Кардинал — это сан или должность? О новых кардиналах католической церкви. Каковы шансы у кандидатов

История кардиналов восходит к первому веку н. э. - к семи древним диаконам , избранным апостолами и поставленным заботиться о малоимущих христианах (Деян. -6). При римском епископе долгое время сохранялась традиция избирать семерых привилегированных архидиаконов , которые вскоре сосредоточили в своих руках огромную финансово-административную и даже духовную власть, так как подчинялись напрямую папе . Причём римские папы сами часто зависели от своих ближайших и могущественных подчинённых - папских архидиаконов, - которых стали почтительно называть кардиналами. Титул кардинала папские архидиаконы не утрачивали даже тогда, когда их повышали по службе, рукополагая во пресвитеры и, далее, в епископы . Со временем всех кардиналов стали рукополагать в епископы, но при этом они получают двойной (параллельный) духовный сан . То есть, те католические епископы, которые носят титул кардинала, в какой бы части света они ни возглавляли свои епархии, обязательно приписаны к одному из приходских храмов города Рима в качестве простого священника или даже диакона .

Сведения о кардиналах

Иностранцы (неитальянцы), получившие сан кардинала по рекомендации католических правительств и представлявшие при папских выборах своих государей, назывались кардиналами короны. Кардиналы вместе с папой образуют Священную коллегию , деканом которой считается старейший кардинал-епископ . Образуя папскую консисторию , они помогают ему в важнейших делах (causae majores). Для заведования известным кругом дел из кардиналов образуются комиссии, называемые «конгрегациями ».

  • Кардинал-камерленго (Camerlengo ) - заведует финансами и от смерти одного до выбора другого занимает должность блюстителя папского престола;
  • кардинал-викарий - помощник-заместитель папы в римской епархии ;
  • кардинал-вице-канцлер - председатель римской канцелярии;
  • кардинал-государственный секретарь - премьер-министр и министр иностранных дел,
  • кардинал государственный секретарь по внутренним делам,
  • кардинал-верховный пенитенциарий ,
  • кардинал-библиотекарь Ватиканской библиотеки и др.

Облачение и привилегии

Главные наружные отличия кардинальского сана: красная мантия, красная шапочка , кольцо , крытый красной или фиолетовой материей зонтик, трон (в их собственной церкви) и герб. Полный список кардиналов можно найти в ежегодно выходящей в Риме «La Gerarchia Cattolica e la Famiglia Pontificia ».

См. также

Напишите отзыв о статье "Кардинал"

Примечания

Литература

  • // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). - СПб. , 1890-1907.

Ссылки

Отрывок, характеризующий Кардинал

– А как это в амбаре гадают? – спросила Соня.
– Да вот хоть бы теперь, пойдут к амбару, да и слушают. Что услышите: заколачивает, стучит – дурно, а пересыпает хлеб – это к добру; а то бывает…
– Мама расскажите, что с вами было в амбаре?
Пелагея Даниловна улыбнулась.
– Да что, я уж забыла… – сказала она. – Ведь вы никто не пойдете?
– Нет, я пойду; Пепагея Даниловна, пустите меня, я пойду, – сказала Соня.
– Ну что ж, коли не боишься.
– Луиза Ивановна, можно мне? – спросила Соня.
Играли ли в колечко, в веревочку или рублик, разговаривали ли, как теперь, Николай не отходил от Сони и совсем новыми глазами смотрел на нее. Ему казалось, что он нынче только в первый раз, благодаря этим пробочным усам, вполне узнал ее. Соня действительно этот вечер была весела, оживлена и хороша, какой никогда еще не видал ее Николай.
«Так вот она какая, а я то дурак!» думал он, глядя на ее блестящие глаза и счастливую, восторженную, из под усов делающую ямочки на щеках, улыбку, которой он не видал прежде.
– Я ничего не боюсь, – сказала Соня. – Можно сейчас? – Она встала. Соне рассказали, где амбар, как ей молча стоять и слушать, и подали ей шубку. Она накинула ее себе на голову и взглянула на Николая.
«Что за прелесть эта девочка!» подумал он. «И об чем я думал до сих пор!»
Соня вышла в коридор, чтобы итти в амбар. Николай поспешно пошел на парадное крыльцо, говоря, что ему жарко. Действительно в доме было душно от столпившегося народа.
На дворе был тот же неподвижный холод, тот же месяц, только было еще светлее. Свет был так силен и звезд на снеге было так много, что на небо не хотелось смотреть, и настоящих звезд было незаметно. На небе было черно и скучно, на земле было весело.
«Дурак я, дурак! Чего ждал до сих пор?» подумал Николай и, сбежав на крыльцо, он обошел угол дома по той тропинке, которая вела к заднему крыльцу. Он знал, что здесь пойдет Соня. На половине дороги стояли сложенные сажени дров, на них был снег, от них падала тень; через них и с боку их, переплетаясь, падали тени старых голых лип на снег и дорожку. Дорожка вела к амбару. Рубленная стена амбара и крыша, покрытая снегом, как высеченная из какого то драгоценного камня, блестели в месячном свете. В саду треснуло дерево, и опять всё совершенно затихло. Грудь, казалось, дышала не воздухом, а какой то вечно молодой силой и радостью.
С девичьего крыльца застучали ноги по ступенькам, скрыпнуло звонко на последней, на которую был нанесен снег, и голос старой девушки сказал:
– Прямо, прямо, вот по дорожке, барышня. Только не оглядываться.
– Я не боюсь, – отвечал голос Сони, и по дорожке, по направлению к Николаю, завизжали, засвистели в тоненьких башмачках ножки Сони.
Соня шла закутавшись в шубку. Она была уже в двух шагах, когда увидала его; она увидала его тоже не таким, каким она знала и какого всегда немножко боялась. Он был в женском платье со спутанными волосами и с счастливой и новой для Сони улыбкой. Соня быстро подбежала к нему.
«Совсем другая, и всё та же», думал Николай, глядя на ее лицо, всё освещенное лунным светом. Он продел руки под шубку, прикрывавшую ее голову, обнял, прижал к себе и поцеловал в губы, над которыми были усы и от которых пахло жженой пробкой. Соня в самую середину губ поцеловала его и, выпростав маленькие руки, с обеих сторон взяла его за щеки.
– Соня!… Nicolas!… – только сказали они. Они подбежали к амбару и вернулись назад каждый с своего крыльца.

Когда все поехали назад от Пелагеи Даниловны, Наташа, всегда всё видевшая и замечавшая, устроила так размещение, что Луиза Ивановна и она сели в сани с Диммлером, а Соня села с Николаем и девушками.
Николай, уже не перегоняясь, ровно ехал в обратный путь, и всё вглядываясь в этом странном, лунном свете в Соню, отыскивал при этом всё переменяющем свете, из под бровей и усов свою ту прежнюю и теперешнюю Соню, с которой он решил уже никогда не разлучаться. Он вглядывался, и когда узнавал всё ту же и другую и вспоминал, слышав этот запах пробки, смешанный с чувством поцелуя, он полной грудью вдыхал в себя морозный воздух и, глядя на уходящую землю и блестящее небо, он чувствовал себя опять в волшебном царстве.
– Соня, тебе хорошо? – изредка спрашивал он.
– Да, – отвечала Соня. – А тебе?
На середине дороги Николай дал подержать лошадей кучеру, на минутку подбежал к саням Наташи и стал на отвод.
– Наташа, – сказал он ей шопотом по французски, – знаешь, я решился насчет Сони.
– Ты ей сказал? – спросила Наташа, вся вдруг просияв от радости.
– Ах, какая ты странная с этими усами и бровями, Наташа! Ты рада?
– Я так рада, так рада! Я уж сердилась на тебя. Я тебе не говорила, но ты дурно с ней поступал. Это такое сердце, Nicolas. Как я рада! Я бываю гадкая, но мне совестно было быть одной счастливой без Сони, – продолжала Наташа. – Теперь я так рада, ну, беги к ней.
– Нет, постой, ах какая ты смешная! – сказал Николай, всё всматриваясь в нее, и в сестре тоже находя что то новое, необыкновенное и обворожительно нежное, чего он прежде не видал в ней. – Наташа, что то волшебное. А?
– Да, – отвечала она, – ты прекрасно сделал.
«Если б я прежде видел ее такою, какою она теперь, – думал Николай, – я бы давно спросил, что сделать и сделал бы всё, что бы она ни велела, и всё бы было хорошо».
– Так ты рада, и я хорошо сделал?
– Ах, так хорошо! Я недавно с мамашей поссорилась за это. Мама сказала, что она тебя ловит. Как это можно говорить? Я с мама чуть не побранилась. И никому никогда не позволю ничего дурного про нее сказать и подумать, потому что в ней одно хорошее.
– Так хорошо? – сказал Николай, еще раз высматривая выражение лица сестры, чтобы узнать, правда ли это, и, скрыпя сапогами, он соскочил с отвода и побежал к своим саням. Всё тот же счастливый, улыбающийся черкес, с усиками и блестящими глазами, смотревший из под собольего капора, сидел там, и этот черкес был Соня, и эта Соня была наверное его будущая, счастливая и любящая жена.
Приехав домой и рассказав матери о том, как они провели время у Мелюковых, барышни ушли к себе. Раздевшись, но не стирая пробочных усов, они долго сидели, разговаривая о своем счастьи. Они говорили о том, как они будут жить замужем, как их мужья будут дружны и как они будут счастливы.
На Наташином столе стояли еще с вечера приготовленные Дуняшей зеркала. – Только когда всё это будет? Я боюсь, что никогда… Это было бы слишком хорошо! – сказала Наташа вставая и подходя к зеркалам.
– Садись, Наташа, может быть ты увидишь его, – сказала Соня. Наташа зажгла свечи и села. – Какого то с усами вижу, – сказала Наташа, видевшая свое лицо.
– Не надо смеяться, барышня, – сказала Дуняша.
Наташа нашла с помощью Сони и горничной положение зеркалу; лицо ее приняло серьезное выражение, и она замолкла. Долго она сидела, глядя на ряд уходящих свечей в зеркалах, предполагая (соображаясь с слышанными рассказами) то, что она увидит гроб, то, что увидит его, князя Андрея, в этом последнем, сливающемся, смутном квадрате. Но как ни готова она была принять малейшее пятно за образ человека или гроба, она ничего не видала. Она часто стала мигать и отошла от зеркала.
– Отчего другие видят, а я ничего не вижу? – сказала она. – Ну садись ты, Соня; нынче непременно тебе надо, – сказала она. – Только за меня… Мне так страшно нынче!
Соня села за зеркало, устроила положение, и стала смотреть.
– Вот Софья Александровна непременно увидят, – шопотом сказала Дуняша; – а вы всё смеетесь.
Соня слышала эти слова, и слышала, как Наташа шопотом сказала:
– И я знаю, что она увидит; она и прошлого года видела.
Минуты три все молчали. «Непременно!» прошептала Наташа и не докончила… Вдруг Соня отсторонила то зеркало, которое она держала, и закрыла глаза рукой.
– Ах, Наташа! – сказала она.
– Видела? Видела? Что видела? – вскрикнула Наташа, поддерживая зеркало.
Соня ничего не видала, она только что хотела замигать глазами и встать, когда услыхала голос Наташи, сказавшей «непременно»… Ей не хотелось обмануть ни Дуняшу, ни Наташу, и тяжело было сидеть. Она сама не знала, как и вследствие чего у нее вырвался крик, когда она закрыла глаза рукою.
– Его видела? – спросила Наташа, хватая ее за руку.
– Да. Постой… я… видела его, – невольно сказала Соня, еще не зная, кого разумела Наташа под словом его: его – Николая или его – Андрея.
«Но отчего же мне не сказать, что я видела? Ведь видят же другие! И кто же может уличить меня в том, что я видела или не видала?» мелькнуло в голове Сони.
– Да, я его видела, – сказала она.
– Как же? Как же? Стоит или лежит?
– Нет, я видела… То ничего не было, вдруг вижу, что он лежит.
– Андрей лежит? Он болен? – испуганно остановившимися глазами глядя на подругу, спрашивала Наташа.
– Нет, напротив, – напротив, веселое лицо, и он обернулся ко мне, – и в ту минуту как она говорила, ей самой казалось, что она видела то, что говорила.
– Ну а потом, Соня?…
– Тут я не рассмотрела, что то синее и красное…
– Соня! когда он вернется? Когда я увижу его! Боже мой, как я боюсь за него и за себя, и за всё мне страшно… – заговорила Наташа, и не отвечая ни слова на утешения Сони, легла в постель и долго после того, как потушили свечу, с открытыми глазами, неподвижно лежала на постели и смотрела на морозный, лунный свет сквозь замерзшие окна.

Вскоре после святок Николай объявил матери о своей любви к Соне и о твердом решении жениться на ней. Графиня, давно замечавшая то, что происходило между Соней и Николаем, и ожидавшая этого объяснения, молча выслушала его слова и сказала сыну, что он может жениться на ком хочет; но что ни она, ни отец не дадут ему благословения на такой брак. В первый раз Николай почувствовал, что мать недовольна им, что несмотря на всю свою любовь к нему, она не уступит ему. Она, холодно и не глядя на сына, послала за мужем; и, когда он пришел, графиня хотела коротко и холодно в присутствии Николая сообщить ему в чем дело, но не выдержала: заплакала слезами досады и вышла из комнаты. Старый граф стал нерешительно усовещивать Николая и просить его отказаться от своего намерения. Николай отвечал, что он не может изменить своему слову, и отец, вздохнув и очевидно смущенный, весьма скоро перервал свою речь и пошел к графине. При всех столкновениях с сыном, графа не оставляло сознание своей виноватости перед ним за расстройство дел, и потому он не мог сердиться на сына за отказ жениться на богатой невесте и за выбор бесприданной Сони, – он только при этом случае живее вспоминал то, что, ежели бы дела не были расстроены, нельзя было для Николая желать лучшей жены, чем Соня; и что виновен в расстройстве дел только один он с своим Митенькой и с своими непреодолимыми привычками.

Кардиналы римско-католические . Институт кардиналов – характерное учреждение римской церкви, направленное к возвышению и укреплению папского могущества в римско-католическом мире. Самое слово саrdinalis, происходя от саrdo (крюки, на которых висят и вращаются двери), в приложении к человеку филологически должно обозначать такое лицо, которое является как бы главным остовом, неподвижным центром, напр., государства или церкви. В сфере государственной этот титул усвоялся префектам Египта и преторий асийского округа (при императоре Феодосии), некоторым начальникам флота и армии (с I до V в. но р. Хр.) и; др. приближенным к государю сановникам. В первой половине II в. этот титул перешел в римскую церковь. Вполне естественно предположить, что он прежде всего стал иногда применяться к лицу римского первосвященника; действительно, такое употребление этого термина встречается во многих западных сочинениях, и сам папа Геласий (в V в.) называл себя ерiscopus ordinarius cordinalis роntifex. Но и ближайшие к папе лица, сочлены римского пресвитериума, как „ближе других прилегающие к тому саrdo, чрез который все приходит в движение» (по замечанию папы Льва IX в послании к патриарху константинопольскому Михаилу), назывались уже оо II в. (наряду с прочими наименованиями) и рresbyteri еt diaconi cardinis nostri или саrdinales . Так как кардиналами могли быть и на самом деле были лица всех трех степеней священства, то в интересах отчетливости проследим первоначальную историю института кардиналов для каждой степени священства отдельно.

Приблизительно в конце I в. по р. Хр. Рим в церковном отношении был разделен на 7 округов, которые назывались „диакониями“ от имени своих управителей – 7 диаконов первенствующих (diaconi primores). Каждая диакония являлась благотворительным учреждением и в то же время церковным зданием, в котором совершали богослужение пресвитеры и клирики. Семь диаконов, имевшие надзор за округами диаконий, назывались еще (кроме вышеприведенного наименования) раtres diaconiarum, capita regionum, а в 6-м каноне римского собора при папе Сильвестре (314–335 г.) прямо титулованы „кардиналами“. Эти кардиналы-диаконы по недельной чреде присутствовали при священнослужении папы в Латеранской базилике Спасителя, состояли членами римского пресвитериума и председательствовали на соборах областного их клира.

История кардиналов-пресвитеров дает первое более или менее определенное известие от второй половины II в., – известие о том, что папа Гигин (139–142 г.) в каждом „титуле“ учредил многих пресвитеров и клириков, присвоив пресвитеру начальнику „титула“ название саrdinalis. Римские „титулы», бывшие первоначально частными домашними церквами, со II в. в виду возрастания христианской общины в Риме стали, в количестве 25, крещальными церквами (ессlesiae baptismales), – соответственно чему Рим был разделен на 25 крещальных округов. Другое важное, идущее от древности, известие о кардиналах-пресвитерах относится к 384 г., когда папа Марцелл (Маркелл) для крещения обращающихся в христианство и для погребения мучеников устроил 25 „титулов“ в Риме на подобие диоцезов (quasi diocoeses); так как городские „титулы“ существовали и раньше, то нового в этом известии то, что „титулы“, quasi-диоцезы, должны были заключать в себе значительный округ приходских церквей, находившихся в окрестностях римских. Эти округи церквей, зависевшие от „кардинальских титулов“, при папе Александре III (4159–1181 г.) стали обозначаться термином „кардиналии“ (саrdinaliae). Карднналы-пресвитеры, начальники „титулов“, состояли членами римского пресвитериума, в великие праздники вместе с прочими кардиналами принимали обязательно участие в священнослужении папы в Латеранской церкви и со времени распоряжения папы Симилиция (468–483 г.) до времен папы Гонория II (1124 г.) совершали очередное служение по неделе в так называемых патриархальных церквах (св. Марии, св. Петра, св. Лаврентия и св. Павла). Юрисдикция кардиналов-пресвитеров в их округах подходила к епископской и была утверждена конституциею папы (872–882 г.) „de jure саrdinalium» и особенно папы Гонория III („Нis quae“... 1216 г.), который спор между „кардиналами“ титула Лаврентия и клириками подчиненных этому титулу церквей решил в том смысле, что последние обязаны слушаться своих кардиналов-пресвитеров на словах и на деле обязаны подчиняться налагаемым от них исправительным и карательным мерам.

Что касается кардиналов-епископов, то первое определенное упоминание о них падает на довольно позднее время – папы Стефана IV, который в 817 г., как передает Liber pontificalis, распорядился, чтобы 7 кардиналов-епископов совершали по недельной чреде мессы в Латеранской церкви, а в великие праздники участвовали бы там в священнослужении все. По документам XI в., кардиналами были епископы Остии, Албании, Порто, Сильвы-Кандиды, Пренесте, Сабинума и Тускулума. Несомненно, что „римские епископы“ (епиcкопы отдельных близ Рима лежащих церквей в собственно папском диоцезе) издавна принимали живое участие в совете и в выборе папы и исполняли миссию его легатов; но, так сказать, постоянных помощников папы из числа епископов уже к VIII в. установилось только семь, которые с этого времени стали называться ерiscopi cardinales Romanae sedis, episcopi collaterales, episcopi Romanae ecclesiae, или ерiscopi curiae. Кардиналы-епископы были членами римского пресвитериума и вмели свои диоцезы, которые состояли из некоторых городских римских и подгородних приходских церквей, не находившихся в зависимости от кардинальских титулов.

Второй период истории кардинальства можно начать со времени избирательного декрета папы Николая II (1059 г.), который только кардиналам предоставил право выбора папы. Вскоре титул кардинала запрещено было носить клирикам провинциальных церквей . Кардиналам постепенно предоставлены были почетные атрибуты и инсигнии. Либеральное рассуждение на 40-м заседании Констанского собора о бесполезности и тягостности „сословия» кардиналов, при том же не учрежденного ни Апостолами, ни соборами, не было поддержано тогдашними богословами; апологетами кардинальства оказались даже свободомыслящие ученые того времени И. Герсон и Петр де-Аллиако. К возвышению кардинальства послужили и особые условия избрания в кардиналы, выработанные и установленные папою Львом X в 1513 г., Тридентским собором, а потом специальным декретом папы Сикста V (1585–1590 г.). От кандидата кардинальства требуются те же качества, что и от кандидата в епископы, за исключением следующего: кардинал-диакон не должен быть моложе 22 лет (для получения епископского сана требуется другой возраст); рожденные вне законного брака – даже в том случае, если они чрез последовавший затем брак родителей будут признаны по законам римской церкви законнорожденными и, таким образом, не лишаются права на занятие епископской кафедры, – даже и в этом случае все равно не могут быть кардиналами; кандидат кардинальства, состоявший в законном браке, не должен иметь ни детей, ни внуков; у него не должно быть среди кардиналов близкого (до второй степени) родственника. Чин наречения в кардинальский сан, употребляемый теперь, окончательно редактирован в XII – XIII в.; изложен он в Оrdo Rmaanus Канетана.

Новонареченные кардиналы при торжественной обстановке в Сикстинской капелле дают присягу „никогда ни задумывать, ни соглашаться, не допускать что-либо ни против величия папства, не против личности пап,... помогать в сохранении и поддержании, по мере сил своих, всего римского папства и верховных прав св. Петра“. Можно еще отметить, что иногда кардиналы назначались по рекомендации римско-католических королей и князей, для защиты церковных интересов их стран, и носили в таком случае титул саrdinаlis protector nationis. Всех привилегий кардинальства насчитывается до 300. Папы не пренебрегали никакими маловажными по существу вещами, чтобы только возвысить и отличить своих „князей церкви“. Иннокентий IV дал им красную шляпу, Павел II пожаловал им красную камилавку и митру из шелковой камки (для торжественных процессий) и право выезжать на белой лошади с красным покрывалом и 8олотыми поводьями. Согласно декрету папы Урбана VIII от 1630 г., кардиналов в обращениях верующие обязаны называть „достопочтеннейшими и светлейшими“ (Reverendissimi et Eminentissimi), каковой титул до тех пор принадлежал только гофмейстеру ордена Иоаннитов и трем немецким курфюрстам. Кардиналы имеют трон в своей собственной церкви, известный установленный для них экипаж и горб, носят золотое кольцо с сапфиром на руке и пр. Внешним знакам почета соответствует и высокое положение кардиналов в иерархической лестнице, достигнутое ими постепенно. Первоначально преимущество первостояния при совершении богослужения определялось степенью священства; только на соборах, являясь представителями папы, кардиналы имели преимущество пред всеми епископами. Уже в сравнительно позднее время избирательный декрет папы Николая II (1059 г.), соборы Клермонский (1095 г.), Лионский (1245 г., при папе Иннокентия IV) окончательно установили и подтвердили право первостояния кардиналов независимо от степени священства пред епископами. Но в римских уставах XIV-XV в. заметны еще некоторые следы древней богослужебной практики: „патриархам“ указывается в них место между кардиналами-епископами. Со времени же папы Евгения IV (1431–1447 г.) и до ваших дней кардиналы-диаконы стоят выше „патриархов“. Особые преимущества кардиналов при священнослужении папы наглядно выражаются в том, что они целуют (в известный момент) руку папы, тогда как „патриархи“, митрополиты и епископы целуют его колено. Если случится участвовать в торжественных процессиях правоверным государям, то император должен занимать место среди старших кардиналов-епископов, а король – позади их. Папы заботились об особой неприкосновенности кардиналов; судьею последних был только папа. Тридентский собор и папа Сикст V (1585–1590 г.), подтвердили почти епископскую их юрисдикцию, которую, впрочем, – по причине многократных столкновений между епископами и кардиналами – вынуждены были ограничить папа Гонорий III и особенно папа Иннокентий ХII (в 1691 г.): кардиналам оставлены дисциплинарная юрисдикция в их кардинальских титулах и право визитации подведомственных им церквей. Состоя при римской курин, кардиналы участвуют в годовых доходах священной коллегии (Rotulus); им принадлежит – jus орtandi – важное право, согласно которому старшие живущие в Риме кардиналы (именно по старшинству, т. е. без различия трех классов) могут требовать (орtаrе) себе освободившуюся вакансию (епископскую, пресвитерскую или диаконскую) подгороднего „кардинальского титула“, и важную обязанность „легата от ребра“ – legatus а latere (см. ,Легаты“) – могут нести только кардиналы. Эти „князья церкви», наделенные всякими привилегиями, суть самые приближенные лица к папе, его агенты; чрез них он управляет римско-католическою церковию. Это управление сосредоточено в консистории (см. „Консистория римско-католическая“), в конгрегациях (см. „Конгрегации“), членами которых состоят исключительно кардиналы, и в различных трибуналах римской курии (см. „Курия римская“). Отметим особо важное значение кардиналов-начальников некоторых трибуналов: кардинал-епископ, президент трибунала „Пенитенциария“ (с 1744 г.), по особому полномочию папы дает индульгенции, напутствует его самого перед смертию и пр.; кардинал-продатарий, президент трибунала „Датария“, заведует канцеляриею, назначенной первоначально для приема адресованных на имя папы прошений, а теперь – да управления церковными имениями; кардинал – камергер (саmmerlengo) заведует финансами и в случае смерти папы является местоблюстителем папского престола; кардинал – статс-секретарь отвечает за министра иностранных дел; помощником ему (с 1838 г.) служит кардинал – статс-секретарь внутренних дел и др. Пока существовала „Церковная область“ (до 1870 г.), в руках кардиналов (особенно статс-секретаря и его помощника) сосредоточивалась и вся административно-юридическая власть в папских владениях. Но и после 1870 г. церковно-иерархическое значение кардинальства сохранилось в своей силе. Властвуя над каждым в отдельности кардиналом, папа почти бессилен против священной коллегии ; последняя de facto осуществляет ту власть, которая в идее принадлежит папе.

Предложенный краткий исторический очерк кардинальства показывает, что этот институт ведет свое начало не от Христа и не от Апостолов. Предоставление кардиналам – священникам и кардиналам-диаконам высшего положения в иерархической лестнице сравнительно с епископами (не кардиналами) приводит к тому, что последние иногда домогались получить пресвитерство в кардинальском титуле; не менее странно и то, что кардиналы-пресвитеры пользуются правом посвящения в низшие церковные должности (хиротезия), а кардиналы-диаконы совершают литургию, как пресвитеры. Такое положение вещей с большою определенностию осуждается 23-м правилом IV вселенского собора.

А. В. П – в.

Провинциальные церкви делились на tituli monores и tituli majores; пресвитеры последних иногда позволяли титуловать себя кардиналами, очевидно, в подражание пресвитерам «титулов» «кардинальских» города Рима (tituli саrdinales). Окончательное строгое запрещение для клириков провинциальных церквей украшать себя титулом кардинала последовало в булле папы Пия V от 1567 г. Кроме того, имеющий дело с историческими документами должен не упускать из вида другой случай несобственного употребления имени «кардинал», которое прилагалось иногда к епископам, временно причисленным к известному саrdo по причине разорения или уничтожения их собственных диоцезов. В посланиях папы Григория великого еще упоминается 12 кардиналов-иподиаконов, которые, может быть, имели какие-либо полномочия от папы в известных провинциях.

В различные времена количество кардиналов не было одинаковым. Достаточно указать, что Констанцский собор остановился на цифре 24, как достаточно определяющей число кардиналов; окончательное распоряжение сделано было в 1586 г. папою Сикстом V, который по аналогии с 70 старейшинами израильскими () нашел всего более приличною в данном случае цифру 70. В число 70 кардиналов входят 6 подгородних епископов, 50 пресвитеров и 14 диаконов; но священная коллегия редко имела это количество своих членов. Установился такой порядок, что папа не публикуют всех имен избранных им кандидатов на вакантные кардинальские места, а хранит их до поры до времени в своем уме (собственно, „в груди“, in petto ).


В итальянской прессе обнародована информация о заработках различного уровня ватиканских сановников, включая самого Папу Римского.

Отношения между Церковью и деньгами - тема скользкая и весьма деликатная и поэтому интересующая абсолютно всех, в особенности в свете многочисленных скандалов и слухов, обрушившихся в последние годы на государство-град.

Издалека Ватикан кажется неким царством с неограниченным бюджетом, где священники и кардиналы получают заоблачные жалования, которые они якобы могут потом тратить направо и налево по своему разумению. Как выясняется, это как раз тот случай, когда имидж не совсем соответствует реальности. Чтобы расставить все точки на "i" и раз и навсегда положить конец многочисленным спекуляциям на эту тему, римская "Иль Мессаджеро" решила опубликовать подробный отчет о заработках клириков.

Издание, в частности, поясняет, что часть денег для обеспечения духовных сановников берется из добровольных пожертвований верующих, а другая часть - из специального фонда "Otto per mille", регулярно пополняемого за счет налогоплательщиков, Исходя из действующего итальянского законодательства, каждый житель Апеннин может перечислить 0,8 процента с подоходного налога одному из следующих субъектов: государству, Католической Церкви, либо религиозным организациям. В 2012 году благодаря этому фонду церкви в Италии получили почти 1,2 миллиарда евро.

В среднем заработок приходского священника составляет всего около 1000 евро в месяц - приблизительно столько же в Италии получает простой рабочий или земледелец. Оклад священников и епископов вычисляется по оценочной шкале и зависит также от их возраста. В итоге, "потолком" для наиболее опытных падре является сумма в 1200 евро, а для епископов она составляет не более трех тысяч евро.

Самой привилегированной и высокооплачиваемой категорией оказались кардиналы. Доход "пурпурных шапочек" достигает в среднем пять тысяч евро в месяц, к которым, помимо всего прочего, добавляются еще и благотворительные пожертвования. Для сравнения, их заработок ровно в два раза превышает пенсию бывшего Папы Римского (ныне "Почетного Папы") Бенедикта XVI, который ежемесячно получает лишь 2,5 тысячи евро. Однако в эту сумму, как подчеркивает "Иль Мессаджеро", не входят авторские гонорары, выплачиваемые Ратцингеру от продажи его многочисленных книг и монографий. Содержание бывшего предстоятеля Католической Церкви, в целом соизмеримо с общеватиканскими пенсиями, отличающимися умеренностью. Пожалуй, единственным исключением является пенсия кардинала, который по рангу приравнивается к генералу вооруженных сил (4 тысячи евро в месяц).

Тем не менее, дальше всех пошел, пожалуй, нынешний Понтифик, известный своим аскетизмом и скромностью. Взойдя на папский престол, Хосе Марио Бергольо немедленно взялся за ватиканские финансы, начав реализацию своей собственной политики "жесткой экономии". Перед тем, как урезать пособия четырем тысячам служащих Ватикана и пяти кардиналам, надзирающим за деятельностью Института религиозных дел (Банка Ватикана), махом лишив их 25-тысячной годичной надбавки, Папа Франциск публично отказался от своей зарплаты. Правда, в жаловании Папа Бергольо особо и не нуждается - для реализации интересующих его проектов Франциск может пользоваться по своему усмотрению всеми существующими церковными фондами.

"Портал-Credo.Ru": Сейчас в Вашей Церкви наступило время "междуцарствия" - sede vacante. Как долго оно будет продолжаться? И кто в этот период является главой Церкви?

Виктор Хруль: Само название этого времени – "sede vacante" - означает, что папский престол вакантен. С момента отречения Бенедикта XVI - c 20.00 28 февраля - почти все сотрудники Римской курии автоматически потеряли свои посты, за исключением поста кардинала-камерленго Святой Римской Церкви (кардинала Тарчизио Бертоне), главы Апостольской Пенитенциарии (кардинала Мануэла Монтейру де Каштру) и викария Римской епархии (кардинала Агостино Валлини). При исполнении своих обязанностей остаются также заместитель государственного секретаря Ватикана архиепископ Джованни Анджело Беччу и секретарь Отдела внешних сношений, "министр иностранных дел" Ватикана архиепископ Доминик Мамберти.

Кардинал-камерленго осуществляет административное управление Церковью в период, когда престол вакантен. Одна из первых его обязанностей - уничтожить официальную печать Папы и "перстень рыбака" (это уже сделано). Камерленго - своего рода гарант периода sede vacante, а оставшиеся при своих должностях иерархи продолжают заниматься внутренней и внешней политикой Святого Престола, однако речь идет только о рядовом администрировании.

То есть это действительно, как Вы сказали, междуцарствие.

Кардиналы живут в доме святой Марты, специально построенном в 1998 году Иоанном Павлом II для подобных случаев - чтобы кардиналы могли жить компактно, общаться между собой. И чтобы во время избрания нового понтифика они все были на территории Ватикана. Таким образом можно лучше обеспечить информационную безопасность конклава.

- Сколько человек сейчас входит в Коллегию кардиналов?

В настоящий момент - 207. Из них в последнем заседании коллегии вечером 7 марта участвовал 151 кардинал. Все 115 кардиналов-выборщиков уже в Риме и принесли присягу, поэтому конклав может начаться в любой день, хоть завтра, потому что Бенедикт XVI в последнем своем документе позволил не ждать положенные ранее 15 дней.

- Каковы шансы у кандидатов?

На прошлом конклаве был один сильный кандидат - Йозеф Ратцингер, и Иоанн Павел II однозначно давал понять не только Римской курии, но и внешнему миру, что это его фаворит, что именно его Папа хотел бы видеть в качестве своего преемника.

Но кардиналы – не заложники воли Папы. И если бы ушедший на покой понтифик сказал, что хочет видеть того или иного кандидата на престоле, то кардиналы - при всем к нему уважении - не обязаны его слушать, они могут проголосовать совершенно по-другому.

Однако сегодня нет явного фаворита. И, несмотря на то, что за последние 100 лет ни один из конклавов не длился более 4 дней, сейчас эта традиция может быть нарушена, конклав может продлиться дольше. Все зависит от того, насколько интенсивно кардиналы в эти дни пообщаются между собой и придут ли они к консенсусу по поводу предстоящего голосования, найдут ли компромиссную фигуру. Как точно заметил один из ватиканистов, сейчас на заседаниях, где выступило уже более 70 кардиналов, составляется "фоторобот" будущего понтифика, по которому будут искать подходящего кандидата на престол.

Думаю, что конклав этот может быть долгим. Во-первых, в силу неопределенности, а, во-вторых, потому что очень разные интересы у разных групп. И многообразие видения будущего Церкви сейчас гораздо шире, чем оно было в 2005 году.

- Как Вы рассматриваете шансы кандидатов из Африки?

Да, есть два весомых и влиятельных африканских кардинала, которые рассматриваются как "папабиле". Понятно, что внимание к ним гипертрофировано, поскольку это интересно аудитории, это экзотично. Один кардинал - видимо, чтобы подогреть внимание прессы - даже напомнил, что Папы выбираются не только из кардиналов.

Папой теоретически может быть избран любой неженатый католик. Последние прецеденты, когда некардиналы становились Папой, были очень давно. Пишут, что даже в 1958 году архиепископ Милана Джованни Баттиста Монтини, который еще не был кардиналом, набирал на конклаве голоса (позже, в 1963 году, он был избран Папой Павлом VI). Сейчас это тоже не исключено.

Но разные экзотические варианты - африканец, азиат, некардинал - это, я думаю, что скорее "кость для прессы", чтобы ей было чем поживиться и поразвлечь аудиторию. Судя по информационным утечкам и по оценкам ватиканистов, разговоры ведутся вокруг двух сюжетов.

Первый сюжет можно было бы условно назвать "тандемом". Речь идет о том, что какой-то кардинал может получить много голосов при условии, если онназначит госсекретарем - это второе лицо в иерархии католической Церкви - человека, которого хотят кардиналы, голосующие за него. Некоторые полагают, что госсекретарь должен быть итальянцем. И тогда итальянские кардиналы готовы голосовать за Папу, который не является итальянцем. Второй вариант, что госсекретарь должен быть из дипломатов. Потому что когда Бенедикт XVI назначил госсекретаря не из дипломатов, дипломаты вроде как обиделись и теперь хотят реванша - так пишут ватиканисты.

И еще один фактор, который может сыграть довольно большую роль - это, конечно, возраст кандидата. Вновь, как это было в 2005 году, может быть избран человек даже по католическим меркам пенсионного возраста (старше 75 лет; Йозефу Ратцингеру в момент избрания было 78), но кардиналы все чаще говорят о том,что это должен быть человек помоложе, поэнергичнее, который мог бы и править дольше. Возраст тоже может сыграть свою роль, потому что молодой Папа - это залог некоей длительной стабильности будущего понтификата.

- А среди относительно молодых Вы могли бы назвать какие-то имена?

Я очень не люблю гадания на кофейной гуще. Я знаю некоторых кардиналов лично. И хотел бы видеть одного из них на папском престоле. Если угодно, могу только повторить то, что на устах у других экспертов. Я не думаю, что так случится, но так говорят.

Когда речь идет об итальянцах, здесь называют фаворитом 71-летнего архиепископа Миланского кардинала Анджело Скола. Если говорят о людях вне Римской курии, то здесь рассматривают довольно молодого бразильского кардинала из Сан Паулу Одило Шерера, которому 63 года. Когда рассматривают африканцев, чаще пишут о 65-летнем кардинале из Ганы Питере Тарксоне, который сейчас в Римской курии занимает пост главы Папского совета "Справедливость и мир". Еще один сильный кандидат из Римской курии - 68-летний глава Конгрегации по делам епископов канадский кардинал Марк Уэлле...

Как остроумно заметил один из ватиканистов, чем больше заседает Коллегия кардиналов, тем длиннее становится список фаворитов. Тут как раз к месту старая католическая пословица: "Кто входит на конклав папой (то есть фаворитом) - выходит кардиналом, а кто входит кардиналом - выходит Папой".

- Кто считается молодым, применительно к кардиналам?

Самому молодому кардиналу - архиепископу Манилы Луису Антонио Тагле - сейчас 55 лет.

- Но какой примерно возраст считается "папским"?

Иоанна Павла II избрали, когда ему было 58. Такой вариант тоже возможен.

- А какой предельный возраст для участия в выборах Папы?

Кстати, как известно, sede vacante был объявлен вечером 28 февраля. За два дня до этого одному из кардиналов- кардиналу Любомиру Гузару из Украины - исполнилось 80 лет. А 5 марта 80 лет праздновал немецкий кардинал Вальтер Каспер, который несколько раз бывал в России в бытность президентом Папского совета по содействию христианскому единству. Он будет участвовать в конклаве, потому что 80 лет ему исполнилось уже после объявления режима sede vacante, а кардинал Гузар - не может уже выбирать понтифика.

В этом смысле Восточная Европа вообще оказалась в трудном положении, потому что новые епископы - и греко-католический Верховный Архиепископ, и латинский во Львове, и в Риге - они еще не кардиналы. То есть сейчас в Восточной Европе с кардиналами ситуация смены поколений - или они уже на покое, или еще не стали кардиналами. Из стран бывшего СССР только кардинал Аудрис Юозас Бачкис из Вильнюса будет на конклаве.

- Почему сложилась такая переходная ситуация среди кардиналов в Восточной Европе?

Это нормальная ситуация, здесь нет дискриминации. Просто смена поколений пришлась как раз на это время, когда Бенедикт XVI неожиданно подал в отставку.

Я думаю, что если бы конклав был через год или через два, то там был бы и новый молодой кардинал из Львова, и новый молодой кардинал из Риги. И, возможно, кардинал из Минска, уже не очень молодой, но тоже новый. Но просто до этого не дошло.

Решение Папы было внезапным для очень многих. И я не думаю, что он, когда принимал свое решение, думал о сбалансированности кардинальского корпуса - равном представительстве разных регионов. Он просто устал, понял, что уже не может адекватно управлять Церковью, и объявил об отставке. Вполне возможно, что последняя короткая консистория, которая прошла в ноябре с назначением только шести кардиналов, была созвана как раз в контексте предстоящей отставки Папы. Там кардиналами стали предстоятели Восточных Католических Церквей - возможно, в том числе и для того, чтобы как-то сбалансировать их представительство на конклаве.

Независимо от того, длинным будет предстоящий конклав или коротким, в ожидании белого дыма из трубы Сикстинской капеллы у меня в эти дни очень хорошее настроение. Вся католическая Церковь молится о предстоящем конклаве, и я уверен, что выбор кардиналов обрадует католиков во всем мире.

Беседовал Владимир Ойвин,

Выше всех архиепископов и епископов .

Известные должности папского управления занимаются кардиналами. Таковы:

  • кардинал-Камерленго (Camerlengo) - заведует финансами и от смерти одного до выбора другого папы занимает должность блюстителя папского престола;
  • кардинал-викарий - заместитель папы в римской епархии;
  • кардинал-вице-канцлер - председатель римской канцелярии;
  • кардинал-статс-секретарь (министр иностранных дел),
  • кардинал-статс-секретарь по внутренним делам,
  • кардинал-великий пенитециарий,
  • кардинал-библиотекарь ватиканской библиотеки
  • и др. (см. Папская курия).

Главные наружные отличия кардинальского сана:

  • красная мантия,
  • красная шапочка,
  • красная (во время траура и поста - фиолетовая) шапка с двумя шелковыми шнурами и с кистями на концах, которая получается в Риме из рук папы (отсюда: "получить красную шапку" в смысле "быть назначенным кардиналом"),
  • кольцо,
  • крытый красною или фиолетовою материей зонтик,
  • трон (в их собственной церкви),
  • герб.

Полный список кардиналов можно найти в ежегодно выходящей в Риме "La ierarchia catolica e la famiglia pontificia", заменившей прежнюю "Notizie per l"anno... ", называвшуюся (по типографии) "Cracas".

Использованные материалы

  • Энциклопедический словарь Брокгауза и Эфрона
  • Список кардиналов
  • Полный православный богосовский энциклопедический словарь. Т. II. СПб.: Изд-во П.П.Сойкина.