующим помощь. Не посрами нас, к тебе с верою притекающих. Аще бо и недостойни есмы толикаго отца и ходатая, но ты, быв подражатель человеколюбия Божия, сотвори нам достойны чрез обращение от злых дел к благому житию. Вся богопросвещенная Россия, твоими чудесы исполненная и милостями облагодетельствованная, исповедует тя быти своего покровителя и заступника. Яви древния милости твоя и ихже отцем спомоществовал еси, не отрини и нас, чад их, стопами их к тебе шествующих. Веруем, яко духом нам соприсутствуеши. Идеже бо есть Господь, якоже слово Его учит нас, тамо и слуга Его будет. Ты верный еси раб Господень, и Богу везде сущу, ты в Нем еси, и Он в тебе есть, паче же и телом с нами еси. Се нетленныя и живоносныя твоя мощи, яко сокровище безценное, вручи нам чудес Бог. Предстояще им, яко тебе живу сущу, припадаем и молимся: приими моления наша и вознеси их на жертвенник благоутробия Божия, да приимем тобою благодать и благовременну в нуждах наших помощь. Укрепи наше малодушие и утверди нас в вере, да несомненно уповаем получити вся благая от благосердия Владыки молитвами твоими. Паству же твою духовную, тобою собранную, не престани управляти жезлом духовныя мудро­сти, подвизающимся помози, разслабленных возстави, споспеши иго Христово нести во благодушии и терпении и всех нас управи в мире и покаянии скончати живот наш и преселитися со упованием в блаженная недра Авраамова, идеже ты радостно во трудех и подвизех ныне почиваеши, прославляя со всеми святыми Бога, в Троице славимаго, Отца, и Сына, и Святаго Духа. Аминь.

Святые отцы говорят, что скорби никогда не посылаются людям случайно – они помогают как можно раньше увидеть непрочность земных благ. Только в скорбях, лишениях и болезнях мы понимаем, что чего бы ни стремились достичь на земле: богатство, славу, удовольствия, все равно придет момент, когда все это будет отнято. Более важно то, с чем душа встретит вечность. Именно скорби помогают обратить сердце к благам подлинным, вечным, духовным.

История 1

В 1997 году в Лавру приехала немолодая женщина по имени Лидия. Она была совершенно невоцерковленным человеком и ехала не для того, чтобы молиться или искать разрешения каких-то духовных проблем. Была проблема совсем другого рода. Лидия Сергеевна хотела забрать свою дочь Татьяну, которая, закончив университет, вдруг сказала, что не будет жить в миру, стала ездить по святым местам, древним обителям и наконец поселилась у Троице-Сергиевой Лавры. Здесь Татьяна встретила прекрасного духовника отца Онуфрия, который однажды, прозревая будущее, сказал: «Скоро приедет твоя мама. Приведи ее ко мне». И вот действительно, мама приехала, чтобы вернуть свое чадо к мирской жизни. Дочь, как и было условлено, повела ее к батюшке. Во время беседы с отцом Онуфрием с Лидией что-то произошло, из глаз ее потекли слезы, а в сердце неожиданно родилось желание покинуть бессмысленную суету жизни мирской и посвятить себя чистой, духовной жизни возле святой обители. Вместо того, чтобы забрать дочь, Лидия Сергеевна осталась сама, стала снимать жилье в Сергиевом Посаде и трудилась при храме. Через некоторое время, – это был 1998 год, – у нее обнаружили опухоль в горле, врачи сказали, что делать что-то бессмысленно – это стало серьезным искушением для только что обратившегося к Богу человека.

Для Лидии болезнь стала испытанием, насколько серьезно она обратилась своей душой к Богу. Теперь каждый день, с самого утра и до вечера, на протяжении всех акафистов в Троицком соборе Лавры она молилась преподобному Сергию. Ее уже хорошо знали лаврские монахи, совершавшие служение в Троицком храме, а она изо дня в день от всего сердца молилась. При этом в глубинах души у нее было чувство и твердая вера, что если она приложится к открытым мощам преподобного Сергия, то Бог подаст ей исцеление. Обыкновенно все прикладываются только к раке – серебряному ковчегу, в котором почивают мощи Сергия, а на уровне главы Преподобного помещается стеклянная створка, которая лишь изредка открывается, и тогда можно приложиться к покрытой покровом главе святого Сергия.

Наступило 7 октября, то есть день накануне осеннего праздника преподобного Сергия. К этому празднику в Лавру съезжаются все архиереи Русской Православной Церкви, которые во главе со Святейшим Патриархом Московским и всея Руси совершают торжественное богослужение. Лидия стояла недалеко от святых мощей, молилась. В это время в Троицкий собор вошел кто-то из приехавших архипастырей. Иеромонах, совершавший служение (то был отец Ираклий), открыл мощи Преподобного, пропустил владыку, а затем подозвал приложиться Лидию: «Матушка, давай, подходи» (имени ее он не знал, но часто видел в Троицком соборе). С какой верой, с какой надеждой и горячей молитвой она приложилась! Как сама вспоминает, слезами оросила покров Преподобного. Вечером на Всенощной на помазание она подошла самой последней, незнакомый ей архиерей помазал ей лоб, после чего она открыла ворот одежды, освободив пораженное опухолью горло, и владыка, поняв ее, произнес: По вере вашей да будет вам (Мф. 9:29) – Лидия Сергеевна еще и слов-то таких не знала, что они из Евангелия взяты – и святым елеем изобразил на ее горле большой крест. Ночью наступило исцеление, опухоль исчезла, как будто ее и не было. Сама Лидия Сергеевна рассказывала, что, проснувшись, почувствовала, как слизь выходит через рот. Праздник преподобного Сергия Радонежского Лидия встретила совершенно здоровой!

Лидия Сергеевна после чудесного исцеления пережила еще много скорбей. Едва она наскребла средств на покупку комнаты в коммунальном доме, как через каких-то год-полтора дом сгорел, как говорится, дотла. Пожар случился ночью, в мае 2011 года, пожарные оказались бессильны помочь. А милиционеры, развернув полотно, кричали сгрудившимся у окон второго этажа перепуганным жильцам: «Прыгайте, прыгайте». Но полотно милиционеры держали так, что все, кто прыгнул, получили повреждения. Лидия Сергеевна, семидесятилетняя женщина, сломала при падении позвоночник. Что говорить о других ее травмах – переломаны были все ребра – если о позвоночнике врачи ей сказали, что она уже не сможет ходить. Перелом позвоночника получила и дочь, но если Татьяна в результате лечения смогла ходить и обслуживать себя, то Лидия Сергеевна первое время оказалась прикована к кровати. Будучи без жилья, здоровья и денег, она в полной немощи взывала ко всем, кто только мог бы помочь. Найти тихий угол ей удалось с огромным трудом.

При посещении ее удивительно было видеть, что в самых скорбях она всегда оставалась бодрой духовно. С трудом научившись передвигаться по помещению, она не роптала, более того, укрепляла тех, кто ее навещал.

История 2

Павел, молодой человек, учившийся в военном училище, с ранних лет увлекался эзотерикой, нехристианской мистикой, много читал сатанинскую литературу, в итоге дошел до полного разрушения своей души, и в храм, можно сказать, не пришел, а приполз.

Здесь первые исповеди и регулярное причащение Святых Таин стали ему помогать. Кто-то посоветовал читать аскетическую литературу, он очень увлекся монашескими идеалами, хотя был уже человеком женатым. Ему очень хотелось соприкоснуться с монашеским духом. Кроме того, духовник посоветовал пройти отчитку.

В 2011 году Павел работал в торговой сфере, отвечая за реализацию холодильных систем. Однажды в Лавру продали теплообменник, но из монастыря вскоре поступила жалоба, что техника неисправна. Приехавшие для экспертизы инженеры посчитали, что теплообменник вполне исправен, но, возможно, кто-то из нанятых работников Лавры предпринимал попытки украсть фреон для дальнейшей наживы. Из Лавры снова поступила жалоба ответственного лица. И тогда Павел самым сердцем почувствовал, что это точно его призывает Господь поехать в святую обитель. Он договорился с организацией о командировке и на три дня приехал в Лавру.

Ответственный, отец Флавий, рассказал, что сам учился на инженера, хорошо разбирается в холодильниках, и что утечка фреона из купленного аппарата наверняка есть. Павел выполнял положенную работу. Но главное оказалось совсем другим: все эти дни отец Флавий организовывал ему посещение святынь, Павел присутствовал на монастырских богослужениях, участвовал в трапезах братии и был невероятно счастлив от того, что самым делом соприкоснулся с духом монашеской жизни. Потом ему с женой от отца Флавия достался пригласительный билет на пасхальную службу, и много после этого Павел посещал братские молебны в Троицком соборе у мощей преподобного Сергия.

Прошло какое-то время. Отца Флавия перевели на другое послушание, теплообменник как работал, так и продолжил работать, жалоб больше не поступало, и из всего этого ясно было одно, что неисправность или мнимая неисправность установки (до конца так никто и не понял) была нужна только лишь для того, чтобы на тот момент еще не достаточно воцерковленный Павел стал ближе к Богу посредством неожиданной поездки в обитель святого Сергия.

История 3

Маленькая девочка, о которой пойдет речь, ныне мама главного редактора одной известной радиостанции в Москве. Она до сих пор трудится в Лавре, хотя и достигла уже пенсионного возраста. А ее собственная мама работала в Сергиевом Посаде в больнице, в самом конце улицы Кирова. Уходя на работу, она вынуждена была оставлять дома детей одних: дочку Софию лет четырех и сына Михаила лет шести.

Эти дети больше всего на свете боялись грозы. И вот однажды их мама во время работы заметила, что на город надвигается страшная грозовая туча. Реакция детей была заранее известна, и мама, тут же отпросившись, поспешила домой. Но разве быстро пройти такое расстояние? Гроза уже во всю бушевала. А бедная женщина всю дорогу горячо молилась преподобному Сергию.

Подойдя к дверям, она с удивлением обнаружила, что в квартире тихо и спокойно. Когда открыла дверь, то дети, проявляя странное спокойствие и радость, словно никакой грозы и не было, сразу стали говорить про старца, который их только что посетил. А именно, когда тучи стали сгущаться и пошел дождь, они увидели, как в комнату зашел благообразный старец, причем они нисколько его не испугались. Старец стал ласково с ними разговаривать, успокаивать: «Не пугайтесь, мама скоро придет». Он говорил что-то еще, что к настоящему времени уже забылось, а в то время записать никто не догадался. Когда же их мама подошла к двери, она была заперта, и никто из посторонних не мог ее открыть. Куда делся старец, дети понять не могли, так же как и откуда он появился. Брат впоследствии вспоминал, что старец был в монашеском одеянии, такой, как изображается преподобный Сергий, очень ласковый, даже прикоснулся и погладил детей, а потом он просто исчез. Так детям явился сам преподобный Сергий, утешающий даже в таких малых волнениях.

Накануне праздничного дня в храме Рождества Пресвятой Богородицы /Никитском/ г. Калуги торжественное Всенощное бдение возглавил настоятель храма протоиерей Алексей Пелевин в сослужении иерея Максима Картуесова при диаконе Вадиме Роговцеве.

На полиелее в центре храма духовенство пропело величание преподобному:

Ублажаем тя, преподобне отче Сергие, / и чтим святую память твою, наставниче монахов и собеседниче ангелов.

В сам праздничный день, в Никитском храме иереем Максимом Картуесовым при диаконе Вадиме Роговцеве была совершена Божественная Литургия. На сугубой ектенье возносились молитвы и прошения о мире на Украине. Далее, был совершен праздничный молебен.

По окончании молебна отец Максим произнес проповедь и поздравил прихожан с праздником.

Проповедь на день памяти преподобного Сергия игумена Радонежского.

Сегодня день памяти преподобного Сергия Радонежского. И день этот очень значительный для нашей церкви, для нашей страны и для нашей истории. В сонме святых преподобный Сергий занимает совершенно особое место, ибо его жизненный подвиг во многом преобразовал жизнь не только русской церкви, но и благоприятно повлиял на ход гражданской истории.

Он жил в далеком XIV веке, трудное для страны время. Более чем трудное. Вот нам иногда кажется, что мы сейчас живем в какое-то особое трудное время. Но если сравнить с теми годами, то и никаких сравнений-то и быть не может.

Представьте себе, огромная страна разделена, разделена на междоусобные княжества, родные братья, близкие по крови и по вере люди, находятся не просто во вражде, а вступают в кровавое соперничество, убивают друг друга, и над всем этим иноземное господство иноверных, которые разорили страну, берут с нее дань, препятствуют экономическому развитию, невозможно никакое культурное развитие, скована возможность образования. Под боком Европа, которая развивается, встает во весь рост, а Россия скована, скована иноземным порабощением и внутренними неурядицами. Откуда придет спасение, никто не знает. Власть князей слаба, общество раздроблено и не может оказать сопротивления. Но спасение пришло. И оно пришло от Бога.

Но от Бога оно пришло через людей. И одним из таких людей был святой преподобный Сергий, игумен Радонежский. Он с детства полюбил Господа и, будучи сыном боярина, он оставляет все и уходит в дремучие тогда леса Радонежа под Москвой. Рубит келью, и остается там один. Он долгое время пребывает в молитве, труде и посте.

Но вы знаете, добрая молва тоже распространяется, к счастью, по земле. Хотя мы знаем, что злая молва распространяется быстрее, и стоит нам сделать что-то некрасивое или злое, как люди знающие или даже мало знающие нас, сразу же оказываются в курсе дела. А вот если сделать что-то по-настоящему доброе, оторвать от сердца своего или поступиться своими удобствами, то такая добрая молва пойдет медленнее. Поскольку нам, к великому сожалению, куда приятнее распространяться о недостатках других людей, чем о их добродетелях. Ведь когда говоришь о грехах другого, то сам на его фоне возвышаешься.

Но, тем не менее, добрая молва о преподобном Сергии стала постепенно распространяться. И вокруг него стали собираться люди, жаждущие любви, совершенства и восхождения по ступеням этого совершенства. Постепенно возник монастырь, который очень скоро стал знаменитым на всю страну. Монастырь получил наименование в честь Святой Троицы.

Братия избирают преподобного Сергия своим игуменом, поскольку видят в нем духовный авторитет, поддержку и помощь. Но игуменство преподобного Сергия заключалось не в том, что он сидел в кресле и раздавал благословения. Он трудился больше всех, молился больше всех и служил братии своей.

Житие преподобного Сергия наводит на очень многие размышления. Но, пожалуй, первое, что приходит на мысль, когда знакомишься с его житием, это то, что преподобный Сергий Радонежский, подвижник и молитвенник, был удивительно гармоничным человеком.

Все у него было соразмерно. Людей церкви всегда волновал такой вопрос, как соотнести наше отношение к этой жизни, к земле, к отечеству, в котором мы живем, с одной стороны; и наше отношение к Богу, к церкви, к тому вожделенному Небесному Отечеству, гражданином которого когда-то станет каждый из нас. Какие же должны быть соотношения между двумя этими устремлениями человека? С одной стороны, взор на небо, с другой, взор на землю.

Некоторые говорили, что все земное надо отринуть абсолютно, все устремления человека должны быть только к небу: смотри вверх и иди по жизни. Это, конечно, может быть, и очень привлекательно, но вот только вы попробуйте ходить по улице, задрав голову. Далеко не уйдете. Упадете, расшибетесь или машина собьет.

Другие наоборот, призывали держаться только за землю, только за сегодняшний день, как будто они и умирать не собираются, и не придется им никогда.

И та, и другая идея, доведенная до крайности, является неправильной и не спасительной для человека. И вот преподобный Сергий удивительно умел сочетать в себе эти два устремления. Да, он полностью посвятил себя Богу, ушел от мира. И, казалось бы, какое ему дело до того, что творится в этом мире, который во зле лежит. Его дело – молитва.

Но ведь земля-то русская под игом стонет, и не первое столетие уже. А беда вся в том, что народ разъединился, князья, вместо того, чтобы объединиться и вместе дать отпор внешнему врагу, интригуют друг друга, и готовы подчиниться иноземцу, иноверцу, чем признать над собой власть родного брата, а иногда даже и отца родного.

И вот не в княжеских палатах и не в государственных советах и не в шумных городах, а в дремучих Радонежских лесах, в монастыре Святой Троицы игумен Сергий начинает пробуждать в сознании людей необходимость объединения. Это объединение началось вокруг города Москвы. И преподобный всячески поддерживает эту тенденцию.

Он отправляется в путешествие, посещает удельных князей, уговаривает их объединиться вокруг Москвы. Когда Рязанский князь Олег выступает против, и заявляет о своей готовности поддержать даже врагов Москвы, то преподобный Сергий запрещает совершать Божественную литургию в храмах этого города. И такого наказания князь Олег, будучи человеком православным, верующим, конечно, не мог вынести. И он смиряется и объединяется вокруг Москвы.

И когда настает время нанести сокрушительный удар по врагу, преподобный Сергий благословляет на подвиг князя Димитрия, названного впоследствии Донским, чтобы он возглавил наше русское воинство на поле Куликовом. И в знак своего благословения дает ему двух монахов, Пересвета и Ослябю, которые должны были бы по всем монашеским канонам быть в кельях и молиться. Но они воссели на боевых коней и вступили в единоборство с врагом.

Мы знаем, что битва на поле Куликовом перевернула историю нашей страны. Затем преподобный Сергий способствовал созданию многих и многих монастырей, которые стали центрами духовного и интеллектуального просвещения нашего народа. Именно из этих монастырей началось духовное и интеллектуальное возрождение России.

Мы слышали с вами сегодня апостольское чтение, Послание к Галатам апостола Павла, где кратко вообще сказано об идеале христианина. Сказано о том, что воздействие Святаго Духа на человека не бывает невидимым и не бывает бесплодным. А что оно приносит определенные плоды, которые и перечисляет апостол Павел.

Он говорит: «Плод же Духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание». И вот преподобный Сергий Радонежский в жизни своей принес все эти вышеперечисленные плоды Духа Святаго. И он действительно явился живым, духоносным источником для окружающих его людей.

Сергий (до принятия монашества – Варфоломей) Радонежский не только оказал громадное влияние на своих современников, но стал одним из столпов русского православия и во многом определил развитие духовной жизни русского народа на несколько веков. Преподобный Сергий, игумен Радонежский и всея Руси, великий чудотворец, основатель храмов и монастырей, аскет и подвижник был и остаётся примером беззаветного служения Господу. Родился он в начале XIV века в богатой (возможно, боярской) семье. Большинство исследователей склоняется к тому, что местом рождения Сергия была Варница, небольшое село неподалёку от Ростова Великого. Отца Сергия звали Кириллом, мать – Марией. Несмотря на то, что изучением жизни святого занимались крупные учёные, достоверных сведений о дате рождения нет. В самом раннем житии, составленном Епифанием Премудрым, говорится, что родился Варфоломей (мальчик был назван в честь одного из апостолов), когда на Русь приходил татарский князь Ахмат, во времена правления Дмитрия Михайловича (великого князя тверского). Епифаний в своём труде вообще обходился без точных дат, поэтому среди историков до сих пор ведутся споры, связанные с датировкой тех или иных событий. Некоторые учёные считают, что Сергий Радонежский появился на свет в 1314 году, другие – что в 1322. Православная церковь днём рождения святого считает третье мая 1322 года. У Кирилла была трое сыновей, старшего звали Стефан, вторым был Варфоломей (Сергий), а младший получил имя Пётр.

Монголо-татарское иго значительно ослабило многие русские княжества и стало причиной упадка Киевской Руси, но в какой-то степени помогло Ростову Великому превратиться на некоторое время в центр культурной жизни. В начале XIV века в городе были библиотеки, школы и училища; в одну из школ и отдали Варфоломея, когда ему исполнилось семь лет. Старший брат, Стефан, грамоту освоил легко, а Варфоломею учёба не давалась. Человек, которого тысячи людей будут считать учителем жизни, не мог овладеть алфавитом. Это обстоятельство сильно расстраивало и родителей, и учителя, но больше всех мучился сам Варфоломей. Однажды он встретил святого старца, который молился Иисусу под сенью дуба. Мальчик подошёл к пресвитеру и рассказал ему о своём горе. Старец велел попросить Господа о помощи, дал кусочек просфоры и сказал, что вскоре он станет лучшим учеником. Предсказание сбылось – Варфоломей действительно превзошёл остальных детей в учёбе, особенно в изучении Священного Писания. Священные тексты оказали на Варфоломея очень сильное впечатление и уже в отроческом возрасте он соблюдал строгий пост, а иногда вообще отказывался от пищи.

Поборы московского князя Ивана Калиты, непомерная дань татарским ханам и неурожаи почти разорили Кирилла. В поисках лучшей доли он решил перейти под покровительство князя Андрея и перебрался жить в Радонеж (предположительно в 1334 году, в большинстве жизнеописаний святого подвижника говорится, что ему во время переселения было двенадцать лет). Однако и в Радонеже жизнь была нелёгкой, прежнего достатка в семье не было. Через несколько лет братья Варфоломея женились, он же мечтал посвятить свою жизнь монашескому служению. Родители поддерживали его в этом стремлении, но просили не становиться монахом до их смерти – старые и немощные, они нуждались в уходе. В некоторых житиях преподобного написано, что отец с матерью незадолго до смерти также приняли монашеский постриг.

После смерти родителей Варфоломей отдал свою часть наследства Петру. На поиски места для отшельнической жизни он отправился вместе со Стефаном. Братья устроили скит в лесу, затем срубили деревянную церковь (на этом месте сейчас находится знаменитый Троицкий собор Сергиевой лавры). Но Стефан недолго прожил в уединении, через некоторое время он ушёл в Москву, где стал настоятелем Богоявленского монастыря. Варфоломей же стойко переносил все трудности одинокого жития. Некий священник, по имени Митрофан, постриг его в монахи и дал новое имя – Сергий. Произошло это, когда московским княжеством правил Симеон. Вскоре у преподобного появились ученики и последователи. Монахи, поселившиеся в новой обители, просили святого стать игуменом над ними. Сергий долго отказывался, но затем уступил их просьбам. В сан игумена его посвятил Афанасий, переяславский епископ. Так был основан Сергиево-Троицкий монастырь, в котором было всего двенадцать монахов. В течение нескольких месяцев число монахов не увеличивалось: новому человеку можно было поселиться только в том случае, если кто-то из братии покидал монастырь. Инокам не разрешалось просить милостыню, они кормились собственным трудом. Жизнь в лесу была очень тяжёлой, монастырь – бедным, поэтому большего количества монахов содержать не было возможности. Но вскоре обитель стала местом паломничества верующих и их приношения позволили снять ограничения. К тому же земли вокруг монастыря стали заселяться людьми. Уже в то время Сергия стали почитать как пророка и чудотворца. Это никак не отразилось на его жизни – он наравне с другими монахами занимался будничным трудом и всегда находил время для всех, кто обращался к нему. Когда патриарх Филофей ввёл в монастырях общежитие (в период с 1364 по 1367 годы), некоторые иноки не захотели оказываться от особножительства и возроптали. Стефан, скрывавшийся в обители от врагов своих, пожелал стать игуменом монастыря, ибо считал себя основателем оного. Сергий не стал оспаривать слова брата и отправился к другому Стефану, основателю и игумену Махрищевского монастыря. Тот с радостью предложил преподобному стать пастырем вместо него, но Сергий отказался и решил основать новый монастырь на Киржаче, впоследствии названный Благовещенским. В разные годы Сергий Радонежский основал ещё несколько обителей: Георгиевский монастырь на Клязьме, Высоцкий монастырь, Старо-Голутвин монастырь (недалеко от Коломны). Всего же Сергием и его учениками было создано около 40 храмов и монастырей.

Знаменитый русский историк Ключевский считал, что Сергий Радонежский был духовником и наставником всего русского народа. Известно, что именно Сергий благословил Дмитрия Донского перед сражением на Куликовом поле и укрепил его дух. Многие князья обращались к святому за советом в самых разных делах, в том числе и государственных. Жития свидетельствуют и о чудесах, совершённых Сергием с Божьей помощью. Он исцелял больных и бесноватых, воскресил отрока, открыл источник воды близ Троицкого монастыря. В житиях сообщается и о других чудесах, но главное чудо – это подвижническая жизнь во славу Господа и во имя земли русской.

Умер Сергий в своём монастыре, кончину он предвидел заранее и просил братию похоронить его, как простого человека, на местном кладбище. Но после смерти монахи испросили у митрополита Киприана разрешение нарушить волю покойного. Сергий был погребён в церкви, справа от алтаря. Покинул земной мир он в 1392 году. Обретение мощей произошло в 1422 году. Пахомий Логофет, один из биографов, пишет о том, что при вскрытии гроба не только тело святого было нетленным, но и одежда осталась целой и чистой. Мощи Сергия Радонежского сейчас хранятся в соборном храме Сергиево-Троицкой лавры.

Почитание Сергия Радонежского началось ещё до причисления его к лику святых. Канонизация святого, по некоторым источникам, состоялась в середине пятнадцатого столетия. С 1969 года он также включён в мартиролог римско-католической церкви, день памяти – 8 октября. В православной церкви память преподобного Сергия отмечают 5 июня, 6 июля, 18 июля и в августе (последнее воскресенье перед 8 сентября). В России Сергию Радонежскому посвящено более 700 храмов. Главный престол посвящён Сергию в храмах Москвы, в Зеленограде, Ярославле, Владимире, Калуге и других городах. Есть также монастырь Сергия Радонежского в Черногории и храм Сергия Радонежского в ЮАР (Йоханнесбург). Сюжеты из его жизни использовали русские живописцы в своих картинах, создано несколько скульптурных памятников. Преподобный Сергий считается покровителем всех учащихся и артиллеристов.

Молитва Преподобному Сергию Радонежскому

О священная главо, преподобне и богоносне отче наш Сергие, молитвою твоею, и верою и любовию, яже к Богу, и чистотою сердца, еще на земли во обитель Пресвятыя Троицы душу твою устроивый, и ангельскаго общения и Пресвятыя Богородицы посещения сподобивыйся, и дар чудодейственныя благодати приемый, по отшествии же твоем от земных наипаче к Богу приближивыйся, и небесныя силы приобщивыйся, но и от нас духом любве своея не отступивый, и честныя твоя мощи, яко сосуд благодати полный и преизливающийся, нам оставивый! Велия имея дерзновение ко Всемилостивому Владыце, моли спасти рабы Его, сущей в тебе благодати Его верующия и к тебе с любовию притекающия. Испроси нам от великодаровитаго Бога нашего всякий дар, всем и коемуждо благопотребен, веры непорочны соблюдение, градов наших утверждение, мира умирение, от глада и пагубы избавление, от нашествия иноплеменных сохранение, скорбящим - утешение, недугующим - исце­ление, падшим - возставление, заблудшим - на путь истины и спасения возвращение, подвизающимся - укрепление, благоделаю­щим - в делах благих преспеяние и благословение, младенцем - воспитание, юным - наставление, неведущим - вразумление, сиротам и вдовицам - заступление, отходящим от сего временного жития к вечному - благое уготовление и напутствие, отшедшим - блаженное упокоение, и вся мы споспешествующими твоими молитвами сподоби в день Страшнаго суда шуия части избавитися, десныя же страны общники быти и блаженный оный глас Владыки Христа услышати: приидите, благословеннии Отца Моего, наследуйте уготованное вам Царствие от сложения мира. Аминь.

Тропарь преподобному Сергию Радонежскому, глас 4 (Обретение мощей)
Днесь пресветло красуется царствующий град Москва, яко светолучными зарями, молниями чудес твоих осияемь, всю вселенную созывает похвалити тя, Богомудре Сергие; пречестная же и славная обитель твоя, юже во Имя Святыя Троицы многими труды твоими создал еси, отче, имущи в себе стада ученик твоих, веселия и радости исполняется. Мы же, празднующе преславное обретение честных мощей твоих, в земли сокровенных, яко цвет благоуханен и кадило благовонно, любезно я лобызающе, различная исцеления приемлем и твоими молитвами грехов прощения сподобляемся, отче преподобне Сергие, моли Святую Троицу спасти души наша.

Святой преподобный Сергий Радонежский, моли Господа о нас!

18 июля (5 июля по «старому стилю» — церковному юлианскому календарю). Среда 8-й седмицы по Пятидесятнице (восьмой недели после праздника Святой Троицы, иначе именующегося Пятидесятницей). День постный , по церковному уставу на трапезе благословляется пища с растительным маслом, но в связи со значимым праздником - днем обретения честных мощей преподобного Сергия, игумена Радонежского , зачастую благословляются и рыбные блюда. Также сегодня совершается память еще 8 святых и празднование в честь одной святыни.

Обретение честных мощей Преподобного Сергия . Мощи этого величайшего русского святого, которого неслучайно именуют «Игуменом Земли Русской», были обретены в июле 1422 года при преподобном Никоне Радонежском , ученике святого Сергия, втором игумене Свято-Троицкой Сергиевой лавры.

Преподобномученицы Великая княгиня Елисавета и инокиня Варвара . Причисленные к лику святых страдалицы из числа восьмерых Алапаевских мучеников, членов Дома Романовых и их приближенных, убитых большевиками-богоборцами в ночь на 18 июля 1918 года . Это преступление было совершено на следующий день после зверского расстрела Царской семьи. Злодеяние было совершено в 18 км от города Алапаевска у рудника Нижняя Селимская, в одну из шахт которого были сброшены тела мучеников.

Преподобномученицы Великая княгиня Елисавета и инокиня Варвара. Фото: pravoslavie.ru

Как немецкая принцесса стала русской святой

Каждому православному человеку стоит прочесть пространное житие преподобномученицы Елисаветы Феодоровны, родной сестры святой царственной страстотерпицы императрицы Александры Феодоровны. Овдовев после убийства ее супруга - великого князя Сергея Александровича, совершенного в Московском Кремле в феврале 1905 года эсером-террористом Иваном Каляевым, она решила оставить высокий свет и посвятила себя служению людям и Церкви. Именно великая княгиня Елизавета основала знаменитую Марфо-Мариинскую обитель милосердия.

Преподобный Афанасий Афонский . Святой X века , уроженец Трапезунда, с юных лет избравший монашеский жизненный путь. До 960 года от Рождества Христова, момента своего переселения на Святую гору Афон, отец Афанасий совершал духовные подвиги в Малой Азии в Киминском монастыре. Здесь будущий святогорец достиг высокого духовного совершенства путем изнурительной, а потому успешной борьбы с грехами и греховными помыслами. На Афоне святой Афанасий создал монастырь с очень строгим уставом, где стал игуменом. Еще при своей земной жизни преподобный старец прославился своими чудесами: прозорливостью и исцелениями. Преставился ко Господу отец Афанасий около 1000-1001 годов от Рождества Христова.

Преподобный Афанасий Афонский. Фото: pravoslavie.ru

Мученица Агния (Анна) Римская, дева . Святая страдалица за Христа и Его Церковь, погибшая в годы антицерковных гонений в 304 году от Рождества Христова. Одним из прижизненных чудес этой святой стало то, что однажды она воскресила молодого человека, который попытался совершить над ней насилие, но сраженный Ангелом Божиим, упал бездыханным. Юноша покаялся и обратился в христианство, после чего 160 человек, узнавшие об этом чуде, также обратились ко Христу.

Мученица Кирилла (Киприлла) Киринейская . Эта святая страдалица, как и мученица Агния (Анна) Римская, была замучена язычниками в 304 году от Рождества Христова в годы правления императора-гонителя Диоклетиана.

Священномученик Геннадий Здоровцев, пресвитер . Один из священнослужителей Русской Церкви, погибших в самом начале богоборческих гонений, в один день с Алапаевскими мучениками . Отец Геннадий, настоятель ярославской церкви в честь Владимирской иконы Божией Матери, был убит большевиками в дни подавления ими Ярославского восстания 18 июля 1918 года .

Преподобный Агапит (Таубе), исповедник . Этот удивительный человек, если бы не революция, мог сделать большую карьеру. Сын известного общественного деятеля, монархиста, поэта и философа барона Михаила фон Таубе, будущий отец Агапит, будучи студентом юридического факультета Санкт-Петербургского университета, ушел на фронт Первой мировой войны, где получил ранение.

После Гражданской войны ушел в Оптину Пустынь, принял постриг и стал заведующим ее библиотекой, а после закрытия обители - сотрудником музея Оптиной Пустыни. Отец Агапит неоднократно подвергался репрессиям, провел немало времени в тюрьмах и лагерях и в 1936 году умер от заболевания, полученного в лагере. В 2007 году был канонизирован как преподобноисповедник Агапит Оптинский.

Икона Божией Матери, именуемой «Экономисса» («Домостроительница») . Древний чудотворный образ Пресвятой Богородицы X века , который в настоящее время находится в Великой Лавре на Святой горе Афон.

Поздравляем православных христиан с памятью этой святыни и всех сегодняшних святых! Их же молитвами, Господи, спаси и помилуй всех нас! Тех же, кто в Таинстве Святого Крещения или в чине монашеского пострига получили имена в их честь, рады поздравить с именинами! Как говорили на Руси в старину: «Ангелам Хранителям - злат венец, а вам - доброго здоровья!». Нашим же усопшим родным и близким - вечная память!