Современные подходы к проведению игр занятий. Консультация для воспитателей «Современные подходы к организации игровой деятельности дошкольников. Как провести правильный анализ

Выступление на педсовете

Воспитатель: Хасанова Н.Т.

г. Нижневартовск

прямое руководство партнера.

Косвенные приемы

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 56 «Северяночка»

Выступление на педсовете

Тема: «О современных подходах к организации творческих игр дошкольников»

Воспитатель: Хасанова Н.Т.

г. Нижневартовск

"О современных подходах к организации творческих игр дошкольников"

В работах Т.И. Бабаевой получают свое развитие идеи о сочетании прямых и косвенных способов руководства творческими играми. Определено, что прямое руководство играми детей связано с влиянием педагога на игру через собственное ролевое поведение и его участие в игре как равного партнера. При этом педагог помогает детям придумывать сюжеты, ролевые диалоги, элементы игровой обстановки. Непосредственное прямое развитие игры также должно обеспечить обогащение содержания, развитие сюжета игры и игровых умений, развитие взаимоотношений между детьми. Прямое влияние на игру строится как непринужденное эмоциональное общение воспитателя с детьми (индивидуально или небольшими подгруппами). Нельзя сажать или ставить детей вокруг себя. Игровой процесс должен протекать естественно, у детей не должно возникать ощущения, что их "обучают" играть.

Косвенные приемы руководства должны обеспечить ребенку позицию участника тех событий, о которых он узнает в процессе наблюдений, слушания книг, просмотра мультфильмов и кинофильмов. Косвенное развитие игры должно обеспечить развитие положительного, эмоционально - окрашенного отношения детей к явлениям окружающей действительности, которые могут быть отражены в игре, детских интересов. Для этого необходимо обогащать представления детей о социальной действительности через экскурсии, чтение книг, беседы, дидактические игры и др. косвенные приемы должны обеспечить ребенку позицию участника тех событий, о которых он узнает в процессе наблюдений, слушания рассказов, чтения книг, просмотра кинофильмов и мультфильмов.

Косвенное развитие игры связано с созданием развивающей предметно - игровой среды, в которой должны быть представлены как готовые игры и игрушки, так и материалы для синтеза игры с художественной и трудовой деятельностью, позволяющей включать в игру самоделки, сочетать игру с рисованием.

"Почему ребенок постоянно играет в одни и те же игр?", "Почему ребенок всегда находится в "тени" игры и выполняет только второстепенные роли или просто наблюдает за играми других?" - именно от ответов на эти и другие вопросы зависят тактика правильного взаимодействия педагога и ребенка в игре.

Игровое сопровождение предстает как достаточно сложный механизм естественной помощи ребенку. Оно включает в себя как непосредственно игровое взаимодействие, так и наблюдение за игровым поведением малыша, изучение возможностей его развития и определение того, как пробудить активность и инициативу.

Нарастание самостоятельности детей в игровой деятельности требует гибкой тактики руководства игровой деятельностью, где позиция педагога постоянно меняется.


Виктория Моисеенко
Современные подходы к организации воспитания дошкольников с ОНР в условиях общеразвивающей группы средствами творческой игры

Введение.

Федеральные государственные требования к структуре программы дошкольного образования предлагают в различных образовательных областях через ведущую деятельность дошкольника , в первую очередь творческую игру , формировать возрастные компетенции. Педагоги детских садов сейчас отбирают лучшие формы взаимодействия с воспитанниками для формирования физических, интеллектуальных и личностных качеств интегрированного подхода в ходе освоения всех образовательных областей. В моей, общеразвивающей , группе воспитываются и дети с общим недоразвитием речи. Для обеспечения в процессе освоения общеразвивающей программы коррекции недостатков развития речи, достижения всеми воспитанниками необходимого уровня развития, готовности к школьному обучению, равных стартовых возможностей я использую игровой метод. Это поможет детям с ограниченными возможностями здоровья освоить программу воспитания и обучения . Планируемый результат : дети любознательные, активные, владеют способами взаимодействия с взрослыми и сверстниками, используют вербальные и невербальные средства общения , способны самостоятельно действовать в повседневной жизни, принимают живое, заинтересованное участие в образовательном процессе, уровень эмоциональной комфортности высокий.

Аналитическая часть.

Дети группы «Семицветик» , которые принимали участие в обучающем процессе «Организации воспитания дошкольников с ОНР в условиях общеразвивающей группы средствами творческой игры , проектной деятельности» (50 % из них с «Общим недоразвитием речи» ) находятся на этапе завершения дошкольного образования ». Поэтому большое внимание уделяю развитию у детей способности применять сформированные умения и навыки связной речи в различных ситуациях общения , в том числе и в творческих играх . Ключевые понятия игровой деятельности – интерес, удовольствие, развитие. Ни к какой деятельности ребёнок не проявляет столько интереса, сколько к играм. Ему интересно, а значит, познание и развитие происходит легко, с удовольствием, ребёнок успешнее справляется с недостатками своей речи. Ведь рядом партнёры по игре, которые часто дают образец грамотных высказываний. Вот в чём огромный потенциал воспитательных и развивающих возможностей игры . С помощью игры эффективнее идёт обучение и воспитание ребёнка , формируется речевая, познавательная, мотивационная активность детей. Теоретическое подтверждение этому в работе русского философа Г. В. Плеханова. Ещё в 1912 году он подчеркнул, что игра служит средством передачи «культурных приобретений из рода в род» . Ранее в 1867 году К. Д. Ушинский определил игру как «посильный для ребёнка способ войти во всю сложность окружающего его мира взрослых». В дальнейшем А. В Запорожец, В. В. Давыдов, Н. Я. Михайленко доказали, что «игра не изобретается ребёнком, а задаётся ему взрослым» . Усваивая в общении с взрослыми технику различных игр, ребёнок затем обобщает игровые способы и переносит на другие ситуации. Так игра приобретает самодвижение, становится формой собственного творчества ребёнка , а это обуславливает её развивающий эффект».

Стало заметно, что дети в группе , меньше играют в традиционные сюжетные игры . Взрослые стараются дать детям как можно больше знаний, среди родителей стало модно раннее обучение детей. Нарушился разумный баланс игры и других видов деятельности. Существует и проблема эмоциональной комфортности детей с ограниченными возможностями здоровья.

У детей этой возрастной группы в норме игровые действия становятся более сложными, обретают особый смысл, который не всегда открывается взрослому. Игровое пространство усложняется . В нем может быть несколько центров, каждый из которых поддерживает свою сюжетную линию. При этом дети способны отслеживать поведение партнеров по всему игровому пространству и менять свое поведение в зависимости от места в нем. Так, ребенок уже обращается к продавцу не просто как покупатель, а как покупатель-мама или покупатель-шофер и т. п. Исполнение роли акцентируется не только самой ролью, но и тем, в какой части игрового пространства эта роль воспроизводится . Например, исполняя роль водителя автобуса, ребенок командует пассажирами и подчиняется инспектору ГИБДД. Если логика игры требует появления новой роли, то ребенок может по ходу игры взять на себя новую роль, сохранив при этом роль, взятую ранее. Дети могут комментировать исполнение роли тем или иным участником игры .

Образы из окружающей жизни и литературных произведений, передаваемые детьми в изобразительной деятельности, становятся сложнее.

Именно поэтому, решили организовать проект «Мир - глазами ребенка» , по средствам игры . В проекте принимали участие воспитатель , психолог, социолог, логопед, а так же дети и родители группы «Семицветик»

Практическая часть. Реализация проекта.

Была создана инициативная группа из детей , родителей, педагогов. Обсудили проблему.

Поставили цель : обогатить представления и возможность детей, активизировать их к развёртыванию интересных, творческих , сюжетно-ролевых игр; показать родителям значение совместных игр в семье для развития ребёнка; ознакомить с традициями и формами игрового досуга в семье.

Определили задачи :

Продолжать знакомить детей с основными областями социальной жизни, интересными событиями, поступками людей через различные игры ;

Вместе с детьми разработать правила гуманного отношения к партнёрам;

организовать игры , направленные на сплочение детей;

Создавать условия для самостоятельной игровой деятельности;

Взрослым в детском саду и в семье принимать участие в играх детей, выполняя роли, предложенные детьми;

Использовать игры для коррекции речевых недостатков.

В ходе проекта предусматривались виды деятельности в разных образовательных областях.

«Социализация» . Сюжетно-ролевые игры знакомые и новые («Магазин» , «В волшебной стране» в зимнее время на площадке группы , совместно сооружался из снега макет настоящей рыцарской крепости и ее защита, «Путешествие в страну знаний» , «Бородинская битва» и); изготовление родителями атрибутов, альбомов по профессиям;; показ спектакля для детей младшей и средней групп по сказке «Теремок» в форме сюжетно-ролевой игры «Театр» .

«Художественное творчество » . Изготовление детьми поделок, атрибутов к играм, игрушек из бросового материала (проект, что можно сделать из бытового мусора, возможности преобразования необходимых предметов в игрушки, используя дополнительные материалы, проект лепки «Птичий двор» по сказке Г. Х Андерсена «Гадкий утенок» , рисование совместно с родителями на тему «Семейный досуг» , «Кем быть» , «Мой любимый питомец»

«Познание» . Выставка фотографий людей разных профессий (родителей и сотрудников детского сада. Стартовали совместные проекты родителей, детей и педагогов «Кукла своими руками» , «Какие бывают мосты» , «Первые космонавты – Белка и Стрелка» , «Я исследую мир» работа с микроскопом, проект «Большой театр» ; работа в кружке «Исследователь» (опыты и эксперименты) . А так же занятия по прикладному творчеству «История городецкой росписи» , проводился конкурс внутри группы «Я эрудит» .

«Коммуникация» . Беседы о профессиях людей; решение проблемных ситуаций; «безопасность жизни» в постановочном варианте нескольких подгрупп , конкурс на лучшее чтение стихотворения о природе . Так же стартовал проект А. С. Пушкина «Сказка о царе Салтане» , где каждый ребенок пробовал себя в разных ролях.

Специально создавались условия , требующие от ребёнка проявления различных форм общения : ситуативно-делового, познавательного, личностного. Демонстрировались образцы общения в коллективе , вовлечение пассивных детей, поддерживалась речевая активность. Побуждали детей к диалогу, монологу, поощряли коммуникабельность. Дети учились слышать свою речь, исправлять замеченные ошибки.

В процессе общения с детьми выяснилось , что если достаточно времени посвящать обогащению представлений детей о людях разных профессий, их характерах, действиях, то дети быстро подхватывают и отражают это в игре. Один из самых эффективных способов развития игровых навыков детей - это непосредственное участие взрослого в играх с выполнением какой-либо роли. Каков ребёнок в игре, таков он во многом, будет в жизни, в работе. Игра – путь познания ребёнком самого себя, своих возможностей, способностей. Детские игры – важное средство самовоспитания . Игра – школа произвольного поведения.

Итог проекта : дети легко выбирают себе занятия, партнёров по игре, способны к созданию и воплощению собственных замыслов, стремятся к творческому самовыражению в разных видах деятельности. Их воображение и фантазии особенно ярко проявляются в ролевой и режиссёрской игре : они могут придумывать новые сюжеты, новую роль, оригинально использовать игровые атрибуты. В игровой самостоятельной деятельности активно используют и закрепляют все компоненты устной речи.

Список литературы.

С. А. Козлова Т. А. Куликова. Дошкольная педагогика . М. Академия. 2000

Т. Б. Филичева. Коррекция нарушений речи. М. «Просвещение» 2009г.

Н. Е. Веракса, Т. С. Комарова, М. А. Васильева. Программа дошкольного образования «От рождения до школы» М. «Мозаика-Синтез» 2010г.

Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования . Утверждены приказом МОиН РФ от23.11.2009 г. № 655

Доронова Т. Н. Радуга : программа и методическое обеспечение по воспитанию , развитию и образованию детей 6-7 лет в детском саду. М. «Просвещение» 1997г

Консультация для воспитателей

«Современные подходы к организации игровой деятельности дошкольников»

Виды деятельности" href="/text/category/vidi_deyatelmznosti/" rel="bookmark">вид деятельности ребенка – дошкольника. Ведущее положение игры определяется не количеством времени, которое ребенок ей посвящает, а тем, что: она удовлетворяет его основные потребности; в недрах игры зарождаются и развиваются другие виды деятельности; игра в наибольшей степени способствует психическому развитию ребенка .
В самых различных системах обучения игре отводится особое место. И определяется это тем, что игра очень созвучна природе ребенка. Ребенок от рождения и до наступления зрелости уделяет огромное внимание играм. Игра для ребенка - не просто интересное времяпрепровождение, но способ моделирования внешнего, взрослого мира, способ моделирования его взаимоотношений , в процессе которого, ребенок вырабатывает схему взаимоотношений со сверстниками. Дети с удовольствием сами придумывают игры, с помощью которых самые банальны, бытовые вещи переносятся в особый интересный мир приключений. "Игра, есть потребность растущего детского организма. В игре развиваются физические силы ребенка, тверже рука, гибче тело, вернее глаз, развиваются сообразительность, находчивость, инициатива. В игре вырабатываются у ребят организационные навыки, развиваются выдержка, умение взвешивать обстоятельства и пр.",- писала.

В игре ребенок делает открытия того, что давно известно взрослому. В настоящее время появилось целое направление в педагогической науке - игровая педагогика, которая считает игру ведущим методом воспитания и обучения детей дошкольного и младшего школьного возраста и поэтому упор на игру (игровую деятельность, игровые формы, приемы) - это важнейший путь включения детей в учебную работу, способ обеспечения эмоционального отклика на воспитательные воздействия и нормальных условий жизнедеятельности.

https://pandia.ru/text/80/148/images/image003_63.jpg" alt="Блогер:" width="492" height="377 src=">

Ролевая игра детей дошкольного возраста в развитом виде представляет деятельность, в которой дети берут на себя роли (функции) взрослых и в общественной форме в специально создаваемых игровых условиях воспроизводят деятельность взрослых и отношения между ними. Для этих условий характерно использование разнообразных игровых предметов, замещающих действительные предметы деятельности взрослых.
Игра, как и сказка, учит ребёнка проникаться мыслями и чувствами изображаемых людей, выходя за круг обыденных впечатлений в более широкий мир человеческих стремлений и героических поступков.
В развитии и обогащении самодеятельности детей, творческого воспроизведения и отражения фактов и явлений окружающей жизни огромная роль принадлежит воображению. Именно силою воображения создаются ситуации игры, образы, воспроизводимые в ней, возможность сочетать реальное, обычное с вымышленным, что и придаёт детской игре привлекательность, которая присуща только ей.
В сюжетно-ролевых играх отчётливо выступает оптимистический, жизнеутверждающий характер, самые трудные дела в них всегда заканчиваются успешно и благополучно: капитаны проводят корабли сквозь штормы и бури, пограничники задерживают нарушителей, доктор излечивает больных.
В творческой сюжетно-ролевой игре ребёнок активно воссоздаёт, моделирует явления реальной жизни, переживает их и это наполняет его жизнь богатым содержанием, оставляя след на долгие годы.

Длительность сюжетной игры:

· в младшем дошкольном возрасте (10-15 мин.);

· в среднем дошкольном возрасте (40-50 мин.);

· в старшем дошкольном возрасте (от нескольких часов до дней).

Режиссерские игры , в которых ребенок заставляет говорить, выполнять разнообразные действия кукол, действуя и за себя, и за куклу.

https://pandia.ru/text/80/148/images/image005_35.jpg" alt="Сайт заблокирован" width="409" height="274 src=">

Чаще всего основой игр - драматизаций являются сказки. В сказках образы героев очерчены наиболее ярко, они привлекают детей динамичностью и ясной мотивированностью поступков, действия чётко сменяют одно другое и дошкольники охотно воспроизводят их. Легко драматизируются любимые детьми народные сказки "Репка", "Колобок", "Теремок", "Три медведя" и др. В играх драматизациях используются и стихотворения с диалогами, благодаря которым создаётся возможность воспроизводить содержание по ролям.
С помощью игр - драматизаций дети лучше усваивают идейное содержание произведения, логику и последовательность событий, их развитие и причинную обусловленность.
Для развёртывания игр - драматизаций необходимы: возбуждение и развитие интереса к ним у детей, знание ребятами содержания и текста произведения, наличие костюмов, игрушек. Костюм в играх дополняет образ, но не должен стеснять ребёнка. Если нельзя сделать костюм, нужно использовать отдельные его элементы, характеризующие отдельные признаки того или иного персонажа: гребешок петушка, хвост лисы, уши зайчика и т. п. К изготовлению костюмов хорошо привлекать самих детей.
Руководство воспитателя заключается в том, что он, прежде всего подбирает произведения, имеющие воспитательное значение, сюжет которых детям нетрудно усвоить и превратить в игру - драматизацию.
С дошкольниками не следует специально разучивать сказку. Прекрасный язык, увлекательный сюжет, повторы в тексте, динамика развития действия - всё это способствует быстрому её усвоению. При повторном рассказывании сказки дети достаточно хорошо её запоминают и начинают включаться в игру, выполняя роли отдельных персонажей. Играя, ребёнок непосредственно выражает свои чувства в слове, жесте, мимике, интонации.
В игре - драматизации не надо показывать ребёнку те или иные выразительные приёмы: игра для него должна быть именно игрой.

Строительно–конструктивные игры

Строительные материалы (портал Pandia.ru)" href="/text/tema/stroy/materials/">строительных материалов . Строительная игра - это такая деятельность детей, основным содержанием которой является отражение окружающей жизни в разных постройках и связанных с ними действиях.
Строительная игра в некоторой степени сходна с сюжетно-ролевой и рассматривается как её разновидность. У них один источник - окружающая жизнь. Дети в игре строят мосты, стадионы, железные дороги, театры, цирки и многое другое. В строительных играх они не только изображают окружающие предметы, постройки, копируя их, но и привносят свой творческий замысел, индивидуальное решение конструктивных задач. Сходство сюжетно-ролевых и строительных игр заключается в том, что они объединяют детей на основе общих интересов, совместной деятельности и являются коллективными .
Различие между этими играми состоит в том, что сюжетно-ролевой игре прежде всего отражаются разнообразные явления и осваиваются взаимоотношения между людьми, а в строительной основным является ознакомление с соответствующей деятельностью людей, с применяемой техникой и её использованием.
Воспитателю важно учитывать взаимосвязь, взаимодействие сюжетно-ролевой и строительной игры. Строительство часто возникает в процессе сюжетно-ролевой игры и вызываются ею. Она как бы задаёт цель строительной игры. Например, дети задумали играть в моряков - у них возникла необходимость строить пароход; игра в магазин неизбежно требует его постройки т. д. Однако строительная игра может возникать и как самостоятельная, и уже на её основе развивается та или иная сюжетно-ролевая. Например, дети строят театр, а потом играют в артистов.
В процессе строительных игр воспитатель учит детей наблюдать, различать, сравнивать, соотносить одни части построек с другими, запоминать и воспроизводить приёмы строительства, сосредотачивать внимание на последовательности действий. Под его руководством дошкольники овладевают точным словарём, выражающим название геометрических тел, пространственных отношений: высоко низко, направо налево, вверх-вниз, длинный короткий, широкий узкий, выше ниже, длиннее короче и т. п.

Дидактические игры – игры, специально создаваемые или приспособленные для целей обучения.

В дидактических играх перед детьми ставятся те или иные задачи, решение которых требует сосредоточенности, внимания, умственного усилия, умения осмыслить правила, последовательность действий, преодолеть трудности. Они содействуют развитию у дошкольников ощущений и восприятии, формированию представлений, усвоению знаний. Эти игры дают возможность обучать детей разнообразным экономным и рациональным способам решения тех или иных умственных и практических задач. В этом их развивающая роль.
Необходимо добиваться того, чтобы дидактическая игра была не только формой усвоения отдельных знаний и умений, но и способствовала бы общему развитию ребёнка, служила формированию его способностей.
Дидактическая игра содействует решению задач нравственного воспитания, развитию у детей общительности. Воспитатель ставит детей в такие условия, которые требуют от них умения играть вместе, регулировать своё поведение, быть справедливым и честным, уступчивым и требовательным.

https://pandia.ru/text/80/148/images/image008_29.jpg" alt="сайт" width="552" height="437 src=">

Акцент на совместную деятельность воспитателя и детей, на игровые формы образования дошкольников, на отсутствие жесткой регламентации детской деятельности, учет полоролевых особенностей детей при организации педагогического процесса в ДОУ вносит в содержание программ необходимые изменения.

Сущностными признаками совместной деятельности взрослых и детей являются:

· наличие партнерской (равноправной позиции) взрослого

· наличие партнерской формы организации (сотрудничество взрослого и детей, возможность свободного размещения, перемещения и общения детей) На это указано в работах ряда современных исследователей (н. А.Коротковой, и др.) Это особенно актуально для организации игровой деятельности.

С учетом вышеназванных сущностных признаков организация совместной деятельности взрослых и детей должна распространяться как на проведение режимных моментов (это понималось и делалось ранее), так и на всю непосредственно образовательную деятельность . Последняя осуществляется в процессе организации детских видов деятельности, в первую очередь в игре как ведущей деятельности.

По мнению, «если взрослый все время управляет ребенком, то у того просто нет ни возможности, ни потребности совершать волевое усилие и овладевать средствами регуляции собственного поведения (ведь за него это уже кто - то делает). При этом развивается не столько воля ребенка, сколько воля взрослого, который стремится заставить малыша действовать в рамках своих ожиданий.

Детская произвольность развивается только в процессе активной деятельности, вызывающей эмоции, которые ребенок учится регулировать.

В ходе планирования игры, по мнению О. Скоролуповой, необходимо руководствоваться следующими принципами планирования:

· комплексно - тематический принцип построения образовательного процесса

· принцип интеграции образовательных областей.

Игра как ведущая деятельность не может проводиться изолированно, она тесным образом связана с другими видами детской деятельности. Дети не могут играть в случае недостатка знаний об окружающей жизни, т. к. игра носит социальный характер.

Пазникова Татьяна Ивановна

СП «Детский сад «Аленушка» ГБОУ СОШ №2 им.В.Маскина ж.-д. ст.Клявлино

Воспитатель

Современные подходы к организации игровой деятельности в ДОО

К играм современных детей существует неоднозначное отношение взрослых, которое проявляется в запрете педагогами некоторых игровых тем, игрушек, что делает игру ребенка более закрытой от взрослых, чем это было ранее.

Проведя анализ современных игр детей дошкольников, можно сделать вывод, что в играх детей дошкольного возраста сохраняются традиционные сюжеты, бытовавшие на протяжении длительного времени. В играх девочек на протяжении многих столетий присутствуют: красавица, царевна, принцесса.... Становление девочки, ее внутреннего мира, половая идентификация связаны со стремлением стать женщиной, у которой есть семья, дети. Первоначально эти стремления реализуются и осознаются в играх.

У мальчиков преобладают военизированные сюжеты.

У современных дошкольников XXI века появились новые игровые роли: Человек - паук, Бэтмен, полицейские и другие. Особенностью субкультуры современного детства, формирующегося под влиянием средств массовой информации, можно считать характерной особенностью то, что социальные и семейные роли все менее интересны для современных детей, новым становится факт предпочтения ролей мультфильмов и фильмов (в основном зарубежных). По сюжетам фильмов и мультфильмов представлены и сюжеты игр: «Кен и Барби», «Семья на отдыхе» и т.д.

Часто игра сводится к манипулированию яркой, модной игрушкой часто сводится детская игра: «Одеть Барби, водить на работу, в кафе, на прогулку».

Современные игрушки занимают особое место в детских играх. Не всегда понятная взрослому, часто бесполезная и неразвивающая игрушка - характерная примета нашего времени.

Часто игра сводится к накопительству, потому что иметь как можно больше Барби, Бэтменов, трансформеров в детской субкультуре считается престижным.

Играя с современными игрушками, дети, как правило, отказываются вводить в сюжет традиционные игрушки, объясняя это тем, что «так нельзя» или «не хочется».

На настоящий момент педагогам необходимо акцентировать внимание на следующих принципах работы с детьми:

Предоставить достаточно места для организации различных видов игр;
- игры, игрушки, пособия должны находятся в доступном для детей месте (на уровне роста детей);

Создание условий для индивидуальных, групповых и коллективных игр;
- обеспечение условий изолированности между элементами зоны;

Моделирование игрового пространства;

Обогащение жизненного опыта детей информацией и впечатлениями, которые могут быть реализованы в игре;

Свободный выбор детьми любого вида игр.

Использование многообразных форм организации обучения, включающих разные специфически детские виды деятельности;

Обеспечение взаимосвязи непосредственно образовательной деятельности с повседневной жизнью детей, их самостоятельной игровой деятельностью;

Использование цикличности в организации игровой деятельности дошкольников;

Создание развивающей предметной среды, функционально моделирующей содержание детской игровой деятельности и инициирующей ее;

Широкое использование игровых приемов, игрушек; создание эмоционально значимых для детей ситуаций;

Обеспечение ребенку возможности ориентироваться на партнера-сверстника, взаимодействовать с ним и учиться у него (а не только у взрослого);

Формирование детского сообщества, обеспечивающего каждому ребенку чувство комфортности и успешности.

Нужно еще учесть, что сажать или ставить детей вокруг себя нельзя, ни в каком случае. Процесс игры должен протекать естественно, о том, что детей «обучают» играть, не должно возникать ощущения.

Позицию участника тех событий, о которых ребенок узнает в процессе наблюдений, слушания книг, просмотра мультфильмов и кинофильмов, должны обеспечить косвенные приемы руководства. Косвенное развитие игры должно обеспечить развитие положительного, эмоционально - окрашенного отношения детей к явлениям окружающей действительности, которые могут быть отражены в игре, детских интересов. Для этого через экскурсии, чтение книг, беседы, дидактические игры необходимо обогащать представления детей о социальной действительности.

Современное изменение игровой среды, подбор игрушек и игрового материала, разного по тематике и образному решению, помогают ребенку восстановить в памяти недавние впечатления, побуждают к самостоятельной игре.

Необходимым условием правильного воспитания являются хорошо организованные игры. Для того, чтобы воспитатель мог организовать игру детей наиболее целесообразно, при этом активно воздействовать на ход игр и взаимоотношения детей потребуется некоторая реорганизация условий. Игры займут видное место в организации жизни детей при правильной педагогической работе

В условиях реализации Федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования, существенным отличием является — исключение из образовательного процесса учебной деятельности, как не соответствующей закономерностям развития ребенка на этапе дошкольного детства. Перед педагогом дошкольного учреждения становится актуальным поиск других форм и методов работы с детьми.

Ведущей деятельностью детей дошкольного возраста является игра. При правильной организации игра создает условия для развития физических, интеллектуальных и личностных качеств ребенка, формированию предпосылок учебной деятельности и обеспечение социальной успешности дошкольника. Три взаимосвязанные линии развития ребенка: чувствовать – познавать — творить гармонично вписываются в естественную среду ребенка – игру, которая для него одновременно является и развлечением, и способом познания мира людей, предметов, природы, а также сферой приложения своей фантазии.

Но сегодня стоит острая проблема, связанная с организацией игровой деятельности современных детей.

Дети избалованы изобилием и разнообразием игр и игрушек, которые не всегда несут в себе нужную психологическую и педагогическую информацию. Трудности испытывают и родители и воспитатели: то, в какие игры играли родители и то, что годами отрабатывали на практике и применяли в своей жизни воспитатели, теперь – в изменившихся условиях – перестало работать. Сенсорная агрессия окружающей ребенка среды (Барби, роботы, монстры, киборги и т.д.) может привести к кризису игровой культуры.

Поэтому от педагога требуется умение ориентироваться в мире современных игр и игрушек, сохраняя баланс между желанием ребенка и пользой для него, больше внимания уделяя современным нетрадиционным дидактическим и развивающим компьютерным играм, способствуя адекватной социализации ребенка.

Из опыта работы могу сказать, что развитию интеллектуальных и личностных качеств детей, формированию предпосылок учебной деятельности способствуют следующие нетрадиционные игры: логические блоки Дьенеша, палочки Кьюзинера, игры В.Воскобовича.

Главное назначение этих игр – развитие маленького человека, коррекция того, что в нем заложено и проявлено, вывод его на творческое, поисковое поведение.

С одной стороны ребенку предлагается пища для подражания, а с другой стороны - предоставляется поле для фантазии и личного творчества. Благодаря этим играм у ребенка развиваются все психические процессы, мыслительные операции, развиваются способности к моделированию и конструированию, формируются представления о математических понятиях, идет успешная подготовка к школе.

Используя развивающие игры с детьми можно решить следующие задачи:

1. Познакомить с формой, цветом, размером, толщиной объектов.

2. Развивать пространственные представления, логическое мышление, представление о множестве, операции над множествами (сравнение, разбиение, классификация, абстрагирование).

3. Развивать умения выявлять свойства в объектах, называть их, адекватно обозначать их отсутствие, обобщать объекты по их свойствам, объяснять сходства и различия объектов, обосновывать свои рассуждения.

4. Развивать знания, умения и навыки, необходимые для самостоятельного решения учебных задач.

5. Развивать познавательные процессы, мыслительные операции, творческие способности, воображение, фантазию, способности к моделированию и конструированию.

6. Воспитывать самостоятельность, инициативу, настойчивость в достижении цели.

7. Развивать психические функции, связанные с речевой деятельностью.

Принципы заложенные в основу этих игр становятся максимально действенными, так как игра развивает психические процессы, внимание,память, воображение, мышление, речь. Постоянное и постепенное усложнение игр («по спирали») позволяет поддерживать детскую деятельность в зоне оптимальной трудности, в каждой игре ребенок всегда добивается какого-то предметного результата. Особенно хочется отметить высокий уровень развития пальцевой и кистевой моторики детских рук. Кроме того, у ребят, которые играют по Воскобовичу, нет проблем со счетом, знанием геометрических фигур, умением ориентироваться на плоскости, они рано начинают читать.

Одним из эффективных средств, для интеллектуального развития детей является дидактический материал, разработанный бельгийским математиком Х. Кюизенером. Упражняться с палочками дети могут индивидуально или по нескольку человек, небольшими подгруппами. Если говорить о возможных вариантах использования палочек Кюизенера, то они многообразны: решение и составление задач, состав числа из двух меньших, измерение палочкой-меркой разных палочек и т.д. Достаточно эффективным оказывается использование палочек в индивидуально - коррекционной работе с детьми. Палочки могут использоваться для выполнения диагностических заданий.

Современный динамично развивающийся мир, всеобщая компьютеризация заставляют нас педагогов по-другому смотреть на предшкольную подготовку детей. Если мы желаем, чтобы ребенок уверенно вошел в завтрашнюю школьную жизнь и прошел успешно социальную адаптацию, необходимо в детском саду знакомить его с компьютерными играми. Правильно подобранные компьютерные игры с учётом возраста и направленности на новом уровне открывают детям доступ к мудрости, культуре и опыту человечества. Игровые компоненты, включенные в мультимедиа программы, повышают интерес детей к обучению, активизируют их познавательную деятельность, улучшают процесс усвоения материала и способствуют развитию образного мышления. Компьютерные игры способствуют не только развитию интеллекта, но и моторики. В любых играх от простых до сложных детям необходимых учиться нажимать пальцами на определенные клавиши, управлять « мышкой» , что развивает мелкую моторику рук.

В заключение хочу сказать, что использование развивающих, нетрадиционных, дидактических и компьютерных игр показала, что это один из эффективных способов интеллектуального, коммуникативного, личностного развития ребенка. Скоро наши воспитанники станут школьниками, и мы надеемся на благополучную адаптацию и социализацию их личности в условиях школы.

Список литературы:

1. Воскобович В.В., Харько Т.Г. Игровая технология интеллектуально-творческого развития детей дошкольного возраста 3 – 7 лет «Сказочные лабиринты игры», книга «Методика». - 36с.

2. Давайте поиграем: мат. игры для детей 5-6 лет: кн. для воспитателей дет.сада и родителей/ Н.И.Касабуцкий, Г.Н.Скобелев, А.А.Столяр, Т.М.Чеботаревская; Под ред. А.А.Столяра. – М.: Просвещение, 1991. – 80с.

3. Ерофеева Т.И. Дошкольник изучает математику: метод.пособие для воспитателей. – М.: Просвещение, 2005. – 112с.

4. Ерофеева Т.И. и др. Математика для дошкольников: кн. для воспитателей детских садов. – М.: Просвещение, 1992. – 191с.

5. Кулагина Л.М. Занятия по математике в детском саду. Пособие для воспитателей детских садов. – 142с.