Что относится к эпохе развитого социализма. Урбанизация и ее последствия. Ссср и социалистический лагерь

2:Косыгипскаяэкономтеская реформа
-Й-ф-фоЙГ г г г г И" " г г? " " г~"
ВЬІб^дднШ/ЩеЩкбйТ^МїїШсЩ)йШйШХ-
Уг-щмйндлlt;ф\еиктемьіущеРрфщ 1!УЩфе!рЩі№
р ффг|/)^фбфlt;gt;б]ет|вф

amp;, -Потепление
Мёждупйррдпрйзобстановки

  1. Более чем двадцатилетие жизни советского общества - 1964 - 1985 гг. - приходится на эру "развитого социализма”, в ходе которой социалистический строй в СССР достиг максимальной политической и экономической стабильности, был достигнут наивысший в истории СССР уровень жизни большинства населения. (В годы горбачевской перестройки 1985 - 1991 гг. данному историческому периоду было дано не совсем справедливое и конъюнктурное наименование "годы застоя". Это имело своей целью представить негативно предшествующую эпоху и обосновать необходимость перестройки. Однако, на фоне краха перестройки и последующих кризисов, название "развитой социализм" (данное указанному периоду его современниками) выглядит более точным и уместным). В народе чаще всего этот период именуется брежневской эпохой - по имени Л.И. Брежнева - нового лидера СССР, сменившего Н.С. Хрущева. Брежневская эра, в свою очередь, была неоднозначна. Можно выделить ее следующие основные периоды:
?
?
?
1964 - 1968 гг. - ранняя;
1968 - 1977 гг. - средняя;
1977 - 1985 гг. - поздняя.
Если ранняя и средняя брежневская эра - 1964 - 1977 гг. - в целом была успешна для страны и оставила большой позитивный след в памяти народа, то период после 1977 г. вплоть до начала перестройки в 1985 г. был временем разрастания кризиса социализма и иных негативных явлений.
Главными событиями раннего и среднего брежневского периода 1964 - 1977 гг. были:
  • попытки экономических реформ;
  • укрепление новой системы власти;
  • отход от критики сталинизма.
  1. Первым крупным шагом нового советского руководства, пришедшего после 1964 г., было провозглашение так называемой косыгинской экономической реформы в 1965 г. и начало ее проведения.
Целью косыгинской реформы было нахождение новых резервов социализма, замена административных методов поощрения (соцсоревнование и т. д.), уже не дававших результатов, новыми, экономическими. Для этого началось предоставление большей свободы предприятиям, введение хозрасчета. Был ослаблен диктат министерств и ведомств; предприятия получили свободу в выборе форм хозяйствования, деловых партнеров, зарабатывании денег и их расходовании. Началось строительство "самоуправляемой советской экономики".
Косыгинская реформа, по мере ее проведения, дала взаимоисключающие результаты - положение отдельных предприятий действительно улучшилось, но ухудшилась ситуация в экономике в целом, началась дезорганизация налаженных годами административных связей. Например, отдельный завод получил свободу хозяйствования (хозрасчет); стал выпускать ту продукцию, которая выгодна только ему, успешно ее продавать, зарабатывать деньги, повышать зарплату работникам, получать прибыль, но перестал делать то, что он делал раньше по плану - в другой отрасли начинало чего-то не хватать и т. д. В итоге в стране, несмотря на улучшения на отдельных предприятиях, стал возникать дефицит, нарушались прежние связи, возникала неразбериха.
Плановую систему не удалось совместить с отдельными приемами рынка. В результате, к концу 1960-х гг., косыгинская экономическая реформа была свернута. Государство вновь перешло к диктату в экономике, предприятия жестко подчинены плану, а отраслевые министерства вновь стали всесильными.
  1. Возвращение к жесткой административно-командной системе
к 1970 г. улучшило ситуацию в экономике. Девятая пятилетка (1971 - 1975) стала самой успешной в экономике СССР.
После провала косыгинской реформы руководство СССР нашло новый выход из положения - улучшать ситуацию не путем реформ экономики, а путем использования природных ресурсов СССР. В результате:
  • административно-командная система, работающая на пределе возможностей, была оставлена без изменения;
  • дополнительный рост стал обеспечиваться путем значительно увеличившейся в 1970-е гг. продажи за границу советской нефти и газа.
Данная политика первоначально приносила успех - "нефтедоллары" помогали оживлять экономику, строить новые объекты, улучшать жизнь людей. Однако через 10 лет это привело к глубокому кризису:
  • в начале 1980-х гг. резко увеличили добычу нефти и газа страны Персидского залива;
  • цены на нефть и газ в мире резко упали;
  • Советский Союз уже не смог обеспечить такой доход, как в 1970-е гг.;
  • экономика привыкла к "нефтедолларам", которые иссякли, а внутренних резервов развития у административно-командной системы уже не было.
Начался кризис, тотальный дефицит необходимых товаров, нехватка продовольствия, что также ускорило начало перестройки. Однако в 1970-е гг. данная политика считалась долговременной и правительство считало, что экономика развивается хорошо.
  1. В брежневскую эпоху произошли существенные изменения в системе власти:
  • фактически в стране правило трио Брежнев - Подгорный - Косыгин;
  • но постепенно началось укрепление статуса Л.И. Брежнева;
  • в 1966 г. на XXIII съезде партии пост Первого секретаря ЦК КПСС преобразовывается в должность Генерального секретаря ЦК КПСС; Л.И. Брежнев становится вторым человеком после Сталина, занявшим эту должность спустя 32 года;
  • тем не менее, внутри партии устанавливаются товарищеские демократические отношения; особое влияние приобретает корпус первых секретарей обкомов партии, которые при Брежневе становятся самостоятельной силой внутри страны и получают большую самостоятельность в управлении своими областями.
В конце 1960-х - начале 1970-х гг. складывается брежневское окружение - группа высших руководителей, которая реально управляла страной как единый коллектив, от которого Л.И. Брежнев зависел. Руководители, не вписавшиеся в брежневскую систему (А. Шелепин, В. Семичастный, Н. Егорычев и др.) были удалены со своих постов. При этом J1. Брежневым был создан прецедент гуманного отношения к бывшим противникам (если при Сталине побежденных соперников расстреливали, при Хрущеве - предавали забвению, то при Брежневе их стали назначать послами за границу или переводить на высокие, но не ключевые должности).
Ключевыми соратниками Л.И. Брежнева становятся:
  • Ю.В. Андропов - в 1967 - 1982 гг. председатель КГБ СССР;
  • В.В. Щербицкий - в 1972 - 1989 гг. первый секретарь ЦК Компартии Украины;
  • Д.А. Кунаев - в 1964 - 1986 гг. первый секретарь ЦК Компартии Казахстана;
  • В.В. Гришин - в 1967 - 1985 гг. первый секретарь Московского горкома партии;
  • АА. Громыко - в 1957 - 1985 гг. министр иностранных дел СССР;
  • Д.Ф. Устинов - в 1976 - 1984 гг. министр обороны СССР;
  • К.У. Черненко - секретарь ЦК КПСС;
  • М.А. Суслов - секретарь ЦК КПСС;
  • иные.
Особенностью отношений Л.И. Брежнева с соратниками было то, что каждый из них был полным хозяином в своей "вотчине"
(например, Андропов - в делах КГБ; Устинов - в оборонных вопросах; Кунаев - в Казахстане и т. д.). Это выгодно отличало его от Н.С. Хрущева, который пытался руководить всем и всеми и постоянно вмешивался в работу соратников, мешал им работать. Подобная кадровая политика стала одним из секретов политического долголетия Л.И. Брежнева, руководившего страной 18 лет. Его соратники, а также многочисленные первые секретари обкомов и союзных республик, почувствовав самостоятельность в работе и стабильность своего положения, сами были заинтересованы в сохранении Л.И. Брежнева у власти. Через 13 лет после его образования, в 1977 г., начал рушиться триумвират Брежнев - Подгорный - Косыгин.
В 1977 г. шла подготовка проекта новой Конституции, по которой пост Председателя Президиума Верховного Совета приобретал более весомое значение - главы государства. Л.И. Брежнев постоянно испытывал неудобства, особенно при переговорах с руководителями других государств, поскольку фактическим руководителем страны был он, а официально вся деятельность шла через Подгорного. Кроме того, сам Н. Подгорный начал предпринимать попытки подготовить смещение больного Брежнева. В 1977 г. Н. Подгорный был освобожден от своей должности, а Л.И. Брежнев одновременно стал Генеральным секретарем ЦК КПСС и Председателем Президиума Верховного Совета СССР, что стало первым в истории СССР случаем объединения высшего партийного и официального президентского поста.
В 1980 г. в связи с тяжелой болезнью находящийся при смерти
А.Н. Косыгин был освобожден от должности Председателя Совета Министров СССР, которую он занимал 16 лет.
  1. Завершающим шагом преобразований в партии и государстве стало принятие новой Конституции СССР 7 октября 1977 г. Данная Конституция:
  • как документ была усовершенствованной редакцией "сталинской" Конституции 1936 г.;
  • однако ее важнейшим достижением и отличием от всех прежних советских Конституций стал отказ от диктатуры пролетариата, которая была конституционно закреплена в 1918 - 1977 гг.;
  • СССР конституционно объявлялся общенародным государством;
  • в 6-й статье конституционно закреплялась руководящая роль Коммунистической партии.
  1. В международной политике для брежневской эпохи было характерно достижение кратковременного улучшения международной обстановки:
  • улучшились советско-американские отношения, регулярными стали встречи руководителей СССР и США; состоялись первый в истории визит президента США (Р. Никсона) в Советский Союз; подписан ряд важных договоров по ограничению вооружений;
  • в 1975 г. состоялся советско-американский космический полет - стыковка в космосе кораблей "Союз" и "Аполлон";
  • 1 августа 1975 г. в Хельсинки руководителями 33 стран Европы, включая СССР, а также США и Канады, был подписан заключительный акт Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе, согласно которому были подтверждены принципы мирного существования и нерушимость послевоенных границ в Европе.

Эпоха застоя (период застоя) - время в развитии Советского Союза, характеризующееся относительной стабильностью всех сфер жизни государства, достаточно высоким уровнем жизни граждан и отсутствием серьезных потрясений.

Период застоя, как и любой временной отрезок в истории России, не имеет четких границ, однако чаще всего историки имеют в виду отрезок в 20 лет между приходом к власти Л.И. Брежнева (середина 1960-х гг.) и началом (начало 1980-х). Условно обозначается, что период застоя длился с 1964 по 1986 г.

Понятие эпохи застоя

Понятие «застой» было впервые использовано в докладе М.С. Горбачева на 27-м Съезде ЦК КПСС, когда он отметил, что в развитии Советского Союза и жизни граждан начинают проступать застойные явления. С тех пор термин «период застоя» прочно вошел в историю как обозначение этого времени.

Вопреки кажущейся негативной окраске термина «застой» он имеет двоякое значение. С одной стороны, он обозначает один из самых светлых периодов в развитии Советского Союза. Именно в эти 20 лет, по мнению историков, СССР достиг своего наивысшего расцвета: строились новые города, страна добилась успехов в деле покорения космоса, в спорте, культурной жизни и других сферах, выросло материальное благополучие граждан. Отсутствие серьезных политических и экономических потрясений в этот период укрепило стабильность, царящую в стране, и уверенность граждан в завтрашнем дне.

Однако следует отметить, что многие ученые связывают стабильность в экономике того периода с резким ростом цены на нефть, что позволяло руководителям государства и дальше откладывать реформы, не теряя при этом прибыли. Рост экономики существенно замедлился в эпоху застоя, но продажа нефти сгладила эти явления, поэтому государство не испытывало существенных трудностей.

Таким образом, получается, что эпоха застоя, с одной стороны, была наиболее благоприятным периодом в жизни СССР, отметившимся покорением космоса и высокой социальной защищенностью, но, с другой стороны, этот период был лишь «затишьем перед бурей», так как высокие цены на нефть не могли сохраняться вечно, а значит, экономику, которая застопорилась в своем развитии, ждали серьезные потрясения.

Характеристики эпохи застоя

    Консервация политического режима . Практически за 20 лет правления Брежнева административно-управленческий аппарат мало изменился. Уставшие от постоянных перестановок и реорганизаций, члены партии с радостью восприняли лозунг Брежнева «Обеспечить стабильность», что не просто привело к отсутствию серьезных изменений в структуре правящего аппарата, но фактически заморозило ее.

    За весь период не было проведено никаких перестановок в партии, а все должности стали пожизненными. В результате средний возраст членов структуры государственного управления составлял 60-70 лет. Подобная ситуация также привела к усилению партийного контроля - партия теперь контролировала деятельность многих, даже крайне мелких государственных учреждений.

    Возрастание роли военной сферы . Страна находилась в состоянии с США, поэтому одной из основных задач было повысить свою военную мощь. В этот период начали производить в больших количествах оружие, в том числе ядерное и ракетное, велась активная разработка новых боевых систем.

    Промышленность, как и в период , во многом работала на военную сферу. Снова возросла роль КГБ не только во внутренней, но и во внешней политике.

    Упадок аграрной промышленности и прекращение развития экономики . Хотя в целом страна успешно двигалась вперед, росло благосостояние, экономика погрузилась в застой и резко снизила темпы своего развития. Основные средства СССР получал от продажи нефти, большая часть предприятий постепенно перебралась в крупные города, а сельское хозяйство потихоньку загнивало.

    После проведенной аграрной реформы многие крестьяне фактически лишились работы, так как были введены знаменитые «поездки на картошку» среди студентов. Колхозы и совхозы все чаще приносили убыток, так как работу выполняли студенты, а не профессионалы. Потери урожая возросли в некоторых областях до 30%.

    Подобная ситуация в селе привела к тому, что граждане стали массово переселяться в города, урожайность падала, и к концу периода застоя начал назревать продовольственный кризис. Особенно тяжело в этот период пришлось Украине, Казахстану и другим регионам, основной деятельностью которых было сельское хозяйство и добывающая промышленность.

    Социальная жизнь . Хотя дальнейшее развитие экономики внушало опасения, обыденная жизнь граждан значительно улучшилась, выросло благосостояние. Многие граждане СССР имели возможность тем или иным способом улучшить свои жилищные условия, многие стали обладателями хороших автомобилей и других качественных вещей.

    Однако вместе с ростом обеспеченного населения произошло увеличение количества малоимущих, но это пока не достигло катастрофичных масштабов, так как продукты питания стоили относительно дешево. В среднем обычный советский гражданин стал жить гораздо лучше по сравнению с предыдущими периодами.

    Итоги и значение эпохи застоя

    Как уже было сказано выше, эпоха застоя стала лишь «затишьем перед бурей». Хотя эти 20 лет страна наконец познала стабильность и в некоторых сферах (космос) выбилась в первые ряды в мировом рейтинге, кажущаяся во всем стабильность заставила руководство СССР в очередной раз отложить экономические преобразования. Экономика, живущая на продаже нефти, не развивалась и к концу 70-х гг. превратилась в отстающую, что в результате и дало крайне негативные последствия, когда цена на нефть значительно снизилась. Во многом благоприятные годы для граждан в эпоху Брежнева принесли с собой серьезные потрясения во времена перестройки.

Первый секретарь ЦК КПСС Л.И.Брежнев, Председатель Совета Министров СССР А.Н.Косыгин, Председатель Президиума Верховного Совета СССР Н.В.Подгорный возглавили новое советское руководство, провозгласившее восстановление принципов коллективного руководства и контроль партийных органов за всеми сторонами жизни общества.

Стабильность в кадровой политике, когда каждому была обеспечена возможность планировать развитие своей карьеры, благоприятствовали укоренению отношений личной преданности и утверждению системы ценностей, в которой верность патрону превалировала над компетентностью. В то же время личная преданность как главное средство достижения стабильности была едва ли совместима с совершенствованием самой системы, подразумевающим замену некомпетентных кадров, и с системой технократических ценностей, порожденных проведением дальнейших экономических реформ. Общность интересов, сплотивших новое руководство, несмотря на все последующие расхождения, позволили придать политической борьбе в "застойные" годы, в том числе изменениям в составе высших партийных органов, мирный и официальный характер.

Реформа началась в 1965 году с упразднения совнархозов и восстановления центральных промышленных министерств, ликвидированных Хрущевым. Были созданы крупные государственные комитеты - Госкомцен, Госснаб, Госкомитет по науке и технике, Госстандарт. Вместе с тем предприятия получали некоторую автономию. В то же время понятие хозрасчета не подразумевало перехода к рыночным отношениям.

Число обязательных показателей было сведено до минимума. Параллельно с сохранением валовых показателей были введены новые: стоимость реализованной продукции (для побуждения предприятий к сокращению выпуска не пользующейся спросом продукции и повышения качества), общий фонд заработной платы, общая сумма централизованных капиталовложений. Чтобы стимулировать инициативу предприятий, часть доходов оставляли в их распоряжении.

Фонды стимулирования, заменившие собою те, которыми прежде распоряжался директор, были разделены на три части: фонда материального поощрения, распределение которого контролировалось общим собранием трудового коллектива, фонд "соцкультбыта", предназначенный главным образом для строительства жилья, и фонд самофинансирования для нужд обновления производства.

Практика реализации реформы показала, что проблемы, связанные с природой прежних экономических показателей, остались нерешенными. Поощрительные фонды не смогли должным образом стимулировать рабочую силу: предназначенные рабочим премии составляли всего лишь 3% от зарплаты, что было недостаточно для того, чтобы вызвать интерес к повышению эффективности производства. От разработки до выпуска первого пробного образца и освоения массового производства проходило в среднем шесть-восемь лет.

С первых шагов проведения реформы стало ясно, что она представляет собой набор разрозненных и противоречивых мер, так как сочетает расширение допущенной самостоятельности предприятий с усилением административных и экономических полномочий министерств. Реформа не привела к решению таких важных проблем, как повышение эффективности аграрного производства, ускоренные темпы развития легкой промышленности и сельского хозяйства, разрыв в уровне жизни города и села, вопросы сочетания моральных и материальных стимулов труда, совершенствования политико-административной системы и места в ней рынка.

Это заставило руководство СССР, ведущего международную политику сверхдержавы, всерьез задуматься над связью между экономическими реформами, способствующими повышению благосостояния народа, и кризисом системы советского типа.

До середины 70-х годов Брежнев и Косыгин оставались главными оппонентами в выборе экономической стратегии. Представляемые Брежневым наиболее консервативные экономические тенденции возобладали с 1972-1973 годов одновременно с его возвышением внутри правящей группы на посту Генерального ЦК КПСС и окончательно утвердились во второй половине 70-х годов после XXV съезда КПСС. Основные усилия направлялись на развитие оборонной промышленности, энергетики, сельского хозяйства и Сибири.

Концентрация Брежневым власти не нарушила политической стабильности - он представлял политический консенсус всего партийного руководства. Это согласие было основано на стремлении сохранить коллективное руководство, защитить интересы бюрократических структур и узаконить властные отношения. В годы "застоя" партийные съезды собирались регулярно каждые пять лет, а их задачей провозглашалось определение генеральной линии во внешней политике и установление основных направлений пятилетних планов. Однако с начала 70-х годов значение ЦК КПСС в принятии решений стало падать, а его функции постепенно перешли к 25 секторам Секретариата ЦК, осуществлявшим политическое управление на центральном уровне.

Еще на XXII съезде партии в 1961 году Хрущев заявил о необходимости подготовить новую конституцию, которая отразила бы переход страны к коммунизму и создание в СССР "общенародного государства". Новое советское руководство построение коммунизма отодвинуло на более дальние сроки и ввело новое понятие - "развитой социализм", которое позволяло уменьшить разрыв между теорией и жизнью. Новое понимание "общенародного государства" подразумевало сплочение интересов всех социальных слоев общества - рабочих, колхозников и интеллигенции. Принятая в 1977 году Конституция СССР более решительно по сравнению с предыдущими утверждала ведущую роль Коммунистической партии. Она формально узаконивала КПСС как руководящую и направляющую силу советского общества, ядро его политической системы, государственных и общественных организаций.

Не структурная перестройка экономики, а крупные инвестиции в сельское хозяйство, запуск механизма инфляции в сочетании с новой административной централизацией экономики - стали определять ее развитие в последующие годы. В этих условиях реформа не могла не принять чисто косметический характер. Отдельные составляющие реформы, такие, как создание новых структур типа "научно-производственных объединений" с целью рационализации управления, попытки улучшить планирование и повысить эффективность производства не могли принести желаемых результатов - улучшения качества продукции, роста рентабельности предприятий, повышения производительности труда.

Задачи, поставленные в пятилетних планах периода "развитого социализма", были более реальными, нежели экономическая программа Хрущева. В целом они предусматривали поддержание темпов роста промышленного производства на уровне 7-9% в год и сельскохозяйственного - 4% в год. Однако даже эти цели не были реализованы, и в 1970-1985 годах наметилось падение темпов роста практически по всем важнейшим показателям - в промышленности, сельском хозяйстве, производительности труда, в объемах капиталовложений.

Начиная с 1975 года стало невозможным поддерживать экономический рост, прибегая, как прежде, к массовому привлечению новой рабочей силы. Фактически это означало, что возможности для экстенсивного развития народного хозяйства были исчерпаны. Теперь темпы развития экономики зависели только от роста производительности труда. В этих условиях правительство прибегло к массовому импорту иностранной техники и технологий в надежде быстро поднять производительность труда. Этот путь казался ему более привлекательным, чем медленный путь реформы организации труда.

Кроме того, стало сказываться истощение традиционной сырьевой базы и постоянное смещение добывающей промышленности, прежде всего топливно-энергетического комплекса, на восток, что вело к росту себестоимости сырья и обостряло проблему транспорта. К этому прибавлялись физический износ и моральное старение оборудования и основных фондов, рост удельного веса военных расходов, непосредственно отражавшихся на развитии гражданского производства.

Сельское хозяйство оставалось наиболее слабой отраслью в советской экономике. В течение пятнадцати лет страна пережила восемь сильнейших неурожаев. В сложившихся условиях правительству пришлось прибегнуть к массовому ввозу зерновых, достигавшему в 1979-1984 годах в среднем около 40 млн.т в год. Банкротство сельскохозяйственной программы Хрущева поставило новое руководство страны перед необходимостью пересмотра аграрной политики. В марте 1965 года был ослаблен контроль над колхозами, до которых теперь доводился рассчитанный на пять лет план продажи продукции по стабильным ценам, сверхплановый продукт сдавался по повышенным ценам, а в целом цены на сельскохозяйственную продукцию были увеличены. Оплата колхозников по трудодням была заменена месячной зарплатой, от которой начислялась пенсия. Колхозники получили право на социальное страхование и гражданский паспорт.

Вложения в аграрный сектор превышали пятую часть всех инвестиций, но результаты от них оказались меньше ожидаемых. Тогда правительство сделало попытку изменить саму структуру сельского хозяйства - были сняты ограничения по хозяйствованию на приусадебных участках, размеры которых увеличены вдвое, принят ряд мер в поддержку частного сектора, сняты ограничения на поголовье домашнего скота, колхозникам было разрешено брать кредиты для обустройства своих хозяйств. Тем не менее эта новая тенденция не могла не вступать в противоречие с принципом коллективного хозяйства, нацеленного не на обеспечение развития производства, а на изъятие прибавочного продукта. Частный сектор, доля которого в общем объеме сельскохозяйственного производства доходила до 30% по некоторым видам продукции, и коллективное хозяйство оставались несовместимыми.

С целью повышения эффективности сельского хозяйства правительство прибегло к многочисленным реформам, направленным на реорганизацию управления колхозным производством. Одна из них предусматривала отказ от запрета для крестьян на любую деятельность по переработке продуктов. С 1977-78 годов стали создаваться производственные объединения, призванные повысить специализацию в производстве и увеличить переработку сельхозпродуктов. В 1982 году были созданы агропромышленные комплексы (АПК), объединившие расположенные на одной территории колхозы, совхозы, производства, работающие для нужд сельского хозяйства, и призванные обеспечить их интеграцию. Однако АПК не оправдали себя и не стали жизнеспособным экономическим организмом. Брежневская стратегия финансовых вливаний в сельское хозяйство не смогла решить глубинной проблемы - отчуждения крестьянина от земли, - способствуя в то же время росту затрат.

Со второй половины 70-х годов наблюдается вступление советской экономики в кризис, официально признанный руководителями, пришедшими к власти в 1985 году, и ставший важнейшей причиной начавшейся тогда "перестройки". Кризис выразился в резком падении темпов промышленного роста, производительности труда, инвестиционном буме и снижении отдачи от капиталовложений, росте незавершенного строительства. Руководство страны было поставлено перед необходимостью новых реформ. Существовавшая система оказалась неспособной обеспечить эффективное использование человеческих ресурсов и интеллектуального потенциала общества.

Система оставалась по существу той же самой, что и при ее возникновении в 30-е годы, с присущими ей чрезмерной централизацией, директивным планированием, отсутствием рыночного ценообразования и организации использования ресурсов, контролем всех способов материального стимулирования трудящихся центром, ограничением или запрещением всех видов индивидуальной трудовой деятельности в производстве, сфере услуг, торговле. Трудящиеся могли рассчитывать только на деятельность в общественном секторе, а любая личная инициатива считалась нелегальной и относилась к теневой экономике. Общественный же сектор оставался невосприимчивым к индивидуальной творческой инициативе. Постоянный дефицит товаров, ставший своего рода приметой времени, имел существенное значение в подрыве материальной заинтересованности и делал бессмысленным стремление к более высокому заработку.

За два десятилетия - с 1965 по 1985 год - в советском обществе произошли глубокие перемены в общественной жизни, преобразившие содержание отношений между обществом и властью.

Налицо было социальное противоречие - между возникшей социо-профессиональной структурой, адекватной потребностям научно-технической революции, и сложившейся в прошлую эпоху системой производственных отношений. Результатом противоречия явился социальный кризис, проявлениями которого стало общее недовольство своей работой массы специалистов, имевших высокую профессиональную подготовку, и вытекающий из него нездоровый социально-психологический климат. С другой стороны, сложившаяся ситуация подготовила коренное изменение общественных умонастроений, увеличившее пропасть между официальной идеологией и мировоззрением значительной части рядовых граждан. В этом смысле общество оказалось подготовленным к предстоящей ему перестройке.

«Застой» (1964-1985)

В 1964 году Хрущёв был отстранён от власти. Новым первым секретарём ЦК КПСС, фактически главой государства, стал Леонид Ильич Брежнев. Период 1970-х-1980-х годов в источниках того времени именовался эпохой развитого социализма.

Во время правления Брежнева в стране строились новые города и поселки, заводы и фабрики, дворцы культуры и стадионы; создавались вузы, открывались новые школы и больницы. СССР вышел на передовые позиции в освоении космоса, развитии авиации, атомной энергетики, фундаментальных и прикладных наук. Определённые достижения наблюдались в образовании, медицине, системе социального обеспечения. Всемирную известность и признание получило творчество известных деятелей культуры. Высоких результатов на международной арене достигали советские спортсмены. В 1980 г. в Москве прошла XXII летняя Олимпиада.

Вместе с этим произошёл и решительный поворот в сторону свёртывания остатков оттепели. С приходом Брежнева к власти органы госбезопасности усилили борьбу с инакомыслием - первым знаком этого был процесс Синявского - Даниэля. В 1968 году армия СССР вошла в Чехословакию с целью подавления тенденции политических реформ. Как знак окончательной ликвидации «оттепели» была воспринята отставка А. Т. Твардовского с поста редактора журнала «Новый мир» в начале 1970 г.

В 1975 году происходит восстание на «Сторожевом» - вооружённое проявление неподчинения со стороны группы советских военных моряков на большом противолодочном корабле (БПК) ВМФ СССР «Сторожевой». Предводителем восстания стал замполит корабля, капитан 3-го ранга Валерий Саблин.

С начала 1970-х годов из СССР идёт еврейская эмиграция. Эмигрировали многие известные писатели, актёры, музыканты, спортсмены, учёные.

В области внешней политики Брежнев немало сделал для достижения политической разрядки в 1970-х годах. Были заключены американо-советские договоры об ограничении стратегических наступательных вооружений (правда, с 1967 года начинается ускоренная установка межконтинентальных ракет в подземные шахты), которые, однако, не подкреплялись адекватными мерами доверия и контроля.

Благодаря некоторой либерализации появилось диссидентское движение, стали известными такие имена, как Андрей Сахаров и Александр Солженицын. C 1965 года СССР оказывал военную помощь Северному Вьетнаму в борьбе с США и Южным Вьетнамом, которая продолжалась до 1973 года и закончилась выводом американских войск и объединением Вьетнама (см. Война во Вьетнаме). В 1968 году армия СССР вошла в Чехословакию с целью подавления тенденции политических реформ (см. Пражская весна). В 1979 году СССР ввёл ограниченный воинский контингент в ДРА по просьбе афганского правительства, что привело к окончанию разрядки и возобновлению холодной войны. С 1989 года по 1994 год советские войска были выведены со всех контролируемых территорий.

    Нарастание кризиса советской системы (1964 – 1985 гг.)

    «Перестройка» (1985 – 1991 гг.).

1. Октябрьский 1964 г. Пленум ЦК КПСС избрал Л.И.Брежнева Первым секретарем, Председателем Совета Министров был назначен А.Н.Косыгин. Советская общественность позитивно восприняла смену руководства.

« Косыгинская» реформа . Решениями мартовского и сентябрьского 1965 г. Пленумов ЦК КПСС была запущена экономическая реформа, вошедшая в историю по имени ее инициатора.

Необходимость реформы . К средине 60-х гг. состояние экономики ухудшилось: наметился спад темпов роста промышленности, еще хуже дело обстояло в сельском хозяйстве («целинный» хлеб не компенсировал нехватки продовольствия, с 1963 г. СССР приступил к импорту зерна); попытки активизировать экономику бюрократическими реорганизациями и наращиванием капиталовложений не приносили результатов.

Цель реформы : рост эффективности экономики за счет повышения производительности труда, качества производимой продукции, снижения издержек общественного производства.

Способ : создание механизма материального стимулирования хозяйствующих субъектов.

Ограничители : доктринальные основы советской экономической модели: общественная собственность на средства производства, директивное планирование.

Механизм : реформа системы управления экономикой. Повышалась производственная самостоятельность предприятий.

В аграрном секторе : снижение планов обязательных поставок продукции государству, повышение цен на сверхплановые закупки, свертывание части ограничений на личное подворье;

В промышленности : сокращение директивных показателей, хозрасчет - самоокупаемость, использование части прибыли предприятия для модернизации производства, премирования работников, укрепления социальной сферы, ликвидация СНХ и восстановление перестраиваемых отраслевых министерств.

Результаты реформы . Новые подходы легли в основание пятилетки на 1966 – 1970 гг., утвержденной XXIII съездом КПСС. По данным официальной статистики нововведения позволили лишь замедлить падение темпов экономического роста.

Причины неудачи : - слабость материальных стимулов (в промышленности премиальный фонд составлял 3% от зарплаты);

Бюрократическое извращение принципов реформы;

Критерием работы предприятия оставалось выполнение плановых заданий; реальная перемена могла наступить только при переходе к рыночно - конкурентным отношениям путем свертывания административного управления, что противоречило основам советской экономической доктрины.

Консервативный поворот . При решении дилеммы: дальнейшая демократизация или консервация, брежневское руководство избрало второе. Критика «культа» была прекращена.

Идеология поворота . Заявленная в 1967 г. концепция «развитого социализма» сводима к следующему: социализм – самостоятельная стадия коммунистической формации; достижение полной и окончательной победы социализма не означает непосредственного перехода к решению задач коммунистического строительства. Стратегия состоит в «совершенствовании» развитого социализма, что и будет означать эволюционный переход к коммунизму. Идеологические цели: сохранить коммунистическую перспективу; нейтрализовать общественный скепсис; обосновать отказ от решительных перемен («застой»).

В принятой в 1977г новой Конституции СССР «уточняющие» формулировки и переименования («общенародное государство» вместо «государства диктатуры пролетариат», «советы народных депутатов» вместо «депутатов трудящихся» и т.п.) не могла скрыть неизменную сущность советской системы. Статья 6 Основного Закона закрепила тоталитарную природу режима, определив КПСС как «ядро политической системы».

Власть . Новое руководство, осуществило частичную ресталинизацию системы. Была ликвидирована уставная норма о ротации партийной номенклатуры, (со временем основу аппаратной власти составили «отраслевики», т.е., хозяйственные руководители). С избранием в 1966 г. Брежнева Генеральным Секретарем ЦК (в 1977г. он становится Председателем Президиума Верховного Совета СССР) началась реанимация вождистской модели, не реализованная в полной мере. Ужесточается идеологический режим. Руководящее звено заполняется бесцветными фигурами, связанными с Брежневым родственно-карьерными отношениями (А.П.Кириленко, К.У. Черненко, Н.К.Щелоков и др.).

Консервация кадров повлекла рост безответственности, складывание «геронтократии» (власть престарелых). Нарастала коррупция, закладывались основы мафиозных объединений. «Монолитное» советское общество окончательно распадается на две подсистемы - «рядовых» граждан (включая низы партии) и правящую элиту, чей образ жизни копировал «западные стандарты». Завершается - с позиций марксистско-ленинских ценностей - процесс перерождения правящей элиты. Давление властей на проявления несогласия пресекались жестче, чем в период «оттепели».

«Диссидентство». На полулегальной основе формировались – главным образом, в интеллигентской среде - группы и течения инакомыслящих (диссидентов). Постепенно кристаллизируются направления (национально – религиозные, западнически – демократические, социал-демократические). Режим стремился не допустить диссидентского влияния на настроения в обществе. Гонениям подверглись выдающиеся деятели отечественной культуры и науки: А.И Солженицын, И.А.Бродский, А.А.Сахаров, Ю.П.Любимов, А.А.Тарковский и др., тысячи «простых» граждан.

Ю.А.Андропов. К.У.Черненко . Будучи долголетним руководителем КГБ Андропов, занявший высшие посты после смерти Брежнева в ноябре 1982 г. провел ряд акций, призванных продемонстрировать разрыв с брежневским наследием. Он искал выход на путях ужесточения «дисциплины» во всех сферах жизни общества, хотя его намерение подвергнуть переосмыслению достигнутое за годы советской власти оказалось созвучно «перестройке». Избрание смертельно больного Черненко (февраль 1984 – март 1985 гг.) Генеральным секретарем продемонстрировало недееспособность режима даже в вопросах самосохранения.

Экономика . Состоявшийся в 1971 г. XXIY съезд КПСС, казалось, вскрыл одну из ключевых проблем советской экономики. В послеоктябрьский период экономика росла, в основном, экстенсивно (за счет роста затрат). Экстенсивный рост не позволял кардинально повысить жизненный уровень и имел ресурсный ограничитель. Съезд сформулировал долгосрочную программу перевода отечественной экономики на интенсивные рельсы: за счет роста производительности труда, качества продукции обеспечение экономического роста в темпах, опережающих рост производственных затрат.

Действенный механизм, оптимизирующий соотношение между затратами и результатами в экономической сфере, найти не удалось, не смотря на обилие проводимых мероприятий.

Продолжился спад темпов экономического роста: в промышленности – по завышенной официальной статистике - с 8,5% среднегодовых в 1966 – 1970 гг. до 4, 4 –в 1976 – 1980 гг (альтернативные сведения – соответственно – 4,5% и 3,0), в сельском хозяйстве с 4,3% - до 1, 4, началось ухудшение продовольственного обеспечения городов.

Проблема качества экономического роста . Падение темпов усугублялось технико-технологическим отставанием советской экономики. В эпоху научно – технической революции, знаменовавшей начало глобального перехода от индустриальной цивилизации (основанной на фабрично - заводском производстве) к постиндустриальной, в которой основным производственным ресурсом становится наука, информационные технологии, советское руководство оставалось в русле «индустриального» мышления, ориентированного на рост объемных показателей промышленности. В начале 80-х годов страна столкнулась с угрозой стадиального отставания от наиболее продвинутых стран Запада.

Социальная сфера . Низкая эффективность производства предопределила стагнацию жизненного уровня. В стране консервировалась архаичная «индустриальная» социальная структура. В 1970г. рабочие составляли 57,4% населения, служащие – 12,1, колхозники -20,5%, в 1987 – соответственно – 61,8, 16,2, 12,0. Объемный экономический рост не сопровождался соответствующим ростом жизненного уровня. В 70-е гг. началось падение средней продолжительности жизни.

Духовная сфера . Наметился процесс снижения качества знаний, что было связано со слабостью материальной базы, падением престижа интеллектуального труда. Проявлением научно – технического отставания стала утрата лидирующих позиций в освоении космоса.

Сфера гуманитарного знания оставалась под жестким идеологическим контролем.

Однако, выдающиеся достижения в области художественной культуры, связанные с творчеством В.П. Аксенова, В.Максимова, Ю.Д.Синявского, Ю.П.Любимова, А.В.Эфроса, Г.А.Товстоногова, А.А.Тарковского, А.Г.Германа, поиски мастеров современного изобразительного искусства, «авторской песни» (Б.Окуджава, В.Высоцкий) находили путь к публике.

Внешняя политика . Советские внешнеполитические ориентиры

определялись процессами частичной ресталинизации внутри страны и складывающейся международной обстановкой. Сочетание принципа «мирного сосуществования» и расчета на «дальнейшее изменение соотношения сил в пользу социализма» предопределили повороты внешне политики СССР в период «застоя».

Были достигнуты крупные результаты в нормализации отношений с Западом («разрядка международной напряженности»). В начале 70-х гг. фиксируется нерушимость границ в Европе, заключаются соглашения, сдерживающие гонку вооружений; 1 января 1975 г. состоялось подписание Заключительного Акта Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе.

На фоне нарастающего кризиса общественно – политических систем, навязанных «социалистическому лагерю» («бархатная революция» 1968 г. в Чехословакии, подавленная советскими войсками, протестное движение в Польше под руководством профсоюза «Солидарность»), советское руководство стремилось ограничить суверенитет «братских стран», что усугубило кризис мирового социализма (отчуждение во взаимоотношениях с Китаем, Северной Кореей, Албанией, Югославией, Румынией). В 1979 г. – под предлогом оказания «интернациональной помощи» - СССР осуществил вторжение в Афганистан, что серьезно обострило международную обстановку. США, пользуясь ситуацией, попытались втянуть СССР в новый тур гонки вооружений.

Итоги «застоя». Специфику периода определила частичная ресталинизация – без террора и фигуры харизматического вождя. Поскольку «брежневский» режим не смог добиться позитивных результатов ни в одной сфере общественного развития, обоснован вывод, что кризис системы начался с критики с «культа». Сталинизм являлся наиболее органичной формой советского тоталитаризма.

Окт. 1964 – освобождение Н.С. Хрущева с руководящих должностей, избрание Л.И. Брежнева Первым секретарем ЦК КПСС и А.Н. Косыгина Председателем Совета Министров.

1964-1975 – поддержка СССР борьбы Вьетнама против агрессии США.

1965 – реформы управления сельским хозяйством и промышленностью.

1968 – ввод войск стран Варшавского Договора в Чехословакию.

1970 – договор СССР и ФРГ о признании послевоенных границ в Европе.

1972-1973 – советско-американские договоры об ограничении ядерных вооружении и систем противоракетной обороны.

1975 – подписание в Хельсинки Заключительного акта совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе.

1977 – принятие новой Конституции СССР.

1979 – ввод советских войск в Афганистан.

1982-1984 – Генеральный секретарь ЦК КПСС Ю.В.Андропов.

1984-1985 - Генеральный секретарь ЦК КПСС К.У. Черненко.

1. А.Н. Косыгин занимал пост:

1) председателя Президиума ВС СССР

2) Генерального секретаря ЦК КПСС

3) Генерального прокурора СССР

4) министра иностранных дел

5) председателя Совета Министров СССР

2. Конституция СССР периода "развитого социализма" была принята в:

3. Ввод советских войск в Афганистан состоялся в:

4. Подписание первых крупномасштабных советско-американских документов по контролю над стратегическими вооружениями относится к:

5. Заключительный акт по безопасности и сотрудничеству в Европе был принят в:

2. Мартовский 1985 г. Пленум ЦК КПСС избрал Генеральным секретарем М.С.Горбачева.

Необходимость «перестройки» . При внешней несокрушимости СССР оказался в ситуации системного кризиса.

В экономике были исчерпаны экстенсивные факторы роста; попытки запустить механизмы интенсивного развития гасились планово - административной системой. В социальной сфере консервировался низкий уровень жизни. В духовной сфере падала эффективность научно-образовательного комплекса, нарастала общественная апатия, коррупция деформировала моральные устои общества. Привилегированный номенклатурный слой оказывался все менее состоятелен в решении общественных проблем. Не совпадение постулатов «научного коммунизма» с реалиями глобального развития вызвало обвальное падение влияния марксистко-ленинской идеологии. Страна втягивалась в серьезный геополитический кризис, проиграв «соревнование» с капитализмом.

В тоже время, СССР располагал ресурсом обновления: значительным интеллектуальным и материальным потенциалом.

Периодизация «перестройки». «Перестройка» не имела четкой стратегии, (выработка законченного плана преобразований в недрах советской системы выглядит утопично). Линия нового руководства строилась под воздействием ряда факторов: борьба за лидерство, реакция общества, международное обстановка. Изначальная проблема «перестройщиков» (Е.К.Лигачев, Н.И.Рыжков, А.Н.Яковлев, Э.А.Шеварднадзе), группировавшихся вокруг Генсека, состояла в том, что номенклатура исполняла начинания постольку, поскольку инициативы не затрагивали ее положения. Ресурсом для проведения реформ сверху могло стать общественное движение. Однако долгие годы тоталитаризма не содействовали формированию в обществе навыков конструктивной политической самодеятельности. Переплетение этих обстоятельств предопределило непоследовательность действий «архитекторов перестройки».

1985 – 1987 гг. – этап «ускорения», 1988- 1989 гг. – собственно «перестройка», 1990 – 1991гг. – ее кризис, завершившийся распадом СССР и ликвидацией советской системы.

«Ускорение». Первые инициативы нового лидера, с одобрением воспринятые в обществе, находились в русле андроповских подходов: «ускорение социально-экономического развития» путем перераспределения народно - хозяйственных приоритетов и включения «моральных факторов» (повышение дисциплины, ответственности) - по формуле «больше социализма», под чем понималось возвращение к идеализируемым «ленинским истокам». Была провозглашена «гласность», породившая невиданную самостоятельность СМИ.

Первые позитивные результаты (выросла производительность труда, увеличились капиталовложения в социальную сфере, повышалась популярность нового лидера), предопределили атмосферу на XXYI съезде КПСС (1986г.), принявшем новую редакцию Программы партии, из которой был убраны формулировки о непосредственном коммунистическом строительстве, но сохранялась линия на «совершенствование социализма».

В «переходный» 1987г. принимается концепция хозяйственной реформы с целью перехода от административного управления к экономическому (посредством допущения ограниченных рыночных механизмов регулирования государственного и кооперативного секторов). Январский 1987 г. Пленум ЦК КПСС поставил задачу «демократизации» как способ преодоления консервативного торможения реформ.

«Перестройка». XIX Всесоюзная конференция КПСС (1988г.) провозгласила курс на глубокую перестройку политической системы, процесс обновления стал выходить за предполагаемые рамки. Ставилась задача перехода к правовому «социалистическому государству», включая элементы разделения властей в рамках советской системы при сохранении ключевой роли КПСС. Начинается перестройка структуры Советов (на союзном и российском уровнях воссоздаются съезды народных депутатов, формирующие Верховные Советы) и системы выборов. Весной 1989 г. на частично альтернативной основе избираются народные депутаты.

Новая конструкция Советов обесценила пост Председателя Верховного Совета СССР (с октября 1988г. – М.С. Горбачев). В марте 1990г. III Съезд народных депутатов избирает Горбачева Президентом СССР.

Кризис «перестройки». Перемены в конструкции власти, явились результатом нарастания кризисных процессов в обществе.

Экономика. С конца 1989г. определилось абсолютное падение промышленного производства. Дефицит бюджета достиг почти 10% национального дохода. Резко упало производство продовольствия, власти прибегли к частичному карточному распределению. В начале 1990 г. насчитывалось 6 млн. безработных.

Причины - просчеты в экономической стратегии (увеличение расходных статей бюджета; прямолинейная «конверсия», парализующая производство в военно-промышленном комплексе и др.);

- «парад суверенитетов» союзных республик, вводивших приоритет собственных законов, разрушал союзную экономическую систему;

Переходное (трансгенное) состояние экономической модели, ослабление административных рычагов управления при отсутствии рыночных, активизация теневой экономика, в том числе, за счет присвоения государственно-кооперативной собственности представителями партийно-хозяйственной номенклатуры и мафиозными структурами.

Летом 1990 г. Верховным Советом СССР принимается постановление «О переходе к регулируемой рыночной экономике», допускающей плюрализм собственности на средства производства, что означало отказ от прежде неприкосновенных основ советского строя.

Общественно - политические процессы . Задача демократического реформирования советской политической системы ставила вопрос о месте КПСС. Партия утрачивала роль двигателя «перестройки», что выражалось в усиливающемся сопротивлении новациям со стороны номенклатуры и в нарастающем влиянии новых политических сил.

Начиная с 1988г. – перелом произошел в 1989г.– формируется многопартийность, претендующая на представительство широкого спектра общественных умонастроений: радикально - либеральные (Демократический союз), умеренные (Демократическая партия), лево – социалистические (социал – демократы, анархисты), право-радикальные, монархические («Память», Русская национал – демократическая партия).

Особенности складывающейся многопартийности:

Многочисленность мелких организаций;

Неразработанность платформы межпартийного взаимодействия;

Отсутствие реалистических программ некоммунистического переустройства общества.

Кризис КПСС . Многомиллионная КПСС в условиях кризиса ее монопольного положения не была в состоянии сохранить идейно - организационное единство. В период, предшествующий созыву XXYIII съезда (июль 1990г.), высказавшегося в пользу развития рыночных отношений, партия раскалывается на ряд течений, среди которых доминирующую роль играли: консервативное, ориентированное на руководство новосозданной КП РСФСР, отстаивающее «социалистические ценности», и реформистское (ориентировавшееся на Горбачева), сумевшее провести на съезде решения социал - демократической направленности.

Власть. Избрание в мае 1990г. Председателем Верховного Совета РСФСР Б.Ельцина проявило общественные предпочтения.

В июне новое руководство Российской Федерации принимает декларацию о суверенитете, предусматривающую приоритет республиканского законодательства над союзным, инициировав «парад» республиканских суверенитетов. Линия на противостояние союзным структурам, усилившаяся после убедительной победы Ельцина в ходе выборов Президента РСФСР, означала, что исторической России, преобразованной после Октябрьской революции в СССР, бросает вызов ее великорусское ядро, получившее государственный статус (субъект федерации) лишь в советское время.

Духовная сфера . «Гласность» поставила под вопрос идеологическую монополию КПСС.

Ликвидируются цензурные ограничения, происходит становление политических свобод. Особый резонанс вызывало «возвращение имен» выдающихся представителей отечественной культура разных поколений, долгие годы находившихся под запретом: русских религиозных философов, литераторов – эмигрантов. Сильнейшее воздействие на общественное мнение оказали публикация «Архипелага ГУЛАГ» А.Солженицина. общественная деятельность А.Сахарова.

В становлении новых умонастроений возрастающую роль играли религиозные организации, в особенности, Русская Православная Церковь, развертывающие деятельность на основании закона «О свободе совести», покончившего с политикой государственного атеизма.

Внешняя политика . Внешнеполитический курс «перестройки» был оформлен в концепции «нового политического мышления», заменяющей принцип мирного сосуществования стран социализма и капитализма пониманием целостности мировой цивилизации. Удалось достичь зримых результатов в развитии отношений со странами Запада, минимизировать разрастание региональных конфликтов.

Линия Запада в отношении СССР основывалась на неизменном стремлении к ликвидации советского строя и на незаинтересованности в неконтролируемом распаде советской системы, учитывая ядерный статус страны.

Во второй половине 80-х гг. СССР и США удалось достичь соглашений об уничтожении части ядерных вооружений и развитии экономических и гуманитарных отношений. Решение о выводе советских войск из Афганистана в течение 1988 - 1989гг, активное участие советской дипломатии в урегулировании конфликтов в Азии, Центральной Америке, Африке, нормализация отношений с Китаем содействовали укреплению международной безопасности.

Противоречивые последствия имел стремительный развал «социалистического лагеря» в странах Восточной Европы (1989 – 1990гг.) Условия отказа советского руководства от претензий на гегемонию в бывших «братских странах» свидетельствовали о стремлении за счет односторонних уступок достичь поддержки во внутренних делах – что было использовано консервативными кругами для обвинения Горбачева и его окружения в предательстве.

«Путч». Референдум весной 1991г. показал, что три четверти принявших участие в голосовании высказались за сохранение «обновленного» Советского Союза как «федерации суверенных республик».

Весной 1991г. было достигнуто согласие руководства 9 республик на подписание (предположительно 20 августа) Договора о создании Союза Суверенных Государств как «демократической федерации». Консервативные силы решились на противоправные действия, изолировав 18 августа Горбачева на даче в Крыму (многие обстоятельства этой акции остаются не выясненными). В должность президента вступил вице – президент СССР Г.И. Янаев. 19 августа был создан Государственный комитет по чрезвычайному положению (ГКЧП), Объявив в ряде регионов чрезвычайное положение, ГКЧП поставил официальной целью соблюдение норм действующей Конституции СССР, что меняло всю конфигурацию отношений с союзными республиками и ставило под вопрос существование многих новообразованных структур власти, и ввел в столицу войска.

Руководство России во главе с Ельциным сумело мобилизовать политически активную часть москвичей на защиту «Белого Дома» (резиденция Верховного Совета РСФСР), заговорщики не решились прибегнуть к силовым методам, утратили инициативу и 22 августа были арестованы.

Причины поражения ГКЧП . События в последующие годы показывают, что ГКЧП мог рассчитывать на поддержку широких слоев общества. Поражение «путча» может быть объяснено личной нерешительностью членов ГКЧП, неверием в общественную поддержку, перевесом либеральных радикалов среди политизированной части общества, особенно, в столице.

Фундаментальная причина скоротечности «путча» коренилась в недееспособности советских структур. Политическая реформа наделила советы депутатов элементами представительности, что сразу же выявило их неспособность исполнять распорядительно - управленческие функции, Ликвидация весной 1990г. ст. 6 Конституции, закрепляющей руководящую роль КПСС, разрушила механизм, обеспечивающий системное единство советов в масштабах государства.

Распад СССР . Ликвидация советского строя . Провал «путча» означал фактическую ликвидацию советской власти. 8 декабря 1991г. в Минске лидеры республик–учредительниц СССР (Белоруссии, России и Украины) подписали документы, прекращающие действие Союзного договора 1922г. и учреждающие Содружество Независимых Государств (СНГ); позже к содружеству присоединились 8 бывших союзных республик (без Грузии и стран Прибалтики). Президент СССР 25 декабря 1991 г. ушел в символическую отставку с поста главы несуществующего государства. Советский период отечественной истории завершился.

Историческое место СССР . Советский Союз был историческим продолжением Российской империи, сумевшим сохранить статус великой державы.

Советский тоталитаризм возник на основе сочетания коммунистической доктрины с традиционным российским этатизмом. Мобилизационные возможности советской системы позволили стране решить проблемы строительства индустриальной базы, систем образования и науки, выиграть тяжелейшую войну, достичь ядерного паритета в глобальном противостоянии с Соединенными Штатами.

Эти результаты были достигнуты ценой предельного напряжения всех сил общества, миллионов человеческих жизней, что, с одной стороны, объясняется чрезвычайностью исторических условий, с другой - условий органическими чертами тоталитаризма. Советская модель устройства общества оказалась не в состоянии обеспечить высокие жизненные стандарты и приспособиться к требованиям перехода в постиндустриальное общество. Угроза утраты геополитического статуса, разочарование общества в коммунистической идее, восприятие правящей элитой буржуазных ценностей предопределили завершение «октябрьского эксперимента».

Распад СССР показал, что в рамках советского строя оказалось невозможным перейти к устройству органической системы. С падением тоталитарных скреп рухнула и федерация советского типа.

Постсоветский период (1991г. – начало XXI в.).

Распад СССР и ликвидация советского строя поставили проблему национально - государственной идентичности: является Российская Федерация (изменение официального названия государства было осуществлено 21 апреля 1992г.) продолжением исторической Руси – России как великой державы имперского типа, или она обречена на превращение в региональную державу с ограниченной ролью. Руководству Российской Федерации предстояло решить комплекс внешне - и внутриполитических проблем, сверхзадачей которых было сохранение мирового статуса России.

Внешняя политика . Достижением постсоветской дипломатии явилось сохранение за Россией статуса постоянного члена Совета Безопасности ООН, что, наряду с принятием РФ правопреемства по международным обязательствам СССР, обеспечило российскую юрисдикцию в отношении оружия массового поражения на территории бывшего Союза и формальное сохранение статуса великой державы.

СНГ. Набравшие инерцию центробежные тенденции крайне затруднили реализацию потенциала сотрудничества.

В хозяйственной сфере усилия по созданию «единого экономического пространства» не увенчались результатами. Больших успехов удалось достичь в военно-политической сфере: были погашены конфликты в Нагорном Карабахе, Таджикистане, Молдавии. Трудности России на этом важнейшем участке ее внешнеполитических интересов усугубляло нарастающее влияние стран НАТО, прежде всего, США, которые стремятся заполнить «постсоветский вакуум».

Бывший «социалистический лагерь». Россия бала вынуждена смириться с утратой влияния в странах Восточной и Центральной Европы.

Отношения со странами Азии, Африки и Латинской Америки. В 90-е гг. были налажены контакты с Китаем, Японией, Индией и др. В 1998г Россия вступает в организацию стран Тихоокеанского региона, что существенно укрепило ее присутствие в этой динамично развивающейся зоне мира.

Отношения с Западом . Начиная с 1992 г. - принимается декларация о «прекращении холодной войны», осуществляются мероприятия по взаимному сокращению запасов оружия массового поражения, налаживается сотрудничество с военными структурами НАТО. Россия вступает (по политическим вопросам) в «семерку», преобразованную в «восьмерку – «клуб» ведущих держав мира.

Достижения в разрядке международной напряженности происходили на фоне падения международного веса России.

С одной стороны, это следствие ослабления военно-экономического потенциала страны (к концу 90-х гг. НАТО превосходило Россию по военным расходам в 20 раз, по ВВП - в 50). С другой - односторонних подходов российской дипломатии (министр иностранных дел А.В.Козырев), исходившей из того, что ликвидация советского режима интегрирует Россию с Западом. Однако партнеры, с удовлетворением воспринявшие падение советского режима, не были склонны признать Россию страной с либеральной политко - экономической системой. Уступчивость России воспринималась как признак отказа от самостоятельной политики. Не оправдал себя расчет на экономическую поддержку, породив проблему экономической зависимости. Односторонняя «нормализация» не могла не породить кризиса, который определился в 1999г. - в связи с событиями на Балканах. Натовские бомбардировки Югославии, обвиненной в геноциде в отношении мусульманского меньшинства, вызвали негативную реакцию российской общественности.

Внутриполитическиое развитие. Экономика. В 1992 г. правительство во главе с Е.Т. Гайдаром, в условиях острейшего экономического кризиса осуществило радикальную реформу («шоковая терапия»): переход на свободные (рыночные) цены и тарифы и приватизация (разгосударствление) собственности. Тактическая цель реформы, устранение угрозы экономического паралича, была достигнута: дефицит на потребительском рынке был устранен; ваучерная (ваучер - удостоверение на право владения долей государственной собственности) приватизация 47 тыс. (из 240тыс.) предприятий принесла в бюджет 150 млрд. рублей. Однако общая стабилизация экономических показателей не произошла. Цены за год выросли на 2400%, произошло резкое снижение жизненного уровня населения. В 1992 г. началось абсолютное сокращение населения России.

Причины : - инерционное воздействие советской экономической модели;

Развал союзного народнохозяйственного комплекса;

Острота кризиса к концу «перестройки», препятствующая реализации «мягкого» перехода в рынок;

Сопротивление части региональной и хозяйственной номенклатуры;

Просчеты в программе и ходе реализации «шоковой терапии» (недооценка экономической инерционности, лазейки в законодательстве);

Непоследовательность действий правительства (с лета 1992 в целях преодоления платежного кризиса началось увеличение денежной эмиссии, что вновь усилило инфляцию).

« Дефолт». Правительство В.С.Черномырдина (с декабря 1992г.) отказалось от борьбы за финансовую стабилизацию, попытавшись с помощью инвестиций стимулировать экономический рост. Политическая нестабильность, инфляция, криминализация экономики, препятствовали притоку средств в реальный сектор. В условиях «сжатия» экономики (в 1990 г. ВВП России составлял 990 млрд. долл., в 1997г. - -580), огромные обязательства государства по выплатам привели летом 1998 г. (правительство возглавлял С.В.Кириенко) к «дефолту» - отказу государства от платы по долгам., сопровождающемуся волной инфляции, кризисом банковской системы, вторичному (после 1992г.) обесцениванию денежных накоплений населения. Правительства Е.М. Примакова, С.В. Степашина справились с непосредственными последствиями «дефолта», начался медленный экономический рост, далеко не удовлетворяющий потребности страны.

Противоречивые итоги хозяйственного развития России в 90-е гг. свидетельствовали, что ультралиберальные надежды на саморегулирование экономики не оправдались

Социальные отношения . Складывается качественно новая социальная структура общества, характеризующаяся крайней дифференциацией уровней жизни. Формируется слой частных собственников, внутри которых доминируют «олигархи» - обладатели мультимиллионных состояний, тесно связанные с властными структурами. На другом полюсе - миллионы безработных, бездомных, беженцев, профессиональных нищих. К концу 90 - х гг. богатые составили 3- 5 % населения, «средний» класс - по разным оценкам - от 7 до 15%, бедные - 25 - 40%, нищие - 40 - 60%.

Политическое развитие . В начале 1992г. сохранялось сочетание советских органов с президентской структурой. Проблемы могли быть решены легитимно путем выработки новой Конституции. Однако российские власти избрали конфронтационный путь, что отражало нарастающее противостояние сторонников (ориентировавшихся на Президента) и противников (представленных большинством депутатов Верховного Совета) радикально - либеральных перемен.

21 сентября 1993 г. Президент объявил о роспуске Верховного Совета, Съезда народных депутатов РФ и назначении новых парламентских выборов. Отказ парламентского большинства признать эти действия законными (что подтвердил Конституционный суд) и избравшего президентом вице - президента А.В. Руцкого привели к столкновениям в столице, вводу в столицу и обстрелу «Белого дома» (резиденция Верховного Совета) 4 октября, приведшему к многочисленным жертвам. Установился режим президентского единовластия, повлекший формальную ликвидацию советских структур, обязанности которых на местах передавались территориальным администрациям и выборным думам.

В соответствии с принятой в результате референдума 12 декабря 1993г. Конституцией, Россия объявлялась демократической правой федеративной республикой, в которой гарантируются плюрализм собственности и права граждан. При доминировании структур главы государства - президента, реализовывался принцип разделения властей (исполнительная - правительство и администрации субъектов федерации; законодательная - выборные Совет Федерации и Государственная Дума, образующие Федеральное Собрание, и местные представительные органы; судебная - совокупность судебных органов).

Президенство В.В. Путина . 31декабря 1999г. Б.Н.Ельцин подал в отставку, исполняющим обязанности президента стал глава правительства (с лета 1999г.) В.В.Путин. По результатам первого тура выборов, состоявшихся в марте 2000г., Путин был избран Президентом РФ.

Курс нового главы государства, получивший одобрение в обществе, предусматривал продолжение демократических реформ в условиях стабилизации общественно - политической жизни страны и укрепления ее международных позиций.

В 2000-2004гг в области внутренней политики были предприняты шаги по восстановлению субъектности (властно - регулирующей роли в интересах общества) государственных органов, подорванной в предшествующий период:

Проведены мероприятия по устранению клановых влияний на государственную политику;

Учреждено промежуточное звено регионального управления - семь федеральных округов во главе с полномочными представителями президента;

Путем приведения местного законодательства в соответствие с Конституцией и федеральными законами укреплено единое правовое пространство;

В целях укрепления «вертикали» исполнительной власти пересмотрен порядок формирования верхней палаты парламента: вместо губернаторов членами Совета федерации стали представители региональных администраций и законодательных собраний;

Стимулирован процесс укрупнения политических объединений (по итогам выборов в Государственную Думу 2003 г. в нижней палате сформированы четыре фракции: «Единая Россия», КПРФ, ЛДПР, «Родина);

Продолжено реформирование экономики, направленное на совершенствование механизмов рыночного стимулирование производства;

Увеличены оборонные расходы и осуществлены шаги по реформированию вооруженных сил;

Предприняты решительные меры по пресечению вооруженного сепаратизма на Северном Кавказе (1994 - 1996 гг. федеральные силы предприняли неудавшуюся попытку сломить чеченский сепаратизм, фактически выведший республику, превращающуюся в один из центров международного терроризма, из состава России; в 1999 - 2000 г. в результате антитеррористической операции федеральный контроль был восстановлен).

В области внешней политики - в условиях роста международной напряженности, вызванной, прежде всего, угрозой глобального терроризма, главное внимание уделялось отстаиванию национальных интересов страны, налаживанию международного сотрудничества.

Выступая сторонником консолидации общественно - политических сил, Путин заручился внушительной поддержкой в обществе, что подтвердили выборы в марте 2004 г., закончившиеся убедительной победой действующего президента.

В настоящее время Россия сталкивается с комплексом сложных внутри - и внешнеполитических проблем.

На международной арене : активизация терроризма, угроза «расползания» ядерного оружия, рост экономической конкуренции. Внутри страны : сохраняющийся узел напряженности на Северном Кавказе; бедность - база социальной напряженности; проблемы качества роста экономики, сохраняющей сырьевую направленность; не завершенность политико-правового реформирования.

Приоритеты второго срока президентских полномочий В.В.Путина:

Рост качества жизни (жилье, здравоохранение, образование, пенсии);

Переход к высокотехнологичной экономике (инновационные механизмы, развитие рыночной инфраструктуры, налоговая и земельная реформы);

Повышение эффективности государства (совершенствование федеративных отношений, судебной системы, государственной службы);

Укрепление национальной безопасности (продолжение модернизации вооруженных сил, парирование внешних угроз, обеспечение устойчивого мира в Чеченской республике).

На протяжении своей истории Россия осуществляла модернизационные преобразования по инициативе государства под давлением внешних обстоятельств. Успех современных преобразований зависит от того, в какой мере России удастся преодолеть традиции «закрытого общества», и, сохраняя идентичность, стать «открытой системой», способной к постоянному внутреннему обновлению.

2 марта 2008 г. Президентом РФ избран Д.А.Медведев, провозгласивший курс на преемственность развития и обновление в соответствии с современными вызовами всех сфер жизнедеятельности российского общества

Ответы на тестовые задания