Современный политический лидер кто он. Политические лидеры россии. Методика исследования апэк


Федеральное агентство железнодорожного транспорта
Сибирский государственный университет путей сообщения

Кафедра «Истории и политологии»

«ПОЛИТИЧЕСКИЕ ЛИДЕРЫ СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ»

Реферат
По дисциплине «Политология»

Руководитель Разработал
доцент студент гр.МЭ-312
_____________Балахнин В.В. _____________Метелица Е.В.

Краткая рецензия:

Введение
«Быть лидером - значит понимать природу поля деятельности и знать, что необходимо для благополучия других людей»
Среди основных и самых важных проблем общественного развития в современном мире, особенно в России, на первом месте стоит проблема политического лидерства - поиска и выдвижения на решающие политические и государственные посты новых людей, способных на преобразование государства в лучшую сторону и на проведение политики улучшающей жизнь населения страны.
На сегодняшний день в нашей стране существует огромное количество политиков, депутатов, бизнесменов, людей, которые владеют определенной властью. Однако, не всякий человек, наделенный властью может считаться лидером в глазах народа. Этот реферат посвящен теме политических лидеров современной России, очень актуальная тема, ведь не каждый из нас понимает особенности управления президента, и немногие знают, кто именно может считаться лидером в нашей стране.
Кто же такой лидер? Словарь дает такое определение: лидер - лицо в какой-либо группе, пользующееся большим, признанным авторитетом, обладающее влиянием, которое проявляется как управляющие действия. Итак, сегодня в России есть два, можно сказать главных лидера, это президент и премьер. Однако почему нельзя назвать лидером Жириновского, например? Думаю, что это вполне возможно. Целью данного реферата является выявить основных лидеров, по общему мнению, и провести анализ, можно ли этих людей отнести к лидерам нашей страны.

1. Характеристика политического лидерства.
Проблема политического лидерства возникает только при наличии определенных политических условий и политических свобод. Ее непременными предпосылками являются: политический плюрализм, многопартийность, а так же внутрипартийная и внутри парламентская деятельность (фракционная). Когда идет непрерывная интеллектуальная политическая борьба людей, принадлежащих к тем или иным партиям и фракциям, отражающим те или иные социальные интересы устремления, тех или иных групп людей.
Отсутствие условий необходимых для появления проблемы политического лидерства, исключает появление новых политических лидеров демократическим путем. Ярким примером этому являются Тоталитаризм и Авторитаризм.
В условиях Тоталитаризма и Авторитаризма политических лидеров как таковых не существует, есть только диктаторы и номенклатура. Прорывающаяся к власти не по законам лидерства, а по своим номенклатурным законам. В этих условиях нет явной оппозиции, поэтому конкуренция за лидерство существует только внутри номенклатуры.
Именно поэтому политическое лидерство как теоретический и практический феномен оказалось в центре нашего внимания лишь в конце 80-х годов.
Когда начались альтернативные выборы в Советы союзного, республиканского и местного уровней. Соответственно с этого времени проблема оказалась и в центре внимания отечественной политологии. От этой точки отсчета и рассматривают проблему отечественного политического лидерства, процесс формирования политического лидера, методы реализации лидерами своего призвания. Именно так ставят и рассматривают проблему отечественные политологи. У политического лидера выделяют следующие функции:
1) интегративную (объединение интересов различных слоев общества в единую программу);
2) координационную (между ветвями власти и общественным мнением);
3) прагматическую (цели и задачи общества реализуются в конкретных программных действиях).
По видам деятельности лидерство различают формальное и неформальное. Формальное связано с управленческим статусом, с руководящей должностью. Неформальное – с влиянием, незаурядными качествами личности, что и делает ее лидером. В стабильных функциональных группах, входящих в социальные системы, лидер назначается, и тогда он становится руководителем. Но в силу определенных причин назначенный руководитель не выполняет всего набора функций, и тогда эти функции передаются другой личности, не назначаемой, но избираемой группой, неформальному лидеру. Лидерство – социальная роль, которую исполняет определенный субъект. Значит, лидер как конкретный человек в данной роли появляется лишь тогда, когда появляется потребность в такой роли. Нужно также помнить о том, что роль может оставаться, а лидеры могут меняться. Поэтому при анализе конкретного лидерства необходимо анализировать не только лидера-личность, но и содержание лидерской роли в конкретной обстановке.
Большое значение для эффективной роли лидера имеет авторитет. В самом общем виде авторитет – это социальная оценка субъекта деятельности группой людей или в целом обществом, в котором он действует. Сущность оценки заключается в определении соответствия субъекта требованиям деятельности и условиям ее происхождения, т.е. соответствия лидера ожиданиям людей, что должно проявиться в его политической деятельности. Истинный авторитет политического лидера создается, прежде всего защитой социальных интересов, ценностных ориентации группы, общества в целом.

2. Лидеры современной России
2.1. Д.А.Медведев
Дмитрий Анатольевич Медведев (род. 14 сентября 1965, Ленинград, РСФСР, СССР) - российский государственный и политический деятель, третий Президент Российской Федерации, избранный на выборах 2 марта 2008 года. Верховный Главнокомандующий Вооружёнными Силами Российской Федерации и Председатель Совета Безопасности Российской Федерации. По образованию юрист, кандидат юридических наук.
В 2000-2001, 2002-2008 гг. - председатель совета директоров ОАО «Газпром». C 14 ноября 2005 года по 7 мая 2008 года - первый заместитель
Председателя Правительства Российской Федерации, куратор национальных проектов.
10 декабря 2007 года было объявлено о том, что его кандидатура на президентские выборы 2008 года предложена партиями «Единая Россия»,
7 мая 2008 года вступил в должность Президента Российской Федерации, став самым молодым президентом в истории России. Социально-экономическая политика
В мае 2008 года Д. А. Медведев подписал указ «О неотложных мерах по ликвидации административных ограничений при осуществлении предпринимательской деятельности», в котором правительству поручалось разработать и внести в Госдуму проекты федеральных законов, предусматривающих, в частности:преимущественно уведомительный порядок начала предпринимательской деятельности, сокращение количества разрешительных документов, необходимых для её осуществления, замену (в основном) обязательной сертификации декларированием производителем качества выпускаемой продукции;
замену лицензирования отдельных видов деятельности обязательным страхованием ответственности или предоставлением финансовых гарантий.
На посту Президента Д. А. Медведев продолжил политику В. В. Путина в области сельского хозяйства.
5 июня 2009 года Д. А. Медведев назвал производство зерна одним из приоритетов: «При внедрении интенсивных способов земледелия, соблюдении технологии возделывания зерна и повышения средней урожайности пшеницы до 24 центнеров с гектара (достигнутой нами в 2008 году) можно получать 112-115 миллионов тонн зерна в год. А с введением дополнительных посевных площадей - 133-136 миллионов тонн».
В апреле 2010 года газета «Le Figaro» писала, что производство пшеницы в России может впервые в истории превысить её урожай в США. По мнению газеты, такой показатель является результатом новой российской сельскохозяйственной стратегии.
12 января 2009 года, в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации «О внесении изменений в Таможенный тариф в отношении некоторых моторных транспортных средств», подписанным 5 декабря 2008 года Председателем Правительства В. В. Путиным, вступили в силу новые, повышенные таможенные пошлины на импортируемые в Россию грузовые и легковые автомобили иностранного производства. Решение правительства вызвало массовые акции протеста в городах Дальнего Востока, Сибири и других регионов в декабре 2008 года, которые продолжились в начале января 2009 года, уже преимущественно под политическими лозунгами.
28 января 2009 года в Давосе В. Путин в своём выступлении сказал, в частности: «Нельзя позволить себе скатиться к изоляционизму и безудержному экономическому эгоизму. На саммите „Большой двадцатки“ лидеры ведущих экономик мира договорились воздерживаться от возведения барьеров на пути мировой торговли и движения капиталов. Россия разделяет эти воззрения. И даже если в условиях кризиса определенное усиление протекционизма окажется неизбежным, что мы, к сожалению, и наблюдаем сегодня, то здесь всем нам нужно знать чувство меры.». Согласно данным, обнародованным в январе 2009 года Росстатом, в декабре 2008 года падение промышленного производства в России достигло 10,3 % по отношению к декабрю 2007 года (в ноябре - 8,7 %), что стало самым глубоким спадом производства за последнее десятилетие,в целом в 4-м квартале 2008 года падение промпроизводства составило 6,1 % по сравнению с аналогичным периодом 2007 годаПо итогам января-октября 2009 г. индекс промышленного производства составил 86,7 % по сравнению с аналогичным периодом 2008 года (данные Минэкономики России). Некоторые признаки стабилизации промышленного производства не дают, однако, оснований для заметного улучшения к концу 2009 г., за исключением снижения инфляции по итогам года до уровня 8,8 % (данные Росстата). За десять месяцев 2009 г. ВВП снизился на 9,6 %.

2.2. В.В.Путин.
Родился в Ленинграде (ныне Санкт-Петербург) 7 октября 1952. Окончил юридический факультет Ленинградского государственного университета в 1975. Работал в КГБ СССР, в службе внешней разведки. Находился в Германии в 1986–1990 в Дрездене в расположении частей Западной группы войск в ГДР. В 1990 ушел в отставку из КГБ в чине подполковника и вернулся в Санкт-Петербург, где работал проректором ЛГУ по международным связям, советником в мэрии, председателем комитета по внешим связям мэрии. В 1994 стал первым заместителем мэра Санкт-Петербурга А.А.Собчака, работал с Собчаком до 1996. В августе 1996 переехал в Москву, работал в Управлении делами администрации президента, в марте 1997 стал заместителем руководителя президентской администрации – начальником главного контрольного управления. В мае 1998 был назначен первым заместителем руководителя администрации президента (по работе с территориями). В июле 1998 был назначен директором ФСБ, в октябре того же года введен в состав Совета безопасности при президенте. Стал секретарем Совета безопасности в марте 1999. В августе 1999 был назначен председателем правительства. В течение осени 1999 лично контролировал ход антитеррористических военных операций на территории Чечни.
31 декабря 1999 президент Б.Н.Ельцин объявил о своей отставке и передал власть Путину как исполняющему обязанности президента. Очередные президентские выборы были намечены на июнь 2000. Однако, согласно конституции, новый президент должен был быть избран в течение 90 дней после ухода со своего поста прежнего президента. Выборы были объявлены на 26 марта 2000, и Путин легко победил на выборах, набрав 53% голосов (лидер компартии Г.А.Зюганов – 30%). Во время предвыборной кампании Путин призвал к возвращению страны к правлению закона, укреплению государства и развитию рыночной экономики под контролем властей. После инаугурации в мае 2000 назначил председателем правительства М.М.Касьянова.
Получил в наследство от Б.Н.Ельцина тяжелейшую ситуацию в Чечне, коррумпированный государственный аппарат и огромный внешний долг. За год с небольшим после своего избрания сумел погасить разгоравшийся очаг международного терроризма на территории Чеченской Республики и начать выплаты по внешнему долгу. С целью борьбы с коррупцией провел реформы политического устройства на федеральном и региональном уровнях, учредил институт представителей президента в округах. Политический курс в этой сфере был назван «укреплением вертикали власти». Весной 2001, заручившись поддержкой Государственной думы, в которой стали доминировать представители проправительственного движения «Единство», провел ряд важнейших для будущего России законопроектов – о новой системе налогообложения, о свободной купле и продаже земли, о трудовых отношениях, о пенсионном обеспечении. Полностью изменил структуру медиарынка, обеспечив влияние государства в крупнейших теле- и радиокомпаниях. Во внешнеполитической сфере выступил противником развертывания Соединенными Штатами новой системы ПРО, показал себя как приверженец прагматичного подхода к отношениям со странами Азиатско-Тихоокеанского региона.
14 марта 2004 был переизбран на пост президента страны на второй срок.
Президент В.В. Путин считает, что принципиальным результатом его деятельности на посту главы Российской Федерации должно стать возвращение России в ряды богатых, развитых, сильных и уважаемых государств мира.
Президент Российской Федерации Владимир Владимирович Путин имеет многочисленные государственные награды и награды Русской Православной Церкви.

2.3. В.В.Жириновский.
Владимир Вольфович Жириновский, род. 25 апреля 1946, Алма-Ата, - российский политический деятель, заместитель Председателя Государственной думы (с 2000 года), основатель и председатель Либерально-демократической партии России (ЛДПР), член Парламентской ассамблеи Совета Европы. Участник четырёх президентских выборов в России в 1991-2008 гг. В. В. Жириновский - лидер одной из первых партий, возникших ещё в СССР после отмены монополии КПСС, и, начиная с первых российских президентских выборов 1991 года, неизменно присутствует в политике на более или менее заметных ролях. Его партия - (ЛДПСС, затем ЛДПР, - на выборах 1999 именовалась «Блок Жириновского») - «партия одного лидера», кадровый состав его сподвижников с течением времени сильно менялся. С 1991 года ЛДПР организовала сеть филиалов по всей России, которые вели мощную агитацию. Москвичи же не познали их влияния в такой степени, так как ставку Жириновский сделал на "периферию". К тому времени его политическая амбициозность уже была всем известна, о нем ходили анекдоты, но тем не менее, это вызывало даже некоторый интерес у русского народа. До сих пор о том "триумфе"
Жириновского до сих пор ходит шутка, что "народ пошутил". Или, все таки нет? Достаточно вспомнить его лозунги типа "каждому мужику-бутылку водки", и сразу становится ясным, почему бывшие колхозники, закабаленные почти ручным трудом, и т. н. "передовой пролетариат", который, проработав всю жизнь за 7% от реального своего труда, поддержал на выборах В. В. Жириновского и его партию. Также сыграл свою роль инфантилизм простого люда, очень легко поддавшегося пропаганде
и т.д.................

«Герой одного человека - злодей для другого!» - говорится в известном афоризме. Как бы кто-либо не подчеркивал действенность и достоинства определенных политических программ, бездушные методы, с помощью которых некоторые лидеры пытались достичь своих целей, не имеют никаких оправданий. Ведь с какой точки зрения ни посмотри, но, к примеру, сооружение башни из живых людей, скрепленных с помощью кирпичей и строительного раствора, является чрезвычайно жестоким действом.

Издание Business Insider составило список из самых безжалостных лидеров всех времен, которые использовали беспощадную тактику для достижения своих политических и военных целей.

Примечание: политики в этом списке (в который включены только умершие лидеры) правили до 1980 года. Все они располагаются в хронологическом порядке.

(Всего 24 фото)

1. Цинь Ши Хуан

Правление: 247-210 гг. до н.э.

Цинь, которого также называют Цинь Шихуанди, объединил Китай в 221 г. до н.э. и правил в качестве первого императора династии Цинь. Он был известен заказными убийствами ученых, с идеями которых не был согласен, и сжиганием «критических» книг.

Во время его правления было начато строительство Великой стены и громадного мавзолея, содержащего более 6 тысяч терракотовых воинов в натуральную величину. Огромное количество согнанных на строительство стены людей умерло, а работавшие над сооружением мавзолея были убиты, чтобы сохранить тайну гробницы.

«Каждый раз, когда он захватывал людей из другой страны, он их кастрировал для того, чтобы пометить и превратить в рабов», - рассказывает Сюнь Чжоу из Гонконгского университета.

2. Гай Юлий Цезарь Август Германик (Калигула)

Правление: 37-41 гг. н.э.

Калигула был невероятно популярен, потому что сначала освободил несправедливо заключенных в тюрьму граждан и отказался от взимания жесткого налога с продаж. Но затем он заболел и коренным образом изменил свое поведение.

Он ликвидировал политических соперников (заставляя их родителей смотреть на казни) и объявил себя живым богом. Согласно сведениям историков, Калигула вступал в интимные отношения с сестрами и продавал их услуги другим мужчинам, насиловал и убивал людей и даже назначил своего коня жрецом.

В конечном счете на него напала группа заговорщиков, нанеся более 30 ударов кинжалами.

Правление: 434-453 гг. н.э.

После убийства своего брата Аттила стал лидером Гуннской империи с центром в современной Венгрии и в конечном итоге оказался одним из самых опасных противников Римской империи.

Он расширил империю гуннов на территорию современных Германии, России, Украины и Балкан. Он также вторгся в Галлию с намерением завоевать ее, но был побежден в битве на Каталаунских полях.

«Там, где я прошел, больше никогда не вырастет трава», - говорил он во время своего правления.

4. У Цзэтянь

Правление: 690-705 гг. н.э.

У Цзэтянь прошла путь от 14-летней младшей наложницы до императрицы Китая. Она безжалостно ликвидировала своих оппонентов, ссылая или казня их - даже в том случае, если это была ее собственная семья.

Китайская империя значительно расширилась во времена правления У, и, хотя она была жестоким тактиком, ее решительный характер и талант правления получили высокую оценку историков. Примечательно, что военные лидеры, подобранные У, взяли под контроль крупные части Корейского полуострова.

5. Чингисхан

Правление: 1206-1227 гг.

Когда Чингисхану было 9 лет, его отца отравили. В подростковом возрасте он жил в полной нищете, прежде чем объединил племена монголов и отправился на завоевание огромной части Центральной Азии и Китая.

Его стиль правления характеризуется как чрезвычайно жестокий. Историки отмечают, что он массово убивал гражданское население. Одним из самых известных примеров является убийство аристократов государства Хорезмшахов.

6. Томас Торквемада

Правление: 1483-1498 гг. (как Великий инквизитор)

Торквемада был назначен Великим инквизитором во время испанской инквизиции. Он создал трибуналы в нескольких городах, собрал воедино 28 статей в качестве руководства для других инквизиторов и разрешил пытки для получения признательных показаний.

Как сообщается, он призвал короля Фердинанда и королеву Изабеллу дать испанским евреям выбор между изгнанием и крещением, в результате чего многие евреи покинули страну. Историки считают, что Торквемада был ответственен за гибель около 2 тысяч человек, сожженных на кострах.

Интересно, что, по данным некоторых источников, сам Торквемада происходил из семьи новообращенных евреев.

7. Тимур (Тамерлан)

Правление: 1370-1405 гг.

Во главе военных кампаний Тимур прошел через большую часть Западной Азии, в том числе через территории современного Ирана, Ирака, Турции и Сирии, и основал империю Тимуридов.

В современном Афганистане Тимур приказал построить башню из живых мужчин и скрепить их вместе с помощью кирпичей и строительного раствора.

Он тоже когда-то организовал резню, чтобы наказать восставших, после чего из 70 тысяч голов были сложены высокие минареты.

8. Влад III, князь Валахии Влад (Дракула или Влад Цепеш)

Правление: 1448; 1456-1462; 1476 гг.

Когда Влад III наконец стал правителем княжества Валахия, в его владениях царила полная анархия из-за враждующих бояр. По рассказам, Влад пригласил всех своих соперников на пир, где убил ножом, пронзив их насквозь.

Хотя сейчас трудно узнать, правдива ли эта история, она характеризует правление Влада: он пытался принести стабильность и порядок в Валахию посредством чрезвычайно безжалостных методов.

9. Царь Иван IV (Иван Грозный)

Правление: великий князь Московский - 1533-1547 гг.; царь всея Руси - 1547-1584 гг.

Иван IV начал свое правление путем реорганизации центрального правительства и ограничения власти наследственных аристократов (князей и бояр).

После смерти своей первой жены Иван начал «террор», устраняя главные боярские роды. Он также избил свою беременную дочь и убил сына в припадке гнева.

10. Королева Мария I (Кровавая Мэри)

Правление: 1553-1558 гг.

Единственный ребенок пресловутого короля Генриха VIII и Екатерины Арагонской, Мария I стала королевой Англии в 1553 году. Она начала восстановление католицизма (после предыдущих правителей, отстаивавших протестантизм) в качестве основного вероисповедания и вышла замуж за Филиппа II из Испании - католика.

В течение нескольких лет ее правления сотни протестантов были сожжены на кострах, из-за чего она получила прозвище Кровавая Мэри.

11. Графиня Элизавета Батори из Эчеда (Кровавая графиня)

Бум убийств: 1590-1610 гг.

Графиня заманивала молодых крестьянок в свой замок, обещая им работу служанок, а затем жестоко пытала их до смерти. По одной из версий, она пытала и убила около 600 девушек, хотя фактическое число, вероятно, будет намного ниже.

Ее методы пыток включали загоняние игл под ногти, обмазывание девушек медом и выпускание на них пчел, а также откусывание кусков плоти. По преданиям, она купалась в крови девственниц, чтобы оставаться молодой и красивой.

12. Максимилиан Робеспьер

Правление: 1789-1794 гг.

Будучи одной из многих влиятельных фигур, участвующих во Французской революции, Робеспьер стал одним из доминирующих игроков во время «Большого террора» - периода крайнего насилия, когда «враги революции» были преданы гильотине. Он утверждал, что террор был «эманацией добродетели».

Согласно историческим источникам, Робеспьер вскоре был сам казнен на гильотине.

13. Король Бельгии Леопольд II

Правление: 1865-1909 гг.

Король Леопольд II «основал» Свободное государство Конго как «свою» частную колонию и сделал огромное состояние, превратив конголезцев в рабов, добывающих слоновую кость и каучук.

Миллионы людей страдали от голода, значительно снизилась рождаемость, так как мужчины и женщины были разделены между собой, десятки тысяч были расстреляны во время неудавшихся восстаний. Демографы подсчитали, что с 1880 по 1920 год население этой личной колонии короля сократилось на 50%.

Эта система принудительного труда была позже скопирована французскими, немецкими и португальскими чиновниками.

14. Мехмед Талаат-паша

Правление: 1913-1918 гг.

Историки считают, что Талаат-паша был ведущей фигурой в геноциде армян. Как министр внутренних дел, он, как сообщается, несет ответственность за депортацию и в конечном итоге гибель 600 тысяч армян.

Он был убит в Берлине в 1921 году армянином. Отметим, что в 1943 году Адольф Гитлер отправил его тело обратно в Стамбул, надеясь склонить Турцию присоединиться к державам «оси» во Второй мировой войне.

15. Владимир Ленин

Правление: 1917-1924 гг.

В 1917 году Ленин возглавил Октябрьскую революцию, опрокинувшую Временное правительство, свергнувшее царя. После трех лет гражданской войны большевики взяли власть в стране.

«В течение этого периода революции, войны и голода Ленин показал пугающее пренебрежение к страданиям своих соотечественников и безжалостно подавлял любую оппозицию», - пишет ВВС.

16. Бенито Муссолини

Правление: 1922-1943 гг.

После демобилизации Муссолини основал Фашистскую партию Италии, поддержанную разочарованными ветеранами войны, из которых были организованы отряды «чернорубашечников». Он начал разрушать демократические государственные институты и к 1925 году стал «дуче», или «лидером» Италии.

Выживший после нескольких покушений, Муссолини однажды сказал: «Если я наступаю, следуйте за мной. Если я отступаю, убейте меня. Если я умру, отомстите за меня…»

В 1936 году Муссолини заключил союз с нацистским лидером Адольфом Гитлером, а после издал ряд антисемитских декретов. В апреле 1945 года, уже отстраненный от власти, Муссолини пытался бежать, но был застрелен антифашистами и повешен вниз головой на миланской площади.

17. Иосиф Сталин

Правление: 1922-1953 гг.

Проведение Сталиным индустриализации и коллективизации в 1930-е годы сопровождалось массовым голодом (в том числе голодомором на Украине), заключением миллионов людей в трудовые лагеря ГУЛАГа и «Великой чисткой» среди интеллигенции, правительства и военных.

Во время Второй мировой войны сын Сталина Яков был схвачен или сдался немецкой армии. Немцы предложили обменять Якова на фельдмаршала Паулюса, захваченного после Сталинградской битвы, но Сталин отказался, сказав, что никогда не будет менять фельдмаршала на обычного солдата.

18. Адольф Гитлер

Правление: 1933-1945 гг.

К концу 1941 года гитлеровская Германская империя, или Третий рейх, включала в себя почти все страны Европы плюс большую часть Северной Африки.

Гитлер разработал план по созданию идеальной расы, ликвидируя евреев, славян, цыган, гомосексуалистов и политических оппонентов, заключая их в концентрационные лагеря, где они подвергались пыткам, работе до смерти и уничтожению.

По некоторым данным, во время правления Гитлера нацисты преднамеренно убили около 11 миллионов человек. Узнав, что советские войска приближаются к Берлину, Гитлер и его жена покончили с собой в своем бункере.

19. Хорлогийн Чойбалсан

Правление: 1939-1952 гг.

После нескольких встреч со Сталиным Чойбалсан взял на вооружение политику и методы советского лидера и применил их к Монголии. Он создал диктаторскую систему и подавил оппозицию, убив при этом десятки тысяч человек.

Позже, в 1930-х годах, он «начал арестовывать и убивать ведущих работников партии, правительства и различных общественных организаций в дополнение к офицерам, интеллигенции и другим верным работникам», говорилось в докладе, опубликованном в 1968 году.

20. Франсиско Франко

Правление: 1938-1975 гг.

С помощью нацистской Германии и фашистской Италии в 1930-х годах генерал Франко сверг демократически избранное правительство Второй Испанской республики.

Во время его режима многие республиканские деятели покинули страну, а оставшихся судили военные трибуналы. Официальной (допустимой) религией был католицизм, каталонский и баскский языки были запрещены за пределами дома, режим имел огромную секретную полицейскую сеть.

Однако со временем полицейский контроль и цензура в стране ослабли, были проведены свободные рыночные реформы, а Марокко получило независимость.

21. Мао Цзэдун

Правление: 1949-1976 гг.

Лидер Коммунистической партии Китая Мао основал Народную Республику. Под его руководством промышленность была поставлена под контроль государства, а фермеры были организованы в колхозы. Любая оппозиция безжалостно подавлялась.

Сторонники Мао отмечают, что он модернизировал и объединил Китай и превратил его в мировую сверхдержаву. Тем не менее противники указывают, что его политика привела к гибели 40 миллионов человек от голода, принудительного труда и казней.

Интересно, что его иногда сравнивают с Цинь Шихуанди (первым человеком в этом списке).

22. Пол Пот

Правление: 1975-1979 гг.

Пол Пот и его коммунистическое движение красных кхмеров в Камбодже применяли невероятно жестокие методы социальной инженерии, направленные на создание аграрной утопии путем перемещения людей в сельскую местность. Остальные были помещены в «специальные центры», где их пытали и убивали.

Врачи, учителя и другие специалисты были вынуждены работать на полях, чтобы «перевоспитать» себя. «Любой считавшийся интеллектуалом был убит, - сообщает ВВС. - Часто люди бывали осуждены за очки или знание иностранного языка».

Всего за четыре года до 2 миллионов камбоджийцев были казнены или умерли от тяжелой работы и голода.

23. Иди Амин

Правление: 1971-1979 гг.

Генерал Амин сверг избранное правительство в Уганде с помощью военного переворота и объявил себя президентом. Затем он безжалостно правил восемь лет, в течение которых было убито около 300 тысяч гражданских лиц.

Он также изгнал азиатское население Уганды (в основном индийцев и пакистанцев) и тратил крупные суммы на военные расходы, что привело к экономическому спаду в стране.

24. Аугусто Пиночет

Правление: 1973-1990 гг.

Пиночет сверг правительство Альенде в 1973 году с помощью поддерживаемого США переворота. Во времена его правления многие жители Чили исчезли, а около 35 тысяч человек подверглись пыткам. Пиночет умер до того, как должен был предстать перед судом по обвинению в нарушении прав человека.

В то же время он проводил экономическую политику свободного рынка, которая привела к снижению инфляции и даже экономическому буму в конце 70-х годов. Примечательно, что в Чили была одна из наиболее эффективных экономик Латинской Америки с середины 80-х до конца 90-х годов.

Ноябрьский рейтинг 100 ведущих политиков России, подготовленный Агентством политических и экономических коммуникаций по заказу «Независимой газеты», отражает окончательную конфигурацию влияния представителей политической элиты накануне выборов. На финише предвыборной гонки восстанавливается традиционное для лета и начала осени соотношение влияния фигурантов и одновременно ослабевают корреляционные взаимосвязи внутри групп.

Toп-100 ведущих политиков в ноябре пополнили бизнесмен Геннадий Тимченко (37–38-е место), глава Следственного комитета Андрей Бастрыкин (44–45-е), президент «Транснефти» Николай Токарев (86–92-е) и полпред президента РФ в Южном федеральном округе Григорий Рапота (93–94-е).

Федеральная административная элита

Лидером рейтинга остается Владимир Путин (9,87). В ноябре очень сильное влияние вновь определенно дистанцирует президента РФ от остальных политиков. А близость к Владимиру Путину как к центру принятия стратегических решений является основным фактором для определения реального места во власти.

Постепенное оформление нового статуса Путина и окончательное завершение формирования кабинета стабилизируют политическую систему, возвращая традиционное влияние целому ряду политиков. Вновь среди явных лидеров – заместитель руководителя администрации президента РФ Владислав Сурков, делящий 2–3-е место со своим коллегой Игорем Сечиным. Пятерку лидеров в ноябре замыкают Дмитрий Медведев (4-е место) и Сергей Иванов

В ноябре восстановил утраченные ранее позиции вице-премьер правительства Сергей Нарышкин (16-е место). Укрепляют рейтинговые показатели представители силового блока Николай Патрушев (8-е), вошедший в двадцатку Рашид Нургалиев (20–22-е) и Владимир Устинов (67–68-е). Вопреки прогнозам продолжает усиливаться и директор ФСКН Виктор Черкесов (30-е).

Укрепилось консолидированное влияние функционеров администрации президента РФ: Алексея Громова (29-е место), Игоря Шувалова (39–41-е), Аркадия Дворковича (69–72-е). Рост влияния на избирательную кампанию явно повышает личный рейтинг начальника Главного управления президента РФ по внутренней политике Олега Говоруна (83–90-е), переместившегося более чем на десять позиций вверх.

Публичная активность обеспечивает рост влияния главы Минздравсоцразвития РФ Татьяны Голиковой (26–28-е место). В ноябре рейтинг министра превышает традиционные показатели, характерные для ее предшественника Михаила Зурабова. Сразу на восемь позиций вверх переместился глава Минпромэнерго Виктор Христенко (31–34-е). Менее существенный рост влияния демонстрируют Игорь Левитин и Юрий Трутнев (52–61-е места).

Партийная элита

Стабильные позиции сохраняют лидеры «Единой России». На завершающем этапе предвыборного марафона по-прежнему очень сильное влияние демонстрирует Борис Грызлов (18-е место), а рейтинговые показатели Вячеслава Володина (52–61-е) аналогичны показателям традиционных лидеров парламентских партий – Геннадия Зюганова и Владимира Жириновского. Выросли рейтинги Сергея Шойгу (24–25-е), Олега Морозова (86–92-е) и Андрея Исаева (99–103-е).

В ноябре вновь снизился рейтинг Сергея Миронова (39–41-е место). Падение влияния главы «Справедливой России», два месяца назад занимавшего сопоставимые с Грызловым позиции, очень велико и объясняется, по-видимому, долгосрочным эффектом решения Владимира Путина. Напротив, стабильные позиции демонстрирует другой представитель партии – Александр Бабаков (99–103-е).

Не удалось сохранить октябрьское влияние Геннадию Зюганову (52–61-е место), опустившемуся на десять позиций вниз. Рейтинг лидера КПРФ подвергся естественной коррекции после исчерпания благоприятного для КПРФ «эффекта 1 октября».

Традиционно эффективной оказалась на завершающем этапе предвыборная кампания ЛДПР. Лидеру партии Владимиру Жириновскому (52–61-е место) удалось подняться более чем на десять рейтинговых позиций.

Радикализация непарламентской оппозиции и неэффективное послание избирателю не позволяют ее представителям войти в топ-100 ведущих политиков в ноябре. Традиционно за пределами сотни пребывает назначенный представителем РФ при НАТО Дмитрий Рогозин (125–126-е место). Существенно ослабли позиции лидера «Яблока» Григория Явлинского (130–132-е), влияние которого в ноябре сравнялось с влиянием председателя СПС Никиты Белых. Одну из последних позиций разделили Михаил Касьянов и Владимир Рыжков (138–139-е).

Региональная элита

Стабилизация политической системы укрепила и влияние региональных политических лидеров и их клиентел. В ноябре вырос рейтинг столичного градоначальника Юрия Лужкова (13–14-е место) и губернатора Северной столицы Валентины Матвиенко (19–22-е), вошедшей в двадцатку самых влиятельных политиков. Сохранился рейтинг лидеров «московской группы» Валерия Шанцева (78-е) и Владимира Ресина (81–83-е). На восемь позиций вверх поднялся президент Торгово-промышленной палаты РФ Евгений Примаков (86–92-е). За пределы сотни переместился губернатор Калининградской области Георгий Боос (114–115-е).

Продолжает укрепляться влияние главы Чеченской Республики Рамзана Кадырова (50–51-е место). Противоположная тенденция характерна для рейтинга Александра Ткачева (52–61-е), переместившегося на десять позиций вниз. Олимпийский ажиотаж перестал поддерживать рейтинг губернатора Краснодарского края. Снижается влияние президента Татарстана Минтимера Шаймиева (46–49-е) и главы Башкирии Муртазы Рахимова (79–80-е), опустившегося более чем на 20 позиций. Менее значительно ослаб рейтинг Амана Тулеева (86–92-е).

Значительные изменения характерны для рейтинга полпредов президента РФ. Укрепили позиции Георгий Полтавченко (69–72-е место) и Александр Коновалов (73–77-е). Умеренное влияние демонстрирует Григорий Рапота (93–94-е). За линией отсечения оказались Петр Латышев (104–106-е), Анатолий Квашнин (110–113-е) и Олег Сафонов (116–119-е).

Бизнес-элита

Восстанавливают преимущество перед представителями частного бизнеса государственные управленцы. Традиционно очень сильное влияние характерно для президента РЖД Владимира Якунина (15-е место). На девять позиций вверх переместился президент «Роснефти» Сергей Богданчиков (39–41-е). Серьезное влияние демонстрирует новый глава «Транснефти» Николай Токарев (86–92-е). Значительная коррекция характерна для рейтинга Анатолия Чубайса (31–34-е), опустившегося вниз на девять рейтинговых строк. Несмотря на прекращение финансирования деятельности СПС, даже формальное участие в деятельности этой партии очевидно и значительно ограничивает потенциал влияния главы РАО «ЕЭС». Внушительное – на 30 позиций – падение влияния Александра Волошина, переместившегося на 91–92-е места, символизирует окончательное ослабление старой ельцинской элиты.

Ослабление влияния характерно в ноябре для многих представителей частного бизнеса. Двадцатку влиятельных политиков покинул Олег Дерипаска (23-е место). Следом за ним расположился Роман Абрамович (24–25-е), опустившийся на три позиции. Теряют влияние Андрей Костин (62–64-е) и Петр Авен (69–72-е). Несмотря на затянувшийся «развод» с Михаилом Прохоровым, на четыре рейтинговые строчки вверх удалось переместиться Владимиру Потанину (35–36-е). Тенденция к усилению влияния характерна и для Алексея Мордашова (46–49-е).

В структуре российской элиты все более заметна роль предпринимателей, не возглавляющих крупные корпорации, но близких к центру принятия решений. В ноябре очень сильное влияние характерно для совладельца банка «Россия» Юрия Ковальчука (20–22-е место), продемонстрировавшего уверенный рост на десять рейтинговых позиций с октября. Внушительный потенциал и у основателя компании Gunvor Геннадия Тимченко (37–38-е), сразу вошедшего в ноябрьский топ-50.

Методика исследования АПЭК

Экспертный опрос, на результатах которого основан рейтинг 100 наиболее влиятельных политиков России, проводится методом закрытого анкетирования. В ноябре 2007 года в нем приняли участие 24 эксперта: политологи, политтехнологи, медиаэксперты, представители политических партий.

Экспертам задается следующий вопрос: «Как бы вы оценили по шкале от 1 до 10 влияние в администрации президента РФ, правительстве РФ, Федеральном собрании РФ следующих российских политиков?»

Сначала каждый эксперт оценивает влияние каждого из кандидатов, представленных в анкете, затем определяются средние арифметические значения экспертных оценок (средние баллы). Каждый эксперт может добавить персоналии (не более пяти), которые, по его мнению, должны быть представлены в рейтинге, но отсутствуют в анкете. Если не представленного в анкете претендента назовут хотя бы два эксперта, он будет оцениваться всеми участниками исследования в следующем месяце.

Итоговый рейтинг представляет собой консолидированную оценку влияния 100 российских политиков лидерами российского экспертного сообщества. Персоналии, вошедшие в рейтинг по результатам опроса, распределяются по разделам «очень сильное влияние» (1–20), «сильное влияние» (21–50), «среднее влияние» (51–100).

Список экспертов

1.Политологи, политтехнологи и медиаэксперты

Зверев Сергей (Компания развития общественных связей), Никонов Вячеслав (фонд «Политика»), Фадеев Валерий (журнал «Эксперт», Институт общественного проектирования), Бунин Игорь (Центр политических технологий), Пушков Алексей (канал ТВЦ), Толстой Петр (Первый канал), Брилев Сергей (канал «Россия»), Орлов Дмитрий (Агентство политических и экономических коммуникаций), Танаев Кирилл (Фонд эффективной политики), Иванов Виталий (Центр политической конъюнктуры России), Симонов Константин (Фонд национальной энергетической безопасности), Радзиховский Леонид (политолог), Колесников Андрей (журнал The New Times), Будберг Александр («Московский комсомолец»), Петухов Владимир (ВЦИОМ), Дианов Максим (Институт региональных проблем), Виноградов Михаил (Центр политической конъюнктуры России), Гусев Дмитрий (Bakster Group).

2.Представители партий

Костин Константин – «Единая Россия», Куликов Олег – КПРФ, Левичев Николай – «Справедливая Россия», Лебедев Игорь – ЛДПР, Иваненко Сергей – «Яблоко», Гозман Леонид – СПС.

Министерство Образования и Науки Российской Федерации

Федеральное Агентство по Образованию Государственное Общеобразовательное Учреждение Высшего Профиля

Таганрогский Государственный Радиотехнический Университет

Реферат

По дисциплине «Политология»

Политические лидеры современной России.


Выполнил: студент гр. Э-25

Волощенко А.П.

Проверил : Коваль В.В.

Введение

Главная особенность в процессе формирования современного поли­тического лидерства в России заключается в том, что оно, с одной стороны, приобрело некоторые черты, характерные политическим лидерам демократических государств, а с другой - унаследовало черты, свойственные лидерам номенклатурной системы.

Номенклатурное прошлое, усугубляемое отсут­ствием социального контроля, ярко проявляется у посткоммуни­стических российских лидеров, которые воспроизводят некото­рые формы и методы деятельности номенклатурной системы. В этом отношении российские политические лидеры ближе к но­менклатурному, чем к западному типу лидерства.

Особенностью современных российских лидеров является и то, что они зачастую совмещают роль владельца средств произ­водства, выполняющего функции организатора производства, и роль политика, выполняющего функции организатора политиче­ской жизни. Согласно региональному законодательству, запрет на совмещение депутатского мандата с предпринимательской деятельностью распространяется только на депутатов, работающих на постоянной основе, чем активно пользуются представители крупного бизнеса. Стоит отметить, что в странах Западной Европы большинство политических лидеров являются профессиональными политика­ми, а в США политические лидеры зачастую совмещают роль соб­ственника и политика.

Еще одна особенность заключается в том, что децентрализация государственной власти, перенос центра по­литического, экономического и культурного влияния в горизон­тальные структуры регионов способствовало значительному воз­растанию роли региональных политических лидеров. Реги­ональные лидеры до 2005 г. выдвигались населени­ем, поэтому старались завоевать их доверие. Так, к концу правления Б.Ельцина региональные политические лидеры ощущали себя полновластными хозяевами «своих» субъектов федерации.

Политические реформы В.В.Путина способствовали ослаблению негативного влияния региональных политических лидеров на экономическую и политическую ситуацию в стране, поставили их в зависимость от федерального центра.

Можно отметить следующие особенности политического лидерства в современной России: лидеры не выполняют свои обязанности, т.к. не разработана стратегия развития, не происходит интеграции масс вокруг общих целей и ценностей, общество не защищено от беззакония и самоуправства бюрократии; политические лидеры посткоммунистического типа приспосабливаются к новым условиям деятельности, формируются «политические мутанты», соединяющие в себе черты различных стилей; политико-культурная ориентация лидеров на власть характеризует их как эгоцентричных политиков, что проявляется в приоритетном удовлетворении личных потребностей.

Одной из проблем российского общества является выявление номинального и фактического политического лидерства. Значительную роль и при демократических режимах в формировании государственной политики нередко играют неофи­циальные советники высших должностных лиц, которых часто называют «серыми кардиналами». Среди них люди, не занимаю­щие официальных постов, но имеющие доступ к ключевым поли­тическим фигурам; а также действительные политические лиде­ры, которые по своему влиянию могут превосходить иных мини­стров и других официальных лиц. Поэтому при выделении из среды политических деятелей тех, кого можно считать полити­ческими лидерами, необходимо, в первую очередь, учитывать степень их реального воздействия на политику. Эта степень дале­ко не во всех случаях соответствует должностному положению того или иного человека, хотя, конечно, от уровня должности в государственном аппарате или партийном руководстве прямо за­висит тот или иной объем властных полномочий. Вместе с тем расстановка сил в правящих кругах может сложиться таким об­разом, что даже глава государства в значительной мере оказывается номинальным политическим лидером (как это было с Б.Ельциным во второй половине 1990-х гг.), а фактическая власть сосредоточивается в руках других политических лиц.

В российском обществе в настоящее время складывается новая политическая ситуация. С одной стороны, продолжа­ют существовать немало руководителей, не обладающих ка­чествами политических лидеров. Часть из них была «рекру­тирована» еще в дореформенное время, часть позднее, по старой технологии. Сосредоточив в своих руках власть на разных уровнях, эти люди не пользуются у граждан полити­ческим авторитетом. С другой стороны, в руководстве на пер­вые позиции выдвинулись люди, обладающие качествами ли­деров. Наконец, демократизация общества привела к появлению новой плеяды политических лидеров, вышедших на арену политической борьбы иными методами (альтернатив­ные выборы, участие в массовых демократических движениях, митингах). Особенность этого процесса состоит в том, что он позволил выйти на политическую сцену лидерам-ин­теллектуалам, а не аппаратчикам.

Испытание властью - тяжелейшее испытание. Важно, чтобы современные политические лидеры концентрировали внимание не столько на использовании ее как таковой, сколь­ко на формировании с ее помощью мотивов активной дея­тельности людей, здоровой общественной атмосферы, направленной на раскрытие потенциала личности. Незнание или деформации содержания и методов политического руководства служат по­казателем некомпетентности лидеров.

Биографии 3-х основных политических лидеров современной России

Путин Владимир Владимирович

Президент Российской Федерации.

Родился в Ленинграде (ныне Санкт-Петербург) 7 октября 1952. Окончил юридический факультет Ленинградского государственного университета в 1975. Работал в КГБ СССР, в службе внешней разведки. Находился в Германии в 1986–1990 в Дрездене в расположении частей Западной группы войск в ГДР. В 1990 ушел в отставку из КГБ в чине подполковника и вернулся в Санкт-Петербург, где работал проректором ЛГУ по международным связям, советником в мэрии, председателем комитета по внешим связям мэрии. В 1994 стал первым заместителем мэра Санкт-Петербурга А.А.Собчака, работал с Собчаком до 1996. В августе 1996 переехал в Москву, работал в Управлении делами администрации президента, в марте 1997 стал заместителем руководителя президентской администрации – начальником главного контрольного управления. В мае 1998 был назначен первым заместителем руководителя администрации президента (по работе с территориями). В июле 1998 был назначен директором ФСБ, в октябре того же года введен в состав Совета безопасности при президенте. Стал секретарем Совета безопасности в марте 1999. В августе 1999 был назначен председателем правительства. В течение осени 1999 лично контролировал ход антитеррористических военных операций на территории Чечни.

31 декабря 1999 президент Б.Н.Ельцин объявил о своей отставке и передал власть Путину как исполняющему обязанности президента. Очередные президентские выборы были намечены на июнь 2000. Однако, согласно конституции, новый президент должен был быть избран в течение 90 дней после ухода со своего поста прежнего президента. Выборы были объявлены на 26 марта 2000, и Путин легко победил на выборах, набрав 53% голосов (лидер компартии Г.А.Зюганов – 30%). Во время предвыборной кампании Путин призвал к возвращению страны к правлению закона, укреплению государства и развитию рыночной экономики под контролем властей. После инаугурации в мае 2000 назначил председателем правительства М.М.Касьянова.

Получил в наследство от Б.Н.Ельцина тяжелейшую ситуацию в Чечне, коррумпированный государственный аппарат и огромный внешний долг. За год с небольшим после своего избрания сумел погасить разгоравшийся очаг международного терроризма на территории Чеченской Республики и начать выплаты по внешнему долгу. С целью борьбы с коррупцией провел реформы политического устройства на федеральном и региональном уровнях, учредил институт представителей президента в округах. Политический курс в этой сфере был назван «укреплением вертикали власти». Весной 2001, заручившись поддержкой Государственной думы, в которой стали доминировать представители проправительственного движения «Единство», провел ряд важнейших для будущего России законопроектов – о новой системе налогообложения, о свободной купле и продаже земли, о трудовых отношениях, о пенсионном обеспечении. Полностью изменил структуру медиарынка, обеспечив влияние государства в крупнейших теле- и радиокомпаниях. Во внешнеполитической сфере выступил противником развертывания Соединенными Штатами новой системы ПРО, показал себя как приверженец прагматичного подхода к отношениям со странами Азиатско-Тихоокеанского региона.

Президент В.В. Путин считает, что принципиальным результатом его деятельности на посту главы Российской Федерации должно стать возвращение России в ряды богатых, развитых, сильных и уважаемых государств мира.

Президент Российской Федерации Владимир Владимирович Путин имеет многочисленные государственные награды и награды Русской Православной Церкви.

Фрадков Михаил Ефимович

Полномочный представитель РФ при европейских сообществах в Брюсселе и специальный представитель президента РФ по вопросам развития отношений с Европейским союзом (в ранге министра).

Михаил Фрадков родился 1 сентября 1950 года в тогда ещё Куйбышевской области. Сразу же после окончания школы он уехал в Москву и поступил в станкоинструментальный институт. Окончив институт с красным дипломом, М.Е. Фрадков по распределению попал в Дели и до 1975 года работал в аппарате советника по экономическим вопросам при Посольстве СССР в Индии. До 1984 года Михаил Ефимович трудился на различных должностях во внешнеторговом объединении «Тяжпромэкспорт» Госкомитета экономических связей СССР. Параллельно окончил Академию внешней торговли. Его карьера неуклонно шла вверх. В 1988 году он был назначен первым заместителем руководителя Главного управления координации и регулирования внешнеэкономических операций Министерства внешних экономических операций СССР.

1991 год принёс Михаилу Фрадкову новое назначение: он стал старшим советником Постоянного представительства России при отделении ООН и других международных организаций в Женеве, представителем России при ГАТТ (Генеральное соглашение о тарифах и торговле). В октябре 1992 года он был назначен заместителем, а через год - первым заместителем министра внешних экономических связей Российской Федерации. Несколько последующих лет Михаил Фрадков входил в различные межведомственные и правительственные комитеты и комиссии.

В марте 1997 года М.Е. Фрадков вступил в должность председателя российской части межправительственной комиссии по торгово-экономическому сотрудничеству с США, Польшей, Финляндией и Францией. В апреле того же года Михаил Ефимович был назначен министром внешнеэкономических связей и торговли Российской Федерации. 10 августа 1997 года Указом Президента Фрадков был введён в состав Координационного межведомственного совета по военно-техническому сотрудничеству Российской Федерации с иностранными государствами. До декабря 1998 года был членом Межведомственной комиссии Совета безопасности Российской Федерации по международной безопасности. 30 апреля 1998 года министерство было упразднено, а М.Е. Фрадков возглавил ликвидационную комиссию. 14 мая 1998 года на собрании акционеров его избрали председателем совета директоров компании «Ингосстрах», а в феврале 1999-го он стал генеральным директором АО «Ингосстрах».

В мае 1999 года Указом Президента М.Е. Фрадков назначен министром торговли Российской Федерации. После отставки Правительства Сергея Степашина с 9 августа 1999 года он исполнял обязанности министра торговли Российской Федерации. В августе вновь возглавил Министерство торговли Российской Федерации уже в кабинете Владимира Путина. В сентябре 1999 года М.Е. Фрадков был включён в состав Комиссии при Президенте по вопросам военно-технического сотрудничества с иностранными государствами. В мае 2000 года назначен первым заместителем секретаря Совета безопасности.

В марте 2001 года Михаил Фрадков возглавил Федеральную службу налоговой полиции, которая была создана в марте 1992-го и названа Главным управлением налоговых расследований при Госналогслужбе. Он был переведён в ФСНП из Совета безопасности прежде всего для того, чтобы добиться роста эффективности этой спецслужбы. До его прихода ФСНП вела дела по 27-ми статьям Уголовного кодекса, а с лета 2002 года - по 53-м, вплоть до незаконного ношения оружия.

В марте 2003 года, после упразднения ФСНП, М.Е. Фрадков был назначен полномочным представителем России при Европейских сообществах в Брюсселе в ранге министра. А в июне он стал специальным представителем Президента Российской Федерации по вопросам развития отношений с Европейским союзом. Весной 2004 года Михаил Ефимович Фрадков возглавил Правительство Российской Федерации.

Иванов Сергей Борисович

Министр обороны РФ

Родился 31 января 1953 в Ленинграде в семье служащих, русский. Отец рано умер, воспитывался матерью Кирой Георгиевной (1921 г.р.). Семья жила в коммунальной квартире на Васильевском острове. Мать работала инженером-оптиком. Дядя по матери был капитаном дальнего плавания.

В 1970 году окончил Ленинградскую среднюю школу N24 на Васильевском острове - специализированную школу с углубленным изучением английского языка (ныне - гимназия №24). В старших классах принял решение стать дипломатом.

В 1970 году поступил на переводческое отделение филологического факультета Ленинградского государственного университета (ЛГУ) им.А.А.Жданова, которое окончил в 1975 году, получив диплом по специальности "английский язык". На четвертом курсе прошел в 1974 году 16-недельную стажировку в Иглинском техническом колледже в Лондоне (ныне - Thames Valley University).

В университете был активным комсомольцем, был членом "выездной" комиссии. К концу учебы в университете Иванову "предложили работать в органах".

В армии не служил.

В 1977 году окончил Высшие курсы КГБ СССР в Минске. В 1982 году окончил московскую "101 школу" Первого Главного Управления (ПГУ) КГБ СССР (ныне - Академия Службы внешней разведки РФ, называлась также Краснознаменным институтом имени Ю.Андропова).

После окончания университета с 1976 года работал в системе КГБ СССР - сначала Второго управления (контрразведка), в затем Первого главного управления (ПГУ, внешняя разведка). В 1976-77 гг. - сотрудник 1-го (кадрового) отдела Управления КГБ по Ленинграду и Ленинградской области, где работал в одном подразделении вместе с Владимиром Путиным. Впоследствии продолжал поддерживать отношения с В.Путиным ("...не забывали друг-друга, иногда созванивались, иногда были длительные периоды провалов - когда уезжали за границу."

С 1981 по 1991 работал в центральном аппарате КГБ - в системе Первого главного управления (ПГУ), начинал оперуполномоченным ПГУ. Находился в длительных служебных командировках за границей. В 1981-83 гг. работал, по некоторым данным, вторым секретарем посольства СССР в Лондоне и в 1983 году якобы был выслан из Англии по подозрению в шпионской деятельности. Газете "Санди таймс", однако, не удалось получить в британском Форин офисе подтверждения этому: Форин офис отрицает факт работы С.Иванова в советском посольстве в Англии в начале 80-х годов и не подтверждает версию о его высылке как разведчика (во всяком случае под такими именем и фамилией).

По другой версии, С.Иванов, выданный английской разведке перебежчиком О.Гордиевским, работал в это время не в Лондоне, а в резидентуре КГБ в Финляндии, которую и был вынужден покинуть.

Согласно официальной биографии, до 1985 года действительно был сотрудником резидентуры в Хельсинки, затем - резидентом в Кении.

С 1991 по 1998 - в Службе внешней разведки (СВР), созданной на основе ПГУ КГБ СССР (в штаб-квартире СВР в Ясеневе). Последняя должность в Ясеневе - заместитель директора европейского департамента. 25 июля 1998 В.Путин был назначен директором Федеральной службы безопасности России (ФСБ) и сразу же предложил С.Иванову перейти из СВР в ФСБ. В августе 1998 года С.Иванов был назначен заместителем директора ФСБ - директором Департамента анализа, прогнозирования и стратегического планирования.

15 ноября 1999 указом президента Бориса Ельцина назначен секретарем Совета Безопасности (СБ).

27 мая 2000 указом нового президента В.Путина вновь утвержден на должность секретаря Совбеза.

9 сентября 2000 президент В.Путин утвердил разработанную в Совбезе под руководством С.Иванова "Доктрину информационной безопасности", предполагающую восстановление элементов государственной цензуры.

29 сентября 2000 был избран председателем Комитета секретарей Советов безопасности стран - участниц Договора о коллективной безопасности СНГ.

18 ноября 2000 включен в состав Комиссии по вопросам военно-технического сотрудничества Российской Федерации с иностранными государствами.

28 марта 2001 назначен министром обороны РФ, сменив отправленного на пенсию Игоря Сергеева и уступив пост секретаря Совета безопасности Владимиру Рушайло. 18 мая 2001 на очередном заседании совета министров обороны стран СНГ избран вместо И.Сергеева председателем совета министров обороны.

Начало исполнения С.Ивановым обязанностей министра ознаменовалось рядом катастроф и трагических инцидентов в армии. 10 мая 2001 сгорела станция управления орбитальной группировкой предупреждения о ракетном нападении (состоящей из 4-х спутников слежения), в результате чего Россия на некоторое время полностью утратила возможность принимать адекватные меры (защиты и контрнападения) в случае внезапной ракетной атаки. Продолжилась сложившаяся при предыдущих министрах обороны традиция объяснять взрывы складов боеприпасов попаданиями в них шаровых молний: в частности, 26 июня 2001 шаровая молния уничтожила армейский склад артиллерийских и реактивных снарядов в окрестностях г.Нерчинска в Читинской области. 20 июля 2001 очередная молния (по официальной версии, на этот раз не шаровая) подожгла крупный склад боеприпасов в Бурятии.

При Иванове Министерство обороны стало уделять больше внимания популяризации армии и, в особенности, спецвойск. Иванов покровительствовал киностудии "Сварг", создавшей телесериалы "Спецназ" и "Русский спецназ". При содействии Минобороны был снят исламофобский телесериал "Мужская работа" и патриотический боевик "Марш-бросок" (Stringer, №11, июль 2003).

Весной 2003 г. предложил свой план военной реформы, который предусматривал постепенный перевод армии на профессиональную (контрактную) основу и некоторое сокращение срока обязательной службы, начиная с 2007-2008 гг., с выделением министерству обороны 150 млдр. рублей на реформу. На заседании правительства 24 апреля 2003 план Иванова фактически встретил сопротивление председателя правительства Михаила Касьянова, который выступил за финансирование реформы в объеме не более 50 млрд. рублей.

В начале сентября 2003 г. премьер-министр Михаил Касьянов подписал доработанный план военной реформы на 2004-2007 гг., который предусматривал ее финансирование в размере 80 млрд. рублей.

9 марта 2004 г. Путин огласил новый состав правительства под председательством Михаила Фрадкова. Иванов сохранил пост министра обороны.

12 мая 2004 г. был введен в состав Комиссии по военно-промышленным вопросам при правительстве РФ.

С июня 2004 года - заместитель председателя Морской коллегии при Правительстве РФ.

С апреля 2005 года - председатель Комиссии по экспортному контролю РФ.

В июле 2005 г. МО приняло решение о небывалом сокращении военных кафедр в вузах России - до 29 на всю страну. Кроме того, с этого времени все окончившие эти кафедры студенты должны были проходить службу офицерами сроком от 3 до 5 лет после окончания учебы.

В сентябре 2005 г. список вузов с военными кафедрами был расширен до 68. Он был разделен на две категории. В первую - 33 вуза - попали те учебные заведения, в которых создавались так называемые военно-учебные центры. В них планировалось готовить офицеров-контрактников, которые по договору с Минобороны должны были служить три года. Второй список включал в себя 35 вузов, выпускники которых, окончив военную кафедру, сразу отправлялись в запас и не призывались на службу в мирное время.

Заключение

В современной России отчетливо проявляются две главные тенденции, во многом изменяющие представления о лидерстве -институциализация и профессионализация.

Институциализация лидерства сегодня проявляется, прежде всего, в том, что процесс рекрутирования, подготовки, движения к власти, деятельность политических руководителей осуществля­ется в рамках определенных норм и организаций. Функции лиде­ров определены разделением власти на законодательную, испол­нительную, судебную, ограничены Конституцией и другими законодательными актами. Кроме того, лидеры отбираются и под­держиваются собственными политическими партиями, контроли­руются ими, а также оппозицией и общественностью. Все это значительно ограничивает их власть и возможности маневра, по­вышает влияние среды на принятие решений. Современные лиде­ры больше, чем прежде, подчинены решению обыденных, повсе­дневных, созидательных задач.

С этим связана вторая тенденция в развитии лидерства - профессионализация . Политическое лидерство сегодня - это особого рода предпринимательство, осуществляемое на специфическом рынке, при котором политические предприниматели в конкурентной борьбе обменивают свои программы решения общественных задач и предполагаемые способы их реализации на руководящие должности. При этом специфика политического предпринима­тельства состоит в персонализации «политического товара», его отождествлении с личностью потенциального лидера, а также в рекламировании этого «товара» как общего блага.

Политика превратилась в «предприятие», ко­торому требуются навыки в борьбе за власть и знание ее методов, созданных современной многопартийной системой. В нынешних ус­ловиях усложнения общественной организации и взаимодействия государственных органов с партиями, широкой общественностью важнейшей функцией политических лидеров стало преобразование общественных ожиданий и проблем в политические решения.

Политик фактически превратился в специалиста в области об­щественных коммуникаций, предполагающих обеспечение чет­кой формулировки требований населения, налаживание необхо­димых для принятия коллективных решений и их реализации контактов с парламентскими и правительственными органами, средствами массовой информации, общественными организация­ми. Таким образом, политические лидеры сегодня выступают ре­альным воплощением, материализацией механизма власти в об­ществе.

Список литературы

1. http://srv1.nasledie.ru/naslHTTP/cs/OUT_DOC/ID/244789

2. http://www.krugosvet.ru/articles/86/1008668/1008668a1.htm

3. http://www.scilla.ru/works/raznoe/ivanov.html

4. http://nicbar.narod.ru/lekziya5.htm

5. http://www.llr.ru/razdel4.php?id_r4=964&id_r3=1&simb=%CF&page=

6. http://www.llr.ru/razdel4.php?id_r4=1403&id_r3=55&simb=%D4&page=


Репетиторство

Нужна помощь по изучению какой-либы темы?

Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.

Главная особенность в процессе формирования современного политического лидерства в России заключается в том, что оно, с одной стороны, приобрело некоторые черты, характерные политическим лидерам демократических государств, а с другой -- унаследовало черты, свойственные лидерам номенклатурной системы.

Номенклатурное прошлое, усугубляемое почти полным отсутствием социального контроля и нравами легализировавшихся дельцов теневой экономики, ярко проявляется у посткоммунистических российских лидеров, которые воспроизводят некоторые формы и методы деятельности номенклатурной системы. В этом отношении российские политические лидеры ближе к номенклатурному, чем к западному типу лидерства. Чем политическое лидерство современной России отличается от политического лидерства в других странах [Электрон. ресурс] / Режим доступа: http://society.polbu.ru/russia_politmirror/ch74_all.html

Особенностью современных российских лидеров является и то, что они зачастую совмещают роль владельца средств производства, выполняющего функции организатора производства, и роль политика, выполняющего функции организатора политической жизни.

Стоит отметить, что в странах Западной Европы большинство политических лидеров являются профессиональными политиками. В США политические лидеры зачастую совмещают роль собственника и политика.

Российские экономически господствующие политические лидеры располагают специфическими средствами политического влияния: богатство, позволяющее ставить политиков в зависимость от своей воли, а также неформальные связи. Решающую роль здесь играют одинаковый или близкий жизненный уклад, а зачастую и просто личные связи.

Само определение политического лидерства как власти, осуществляемой с тем, чтобы побудить членов нации к действиям, показывает, что власть лидеров способна, по самой своей природе, сплотить граждан для совместных усилий по улучшению состояния дел в обществе.

В то же время, очевидно, что результаты деятельности лидеров могут быть хорошими или плохими. Поэтому необходим анализ того, в какой мере и при каких условиях лидерство приносит те или иные результаты.

Вопрос о результатах деятельности лидеров непосредственно связан с проблемами данного общества, с его характеристиками, или, иначе говоря, с состоянием среды. Они не могут ставить любые, пришедшие им в голову проблемы и рассчитывать на успешное их решение. Как отмечает Ж.Блондель, “лидеры - это пленники той среды, в которой они могут сделать то, что среда “позволяет” им сделать”. Блондель Ж. Политическое лидерство: Путь к всеобъемлющему анализу. / Пер. с англ. Г.М. Квашнина. - М.: Российская академия управления, 1992,

И все же мы в состоянии наблюдать в реальной жизни, что лидеры оказывают влияние на среду, и она во многом зависит от характера и методов их действий.

Говоря о проблемах лидерства в России нужно особо отметить то, что до недавнего времени в обществе, в науке и политике провозглашался тезис о " решающей роли народных масс ". Из этого можно сделать вывод что роль политического лидера является " вторичной ". Следовательно в " социалистическом " обществе лидер должен был подчиняться интересам рабочего класса, крестьянства и интеллигенции. Но на лицо явное противоречие этим высказываниям и предположениям. Достаточно вспомнить феномен культа личности И. Сталина, факты выдвижения на руководящие посты власти М. Хрущева, Л. Брежнева, К.Черненко и многих других.

История нам ясно показывает, какими были политические лидеры во времена СССР.

А теперь мы рассмотрим, какие качества и способности необходимы современному лидеру.

Д. Киндер выделял такие черты, как компетентность (куда он включал знание, ум, назначение хороших советников и сильное лидерство) и доверие .

Отечественный исследователь Б. Макаренко отмечает, что существует два необходимых качества, предъявляемые к политику:

  • · способность понимать (куда он включает ум, образованность, кругозор, опыт)
  • · гарантии моральной порядочности (честность, некоррумпированность и верность закону). Макаренко Б. Феномен политического лидерства в восприятии общественного мнения //Вестник РОПЦ, 1996, 2.

Г.Горин, в своей работе отмечает, что «идеал российского национального лидера - личность авторитарного типа, использующая аппарат власти для решения общенациональных задач». Горин Г. Национальные лидеры России //Власть 1999, 5. С.28. Отечественный исследователь И.Ирхин считает, что россиянам нужен лидер-боец, способный строго наказать чиновника, пожурить народ и позаботиться о нем, характеризующийся немногословностью и образностью речи. Ирхин Ю.В., Котеленец Е.А., Слизовский Д.Е. Проблема теории и психологии политики. М., 1996. С. 121.

Необходимо отметить, что образ политика оценивается не только по позитивным чертам. Негативные черты тоже принимаются во внимание: жажда власти, слабость, вовлечение в ненужную войну, нестабильность, эгоизм, опрометчивость.

Итак, какими же качествами должен обладать современный политический лидер? Из всего выше перечисленного можно назвать следующие качества:

  • · способность квалифицированно аккумулировать и адекватно выражать в своей деятельности интересы широких масс.
  • · инновационность, то есть способность постоянно выдвигать
  • · новые идеи, или комбинировать и совершенствовать их. От политического лидера требуется не просто сбор и инвентаризация интересов масс, и потакание этим интересам, а именно их новаторское осмысление, развитие и коррекция. Инновационность, конструктивность мышления политика рельефнее всего проявляются в его политическом кредо, выраженном в программе, платформе. Все знаменитые политические лидеры вошли в историю, благодаря новшеству, оригинальности своих политических программ (Рузвельт, Кеннеди, Ленин и др.). Политическая программа лидера должна быть сильна мотивационно, она должна давать четкий ответ избирателю: какие преимущества, экономические, социальные и духовные блага обретает он лично, его семья, коллектив в случае успешного осуществления платформы лидера.
  • · политическая информированность лидера. Политическая информация описывает прежде всего состояние и ожидания различных социальных групп и институтов, по которым можно судить о тенденциях развития их взаимоотношений между собой, с государством и различными общественными институтами. Поэтому ни " мелкая ", дробная информация, характеризующая случайные факты жизни, ни " сверх -
  • · крупная ", валовая, описывающая общество в целом и по регионам, ни есть политическая информация. Политическая информация должна служить прежде всего тому, что бы не проглядеть стыки интересов социальных групп, регионов, наций и государств в целом.
  • · чувство политического времени.
  • · В прошлом веке у теоретиков политики весьма важной чертой лидера считалось его способность чувствовать политическое время. Выражалось это простой формулой: " Быть политиком - значит своевременно принимать меры ".

Так же одной из важнейших черт политического лидера в глазах избирателей является стремление жить заботами людей и воспринимать их как свои собственные. А одним из существенных недостатков - является стремление политика исключительно к личной выгоде. Вятр Е. Социология политических отношений./Е. Вярт. - М.: 1979. - с. 285.

Еще одна черта, которая воспринимается некоторыми аналитиками как недостаток, - отсутствие твердой линии и постоянные метания. Так, например, В. Кувалдин писал о Ельцине, что даже сторонники президента не могут точно определить его политические взгляды и общественные идеалы. «Ельцин за несколько лет выступал в стольких различных амплуа, что вопрос о его убеждениях отпал сам собой». С этой точкой зрения можно согласиться лишь отчасти, ведь одной из необходимых черт реальных (а не идеальных!) политиков является - гибкость, способность подстраиваться под изменения как политической реальности, так и требований потенциальных избирателей, это характерно для большинства политических лидеров, если они становятся негибкими, не способными изменяться и соответствовать новым требованиям и ожиданиям, то они просто выпадают из большой политики. Кувалдин В. Президентство в контексте российских реформ // Россия политическая. М., 1998. С. 32. Можно согласиться с точкой зрения Лапкина, что вопрос о том, какие же именно качества политиков приводят к успеху, скорее остается открытым.

Среди особенностей осуществления политического лидерства в современной России следует выделить:

  • 1) Отсутствие в России до последнего времени действительно общенационального лидера, имеющего широкое признание и способного выдвинуть программу, выражающую интересы большинства общества - это связано, прежде всего, с отсутствием в самом обществе осознанных общенациональных интересов, идеологии и системы ценностей. В результате подавляющее большинство современных российских политических лидеров выражают не интересы общества или определенной социальной группы, а собственной партии, фракции;
  • 2) Очевидное преобладание в российской политике лидеров харизматического либо смешанного традиционно - харизматического типа над лидерами легально - бюрократического типа. Причина этого явления - веками формировавшиеся в России авторитарно - монархические традиции и патриархальная психология, общий низкий уровень гражданской и правовой культуры, нехватка прагматизма (порождающая склонность многих россиян «голосовать сердцем»);
  • 3) Как следствие - ведущая роль в политике авторитарных, склонных к авантюризму деятелей популистского толка (В. Жириновский, Ю. Лужков). Для такого лидера характерны стремление продемонстрировать обществу свою силу («я - царь», «я - хозяин»), утвердить единоличную власть, склонность к непредсказуемым и рискованным действиям, раздача широких социальных обещаний без реальных возможностей их выполнить;
  • 4) Более чем существенный разрыв между образами политиков, формируемыми СМИ, и реальным характером и результатами их деятельности;
  • 5) Как следствие этого - наличие в российской политике большого числа «сказочных героев», т.е. деятелей, образ которых не подкрепляется реальными поступками и делами;
  • 6) Стремление многих российских политических лидеров выступать сразу в нескольких социальных ролях - например глава КПРФ Г. Зюганов - коммуниста, верного идеям Октября и принципам интернационализма, и одновременно - русского патриота - державника. Причиной этого «совмещения» ролей является желание ведущих политиков привлечь на свою сторону как можно большее число избирателей, и одновременно учет ими того обстоятельства, что в сознании многих россиян имеет место смешение элементов («компот») самых разных идеологий - социализма, великодержавного патриотизма, демократии, и т.п. В современной России отчетливо проявляются две главные тенденции, во многом изменяющие представления о лидерстве.

Эти тенденции -- институциализация и профессионализация лидерства. Чем политическое лидерство современной России отличается от политического лидерства в других странах [Электрон. ресурс] / Режим доступа: http://society.polbu.ru/russia_politmirror/ch74_all.html

  • · Институциализация лидерства сегодня проявляется, прежде всего в том, что процесс рекрутирования, подготовки, движения к власти, деятельность политических руководителей осуществляется в рамках определенных норм и организаций. Функции лидеров определены разделением власти на законодательную, исполнительную, судебную, ограничены конституциями и другими законодательными актами. Кроме того, лидеры отбираются и поддерживаются собственными политическими партиями, контролируются ими, а также оппозицией и общественностью. Все это значительно ограничивает их власть и возможности маневра, повышает влияние среды на принятие решений. Современные лидеры больше, чем прежде, подчинены решению обыденных, повседневных, созидательных задач.
  • · Профессионализация. Политика превратилась в “предприятие”, которому требуются навыки в борьбе за власть и знание ее методов, созданных современной многопартийной системой. В нынешних условиях усложнения общественной организации и взаимодействия государственных органов с партиями, широкой общественностью важнейшей функцией политических лидеров стало преобразование общественных ожиданий и проблем в политические решения.