Экономическое обеспечение обороноспособности страны и государства. Другие войска, воинские формирования и органы. §7. влияние конфликтов среди высших офицеров на обороноспособность крепости порт-артур

Степан Степанович Сулакшин - генеральный директор Центра научной политической мысли и идеологии, д.полит.н., д.физ.-мат.н., профессор

У военной науки предмет весьма чувствительный. У российской военной науки есть два состояния. Одно состояние - это получать комплементарные и удобные результаты об успехах для руководства. А второе состояние - это служить истине, находить ее и докладывать тому самому руководству, даже иногда ценой карьерных неудобств. Мой доклад делается со второй позиции.

Обороноспособность обычно вычисляется как соотношение сил и средств либо в угрожаемый период, либо в ходе военных действий между страной и страной-противником. Но это узкий подход, потому что для сложной социальной системы в противоборстве государств обороноспособность зависит от многих потенциалов страны в их совокупности: культуры, воспитания, науки, образования, социальных лифтов, кадровых рекрутингов, профессиональных институтов, промышленности. Измерить ее непросто, поэтому в наших исследованиях применяются некоторые особые способы работы с таким слабо формализуемым гуманитарным предметом.

ВИТАЛЬНАЯ МОДЕЛЬ СЛОЖНОЙ СОЦИАЛЬНОЙ СИСТЕМЫ

Обороноспособность - это секторальная часть безопасности страны. То, что написано в Законе «О безопасности» и в Стратегии национальной безопасности является неприемлемым.

Этот подход к категории безопасности неудачен: «безопасность - это защищенность интересов личности, общества и государства». Безопасность - это защищенность? И что пояснили? Что раскрыли? А защищенность - это безопасность? Это, так называемая, «закольцованная» дефиниция, которая не выводит на активный шлейф строительства самого института и состояния. Безопасность - это иное. Это «Способность субъекта безопасности обеспечить свою сохранность в условиях внешних и внутренних агрессивных разрушающих воздействий сегодня и всегда». А обороноспособность - это часть институциональной постановки вопроса о состояния страны как сложной социальной системы в области силовых возможностей. Так мы к этому подходим.

Как ее в итоге оценить? Я еще приведу количественные, в том числе прогнозные характеристики. Для этого мы применяем витальную модель, следуя идеям Челлена и своим собственным наработкам. Используем витальную модель сложной социальной системы.

Страна-государство представлена в странном, как кажется, виде. Но в ней есть обороноспособность - кулак. Есть мозги - центр принятия государственно-управленческих решений, там же и лица, принимающие решения. Есть система средовых датчиков, которые условно обозначены как сердце, духовно-ментальные состояния общества. Желудок - это материальное состояние общества. Там еще пониже есть некоторые состояния.

Видны линии обратной связи этих датчиков, то есть состояний общества, которые ведут к мозгам, вырабатывающим соответствующие решения на исполнение, в том числе и всиловом секторе: наука, политические институты, партии, избирательная система, кадровый рекрутинг, социальные лифты (отбор лучших, патриотичных, профессиональных, умных или, наоборот, ушлых, богатых, лоббистских и связанных семейными узами балбесов), парламентская деятельность, СМИ и так далее.

Поэтому методологически предлагаемый подход выглядит так. Состояние страны является результатом работы системы «власть + общество» так же, как и обороноспособность является результатом работы системы «власть + общество».

Общество в России - очень реактивный институт. Реактивный - то есть манипулируемый. На слайде показано, как падал рейтинг Президента до начала 2014 года, а потом «буква N» возникла - Олимпиада. Общество реагировало на количество медалей: сначала проигрывали, потом начали выигрывать. Ну, а дальше присоединение Крыма.

И мы понимаем, что эти рейтинги власти искусственные, как в русской пословице формула «От любви до ненависти может быть один шаг». Исследование корреляционной связи комплекса состояний общества с условным обозначением сердца - духовно-ментальной сферой сверху и материальной снизу - с рейтингом Президента - показывает странную вещь. Этой связи нет.

Население нищает. В 2015 году - плюс 3 миллиона жителей вплоть до 19 миллионов с доходами ниже прожиточного минимума. Население вымирает, падает уровень жизни, а рейтинг растет. Но это лишь верхушка айсберга.

Изучение этой сложной системы показывает, что в России обратные связи «общество - власть» (рейтинг - это всего лишь одна из иллюстраций) не работают. В России датчики не работают. К чему это приводит в части обороноспособности, мы увидим ниже.

Очень хорошо видно, как абсолютно не связаны материальный уровень жизни в стране и рейтинг Президента.

НЕ ВКУСОВАЯ ОЦЕНКА

Я дам лишь одну иллюстрацию. Не буду говорить о науке очень много. Это отдельная тема. Погром Российской академии наук. Погром вузовской науки через сокращение финансирования, через, прости Господи, ФАНО и интересы приватизации имущественного комплекса вместо развития науки, управления ею.

Где цели развития страны? В каких стратегических документах мы можем прочитать за подписью Президента, куда вообще идет страна? Под что настраивается экономика, образование, наука?

Вы знаете, я сегодня удивился. В этом зале никто не встал и не затопал ногами важного представителя из Госдумы. О чем товарищ депутат говорил? О частных военных компаниях.

Эксклюзивная функция государства - оборона, право на вооруженное насилие - перемещается в частную военную компанию. Там частник, там хозяин. Он будет делать целеуказание. Нам что, опыт Востока Украины с «Айдарами», «Азовами» и частными батальонами Коломойского ни о чем не говорит? Мы хотим, чтобы у нас появились батальоны Абрамовича и Ротенберга? «Они» уже готовят этот закон. Мы сейчас увидим, что все это называется «либеральной, космополитической моделью устройства страны», не совместимой с жизнеспособностью и успешностью государства. И это не вкусовая оценка.

Партия как линия обратной связи, институт кадрового рекрутинга, институт артикуляции проблем народа и регионов, институт принятия государственно-управленческих решений - это чистая бутафория. Единая Россия - это номенклатурный, административный придаток. Это не партия.

Несколько феноменологических слайдов эту научную истину доказывают. Российские, так называемые, партии выполняют свои основные классические шесть функций на двойку в пятибалльной системе.

Нужда в диалоге, диспуте, дискурсе оценивается на уровне 84%. Вы где-нибудь оппозицию видели? Ее реальные, профессиональные, конструктивные предложения вместо либеральных выморочных затей строить постиндустриальную экономику? Вот цитата из Стратегии-2020 , подписанной Премьер-Министром: «Мы строим постиндустриальную экономику». Переводим на русский язык. Постиндустриальная экономика - это то, что остается после экономики, в которой была промышленность. Поэтому когда мы здесь слышим бравурные рассказы об успехах, а потом встает адмирал и рисует реальную картину с судостроением… А добавить еще реальную картину в авиастроением… Где Туполев, Яковлев?

Мы с вами технари. Мы понимаем, что если средовые датчики не срабатывают, не посылают сигналы к мозгам, то с мозгами, как центром принятия решений, с качеством управляющего центра что-то обязательно должно произойти.

Что происходит в нашей стране? Происходит монополизация механизма принятия государственно-управленческих решений. Система сдержек и противовесов независимых ветвей власти уничтожена. Управление идет из одного кабинета.

Уничтожены принципы федералистского управления. Проблема «центр - регионы» страну все более разбалансирует.

Разбалансирована и система избирательная. Я не погрешу особенно, если скажу, что выборы в Государственную Думу 2016 года уже состоялись, как и выборы 2018 года почти не вызывают сомнений.

Монополия и отказ от адекватного представления о состоянии объекта управления обязательно снизит качество управления.

РЕКОРДНО АНТИРЕКОРДНО

Мы построили специальную модель, чтобы объективно, а не вкусовым образом, сопоставить профессиональность или качество управления на высшем уровне государства для нескольких государств.

Речь идет о президентских позициях для нескольких стран. Эта модель основана на мотивационно-профессиональной реконструкции.
Синяя восходящая слева направо диагональ характеризует паттерн максимального профессионала. Если кого-то интересуют детали, то на сайте эта модель описана детально.

Обратная диагональ характеризует минимальный уровень профессионализма в высшем звене управления страны.

Характеристики для России показывают, что с уровнем профессиональности, то есть адекватности, точности, эффективности и результативности по заявленным целям в высшем звене в нашей стране не все благополучно.

Итак, Лукашенко - Меркель - Обама - Назарбаев - Порошенко - Путин. Вот такой получен результат. Самому страшно. Качество государственного управления, профессионального государственного управления в высшем звене в России рекордно антирекордно.
Ну и какой при таком качестве управления может быть результат развития страны?

Слева вверху мы видим оценку качества управления после развала Советского Союза. Надежды с первым сроком Путина (возрастание маленького горбика на слайде) на сегодня исчезают.

Слева внизу показаны результаты расчета, так называемого, коэффициента жизнеспособности страны. В 1917 году он в ноль обратился. В 1991 году - в ноль обратился. Куда в нынешней точке бифуркации направлен выбор?

Справа вверху - индекс успешности. Учитывались 193 статистических показателя развития нашей страны. Выше горизонтали - это успешное развитие страны. Ниже - неуспешное развитие страны - период 2000–2015 годов.

Черная кривая показывает, куда движется наша страна. Это не пропагандистский звон, в котором можно манипулировать рейтингами, но нельзя манипулировать потенциалами страны и той самой обороноспособностью, которая является совершенно реальной вещью. Это уж мне не военным объяснять, где она и как проверяется.

Здесь показаны состояние и прогнозы до 2015 года нескольких важнейших характеристик нашей страны. Четвертая и пятая кривая - это всего лишь динамика бюджетных назначений. Четвертая - на оборону. Пятая - на безопасность. Это просто факт.

Первая кривая - коэффициент международной изоляции страны. Присоединение Крыма привело к резкому скачку изоляции, то есть внешних угроз, которые с флуктуациями, но будут нарастать до рубежа 2018–2020 годов.

В этой связи безопасность - серая кривая - будет падать, несмотря на то, что обещанная обороноспособность меняет сложным образом свое поведение, в частности реагирует на подброс бюджетного финансирования.

Экономика реально разваливается, экономика реально нефтяная и зависимая, никуда мы с иглы не слезли. Дело в том, что просто упали нефтяные доходы, но доходы в собственном механизме воспроизводства не выросли, потому что инвестиции упали, а промышленность изношена. Это иллюзорное состояние, что мы слезли с иглы. Обороноспособность будет падать. И здесь я обращу внимание на резкий переходный период, прогнозируемый на рубеже 2019–2010 годов. Он овалом обведен. А затем более или менее оптимистический прогноз на приемлемый уровень обороноспособности и безопасности. Почему? Что это за прогнозы? Что за вариативность развития?

ИНОЕ ВОЗМОЖНО


Мы ответственно констатируем, что либеральная модель страны пронизывает всю политику государства. К сожалению, Президент Путин руководит именно этой моделью, он от нее не собирается отказываться. Но она неприемлема для страны. Она не совместима с жизнеспособностью страны. Значит, вопрос состоит в том, перейдет ли страна на постлиберальное состояние иного устроения?
А иное может быть. Мы знаем по опыту Советского Союза. Не говоря сейчас о недостатках, иное устроение возможно. Иначе нежизнеспособная модель приведет страну к геополитическому «распаду».

Верифицировались восемь сценариев перехода. Что такое «верифицировались»? Вычислялись вероятности сложного события. Для каждого сценария их тоже восемь. Взвешивались вероятности тех или иных факторов.

Вот они - восемь сценариев:

1) под управлением Путина страна оздоравливается - цезарианская модель;

2) геополитический «распад»;

3) оранжевая революция;

4) революция, оздоравливающая и социализирующая страну;

5) фашизация страны;

6) электоральное преобразование;

7) дворцовый переворот;

8) ничего не меняется - консервативная модель.

Гипотетически, они вполне вероятны.

Вот результат прогнозирования.

Что мы видим? Надеяться на поворот страны под предводительством Путина не приходится. Эта вероятность падает до нуля.
Самую высокую вероятность имеет консервативный выбор. Собственно Президент Путин примерно так и говорит- ошибок не делали. Все делаем правильно. Никого менять не будем. Ничего менять не будем. Что и происходит.

Вероятность геополитического «распада» растет.

Вероятность дворцового переворота падает.

Обратите внимание на красный овал. Там возникает зона резкой нестационарности. Это рубеж 2019–2010 годов. Мы видим, что вероятность консервативной модели резко снижается, вероятность дворцового переворота и оздоравливающей революции резко возрастает, так же, как ведут себя согласованно и другие вероятности.

Вывод из этого прогноза. Если человека гложет смертельно опасная болезнь, то он обязательно умрет, если не начнет лечиться или чего-нибудь не отрежет у себя нехорошее. Нежизнеспособная модель государственного устроения ответственна за деградацию страны. И назовите хоть одну жизненно важную сферу бытия страны, где не происходит деградации!

Есть политика. Есть индексы геополитического положения страны в мире. И они не на Russia Today, конечно, должны нами изучаться. Есть опросы, отношение международных политических институтов, вооруженных организаций, народов соответствующих стран, из которых следует, что наше геополитическое положение в стране деградирует, как бы это ни было нам грустно.

Доверять или не доверять этим прогнозам? Если они реализуются в прошлом и настоящем, то вероятно нужно доверять и относительно будущего. Вот прогноз, так называемая, политическая температура. Это почти физическая характеристика социальной протестной энергетики российского общества. Прогноз таков, что на рубеже 2019–2020 годов условная температура будет около 750 градусов. Это уровень революции по ретроспективному анализу для нашей страны. А крупные точки - это мониторинг, который мы проводим уже много лет на собственной выборке в России. И черная стрелка показывает, что мы туда уже пошли.

Вот как выглядит деформация, так называемого, политического спектра страны. По горизонтали -политические частоты. Это аналог спектра Фурье. Политические частоты, отношение к власти будут определять динамику политического процесса в стране.

Слева - абсолютно поддерживаем власть. Справа - абсолютно не поддерживаем. Мы видим в декабрьском отчете - спектр пошел направо.

Спектр пошел в сторону протеста. Мы это квалифицируем как реакцию все-таки более или менее здорового тысячелетнего исторического российского организма, российского народа. Он начинает прозревать, что ли. «Белые кровяные шарики» в социальной «иммунной системе» начинают срабатывать и отторгать либеральную космополитическую модель, которая деформирует страну и ответственна за тот крах, к которому страна идет.

Ну и что делать? Что возможно? Что наука на этот счет может ответить? Это уже проектная, социально инжиниринговая часть. Она абсолютно в рамках закона, в рамках действующей Конституции.

Нужно менять устроение страны. Нужно иначе построить систему Центрального Банка России. Все ли понимают, что сейчас это что-то вроде коммерческого киоска на привокзальной площади?

Центральный Банк России принимает свои решения, независимо от всех других органов государственной власти: независимо от Минобороны, независимо от Минсоцтруда, независимо от Минобразования, независимо от Минэкономразвития. Что это значит? Это значит, что он никаким образом не берет в расчет проблемы из перечисленных секторов. Что финансовая система страны привязана к валютной выручке, спекуляциям США и ФРС на валютной бирже при определении свободно плавающего курса рубля. Это не свободно плавающий курс рубля, а плавающий по указанию американцев. Это десуверенизующий корень экономики, обороноспособности и финансов страны.

Мы понимаем, почему в Китае прирост ВВП составляет 8%. Там денег - суверенных юаней - больше, чем ВВП в два раза. А в России рублей в 2,5 раза меньше ВВП. Где доступный и согласованный с рентабельностью кредит на выполнение гособоронного заказа? Кто придумал безумную девальвацию, которая в том числе зарубежную комплектацию для гособоронзаказа вывела из всех смет и ударила по населению? Приватизация, так называемая вторая волна приватизации. А что означает приватизация РЖД? Мобильные ядерные-ракетные железнодорожные комплексы пойдут в частные руки? По частным веткам будут ездить, что ли?

Устроение может быть другим. Для этого должна стать и другой Конституция. Эти разработки выполнены. Они выполнены профессионально и системно.

Высшими ценностями государства в сегодняшней Конституции являются права и свободы. Все - точка. А Родина где? Где священный долг защиты Отечества? Пошли служить в батальоны имени Абрамовича? Он там больше заплатит! А если что, то и на Москву повернем за большую зарплату…

Почему сейчас наши граждане сбегают в ИГИЛ? Почему они из Ингушетии и Чечни туда бегут? Да потому что они нищие, они денег не получают. А там им 1,5 тысячи баксов платят. А почему они денег не получают? Потому что Центральный Банк России вывел до 100 триллионов рублей из экономики России, а Президент Путин говорит: «Правильно действует Центральный Банк России». Президент противоречив. С одной стороны, он говорит: « Национал-предатели! Пятая колонна!». Помните, весной 2014 года? А с другой стороны, под его руководством делается то, что делается.

ХВАТИТ ДУРАКА ВАЛЯТЬ!


В заключение. Теоретическая база альтернативного устроения страны уже есть. Ее надо обсуждать. Ее надо дискутировать. И не так как нам сейчас говорят на коллегии ФСБ: «Что это такое? Раскол общества тут предполагают!». Конечно, раскол: он за, а я против. Дискуссия нужна. Дискурс нужен. Сопоставление альтернативных моделей развития и устроения страны.

Эта база разработана. Проект Конституции, проект доктрин, в том числе и доктрины безопасности страны разработаны. Это значит, что нам нужно собираться, и не ради 3-х кресел в Госдуме, с которых даже пискнуть не дадут, потому что из кабинета Володина всем по телефону управляют. Это значит нужно собираться вместе умным, профессиональным, патриотичным, несгибаемым, непокупаемым людям. Такие есть? Портрет узнаете? Есть такие в стране. Надо собираться! Надо строить ПНТ - партию нового типа. Хватит дурака валять!


Если говорить о том, насколько это всерьез и профессионально, то посмотрите только на одно из проблемно-управленческих деревьев - дерево переустроения экономического устройства страны. Внизу 33 треугольничка - 33 самостоятельных государственных экономических политик: от ДКП до внешнеэкономической, ценовой и долговой политики. Дорожные карты, сетевые графики, как переустроить страну, чтобы не ввергнуть ее в развал как на Украине, чтобы контролировать процессы. Лучше всего, чтобы этим, конечно, занималась сама власть, приняв эту идеологию. Ну, для этого она хотя бы услышать об этом должна! Эти разработки есть.

Вот сетевой график, как преобразовать экономическое устройство страны.

В общем, как видно из изложенного, обороноспособность страны будет иной, надежной, навсегда - тогда, когда само устроение страны тоже станет иным. Когда Россия стряхнет с себя либеральную космополитическую модель.

ЕЩЁ ПО ТЕМЕ

уровень подготовленности экономики, населения военной организации государства к отражению внешней агрессии, защите территориальной целостности и независимости государства. О.г. зависит от: характера и масштабов реальных и потенциальных военных угроз, включённости страны в международное сотрудничество в целях коллективной безопасности и совместной обороны; военного потенциала, материальных и духовных возможностей страны, её экономики, научно-технического развития и наличия людских ресурсов; социального и межнационального единства общества и морально-психологической готовности населения к защите отечества; способности политического и военного руководства эффективно использовать имеющиеся возможности. Основу О.г. составляет боевой потенциал ВС и др. силовых структур, их способность предупредить вооруженное нападение на страну, а в случае агрессии - отразить её и нанести агрессору поражение. Он, в свою очередь, определяется количеством и качеством войск (сил), уровнем их профессиональной подготовки и боевой готовности.


EdwART. Словарь терминов МЧС , 2010

Смотреть что такое "Обороноспособность государства" в других словарях:

    ОБОРОНОСПОСОБНОСТЬ ГОСУДАРСТВА - совокупность материальных и духовных сил и ресурсов, военных и невоенных средств государства, которые оно способно мобилизовать для обеспечения надежной обороны … Юридическая энциклопедия

    ОБОРОНОСПОСОБНОСТЬ ГОСУДАРСТВА - степень подготовленности государства к защите от агрессии. Складывается из материальных и духовных элементов, выражающих военные, экономические, научные, социальные и морально психологические возможности государства и народа. На… … Война и мир в терминах и определениях

    Обороноспособность государства - степень подготовленности государства к защите от агрессии. Складывается из материальных и духовных сил, которые оно может мобилизовать для достижения целей войны; в решающей степени зависит от способа производства. На О. г. оказывают влияние… … Словарь военных терминов

    обороноспособность - см. обороноспособный; и; ж. Готовность к обороне. Обороноспосо/бность государства … Словарь многих выражений

    Образование Русского централизованного государства и его внутренняя политика - Значение образования Русского централизованного государства К 80 м годам XV в. основное ядро русских земель было объединено в составе единого государства, центром которого явилась Москва. Формально сохранял свою независимость Псков, нуждавшийся,… …

    ПРЕСТУПЛЕНИЯ ПРОТИВ ОСНОВ КОНСТИТУЦИОННОГО СТРОЯ И БЕЗОПАСНОСТИ ГОСУДАРСТВА - институт Особенной части российского уголовного права, предусмотренный гл. 29 УК РФ. Данный институт относится к субинституту Преступления против государственной власти. Видовым объектом данного правового института являются основы… … Словарь-справочник уголовного права

    Аттика в VIII-VI вв. до н. э. Образование Афинского государства - Аттика древнейшего времени По сравнению с Лаконикой каменистая Аттика была значительно менее плодородна. Заниматься успешно земледелием можно было лишь в небольших и немногочисленных долинах. В дальнейшем, когда в Аттику, начиная с VI в. до н. э … Всемирная история. Энциклопедия

    - (КПСС) основанная В. И. Лениным на рубеже 19 20 вв. революционная партия российского пролетариата; оставаясь партией рабочего класса, КПСС в результате победы социализма в СССР и укрепления социального и идейно политического единства… … Большая советская энциклопедия

    Наука о войне, в частности наука полководца. Она изучает войну с двух главнейших точек зрения: 1) как явление в жизни человеческих обществ и 2) с точки зрения специально военной, т. е. употребления силы для одержания победы над врагом. Изучение… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

    Эту статью следует викифицировать. Пожалуйста, оформите её согласно правилам оформления статей. Лагерь национального объединения (польск. Obóz Zjednoczenia Narodowego) … Википедия

Книги

  • История российской внешней разведки. В 6-ти томах. Том 3. 1933-1941 годы , Ермаков Н. А., Ицков А. Н., Голубев С. М., Байдаков А. И.. Третий том знакомит читателей с работой "легальных" и нелегальных резидентур, крупными операциями и судьбами выдающихся разведчиков в 1933-1941 годах. Деятельность СВР в этот период…
  • Военная риторика Второй мировой. Речевое воспитание войск в межвоенный период и в годы войны , Зверев С.. В предлагаемом вниманию читателя издании на фундаменте изучения военной риторики периода 20-40-х гг. XX в. исследуются особенности развития общественной речи в странах с различными типами…

ОБОРОНОСПОСОБНОСТЬ ГОСУДАРСТВА , степень подготовленности государства к защите от агрессии . О. г. зависит от достигнутого уровня развития его материальных и духовных возможностей.

В современную эпоху понятие «О. г. » наиболее полно применимо к странам социализма, а также к несоциалис-тич. гос-вам, к-рые проводят миролюбивую политику и выступают против империалистич. агрессии. Непосредственно О. г. выражается в количестве и качестве вооруж. сил и мобилизационных возможностях страны. Поддержание О. г. на должном уровне является одним из направлений его деятельности в обстановке возможной агрессии со стороны др. гос-в. Для социалистич. стран обеспечение обороноспособности является частью общих задач строительства нового общества. Коммунистич. партия Сов. Союза исходит из того, что нельзя строить социализм, не повышая обороноспособность страны, и, наоборот, без социалистич. преобразования страны нельзя создать её надёжную оборону.

Правильность курса партии на всемерное укрепление обороноспособности убедительно подтвердила Великая Отечеств, война Сов. Союза против фаш. Германии 1941-45. В послевоен. время КПСС и Сов. пр-во решают вопросы укрепления обороноспособности страны, исходя из новой историч. обстановки и соотношения сил на междунар. арене.

Они опираются при этом на достигнутый уровень эко-номич. и социально-политич. развития СССР, учитывают достижения в развитии др. стран социалистич. содружества, а также особенности возможной войны, появление новых средств борьбы. Партия и народ видят свой долг в том, чтобы поддерживать высокую бдительность в отношении происков агрессоров, проявлять неустанную заботу об укреплении оборонной мощи страны. О. г. складывается из материальных и духовных элементов и является совокупностью потенциала военного, потенциала экономического, потенциала морально-политического, потенциала научного. Она находится в прямой зависимости от способа производства, уровня экономич., социально-политич. и культурного развития страны.

Производит, силы и производств, отношения обусловливают материальные и духовные возможности, необходимые для успешного решения воен . задач. Производит, силы создают всю совокупность техн. средств, обеспечивающих определённый уровень боевой мощи и оснащённости войск, выпуск необходимого кол-ва воен. техники и оружия, боеприпасов, снаряжения, продовольствия и т. п. Производств, отношения решающим образом влияют на использование материальных ресурсов страны (коалиции) в интересах отражения агрессии, победоносного ведения справедливой войны, оказывают определ. воздействие на качество «людского материала» - солдат и офицеров (см. Способ производства). Чем выше экономические возможности гос-ва, экономический потенциал, тем выше обороноспособность страны.

Реализация материальных и духовных возможностей в интересах укрепления О . г. зависит от социальной структуры и политич. организации общества, уровня и образа жизни нар. масс, политики правящих партий, господствующей идеологии. О. г. в значит, степени зависит от уровня развития науки, роль к-рой в условиях совр. научно-техн. революции возрастает. Обществ., естеств. и техн. науки оказывают воздействие на все стороны воен. дела, на укрепление и развитие вооруж. сил. В условиях социалистич. общества обществ, науки обеспечивают формирование у воинов науч. мировоззрения, помогают воспитывать у них высокие политич. и морально-боевые качества.

Они служат идейно-теоретич . основой развития воен. дела, позволяют обеспечивать превосходство социалистич. воен. иск-ва над бурж. воен. иск-вом. Естеств. и техн. науки способствуют развитию совр. отраслей пром-сти: приборостроения, спец. металлургии, атомного, электронного, ракетного и др. видов произ-ва, создают необходимые материальные предпосылки для успешного решения военно-техн. задач, оснащения социалистич. армий совр. средствами борьбы. Непосредственным показателем О. г. являются вооруж. силы.

Их способность обеспечить интересы гос-ва определяется кол-вом и качеством войск (сил), уровнем их боевой готовности и боеспособности, техн . оснащения, морально-политич. и психология, подготовки. Высокий уровень обороноспособности Сов. Союза и др. стран социалистич. содружества определяется руководящей ролью их комму-нистич. и рабочих партий, к-рые обеспечивают заблаговременную всестороннюю подготовку стран и народов к отражению военного нападения и непрерывное совершенствование вооруж. сил. Обороноспособность несоциалистических миролюбивых гос-в также складывается из их материальных и духовных возможностей.

Её уровень зависит от степени развития производит, сил и характера производств, отношений в этих странах, достижений науки, морально-политич . возможностей и т. п. Использование их оборонных возможностей зависит от внутр. и внешней политики гос-ва, отношения к ней нар. масс.

Литература:
Маркс К. Гражданская война в Соединенных Штатах. - Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Изд. 2-е.

Т. 15; Энгельс Ф. Анти-Дюринг. - Там же. Т. 20, с. 162-190; Л е н и н В. И. Падение Порт-Артура. - Поли. собр. соч. Изд. 5-е.

Т . 9; ЛенинВ. И. О лозунге Соединенных Штатов Европы. - Там же. Т. 26; Ленин В. И. Грозящая катастрофа и как с ней бороться. - Там же. Т. 34; Ленин В. И. Доклад Центрального Комитета. 29 марта. (IX съезд РКП(б) 29 марта- 5 апр. 1920 г.). - Там же.

Т. 40, с. 247-248; Ленин В. И. О внутренней и внешней политике Республики. Отчет ВЦИК и СНК. 23 дек. (IX Всерос. съезд Советов 23-28 дек. 1921 г.). - Там же.

Т. 44, с. 296-297, 300; Программа КПСС. М., 1977, с. 110-112; Конституция (Основной Закон) СССР. М., 1977; Брежнев Л. И. Отчет ЦК КПСС и очередные задачи партии в области внутренней и внешней политики.

уровень подготовленности экономики, населения военной организации государства к отражению внешней агрессии, защите территориальной целостности и независимости государства. О.г. зависит от: характера и масштабов реальных и потенциальных военных угроз, включённости страны в международное сотрудничество в целях коллективной безопасности и совместной обороны; военного потенциала, материальных и духовных возможностей страны, её экономики, научно-технического развития и наличия людских ресурсов; социального и межнационального единства общества и морально-психологической готовности населения к защите отечества; способности политического и военного руководства эффективно использовать имеющиеся возможности. Основу О.г. составляет боевой потенциал ВС и др. силовых структур, их способность предупредить вооруженное нападение на страну, а в случае агрессии - отразить её и нанести агрессору поражение. Он, в свою очередь, определяется количеством и качеством войск (сил), уровнем их профессиональной подготовки и боевой готовности.


  • - уровень подготовленности экономики, населения военной организации государства к отражению внешней агрессии, защите территориальной целостности и независимости государства...

    Словарь терминов черезвычайных ситуаций

  • - высшее должностное лицо, считающееся верховным представителем государства и, как правило, носителем исполнительной власти...

    Словарь юридических терминов

  • - высшее должностное лицо, считающееся носителем ис-полнительной власти и верховным представителем государства в сфере внешних сношений...

    Финансовый словарь

  • - особый порядок реализации товаров, изъятых таможенными органами...

    Большой юридический словарь

  • - то же, что и официальные символы государства. дающие представление о природе государства и тех ценностях, которых оно придерживается...
  • - предусматриваемое в некоторых федеративных государствах право выхода субъекта федерации из данного государства, т. е. отделения от него...

    Энциклопедический словарь конституционного права

  • - этим именем называются два самостоятельных государства в Гималаях, между Британской Индией и Тибетом: Непал, или Нипал, и Бутан...

    Энциклопедический словарь Брокгауза и Евфрона

  • - Р., Д., Пр....

    Орфографический словарь русского языка

  • - обороноспосо/бность,...

    Слитно. Раздельно. Через дефис. Словарь-справочник

  • - ОБОРОНОСПОСО́БНЫЙ, -ая, -ое; -бен, -бна. Способный, подготовленный к обороне, к отражению нападения противника...

    Толковый словарь Ожегова

  • - ОБОРОНОСПОСО́БНОСТЬ, обороноспособности, мн. нет, жен. Готовность к обороне, обладание всеми необходимыми для обороны средствами. Неустанно повышать и укреплять обороноспособность страны...

    Толковый словарь Ушакова

  • - обороноспосо́бность ж. Обладание всеми необходимыми для обороны средствами; готовность к обороне...

    Толковый словарь Ефремовой

  • - ...

    Орфографический словарь-справочник

  • - обороноспос"...

    Русский орфографический словарь

  • - ...

    Формы слова

  • - ...

    Словарь синонимов

"Обороноспособность государства" в книгах

17. Сущность бюджета государства в рыночной экономике, его роль, место и функции в фин. - кредит. системе. Бюджетный кодекс государства. Бюджетное устройство государства и его принципы

Из книги Финансы и кредит автора Шевчук Денис Александрович

17. Сущность бюджета государства в рыночной экономике, его роль, место и функции в фин. - кредит. системе. Бюджетный кодекс государства. Бюджетное устройство государства и его принципы Необходимо отметить, что важнейшей задачей любого государства является экономическое

Глава 15. Роль государства в помощи людям в их стремлении к счастью (Что мы имеем право ожидать от других и от государства)

Из книги Аристотель для всех. Сложные философские идеи простыми словами автора Адлер Мортимер

Глава 15. Роль государства в помощи людям в их стремлении к счастью (Что мы имеем право ожидать от других и от государства) Хорошее государство, способствующее к стремлению к счастью своих граждан.Политика, книга I, глава 2; книга II, глава 6; книга III, главы 9, 10; книга VII, главы

§ 3. Зарождение классов и государства. Первые протогосударства и государства. Переход к производящему земледельческому хозяйству в лесной зоне

Из книги История России с древнейших времен до конца XVII века автора Милов Леонид Васильевич

§ 3. Зарождение классов и государства. Первые протогосударства и государства. Переход к производящему земледельческому хозяйству в лесной зоне Греческие города-государства Северного Причерноморья. С VIII в. до н. э. в письменных источниках появляются сведения о племенах,

1. Каковы были государства Ближнего и Среднего Востока (Древний Египет, государства Двуречья, Ассирия, Финикия)?

Из книги Всеобщая история в вопросах и ответах автора Ткаченко Ирина Валерьевна

1. Каковы были государства Ближнего и Среднего Востока (Древний Египет, государства Двуречья, Ассирия, Финикия)? Ближний Восток и Средний Восток включают несколько географических областей: «плодородный полумесяц» – колыбель цивилизации – начинается на западе, в богатых

§ 15. На базе победоносного социалистического строительства неизмеримо выросли обороноспособность СССР и боевая мощь Красной армии

Из книги История Гражданской войны автора Рабинович С

§ 15. На базе победоносного социалистического строительства неизмеримо выросли обороноспособность СССР и боевая мощь Красной армии В такой напряженной обстановке партия, преодолевая сопротивление как правых, так и «левых» оппортунистов, мобилизуя активность и

2. Возникновение государства у восточных славян. Образование Древнерусского государства. Теории происхождения Древнерусского государства

Из книги История государства и права России автора Пашкевич Дмитрий

2. Возникновение государства у восточных славян. Образование Древнерусского государства. Теории происхождения Древнерусского государства Сведения о прославянах (предках славян) упоминаются в археологических источниках на протяжении двух тысячелетий. Со временем они

Глава 2. Теории происхождения государства и права. Типология государства

автора Дмитриев Юрий Альбертович

Глава 2. Теории происхождения государства и права. Типология государства Существует множество теорий происхождения государства. Они возникали в разные периоды исторического развития у разных народов, и их изучение дает ключ к пониманию закономерностей зарождения и

§ 7.1. Механизм государства. Отождествление механизма государства с аппаратом государственной власти

Из книги Проблемы теории государства и права: Учебник. автора Дмитриев Юрий Альбертович

§ 7.1. Механизм государства. Отождествление механизма государства с аппаратом государственной власти В предыдущих главах государство рассматривалось как некая абстрактная категория, имеющая различные формы, выполняющая разнообразные функции, прямо не касающиеся

Понятие функций государства и их классификация. Взаимодействие государства и экономики

Из книги Правоведение автора Мардалиев Р. Т.

Понятие функций государства и их классификация. Взаимодействие государства и экономики Функции государства – это особый механизм государственного воздействия на общественные отношения и процессы. Он охватывает основные направления деятельности государства по

3. Возникновение государства. Форма государства, основные формы правления

Из книги Правоведение автора Шалагина Марина Александровна

3. Возникновение государства. Форма государства, основные формы правления Возникновение государства связано с комплексом экономических, географических, религиозных и иных факторов.Основными причинами возникновения государства являются:1) переход от «присваивающей»

Является ли наличие государственного аппарата признаком государства? Какие еще есть общие признаки государства?

Из книги Бюрократия. Теоретические концепции: учебное пособие автора Кабашов Сергей Юрьевич

Является ли наличие государственного аппарата признаком государства? Какие еще есть общие признаки государства? Возникнув на определенной ступени развития первобытного общества в результате изменений в его экономике и социальной структуре, государство не оставалось

Репрессии и обороноспособность СССР

Из книги Энциклопедия заблуждений. Война автора Темиров Юрий Тешабаевич

Репрессии и обороноспособность СССР «Забота о повышении обороноспособности страны была составной частью социалистического строительства в СССР. Однако накануне войны внимание к ней возросло в связи с растущей угрозой нападения империалистов на Советский Союз.

§7. ВЛИЯНИЕ КОНФЛИКТОВ СРЕДИ ВЫСШИХ ОФИЦЕРОВ НА ОБОРОНОСПОСОБНОСТЬ КРЕПОСТИ ПОРТ-АРТУР

Из книги автора

§7. ВЛИЯНИЕ КОНФЛИКТОВ СРЕДИ ВЫСШИХ ОФИЦЕРОВ НА ОБОРОНОСПОСОБНОСТЬ КРЕПОСТИ ПОРТ-АРТУР Большинство мемуаристов считало разногласия и конфликты между Артурскими начальниками негативным фактором, серьезно ослаблявшим шансы гарнизона успешно дождаться выручки:

Действия в отношении территории государства, руководителей государства и суда

Из книги Как США пожирают другие страны мира. Стратегия анаконды автора Матанцев-Воинов Александр Николаевич

Действия в отношении территории государства, руководителей государства и суда 44. Создание видимости демократизации страны с целью её ослабления. Поддержка президента-куклы, ослепленного волной демократизации и перестройки, и исполняющего основные предложения США,

VI Верховная власть как основа государства. - Правительство и подданные. - Различение нации, государства и верховной власти

Из книги Руководящие идеи русской жизни автора Тихомиров Лев

VI Верховная власть как основа государства. - Правительство и подданные. - Различение нации, государства и верховной власти Для того чтобы не потеряться в анализе государственнообязательных отношений, необходимо, однако, точно определить, что такое государство.Всякий

готовность государства к защите своего суверенитета, территориальной целостности и независимости страны от вооруженного нападения. О. г. относится к основополагающим условиям безопасности национальной. Ее обеспечение является одной из важнейших функций органов государственной власти и управления. Во многих странах поощряется создание гражданами организаций и общественных объединений, содействующих укреплению обороны. О. г. поддерживается системой политических, экономических, военных, социальных, правовых и иных мер по военному строительству, созданию и укреплению военной мощи государства, подготовке вооруженных сил, населения, территории и коммуникаций страны к эффективным действиям по отражению агрессии в порядке реализации предусмотренного Уставом ООН права на индивидуальную и коллективную самооборону. Соответствующая деятельность государств регламентируется национальным законодательством, а также международными договорами и соглашениями. Она включает в себя: прогнозирование и оценку военной опасности и военной угрозы; разработку основных направлений военной политики, военно-доктринальных установок государства, правовое регулирование в области обороны; строительство, подготовку и поддержание в необходимой готовности вооруженных сил, а также планирование их применения; развитие науки в интересах обороны; разработку и производство систем управления войсками, вооружения и военной техники; мобилизационную подготовку органов государственной власти, народного хозяйства и населения; создание запасов материальных ресурсов в государственных и мобилизационных резервах; планирование и осуществление мероприятий по гражданской и территориальной обороне; оперативное оборудование территории страны в целях обороны; финансирование расходов на оборону, др. мероприятия. Уровень О. г. зависит от: характера и масштабов существующих и потенциальных военных угроз, включенности страны в международное сотрудничество в целях коллективной безопасности и совместной обороны; материальных и духовных возможностей страны, ее экономического, научно-технического развития и наличия людских ресурсов; социального и межнационального единства общества и морально-психологического отношения населения к защите Отечества, военным усилиямгосударства; способности политического и военного руководства рационально и эффективно использовать имеющиеся возможности. Основу О. г. составляют вооруженные силы. Их способность предупредить вооруженное нападение на страну, а в случае агрессии - отразить ее и нанести агрессору поражение определяется количеством и качеством войск (сил), их морально-психологическим состоянием и уровнем боевой готовности. Док.: Об обороне. Федеральный закон от 31.5. 1996 № 61-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. 1996. № 23. Ст. 2750 (Изм. от 30.12.1999).

Отличное определение

Неполное определение ↓

ОБОРОНОСПОСОБНОСТЬ ГОСУДАРСТВА

степень подготовленности государства к защите от агрессии. Складывается из материальных и духовных элементов, выражающих военные, экономические, научные, социальные и морально-психологические возможности государства и народа.

На обороноспособность государства влияет характер его военной политики, уровень развития и подготовки ВС, состояние инфраструктуры территории государства как возможных театров военных действий, силы и средства гражданской обороны, эффективность мер по обеспечению живучести экономики. Обороноспособность государства определяется его мобилизационными возможностями, составом и боевыми возможностями ВС, количеством и качеством вооружений, морально-духовным настроем народа.

В ХХI веке все большее значение для обороноспособности приобретает способность военно-политического руководства государства предотвратить вооруженное нападение за счет использования всех факторов, включая угрозу возмездия, а если война все же начнется – в способности отразить агрессию, защитить население, территорию, экономику и отстоять суверенитет государства.

К числу основных мероприятий по обеспечению обороноспособности государства относятся:

Прогнозирование военно-политической ситуации и оценка военных угроз;

Разработка военной политики, концепции военного (оборонного) строительства и развития ВС, военной доктрины;

Рациональное строительство и развитие ВС, организация их всесторонней подготовки и поддержание в необходимой готовности;

Заблаговременное планирование применения ВС с учетом различных вариантов (сценариев) начала и ведения войны;

Развитие военной науки и ускоренное внедрение ее достижений;

Управление развитием материального оснащения ВС, прежде всего, оружием и военной техникой, создание для этого необходимой научно-технической и технологической базы;

Мобилизационная подготовка органов государственной власти и управления, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений и организаций, территории и населения страны;

Создание запасов материальных ценностей в государственных и мобилизационных резервах;

Планирование и осуществление мероприятий гражданской и территориальной обороны;

Правовое регулирование в области обороны.

Поддержание обороноспособности государства на должном уровне – одна из важнейших функций государства, организующего целостную систему специальных политических, экономических, военных, социальных, правовых и иных мер. Правовой основой для проведения указанных мер в мирное время и осуществления защиты государства в военное время служат международное право, а также комплекс внутригосударственных документов: конституция, действующее законодательство, военная доктрина.

Для реализации своего права на обороноспособность государство создает соответствующие органы (министерство обороны) и содержит необходимые вооруженные силы, предназначенные для сдерживания потенциальных агрессоров угрозой нанесения неотвратимого возмездия, а в случае развязывания войны – для ведения полномасштабных военных действий. Одновременно организуются:

Международное сотрудничество в целях коллективной безопасности и совместной обороны;

Контроль за соблюдением действующих международных соглашений;

Ведение всех видов разведки для своевременного вскрытия подготовки агрессора к нападению, исключения его внезапности, а также исключение отставания в состоянии технической оснащенности своих вооруженных сил от ВС потенциальных противников;

Обеспечение должного сохранения государственной и военной тайны для рационального использования передовых военных технологий и технологий двойного назначения в гражданской сфере экономики страны;

Координация деятельности органов государственной власти и управления, а также органов местного самоуправления в области обороны;

Гражданский контроль за расходами на оборону и деятельностью всех силовых министерств в объеме, предусмотренном законом.

Граждане государства участвуют в обеспечении обороноспособности своего государства на основе устанавливаемой воинской обязанности. В РФ органы государственной власти и органы местного управления, ведомства, предприятия, учреждения и организации принимают участие в обеспечении обороноспособности на основе закона об обороне, других законодательных актов. Головная координирующая роль в обеспечении обороноспособности государства принадлежит министерству обороны.

Отличное определение

Неполное определение ↓