Все о крещении. Все о крестинах. Обряд, предшествующий крещению,- прочтение очистительной молитвы над матерями

Крещение Иисуса Христа православные отмечают в ночь с 18 на 19 января. Этот православный праздник отмечали уже во втором веке! В то время, как Рождество Христово стали праздновать лишь в четвертом веке.

Смысл праздника Крещение

День Крещения Иисуса считается днем зарождения христианской религии. В этот момент простые люди увидели явление Святой Троицы: Бога-отца, Бога-сына и Святого Духа. Бог перестал быть неведомым для христиан, они увидели его воочию. Считалось, что он, спустившись на грешную землю, дал миру Неприступный свет.

Именно поэтому в древности этот праздничный день называли Святые Светы. А позже переименовали в Крещение.

В переводе название праздника означает - погружение в воду.

По сей день в Крещение православные ныряют в проруби, погружаются в купели, ходят в церковь и набирают освященную воду. Она в этот день имеет удивительные свойства. Ученые до сих пор ломают голову над тем, каким образом меняется состав крещенской воды, и почему она не портится, даже простояв много лет.

Православные верят в целебные свойства воды. Считается, что она смывает все плохое: грехи, проблемы и болезни.

Экскурс в историю: крещение Иисуса

Иисус Христос крестился 6 января (по старому стилю) в реке Иордан. Ему было тридцать лет. И крестил его пророк – Иоанн Предтеча. Во время крещение Иисуса над землей раздался громкий голос его Отца, а Святой Дух в виде голубя спустился к Христу. Так Господь указал людям на своего сына – Спасителя рода человеческого.

Традиции праздника

Накануне Крещения православные держат строгий однодневный пост, в который разрешается есть лишь постные лепешки и кутью. Дома обязательно делают уборку и выкидывают лишние вещи и мусор.

А в храмах освящают воду, которая используется православными для лечения болезней, окропления квартиры и защиты от нечисти. Воду пьют, ей умываются и добавляют в готовые блюда.

Во всех регионах России в ночь с 18 на 19 января оборудуются в реках и озерах. Во льду вырезаются проруби в виде креста – иордани. Верующие три раза погружаются в воду. Считается, что так они смывают с себя все грехи.

Также православные верят, что в Крещение Господне открываются «ворота» на небо. Именно поэтому все молитвы в этот день будут услышаны, а искренние просьбы – исполнены.

Языческие традиции Крещения

Крещению предшествуют святочные дни – с 7 по 19 января. Православные христиане считают их праздничными, но именно в эти дни особенно ярко проявляются языческие традиции. Люди предаются гаданию и колядуют. Церковь этого не одобряет, но смотрит сквозь пальцы на святочные забавы, понимая, что языческие корни в народе очень сложно искоренить.

Народные приметы на Крещение

  • Если мороз на Крещение суровее, чем на Рождество, то будет хороший урожай хлеба.
  • Ясный и морозный день в праздник предвещал засушливое лето.
  • Пасмурная погода и снегопад – лето будет дождливым и теплым.
  • Метель в Крещенский праздник – плохая погода на Масленицу.
  • Синие облака в полдень 19 января или снег, летящий крупными хлопьями, - будет хороший урожай хлеба.
  • Мало снега на Крещение — летом практически не будет грибов и ягод.
  • Иней лежит на деревьях, значит летом будет богатый урожай ягод, грибов и орехов.
  • В Крещение вся вода, даже водопроводная, становится святой. Ее нужно запасти как можно больше, она способна лечить болезни и отгонять беды.
  • Девушки ждали крещения особенно, ведь в этот день они гадали на замужество. Выйдя из дома, они смотрели, кто первым им попадется навстречу: если молодой и симпатичный мужчина, – впереди замужество; если ребенок или старик – свадьбе в этом году не бывать.

Крещение Господне - христианский праздник, в православной церкви относится к двунадесятым праздникам. Отмечается 6(19) января. В основе лежит евангельское сказание о крещении Иисуса Христа в реке Иордан Иоанном Крестителем. Праздник носит и другое название - Богоявление, т. к. во время крещения Иисуса Бог - дух святой - сошел с небес в виде голубя.

Отличное определение

Неполное определение ↓

КРЕЩЕНИЕ

есть Таинство, в котором верующий при троекратном погружении тела в воду, с призыванием Бога Отца и Сына и Св. Духа, умирает для жизни плотской, греховной и возрождается от Духа Святого в жизнь духовную, святую. “Если кто не родится от воды и Духа, сказал Господь, не может войти в царствие Божие” (Ин 3:5). Крещение водою начал Предтеча Христов Иоанн “Иоанн крестил крещением покаяния, говоря людям чтобы веровали в грядущего по нем, т.е. во Христа Иисуса” (Деян 19:4). Потом Иисус Христос примером Своим освятил крещение, приняв оное от Иоанна. Наконец по воскресении Своем Он дал апостолам торжественное повеление: “Идите, научите все народы, крестя их во имя Отца, и Сына, и Святого Духа.” Самое важное в священнодействии крещения - троекратное погружение в воду, во имя Отца, и Сына, и Святого Духа. От того кто желает принять крещение, требуется покаяние и вера, почему и читается перед крещением Символ веры. “Покайтесь и да крестится каждый из вас во имя Иисуса Христа для прощения грехов, и получите дар Святого Духа” (Деян 2:38). “Кто будет веровать и крестится, спасен будет” (Мк 16:16). При крещении совершаются следующие обряды: 1) Пред самым крещением произносится троекратное отрицание от диавола, который силою и именем Иисуса Христа отгоняется от крещаемого. 2) Вода для крещения освящается частью молитвами и призыванием Св. Духа, а частью крестным знамением, которое троекратно в оной изображается освященным елеем. 3) Крещаемый погружается в воде троекратно во имя трех Лиц Св. Троицы. 4) На него надевается белая одежда, чем означается чистота души и непорочность Христианской жизни. 5) На него возлагается крест для всегдашнего напоминания заповеди Христовой: “если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя и возьми крест твой и следуй за мною” (Мф 16:24). 6) Крещаемый и восприемники с возженными свечами троекратно обходят купель, чем означается победоносное шествие, духовная радость и духовное просвещение. 7) Крещаемому постригаются власы, что, как видно из молитвы читаемой при сем действии, совершается по слову апостола Павла, заповедавшего нам вся во славу Божию творить. О тех, которые грешат после крещения должно думать, что они виновнее в грехах своих, нежели некрещеные в своих, потому что те имели от Бога особенную помощь к добру, и отвергли ее. “Если, избегши скверн мира чрез познание Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа, говорит ап. Петр, опять запутываются в них, и побеждаются ими; то последнее бывает для таковых хуже первого” (2Пет 2:20). Но и для согрешивших после крещения есть особое средство получить прощение грехов, именно: Покаяние.

Отличное определение

Неполное определение ↓

О таинствах. Таинство Крещения

Одним из важных отделов литургики является изучение таинств. Изложению собственно литургической стороны каждого таинства мы здесь предпосылаем краткое раскрытие существа таинства, изъяснение его нравственно-догматического смысла на основе богослужебного текста чинопоследований.
Учение о том или другом таинстве в богословии сводится обыкновенно к тому, что дается объяснительная сводка всех библейских и святоотеческих мест, говорящих о нем. В лучшем случае эти места ставятся в историческую связь, чем дается некоторая картина развития взгляда Церкви на известное таинство. Но вопросы богословия слишком глубоки, и в каждом из них есть кое-что не поддающееся самому слову, мысли, сокрыта тайна, превышающая силы обыкновенного рассудка и постигаемая иначе, другим действием (актом) душевной жизни, а именно тем, что мы назвали бы творчески-религиозным вдохновением, творчески-религиозным проникновением.

Поэтому-то для таинств один из наиболее верных путей раскрытия их смысла, понимания их «тайны», насколько это возможно, - это их так называемый чин, т. е. богослужение, каким сопровождается совершение таинства.

Богослужение, или чинопоследование таинств, представляет собой не бессвязный произвольный подбор молитв и песнопений, а законченное молитвенно-религиозное произведение, - результат многовекового творчества многих песнотворцев, под непосредственным наблюдением всей Церкви, при ее тесном участии. Вернее, творила эти цельные произведения, эти чинопоследования - сама Церковь устами лучших своих сынов. И как произведения религиозного вдохновенного творчества облагодатствованных и святых песнописцев и отцов Церкви, они способны глубже освещать важнейшие вопросы жизни и бытия вообще, чем чисто рассудочные построения. Вот почему чинопоследование таинств, как и другие богослужебные чины, будучи совершаемы истово и без ненужных сокращений, производят такое высоко-назидательное и умиляющее впечатление на душу.

Как таинства, так и другие священнодействия сопровождаются соответствующими обрядами. Святые отцы, просвещенные благодатью Святого Духа, хорошо понимали, что человеку, погруженному в чувственную жизнь, необходимы внешние возбудители, чтобы ему возвышаться к предметам невидимым, Божественным. Для этого они установили разные обряды при совершении таинств и вообще богослужения, чтобы тем яснее изобразить величие тайн Божественных, возбуждать умы верующих посредством видимых знаков к созерцанию духовных предметов, пробуждать чувства веры, благоговения, умиления и благодарности Богу за Его благодатные дары и благодеяния, явленные в Искуплении.

Но польза от совершения обрядов будет только тогда, когда они будут исполняться не машинально, а осмысленно, истово, с проникновением в их дух и значение. Поэтому священники, сознавая всю высоту и значение совершаемых таинств и сопровождающих их обрядов, должны хранить себя от небрежного, невнимательного их совершения, от поспешности и неразумных сокращений. «Благочестие на все полезно» (1 Тим. 4, 7). Оно необходимо будет нормой и руководством к благоговейному и достойному совершению этих таинств. Достаточно вспомнить при этом молитву священника о себе самом при совершении одного из таинств (таинства Крещения). Она показывает, с какими чувствами и настроением должен приступать священник к совершению таинства Крещения и других таинств. В молитве говорится:
«Благоутробный и Милостивый Боже, истязуяй сердца и утробы, и тайная человеческая ведый един, не бо есть вещь неявленна Тобою, но вся нага и обнаженна пред очима Твоима: ведый яже о мне, да не омерзиши мя, ниже лица Твоего отвратиши от мене: но презри моя прегрешения в час сей, презираяй человеков грехи в покаяние, и омый мою скверну телесную и скверну душевную, и всего мя освяти всесовершенною силою Твоею невидимою, и десницею духовною: да не свободу иным возвещаяй и сию подаваяй верою совершенною, Твоего неизреченнаго человеколюбия сам, яко раб греха, неискусен (отвержен) буду. Ни, Владыко, Благий и Человеколюбивый, да не возвращуся смирен (да не буду наказан лишением благодати): но ниспосли мне силу с высоты, и укрепи мя к службе предлежащаго Твоего таинства, великаго и пренебеснаго, и вообрази Христа Твоего в хотящем паки родитися, моим окаянством».

Эта ревность о деле Божием и смиренное его исполнение, память о том, что «проклят всяк творяй дело Божие с небрежением» - должны быть неослабными у пастыря во всю его жизнь.

ТАИНСТВО КРЕЩЕНИЯ

«Елицы во Христа Иисуса крестихомся, в смерть Его крестихомся.

Спогребохомся убо Ему крещением в смерть, да якоже воста Христос

от мертвых славою Отчею, тако и мы во обновлении жизни ходити начнем».

(Апостол на последовании крещения - Рим.

зач. 91-е). Мы крестились «в смерть Господню».

Догматико-нравственное значение таинств Крещения и Миропомазания.

По благому Своему Промыслу о человеке Господь так устроил, что мы становимся причастными совершенному Им спасению не буквальным повторением Его Креста, Его крестной смерти, а иным путем, путем крещения в Его смерть, не нарушая естественного течения нашей жизни на земле, но вместе с тем полагая основы новой жизни во Христе («во Христа облекохомся»), новому бытию («пакибытие»).

Как же это совершается? Каждому из нас по закону природы в определенное время предлежит смерть, и, желаем мы того или не желаем, - она всегда и непременно людей настигает. Но умереть естественной смертью еще не значит стать причастным спасительной смерти и воскресению Господа Спасителя. Божественной благостью и премудростью, по снисхождению к «нищете нашего естества», в таинстве Крещения дан нам некий способ подражания Началоположнику нашего спасения Господу Иисусу Христу, «приводя в действие, что Им прежде было совершено» (святитель Григорий Нисский), т. е. спасительные смерть и воскресение. Прививаясь Христу верою, мы с Ним, «добровольно умершим за нас, умираем иным образом, а именно: погребаясь в таинственной воде чрез крещение, ибо «спогребохомся Ему, - говорит Писание, - крещением в смерть» (Рим. 6, 4), чтоб вслед за уподоблением смерти последовало и уподобление воскресению» (святитель Григорий Нисский).

Все умершие имеют свое место - землю, в которой погребаются. Земля же имеет ближайшей к себе стихией воду. И так как смерть Спасителя сопровождалась погребением в землю, то и наше подражание смерти Христовой изображается в ближайшей к земле стихии - воде. Мы, будучи по естеству тела в единении с нашим Началовождем Господом Иисусом Христом, имея в виду чрез смерть Господню очиститься от греха, достигнуть восстания к жизни, что делаем? Мы вместо земли наливаем воду и, троекратно погружаясь в этой стихии (во имя Святой Троицы), «подражаем благодати воскресения» (святитель Григорий Нисский).

В молитве на освящение воды при крещении говорится, что человек в этом таинстве отлагает ветхого человека, облекается в нового, «обновляемаго по образу Создавшаго его: да быв сраслен подобию смерти (Христовой) крещением, общник и воскресения будет и, сохранив дар Святаго... Духа и возрастив залог благодати, приимет почесть горняго звания и сопричтется перворожденным, написанным на небеси в Бозе и Господе нашем Иисусе Христе».

Таким образом, усвоение нами смерти и воскресения Христовых в крещении - имеет главным образом действие в онтологическом смысле (т. е. изменяет все бытие человека, все его естество), а не только нравственное и символическое (как учат протестанты, сектанты): в человеке происходит совершаемое благодатию Божией изменение во всем его существе и бытии. В молитве 1-й и 2-й на 8-й день после крещения говорится, что крещенному «водою и Духом» дана жизнь второго рождения и прощение грехов («избавление грехов святым крещением рабу Твоему даровавый, и жизнь паки рождения ему подавый», «паки родивый раба Твоего новопросвещеннаго водою и Духом»); теперь он находится в таком тесном единстве со Христом, что называется «одеявыйся во Христа и Бога нашего».

Для чего же за крещением следует миропомазание (у католиков раздельно - конфирмация)?

«В образе умерщвления, - говорит Григорий Нисский, - представляемом посредством воды, производится уничтожение примешавшегося порока, правда, не совершенное уничтожение, но некоторое пресечение непрерывности зла, при стечении двух пособий к истреблению злого: покаяния согрешившего и подражания смерти (Господа), - которыми человек отрешается несколько от союза со злом, покаянием будучи приведен в ненавидение порока и в отчуждение от него, а смертью производя уничтожение зла».

Порок теперь как бы гнездится на периферии. Борьба с ним будет всю жизнь. И вот во втором таинстве, таинстве Миропомазания, - «животворящем помазании», - крещенный получает «Божественное освящение», дары Святого Духа, возращающие и укрепляющие в жизни духовной: благодатью Святого Духа подается крещенному «утверждение в вере», избавление от козней «лукавого» (диавола), соблюдение души «в чистоте и правде» и благоугождении Богу, чтобы быть «сыном и наследником Небесного Царствия». В молитве на измовение на 8-й день Церковь молится о новопросвещенном, чтобы Господь через благодать

таинства миропомазания сподобил его пребыть непобедимым подвижником в борьбе с грехом и врагом-диаволом, показал его и нас до конца победителями в подвиге и увенчал Своим нетленным венцом.

Литургическая сторона таинства Крещения. Определение таинства. Крещение есть таинство, в котором крещаемый, после предварительного наставления в истинах христианской веры и исповедания их, при троекратном погружении в воду с произнесением слов: «Крещается раб Божий (или раба Божия) во имя Отца и Сына и Святаго Духа. Аминь», - очищается от грехов и возрождается для жизни духовной, благодатной.

История чинопоследования таинства. Таинство Крещения, как и все другие таинства, установлено Иисусом Христом, незадолго пред Его вознесением на небо. Господь дал заповедь апостолам сначала научать людей вере, а потом крестить их во имя Святой Троицы (Мф. 18, 19). На основании данных Иисусом Христом наставлений апостолы определили чин и порядок крещения и передали это своим преемникам. В век апостольский и мужей апостольских (I-II век) крещение отличалось простотою и несложностью и состояло:

из наставления в вере Христовой, или оглашения,

покаяния, или отречения от прежних заблуждений и грехов и открытого исповедания веры во Христа и

самого крещения чрез погружение в воду с произнесением слов «во имя Отца и Сына и Святаго Духа».

В конце II века и в III веке в чин крещения введен был ряд новых действий. Подготовка ко крещению и испытание (оглашение) совершались в более продолжительный срок времени (от нескольких дней до нескольких лет), ввиду гонений и осторожности в принятии новых членов, чтобы не принять слабых в вере, которые во время гонений могли бы отречься от Христа или предавать христиан язычникам. В III веке были введены пред крещением заклинания, отречение от сатаны, сочетание Христу, после этого помазание всего тела елеем; пред погружением крещаемого в воду было освящение воды. После крещения новопросвещенного облачали в белые одежды и надевали венец (на Западе) и крест.

Восполнение чина крещения, начавшееся во II веке, значительно усилившееся в III веке, продолжалось и в эпоху IV и V веков, хотя и не в такой степени, как прежде. В это время литургическая сторона достигла наиболее полного развития и оформления. В IV-VIII вв. составлены многие молитвы, которые и теперь существуют в чине оглашения, освящения воды и крещения.

Крещение совершалось преимущественно в определенные дни, особенно в праздники Пасхи, Пятидесятницы, Богоявления, а также в дни памяти апостолов, мучеников и в храмовые праздники. Этот обычай существовал уже в III-м веке, но в IV веке получил особенное распространение.

О древности всех обрядов и действий оглашения и крещения свидетельствуют древнейшие письменные памятники: Апостольские постановления, Правила святых апостолов (49 и 50 пр.) и соборов (Второй Вселенский Собор, 7 пр.; Трулльский, 95 пр.), писания отцов и учителей Церкви (Тертуллиана, Кирилла Иерусалимского - 2 тайноведческое слово; Григория Богослова - Слово о крещении, Василия Великого, Иоанна Златоуста - Огласительное слово и других), древнегреческие Требники, начиная с VII-VIII вв. и проч.

НАРЕЧЕНИЕ ИМЕНИ

До крещения, в первый же день рождения младенца, священник читает «Молитвы в первый день по внегда родити жене отроча». Затем, обыкновенно, сряду читается «Молитва во еже назнаменовати (крестным знамением) отроча, приемлющее имя в осьмый день рождения своего». По Уставу наречение имени полагается совершать на восьмой день по рождении младенца пред вратами храма, в притворе. Наречение имени в 8-й день положено совершать по примеру церкви ветхозаветной, освященному Иисусом Христом (Лк. 2, 21).

«Назнаменование», под именем которого разумеется знамение креста и принятие христианского имени, есть приведение младенца к оглашению для того, чтобы по некотором времени преподать ему благодать Крещения.

Таким образом, с назнаменования крестным знамением и наречения имени начинается оглашение, как один из обрядов, предваряющих совершение таинства Крещения.

Пред началом молитвы, при наречении имени младенцу, священник крестным знамением знаменует младенцу чело, уста, перси (грудь) и говорит молитву: «Господу помолимся». «Господи, Боже наш» и пр. Обычно при произнесении слов: «и да знаменается свет лица Твоего… и Крест Единороднаго Сына Твоего в сердце и помышлениях его», священник знаменует младенца (осеняет крестным знамением). После этого бывает отпуст, на котором поминается имя святого, в честь которого дано младенцу имя.

В сороковой день по рождении младенца священник в притворе (обычно у входа в храм) читает «молитвы жене родильнице» и, если младенец уже крещен, то сразу же за этим совершает «Чин воцерковления отрочати». Если младенец родился мертвым, молитвы матери читаются короче (указано на ряду в Требнике).

Для матери, у которой младенец жив и уже крещен, в предпоследней молитве (отрочати) «Господи, Боже наш» выпускаются слова: «Да сподобився святаго Крещения» и далее до возгласа: «Тебе подобает всякая слава...»; в последней же молитве «Боже Отче Вседержителю» выпускаются слова: «и сподоби е во время благопотребное, и водою и Духом отрождения...» до возгласа.

Христианским женам, сделавшимся матерями, Церковь возбраняет входить в храм до 40-го дня и приступать к причащению Святых Таин, имея в виду пример Богоматери, исполнявшей закон очищения (Лк. 2, 22). В случае же тяжелой болезни матери сподобляются причащения Святых Таин независимо от этого предписания.

ОГЛАШЕНИЕ

Оглашение взрослых. Взрослые (и отроки начиная с 7 лет), желающие креститься, допускаются до святого Крещения:

после испытания их искреннего желания оставить прежние заблуждения и греховную жизнь и принять православную христианскую веру и после оглашения, т. е. научения вере Христовой.

Оглашение детей. Оглашение совершается и при Крещении младенца. Тогда за него отвечают восприемники, которые поручаются за веру крещаемого.

Чин оглашения, совершаемый в храме над взрослыми, более пространный по сравнению с чином оглашения младенцев.

При Крещении взрослых соблюдается следующее: желающий креститься сперва молитвословиями и священнодействиями отделяется от общества неверующих, при этом нарекают ему христианское имя. Затем совершаются три оглашения (в притворе, у церковных дверей).

В первом оглашении желающий креститься подробно исчисляет прежние свои заблуждения относительно истинной веры Христовой, отрекается от них и изъявляет желание сочетаться Христу.

Во втором оглашении он раздельно исповедует догматы Православной Церкви и читает клятвенное обещание, что он отвергается от всех прежних заблуждений, принимает догматы Православной Церкви не из какой-либо беды, нужды, не от страха, или нищеты, или прибытка, но ради спасения души, любя Христа Спасителя от всей души. Иногда оба эти оглашения совершаются вместе, напр., при принятии в христианство лиц из иудейской веры и из магометанства (Большой Требник , гл. 103-104).

Первое и второе оглашение бывает только над взрослыми. Третье оглашение совершается и над взрослыми, и над младенцами. В нем совершается отречение от диавола и сочетание Христу.

Это оглашение (общее для взрослого и для младенца) начинается священнодействиями и молитвами, которыми, главным образом, отгоняется диавол.

Священник дует трижды на лицо оглашенного, знаменует его чело и перси трижды, налагает руку на главу его и читает сначала одну предогласительную, а потом четыре заклинательные молитвы. По окончании заклинательных молитв священник опять трижды крестообразно дует на младенца с произнесением слов: «Изжени из него всякаго лукаваго и нечистаго духа, сокрытаго и гнездящагося в сердце его».

Все эти обряды очень древни. Троекратным дуновением, троекратным благословением и чтением предогласительной молитвы в самой глубокой древности язычник или иудей, пожелавшие принять христианство, приготовлялись к оглашению, т. е. слушанию христианского учения. Как при создании человека Бог «вдунул в лице его дыхание жизни» (Быт. 2, 7), так и при воссоздании его, в самом начале Крещения, священник трижды дует на лицо крещаемого. Благословение священническое отделяет крещаемого от неверных, а возложение на него руки служит символом того, что священник преподает ему благодать Божию, обновляющую и воссоздающую. Затем, после чтения заклинательных молитв, бывает отречение самого крещаемого от диавола.

Отречение от диавола составляет обращение крещаемого (взрослый - «имея руце горе») и восприемника на запад, отречение, дуновение и плюновение (на врага-диавола).

Крещаемый обращается на запад, к той стране, откуда появляется тьма, потому что диавол, от которого надлежит отрекаться, есть тьма и царство его - царство тьмы.

Само отречение выражается троекратным ответом - «отрицаюся» на три раза повторяющиеся вопросы священника:

«Отрицаешися ли сатаны, и всех дел его, и всех аггел его, и всего служения его, и всея гордыни его?»

Затем на троекратный вопрос: «Отреклся ли еси сатаны?» - крещаемый отвечает: «Отрекохся».

Это троекратное отречение оканчивается тем, что крещаемый или (если младенец) восприемник его дует в знак того, что он изгоняет диавола из глубины сердца и плюет на него в знак презрения.

Сочетание Христу. Сюда относятся: обращение на восток (взрослый - «доле имея руце»), изъявление своего сочетания Христу, чтение Символа веры и поклонение Богу.

Сочетание со Христом - то же, что вступление в завет или в духовный союз со Христом и обещание быть Ему верным и покорным. Сочетаясь Христу, крещаемый обращается на восток, как источник света, потому что рай был на востоке, да и Бог называется Востоком: «Восток имя Ему».

Само сочетание выражается в следующем: на три вопроса священника: «Сочетаваешися ли Христу?» - крещаемый трижды отвечает: «Сочетаваюся». Потом на три вопроса священника: «Сочетался ли еси Христу и веруеши ли Ему?», он трижды отвечает: «Сочетахся и верую Ему, яко Царю и Богу», - и читает Символ веры. Наконец, еще три раза отвечает: «Сочетахся», - на тот же троекратный вопрос священника и, по его приглашению, поклоняется до земли, говоря: «Покланяюся Отцу, и Сыну, и Святому Духу, Троице Единосущней и Нераздельней». Священник читает молитву о крещаемом.

Примечание.

Все до сих пор, касающееся оглашения, священник совершает в епитрахили. После же поклонения Святой Троице и молитвы о крещаемом священник, по Уставу, входит с крещаемым в храм, облачается в фелонь (белую) и надевает поручи («нарукавницы») для удобства священнодействия.

После окончания оглашения священник приступает к совершению самого таинства Крещения. «Вжигаемым всем свещам, священник, взем кадильницу, отходит к купели и кадит окрест». Обыкновенно три свечи поставляются при самой купели и даются свечи восприемникам.

Как белая одежда священника, так и зажжение светильников выражает духовную радость о просвещении человека в таинстве Крещения. Крещение и называется просвещением по своим благодатным дарам.

Примечание о восприемниках.

Восприемники должны быть как при Крещении взрослых, так и младенцев. По Уставу полагается для крещаемого один восприемник того же пола, что и крещаемый. В обычае же принято иметь двух восприемников (мужского и женского пола).

Восприемниками должны быть лица православного исповедания. Лица неправославного исповедания (католики, англикане и др.) могут допускаться быть восприемниками только в виде исключения; при Крещении они должны произнести православный Символ веры.

Восприемниками могут быть лица, достигшие 15 лет.

Не могут быть восприемниками родители своих детей, монахи.

В случае крайности дозволяется совершать Крещение и без восприемников; в этом случае сам совершитель таинства является восприемником.

КРЕЩЕНИЕ

Совершение самого таинства Крещения священник начинает возгласом: «Благословенно Царство…».

И затем следует великая ектения на освящение воды. Диакон произносит ектению, а священник читает тайно молитву о себе, да укрепит его Господь к совершению сего великого таинства.

Освящение воды совершается посредством великой ектении и особой молитвы, в которых призывается Святой Дух для освящения воды и да соделается она неприступной сопротивным силам. При чтении из этой молитвы троекратно слов: «Да сокрушатся под знамением образа Креста Твоего вся сопротивныя силы», священник «знаменает воду трижды (изображая знак креста), погружая персты в воде и дунув на ню».

Освящение елея. По освящении воды освящается елей. Священник трижды дует на елей и трижды знаменует (крестом) его и читает над ним молитву.

Помазание освященным елем воды и самого крещаемого. Погрузив кисточку в освященный елей, священник трижды начертывает ею крест в воде, произнося: «Вонмем» (если служит диакон, то он произносит этот возглас), псаломщик трижды поет «Аллилуиа» (трижды по три раза).

Как находящимся в Ноевом ковчеге Господь послал с голубем масличную ветвь, - знамение примирения и спасения от потопа (см. молитву при освящении елея), так и над водою Крещения творится крест елеем в знак того, что воды Крещения служат к примирению с Богом и что в них явлена милость Божия.

После этого священник возглашает:

«Благословен Бог, просвещаяй и освящаяй всякаго человека, грядущаго в мир…»

И помазывается крещаемый елеем. Священник изображает знак креста на челе, груди, спине («междорамии»), ушах, руках и ногах крещаемого, произнося слова -

При помазании чела: «Помазуется раб Божий (имя) елеем радования, во имя Отца и Сына и Святаго Духа, аминь»;

При помазании груди и спины: «Во исцеление души и тела»;

При помазании ушей: «В слышание веры»;

При помазании рук: «Руце Твои сотвористе мя и создасте мя»;

При помазании ног: «Во еже ходити ему по стопам заповедей Твоих».

Это помазание елеем по цели и внутреннему смыслу есть привитие дикой маслины - крещаемого - к плодоносной маслине - Христу, и указывает на то, что в Крещении человек рождается в новую духовную жизнь, где он должен будет бороться с врагом спасения - диаволом; этот символ взят из древности, где борцы для успеха в борьбе обыкновенно натирались маслом.

Погружение крещаемого в воду. Непосредственно после помазания елеем священник совершает самое существенное в таинстве - само крещение (греческое название крещения baptisma - значит «погружение») чрез троекратное погружение крещаемого в воду с произнесением слов: «КРЕЩАЕТСЯ РАБ БОЖИЙ (имя) ВО ИМЯ ОТЦА, АМИНЬ, И СЫНА, АМИНЬ, И СВЯТАГО ДУХА, АМИНЬ».

Троекратное «аминь» произносят и восприемники. Погружение в воду должно совершать полное, а не частичное или обливанием. Последнее допустимо только для тяжелобольных.

При погружении крещаемый смотрит лицом к востоку.

По совершении троекратного погружения положено петь (трижды) 31-й псалом (в это время священник умывает руки после Крещения). Сразу после Крещения священник одевает крещенного в белую одежду.

Облачение крещаемого в белую одежду и возложение креста. При этом священник произносит слова: «Облачается раб Божий (имя) в ризу правды, во имя Отца и Сына и Святаго Духа, аминь».

В это время поется тропарь: «Ризу мне подаждь светлу, одеяйся светом яко ризою, многомилостиве Христе Боже наш».

Белая одежда - символ чистоты души, приобретенной в таинстве Крещения, и вместе чистоты жизни, к которой обязуется человек после Крещения. Возложение креста - во всегдашнее напоминание о новом служении Иисусу Христу и о несении своего жизненного креста по слову Господа.

При возложении нательного креста священник осеняет им младенца, произнося: «Во имя Отца и Сына и Святаго Духа», после чего, по существующей практике, говорит следующие слова из Евангелия: «Аще кто хощет по Мне идти, - рече Господь, - да отвержется себе, и возмет крест свой, и по Мне грядет».

После облачения в одежды крещаемому (если взрослый) дается зажженный светильник, который знаменует славу будущей жизни и свет веры, с которым верующие, как чистые и девственные души, должны встречать Небесного Жениха.

По окончании этих действий священник читает молитву «Благословен еси Господи Боже Вседержителю», которая служит переходом к таинству Миропомазания, так как в ней выражается, с одной стороны, благодарение за благодатное возрождение новокрещенного, с другой, - моление о даровании ему печати «дара Святаго и Всесильнаго, и поклоняемаго Духа» и утверждении его в духовно-благодатной жизни.

Примечание.

Если в случае смертной опасности тяжелобольной младенец крещен мирянином, то священник дополняет Крещение молитвами и обрядами, которые относятся ко Крещению и показаны в Требнике после троекратного погружения в воду младенца. Молитвы и обряды, предшествующие погружению в воду, повторять уже нет смысла после совершения самого Крещения; само же Крещение не повторяется.

Крещение, совершенное мирянином, восполняется по следующему чину: «Благословенно Царство», великая ектения, положенная в начале чина Крещения, но без прошений об освящении воды. После возгласа «Яко

подобает Тебе», - поется 31-й псалом «Блажени, ихже оставишася беззакония» и прочее последование с Миропомазанием до конца. Образ круга совершается около аналоя с крестом и Евангелием.

В случае, когда имеется сомнение, крещен ли младенец и правильно ли крещен, по разъяснению, имеющемуся в Требнике Петра Могилы, следует совершить над ним Крещение, при этом к совершительной формуле Крещения прибавлять слова: «аще не крещен есть», т. е. в полной форме: «Крещается раб Божий (имя), аще не крещен есть, во имя Отца…» и проч.

КРАТКИЙ ЧИН КРЕЩЕНИЯ «СТРАХА РАДИ СМЕРТНАГО»

При опасении, что младенец не будет долго жить, Устав повелевает крестить его тотчас же по рождении, и притом, чтобы успеть совершить Крещение, пока он жив, Крещение совершается священником над ним вкратце, без оглашения, по чину, озаглавленному в Малом Требнике: «Молитва святых Крещений вкратце, како младенца крестити, страха ради смертнаго».

Крещение вкратце совершается следующим образом. Священник говорит: «Благословенно Царство». Чтец: «Святый Боже», «Пресвятая Троице». По Отче наш - возглас священника, и читается им сокращенная молитва на освящение воды. После ее чтения священник влагает елей в воду, затем крестит младенца, говоря: «Крещается раб Божий» и пр.

После Крещения священник облачает младенца и помазывает Миром. Затем обходит с ним около купели по чину, поя: «Елицы во Христа крестистеся». И бывает отпуст.


Обряд положено совершать пред вратами храма в притворе. Выбор имени младенцу предоставляется родителям. (Симеон Солунский, гл. 59). Взрослые пред Крещением сами выбирают себе имя.

Если младенец сильно болен, то Устав указывает совершать наречение имени и само Крещение сразу по рождении младенца. В Малом Требнике дан краткий чин Крещения; он озаглавлен: «Молитва святых Крещений вкратце, како младенца крестити, страха ради смертнаго». Подробнее об этом см. ниже.

Обычно бывает, что елей при Крещении употребляется один и тот же, будучи однажды освящен по указанному чину. Он, по принятой практике, содержится в сосуде с соответствующей надписью в одном ковчежце с Миром. В этом же ковчежце содержится кисточка для елея.

Совершение Крещения младенцев, особенно начинающими священниками, требует внимания и определенной тренировки в части самого погружения, чтобы младенец при погружении не взял ртом воды и не захлебнулся. Опытные священники совершают это следующим образом. При погружении ладонью правой руки закрывают рот и нос младенца, а крайними пальцами уши. Левой рукой младенец поддерживается за грудь под руки. Младенец погружается в воду вниз ногами. При подымании из воды головы ребенка ладонь у рта опускается, и в это время ребенок инстинктивно делает вдох. И затем опять погружение с закрытым ладонью ртом. После определенной практики все это совершается быстро и слаженно.



Литургика: Таинства и обряды.


30 / 01 / 2006

Крещение является одним из важных таинств, которое обозначает принятие человека в Христианскую церковь. Еще задолго до появления христианства существовали ритуальные погружения в воду, такой обряд характерен для многих религий, ведь воды - это источник жизни, культ воды был у разных народов мира. Существовало поверье, что после окунания человека в воду, он становится защищен от всех своих грехов и возвращается к новой, чистой жизни.

На сегодняшний день обряд крещения не сильно отличается от обряда крещения, проводимого несколько столетий назад. Как и раньше, так и сейчас, священник совершает все .

Существует много христианских направлений и во всех обряд крещения проходит по-разному. К примеру, в Православной Церкви и Католической Церкви крещение относят к разряду таинств. Существуют различия в проведении самого обряда крещения при проведении этой церемонии в разных церквах. В католической церкви ребенка обливают водой, в православной церкви - три раза погружают в воду, а в протестантской церкви ребенка обрызгивают водой. А адвентистов и баптистов крещения, как правило, проводится в естественных водоемах.

Как проводят обряд крещения?

Таинство крещения было установлено самим Иисусом. Он окрестился в реке Иордан от святого Иоанна Предтечи. Обряд крещения совсем не случайно произошел именно в воде, ведь в Библии вода символизирует жизнь (все прекрасно знают о том, что человек в основном состоит из воды), духовную и телесную чистоту, Божью благодать. Самому Иисусу не обязательно было креститься, но таким образом на собственном примере он показал всем людям, что каждый из них должен начать свою духовную жизнь. Иисус Христос собой освятил воду в речке Иордан, и священник, поэтому призывает Святой дух с помощью молитв, чтобы освятить воду в купели.

Чаще всего крещение проводят в храме, но за пределами храма это также вполне допустимо. Таинство Крещения длится в среднем около 30 минут - одного часа. Священник в самом начале начинает читать молитвы-запреты, таким образом, он от крещаемого именем Господа изгоняет сатану. После этого крещаемый (или же крестные родители от его имени) отрекается трижды от сатаны, и провозглашают три раза воссоединение с Иисусом Христом как с Богом и Царем. Три раза читается Символ Веры, именно в котором изложена вся суть православного исповедования веры. Далее Священник освящает воду и масло (елей). Этим маслом крещаемого мажут, и это свидетельствует о том, что от этого момента он находится в древе Церкви Христовой. Крещаемому дают имя, которое должно быть обязательно только христианским. После этого крещаемого погружают в воду трижды. Во время первого погружения священник произносит такие слова: «крещается раб (раба) Божий (Божья) (имя крещаемого) во имя Отца. Аминь» . Второе погружение: «И Сына. Аминь» . Третье погружение: «и Духа Святого. Аминь» . Из воды ребенка кладут в крестильную пеленку, которая имеет название крыжма (другое название - крижмо или крижма).

Далее проводится Таинство Миропомазанья. Читают Евангелие и Апостол, во время молитвы происходит постриг - Священник отстригает у крещаемого небольшой пучок волос. А знак того, что ребенок уже стал христианином, ему надевают крестик на шею.

В основном при крещении ребенка опускают в воду, но допустимо и обрызгивание и обивание водичкой. Одного человека за всю жизнь можно крестить только один раз, так как физически родиться человек может только один раз. Несмотря на разные взгляды в верованиях (даже в понимании процесса крещения) Таинство Крещения признано Православной церковью лишь в армянской церкви, кальвинистской церкви, католической церкви (греко- и римо-), англиканской церкви, лютеранской церкви.

Что собой представляет праздник после крестин или крестильный стол?

Еще с давних времен древние славяне после завершения своих языческих обрядов проводили семейные праздники. В христианской Руси накрывали в тот же день крестинный стол, кормили всех - и гостей, и нищих. У всех сословий существовала традиция устраивать крестинный стол, процесс отличался только обрядами и разновидностью подаваемых блюд. Перед тем, как войти в церковь, крестным родителям отец говорил обычно такие слова «Возьмите молитвенного, а мне принесите крещенного» Лии же «Иди и введи ребенка в православную веру» . На крестины крестный отец приносил хлеб и покупал крестик, а в некоторых случаях и платил священнику за проведение обряда. Крестная мать предоставляла священнику полотенце, чтобы он смог после проведения обряда вытереть руки, рубашечку для ребенка и три - четыре аршина ткани.

На крестинном обеде главными гостями являлись крестные родители ребенка и бабка-повитуха. Их приглашали за праздничный стол и угощали чаем и закуской. Отец ребенка в это время приглашал друзей и родственников в свой дом, чтобы отметить такое важное событие.

В день крестин хозяева празднично накрывали стол. В начале подавали холодные блюда, к примеру, в скоромный день - квас с мясом и яйцами и студень, а в постный день - квас с кислой капустой и сельди. После холодного подавали лапшу, суп картофельный с грибами, щи со снетками, которые приправляли конопляным маслом - это в постный день, а в скоромный день - суп из потрохов (ушник), молочную лапшу, лапшу со свининой или с курятиной, щи с мясом. Независимо от того, какие блюда находились на крестильном столе, в обязательном порядке подавали самое главное блюдо - гречневую кашу (перед ее подачей на стол подавалась пшенная каша).

После окончания праздника гости высказывали хозяевам свою благодарность и желали ребенку многие лета и побольше здоровья. Самыми последними уходили крестные мать и отец. В этот же день вечером или утром им предлагали закуски, за которыми происходил обмен подарками. Кума дарила на память своему куму платок, а кум, в свою очередь, целовал в губы свою куму и дарил ей деньги. Перед уходом мать ребенка дарила крестным родителям по пирогу, за который получала платок или деньги (в некоторых случаях мыло, сахар, чай и так далее). На этом праздник заканчивается.

На сегодняшний день семейный праздник крестин возрождается. Дети родятся в роддомах (в основном), поэтому следует поручить роль бабки-повитухи на какую-нибудь родственницу или очень уважаемую гостью. Это решение принимают родители крещаемого.

Можно ли до обряда крещения давать младенцу имя?

Можно. Малышу имя дают родители и регистрируют его в сертификате о рождении. У церкви нет никакого права влиять на то, чтобы имя было изменено. Естественно, что при крещении ребенку можно дать церковное имя, которое не всегда будет совпадать с зарегистрированном в сертификате о рождении именем. Зарегистрированное имя будет использоваться в повседневной жизни, а церковное - при церковных обрядах.

Роль крестных родителей

К выбору крестных родителей нужно относиться очень серьезно, ведь если с родителями ребенка что-нибудь случится (болезнь или смерть), то именно на крестных родителей падет ответственность за воспитание малыша. По этой причине стараются их выбирать среди друзей семьи, родственников или же близких людей. Крестными могут быть лишь христиане.

Кроме этого крестные родители ребенка должны быть для своего крестника духовными восприемниками. В кумовья запрещено брать неверующих людей, иноверующих и некрещеных. Также крестными родителями нельзя брать членов культовых организаций, разных сект, к примеру, гадалки, рериховцы. Запрещено брать крестными родителями и грешников (наркоманов, алкоголиков и так далее).

За нормами Церковного права восприемниками не могут стать: психически больные люди, малолетние, монахини и монахи, родители для своих детей, жених и невеста, люди, которые состоят в браке (так как супружеская жизнь между особами, которые состоят в духовном родстве, является недопустимой).

В процессе крещения ребенка, в храме к кресту его держат крестные родители. Это также может быть и один человек, девочку может держать крестная мать, а мальчика - крестный отец. Если человека крестят во взрослом возрасте, то для него необязательным правилом являются крестные родители, так как он может отвечать на заданные вопросы самостоятельно. Биологические родители ребенка могут находиться в храме во время проведения крещения, но они не должны держать ребенка к кресту.

Очень многих интересует такой вопрос, можно ли брать за куму беременную женщину, может ли она быть крестной матерью для ребенка? Конечно можно, для этого нет никаких преград, так как церковь очень уважительно и трепетно относится к беременным женщинам.

Если у вас возникают какие-либо вопросы, связанные с крещением ребенка, то лучше всего искать ответ не у соседки или же в Интернете, а лучше всего спросить священника.

Для проведения процесса крещения крестному отцу следует купить нательный крестик, этот крестик ребенок должен носить под одеждой до конца своей жизни. Крестной матери нужно купить крестильную рубашечку и крыжму (белая вышитая ткань в форме пеленочки). В крыжме ребенка держат к кресту. Крестильный наряд и крыжма есть символами того, что из купели малыш вышел без грехов. На протяжении всей жизни ребенка крыжму сохраняют. Если в дальнейшем ребенок будет болеть, то его накрывают крыжмой, так как верят, что с ее помощью наступит быстрое выздоровление. В день крестин ребенок должен предстать к кресту чистым, в нарядной и чистой одежде и искупанным.

Когда лучше всего крестить малыша?

Церковь рекомендует крестить ребенка в раннем возрасте. Таким образом, с ребенка снимают первородный грех, в после этого он становится членом церкви. У Иисуса Христа было особое отношение. Своим апостолам он говорил «Пускайте детей приходить ко мне и никогда не запрещайте им делать это, ибо их есть Божье Царство» . Так что родителям не нужно медлить с крещением своего чада, чтобы на ребенка еще в раннем возрасте сошла Божья благодать. Сразу же после обряда крещения на ребенка сходит Святой Дух, когда происходит миропомазанье.

Католики и православные стараются крестить детей на первых месяцах их жизни, иногда даже в первые дни от рождения. Протестанты проводят крещение лишь во взрослом возрасте. Они утверждают, что в маленьком возрасте ребенок не способен понимать Таинства Крещения, но ведь его душа способна воспринять благодать Святого Духа. Бывает и такое, что случается ранняя смерть ребенка, поэтому затягивать с крещением не стоит, так как есть риск оставить малыша без Божьего покровительства и ему будет отрезан путь к спасению.

В основном все родители заботятся о своем ребенке, хотят, чтобы их ребенок был телесно здоровым и не болел, делают ему всяческие прививки, так что же мешает им подумать о бессмертии души их ребенка?

Можно проводить крещение и во взрослом возрасте, если оно не было по каким-либо причинам проведено в младенческом возрасте. В таком случае человек должен пройти катехизацию. После этого будет снят и первородный грех взрослого человека, и все остальные грехи.

Как правильно проводить крещение: погружать ребенка в воду или обливать его водой?

В Святом Письме не сказано о том, какое количество воды необходимо для проведения крещения. Вода является символом жизни и таинством крещения.

Просто обливать или полностью погружать в воду при крещении - это традиции церкви.

Существуют такие храмы, которые имеют специальные крестильные, в них крестят детей и туда даже взрослый человек может полностью войти в воду.

Что нужно приобрести для проведения крещения

Если крестят не первого ребенка, то для того, чтобы братики и сестрички сильно любили друг друга и были очень дружны, последующих деток крестят в рубашке, в которой был крещен первенец.

Несмотря на то, что существует очень много различных религий, все они имеют практически одинаковую Церемонию Крещения. В основном для ребенку приобретают крестильную крыжму или крестильный набор. В некоторых случаях приобретают и специальный мешочек, в котором будут в дальнейшем храниться состриженные волосы ребенка, сатиновый браслетик или бутоньерку, библию в атласной обложке.

Христианские обязанности крестных родителей

Крестные родители должны:

  • Быть примером для подражания;
  • Регулярно молится за свою крестницу или крестника;
  • Учить свою крестницу или крестника бороться со злом и верить во Христа;
  • Помогать ей или ему расти с верой в сердце в Отца Бога, Сына и Святого Духа.

Если крестные родители живут далеко от своего крестика и видят его очень редко, то нужно каким-либо образом поддерживать связь - созваниваться, писать письма. Ребенок обязательно должен чувствовать заботу крестных родителей, также он должен понимать, что в его жизни они являются очень важными людьми. Желательно чтобы при первом причастии ребенка крестные родители присутствовали.

Крестная мать и отец и в обряде крещения, и в жизни ребенка являются очень важными людьми.

Еще в дохристианской Руси был обряд кумовства, ребенка купали в озере, речке или в деревянном корыте. Ребенка купали в водоеме, пеленали его и давали имя. Параллельно с этим проводились религиозные обряды. Кумовьев бывало и двое, и трое, и четверо. Они в случае болезни или смерти родителей брали на себя ответственность за воспитание ребенка.

Крестильный наряд, крестильная рубаха, крестильное платье

Самый важный элемент в процессе крещения - это крестильный наряд, рубаха или платье. Его в основном заранее выбирает крестная мать малыша. При выборе нужно ориентироваться на то, чтобы наряд был приятным на ощупь и мягким, тогда малыш будет себя в церкви вести хорошо.

Крыжма. Крыжма является реликвией, которая сохраняется долгие годы. Крыжма - ажурная пеленочка белого цвета, которая ни разу не бывала в стирке, при крещении в крыжму принимают малыша из купели. При крещении крыжма должна присутствовать обязательно, она является главным атрибутом крестин. Очень часто на угле крыжмы вышивают дату крещения малыша и его имя. Крыжму также должны покупать крестная мать ребенка. Крыжма наделена чудодейственными силами исцеления малыша, если он вдруг заболеет.

Как выбирать крестильный наряд

Это второй наряд в жизни матери, к выбору которого она относится с таким трепетом и любовью. Первым таким нарядом являлось, скорее всего, свадебное платье матери. Так или иначе, мы хотим вам помочь в выборе качественного крестильного наряда, который будет передаваться из поколения в поколение.

Найти крестильный наряд не составляет никакого труда, ведь на сегодняшний день рынок предлагает нам огромный выбор этого атрибута крещения. Проблема в том, что немного трудно найти именно такой крестильный наряд, который будет подходить вашему малышу, будет нравиться вам, сделает обряд крещения изысканным, стоимость которого будет укладываться в рамки вашего бюджета.

Поэтому при выборе крестильного наряда стоит учесть следующее:

  1. Современное или традиционное? Немалую роль имеет стиль крестильного наряда. Важно определиться, хотите ли вы купить для своего ребенка что-нибудь современное, или же хотите крестить его в собственном наряде, который долгие годы хранили ваши родители. Стоит ответить себе некоторые вопросы. Что вы хотите, чтобы вашего малыша крестили в традиционной крестильной рубашке, или же чтобы это было современное атласный костюм? Хотите что-то эксклюзивное? Хотите наряд в национальном стиле?

    Какой бы стиль вы не выбрали, вы должны убедиться в том, что вашему чаду в нем очень комфортно, а вам удобно наряжать ребенка. Нужно обращать должное внимание на ткань, из которой изготовлен крестильный наряд. Ткань должны быть только натуральной, чтобы ребенку было комфортно и его тело могло дышать. Отличным выбором будут такие ткани как 100% шелк, сатин, лен, атлас (хлопок). Именно эти ткани всегда используют для новорожденных, поэтому это не должно быть исключением и для крестильного наряда.

    Крестильный наряд должен быть комфортный, мягкий, изготовлен из ткани высокого качества, также наряд дожжен быть нежным и радовать глаз.

  1. Размер. Для того, чтобы малышу было комфортно в крестильной одежде, то нужно обратить внимание на то, чтобы крестильная рубаха булла достаточно просторной. Очень важно, чтобы наряд не давил кожу малыша и не тер ее при движении. При выборе наряда стоит обратиться к таблице размеров, она обычно без всяких припусков дает размеры по телу малыша.
  2. Детали. Не должны остаться без внимания я такие детали как пуговицы. Они должны быть пришиты очень крепко, подходить по цвету к наряду. Также стоит обратить внимание на то, насколько длинные ленты на наряде, не тяжело ли расстегиваются кнопки на наряде, как пришита подкладка: швами к телу малыша или швами во внутрь?
  3. Цвет. Среди крестильных нарядов самыми популярными считаются наряды белого цвета. Но не обязательно останавливать свой выбор именно на этом цвете. Вы можете подобрать для своего малыша наряд другого цвета. Это должно зависеть от того, что вы желаете, чтобы он для малыша символизировал. Следует учесть то, что белый цвет является символом молодости и чистоты.
  4. Время года. Выбирая крестильный наряд нужно учесть и время года. Если на улице солнечно и тепло, лето или весна, то естественно, нужно выбирать наряд с коротким рукавом. Если крестины ребенка запланированы на холодное время года, то нужно выбирать теплую шапочку, теплую шубку или свитер, крыжму на подкладке из хлопка.
  5. Аксессуары. В мире детских аксессуаров можно растеряться, такой большой выбор там всего. Чтобы не покупать ничего лишнего, то следует знать, что же вам понадобиться по минимуму: слюнявчик, пинетки и головной убор. Если ребенка планируете крестить в холодное время года, то также понадобиться крыжма на подкладке, шубка или теплый свитер.

Что лучше всего подарить на крестины?

Практично или традиционно: большинство традиционных подарков, которые принято дарить на крестины, не практичны. Обычным традиционным подарком для крестной матери является крестинная рубашка или крыжма - белая ажурная пеленка. Традиционно крестный отец на крестины должен подарить серебряную ложечку. Если вам предстоит быть крестными родителями ребенка, то стоит задуматься о том, что ваш подарок для малыша должен иметь особенный смысл. Можно подумать и о таком подарке, который пригодится ребенку, когда он станет взрослым. Это может быть набор серебряной посуды, вы можете открыть для него небольшой накопительный счет в банке. Обычные гости на крестины могут подарить одежду, книжки, игрушки.

Серебро - если вы гость и думаете подарить ребенку на крестины какое-либо украшение, то лучше всего остановить свой выбор на изделиях из серебра, так как именно серебро является традицией подарков на крестины.

Серебряная ложка . Будет очень хорошо, если вы подарите набор из 12 серебряных ложечек, так как они символизируют 12 апостолов. Если же ваш бюджет вам не может позволить сделать такой подарок, то можно остановить свой выбор и на 4 серебряных ложках или даже одной. На ложечке можно выгравировать имя святого, в день которого родился малыша или в честь которого он был назван. Серебряная ложечка является символом достатка.

Серебряная кружка . Иисус Христос на последнем ужине пил из серебряной чаши. Как подарок чаша символизирует, что душа младенца пуста и что она ждет, когда же ее наполнят чистотой и святым духом. У католиков серебряная кружка является обязательным подарком на крестины крестного отца, так как именно из этой кружки малыша поливают водой.

Популярным подарком на крестины является Библия или же набор книжек с религиозной тематикой. Можно подарить что-нибудь личное, к примеру, вышить на одежде ребенка его имя, или же выгравировать инициалы малыша на серебряном или золотом украшении.

Подарки, которые чаще всего дарят на крестины:

  • Деньги;
  • Серебро;
  • Ленточка или цепочка для крестика;
  • Фотоальбом с именем малыша;
  • Серебряный или золотой браслет с выгравированным именем;
  • Сережки;
  • Крестик;
  • Одежда;
  • Библия;
  • Книги на религиозную тематику;
  • Набор книжек для будущего;
  • Сказки;
  • Мягкие игрушки или простые игрушки.

Сертификат о крещении

Перед обрядом крещения уточните в церкви, имеется ли у них сертификат о крещении, ведь его можно длительные годы хранить для приятных воспоминаний. Если же в церкви нет таких сертификатов, то не стоит расстраиваться, так как их можно приобрести самостоятельно.

Такие сертификаты можно приобрести и для крещаемого, и для крестных родителей, с описанием их обязанностей. Во многих храмах к вашим услугам будут предоставлены фотографы, которые смогут запечатлеть это незабываемое событие за некоторую плату.

От крещения к свадьбе

Для мальчика бутоньерка . Бутоньерка - небольшой красивый букетик для мальчика, изготовлен из белоснежных цветов, который через время становится частью свадебного букета, что цепляется на свадебный костюм жениха.

Для девочки браслет . Эта традиция распространена в Европе. Для девочки выбирают красивый браслет из жемчужин белого цвета, одевают на ручку девочки и хранят до того момента, пока девушка не будет выходить замуж. В день свадьбы такой браслетик становится частью украшений на свадебном наряде невесты.

В преддверии праздника мы постараемся рассказать об истории, смысле и традициях крещения господнего как важного христианского праздника, а так же о праздновании Крещения Господня в различных церквях. Мы уже давали о , поэтому сегодня поговорим только о одном этом.

История происхождения праздника крещения

В ночь с 18 на 19 январе христианский мир отмечает один из самых важных и древних праздников – Крещение. Это праздник в православии начали отмечать раньше Рождества Христова.

Событие это — Крещение Господне относится к Евангельской истории, когда в водах реки Иордан крестился Иисус Христос Иоанном Крестителем. В трех синоптических Евангелиях говорится о том, что во время крещения на Иисуса сошел Святой Дух с небес в виде голубя и одновременно глас с небес провозгласил: «Сей есть Сын Мой возлюбленный, в котором Моё благоволение». (Мф. 3:17).

Когда празднуется православное крещение?

В Русской православной церкви, которая придерживается юлианского календаря, праздник Крещения празднуют 19 января. Привязан этот праздник к древней дате празднования Богоявления, то есть к 6 января в древневосточных церквях.

То есть празднуется не только Крещение Иисуса Христа, но и вспоминается его Рождение. Оба эти праздника составляют единый праздник Богоявления.

В православии праздник Крещения принадлежит к числу двунадесятых праздников и завершает Святки. О святках и посеваниях, мы , кстати, уже писали отдельную статью, которую также вам рекомендуем перечитать.

Ну на само крещение с древних времен особо почитается вода, набранная в этот день. Она приобретает чудесные свойства и может оставаться свежей и чистой в течение долгого времени.

Иоанн Златоуст в своей проповеди 387 года говорил: «В этот праздник все, почерпнув воды, приносят её домой, и хранят во весь год, так как сегодня освящены воды; и происходит явное знамение: эта вода в существе своём не портится с течением времени, но, почерпнутая сегодня, она целый год, а часто два и три года, остается неповреждённой и свежей».

Как отмечается праздник Крещения в разных церквях

В России в праздник Крещения традиционно стоят сильные морозы. Поэтому их принято называть «крещенскими». И, несмотря на зимнюю стужу, в этот праздник на открытых водоемах принято освящать воду.

Для этого чаще всего вырубается прорубь в виде креста, она называется «Иордань» . Для обретения особой Божьей благодати и для того чтобы весь год быть здоровым верующие окунаются в иордань, совершая при этом молитвы.

Зачем купаются на крещение?

В Ветхом завете говорилось о том, что крещенская вода смывает все плохое в человеке и дает начало хорошему. «Крещение» в буквальном смысле означает «погружение в воду» .

В древние времена, до становления христианства на Руси для нравственного очищения использовали обряды омовения. И уже в Новом завете крещение водой символизирует избавление от грехов и возрождение чистой духовной жизни.

По народным поверьям все нечистые силы в этот праздник уходят в иордань. В то же время в праздник Крещения завершаются Рождественские Святки, которые длились 12 дней. Несмотря на церковные запреты в народе принято гадать и в крещенский вечер.

Традиции празднования крещения в Европе и в мире

В европейских странах так же принято отмечать праздник Крещения. Так в Болгарии этот праздник называется — «Йордановден», а в Македонии - «Водицы».

В церквях этих государств, традиционно после освящения воды в храме совершается торжественная процессия к водоему. После освящения воды в прорубь принято бросать деревянный крест. Верующие стараются нырнуть за крестом и его выловить. Достать крест из воды считается почетной миссией.

Также как не странно, но в индии праздник, когда вода становиться по-особому освященной приходиться на близкие даты (+- месяц), в это время также по всей Индии идут праздники и люди тысячами принимают ванны, конечно же, уже в теплой воде.

Традиции встречи и проведения праздника Крещения на Руси

Накануне праздника Крещения на Руси или Богоявления 18 января все православные христиане соблюдают строгий однодневный пост.

Весь день принято кушать только кутью и постные лепешки, приготовленные на масле из конопли, которые называются «сочень ».

В доме в этот день надо сделать генеральную уборку. Особо тщательно вымываются все углы в доме, и выносится мусор. После этого надо идти в храм и освятить воду. Эту воду используют для лечения болезней души и тела.

Как правильно купаться и окунаться на крещение

Существует еще одна крещенская традиция – купание в иордани. Итак, как же все-таки правильно окунаться на крещение? В полынью необходимо окунуться три раза. И считается, что такое погружение помогает смыть все грехи и болезни, а так же помогает грешному человеку заново родиться и предстать перед Господом чистым и заново рожденным.

Кроме того хозяйки к этому празднику, после поста накрывали богатый стол с угощениями из мяса, меда и выпечкой. Главным блюдом на столе было съесть печенье в виде крестиков и запить освященной водой.

И, конечно же, самое главное, в праздник крещения все христиане старались возносить молитвы к Господу. Ведь в этот день по традиции считаются что открываются небеса для благославения, и все искренние молитвы будут обязательно услышаны Господом и, конечно же, сбудутся.

Приближается этот любимый в народе праздник Крещение Господне. Пусть он принесет в дома не только верующих христиан, но и всех народов Европы и России мир, счастье, здоровье и благополучие.

А также не забывайте чаще заходить на наш портал Обучения И Саморазвития, читать другие статьи на христианскую тему, о религиозных праздниках, о саморазвитии и другие подобные темы.