Молитва ангелине сербской в чем помогает. День ангела ангелины молитва. Молитвенная помощь Святой Ангелины Сербской

Ангелина - сокращённо Геля, Лина. Это красивое имя произошло в Греции. Его звучание на древнегреческом - «Ангелос», а означает оно - «вестник». Затем слово перенесло трансформацию и на позднелатинском стало звучать как Ангелус, причём так называли мужчин, а не женщин. И уже из него появилось - Ангелина.

Значение по церковному порядку расшифровывается как - «ангел», «ангельская» . Его сокращение не заканчивается на двух вариантах. Краткая форма употребляется также, как: Гелина, Гела, Еля, Ела, Алина.​

Значение древнегреческого вольного перевода имени Ангелина - это «ангельская, благая вестница». Загадочная, очень энергичная и страстная, этим отличается большая часть женского населения, которые носят это имя. Её характер в полной зависимости от возраста, среди прочих имён нет такого переменчивого нрава.

Звучит имя обворожительно и нежно . Наверное, каждый, у кого есть знакомая с этим именем, подтвердит, что эта особа необычна, достаточно привлекательна, с яркой и интересной судьбой.

Имя оказывает большое влияние на жизнь и судьбу личности.

Характеристика и судьба

Девочка с раннего возраста проявляет твёрдый и непростой характер. Она любит независимость и своевольная, придерживается своего мнения и воспитывает себя сама.

С детства девочка нередко конфликтует с родителями , она непослушна и не очень прилежна, думает, что они во всём неправы и ничего не понимают. На многие вещи она имеет личное мнение и считает, что может сама распоряжаться своей судьбой. Склонение Лины к физическому труду силой, ни к чему не приведёт.

Девочка легко налаживает отношения с ровесниками, дружить только с теми, у кого такие же вкусы и интересы как у неё. Общительная, активная, с весёлым взрывным характером, всегда имеет массу идей, и не сидит на месте. Мечтает и фантазирует о будущем. Любит дружить с мальчиками и активно играет в войну.

Очень часто лидирует в компании противоположного пола, в её характере преобладают мужские черты, она смелая и воинственная. Бывает раздражительной и не любит когда её называют уменьшительным именем. Но, тем не менее друзья относятся к ней уважительно, ценят её и любят.

В выборе профессии она участвует сама , она не пойдёт учиться туда, куда решили родители. Отдаёт предпочтение творческим профессиям, так как имеет различные таланты: пение, танцы, спорт, актёрское мастерство. Из-за любви к животным способна стать ветеринаром.

Не исключено, что она станет хирургом, так как хладнокровна и целеустремлённая. Увлечения всегда серьёзны и длительны. Все что начнёт, она доводит до конца, а прежде чем начать, долго выбирает, и, как правило, не ошибается в выборе.

Девичество Ангелины

В этот период девушки достаточно беспокойны, эмоциональны . В зависимости от того, какие в жизни будут цели и приоритеты, может быть самодостаточной или жить в скромности. Судьба Гели в этот период интересная и незаурядная:

Ангелина не любит делать поспешных выводов, решения она всегда принимает серьёзно и взвешенно.

Этап взросления

Взрослой Ангелине тяжело достаётся общение с людьми , она остаётся преданной своим правилам поведения. Она убеждена, что должна бороться за справедливость. Постепенно эта горячность минует, к ней приходит понимание, что она не в силах изменить мир.

Сама неидеальная, Ангелина многого требует от других. В связи с этим и профессиональная судьба складывается не всегда хорошо, если учитывать её природную лень. Семейное счастье зависит от понимания того, что с мужем придётся обуздать свой нрав. При отказе от амбиций и лидерства в семье, она будет прекрасной женой и хорошей мамой.

Влияние времени рождения на характер

Девушки с этим именем отличаются активностью. Они упрямы, но радушны и гостеприимны. Если рассматривать характер Ангелин, родившихся в разное время года , то выяснится, что между ними нет ничего общего:

Именины по церковному календарю

С давних пор день ангела является важным торжеством. Ранее этот праздник встречали за столом с пирогами и именными караваями, посещали церковь для причастия. Ангелина - стародавнее, красивое и пользующееся известностью имя для женщины. Оно относится к церковным, так как, самой значимой в истории была Ангелина, причисленная к лику святых. Ею сделана работа, чтобы восстановить церкви после турецкого нашествия в Сербию. Это имя популярно в нашей стране.

Покровительница Лины. День ангела отмечается четыре раза в год. При выборе для ребёнка имени узнайте, в честь какого святого вы его называете, оно оказывает сильное влияние на характер и судьбу малыша.

Преподобная Ангелина Сербская росла в православной семье албанского князя Ариянита. Её мужем стал Стефан - слепой король Сербии. От этого брака появилось двое детей. Свою жизнь Преподобная Ангелина прожила в горестях и разочарованиях. Её муж скончался рано впоследствии умерли и двое детей. Остаток жизни она провела в женской обители.

Внимание, только СЕГОДНЯ!

Память: 1 июля / 14 июля, 10 декабря / 23 декабря

Святая Ангелина была дочерью православного албанского князя Ариянита из Эльбасанского края, и своячницей славного Георгия Скендербега. Жители тех краев были по большей части православными христианами, и отечество их славилось победой веры и оружия. Ангелина росла и воспитывалась при дворе своего отца в страхе Божием. Имя ее матери до нас не дошло, но известно, что она была женщиной богобоязненной и благородной и воспитала свою дочь в евангельском благочестии. С детских лет на святой Ангелине был видим перст Промысла Божьего, готовивший ее к предстоящим подвигам и испытаниям.

Праведная Ангелина Сербская. Икона из монастыря Гргетек

В те времена в Албанские края пришел сербский изгнанник деспот Стефан Слепой, второй сын деспота Георгия Бранковича (1427-1456 гг.). В 1441 году турки заточили Стефана вместе с его старшим братом Гргуром в темницу, где обоих ослепили. По смерти их отца деспота Георгия Сербией какое-то время правил самый младший брат Лазарь (1456-1458 гг.), а потом деспотом стал блаженный страдалец Стефан.

За два месяца до падения под ударами турок сербской столицы Смередево "некие дьволом управляемые люди" оклеветали деспота Стефан и изгнали его из своего отечества, так что он понес на чужбине многие беды и нужды. Праведный Стефан отправился через Будим к своей сестре графине Катарине, а затем прибыл в город Дубровник в Далмации и оттуда уже отправился в Албанию, чтобы обрести там безопасное пристанище.

Князь Ариянит по-братски принял Стефана. Пребывание сербского изгнанника в гостях затянулось на столько, что он стал для семьи князя как родственник. Благородная княжеская дочь Ангелина всем сердцем полюбила слепого Стефана и просила у родителей благословения на брак с ним. Родители дали свое согласие и благословили молодых. Желая всей душой разделить судьбу с благородным изгнанником, в 1461 году Ангелина обвенчалась со Стефаном в Скадаре. От благословленного Богом брака у них появились на свет сыновья Георгий и Иоанн и дочь Мара. Когда дети были еще маленькими на эту христианскую страну напали магометане, и Стефану с Ангелиной пришлось были бежать с детьми в Италию. Здесь Ангелину постигло еще одно испытание: 9 октября 1476 года праведный Стефан отошел ко Господу. Вскоре Бог прославил своего угодника: над могилой Стефана стал появляться таинственный свет, а тело его оказалось нетленным.

Оставшись вдовой с тремя детьми, блаженная Ангелина нуждалась в самом необходимом для жизни. Вдове пришлось вкусить горечь сиротской доли на чужбине. Движимая заботой о детях, она обратилась с просьбой о помощи к венгерскому королю Матии Корвину, который милостиво дал в удел ей и ее сыновьям город Купиново на реке Саве. Взяв с собой нетленные останки своего супруга, Ангелина добралась через Вену и Буду до Купиново и там в церкви святого апостола и евангелиста Луки положила 15 февраля 1486 года мощи своего супруга Стефана. Венгерский король даровал старшему сыну Ангелины Георгию титул деспота и некоторые земли, но Георгий вскоре отказался от них в пользу своего младшего брата Иоанна, а сам в 1495 году принял монашество с именем Максим. В 1502 году скончался молодой деспот Иоанн. Святая Ангелина с Максимом, взяв с собой мощи Стефана и Иоанна, переселились к влашскому воеводе Иоанну Радулу. Здесь Максим был хиротонисан в митрополита Влахозапланинского, примирил воеводу Радула с молдавским воеводой Богданом и вместе со своей матерью сотворил в тех краях много добрых дел.

Несколько лет спустя Ангелина вернулась вместе с сыном в Сремскую область, где блаженный Максим стал митрополитом Белградским и Сремским. Вместе с матерью они воздвигли монастырь Крушедол во имя Благовещенья Пресвятой Богородицы. Сюда святитель Максим перенес из Белграда свою епископскую кафедру, обновив, таким образом, Сремскую архиепископию. Вскоре - 18 января 1516 года - он отошел ко Господу и был погребен в Крушедоле. Так праведной Ангелине суждено было пережить мужа и обоих сыновей, которых Господь прославил в лике своих святых.

Святитель Савва I архиепископ, преподобная Ангелина деспотисса Сербская, её сын святой Иоанн (Бранкович) и святой Стефан деспот. Икона XVI в. Ризница монастыря Керка в Далмации, Сербия

Сохранив свое мирское имя, преподобная Ангелина приняла монашеский постриг в построенном ей неподалеку от Крушедола монастыре Сретенья Господня и полностью предалась молитве, делам милосердия и попечению о храмах и монастырях. Эта достойная подражания христианка, супруга, мать и монахиня за свои труды и добрые дела была любовно прозвана в народе матерью Ангелиной. Так, пожив богоугодно и свято, она почила от трудов своих и мирно отошла ко Господу 30 июля 1520 года. Преподобную Ангелину похоронили в той же женской обители, а спустя несколько лет ее святое тело было обретено нетленным, перенесено в монастырь Крушедол и положено в одну раку с мощами ее сына святого деспота Иоанна.

Ковчег с частью мощей праведной Ангелины Сербской и других Бранковичей в монастыре Крушедол

В 1716 году турки сожгли святые и чудотворные мощи святых Бранковичей вместе с монастырем Крушедол. Сохранилась только левая рука святой Ангелины. Службу святой вскоре после явления ее чудотворных мощей написал один из насельников Крушедола. 30 июля, когда Сербская Церковь празднует день ее памяти, в этой святой обители бывает большой праздник и стечение верующего православного народа. Память святой отмечается также 1 июля и 10 декабря по старому стилю.

Игнатий Шестаков , иеромонах

Использованная литература

1. Милеуснић, Слободан. Свети Срби, Нови Сад: Прометеј, 2000
Архим. Jустин Поповић, Житиja светих, Ваљево, 1991

***

Святая Ангелина Сербская сыграла важную роль в поддержке и развитии Пантелеимонова монастыря на Афоне. В 1509 году именно по просьбе деспотиссы святой Ангелины (Бранкович), описавшей в письме бедственное положение Пантелеимонова монастыря, лишенного заступников и покровителей, великий князь Василий III подтвердил свое ктиторство по отношению к Русскому монастырю, а также покровительство Святой Горе в целом. В июне того года князь отправил вместе со старцами Пантелеимонова монастыря милостыню в обитель и такую же проту Святой Горы Паисию для всех афонских монастырей. В отдельной грамоте великий князь извещал Паисия о разрешении посылать святогорских иноков для сбора пожертвований в России, братия Пантелеимонова монастыря получила привилегию посылать старцев за милостыней к царю. С этого времени приезды монастырских посольств на Русь стали регулярными, значительный перерыв пришелся лишь на период запустения Пантелеимонова монастыря в последней четверти XVI в. и на Смутное время.

Цитировано по:

Русский Свято-Пантелеимонов монастырь на Афоне

***

Молитва праведной Ангелине Сербской:

  • Молитва праведной Ангелине, деспотиссе (царице) Сербской . Дочь князя Георгия Албанского и супруга Стефана, короля Сербии, святая Ангелина претерпела изгнание при турках (XV век) вместе со своим мужем. По смерти супруга, приняв монашеский постриг, святая посвятила себя молитве, благотворительности и храмостроительству. Верная жена, добрая мать и совершенная христианка, она заслужила имя "матери Ангелины", которым ее наградил сербский народ. Святая Ангелина покровительница в устроении семейной жизни, в семейных нуждах и скорбях, о детях, ей молятся жены и матери о даровании добродетелей супружества и материнства

Акафисты Ангелине Сербской:

Житийная и научно-историческая литература о праведной Ангелине Сербской:

  • Праведная Ангелина, деспотисса (царица) Сербская (житие) - иеромонах Игнатий Шестаков

Она происходила из династии Черноевичей. В молодости родной дядя отдал замуж Ангелину за жесткого, но справедливого правителя Стефана Бранковича. Их жизнь нельзя было назвать легкой. Стефан любил свою супругу, и та отвечала ему верностью и преданностью. В семье год от года стали появляться дети: две девочки и два мальчика.
Очень долго им пришлось скрываться в Италии, чтобы уберечься от мести турецкой стороны, в 1476 году Стефан Бранкович умер, и Ангелина осталась одна с четырьмя детьми на руках. Венгерский правитель предоставил им для владения надел земли, где они все вместе и поселились. На этом месте была построена церковь апостола Луки, куда перенесли мощи святого Стефана, которые к тому времени стали являть множество чудес.
Святая Ангелина оказалась очень благосклонна к сербскому народу, ее ласково именовали матушка Ангелина. В 1509 году она приняла ангельский чин, а в 1512 году основывает монастырь. Она не могла оставаться равнодушной к тому, что происходило в то время в ее родных местах, заботиться о храмах, церквях монашеских обителях было очень дорого, и потому она искала помощи отовсюду. Однажды, матушка Ангелина отправила своего духовного отца на поклон к русскому правителю Василию Третьему. Она просила не оставить их в немощах и прийти на помощь, она также призывала возвести новый храм, где бы были расположены мощи ее супруга.
Князь откликнулся на просьбу, кроме храма в то время были построены еще и монашеские кельи. В этом монастыре святая Ангелина прожила вплоть до своей праведной кончины. В житии преподобной Ангелины заслуженно упоминается о ее стойкости и мужественности, ведь ей пришлось пережить не только своего супруга, но и детей, которые также были причислены к лику святых. Мощи всех членов святой семьи Бранковичей хранились в Крушедолском монастыре, но в 1716 году турки его спалили. Уцелела лишь кисть матушки Ангелины.
Сербский народ особо почитает эту святую, считая своей заступницей перед Господом.

В истории Русского монастыря на Афоне удивительным образом переплелись судьбы нескольких братских православных народов, и прежде всего - русских (всех русских, вышедших из Днепровской Святой Руси), сербов и болгар. И быть может именно этой духовной общностью и духовным родством объясняется та многовековая взаимная братская любовь, которая связывает эти народы.

Сербские и Русские монахи с XII века подвизались в одной обители - в Старом Нагорном Русике, поскольку сербы не имели еще тогда своего монастыря. Основатель Сербской автокефальной Церкви и создатель Сербской Лавры на Афоне (монастырь Хиландарь) свт. Савва Сербский принял постриг именно в этой обители - Русском Свято-Пантелеимоновом монастыре (ныне он называется Старый Русик). Но и после того, как сербы перебрались в свою собственную обитель, они не прерывали духовных дружественных связей с Русиком.

После того, как связь Руси с Афоном прервалась по причине княжеской усобицы и монгольского ига, так что русские подвижники не могли приходить на Афон, сербские монахи сохранили Русик от запустения.

В 1309-1310 гг. братия Русского монастыря укрыла Игумена Хиландаря Даниила от каталонских пиратов, в следствии чего обитель было сожжена дотла латинскими фанатиками. Сербский Царь Стефан Душан, осознавая ответственность за происшедшее, полностью восстановил обитель и подарил ей в 1347 г. бесценное сокровище, которым она украшается по сей день - честную главу св. вмч. и целителя Пантелеимона.

Сербские правители, оказывая щедрую поддержку Русскому монастырю, при этом никогда не пытались сделать его Сербским, не смотря на то, что некоторое время его населяли исключительно сербы. Они всегда констатировали факт, что лишь временно оберегают Русик, поскольку истинные его хозяева не могут до поры этого делать.

Наконец, в самом начале XVI в., когда Русь освободилась от монгольского ига, Сербские государи передали Московским князьям ктиторство над их отчиной на Святой Горе - Русской обителью св. вмч. Пантелеимона.

Решающую роль в этом важном историческом событии сыграла деспотиса Сербии преп. Ангелина, чье имя на века вписалось в историю Русского Афона.

Краткое житие св. Ангелины

Преп. Ангелина происходила из рода православных албанских князей и с детства воспитывалась в страхе Божием. Ей было суждено стать супругой Сербского деспота Стефана Бранковича, сына деспота Георгия Бранковича (1427-1456). Сербский деспот Георгий был одним из ктиторов Русского монастыря. В архивах обители сохранилась грамота, датируемая примерно 1430 г., и свидетельствующая о помощи, которую оказывал Георгий Бранкович Русику.

В 1441 г. Стефан вместе с братом Гргуром отправились в Турцию, чтобы навестить и поддержать родную сестру, насильственно взятую в гарем султана. Оба брата были схвачены, обвинены в заговоре, заточены в темницу и ослеплены. В это время скончался их отец - деспот Георгий, и временным правителем стал самый младший его сын - Лазарь (1456-1458), уступивший затем престол вернувшемуся из заточения старшему брату Стефану. За два месяца до падения Сербии под ударами турок, некоторые придворные предали своего государя и тайно способствовали его свержению еще до начала турецкого нашествия. Они оклеветали деспота Стефана и изгнали его из Отечества. Прав. Стефан претерпел многие беды и нужды. Он отправился через Будим к своей сестре графине Катарине, а затем прибыл в город Дубровник в Далмации и оттуда уже отправился в Албанию, чтобы обрести там безопасное пристанище.

Благородная княжеская дочь Ангелина всем сердцем полюбила слепого князя-страдальца Стефана и по благословению родителей вышла за него замуж. Родители дали свое согласие и благословили молодых. Желая всей душой разделить судьбу с благородным изгнанником, в 1461 году Ангелина обвенчалась со Стефаном в Скадаре. Плодом их благословенного брака стали два сына Георгий и Иоанн, а также дочь Мара. Однако счастье их продолжалось недолго - им вновь пришлось бежать от нашествия магометан и скрываться в Италии. 9 октября 1476 г. блаженный Стефан отошел ко Господу. Впоследствии он был причислен к лику святых.

Святой Ангелине пришлось сполна испить чашу вдовства, изгнания и материнского болезнования о добром воспитании троих детей. Она обратилась с просьбой о помощи к Венгерскому королю Матии Корвину, который милостиво дал в удел ей и ее сыновьям город Купиново на реке Саве. Взяв с собой нетленные останки своего супруга, Ангелина добралась через Вену и Буду до Купиново и там в церкви святого апостола и евангелиста Луки положила 15 февраля 1486 года мощи своего супруга Стефана. Венгерский король даровал старшему сыну Ангелины Георгию титул деспота, но Георгий отказался от него в пользу младшего брата Иоанна. В 1495 г. Георгий постригся в монашество с именем Максим. В 1502 г. отошел ко Господу молодой деспот Иоанн, ставший последним деспотом Сербии. Св. Ангелина с монахом Максимом переселилась в земли Валашского воеводы Иоанна Радула, взяв с собой мощи супруга Стефана и сына Иоанна. Воевода Иоанн также отличался благочестием и боголюбием. Некоторое время он оказывал покровительство Афону. В Русском монастыре сохранились грамоты сего государя о пожаловании ежегодной милостыни Русику. Он был покровителем монастыря с 1492 г. Особенно щедрую помощь оказывал он с 1502 г., когда в пределы его владений прибыла св. Ангелина. Вероятно, именно она сподвигла воеводу увеличить милостыню Пантелеимоновой обители, совершенно лишившейся покровительства. В Валахии монах Максим, сын Ангелины, принял епископскую хиротонию.

По возвращении свв. Ангелины и Максима в Сремскую область еп. Максим был поставлен митрополитом Белградским и Сремским. Вместе с матерью они воздвигли монастырь Крушедол во имя Благовещенья Пресвятой Богородицы. Сюда святитель Максим перенес из Белграда свою епископскую кафедру, обновив, таким образом, Сремскую архиепископию.

Вскоре - 18 января 1516 года - он отошел ко Господу и был погребен в Крушедоле. Так праведной Ангелине суждено было пережить мужа и обоих сыновей, которых Господь прославил в лике святых.

Сохранив свое мирское имя, преподобная Ангелина приняла монашеский постриг в построенном ею неподалеку от Крушедола монастыре Сретенья Господня и полностью предалась молитве, делам милосердия и попечению о храмах и монастырях. Эта достойная подражания христианка, супруга, мать и монахиня за свои труды и добрые дела была любовно прозвана в народе матерью Ангелиной. Так, пожив богоугодно и свято, она почила от трудов своих и мирно отошла ко Господу 30 июля 1520 года. Преподобную Ангелину похоронили в той же женской обители, а спустя несколько лет ее святое тело было обретено нетленным, перенесено в монастырь Крушедол и положено в одну раку с мощами ее сына святого деспота Иоанна.

В 1716 году турки сожгли святые и чудотворные мощи святых Бранковичей вместе с монастырем Крушедол. Сохранилась только левая рука святой Ангелины. Память св. Ангелины отмечается трижды в год: 1 июля, 30 июля и 10 декабря.

Роль преп. Ангелины Сербской в судьбе Русской обители на Афоне

В 1502 г., как говорилось выше, св. Ангелина сподвигла валашского воеводу Иоанна Радула активизировать помощь Пантелеимонову монастырю, терпевшему крайнюю нужду.

В 1508 г. преп. Ангелина написала письмо Великому князю Московскому Василию III, в котором ходатайствовала о Русском монастыре на Афоне, построенном прадедами князя и фактически являвшегося его отчиной. Св. Ангелина просила государя принять ктиторство над сродственной ему обителью, поскольку о ней более некому было позаботится, кроме его царственности. Вот текст этого исторического послания:

"Благочестивому и христолюбивому, и свише от вишнаго промисла изабраному, и Богом хранимому господину, великому кнезу Восилию всеи Рушкие земле и више. Смерена монахиа Аггелина, бивша деспотица, челом бию твоей милости лицем земли и прошу твою милость, що ест монастир у Святои Горе святого Паньтелеимона, твое милости отчина. Инши монастири имают своего хтитора, некотори Иверского цара, а други Власкога воеводу, а монастир святого Пантелеимона иншего хтитора не има, котори жалует святи монастир, тачию твое царство. И всеблаги Бог да умножит лета мноха твоему царству. Аминь".

И хотя в архиве Пантелеимонова монастыря хранится переписка с Великими князьями Василием II и Иоанном III, однако именно это послание св. Ангелины можно считать историческим актом передачи прав ктиторства над Русским монастырем на Афоне государям Руси.

27 июля 1509 г. Великий князь Василий III написал преп. Ангелине ответное письмо. Вот выдержка из этого послания:

"Писала еси к нам о манастыри святого Пантелеимона, иже на Святеи Горе, что иного ктитора не имать, оприч нас; и нам бы ему помагати. И тот монастырь от прародителеи и родителеи нашых здание наше, и мы, как наперед сего тот манастырь, здание прародителеи и родителеи наших, дозирали и милостынею помогали, так и ныне, и вперед, оже даст Бог, тот монастырь святого Пантелеимона, богомолью нашу, хотим дозирати и милостинами помогати доколе даст Бог.

А ныне есма послали в Пантелеимонов манастырь на милостыню и на монастырские потребы с старцом с Семионом Пантелеимонова манастыря пять сороков соболеи да пять тысяч бел. Да с Семионом же есма, с старцом Пантелеимонова манастыря, послали белоградскому митрополиту Феофану и всему священнеишему собору на церковные потребы три сорока соболеи да три тысячи бел, да ковш серебрян, а велели есма им молити Бога и пити из него за наше здравие. А в Кучаину к Спасову Преображениу в Сысоев монастырь Серпьские земли игумену Феофану и священнико[м], и старцо[м], и в[сеи братьи] того монастыря послали есма на милостыню и на монастырские потребы с Семионом же с старцом сорок соболеи да пятьсот бел. А старца того монастыря Сысоева, Ионикея, отпустили есма с Семионом же вместе. А о том тебе ведомо чиним того для, чтобы та наша милостыня до них дошла. Да и вперед, оже даст Бог, хотим их дозирати и милостынями помагати и доколе Бог даст".

С этого момента начинаются теснейшие вязи Русских государей с Русской обителью на Афоне. Великий князь оказывает помощь Русику, делает пожертвования и щедрые вклады.

При русском дворе Великого князя Василия появляется посланник султана Кемар. Также и княжеский посланник Василий Коробов начинает посещать Константинополь. Несомненно, государь ходатайствовал перед султаном о Русской обители на Афоне. Благодаря этому ходатайству султан обратил непосредственное внимание на положение Русика и запретил своим чиновникам притеснять его. Два дочерних монастыря Свято-Пантелеимоновой обители вне Афона в Каламарии и в Сидерокавсии были восстановлены в своих древних правах. Предстательство Великого князя Василия дало основание будущим старцам обители просить следующего государя Иоанна Васильевича о таком же заступничестве.

Через посредство Русского монастыря в этот период времени, по воле Великого князя, доставлялась милостыня для самого Прота и других обителей Афона. Это привело к усилению значения Русской обители на Афоне, как было это в прежние времена в домонгольский период.

Упомянутый эпизод истории является важной вехой во взаимоотношениях Русского Афона и Руси. Последняя вышла из периода кровавых междоусобиц, сплотившись вокруг дома Пресвятой Богородицы - Успенского собора Московского Кремля, осознав себя в качестве удела Божией Матери.

Московские великие князья как хранители дома Пресвятой Богородицы осознавали себя хранителями православной веры на Руси, собирателями и строителями государства. Ныне же десница промысла Божия открыла перед ними новый горизонт: отчина и ктитория их - не только Русская Земля, но и вся православная вселенная. Русь впервые после 1238 года обратила свой взор за пределы своего внутреннего мира. Инокиня Ангелина умоляла Великого князя Василия III принять покровительство хотя бы только над сродственной ему Русскою обителью.

Но русские государи и цари осознавали себя ктиторами и хранителями всей Святой Горы, каковыми некогда были византийские императоры и сербские господари. Фактически это было постепенное вступление русских государей в обязанности Удерживающего. Русик же стал их посредником во взаимоотношениях со Святой Горой и другими славянскими православными государствами. Взаимное притяжение Святой Руси и Святой Горы в это время было обусловлено еще и тем, что они вместе остались единственным оплотом и единственной опорой православия в мире. Все другие православные государства, все другие помесные Церкви находились в османском пленении.

С посланцами игумена Русского монастыря Василий III посылает неоднократно милостыню в Сербскую землю, в митрополию, в монастыри, и самой преподобной Ангелине. Между монастырем и государем завязывается постоянная переписка. Обитель более не ограничивается в сроках посещения Руси для милостыни. Однако скромные насельники Русика не любили без острой нужды докучать и выказывать себя. Князь сам вновь и вновь приглашает игумена прислать старцев за большей, как он пишет, милостыней, и скорбит, что они не приходят: «...И вы нам таких старцов и до сех мест не присылывали. И как вам будет пригоже, и вы бы и ныне такых старцов к нам прислали, с кем бы нам было пригоже ту милостыню к вам послати». В одной из грамот государь так и пишет, чтобы игумен обители и впредь присылал старцев за милостыней, когда того захочет.

В 1533 году в Москву прибывет сам настоятель Свято-Пантелеимоновой обители игумен Гавриил. Князь жертвует своей богомолии на Святой Горе 3000 золотых, что по тем временам было баснословной суммой. На обратном пути старцы будут ограблены разбойниками. На что Государь поднимет служилых людей всех властей, и литовских и валашских, с требованием найти разбойников и вернуть похищенное. Практически вся сумма была возвращена и доставлена на Святую Гору.

Однако со временем греки стали пробовать и вскоре научились осуществлять сношения с Россией в обход Русского монастыря. Ватопед и Великая Лавра почти на полвека заслонили его значение. Это стало главной причиной будущего упадка обители. Русик не успел твердо встать на ноги и укрепиться в канун новых потрясений (Ливонской война и Смутного времени). После окончания смуты, в эпоху патриаршествования Никона, в России вообще восторжествовали грекофильские предпочтения; Русский монастырь на Афоне перестал иметь значение духовного центра для пореформенной России, которая не осознавала важности своего присутствия на Афоне. Это вело к ущемлению интересов обители в греческой среде и к неминуемому в таких условиях упадку. В пришедшую же вскоре Петровскую эпоху монастырь и вовсе перестал пополняться насельниками из России, что привело к временному пресечению Русского монашества на Афоне и разрушению Старого Русского монастыря. Так закончилась славная эпоха постепенного возрождения Русского монастыря на Афоне и восстановления исторических связей с Отечеством, начало которому было положено приснопамятным деянием преп. Ангелины Сербской.

В год празднования 1000-летия Русского монашества на Афоне братство Русского монастыря с особой благодарностью и молитвенной памятью поминает имя святой Ангелины Сербской, проявившей столько заботы о Русской святогорской обители и потому, по достоинству, являющейся ее ктитором. А также с признательностью вспоминает вклад Сербского народа в сохранение Русской отчины в Уделе Пресвятой Богородицы на Святой Горе.

Святая Ангелина была дочерью православного албанского князя Ариянита из Эльбасанского края, и своячницей славного Георгия Скендербега. Жители этого края, который назывался еще Скендерия, были по большей части православными христианами, и отечество их славилось победой веры и оружия. Ангелина росла и воспитывалась в страхе Божием при дворе своего отца. Имя ее матери не дошло до нас, но и она была женщиной богобоязненной и благородной и прекрасно воспитала свою дочь в евангельском благочестии. С детских лет на святой Ангелине видим был перст Промысла Божьего, который готовил ее к подвигам, предстоящим ей в жизни.

В те времена в Албанские края пришел сербский изгнанник - деспот Стефан Слепой, второй сын деспота Георгия (Джурджа) Бранковича (1427-1456 гг.). В 1441 году турки заточили Стефана вместе с его старшим братом Гргуром в темницу, где их обоих ослепили, а потом вернули в родной дом. По смерти их отца деспота Георгия Сербией какое-то время правил самый младший брат Лазарь (1456-1458 гг.), а потом деспотом стал блаженный страдалец Стефан.

За два месяца перед падением под ударами турок сербской столицы Смередева, из-за общей разобщенности и разъединенности сербов, «некие дьволом управляемые люди клеветали, как будто бы деспот Стефан сотворил некое зло, и изгнали его далеко из своего отечества, так что он понес на чужбине многие беды и нужды». Тогда праведный Стефан отправился через Будим к своей сестре графине Катарине, а затем прибыл в город Дубровник в Далмации и оттуда уже отправился в Албанию, чтобы обрести там безопасное пристанище.

Князь Ариянит принял Стефана как брата. Пребывание гостях затянулось на столько, что он стал для них как родственник. Благородная княжеская дочь Ангелина всем сердцем полюбила слепого Стефана и просила у родителей благословения на брак с ним. Родители дали свое согласие и благословили молодых. Желая всей душой разделить судьбу с благородным изгнанником, Ангелина обвенчалась со Стефаном в Скадаре в 1461 году. От благословленного Богом брака у них появились на свет сыновья Георгий и Иоанн, и дочь Мара. Пока дети росли, их постигло новое несчастье. Магометане, убивая и уничтожая все на своем пути, напали на эту христианскую страну. Стефан и Ангелина вынуждены были бежать с детьми в Италию. Здесь Ангелину постигло еще одно испытание - 9 октября 1476 года отошел ко Господу праведный Стефан. Вскоре Бог прославил своего угодника: над могилой Стефана стал появляться таинственный свет, а тело его оказалось нетленным.

Оставшись вдовой с тремя детьми, блаженная Ангелина нуждалась в самом необходимом для жизни. Ей вместе с детьми пришлось вкусить горечь сиротской жизни на чужбине. Движимая заботой о детях, Ангелина обратилась с просьбой о помощи к венгерскому королю Матии, который милостиво дал в пользование ей и ее сыновьям город Купиново на реке Саве. Взяв с собой нетленные останки своего супруга, святая Ангелина через Вену и Буду добралась с детьми до Купиново и там, в церкви святого апостола и евангелиста Луки, 15 февраля 1486 года положила мощи Стефана. Венгерский король Матия даровал старшему сыну Ангелины Георгию титул деспота и некоторые сремские земли, но он вскоре отказался от них в пользу своего младшего брата Иоанна, а сам в 1495 году принял монашество с именем Максим. В 1502 году скончался молодой деспот Иоанн и святая Ангелина и Максим вместе с мощами Стефана и Ионна переселились к влашскому воеводе Иоанну Радулу. Здесь Максим был хиротонисан в митрополита Влахозапланинского, примирил воеводу Радула с молдавским воеводой Богданом и вместе со своей матерью сотворил в тех краях много добрых дел.

Несколько лет спустя Ангелина вместе с сыном вернулась в Срем, где св.Максим стал митрополитом Белградским и Сремским. Вместе с матерью они воздвигли монастырь Крушедол во имя Благовещенья Пресвятой Богородицы. Сюда св. Максим перенес из Белграда свою епископскую кафедру, обновив, таким образом, Сремскую архиепископию. Вскоре он отошел ко Господу (18 января 1516 г.) и был погребен в Крушедоле. Так праведной Ангелине суждено было пережить мужа и обоих сыновей, которых Господь прославил в лике своих святых.

Сохранив свое мирское имя, преподобная Ангелина приняла монашеский чин в воздвигнутом ей неподалеку от Крушедола монастыре в честь Сретенья Господня и полностью предалась молитве и делам милосердия и попечения о святых Божиих храмах и монастырях. Эта достойная подражания христианка, супруга, мать и монахиня за свои труды и добрые дела была любовно прозвана в народе «мать Ангелина». Пожив так богоугодно и свято, она почила от трудов своих и мирно отошла ко Господу 30 июля 1520 года. Преподобную Ангелину похоронили в той же женской обители, а спустя несколько лет ее святое тело было обретено нетленным, перенесено в церковь монастыря Крушедол и положено в одну раку с мощами ее младшего сына, святого деспота Иоанна.

В 1716 г. турки сожгли святые и чудотворные мощи «Сремских святых» Бранковичей вместе с монастырем Крушедол. Сохранилась только левая рука святой матери Ангелины. Службу святой вскоре после явления ее чудотворных мощей написал один из насельников Крушедола. 30 июля, на день ее памяти, в этой святой обители бывает большой праздник и стечение верующего православного народа.