Учительские университеты. Формирование знаний в практической деятельности

Основные предметные цели:

Помочь детям усвоить представление о числе 9, написании цифры 9, состав числа 9.

Закрепить знания между частью и целым, сравнение чисел с помощью числового отрезка

Физминутки на уроке учитель проводит по мере утомляемости учащихся.

Ход урока по математике в 1 классе:

1. Организационный момент.

Прозвенел, друзья, звонок.

Начинается урок

А девиз у нас какой?

Все что надо под рукой!

2. Этап мотивации.

Метапредметные результаты:

Самоопределение

Учиться высказывать свое предположение

Донести свою позицию до других: оформить свою мысль в устной форме.

Учитель:

Ребята! К нам на урок сегодня пришли слова (слова написаны на

карточках и прикреплены к доске или выведены на слайд)

Шум

Память

Смех

Мысли

Внимание

Старание

Какие из этих слов мы оставим на уроке для того чтоб они нам помогали учиться, а какие попросим подождать до перемены?

Дети проговариваю, какие слова они хотели бы оставить на уроке, объясняют почему, а какие слова они хотят оставить до перемены, так же объясняют свою точку зрения. В результате на доске появляются две колонки слов:

На перемене: на уроке:

Шум память

Смех мысли

Внимание

Старание

3. Этап актуализации и фиксирования затруднения.

Предметные результаты:

Находить для любого натурального числа последующее и предыдущее

Представлять изученные числа в виде набора меньших чисел.

Учитель:

Ребята, давайте посчитаем количество букв в каждом слове и запишем его цифрой.

Дети считают количество букв в словах и записывают цифры: 3, 4,6,5. После записи каждой цифры дети называют последующее число, предыдущее соседей числа. Так же вспоминают состав каждого из записанных чисел.

Игра «Засели домики»

Например:

Учитель:

Сколько букв в слове шум?

Дети:

В этом слове три буквы.

Учитель:

Запишите цифру 3.

Назовите для числа три предыдущее число. На сколько оно меньше?

Дети:

Предыдущее число два. Оно меньше чем три на один.

Учитель:

Назовите последующее число. На сколько оно больше?

Дети:

Последующее число четыре. Оно больше на один.

Учитель:

Сколько букв в слове смех? Запишите это число цифрой.

Назовите соседей числа. Какое из них предыдущее, а какое последующее?

Как их можно получить?

Из каких частей может состоять число 4?

Так же разбираются остальные числа.

У детей возникает затруднение:

В слове понимание 9 букв, а мы еще не умеем писать эту цифру….

4. Этап целеполагания и построения выхода из затруднения

Учитель:

Какую цель поставим перед собой?

Дети:

Научиться писать цифру 9.

Учитель:

Прежде чем научиться писать цифру 9 ,что мы должны узнать про нее?

Дети:

Мы должны узнать как образовывается число 9 , из каких частей состоит, где его место в числовом ряду.

Учитель:

Какая будет тема урока?

Дети: Число девять.

Учитель:

Давайте составим план знакомства с числом 9.

Дети совместно с учителем составляют план изучения числа (по аналогии с предыдущими уроками)

План записывается на доске:

1. Образование числа, его место на числовом отрезке

2. Обозначение цифрой

3. Состав числа

5. Этап реализации построенного проекта

Обозначать изученные числа цифрами

Знать название операции сложения

Представлять изученное число в виде набора меньших чисел

Узнавать и называть изученную геометрическую фигуру-прямоугольник

Учитель:

Откройте учебник на странице ____ и найдите №1. Рассмотрите рисунок.

Сколько было вагончиков?

Дети:

Было восемь вагончиков.

Учитель:

Положите на парту столько же прямоугольников.

Что произошло потом?

Дети:

Прицепили еще один вагончик.

Учитель:

Положите еще один прямоугольник.

Составьте и запишите выражение к этому рисунку. Расскажите, что означает каждое число в записи. (Дети выполняют задание учителя)

Сколько всего стало вагончиков? Какой по счету последний вагон?

Какие можно задать вопросы? Назовите имя того, кому вы задаете вопрос.

Дети:

Верно ли, что восемь и один будет девять?

Верно ли, что число девять при счете следует за числом восемь?

Верно ли, что девять без одного будет восемь?

Верно ли, что число восемь идет перед числом девять?

Учитель:

Где же на числовом ряду будет жить число девять?

Дети:

Число девять будет жить после числа восемь.

Учитель:

Разбейте прямоугольники, которые лежат у вас на парте, на две части и скажите, из каких частей может состоять число девять?

Дети выполняют действие и проговаривают из каких частей состоит число восемь. Здесь же закрепляется взаимосвязь между частями и целым.

Число девять на письме обозначают цифрой 9. Рассмотрите образец цифры в учебнике. На что похожа эта цифра?

Подготовленные дети читают стихи и показывают картинки.

Шёл котёнок через мост,

Сел на мост и свесил хвост.

«Мяу! Так удобней мне ведь…»

Стал котёнок цифрой 9!

Цифра девять- маленький кружок.

С снизу подрисованным крючком.

Написать такую я бы смог,

С цифрами давно уж я знаком.

Учитель:

А сейчас мы научимся писать эту цифру.

Учитель показывает образец написания цифры на доске. Дети пишут в воздухе, пальчиком по парте, выкладывают цифру на парте из ниточки.

Потом пишут цифру в тетради по образцу, данному в №4 на странице ____ учебника.

6. Этап первичного закрепления

Предметные результаты:

Составлять на основе простейших

моделей арифметические рассказы

схематических рисунков, схем

Обозначать изученные числа цифрами

Сравнивать изученные числа

Рассматривать связанные с составом числа случаи сложения и

вычитания

Представлять изученное число в виде набора наименьших чисел

Учитель:

Ребята, где в жизни мы можем встретить число и цифру 9?

Дети:

Через год мне будет девять лет

Моя сестра учится в девятом классе

Я живу в доме №69 и т.д.

Учитель:

А сейчас мы будем выполнять задания, где нам встретится число и цифра девять.

Задание № в учебнике на странице.

Задание № –устно.

7. Этап самостоятельной работы.

Задание № учебника по вариантам с последующей проверкой на доске.

8. Рефлексия.

Предметные результаты:

Представлять изученное число в виде набора наименьших чисел

Находить последующее и предыдущее числа

Учитель:

Ребята, давайте вспомним цель нашего урока. Достигли ли мы ее? Что узнали сегодня на уроке? Что понравилось?

Что вы можете рассказать о числе восемь?

9. Домашнее задание

Дома нарисуйте «портрет числа»

Конспект урока по математике для учащихся 1 «В» класса

Тема: «Число и цифра 9»

Цели:

Закрепить навыки счета в пределах 9;

Закрепить знания детей о числе и цифре 9;

- Развивать математическое мышление.

План урока:

I .Организационный момент

-Приветствие

-Знакомство

II . Актуализация знаний

1.Устный счёт

2.Задачи в стихах

III .Закрепление изученного материала

3.Восстанови математические записи

4.К каждой из схем составь и запиши по две суммы. Расставь знаки >,< или = между суммами.

IV .Итог урока

I .Организационный момент

Здравствуйте, ребята!

Прозвенел уже звонок,
Сядьте тихо и неслышно,
И скорей начнём урок.
Будем мы писать, трудиться,
Ведь заданья нелегки.
Нам, друзья, нельзя лениться,
Так как мы ученики.
Сегодня урок математики проведу у вас я, зовут меня Юлия Александровна.
II. Актуализация знаний
- Наш урок начнем с устного счета. Посмотрите на слайд, выполним 1 задание.

Устный счёт

1. Вычисли:

Найди значения данных математических выражений. Посмотрите на слайд. (Что бы получить сумму нужно к трём прибавить три……..) , (сумма чисел 3 и 3 равна 6 ).

3 +3=6 2+1=3 5+2=7 1+3=4

3+5=8 7+1=8 2+3=5 5+1=6

6+2=8 4+3=7 1+5=6 2+6=8

2.Задачи в стихах

1.Сушит белочка опята: Три больших и мелких два. «Посчитайте все, ребята!»- просит тетушка Сова. (3+2=5)

2.Утром встали спозаранку и пошли все на рыбалку. рыбу мальчики ловили. Сколько кошке подарили, если две та съела сразу, три пока еще в запасе? (2+3=5)

3.Листья ежики носили, Мягкую постель стелили. был один листок дубовый, Четыре было же кленовых. Как все листья посчитать, Общее число назвать? (1+4=5)

4.Бегемотики в пруду весело купались. Трое слева, трое справа- Плавали, плескались. Сколько всех, скажите, здесь Чистых бегемотиков? (3+3=6)

III . Закрепление изученного материала.

Откройте свои рабочие тетради на стр. 109 упр.1

- У вас есть одна не прописанная строка с цифрой 9, нашли эту строчку, поставили пальчик.

Цифра 9 состоит из малого овала и большого правого полуовала. Начинают писать цифру немного ниже правого верхнего угла клетки, ведут линию вверх налево, закругляя ее к центру клетки, затем направо вверх к исходной точке. От начальной точки пишут большой правый полуовал, касаясь середины нижней стороны клетки.

Взяли в руки ручку и пишем цифру 9 до конца строки.

Найдите на стр.110 упр.4

1.Дополни математические записи к схемам

Посчитайте сколько кругов под первой нижней дугой?(8)

Посчитайте сколько кругов под второй нижней дугой?(1)

Какое число прибавим к единице, чтобы получилось 9?(8)

+1=9

Какое число прибавим к восьми, чтобы получилось 9 ?(1)

8+ =9

Посчитайте сколько кругов под первой нижней дугой?(7)

Посчитайте сколько кругов под второй нижней дугой?(2)

Какое число прибавим к двум, чтобы получилось 9 ?(7)

+ +2=9

Какое число прибавим к семи, чтобы получилось 9 ?(2)

2 + =9

Посчитайте сколько кругов под первой нижней дугой?(6)

Посчитайте сколько кругов под второй нижней дугой?(3)

Какое число прибавим к трём, чтобы получилось 9 ?(6)

+3=9

Проверка

Какое число прибавим к шести, чтобы получилось 9 ?(3)

6+ =9

Проверка

Какое число прибавим к четырём, чтобы получилось 9 ?(5)

+4=9

Проверка

Какое число прибавим к пяти, чтобы получилось 9 ?(4)

5+ = 9

Проверка

Найдите упр.5 на стр.111

2.Дополни математические записи к схеме

9= +

Посчитайте сколько кругов под первой нижней дугой?(5)

Посчитайте сколько кругов под второй нижней дугой?(4)

9= +

Физминутка

В теремке жила девятка:
Спать любила сладко-сладко.
Красный бантик над макушкой,
Хвост веселой запятушкой.
Как-то ей приснился сон:
Чудо-лес со всех сторон,
Девять радужных стрекоз
Ей венок сплели из роз,
Девять быстрых окуней
На волнах играли с ней,
Девять уток с ней летали,
Девять лис ее катали,
Девять ярких мотыльков
К ней спустились с облаков.
А потом притопал слон
И спугнул чудесный сон!

Найдите упр.6 на стр.111

3.Восстанови математические записи.

9= +1 9=8 +

9= +2 9=7 +

9= +3 9=6 +

9= +4 9=5 +

Найдите упр. 8 на стр.112

4.К каждой из схем составь и запиши по две суммы. Расставь знаки >,< или = между суммами.

а)

Посчитайте сколько кругов под первой верхней дугой?(8)

Посчитайте сколько кругов под второй верхней дугой?(1)

+ +

Посчитайте сколько кругов под первой нижней дугой?(1)

Посчитайте сколько кругов под второй нижней дугой?(8)

б)

Посчитайте сколько кругов под первой верхней дугой?(7)

Посчитайте сколько кругов под второй верхней дугой?(2)

+ +

Посчитайте сколько кругов под первой нижней дугой?(2)

Посчитайте сколько кругов под второй нижней дугой?(7)

в)

Посчитайте сколько кругов под первой верхней дугой?(6)

Посчитайте сколько кругов под второй верхней дугой?(3)

+ +

Посчитайте сколько кругов под первой нижней дугой?(3)

Посчитайте сколько кругов под второй нижней дугой?(6)

г)

Посчитайте сколько кругов под первой верхней дугой?(5)

Посчитайте сколько кругов под второй верхней дугой?(4)

+ +

Посчитайте сколько кругов под первой нижней дугой?(4)

Посчитайте сколько кругов под второй нижней дугой?(5)

Д)

Посчитайте сколько кругов под первой верхней дугой?(9)

Посчитайте сколько кругов под второй верхней дугой?(0)

+ +

Посчитайте сколько кругов под первой нижней дугой?(0)

Посчитайте сколько кругов под второй нижней дугой?(9)

- Отгадайте загадки:

Цифра шесть перевернулась,
Новой цифрой обернулась! (Девять)

Глядела цифра в зеркало
И о сестре мечтала.
Но только свойства одного
Его видать не знала.
И получила двойника.
Как капелька водицы
Сестра похожа на нее.
Да только вниз косица. (Шесть и девять)

Вот так циферка, взгляни,

У нее и фокус есть -

Ты её переверни,

И получишь цифру шесть! (Девять)

IV . Подведение итога урока

Ребята мне понравилось как вы активно сегодня работали. Особенно работали хорошо..... Спасибо за урок. До новых встреч.

Гульнара Марварова
Конспект открытого занятия по ФЭМП в подготовительной группе «Число и цифра 9»

Тема : Число и цифра 9

Цель : Знакомство с числом 9 , его составом, написанием цифры 9 .

Задачи :

Обучающие : формировать знания о составе числа , умение писать цифру , считать в пределах 9;

Развивающие : развивать наблюдательность, зрительную слуховую память, внимание, логическое мышление, математическую речь;

Воспитывающие : воспитывать активность, уважение друг к другу, дисциплину, самостоятельность, желание вести здоровый образ жизни.

Ход занятия

I. Организационный момент. Устный счет.

Мы сегодня отправимся в путешествие, а куда - узнаете позже. Но для путешествия нам нужны знания.

Игра «Вместо одной цифры – две »

Повторим, как можно получить 8, 7, 6.

А теперь проверим самых смекалистых

*Из-за куста торчали 6 ушек. Сколько зайчиков там спрятались?

*Из будки торчат хвостики всех щенков. Сколько щенков в будке, если мы видим 7 хвостиков?

*У животного 2 правые ноги, 2 левые, 2 спереди, 2 сзади. Сколько ног у животного?

Я, смотрю, вы готовы в дальнее путешествие.

II. Работа по инструкции. (работа в тетрадях)

Лети, лети, лепесток, через запад на восток…

Вели, чтобы ребята попали в Королевство, где все перевернуто. Долетаем до цифры , которая может переворачиваться, и возвращаемся обратно.

Прилетели к цифре …шесть . Зачем? Ведь мы уже ее выучили

III. Цифра 9 .

Не удивляйтесь! В этом королевстве все перевернуто. А если цифру шесть перевернуть , то получится… Это цифра девять , которая уже заждалась, когда мы с ней познакомимся!

Послушайте про нее стихи.

Вот какая цифра есть –

Перевернутая шесть.

(Ф. Даглараджа)

Девять, как и шесть, вглядись.

Только хвост не вверх, а вниз.

(Г. Виеру)

Цифра девять , иль девятка, -

Цирковая акробатка :

Если на голову встанет,

Цифрой шесть девятка станет.

(С. Маршак)

Написание цифры

-Цифра 9 состоит из 2 элементов : небольшого овала и большого правого полуовала. (работа в тетрадях)

Физминутка

Побежали скорее в лес,

Там послушаем рассказ.

Помахали мы крыльями,

Покружились над полями.

Ветер дует нам в лицо,

Закачалось деревцо.

Ветерок все тише-тише,

Деревцо все ниже – ниже.

А теперь, мы оказались в лесу. Посмотрите сколько деревьев.

Что это за деревья? (елки)

Все ли они одинаковые?

-Чем различаются : формой, цветом, размером?

Сколько маленьких елочек? Больших?

Сколько всего получилось?

А что больше 8 или 9?

Какое составим выражение?

Значит 9 – это. ?

Положи перед собой 9 палочек. Как ещё можно получить 9 ?

2+7 = 9 3+6=9 4+5 = 9

Повторим ещё раз 9 – это….?

Физминутка

Мы к большой лужайке вышли,

Поднимая ноги выше,

Через кустики и кочки,

Через веточки, пенечки.

IV -Что вы видите на лужайке?

Ой, кто-то пищит. Просит нас освободить его.

Дорожка завалена камнями. Чтобы их убрать нужно решить примеры на камнях. (все примеры на состав числа 9 и только один пример на состав числа 7 ).

Посмотрите, кого освободили? (лисенка)

Какой пример был лишним? (6+1) . Почему?

Ребята, лисенок ходит в лесную школу. И ему задали домой головоломку. Помогите ему.

Сосчитай сколько квадратов?

А сколько надо добавить, чтоб было 9?

V. Итог :

Ну, все нагулялись. Возвращаемся домой.

Посмотрите, какие подарки из леса у нас (грибы, шишки, яблоки)

Расположи, так дары леса, чтоб рядом одинаковых предметов не было.

Сколько всего предметов?

А как можно получить 9?

Понравилось вам наше путешествие?

Следующее занятие будет еще интереснее, вас ожидает сюрприз…

Конспект урока «Число 9. Цифра 9»

Цели :

сформировать представление о числе 9, его составе, способность к его записи, изображению на числовом отрезке, сложению и вычитанию в пределах 9;

закрепить взаимосвязь между частью и целым; уточнить названия компонентов сложения и вычитания, формировать способность к правильному использованию в речи;

тренировать мыслительные операции, речь, творческие способности учащихся;

способствовать формированию положительной учебной мотивации, укреплению здоровья и развитию чувства взаимопомощи и взаимоподдержки в коллективе.

Оборудование:

учебники Л.Г.Петерсон Математика. 1 класс. Часть 2., картинки (игрушки) Айболита, его “больных” зверей;

индивидуальные числовые отрезки, физическая карта, чайки;

четыре набора вырезанных цветков по 9 штук в каждом, четыре наборных полотна с математическими цифрами и знаками;

опора по составу числа 9, цифра 9;

релаксационная мелодия для физминутки; чертёж девятиугольника, похожего на контур африканского материка;

семь бабочек: красная, оранжевая, желтая, зеленая, голубая, синяя, фиолетовая, буквы для слова “молодцы”.

Ход урока

1. Самоопределение к деятельности: Дети работают стоя.

— Отгадайте загадку:

Лечит маленьких детей,

Лечит птичек и зверей,

Сквозь очки свои глядит

Добрый доктор … (Айболит).

— Какое самое лучшее лекарство от любой болезни?..

(Смех, улыбка и хорошее настроение).

— Улыбнитесь друг другу и пожелайте удачи в работе на уроке. Ведь сегодня мы

отправимся с Айболитом в Африку лечить зверей. Итак, в путь.

2. Актуализация знаний:

У детей индивидуальные отрезки от 1 до 20.

Счет от 8 до 16; от 12 до 5;

Назовите последующее число 8, 14. На сколько последующее число больше предыдущего?

Назовите предыдущее число 11, 20. На сколько предыдущее число меньше последующего?

Какое число стоит справа от 11, слева от 14?

Какое число стоит между 8 и 10; 16 и 18?

б) – Установите закономерность и вы узнаете, сколько гор – препятствий нам предстоит

пройти: (6 + 2 = 8 – гор)3 4 6

5 4 2

8 8 ?

— Какого варианта состава числа 8 нет в таблице? (8 – это: 7 и 1).

3. Постановка проблемы: Дети садятся.

— У побережья Средиземного моря Айболит встретил чаек. Они помогли ему перелететь через море.

У детей индивидуальные карточки с равенствами: 7+1=8, 8-1=7, 8+1=9.

— Подберите нужное равенство к задаче: Айболит поставил чайник, Приходите к нам на чай.

Пригласил он восемь чаек. Всех друзей-ка сосчитай! (8+1=9)

— Какое выражение выбрали? Почему? Почему здесь надо складывать? (Ищем целое).

— Назовите целое и части. (9 – целое, 8 и 1 – части).

— Назовите тему урока… (Число и цифра 9). Учитель открывает тему урока на доске.

— Чему мы должны научиться? (Узнать состав числа 9, научиться писать цифру 9…)

4. “Открытие” нового знания: Работа ведется стоя.

а) состав числа 9:

— Расскажите все, что вы знаете о числе 9.

(Число 9 стоит в натуральном ряду чисел на девятом месте. Оно больше предыдущего числа 8 на 1 и меньше последующего числа 10 на 1. Чтобы получить число 9, надо к 8 прибавить 1 или из 10 вычесть1.)

— Но не только… Вы узнаете полный состав числа 9, если рассортируете все лекарственные цветы, которые Айболит собрал у подножия горы Килиманджаро.

Работа в группах: 4 группы.

Каждой команде раздается по 9 вырезанных цветков и наборное полотно соответствующими цифрами и знаками. См. рисунок 1.

— Разбить все цветы на две группы и составить выражения: 1 команде – по цвету; (2+7 или 7+2)

2 команде – по форме; (3+6 или 6+3)

3 команде – по размеру; (4+5 или 5+4)

4 команде – по количеству листиков на стебле. (1+8 или 8+1)

Рисунок 1.

— Как же получить число 9? Дети хором проговаривают состав числа 9.

9 это:

1 и 8 или 8 и 1

2 и 7 или 7 и 2

3 и 6 или 6 и 3

4 и 5 или 5 и 4

б) – А чем число 9 отличается от цифры 9?

(Цифра 9 – это лишь знак для обозначения количества, равного 9.)

— На что похожа цифра 9? Научимся правильно и красиво писать её.

Цифра девять, иль девятка, —

Цирковая акробатка:

Если на голову встанет,

Цифрой шесть девятка станет.

Учитель объясняет написание цифры, дети прописывают в воздухе,

пальчиком на ладошке, затем в тетради. Самую красивую цифру подчеркивают.

— Так сколько больных зверей Айболит вылечил в первый день? (9)

5. Физминутка: под музыку

— Ой! От радости один мотылек не удержался и упал вам на головку.

Погладьте его: осторожно, не спугните!

Затем он перебрался на лобик, скатился на носик, перепрыгнул на щёчку, забрался за шиворот – погладьте его и там. Добрался до животика, а потом спрятался под пяточкой.

Поймайте его, посадите на ладошку, прикройте, чтобы не убежал. Что ж, здоровому мотыльку пора возвращаться домой… Давайте отпустим его и помашем вслед!

6. Первичное закрепление: Дети садятся.

С.18, №2 — закрепляется состав числа 9, взаимосвязь между частью и целым; названия компонентов сложения и вычитания.

1 столбик – хором;

2- 3 столбики – с комментированием;

4 столбик – самостоятельно.

— Из каких частей состоит число 9? По опоре ещё раз проговорить состав числа 9.

7. Самостоятельная работа с самопроверкой:

С.19, №3 – Сейчас вы узнаете кому из зверюшек в первую очередь понадобилась помощь.

1-ый столбик — решают девочки;

2-ой столбик – мальчики.

(Морской котик, дельфин, ёжик – у девочек; воробей, бабочка, щенок – у мальчиков.)

8. Повторение: Дети работают стоя.

— На что похожа эта замкнутая фигура? См. рисунок 2.

(Варианты детей).

А еще на контур африканского материка.

— Как называется фигура? (Многоугольник или девятиугольник.)

— Почему именно девятиугольник?

(Девять углов, говорим на уроке про число и цифру 9.)

— Из чего состоит любой многоугольник? (Из отрезков.)

— Найдите все многоугольники. Сколько их? (6) Африка

Рисунок 2.

9. Итог урока. Рефлексия:

— Какую цифру вы научились писать на уроке? Состав какого числа нам нужно запомнить?

Над доской – семь разноцветных бабочек по порядку цветов радуги. См. рисунок 3.

На каждой бабочке — буква:

Рисунок 3.

— Проследите глазками за бабочками в том порядке, в котором я назову, соедините буквы и прочитайте слово: зеленая бабочка, красная, фиолетовая, желтая, голубая, оранжевая, синяя. Какое слово получилось? (Молодцы.)

— Так оценил вашу работу на уроке Айболит. Вы согласны с его оценкой?

Тема: Число и цифра 9.

Тип урока: урок формирования новых знаний.

Цель : закреплять у обучающихся представления о цифре и числе 9, счет в пределах 9.

Задачи:

Образовательные : уточнить представление о числе 9, понимание отношений между числами натурального ряда (больше - меньше на один); закрепить умение устанавливать соответствие между количеством предметов, числом и цифрой; закрепить навыки ориентирования в пространстве.

Коррекционные : способствовать развитию слухового и зрительного восприятия и внимания; стимулировать речевую активность обучающихся; развивать графомоторные навыки.

Воспитательные : воспитывать интерес к предмету, самостоятельность, умение работать в коллективе.

Оборудование: иллюстрация Айболит, предметные картинки (животные, баночки с лекарствами, конфеты), карточки с цифрами, проволока для конструирования цифры 9, счетные палочки, индивидуальные карточки с заданиями.

I.Организационный момент.

Проверь, дружок,
Готов ли ты начать урок?
Все ль в порядке
Книжка, ручка и тетрадка?
Проверили? Садитесь!
С усердием трудитесь!

II. Актуализация опорных знаний.

Начинаем урок с математической разминки.

1. Восстановить числовой ряд.

Что можете сказать? (Числа стоят не по порядку, потеряли свои места.)

Расставьте числа в порядке возрастания, и вы узнаете, кто пришел к нам в гости на урок.

Как будем расставлять? (От самого маленького до самого большого.)

Кто же наш сегодняшний гость? (Айболит)

А чем занимается Айболит?

Вы все любите животных? Многие из них беззащитны, а некоторых видов на Земле осталось очень мало. И поэтому людям нужно заботиться о них, беречь их.

2. Ориентация в числовом ряду.

Айболит просит вас помочь ему подготовиться к приему больных. Расставить лекарства на свои места .(педагог расставляет лекарства на доске)

Назовите цифры от 1 до 8. Какой это счет?(прямой)

Обратный счет от 8 до 1.

Какая первая цифра?

Какая последняя цифра?

Назовите число, которое стоит между 3 и 5.

Назовите число, которое следует за числом 5.

Назовите предыдущее число для числа 4.

Какое число стоит слева от 3.

Какое число стоит справа от 6.

3. Итог

Эти знания пригодятся нам на сегодняшнем уроке.

III. Постановка проблемы .

Мы знаем, что к доктору приходят лечиться различные животные. Мы с вами должны посчитать животных, которые пришли на прием к Айболиту. Я буду читать стихотворение, а вы откладывать счетные палочки у себя на столе в ряд.

Добрый доктор Айболит,
Он под деревом сидит.
Приходи к нему лечиться
И корова, и волчица,
И жучок, и паучок,
И медведица.
Прибежали три мартышки
И уселись возле мышки.
Сколько же всего животных,
Посчитайте поскорей! (9 животных.)

(педагог прикрепляет животных на магнитную доску).

Итак, их 9. А знакомы мы с числом 9? (Нет.)

А как вы думаете, чему мы будем сегодня учиться на уроке?

(Мы узнаем все о числе 9)

IV. Ознакомление с новым материалом и «открытие» обучающимися новых знаний.

а) Анализ графического образца цифры .

Цифра написанная на доске.

Карточки с цифрой 9 у обучающихся.

Проволока для конструирования цифры 9.

Существует цифра, с помощью которой можно записать это число. (Показываю печатную цифру)

На что она похожа? (Ответы детей.)

Обведите цифру 9 пальчиком.

Покажите 5 пальцев на левой руке и 3 пальца на правой руке. Добавь к ним еще 1 палец правой руки. Сколько стало пальцев?

9 как и 6, вглядись,

Только хвост не вверх, а вниз. (педагог показывает цифру 6 и 9) )

Сконструируйте из проволоки цифру 9.

Пальчиковая гимнастика

Ребята, прежде чем начать писать, Айболит рекомендует сделать гимнастику для наших пальчиков.

Все такие нужные,

Крепкие и дружные.

Раз, два, три, четыре, пять,

б) Письменная цифра 9.

Работа по карточкам. Найдите среди знаков цифру 9 и обведите ее в кружок.

1 4 3 5 6 9 8 7 9 3 6 8 9 2 8

Сколько раз вам встретилась цифра 9?

Мы уже познакомились с цифрой 9, а писать мы ее еще не умеем.

Рассмотрите, как пишут цифру 9, обозначающую число 9.

(После показа письменной цифры 9,обучающиеся пишут в тетради.)

Объяснение: Цифра 9 состоит из двух элементов: небольшого овала и большого полуовала.

Начинаем писать овал немного ниже вершины правого верхнего угла клетки.

Закругляем, ведем вниз до середины клетки. Опять закругляем и ведем вверх к началу овала и затем ведем вниз; закругляем на середине нижней линии клетки; закругляем влево чуть выше нижней стороны клетки.

Давайте все вместе напишем цифру 9 в воздухе.

Откройте тетради, возьмите ручки и напишите сначала по точкам, а потом строчку до конца.

Закройте тетради и положите ручки на край стола.

в ) Соотношение между числом и количеством предметов.

Мы уже знаем, что каждое число обозначает свое количество предметов. Доктор хочет проверить ваши знания и просит найти соотношение между числами и рисунками.

(Обучающиеся работают самостоятельно по карточкам. При проверке располагают числа на доске в порядке возрастания.)

Ребята кого у нас 5?8?9?

V. Физкультминутка .

Чтобы не болеть, Айболит советует не только есть витамины, но и заниматься спортом.

Чтоб расти нам сильными,

Ловкими и смелыми,

Ежедневно по утрам

Мы зарядку делаем.

К солнцу руки поднимаем,

Дружно, весело шагаем,

Приседаем и встаем

И ничуть не устаем.

г) Место числа 9 на числовом отрезке.

Звери часто не выполняют советов Айболита и начинают болеть. Чем лечит Айболит? (лекарствами) Ребята, вы знаете, что лекарства очень горькие. Что часто дают после лекарств?(конфеты)

А сейчас мы узнаем, сколько у Айболита конфет.

Давайте решим задачу.

У Айболита было 8 конфет маленьких для маленьких зверят и 1 конфета для большого зверя. Сколько всего конфет было у Айболита?

О чем говорится в задаче?

Сколько было маленьких конфет? Какой цифрой обозначим количество конфет?( 8)

(педагог пишет на доске цифру 8)

Сколько было больших конфет? Какой цифрой обозначим большую конфету? (1) (педагог пишет на доске цифру 1)

Какой вопрос задачи?

Конфет стало больше или меньше у Айболита?

Какое арифметическое действие мы выберем для решения задачи?

При сложении между числами ставим какой знак? С числами, что мы делаем?

8к.+1к.=9к.

Что означает цифра 8? Что означает цифра 1?Какой ответ задачи?

Мы теперь знаем сколько конфет у Айболита.

Давайте откроем тетради и запишем решение нашей задачи.

2 клеточки вниз отступите и запишите решение нашей задачи.

Положите ручки и посмотрите на числовой ряд.

VI. Закрепление нового материала.

А как найти число 9 на числовом отрезке?

(От числа 8 сделать 1 шаг вправо.)

А как записать наше действие в виде примера? (8+1 =9)

Давайте вместе прочтем пример. 8 + 1 =9 (2 раза - 8 плюс 1 равно 9)

Прочитаем этот пример по разному: восемь плюс один – равно девять, к восьми прибавить один –получится девять.


Отступите 2 клеточки вниз и запишите этот пример.

Отступите 2 клеточки вниз.

Запишите в строчку числовой ряд 1 до 9, пропуская одну клеточку. Закройте тетради и положите на край стола.

VII. Итог урока.

Ребята, с каким числом, цифрой познакомились на уроке?

После какого числа следует число 9?

На каком по счету месте стоит число 9?

Между какими числами стоит число 8?

Айболиту очень понравилось как вы работали на уроке, помогли ему посчитать зверей, которые пришли на прием, по порядку расставить лекарства, выполняли его советы, делали зарядку, помогли посчитать конфеты. Вы настоящие помощники!

Урок окончен! Спасибо за внимание!