Что означает выражение святой. Святая святых. "Да будет воля Твоя"

Да, действительно, выражение библейское, но хотелось бы рассмотреть его в другой концепции.
Разберемся сначала, что значит "святое". Отодвинем немного в сторону понятие святое, как религиозный термин (божественное), а посмотрим более светским взглядом.

Например:

Святой, как самый заветный, самый дорогой для человека.

Певец во стане русских воинов. Не было для него ничего святого в жизни. Телешов, Тень счастья.

Святой, как самый благородный.

Писательское слово ежедневно и ежечасно звало народ на святой и правый бой за Родину. В. Озеров, Тревоги мира и сердце писателя.

Святой, как непоколебимый.

Что я обещал, то исполню! для меня слово - закон, что сказано, то свято. А. Островский, Бесприданница.

Святой, как обязательный.

Самая высокая и святая задача культурного человека - это служить ближним. Чехов

Все эти определения имеют одну общую линию - это значимое, сакральное, то, что очень высоко ценится.

Теперь поговорим о выражении "святая святых".
Здесь наблюдается двойное усиление слова, что говорит о неимоверной важности.

Такое сочетание получилось, когда переводили древнегреческий текст, им обозначали самую главную часть храма иудеев - скинию. Почему она была самой важной частью храма? Потому что в ней хранили таблицы закона - "скрижали завета". В это место был никому не доступен вход, только раз в год ступала там нога первосвященника.

А значит, скиния и была самым святым местом из всех святых мест (это если смотреть через библейский смысл) и самым важным, самым главным из всех главных мест (если обратиться к светскому трактованию).

Современное значение выражения:

Это то, что

доступно только избранным или одному человеку,
что хорошо охраняется и значимо,
только для посвященных,
самое важное в жизни человека.
то, куда человек никого не допускает.
что очень высоко ценят.

что чего, кого Самое сокровенное, заветное, почитаемое; недоступное для посторонних место.

Имеется в виду, что какое-л. имеющее особое предназначение или связанное с какими-л. воспоминаниями, надеждами и под. место (L) или мысли, мечты, жизненные ценности (p), предметы деятельности и под. (Z) являются особенно дорогими, заветными для лица или для группы лиц (Х) и, в силу этого, запретными для непосвящённых. книжн. ? L <Z, P> для Х-а - святая святых . неизм. В роли доп., обст., именной части сказ. Порядок слов-компонентов фиксир.

В своей гордости за Москву и в особенности за её святая святых - Красную площадь, он, пожалуй, предпочёл бы, чтобы сюда входили по-особому, как-то совсем не так. Э. Казакевич, При свете дня.Гаврилов закончил, как будто не решаясь посвятить Чепурникова во святая святых своих мечтаний. В. Короленко, Черкес.

Ему было важно составить себе картину того, что знал Борман о его "святая святых ", о его поисках мира. Ю. Семёнов, Семнадцать мгновений весны.

Два почтенных академика вели за собой стройную кудрявую девушку, и сердце её замирало от всего - от запахов вивария, чего-то химического, варёного, горячего, противно притягательного. <...> Коридор сделал последний поворот около пожарного шланга, и они вошли в святая святых . Л. Улицкая, Путешествие в седьмую сторону света.

Шестьдесят лет костюмеру Большого драматического театра им. Товстоногова. В его святая святых - в мастерской, побывал наш корреспондент. т/к "Культура", 2001.

<...> новая партия должна строиться на сверхконспирации. <...> Марксизм - святая святых новой партии. Всякая попытка ревизии любого положения Учения должна осуждаться как происки врагов рабочего класса. Э. Радзинский, Сталин.

Картина, как и поэма, лишь с того момента становится общественным достоянием, когда представлена всей публике. <...> Пока она в мастерской, это святая святых , это тайна, которую разглашать преступно. И. Потапенко, Не герой.

культурологический комментарий: Грамматическая форма фразеол. сохраняет следы старославянского языка: по происхождению святая - форма мн. ч. ср. р. В современном употреблении форма первого компонента фразеол. может ошибочно воспринимается как ед. ч. жен. р. Образ фразеол. восходит к библейскому тексту, согласно которому Святая Святых - главная часть Скинии (палатки, шатра, служащих святилищем - священным зданием, воздвигнутым пророком Моисеем по повелению Божиему для богослужений), где хранились особо почитаемые христианские святыни: каменные скрижали с десятью заповедями закона Божиего, золотой сосуд с манной и посох первого первосвященника еврейского народа Аарона (Исх. 33; Евр. 9: 2-5). В Святая Святых мог входить только первосвященник - глава священников в Иудейской церкви. фразеол. соотносится с религиозным кодом культуры, т. е. с совокупностью представлений о значимых в христианской традиции событиях и о сакральных предметах религиозного обихода, в данном случае - с представлением о Святая Святых как о священном месте, недоступном для непосвящённых. Создающая образ фразеол. метафора уподобляет нечто сокровенное для человека, по отношению к чему он испытывает особенно трепетное чувство, сопряжённое с желанием охранять это от какого-л. вторжения, священному для христиан и запретному для недопущенных месту в храме. фразеол. в целом выступает в роли символа чего-л. максимально оберегаемого от других, абсолютно закрытого от чужих. В других европейских языках есть сходные образные выражения; напр., в англ. - Holy of Holies. И. С. Брилёва

Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

Святой, святые

В памятниках первоначальной христианской древности, до половины IV в. и даже до V в., как у восточных, так и у западных христиан слово святой - αγιος, sanctus - по мнению Мартиньи ("Dictionnaire des antiquit é s") отнюдь не было усвояемо так назыв. ныне канонизованным святым , т. е. ни апостолам, ни мученикам, ни вообще лицам, который позже стали, под именем святых , предметом особого почитания церкви. На Западе в то время выражались просто: Paulus (не прибавляя: "апостол" или "святой"), Vincentius, Petrus и т. д. Римский календарь, изданный Бухером, а потом Рюинардом при его "Acta Sinсеrа", доводит список особо чествуемых в церкви лиц до IV в. включительно (до папы Либерия), причем ни разу не дает им названия sanctus. Лишь в календарях церкви карфагенской, в III - V вв., при поминовении умерших, особенно чтимых цервовью, слово sanctus встречается часто. Первый календарь, в котором постоянно встречается слово sanctus при имени того или иного особо чтимого церковью лица, это - календарь Полемия ("Acta sanctorum", т. I). В менее отдаленную эпоху это слово встречается иногда в мозаиках при изображении апостолов, но его еще нет при изображении св. Иоанна Предтечи даже в 451 г., и встречается оно при имени Предтечи не раньше, как в 472 г., на изображении св. Агафии in Suburra, в Риме. По исследованию Чиампи, оно встречается также при изображении Козьмы и Дамиана в 531 г. Слова sanctus и sanctissimus на мраморных погребальнях, бесспорно древних, имеют, по мнению Мартиньи, значение carissimus. Причина, по которой христиане древнейших времен избегали эпитетов: Sanctus, Sanctissimus, заключается, по мнению некоторых ученых, в том, что слово Sanctus часто употреблялось в надписях несомненно языческих, которым не хотели подражать христиане. На эпиграфических документах V в. встречается при именах, в некотором отдалении, одна буква S, которая может быть принята за начальную букву слова Sanctus, но также и за нач. букву слова Spectabilis. Вместо названия "святой" (Sanctus) или вместе с ним часто стояло, при имени почитаемого церковью лица, другое название - dominus, domina. Мартиньи склонен думать, что слова dominus и domina означали в древности специально "мученик и мученица". Из рассказов о погребении почивших христиан видно, что распоряжавшиеся погребением провозглашали: ad sanctos! ad sanctos! (или ad martyres, ad martyres), т. е. приказывали нести умершего на специально христианское кладбище. Кроме обозначения личной святости или высокого блогочестия лица, слово sanctus, αγιος, как некогда в язычестве, прилагалось и в христианстве для обозначения, что то или иное лицо или место посвящено какому-либо священному служению. Христиане in corpore в древней церкви (напр., в посланиях апост. Павла) именовались святыми. В евангелии святость, освящение представляются везде как свойство христианства, во всех его проявлениях: да святится имя твое (Мф. VI, 9), отче святый , святи их во истине твоей (Иоан. XVII, 11, 17).

Почитание и призывание святых. "Православная церковь почитает праведников не как богов каких, а как верных слуг, угодников и друзей Божиих; восхваляет их подвиги и дела, совершенные ими при помощи благодати Божией во славу Божию, так что вся честь, воздаваемая С., относится к величеству Божию, которому они благоугождали на земле своей жизнью; чествует С. ежегодными воспоминаниями об них, всенародными празднествами, созиданием во имя их храмов и под." (Прав. испов. ч. III, отв. на вопр. 52; Посл. восточн. патриар. о прав. вере, отв. на вопр. 3). Св. Писание решительно запрещает оказывать кому-либо Божеское поклонение и служение (λατρεία), кроме единого истинного Бога (Второз. VI, 13; Ис. XLII, 8; Матф. IV, 10; 1 Тим. I, 17), но вовсе не возбраняет воздавать надлежащее почтение (δουλεία) верным слугам Бога, и притом так, чтобы вся честь относилась к Нему же единому, как "дивному во святых своих" (Псал. LXVII, 36). Царь Давид взывал: "Мне же зело честни быша друзи Твои, Боже" (Псал. CXXXVIII, 17), сыны пророческие торжественно "поклонились до земли верному рабу и другу" Божию - Елисею (4 Цар. II, 15). В Новом Завете сам Иисус Христос, подтвердив закон: "Господу Богу Твоему поклоняйся, и Ему одному служи" (Матф. IV, 10), сказал ученикам своим: "Вы друзья мои, если исполните то, что Я заповедую вам" (Иоан. XV, 14), и засвидетельствовал перед ними: "Кто принимает вас, принимает Меня; а кто принимает Меня, принимает пославшего Меня" (Матф. X, 40), показывая, что честь, воздаваемая верным слугам Его и друзьям, относится к Нему самому. Возникнув в христианской церкви на первых же порах ее существования, вера в богоугодность и спасительность достодолжного чествования С. выразилась в установлении в память мучеников и других С. особых праздников, по примеру воскресного и других праздничных дней, с совершением соответствующих молитвословий и литургии (свидетельства Тертуллиана и св. Киприана; Постановления апостол. кн. VI, гл. 30; кн. VIII, гл. 33). Начиная с IV в. везде открыто и торжественно происходит чествование С., узаконенное двумя поместными соборами того же века: гангрским и лаодикийским. Вместе с тем развивается и определяется само учение о почитании С. (Ефрем Сирин, Василий Великий, Григорий Нисский, Григорий Богослов, Иоанн Златоуст). Способствовало этому появление разных еретических лжеучений. Были, напр., еретики, которые не только чествовали Богоматерь подобающим ей почитанием, как святейшей всех святых, но и воздавали ей божеские почести, поклонялись и служили ей наравне с Богом. Это вызвало св. Епифания как на обличение заблуждающихся, так и на выяснение истинного церковного учения о почитании С. В начале V века появились еретики, которые стали упрекать церковь в том, что будто бы ею допускается божеское чествование С., с таким же поклонением им и служением, и этим восстановляется древнеязыческое идолопоклонство и ниспровергается вера в истинного Бога, которому одному нужно поклоняться и служить. Во главе этого рода лжеучителей, состоявших по преимуществу из евномиан и манихеев, стал испанец Вигилянций. Против него выступили блаж. Иероним и Августин. Вера в обязательность и спасительность достодолжного чествования С. неизменно сохранялась в церкви и в последующие века, подтверждением чему служат свидетельства как отдельных пастырей церкви (Сальвиан, Кирилл Александрийский, Григорий Великий, Иоанн Дамаскин), так и целых соборов - поместного карфагенского (419-426) и в особенности седьмого вселенского (никейского II). Противниками этого учения в средние века являются альбигойцы, павликиане, богомилы, вальденсы и виклефиты, в новейшие века - вообще протестанты. Призывание святых. Почитая С., как верных слуг, угодников и друзей Божиих, церковь, вместе с тем, призывает их в молитвах не как богов каких, могущих помогать нам своей собственной силой, а как предстателей наших перед Богом, единым источником и раздаятелем всех даров и милостей тварям (Иак. I, 17) и ходатаев наших, имеющих силу ходатайства от Христа, который "един (есть)" в собственном смысле и самостоятельный "посредник между Богом и человеками, предавший Себя для искупления всех" (1 Тим. II, 5 - 6; "Прав. испов. веры", ч. III, отв. на вопр. 52; "Посл. восточн. патр. о прав. вере", гл. 8). Начало молитвенного призывания С. видно еще в церкви ветхозаветной: царь Давид взывал к Богу: "Господи, Боже Авраама, Исаака и Израиля, отцов наших" (1 Парал. XXIX, 18). Апостол Иаков преподает верующим заповедь молиться друг за друга и к этому прибавляет: "Много может усиленная молитва праведного" (Иак. V, 16). Апостол Петр обещал верующим и после своей смерти не прерывать попечения о них (2 Петр. I, 15). Апост. Иоанн засвидетельствовал, что святые возносят свои на небе молитвы перед Агнцем Божиим, помня в них и о сочленах своих в церкви воинствующей (см. Апокал. V, 8; VIII, 3 - 4). На основании Свящ. Писания и вместе свящ. предания, церковь всегда учила призывать С., с полной уверенностью в их предстательстве за нас перед Богом. Это учение и верование церкви содержится во всех древнейших литургиях, напр., апост. Иакова и иерусалимской церкви. Появившиеся в IV в. и вошедшие в церковно-богослужебную жизнь чины литургий св. Василия Великого и Иоанна Златоуста ясно доказывают, что призывание С. в это время было явлением всеобщим. На седьмом вселенском соборе отцы, рассуждая о почитании и призывании С., между прочим, постановили: "Кто не исповедует, что все святые... досточтимы пред очами Божиими... и не просит молитв у них, как у имеющих, согласно церковному преданию, дерзновение ходатайствовать о мире, - анафема". Учение о призывании С. сохранилось и доныне сохраняется в отделившихся издревле от вселенской церкви христианских обществах, как-то: несторианском, абиссинском, коптском и армянском. Противниками этого учения явились выделившиеся из западной церкви в средние века рационалистические и мистические секты. Лютер отверг почитание и призывание С. на том, главным образом, основании, что видел в них своего рода посредников между Богом и верующими, каковое посредство исключалось его личной, непосредственной верой. Ему казалось, что даже и прославленные С. своим посредством будут отдалять верующих от Христа, подобно тому, как здесь, на земле, отдаляют их от Него члены церковной иерархии. Поэтому он настаивал на мысли, что почитание С. является унижением заслуг Иисуса Христа, как единственного ходатая между Богом и людьми. С., по мнению Лютера - это только замечательные исторические лица, о которых нужно воспоминать с благоговением, говорить с уважением, но к которым нельзя обращаться с молитвой.

См. епископ Сильвестр, "Опыт православного догматического богословия" (t. V, Киев, 1891); митроп. моск. Макарий, "Православно-догматическое богословие" (т. II, СПб., 1883, 4 изд.); "О призывании святых" ("Прибавл. к творен, святых отцев", ч. XV, 1856); Л. Епифанович, "Записки по обличительному богословию" (Новочеркасск, 1891); И. Трусковский, "Руководство к обличительному богословию" (Могилев на Дн., 1889). О почитании останков святых - см. Мощи. О причислении к лику святых - см. Канонизация.

Словари русского языка

Выражение "святая простота" возникло очень давно при трагических обстоятельствах. Авторство его приписывают Яну Гусу.

Кто такой Ян Гус?

Ян Гус был проповедником и вдохновителем чешской Реформации.

Родился в 1371 году в семье крестьян, закончил в Праге университет, позднее стал там ректором, а с 1402 года был священником и проповедником в Вифлеемской часовне в столице Чехии.

Постоянно выступал с речами, обличал католическое священство в стяжательстве, торговле должностями, индульгенциями.

Его выступления пользовались большой популярностью, собирали много людей. Католический церковный Собор предал его анафеме и отправил на костер. Яну Гусу исполнилось к тому моменту 44 года.

Когда Яна Гуса собирались сжечь на костре, подошла старушка с вязанкой хвороста, решив сделать доброе дело, она подложила в костер и свои дрова.

Ян Гус, ожидающий, когда вспыхнет пламя, наблюдал за женщиной и воскликнул: «О, святая простота!»

Но исследователями зафиксировано произнесение этой фразы на христианском соборе еще в 4 веке. Если Гус и произнес ее на костре, он мог слышать фразу раньше, но благодаря ему она и стала крылатой.

Отрицательное значение «святой простоты»

Часто люди, имея добрые намерения, совершают поступки, в результате которых вреда оказывается больше, чем помощи. Происходит это из-за ограниченности взглядов, недальновидности. Тут выражение "святая простота" употребляется в отрицательном смысле. О простодушных и наивных людях, которые не могут схитрить, когда, казалось бы, нужно, могут «зажечь костер» словами жесткой, сказанной не вовремя правды.

Простота человека святого

«Святая простота» - так говорят о человеке чистом, доверчивом, живущим с открытым сердцем, искренне верящем в доброту окружающих его людей, не ищущем подвоха в их поступках.

Святой Павел отличался скромностью, ничего не мнил о себе, во всем следовал Иисусу. Когда святого Антония попросили изгнать беса, тот отказался, но отправил просящих к Павлу. Святой Антоний сказал, что только Павел со своей святой простотой в силах противостоять злому духу. И когда привели болящего к святому Павлу, закричал дух: «Простота Павла изгоняет меня!» - и вышел.

Употребляя выражение «святая простота», нужно различать, когда его говорят для обозначения глупости и наглости человеческой, а когда для того, чтобы подчеркнуть скромность и смирение перед Богом.

Материалы по теме: