Познавательные игры в жизни ребенка. Малыш не умеет играть один, все время зовет вас. Развитие образного мышления

Завирюха С.Б. воспитатель МБДОУ №48 п. Мегет

статья

Игра в жизни ребенка

В последнее время в педагогике, так же как и во многих других областях науки, происходит перестройка практики и методов работы, в частности все более широкое распространение получают различного рода игры.

С чем же связан повышенный интерес педагогов к применению игровых методов в обучающем процессе?

В первую очередь, внедрение в практику игровых методик напрямую связано с рядом общих социокультурных процессов, направленных на поиск новых форм социальной организованности и культуры взаимоотношений между учителем и учащимися.

Необходимость повышение уровня культуры общения учащихся в дидактическом процессе диктуется необходимостью повышения познавательной активности школьников, стимулирования их интереса к изучаемым предметам.

Темпы роста объемов учебного материала диктуют свои условия к применению методов обучения младших школьников. И методы эти зачастую направлены на количество усваиваемого материала, а отнюдь не на его качество.

Такой подход, естественно, не способствует успешному усвоению программного материала и повышению уровня количества знаний. Наоборот, материал, плохо усвоенный учащимися, не может являться надежной опорой для усвоения новых знаний.

Решение этой проблемы кроется в использовании методов обучения младших школьников, базирующихся на передовых представлениях детской психологии. И здесь на помощь учителям должна прийти игра - один из древнейших, и, тем не менее, актуальных методов обучения.

Задолго до того как игра стала предметом научных исследований, она широко использовалась в качестве одного из важных средств воспитания и обучения детей.

В самых различных системах обучения игре отводится особое место. И определяется это тем, что игра очень созвучна природе ребенка. Ребенок от рождения и до наступления зрелости уделяет огромное внимание играм. Игра для ребенка - не просто интересное времяпрепровождение, но способ моделирования внешнего, взрослого мира, способ моделирования его взаимоотношений, в процессе которого, ребенок вырабатывает схему взаимоотношений со сверстниками. Дети с удовольствием сами придумывают игры, с помощью которых самые банальны, бытовые вещи переносятся в особый интересный мир приключений. "Игра, есть потребность растущего детского организма. В игре развиваются физические силы ребенка, тверже рука, гибче тело, вернее глаз, развиваются сообразительность, находчивость, инициатива. В игре вырабатываются у ребят организационные навыки, развиваются выдержка, умение взвешивать обстоятельства и пр.",- писала Н.К. Крупская.

В игре ребенок делает открытия того, что давно известно взрослому.

В настоящее время появилось целое направление в педагогической науке - игровая педагогика, которая считает игру ведущим методом воспитания и обучения детей дошкольного и младшего школьного возраста и поэтому упор на игру (игровую деятельность, игровые формы, приемы) - это важнейший путь включения детей в учебную работу, способ обеспечения эмоционального отклика на воспитательные воздействия и нормальных условий жизнедеятельности.

Роль игры в воспитании личности.

В системе воспитательных средств игра занимает явно не равноценное по сравнению с другими воспитательными средствами - общением, трудом, учением - место. Она если и имеет весьма существенное значение, то в определенный непродолжительный период жизни индивида - в возрасте примерно от полутора-двух лет и до поступления в школу. Это, конечно, не означает, что до и после этого времени ребенок, взрослый не играют. Играть ребенок начинает очень рано, когда ему месяц-полтора, и продолжает потом играть всю свою жизнь.

Однако в первые полтора-два года жизни не игра является основным видом деятельности, а деятельность познавательная (интеллектуальный труд) и деятельность учения. Он в это время учится многому: распознавать, передвигаться, общаться и в том числе играть, а после поступления в школу играть ребенку становится некогда, да и интересы постепенно смещаются в сферу организованного обучения и труда" И лишь общение не теряет своего значения ни в один из периодов жизни и развития индивида. Изменяются только его содержание, формы, мера включенности в другие виды деятельности.

Для игры же важнейшее средство воспитания выступает непродолжительный период детства, всего четыре-пять лет, когда от ее разнообразия, содержания, эмоциональной и интеллектуальной насыщенности действительно зависят результаты развития индивидуальности и социализации личности. В играх ребенок осваивает окружающий предметный мир и отношения взрослых. Но он не только осваивает готовые способы действий, но и экспериментирует, приспосабливает предметы к своим потребностям, использует их в соответствии с развивающимся воображением. Это же характерно и для освоения отношений в мире взрослых: ребенок, воспроизводя в игре отношения взрослых, по-своему переживает их и трансформирует в соответствии со своей фантазией: возникающими представлениями о добре и справедливости. Через себя в игре ребенок начинает понимать другого человека, точно так же как через другого начинает понимать себя.

Такое активное участие в освоении предметного мира и мира человеческих отношений способствует развитию творческих возможностей детей: "Два основных психических новообразования дошкольного возраста, формирующихся в игре, - ориентация на позицию другого человека и творческое воображение, - теснейшим образом связаны друг с другом. Можно даже сказать, что это две стороны одного и того же начала в ребенке, а именно - начала творческого".

Нелегко дать обоснованную оценку или хотя бы представить реальную роль игры в формировании личности, особенно в сравнении с другими средствами воспитания. Попробуем это сделать, привлекая на помощь сведения из истории развития образовательно-воспитательных систем и современные примеры использования игры в учебной и воспитательной работе.

Игра как первая заметная для взрослых деятельность ребенка.

Пока ребенок не начинает играть, он вроде бы ничего и не делает. И когда начинает играть, то еще долгое время тоже как бы способен заниматься только этим видом деятельности. Взрослые не замечают труда ребенка по распознаванию и узнаванию, научению координировать свои действия, выражать чувства, состояния и др.

Скорее всего, это даже хорошо, что хоть в этом возрасте взрослые обращают большее внимание на организацию игр с детьми - того вида деятельности, в котором в наибольшей степени возможно целенаправленное развитие детского организма.

Игру чаще всего определяют как деятельность, выполняемую не для получения какого-либо результата, а ради самой деятельности, ради забавы. Именно такой смысл содержится в определениях игры в словарях: "игра - забава, установленная по правилам; играть - шутить, тешиться, веселиться, забавляться, проводить время потехой, заниматься чем-то для забавы, от скуки, безделья" (Даль В. И. Толковый словарь живого великорусского языка.); "...играть - резвясь, забавляться, развлекаться" (Ожегов С. И. Словарь русского языка.); "...игра - вид непродуктивной деятельности, мотив которой заключается не в ее результатах, а в самом процессе" (Советский энциклопедический словарь).

Подобные представления об игре отражены в теориях игры как растрате избытка сил (Спенсер), как подготовке к выполнению продуктивной деятельности (Грос), как отдыхе от дел более серьезных (Штейнталь, Лацарус) и др. Вместе эти теории вполне удовлетворительно объясняют суть многих игр, в том числе и игр взрослых людей. Анализируя их, Г.В.Плеханов пришел к выводу, что с точки зрения отдельного лица игра старше утилитарной деятельности. Она - средство подготовки к труду, копирование деятельности взрослых с целью овладения ею. В историческом плане игра - дитя труда.

Однако такое представление об игре не может полностью удовлетворить воспитателя или, тем более, исследователя педагогического процесса. В самом деле, почему деятельность ребенка, который, играя в песочнице, строит "город" с "улицами", "машинами", "скверами", взрослые считают непродуктивной деятельностью ради потехи, отдыха или подготовки к будущему труду? Правда, все созданное ребенком ненастоящее, игрушечное. Но ведь и взрослые изготавливают игрушки на фабриках, но считают эту свою деятельность продуктивной, хотя и производят не настоящие, а игрушечные предметы.

К.Д.Ушинский видел в игре ребенка серьезное занятие, в котором он осваивает и преобразует действительность: "Для дитяти игра - действительность, и действительность гораздо более интересная, чем та, которая его окружает. Интереснее она для ребенка именно потому, что понятнее; а понятнее она ему потому, что отчасти есть его собственное создание... В действительной жизни дитя не более, как дитя, существо, не имеющее еще никакой самостоятельности...; в игре же дитя, уже зреющий человек, пробует свои силы и самостоятельно распоряжается своими же созданиями". Здесь мы видим более глубокое понимание игры, чем даже в современных определениях, в которых суть ее видится лишь в копировании детьми действий взрослых: "Детская игра - исторически возникший вид деятельности, заключающийся в воспроизведении детьми действий взрослых и отношений между ними и направленный на познание окружающей действительности"?

Подобные определения, подчеркивающие неутилитарность игровых действий детей, наличие аналогов в реальной действительности неуместны в характеристике детской игры. Разве действия взрослых не имеют аналогов в реальной жизни? Тем более, что главным "продуктом" игры ребенка является то или иное изменение, развитие формирующихся личностных качеств, определенное новообразование личности. В играх с предметами, ролевых и сюжетных, спортивных, строительных, конструкторских и др. дети становятся более ловкими, сильными, сообразительными, добрыми, внимательными, способными к сотрудничеству и т.д.

Таким образом, для педагога и психолога игра (детская игра) выступает в совершенно ином качестве, чем это представляется в распространенных словарях и справочниках, - это деятельность воспитанника, мотивом которой является сам процесс или действия с воображаемыми объектами в воображаемой или реальной ситуациях, направленная на познание, освоение и преобразование действительности и используемая в педагогическом процессе в качестве средства воспитания. Иными словами, это средство воспитания, в котором воспитатель в качестве инструмента формирования личности воспитанника использует его свободную (игровую) деятельность в воображаемой и реальной ситуациях, направляя ее на развитие положительных качеств личности.

С.Л.Рубинштейн утверждал, что игра является выражением определенного отношения человека к окружающей действительности: "Суть человеческой игры - в способности, отображая, преображать действительность. Впервые проявляясь в игре, эта самая всеобщая человеческая способность в игре впервые и формируется. В игре впервые формируется и проявляется потребность ребенка воздействовать на мир - в этом основное, центральное и самое общее значение игры".

Играть дети начинают очень рано - фактически с первых дней своей жизни. В прошлые времена в жизни россиян игра занимала особое место. Ее значение в воспитании было огромно, мир игры - "...это был обширный, особенный и вполне самостоятельный мир. Он пронизывал всю жизнь, проникал в каждую душу, формируя жизненный стиль. И хотя этот мир существовал отдельно, он был спаян с фольклорным, трудовым и бытовым миром, и все они взаимно обогащали друг друга".

В раннем детстве, впервые месяцы жизни ребенка, игры очень просты. Ребенок не может еще самостоятельно передвигаться, еще только учится координировать свои действия, получает самые первые впечатления о предметах своего окружения. Выражаются игровые действия в мимических движениях, движениях руками и ногами, в манипуляциях с предметами. П.Ф.Каптерев, давший в свое время лучшую в отечественной науке педагогическую характеристику детских игр, называл такие игры забавами, потешками. Он обращал внимание на важность использования в воспитании младенцев забав осязательного чувства (приятное раздражение кожи детей - поглаживание, похлопывание), мускульного чувства (движения руками, ногами), забав слуховых и зрительных (использование погремушек, музыки, цветных предметов - игрушек). В этих играх, которые Ж.Пиаже назвал сенсомоторными, развиваются органы чувств детей, совершенствуется координация движений, осуществляются первоначальное ознакомление с окружающим миром и его освоение.

На этом этапе игровой деятельности ребенок главным образом воспринимает воздействия, поскольку сам еще не в состоянии действовать. Поэтому, забавляя ребенка, взрослые должны обеспечивать воздействия на его органы соответствующим образом: мягкие гармонические звуки должны воздействовать на его слух; его зрение должно развиваться в восприятии в меру ярких цветовых пятен; укреплению мышц нужно способствовать выполнением нерезких движений руками и ногами и т.п. Особое внимание при этом следует обратить на три обстоятельства, определющие меру положительного влияния игр-забав на развитие ребенка:

    определенная регулярность забав (вредны как их чрезмерная частота, так и недостаточность);

    строгое ограничение силы воздействия раздражителей и их продолжительности, (не только двух-трехмесячный, но и двух-трехлетний ребенок может испугаться сильного звука, яркого света, резкого движения); чрезмерная сила воздействия, как и излишнее разнообразие впечатлений, оказывает крайне неблагоприятное влияние на слабую еще психику ребенка;

    обеспечение одновременного воздействия на несколько органов с целью их согласованного гармонического развития.

По мере взросления, накопления сведений о предметах и явлениях, развития чувств и физических возможностей ребенка усложняются и детские игры. Продолжением и развитием игр-забав, по мнению П. Ф. Каптерева, являются развлечения. Они действуют не только на внешние чувства, но и на память, мышление, вызывают более сложные по сравнению с забавами переживания. Рассматривание картинок с изображением предметов, манипуляции с игрушками-моделями, рассматривание сюжетных картинок развивают мышление детей и вызывают определенное эмоциональное отношение к узнаваемым предметам, познаваемым явлениям и событиям.

Разделение игр-развлечений П.Ф.Каптеревым на три группы представляет практический интерес и в настоящее время:

    развлечения, развивающие, прежде всего память (рассматривание картинок с изображением известных предметов, букв, цифр);

    развлечения, вызывающие мыслительную деятельность (рассматривание сюжетных картинок, сравнение предметов по различным признакам, посещение доступных для понимания экспозиций, экскурсий);

    развлечения, направленные преимущественно на возбуждение чувств (рассматривание картинок с забавными сюжетами, с комическими выражениями, трогательными взаимоотношениями).

Педагогические условия положительного воспитательного влияния развлечений те же, что и для забав: регулярность, рациональное дозирование силы и продолжительности воздействия, разносторонность одновременного воздействия. Однако учитывая возросшие возможности детей, следует медленно и постепенно, но постоянно повышать как физические, так и интеллектуальные нагрузки, заботясь всемерно о предоставлении ребенку самостоятельности во всех видах деятельности, о создании условий для развития самодеятельности.

С полутора-двух лет важным развлечением для детей становится слушание сказок, историй, изложения событий и происшествий. Сначала это рассказывание кратких сказок и историй об известных ребенку персонажах и предметах, а затем и более длинных и сложных по сюжету. Знакомство с детскими книжками возбуждает интерес к чтению, которое в дальнейшем может стать прекрасным развлечением, способствующим духовному обогащению.

В практике семейного воспитания (а иногда и общественного - в детском саду, в школе) забота о повышении физических и интеллектуальных нагрузок проявляется зачастую в чрезмерном разнообразии материала и впечатлений: большом количестве дорогих игрушек, картинок и книжек, изображающих предметы и явления, которых ребенок еще не видел, частых экскурсиях с обилием новых впечатлений и т.п. Воспитательная ценность таких развлечений сомнительна, несмотря на большой труд воспитателей и видимость активности воспитанников. Детям интересно играть с игрушками простыми, более даже не собственно с игрушками, которые невозможно изменить, а с материалом, который легко трансформируется, превращается ребенком во что-то новое. Именно поэтому младенец с большим удовольствием и достаточно долго играет с клочком ваты, который он разрывает на кусочки, наблюдая за результатом, и отказывается от казалось бы красивых игрушек. Точно так же и дети постарше подолгу и с удовольствием играют с пластилином, кубиками, бумагой, красками и недолго играют с дорогими игрушками, ценя в них не игровые, а иные качества. И лишь в школьном возрасте наблюдается осознанное стремление к игрушкам сложным, близким по своему устройству к реальным объектам (работающие модели машин, подвижные игрушки с дистанционным управлением и т.п.), хотя очевидно и то, что это стремление наступает в таком возрасте, когда ребенок не удовлетворяется сложностью игрушки. Его интересует реальный объект. Игрушка не становится заменителем объекта и быстро недоедает, а играет ребенок по-прежнему с простыми.

Развивающееся воображение позволяет ребенку в игре наделять предметы вовсе не свойственными им функциями, моделировать сложные жизненные отношения с использованием самого примитивного материала (стул - автомобиль, пассажиры - игрушки и т.п.). Ж.Пиаже назвал такие игры символическими. Они наиболее характерны для детей в возрасте от 2 до 6 лет, хотя играют в них дети и более раннего, и более позднего возраста. Одобрение этих игр, поощрение принимаемых ребенком ролей и характера их исполнения, тактичная коррекция и направление деятельности, равно как и участие взрослых в детских играх являются непременным условием их воспитательной эффективности.

Необходимость освоения системы человеческих отношений и стремление к участию в этих отношениях - отношениях взрослых приводят растущего ребенка к использованию игр со все большим психическим содержанием. На смену воспроизведению в движениях и действиях встречающихся предметов и лиц приходит воспроизведение взаимодействий, отношений, характеров. Дети начинают играть в ролевые и сюжетно-ролевые игры. Вторые более сложны по сравнению с первыми и характеризуются не только наличием роли (ролей), но и развивающегося сюжета с началом, некоторым разнообразием действий и их завершением каким-либо результатом (вылечили больного, прилетели на воображаемую планету, вырастили и убрали урожай и т.п.).

По сравнению с сенсомоторными и символическими (забавами и развлечениями) игры ролевые и сюжетно-ролевые требуют от ребенка значительно больших знаний о воображаемых объектах, вовлекаемых в игру, и вызывают более глубокие переживания. В этом их развивающая сила. Поэтому важно, чтобы ребенок играл в них систематически. При этом содержание игр должно постепенно усложняться, обогащаться. Усложнение содержания детских ролевых и сюжетно-ролевых игр зависит от обогащения детских представлений об окружающем мире, от знаний о растениях и животных, о людях и машинах, об отношениях между людьми.

Следовательно, чтобы игры были разнообразными и содержательными, нужно обеспечить разнообразие детских наблюдений, а затем ненавязчиво помочь ребенку научиться в игре, воспроизводить полученные впечатления, представления, знания и тем самым по-настоящему усвоить их, сделать своим достоянием.

Обеспечение многообразия впечатлений, представлений и знаний о мире и разносторонности их использования в игре важно и в плане актуализации тех знаний и способов деятельности по их использованию, где ребенку сопутствует наибольший успех и к которым соответственно развивается наибольший интерес. Проявление и развитие индивидуальности облегчается многообразием игр: "опробывание" себя в различных видах игровой деятельности, в различных ролях позволяет ребенку найти то, что наиболее ему интересно и посильно.

Многие исследователи выделяют и такой вид детских игр, как строительно-конструкторские (конструктивные). Действительно, дети любят строить, создавать что-либо сложное из простых элементов. Эти игры развивают моторику, способствуют совершенствованию мыслительного аппарата, воспитывают самостоятельность, пытливость, творческую направленность личности. Наблюдения свидетельствуют о наличии определенных различий в отношении мальчиков и девочек к конструкторским играм, особенно к выбору материала для них. Мальчики чаще выбирают строительство, механику, вообще чаще играют в эти игры. Девочки больше обращают внимание на конструирование одежды, приготовление пищи и т.п. Разделение на традиционно мужские и женские виды деятельности становится заметным достаточно рано. Этому способствует сознательно или неосознанно формируемая взрослыми атмосфера, ориентирующая ребенка в мире вещей и явлений вполне определенным образом. Но эти разные направления развития "женских" и "мужских" игр не имеют принципиальных отличий в отношении формирования инициативы и творчеств развивающейся личности.

Побуждение детей к играм, предоставление материала для строительства и конструирования, собственное участие взрослых в играх детей и поощрение инициативы и самодеятельности - вот те педагогические условия, которые обеспечивают высокую воспитательную эффективность этих игр.

Используемая литература при написании статьи:

    Журналы: "Дошкольное воспитание", "Ребёнок в детском саду".

    В.П.Шашкина "Роль игры в воспитании личности".

Для чего нужны игры детям? Развитие и воспитание детей в игре. Виды игр, классификация игр.

Что дети любят больше всего, когда остаются одни? Конечно, играть! В разные игры, с разными партнерами, с фантастическими и разнообразными атрибутами. Игра — особый вид деятельности. В чем сила этой деятельности? Почему она так манит к себе и отдельных детей, и группы, и большие детские образования? На эти вопросы нам и предстоит найти ответы в предлагаемых ниже рассуждениях.

До школы у ребенка игровая деятельность считается ведущей. Да и в начальной школе еще долго учебная деятельность совмещается с игрой. Игра обладает мощными развивающими характеристиками. Она влияет на развитие всех познавательных процессов: мышления, внимания, памяти и, конечно же, воображения. Кроме того, игра организует чувства ребенка и влияет на его поступки. С эмоциональной точки зрения технология игры феноменальна и не похожа на другие воспитательные технологии. Она предлагает детям удовольствие, разнообразные развлечения и одновременно с этим формирует необходимые для жизни в обществе модели нравственного поведения.

В игре воспроизводятся нормы жизни в обществе, правила поведения, моделируются ситуации, близкие к жизненному опыту ребенка. Овладевая знаниями, полученными в ходе игры, ребенок приобщается к культуре страны, в которой живет, и культуре мира. Игра помогает ребенку усвоить обще-ственный опыт и превратить его в достояние личности. Кроме того, в игре ребенок активно общается со сверстниками. Это значительно расширяет его умения общения. Именно в игре развивается воля ребенка, поскольку ребенок, овладевая в ходе игровой деятельности каким-либо новым для него способом действий, учится преодолевать трудности.

В ходе игры развивается умственная деятельность ребенка. Ведь игра требует решения новых, постоянно усложняю-щихся задач. Ребенок, следуя правилам игры, должен быстро сообразить, какого поступка ждут от него участники игры.

Причем он понимает, что его действия должны удовлетворить остальных участников игры. Что важно в игре? То, что условия игры предлагают предметы, замещающие реальные элементы жизни. Такой «замещающий» предмет становится опорой для мышления ребенка и помогает ему правильно мыслить о реальном предмете. Это готовит ребенка к мышлению в плане представлений. Участие в различных играх учит ребенка принимать другую точку зрения, вникать в сложно-сти других участников игры. Конечно, это зависит от вида игры, но большинство игр, в которые играют дети, учат их рефлексии. Рефлексия как способность человека анализировать свои собственные действия и соотносить их с действиями других людей — необходимый элемент жизни в человеческом сообществе. Следовательно, развитие рефлексивного мышления у ребенка в какой-то мере гарантирует ему свободное оперирование своим поведением.

Общеизвестны игры

Деловые и пр.

Для ребенка особое значение, на наш взгляд, имеют игры подвижные, ролевые, и, конечно, дидактические, хотя и остальные виды игр находят свое место в их жизни.

Значение игры для эмоционального и интеллектуального развития ребенка трудно переоценить. Игра не только отражает все этапы такого развития, но в равной степени дает подрастающему человеку возможность выразить все свои радости, огорчения, чувства.

С первых же месяцев ребенок начинает гулить, агукать, испускать еще какие-то звуки, бросать предметы, ожидая реакции взрослых. Игра сразу же становится для него видом деятельности, единственная цель которой - удовольствие и выстраивание отношений с другими, причем за удовольствие это никому и ничем не надо платить.

К концу первого года жизни способность выпустить предмет из рук или бросить его отражает решающий в развитии ребенка этап: теперь он может играть со взрослыми, чем-нибудь с ними обмениваясь. Примерно те же задачи у игры в прятки или в «а вот и я!», когда малыш как будто прячется под одеялом или занавеской, а потом - либо на сигнал родителей «ку-ку!», либо умея «кукукнуть» уже сам - с радостным смехом вылезает, выскакивает оттуда.

Игра позволяет ребенку исследовать мир и приобретать опыт, а это, в свою очередь, дает стимул развитию его интеллекта.

До двух лет дети, даже в яслях, играют либо одни, либо с кем-то из взрослых. Тем не менее игры, в которых ведущим, инициатором игры, становится по очереди то один, то другой ребенок, возникают уже в яслях.

В три года, то есть в том возрасте, когда ребенок поступает в детский сад, он уже вполне способен играть с другими детьми.

Начиная с четырех-пяти лет мальчики и девочки группируются по отдельности, и дети делят игры на «мальчишеские» и «девчачьи» (см. «Половая самоидентификация»), не желая участвовать в тех, которые, как они считают, не годятся для их пола. Однако параллельно с играми, способствующими социализации, ребенок обязательно должен учиться играть один - это благоприятно для его психологического развития.


Обучение в детском саду немыслимо без игр, и нежелательно противопоставлять игру и работу. Ребенку этого возраста легче всего научиться чему-то именно в игре, да и позже, в процессе обучения, игра порой оказывается куда полезнее и продуктивнее, чем другие методы.

Вашему ребенку необходимо играть и с вами: общие игры, как и истории, которые вы ему рассказываете, чрезвычайно важны для ваших отношений.

Малыш не умеет играть один, все время зовет вас

Способность ребенка играть одному - отражение его способности переносить в течение недолгого времени одиночество или разлуку с вами.

Ребенку необходимо ощущать, что вы рядом, даже если вы не участвуете в его играх.

Привык ли ваш ребенок к двум годам управляться с разными предметами, проявляя изобретательность и творческие способности?

Если вы всегда рядом, если вы опекаете малыша, если то и дело подсказываете, как лучше поступить, находясь в постоянном страхе: «Ой, только бы мой маленький не ушибся или не поранился!» - словом, если вы непрерывно его тем или иным образом контролируете, ребенок решит, что не может без вас обходиться, и станет звать каждую минуту.

Постарайтесь как можно раньше найти для ребенка возможность играть одному в безопасном месте, чтобы у вас не было необходимости держать его постоянно в поле зрения.

Когда вы играете с малышом, которому еще не исполнилось двух-трех лет, обучайте его играм, требующим воображения, таким, в которых он сможет проявить свои творческие способности. Не мешайте ему импровизировать, придумывать игры самостоятельно с найденными под рукой предметами - обрывком веревочки или кусочком картона. Помните, что еще ребенку необходимы игры, которые помогают формировать его независимость, автономность.

К четырем годам у ребенка развивается «внутренняя речь», благодаря которой он сам себе рассказывает разные истории.

Воображаемый мир малыша - ресурс, откуда он будет черпать способность играть в одиночку.

— Кроме того, он сумеет использовать опыт запомнившихся ему игр с вами.

Ребенок этого возраста на самом деле никогда не играет один, потому что внутренний диалог дарит ему возможность делать живыми других персонажей или воображаемых собеседников.

Ваш ребенок превращается в сценариста и режиссера. Если он теперь просит вас поиграть с ним, то лишь потому, что нуждается в реально существующих актерах, роли для которых, скорее всего, им уже придуманы.

— Если сейчас у вас нет времени с ним поиграть - не надо себя корить или специально освобождать для этого время, малыш прекрасно может поиграть и один.

Если вы заняты, предложите ему поиграть рядом с вами или просто в той же комнате - каждый займется своим, но ощущение, что вы вместе, будет и у вас, и у ребенка.

Если все-таки ему скучно - ничего страшного. Ничегонеделание - тоже важный период в жизни: не стоит пренебрегать временем, которое можно отдать мечтам.

Начиная с пяти лет ощущение скуки может стать для ребенка довольно привычным.

Если вы сейчас реже слышите, как ребенок жалуется, что ему нечего делать, вероятно, тут немалую роль сыграл телевизор. Тем не менее не стоит пугаться «ящика» и считать, будто он во всем виноват, - у скуки тоже есть свои преимущества.



Когда ребенок ничем не занят, у него остается время на фантазии и творческую активность.

— Ребенок некоторое время поскучает, и в голове его вдруг возникнет какая-то идея - вот и доказательство связи скуки и желания.

— Спросите себя: почему мне не нравится, когда мой ребенок скучает? Франсуаза Дольто говорила, что взрослые используют время ничегонеделания, чтобы думать о своих проблемах. Так стоит ли всегда чем-то заниматься, избегая возможности поразмышлять?

Никто точно не знает, почему ребенок становится гиперактивным, но не могут ли вести к гиперактивности подобные рассуждения?

Если вы не очень любите играть с ребенком

Не всякий взрослый способен играть с ребенком: для этого необходимо уметь «возвращаться вспять» и получать такое же удовольствие от игры, какое вы получали в детстве.

— Не насилуйте себя, предлагайте ребенку игры, которые интересны и вам.
— Не чувствуйте себя обязанным что-то делать любой ценой, лучше подумайте, почему вы не расположены к игре.
— Не служат ли бесконечные вопросы ребенка отражением вашей собственной неспособности ставить их перед собой?

Разные способы играть

Когда вашему малышу около полутора лет, вы можете сидеть в одной комнате с ним, и пусть он бегает между вами и своими игрушками. Детский психиатр Гринспен советует находить возможность для совместного с ребенком спокойного времяпрепровождения, называя его «временем на полу».

Если ребенку два-три года, вы можете оставаться рядом с ним, ничего не делая или читая, вмешиваться в его игры не нужно, нужно только держать ухо востро.

Четырехлетнему предложите посмотреть на облака - с ума сойти, чего только дети в них не способны увидеть!

— Для того чтобы научить своего ребенка ничего не делать, нужно уметь это самому.

— Для того чтобы играть по-настоящему, нужно найти пространство между воображаемым и реальным. Богатство и разнообразие этого мира мечты и творчества зависят от способности каждого переносить одиночество.

Какие вопросы об играх могут у вас возникнуть?

Игра - это всегда поле более широких возможностей, чем те, что мы можем осуществить в реальности, возможность переступить границы приемлемого поведения, способов действия. В психологии такой феномен называется трансгрессией*: можно играть в войну и убивать, потому что всё это «понарошку»!

Если ваш трех- или четырехлетний сын любит переодеваться девочкой или дочка того же возраста - мальчиком, в этом нет ничего ненормального.

Каждому полу необходимо открывать в себе другую сторону личности. У любого мальчика и у любого мужчины есть женские черты, равно как и у любой девочки и женщины - мужские.

Это совсем иное, чем постоянное желание носить одежду, принятую для противоположного пола.
Иногда вас может беспокоить сексуальное содержание некоторых игр ребенка, иногда - насилие, которое проявляется в его играх.

— Игра не всегда средство разрешить внутренние конфликты или справиться с трудностями, но всегда - средство вывести их на поверхность.

Ваш четырех- или пятилетний сын вдруг заявляет, что ему хочется пистолет…

…а вы в ответ прилагаете все усилия, чтобы отговорить его, из опасения, что ребенок вырастет убийцей или любителем оружия.

Успокойтесь! Убийцами становятся не те, кто играл в детстве с пластмассовым пистолетом, - для большинства преступников, наоборот, характерно отсутствие обмена игрушками в детстве, как, впрочем, и отсутствие самих игр и игрушек.

Играть с пластмассовым пистолетом - это в первую очередь играть, то есть учиться «делать вид».

— Ребенок, который играет в войну и размахивает «пистолетом» (это может быть просто кусочек дерева подходящей формы), манипулирует, прежде всего, символом своей ранней возмужалости, своей принадлежности к мужскому полу.

— Следует беспокоиться отнюдь не о природе игры и игрушки! Следует бить тревогу, если ребенок не умеет или не хочет играть, потому что подобное может быть признаком депрессии.

Ребенок не терпит проигрышей

Когда дети приходят в детский сад, они уже способны подождать своей очереди и соблюсти кое-какие правила игры, но ни один ребенок не любит проигрывать.

Разные дети по-разному воспринимают проигрыш, и их способность отнестись к нему терпимо зависит больше от особенностей личности, чем от возраста.

Игры с правилами, или по правилам, - англичане называют их «game» - отличаются от стихийных игр, игр на воображение или игр с символами - «plays».

Двух- или трехлетний малыш, хотя ему еще трудно соблюдать правила, способен к имитации и может делать вид, что играет, например, в футбол или другие игры с мячом. В таких случаях вполне можно дать ему выиграть.

В четыре года всё уже иначе. Четырехлетний ребенок - особенно, если это мальчик - считает себя «самым могучим на свете» и объявляет счет 10:0… каким бы на самом деле ни был результат. Согласиться с проигрышем ему все труднее.

В том возрасте, когда ребенок уже способен понять настоящие правила игры, система «поддавков», при которой он всегда победитель, может сказаться на его игровом общении с друзьями. Либо он не поймет, чего от него хотят, либо начнет изобретать собственные правила.

Если малыш чересчур сильно нервничает, проигрывая, выбирайте игры, в которых он способен победить по правилам.
— Нет ничего особенного в том, что четырехлетний ребенок хочет быть сильнее всех, но это желание может говорить и о недостаточной вере в себя .

Стремление постоянно обыгрывать папу - то есть осуществлять символическое убийство отца - свидетельствует о том, что ребенок переживает стадию развития, называемую в психоанализе эдиповым комплексом. Для нее характерно неосознанное желание, превзойдя во всем родителя своего пола, стать для родителя противоположного пола более привлекательным партнером.

— Тем не менее мальчику этого возраста всегда хочется, чтобы его отец был самым сильным и служил образцом для восхищения и подражания.

Ребенок пяти-шести лет уже знает, что проиграть одну партию не означает проиграть вообще и что это проигрыш по правилам игры, а не какая-то реальная потеря.

Он приучается уважать правила, понимает, что нельзя мошенничать, и сдерживает свои , сверяя свое поведение с поведением родителей и других людей старше себя.

Такой разумный ребенок может даже в порядке исключения поддаться в игре младшему братишке или сестренке, при условии, что между ними нет яростного соперничества и ставки не слишком велики.

Предложите старшему ребенку самому придумать справедливые правила игры с младшим, но не требуйте, чтобы он все время поддавался, если ребенок сам этого не хочет.

Играть становится легче, но это не значит, что время от времени правила не нарушаются, пусть даже совсем чуть-чуть… но ведь мы знаем, что принять для себя возможность проигрыша и любить проигрывать - совсем разные вещи!

Трансгрессия - одно из ключевых понятий философии, психологии и ряда других областей знания, обозначающее феномен перехода непроходимой границы, прежде всего - границы между возможным и невозможным.

Значение игры в жизни ребенка. Беседа с родителями детей младшего дошкольного возраста

Сегенюк Наталья Николаевна, воспитатель НДОУ Детский сад № 206 ОАО "РЖД", г. Тайшет.
Описание: Конспект беседы будет интересен воспитателям младших групп, родителям малышей.
Цель: Формировать представление родителей о важности игры в жизни ребенка.
Задачи:
- познакомить родителей с классификацией детских игр;
- рассказать о игрушках для мальчиков и девочек;
- познакомить родителей со значением игры для ребенка.
Ход встречи:
Нашу встречу хотелось бы начать словами великого педагога А.С. Макаренко
«Игра имеет важное значение в жизни ребенка,

Имеет тоже значение, какое у взрослого имеет
деятельность, работа, служба. Каков ребенок в игре,
таким во многом он будет в работе, когда вырастет.
Поэтому воспитание будущего деятеля происходит
прежде всего в игре».
Попрошу Вас, уважаемые родители, подумать и ответить на вопрос: «В какие игры дома играет ваш ребенок?» (Обратная связь - диалог с родителями)
Игры, в которые играют наши дети можно разделить на три группы. Первая – это подвижные игры. Какие подвижные игры вы помните со своих детских лет? Эти игры прекрасное средство физического воспитания детей. Ко второй группе относятся дидактические и настольные игры, развивающие логическое мышление, память, внимание. Какие игры вы можете отнести к данной группе?
Третья группа – это творческие, ролевые игры. О них мы с вами и поговорим.
Знакомясь с окружающим миром, ребенок свои знания воспроизводит в игре. Он становится мамой. Папой, кукла – дочкой, игрушечная машинка превращается в настоящую. Ребенок с удовольствием повторяет действия взрослого: лечит, моет посуду – проникаясь их чувствами, содержанием труда. Ролевая игра будет по-разному влиять на воспитание ребенка – в зависимости от того, что именно, какие черты поведения людей отображаются в ней, какой микроклимат в семье.
Важно, чтобы ребенок отображал в игре то, что мы хотим увидеть впоследствии и в его собственном поведении – внимание к товарищам, доброжелательное отношение к людям, правдивость, честность, любовь к труду – именно с такими качествами мы хотим видеть своего ребенка в будущем.
Так имеем ли мы право вмешиваться в игру, влиять на ее содержание и менять замысел игры, если нам что не нравиться? Да, имеем! И даже обязаны вмешаться, если видим, что у дочери на столе беспорядок, вещи с куклами валяются на полу. Но вмешательство не должно сопровождаться строгим, сердитым упреком, а должно стать незаметным с одной и поучительным с другой стороны. «Давай я помогу тебе помыть посуду и красиво ее расставить на полочке» или «Твои дочки не спят, потому что забыли аккуратно сложить вещи, давай их приберем».
В ролевой игре ребенок учиться подчинять одни желания другим, что является предпосылкой развития воли.
В игре ребенок закрепляет и моральные нормы поведения.
Кроме непосредственного участия в игре родители могут сделать детям указание по ходу игры или подобрать соответствующую игрушку.
Какие же игрушки нужны ребенку? (ответы родителей) Для девочек – это кукла. Кукла заменяет в игре человека. Она может быть ребенком, учеником, подругой. Какой же должна быть кукла? Одежда должна обязательно сниматься, и ее должно быть целый комплект. Любовь к кукле возникает и развивается у ребенка в играх с нею. Чем разнообразнее и содержательнее игры, тем больше ребенок привязывается к кукле. Ребенку достаточно иметь две-три куклы, каждая из которых будет выполнять свою роль.
Для мальчиков хорошо иметь мелкий и крупный строительный материал. Превращаясь в строителя он строит гаражи и дома, а затем водит машину по улицам города.
Не менее важными являются и другие игровые материалы: катушки от ниток, обертки от конфет, различные палочки и бутылочки. Все это служит игрушкой – заменителем. Их ребенок с удовольствием использует в игре (палочка – вилка или ложка, бумажка – салфетка и т.п.)
Большое количество игрушек может привести к тому, что ребенок будет часто менять их, ни с одной из них не играя подолгу. Это может помешать воспитанию у ребенка усидчивости, умению сосредотачиваться на одном деле. Поэтому в использовании у ребенка должно быть ограниченное количество игрушек. Лишние игрушки следует убирать и через определенное время менять – они будут встречены с радостью, как старые друзья. Игрушки с возрастом ребенка вышедшие из его интересов могут быть подарены младшим детям. Это должно быть особенно приятно для него.
Для игровой деятельности у ребенка должен быть свои игровой уголок, в котором обязательно должен стоять стол и стульчик. Хорошо если у девочки еще будет и шкафчик для посудки и мелких игрушек.
Раз в неделю необходимо устраивать в уголке генеральную уборку, привлекая к этому ребенка. Пересматривая игрушки, убирайте «лом». Ребенок в это время может протирать игрушки влажной тряпочкой, постирать кукольные вещи, и помыть кукол. Такая еженедельная уборка приучает малыша к требовательности к самому себе: играть аккуратно, беречь игрушки. В дальнейшем он самостоятельно будет наводить порядок в своем уголке. Хотя некоторые родители порой сами приучают ребенка к неряшливости. Например: ребенок играет, а ему говорят: «Идем гулять» или «Иди обедать» – да при этом еще и торопят. Необходимо в таких случаях за несколько минут предупреждать ребенка, что бы заканчивал игру и успел навести порядок. Иногда дети играю в одну и ту же игру несколько часов, а порой и дней. Очень хорошо, если к игре проявляется такой устойчивый интерес, в таком случае не стоит его нарушать.
И в заключении хочется отметить, что играя с детьми, делая игру содержательной, мы закладываем в нашем ребенке самые лучшие качества будущего отца, матери и человека в целом.

ЗНАЧЕНИЕ ИГРЫ В ЖИЗНИ РЕБЕНКА Чтобы быть хорошо развитым ребенку нужно быть подвижным, много играть и заниматься. Значение игры в жизни ребенка велико – ведь внимание, логическое мышление, сосредоточенность, фантазия – все это развивается с помощью детских игр. Нужно помнить, что дети играют не потому что они это должны делать в их возрасте, а потому что по средствам игры они познают окружающий мир, систему ценностей, правила и нормы поведения людей в социуме. Поэтому не стоит лишний раз ругать своего ребенка за беспорядок в доме, ведь сидя без дела, он скучает, а его развитие затормаживается. Ребенок, который не знает чем заняться, будет шалить или наоборот станет неактивным, малоподвижным, пассивным. Далее ему станет сложно привить какой-то интерес, это отразится и на учебе в школе. Нужно знать, что требуется уважать занятия ребенка и лишний раз не отвлекать его от игры, которая его увлекла целиком и полностью. Если и прервали ребенка, то только за тем чтобы помочь ему, показать, как правильно обращаться с игрушкой, например. ЗНАЧЕНИЕ ИГРЫ В ЖИЗНИ РЕБЕНКА Игру еще называют ведущей деятельностью детей дошкольного возраста. Ведь она занимает почти все их время и роль игры в жизни ребенка не стоит недооценивать. В своих играх дети, воспроизводят все, что они видели и слышали в семье, в детском саду, на улице, магазине, на дороге. Игра обучает детей не только подражать взрослым, но и помогает общаться между собой. Чтобы играть в игру нужно придерживаться определенных правила – это помогает ребятам научиться следовать каким-то правилам и в настоящей жизни. Конечно, в школе, например, так же существуют десятки правил, которым нужно следовать, но эти правила установлены другими людьми, а не им самим. Играя, дети сами придумывают правила, которым сами же и следуют, здесь они становятся творцами, а не просто исполнителями чужой воли. Психологи и педагоги убеждены, что роль игры в жизни ребенка неоценима, ведь с помощью нее развивается воображение, мышление, маленький человек начинает мыслить нестандартно. Ребенок научается организовывать деятельность без подсказки взрослого, становится более любознательным и самостоятельным. Конечно, покупая новую игрушку, нужно показать как с ней обращаться, но не стоит брать огромную роль в игре на себя. Если ребенок чаще становится наблюдателем в игре, а взрослый ведущим, то он растет пассивным, считает, что старшие все умеют и знают, а ему достаточно просто наблюдать и подражать их действиям. Многие родители считают, что чем больше игрушек, тем лучше, хотят чуть ли не каждый день радовать свое чадо чем-нибудь новеньким. Но чем больше корзина с игрушками, тем больше теряется ребенок в этом изобилии, не знает что же ему выбрать. Такие дети не могут увлечься одной какой-то игрушкой, их внимание постоянно отвлекается на другие. Влияние игр на психическое и физическое развитие Игра оказывает так же влияние на развитие дошкольника. Психические свойства и качества личности наиболее эффективно формируются в игре. Игровая деятельность оказывает влияние на все стороны психического развития, об этом часто говорили педагоги и психологи. При помощи игры начинает развиваться произвольная память и внимание, что необходимо при поступлении в школу. Ребенку просто необходимо четко запомнить содержание игры, его роль в ней, чтобы успешно играть со сверстниками. Иначе он будет изгнан ими. В играх ребенок учится действовать не с самим предметом а с его заместителем. Учится мыслить образно. Этот ведущая деятельность влияет на формирование и развитие речи ребенка. Ведь нужно общаться со сверстниками, распределить роли в игре. Играя, дети начинают учиться, то есть они подготавливаются к школьной жизни. И если новые знание предложены им в виде игры, то так намного интереснее и легче будет их усвоить. В физическом плане роль игры в жизни ребенка так же неоценима. Дети много двигаются (бегают, прыгают, плавают, качаются на качелях), что хорошо отражается на их физическом развитии и организме в целом. Малыши обожают подвижные игры, где с ними играет и взрослый. Можно сказать, что влияние игр на психическое и физическое развитие очень велико, они помогают снимать психологические барьеры, улучшить взаимоотношения, общение детей, дают уверенность в своих силах.