«Священство не должно быть профессией. Православная электронная библиотека

Все про самый легкий способ умереть здесь!

Сразу начнем с того, что назвать метод быстрой смерти прямо мы не можем в соответствии с требованиями надзорных органов, блокирующих подобные статьи. Нашей целью является знакомство тех, кто думает о суициде, с реальными последствиями и деталями того, что они собираются сделать. Реальные факты, без слезных уговоров и советов.

Если вы думаете о легкой смерти, данный способ наверняка приходил вам на ум. Еще в школе, на уроках литературы мы узнаем, что так покончили с собой некоторые поэты и писатели. Да что там школа! Недавно я смотрела с трехлетним сыном наш, добрый советский мультфильм про попугая Кешу – и даже там главный персонаж на глазах у благодарной публики пытается покончить с собой таким путем. Потом, правда, передумал… Но образ веревки и табуретки после просмотра наверняка остается где-то в глубинах подсознания маленького человечка, к сожалению.

Что привлекает ищущих быстрой смерти в ***?

Доступность, дешевизна. Твори сие где угодно, из того, что есть под рукой. Потому оно так популярно среди сидящих в тюрьмах и подростках.
Гарантированный результат. А это – заблуждение! Даже при тщательной подготовке трудно учесть множество факторов, которые способны помешать довести суицид до конца.
Безболезненность. Миф! Ложь! Мучения перед кончиной поистине адские. Судите сами – чуть ниже немного информации на эту тему.

Кстати, именно ад ждет убийц, которые, согласно Библии, «Царства Божьего (то бишь рая – прим.) не наследуют» (1-е Кор. 6-10)

Да, да, вы не ослышались – вы собираетесь совершить убийство, причем умышленное – а это по всем законам обстоятельство отягчающее. Ну и что, что себя. Не вы дали себе жизнь, а значит, и не вам решать, когда она окончится… И даже если ты атеист или пофигист, задумайся – а вдруг все это правда? Тогда ты теряешь все.

Согласно Священным Писаниям, муки ада намного ужаснее любого страдания на Земле, а главное – там уже не будет надежды и возможности хоть что-то исправить . А пока вы живы, еще есть шанс… Например, примириться с Богом. Измениться. Просто перетерпеть. Выйти победителем, а не побежденным.

«Кто находится между живыми, тому есть еще надежда, так как псу живому лучше, нежели мертвому льву.» (Библия, Екклесиаст 9-4)

Просим прощения за лирическое отступление. Продолжим разбор данного пути самоубийства.

Что происходит при ***?

Иными словами, что ждет тебя, ищущего легкий способ умереть, после того, как ты сделаешь шаг с табуретки и закроешь глаза?

1. Первые 2-3 минуты произойдет задержка дыхания, руки и ноги беспорядочно двигаются, у человека нарастает беспокойство. Уже на данном этапе самоубийца понимает, насколько ужасен этот «легкий способ умереть» и осознает, что отчаянно хочет жить. Именно поэтому на трупах повешенных очень часто фиксируются травмы пальцев рук. Это мученическая кончина тела и обречение души на вечные муки в вечности. Если только при последнем вздохе обманутый бедняга не прокричит: «Господи, прости…»

2. Развивается синюшность головы и шеи. Сознание нарушается по типу оглушения. Состояние нарастает.

3. Приступы судорог.

4. Неконтролируемое выделение слюны, мочи, кала, спермы у лиц мужского пола и слизистой пробки у женщин.

5. Последние судорожные вздохи ртом. Остановка дыхания с продолжением сердцебиения в течение нескольких минут. Полная потеря сознания.

6. Далее агрессивные судороги, приводящие к сопутствующим травмам.
Если вы – везунчик и вас обнаружат после 6-7 минут пребывания на веревке, вас еще можно спасти. Однако последствия 100% будут, и довольно серьезные. К тому же, нашедший вас человек будет пребывать в таком шоке, что просто впадет в ступор и потеряет способность к действию. Или станет действовать слишком безрассудно, добавив вас еще парочку травм.

7. После 4-6 часов у 45% повешенных высовывается и защемляется между зубами язык.
Если труп не найден в скором времени, и начнутся гнилостные процессы, голова может и вовсе отделиться от туловища.
Надеетесь, что нашедший вас испытает сочувствие и будет хранить светлую память? Ошибаетесь. Это омерзительное зрелище. Гримаса боли, изуродованное тело и лицо. Никто не станет открывать гроб…

Быстрой смерти не получилось, вас успели спасти. Что дальше?

У спасенных часто наблюдаются:

  1. Переломы хрящей гортани, порезы голосовых связок, отрыв трахеи и другие повреждения дыхательной системы.
  2. Тромбоз сосудов шеи, нарушение мозгового кровообращения.
  3. Укушенные раны языка.
  4. Переломы, ушибы конечностей и спины.

Отдаленные последствия:

  • повышенная утомляемость, головокружение, головные боли, потеря трудоспособности;
  • стойкое расстройство памяти различной степени без возможности полного восстановления;
  • нарушения координации движений, дезориентация в пространстве;
  • слабоумие, снижение зрения, слуха;
  • эпилепсия, заикание, тики.

У половины пострадавших значительно изменяется характер: они становятся раздражительными, не переносят шум, не понимают юмора.

Обозленный инвалид или обезображенный труп — вот такая перспектива…

Почему же об этом говорят реаниматологи, бригады скорой и родственники самоубийц, но молчат сериалы и мультики, романы и повести?

Все еще думаете о такой смерти? Никакая жизненная ситуация не сравнится с тем, что вам предстоит испытать в последние секунды своего земного бытия. Задумайтесь.

Примиритесь с Богом.


Выдающийся богослова протопресвитер Александр Шмеман с удивительной простотой и ясностью говорит о сущности богословия, об корнях становления русского православного богословия в историческом контексте.

Затрагивает вопросы взаимоотношения религии и науки, и методов познания мира, используемых православным богословием и истинной наукой.

Великий пост

Протопресвитер Александр Шмеман рассказывает нам о Великом Посте. Знаем ли мы вообще что такое пост в православном понимании? Только ли это воздержание от некоторых видов пищи? Конечно нет. Один мудрый человек сказал, что лучше мясо есть, но не есть человеков (не убивать, не губить ближних).

Ведь пост лишь по «букве» закона - это фарисейство. Нужно ли изучать науку о посте, чтобы поститься по-православному? Во всяком случае, ознакомиться с тем, что о этом думает богослов и священник, книга которого и представлена здесь, думаю, следует.

Водою и духом

Отец Александр пишет: «для того чтобы наш церковный опыт, опыт христианской жизни стал крещалъным, т. е. соотносился бы с таинством крещения как с питающим его источником, необходимо восстановление истинного смысла крещения - не крещения как такового, которое по-прежнему с нами, неизменное в своей сущности и обрядах, хотя и затемненных, но по сути оставшихся теми же самыми, - а его смысла и действия в нас.

А это может быть сделано только через просвещение, которое - по крайней мере, в ранней Церкви - всегда понималось как неразрывное единство обучения, литургического опыта и духовной борьбы. Именно в этом единстве мы нуждаемся сегодня, как ни в чем другом: делать то, во что веруем, и веровать в то, что мы делаем, жить в согласии с тем, что через делание дается нам как жизнь и сила» - этому учит данная книга.

Евхаристия. Таинство царства

Книга эта - ряд размышлений об Евхаристии. Размышления эти, однако, не от "научной проблематики", а от - пускай и малого, и ограниченного - опыта. Свыше тридцати лет я служил Церкви - как священник, как преподаватель богословия, как пастырь и учитель.

И вот, никогда в эти тридцать лет не оставляло меня некое основное вопрошание об Евхаристии, о месте ее в Церкви, вопрошание, возникшее буквально в юности и радостью наполнившее мою жизнь.

Увы, однако, не одной радостью. Ибо чем реальнее становился опыт самой Евхаристии, Божественной Литургии, Таинства победы Христовой и Его прославления, тем сильнее становилось ощущение своеобразного евхаристического кризиса в Церкви. В предании Церкви ничего не переменилось, но переменилось восприятие Евхаристии, самой ее сущности.

За жизнь мира

Эта небольшая книжка была написана в 1963 г. по просьбе устроителей всеамериканской конференции Национальной Христианской Студенческой Федерации. В то время в США нарастала очередная волна горячих споров о месте и роли христиан в мире. И в спорах этих обострялось разделение между теми, кто звал христиан и христианские церкви к принятию этой секуляризации, к участию в социальной, экономической и политической борьбе, и теми, кто чаял духовного возрождения Церкви.

И те и другие, надо сказать, очень мало знали о православии. Их представление исчерпывалось длинными архаическими службами, равнодушием к мирским делам, заботой о спасении души и полным отрывом от "современности". Но вот нашлось среди них несколько человек, более осведомленных, получивших — в богослужении, в книгах, в личных встречах не только большее знание православия, но и личный опыт его.

И они уговорили устроителей конференции пригласить православного богослова, который объяснил бы подлинное отношение Православия к миру и самое трудное для западного христианина — укорененность этого отношения в православном богослужении, в литургическом предании.

Исторический путь православия

Эта книга - не история Православной Церкви, еще менее - научное исследование. Писать общую историю на четырехстах страницах значило бы свести ее к одному перечню имен и дат. Читатель найдет здесь как бы комментарий к такой истории с ссылками на главные события, попытку в прошлом различить главное от второстепенного, отметить - хотя бы в основном - вехи длинного исторического пути Православной Церкви.

Я не скрываю своей оценки событий, но не считаю ее, конечно, ни сколько-нибудь окончательной, ни исчерпывающей. Мне думается, что раздумье над прошлым, оценка его по совести, безбоязненное приятие исторической правды сейчас особенно необходимы всем тем, для кого Церковь стоит в центре всех стремлений, всех надежд. Свою собственную оценку я понимаю, скорее как вопрос, чем как ответ или «суд».

Протопресвитер Александр Дмитриевич Шмеман (13 сентября 1921 — 13 декабря 1983) — священнослужитель Православной Церкви в Америке; богослов, автор ряда книг.

Получил среднее образование в русском кадетском корпусе в Версале (учился в 1930—1938), а затем во французском лицее Карно (окончил в 1939). Окончил Свято-Сергиевский православный богословский институт в Париже (1945). Во время учебы избрал своей специализацией историю Церкви, став учеником А. В. Карташева. Защитил кандидатскую диссертацию о византийской теократии. После окончания обучения стал преподавать церковную историю. Был рукоположён в 1946 архиепископом Владимиром (Тихоницким). Также учился в Сорбонне. Доктор богословия (1959); тема диссертации: «Введение в литургическое богословие», защищена в Свято-Сергиевском православном богословском институте). Почётный доктор церковных наук Греческого богословского института Святого Креста в Бостоне, Генеральной богословской семинарии в Нью-Йорке и колледжа Лафайет в Истоне.

В 1945—1951 — преподаватель церковной истории в Свято-Сергиевском православном богословском институте в Париже. С 22 октября 1946 — диакон, с 20 ноября 1946 — священник, рукоположён архиепископом Владимиром (Тихоницким). В 1946—1951 — помощник настоятеля церкви свв. Константина и Елены в Кламаре (Франция), редактор епархиального журнала «Церковный вестник». В 1951 — настоятель церкви Рождества Богородицы в Пти-Кламаре (Франция).

С 1951 — доцент по кафедре церковной истории и литургики Свято-Владимирской духовной семинарии в США, с 1960 — профессор по кафедре литургического богословия этой семинарии, в 1962—1983 был её деканом (руководителем данного учебного заведения). Находился в юрисдикции Северо-Американской митрополии, сыграл значительную роль в признании её автокефалии Русской православной церковью, что привело к преобразованию митрополии в 1970 в Православную церковь в Америке. Был членом митрополичьего совета (1964—1983). С 1953 — протоиерей, с 1970 — протопресвитер (высший сан белого духовенства).

Преподавал историю восточного христианства в Колумбийском и Нью-Йоркском университетах, в Соединённой духовной семинарии и Генеральной богословской семинарии в Нью-Йорке. В течение трёх десятилетий вёл религиозную программу на радио «Свобода». В 1963—1979 являлся заместителем председателя Русского студенческого христианского движения (РСХД) в Америке, в 1979—1983 — председатель РСХД. Являлся членом православно-англиканского Содружества святого Албания и преподобного Сергия.

Основные труды о. Александра Шмемана посвящены литургическому богословию (особое внимание он уделял таинству Евхаристии); книга «Исторический путь Православия» носит церковно-исторический характер. Труды о. Александра переводились на различные языки — английский, французский, голландский, они получили весьма широкое распространение в России в 1990-е годы и в последующий период.

В 2002 на английском (перевод отрывка с русского), а в 2005 на русском языке были опубликованы дневники протопресвитера Александра Шмемана, которые содержали точку зрения автора на многие процессы, происходившие в Православии в XX веке.

После кончины протопресвитера Александра Шмемана в столе его кабинета в Свято-Владимирской семинарии, где он был деканом, были найдены восемь тетрадок, исписанных его рукой. Этот дневник отец Александр вел с 1973 года с небольшими перерывами вплоть до начала последней болезни. Писал он по-русски, на языке, который был ему родным с детства, проведенного в "русском" Париже.

Дневник отца Александра – нечто гораздо большее, чем простая регистрация событий последних десяти лет его жизни. Он отражает всю его жизнь (кадетский корпус в Версале, французский лицей в Париже, Свято-Сергиевский богословский институт, переезд в Америку, Свято-Владимирская семинария в Крествуде, церковная деятельность…), его интересы (при огромной занятости он поразительно много и широко читал, выписывая в дневник целые абзацы из особенно заинтересовавших его книг), "несет" его мысли, сомнения, разочарования, радости, надежды. Всякий дневник, особенно такой последовательный, как у отца Александра, вызван не внешними побуждениями, а внутренней необходимостью. Перед нами – часто сугубо личные, сокровенные записи. Декан Свято-Владимирской семинарии, под его руководством превратившейся в одну из наиболее крупных богословских школ православного мира, почти бессменный секретарь Совета епископов Американской Митрополии (ставшей, опять же под его воздействием, в сотрудничестве с отцом Иоанном Мейендорфом, автокефальной Православной Церковью в Америке), проповедник и богослов, отец троих детей с многочисленными внуками, отец Александр к тому же находился в беспрестанных разъездах для чтения проповедей и лекций, еженедельно вел ряд программ на радио "Свобода" для России. Трудно себе представить более наполненную жизнь, и дневник в первую очередь был для него возможностью оставаться хоть на краткое время наедине с самим собой. Сам отец Александр так написал об этом: "Touch base (соприкоснуться с самим собой, – англ. ) – вот в моей суетной жизни назначение этой тетради. Не столько желание все записать, а своего рода посещение самого себя, "визит", хотя бы и самый короткий. Ты тут? Тут. Ну, слава Богу. И становится легче не раствориться без остатка в суете". И еще: "…записать хочется не для "рассказа", а, как всегда, – для души, то есть только то, что она, душа, ощутила, как дар, и что годно, следовательно, для "тела духовного"".

Дневник отца Александра неизменно поражает широтой своего охвата. Им увлечется и ценитель литературы, и любитель политики, встретив тонкость суждений на самые разные темы, но прежде всего поражает глубина религиозного осмысления жизни. Все повседневные, частные явления, все многочисленные впечатления и оценки возведены к главному, к тому высшему смыслу, который вложен в замысел Божий о творении. И над всеми противоборствами и огорчениями, над всей критикой и обличениями основная тональность дневника – радость о Господе и благодарность Ему.

В дневнике упоминаются очень многие люди – это и учителя в кадетском корпусе, и профессора Свято-Сергиевского института, его друзья и наставники, коллеги по Свято-Владимирской семинарии, студенты, знакомые, представители всех "трех эмиграции" – круг общения отца Александра был чрезвычайно широк. Ему были интересны все люди. Он следил за событиями в России, радовался начинающемуся там духовному возрождению, которому и сам способствовал – регулярными передачами на радио "Свобода" и, конечно, своими книгами. Свою последнюю книгу, "Евхаристия. Таинство Царства", он сразу писал по-русски как дань земле, которую никогда не видел, но всегда считал своей. И, конечно, дневник позволяет увидеть глазами отца Александра его близких – жену Ульяну Сергеевну (в дневнике он так написал о ней: "В субботу – Льяне пятьдесят лет! Целая жизнь, и какая счастливая жизнь, вместе!"), дочерей Анну, Марию и сына Сергея (опять приведем его слова: "Каких удивительных, хороших детей дал мне Бог") и их семьи, брата Андрея и многих других.

Диагноз смертельной болезни был поставлен отцу Александру в сентябре 1982 года. В течение нескольких месяцев в дневнике не появлялось новых записей, и только 1 июня 1983 года отец Александр последний раз открыл свой дневник. Он написал о той "высоте", на которую подняла его болезнь, о любви и заботе близких и закончил дневник словами: "Какое все это было счастье!" Шесть месяцев спустя, 13 декабря 1983 года, окруженный близкими, отец Александр умер у себя дома в Крествуде. Последние слова, которые он ясно произнес, были: "Аминь, аминь, аминь".

Сергей Шмеман

ОТ ИЗДАТЕЛЕЙ

Настоящее издание воспроизводит дневник почти целиком. В совместной работе с женой отца Александра, Ульяной Сергеевной Шмеман, изъяты некоторые повторы, подробности, касающиеся людей еще живых, а также записи, которые могли бы быть превратно поняты неподготовленным читателем, но эти купюры составляют не более трех процентов от всей рукописи.

Рукопись подготовлена к печати Еленой Юрьевной Дорман, ею же сделаны примечания к тексту и перевод цитат на русский язык, а также составлен указатель имен. Неоценимую помощь в этой работе оказали прот. Виктор Соколов (Сан-Франциско), Жан-Франсуа и Лиля Колосимо (Париж), Никита Алексеевич Струве (Париж), Наталья Андреевна Шмеман (Париж), Виктор Максимовский (Финляндия) и др. Фотографии были любезно предоставлены Сергеем Александровичем Шмеманом, Никитой Алексеевичем Струве и прот. Виктором Соколовым.

Текст приведен в соответствие с современными нормами орфографии и пунктуации, однако языковые особенности, характерные для речи отца Александра, сохранены

Прот Александр Шмеман

ДНЕВНИКИ 1973-1983

Тетрадь I

Вчера в поезде (из Wilmington, Del.) думал: пятьдесят второй год, больше четверти века священства и богословия – но что все это значит? Или – как соединить, как самому себе объяснить, к чему все это сводится, clair et distinct1 , и возможно ли и нужно ли такое объяснение? Двадцать пять лет назад, когда эта, теперь уж меня определившая жизнь (посвящение, богословие) начиналась, все казалось, что не сегодня-завтра сяду, подумаю и выясню, что это только вопрос досуга. Но вот – двадцать пять лет! И, вне всякого сомнения, большая часть жизни – за спиной, а неясного – на глубине – гораздо больше, чем ясного.

Что нужно, собственно, объяснить? Соединение, всегда меня самого удивляющее, какой-то глубочайшей очевидности той реальности, без которой я не мог бы дня прожить, со всем растущим отвращением к этим безостановочным разговорам и спорам о религии, к этим легким убеждениям, к этой благочестивой эмоциональности и уж, конечно, к "церковности" в смысле всех маленьких, ничтожных интересов… Реальность: еще вчера ее ощутил – идя в церковь к обедне, рано утром, в пустыне зимних деревьев, и затем этот час в пустой церкви, до обедни. Всегда то же ощущение: времени, наполненного вечностью, полноты, тайной радости. Мысль, что Церковь только для того и нужна во всей своей "эмпирии", чтоб этот опыт был, жил. Так, где она перестает быть символом, таинством, она ужас, карикатура.

Искал тетрадку в своем столе. Нашел почти новую – и в ней одна запись, сделанная1 ноября 1971 года. Почти смешно, до чего сходно с той, что предшествует этой: "религия" – худшее и лучшее в человеке. Не только лучшее, а тоже и худшее. Читал Journal Litteraire Leautaud2 – странное влечение к такого рода книгам. Может быть, потому, что это как зеркало для верующих: вот какими нас видят правдивые люди. Фальшь, ужасающая фальшь "религиозности". Безрадостность. Бездарная "серьезность". Неужели это возможно, если верить в Бога – в вечное и главное tout est ailleurs3 (Julien Green)? Почти невозможность дальше выносить "академическое изучение духовности". Сколько ненужного, пустого, фарисейского.

Протопресвитер Александр Шмеман известен верующим как проповедник, христианский мыслитель, автор ряда научных и научно-популярных богословских трудов.

Александр родился 13 сентября 1921 года, рос и воспитывался в довольно известной семье. Его родной отец, Дмитрий Николаевич, происходил из семьи государственного деятеля, сенатора Шмемана Николая Эдуардовича. Он верой и правдой служил своему Отечеству в лейб-гвардейском Семеновском полку.

Пожар февральской, а затем и октябрьской революций 1917 года, перевернувший политическую и социальную ситуацию в стране, вынудил его эмигрировать из России вслед за любимой супругой, Анной Тихоновной.

Семья Дмитрия Шмемана обосновалась в Эстонии. Здесь, в городе Ревеле, родился будущий протопресвитер Александр.

Пребывание на территории Эстонии продолжалось до 1928 года. Затем, Промыслом Божьим, семья перебралась в Белград; потом — во Францию, в Париж, где и осела.

С 1930 года Александр проходил обучение в Версальском кадетском корпусе. Здесь, помимо приобретения теоретических и практических знаний, он приобщался к ответственности, дисциплине и самодисциплине.

После выпуска из кадетского корпуса, состоявшегося в 1938 году, в 1939 году продолжил образование в лицее Карно.

На пути ко священству

Имея твёрдое намерение овладеть давно интересовавшими его богословскими знаниями, он решил поступить в Парижский Свято-Сергиевский православный богословский институт, что и было исполнено.

Основанный в 20-х годах (XX века) при активном участии представителей русского зарубежья, институт являлся одним из важнейших духовных и просветительских центров Православия во Франции и даже в Европе.

За время обучения Александр проявил себя как талантливый, целеустремленный студент. Много времени он проводил за книгами и душеполезными беседами. Стараясь постичь все обязательные к изучению дисциплины, особое предпочтение он оказывал истории Церкви.

Так он стал учеником А. Карташева, видного историка, известного общественного деятеля, эмигрировавшего из России по тем же причиинам, что и многие из его современников.

Карташев стоял у истоков создания Богословского института и был искренне предан науке. Под его мудрым и опытным руководством А. Шмеман составил и защитил кандидатскую диссертацию. Центральным предметом исследования этой работы стала Византийская церковная история.

В период с 1945 по 1951 год Александр Дмитриевич трудился в Свято-Сергиевском институте в должности преподавателя истории Церкви. Стремление глубоко преподать материал, сопровождаемое умением ясного и четкого изложения мысли, делали его объектом уважения как стороны студенческого коллектива, так и со стороны профессорско-преподавательского состава.

В январе 1943 года А. Шмеман связал себя браком с внучкой протоиерея Михаила Осоргина, Ульяной (Юлианой) Сергеевной. Брак получился счастливым. Их супружеский союз продолжался более сорока лет. В 1945 году Ульяна родила сына, Сергея. И дочерей: в 1944 дочь Анну, а в 1948 году Марию.

Диаконское и священническое служение

В 1946 году Александр Дмитриевич удостоился возведения в сан диакона, а некоторое время спустя — в звание священника.

С этого же года он стал трудиться на должности помощника настоятеля Православного храма святых Константина и Елены, располагавшегося в Кламаре.

Пастырскую и научно-преподавательскую деятельность отец Александр сочетал с деятельностью редактора издания «Церковный вестник».

В 1951 году решением церковного начальства определен настоятелем храма Рождества Богородицы. Храм находился в Пти-Кламаре. Известность отца Александра как пламенного проповедника, способствовала привлечению под своды церкви (помимо местных прихожан) жителей из других областей.

В том же, 1951-м году, переселился, вместе с женой и детьми, в город Нью-Йорк и занял место доцента в Свято-Владимирской семинарии в США, при кафедре литургики и церковной истории. В силу сложившихся обстоятельств и личного желания самого священника А. Шмемана Северо-Американская митрополия приняла его под свою юрисдикцию.

Высокий образовательный уровень и популярность способствовали присвоению ему звания почетного доктора церковных наук целым рядом учебно-образовательных учреждений: Нью-Йоркской Генеральной богословской семинарией, Бостонским богословским институтом Святого Креста, Истонским колледжем Лафайет.

В 1953 году отец Александр был возведен в звание протоиерея.

В 1959 году успешно защитил диссертацию на соискание докторской степени. Содержание работы отображало исследование в сфере литургического богословия.

В 1962 году ему был доверен ответственный пост руководителя Свято-Владимирской семинарии. На этом месте он проработал до конца земной жизни. За время его деятельности был предпринят ряд продуктивных мер, повысивших качество семинарского образования и уровень внутренней дисциплины.

Кроме научной, пастырской и писательской деятельности, принимал участие в работе радио «Свобода», где вел специальную просветительскую религиозную программу.

С 1964 года состоял в членстве Митрополичьего совета. Пребывая на этом посту играл важную роль в формировании основ и признании автокефалии Православной Церкви в Америке.

В 1970 году по решению церковного руководства возведен в протопресвитера.

Сочинения

  • Церковь и церковное устройство. - Париж, 1949. 24 с.
  • Таинство крещения. - Париж: Издание "Церковного Вестника", 1951. 31 с. (2-е издание - М.; Париж: Крутицкое подворье; YMCA-Press; Русский путь, 1996. 46 с.).
  • Исторический путь православия. Нью-Йорк: Изд-во им. Чехова, 1954. 388 с. (2-е издание - Париж: YMCA-Press, 1985; 3-е издание - Париж: YMCA-Press, 1989; 4-е издание, репринт - М.: Паломник, 1993) (Английский перевод - London: Harvill Press, 1963. 359 p.).
  • Введение в литургическое богословие. - Париж, 1961. 247 с. (2-е издание - М.: Крутицкое подворье, 1996. 247 с.) (Английский перевод (London; Portland (Me.): The Faith Press; The American Orthodox Press, 1966. 170 p.); 2-е издание (Leighton Buzzard (Beds.): The Faith Press; New York: St. Vladimir"s Seminary Press, 1975. 170 p.)).
  • For the Life of the World. - New York, 1963 (Русский перевод - За жизнь мира. - Нью-Йорк: Religious Books for Russia, 1983. 103 с.; 2-е издание - Вильнюс: Весть, . - 103 с.; 3-е издание - Электросталь: Полиграмм, 2001. 89 с.).
  • Ultimate Questions: An Anthology of Modern Russian Religious Thought. - New York etc.: Holt, Rinehart and Winston, 1965. 310 p. (составление, вступительная статья).
  • Таинства и православие. - Нью-Йорк, 1965 (Английский перевод - The World as Sacrament. - London, 1965. 142 p.).
  • Great Lent. - Crestwood (N. Y.): St. Vladimir Seminary Press, 1969. 124 p. (Русский перевод - Великий Пост. - М.: Московский рабочий, 1993. - 111 с.) (Французский (Le Grand Careme. - Begrolles-en-Mauges: Bellefontaine, 1974), голландский (1976) переводы).
  • Of Water and the Spirit: A Liturgical Study of Baptism. - Crestwood (N. Y.): St. Vladimir Seminary Press, 1974 (London: SPCK, 1976. 169 p.) (Водою и Духом: О таинстве крещения / Пер. - М.: Гнозис; Паломник, 1993. - 224 с.; 2-е издание - М.: Свято-Тихоновский богословский институт, 2000. 199 с.; 3-е издание - М.: Паломникъ, 2001. -223 с.). (Французский перевод - D"Eau et d"Esprit. - Paris: Desclee de Brouwer, 1988. 212 p.).
  • Евхаристия: Таинство Царства. - Paris: УМСА-Press, 1984. 304 с. (2-е издание, репринт - М.: Паломник, 1992; 3-е издание - М.: Паломникъ, 2001). (Французский (L"Eucharistie, sacrement du Royaume. - Paris: УМСА-Press; O.E.I.L., 1985. 276 p.), английский переводы).
  • Церковь, мир, миссия: Мысли о православии на Западе / Перевод с английского. -М.: Свято-Тихоновский богословский институт, 1996. -267 с.
  • Проповеди и беседы. -М.: Паломникъ, 2000. -207 с.
  • Введение в богословие: Курс лекций по догматическому богословию. - М.; Париж: Православный Свято-Тихоновский богословский институт; Православный Свято-Сергиевский богословский институт; 1993. 48 с. (2-е издание - Клин: Христианская жизнь, 2001. 62 с.).
  • The Journals of Father Alexander Schmemann: 1973-1983. - Crestwood: St. Vladimir"s Seminary Press, 2002 (Русское издание, расширенное и дополненное - Дневники: 1973-1983. - М.: Русский Путь, 2005. - 717 с.).