Урок фгос с технологической картой. Презентация "конструирование урока в условиях реализации фгос. технологическая карта урока". Проблемная ситуация. Постановка целей и задач урока

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

2 слайд

Описание слайда:

3 слайд

Описание слайда:

Вместо того чтобы совершенствовать свои профессиональные навыки или же проводить время с близкими, учителя вынуждены то и дело создавать учебные технологические карты. Масла в огонь подливает тот факт, что по новым ФГОСам работать правильно, грамотно и быстро получается далеко не у всех. Создание технологической карты урока для учителей Российской Федерации уже давно превратилось если не в каторгу, то в достаточно серьезную нагрузку.

4 слайд

Описание слайда:

Общее: использование всех составляющих УМК достижение предметных, метапредметных и личностных результатов нацеленность на деятельность ученика Частное: вид подачи материала (таблица или тезисы) временной охват (урок, тема) Технологическая карта урока – обобщенно-графическое выражение сценария урока, основа его проектирования, средство представления индивидуальных методов работы. *инновационный инструмент реализации ФГОС; * новый вид методической продукции.

5 слайд

Описание слайда:

Технологическая карта урока составляется учителем в соответствии с рабочей программой учебного курса, предмета, дисциплины (модуля). Наличие технологической карты урока является обязательным для работы учителя общеобразовательного учреждения. Технологическая карта урока может быть составлена в форме конспекта или таблицы, в которой фиксируются узловые блоки. Технологическая карта урока относится к локальным актам общеобразовательного учреждения.

6 слайд

Описание слайда:

Целеполагание (что необходимо сделать, воплотить); Инструменталь ный (какими средствами это необходимо сделать, воплотить); Организационно-деятельностный (какими действиями и операциями это необходимо сделать, воплотить). Тема урока Цель урока Планируемые результаты Задачи урока Тип урока УМК урока Основные понятия УУД Действия обучающихся Действия учителя Диагностика рез-ов Д/з

7 слайд

Описание слайда:

Исходя из особенностей системно-деятельностного подхода определился перечень основных вертикальных столбцов карты: Количество горизонтальных столбцов в таблице, конечно же, зависит от типа урока, который проектирует учитель. Именно тип урока определяет количество необходимых для его реализации этапов. Ход урока (с фиксированием этапа урока) Деятельность учителя Деятельность обучающегося

8 слайд

Описание слайда:

Организационный момент, целеполагание и мотивация к учебной деятельности; Актуализация знаний, УУД в начале урока или в процессе его по мере необходимости; Первичное восприятие и усвоение нового теоретического учебного материала (правил, понятий, алгоритмов…). Открытие нового знания и способов действий; Применение теоретических положений в условиях выполнения упражнений и решения задач (Первичное закрепление с комментирование во внешней речи); Самостоятельное творческое использование сформированных умений и навыков (Сам. раб. с самопроверкой (внутренняя речь); Динамическая пауза; Обобщение усвоенного и включение его в систему ранее усвоенных ЗУНов и УУД. Включение нового знания в систему знаний и повторение: Рефлексия деятельности Контроль за процессом и результатом учебной деятельности школьников

9 слайд

Описание слайда:

Название темы с указанием часов, отведенных на ее изучение Цель освоения учебного содержания Планируемые результаты (личностные, предметные, метапредметные, информационно-интеллектуальная компетентность и УУД) Метапредметные связи и организация пространства (формы работы и ресурсы) Формы организации обучения технология изучения указанной темы

10 слайд

Описание слайда:

Единых требований к составлению технологических карт не существует; учитель выбирает ту форму, которая для него наиболее приемлема.

11 слайд

Описание слайда:

12 слайд

Описание слайда:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА Предмет Класс Тип урока Тема Цель Задачи Образовательные: Развивающие: Воспитательные: УУД ЛичностныеУУД: Регулятивные УУД: Коммуникативные УУД: Познавательные УУД: Планируемые результаты Предметные: знать… уметь… Личностные: Метапредметные: Основные понятия Межпредметные связи Ресурсы: основные и дополнительные Формы урока Технология

13 слайд

Описание слайда:

Технологическая карта с методической структурой урока Дидактическая структура урока Методическая структура урока Признаки решения дидактических задач Методы обучения Форма деятельности Методические приемы и их содержание Средства обучения Способы организации деятельности Организационный момент Актуализация знаний Сообщение нового материала Закрепление изученного материала Подведение итогов Домашнее задание

14 слайд

Описание слайда:

Технологическая карта урока Тема: Цели для ученика 1. 2. 3. Цели для учителя Образовательные Развивающие Воспитательные Тип урока Форма урока Опорные понятия, термины Новые понятия Формы контроля Домашнее задание Этап урока Деятельность учителя Деятельность ученика Используемые методы, приемы, формы Формируемые УУД Результат взаимодействия (сотрудничества)

15 слайд

Описание слайда:

Основные этапы организации учебной деятельности Цель этапа Содержание педагогического взаимодействия Деятельность учителя Деятельность обучающихся познавательная коммуникативная регулятивная 1.Мотивация учебной деятельности 2.Актуализация знаний. Постановка цели урока 3.Проблемное объяснение нового материала 4. Закрепление 5. Итог урока. Рефлексия

16 слайд

Описание слайда:

Основные этапы организации учебной деятельности Цель этапа Содержание педагогического взаимодействия Деятельность учителя Деятельность обучающихся познавательная коммуникативная регулятивная 1.Постановка учебных задач 2.Совместное исследование проблемы 3.Моделирование 4.Конструирование нового способа действия 5. Переход к этапу решения частных задач 6.Применение общего способа действия для решения частных задач 7. Контроль на этапе окончания темы

17 слайд

Описание слайда:

Технологическая карта урока Краткое описание этапов урока открытия нового знания в ТДМ Конспект урока Деятельность учителя Деятельность учащихся Формируемые УУД 1. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности. 2. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии. 3. Выявление места и причины затруднения. 4. Построение проекта выхода из затруднения. 5. Реализация построенного проекта. 6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи. 7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. 8. Включение в систему знаний и повторение. 9. Рефлексия учебной деятельности на уроке.

18 слайд

Описание слайда:

Вариант 1 (трёхмодульная технологическая карта) Вариант 2 (четырёхмодульная технологическая карта) Этап урока Деятельность учителя Деятельность обучающихся Осуществляемые действия Модуль 1 Познавательная Модуль 2 Коммуникативная Модуль 3 Регулятивная Осуществляемые действия Осуществляемые действия Осуществляемые действия Этап урока Деятельность учителя Деятельность учащихся Формируемые УУД Осуществляемые действия Модуль 1 Личностные Модуль 2 Регулятивные Модуль 3 Познавательные Модуль 4 Коммуникативные

19 слайд

Описание слайда:

Вариант 3 (пятимодульная технологическая карта) двухуровневую структуру освоения учебного материала (базовый и повышенный) Вариант 4 4-модульная карта с развёрнутым коммуникативным модулем

20 слайд

Описание слайда:

21 слайд

Описание слайда:

22 слайд

Описание слайда:

23 слайд

Описание слайда:

Традиционный конспект Технологическая карта Целеполагание в соответствии со знаниевой парадигмой в соответствии с планируемыми результатами ФГОС (три группы) Основной метод описания объяснительно- иллюстративный структурно-логический; проектный Особенность проектирования по видам деятельности учителя по видам деятельности учителя и обучающихся Используемые средства обучения учитель и учебник как основные носители знания использование всех компонентов УМК и современных ресурсов Дидактический подход межпредметные связи на основании некоторых элементов знания формирование целостной картины мира на основе реального использования жизненного опыта детей, знаний из других предметных областей, метапредметных знаний Форма описания урока использование прямой (беседа) или косвенной речи учителя использование формулировок, четкое и лаконичное описание деятельности Оценка учителем – результатов обученности в целом всеми участниками – процесса, результата, индивидуальных достижений

Технологическая карта урока.

«Если мы будем учить сегодня так, как мы учили

Вчера, мы украдём у детей завтра»

Джон Дьюи

Уважаемые коллеги! Меняется наше общество, меняются цели и содержание образования.

Современная жизнь предъявляет сегодня человеку жёсткие требования – это высокое качество образования, коммуникабельность, целеустремлённость, креативность, качества Лидера, а самое главное – умение ориентироваться в большом потоке информации. Выйдя из стен школы, выпускник должен продолжить саморазвиваться и самосовершенствоваться, а для этого необходимо научиться определённым способам действий.

Подготовка учеников к жизни закладывается в школе, поэтому требования к образованию сегодня меняют свои приоритеты: знаниевая составляющая уступает место развивающей.

В настоящее время большинство учителей, по-прежнему, тяготеет к традиционному уроку. Это объясняется многими причинами: привычкой к традиционным формам обучения и боязнью нового; непониманием огромного количества инноваций.

Традиционный урок – это наша молодость, так нас учили работать в институте, так мы работали всю жизнь. Его организация проста, привычна, хорошо известна и отработана до мелочей.

Но, как показывает практика, при традиционном обучении ученикам, успешно закончившим школу, гораздо труднее найти себя в окружающей действительности. Среди них гораздо больше не состоявшихся личностей. Не случайно в последние годы среди учителей родилась шутка. На вопрос: «Кому на Руси жить хорошо: отличнику или троечнику», всегда один и тот же ответ – троечнику, т. к. он адаптирован к жизни, умеет приспособиться, выбрать нестандартное решение, принять на себя ответственность, рискнуть и т. д. Именно поэтому среди них гораздо меньше неустроенных, несчастных, чем, к сожалению, среди отличников, которые всегда четко и правильно выполняли указания учителя.

Задача системы образования сегодня состоит не в передаче объема знаний, а в том, чтобы научить ребят учиться . Основная цель ФГОС - всестороннее развитие личности ребёнка на основе универсальных учебных действий (личностных, метапредметных и предметных)

И для того, чтобы реализовать требования, предъявляемые Стандартами второго поколения, чтобы добиться получения основного результата образования, урок должен измениться, стать новым, современным !

Основная дидактическая структура урока отображается в плане-конспекте урока и в его технологической карте . Они имеют как статичные элементы, так и динамические, которым свойственна более гибкая структура.

При подготовке к современному уроку учитель проходит три стадии: моделирование, проектирование и конструирование.

Моделирование – определение основных параметров урока, определение типа и вида урока.

Проектирование – разработка основных компонентов педагогического процесса.

Конструирование – создание технологии урока, т.е. системы взаимодействия учителя и учащихся. На этапе конструирования учитель создает документы – конспект урока и (или) технологическую карту , по которому будет работать, решая поставленные задачи и добиваясь получения основного результата образования.

Организовать урок в соответствии с требованиями ФГОС может помочь технологическая карта урока.

Технологическая карта урока – что это?

Технологическая карта - это новый вид методической продукции, обеспечивающей эффективное и качественное преподавание учебных курсов в школе и возможность достижения планируемых результатов освоения основных образовательных программ на ступенях начального и основного образования в соответствии с ФГОС второго поколения.

Понятие «технологическая карта» пришло в образование из промышленности. Технологическая карта - технологическая документация в виде карты, листка, содержащего описание процесса изготовления, обработки, производства определённого вида продукции, производственных операций, применяемого оборудования, временного режима осуществления операций.

Технологическая карта в дидактическом контексте представляет проект учебного процесса, в котором представлено описание от цели до результата с использованием инновационной технологии работы с информацией. Это современная форма планирования педагогического взаимодействия учителя и учащихся.

Технологической карте присущи следующие отличительные черты: интерактивность, структурированность, алгоритмичность при работе с информацией, технологичность и обобщённость.

Технологическая карта урока – это способ графического проектирования урока, таблица, позволяющая структурировать урок по выбранным учителем параметрам.

Такими параметрами могут быть этапы урока, его цели, содержание учебного материала, методы и приемы организации учебной деятельности, деятельность учителя и деятельность обучающихся, результат (формируемые УУД).

Структура технологической карты включает :

1) Название этапа урока.

2) Цели этапа урока.

4) Деятельность учителя.

5) Деятельность учащихся.

6) Формы работы (индивидуальная, фронтальная, парная, групповая)

7) Результат (формируемые УУД, продукт).

Главная задача технологической карты урока - отразить деятельностный подход в обучении, алгаритм работы учителя и учеников на определённых этапах урока.

В технологической карте должны быть определены пути достижения трёх групп результатов образования:

  • личностных;
  • метапредметных;
  • предметных

Проанализировав (на основе открытых электронных источников информации) достаточно большое количество технологических карт урока, разработанных учителями – можно сделать вывод, что унифицированной, устоявшейся формы подобной карты пока не существует. Федеральных нормативных документов по составлению карт пока нет, пока идёт процесс накопления опыта.

Каждый учитель вправе разработать свою, удобную лично для него карту – главное, чтобы она помогала в работе, а не вызывала раздражение, как лишняя письменная нагрузка.

Я предлагаю вашему вниманию несколько шаблонов составления карты.

Вариант 1

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Познавательная

Коммуникативная

Регулятивная

Осуществляемые действия

Осуществляемые действия

Формируемые способы деятельности

Осуществляемые действия

Формируемые способы деятельности

1-й этап урока «Постановка цели и задачи урока»

2-й этап урока «Актуализация знаний»

. . .

Предлагаемая технологическая карте урока призвана зафиксировать не только виды деятельности учителя и учащихся на уроке, но и формируемые результаты обучения.

Поскольку планируемые результаты обучения представляют собой систему личностно-ориентированных целей образования, отпадает необходимость выделения в структуре карты отдельной графы, посвященной целевому назначению проектируемого урока.

Вариант 2

Добавляются методы, приёмы и формы работы (методическая подструктура урока)

Вариант 3

Планируемые результаты

предметные

УУД

Этап (время)

Цели:

Карты варьируются по количеству и перечню выделенных разделов в зависимости от степени детализации хода урока. Форма карт зависит от типов урока, но структура карты должна сохраняться.

Я предлагаю вашему вниманию технологическую карту урока русского языка в 3 классе.

Как видите, коллеги, технологическую карту можно рассматривать как мини-проект учителя и создать её на первых порах учителю достаточно сложно. Её составление занимает нимало времени.

Технологическая карта-это один из инструментов работать по-новому, в рамках ФГОС и

потребность в составлении технологической карты возникла в связи с тем, что изменились требования к современному уроку.

В чём же отличие конспекта урока от технологической карты?

Конспект урока

Технологическая карта

Средства представления

Текстовое

Графическое, символическое

Что определяет содержание

Требования программ, содержание учебников

Требования стандарта

Приемы деятельности

Осознанно

Фиксированно, осознанно

Дифференциация

Групповая

Индивидуальная

Форма получения знаний

Индивидуальная

Учебное сотрудничество

Направленность обучения

Передача теоретических знаний

Личностная направленность

Преимущества технологической карты.

Технологическая карта позволяет:

  • увидеть учебный материал целостно и системно;
  • осмыслить и спроектировать последовательность работы с учётом цели и темы урока;
  • гибко использовать эффективные приёмы и формы работы с детьми на уроке;
  • согласовать действия учителя и учащихся;
  • организовать самостоятельную деятельность школьников в процессе обучения;

Технологическая карта позволит учителю:

  • реализовать планируемые результаты ФГОС второго поколения;
  • системно формировать у учащихся универсальные учебные действия;
  • проектировать образовательный процесс по освоению темы с учётом цели освоения курса;
  • на практике реализовать межпредметные связи;
  • выполнять диагностику достижения планируемых результатов учащимися на каждом этапе освоения темы.

Использование технологической карты обеспечивает условия для повышения качества обучения, так как:

· учебный процесс по освоению темы (раздела) проектируется от цели до результата;

· используются эффективные методы работы с информацией;

·организуется поэтапная самостоятельная учебная, интеллектуально-познавательная и рефлексивная деятельность школьников;

·обеспечиваются условия для применения знаний и умений в практической деятельности.

Самоанализ урока

При самоанализе урока учитель нередко просто пересказывает его ход и затрудняется в обосновании выбора содержания, используемых методов и организационных форм обучения. В традиционном плане расписана в основном содержательная сторона урока, что не позволяет провести его системный педагогический анализ. Форма записи урока в виде технологической карты дает возможность максимально детализировать его еще на стадии подготовки, оценить рациональность и потенциальную эффективность выбранных содержания, методов, средств и видов учебной деятельности на каждом этапе урока.

С помощью технологической карты можно провести не только системный, но и аспектный анализ урока (прослеживая карту по вертикали).

Например:

  • реализацию учителем целей урока;
  • использование развивающих методов, способов активизации познавательной деятельности обучающихся;
  • осуществление оценивания и контроля.

Вывод:

Карта не заменяет конспекта урока. Конспект урока - это ноты, позволяющие импровизацию, это опора, основа, фундамент будущего здания под названием «урок». А главное назначение карты - отразить деятельностный подход, алгаритм работы учителя и учеников на определённых этапах урока, формирование УУД.

Предварительный просмотр:

I.Организационный момент. Мотивация учебной деятельности.

Проверьте посадку за партой. Настройтесь на урок.

Сегодня чудесный день. Вы пришли в школу с хорошим настроением. Улыбнитесь друг другу и подарите тепло ваших рук соседу по парте. Любые трудности мы преодолеем сообща.

Учебно-познавательный интерес к данному уроку, создание ситуации успеха и доверия.

Улыбаются и прикасаются ладошками друг к другу.

Управление поведением партнёра, готовность строить отношения с другими людьми.

Вспоминают правила поведения, настраиваются на урок.

Самооценка готовности к уроку, психологический настрой.

II. Актуализация изученного.

1. Вспомним изученные орфограммы.

В одном словесном государстве жили и не тужили орфограммы. Орфограммы-буквы гласных и орфограммы- буквы согласных часто собирались вместе, а порой и в одном слове, и ждали, чтобы ребята о них вспомнили и не допустили ошибки в правописании. Но иногда они шалили и никак не хотели говорить свои полные названия. Вот что от них оставалось

(на слайде таблички: безударные, согласные, удвоенные, непроизносимые )

- Вспомните полные названия этих орфограмм.

2.Работа в парах.

Приведите примеры слов с этими орфограммами.

3.Словарная работа.

Орфограммы веселились,

И ошибки появились.

Вы скорее их найдите,

Правильно слова спишите.

(на слайде запись: Шыроко, вороне пиро, ворабьи, мухолофка)

- Напишите правильно. Обозначьте орфограмму.

(ученик работает у доски)

Актуализируются знания, необходимые для понимания новой темы.

Слушают сказку, вспоминают орфограммы.

Давать полную характеристику изученным орфограммам и находить их в тексте.

Диктуют по 2 слова друг другу

Умение слушать собеседника, быть готовым корректировать ответ и исправлять свою ошибку

Сверяют свою работу с доской, оценивают работу на доске.

Работать по плану, сверяя свои действия с с целью, вырабатывать критерии оценки.

III. Постановка проблемного вопроса.

Выделите в слове мухоловка корень.

Я увидела в тетрадях учеников следующее: мухоловка, мухоловка.

Какой вопрос возникает?

(Кто из учеников прав? Сколько корней в слове мухоловка?)

Записывают слово. Выделяют корень.

Формулировать учебную проблему, строить рассуждения, доказывать свою точку зрения.

Весь класс во фронтальном режиме слушают высказывания обучающихся.

Умение вступать в диалог, высказывать и обосновывать свою точку зрения.

Оценивают точность ответов.

Уметь слушать в соответствии с целевой установкой, дополнять, уточнять высказывания.

IV. Поиск решения (открытие нового знания)

1.Беседа по вопросам.

Кто такая мухоловка ? (птица)

Почему птицу так назвали? (показ картинки)

Какой корень в слове муха ?

Какой корень в слове ловит ?

Подберите однокоренные слова.

Есть ли корни мух и лов в слове мухоловка ?

Так сколько корней в слове мухоловка ? (В этом слове 2 корня)

Как называются слова, состоящие из двух корней?

Прочитайте определение и сравните со своей формулировкой.

Записывают на доске: мухоловка -ловит мух.

Отвечают на вопросы учителя, развивают словарный запас.

Выдвигают гипотезы.

Читают правило,решают проблему, открывают новые знания.

Перерабатывать информацию,строить рассуждения.

Выслушивают ответы обучающихся

Оформлять свои мысли, строить речевое высказывание.

Контролируют правильность ответов, исправляют, дополняют, уточняют.

Составлять план решения учебной проблемы.

IV. Формулирование темы (работа с определением)

Какие слова называются сложными?

Почему их так назвали: сложные? (Сложили из двух слов)

Приведите свой пример сложного слова.

Приводят примеры, выделяют корни, объясняют значение слов, подбирают однокоренные.

Извлекают новую информацию.

Работают во фронтальном режиме.

Приходить к общему решению в совместной деятельности.

Оценивают правильность ответов.

Работать по плану, сверяя свои действия с целью.

V.Развитие умения по применению нового знания.

1. Работа по учебнику.

Упр.122 – выявление в тексте слова, состоящего из двух корней.

Из каких слов сложилось это слово?

Сколько в нём корней?

Выпишите это слово и выделите в нём корни.

2.Определение места сложных слов в ряду однокоренных.

Упр.123

В кокой группе однокоренных слов может оказаться слово водопад ?

3.Групповая работа.

(Работа по карточкам)

Коллективное выполнение задания с мотивировкой выбора слова.

Выписывают 2 группы однокоренных слов, выделяют корни.

Определяют лексическое значение сложных слов, дают толкование, выделяют корни.

Перерабатывать полученную информацию и извлекать новую.

Работа в группах.

Умение сотрудничать, договариваться и приходить к общему решению.

Осознание ценности совместной деятельности.

Самоконтроль и взаимоконтроль выполнения задания в группах.

Работать по плану, определять степень успешности своей работы и работы других.

VI.Подведение итогов работы. Рефлексия.

Что нового вы сегодня узнали на уроке?

Что такое сложные слова? Незнайка на этот вопрос ответил так: « Все непонятные слова называются сложными». Буратино сказал, что все длинные слова- это сложные слова. Афанасий: «Слова, в которых два корня, называются сложными словами»

Кто из героев прав?

Самооценка работы на уроке.

Формировать умение обобщать, делать выводы, оценивать свою работу.

VII.Домашнее задание.

1.Выучить правило

2. Сочинить сказку про сложные слова.

Последовательность действий учителя Моделирование урока – определение основных параметров урока, включающее: уточнение концепции или технологической идеи обучения; соотнесение цели урока с целями учебной темы, определение типа и вида урока Учитывая требования к уроку по ФГОС тип урока изучения и первичного закрепления новых знаний; закрепления новых знаний; комплексного применения ЗУН; обобщения и систематизации знаний; проверки, оценки и коррекции ЗУН учащихся) Вид урока - отражает ведущий метод обучения.

Последовательность действий учителя Проектирование – разработка основных компонентов педагогического процесса: задач, содержания, методов, средств, форм учебной деятельности. Конструирование – создание технологии урока, т.е. системы взаимодействия учителя и учащихся. На этапе конструирования учитель создает документы – конспект урока и (или) технологическую карту, по которому будет работать, решая поставленные задачи и добиваясь получения основного результата образования

Дидактическая структура урока Технологическая карта урока План-конспект урока

Технологическая карта урока – это новый вид методической продукции, обеспечивающей эффективное и качественное преподавание учебных предметов и возможность достижения планируемых результатов освоения основных образовательных программ в соответствии с ФГОС. Технологическая карта урока – это способ графического проектирования урока, таблица, позволяющая структурировать урок по выбранным учителем параметрам.

1) Название этапа урока. 2) Цели этапа урока. 3) Содержание этапа. 4) Деятельность учителя. 5) Деятельность учащихся. 6) Формы работы (индивидуальная, фронтальная, парная, групповая) 7) Результат (формируемые УУД, продукт). Структура технологической карты включает:

Тема: Цели: Ход урока: 1.Организационный момент 2.Проверка домашнего задания 3.Повторение 4.Изучение нового материала 5.Закрепление. 6.Итог урока 7.Домашнее задание Структура традиционного конспекта урока

Характеристика технологической карты Сущностной характеристикой технологической карты становится представление образовательного процесса на уровне технологии – на уровне проектирования и конструирования, включая описание действий учителя и учащихся (действий целеполагания, организации, контроля и регулирования). В технологической карте урока должны быть определены пути достижения трех групп результатов образования: личностных, метапредметных предметных)

Структурную форму технологической карты каждый учитель выбирает сам, исходя из своих педагогических предпочтений.

Вариант 1 Деятельность учителя Деятельность обучающихся Познавательная Коммуникативная Регулятивная Осуществляемые действия Формируемые способы деятельности Осуществляемые действия Формируемые способы деятельности Осуществляемые действия Формируемые способы деятельности 1-й этап урока «Постановка цели и задачи урока» 2-й этап урока «Актуализация знаний» . . .

Вариант 2 Этап урока Деятельность учителя Деятельность ученика Используемые методы, приемы, формы, средства обучения Формируемые УУД Результат взаимодействия (сотрудничества)

Вариант 3 Технология проведения Деятельность учеников Деятельность учителя Задания для учащихся Планируемые результаты предметные УУД Этап (время) Цели:

Учебный предмет: русский язык Класс: 3Г Тема урока: Знакомство с понятием «сложные слова» Тип урока: Урок открытия новых знаний. Технологическая карта урока

Деятельность учителя Деятельность обучающихся Познавательная Коммуникативная Регулятивная Осуществляемые действия Формируемые способы деятельности Осуществляемые действия Формируемые способы деятельности Осуществляемые действия Формируемые способы деятельности 1-й этап урока « Организационный момент. Мотивация учебной деятельности » 1.Организует класс, проверяет посадку за партой. 2.Даёт позитивный настрой на урок. Учебно-познавательный интерес к данному уроку, создание ситуации успеха и доверия. Улыбаются и прикасаются ладошками друг к другу. Управление поведением партнёра, готовность строить отношения с другими людьми. Вспоминают правила поведения, настраиваются на урок. Самооценка готовности к уроку, эмоционально-психологический настрой.

Деятельность учителя Деятельность обучающихся Познавательная Коммуникативная Регулятивная Осуществляемые действия Формируемые способы деятельности Осуществляемые действия Формируемые способы деятельности Осуществляемые действия Формируемые способы деятельности 2-й этап урока « Актуализация изученного » 1.Организует работу над изученными орфограммами 2.Актуализирует знания, необходимые для понимания новой темы. 2.Организует работу в парах. 3.Организует словарную работу. Слушают орфографическую сказку, вспоминают орфограммы. Давать полную характеристику изученным орфограммам и находить их в тексте. Взаимодействуют с учителем во время опроса, осуществляемого во фронтальном режиме Умение слушать собеседника, быть готовым корректировать ответ и исправлять свою ошибку Умение сотрудничать. Сверяют свою работу с доской, оценивают работу на доске. Работать по плану, сверяя свои действия с с целью, вырабатывать критерии оценки.

Деятельность учителя Деятельность обучающихся Познавательная Коммуникативная Регулятивная Осуществляемые действия Формируемые способы деятельности Осуществляемые действия Формируемые способы деятельности Осуществляемые действия Формируемые способы деятельности 3-й этап урока « Постановка проблемного вопроса » 1.Создаёт проблемную ситуацию, подводит к формулированию проблемного вопроса Записывают слово мухоловка. Выделяют корень. Формулировать учебную проблему, строить рассуждения, доказывать свою точку зрения. Весь класс во фронтальном режиме слушают высказывания обучающихся. Умение вступать в диалог, высказывать и обосновывать свою точку зрения. Оценивают точность ответов. Уметь слушать в соответствии с целевой установкой, дополнять, уточнять высказывания. Планировать учебные задачи.

Деятельность учителя Деятельность обучающихся Познавательная Коммуникативная Регулятивная Осуществляемые действия Формируемые способы деятельности Осуществляемые действия Формируемые способы деятельности Осуществляемые действия Формируемые способы деятельности 4-й этап урока « Поиск решения (открытие нового знания) » 1.Организует работу над лексическим значением слова. 2.Просит выделить корни в словах, из которых сложилось это слово. 3.Подводит детей к открытию нового знания - как называются слова, состоящие из двух корней. 4.Просит прочитать определение и сравнить свой ответ с авторской формулировкой. 1.Записывают на доске: мухоловка - ловит мух, выделяют корни 2.Выдвигают гипотезы. 3.Читают правило, решают проблему, открывают новые знания. Перерабатывать информацию, строить рассуждения. Выслушивают ответы обучающихся Оформлять свои мысли, строить речевое высказывание. Участвовать в открытии новых знаний о составе слова. Контролируют правильность ответов, исправляют, дополняют, уточняют. Составлять план решения учебной проблемы.

Деятельность учителя Деятельность обучающихся Познавательная Коммуникативная Регулятивная Осуществляемые действия Формируемые способы деятельности Осуществляемые действия Формируемые способы деятельности Осуществляемые действия Формируемые способы деятельности 5-й этап урока « Формулирование темы (работа с определением) » 1.Помогает сформулировать тему урока. 2.Организует работу над определением 3.Просит привести свои примеры сложных слов. Приводят примеры, выделяют корни, объясняют значение слов, подбирают однокоренные. Извлекают новую информацию. Работают во фронтальном режиме. Приходить к общему решению в совместной деятельности. Оценивают правильность ответов. Работать по плану, сверяя свои действия с целью.

Деятельность учителя Деятельность обучающихся Познавательная Коммуникативная Регулятивная Осуществляемые действия Формируемые способы деятельности Осуществляемые действия Формируемые способы деятельности Осуществляемые действия Формируемые способы деятельности 6-й этап урока « Развитие умения по применению нового знания » 1. Организует работу над новым материалом по учебнику 2.Организует работу на определение места сложных слов в ряду однокоренных 3.Организует групповую работу по закреплению материала Самостоятельно выполняют зад-я. Определяют лексическое значение сложных слов, дают толкование, выделяют корни. Перерабатывать полученную информацию и извлекать новую. Находить сложные слова. Работа в группах. Умение сотрудничать, договариваться и приходить к общему решению. Осознание ценности совместной деятельности. Самоконтроль и взаимоконтроль выполнения задания в группах. Работать по плану, определять степень успешности своей работы и работы других.

Деятельность учителя2 Деятельность обучающихся Познавательная Коммуникативная Регулятивная Осуществляемые действия Формируемые способы деятельности Осуществляемые действия Формируемые способы деятельности Осуществляемые действия Формируемые способы деятельности 7-й этап урока « Подведение итогов работы. Рефлексия. » 1.Организует подведение итогов работы на уроке. 2.Просит оценить свою работу при помощи условных обозначений. Участвуют в беседе. Проверяют свои знания, полученные на уроке. Обобщать знания об изученном материале Рисуют сигнальные кружки, оценивают свою работу. Формировать умение обобщать, делать выводы, оценивать свою работу.

Деятельность учителя Деятельность обучающихся Познавательная Коммуникативная Регулятивная Осуществляемые действия Формируемые способы деятельности Осуществляемые действия Формируемые способы деятельности Осуществляемые действия Формируемые способы деятельности 8-й этап урока « Домашнее задание » 1. Выучить правило 2. Сочинить сказку про сложные слова.

Отличия плана-конспекта урока от технологической карты Конспект урока Технологическая карта Средства представления Текстовое Графическое, символическое Что определяет содержание Требования программ, содержание учебников Требования стандарта Приемы деятельности Осознанно Фиксированно, осознанно Дифференциация Групповая Индивидуальная Форма получения знаний Индивидуальная Учебное сотрудничество Направленность обучения Передача теоретических знаний Личностная направленность

Технологическая карта позволит учителю: реализовать планируемые результаты ФГОС второго поколения; системно формировать у учащихся универсальные учебные действия; проектировать образовательный процесс по освоению темы с учётом цели освоения курса; на практике реализовать межпредметные связи; выполнять диагностику достижения планируемых результатов учащимися на каждом этапе освоения темы.

Использование технологической карты обеспечивает условия для повышения качества обучения, так как: учебный процесс по освоению темы (раздела) проектируется от цели до результата; используются эффективные методы работы с информацией; организуется поэтапная самостоятельная учебная, интеллектуально-познавательная и рефлексивная деятельность школьников; обеспечиваются условия для применения знаний и умений в практической деятельности.

С помощью технологической карты можно провести не только системный, но и аспектный анализ урока (прослеживая карту по вертикали). Например: реализацию учителем целей урока; использование развивающих методов, способов активизации познавательной деятельности обучающихся; осуществление оценивания и контроля.

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!


Технологическая карта урока– это графический способ проектирования урока. С помощью технологической карты учитель может запланировать результаты по конкретному виду деятельности и контролировать процесс их достижения на каждом этапе урока. Несмотря на удобство и нарастающую популярность этого способа планирования урока, учителя сталкиваются с трудностями при конструировании технологических карт, связанных с отсутствием единого образца.

Как составить технологическую карту урока по ФГОС?

Понятие «технологическая карта» пришло в образование из промышленности. Технологическая карта описывает изготовление, обработку и производство продукции, производственные операции и применяемое оборудование.

В образовании технологическая карта рассматривается как способ графического проектирования урока - таблица, которая позволяет учителю структурировать урок по выбранным параметрам:

  • этапы и цели урока;
  • содержание учебного материала;
  • методы и приёмы организации учебной деятельности учащихся;
  • деятельность учителя и деятельность обучающихся.

Технологическая карта урока включает в себя элементы план-конспекта: тема, цель, задачи, но всё же отличается от него.

Отличия технологической карты и конспекта

Технологическая карта урока

Конспект урока

Оформляется в виде таблицы и описывает деятельность учителя и обучающихся на каждом этапе урока.

Оформляется как сценарий и описывает слова, действия учителя и предполагаемые ответы учеников.

Характеризует деятельность учеников с указанием УУД, формируемых при каждом учебном действии.

Указывает и описывает формы и методы, используемые на уроке.

Помогает планировать результаты по каждому виду деятельности и контролировать процесс их достижения.

Только указывает цели урока.

С помощью технологической карты учитель смотрит на учебный материал целостно и проектирует урок по освоению конкретной темы в рамках всего курса.

Преимущества технологической карты как инструмента планирования

Технологическая карта позволит учителю:

  • определить универсальные учебные действия, которые формируются при выполнении конкретного учебного действия;
  • спроектировать последовательность действий и операций по освоению темы, приводящих к намеченному результату;
  • проектировать педагогическую деятельность на конкретный период;
  • на практике реализовать межпредметные связи;
  • обеспечить согласованные действия участников педагогического процесса;
  • диагностировать достижения запланированных результатов на каждом этапе урока;
  • строить образовательный процесс как проектную деятельность, где все этапы логичны, взаимосвязаны и могут быть расширены в рамках предмета.

Структура технологической карты урока

В технологической карте указываются:

  • тема;
  • цель освоения учебного материала;
  • результаты, которые планируется достичь: личностные, предметные и метапредметные;
  • межпредметные связи;
  • организация учебного пространства: формы работы, ресурсы и оборудование;
  • основные понятия темы;
  • технология изучения указанной темы.

Урок строится из нескольких этапов: организационный момент, актуализация знаний, постановка учебной задачи и так далее. В технологической карте на каждом этапе урока определяются цель и планируемый результат, деятельность учителя и учащихся.

Трудности при составлении технологической карты урока

Несмотря на преимущества и нарастающую популярность этого способа проектирования урока, учителя часто сталкиваются с трудностями при составлении технологической карты. Профессор института дополнительного образования в ГАОУ ВО «Московский городской педагогический университет» Андрей Иоффе выделяет семь ошибок, которые совершают учителя при конструировании технологической карты:

  1. Объём на десятки страниц.
  2. Оформление всего содержания занятия как таблицу.
  3. Установление жёстких временных рамок.
  4. Обилие колонок.
  5. Сведение рефлексии к подведению итогов.
  6. Использование сложных и непонятных выражений - «самоопределение к деятельности».
  7. Определение целей для ученика и учителя, но не целей занятия.

Эти ошибки вызваны отсутствием единых требований к составлению технологических карт уроков. Отдельные блоки и разделы разнятся и у отдельных учителей, и у каждого учителя в технологических картах разных уроков. Также на ошибки влияют субъективные факторы: недостаток знаний, низкая мотивация учителя, непонимание и неприятие нового.

Грамотная методическая поддержка способна оказать помощь при подготовке технологических карт. На заседаниях методического совета школы определяется, как отражать в технологических картах уроках предметные, метапредметные и личностные результаты, реализацию и диагностику различных видов УУД.

Примеры технологических карт уроков

Образец технологической карты №1

  1. ФИО учителя
  2. Класс
  3. Предмет
  4. Тема урока
  5. Цель урока
  6. Характеристика этапов урока

  1. Работа обучающихся на уроке (указывается активность и мера занятости)
  2. Дифференциация и индивидуализация обучения: присутствовала или отсутствовала.
  3. Характер самостоятельной работы учащихся: репродуктивный или продуктивный.
  4. Оценка достижений целей урока.

Образец технологической карты №2

  1. ФИО учителя
  2. Класс
  3. Предмет
  4. Тема урока
  5. Цель урока
  6. Задачи урока: обучающие, воспитательные и развивающие.
  7. Актуальность использования средств ИКТ.
  8. Виды используемых средств ИКТ.
  9. Необходимое оборудование и программное обеспечение.
  10. Организационная структура урока.

Образец технологической карты №3

  1. ФИО учителя
  2. Класс
  3. Предмет
  4. Тема урока
  5. Место и роль урока в изучаемой теме
  6. Цель урока
  7. Структура урока.

Образец технологической карты №4

  1. ФИО учителя
  2. Класс
  3. Предмет
  4. Тема урока
  5. Место и роль урока в изучаемой теме
  6. Цель урока
  7. Структура урока

А что изменится в работе школ с выходом нового ФГОС СОО? Узнать ответ на этот вопрос вы сможете на Международном проектировочном семинаре-тренинге «Внедрение ФГОС СОО» , который пройдёт 23―26 июля. Приходите на наш семинар-тренинг, и вы получите все необходимые инструменты и рекомендации для перехода на новый стандарт.

Предметные умения формируются у учащихся только в процессе обучения данному учебному предмету и имеют применение главным образом в этом предмете и отчасти в смежных предметах .

В современных условиях технологическая карта урока представляет собой инновацию, которая обладает рядом специфических черт таких как:

  1. интерактивность,
  2. структурированность,
  3. алгоритмичность при работе с информацией,
  4. технологичность,
  5. обобщённость.

Рисунок 2. Методология создания технологической карты урока

В настоящее время имеет место несколько разнообразных подходов к созданию технологической карты урока. Все они направлены на схематизацию процессов на уроке. Большинство из них можно назвать поверхностными в силу преувеличенной шаблонности. Однако, если обратиться к тем подходам к составлению технологической карты урока, которые соответствую требованиям ФГОС нового поколения, то можно выделить три ключевые тенденции:

  1. Рост востребованности и популярности технологической карты урока в педагогической среде;
  2. Технологические карты урока различаются по количеству и перечню выделенных разделов в зависимости от степени детализации хода урока;
  3. Разработчики технологических карт урока изменяют и расширяют их структуру внося элементы отражающие содержательные особенности преподаваемого ими предмета.

Одной из ключевых особенностей технологической карты урока можно с уверенностью назвать повышенные требования к учителю. К числу ключевых требований к учителю при проектировании технологической карты урока относится:

  1. владение конструктивно-планирующими умениями;
  2. знание целей и задач учебного курса, предмета, дисциплины;
  3. умение ориентироваться в актуальных учебно-методических комплектах по заданному предмету;
  4. знание условий обучения и возрастных особенностей;
  5. учет уровня общего развития обучающимися данного класса.

Форма записи урока в виде технологической карты дает возможность максимально детализировать его еще на стадии подготовки. Важным нюансом в пользу замены план-конспектов, технологической картой является наличие возможности оценить рациональность и потенциальную эффективность выбранных средств, видов и подходов к организации учебной деятельности на каждом этапе урока. Этот факт позволяет современному педагогу оценить рациональность отбора содержания материала, адекватность применяемых форм и методов работы в их совокупности .

Рисунок 3. Структура технологической карты урока

Технологическая карта позволяет увидеть учебный материал целостно и системно, а также проектировать образовательный процесс по освоению темы с учётом цели освоения курса. Кроме того, правильно составленная технологическая карта современного урока дает возможность гибко использовать эффективные приёмы и формы работы с детьми на уроке и согласовать действия учителя и учащихся.

Технологическая карта урока включает в свою структуру такие элементы как:

  1. тема;
  2. цель;
  3. задачи;
  4. мотивация их принятия;
  5. планируемые результаты: знания, умения, навыки;
  6. личностноформирующая направленность урока.
Цель урока представляет собой подачу информации по теме урока в ключе направленном на раскрытие её основных компонентов и выполнения воспитательных и образовательных задач.

Цель урока определяется следующими факторами:

  1. Планируемые результаты урока
  2. Пути реализации зафиксированного план урока.

Задачи урока – данная в определённых условиях цель деятельности, которая должна быть достигнута преобразованием этих условий, согласно определённой процедуре.

Полный цикл продуктивного мышления включает постановку и формулирование задачи самим субъектом, что происходит при предъявлении ему заданий, условия которых имеют проблемный характер.

Задачи могут возникать в практической деятельности или создаваться преднамеренно. Иерархически организованная последовательность задач образует программу деятельности.

Сразу необходимо предусмотреть планируемые результаты урока. В формулировке планируемых результатов также необходимо единообразие и соответствие задачам: сколько задач – столько и планируемых результатов должно быть. На основном этапе урока крайне важна подготовка каждого ученика к активной учебной деятельности .

Опорная таблица для конструирования технологической карты урока

Образовательные задачи урока

Возможные методы и приёмы выполнения

Организационный этап

Приветствие, проверка подготовленности, организация внимания

Рапорт дежурного, фиксация отсутствующих, стихотворный настрой и др.

Проверка выполнения домашнего задания

Установить правильность, полноту и осознанность домашнего задания, выявить и устранить в ходе проверки обнаруженные проблемы

Тесты, дополнительные вопросы, продолжи ответ…, разноуровневые самостоятельные работы

Подготовка учащихся к работе на основном этапе

Обеспечить мотивацию, актуализация субъектного опыта

Сообщение темы и цели (в виде проблемного задания, в виде эвристического вопроса, через показ конечных результатов, использование технологической карты мыследеятельности – кластер. В начале урока даётся загадка, отгадка к которой будет открыта при работе над новым материалом

Этап усвоения новых знаний и способов действий

Обеспечить восприятие, осмысление и первичное запоминание изучаемого материала

Содействовать усвоению способов, средств, которые привели к определённому выбору

Работа с определением

Использование обыденных аналогий

Представление основного материала одновременно в словесной и знаково-символической формах, представление изученного материала в сравнительных и классификационных таблицах, рассказ, лекция, сообщение, модульное обучение, использование компьютерного учебника, проблемное обучение, коллективное обучение, построение структурно-логической схемы, генетический метод обучения

Первичная проверка понимания изученного

Установить правильность и осознанность изученного материала, выявить пробелы, провести коррекцию пробелов в осмыслении материала

Опорный текст, подготовка учащимися своих вопросов, своих примеров по новому материалу

Этап закрепления новых знаний и способов действий

Обеспечить в ходе закрепления повышение уровня осмысления изученного материала, глубины понимания

Использование взаимообразных задач, вопросно-ответное общение, придумывание своих заданий

Применение знаний и способов действий

Обеспечить усвоение знаний и способов действий на уровне применения их в разнообразных ситуациях

Разноуровневые самостоятельные работы, деловая игра, учебные ситуации, групповая работа, дискуссия

Обобщение и систематизация

Обеспечить формирование целостной системы ведущих знаний учащихся, обеспечить установление внутрипредметных и межпредметных связей

Построение "дерева" "темы", построение "здания темы". Построение блок-формулы: уменьшаемое-вычитаемое=разность. Учебные ситуации, "пересечение тем"

Контроль и самоконтроль знаний и способов действий

Выявление качества и уровня усвоения знаний и способов действий

Разноуровневые самостоятельные и контрольные работы, тесты, задания на выделение существенных признаков (глубина) задания, на конструирование нескольких способов решения одной и той же задачи (гибкость), задачи с избыточными, противоречивыми данными (способность к оценочным действиям)

Коррекция знаний и способов действий

Проведение коррекции выявленных пробелов в знаниях и способах действия

Использование разделённых на мелкие этапы и звенья упражнений

Применение развёрнутых инструкций с регулярным контролем. Тесты, задания с пропусками, структурно-логические схемы с пропусками

Информация о домашнем задании

Обеспечить понимание учащимися цели, содержания и способов выполнения домашнего задания

Три уровня домашнего задания:

Стандартный минимум

Повышенный

Творческий

Подведение итогов занятия

Дать качественную оценку работы класса и отдельных учащихся

Сообщение учителя, подведение итогов самими учащимися

Рефлексия

Инициировать рефлексию учащихся по поводу своего психоэмоционального состояния, мотивации своей деятельности и взаимодействия с учителем и одноклассниками

Телеграмма, СМС, незаконченное предложение, координаты

Итак, зачем же нужна технологическая карта урока? Прежде всего, она позволяет увидеть учебный материал целостно и системно. Помимо этого технологическая карта урока направлена на проектирование образовательного процесса с учётом цели освоения определенного предмета в рамках школьной программы. Использование технологической карты позволяет гибко использовать эффективные приёмы и формы работы с детьми на уроке, организовать самостоятельную деятельность школьников в процессе обучения, а также осуществлять интегративный контроль результатов учебной деятельности.

Рисунок 4. Значение технологической карты урока

Технологическая карта позволит учителю:

  1. Реализовать планируемые результаты ФГОС второго поколения;
  2. Определить УУД, которые формируются в процессе изучения конкретной темы, всего учебного курса;
  3. Системно формировать у учащихся универсальные учебные действия;
  4. Осмыслить и спроектировать последовательность работы по освоению темы от цели до конечного результата;
  5. Проектировать свою деятельность на определенный период при помощи перехода от поурочного планирования к проектированию темы;
  6. Освободить время для творчества;
  7. Определить возможности реализации межпредметных знаний;
  8. На практике реализовать общие для всех предметов связи и обеспечить согласованные действия всех участников педагогического процесса;
  9. Выполнять диагностику достижения планируемых результатов учащимися на каждом этапе освоения темы;
  10. Обеспечить повышение качества образования.

Литература

  1. Технологическая карта урока как инструмент проектирования cовременного урока в начальной общеобразовательной школе. Методическое пособие / Автор-составитель С.С. Пичугин. – Уфа: РИО РУНМЦ МО РБ, 2013. – 50 с.
  2. Фридман Л. М., Кулагина И.Ю. Формирование у учащихся общеучебных умений:– М.: Изд-во Российского открытого университета, 1993. – 34 с.
  3. Якушина Е.В. Готовимся к уроку в условиях новых ФГОС // URL:

Разделы: Общепедагогические технологии

Цель: изучение вопроса составления “технологической карты”.

Технологическая карта – это новый вид методической продукции, обеспечивающей эффективное и качественное преподавание учебных курсов в начальной школе и возможность достижения планируемых результатов освоения основных образовательных программ на ступени начального образования в соответствии с ФГОС второго поколения.

Обучение с использованием технологической карты позволяет организовать эффективный учебный процесс, обеспечить реализацию предметных, метапредметных и личностных умений (универсальных учебных действий), в соответствии с требованиями ФГОС второго поколения, существенно сократить время на подготовку учителя к уроку.

Термин “технологическая карта” пришел в педагогику из технических, точных производств.

Технологическая карта – форма технологической документации, в которой описан весь процесс обработки изделия, указаны операции и их составные части, материалы, производственное оборудование, инструмент, технологические режимы, время, необходимое для изготовления изделия, квалификация работников и т. п.

Технологическая карта предназначена для проектирования учебного процесса.

За последние десятилетия в обществе произошли кардинальные изменения в представлении о целях образования и путях их реализации. Целью образования становится общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся, обеспечивающее такую ключевую компетенцию, как умение учиться .

В широком значении термин “универсальные учебные действия ” означает умение учиться , т.е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. В более узком (собственно психологическом) значении этот термин можно определить как совокупность способов действия учащегося (а также связанных с ними навыков учебной работы), которые обеспечивают самостоятельное усвоение новых знаний, формирование умений, включая организацию этого процесса.

Следовательно, педагогам необходимо искать и использовать новые подходы в работе с учащимися для достижения современных целей образования.

Сегодня необходимо понять, как формировать универсальные учебные действия у учащихся на уроках.

Приложение . Слайд 2 – что дает использование…

Моделирование и проведение урока с использованием технологической карты позволяет организовать эффективный учебный процесс, обеспечить реализацию предметных, метапредметных и личностных умений (универсальных учебных действий) в соответствии с требованиями ФГОС второго поколения, существенно сократить время на подготовку учителя к уроку. Составлением технологических карт урока занимаются продвинутые учителя давно.

Задача технологической карты, как известно, – отразить так называемый “деятельностный подход” в обучении.

На каждом этапе урока мы отслеживаем свою деятельность и ожидамые действия учеников.

Технологическую карту урока можно рассматривать как продукт мозгового штурма учителя. И для него важен визуальный образ урока.

Слайд 3 – параметры карты.

Такими параметрами могут быть этапы урока, его цели, содержание учебного материала, методы и приемы организации учебной деятельности обучающихся, деятельность учителя и деятельность обучающихся.

При самоанализе урока учитель нередко просто пересказывает его ход и затрудняется в обосновании выбора содержания, используемых методов и организационных форм обучения. В традиционном плане расписана в основном содержательная сторона урока, что не позволяет провести его системный педагогический анализ.

Форма записи урока в виде технологической карты дает возможность максимально детализировать его еще на стадии подготовки, оценить рациональность и потенциальную эффективность выбранных содержания, методов, средств и видов учебной деятельности на каждом этапе урока. Следующий шаг – оценка каждого этапа, правильности отбора содержания, адекватности применяемых методов и форм работы в их совокупности.

Слайд 4 – технологическая карта позволит учителю…

Технологическая карта позволит учителю:

  • реализовать планируемые результаты ФГОС второго поколения;
  • системно формировать у учащихся универсальные учебные действия;
  • проектировать свою деятельность на четверть, полугодие, год посредством перехода от поурочного планирования к проектированию темы;
  • на практике реализовать межпредметные связи;
  • выполнять диагностику достижения планируемых результатов учащимися на каждом этапе освоения темы.

Слайд 5 – параметры урока.

1) Название этапа урока.

2) Цели этапа урока.

4) Деятельность учителя.

5) Деятельность учащихся.

6) Формы работы.

7) Результат.

Очень важно, на наш взгляд, вдумчиво разработать характеристики деятельности учителя и учащихся и результаты каждого этапа. Новый стандарт впервые обязал вводить деятельностный подход в организацию учебного процесса. От учителя теперь требуется организовать на уроках с помощью современных образовательных технологий такую учебную деятельность, которая обеспечит достижения новых образовательных результатов, позволит ученикам развить свои способности. При этом ученик не столь внимательно слушает учителя, сколько в процессе деятельности осваивает знания и умения . Поэтому в разработке каждой темы важно понимать, какую деятельность учащихся вы специально организуете, и какой результат рассчитываете получить.

Технологическая карта урока – современная форма планирования педагогического взаимодействия учителя и обучающихся.

Исходя из данного определения, можно выделить те позиции, на которые можно и нужно опираться при конструировании технологической карты урока:

  1. необходимость описания всего процесса деятельности;
  2. указание операций, их составных частей.

В структуре технологической карты урока необходимо предусмотреть следующие возможности:

Слайд 6 – возможности технологической карты:

  1. тщательного планирования каждого этапа деятельности;
  2. максимально полного отражения последовательности всех осуществляемых действий и операций, приводящих к намеченному результату;
  3. координации и синхронизации действий всех субъектов педагогической деятельности;
  4. введение самооценки учащихся на каждом этапе урока.

Самооценивание – один из компонентов деятельности. Самооценка не связана с выставлением отметок, а связана с процедурой оценивания себя. Преимущество самооценки заключается в том, что она позволяет увидеть ученику свои слабые и сильные стороны.

Этапы работы над технологической картой:

Слайд 7 – этапы работы над технологической картой.

1. Определение места урока в изучаемой теме и его вид.

2. Формулировка цели урока (образовательные, развивающие, воспитательные).

3. Обозначение этапов урока в соответствии с его видом.

4. Формулировка цели каждого этапа урока.

5. Определение результатов каждого этапа (формируемые УУД, продукт).

6. Выбор форм работы на уроке.

7. Разработка характеристики деятельности учителя и ученика.

Данный материал может быть использован учителями начальной школы, работающим по разным УМК.

Проанализировав (на основе открытых электронных источников информации) достаточно большое количество технологических карт урока, разработанных учителями – практиками, пришли к выводу, что унифицированной, устоявшейся формы подобной карты пока не существует. Свой выбор остановили на такой технологической карте урока:

Слайд 8 – структура технологической карты.

1-й этап. “Самоопределение к деятельности. Организационный момент”. Деятельность учителя: включение в деловой ритм. Устное сообщение учителя. Деятельность учащихся: подготовка класса к работе.

2-й этап. “Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности”. Деятельность учителя: выявляет уровень знаний, определяет типичные недостатки. Деятельность учащихся: выполняют задание, тренирующее отдельные способности к учебной деятельности, мыслительные операции и учебные навыки.

3-й этап. “Постановка учебной задачи”. Деятельность учителя: активизирует знания учащихся, создает проблемную ситуацию. Деятельность учащихся: ставят цели, формулируют (уточняют) тему урока.

4-й этап. “Построение проекта выхода из затруднения”. Деятельность учителя: построение проекта выхода из затруднения. Деятельность учащихся: составляют план достижения цели и определяют средства (алгоритм, модель и т.д.).

5-й этап. “Первичное закрепление”. Деятельность учителя: устанавливает осознанность восприятия, организует первичное обобщение. Деятельность учащихся: решают типовые задания с проговариванием алгоритма вслух.

6-й этап. “Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону”. Деятельность учителя: организует деятельность по применению новых знаний. Деятельность учащихся: самостоятельная работа, осуществляют самопроверку, пошагово сравнивая с эталоном.

7-й этап. “Рефлексия деятельности (итог урока)”. Деятельность учителя: организует рефлексию. Деятельность учащихся: осуществляют самооценку собственной учебной деятельности, соотносят цель и результаты, степень их соответствия.