Зороастризм. Православное мнение
Влияние зороастризма на дуалистические религии (индуизм, иудаизм, христианство и ислам)
Зороастризм считается религией откровения, оказавшей наибольшее влияние на современный мир. Ее корни уходят во 2-ое тысячелетие до н. э., во времена, когда на территории евразийских степей формировались две культурные общности:
1)Андроновская культура - это культура, зародившаяся на юге Урала и охватившая Северный Казахстан. Эта культура охватывает период до начала проповедей Заратустры об основах зороастризма.
2)Индоарийская культура - культура индоарийцев, перенесенная в Индию и Иран. Ее называют эпохой индоиранской общности, охватывает период 15-20 вв. до н.э.
Религия Заратустры играла огромную роль в формировании, становлении и в период становления Ахеменидской, Сасанидской и Парфянской империй, а также общемировое значение и обеспечивала могущество и власть Ирана, как сильнейшего государства мира. Основные положения зороастрийской религии были переняты иудаизмом, исламом, христианством и некоторыми гностическими сектами.
Арийцев называют протоиндоираноевропейцами. Их потомки мигрировали и они стали европейцами, индусами и иранцами - зороастрийцами. Их общий источник доказывают философия и похожие языки.
Санскрит является древним священным языком индийцев, имеет практически одинаковые черты с древним иранским языком авеста. Это можно заметить, изучая правила строения слов - этимологии, грамматике, значение слов, синтаксис, фонетику и ритмику. Если заменять в словах некоторые переходящие буквы, то эти языки станут практически одинаковыми.
Процесс разделения замечается при изучении философии и теологии иранцев и индусов. Бывшие родственными племена постепенно обособлялись и начали соперничать. Слова «дева» - демон, и «асура» - бог, в Авесте имеют противоположное значение по сравнению с Ведами. Следовательно, некоторые из богов в индуизме предстают как демоны в авесте, как Шарва, Насатья. Имеются и общие боги двух традиций, как Митра, Варуна, Ваю, Арьяман, Нарьосанг, Арамати, Хаома, Уша.
В Авесте и Ведах Земная космогония является сходной. Центральная Ось Земли, как мира вместилища обозначена горой Меру в Ведах и горой Хукарья в Авесте. Северный океан простирается вокруг центрального острова.
Рассматривая огромное влияние зороастрийской религии на Авраамические религии (иудаизм, христианство, ислам) нужно подчеркнуть, что зороастризм имел наибольшее распространение в Иране, когда иудаизм и христианство были рождены.
Иудаизм и Христианство
Зороастрийский король Кик в Библии и в «Свитках Мертвого моря», в «Руководстве Дисциплины», и «Войны Сыновей Света и Сыновей Тьмы» назван Мессией -- Спасителем.
Навуходоносор, король Вавилона, захватил Иерусалим в 606 г. до н. э. и пленил евреев на семьдесят лет, до Кира, взявшего Вавилон в 536 г. до н. э. Тот освободил их и разрешил идти на родину, селиться на прежних местах. Кир дал им золотой и серебряный сосуды, которые были унесены из Иерусалима во время захвата. Кир также помог им восстановить их разрушенный храм Соломона. Последователь Кира Дарий продолжил эту помощь. Позже Артаксеркс уполномочил Нехемию восстанавливать стены Иерусалима.
Ахамениды, управляли евреями почти два столетия, от 536 до 33 г. до н. э. Их политика допускала снисхождение и воздержанность к побежденным. Это очень увеличило уважение к зороастрийцам со стороны евреев. По этой причине, Библия оценивает иранцев так высоко. Кир признается как "помазанник" Бога "пастух" кто исполняет волю Бога и "человек" кто представляет себя Богу. Лоренс Х. Миллс говорят, что если бы не Кир, верующий в Ахура Мазду, еврейские пророки не появились бы в Иерусалиме.
В это длительное время иудаизм перенимал зороастрийские элементы. Еврейская религия очень долго пребывала под воздействием зороастрийской религии. Это доказывается тем, что Библия имеет много ссылок на Иран и его королей Кира, Дария, Ксеркса и Артаксеркса. Книга Эстер почти полностью посвящена им, а книга Даниила имеет несколько упоминаний. Декрет Кира Великого зафиксирован почти дословно в Книге Езра.
Зороастрийская концепция Бога всегда была не-антропоморфическая. Бог древних евреев был антропометрическим (человекоподобным). Это было только после того, как евреи встретили иранцев, они стали рассматривать своего Бога как не-антропоморфичного.
Известен факт, что большинство еврейских религиозных источников были написаны после возвращения из Вавилона. Так, доктрины Добра и Зла, Света и Тьмы, Смерти и Суда, Небес и Ада, Небесной Иерархии и Бессмертия, имеют своим источником Зороастризм, который расценен экспертами как "историческая мать Христианского богословия" Е. Лугов, Э. Р. Каранджия «Заратуштра и Авестийская духовная традиция». -М., 2012 г. -гл. 4 с. 65-67..
Концепция Небесной Иерархии очень похожа в обеих религиях. Концепция семи Амешаспентов, как атрибутов Ахура Мазды принята как "семь глаз Бога (Захария 4. 10) " которые являются "семью Духами Господними, посланными во все земные дали (Апокалипсис 5. 6, Апокалипсис 4. 5) ". Деятельность и функции некоторых архангелов схожи у зороастрийцев и иудеев. Например "Божественное Слово" -- архангел Гавриил имеется в зороастризме с доледниковых времен как архангел Сраош. "Божественный Свет" -- архангел Михаил имеется с той же древности у зороастрийцев и в Ведах, как архангел Митра.
Имеется также близкое подобие в доктрине Бессмертия Души. Иудаизм долгое время был очень расплывчат относительно загробной жизни, вплоть до вливания идей из Зороастризма. Идея бессмертия, то есть будущей награды или наказания, и прибытия будущего Спасителя были взяты из доктрин Зороастризма. Христианство также приняло доктрину, что в конце мира наступит триумф добра над злом и наступит бессмертие в духе. Это были Зороастрийские священники, кто пошли в Вифлеем, чтобы предложить подарки новому младенцу пророку Иисусу (Матфей 2. 11). Христианство расценено некоторыми учеными, как зороастрийские идеи, внедренные в Иудаизм, как показано выше. Бог евреев имел примитивную этику, был более диктатор, чем милостивый. Бог Иисуса реализовывает Универсальное совершенство и полностью хорош.
Ислам в 570 годах нашей эры
Византийская Империя подстрекала Абиссинцев уничтожить Мекку и ввести Христианство в Аравии. Если бы не своевременная помощь персидского императора Хосроя Великого, мусульманство могло не возникнуть вовсе, и Аравия стала бы Христианской.
Хотя Ислам также был под влиянием Иудаизма и Христианства, его заимствования из Зороастризма не могут быть отрицаемы. Две нации арабы и персы были в близком контакте в течение долгого времени. Иран влиял на аравийский ислам, как метрополия влияет на провинцию в зените могущества. Многие авестийские идеи перетекают в заново сформированный Коран. Даже после поражения Яздгарда III в 641 году нашей эры, иранская цивилизация и Зороастрийские идеи продолжали работать на веру Мухаммеда.
Наиболее важный вклад Зороастризма в Ислам было то, что иранец Салман помог пророку Мухаммеду в Медине в составлении философии, космогонии, доктрин Корана. Об этом говорится в Коране (Secret Book of the East, Том VI). Некоторые люди также полагают, что Салман -- часть Исламской троицы вместе с Мухаммедом и Али, и что это может быть из-за его влияния что Ханифизм, первоначальное название религии пророка Мухаммеда, было впоследствии изменено на Ислам (И-Салман). Салман идентифицирован с иранским святым Бехзадом, и также известен как Дастур Дин-яр. Арабы обычно называют его Салман-и-Фарс "Персидский Соломон"
Влияние Зороастризма замечено почти во всем Коране. Каждая глава, кроме девятой, начинается с формулы `Бишмилла ар рахман ур рахим -- bismilla ar rahman ur rahim" -- "От имени Аллаха (Бога), милостивого и милосердного". Это обращение точно подобно зороастрийскому обращению -- `Ба наме язадбакшаяндех бакшаязгар ммехербан -- ba name yazad bakhshayandeh bakhshayazgar meherban" -- "От имени Бога, милостивого, милосердного и справедливого". Даже указание о молитве пять раз в день было принят в Исламе, как заимствование из Зороастризма, молитва в пять частей дня.
В концепции иерархии, Коран очень близко походит на Зороастризм. Также, как Ахура Мазде помогают Амешаспенты (архангелы) и Язады (ангелы) в Его работе, Аллаху помогают ангелы и архангелы, и их общая цель провести человека из тьмы в Свет. (Коран. Часть. 33. 42). Также подобна вера в Исламе и Зороастризме, что темные силы пытаются приуменьшить работу Бога и соблазняют человека во зло Вендидад 19. 4-10, Коран, Часть. 17. 55..
Мост Чинвад в Зороастризме, который душа должна пересечься на рассвете четвертого дня после смерти Вендидад 19. 27-30 является источником идеи Моста Аль Сират (Аl Sirat) Мусульман, который ведет в Небеса или Ад и где происходит Суд всех умерших.
Идеи зороастризма о бессмертии души, воскрешения и прибытия Господа Бога были внедрены в ислам, когда пророк Мохаммад умер.
По мусульманской вере, спаситель Махди вернется в конце времен, и тогда восторжествует справедливость и воскресение.
А также символ Ислама -- полумесяц с Венерой внутри, изначально принадлежал Ирану. На монетах некоторых Сасанидских королей, особенно Фироза можно обнаружить алтарь огня с полумесяцем справа и звезде слева. В монетах Кобада и многих королей после него, звезды были помещены внутри полумесяца. Последователи Заратустры относятся с уважением к объектам природы, а еще они сведущи в области астрологии и астрономии. Символ полумесяца и Венеры отображает в символической форме благоприятное соединение этих двух объектов, редкого астрономического явления.
Иран во времена расцвета был великолепен в отношении гуманизма, нежели остальные страны Древнего мира, он был связующим звеном Запада и Востока. Иранскую цивилизацию сформировала зороастрийская религия, повлиявшей на мировые религии и другие страны. Основной чертой могущества зороастризма является то, что даже после поражения Ирана его власть и влияние сохранялось и даже распространялось.
Некоторые постулаты и традиции, взятые из зороастризма другими дуалистическими религиями, стали основными в плане гуманистического отношения ко всему живому на Земле. Отсюда следует вывод, что учения Заратустры вне времени, его мысли были заимствованы и распространены в исламе, христианстве и иудаизме.
То, что зороастризм - первопредок авраамистских религий (иудаизм, христианство, ислам) да еще и манихейства впридачу - факт общеизвестный.Только вот если сравнивать некоторые догматы христианства и зороастризма, то остается впечатление, что в христианстве многие вопросы догматики недоработаны и противоречивы, тогда как у гражданина Заратуштры все четко и разложено по полочкам.
Проблема человека
Например, что есть человечество? Зачем Бог его создал? Цель его существования?
Что мы видим в христианстве: бог создал человека, вероятно, со скуки, потом наказал за первородный грех (свиньи неблагодарные) и заставил ждать Страшного суда. Что к чему, для чего зачем- непонятно.
Зороастризм: создание человека было помощью благому Ахурамазде в его борьбе со злым Ангро Майнью. Более того, это был осознанный выбор человека. Ахура Мазда поинтересовался у фравашей (человеческих душ) хотят ли они витать в горнем мире или же вступить на путь борьбы со злом в мире материальном, где они будут уязвимы. И фраваши сознательно выбрали путь вочеловечивания со всеми вытекающими последствиями.
Проблема зла
Христианство: всемогущий и всеблагой бог, создавший мир, допускает существование зла в этом мире. Можно ссылаться на Сатану, но… Где тогда всемогущество и благость бога, который допускает такое? С добром, излучаемым богом, тоже не все просто. То он топит людей, то сжигает огнем и серой, то заставляет мучиться праведного Иова и его семью (за что?!), а глаза такие добренькие добренькие, как у Владимира Ильича.
Зороастризм: Изначально материальный мир (гетиг) не знал зла, ибо был создан добрым божеством Ахура Маздой. Ахура Мазда -не всемогущ, у него сильный и коварный соперник, который и несет ответственность за зло в мире и в человеке. Ангро Майнью вырвался из своего темного царства и начал борьбу с Ахура Маздой. Из-за того, что вселенское зло, воплощенное в Ангро Майнью, коснулось мира- мир стал несовершенным и подверженным злу и несправедливости.
Последняя битва. Армагеддон.
Последнее пришествие Спасителя (в зороастризме - Саошьянта) и изгнание зла из этого мира. Если в христианстве человечество - всего лишь пассивный объект, к тому же греховный до ужаса, придавленный чувством вины перед создателем, то в зороастризме - неотъемлемая часть вселенской битвы со злом, без которого Ахура Мазда не добудет победы.
Предварительный итог
Зороастризм гораздо более ясен и менее противоречив, чем христианство, но…
Сколько споров, сколько ересей породил спор о догмате Троицы? Не счесть. Для оправдания существования зла даже целую концепцию придумали- теодицею (богооправдание). Мол,не виноваты он, мы сами пришли. А каков же итог всегоэтого? Противоречия христианства заставляли думать, напряженно думать над стройностью и внятностью религиозного догмата. Эти противоречия породили бурную интеллектуальную жизнь в христианском мире и дали начало - теологии, в которой долгое время эта самая интеллектуальная жизнь и теплилась. Для итого чтобы объяснить Троицу христианские теологи рылись в Плотине, Платоне, не давали античному наследию уйти на культурное дно. Теология породила интеллектуальную жизнь христианской Европы, а теологию- противоречия и недосказанности религиозных догматов. Таким образом, «ошибки христианства» вдохнули новую жизнь в античность и в средневековую Европу вообще.
Теология зороастризма на фоне теологии христианской кажется примитивной и косной. Ересей - раз-два и обчелся. Например, зурванизм, который даже не все признают ересью. Вот и сравните: бурные споры на западе и полумертвая интеллектуальная жизнь Ирана (спорить не о чем, Заратуштра ответил на все вопросы).
Здравствуйте, уважаемые священники Православия. В библейских текстах написано, что Персидские цари спасли израильтян от вавилонского плена, и религиоведение определяет идейные влияния из Зороастризма на библейские концепции. Также русские слова Бог и Рай лингвистика определяет взятыми из языка Авесты. Как Православие относится к Зороастризму? Если негативно - то по какой причине? Святослав.
Отвечает священник Дионисий Свечников:
Здравствуйте, Святослав!
Вы, конечно, интересно все расписали. Но для серьезного разговора на эту тему мало Ваших утверждений и ссылок на науки, нужны цитаты из научных работ, на которые Вы ссылаетесь. Также, как и на Библейские тексты. Без этого не получится продуктивного диалога, а только сотрясание воздуха громкими выражениями. Особенно меня интересует более понятное и расшифрованное (обязательно со ссылками и цитатами) толкование Вашего утверждения «религиоведение определяет идейные влияния из Зороастризма на библейские концепции». О каких таких библейских концепциях речь?
Я сам живу в Баку, колыбели древней религии огнепоклонников. Некоторые исследователи указывают Баку родиной Зороустра. У нас до сих пор встречаются последователи зороастризма. Поэтому с ними я знаком не понаслышке.
Как относится православие в зороастризму? Как и положено к язычеству – отрицательно. Как, впрочем, и к любому другому проявлению языческого верования.
С уважением, священник Дионисий Свечников.
С наступлением рождественских праздников многие вспоминают об одной из древнейших религий — Зороастризме
Близость доктрин митраизма и христианства предопределила общность многих концепций для обеих религий. Митраисты видели в Митре бога света и грядущего Спасителя — избавителя человечества. Христиане видели во Христе того же Спасителя. Христос — сын Божий и Митра — сын Божий. Христос родился от девы и Митра родился от девы (в армянской традиции). Даже рождественские мифы митраистов и христиан очень похожи — по преданию Митра родился в гроте и, согласно одной версии, первыми об этом узнали пастухи, а согласно другой версии — маги, которые принесли божественному младенцу дары — золото и благовония. Чем не евангельская легенда?
Митра, как и Христос, является посредником между людьми и Богом. И Христос и Митра творят волю Бога-Отца, пославшего их на землю, с той лишь разницей, что Христос — сын Яхве, а Митра — сын Ахура Мазды (заметим, что древние иудеи отождествляли Яхве с персидским Ахура Маздой, о чем красноречиво свидетельствует Библия). Земная миссия Христа — борьба с дьяволом и его слугами, Митра сошел на землю с той же целью и сонмища демонов — приспешников Ангра Манью — были побеждены. Но окончательная победа над силами тьмы, согласно представлениям митраистов, возможна лишь в последний день существования мира, когда Митра придет судить человечество. Христианская эсхатологическая традиция чрезвычайно близка взглядам почитателей персидского бога — христиане также говорят о втором пришествии и Страшном суде. Вознесение Митры на небо к трону Ахура Мазды по окончании его земной миссии также роднит его со Христом, исполнившим на земле волю Отца своего и вернувшегося на небо.
Даже символика христианства и митраизма чрезвычайно близка — и там, и там мы встречаем изображение креста, с тем отличием, что митраисты изображали крест в круге. Крест в круге — древнейший солярный символ, который можно встретить во многих традициях. Митра — солярное божество и появление креста в его символике вполне оправдано, поскольку четыре угла креста соответствуют четырем кардинальным точкам на годичном пути солнца — двум равноденствиям и двум солнцестояниям. В христианстве крест стал символом мученичества и страдания, хотя нечто солярное в его символике все-таки осталось — светлый праздник рождества Христова отмечается во время зимнего солнцестояния — 25 декабря. Рождение Митры 25 декабря в самую темную ночь года в темной пещере символизирует рождение света и появление надежды на скорое возрождение природы после символической зимней смерти. Вероятно, первые христиане вкладывали в космический акт рождения Иисуса Христа тот же смысл.
Солярный символ — крест в круге, можно увидеть и на сценах священной трапезы Митры и бога Солнца. Круглый ритуальный хлеб, лежащий перед Митрой, надрезан на четыре части, возможно, для более удобного его преломления, но скорее всего — для придания акту священной трапезы большего сакрального символизма. Хлеб и сладкое вино — святое причастие митраистов — символизировало блаженство в будущей жизни в царстве доброго Митры. Христианское таинство причастия творится как воспоминание о Тайной Вечере Иисуса Христа и апостолов. Ритуальная трапеза митраистов также является символическим воспроизведением священного пира Митры и его помощников.
Еще одно таинство христианской церкви имеет аналогию в ритуалах митраизма — крещение-омовение неофитов, которое в понимании служителей культа Митры способствовало очищению от прошлых грехов человека, посвящаемого в мистерии. Жрецы Митры осуществляли помазание посвящаемых медом, что напоминает христианское миропомазание.
Митраистские жрецы, также как и христианские священнослужители, воспринимали себя посредниками между людьми и божеством, и данной им властью могли исповедовать паству и отпускать грехи кающимся грешникам, налагая на них строгую епитимью. Стремление к духовной чистоте, которой особенно выделялся митраизм среди прочих языческих религий поздней античности, предопределяло суровые морально-этические требования к его последователям, что опять же роднит митраизм с аскетичным христианством. Жрецы Митры требовали от верующих соблюдения строгой дисциплины, постов и воздержания. Другого и быть не могло — римский митраизм был религией военных, и нужно отметить, именно дисциплина митраистских братств обеспечила военные успехи Севера, Аврелиана, Галлиена и Диоклетиана.
Религия с давних времен являлась прекрасным средством поддержания спокойствия в обществе и служила незаменимой опорой государственной власти. В этом отношении христианство многому научилось у митраизма, в частности, понятие воинствующей церкви целиком было воспринято из идей митраизма. Сама организация церкви братьев во Христе во многом напоминала стройную систему организации братств дисциплинированных митраистов, а высший сан католической конфессии дублировал высшую ступень митраистских посвящений и назывался также — Pater — «Отец», или просто «Папа». По сей день христианские священнослужители высокого сана — архиереи и архимандриты носят головной убор, называемый Митрой, доставшийся им в наследство от жрецов персидского божества, а митрополиты по-прежнему управляют столичными епархиями, что является лучшим свидетельством живучести идей митраизма. Жаль только, что столицы теперь, не принято называть митрополиями, ведь Mitrapolis — город Митры, город Солнца — не самое плохое название для места, где живут люди.
Но так или иначе, как бы мы теперь не относились к митраизму и христианству, мы вынуждены признать, что общего между этими религиями было больше, чем противоречий. Главным и самым серьезным препятствием для возникновения взаимопонимания между представителями христианского и митраистского клира была фанатическая приверженность ранних христиан своим собственным религиозным убеждениям, что резко выделяло христианство из числа прочих религий античности, коим свойственно было терпимое отношение к иным верованиям. Но как бы христианство, продолжая традицию иудаизма, не пыталось изолировать себя от проникновения в свою среду чужеродных языческих элементов, оно так и не смогло оградить себя от влияния митраизма.