Как оценить свою потребность в общении. Эмоциональное общение с матерью

общительность социальный психологический тренинг

Понятие общительности человека

Говоря о таком явлении как общительность, или коммуникативность, личности, следует иметь в виду, что это явление необходимо рассматривать не только как совокупность некоторых характерных свойств и качеств, позволяющих осуществлять процесс общения, но и то, что общительность является компонентом мотивационно-потребностной сферы. Это подразумевает то, что коммуникативность требует наличия соответствующей направленности личности, определяющей её социальный и нравственный вес, потребности, интересы, убеждения, идеалы и соответствующих ценностных ориентаций.

В ситуации низкого уровня коммуникативности человека, у него может развиться застенчивость. Это комплексное состояние, которое проявляется в разнообразных формах - им может быть и легкий дискомфорт, и необъяснимый страх, и даже глубокий невроз. Чаще всего люди испытают трудности в тех ситуациях, в которых отсутствует цель, недостаточно ресурсов и по тем или иным причинам самооценка занижена. В результате перечисленных причин возникает неуверенность в себе. Состояние неуверенности в себе возникает периодически у каждого человека. Если оно повторяется, то может закрепиться уже как свойство личности. Скованность - явление широко распространенное. Для некоторых застенчивость давно является осложнением в жизни. Трудности и разногласия, которые объективно разъединяют людей, порождают атмосферу страха, вызывают ощущение «одинокости среди толпы», неуверенности, бессилия . Опыт, приобретенный в специальных психологических тренингах, позволяет выработать определенный социально-психологический «иммунитет».

В естественных жизненных условиях обучение эффективному общению происходит методом проб и ошибок, когда индивид в реальной ситуации постигает правила взаимодействия, содержание межличностных ролей, формирует репертуары действий и поведенческие этюды, упорядочивает систему понятий, совершенствует коммуникативные средства и вырабатывает в себе умение приспосабливаться к стрессовым влияниям окружающей среды.

Одним из центральных факторов, обусловливающих высокую продуктивность общения, является способность человека адекватно отражать личностные и индивидуальные особенности окружающих людей. Проанализировав ряд ситуаций межличностного общения, можно обнаружить, что одной из общих причин, вызывающих трудности в общении, является неспособность установить контакт с собеседником, выслушать и понять его .

Умение и привычки, которые формируются в искусственно созданной социально-психологической среде, помогают эффективно преодолевать подобные трудности, обогащать межличностные отношения в реальной жизни.

Общительность - качество личности, обеспечивающее коммуникацию, т. е. процесс общения, взаимодействия и построения отношений между людьми. Понятие общительность связано с терминами коммуникативность, контактность, но является более операциональным определением (высказыванием, выражением), которое применяется многими исследователями в различных сферах научной и практической деятельности (психология общения, психотехнологии общения и др.), а также часто используется для описания характеристики др. человека в обыденной жизни (житейская психология, обыденная психодиагностика). Общительность рассматривается как многофункциональное качество личности и исследуется в различных областях: психологии и психодиагностики личности, общей и соц. психологии, психологии индивидуальности. В психодиагностике проводятся замеры степени выраженности качества общительности, устанавливается его объективная оценка и самооценка, связи и зависимости с рядом др. личностных качеств; разрабатываются специальные диагностические принципы, позволяющие распознавать общительность по признакам и показателям и др. В области психологии личности устанавливаются закономерности образования ряда личностных качеств, в т. ч. факторы (положительные, отрицательные), влияющие на общительность, а также учитываются индивидуальные представления человека о собственной общительности, самовыражение общительности, презентация общительности.

В сфере социальной психологии проблема общительности рассматривается как одна из центральных (Г. М. Андреева, А. А. Бодалев, Б. Д. Парыгин, В. Н. Панферов, Н. Н. Обозов и др.) - затрагиваются аспекты, связанные с актуализацией общительности как качества личности при выдвижении социальных ожиданий, требований среды. Попытки отнести общительности к концептуальным базовым направлениям представлены в теориях черт (Р. Кеттел), концепциях качеств личности (А. Г. Шмелев, В. Ф. Петренко, Л. Б. Филонов).

Перспективным направлением при изучении является установление механизмов, позволяющих оптимальным образом реализовать собственную индивидуальность: оперирование величинами реальных качеств (степенью выраженности); учет потенциальных возможностей качеств; актуализация глубинных резервов (скрытых ресурсов) качеств; прослеживание динамики изменения собственной индивидуальной конструкции качеств; выделение особых (нужных) качеств; усиление нек-рых (требуемых) качеств; угашение (нежелательных) качеств; придерживание латентных качеств; распределение и перераспределение качеств; сочетание качеств; переключение с одних качеств на другие; настояние на строго заданных качествах; выделение доминантного качества; создание броского качества; опосредование одних качеств другими; компенсация качеств. Генеральная роль представлена через социально-значимые и личностно-значимые функции, что позволяет каждому человеку не только реализоваться в обществе через общение, но разрешить посредством общения свои личностные потребности.

Мешкова Елена Ивановна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: ГПОУ ТО "ЕХТТ"
Населённый пункт: ТУльская обл., г.Ефремов
Наименование материала: статья
Тема: "ОБЩИТЕЛЬНОСТЬ КАК ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ЛИЧНОСТНОЕ КАЧЕСТВО"
Дата публикации: 03.03.2018
Раздел: среднее профессиональное

Общительность педагога и пути ее

самовоспитания.

КОММУНИКАТИВНЫЕ УМЕНИЯ И КОММУНИКАТИВНЫЕ

СПОСОБНОСТИ

Общительность...

настолько

индивидуальная

сфера жизнедеятельности человека, что исследование ее

ассоциируется с поверкой алгеброй гармонии. И тем не

менее для того, чтобы успешно и плодотворно общаться с

необходимо

разобраться

общительность вообще и профессионально-педагогическая

общительность в частности, каковы их компоненты. Не-

обходимо

попытаться

соотнести

полученные

собственной

личностью

определить,

аспектами

общительности

интенсивно

работать,

развивать их в себе.

Значительная

педагогической

деятельности, в работе преподавателя естественно, требует

преподавателя

профессионального

управления

коммуникативной

деятельностью.

предполагает

коммуникативных

умения общаться на людях;

созданную

организовывать

совме стную

учащимися творческую деятельность;

целенаправленно

организовывать

общение и управлять им.

наиболее

ненные группы коммуникативных умений преподавателя,

которые, в свою очередь, включают в себя массу других

компонентов:

устанавливать

психологический

завоевывать

инициативу

организовывать приспособления в общении и т. п. Понятно,

комплекс

коммуникативных

преподаватель

выработать

определенных коммуникативных способностей.

Основным

компонентом

ком м у н и к ат и в н ы х

способностей является общительность в самых разных ее

проявлениях.

общительных

быстро, легко и оперативно организуют общение; мы знаем

людей, гипертрофированная общительность которых делает

назойливыми,

утомительными.

разговор стремится перевести па себя, стать центром ком-

м у н и к а ц и и.

в с т р е ч а ю т с я

малообщительные, которые лишь участвуют в разговоре, не

выступая

активной

коммуникативной

коммуникативным

поведением

помогающие

п од д е р ж и в а ю щ и е

у р о в е н ь

коммуникативности

чрезвычайно

необщительны,

находиться

обществе весьма трудно, беседа, как правило, не клеится и

педагогической

деятельности

общительность

выступает не только как личностное, но, главным образом,

профессионально-личностное

качество

человека-

педагога.

Общительность

общечеловеческом

многослойное,

включающее

исследователей,

комплекс

компонентов.

три основных:

коммуникабельность -способность испытывать

удовольствие от процесса коммуникации;

социальное

находиться

обществе, среди других людей;

альтруистические тенденции.

Коммуникабельность. Опрос педагогов, оставивших

педагогическую

убеждает

большинство

некоммуникабельные

мало коммуникабельные, для которых сам факт общения с

другими людьми не свойствен их личностной природе и,

естественно,

перерасти

профессионально-

личностное качество. Этой же характеристикой отмечены

многие слабые руководители. Педагогическая деятельность

есть общение - постоянное, длительное. Поэтому педагоги

неразвитой

коммуникабельностью

утомляются,

раздражаются,

естественно,

затрудняет

учебном заведении.

Социальное

выступает

временное

психическое

состояние,

устойчивое

личностное

образование,

связанное

профессионально-

педагогической направленностью личности. Как у поэта:

Не родственники мы, не домочадцы,

Но я хотел бы жизнь свою прожить,

Чтоб с вами никогда не разлучаться И «здравствуйте»

все время говорить.

Общительность

свойство

личности,

профессиональн о - л и ч н о с т н ы м

к ач е с т в о м,

обеспечить продуктивность педагогического общения. На

наш взгляд, правомерно рассматривать общительность как

единство

компонентов:

потребности

хорошего

эмоционального

самочувствия

после общения, коммуникативных навыков и умений. Как

трактовке

наиболее

обозначены

собственно профессионально-творческие аспекты общения,

потребность

общечеловеческое

свойство.

О б щ и т е л ь н о с т ь

в ы р а ж е н н у ю

эмоциональную

составляют

коммуникативные и альтруистические эмоции.

Среди коммуникативных эмоций выделяют: желание

делиться

переживаниями,

симпатии,

расположения,

уважения

участникам

потребности

переживании

свидетельствует

предрасположенности

педагогическому общению.

альтруистических

выделяют

приносить радость людям, с которыми человек общается,

сопереживание радости другого и т. д.

ОБЩИТЕЛЬНОСТЬ

КАК ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ЛИЧНОСТНОЕ

КАЧЕСТВО

Опираясь

совокупность

сложившихся

современной

подходов,

собственных

исследований,

выделяем

следующие

ком п о н е н т ы

п р о ф е с с и о н а л ь н о - п е д а г о г и ч е с ко й

общительности,

предлагаем

ориентироваться

Н а л и ч и е

у с т о й ч и в о й

п о т р е б н о с т и

систематическом

различных сферах.

Органичное взаимодействие общечеловеческих

п р о ф е с с и он а л ь н ы х

п о к а з а т е л е й

общительности.

Эмоциональное

благополучие

Продуктивное влияние общения на остальные

компоненты педагогической деятельности.

способностей

осуществлению

педагогической коммуникации.

Наличие коммуникативных навыков и умений.

Органичное единство данных компонентов образует

профессионально-педагогический уровень общительности

личности.

Если обратиться к педагогическим способностям, то

мы увидим, что практически все они так или иначе связаны

с коммуникативной деятельностью педагога.

Дидактические - способность преподносить ученикам

материал

доступно,

вызывать

и н т е р е с

в о з буж д ат ь

а к т и в н у ю

самостоятельную мысль.

Организаторские

способность

непосредственного

эмоционально-волевого влияния на учащихся.

Перцептивные - способность проникать в психику

ученика, педагогическая наблюдательность.

Экспрессивные - речевые, способность ясно и четко

выражать мысли и чувства при помощи речи, мимики и

пантомимики.

Коммуникативные

способность

устанавливать

п р а в и л ь н ы е

в з а и м о о т н о ш е н и я

у ч а щ и м и с я,

педагогический такт, требовательность, правильный подход

к учащимся.

Академические - способности в соответствующей

области знаний, науки.

Личностные - выдержка, настойчивость, терпение и

Педагогическое

воображение

способность

предвидеть

последствия

действий,

способность

проектировать личность ученика.

Высокая степень распределения внимания.

Но все эти способности сводятся на нет, если нет

главного - любви к детям, желания общаться с ними,

работать с ними.

практически

педагогиче ские

с п о с о б н о с т и

з а м ык а ю т с я

с п о с о б н о с т я х

ком м у н и к ат и в н ы х.

с в я з а н о

н а л ичием

с п е ц и ф и ч е с ко й

н а п р а в л е н н о с т и

л и ч н о с т и

психологиче ской

готовно сти

о р г а н и з ато р с ко -

коммуникативной

деятельности,

педагогическая

коммуникация всегда должна быть организационной. Иначе

готовность

педагога

является

условием

реализации

педагогических способностей.

Педагогическое

профессиональном

осуществляется

непросто.

Наблюдения,

преподавателей,

позволяют

начинающих педагогов наибольшие затруднения вызывают

такие элементы педагогической деятельности, как управ-

ление своими психическими состояниями и руководство

общением,

самочувствие

воспитуемыми

организации

выражение

собственного отношения к учебному материалу и создание

атмосферы

коллективного

познавательного

совместных раздумий.

большинство

затруднений

эмоционально-коммуникативного порядка.

МОЖНО ЛИ РАЗВИВАТЬ ОБЩИТЕЛЬНОСТЬ?

п р о д у к т и в н о г о

к о м м у н и к а т и в н о г о

самовоспитания

разобраться

особенностях

собственной общительности, осмыслить, в какой мере это

качество

сформировалось

профессионально-

личностное.

организовать

самоанализ

следующей программе.

попытайтесь

определить

вашей общительности. В этом вам поможет известный в

психологической литературе тест В. Ф. Ряховского. Итак,

определить

коэффициент

общительности,

нужно ответить на 16 вопросов. Отвечать надо однозначно:

«да», «нет», «иногда». Итак, приступим.

предстоит

ординарная

Выбивает ли вас ее ожидание из колеи?

2.Не откладываете ли вы визит к врачу до последнего

3.Вызывает

смятение

неудовольствие

поручение

выступать

докладом,

сообщением,

информацией на каком-либо совещании, собрании или тому

подобном мероприятии?

4.Вам предлагают выехать в командировку в город,

где вы никогда не бывали. Приложите ли вы максимум

усилий, чтобы избежать этой командировки?

5.Любите ли вы делиться своими переживаниями с

кем бы то пи было?

6.Раздражаетесь ли вы, если незнакомый человек на

улице обратится к вам с просьбой (показать дорогу, назвать

время, ответить на какой-то вопрос)?

7.Верите ли вы, что существует проблема «отцов и

детей» и что людям разных поколений трудно понимать

друг друга?

8.Постесняетесь ли вы напомнить знакомому, что он

забыл вам вернуть 100 рублей, которые занял несколько

месяцев назад?

ресторане

столовой

недоброкачественное

Промолчите

рассерженно отодвинув тарелку?

10.Оказавшись

незнакомым

человеком,

вступите

тяготиться, если первым заговорит он. Так ли это?

11. Вас приводит в ужас любая длинная очередь, где

бы она ни была (в магазине, библиотеке, кассе кинотеатра).

Предпочтете ли вы отказаться от своего намерения или

встанете в хвост и будете томиться в ожидании?

12.Боитесь ли вы участвовать в какой-либо комиссии

по рассмотрению конфликтных ситуаций?

13.У вас есть собственные сугубо индивидуальные

критерии

произведений

литературы,

искусства,

культуры, и никаких чужих мнений на этот счет вы не

приемлете. Это так?

14.Услышав где-либо в кулуарах высказывание явно

ошибочной

известному

вопросу, предпочтете ли вы промолчать и не вступать в

15.Вызывает

помочь разобраться в том или ином служебном вопросе или

учебной теме?

16.Охотнее,

излагаете

(мнение, оценку) в письменной форме, чем в устной?

за каждое

«да»-2 очка, «иногда»-1 очко, «нет» - 0. Затем

суммируется

классификатору

определяется, к какой категории людей вы относитесь.

очка .

некоммуникабельны,

ваша беда, так как страдаете от этого больше всего вы сами.

положиться

групповых

Старайтесь стать общительнее, контролируйте себя.

очков .

замкнуты,

неразговорчивы,

предпочитаете

одиночество,

наверное,

необходимость

контактов если и не ввергает вас в панику, то надолго

выводит из равновесия. Вы знаете эту особенность своего

характера

недовольны

ничивайтесь только таким недовольством - в вашей власти

переломить эти особенности характера. Разве не бывает,

что при какой-либо сильной увлеченности вы приобретаете

коммуникабельность?

встряхнуться.

19-24 очка . Вы в известной степени общительны и в

незнакомой обстановке чувствуете себя вполне уверенно.

Новые проблемы вас не пугают. И все же с новыми людьми

сходитесь

оглядкой,

диспутах

участвуете

неохотно. В ваших высказываниях порой слишком много

сарказма,

основания.

недостатки

исправимы.

1 4 - 1 8

о ч к о в .

н о р м а л ь н а я

коммуникабельность. Вы любознательны, охотно слушаете

интересного собеседника, достаточно терпеливы в общении

отстаиваете

вспыльчивости.

неприятных

переживаний

компаний;

экстравагантные

многословие вызывают у вас раздражение.

9-13 очков . Вы весьма общительны (порой, быть

Любопытны,

разговорчивы,

любите высказываться по разным вопросам, что, бывает,

вызывает раздражение окружающих. Охотно знакомитесь с

внимания,

никому не отказываете в просьбах, хотя не всегда можете их

выполнить. Бывает, вспылите, но быстро отходите. Чего

вам недостает, так это усидчивости, терпения и отваги при

столкновении

серьезными

проблемами.

однако, вы можете себя заставить не отступать.

очков.

«рубаха-парень».

Общительность бьет из вас ключом. Вы всегда в курсе всех

дел. Любите принимать участие во всех дискуссиях, хотя

серьезные темы могут вызвать у вас мигрень и даже хандру.

Охотно берете слово по любому вопросу, даже если имеете

о нем поверхностное представление. Всюду чувствуете себя

в своей тарелке. Беретесь за любое дело, хотя далеко не

самой причине руководители и коллеги относятся к вам с

некоторой опаской и сомнениями. Задумайтесь над этими

очка

менее .

коммуникабельность

болезненный

характер.

говорливы,

многословны,

вмешиваетесь в дела, которые не имеют к вам никакого

отношения.

Беретесь

проблемах,

совершенно некомпетентны. Вольно или невольно вы часто

причиной

конфликтов

окружении. Вспыльчивы, обидчивы, нередко бываете не-

объективны. Серьезная работа не для вас. Людям-и на

работе, и дома, и вообще повсюду - трудно с вами. Да, вам

надо поработать над собой и своим характером! Прежде

всего воспитывайте в себе терпеливость и сдержанность,

уважительнее относитесь к людям; наконец, подумайте и о

здоровье

проходит

бесследно.

Теперь, когда мы разобрались в общих особенностях

собственной общительности, можно переходить к изучению

своеобразия проявления этих качеств в профессиональной

педагогической деятельности.

необщительный,

старайтесь

обратном

поведением,

поступками,

показывает,

систематическая работа в этих направлениях помогает педагогу

формировать общительность как профессионально-личностное

каче ство,

коммуникативные

с п о с о б н о с т и,

сформировать изначально профессиональные умения и навыки.

И если воспитание в конечном счете есть воздействие личности

личность,

процессе

органичного

взаимодействия

включимся

личностном

духовный

развивать

собственную

общительность

разновидность

такой же дар, как поэтический, но систематическая работа над

собой в этой области поможет каждому из нас приоткрыть для

себя тайны «роскоши человеческого общения».

Есть люди общительные. Общение с ними, как правило, приносит чувство удовлетворения: они легко входят в контакт, быстро организуют общение, могут расположить собеседника, успешно создают плодо­творную психологическую атмосферу для общения, хоро­шо поддерживают разговор, умеют завязать беседу с не­знакомыми людьми, не испытывая чувства стеснения и неловкости. Более того, они обладают своеобразным та­лантом общения - как бы притягивают к себе, вызывают желание разговаривать с ними, просто находиться в их об­ществе. Они обаятельны, причем нередко именно в обще­нии. Это, так называемый, идеальный тип .

Вот каким видится портрет «гения общения» извест­ному психотерапевту В. Леви:

« .Огромное любопытство, колоссаль­ная жадность к людям. Отсюда повышенное внимание, тонкая наблюдательность и превосходная память на все, касающееся другого. С непостижимой легкостью вжива­ется в чужие судьбы, характеры, обстоятельства, живет жизнью другого, как своей собственной. Поразительная человекосовместимость.

Минус тревожность. При всей живости и подвижно­сти - этот человек на редкость спокоен. Сопутствующие качества: открытость восприятия, легкость переключе­ния внимания, доверчивость, свобода в поведении.

Плюс обратная связь. Вы еще только взглядываете, а он взглянул уже трижды и принимает ваш взгляд, как старого знакомого. В контакте саморегуляция - высо­кая чувствительность к изменениям. Реакции быстрые, точные, а напряженности нет. В беседе улавливает малей­шие изменения интонации, мельчайшие неосознанные движения. Сопутствующие качества: ловкость, тактич­ность, находчивость, остроумие.

Плюс артистизм. Богатство жестов и интонаций, пре­восходный рассказчик. Вкус к подробностям, к сочной детали. Эти люди умеют, не нравясь по частям, нравиться в целом.

Плюс оптимизм.

Минус предвзятость.

Плюс предвидение.

Плюс симпатии.»

Есть и другой тип людей . Они, хотя и малоинициа­тивны в общении, но общаться с ними все-таки приятно. Они редко выступают инициаторами взаимодействия, скорее как бы присутствуют в контексте общения, чем са­ми общаются. Они общаются во-вторых, а поддерживают общение во-первых. И удивительное дело! Нам с ними хорошо. И знаете почему? Прежде всего пото­му, что они умеют слушать. Такие люди поддерживают нить общения внешне обычными фразами и несложными репликами, типа: «Да вы что?», «Правда?», «А что он сказал?», «Ну да?», «Ты смотри!» и т. д. и т. п.

Интенсивность общения целиком зависит от вас, а со­беседник как бы аккомпанирует в общении, в котором вы солируете. И все-таки такие люди приятны - они помо­гают выговориться, как правило, деликатны, порой до застенчивости. Этот тип общительности характеризует одно весьма важное свойство, чрезвычайно значимое для общения - умение чувствовать другого человека.

Еще один тип - это люди с гипертрофированной функцией общения , которая буквально «захлестывает» человека. Этот тип вам хорошо знаком, его представители - люди общительные до неприятного. Они постоянно стре­мятся во что бы то ни стало быть в центре общения, загова­ривают на любую тему и всегда готовы беседовать о чем хо­тите, но при непременном условии: ЦЕНТРОМ ОБЩЕ­НИЯ обязательно будут они. Для них это самое главное. Общение должно исходить от них, темы разговоров пред­лагаться ими, регулирование общения осуществляться ими. Разговор на любую тему они стремятся замкнуть на себе. Это может выглядеть приблизительно так: скажем, вы рассказываете, как провели лето, а суперобщительный тип перебивает вас фразой: «Ага, со мной тоже так было.» И далее идет рассказ о нем самом. Таким людям по­стоянно хочется, чтобы сейчас, сию минуту внимали обя­зательно им. Они сами, как правило, плохие слушатели. Вы с таким типом разговариваете, а у него в глазах как будто электронное табло вспыхивает: «Ну, подожди, дай же мне сказать». Они могут даже раздражаться, если им долго не дают выпустить «коммуникативный пар». И только когда это произойдет, несколько успокаиваются, но, как правило, ненадолго. Особенно тяжело, если такой человек стремится непременно стать «душой общества», ну, скажем, в компании, собравшейся отметить какое-то событие. Он непременно буквально давит на всех своей инициативой в общении и нередко разрушает хорошую ат­мосферу торжества. Знаком ли вам такой тип людей? А са­мое главное - не принадлежите ли вы сами к нему?

Такие люди умеют создавать из взаимодействия бук­вально девятый вал общения. Суперобщительному типу другой человек нужен только как предмет для собственного самовыражения. Вот мне навстречу идет такой человек. Он меня еще не видит, но я уже заранее стремлюсь его обойти, иначе он отнимет у меня полчаса времени не для « роско­ши человеческого общения », а для собственного пресыще­ния в общении. Если обнаружите у себя хоть отдаленное сходство с ним, постарайтесь от такой манеры общения постепенно избавляться. В общении, как и во всем, важна мера.

Но есть и противоположный тип людей – люди необщительные . Организовать контакт с ними чрезвычайно затруднительно. Они погружены в себя, как улитка, кото­рая появляется из раковины только когда ей очень нужно. С необщительным человеком непросто: он не отражает вас, слабо чувствует вас, не всегда понимает ваше психологическое состояние, а если понимает, то неспособен выра­зить свое отношение в непосредственном общении.

Необ­щительный человек - не значит плохой, но обязательно трудный в организации взаимоотношений. Опасность не­общительного человека заключается не только в том, что он сам по себе сложен в жизни и в общении, но и в том, что он, порой, отрицательно воздействует на окружающих, дестабилизирует социально-психологическую ситуацию человеческого взаимодействия. Знакома ли вам такая картина: идет оживленный разговор, всем интересно, но вот беседа выходит на необщительного человека и. мо­ментально наступает неловкая пауза, разговор теряет ди­намизм и захватывающий характер, взаимодействие на­рушается - и все это следствие необщительности.

Как общительность, так и необщительность имеют определенные уровни. И работать над собой в области со­вершенствования собственного уровня общительности просто необходимо.

Давайте попытаемся определить коэффициент своей общительности. Для этого предлага­ется ответить на 16 вопросов теста В. Ф. Ряховского. Отвечать надо однозначно: «да», «нет», «иногда».

1. Вам предстоит ординарная или деловая встреча. Выбивает ли вас ее ожидание из колеи?

2. Не откладываете ли вы визит к врачу до тех пор, по­ка станет уже невмоготу?

3. Вызывает ли у вас смятение и неудовольствие пору­чение выступать с докладом, сообщением, информацией на каком-либо совещании, собрании или тому подобном мероприятии?

4. Вам предлагают выехать в командировку в город, где вы никогда не бывали. Приложите ли вы максимум усилий, чтобы избежать этой командировки?

5. Любите ли вы делиться своими переживаниями с кем бы то ни было?

6. Раздражаетесь ли вы, если незнакомый человек на улице обратится к вам с просьбой (показать дорогу, на­звать время, ответить на какой-то еще вопрос)?

7. Верите ли вы, что существует проблема «отцов и де­тей» и что людям разных поколений трудно понимать друг друга?

8. Постесняетесь ли вы напомнить знакомому, что он забыл вам вернуть 10 рублей, которые занял несколько месяцев назад?

9. В ресторане либо в столовой вам подали явно не­доброкачественное блюдо. Промолчите ли вы, лишь рассерженно отодвинув тарелку?

10. Оказавшись один на один с незнакомым челове­ком, вы не вступите с ним в беседу и будете тяготиться, ес­ли первым заговорит он. Так ли это?

11. Вас приводит в ужас любая длинная очередь, где бы она ни была (в магазине, библиотеке, кассе кинотеат­ра). Предпочтете ли вы отказаться от своего намерения, нежели стать в хвост и томиться в ожидании?

12. Боитесь ли вы участвовать в какой-либо комиссии по рассмотрению конфликтных ситуаций?

13. У вас есть собственные сугубо индивидуальные оценки произведений литературы, искусства, культуры и никаких чужих мнений на этот счет вы не приемлете. Это так?

14. Услышав где-либо в кулуарах высказывание явно ошибочной точки зрения по хорошо известному вам воп­росу, предпочтете ли вы промолчать и не вступать в спор?

15. Вызывает ли у вас досаду чья-либо просьба помочь разобраться в том или ином служебном вопросе или учеб­ной теме?

16. Охотнее ли вы излагаете свою точку зрения (мне­ние, оценку) в письменной форме, чем в устной?

30-32 очка . Вы явно некоммуникабельны, и это ва­ша беда, так как страдаете от этого больше всего вы сами. Но и близким вам людям нелегко! На вас трудно поло­житься в деле, которое требует групповых усилий. Ста­райтесь стать общительнее, контролируйте себя.

25-29 очков . Вы замкнуты, неразговорчивы, пред­почитаете одиночество, и поэтому у вас, наверное, мало Друзей. Новая работа и необходимость новых контактов если и не ввергает вас в панику, то надолго выводит из равновесия. Вы знаете эту особенность своего характера и бываете недовольны собой. Но не ограничивайтесь только таким недовольством - в вашей власти переломить эти особенности характера. Разве не бывает, что при какой либо сильной увлеченности вы приобретаете «вдруг» пол­ную коммуникабельность? Стоит только встряхнуться.

19-24 очка . Вы в известной степени общительны и в1 незнакомой обстановке чувствуете себя вполне уверенно. Новые проблемы вас не пугают. И все же с новыми людьми сходитесь с оглядкой, в спорах и диспутах участвуете нео­хотно. В ваших высказываниях порой слишком много сарказма без всякого на то основания. Эти недостатки ис­правимы.

14-18 очков . У вас нормальная коммуникабель­ность. Вы любознательны, охотно слушаете интересного собеседника, достаточно терпеливы в общении с другими, отстаиваете свою точку зрения без вспыльчивости. Без не­приятных переживаний идете на встречу с новыми людь­ми. В то же время не любите шумных компаний; экстра­вагантные выходки и многословие вызывают у вас раз­дражение.

9-13 очков . Вы весьма общительны (порой, быть мо­жет, даже сверх меры). Любопытны, разговорчивы, люби­те высказываться по разным вопросам, что, бывает, вы­зывает раздражение окружающих. Охотно знакомитесь с новыми людьми. Любите бывать в центре внимания, ни­кому не отказываете в просьбах, хотя не всегда можете их выполнить. Бывает, вспылите, но быстро отходите. Чего вам недостает - так это усидчивости, терпения и отваги при столкновении с серьезными проблемами. При жела­нии, однако, вы сможете себя заставить не отступать.

4-8 очков . Вы, должно быть, «рубаха-парень». Об­щительность бьет из вас ключом, вы всегда в курсе всех дел. Любите принимать участие во всех дискуссиях, хотя серьезные темы могут вызвать у вас мигрень и даже ханд­ру. Охотно берете слово по любому вопросу, даже если имеете о нем поверхностное представление. Всюду чувст­вуете себя в своей тарелке. Беретесь за любое дело, хотя да­леко не всегда можете успешно довести его до конца. По этой самой причине руководители и коллеги относятся к вам с некоторой опаской и сомнениями. Задумайтесь над этими фактами!

3 очка и менее . Ваша коммуникабельность носит болезненный характер. Вы говорливы, многословны, вмешиваетесь в дела, которые не имеют к вам никакого отношения. Беретесь судить о проблемах, в которых совершен­но некомпетентны. Вольно или невольно вы часто бываете причиной разного рода конфликтов в вашем окружении. Вспыльчивы, обидчивы, нередко бываете необъективны. Серьезная работа не для вас. Людям - и на работе, и дома, и вообще повсюду - трудно с вами. Да, вам бы поработать над собой и своим характером! Прежде всего: воспитывай­те в себе терпеливость и сдержанность, уважительнее от­носитесь к людям, наконец, подумайте и о своем здоровье - такой стиль жизни не проходит бесследно.

2. Давайте, опираясь на собственный опыт общения и на те теоретические и экспериментальные разработки, ко­торые сегодня имеются, попытаемся определить, что же включает в себя этот чрезвычайно важный процесс, ка­ковы его функции в нашей жизни.


©2015-2019 сайт
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-20

Подробности Создано: 23.06.2016 18:21

Прежде чем мы выясним, что нужно сделать для того, чтобы стать разговорчивым, следует озвучить несколько причин, по которым некоторые люди не очень разговорчивы, т.е необщительны.

Стеснительность

Во-первых, есть такое понятие, как стеснительность. Если человек стеснительный, это означает, что ему трудно знакомиться, говорить с новыми людьми по причине того, что не хватает уверенности в себе. Еще одна из возможных причин неразговорчивости некоторых людей состоит в том, что им бывает нечего сказать - либо они мало в чем разбираются, либо у них бедный словарный запас. Кроме этих двух случаев может быть так, что человек и умный, и начитанный, и не стеснительный, однако он недостаточно легко находит тему для разговора, недостаточно гибок в общении. Из-за всех этих причин становится трудно общаться с людьми.

Рассмотрим подробнее ту ситуацию, когда человек не очень разговорчив, у него отсутствует уверенность в общении. Если присутствует высокая уверенность в себе - легкое общение выходит само собой. Легко общаются те, кто уверен в том, что он хороший, способный, и достоин того, чтобы его принимали, слушали, любили и общались с ним. У неуверенных людей, как правило, есть сомнения в этом. Их мучают мысли: «Вот подойду я, начну говорить, а понравлюсь ли я?», «А примут ли меня?», «А может, я скажу какую-то глупость?» и так далее. И чаще всего, вместо того, чтобы находить ответы на эти вопросы, они предпочитают не общаться. Необщительность замкнутость порою становятся нормой жизни.

Чтобы преодолеть неуверенность в общении, я рекомендую сделать несколько шагов. Первый из них - попробуйте адекватно оценить себя. Посмотрите на себя в зеркало, и убедитесь, в конце концов, что среди семи миллиардов людей, которые существуют на планете, есть кто-то лучше вас, кто-то хуже вас, кто-то красивее, кто-то не очень. Все эти люди вместе с вами имеют примерно одинаковые таланты и способности. Для того, чтобы создать себе правильную самооценку и самому себе показать что вы чего-то стоите, поразмыслите над своими умениями и навыками, найдите свои достоинства, вспомните о своих достижениях за последнее время, и убедитесь, что вы действительно не хуже других.

На втором этапе, чтобы преодолеть неуверенность в общении и стать более разговорчивым, необходимо найти в себе желание пойти на контакт с людьми. Если вам действительно трудно общаться - найдите возможность объяснить себе, зачем вам это нужно. Замотивируйте себя. Помните, что если вы будете чаще общаться, с каждым новым разом вам будет легче это делать, вы станете более общительными. Если вы испытываете страх общения, боитесь, что вас плохо оценят, то поймите, что пока вы не пройдете через страх оценки другими людьми - не почувствуете себя достойной личностью. Для того, чтобы научиться говорить - нужно говорить. А чтобы стать разговорчивым - нужно разговаривать. Поэтому, даже тогда, когда вы не уверены в себе, следует сделать шаг навстречу беседе и тренироваться в общении.

Третий важный момент, который следует учитывать для преодоления неуверенности в общении и стеснительности- следует помнить, что аппетит приходит во время еды. Нужно мотивировать себя, повторять себе, что дальше будет легче, дальше будет интереснее, дальше будет больше получаться. Но для того, чтобы это случилось нужно делать первые шаги. Эти мысли помогут вам мотивировать себя, если вам пока что трудно общаться по причине неуверенности в себе.

Нечего сказать

Теперь давайте рассмотрим ту ситуацию, когда некоторые люди неразговорчивы по причине того, что им нечего сказать. Подобная ситуация говорит о том, что они мало размышляют, мало читают, мало думают, мало наблюдают. Они живут в большей степени реактивной жизнью. То есть она сама по себе как-то катится, и человек просто включен в эту жизнь.

Для того, чтобы стать разговорчивым в такой ситуации, очень важно включить ментальные процессы. Для этого существует масса способов. Например, когда вы смотрите какой-то фильм, попробуйте подумать и понять, что интересного для вас было в этом фильме . Это можно делать в письменной форме, а можно просто для себя оценить, пересказать, или просто подумать.

Второй прием называется пересказ . Когда вы прочли что-либо, или услышали, попробуйте пересказать это. Пересказ дает нам возможность подобрать нужные слова, натренировать свой мозг и научиться хорошо и правильно излагать свои мысли.

Третье важное упражнение на развитие навыков общения - попробуйте подумать над тем, что нового вы почерпнули для себя в каком-то произведении, в каком-то стихотворении, фильме и так далее, подумайте над тем, чем это может быть для вас полезно. Данное упражнение тренирует наш мозг таким образом, что мы начинаем анализировать информацию, пытаемся разобраться в ней, вникнуть в суть и, возможно даже, найти скрытый смысл.

Наконец, четвертое упражнение, которое поможет вашему развитию общительности - просто читайте вслух стихи и прозу . Это даст вам возможность услышать себя со стороны и подкорректировать свою речь, если в этом есть необходимость. Регулярно выполняя эти упражнения, вы со временем вдруг увидите, что научились размышлять, излагать свои мысли, передавать свою точку зрения и так далее.

Итак, мы рассмотрели ряд упражнений и советов, которые могут помочь стать разговорчивым в двух случаях: когда человек не уверен в себе, и тогда, когда он не привык размышлять, рассуждать или не умеет свободно излагать свои мысли. Однако, уверенность в общении получает не только тот человек, который может рассказать, или пересказать что-то, а тот, который умеет свободно оперировать разными интересными темами. Для того, чтобы научиться делать это, важно не только расширить кругозор, но и приобрести умение быстро соображать и быстро переключаться.

Для того, чтобы уметь хорошо говорить, я рекомендую не только много читать, много думать, но также и слушать собеседника для того, чтобы включаться вовремя и поддержать любую точку зрения, любой разговор.

Чтобы научиться быстро переключаться, следует практиковаться в умении быстро высказывать свою точку зрения на разные темы. Существует игра, которая может помочь в развитии этого навыка. Игра называется «Самый умный», возможно вы видели ее по телевизору. В этой игре ребенку быстро задают вопросы, и он быстро пытается сориентироваться и ответить на каждый из вопросов. В такую же игру можно поиграть с кем-то из друзей: пускай он задает какие-то вопросы на разные темы, а вы должны быстро отвечать на них. Регулярные тренировки дадут возможность быстро переключаться, свободно оперировать мыслями, в результате чего вы начнете очень хорошо и живо говорить.

Общение - это желание проводить время с приятелями или друзьями. Стремление приятно и весело провести время - это составляющая данного желания, поскольку результаты наших исследований показывают, что веселье и забавы возможны, в основном, при наличии общности людей. Даже животные предпочитают развлекаться вместе с приятелями. Например, африканские слоны во время игры бегают, поворачиваются на месте, хлопают ушами и размахивают хоботом, поливают один другого водой и издают громкие звуки. бычно дети предпочитают играть с другими детьми, а не в одиночку. Летом часто можно увидеть малышей, со смехом и шумом обливающих друг друга из водяных пистолетов, мало чем отличаясь при этом от африканских слонов.

Примеры общительных людей

Три мушкетера из романа Александра Дюма являются хорошей иллюстрацией радости, которую несет в себе общение. Ихдевиз «Один за всех, все за одного» непосредственно взывает к удовольствию, которое дает общение с близкими по духу людьми. Д"Артаньян и три его друга любили развлекаться. Они любили выпить, пошутить, и испытывали истинное удовольствие от своих проказ и проделок. Они любили людей и легко заводили разговор с незнакомцами.

«Дружба, которая объединила этих четырех людей, и потребность встречаться по три-четыре раза на день, то ли во имя дуэлей, то ли по делу, то ли ради забав, заставляла их все время следовать друг за другом как тень, и вы постоянно могли встретить этих неразлучников, разыскивавших друг друга...».

Общительность тесно связана с веселостью и доброжелательностью. Например, в кинофильме Вуди Аллена «Энни Холл» в образе Элви Зингера представлен забавный тип человека, который с трудом заводит друзей. У Элви такая мрачная точка зрения, что он считает, что «все состоит из ужасного и жалкого». Его возлюбленная Энни Холл является намного более собранным, доброжелательно настроенным и общительным человеком. Их разногласия разлучают их, и Энни покидает Элви, отправляясь в южную Калифорнию на поиск забав, веселых вечеринок и романтических приключений.

Общительные люди нуждаются в компании не только для того, чтобы повеселиться, но также и для удовлетворения основной потребности в счастье. Они ориентированы на то, чтобы стремиться к другим людям, познавать их и делать себя интересными для них. Они не могут оставаться в одиночестве длительное время. Аесли они находятся среди других людей, они тут же ищут возможность повеселиться.

Каждый нуждается в каком-то объеме общения, который зависит от характера данного человека. Когда люди испытывают то, что, по их мнению, является избыточным объемом общения, они чувствуют себя обремененными требованиями взаимного общения с другими людьми. После нескольких дней участия в деловых встречах, потребовавших большого внимания, человек, например бизнесмен, пресытился общением и желает побыть некоторое время в одиночестве, наедине с собой. Когда же люди общаются меньше, чем им хотелось бы, они чувствуют себя одиноко. После целого дня работы в начальной школе учитель может испытывать потребность в общении со взрослыми, и захочет пойти на вечеринку или навестить друга. В этих примерах и бизнесмен, и учитель стремятся установить некое равновесие между потребностью в общении и потребностью в одиночестве.

Потребность побыть наедине с самим собой отнюдь не означает, что человек застенчив то время как одинокий человек не испытывает особой потребности в общении, застенчивый человек испытывает ее, но боится оказаться отвергнутым. Хотя у застенчивых людей фактически имеется, по меньшей мере, средняя потребность в общении, они весьма легко смущаются (что указывает на потребность в признании). Они могут вести себя как «напыщенные индюки», боясь расслабиться и повеселиться из-за боязни глупо выглядеть.

Многие психологи-клиницисты рассматривают способность людей находить себе друзей и поддерживать с ними дружбу как важный компонент психического здоровья. Повышенная потребность в уединении может быть признаком различных психических расстройств, таких, как депрессия, шизофрения и аутизм.

Как люди с клинической депрессией, так и люди, страдающие шизофренией, оторваны от общества. Дети, больные аутизмом, предпочитают играть сами с собой. Они не проявляют обычного интереса к тому, оказывают ли родители им внимание или нет.

Согласно теории 16 основных желаний, желание уединения - нормальная эмоция, которую можно отличить от тех примеров социальной изоляции, которые наблюдаются при клинических расстройствах. Нам всем время от времени бывает нужно побыть в уединении, хотя некоторые люди ощущают эту потребность более остро, чем другие. Только в том случае, когда потребность в уединении сопровождается проявлением глубокой печали, или когда присутствуют другие признаки психических заболеваний, у нас могут возникнуть причины для беспокойства по поводу возможного серьезного психического расстройства.

Общение в данном контексте можно рассматривать и как средство, и как цель. Если люди становятся членами сельского клуба или социальной группы для того, чтобы объединиться для решения проблем, возникающих в бизнесе, то общение - это средство для достижения успеха в работе (удовлетворяющее потребность во власти). Если же они вступают в местный клуб ради престижа, то общение является средством для того, чтобы произвести впечатление на других людей (положение в обществе). Согласно результатам докторской диссертации Сьюзан Хэверкемп, студенты колледжей вступают в студенческие организации прежде всего ради престижа, а не за тем, чтобы наслаждаться компанией других членов этих клубов. Основная потребность в общении проявляется только тогда, когда человек ищет дружбы ради дружбы, ради удовольствия быть с другими людьми, и ни по какой иной причине.

Как оценить свою потребность в общении

1. Вы чувствуете, что вам нужно побольше быть рядом с другими людьми, чтобы чувствовать себя счастливым/счастливой.

2. Вас считают человеком, который любит веселье и забавы.

1. Вы замкнутый человек.

2. Вы терпеть не можете вечеринок.

3. Вам нет особого дела до других людей, за исключением членов семьи и нескольких близких друзей.

Оцените вашу потребность контакта с обществом как потребность средней важности, если вы не оценили ее как очень важную или менее важную, или если вы согласны с утверждением, указывающим, что эта потребность является одновременно и очень важной и менее важной вашей потребностью.

После того как вы себя оценили, у вас может появиться желание оценить членов вашей семьи или знакомых.