Расстояние от каспия до персидского залива. Невероятный проект судоходного канала «Каспий-Персидский залив. В чем же камень преткновения

План:

1. Введение.

2. Дата основания КПРФ.

3. Инициаторы.

4. Главный лозунг КПРФ Девиз «За Победу».

5. Цели КПРФ.

6. Принципы КПРФ.

8. Тактика КПРФ.

9. Предвыборные штабы.

10. Мы – будущее страны!

11. Блоки и тесные контакты.

12. Председатель фракции КПРФ.

13. Председатели в органах власти.

15. Список используемой литературы.

1. Введение.

КПРФ является одной из влиятельных партий Российской Федерации. Но в это же время она остается одной из партий не раскрытой до конца для меня, и для многих других. О КПРФ написано очень мало статей и очень мало книг. А все книги, которые написаны и доступны простому обдувателю, написаны лицами имеющие прямое или косвенное отношение к КПРФ. Ну а что может написать писатель, который стоит на стороне КПРФ? Естественно, какой бы он не обладал само критикой, он не может сказать не чего такого, чтобы в корне изменило отношение людей к политике КПРФ в отрицательную сторону. Все прочитанные мной статьи показывают только положительные стороны КПРФ. В них очень мало сказано про историю развития и становления политических лидеров партии. С трудом я смог отыскать в глобальное компьютерной сети Internet Зюганова Геннадия Андреевича. Но там говорилось все абстрактно и не четко. Я не смог найти статьи, которые бы резко и четко критиковали деятельность КПРФ. Также во всех статьях идет скрытая пропаганда, везде говориться какие мы хорошие или какая хорошая партия КПРФ, что если она придет к власти, то сразу всем будет хорошо и легко жить. А хотелось бы увидеть независимую точку зрения. Про актуальность разбора все во возможных политических партий можно практически не говорить. Ведь впереди у нашей необъятной родины России, выборы в которых нам именно нам предстоит выбирать наших представителей в государственной думе, и выбирать себе президента. Который будет руководить нами. А при таком пестром разнообразии политических партий. А без посторонней помощи просто не обойтись. Запутаться в предвыборной гонки политических партий проще простого. Они растягивают свои паутины, сплетенные из правды и лжи, и все это подается в виде красивых обещаний, парой просто не выполнимых даже при свершении какого либо чуда. Новизна темы это новый взгляд, новое осмысление, толкование. И что может быть новее, чем наше будущие, а ведь наша судьба на прямую зависит от того, кого именно мы выберем, за кем последуем и кому отдадим наши голоса. Новизна и актуальность связаны с друг другом! Главные задачи моей работы рассмотреть и представить КПРФ именно такой, какая она есть на самом деле. Рассмотреть деятельность партии, ее принципы и задачи.

2. Дата основания КПРФ.

Основана в июне 1990 г. Зарегистрирована Минюстом РФ 24 марта 1993 г., регистрационный номер 1618.

11 июня 1998 года зарегистрированы изменения и дополнения в уставе, соответствующие новым требованиям законодательства (получение статуса политической общественной организации для участия в выборах 1999 года).

3. Инициаторы

Инициаторами создания КП РСФСР (в составе КПСС) выступили антиреформистски настроенные члены КПСС (делегаты 28 съезда КПСС), представлявшие ряд региональных организаций КПСС и ее центральное руководство, объединившиеся в Инициативное движение коммунистов РСФСР. 19-20 июня 1990 г. они собрали Российскую партийную конференцию, которая приняла решение о преобразовании ее в Учредительный съезд КП РСФСР. В числе инициаторов были: Полозков И.К., О.С. Шенин, Зюганов Г.А., Купцов В.А. и др.

После событий августа 1991 г. указом президента РФ от 23 августа 1991 г. деятельность КП РСФСР была приостановлена, а затем прекращена (указом от 6 ноября 1991 г.) центральные органы распущены, имущество передано государству. Коммунисты в этот период раскололись на два лагеря: одни стали создавать новые компартии, другие - отстаивать право на восстановление КПРФ. Последние обратилась в Конституционный суд РСФСР (КС) с запросом о конституционности указа президента. В октябре 1992 г. КС подтвердил законность действий первичных организаций партии и их право на создание новых центральных руководящих органов.

В ноябре 1992 г. был сформирован Оргкомитет (в составе 68 человек) по подготовке 2 (чрезвычайного) съезда КП РСФСР. Решение о создании Оргкомитета было принято на заседании Политического консультативно- координационного совета коммунистов РСФСР, состоящем из представителей возникших на руинах КПСС левых и коммунистических партий: Российской коммунистической рабочей партии, Социалистической партии трудящихся, Российской партии коммунистов, Союза коммунистов и ряда региональных партий и организаций. Председателем Оргкомитета стал В.А. Купцов. В числе наиболее активных членов Оргкомитета были: В.И. Зоркальцев, А.В. Крючков, И.П. Осадчий, С.Н. Петров, И.П. Рыбкин, Г.И. Скляр и Б. Славин. В оргкомитете возобладали несколько основных группировок коммунистов: старые руководители ЦК КПСС и ЦК КПРФ; выходцы из Социалистической партии трудящихся, часть РКРП, конституировавшаяся позднее как Ленинская платформа в КПРФ. РКРП и ВКПБ обвинили организаторов в социал-демократическом уклоне и отказались войти в КПРФ. Восстановительный съезд КП состоялся в феврале 1993 г.

4. Главный лозунг КПРФ Девиз “За Победу!”

“ Порядок в стране достаток в доме! “ КПРФ видит перед собой три главные цели.

1. Спасти российский народ от вымирания;

2. Укрепить государственную целостность и единство страны;

3. Преодолеть экономическую разруху.

Для решения этих задач необходимо вернуть народу награбленную у него собственность. Поставить под государственный контроль стратегически важные секторы экономики. Восстановить социально – экономические права человека труд, отдых, доступное жилище, бесплатное средние и высшие образование, медицинское обслуживание, социальное обеспечение. Открыть просмотр творческой энергии, инициативе и предприимчивости всех граждан. Восстановить традиционные союзнические связи на международной арене. Обеспечить благоприятные внешние условия свободного труда и независимого развития России.

Россия по - прежнему сказочно богата. Нужно лишь суметь по хозяйски распорядиться тем что у нас есть.

Придя к власти, патриотическое Движение “ За Победу! “ начнет стого, что предпримет следующие меры:

1. Мы осуществим конституционные реформы суть которой в повышении ответственности власти перед народом. Конституция станет надежной гарантией прав и свобод граждан, преградой произволу, основной политической стабильностью.

2. Мы погасим доли по зарплате, пенсиям, пособиям и стипендиям. Снабдим светом и теплом каждый дом, горячим питанием и учебниками каждого школьника, лекарствами каждую больницу.

3. Мы снизим тарифы на топливо, энергию и транспорт. Облегчим налоговое бремя. Создадим отечественным товаропроизводителем всех форм собственности благоприятные условия для расширения производства. Покончим с безработицей. Производство и заработная плата будет устойчиво расти цены стабилизируются

4. Мы остановим ограбления села. Восстановим паритет цен. Наладим производство современной техники. Подержим разнообразные формы хозяйствования на земле. Не допустим расхищения общенародного достояния - земель сельскохозяйственного назначения.

5. Мы прекратим безумную чехарду в правительстве. Привлечем к делу всех частных профессионалов болеющих душой за Россию. Обеспечим приток талантливой молодежи на все уровни управления.

6. Мы восстановим независимые органы народного контроля, за работой госпарты. Сократим раздутые штаты чиновников. Внедрим в жизнь механизм отзыва министров и депутатов всех уровней, не оправдавших доверия граждан.

7. Мы вытесним на обочину политики всех экстремалов. Никому не будет позволено разжигать социальную, национальную и религиозную ненависть. Нарушать свободу слова. Осквернять нашу великую историю. Глумиться над патриотическими чувствами.

8. Мы обеспечим государственное единство страны. Создадим надежную экономическую базу для местного самоуправления. Предприятия и коммерческие организации будут платить налоги в тех регионах где они реально работают, а не по месту формальной регистрации.

9. Мы подавим преступность предоставим правоохра- нительным органам все необходимые для с уголовщиной. Прокуратура перестанет быть игрушкой в руках проворовавшихся олигархов. Суды станут независимыми и беспристрастными.

10. Мы доведем до суда всех громкие дела против высокопоставленных жуликов, перекачивающие украденные у народа деньги в иностранные банки.

11. Мы восстановим авторитет, святость домашнего очага, достоинство женщины – матери женщины - труженицы. Защиту материнства и детства, поддержку ветеранов войны и труда, помощь сиротам и инвалидом снова станут приоритетом государственной политики.

12. Мы утвердим справедливость и равноправие в области национальных отношений. Защитим культуру, язык, верование и обычаи всех народов России

13. Мы покончим с русофобской практикой режима. Русский человек, сегодня униженный и оклеветанный, изгоняемый из культуры, прессы и власти, обретет свое достойное место во всех сферах общественной и государственной жизни.

14. Мы снимем все преграды на пути объединения России, Белоруссии и Украины в единое союзное государство. Соберем все братские народы под общие небо Родины.

15. Мы возродим обороноспособность, странны. Обеспечим России надежную внешнею и внутреннею безопасность. Армия снова станет народной любимицей.

За честный труд и достаток.

За восстановление справедливости.

За возврат народу награбленного у него богатства.

За честь и достоинство великого русского народа.

За межнациональный мир и согласие.

За беспощадную борьбу с преступностью и коррупцией.

За победу России.

Наше дело правое победа будет за нами!

5. Цели КПРФ

Во первых сбережение народа. Ликвидация лютого геноцида. Прекращение демографической катастрофы. Возрождение эффективной системы здраво охранения и народного образования.

Во вторых возращения народу разграбленного достояния страны. Восстановление социальной справедливости. Утверждение государственного контроля над стратегическими секторами экономики. Обеспечения достаточного уровня жизни всех Россиян.

В - третьих собрание земель. Воссоздания единого союзного государства. Единой братской семьей народов. Единого геополитического пространства континентальной Евразии. Высшей целью было и остается построение справедливого общества – прочной основы для процветания. Великой России в грядущем тысячелетии. В этом обществе не будет нищих и голодных, бездомных и безработных.

6. Принципы КПРФ

Стратегия нашего движения базируется на принципах справедливости, державности, народовластии, духовности и патриотизма.

Справедливость - это возможность каждому реализовать свои таланты. Работа для всех. Перспективы для молодежи. Благополучие семьи. Уважение к достоинству личности и честному труду. Счастливое детство и обеспеченная старость. Все то, чего лешил нас криминальный режим.

Державность - это государственная мощь, соединенная с отеческой строгостью и заботой. Приоритет общенациональных интересов, над клановыми. Особая ответственность государства перед обществом и народом.

Народовластие - это власть большинства народа и для народа. Власть совести и закона основа гражданского мира и согласия. Главное условие свободного созидание и творчества.

Духовность - это стремление воплотить в жизнь высшие человеческие идеалы и народные святыни.

Патриотизм - это высокое священное чувство. Ставящее общие интересы Отечества, выше личных и частных. Готовность к самопожертвованию.

7. Программа КПРФ экономического подъема страны.

(некоторые пункты)

1. Прежде всего, необходимо избавить предприятия от накопившихся долгов. Пени и штрафы аннулировать полностью, так как главным виновником их образования является государство, создавшие условия, при которых предприятия не имели возможность работать рентабельно и платить налоги (инфляция, неплатежи, большое налогообложение, завышенные многократно тарифы на электроэнергию и железнодорожные перевозки и т. д.) Прямую за должность предприятий в бюджеты всех уровней реструктуризировать на более поздний сроки для выяснения причин ее образования. После тщательной аудиторской проверки ее также необходимо списать, за исключением выявленных факторов воровства и растащилавки, по которым должны ответить конкретные виновники. В тех случаях, когда предприятия “ лежат на баку “ большинство рабочих уволено, а акции попали в руки руководителей, узурпировавшие власть, такие предприятия необходимо нацилизировать – в счет погашения долгов перед государством или другим выявленным в процессе проверки причинам.

2. Для приобретения сырья, матерьялов и комплектующих изделий, без чего предприятия не смогут даже начать нормально работать. Необходимо обеспечить льготное кредитование предприятий, с правом расходования средств только на эти цели. Инфляция и другие, упомянутые выше причины, в том числе узаконенная режимом растащиловка. Цели предприятий оборот средств и государство должно помочь в этом. Восстановление обратных средств, на наш взгляд, имеет первостепенное значение, это то звено в обратной цепи взаимоотношений предприятий которое позволит решить многие вопросы. Монастырская политика правящего режима, при которой обелис товаров в магазинах, потребность населения в них, отсутствие денежной массы в стране и сдерживания роста инфляции. Породила всеобщею неплатежеспособность предприятий и разрушила денежно – финансовую систему. По расчетам специалистов, публикуемых в печати, в настоящие время. Денежная масса составляет всего 10% – 15% стоимости товарной массы. Без восстановления баланса стоимости денежной и товарной массы, восстановить денежно – финансовые отношения и нормальную работу предприятий не возможно. Вот тут то и нужно льготное кредитование. Что бы не допустить обвала рубля и инфляции, льготное кредитование необходимо начать с предприятий способных быстро восстановить производства.

3. Учитывая, что в себестоимость изготовления большинства видов продукции большую долю составляют энергозатраты и железнодорожные перевозки, необходимо значительно (в разы) снизить на них тарифы и взять их под жесткий контроль государства. Рост цен энергоносители и железнодорожные перевозки значительно опередили рост цен на другие товары. Вследствие этого продукция отечественных производителей стала нерентабельной и неконкурентоспособной, что и явилось одной из главных причин остановки предприятий.

4. Особое внимание необходимо обратить на директорский корпус. Директора, не выдержавшие проверку неограниченной властью и подавшиеся соблазну личного обогащения за счет ограбления коллективов и разорения предприятий. Должны быть отстранены. Восстановить порушенное производство смогут лишь истинные патриоты Родины.

5. Чтобы исключить дальнейшие воровство и сделать работу предприятий более прозрачной и подающейся проверке, необходимо ликвидировать расчетные счета малых дочерних предприятий и других сопутствующих структур, на предприятии должен быть один расчетный счет и через него должны осуществляться все финансовые операции.

6. Необходимо восстановить многоуровневый контроль за работой предприятий, в том числе народные. Введение жестокого контроля над всеми доходами и расходами позволит остановить воровство и растощиловку.

7. Зарплата руководителей должна быть подконтрольна государству и зависеть от результатов работы предприятий и средней зарплаты руководимой ими коллективом.

8. Необходимо защитить отечественного товаропроизводителя от внешней интерференции товаров. На импортную продукцию, аналогичную выпускаемой нашей страной, таможенные пошлины, должны быть увеличены. Чтобы покупателю было выгодно покупать отечественные товары.

8. Тактика КПРФ

Для преодоления кризиса. Всем патриотическим силам России. Нужно сплотиться не верхние соглашение политических лидеров, а широкое всенародное объединения спасет страну. Сделать это будет не просто. Режим стремительно боится объединения патриотов. Нас пытаются расколоть. Играть на амбициях лидеров. Используют личные обиды и грязный подкуп. Но мы будем мудры и терпеливы. Не подадимся на провокации. В преддверии выборов небывалыми темпами идет перегруппировка политических сил. Едва ли не каждый день возникают, и распадаться политические союзы. В такой ситуации избиратели могут запутаться. Поэтому чрезвычайно важно донести до них ясное понимание того чьи интересы выражают основные партии и блоки, часто скрывающие за благозвучным название откровенно антинародное содержание. На правом крае находится две “ партии бывших “ “ Союз Правых Сил “

и НДР. Там собрались полностью обонкротившихся политики, которые заслужили в стране репутацию разпушителей и предателей “ Союз Правых Сил “ Чубайса – Кириенко представляет буржеазии и ее заокеанских покровителей. НДР является партией “ номенклатурного капитализма, политической крышей нефтяных и газовых баронов, наживших в годы безвременья огромные состояния. На роль новой “ партии власти “ претендует блок “ Отечество - вся Россия “. Этот экзотический союз московских начальников с “ умеренными “ сепаратистами призван обслуживать интересы привилегированных регионов и крупного капитала. Чувствуя узость своей социальной базы, они пытаются расширить ее за счет личного авторитета известных политических деятелей. Но как бы этим авторитетом не пострадать от пребывания в подобной компании… “ Яблоко “ сегодня все чаще маскируется под социал-демократическими лозунгами. Пытаясь скрыть от избирателей откровенно проамериканские позиции. “ Яблочники “ выполняют очень важную для нынешнего правительство роль, “ партия прикрытия “ называя себя “ демократической оппозицией “. Они стараются убедить избирателей в том что корень всех нынешних бед – личные недостатки “ реформаторов “. А сам по себе курс убийственных реформ совершенно верен и нуждается лишь в некоторой “ корректировки “… Олицетворением режима и его главным идеологом стал Жириновский. Это “ слуга “ всех господ, то демократ, то националист, то просто хулиган. Сейчас его активно используют в роли провокатора, озвучивающего безумные идеи. О запрете Компартии, введение чрезвычайного положения в стране и отмене выборов и т. п. Интересы народных низов, отчаяние широких трудовых масс защищают партии левой части политического спектра. Наша партия всегда выходила на парламентские выборы, имея в своих рядах не только коммунистов, но и представителей других организаций и движений. Партийными организациями и нашими союзниками в общефедеральный список блока было предложено 447 кандидатур, из которых в результате кропотливой работы кадровой комиссии ЦК и обстоятельных межпартийных консультаций рекомендуется к выдвижению 270 кандидатур максимальное число определенное законом. Из них пятая часть депутаты Государственной Думы. Широко представлены в блоке и наши союзники. 37 человек выдвинул Аграрно- промышленный союз, профсоюз аграриев и аграрная депутатская группа, 11 человек выдвинули Движение в поддержку армии, 10 человек представляют Всероссийское женское движение, 32 человека организацию Российских ученых социалистической ориентации. Есть в нашем списке и представители движения Духовное наследие православно – патриотического движения, ветеранских организаций, обществ инвалидов и т.д. Такой кадровый состав позволит нам решить задачи высокой степени по выдвижению кандидатов по одномандатным округам. Теперь необходимо донести нашу позицию до изберателей в процессе интенсивной, массовой разъяснительной работы.

9. Предвыборные штабы.

Предвыборные штабы должны будут:

1. Организовывать изучения всех нюансов предвыборного законодательства, касающихся правил ведения агитации и пропаганды.

2. Максимально эффективно использовать документы и рекомендации центрального штаба по методике агитационно - пропагандисткой работы.

3. Проявить инициативу в нахождения и применении новых форм агитации через Internet, клубы Победителей и т. п.

4. Повысить эффективность агитационной работы за счет усилия ее адресности.

В агитационной борьбе нельзя забывать и о таком грозном оружии, которое выковано партией в процессе импичмента Ельцина. Материалы по голосованию за импичмент имеются в полном объеме. Задача – донести позицию кандидатов до каждого избирателя. Необходимо опереться на помощь добровольных помощников в каждом городе, селе, микрорайоне и квартале. Именно они должны стать основными проводниками нашей позиции до каждого избирателя, донести до народа наши первоочередные шаги. Необходимо сделать упор на разъяснение того, каким видим мы выход из сегодняшнего тупика, что и каким образом собираются делать, что положительного от этого получит каждый конкретный избиратель: рабочий, крестьянин, учитель, врач, воин, ученый, предприниматель, ветеран, молодой человек.

10. Мы – будущее страны!

Решительно взявшись за возрождение страны, мы не поддадимся на соблазны переделать все и сразу. Каждый наш шаг будет выверен и просчитан с точки зрения его влияния на жизнь простого человека, на повседневные потребности трудящихся масс. Наша стратегия рассчитана на создание устойчивых и разумных “ правил игры ” –общих для всех и обязательных для всех. В решении многих насущных проблем мы сможем опереться на богатейший опыт советской эпохи. Но советское наследство должно послужить России основной для решительного движения вперед, а не для отката назад. Не повторение старого уже пройденного пути, а творческое использование добытого огромной ценой опыта Советского Союза в качестве надежной опоры для строительства новой Великой России – вот единственно возможный путь выхода из нынешнего кризиса.

Мы будущие страны, а не ее прошлое. Мы верим: Обновленная Россия вернет себе былое величие. Наш народ не утерял способности к великим свершениям. Мы, сыновья и внуки героев фронта и тыла, сумеем создать условия, когда никто не сможет помешать нам, свободно трудиться. Владеть и распоряжаться плодами своего труда. Самостоятельно определять свою судьбу. У нас за плечами – поддержка и доверие десятков миллионов россиян. Бесценная поддержка рабочих и крестьян, ученых и инженеров, врачей и учителей, писателей и художников. Тех, кто своим упорным трудом и талантом создает все ценности на Земле. Опираясь на такую поддержку, мы обязательно выведем страну из кризиса! Главный наш лозунг звучит так: “ Порядок в стране – достаток в доме! “. Свободные люди в свободной стране – вот наш идеал. Такой мы и построим Родину – процветающею мировую Державу, страну великой Победы. Победы сознания на разрушением Народного братства – над враждой и ненавистью, над предательством. Свободы над рабством. Веры над отчаянием, Справедливости над беззаконием.

11. Блоки и тесные контакты.

Руководство КПРФ считает важным достижением, что за годы существования партии удалось избежать крайнего радикализма (к которому толкали отдельные члены партии). КПРФ выступает за расширение союза коммунистов профсоюзов и национально-ориентированного капитала. Наиболее тесные контакты КПРФ поддерживает с Народно-патриотическим союзом России (НПСР), Российским коммунистическим союзом молодежи (РКСМ), с Всероссийским общественно-политическим движением «Духовное наследие» (ДН), с Союзом коммунистических партий - КПСС (СКП-КПСС), с Аграрной партией России (АПР) и с Движением в поддержку армии (ДПА).

НПСР: Создан в августе 1996 г. на базе блока партий и движений, поддерживавших на президентских выборах июня-июля 1996 г. Г.А. Зюганова. На учредительном съезде председателем союза был избран Г.А. Зюганов, а сопредседателями А.В. Руцкой, А.М. Тулеев. В члены Президиума и Координационного совета НПСР вошли: В.А. Стародубцев, Н.И. Кондратенко, Ю.Е. Лодкин, Н.К. Максюта, А.Г. Назарчук и другие. Фиксированного членства с особыми партбилетами НПСР не предусматривает. В качестве коллективных членов в НПСР вошли КПРФ, АПР.

Проблема создание единого левопатриотического блока на выборах 1995: В принципе большинство компартий выступали за создание блока «левых сил». Однако ни в ходе избирательной кампании 1995 г., ни в ходе президентской кампании 1996 г. этого не произошло. Главной причиной, помимо амбиций политических лидеров разных коммунистических партий, стало несогласие радикально настроенных коммунистов с ошибочной «оппортунистической политикой» руководства КПРФ. Тем не менее, на региональном уровне коалиции часто создавались, по инициативе местных партийных организаций, тем более, что малые компартии и даже РКРП вынуждены в регионах работать в связке с КПРФ из-за слабости своей организационной базы.

В ходе избирательной кампании КПРФ попыталась выйти за рамки своего традиционного электората и привлечь на свою сторону патриотически настроенных избирателей. Так, в состав избирательного блока КПРФ вошла некоммунистическая организация - Всероссийское общественно-политическое движение «Духовное наследие». Эти тенденции еще более усилились в ходе президентской избирательной кампании. Был сформирован Народно-патриотический союз России (НПСР), который объединил около 200 различных организаций, включая КПРФ. По опросам общественного мнения НПСР пользуется поддержкой 20-25% населения, а в некоторых регионах - 30-35%.

Проблема создания коалиции на выборах 1999: Лидеры КПРФ выбрали тактику выступления на выборах «тремя колоннами» - собственно КПРФ, «радикальные патриоты» и «просвещенные патриоты». Выбор такой тактики обусловлен вероятностью проведения выборов по новому закону (или указу президента), который откроет путь в ГД РФ партиям и организациям, способным набрать до 5% голосов, путь которым в ГД РФ старый закон закрывал. Тактика может быть изменена после 19 августа 1999 г., когда предполагается такой указ будет опубликован.

Главная цель тактики «трех колонн» - обеспечить более широкий охват избирателей за счет тех, кто по тем или иным причинам не станет голосовать за КПРФ. Вторая задача - снизить накал противоречий по формированию партийного списка КПРФ, который просто не может вместить всех политических союзников, не ущемив интересов партийных функционеров.

Отрицательная сторона выбранной тактики в том, что «боковые колонны» могут и не попасть в ГД РФ - у КПРФ уже отработан механизм организации выборов, а ДПА, например, участвует в них впервые. Угроза неудачи заставляет «лидеров колонн» искать поддержки у политических соперников с КПРФ (например, АПР консультируется с Отечеством Ю.Лужкова), что, в свою очередь, чревато ростом политической самостоятельности бывших верных соратников.

АПР: Аграрная партия с момента своего возникновения является одним из ближайших политических союзников КПРФ. Однако с весны 1999 г. в отношениях между ними возобладали центростремительные тенденции, обусловленные соперничеством в ходе предвыборной кампании в ГД РФ. Фактически до последнего момента АПР готова была пойти на тесный предвыборный союз с КПРФ, но так и не дождалась конкретного предложения - Зюганов, выступавший в качестве почетного гостя на съезде АПР в марте 1999 г., от призыва идти на выборы вместе с КПРФ уклонился. В результате оскорбленные аграрии проголосовали за самостоятельность. Лидер АПР объяснил этот шаг тем, что АПР не намерена «стоять на коленях и выпрашивать у кого-то, чтобы нас пустили на постой». Ухудшение отношений сопровождается пренебрежительными высказываниями отдельных руководителей КПРФ в адрес АПР и ее электоральных возможностей.

ДПА: Под руководством В.Илюхина ДПА превратилось в ближайшего политического союзника КПРФ. Однако предвыборная кампания несколько расстроила этот союз - ДПА приняла решение идти на выборы самостоятельно, так как приход в ГД РФ во главе собственной фракции откроет перед руководством ДПА заманчивые политические перспективы. Лидеры организации справедливо полагают, что лучше смогут мобилизовать в свою поддержку радикально настроенных патриотов, которые считают позицию КПРФ по отношениям к нынешним властям соглашательской. Эти люди не станут голосовать за КПРФ, но охотно проголосуют за истинных патриотов. Тем не менее, без организационной и финансовой поддержки КПРФ добиться успеха ДПА будет крайне трудно, поэтому В.Илюхин не хотел бы разорвать отношения, предлагая идти «отдельной шеренгой в общей колонне». Однако, окончательное решение отложено до августа и в принципе ДПА может войти в блок КПРФ при условии предоставления ей 40-60 мест в составе будущей ГД РФ.

12. Председатель фракции КПРФ.

Зюганов Геннадий Андреевич

Председатель Центрального комитета Коммунистической партии РФ (КПРФ) председатель Народно-патриотического союза России (НПСР) депутат Государственной думы РФ второго созыва – председатель фракции КПРФ.

Дата рождения

Место рождения

с. Мымрино Хотынецкого района (потом административно переотнесено к Знаменскому району) Орловской обл.

Образование

В 1969 г. окончил физико-математический факультет Орловского педагогического института (ОрПИ).

В 1980 г. окончил основное отделение Академии общественных наук при ЦК КПСС и аспирантуру АОН. Кандидат философских Наук (1980г.).Доктор философских наук (1995 г.).

Краткая биография

1961-1962 гг. - преподаватель школы с. Мымрино (Орловская обл.).
1962-1963 гг. и 1966-1969 гг. - студент Орловского педагогического института (ОрПИ).

1963-1966 гг. – служил в Вооруженных Силах.
1969-1970 гг. - ассистент ОрПИ. Председатель профкома и комитета комсомола института.

1970-1972 гг. - заведующий отделом, первый секретарь Заводского райкома ВЛКСМ (г. Орел), первый секретарь Орловского горкома ВЛКСМ.
1972-1974 гг. - первый секретарь Орловского обкома ВЛКСМ.

1974-1978 гг. - секретарь, второй секретарь Орловского горкома КПСС.
1978-1980 гг. - слушатель Академии общественных наук при ЦК КПСС.
1980-1983 гг. - заведующий отделом пропаганды и агитации Орловского обкома КПСС.

1983-1989 гг. - инструктор, ответственный организатор, заведующий сектором Отдела пропаганды и агитации ЦК КПСС.
1989-1990 гг. - заместитель заведующего Идеологического отдела.
1990-1991 гг. - член политбюро, секретарь ЦК Компартии РСФСР.
1991-1993 гг. - руководитель группы Института европейских гуманитарных программ (АО «РАУ-Корпорация»).
1993-1994 гг. - председатель ЦИК Коммунистической партии Российской Федерации (КПРФ),
с 1995 г. - председатель ЦК КПРФ.

1993-1999 гг. - депутат Государственной думы РФ первого и второго созыва - руководитель фракции КПРФ.
Весной 1996 г. баллотировался в президенты России. Во втором туре голосования проиграл Борису Ельцину.
С августа 1996 г. - председатель Народно-патриотического союза России (НПСР).

Семейное положение

Женат. Есть сын и дочь.

13. Представители в органах власти

КПРФ имеет много своих представителей на всех уровнях государственной власти, соперничать с ней может только проправительственное движение «Наш дом - Россия».

На федеральном уровне: В руководстве органов исполнительной власти РФ (аппарате Президента РФ и Правительстве) КПРФ практически не представлена. На протяжении 1993-1997 гг. ее члены не принимали участия в работе органов исполнительной власти из принципиальных соображений. В. Ковалев, в январе 1995 г. назначенный на пост министра юстиции в кабинете Черномырдина был немедленно исключен из фракции КПРФ в ГД РФ. Однако, с конца 1997 г. обозначилось изменение отношения руководства КПРФ к правительству и стала активно обсуждаться возможность участие представителей партии в работе коалиционного правительства.

В законодательных органах власти РФ (в палатах Федерального Собрания РФ) КПРФ представлена многочисленной (около 150 депутатов) фракцией в ГД РФ (подробнее см. раздел «Фракция в ГД РФ»). Представитель партии - Г.Н. Селезнев - в январе 1996 г. был избран Председателем ГД РФ, еще один член КПРФ - Горячева С.П. - занимает пост заместителя председателя ГД РФ. Члены партии возглавляют 9 комитетов ГД РФ: Лукьянов А.И. (Комитет по законодательству и судебно-правовой реформе), Варенников В.И. (Комитет по делам ветеранов), Мельников И.И. (Комитет по образованию и науке), Апарина А.В. (Комитет по делам женщин, семьи и молодежи), Маслюков Ю.Д. (Комитет по экономической политике), Илюхин В.И. (Комитет по безопасности), Иванченко Л.А. (Комитет по делам федерации и региональной политике), Зоркальцев В.И. (Комитет по делам общественных объединений и религиозных организаций), Соколов А.С. (Комитет по туризму и спорту) и Мандатную комиссию ГД РФ (Севастьянов В.И.).

В Совете Федерации РФ партию представляют до 70 депутатов (собственно члены КПРФ и члены НПСР), но формальной фракции КПРФ в этом органе власти нет. В членов Совета Федерации члены КПРФ: Белоногов Анатолий Николаевич (Глава Администрации Амурской области); Бородаев Валерий Васильевич (Пред седатель Астраханского областного Представительного Собрания); Виноградов Николай Владимирович (Глава Администрации Владимирской обл.); Володин Николай Андреевич (Председатель Орловской областной Думы); Кислицын Вячеслав Александрович (Президент Республики Марий Эл); Корепанов Сергей Евгеньевич (Председатель Государственной Думы Ямало-Ненецкого АО); Лодкин Юрий Евгеньевич (Глава Администрации Брянской области); Любимов Вячеслав Николаевич (Глава Администрации Рязанской обл.); Максюта Николай Кириллович (Глава Администрации Волгоградской области); Машковцев Михаил Борисович (Председатель Законодательнго собрания Камчатской области); Понасов Степан Николаевич (Председатель Брянской областной Думы); Рябов Александр Иванович (Глава Администрации Тамбовской области); Стародубцев Василий Александрович (Губернатор Тульской области); Степанов Виктор Николаевич (Председатель Правительства Республики Карелия); Федоткин Владимир Николаевич (Председатель Рязанской областной Думы); Филатов Александр Алексеевич (Председатель Законодательного Собрания Кемеровской обл.); Черногоров Александр Леонидович (Губернатор Ставропольского края); Шабанов Иван Михайлович (Глава Администрации Воронежской области); Шершунов Виктор Андреевич (Глава Администрации Костромской области); Шурчанов Валентин Сергеевич (Председатель Госсовета Чувашии) и др.

На региональном уровне: В ходе региональных выборов 1996-1997 гг. КПРФ удалось провести более 40 своих представителей (или, тех кто избирался при поддержке КПРФ) в главы исполнительной власти субъектов РФ, в том числе: Глава администрации Амурской области Белоногов А.Н. (КПРФ), Глава администрации Брянской области Лодкин Ю.Е. (член КПРФ), Губернатор Ставропольского края Черногоров А.Л. (член КПРФ), Глава администрации Волгоградской области Максюта Н.К. (член КПРФ), Губернатор Тульской области Стародубцев В.А. (член КПРФ), Президент Республики Марий Эл Кислицын В.А. (член КПРФ), Глава администрации Костромской области Шершунов В.А. (член КПРФ), Глава администрации Воронежской области Шабанов И.М. (член КПРФ), Глава администрации Владимирской области Виноградов Н.В. (член КПРФ), Глава администрации Рязанской области Любимов В.Н. (член КПРФ), Глава администрации Тамбовской области Рябов А.И. (КПРФ), Председатель правительства Республики Карелия Степанов В.Н. (КПРФ), Председатель Государственного совета Чувашской Республики Шурчанов В.С. (КПРФ), а также: Густов (НПСР), Сергеенков (НПСР), Руцкой (НПСР), Сударенков (НПСР), Суриков (НПСР), Богомолов (НПСР), Кондратенко (НПСР), Сумин (НПСР), Боковиков (НПСР), Филипенко (НПСР), Ишаев (НПСР), Полуянов (НПСР). Кроме того ряд руководители регионов были поддержаны НПСР на условиях соглашения: Горбенко, Цветков, Михайлов, Броневич, Евдокимов, Малеев.

Ряд членов КПРФ были избраны главами законодательных органов власти РФ, в том числе: Председатель Астраханского областного собрания Бородаев В.В., Председатель Орловской областной Думы Володин Н.А., Председатель Государственной Думы Ямало-Ненецкого АО Корепанов С.Е., Председатель Законодательного собрания Камчатской области Машковцев М.Б., Председатель Брянской областной Думы Понасов С.Н., Председатель Рязанской областной Думы Федоткин В.Н., Председатель Законодательного собрания Кемеровской области Филатов А.А. и др.

14. Вывод.

На мой взгляд, я беспринципно рассмотрел КПРФ. И получил информацию к размышлению. При всем своем размахе, партия КПРФ является одной из обычных партий. Так они утверждают, что при их приходе к власти они все резко поменяют, изменят всё к лучшему. Выдадут зарплату, пенсии и т. д. Поднимут промышленность, образование, медицину и т. д. Но эти их утверждения, полностью утопичны. Когда страна повязла в долгах, разрухе, откуда они смогут достать такую массу денег? Это просто не реально, ведь все заводы стоят, или работают лишь в четверть от своих возможностей. Так же они призывают вернуться к старому режиму, все передать под власть государства. За что же тогда так много страдал наш народ. Они предлагают, поставить под контроль, зарплату всех государственных и негосударственных, высоко поставленных служащих. Тогда как же демократия. Когда человек своим лбом, упорным трудом добивался всего этого, и кто-то должен решить за него сколько он должен получать за свой труд. Это только во времена СССР рабочий получал больше начальников. Хотя чтобы махать кувалдой, ума большого не надо, а вот чтобы отучиться, пробиться в тяжелой жизни, приходиться потратить столько времени, сил, нервов. И постоянно держать свою репутацию, иметь дело с налоговой полицией и т. д. искать возможности заключить контракт, чтобы тем же рабочим заплатить за их труд. И кто-то будет указывать, сколько он должен получать. Так могут рассуждать только люди старой коммунистической закалки. КПРФ просто рассказывает красивую сказку, в своей предвыборной компании. Конечно, есть и положительные стороны КПРФ, но они настолько незначительны, и мало числены. КПРФ ведет стандартную, грязную, слегка агрессивную предвыборную компанию. Поливая грязью других, они не думают о том что этим самым они портят и свой рейтинг. Особые ярые деятели КПРФ заявляют, Кто не голосует за КПРФ тот трус, фашист и все в этом духе. Но собственно даже если случится так, что КПРФ придет к власти, а точнее если Зюганов Геннадий Андреевич станет президентом РФ, то коренным образом они уже не чего не смогут изменить. Ведь народ уже не одурачен идеей строения коммунизма, он уже вкушает плоды демократии и рыночной экономике. Хоть и говорят что тогда были деньги, дешёвые цены, но что можно было тогда на них купить? А чтобы заработать прожиточный минимум, можно было просто ходить на работу, не обязательно работать в полную отдачу. А сейчас зайдешь в магазин, и душа радуется большому обилию товаров. И населения появляется стимул трудиться. Ведь сейчас все зависит от человека. А по приходут к власти коммунисты, они будут пытаться вернуть все назад. Второго прихода коммунистов Россия не выдержит.

15. Список используемой литературы:

4. Абрамов Ю. К. // Политические партии и движения России 1996.

Политическая партия «Коммунистическая партия Российской Федерации» (сокращенно КПРФ)- левая оппозиционная парламентская политическая партия России

Краткая история партии

КПРФ образована на II чрезвычайном съезде коммунистов России (13—14 февраля 1993 года) на базе первичных организаций КП РСФСР как Общероссийская общественная организация «Коммунистическая Партия Российской Федерации»- преемница КПСС и официально зарегистрирована в марте того же года. Позже преобразована в политическую партию. Идейная преемственность с КПСС и КП РСФСР закреплена в Уставе КПРФ и программе партии, принятой на ее XIII съезде.

II съезд называют ещё объединительно-восстановительным, так как в соответствии с решением Конституционного Суда был отменён запрет Б. Ельцина на первичные организации - партячейки КП РСФСР. КПРФ возникла как партия, созданная на базе этих первичных организаций. Кроме того, объединиться с ней предполагалось и партиями, возникшими в 1991—1992 гг. на членской базе КПСС и КП РСФСР.

Во время событий октября 1993 года КПРФ высказывалась в поддержку Верховного Совета Российской Федерации, но ее структуры с события 3 и 4 октября участия не принимали. Г.Зюганов обратился к своим сторонникам с просьбой отказаться от активных выступлений, чтобы избежать бессмысленных жертв. В результате этих событий КПРФ вновь была запрещена 4—18 октября 1993 года. В преддверии декабрьских выборов в Государственную Думу и референдума по Конституции РФ КПРФ хотели снять с выборов за критику проекта Конституции, однако этого делать не стали.

По результатам голосования 12 декабря 1993 года список КПРФ занял третье место после ЛДПР и «Выбора России», получив 12,40 % голосов и, учитывая депутатов одномандатников, 42 мандат. При этом дополнительно часть представителей КПРФ и её политических союзников стали депутатами по списку Аграрной партии России.

На выборах 17 декабря 1995 список КПРФ заняла первое место, получив 22,30 % голосов и 157 мандатов (99 по пропорциональной системе и 58 по одномандатным округам).

В феврале - марте 1996 года для поддержки Г.А. Зюганова на выборах Президента Российской Федерации был сформирован Блок народно-патриотических сил во главе с КПРФ. На этих выборах Г.А. Зюганов проиграл Б.Н. Ельцину с небольшим отставанием (40,31 % и 53,82 % соответственно).

Летом 1998 года думская фракция КПРФ и поддерживающие ее депутаты начали процедуру отрешения Президента РФ Б.Н.Ельцина от должности. Однако в ходе голосования депутатов в 1999 году ни один из пяти пунктов обвинения не набрал необходимых 300 голосов.

В 2000-х гг. начинается период снижения популярности КПРФ, который связан не только с особенностями самой партии, но и со становлением партийной системы с одной доминирующей партией. На выборах в Государственную Думу в 2003 году коммунисты получили только 12,8 % голосов и 51 место. Значительную часть голосов у КПРФ отнял созданный в сентябре 2003 года блок «Родина». На следующих выборах 2007 года КПРФ получила только 11,57% голосов и 57 мест.

К этому времени относятся попытки сближения с правыми либеральным партиями, не принесшие, однако, особых результатов. В 2004 году лидер партии Г. А. Зюганов заявил о том, что КПРФ должна быть готова к тактическому союзу с «либералами». В основу предлагалось положить принцип «врозь идти, вместе бить». Однако создание такого союза было затруднено расхождениями по таким вопросам, как вынос тела Ленина из мавзолея, реабилитация Сталина. К 2007 году в КПРФ начало складываться мнение, что союз с «либералами» является «соглашательством».

К этому периоду относятся также несколько расколов и выходов челнов из партии. В 2002 году после конфликта с думской фракцией «Единства» КПРФ решила освободить занимаемые руководящие должности в Госдуме. Спикер Думы Г.Селезнев, председатели комитетов Н.Губенко и С.Горячева не подчинились решению и были исключены из фракции и партии. В 2004 году был исключен из партии глава Народно-патриотического союза России Г.Семигин. Оппозицию Геннадию Зюганову как руководителю КПРФ возглавил секретарь ЦК КПРФ, губернатор Ивановской области В.Тихонов. В июне 2004 г. Москве одновременно прошли два Пленума ЦК, а в июле - два съезда партии. Съезд, проведенный сторонниками В.Тихонова, был признан недействительным, а сам В.Тихонов со сторонниками исключен из партии. В 2008 г. произошла история, связанная с отказам делегатам из Санкт-Петербурга участвовать в 13 съезде партии и известная под названием «нового Ленинградского дела». В результате Санкт-Петербургский горком был распущен, трое его руководителей исключены из партии, ликвидированы три районные организации. Данные события широко обсуждались в Интернете, в том числе на сайте Московской организации КПРФ. В результате всей этой истории первому секретарю МГО КПРФ Д.Уласу был объявлен выговор, сам он был снят с этого поста, было распущено бюро МГК. Был отстранены также другие руководители регионального уровня. В июле 2010 г. был распущен сам МГК КПРФ, окружные отделения, часть старых районных отделений. Противники роспуска горкома однако не согласились с таким решением и объявили о фальсификации пленума ЦК.

Организационная структура и члены партии

В 2010 г. в КПРФ насчитывалось 152844 членов партии. Это значительно меньше, чем в 1990-х годах. (в 1999г. партия насчитывала примерно 500 тыс. членов, в 2006 г., по словам лидера партии Г.А. Зюганова, партия насчитывала только 184 тыс. при этом 48 % партийцев были старше 60 лет, 43% — в возрасте от 30 до 60, и лишь 7 % моложе 30 лет). Лидеры партии признают, что основными проблемами партии являются пополнение партийных рядов, их омоложение и подготовка кадрового резерва.

Произошло сокращение количества членов депутатской фракции в Государственной Думе РФ и количества должностных лиц - членов КПРФ. Успех на губернаторских выборах в 1990-х гг. привел к тому, что представители и выдвиженцы КПРФ возглавили ряд субъектов РФ, а сами эти субъекты образовали так наз. «красный пояс» (с высоким уровнем поддержки КПРФ). Однако в 2000- годах некоторые действующие губернаторы вышли или были исключены из КПРФ и вступили в «Единую Россию» (А.Михайлов, А.Ткачев) и в настоящее время губернаторов-членов КПРФ нет (губернатор Владимирской области Н.Виноградов приостановил свое членство в партии в 2008 г.).

КПРФ имела собственные фракции во сех составах Государственной Думы РФ. В 1998-1999 годах представитель партии Ю.Маслюков был первым вице-премьером в правительстве Е.Примакова.

Руководящим органом партии согласно уставу является Центральный комитет КПРФ (ЦК КПРФ). Центральный комитет разрабатывает документы по важнейшим вопросам на основе партийной программы и решений съездов. Председателем ЦК является Г.А.Зюганов, первым заместителем - И.И.Мельников.

К центральным органам партии относятся также Президиум ЦК КПРФ и секретариат ЦК КПРФ. Президиум избирается для решения политических и организационных вопросов в период между пленумами ЦК КПРФ. Для организации текущей работы и контроля за исполнением решений центральных органов партии ЦК КПРФ избирает секретариат, подотчётный президиуму.

Также в партии имеется высший контролирующий орган - Центральная контрольно-ревизионная комиссия (ЦКРК) КПРФ, которая осуществляет контроль за соблюдением членами и структурными подразделениями КПРФ устава. Также данный орган занимается рассмотрением апелляций членов КПРФ на те или иные решение вышестоящих органов.

В партии запрещено создание фракций, а партийная дисциплина строго контролируется.

Печатным органом партии является газета «Правда». Кроме того, партия имеет внутренний «Вестник организационно-партийной и кадровой работы»; журнал «Политическое просвещение» и более 30 региональных изданий.

Дружественной молодёжной организацией является «Союз коммунистической молодежи».

Идейно-политическая позиция партии

КПРФ является оппозиционной по отношению к власти силой, резко критикует проводимый политический курс и правительство В.Путина . Несмотря на это, КПРФ одобряла ряд действий в сфере внешней политики. Например, в 2008 году после вооруженного конфликта в южной Осетии КПРФ одобрила военные действия и признание Южной Осетии и Абхазии. КПРФ выступает против расширения НАТО, размещения американской ПРО в странах Восточной Европы.

Своей стратегической целью в долгосрочной перспективе называет построение в России «обновлённого социализма» в три этапа. В краткосрочной перспективе ставит перед собой задачи: приход к власти «патриотических сил», национализация недр и стратегических отраслей экономики с сохранением малого и среднего предпринимательства, усиление социальной направленности политики государства.

В программе партии 2008 года, КПРФ объявляется единственной политической организации, последовательно отстаивающей права людей наёмного труда и национально-государственные интересы. В программе КПРФ заявлено, что партия руководствуется марксистско-ленинским учением и творчески его развивает, опирается на опыт и достижения отечественной и мировой науки и культуры. Однако значительное место в программных документах и работах лидеров партии занимает «противостояние между новым мировым порядком и русским народом» с его качествами — «соборностью и державностью, глубокой верой, неистребимым альтруизмом и решительным отторжением торгашеских приманок буржуазного, либерально-демократического рая».

В Иране продолжается подготовка к строительству судоходного канала Каспий – Персидский залив. Проект имеет, как и в прошлом, стратегическое значение для нашей страны. Но Запад вместе с Турцией прямо или косвенно препятствовал созданию этой артерии. Кстати, Соединёнными Штатами она включена в антииранские санкции.

Начиная с 1890-х годов наши взаимоотношения с Ираном во многом определялись проектом судоходного канала Каспий – Персидский залив. Разработанный русскими инженерами в 1889-1892-м, он обеспечивал кратчайший выход России в бассейн Индийского океана, турецкие проливы Босфор и Дарданеллы оказывались для этой цели ненужными.

Появлению проекта способствовал коллективный отказ Англии, Франции, Австро-Венгрии и Германии поддержать российские предложения 1878 года в отношении Босфора и Дарданелл о контроле Петербурга над этими проливами и размещении вдоль их побережья его военных баз.

Дело в том, что свыше половины объёма внешней торговли России осуществлялось этим путём. И именно по нему интервенты, поддерживаемые Турцией, неоднократно проникали в Чёрное море и соответственно к берегам Империи.

Отсюда видно, что в проекте заинтересованы также Казахстан, Азербайджан и Туркменистан, получающие выход к океану.

Но сохранить зависимость России от этого маршрута было и остаётся одной из стратегических задач Запада в данном регионе. Неспроста в 1997 году антииранские санкции США были распространены на проект канала Каспий – Персидский залив. Точнее, финансовым и другим экономическим мерам наказания подвергались компании и страны, оказывавшие Тегерану содействие в реализации этого замысла. И хотя санкционная политика США в отношении Ирана пересматривается, пока неясно, будут ли отменены запреты на участие в означенном проекте.

Совместная российско-иранская комиссия по сооружению канала, созданная в конце XIX века, начала работу в 1904 году. Но стороны не смогли договориться о статусе проекта и самой артерии. Петербург настаивал на принципе экстерриториальности по аналогии с Суэцким и Панамским каналами, принадлежавшими в тот период соответственно Великобритании и США . Предлагаемый Тегераном для канала статус кондоминиума (паритетного совместного управления) не устраивал Петербург, так как не было уверенности в однозначно пророссийской ориентации Ирана. А экстерриториальность позволяла обеспечивать военно-политическую безопасность маршрута.

В 1908-м переговоры были приостановлены, чему способствовало растущее давление на Тегеран со стороны Стамбула и Лондона по вопросам статуса нового канала и сроков его сооружения.

Первая мировая война , естественно, не позволила возобновить российско-иранские переговоры по проекту, а последовавшая нормализация отношений Турции с советской Россией снизила его актуальность. РСФСР и СССР оказали, как известно, военно-техническую и экономическую помощь Турции в период её противостояния с Антантой и Грецией (1919-1923). Взамен Анкара в сентябре 1924-го гарантировала, что Босфор и Дарданеллы никогда не будут использоваться в ущерб интересам СССР.

С кончиной Мустафы Кемаля Ататюрка в ноябре 1938-го антисоветские, точнее, пантюркистские тенденции в политике Анкары резко усилились. Лучшее доказательство тому – её участие в плане «Топливо» , проекте совместной с Англией и Францией агрессии против СССР, намеченной на середину марта 1940-го. План предусматривал, в частности, пропуск британских и французских военных судов в Чёрное море.

Но с конца 30-х стали ухудшаться и советско-иранские отношения, что было вызвано активным воздействием Англии, Германии и Турции на внешнюю политику Тегерана. Там как раз готовились расторгнуть советско-иранский договор 1921 года «О дружбе и границе», по которому (статья 6) СССР в случае угрозы его безопасности имел право ввести в страну свои войска.

Тегеран-43. Неизвестный сюжет

С середины апреля 1941-го Турция под разными предлогами затрудняла проход через проливы советских судов с военными и другими грузами для Югославии, подвергшейся фашистской агрессии. Известна и пронацистская политика Турции в период Великой Отечественной войны (по крайней мере, до 1944 года включительно). Все эти факторы побудили СССР вернуться к идее канала Каспий – Персидский залив . Проект был доработан к осени 1942-го – после совместного вступления советских и британских войск в Иран в августе-сентябре 1941 года и прихода к власти в Тегеране антифашистских сил во главе с Шахиншахом Мохаммедом Реза-Пехлеви.

Тревожные события на советско-германском фронте, угроза нападения Турции на СССР и приближение германо-итальянских войск к Суэцкому каналу в 1942-м не могли не способствовать интенсификации работ по созданию канала Каспий – Персидский залив. Обе стороны охарактеризовали проект как обоюдовыгодный и потому перспективный. Вопрос поднимался на переговорах И.В. Сталина с М.Р. Пехлеви, состоявшихся 30 ноября 1943-го в Тегеране.

Резкое ухудшение советско-турецких отношений в 1945-1953 годах, с одной стороны, способствовало реанимации проекта Каспий – Персидский залив. Но с другой – попытки СССР в тот же период «присоединить» Иранский Азербайджан к Азербайджанской ССР привели к усилению влияния на Тегеран Вашингтона и Лондона. Потому о проекте забыли на долгие годы. Тем более, что весной 1953-го Советский Союз взял курс на нормализацию отношений с Турцией как бы в противовес сложным взаимоотношениям с Ираном.

Подготовка почвы

Со второй половины 50-х руководство Ирана решило восстановить политику, что называется, паритетного сотрудничества с Западом и СССР. В июне-июле 1956-го состоялся официальный визит правительственной делегации во главе с Шахиншахом в СССР, беспрецедентный за всю историю двусторонних отношений. Был подписан ряд экономических соглашений, не касавшихся, впрочем, канала. Однако на переговорах, в ходе одной из встреч тогдашнего предсовмина СССР Н.А. Булганина с Шахиншахом отмечалось (согласно протокольной записи), что стороны придают важное значение изучению проекта сооружения судоходного канала Каспий – Персидский залив . Но в итоговое коммюнике этот сюжет не включили. Скорее всего, по инициативе иранской делегации, чтобы не раздражать американцев, отговаривавших Тегеран от проекта.

Тем не менее, в 1962 году была создана советско-иранская комиссия по проработке вопроса, с её соображениями ознакомили тогдашнего главу Верховного совета СССР Л.И. Брежнева во время его визита в Тегеран в ноябре 1963 -го. Именно тогда стороны создали юридическую основу для реализации проекта, подписав соглашения «О совместном использовании водных ресурсов пограничных рек» и «О развитии транзита иранских товаров через территорию СССР, советских – через территорию Ирана».

А в июне 1965 -го, когда состоялся столь же масштабный, как в 1956 году, визит Шахиншаха в СССР, стороны договорились ускорить реанимацию проекта, но опять-таки без соответствующего упоминания в итоговом коммюнике. Предварительный вариант канала был рассмотрен во время визита советского премьер-министра СССР А.Н. Косыгина в Тегеран в начале апреля 1968 -го. Проект в основном был одобрен обеими сторонами. Но уже по традиции без упоминания в коммюнике…

В те же годы участились американо-иранские встречи на высшем уровне, в ходе которых США прямо или косвенно заявляли о несоответствии проекта долгосрочным интересам Соединённых Штатов и их союзников по НАТО . Эту позицию поддерживала Саудовская Аравия. А в Ираке, напротив, поддерживали проект (обеспечивающий кратчайший маршрут между этой страной и СССР), что способствовало нормализации отношений Багдада с Москвой, в 1974-1975 годах увенчавшейся двусторонним договором «О дружбе и добрососедстве».

Примечательно, что с осени 1975 -го в США стали разрабатываться планы свержения шахского режима и провоцирования иранско-советской и иранско-иракской конфронтации. Правда, Вашингтон соблюдал «этикет» в вопросе о канале: американская позиция по этому проекту тоже не включалась в двусторонние итоговые коммюнике…

В Тегеране не решались полностью игнорировать позицию США. Как-никак до 70% ежегодного объёма экспорта иранской нефти направлялось за океан, а доля Соединённых Штатов в иностранных инвестициях в Иране превышала 40% . Вдобавок, поставки из США минимум на 60% покрывали потребности вооружённых сил Ирана в вооружениях и боеприпасах. А в целом доля стран НАТО в обеспечении иранской армии достигала 85% .

Одновременно Турция со второй половины 60-х стала периодически снижать тарифы на транзит советских внешнеторговых грузов через Босфор и Дарданеллы. Этот фактор был важен для СССР, поскольку, во-первых, уже в 60-х минимум 50% ежегодного объёма экспортируемой советской нефти перевозилось по данному маршруту. А, во-вторых, реализация проекта канала требовала колоссальных финансовых и технических ресурсов, выделение которых становилось проблематичным для СССР по многим внутри- и внешнеэкономическим причинам.

Всё это способствовало тому, что обе стороны не то чтобы спускали на тормозах стратегический проект, но предпочли не ускорять его реализацию. Во время переговоров Шахиншаха в Москве в октябре 1972 -го и А.Н. Косыгина в Тегеране в марте 1973 -го стороны снова вне коммюнике зафиксировали взаимную выгодность канала, рекомендовав уточнить ряд технических параметров. Но правовую и технологическую базу для будущего строительства все же расширяли: в ходе этих визитов в дополнение к упомянутым соглашениям 1963 года были подписаны «Программа экономического и научно-технического сотрудничества» на 15 лет и меморандум «О взаимном поощрении капитальных вложений».

Всего за 60-70 -е годы в Иране с помощью СССР было построено свыше 60 промышленных, энергетических и транспортных объектов, в том числе один из крупнейших в регионе Исфаганский металлургический комбинат и примыкающая к Азербайджанской ССР почти 500-километровая магистраль Трансиранского газопровода.

Вашингтон, Лондон и Анкара настаивали на том, чтобы основной экспортный поток иранского голубого топлива перекачивался через Турцию, но Москва и Тегеран в 1972-1973 годах договорились о транзите иранского газа в европейское зарубежье в течение 20 лет через СССР. Эти поставки должны были начаться с 1976-го, но ухудшение внутриполитической обстановки и последующие известные события в Иране привели к «консервации» проекта.

Словом, магистраль Каспий – Персидский залив , чрезвычайно выгодная СССР и Ирану, наталкивалась на всё более активное противодействие США и НАТО. Хотя, судя по упомянутым соглашениям и тенденциям в двусторонних отношениях, поэтапно готовилась правовая, экономическая и технологическая почва.

Время строить

Сегодня проект в перечне приоритетных для Тегерана, и, в отличие от шахского периода, в стране отнюдь не скрывают ни параметров канала, ни переговоров с другими странами по вопросам его сооружения. Как отмечают иранские эксперты и СМИ, канал Каспий – Персидский залив напрямую выводит в Индийский океан не только Россию, но и большинство других стран экс-СССР, а также Европы . Для потенциальных пользователей этот путь более чем вдвое короче традиционного водного маршрута через Турцию. Потому в доработке проекта участвуют не только иранские, но и иностранные специалисты. Ввести канал в эксплуатацию планируется в 2020 -х.

Схожие оценки высказываются российским экспертным сообществом. Если говорить вкратце, судоходный канал Каспий – Персидский залив, целиком проходящий по территории Ирана , способен обеспечить кратчайший выход в бассейн Индийского океана из северной Атлантики, Балтийского, Черноморско-Азовского, Дунайского и Волжско-Каспийского бассейнов. Этот маршрут необходим стране не только как транспортный коридор, но и для обеспечения опреснённой водой центральных засушливых районов. Правда, всё это хоть и многообещающая, однако всё же, пока лишь перспектива.

Ещё в 1996-1997 годах руководство Министерства дорог и транспорта Ирана, направляя делегации в Россию, сообщало о стремлении привлечь её инвестиции или технологии к сооружению трансиранского водного пути. Наша сторона в принципе одобрила эти предложения, выступив за их всестороннюю проработку, особенно в сфере экологии – ввиду уникальности биосреды Каспия. Тогда же была достигнута договорённость об изучении иранскими специалистами российского опыта гидротехнического строительства. Направляемые Тегераном делегации из Ирана стали регулярно посещать Беломорско-Балтийский, Волго-Балтийский, Волго-Донской каналы. В 1998 -м была создана совместная экспертная группа по изучению трансиранского водного проекта, а в следующем году правительство Исламской Республики официально одобрило доработанное ТЭО .

Общая протяжённость судоходного пути составит около 700 километров, в том числе по фарватерам рек северо-западного (прикаспийского) и юго-западного Ирана, включая пограничное с Ираком международное русло Шатт-эль-Араб, порядка 450 километров. Требуемые инвестиции для сооружения всей артерии оценивались иранской стороной в 2012-2013 годах минимум в 10 миллиардов, в том числе по соединительному трансиранскому участку (северо-запад – юго-запад) – в 5,5-6 миллиардов долларов. Полная окупаемость проекта наступит, по местным оценкам, на пятый год с момента ввода в строй. По тем же расчётам, канал обеспечит России и Ирану транзитные доходы – соответственно 1,2-1,4 и 1,4-1,7 миллиарда долларов, начиная с третьего-четвёртого года эксплуатации.

В ходе совещаний в начале 2000 -х российско-иранской комиссии по торговле и научно-техническому сотрудничеству представители Тегерана предложили нашей стране ряд вариантов оплаты её технологического содействия сооружению канала, а также строительства в РФ грузовых («река-море») и вспомогательных судов, востребованных на водном пути.

Примечательна в этой связи недавняя публикация группы экспертов в «Дагестанской правде» (Махачкала): «…Наличие в республике заводов, специализированных на судостроении, является веским аргументом в пользу создания в Дагестане крупного промышленного кластера по производству судов, в том числе для трансиранского маршрута» .

Но проект образования такого кластера на базе Махачкалинского судоремонтного завода-верфи так и остался на бумаге. По данным главного инженера этого предприятия Михаила Халимбекова , чертежи, технологии, расчёты строительства современного высокотехнологичного производства были подготовлены известной судостроительной компанией Германии , однако дело так с места и не сдвинулось.

Отмечено также, что, по мнению «многих учёных, в числе которых д.т.н., профессор Шихсаид Абдуллаев , на базе кооперации республиканских промышленных предприятий реально организовать конкурентное производство судов «река-море». Более того, использование разработок известного российского конструктора Гамида Халидова по созданию кораблей смешанного плавания нового поколения – «тримаранов» – как раз отвечает требованиям и условиям транзитных грузоперевозок по таким каналам, как трансиранский». Тем более, что в мире наметился рост спроса на подобные суда.

Резонно предположить, что современные геополитические факторы, в числе которых спровоцированное Турцией

Вопрос о прокладке сквозного судоходного канала между Каспийским морем и Персидским заливом рассматривается Россией и Ираном. Об этом 8 апреля заявил посол ИРИ в РФ Мехди Санаи на встрече со студентами Санкт-Петербургского госуниверситета.

Напомним, о строительстве канала между Каспийским морем и Персидским заливом в интервью иранскому информационному агентству Fars заявлял еще в 2012 году министр энергетики Ирана Меджида Намджу . Тогда его стоимость оценивалась в 7 млрд. долларов.

Каспийское море является крупнейшим на Земле замкнутым водоемом. Береговая линия составляет 7000 км и проходит по территории России, Казахстана, Туркменистана, Ирана и Азербайджана. Соединить Каспий с Персидским заливом можно, лишь проложив канал по территории Ирана. Привлекательность проекта для РФ главным образом в том, что канал обеспечивает кратчайший выход в бассейн Индийского океана, в обход турецких проливов Босфор и Дарданеллы.

Заведующий отделом Средней Азии и Казахстана Института стран СНГ Андрей Грозин замечает: теоретически проложить сквозной судоходный канала из Каспийского моря в Персидский залив возможно, точно также как и перебросить часть стока сибирских рек в Казахстан и Среднюю Азию.

— При желании и больших деньгах можно прокопать все что угодно. Данные о том, что проект признан невозможным технически, отсутствуют. Но в нынешней ситуации его перспективы крайне сомнительны, несмотря на всю привлекательность подобного рода затеи. Сейчас по самым скромным оценкам стоимость проекта составит не менее 10 млрд. долларов. Кроме того, уровни Каспия и Персидского залива различаются чуть ли не на 28 метров, следовательно, надо строить громадное количество инфраструктуры по типу Волго-Донского судоходного канала.

В настоящее время свободных ресурсов такого объема нет ни у России, ни у Ирана, ни у Китая, который теоретически в рамках своей транспортной стратегии, концепции «Экономический пояс Шелкового пути» мог бы заинтересоваться обсуждаемым проектом. Обход турецких проливов Босфор и Дарданеллы в нынешних геополитических реалиях — идея привлекательная, но все-таки это не тот мотив, который бы заставил стороны рискнуть и начать копать канал в ближайшее время.

Также вопрос — а что возить по этому каналу, чтобы он вышел на достойный уровень рентабельности хотя бы через 5−10 лет после того, как гипотетическая стройка закончится? А длиться она будет никак не меньше 10 лет — исходя из финансового и технологического потенциала, это слишком глобальный проект. Как я уже сказал, в какой-то степени он мог бы заинтересовать Пекин, но китайцы все-таки больше настроены на модернизацию существующих транспортных артерий, их соединение, а не на строительство новых масштабных проектов.

Может быть через несколько лет, если интеграция на евразийском пространстве будет идти успешно, если действительно будут предприняты реальные шаги по сопряжению проекта Евразийского экономического союза и китайской транспортной концепции с подключением Ирана, если будет расти перспективность коридора «Север — Юг», который ни шатко ни валко развивается уже больше десятилетия, в строительстве канала созреет необходимость. Но сейчас, на мой взгляд, проект из Каспия в Персидский залив — это, скорее, тема для разговоров, и не более. Кстати, поворот сибирских рек в регионы, остро нуждающиеся в пресной воде, в этом плане выглядит более перспективным.

Иранист, консультант программы «Внешняя политика и безопасность» московского центра Карнеги Николай Кожанов полагает, что заявление дипломата Мехди Санаи — это очередной политико-пропагандистский ход иранцев.

— Тегеран сейчас активно пытается указать на значимость своей сраны, чтобы в нынешний период «открытия миру» поскорее привлечь инвесторов. Тем более что со снятием санкций все-таки имеются проблемы — американцы отменили лишь вторичные санкции против Ирана, связанные с запретом на ведение деловых отношений с Тегераном для физических и юридических лиц третьих стран и иностранных филиалов американских компаний, в то время как для американских резидентов ограничения остаются в силе. Сохраняются замороженными банковские авуары и собственность правительства Исламской республики в Соединенных Штатах.

Поэтому западные и российские бизнесмены кружатся вокруг Ирана, но непосредственно на практические шаги пока еще не решаются. Вот иранцы и выдают всевозможные бизнес-предложения. Но проект прокладки сквозного судоходного канала из Каспийского моря в Персидский залив труднореализуем даже с технической точки зрения. Достаточно посмотреть на географическую карту Ирана, чтобы понять в какую стоимость обойдется такое строительство, ведь его придется прокладывать через пустыни, горы и низменности.

Второй момент — судоходная заполняемость. Скажем, если взглянуть на проект международного транспортного коридора «Север — Юг», который призван обеспечить транспортную связь между странами Балтии и Индией через Иран, то у России на этом направлении не такие уж и большие грузопотоки… Да, морской порт Астрахань мощный, но развитие порта Оля при впадении Волги в Каспийское море, на который изначально возлагались надежды, до сих пор под большим вопросом.

Иран — это, безусловно, важнейший региональный транспортный хаб. Но для Тегерана с точки зрения транзита как источника заработка достаточно делать то, что он делает сейчас — продолжать развивать дорожную сеть, которая не в пример качественнее российской, малую авиацию и железные дороги. Основные направления такого транзита — отнюдь не «Север — Юг», а больше «Запад — Восток»: Иран активно зарабатывает именно на переброске грузов с Ближнего Востока по направлению Китай-Индия-Средняя Азия или с азиатского по направлению Ближний Восток-Европа. Поэтому, честно говоря, нет ни политической, ни экономической целесообразности в реализации проекта прокладки канала.

— Иран хотел бы создать целый ряд транспортных коммуникаций на случай, если его кто-то в будущем решит заблокировать — Турция или Запад, — говорит директор Центра изучения стран Ближнего Востока и Центральной Азии Семен Багдасаров . — Отсюда все эти грандиозные проекты, но насколько они реализуемы — большой вопрос. Впервые проект канала от Каспийского моря до Персидского залива был разработан не в начале 60-х годов прошлого века, как пишут некоторые СМИ, а еще в конце 19 века русскими инженерами. Затем иранские власти планировали его реализовать с помощью СССР. И хочу сказать, что реализация проекта канала была проблематичным делом даже для СССР по финансовым и техническим ресурсам, а что уж говорить про современную российскую экономику

Также обратим внимание, что пока с Ирана сняты не все санкции, более того — поднимается вопрос о новых ограничениях из-за его ракетной программы. Многое будет зависеть от нового президента США. Но! Если кто-то думает, что Россия будет активно участвовать в иранских проектах, связанных с энергоресурсами и т. д. , то сильно ошибается. Львиная их часть достанется Европе. К сотрудничеству с Ираном нужно относиться трезво и избавляться от мыслей о каком-то мифическом стратегическом партнерстве.