Творческие игры для малышей. Творческие игры для детей и подростков. Картины из крупы

ТВОРЧЕСКИЕ ИГРЫ

ДЛЯ РАЗВИТИЯ

ВООБРАЖЕНИЯ

Игра «Почемучки»

Задача: развить фантазию детей, умение формулировать и задавать вопросы.

Оборудование : сюжетные картинки с изображением каких-либо интересных ситуаций.

Описание . Взрослый и ребенок по очереди задают друг другу вопросы и отвечают на них. Вопросы формулируют с помощью картинок.

Например: «Почему люди меняют одежду? Почему осенью улетают птицы? Почему летом не катаются на санках?» и т. д.

Игра «Загадочные письма»

Задача : развить воображение, представления, сообразительность детей, тренировать умение составлять предложения из отдельных слов.

Оборудование : карточки, на которых с помощью картинок, заменяющих существительные, и стрелок (или схематического изображения человечка), заменяющих глаголы, загадана фраза. На одной карточке - одна фраза, где символы идут друг за Другом, как слова в предложении.

Описание . Лучше играть с группой детей из 3-4 человек, тогда из разгаданных фраз можно составить целый рассказ. Играющим раздается по одной карточке.

Взрослый объясняет, как разгадывать письмо: картинки (или схемы) предъявляются по одной, остальные - прикрыты.

Сначала идет картинка - существительное, затем схема - глагол (могут быть заслушаны несколько вариантов, из которых выбирается самый подходящий) и так все загаданные слова. Затем слова объединяются в целое предложение.

Игра «Несмеяна»

Задача : развить мимику, подражательность, фантазию детей.

Описание .

I вариант . Играющие становятся вокруг водящего (Несмеяны). Каждый из них по очереди старается рассмешить царевну с помощью мимики и жестов (без речи). Тот, кому это удалось, сам становится Несмеяной.

// вариант . Водящий встает в центр между играющими и старается кого-то из них рассмешить. Ему запрещено дотрагиваться до кого-либо и разговаривать.

Каждый водящий водит не более минуты. Если ему не удалось никого рассмешить, ему на помощь дается еще один водящий, и они вместе повторяют попытку.

Если же ребенок добился успеха, он меняется местами с тем, кто рассмеялся.

Игра «Волшебные очки»

Задача : развить связную речь, представления детей.

Описание . Взрослый рассказывает детям сказку: «Жил-был на свете добрый волшебник, который создал волшебные очки. Если их одеть, можно увидеть только радостные события. Давайте по очереди примерим такие очки и расскажем о радостных событиях в своей жизни ».

Игра «Обижалка»

Задача : развить у детей чувство сострадания, умение сопереживать, ставить себя на место другого человека.

Оборудование : сюжетные картинки с плохими поступками героев (обида, насмешка, злость и т. п.)

Описание . Взрослый и дети обсуждают неправильное поведение героев, затем каждый из детей вспоминает случай из своей жизни, когда он, как ему кажется, кого-то обидел, какие чувства, по его мнению, испытывал этот человек. Чтобы показать пример такого рассказа, начинает игру взрослый.

Игра «Фото на память»

Задача : развить воображение, подражательность, мимику детей.

Описание . Взрослый говорит детям, что он будет фотографом на представлении, а они (дети) - артистами, которые будут изображать мимикой и жестами различных героев. «Представление» начинается: взрослый берет воображаемый фотоаппарат и предлагает изобразить, например, злую и страшную Бабу-Ягу. После чего всем нужно замереть - фотограф должен сделать фото на память.

Следующий герой: вспомните, как хитро улыбалась Лиса Колобку, чтобы ему понравиться, изобразите, как она это делала, а теперь снова сделаем фото и т. д.

Игра «Перестановки»

Задача : тренировать сообразительность детей, умение переставлять буквы в одном слове для образования другого, расширить словарный запас.

Описание . Взрослый показывает сначала на простых примерах, что некоторые слова могут превращаться в другие, если переставить в них буквы: нос - сон, тело - лето, луг - гул, лес - сел. Постепенно по мере тренировки слова можно усложнить и увеличить в них количество букв.

Например :

Игра «Превращалки»

Задача : расширить словарный запас детей, умение переставлять, изменять буквы в словах.

Описание . Взрослый дает задание придумать и вписать в клеточки такие слова, чтобы первое слово превратилось в последнее или цепочка опять вернулась к исходному слову. В каждом следующем слове меняется только одна буква.

МЯЧ - меч - мел - мол - ГОЛ

СОК - сак - лак - лай - ЧАЙ

ЛУГ - лук - лик - лис - ЛЕС

УРОК - срок - сток - стон - СЛОН

РОЗА - роса - рост - тост - тест - тент - тень -пень - пена - вена - вина - виза - риза - РОЗА

Игра «Обиженный котенок»

Задача : научить ребенка (детей) сопереживать, сочувствовать другому человеку, развить связную речь.

Описание . Каждый из детей по очереди играет роль обиженного котенка, рассказывая о самой обидной ситуации в своей жизни. Остальные играющие стараются утешить его, подбирая для утешения подходящие слова.

Игра «Неизвестное животное»

Задача :

Оборудование : листы бумаги по количеству играющих, карандаши или ручки.

Описание . Каждый играющий на своем листе рисует вверху голову человека, животного, птицы и т. д., затем, загнув листок так, чтобы было видно только кусочек шеи, передает лист соседу. Тот должен продолжить рисунок верхней частью тела и, загнув, снова передать листок следующему игроку, который рисует конечности. Таким образом дорисовываются листы всех играющих, не зная, чья голова или туловище были нарисованы партнером. В конце игры получается коллекция неизвестных, смешных животных.

Игра «Потрогаем слово»

Задача : развить у детей воображение.

Описание . Взрослый предлагает ребенку мысленно потрогать какой-либо предмет: подушку (какая она мягкая), елку (колючая), кошку (пушистая), воду (мокрая), пол (твердый) и т. д. и рассказать о своих ощущениях.

Игра «Двигай фишку»

Задача : развить воображение, представления детей, умение мысленно передвигать предметы, представляя изменение их положения.

I вариант . Оборудование : нарисованный на листе бумаги квадрат 4x4, расчерченный на клетки, на одной из которых нарисована фишка.

Описание . Взрослый называет ребенку ходы, а тот старается мысленно передвигать фишку по доске. Рисовать или вести фишку пальцем запрещается. Ребенок должен мысленно привести фишку в получившуюся точку и указать ее на доске.

Ходы :

2 клетки влево; 2 клетки вниз;

  1. клетку вправо;
  2. клетки вверх;
    1 клетку влево;

I клетку вниз.

II вариант более сложный. Вся игра проводится мысленно. Взрослый указывает начальное место фишки и диктует ходы, а ребенок должен представить себе доску, как в I варианте игры, и мысленно передвигать фишку по ней. Например, фишка находится в левом верхнем углу.

Ходы:

1 клетку вниз;

3 клетки вправо;

1 клетку вверх;

  1. клетку влево;
  2. клетки вниз;
    2 клетки влево;
    1 клетка вниз.

В итоге фишка должна оказаться в левом нижнем углу.

Игра «Услышим слово»

Задача :

Описание . Взрослый предлагает ребенку представить звук, издаваемый каким-либо предметом: жужжание шмеля или пчелы, вой милицейской сирены, звон колокольчика, стук молотка, гудок машины, пение кукушки и другие знакомые, много раз слышимые звуки.

Игра «Увидим слово»

Задача : развить воображение и представления у детей.

Описание . Взрослый объясняет ребенку, что слова можно увидеть в своем воображении, представить, как они выглядят. Например, закрыть глаза и представить себе живую бабочку, яркий одуванчик, зеленую елку и т. д. (озеро, дерево, дом, облако и другие слова). Взрослый должен предупредить ребенка, что поначалу он может ничего не увидеть или видеть какое-то пятно. Постепенно образ предмета станет похожим на фотографию (или картинку), а затем на настоящий предмет, как наяву.

Игра «Придумай продолжение»

Задача : развить фантазию, воображение, связную речь детей.

Оборудование : начало рассказа или сказки, придуманное взрослым.

Описание . Взрослый читает ребенку придуманное им начало рассказа и просит его придумать, что случилось потом и чем закончилась эта история. Поначалу взрослый может направлять мысли ребенка, начиная предложение, а ребенок будет его заканчивать.

Например: «Два друга, Саша и Дима, поспорили о том, кто из них быстрее бегает. Придумай, как они разрешили этот спор, как соревновались, кто из них победил, как вели себя друзья после спора».

Или: «Однажды летом папа и его сыновья пошли в поход. Они шли в основном лесом, и по дороге один из сыновей, Андрейка, отстал и заблудился. Придумай, как и почему это случилось, как Андрейка бродил один по лесу, как его потом разыскали и чем закончился этот поход.

Игра «Понюхаем - попробуем слово»

Задача : развить у детей воображение.

Описание . Взрослый говорит ребенку, что некоторые слова можно понюхать и попробовать на вкус. Например, лимон (апельсин), роза, ромашка, хлеб, костер, шоколад и т. д., после этого дети должны рассказать о своих впечатлениях.

Игра «Елочные шары»

Задача : расширить словарный запас детей, тренировать навыки послогового чтения и составления слов из заданных слогов.

Оборудование : вырезанная из картона и раскрашенная елка, отдельно вырезанные елочные шары со слогами внутри.

Описание . Взрослый прикрепляет на елку елочные шары со слогами внутри и предлагает ребенку составить из них слова.

Игра «Арифметика в словах»

Задача : развить у детей умение отгадывать загадки, составлять отгадку из заданных частей.

Описание . Взрослый на одном из слов показывает, как решить такой словесный пример, затем ребенок пробует сделать это самостоятельно.

БА + большой деревянный сосуд = летающее насекомое (БАБОЧКА)

БА + водное животное с клешнями = временное жилье (БАРАК) БА + полезный фруктовый напиток = низкий голос (БАСОК)

БА + музыкальный звук = белый хлеб вытянутой

формы (БАТОН)

БА + мягкая кожа + первая буква алфавита - тесемка с подвесками (БАХРОМА)

Игра «Оживи рисунок»

Задача : развить воображение, мелкую моторику детей.

Оборудование : лист бумаги, разделенный на несколько квадратов, простой карандаш.

Описание . В каждой клетке рисуют овал (или другую фигуру: прямоугольник, квадрат, треугольник), который затем нужно превратить в какую-либо картинку

Игра «Звездочки»

Задача : совершенствовать у детей навыки звуко-буквенного анализа, тренировать в умении составлять слова из заданных букв, располагая их в нужном порядке.

Оборудование : подготовленные взрослым «звездочки» с буквами.

Описание . Взрослый предлагает ребенку составить и прочитать слова с помощью букв и звездочек, располагая их в правильной последовательности.

Игра «Задания на смекалку»

Задача : научить детей вдумываться в условие (текст) задачи, развить их слуховое внимание, сообразительность.

Оборудование : тексты подготовленных, доступных ребенку в этом возрасте заданий.

Описание . Взрослый старается медленно и выразительно читать текст загадки. Затем дает время ребенку поразмышлять над ней, при необходимости задавая ему наводящие вопросы и тем самым подводя к правильному решению.

1. В доме четыре угла. В одном углу стоит стол, у него четыре ножки. В другом углу лежит кошка, у нее четыре лапы. У кошки появилось четверо котят. Вошел в дом хозяин.

Сколько стало ног?

ОТВЕТ: Две ноги, так как у кошки и котят лапы, а у стола - ножки.

2. Шли гурьбой: теща с зятем да муж с женой, мать с дочерью, да бабушка с внучкой, да дочь с отцом.

Много ли всех?

ОТВЕТ: Четверо - бабушка, мать, отец, дочь.

3. Летели утки: одна впереди и две позади, одна позади и две впереди, одна между двумя и три в ряд. Сколько всего летело уток?

ОТВЕТ: Всего летело три утки, одна за другой.

4. Что это такое: две ноги сидели на трех, а когда пришли четыре и утащили одну, то две ноги, схватив
три, бросили их в четыре, чтоб четыре оставили одну.

ОТВЕТ: Человек сидел на стуле, у которого три ножки. Вдруг пришла собака и утащила куриную ногу. Человек бросил стул в собаку, чтобы она оставила куриную ногу.

5. Два отца и два сына поймали трех зайцев, каждому досталось по одному зайцу.

Возможно ли это?

ОТВЕТ: Это были дедушка, его сын и внук. Из троих двое являются отцами и двое - сыновьями. Каждому досталось по одному зайцу.

Игра «Кроссворды»

Задача : развить сообразительность, внимание, воображение детей, расширить их словарный запас.

Оборудование : доступные ребенку по возрасту кроссворды.

Описание . Совместно со взрослым ребенок учится подбирать подходящие по смыслу и количеству букв слова в ответ на прочитанное взрослым задание (загадку).

Игра «Кроссворд»

По горизонтали:

  1. куча снега, наметенная ветром;
  2. ледяная площадка для катания на коньках;
  3. сильный ветер со снегом.
    По вертикали:
  1. кто рисует на окне зимние узоры;
  2. стальные полозья для катания по льду.

Игра «Слово в слове»

Задача : совершенствовать у детей навыки звуко-буквенного анализа, умение придумывать и составлять слова из заданных букв.

Оборудование : ряд заданных слов.

Описание . Совместно со взрослым ребенок учится подбирать слова (не менее двух), входящих в исходные слова.

ДУДОЧКА - дочка, удочка.

ДУБРАВА - дуб, вар, раб, ура.

ДНЕВНИК - веник, вид, дни.

ДРАМА - рама, дама, дар, рад.

ЖАВОРОНОК - ворона, вор, кожа, вар, кран.

Игра «Слова и буквы»

Задача : совершенствовать навыки звукобуквенного анализа, развить у детей умение составлять и придумывать слова, расширить их словарный запас.

Описание .

I вариант . В течение ограниченного времени играющие должны вспомнить и записать как можно больше названий определенной группы предметов: городов, животных, цветов, профессий, фруктов и т. д.

По мере тренировки задание можно усложнить, придумывая слова определенной группы, которые начинаются на выбранную участниками букву.

Например: животные - кошка, собака, тигр, лев, медведь, лиса, зубр и т. д.; животные на букву К: кенгуру, коза, корова, крот, кот, куница и т. д.

// вариант. Играющие должны написать определенное количество слов - существительных, в которых часто встречается выбранная буква (например, буква А: барабан, карандаш, атаман, саламандра и др.) или которые начинаются и заканчиваются на эту букву (например, на букву О: окно, озеро, одеяло и др.)

Ill вариант. Играющие должны написать в алфавитном порядке слова определенной группы (названия городов, рек, животных, профессий и т. д.) по одному слову на каждую букву алфавита, кроме ы, й, ъ, ь.

Например: животные - антилопа, белка, волк, гепард, дикобраз, енот, еж, жираф, зубр, крот, лось, мышка, носорог и т. д.

Игра «Рифмы»

Задача : развить у детей языковое чутье, умение подбирать слова, заканчивающиеся похожими звуками, расширить словарный запас детей.

Оборудование : слова, к которым будут подбираться рифмы.

Описание . Один из играющих называет слово, желательно простое и короткое, к которому следующие игроки подбирают рифмующиеся слова. Тот, кто не сможет придумать слово в рифму, получает минус. Если у игрока набирается три минуса, он выходит из игры. Выигрывает последний оставшийся.

Примеры рифмующихся слов:

Торт - корт - сорт - борт - порт - лорд - рекод - аккорд.

Сок - носок - песок - лесок - кусок - поясок - колосок.

Этаж - стаж - монтаж - трикотаж - репортаж.

Игра «Записка»

Задача : расширить словарный запас детей, совершенствовать навыки звукобуквенного анализа, умение придумывать слова на заданную букву и объединять слова в небольшие фразы.

Оборудование : заданные слова.

Описание . За основу записки берется одно из главных слов. Каждый играющий должен придумать фразу, в которой каждое слово начинается с одной из букв этого слова.

Например, взяли слово «СУМКА». Из букв этого слова можно придумать записку (объявление) из зоопарка: «Сегодня Убежал Медведь. Караул. Администрация». Или слово: «УБОРКА» - «Утром буду. Очень рада каникулам. Аня».

По мере тренировки можно усложнить игру, чтобы играющие придумывали записки на определенные темы: шуточные, деловые, объявления и т. п.

Игра «Инсценировки»

Задача : развить подражательность, эмоциональность, воображение детей, умение перевоплощаться в изображаемый персонаж.

Оборудование : атрибуты по теме инсценировки: маски, некоторые детали для костюмов (шапочки с ушками, усы, хвосты, короны, шляпы, фартуки, косынки и т. п.), несложные декорации (елки, березки, грибы, цветы).

Описание . Взрослый выбирает доступную по объему и речевому материалу сценку, затем распределяет роли между детьми и в виде вопросов - ответов проводит обсуждение содержания будущего «спектакля» (какие будут декорации и костюмы, какие свойства характера присущи каждому герою, как он должен разговаривать, ходить, вести себя) и небольшие репетиции. В ходе них взрослый показывает детям, как нужно произносить слова (четко, громко, красиво), говорит им, чтобы они смотрели на собеседника при разговоре, старались держаться естественно, не опускали голову.

На начальном этапе проводится разыгрывание небольших диалогов, можно в стихах, причем каждый «актер» должен знать свои слова наизусть. В этот период ребенок выступает с 1-2 репликами и общается только с одним партнером. Постепенно, по мере тренировки объем слов, реплик и партнеров, с которыми играет ребенок, увеличивается.

Игра «Небылицы»

Задача : развить связную речь и фантазию ребенка.

Описание . Взрослый предлагает ребенку представить себя в какой-либо невероятной ситуации, подумать, как он будет себя вести, что делать, и рассказать об этом. Для этого взрослый дает ребенку начало рассказа, а ребенок старается его продолжить так, чтобы в нем было выдуманное и невыдуманное, и его было интересно слушать.

Например: «Вы с родителями и братом отправились в путешествие на корабле. Но вдруг начался шторм, и тебя унесла большая волна. Ты не утонул, а попал на небольшой необитаемый остров. Что ты будешь делать дальше? » (Начало рассказа для мальчика.)

Или: «Фея перенесла тебя в образе принцессы в сказку на бал в Королевском дворце. Что произошло с тобой там?» (Начало рассказа для девочки.) Или: «Представь(те), что окружающие нас неживые предметы могут думать и разговаривать. О чем они говорят? Какие у них характеры? »

Игра «Что на что похоже?»

Задача : развить ассоциативное мышление детей, умение сравнивать предметы между собой, фантазировать, совершенствовать связную речь.

Описание . Взрослый предлагает для сравнения любые знакомые детям слова. На начальном этапе можно использовать соответствующие им картинки. Взрослый может также прочитать ребенку стихотворение по теме игры, написанное Р. Сефом, и сам придумать какое-либо сравнение для примера, объяснив, почему он сравнил именно эти два предмета. Например, фары у машины как глаза у человека, стрекоза похожа на самолет и т. п. На свете все на все похоже, Змея - на ремешок из кожи, Луна - на круглый глаз огромный, Журавль - на тощий кран подъемный, Кот полосатый - на пижаму, Ты на меня, а я - на маму.

При обучении грамоте для быстрого и эффективного запоминания букв полезно сравнивать их с каким-либо предметом, придумывать, фантазировать, на что они похожи.

Например, буква Д - на дом, У - рогатка, Ж -жук, Т - молоток, О - пирожок, блюдо или дупло и т. д.

Игра «Отчего - почему» («Сочиним свою сказку»)

Задача : развить связную речь, воображение детей, умение рассуждать, объяснять и делать выводы.

Оборудование : начало рассказа или вопрос, придуманные взрослым, карандаши или краски, альбом.

Описание .

I вариант. Взрослый предлагает ребенку сочинить свою сказку, например про героя любимого мультфильма, и начинает ее рассказывать: «Жил-был в лесу медвежонок Винни-Пух. Однажды пошел он гулять и встретил Ежика, который на спине нес яблоко. Винни-Пух был большим сладкоежкой, и ему тоже захотелось вкусных яблок поесть...» Ребенок должен придумать продолжение сказки.

IIвариант. Взрослый задает ребенку интересные вопросы, а тот должен придумать оригинальный ответ-объяснение.

Например: «Почему идет дождь? Отчего лето называют красным? Почему снег зимой белый?»

На начальном этапе взрослый направляет мысли ребенка, задавая уточняющие вопросы или начиная фразы, которые ребенок заканчивает. При необходимости можно использовать иллюстрации к обсуждаемым вопросам или самим вместе нарисовать картинки о сказанном-рассказанном. Через какое-то время с помощью этих картинок можно вспомнить и пересказать составленную сказку, похвалить ребенка, отметить его старания и хорошую память, поощрять его желание добавить какие-то новые детали, рассказать историю по-своему.

Игра «Ребусы и шарады»

Задача : развить сообразительность, логику детей, совершенствовать навыки звукобуквенного анализа, расширить словарный запас.

Описание . Взрослый должен объяснить ребенку, что ребусы и шарады - это загадки, в которых заданное слово или фраза изображены в виде сочетания фигур, букв или других знаков.

По мере тренировки взрослый рассказывает о существовании нескольких правил для разгадывания ребусов.

1. Кавычка означает, что нужно убрать одну букву в начале или конце слова; две кавычки – две буквы, «стрекоза» получим «трек».

2. Если над картинкой написана зачеркнутая - буква, то ее необходимо выбросить из слова, обозначенного картинкой.

  1. Буквы могут находиться друг в друге или стоять ЗА, НА, ПОД, ПЕРЕД чем-либо.
  2. Стрелка означает движение, т. е. заменяется буквой «К».
  1. Если рисунок или предмет перевернут, то его значение читается с конца. Кавычки в этом случае действуют на перевернутое слово.
  2. Если под картинкой или словом даны цифры, это означает порядковый номер буквы в новом слове. Чтобы получить это слово, следует переставить буквы согласно этим цифрам.

Игра «Твоя комната»

Задача : развить воображение, представления и связную речь детей, выявить их предпочтения: какие вещи, предметы и игрушки им нравятся, есть ли интерес к книгам.

Оборудование : лист бумаги - «пустая комната» -на каждого ребенка, маленькие карточки с изображением предметов мебели, игрушек, бытовых приборов, книг, комнатных растений, домашних животных и т. д.

Описание . Взрослый предлагает ребенку выбрать нужные ему карточки, расставить их по своим местам в пустой комнате, затем рассказать о своем выборе.

Игра «Правильные поступки»

Задача : сформировать у детей представления о положительных и отрицательных поступках человека в повседневной жизни.

Оборудование : серия картинок, на которых изображены правильные и неправильные поступки детей, стихотворение В. Маяковского «Что такое хорошо и что такое плохо?»

Описание . Взрослый предлагает рассмотреть картинки, дать оценку поступкам героев или разложить на кучки картинки с положительными и отрицательными поступками, объясняя свое решение.

Игра «Посмотри свой фильм»

Задача : развить у детей зрительное внимание, память и воображение, умение мысленно просматривать события уже прошедшие или представлять будущие.

Оборудование :

I вариант: ряд любых слов для запоминания и фантазии.

II вариант : предложенная взрослым ситуация для придумывания продолжения или вопрос, требующий для ответа воспоминаний о прошедших событиях или впечатлениях.

Описание.

I вариант. Взрослый предлагает ребенку запомнить последовательность любых слов. А чтобы сделать это лучше и интереснее, можно представить слова как героев какой-либо истории. Например, даны слова: жираф, газета, ветер, ромашка, вечер, река. Можно мысленно представить себе, как идет по африканской саванне ЖИРАФ. Вдруг он видит под ногами ГАЗЕТУ и начинает ее разглядывать. Легкий теплый ВЕТЕР переворачивает страницу, а там нарисована большая яркая РОМАШКА. Она выглядит как настоящая, так и хочется ее потрогать и понюхать. Потом наступает тихий летний ВЕЧЕР. Жираф укладывается спать и ему снится голубая, бегущая РЕКА.

Если нужно вспомнить заданные слова, пусть ребенок попробует закрыть глаза и просмотреть этот фильм еще раз. Слова вспоминаются в заданной последовательности сами собой.

// вариант. Взрослый предлагает ребенку вспомнить, например, как он отдыхал прошлым летом (ездил на море, в деревню к бабушке, гулял в парке и т. д.). Пусть он вспомнит, как теплая прозрачная вода качала его на волнах, как весело было ездить с друзьями на велосипеде, как захватывало дух от быстрой карусели и т. д., и потом как бы мысленно просмотрит эти свои воспоминания еще раз, как фильм.

Или взрослый предлагает ребенку представить себя, например, в роли президента (короля) какой-нибудь страны: какие приказы он отдавал бы своим подчиненным, где бы он хотел побывать, какие законы принять и т. д.

Игра «Дизайнеры»

Задача : закрепить у детей представления о предметах мебели, посуды, бытовых приборах, их назначении, развить воображение, умение украшать и наводить порядок в квартире.

Оборудование : листы бумаги разной величины («пустые комнаты» в квартире), карточки с изображением предметов мебели, бытовых приборов, книг, комнатных растений, обоев, ковров, занавесок различных оттенков, домашних животных или игра «Моя квартира» с отдельными элементами.

Описание . В игре могут участвовать несколько детей, каждый из которых оборудует какое-то одно помещение (спальню, гостиную, кухню и т. д.): подбирает обои, ковры, расставляет мебель и другие предметы быта в зависимости от назначения комнаты.

Затем листы - «комнаты» выставляются в определенном порядке, а каждый «дизайнер» рассказывает, почему он выбрал именно эти предметы и цвета для своей «комнаты».

Игра «Четыре сезона»

Задача : уточнить и расширить представления детей о смене сезонов в природе, расширить словарный запас, умение сравнивать и придумывать слова-признаки, характеризующие времена года.

Оборудование : лист ватмана, разделенный на четыре части для каждого времени года, карточки с изображением природных явлений (дождь, снегопад, ветер, листопад, сбор урожая, отлет птиц и т. д.).

Описание . В игре принимают участие 4 ребенка, каждый из них должен выбрать карточки для своего времени года и положить их на соответствующую часть ватмана.

Затем ребенок рассказывает о природных явлениях «своего» времени года, придумывая по ходу рассказа сравнения, слова-признаки, характеризующие его.

Например: снежная, лютая, суровая зима; долгожданная весна-красна; жаркое, знойное веселое лето; золотая, урожайная осень.

Игра «Все трудятся»

Задача : развить у детей интерес и уважение к труду, представления о физическом и умственном труде людей, выявить у детей склонности к определенному виду труда.

Оборудование : картина, разделенная на две части: на одной изображен человек за столом, на другой - человек с молотком; картинки с изображением людей разных профессий: учителя с детьми, врача в медкабинете, рабочего на заводе, инженера с чертежами, водителя грузовика, строителя на стройке, продавца в магазине и т. д.

Описание . Двое играющих должны рассмотреть картинки с изображением людей разных профессий, выбрать и назвать те, которые относятся к умственному и физическому труду. Затем каждый из них может составить предложения о каждой из профессий. Например: «Продавец продает разные товары. Учитель учит детей в школе. Врач лечит людей».

Игра «Ресторан»

Задача : сформировать у детей умение планировать, представлять свою деятельность, выявить и расширить знания детей о продуктах, которые нужны для приготовления какого-либо блюда, какими приспособлениями и посудой при этом пользуются.

Оборудование : картинки с изображением предметов посуды (кастрюля, сковорода, ложка, нож и т. д.), кухонных приборов (плита, мясорубка, соковыжималка, холодильник и т. д.), различных продуктов (овощи, яйца, мясо, хлеб, макароны и т. д.).

Описание . Взрослый предлагает выбрать среди картинок изображения тех предметов посуды, приборов и продуктов, которые нужны для приготовления, например, супа или котлет.

Каждый из играющих выкладывает карточки и рассказывает о процессе приготовления заданного блюда в правильной последовательности. Блюда, предлагаемые ребенку, должны быть ему хорошо знакомы.

Игра «Дорожное движение»

Задача : закрепить знания детей о правилах дорожного движения, поведения на улице, сформировать умение соотносить себя с фигурами пешеходов, водителей, милиционера, представлять себя в его роли, т. е. разыгрывать повседневную жизнь города и побывать на месте взрослого.

Оборудование : макеты домов, зеленых насаждений, светофоров, моделей машин (или игрушечные машины), фигурки пешеходов, водителей, милиционера и т. д.

Описание . Каждый играющий выбирает себе фигурку, которую будет представлять. После этого все участники игры начинают переставлять свои фигурки, подчиняясь при движении сигналам светофора и знакам милиционера.


Является игра. Именно через нее ребенок знакомится с окружающим миром, приобретает определенные знания и умения. В период от трех до шести лет дети чрезвычайно любознательны. Перед родителями и педагогами стоит важная задача - как можно больше на этом этапе жизни малыша вложить в него знаний и умений. А чтобы процесс обучения был интересным и увлекательным, занятия необходимо проводить в игровой форме. Целью этих мероприятий является не только усвоение ребенком новой познавательной информации, но приобретение новых навыков, умений и развитие всех психических процессов. Занятия с дошкольниками - это творческие игры. Конкретные примеры данного вида деятельности, правила подготовки и проведения подобного рода мероприятий описаны в этой статье далее. Представленная информация рассчитана на родителей и педагогов детских

Понятие "творческие игры": что включает в себя оно?

К категории данного вида деятельности относятся сюжетно-ролевые игры, театрализованные, конструктивно-строительные и дидактические. Участие в них стимулирует ребенка проявлять смекалку, раскрывать свои таланты, искать пути правильного решения, выбирать из нескольких вариантов один, самый верный. В творческих играх отображаются впечатления детишек об окружающей жизни. Рассмотрим конкретные примеры таких занятий.

Сюжетно-ролевые игры

В программе детского сада указана тематика обязательных игр этого вида. К ним относятся "Семья", "Детский сад", "Школа", "Магазин", "Больница", Парикмахерская". Задача взрослых - создать соответствующую теме игры атмосферу в группе или доме. Для этих игр нужно подготовить набор необходимых атрибутов. Например, для игры "Семья" должен быть организован уголок "Кухня", где имеется и посуда, и мебель, и макет печки, и муляжи продуктов питания. Идеальный вариант - это обустройство еще и кукольной спальни, и ванной. Принимая участие в этом виде деятельности, дети учатся манипулировать предметами быта, применять их по назначению. Творческие сюжетно-ролевые игры предполагают наличие нескольких участников. Маленькие игроки развивают сюжет, спонтанно придумывают развитие событий, создают проблемы и тут же учатся искать компромиссы

Хорошо, когда в условиях детского сада или дома созданы условия для того, чтобы ребята могли в одной игре соединять несколько сюжетных линий. Например: школа - семья - магазин. Развитие сюжета может быть следующим: папа отводит ребенка в школу, идет в магазин за покупками, а мама тем временем готовит дома обед. Сценарий дети придумывают сами, распределяют роли игроки между собой также самостоятельно.

Творческие игры дошкольников (именно сюжетно-ролевые) могут быть самых разных тематик. Например на свежем воздухе можно организовать такой вид деятельности, как "Стройка", "Огород", "Ферма", "Зоопарк", "Транспорт".

Театрализованные игры

Данный вид деятельности способствует развитию всех психологических процессов дошкольника: мышления, памяти, воображения, внимания. Участие в играх-драматизациях у малыша воспитывает такие личностные качества, как отзывчивость, самостоятельность, инициативность, эмоциональность. Кроха учится понимать настроение героя и передавать его, осваивает способы внешнего выражения чувств при помощи мимики и голоса. Творческие игры детей дошкольного возраста театрализованной направленности объединяют малышей общей идеей, мотивируют их дружно взаимодействовать в коллективе.

Приведем примеры данного вида деятельности:

  1. Кукольный театр: пальчиковый, на фланелеграфе, на руке, живой куклы.
  2. Игры-спектакли.
  3. Театрализованные действия: праздники и утренники.
  4. Драматизации по известным детям художественным произведениям.

Чтобы театрализованные творческие игры максимально выполняли свою цель, взрослыми должна быть проведена соответствующая предварительная подготовка. Она включает в себя приобретение или самостоятельное выполнение атрибутики: костюмов, масок, кукол. Кстати, делать их можно вместе с детьми, что будет еще одним хорошим способом развития маленьких непосед.

Конструктивно-строительные игры

Эта разновидность творческой игры формирует у ребенка умение ориентироваться в пространстве, устанавливать и соотносить величину и пропорции предметов (кубиков, цилиндров, кирпичиков, камешков), постигать простейшие законы физики. Участвуя в этом виде деятельности, малыш знакомится с профессией строителя, архитектора, дизайнера.

Такие творческие игры для детей практически всегда переплетаются с сюжетно-ролевой игрой. Дети не просто манипулирую муляжами строительного материала, но и разыгрывают целую сюжетную линию. Они распределяют роли (водитель, строитель, бригадир), договариваются о цели игры, разыгрывают разные ситуации.

Опять же, чтобы игра была интересной для детишек и выполняла свои воспитательно-обучающие функции, нужно максимально обеспечить ее проведение необходимой атрибутикой. Это должны быть разнообразные конструкторы, наборы кубиков, игрушечный транспорт разного вида (грузовики, тракторы, подъемные краны), наборы инструментов, песок.

Дидактические творческие игры детей дошкольного возраста

Если названные ранее виды деятельности предполагают участие нескольких детей, то в дидактических играх может участвовать один ребенок. Здесь задания даются на развитие художественных способностей, логического мышления, фантазии, проявление смекалки. Рассмотрим примеры подобных игр для детей дошкольного возраста.

Заключение

Творческие игры, какого бы вида они ни были, должны выполнять свою основную функцию - развивать ребенка во всех направлениях, в том числе и в творческом. А чтобы результативность их была эффективной, важно организовать их с учетом тех рекомендаций, которые были указаны в статье. При наличии необходимых материалов и атрибутов игры будут проходить весело и интересно.

Игра и творчество имеют много общего: тре­буют относительной свободы и незави­симости; позволяют активно выразить собственное отношение к миру, полу­чить удовлетворение от процесса со­здания.

В игре развиваются творческие спо­собности детей . Чтобы их совершенст­вовать, родителям и педагогам следует:

▪ Поощрять игровое эксперименти­рование с предметами (ковер может стать плотом, домиком, трубой или ко­нем).

▪ Предлагать, кроме игрушек, ко­робки, картон, бруски, шарики, бумагу и т.д.

▪ Поддерживать творческие усилия ребенка при создании новых сюжетов, игровых действий, правил.

Предлагаю

Скачать:


Предварительный просмотр:

ИГРЫ, РАЗВИВАЮЩИЕ ТВОРЧЕСТВО

Детская игра – это творческая деятельность, которая не направлена наконечный продукт. В отличие от рисования и лепки в игре дети ничего не создают.

Показателен опыт, который провели ученые: в детском саду поставили необычный железный предмет с кнопками и рычагами. Дети, увидев такой аппарат, сразу начали исследовать его возможности. Они нажимали на кнопки: аппарат то гудел, то звенел, то извергал пар, то брызгал водой. Такое изучение продолжалось 3 – 4 дня. Затем дети стали совершать с аппаратом различные повторяющиеся действия: возить, передвигать, садиться, вставать на него и т.д. Постепенно сформировались отдельные игровые действия и, наконец, родились сюжетно-ролевые игры: например, дети стали космонавтами, а аппарат превратили в луноход и т.д.

Через две недели массовый интерес к необычному сооружению стал угасать.

Этот пример показывает, что игра и творчество имеют много общего: требуют относительной свободы и независимости; позволяют активно выразить собственное отношение к миру, получить удовлетворение от процесса создания.

В игре развиваются творческие способности детей . Чтобы их совершенствовать, родителям и педагогам следует:

  • Поощрять игровое экспериментирование с предметами (ковер может стать плотом, домиком, трубой или конем).
  • Предлагать, кроме игрушек, коробки, картон, бруски, шарики, бумагу и т.д.
  • Поддерживать творческие усилия ребенка при создании новых сюжетов, игровых действий, правил.

Предлагаем некоторые игровые приемы, способствующие развитию фантазии детей.

  1. “Оживление” предмета

Любая вещь наделяется человеческими чувствами, желаниями, манерой поведения. Например, ребенок или взрослый берет на себя роль холодильника. Что может хотеть холодильник? Чтобы в нем было как можно больше вкусных продуктов. Чего он может опасаться? Чтобы их у него не отобрали. Какая история могла с ним произойти? Однажды холодильник купил тысячу брикетов мороженого и пошел в парк, чтобы раздать их детям.

Информация для воспитателя. Дошкольники вообще склонны оживлять мир. Например, дети считают облака живыми, так как они движутся.

Предлагаемая игра позволяет ребенку четко различать мир реальный, где “вольности” не всегда допустимы, и мир воображаемый, где возможны любые преобразования и превращения.

  1. “Перевирание” сказки

Известные сказочные герои наделяются противоположными чертами характера.

Воспитатель говорит: “Злая волшебница заколдовала Золушку и ее сестер. Теперь Золушка злая, грубая, ленивая, а ее сестры – трудолюбивые добрые девочки”. (Выбирается Золушка и ее сестры).

  1. Игра в “волшебника”

Взрослый предлагает ребенку стать волшебником: “Вот тебе волшебная палочка! Ты можешь превращать людей и вещи во что пожелаешь! Только помни одно условие: не навреди никому!”

Правила для остальных участников игры: “Как только палочка коснется вас, вы превращаетесь в... Слушайте волшебника!”

4. “Салат” из сказок

Из нескольких сказок составляется новая. Например, Царевна-лягушка повстречала Мальчика с пальчик и просит помочь ей: придумать заклинание, чтобы победить злого волшебника. Другой вариант: злой волшебник требует от братьев, желающих спасти царевну, исполнения своих желаний и т.д.

Это может быть режиссерская игра, когда один ребенок разыгрывает все роли, или коллективная, в которой участвует несколько детей. В любом случае участие взрослого обязательно.

При недостатке атрибутов или артистов вводятся куклы, предметы – заместители. Рекомендуется иметь ценные, сточки зрения детей, атрибуты, например красивую корону для Царевны-лягушки или копье для Мальчика с пальчик, что поможет сделать роль более желанной.

При создании “салата” из сказок размывается, нарушается сюжет, но характеристики героев остаются прежними. В сказку можно вводить волшебные предметы: ковер-самолет, сапоги-скороходы, шапку-невидимку.

Информация для воспитателя. В ходе преобразования знакомых сюжетов следует поощрять стремление ребенка к самовыражению. Это является основной целью, а гибкость сюжета и необычность сочетания героев разных сказок – ц ель подчиненная.

Следует иметь ввиду, что при разыгрывании сюжетов младший дошкольник будет идти от игровых действий к изменению сюжета, а старший дошкольник сначала начнет обговаривать сюжет.

  1. Прием “овеществления”

Живое наделяется свойствами неживого. Например, педагог говорит: “Человек – сосулька”. Надо показать действия этого человека, рассказать, где он живет, что ест, как ходит, чего опасается. (Дети–сосульки живут в холодильнике, питаются снегом и любят сахар. Больше всего они боятся тепла. Из своей квартиры–холодильника они выходят только зимой и осторожно, чтобы не разбиться, гуляют и т.д.)

6. Игры – смешинки

Вариант 1 . Придумываются и частично разыгрываются смешные истории. Например, воспитатель говорит: “Дети, сегодня к вам пришел вместо воспитателя медведь, слушайтесь его!”

Ребенку, исполняющему эту роль, даются указания: “Ты предлагаешь детям делать все наоборот: спать под кроватями, есть мячи вместо каши. Ты не знаешь, как надевается шапка, пальто и т.д.”.

Информация для воспитателя . Дошкольник предпочитает не представить, а увидеть смешное действие, поэтому следует поощрять детей к показу, как они “едят” мяч, ходят на четвереньках и т.д.

Вариант 2 . Дети придумывают правило, которое необходимо соблюдать на протяжении определенного времени. Например: “Сегодня до завтрака выполнять поручения воспитателя следует прыгая на одной ноге или держась с приятелем за руку и т.д.”.

  1. Игры в заданном ключе

Детям предлагается ситуация, а они должны придумать и разыграть ее продолжение. Например, что могло бы произойти, если бы вы оказались в гостях у роботов или в стране, где все сделано из шоколада, или превратились бы в человека – невидимку и т.д.

8. Игры с числами

Воспитатель называет число, а ребенок придумывает к названному числу смешные действия. Например, взрослый говорит: “Сто”. Дети продолжают: “Сто шоколадок мы проглотили, сто башмаков мы износили, сто друзей мы пригласили, сто собак мы накормили, сто коров мы подоили” и т.д.

Вариант игры.

Воспитатель начинает предложение, например: “Я съел...”. Дети придумывают его конец: “Тысячу котлет, миллион крокодилов... ”.

Воспитатель . Две тысячи пирогов...

Дети . Мы на завтрак проглотили.

Воспитатель . Сорок нянек...

Дети . Нас сегодня одевали.

Воспитатель . Сто пар обуви...

Дети . Мы на Марсе износили.

9. Сказка – калька

Чтобы создать сказку-кальку, нужно использовать схему-сюжет популярной сказки и сочинить новую историю. Например, на основе сказки про Красную Шапочку придумывается следующая история: “В океане заболел китенок. Маленький мальчик узнал об этом и решил ему помочь: взял у мамы лекарство и отправился в путь. Злой волшебник, который хотел помешать выздоровлению китенка, явился к его маме и уговорил отдать сына ему на лечение. Но проплывающий мимо дельфин помешал злому волшебнику, а потом привез мальчика с лекарствами, и китенок был спасен”.

Информация для воспитателя . Известный отечественный ученый В.Я. Пропп, исследовавший исторические корни волшебной сказки, считал, что постоянным элементом сказки является определенное количество действий, совершаемых ее персонажами в одинаковой последовательности. Приведем некоторые из них:

  • предписание или запрет;
  • нарушение запрета;
  • вредительство;
  • отъезд героя;
  • трудные испытания;
  • встреча с дарителем;
  • волшебные дары;
  • борьба героя и злодея;
  • победа;
  • возвращение, наказание злодея;
  • свадьба.

На основе этих действий можно составлять бесчисленное количество сказок и придумывать интересные игры. Воспитателю желательно привлечь к составлению историй сразу нескольких детей. В этом случае полезно использовать игру в карты, которую предлагает Джанни Родари.

10. Игра в карты

Изготавливается колода из 12 – 20 карт, на которых изображены персонажи из какой-либо сказки (можно использовать иллюстративный материал из газет и журналов). Действия сказочных героев можно изобразить символически, опираясь на вышеперечисленные элементы Проппа.

Воспитатель предлагает каждому участнику игры не глядя вытащить из колоды одну карту. Проводится жеребьевка. Первый ребенок начинает рассказ. Остальные продолжают начатую историю, опираясь на свою карту.

11. Игра по готовому сюжету

Заготавливается колода карт, на которых изображены действующие лица знакомой сказки или истории и их действия. Подбираются атрибуты, необходимые для передачи сюжета.

Воспитатель объясняет детям: “Каждый берет одну карту. На ней “изображена” ваша роль и действия в игре. Внимательно слушайте мои слова. Когда я назову вашего героя, выходите и делайте то, что обозначено на вашей карте”.

Начинаем игру: “Жили-были старик со старухой у самого синего моря. (Выходят трое детей, у которых на картах изображены старик, старуха и море).

Однажды старик пошел ловить рыбу. Вот он закинул невод. (Ребенок, играющий роль старика, делает соответствующие движения ). Внезапно море взволновалось. (Ребенок-“море” выполняет соответствующие движения.) Старик вытащил из моря невод и увидел, что там бьется золотая рыбка. (В действие вступают дети, у которых на картах нарисованы невод и золотая рыбка. Ребенок, изображающий невод, захватывает “золотую рыбку”, которая пытается освободиться, а “старик” тянет невод.)

Не удержал старик рыбку, и уплыла она в синее море”. (Ребенок-“рыбка” показывает, что он освободился, и удаляется. “Синее “море” радуется, а “старик” удивляется и огорчается).

Игротехника

В совместной игре ребенку необходимо понимать не только вербальный (словесный), но и невербальный (мимика, жесты, поза) язык общения и самому использовать их.

Игры без слов

1. “Маски” (с 5 лет)

Материал . Маски, изображающие разные эмоциональные состояния (грусть, радость, удивление, страдание, страх и др.)

Ход игры . Дети располагаются по кругу. Воспитатель показывает какую-либо маску и спрашивает: “Какое настроение передает эта маска?” (Ответы детей.) Затем надевает маску и предлагает детям мимикой изобразить данное состояние. Объясняет: “Если на мне грустная маска, то и вы сделайте свои лица грустными. Вот сколько зеркал! А теперь мы будем действовать без слов. Я надеваю маску и смотрю в “зеркала”. Молодцы! Теперь ты, Маша (Ваня), посмотрись в “зеркала”. (Маска передается по кругу, и дети по очереди передают соответствующее эмоциональное состояние.)

Затем воспитатель убирает маски и продолжает игру: “Вспомните злого Карабаса Барабаса! Какое у него выражение лица? Покажите. А у Колобка, который весело катится по дорожке? Вы превратились в Царевну Несмеяну (хитрого кота Базилио, в Буратино и т.д.)”.

Вариант игры.

Дети делятся на две группы. Участники первой договариваются, какого героя они будут показывать. Участники второй отгадывают. Воспитатель по очереди присоединяется к каждой группе. Затем группы меняются ролями.

Вопросы для беседы с детьми после игры.

  • Какая маска вам понравилась?
  • Какого героя вы хотите “сыграть” еще раз?
  • Какое выражение лица вам приятно видеть у своего друга, мамы, воспитателя? Покажите.
  • Как вы думаете, какое выражение вашего лица приятно для других людей? Покажите.

2. “Свет мой, зеркальце, скажи” (с 6 лет)

Дети распределяются на пары и становятся друг против друга. Воспитатель произносит предложение, которое они должны сопровождать определенной мимикой.

Таким образом, ребенок сам с помощью мимики изображает эмоциональное состояние и видит то же состояние на лице партнера.

Вариант игры .

Воспитатель. Игра называется “Разговор без слов”. Говорить нельзя, свои чувства можно выражать только мимикой. Перед вами “зеркало” – лицо вашего друга.

К вам пришел Карлсон. Обрадуйтесь: какая приятная встреча!

Карлсон вынужден уйти. Огорчитесь: как плохо, что мы расстаемся.

Вы обидели Карлсона! Попросите у него прощения.

Ваш друг внезапно исчез! Удивитесь: не может быть!

Вдруг вы услышали резкий звук. Испугайтесь!

Теперь успокойтесь: все будет хорошо!

Затем взрослый предлагает: “А теперь покажите: “рот до ушей”, “брови у переносицы”, “губы трубочкой”.

Когда вы радуетесь? Огорчаетесь? Удивляетесь? Пугаетесь? Когда вы делаете “рот до ушей”? Когда сдвигаете “брови у переносицы”?

3. “Немое кино” (с 5 лет)

Дети становятся в круг.

Воспитатель . Сейчас я превращусь в телевизор, но, к сожалению, у него нет звука. Я вам буду что-то показывать жестами и мимикой, а вы догадайтесь и ответьте мне так же. (Приветствует, прощается, приглашает, отталкивает, слушает, хвалит, ругает, сердится, боится; просит замолчать, показать, подойти, уйти, принести, унести, передать какой-либо предмет другому.)

Затем роль ведущего по очереди выполняют дети.

Вариант 1.

Ребенок – водящий. Он сам придумывает себе роль (или роль предлагается ему взрослым) и показывает, например, как сердится (ругается, здоровается) Карабас Барабас и т.д.

Вариант 2.

Играющие делятся на две группы. Воспитатель. Вы стоите по разным берегам широкой, бурной реки. (Обращается к детям одной группы.) Вы должны сообщить стоящим на другом берегу, что им нужно перебраться к вам. (Обращается к детям другой группы.) На том берегу вас не слышат. Новы видите, что к ним приближается злодей. Покажите им, что нужно спрятаться.

Вариант 3.

Воспитатель. Покажите одним жестом, что вы благодарите (пугаетесь, предупреждаете и т.д.)

Вопросы для беседы после игры.

  • Можно ли говорить без слов?
  • Можно ли понять друг друга без слов?
  • Одинаково ли прощаются (здороваются, благодарят, сердятся) злая и добрая феи (Баба Яга, Золушка и т.д.).

4. “Именины” (с 5 лет)

Дети образуют круг. Выбирается “именинник”. Он встает в центр круга. Остальные дети – “дарители”. Именинник выбирает себе роль какого-нибудь известного сказочного героя (например, Золушки) и сообщает об этом дарителям. Каждый из дарителей придумывает воображаемый подарок и с помощью мимики, жестов “преподносит” его имениннику. Это могут быть как волшебные предметы (хрустальные башмачки, карета, корона, волшебная флейта, аленький цветочек), так и реальные (конфета, мяч, зеркало, воздушный шарик и т.п.). Именинник должен догадаться, что ему подарили, и поблагодарить.

Затем выбирается новый “именинник”.

Информация для воспитателя . Дошкольники младшего и среднею возраста обычно “дарят” вещи, а дети старшею возраста предлагают в качестве подарка нравственные качества: нежность, заботу, дружбу. Например, именинник сообщает, что он Чебурашка. Дарители преподносят ему, кроме конфет и игрушек, свою дружбу, внимание, любовь, защиту.

Вариант 1.

Именинник выбирает себе роль какого-нибудь сказочного персонажа и жестами, мимикой сообщает об этом дарителям.

Воспитатель . У нас сегодня именинник – неизвестный сказочный герой. Отгадайте, кто это. Какие подарки ему можно подарить?

Вопросы для беседы после игры .

  • Вопрос “имениннику”: какие подарки больше всего понравились?
  • Вопросы “дарителям”: кому из именинников вам больше всего хотелось преподнести подарок? Почему?
  • Захочет ли Золушка получить подарки, которые вы подарили Бармалею?

Вариант 2.

Выбирается “именинник”. Остальные дети дарят ему воображаемые подарки с учетом его интересов и желаний. Педагог может посоветовать, кроме обычных подарков (автомобиль, игрушечный самолет и т.д.), подарить аккуратность, дружбу, хорошее настроение и т.д.

Вопрос для беседы после игры.

  • Знаете ли вы, о каком подарке мечтает ваш друг?

5. “Фигуры” (с 5 лет)

Дети распределяются на две команды. Одна команда демонстрирует характерные позы какого-нибудь сказочного персонажа, вторая угадывает, кто перед ними. Затем команды меняются ролями.

В игре сначала используются сказочные образы, например Карабаса Барабаса, Золушки, Снежной Королевы и т.д. Затем задача усложняется: ведущий просит изобразить человека плачущего (просящего, грустного, веселого). Фигуры “выставляются” в музее, а “посетители” отгадывают, какая фигура что обозначает. Если ответ правильный, фигура оживает.

6. “Фотография на память” (с 6 лет)

Материал . Сюжетные картинки или фотографии с изображением нескольких персонажей (людей, зверей) на различном фоне; настоящий или игрушечный фотоаппарат.

Ход игры . Дети рассматривают, например, репродукцию картины И. Шишкина “Утро в сосновом лесу”. Затем распределяются на две группы, каждая из которых создает свою “скульптурную композицию” по картине. Фотографируются на память.

Можно изображать любые сценки, подобрав соответствующую картинку.

7. “Надувной Буратино”(с 5 лет)

В этой игре дети учатся управлять своим телом, чередовать напряжение и расслабление. Игра может использоваться как разминка или упражнение для снятия напряжения.

Воспитатель. Я буду папой Карло, а вы Буратинами, которые сделаны не из дерева, а из резины. Сначала я вас надую с помощью насоса (имитирует действия и звук насоса), а потом выпущу воздух.

Действия детей : надувают щеки, раскидывают руки, расставляют ноги, затем медленно опускают руки, голову, садятся на корточки.


ФРАГМЕНТЫ ИЗ КНИГИ "600 ТВОРЧЕСКИХ ИГР"

Забавные иллюстрации к играм для детей


КТО ТЫ ТАКОЙ

ДЕРЕВО ЖИЗНИ

Предложите детям нарисовать дерево своей жизни по следующей схеме:

Корень - цель и смысл вашей жизни;
Ствол - ваше представление о себе;
Ветви - качества, которые вы хотели бы иметь, ваши мечты и желания;
Плоды - качества, которые вы уже имеете, исполненные мечты и желания;

Обсудите с детьми «деревья жизни», выявляя общие тенденции и делая выводы. Постарайтесь подвести детей к мысли, что какова цель нашей жизни, таковы и ее плоды.



ЗНАЮ ЛИ Я СЕБЯ

Запишите имена и фамилии каждого ребенка на отдельных листочках и сверните их так, чтобы ничего нельзя было прочитать. Свернутые листочки сложите в коробку и предложите каждому вытянуть один из них. Дети не должны рассказывать друг другу, чье имя и фамилию они прочитали. Если кто-то вытянул свое собственное имя, он вытягивает другой листочек.

Затем каждый должен написать свое мнение о человеке, который ему достался, и обязательно подписать на листочке фамилию этого человека. Соберите эти листочки, а затем попросите детей написать, что они думают о самих себе. Когда дети выполнят это задание, им раздаются листочки, написанные другими. Таким образом у каждого на руках должно оказаться по два листочка. Попросите детей сравнить свое собственное представление о себе с представлением о себе другого человека. Можно предложить родителям написать свое представление о детях, а затем раздать эти листочки детям.


ОТГАДАЙ, КТО КАКОЙ

Раздайте детям листочки и попросите их написать имена тех из группы:

1. Кто никогда не опаздывает ____.

2. Кто никогда не кричит ____.

3. Кто всегда очень вежлив с другими ____.

5. У кого голубые глаза ____.

6. Кто самый веселый и шутливый ____.

7. Кто самый серьезный ____.

8. Кто самый честный ____.

9. Кто самый добрый ____.

10. Кто самый справедливый ____.

Вопросы можно написать на доске. Затем дети должны в течение 10 минут вписать имена в карточку.

Соберите карточки и на следующем занятии объявите детям о результатах.

Затем поделите детей на группы и предложите каждой группе нарисовать цветок с лепестками качествами для всех детей группы. Из рисунков детей делается выставка.

МИР ТВОЕЙ ДУШИ


КОГДА Я МОЛЧУ

Попросите детей закончить предложения словами или рисунками:
Я люблю помолчать, когда я нахожусь __.
Тишина для меня - это__.
Когда я молчу, я чувствую __.
Когда я говорю, а все молчат, я чувствую __.
Когда все говорят, а я молчу, я чувствую __.
Когда я гуляю по лесу, я чувствую __.
Я люблю помолчать, когда я слушаю __.

После того как дети ответят на эти вопросы, попросите их написать небольшое сочинение на тему: «Что такое для меня тишина?»

Это задание можно выполнять при обсуждении любого понятия, например: красоты, улыбки, праздника.


ДОТРОНЕМСЯ ДО СЧАСТЬЯ

Крупными буквами напишите на доске слово СЧАСТЬЕ и попросите детей перечислить, каким бывает счастье, например: радостным, веселым, сияющим.

Затем включите спокойную музыку, попросите детей закрыть глаза и представить, что они дотрагиваются до счастья. Предложите детям нарисовать портрет своего счастья или описать свои ощущения от этого чувства.

Из рисунков и описаний детей сделайте стенд: «Когда мы дотрагиваемся до счастья».

Подобным образом проведите с детьми беседы о радости, любви, доброте и других понятиях.

КАЖДЫЙ ЧЕЛОВЕК УНИКАЛЕН И ЦЕНЕН


ТАЙНЫЙ ДРУГ

Предложите детям записать имя и фамилию каждого человека на отдельных листочках и свернуть их так, чтобы написанное нельзя было прочитать. Сложите свернутые листочки в коробку и предложите каждому ребенку вытянуть один из них. Попросите детей не рассказывать, кто им достался на листочке. Если кто-то вытянул свое имя, он вытягивает листочек снова.

Объясните детям, что тот человек, чье имя они вытянули, отныне становится их «тайным другом», и в течение последующих трех дней они должны тайно проявлять к нему как можно больше внимания.

Предложите детям нарисовать портрет своего «тайного друга» или написать ему письмо. Через несколько дней попросите детей угадать, кто был их «тайным другом» и проведите с ними беседу о дружбе.


ВОЛШЕБНЫЙ СТУЛ

Попросите детей встать в круг, в центре поставьте какой-нибудь красивый стул.

Дети идут по кругу и поют:

Кто сегодня всех красивей?
Кто сегодня всех счастливей?
Поскорее появись!
На волшебный стул садись!

По очереди дети садятся на волшебный стул, и каждый по кругу должен сказать о сидящем на стуле что-нибудь хорошее и доброе.

Перед началом игры расскажите детям о том, что волшебный стул умеет дарить детям добрые качества и, наоборот, отнимает у них все плохое. Но чтобы увидеть это, нужно смотреть волшебными глазами на того, кто сидит на волшебном стуле.


ДАВАЙТЕ ГОВОРИТЬ ДРУГ ДРУГУ КОМПЛИМЕНТЫ

Для более старших детей предыдущее задание можно изменить.
Попросите одного из детей выйти из комнаты. Затем предложите каждому сказать в адрес вышедшего человека какой-либо комплимент. Запишите все комплименты, а затем позовите того, кто выходил из комнаты, и зачитайте ему записанное.

Это задание целесообразно проводить как можно чаще, чтобы дети приучились говорить друг другу хорошее.


СВЕЧА ЛЮБВИ

Попросите детей встать в круг и раздайте каждому маленькую свечку. Затем зажгите свечу одного из детей. Ребенок, чью свечу зажгли, должен сказать о своем соседе по кругу что-то светлое, а затем зажечь своей свечкой его свечу.

Игра заканчивается, когда в круге зажгутся все свечи. После этого дети задувают свечи и делятся на группы. Каждая группа придумывает сказку о волшебной свече любви. Из рисунков детей делается выставка.


РАССКАЗ О ДРУГЕ

Предложите детям выбрать кого-либо из своих друзей и рассказать о нем, не называя его имени. Если детям трудно самим составить рассказ, предложите им ответить на вопросы:

Кого больше всего любит ваш друг?
Что больше всего любит делать ваш друг?
Какое у него любимое время года?
Есть ли у него любимые животные?
Как он любит одеваться?
Какое хорошее качество есть у вашего друга?
Какие книги он любит больше всего?
Какую музыку он любит больше всего? и т.д.

Дети должны угадать имя того, о ком рассказали.

Предупредите детей, что их рассказ должен быть направлен на положительные черты характера того или иного человека.

УЧИМСЯ ДОБРОТЕ


ТОЛЬКО ХОРОШЕЕ

Педагог с мячом в руках встает перед детьми, просит их выстроиться в ряд, а затем каждому из них бросает мяч. Дети ловят мяч только тогда, когда произносится какое-либо хорошее качество (правдивость, доброта, аккуратность). В этом случае они делают шаг в сторону педагога. Если дети случайно «поймают плохое качество» (нетерпимость, жадность, злость), они делают шаг назад.

Побеждает тот, кто первым дойдет до педагога. Этот человек становится ведущим.


ВОЛШЕБНАЯ БОЛЬНИЦА

Поделите детей на несколько групп и попросите их представить, что они врачи волшебной больницы, которая лечит от лени, хитрости, скупости, злости и т.д.

Дети выбирают по одному плохому качеству и придумывают рецепт и рекомендации, как помочь людям избавиться от этого качества.

Например:

Рецепт от лени

Каждый день с самого утра пить натощак напиток из плодов шиповника и нескольких капель эликсира трудолюбия. В течение дня через час после еды несколько раз потянуться и громким голосом произнести вслух все, что нужно сделать. На ночь необходимо записать все, что сделано, и составить план на следующий день. Затем нужно выпить стакан молока с несколькими мятными конфетами для хорошего сна.

Предложите детям подумать и описать, какими должны быть врачи в «Волшебной больнице».


ЗОЛОТЫЕ РЫБКИ

Поделите детей на группы и предложите им представить себя золотыми рыбками, исполняющими только те желания, которые помогут людям стать лучше и добрее. Дети должны перечислить желания людей , которые исполнит или не исполнит их рыбка.

Например:

Золотая рыбка даст здоровье, поможет выучить иностранный язык, поможет научиться играть на музыкальном инструменте, поможет найти друга, свое призвание в жизни.

Золотая рыбка не даст красивый голос, красивую внешность, много денег, не поможет стать начальником, не поможет построить дом, не поможет выучить иностранный язык. Дети должны объяснить, почему золотая рыбка исполнит или не исполнит те или иные желания людей.

Затем по группам дети придумывают сказку о человеке, желание которого исполнила или не исполнила золотая рыбка .


ЛЮБИМОЕ КАЧЕСТВО

Попросите детей сесть в круг и предложите им подумать о своем любимом качестве. Затем по очереди дети называют свое любимое качество.

Если какое-либо качество нравится большинству детей, этому качеству предлагается поселиться в классе. Ему выделяется красивый стул, который становится стулом доброты, заботливости, наблюдательности или храбрости.

В дальнейшем на стуле того или иного качества может посидеть любой ребенок, который хочет, чтобы в нем выросло это качество.

Также, если кто-либо из детей плохо себя ведет, плачет, плохо слушает, педагог предлагает ему посидеть на стуле того или иного качества.

Дети могут выбирать каждую неделю новое качество и предлагать ему поселиться в своем классе.


КОЛЕЧКО КРАСОТЫ

Скажите детям, что у вас есть колечко красоты. Стоит направить колечко на любого человека, как в нем сразу же становится видно все самое красивое. Дети встают в круг и вытягивают сложенные ладошки вперед. Педагог незаметно вкладывает колечко кому-нибудь в ладошки. Потом дети хором кричат: «Колечко, колечко, выйди на крылечко». Получивший колечко выбегает на середину круга. Он должен прикоснуться к своим друзьям колечком и рассказать о том, что красивого он видит в них. Тот, кто больше всех увидел красивого в своих друзьях, получает колечко красоты в подарок.


НЕСКОЛЬКО ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ ИГР:


ЖИВАЯ СВЯЗЬ

Дети делятся на группы, и каждая группа выстраивается в линию, в затылок друг другу. На спине последнего ребенка педагог пальцем рисует какую-либо букву (цифру, фигуру). Этот ребенок, в свою очередь, рисует то, что он почувствовал, на спине стоящего перед ним. Рисунок передается по цепочке, пока не дойдет до первого человека. Он воспроизводит рисунок на доске или на бумаге. Задача детей как можно точнее и четче передать по своему ряду рисунок.

НЕ УРОНИ ДРУГОГО

Педагог делит детей на группы и ставит для каждой группы скамейку.
Затем детям предлагается добежать до своих скамеек и выстроиться на них. Когда команды выполнят это, детям дается задание перестроиться на своих скамейках по разным признакам, например:
по росту;
по алфавиту имен;

При этом нельзя ступать на пол или падать. Поэтому дети должны перестраиваться осторожно и помогать друг другу. Побеждает команда, которая перестроится быстрее и без падений.


Другой вариант игры:

Заранее приготовьте написанные на больших карточках буквы. Раздайте каждой группе разные буквы какого-либо одного слова. Каждая группа должна построиться так, чтобы образовалось слово из тех букв, которые ей достались. Побеждает группа, которая составит свое слово быстрее.


НАЙДИ ВЫХОД

Один человек или одна команда ставят другую команду или другого человека в трудную ситуацию, из которой нужно найти выход.

Например:

Ситуация: вы пошли в лес и заблудились.

Ответ: мы вспомнили, что у нас есть компас, и решили выбираться из лесу по компасу.

Ситуация: вы не знали, что компас сломался, когда один из вас упал. Пользуясь сломанным компасом, вы зашли еще глубже в лес.


ЧТО ТЫ УВИДЕЛ

Во время прогулки дети должны в течение минуты внимательно смотреть вокруг, а затем рассказать, что они смогли увидеть.

Дети получают очки за каждое явление или предмет, о котором они рассказали.

Побеждает самый наблюдательный. Набравший наибольшее количество очков получает приз.


ЧТО ЭТО ТАКОЕ

Попросите детей вооружиться каким-либо воображаемыми предметами: лопатой, чемоданом, чайником, музыкальным инструментом. Дети по очереди изображают мимикой и жестами свой предмет, а затем передают его другому. Жесты и мимика при передаче разных предметов должны соответствовать тому, что они передают.

Тот, кому передали предмет, должен догадаться, что это за предмет.

Разные варианты игры:

Не называется сам предмет, но дается его описание.

Называются разные вещи, для изготовления которых используется загаданный предмет.

Называются действия и события, в которых может участвовать загаданный предмет.

Дети изображают без слов, что можно делать с помощью загаданного предмета.

ДА ИЛИ НЕТ. ОТГАДАЙ ПРЕДМЕТ

Дети делятся на две команды. Одна команда должна загадать какой-либо предмет или какого-либо человека. Другая команда должна задать десять разных вопросов первой команде об этом предмете или человеке, а затем попытаться отгадать загаданное. Ответами на вопросы могут быть только «да» или «нет».


ПОВТОРИ ДВИЖЕНИЕ

Один из детей делает какое-либо движение. Следующий за ним повторяет это движение и добавляет свое; следующий повторяет оба предыдущих движения и добавляет свое и т.д. Тот, кто сбивается, выбывает из игры. Победитель тот, кто ни разу не сбился.

муниципальное казенное образовательное учреждение дополнительного образования

«Центр развития и творчества»

муниципального района город Нея и Нейский район Костромской области

М Е Т О Д И Ч Е С К А Я Р А З Р А Б О Т К А

«Радуга»

Педагог дополнительного образования.

Рассчитана на детей в возрасте 8- 15 лет.

Нея 2015

Художественно - эстетическая игра

«Радуга»

Цель: выявить знатоков изобразительного искусства; развивать интерес к прекрасному.

Оборудование: репродукции картин знаменитых художников и скульпторов, большие листы бумаги, художественные материалы, индивидуальные сигнальные карточки, маршрутный лист для команд, магнитофон.

Ход игры: Ведущий:

Солнце вешнее с дождём

Строят радугу вдвоём-Семицветный полукруг

Из семи широких дуг.

Нет у солнца и дождя

Ни единого гвоздя.

А построили в два счёта

Поднебесные ворота.

Радужная арка

Запылала ярко,

Разукрасила траву

Расцветили синеву...

С. Маршак.

С давних пор радуга считается символом добра, радости, красоты и расцвета природы. Благодаря радуге наша жизнь такая разнообразная и цветная. В игре участвуют 7 человек, потому что у радуги 7 цветов: красный, оранжевый, жёлтый, зелёный, голубой, синий, фиолетовый. Нам предстоит узнать, какой цвет у радуги самый сильный. Каждый должен проявить свои способности, знания, эрудицию и победить. 7 конкурсов заданий будет оценивать жюри.

Каждый участник имеет свой цвет и сидит за столом соответствующего цвета, а также имеет атрибут одежды этого цвета.

1 тур. «Разминка».

Ведущий задаёт вопрос и даёт 3 варианта ответа. Игроки выбирают правильный ответ и поднимают соответствующий номер.

1. Художники живописцы пишут:

    только красками

    только карандашами

    красками и карандашами.

2. Пейзаж - это:

    изображение людей в природе

    порода животного

    изображение природы.

3. Человека, рисующего животных, называют:

    пессимистом

    анималистом

3)пейзажистом.

4. Предметы из глины и пластилина называют:

    архитектурой

    графикой

    скульптурой.

5. Что изображает художник, когда рисует натюрморт:

1) неживые предметы

2)природу

3) птиц и животных.

6. Пленэр - это:

    сумка для красок

    рисование на улице

    фамилия художника.

7. Когда мы открываем книгу с рисунками, то словно попадаем в другой мир. На рисунках оживают герои, страны и города, где проходят события, описываемые в книжке. И всё, о чём идёт речь, становится ясным и
понятным. Это:

1)зарисовка

    этюд

    иллюстрация.

2 тур «Блеф клуб».

Каждый из вас имеет две карточки с ответами «Да» и «Нет». Ведущий, задавая вопрос, говорит: «Я думаю что...», и читает истинное или ложное утверждение. Если вы считаете, что ведущий прав, поднимаете карточку «Да». Если же считаете, что ведущий не прав - поднимаете «Нет».

    Древний театр появился в Греции и назывался Колизей. (Да).

    Силуэт подробно рассказывает нам о всех тонкостях предмета и
    показывает его окраску. (Нет, силуэт - это тень.)

    Аппликацию, можно делась из любых материалов. (Да.)

    Сначала люди научились рисовать, а потом читать. (Да.)

    Зелёный цвет относится только к холодной палитре. (Нет, Светло - зелёный цвет относится к тёплой, а темно - зелёный к холодной палитре.)

    В кукольном театре куклам помогает оживать фокусник. (Нет,
    кукловод.)

    К графическим материалам относятся: мел, карандаш, фломастер,
    гуашь, акварель. (Нет, гуашь и акварель - живописные материалы.)

3 тур «Картинный».

/Стоят репродукции картин. На них номера. Надо выбрать правильные

ответы и записать их на карточки. Потом сдать в жюри./

Вопросы:

    Среди представленных работ выберите номера: портретов,
    пейзажей, натюрмортов.

    Работы отличаются материалом исполнения. Можно рисовать
    красками, фломастерами, тушью, гуашью, углём. Напишите номера
    графических работ.

    Назовите палитру красок работы 3 /4, 5, .../

    Найдите и напишите номер картины-пейзажа.

    Найдите иллюстрации и укажите названия произведений.

    Под каким номером изображён рельеф?

    Укажите номер пейзажа в графике.

    Под какими номерами здесь натюрморты?

4 тур «Изобразительный - творческий»

/работу выполняет вся команда. Оценивается аккуратность, оригинальность, подбор цветов и быстрота./

    Обведите свои ладошки на цветной бумаге и вырежьте их.

    Приклейте их на лист и оформите в виде какого нибудь предмета.

    Придумайте название своей работе.

5 тур «Загадки».

Командам задаются загадки о художественных принадлежностях.

    тур. Читаем загадку, рисуем отгадку.
    Ведущий читает загадки, а дети рисуют отгадки,
    /можно взять загадки о природе, о школе и т.д. /

    тур «Музыкально - развлекательный».

    Капитаны команд рисуют бабочку сразу двумя руками /как р зеркале/

    Все члены команды изображают скульптуры по карточкам заданиям:

    Игра в футбол

    Перемена

    Обед в детском саду

    Урок пения.

    Выходят участники игры, строятся по цветам радуги и произносят хором: каждый охотник желает знать, где сидит фазан.

Подводятся итоги, награждение.