Формами абстрактного мышления являются понятия умозаключения. Абстрактное мышление. Как развить абстрактное мышление
Виды мышления.
Мышление. Воображение. Речь
Мышление – психический процесс отражение наиболее существенных свойств предметов и явлений действительности, а также наиболее существенных связей и отношений между ними, что в конечном итоге приводит к получению нового знания о мире.
Мышление, «думанье» есть только тогда, когда, когда выполняется что-то новое для человека, приводящее к получению новых знаний о мире. Другой существенной особенностью мышления является единство его с речью.
Источником мыслительной деятельности людей является реальная жизнь, практика. Труд, учение, игра – любые виды деятельности требуют решения мыслительных задач.
Мыслительные операции .
1. Анализ – мысленное разделение целого на части или свойства
2. Синтез – мысленное объединение частей и свойств предмета или явления в единое целое.
3. Сравнение – мысленное сопоставление предметов или явлений и нахождение сходств и различий между ними.
4. Обобщение – мысленное объединение предметов и явлений по их общим и существенным признакам.
5. Абстракция – мысленное выделение существенных свойств или признаков при одновременном отвлечении от несущественных свойств или признаков предметов и явлений. Мыслить абстрактно – значит уметь извлечь какой-то момент, сторону, черту или свойство познаваемого объекта и рассмотреть их вне связи с другими особенностями того же объекта.
Предметно – действенное мышление – вид мышления, которое осуществляется только при наличии предметов и непосредственном действии с ними.
Наглядно-образное мышление – характеризуется опорой на представления (образы ранее воспринятых предметов и явлений), а так же оперирует наглядными изображениями объектов (рисунок, схема, план)
Абстрактно-логическое мышление – опирается на абстрактные понятия и логические действия с ними.
1. Понятие – форма мышления, отражающая наиболее общие и существенные признаки, свойства предмета или явления объективного мира, выраженная словами.
2. Суждение – форма мышления, в которой отражаются связи между понятиями, выраженные в виде утверждения или отрицания.
3. Умозаключения – форма мышления, посредством которой из одного или нескольких суждений (посылок) выводится новое суждение (заключение). Умозаключение, как новое знание, мы получаем путём выведения из уже имеющихся знаний. Умозаключение – опосредованное, выводное знание.
Совокупность познавательных процессов человека определяет его интеллект. "Интеллект – это глобальная способность действовать разумно, рационально мыслить и хорошо справляться с жизненными обстоятельствами " (Векслер), т.е. интеллект рассматривается как способность человека адаптироваться к окружающей среде .
Воображение – это психический процесс создания нового в форме образа, представления или идеи.
Человек может мысленно представить себе то, что в прошлом не воспринимал или не совершал, у него могут возникать образы предметов и явлений, с которыми он раньше не встречался. Будучи теснейшим образом связанным с мышлением, воображение характеризуется большей, чем при мышлении, неопределенностью проблемной ситуации.
Процесс воображения свойствен только человеку и является необходимым условием его трудовой деятельности .
Речь для человека является основным средством общения, средством мышления, носителем сознания и памяти, носителем информации (письменные тексты), средством управления поведением других людей и регуляции собственного поведения. Речь, как и все высшие психические функции человека, является продуктом длительного культурно-исторического развития.
Речь – это язык в действии. Язык – система знаков, включающая слова с их значениями и синтаксис – набор правил, по которым строятся предложения. Слово является разновидностью знака, поскольку последние присутствуют в различного рода формализованных языках.
Речь имеет три функции: сигнификативную (обозначения), обобщения, коммуникации (передачи знаний, отношений, чувств).
Сигнификативная функция отличает речь человека от коммуникации животных. У человека со словом связано представление о предмете или явлении. Взаимопонимание в процессе общения основано, таким образом, на единстве обозначения предметов и явлений воспринимающим и говорящим.
Функция обобщения связана с тем, что слово обозначает не только отдельный, данный предмет, но целую группу сходных предметов и всегда является носителем их существенных признаков.
Третья функция речи – функция коммуникации, т. е . передачи информации. Если первые две функции речи могут быть рассмотрены как внутренняя психическая деятельность, то коммуникативная функция выступает как внешнее речевое поведение, направленное на контакты с другими людьми. В коммуникативной функции речи выделяют три стороны: информационную, выразительную и волеизлиятельную.
Основными формами абстрактного мышления являются понятия, суждения и умозаключения.
Понятие - форма мышления, в которой отражаются существенные признаки одноэлементного класса или класса однородных предметов 1 . Понятия в языке выражаются отдельными словами (“портфель”, “трапеция”) или группой слов, т. е. словосочетаниями (“студент медицинского института”, “производитель материальных благ”, “река Нил”, “ураганный ветер” и др.).
Суждение - форма мышления, в которой что-либо утверждается или отрицается о предметах, их свойствах или отношениях. Суждение выражается в форме повествовательного предложения. Суждения могут быть простыми и сложными. Например:
“Саранча опустошает поля” - простое суждение, а суждение “Наступила весна, прилетели грачи” - сложное, состоящее из двух простых.
Умозаключение - форма мышления, посредством которой из одного или нескольких суждений, называемых посылками, мы по определенным правилам вывода получаем заключение. Видов умозаключений много; их изучает логика. Приведем два примера:
1) Все металлы - вещества
Литий-металл.
_______________________
Литий - вещество.
_________________________________
"Однородные - в смысле входящие в один класс по фиксированному классообразующему признаку.
Первые два суждения, написанные над чертой, называются посылками, третье суждение - заключением.
2) Растения делятся или на однолетние или на многолетние.
Данное растение является однолетним.
______________________________________
Данное растение не является многолетним.
В процессе познания мы стремимся достичь истинного знания. Истина есть адекватное отражение в сознании человека явлений и процессов природы, общества и мышления". Истинность знания есть соответствие его действительности. Законы науки представляют собой истину. Истину могут дать нам и формы чувственного познания - ощущения и восприятия. Понимание истины как соответствия знания вещам восходит к мыслителям древности, в частности, к Аристотелю.
Как отличить истину от заблуждения? Критерием истины является практика. Под практикой понимают всю общественную и производственную деятельность людей в определенных исторических условиях, т.е. это материальная, производственная деятельность людей в области промышленности и сельского хозяйства, а также политическая деятельность, борьба за мир, социальные революции и реформы, научный эксперимент и т. д.
“...Практика человека и человечества есть проверка, критерий объективного познания” 2 . Так, прежде чем пустить машину в массовое производство, ее проверяют на практике, в действии, самолеты испытывают летчики-испытатели, действие медицинских препаратов сначала проверяют на животных, потом, убедившись в их пригодности, используют для лечения людей. Преждечем послать в космос человека, советские ученые провели серию испытаний с животными.
Конец работы -
Эта тема принадлежит разделу:
Конспект книги Предмет и значение логики
С иных позиций изучает мышление логика. На сайте сайт читайте: Конспект книги Предмет и значение логики С иных позиций изучает мышление логика. Она исследует мышление как средство познания объективного мира, те его формы и. Конспект книги..
Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ:
Что будем делать с полученным материалом:
Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:
Твитнуть |
Все темы данного раздела:
Формы чувственного познания
Всякое познание начинается с живого созерцания, с ощущений, чувственных восприятии. Предметы воздействуют на наши органы чувств и вызывают в них ощущения, которые воспринимаются мозгом. Других ср
Особенности абстрактного мышления
С помощью рационального (от лат. ratio - разум) мышления люди открывают законы мира, обнаруживают тенденции развития событий, анализируют общее и особенное в любом предмете, строят
Понятие логической формы
Логической формой конкретной мысли является строение этой мысли, т.е. способ связи ее составных частей. Логическая форма отражает объективный мир, но это отражение не всей полноты содержания мира
Логические законы
Соблюдение законов логики - необходимое условие достижения истины в процессе рассуждения. Основными формально-логическими законами обычно считаются: 1) закон тождества; 2) закон непротиворечия,
Истинность мысли и формальная правильность рассуждений
Понятие истинности (ложности) относится лишь к конкретному содержанию того или иного суждения. Если в суждении верно отражено то, что имеет место в действительности, то оно истинно, в противном сл
Теоретическое и практическое значение логики
Можно логично рассуждать, правильно строить свои умозаключения, опровергать доводы противника и не зная правил логики, подобно тому, как нередко люди правильно говорят, не зная правил грамматики я
Семантические категории
Выражения (слова и словосочетания) естественного языка, имеющие какой-либо самостоятельный смысл, можно разбить на так называемые семантические категории, к которым относятся: 1) предложени
Противоположность, противоречие
Соподчинение (координация) - это отношение между объемами двух или нескольких понятий, исключающих, друг друга, но принадлежащих некоторому более общему (родовому) понятию (например, “
Ошибки, возможные в определении
1. Определение должно быть соразмерным, т. е. объём определяющего понятия должен быть равен объему определяемого понятия. Dfd. = Dfп,.
Это правило часто нару
Неявные определения
В отличие от явных определений, имеющих структуру Dfd= Dfn, в неявных определениях на место Dfп просто подставляется контекст, или набор аксиом, или описание способа построени
Определение через аксиомы
В современной математике и в математической логике широко применяется так называемый аксиоматический метод. Приведем пример2. Пусть дана система каких-то элементов (обозначаемых х, у,
Использование определений понятий в процессе обучения
Определение через род и видовое отличие и номинальное определение широко используются в процессе обучения. Приведем ряд примеров, взятых из школьных учебников. К определениям через ближайший род
Приемы, сходные с определением понятий
Всем понятиям определение дать невозможно (к тому же этом нет необходимости), поэтому в науке и в процессе обучения используются другие способы введения понятий – приёмы, сходные с определен
Правила деления понятий
Правильное деление понятия предполагает соблюдение определенных правил:
1. Деление должно быть соразмерным, т. е. сумма объемов видовых понятий должна быть равна объему
И дихотомическое деление
Приведенные примеры деления понятия иллюстрировали деление по видообразующему признаку, когда основанием деления служит признак, по которому образуются видовые понятия. Примеры деления по в
Треска зазналась
В камзоле Баклажан
Был полон блеска.
На кухне утром он сказал Селедке:
- Треска зазналась!
Ишь как много треска
Изволила поднять на сковор
Общая характеристика суждения
Суждение - форма мышления, в которой что-либо утверждается или отрицается о существовании предметов, связях между предметом и его свойствами или об отношениях между предметами.
Пр
Суждение и предложение
Понятия в языке выражаются одним словом или группой слов. Суждения выражаются в виде повествовательных предложений, которые содержат сообщение, какую-то информацию. Например: “Светит яркое солнце”
Суждения с отношениями
В них говорится об отношениях между предметами. Например: “Всякий протон тяжелее электрона”, “Французский писатель Виктор Гюго родился позднее французского писателя Стендаля”, “Отцы старше своих д
Распределенность терминов в категорических суждениях
Так как простое категорическое суждение состоит из терминов S и Р, которые, являясь понятиями, могут рассматриваться со стороны объема, то любое отношение между S и Р в простых сужде
Исчисление высказываний
Сложные суждения образуются из простых суждений с помощью логических связок: конъюнкции, дизъюнкции, импликации, эквиваленции и отрицания. Таблицы истинности этих логических связок следующие:
Способы отрицания суждений
Два суждения называются отрицающими или противоречащими друг другу, если одно из них истинно, а другое ложно (т. е. не могут быть одновременно истинными и одновременно ложными).
Отрицание сложных суждении
Чтобы получить отрицание сложных суждений, имеющих в своем составе лишь операции конъюнкции и дизъюнкции, необходимо поменять знаки операций друг на друга (т. е. конъюнкцию на дизъюнкцию и наобор
Исчисление высказываний
I. Символы исчисления высказываний состоят из знаков трех категорий:
1. а, b, с,d, е,f... и те же буквы с индексами а1 ,а2 ,...
Выражение логических связок (логических постоянных) в естественном языке
В мышлении мы оперируем не только простыми, но и сложными суждениями, образуемыми из простых посредством логических связок (или операций) - конъюнкции, дизъюнкции, импликации, эквиваленции, отри
Отношения между суждениями по значениям истинности
Суждения, как и понятия, делятся на сравнимые (имеют общи субъект или предикат) и несравнимые. Сравнимые суждения делятся на совместимые и несовместимые.
В математической логике два выска
Б. Деление суждений по модальности
В логике мы до сих пор рассматривали простые суждения, которые называются ассерторическими, а также составленные из
простых сложные суждения. В них утверждается и
Закон тождества
Этот закон формулируется так: “В процессе определенного рассуждения всякое понятие и суждение должны быть тождественны самим себе”.
В математической логике закон тождества выражаетс
Закон непротиворечия
Если предмет А обладает определенным свойством, то в суждениях об А люди должны утверждать это свойство, а не отрицать его. Если же человек, утверждая что-либо, отрицает то же самое
Закон исключенного третьего
Онтологическим аналогом этого закона является то, что в предмете указанный признак присутствует или его нет, поэтому и в мышлении мы отражаем это обстоятельство в виде закона исключенного третьего.
Специфика действия закона исключенного третьего при наличии “неопределенности” в познании
Как уже отмечалось, объективными предпосылками действия в мышлении закона непротиворечия и исключенного третьего являются наличие в природе, обществе (и самом мышлении) устойчивых состояний у пре
Закон достаточного основания
Этот закон формулируется так: “Всякая истинная мысль должна быть достаточно обоснованной”. Речь идет об обосновании только истинных мыслей: ложные мысли обосновать нельзя, и нечего пытатьс
Общее понятие об умозаключении
Умозаключения, как и понятия и суждения, являются формой абстрактного мышления. С помощью многообразных видов умозаключений опосредованно (т. е. не обращаясь к органам чувств) мы можем получать н
Понятие логического следования
Выведение следствий из данных посылок - широко распространенная логическая операция. Как известно, условиями истинности заключения является истинность посылок и логическая правильность вывода. И
Дедуктивные умозаключения
В определении дедукции в логике выявляются два подхода:
1. В традиционной (не в математической) логике дедукцией называют умозаключение от знания большей степени общности i к новому
Понятие правила вывода
Умозаключение дает истинное заключение, если исходные посылки истинны и соблюдены правила вывода. Правила вывода, или правила преобразования суждений, позволяют переходить от посылок (суждений) о
Фигуры и модусы категорического силлогизма
Фигурами категорического силлогизма называются формы силлогизма, различаемые по положению среднего термина (М) в посылках. Различают четыре фигуры:
Правила категорического силлогизма
Категорические силлогизмы в мышлении встречаются весьма часто. Для того чтобы получить истинное заключение, необходимо брать истинные посылки и соблюдать нижеперечисленные правила категорического
Формализация эпихейрем с общими посылками
Эпихейремой в традиционной логике называется такой сложносокращенный силлогизм, обе посылки которого представляют собой сокращенные простые категорические силлогизмы (энтимемы).
С
Условные умозаключения
Чисто условным умозаключением называется такое опосредствованное умозаключение, в котором обе посылки являются условными суждениями. Условным называется суждение, имеющее структуру: “Если
Отрицающий модус (modus tollens)
Структура его: Схема:
Если а,то а→b
Не-b
Не-а ā
Формула ((а
Первый вероятностный модус
Рассмотрим первый модус, не дающий достоверного заключения.
Структура его: Cхема:
Если а, то b. a→b
b b
___________
Второй вероятностный модус
Это второй модус, не дающий достоверного заключения.
Структура его: Схема:
Если а, то b. а →b
Не-а ā
Вероят
Трилемма
Трилеммы так же, как и дилеммы, могут быть конструктивными и деструктивными; каждая из этих форм в свою очередь может быть простой или сложной. Простоя конструктивная трилемма состоит из дв
В умозаключении пропущена одна из посылок
В умозаключениях может быть пропущена первая посылка, она может подразумеваться, если выражает какое-то истинное суждение, формулирующее известное положение, теорему, закон и т. д.
В усло
Простая контрапозиция
Правило простой контрапозиции имеет следующ
Сложная контрапозиция
- правило сложной контрапозиции.
((a ^ b) → с) ((а
Рассуждение по правилу введения импликации
Правило вывода сформулировано так:
Логическая природа индукции
Дедуктивные умозаключения позволяют выводить из истинных посылок при соблюдении соответствующих правил истинные заключения. Индуктивные умозаключения обычно дают нам не достоверные, а лишь правдо
Виды неполной индукции
Неполная индукция применяется в тех случаях, когда мы, во-первых, не можем рассмотреть все элементы интересующего нас класса явлений; во-вторых, если число объектов либо бесконечно, либо конечно,
Понятие вероятности
Различают два вида понятия “вероятность” - объективную вероятность и субъективную вероятность. Объективная вероятность - понятие, характеризующее количественную меру возможности появления
Методы установления причинной связи
Причинная связь между явлениями определяется посредством ряда методов, (описание и классификация которых восходит еще к ф. Бэкону и которые были развиты Дж. Ст. Миллем.
_________________
Дедукция и индукция в учебном процессе
Как в любых процессах познания (научногоили обыденного), так и в процессе обучения дедукция и индукция взаимосвязаны. Ф. Энгельс писал: “Индукция и дедукция связаны между собой столь же необходимым
Виды аргументов
Различают несколько видов аргументов:
1. Удостоверенные единичные факты. К такого рода аргументам относится так называемый фактический материал, т. е. статистические данны
Опровержение тезиса (прямое и косвенное)
Опровержение тезиса осуществляется с помощью следующих трех способов (первый - прямой способ, второй и третий -косвенные способы).
1. Опровержение фактами - самый верный
Выявление несостоятельности демонстрации
Этот способ опровержения состоит в том, что показываются ошибки в форме доказательства. Наиболее распространенной ошибкой является та, что истинность опровергаемого тезиса не вытекает, не следует и
Ошибки относительно доказываемого тезиса
1. “Подмена тезиса”. Тезис должен быть ясно сформулирован и оставаться одним и тем же на протяжении всего доказательства или опровержения - так гласят правила по отношению к тезису
Ошибки в основаниях (аргументах) доказательства
1. Ложность оснований (“основное заблуждение”).В качестве аргументов берутся не истинные, а ложные суждение которые выдают или пытаются выдать за истинные. Ошибка может быть непред
Ошибки в форме доказательства
1. Мнимое следование. Если тезис не следует из приводимых в его подтверждение аргументов, то возникает ошибка, называемая “не вытекает”, “не следует”. Люди иногда вместо правиль
Нарушение правил умозаключений (дедуктивных, индуктивных, по аналогии)
а). Ошибки в дедуктивных умозаключениях. Например, в условно-категорическом умозаключении нельзя вывести заключение от утверждения следствия к утверждению основания. Так, из посылок “Если ч
Понятие о софизмах и логических парадоксах
Непреднамеренная ошибка, допущенная человеком в мышлении, называется паралогизмом. Паралогизмы допускают многие люди. Преднамеренная ошибка с целью запутать своего противника и выдать ложн
Понятие о логических парадоксах
Парадокс - это рассуждение, доказывающее как истинность, так и ложность некоторого суждения или (иными словами) доказывающее как это суждение, так и его отрицание. Парадоксы
___
Парадоксы теории множеств
В письме Готтлобу Фреге от 16 июня 1902 г. Бертран Рассел сообщил о том, что он обнаружил парадокс множества всех нормальных множеств (нормальным множеством называется множество, не содержащее се
Строгая аналогия
Характерным отличительным признаком строгой аналогии является наличие необходимой связи между сходными признаками и переносимым признаком. Схема строгой аналогии такая:
Предмет A
Нестрогая аналогия
В отличие от строгой аналогии нестрогая аналогия дает не достоверное, а лишь вероятное заключение. Если ложное суждение обозначить через 0, а истину через 1, то степень вероятности выводов по нест
Ложная аналогия
При нарушении указанных выше правил аналогия может дать ложное заключение, т. е. стать ложной. Вероятность заключения по ложной аналогии равна 0. Ложные аналогии иногда делаются умышленно, с целью
Виды гипотез
В зависимости от степени общности научные гипотезы можно разделить на общие, частные и единичные.
Общая гипотеза - это научно обоснованное предположение о законах и закономерностя
Построение гипотез
Путь построения и подтверждения гипотез проходит через несколько этапов. Разные авторы выделяют от 2 до 5 этапов, мы выделим 5. Эти этапы преподаватель может проиллюстрировать, например, ходом пос
Логическая структура и виды ответов
1. Ответы на простые вопросы. Ответ на простой вопрос первого вида (уточняющий, определенный, прямой, “ли”-вопрос) предполагает одно из двух: “да” или “нет”. Например: “Является ли
К. Д. Ушинский и В. А. Сухомлинский о формировании логического мышления в процессе обучения в начальной школе
Большое значение в процессе обучения придавал логике чешский педагог Я. А. Коменский. Он предлагал знакомить учащихся с краткими правилами умозаключений, подкреплять их яркими жизненными примерам
Развитие логического мышления младших школьников
Творческое использование опыта К. Д. Ушинского и В. А. Сухомлинского по формированию логического мышления у младших школьников с учетом их индивидуальных особенностей - залог воспитания правильн
Развитие логического мышления на уроках математики
Математика способствует развитию творческого мышления, заставляя искать решения нестандартных задач, размышлять над парадоксами, анализировать содержание условий теорем и суть их доказательств, изу
Развитие логического мышления на уроках истории
При изучении материала по истории применяются различные приемы, способствующие развитию мышления, в первую очередь наглядные пособия: картины, диапозитивы, иллюстрации учебника.
Большое м
Контрольные работы
Контрольная работа по курсу логики по темам “Понятие” и “Суждение”
Вариант 1
1. Определить вид следующих понятий: капиталист, остров, кодекс, созвездие Большая медве
Ответы на кроссворд
По горизонтали: 1. Общеутвердительное. 2. Умозаключение. 3. Изоморфизм. 4. Понятие. 5.Имя. 6. Абстрагирование. 7. Моделирование. 8. Тождественные.
По вертикали: 1. Индукция.
Кроссворд
П 2
По горизонтали:
Ответы на кроссворд
По горизонтали: 5. Пугало. 6. Редька. 11. Перчатка. 12. Карандаш. 13. Солнце. 15. Волосы. 19. Глаза. 20. Терка. 21. Якорь. 23. Заяц. 24. Гусь. 25. Пчелы.
По вертикали: 1. Ст
Логика в Древней Индии
История логики Индии связана с развитием индийской философии. Древнейший литературный памятник Индии - Веды (II-начало I тысячелетия до н.э.), а наиболее древняя ее часть - Ригведа. С целью разъяс
Логика Древнего Китая
Под логикой Древнего Китая, по утверждению Пань Шимо, принято понимать прежде всего логику периода Чуньцю и Чжаньго (722-221 до н. э.), когда появляется понятие “философская дискуссия” и создается
Логика в Древней Греции
В Древней Греции логическую форму доказательства в виде цепи дедуктивных умозаключений мы встречаем в элейской школе (у Парменида и Зенона). Гераклит Эфесский выступает с учением о всеобщем движе
Логика в средние века
Средневековая логика (VI-XV вв.) изучена еще недостаточно. В средние века теоретический поиск в логике развернулся главным образом по проблеме истолкования природы общих понятий. Так называемые ре
Логика в России
Русские логики, такие, как П. С. Порецкий, Е. Л. Буницкий и многие другие, внесли существенный вклад в развитие логики на уровне мировых логических концепций.
Первый трактат по логике появ
Математическая логика
В XIX в. появляется математическая логика. Немецкий философ Г. В. Лейбниц (1646-1716) - величайший математик и крупнейший философ XVII в. - по праву считается ее основоположником, Лейбниц пыталс
Конструктивная логика А. А. Маркова
Проблема конструктивного понимания логических связок, в частности отрицания и импликации, требует применения в логике специальных точных формальных языков. В основе конструктивной математической
Трехзначная система Лукасевнча
Трехзначная пропозициональная логика (логика высказываний) была построена в 1920 г. польским математиком и логиком Я. Лукасевичем (1878-1956)". В ней “истина” обозначается 1, “ложь” - 0, “нейтра
Отрицание Лукасевича
х
Nx
1/2
1/2
Отрицание Гейтинга
x
Nx
½
Заключение
Цель познания в науке и повседневной жизни - получение истинных знаний и полноценное использование их на практике. Знание формальной логики и диалектики помогает предвидеть события и лучшим спос
Понятие
2.1.0. Как, по-Вашему; называется форма мышления, которая | является результатом обобщения предметов по ряду существенных признаков?
2.1.1. Суждение.
2.1.2. Понятие.
2.1
Логические основы теории аргументации
5.1.0. Какую, по-вашему, структуру имеет доказательство как логическая операция? - Оно имеет следующую структуру:
5.1.1. Тезис, аргументы, демонстрация.
5.1.2. Посылка, заключение
Список символов
а ^b; а * b; а &b; “а и b” - конъюнкция.
a b; “а или b” - нестрогая дизъюнкция.
a
В польской символике
Nx - отрицание х.
Сху - импликация (х имплицирует y).
Кху - конъюнкция х и у.
Аху - нестрогая дизъюнкция
– это один из видов мышления, благодаря которому получается абстрагировать ситуацию от незначительных деталей и взглянуть на нее в целом. Абстрактное мышление позволяет сделать шаг вперед каждому человеку, пересечь границу правил и норм, совершать новые открытия. Умение мыслить абстрактно, должно развиваться у человека с самого раннего возраста, и чем активнее оно развито, тем лучше. Ведь представив ситуацию в другом свете и взглянув на нее по-другому, вы сможете оказать себе неоценимую помощь в поиске новых решений и выхода из сложной ситуации.
Как донести нужную информацию и понять.
Формы абстрактного мышления
Абстрактное мышление разделяется на три формы, без понимания которых будет очень сложно понять, что же такое абстрактное мышление.
- Понятие . Подразумевает под собой особую , при которой предмет или совокупность предметов отображаются в качестве одного или нескольких признаков. Такой признак должен быть существенным. Основные понятия могут быть выражены как словосочетанием, так и одним словом, например «листья» , «собака» , «ученик школы» , «кареглазый парень» .
- Суждение . Во время суждения происходит утверждение или отрицание, какой либо фразы, которая описывает окружающие предметы или пространство. Устанавливается закономерность и взаимосвязь. Но суждение разделяется на сложное и простое. Например, простое, может озвучиваться как, «мальчик гуляет на улице» . Сложное суждение выражается немного иначе: «Пошел дождь, стало холодно» и имеет форму повествовательного предложения.
- Умозаключение . Одно из форм мышления, во время которого из одного или нескольких связанных между собой суждений связывается воедино и делается один вывод. Этот вывод является новым суждением. Это основа логически-абстрактного мышления. Суждения, которые в дальнейшем приводят к формированию конечного варианта, иногда называют предпосылками, а конечное суждение называется «заключением» . Абстрактное мышление подразумевает свободное мышление, оперирование суждениями, понятиями и умозаключениями, категориями без которых не было бы смысла, без соотношения с нашей повседневной жизнью.
Вадим Лёвкин - В чём цена логических ошибок
Абстрактное мышление очень значимо в жизни человека, поэтому имеет ряд характерных признаков:
- Способно отражать окружающий мир без воздействия на органы чувств человека . Другими словами человек не нуждается в непосредственном контакте с явлением или объектом для получения новой информации. Результат человек получает, опираясь на свои знания. (Например, ученик при решении новой задачи, опирается на ранее полученные знания).
- Обобщаются явления для выявления закономерности . Каждый человек стремится упростить процесс мышления, что увеличивает его эффективность и скорость. Именно к этому приводит обобщение. Информация о явлении или предмете сокращается, а доступ к ней ускоряется. Например, размышляя, человек ищет нечто общее между разными предметами, тем самым ставя их на одну линию. Теперь ему ненужно запоминать все данные о предмете из одного ряда, необходимы только его характерная особенность. Например, достаточно представить себе животное, в воображении возникает некий объект, который характеризируется общими признаками, голова, туловище, лапы и т.д. А затем конкретизировать вид животного.
- Существует неразделимая связь между мыслями и языковым выражением . Условно процесс мышления разделим на два этапа: мышление без помощи языка и «внутренний диалог» , протекающий в общении с самим собой. Не будем отрицать, что основная масса информации поступает из книг, интернета, СМИ. Все осуществляется при помощи письменного (разговорного) языка. Т.е. человек получает новую информацию из источника, перерабатывает ее, создавая нечто новое, и опять закрепляет. Поэтому язык является не только как способ выражения, но и как закрепления информации.
Сознание и подсознание
Что нужно делать для развития абстрактного мышления
Абстрактное мышление не может быть у всех одинаково. У одних есть способность к живописи, у других к поэзии, третьи могут абстрактно мыслить. Но формировать абстрактное мышление необходимо, при чем начинать нужно с самого раннего возраста, нужно давать возможность думать, размышлять и фантазировать.
На сегодня на полках магазинов, в интернет страницах есть множество головоломок, задачек на логику которые дают «пищу» для ума. Если у вас появилось желание развить абстрактное мышление не только у маленького ребенка, но и у себя, уделите всего от 40 до 60 минут два раза в неделю, чтоб погрузится в решение логических задач. Эффект появится очень быстро. В детском возрасте мозг ребенка способен очень быстро решить сложные задачи, но чем активнее тренировки и сложнее задачи, тем лучше и поразительнее результаты.
При отсутствии абстрактного мышления могут возникнуть многие проблемы не только с творческой деятельностью, но и при изучении некоторых дисциплин, где необходимы навыки абстрактного мышления. Именно поэтому стоит привлекать детей для решения головоломок и задач.
Абстрактного мышления помогает открыть тайны природы, познать истину, отличить лож. Данный метод познания существенно отличается от остальных, ведь он не требует непосредственного контакта с изучаемым объектом, дает возможность удаленно сделать выводы и умозаключения.
Контактер Софоос. Ченнелинг. Введение в свободное мышление. Практические подходы
Человек с абстрактным мышлением
Наверное, многие задумались, как же все таки выглядит человек с явно выраженным абстрактным мышлением . У такого человека постоянно в голове протекают рассуждения, мысли, факты, цепочки и т.д. они говорят языком сложных понятий, символов, им доставляет это огромное удовольствие. Чаще всего ярко развитым абстрактным мышлением обладают мужчины, женщин намного реже. Такие люди идут учиться на физико-технические, математико-механические факультеты, это их стихия. Они небрежно одеваются, не задумываются о стиле, могут не заметить расстегнутые пуговицы. Энергии в физическом плане не наблюдается, вся ее активность заключена в . Невнимательны к другим людям, в разговоре строят сложные цепочки, иногда забывают с чего начат разговор, или о чем он. Домашние проблемы для них несущественны, они не уделяют им особого внимания. Такие люди живут в своем мире, иногда далеком от реальности.
Основные качества:
- Большая работоспособность, увлеченность профессией;
- Могут представлять ситуацию с разных ракурсов, мыслят сложно;
- Могут отказаться от физического плана.
Недостатки:
- эгоисты, сосредоточены только на себе;
- невнимательны к родственникам и друзьям, рассеяны;
- чересчур активное абстрактное мышление приводит к непрактическим выводам;
- усердствуют в теории, но пассивны в практике.
Абстрактное мышление неотъемлемая часть успешного и , помогающая ему не только в саморазвитии, но и в построении карьеры и семьи.
РАЗВИТИЕ УМА И ШАБЛОНЫ МЫШЛЕНИЯ
) - мысленное отвлечение, обособление от тех или иных сторон, свойств или связей предметов или явлений для выделения существенных признаков.
Слово «Абстракция» используется в двух смыслах:
- Абстракция - процесс, то же что и «абстрагирование »
- Абстракция - «абстрактное понятие », «абстракт », результат абстрагирования.
Абстрактное понятие - мысленная конструкция, представляющая собой некий концепт, или идею, способную олицетворять некие предметы или явления реального мира, но при этом отвлеченная от конкретных их воплощений. Абстрактные конструкции могут и не иметь прямых аналогов в физическом мире, что характерно, например, для математики (вообще, вероятно, являющейся наиболее абстрактной наукой).
Потребность в абстракции определяется ситуацией, когда становятся явными отличия между характером интеллектуальной проблемы и бытием объекта в его конкретности. В такой ситуации человек пользуется, например, возможностью восприятия и описания горы как геометрической формы , а движущегося человека - в качестве некой совокупности механических рычагов .
Некоторые типы абстракции, по видам несущественного:
- обобщающая абстракция - даёт обобщённую картину явления , отвлечённую от частных отклонений. В результате такой абстракции выделяется общее свойство исследуемых объектов или явлений. Данный вид абстракции считается основным в математике и математической логике .
- идеализация - замещение реального эмпирического явления идеализированной схемой , отвлечённой от реальных недостатков. В результате образуются понятия идеализированных (идеальных) объектов («идеальный газ », «абсолютно чёрное тело », «прямая », «сферический конь в вакууме» (из анекдота про идеализацию) и др.)
- изолирующая абстракция - вычленение исследуемого явления из некоторой целостности, отвлечение от не интересующих вариантов.
- абстракция актуальной бесконечности - отвлечение от принципиальной невозможности зафиксировать каждый элемент бесконечного множества , то есть бесконечные множества рассматриваются как конечные.
- конструктивизация - отвлечение от неопределённости границ реальных объектов, их «огрубление».
По целям:
- формальная абстракция - вычленение свойств, важных для теоретического анализа ;
- содержательная абстракция - вычленение свойств, имеющих практическое значение.
Понятие «абстрактное» противопоставляется конкретному (конкретное мышление - абстрактное мышление).
См. гносеологический закон «Восхождение от абстрактного к конкретному ».
Абстрактное мышление подразумевает оперирование абстракциями («человек вообще», «число три», «дерево», и т. д.), что можно считать более развитым уровнем мыслительной деятельности по сравнению с конкретным мышлением, всегда имеющим дело с конкретными объектами и процессами («брат Вася», «три банана», «дуб во дворе», и т. д.). Способность к абстрактному мышлению является одной из отличительных черт человека, которая, судя по всему, сформировалась одновременно с языковыми навыками и во многом благодаря языку (так, нельзя было бы даже мысленно оперировать числом «три вообще», не имея для него определенного языкового знака - «три», поскольку в окружающем нас мире такого абстрактного, ни к чему не привязанного понятия попросту не существует: это всегда «три человека», «три дерева», «три банана» и т. п.).
- В области математического обеспечения, абстракцией называют алгоритм и метод упрощения и отделения деталей для сосредоточения на некоторых понятиях одновременно.
См. также
- Слой абстрагирования (уровень абстракции) в программировании
Ссылки
Wikimedia Foundation . 2010 .
Смотреть что такое "Абстрактное мышление" в других словарях:
абстрактное мышление - 3.2 абстрактное мышление: Мышление, представляющее собой способность оператора образовывать общие понятия, отрываясь в восприятиях от реальности, рефлексировать (быть в состоянии рефлексии). Источник … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации
Абстрактное мышление Словарь-справочник по педагогической психологии
Абстрактное мышление - мышление, оперирующее сложными отвлеченными понятиями и умозаключениями, позволяющее мысленно вычленить и превратить в самостоятельный объект рассмотрения отдельные стороны, свойства или состояния предмета, явления. Такое вычлененное и… … Словарь по педагогической психологии
Абстрактное мышление - то же, что и понятийное мышление, т. е. способность человека к формированию отвлеченных, опосредованных, не наглядных, чисто мысленных представлений о предметах, в которых обобщены основные свойства конкретных вещей … Начала современного естествознания
АБСТРАКТНОЕ МЫШЛЕНИЕ - См. абстракция; мышление … Толковый словарь по психологии
абстрактное мышление - Опирающийся на язык, высший, собственно человеческий тип мышления, осуществляемый в форме понятий, суждений, умозаключений … Словарь лингвистических терминов Т.В. Жеребило
Абстрактное мышление оператора - Абстрактное мышление: мышление, представляющее собой способность оператора образовывать общие понятия, отрываясь в восприятиях от реальности, рефлексировать (быть в состоянии рефлексии)... Источник: ГОСТ Р 43.0.3 2009. Национальный стандарт… … Официальная терминология
Направленный процесс переработки информации в когнитивной системе живых существ. М. реализуется в актах манипулирования (оперирования) внутренними ментальными репрезентациями, подчиняющимися определенной стратегии и приводящими к возникновению… … Философская энциклопедия
Абстракция, или абстракт, (от лат. abstractio «отвлечение», введённого Боэцием как перевод греческого термина, употреблявшегося Аристотелем) мысленное отвлечение, обособление от тех или иных сторон, свойств или связей предметов или явлений для… … Википедия
мышление - I мышле/ние = мы/шление; см. мыслить 1) Способность человека мыслить, рассуждать, делать умозаключения; особая ступень в процессе отражения сознанием объективной действительности. Научное мышление. Мозг орган мышления. Развивать мышление.… … Словарь многих выражений
Книги
- Как эмоции влияют на абстрактное мышление и почему математика невероятно точна , Свердлик, Анна Геннадиевна. Математика, в отличие от прочих дисциплин, универсальна и предельно точна. Она создает логическую структуру всех естественных наук. "Непостижимая эффективность математики", как в свое время…
- Как эмоции влияют на абстрактное мышление и почему математика невероятно точна. Как устроена кора головного мозга, почему ее возможности ограничены и как эмоции, дополняя работу коры, позволяют человеку совершать научные открытия , А. Г. Свердлик. Математика, в отличие от прочих дисциплин, универсальна и предельно точна. Она создает логическую структуру всех естественных наук. «Непостижимая эффективность математики», как в свое время…
Мышление абстрактное — это тип мышления, при котором возможно, абстрагировавшись от мелких деталей, взглянуть на ситуацию в целом. Такое свойство позволяет переступить в какой-то мере границу правил и норм и совершить новые открытия. В детском возрасте развитию данной способности должно отводиться достаточно времени, потому как такой подход в будущем поможет быстрее находить нестандартные решения и наиболее оптимальные выходы из сложившейся ситуации. Очень часто при приеме на работу работодатели проверяют у потенциальных сотрудников абстрактное мышление. Тест помогает оценить справляться с проблемами, находить решения и обрабатывать незнакомую информацию.
Формы
Особенности абстрактного мышления — это его различные формы: понятие, суждение, умозаключение. Для правильного восприятия рассматриваемого термина очень важно понимать специфику каждого из этих определений.
Понятие
Это такая при которой один или несколько предметов воспринимаются как один или несколько признаков, каждый из которых должен быть существенным. Определять понятие может как одно слово, так и словосочетание, например «стул», «трава», «учитель математики», «высокий мужчина».
Суждение
Это форма, при которой происходит отрицание или утверждение какой-либо фразы, описывающей предметы, окружающий мир, закономерности и взаимосвязи. Суждение, в свою очередь, бывает двух типов: простым и сложным. Простое суждение, например, звучать может так: «мальчик рисует дом». Сложное суждение выражается в иной форме, например «поезд тронулся, перрон опустел».
Умозаключение
Это такая форма мышления, при которой из одного суждения (или нескольких) делают вывод, который является новым суждением. Источники, которые помогают сформировать конечный вариант,— это предпосылки, а итог — это заключение. Например: «Все птицы умеют летать. Синица летает. Синица — птица».
Мышление абстрактное — это процесс, при котором человек способен свободно оперировать понятием, суждением, умозаключением, то есть категориями, смысл которых можно понять только в соотношении с повседневной жизнью.
Развитие абстрактного мышления
Естественно, данная способность у всех развита по-разному. Одни люди красиво рисуют, другие — пишут стихи, третьи — умеют абстрактно мыслить. Однако сформировать его вполне возможно, с этой целью уже в раннем детстве следует давать мозгу поводы для размышлений.
Сегодня существует огромное количество различных специализированных печатных изданий, которые тренируют ум: головоломки, сборники задач на логику и так далее. Для развития абстрактного мышления у своего ребенка или у себя необходимо уделять подобным занятиям всего 30-50 минут два раза в неделю. Эффект от таких упражнений не заставит себя долго ждать. Доказано, что в раннем возрасте мозгу гораздо проще справиться с подобного рода задачками. Чем больше будет тренировок, тем быстрее появится результат.
При полном отсутствии навыков мыслить в целом человеку сложно не только реализовать себя в творческих Также могут возникнуть проблемы с изучением дисциплин, в которых очень много абстрактных ключевых понятий. Правильно развитое мышление абстрактное — это возможность открыть неразгаданные тайны природы, познать то, что ранее не было никем познано, отличить ложь от истины. К тому же отличительной особенностью такого является то, что для него не требуется непосредственный контакт с изучаемым объектом, и важные выводы и умозаключения можно делать удаленно.
Психология: мышление, виды мышления
В мыслительном процессе соотношение слова, образа, действия может быть различным. В зависимости от этого выделяют некоторые виды.
Мышление в процессе исторического развития
Первоначально на формирование интеллекта человека непосредственное влияние оказывала практическая деятельность. Так, опытным путем люди научились измерять земельные участки. На этой основе происходило становление специальной теоретической науки — геометрии.
Самым ранним видом мыслительной деятельности, с генетической точки зрения, является практически-действенное мышление, первостепенную роль в нем играют действия с предметами (у животных такая способность наблюдается в зачаточном виде). Становится понятным, что именно данный тип познания себя и окружающего мира является основой наглядно-образного процесса. Его характерная черта — оперирование в уме наглядными образами.
Высшей ступенью является абстрактное мышление. Однако и здесь деятельность мозга неотделима от практики.
В зависимости от содержания мыслительная деятельность бывает практической, художественной и научной. Действие является структурной единицей практически-действенного способа познания, образ — художественного, понятие — научного.
Все три вида между собой тесно связаны. У многих людей одинаково развиты способности к действию, и абстрактное восприятие. Однако в зависимости от характера решаемых задач на первый план выступает какой-то один вид, затем его сменяет другой, после — третий. Например, для решения бытовых вопросов требуется практически-действенное мышление, для научного доклада — абстрактное.
Виды познания по характеру поставленных задач
Поставленные перед человеком задачи могут быть стандартными и нестандартными, в зависимости от этого, а также от операциональных процедур, различают следующие виды мышления.
Алгоритмическое. Основано на заранее установленных правилах, общепринятой последовательности действий, которые требуются для решения типовых задач.
Эвристическое. Продуктивное, направленное на решение нестандартных задач.
Дискурсивное. Основано на совокупности взаимосвязанных умозаключений.
Творческое. Помогает человеку совершать открытия, достигать принципиально новых результатов.
Продуктивное. Приводит к новым познавательным результатам.
Репродуктивное. При помощи данного вида человек воспроизводит полученные ранее результаты. В этом случае мышление и память неразрывны.
Абстрактное мышление — важнейший инструмент в человеческих руках, который дает возможность постичь глубочайшие слои истины, познать неизведанное, совершить великое открытие, сотворить произведение искусства.