Любовь божья. Греческие богини: имена и мифы. Греческая богиня радуги

Словарь на случай если ты попадешь в ад. Надо знать кого как звать. Многим в будущем пригодится. Собственно имена чудовищ:

Абаддон (Аввадон, Аполлион) - демон-разрушитель.
Абдусциус - демон, вырывающий с корнями деревья.
Абигор - демон-всадник, искусный воин.
Адрамалех - демон-советник, отвечающий за гардероб Сатаны.
Агалиарепт - демон, умеющий разгадывать любые загадки.
Агварес - демон, герцог ада, организатор танцев.
Азазель - демон, знаменосец войск ада.
Ази Дахака - познавший все грехи мира.
Аластор - демон-глашатай.
Амдусциас - демон-музыкант, герцог ада.
Андрас - демон, маркиз.
Асмодей - демон похоти и семейных неурядиц.
Астарот - великий герцог, хранитель сокровищ ада.
Ахерон - адское чудовище с пылающими глазами.
Барбатос - демон, герцог, умеющий находить спрятанные сокровища и предсказывать будущее.
Бегемот - огромный демон, заправлявший пирами в аду.
Бельфегор - демон, соблазняющий людей богатством.
Бес - рассыльный зла.
Ваал - демон вероломства и обмана, великий герцог ада.
Ваалберит - главный секретарь ада.
Валафар - демон, покровитель грабителей и разбойников.
Велиар - могущественный союзник Сатаны, демон лжи.
Вельзевул - командующий легионами ада, повелитель мух.
Верделет - церемониймейстер ада.
Вин - мог разрушить самые толстые стены и вызывать в море шторм.
Гласиалаболас - крылатая собака. Он руководил убийствами. В свободное от своих основных обязанностей время этот демон обучал людей искусству становиться невидимыми.
Гомори - умел добиваться любви женщин, особенно молодых. Будучи великим герцогом, он являлся в виде прекрасной женщины верхом на верблюде, с герцогской короной на голове.
Дагон - демон, пекарь ада.
Данталиан - демон, подбивающий людей на злые поступки.
Дюббук - в мифологии странствующий дух.
Залпас - разрушитель, строитель городов, заселяет их воинами, жаждущими битв. Имеет обличье аиста и хриплый голос.
Зепар - демон, доводивший женщин до безумия.
Инкубус - демон-любовник мужского пола.
Ифрит - джинн, служитель Иблиса
Кайм - поначалу имел облик дрозда, а затем превратился в человека с острым мечом. Если ему задавали вопросы, то он отвечал на них не совсем понятно - горящим пеплом. Когда он был ангелом, то любил поспорить, а если был в настроении, то мог рассказать о смысле птичьих песен, мычания скота, собачьего лая и журчания ручья.
Ксафан - демон, разводящий костры в аду.

Ламия - демон-женщина, вампир, охотившаяся, в основном, за детьми.
Левиафан - огромная змея, властелин океанов.
Леонард - демон, хозяин шабашей.
Лерайе - могущественный маркиз, стрелок в зеленой тунике, вооруженный луком и острыми стрелами. Он провоцировал ссоры и сражения между людьми, но особенно стремился к тому, чтобы те ранили друг друга стрелами, раны которых никогда не заживали.
Люфицер - ангел, восставший против Бога и низвергнутый с неба, Сатана.
Люцифуг Рофокал - премьер-министр ада.
Маммон - демон богатства.
Марбас - демон, который мог наслать и излечить болезнь.
Мельхом - демон, хранитель сокровищ принцев ада.
Мефистофель - демон, служивший Фаусту 24 года.
Молох - демон-божество, кому приносили в жертву детей.
Мулцибер - демон, архитектор ада.
Навки - души умертвленных или некрещеных детей (у славян).
Небирос - демон, фельдмаршал армии ада.
Нибрас - демон, ответственный за развлечения.
Нисрок - демон, один из администраторов ада.
Ойедлет - демон-соблазнитель обета бедности.
Оливьер - падший архангел, пробуждающий в людях жестокость к бедным.
Парки - демон судьбы; если кто видел парки, то тот человек сам демон.
Паймон - правит в аду публичными церемониями, ломая у людей волю. Ездит на верблюде. Изображают мужчиной с женским лицом.
Пишача - дух человека, совершившего при жизни преступление, например, мошенничество, изнасилование, кражу и т. п.
Преты - «голодные духи») являются заложниками своей плохой кармы, изгаженной предыдущими инкарнациями. Они всё время испытывают неутолимые голод и жажду.
Пут Сатанакия - верховный главнокомандующий армией Сатаны.
Ракшасы - имеют огромные когти и питаются людьми.
Сабнак - демон, ответственный за гниение трупов.
Саламандры - властелины огня, духи, живущие в пламени.
Саргатанас - демон, генерал-майор армии ада.
Сатана - Верховный повелитель ада и демонов.
Сеера - демон времени, мог замедлять или ускорять его ход.
Ситри - князь, который имел голову леопарда и крылья грифона. Он стимулировал сексуальное влечение, в частности, подначивал женщин ходить обнаженными.
Суккубус - дьяволица-любовница.
Уфир - демон, врач ада.
Утбурд - призрак мертвого ребенка (норвеж.).
Филотанус - демон 2-го разряда и помощник Велиара. Подстрекатель к разврату.
Флеврети - генерал-лейтенант Вельзевула, управляющий Африкой.
Фурфур - демон, управляющий громом, молнией и ураганными ветрами.
Хабарил - демон огня и пожара. У него три головы - кошачья, человеческая и змеиная, он ездит на гадюке, размахивая факелами.
Шакс - демон, ослепляющий и оглушающий свои жертвы.

Соблазны и искушения

Очень часто люди, которые приходят к Богу, меняют свои «черно-белые очки» на «розовые». Они думают, что пастора церкви только и ждут, как бы это за кого-нибудь помолиться, кого-то выслушать, беса из кого-то выгнать. Но почему-то забывают, что пастора такие же точно люди, как они, что у них тоже есть семьи, тоже бывает плохое настроение. Единственная разница (кроме того, что у них есть свои проблемы и обязанности) – Бог поставил их служить другим людям. Поэтому «молодые» христиане часто соблазняются, не понимая многих истин. Они создают себе стереотипы – пастор должен быть таким-то, но на самом деле у каждого человека, кроме Иисуса Христа, есть свои недостатки.

Луки 17:1-2 «Сказал также [Иисус] ученикам: невозможно не придти соблазнам, но горе тому, через кого они приходят; 2 лучше было бы ему, если бы мельничный жернов повесили ему на шею и бросили его в море, нежели чтобы он соблазнил одного из малых сих. Наблюдайте за собою…»

В Библии упоминаются три самых больших греха. Первый из них и самый большой – это хула на Духа Святого. Написано ясно, что этому греху нет прощения ни в сем веке, ни в будущем. Второй самый страшный грех – сказать на брата своего «рака», то есть «дурак». Христос лично говорил, что человек, который сказал на своего брата это слово, суду уже не подлежит, его путь – прямо в геенну. Третий грех, который Библия осуждает явно – это соблазн. Без суда и следствия, камень на шею и прямо в море. Я не хочу сказать, что за эти грехи никому и никогда не будет прощения (кроме хулы на Духа Святого), но можно ясно понять, что все это очень важно и сложно. Хочу только, чтобы мы знали, что речь идет не о спонтанных вещах, а о целенаправленных, запланированных, обдуманных грехах.

1. Соблазн.
Давайте определим, что же это такое. К сожалению, греческий язык в целом не совпадает с украинским, но это слово как раз совпало. Оно звучит как «скандалос». В нашем языке тоже есть такое слово, означающее скандальную ситуацию или человека. Относительно человека его можно перевести, как «человек, создающий скандал», или «человек, из-за которого скандал происходит». Раньше это слово имело два значения: «приманка в капкане» и «преграда на пути, указывающая неверный путь».

Расскажу вам пример. Как-то умирал один старенький человек. Он позвал к себе священника, чтобы исповедаться ему перед смертью, и сказал: «У меня есть один грех, который я не могу сам себе простить». «Какой?», - спросил священник. «Когда-то давно, когда я был еще маленьким мальчиком, мы с друзьями любили играть в одну жестокую игру. Мы выходили на дорогу и переставляли знак, указывающий направление, потом садились в кусты и веселились, наблюдая за тем, как люди с тяжелыми ношами идут совсем не туда, куда им нужно. Человек мог пройти километр, два, а то и десять, пока догадывался, что идет в неверном направлении! Я молился Богу, но не мог получить прощение, потому что не прощал сам себя!» Этот человек «соблазнял» людей. Он показывал им неверный путь. А там были и больные люди, и дети, и те, кто очень устал. Представьте себе, какое разочарование постигнет человека, когда он после долгой и тяжелой ходьбы поймет, что нужно возвращаться назад и снова пройти этот путь.

Сегодня в теологии слово соблазн означает: «учить, толкать, подводить людей ко греху». В церкви и в обществе есть приблизительно 20 % малодушных, слабых людей, которые могут «спотыкаться» на поступках других. В каждой семье есть дети, подростки и старенькие люди, которые уже или еще не такие самостоятельные, как взрослые. Поэтому, если мы с вами хорошо знаем «границы» греха (еще один шаг и согрешишь!), то ради малодушных, слабых в вере людей нам нужно эти границы передвинуть, как минимум, на десять шагов назад. Где в Библии написано, что нельзя пить пива, курить, целоваться до свадьбы, ходить на дискотеку? Где написано, какой длины должна быть юбка? Но стоит этим 20 % людей только подержаться за руку, они могут сблудить, стоит только нюхнуть пива, могут стать алкоголиками. Такие люди просто не имеют в себе внутренних границ. Другим 80% людей это абсолютно не повредит, а для этих 20% станет причиной падения. Поэтому церковь ради немощных переставляет границы греха подальше, иначе это станет доля них соблазном. Даже если ты думаешь, что крепок в вере и решил выпить безалкогольного пива, помни, что слово «пиво» на бутылке написано огромными буквами, а «ноль % алкоголя» - малюсенькими. Если твой немощный брат увидит тебя с этой бутылкой и соблазнится – горе тебе. Ведь он прочитает слово «пиво», напьется и станет алкоголиком. Он скажет: «Я выпил потому, что видел, как ты тоже пил!» Таким образом ты погубишь своего брата. Много неверующих людей хоть сами пьют и матерятся, но при своих детях стараются этого не делать. Почему? Чтобы дети не соблазнились и не научились этому от них. Вот почему некоторые вещи в церкви поставлены так категорично.

Лично меня никто не соблазняет. Почему? Потому что я давно уже не верю в людей, а только в Господа Иисуса Христа. Библия нам говорит, что проклят тот, кто надежду свою полагает на человека. Но в церковь приходит множество новых людей, которые пока что верят и в Иисуса Христа, и в пастора. Поэтому на нас лежит большая ответственность, чтобы никого из них не соблазнить. Придет время, они окрепнут в вере и сами смогут решать, на кого им равняться – на Бога или на людей.

Грех является грехом в любой момент, будь то в ванной комнате, на улице, в отеле или дома. Соблазн же в одном месте может быть грехом, а в другом нет. Если тебя в душе увидит твой муж, это нормально, но если чужой – грех.

Римлянам 14: 13-23 «Не станем же более судить друг друга, а лучше судите о том, как бы не подавать брату случая к преткновению или соблазну. Я знаю и уверен в Господе Иисусе, что нет ничего в себе самом нечистого; только почитающему что-либо нечистым, тому нечисто. Если же за пищу огорчается брат твой, то ты уже не по любви поступаешь. Не губи твоею пищею того, за кого Христос умер. Да не хулится ваше доброе. Ибо Царствие Божие не пища и питие, но праведность и мир и радость во Святом Духе. Кто сим служит Христу, тот угоден Богу и достоин одобрения от людей. Итак будем искать того, что служит к миру и ко взаимному назиданию. Ради пищи не разрушай дела Божия. Все чисто, но худо человеку, который ест на соблазн. Лучше не есть мяса, не пить вина и не делать ничего такого, отчего брат твой претыкается, или соблазняется, или изнемогает. Ты имеешь веру? имей ее сам в себе, пред Богом. Блажен, кто не осуждает себя в том, что избирает. А сомневающийся, если ест, осуждается, потому что не по вере; а все, что не по вере, грех».

У соблазна есть две стороны – тот, кто соблазняет, и тот, кто соблазняется. Сегодня мы больше говорим о той позиции, которая приводит к соблазну. Если мы кого-то соблазняем, это огромный грех, но если сами соблазняемся – проявляется наш духовный уровень. Это две стороны медали. Библия не собирается «бегать за дьяволом» и записывать за ним каждый грех, чтобы потом его запретить. Не написано, нигде, что нельзя нюхать клей, глотать таблетки, принимать наркотики. Библия – это не список запретов, в ней достаточно понятно написано, что такое нечистота и соблазн. Есть грехи, которые определены очень четко, но есть и такие, которые невозможно определить одним словом, потому что со временем они проходят «мутацию». Поэтому мы как церковь отступаем намного шагов назад, аж до самого немощного брата и сестры, и свое поведение, свою жизнь формируем соответственно его (ее) понимания и веры, чтобы не соблазнить его (ее). Даже те люди, которые уже давно верующие, отцы церкви, люди, для которых уже давно нет веры, основывающейся на человеке, все равно отступают назад и ориентируют свое поведение на этот уровень, хоть на самом деле до греха еще далеко! Поэтому форма твоей одежды должна быть не такой, какая нравится только тебе. Не выискивай формулы безопасного алкоголя! «Пастор, а какое количество градусов еще является безопасным?» Пастор не прокурор. Читай Библию и слушай свою совесть. Если она тебя мучит, не перекладывай свои проблемы на пастора.

Многие вещи не являются грехами сами по себе. Глоток вина никогда не был и не будет грехом, ведь тогда и Причастие стало бы грешным процессом. Пьянство – вот что грех. А вы видели в Украине пьяницу? Нет, тут нет ни одного, все любители! Спроси у алкоголика, который проходит лечение в психбольнице, он скажет: «Нет, я могу пить, а могу и не пить. Просто я пока что еще не хочу бросать. Но я могу!» Исходя из этого примера, сформулируйте мне, сколько нужно выпить, чтобы стать пьяницей? Литр в день, пол-литра, сто грамм, пятьдесят? Сколько? Где граница? Поэтому апостол Павел говорит: «Не буду пить вовсе!» Ради немощных поставлю себе четкую грань. Потому что один выпьет 30 грамм и станет алкоголиком, а кто-то три литра и все равно будет ходить ровно. Дорогая сестра, ты красива? Показывай свою красоту дома своему мужу. А к остальным людям одевайся скромно.

Итак, в церкви давайте лучше сделаем «немного больше, чем меньше», чтобы уберечь всех от соблазна.

2. Искушение.
Матфея 4:1 «Тогда Иисус возведен был Духом в пустыню, для искушения от диявола».

Как такое может быть, чтобы в одном процессе принимали участие и Дух Божий, и дьявол? Такое может случиться только в случае искушения. Слово искушение (греч. нейразейн ) буквально означает «испытание». Все места в Библии, где написано слово искушение, относятся к испытаниям. Но это слово имеет двоякое значение. Если это действие Бога, тогда это испытание, чтобы дать человеку новое благословение или новое служение. Но с позиции дьявола это же самое событие будет направлено на то, чтобы «украсть, убить и погубить». Вспомним святого и праведного мужа Божьего Иова. Бог знал, что должна была быть написана книга Иова, которая для многих людей станет примером терпения, веры и стойкости. Господь знал, что кроме Иова никто не устоит, поэтому со скорбью в сердце допустил эти страдании. Но сатана не хотел и не планировал того, чтобы пример Иова наследовали другие люди, он хотел одного – убить Божьего праведника. В этом событии принимали участие Бог и сатана, но цели у них были абсолютно разные, хоть слово употребляется одно и то же.

В пустыне у дьявола было стремление сделать так, чтобы Христос, искусившись, не пошел на крест, поэтому в конце поста сатана предложил Ему: «Христос, я знаю, для чего Ты пришел. Ты хочешь пострадать, умереть и получить таким образом весь мир. Ты поклонись мне, я тебе его отдам без таких жертв! У меня есть короткий путь!» Но Христос знал, что Его смерть даст огромный результат, и остался верным Отцу.

Как правило, мы искушаемся нашими дарами и талантами. Наши сильные стороны могут стать для нас искушениями или, вернее, испытаниями. Если ты красивая девушка, тебя могут искушать: «Ты же так красива, могла бы за миллионера замуж выйти. Чего ты сидишь в этой церкви?» У тебя красивый голос? Другое искушение: «Зачем ты поешь в этой группе прославления? Ты уже давно мог бы на больших сценах прославиться. Стал бы звездой!» Кому ты будешь служить свои даром и талантом, Богу или сатане? Кому ты поклонишься? Дьяволу ради выгоды? Или выберешь служение?

К сожалению богатые люди, бизнесмены или те, кто при власти, тоже бывают искушаемы своими сильными сторонами. Как правило, большие бизнесмены, управляющие многими людьми, не подчиняются духовной власти в церкви. Послушай, если ты бизнесмен, ты должен проявить в два раза больше послушания, чем другие. Тогда Бог благословит тебя так, как ты даже и не ожидал. Когда я был в Корее, то видел, как там пастора-миллиардеры паркуют людям машины перед служением. Они служат этим в церкви. Политики, начальники, послушайте, сатана будет искушать вас властью, а Бог испытывать. Сам Христос смирил Себя до смерти и смерти крестной. Он ни разу не сказал никому: «А ты знаешь, кто Я такой?» Нет, Христос сдал Свой экзамен. Бог, Который владеет самой большой властью на всей земле, сдал этот экзамен! Он омыл ноги простым рыбакам. Пастора, знайте, что не все вас будут уважать, не все будут говорить вам приятные слова и отдавать почести. Найдутся люди, которые будут клеветать на вас, но помните, что это ваш экзамен! Ты красив? Ты силен? Ты талантлив? Кем бы ты ни был: пастором, бизнесменом, человеком при власти, политиком – рано или поздно твои сильные стороны станут для тебя и искушением, и испытанием. Смиряйся, покажи, что ты хочешь быть похожим на Христа, а не на тех, кто управляет людьми. Руководи на работе, а в церкви прояви смирение. Мы должны быть Божьим примером для людей.

Важно то, что историю об искушении в пустыне Христос рассказал лично. Ведь там не было ни одного свидетеля, который мог потом об этом написать. Скорее всего Христос собрал учеников вместе, они сели, и начался разговор от сердца к сердцу. Христос поделился с ними Своими переживаниями.

И на последок скажу вам кое-что очень важное. Слово дьявол означает «клеветник». Когда Бог нас испытывает, всегда рядом появляется дьявол и начинает клеветать на нас. Поэтому в молитве «Отче наш» мы молимся: «… и не введи нас в искушение, но избавь нас от лукавого…» От искушений нужно убегать, а испытания проходить с честью! Если ты своей свободой соблазняешь своего брата, думая, что ты свободный и правильный, послушай, ты будешь нести ответственность перед Богом. Человек, который постоянно соблазняется, - это духовный карлик. Но церковь Христа в своем поведении ориентируется не на отцов, учителей, пасторов и апостолов, а на «малых сих».
Не соблазняйся сам и никого не соблазняй! Пусть твое основание будет только на Иисусе Христе!

1 Петра 1:3-9 «Благословен Бог и Отец Господа нашего Иисуса Христа, по великой Своей милости возродивший нас воскресением Иисуса Христа из мертвых к упованию живому, к наследству нетленному, чистому, неувядаемому, хранящемуся на небесах для вас, силою Божиею через веру соблюдаемых ко спасению, готовому открыться в последнее время. О сем радуйтесь, поскорбев теперь немного, если нужно, от различных искушений, дабы испытанная вера ваша оказалась драгоценнее гибнущего, хотя и огнем испытываемого золота, к похвале и чести и славе в явление Иисуса Христа, Которого, не видев, любите, и Которого доселе не видя, но веруя в Него, радуетесь радостью неизреченною и преславною, достигая наконец верою вашею спасения душ».

Искушение. Соблазн

Кто предпринимает великие дела, подвергается и великим искушениям.

Климент Александрийский (? - до 215), христианский богослов

Как за телами следуют тени, так и за исполнением заповедей - искушения.

Авва Дорофей (? - 620), палестинский монах

Кушанье познается по вкусу, а святость по искусу.

Русская пословица

Чем меньше искушение, тем больше грех.

Томас Фуллер (1654–1734), английский литератор

Как хороший солдат не боится сражения, так хороший христианин не должен бояться искушения. В казарме все солдаты храбры, и лишь на поле битвы видно различие между храбрецами и трусами.

Жан Батист Вьянне (1786–1859), французский католический священник

По свидетельству и опыту всех благочестивых людей, самый большой соблазн - не иметь никаких соблазнов.

Мартин Лютер (1483–1546), основатель лютеранства

Будучи искушаем, зови на помощь своего ангела-стража: он больше хочет тебе помочь, чем ты хочешь его помощи.

Джованни Боско (1815–1888), пьемонтский католический священник и педагог

Для светских женщин садовник - просто садовник, каменщик - просто каменщик. Для других, живущих более замкнутой жизнью, и садовник, и каменщик - мужчины. Не спастись от искушения тому, кто его боится.

Жан Лабрюйер (1645–1696), французский писатель

Нет искуса тяжелее для целомудрия, нежели одиночество.

Люк де Вовенарг (1715–1747), французский писатель

Единственный способ отделаться от искушения - поддаться ему.

Оскар Уайльд (1854–1900), английский писатель

Поддаться искушению нам не позволяет хорошее воспитание, твердые моральные принципы и свидетели.

Из книги Э. Маккензи «14 000 фраз»

Нынче дошло до того, что человека, который не поддается каждому искушению, превозносят за сильный характер.

Марсель Ашар (1899–1974), французский драматург

С годами начинаешь называть искушением то, что прежде счел бы просто удачным случаем.

«Пшекруй»

Никто не соблазнит дьявола делать добро.

Антоний Регульский, польский афорист

Из книги Как зовут вашего бога? Великие аферы XX века [журнальный вариант] автора

Соблазн «Только если уж слишком была невыносима шутка, когда толкали его под руку, мешая заниматься своим делом,он произносил: „Оставьте меня, зачем вы меня обижаете?“ Н. В. Гоголь. Шинель Чем занимался Мел Шпильман первые сорок лет своей жизни, история умалчивает. Можно

Из книги Большая книга афоризмов автора

Искушение Я могу устоять против всего, кроме искушения. Оскар Уайльд Единственный способ отделаться от искушения - поддаться ему. Оскар Уайльд Есть несколько способов справиться с искушением; самый верный из них - трусость. Марк Твен Я никогда не противлюсь

Из книги Тайны древних цивилизаций автора Торп Ник

Из книги Семейный вопрос в России. Том II автора Розанов Василий Васильевич

LVIII б. "И не введи нас во искушение". Б. К. В. К

Из книги Энциклопедия символизма: Живопись, графика и скульптура автора Кассу Жан К

LVIII б. "И не введи нас во искушение" К сожалению, современный закон о разводах, - препятствуя в тяжелой степени разводам, - цели закона, "сохранения семьи", вовсе не достигает, а, напротив того, благодаря своей строгости, именно ее и разрушает. Тут кроется та же ошибка, которая

Из книги Управляя мужчиной – управляешь жизнью автора Данилова Екатерина

Соблазн исторической драмы Драматурги этого времени с одинаковой легкостью движутся от истории к мифу или от мифа к истории. Романтическая модель исторической драмы сохраняет свой авторитет, но она уже - пройденный этап. Жан Луи Баке (в «Видах поэтической драмы в

Из книги Великие аферы XX века. Том 1 автора Голубицкий Сергей Михайлович

Соблазн идеалистического театра В самом деле, символистский театр находится в поисках новой идеальности. В «Театральном наброске» Малларме утверждает, что эта драма будет воплощением «пьесы, занесенной в небесное folio, эпосом страстей Человеческих. По Шюре, она

Из книги Как стать писателем… в наше время автора Никитин Юрий

Искушение символизмом Нередко полагают, что веризм - явление вполне определенное и несложное для понимания. Однако в операх, относящихся к этой версии натурализма, есть нечто от символизма. Мы уже упоминали о психологической неоднозначности героинь Пуччини: Баттерфлай,

Из книги Королева мужского царства автора Парабеллум Андрей Алексеевич

Глава 6 Соблазн О ЕО поговорили, теперь необходимо развеяться, поэтому рассмотрим противоположное направление – естественное притяжение. Кое-что мы уже сказали на эту тему, сейчас Я хочу поговорить о начальном выборе. О том времени, когда у девушки еще почти нет опыта, но

Из книги Большая книга мудрости автора Душенко Константин Васильевич

Соблазн «Только если уж слишком была невыносима шутка, когда толкали его под руку, мешая заниматься своим делом, он произносил: „Оставьте меня, зачем вы меня обижаете?“» Н. В. Гоголь. Шинель Чем занимался Мел Шпильман первые сорок лет своей жизни, история умалчивает. Можно

Из книги Большая книга афоризмов о любви автора Душенко Константин Васильевич

Соблазн пристроиться к власти велик… Это только кажется, что сейчас нет той силы, что при советской власти одних прикармливала, а других зажимала. Есть, только одни пристраиваются напрямую, сочиняя жизнеописания президента, а другие пишут биографии лидеров

Из книги Этно-путеводитель автора Этногенез Литературный проект

Методика «Королевский соблазн» Эта методика поможет вам включать свою сексуальность как лампочку. Женщина должна уметь пользоваться своей женственностью и сексуальностью. Но постоянно нон?стопом находиться в этом состоянии невозможно.Женщины тоже люди, и у нас бывает

Из книги автора

Искушение Я могу устоять против всего, кроме искушения. Оскар Уайльд Единственный способ отделаться от искушения – поддаться ему. Оскар Уайльд Есть несколько способов справиться с искушением; самый верный из них – трусость. Марк Твен Я никогда не противлюсь

Из книги автора

Искушение Искушение – это духи, которые вдыхаешь до тех пор, пока не захочешь иметь весь флакон.? Жан Поль Бельмондо, французский киноактер*Молодую женщину подстерегают тысячи опасностей, но только несколько из них доставляют настоящее удовольствие.? Янина Ипохорская,

Из книги автора

Искушение-1. Перстень Змеи Год: 2013 Автор: Илья Кирюхин Жанр: Альтернативная история Кол-во страниц: ~ 300 Описание: Действие романа происходит в прошлом, будущем, Тибете, Арктике, но основная сюжетная линия - Москва, наши дни. Путин, Медведев, Ходорковский, Бунин, Беленин,

Из книги автора

Искушение-2. Старые письма Год: 2013 Автор: Илья Кирюхин Жанр: Альтернативная история, фантастика Кол-во страниц: ~ 300 Вместо описания: Около 300 000 лет назад. Где-то на планете Земля.Он лежал в гравитационном гамаке, сосредоточенно рассматривая красноватую звезду на

Если когда в недуги впадем или скорби, или напасти, никто этого не приписывает Богу. Бог не искушает злом и Сам не искушает никого : каждый же из нас как пленник своих грехов затягиваем.

Беседа на притчу о расслабленном.

Свт. Григорий Палама

В искушении никто не говори: Бог меня искушает; потому что Бог не искушается злом и Сам не искушает никого

Как если бы кто говорил ему: «но, ведь, бывают такие, которые, находясь в искушениях, хулят; другие же совершенно приходят в отчаяние; иные же и петлю на себя налагают; если же искушения происходят от физических и плотских причин, то это – страсти и вожделения; и одни, вот, случалось, бывало впадали в убийства, другие же предавались непотребству; так что каким образом искушения суть от Бога и являются доставителями венцов?» – Как бы отвечая говорящим нечто таковое, Апостол прибавляет, говоря: «Никтоже искушаемь да глаголет, яко от Бога искушаемь есмь: Бог бо несть искуситель злым, не искушает бо Той никогоже» ; под «искушением» здесь ясно обозначая зло и грех и впадение в него, относительно чего Христос пребыл не подвержен искушениям, хотя впрочем и был искушаем: «В немже бо пострада» , – говорит Апостол, – «Сам искушен быв, может и искушаемым помощи» (Евр.2:18) . Но и после того, как крестился во Иордане, восшел Он на гору для искушения, как говорит Евангелие (Мф.4:1) ; так что «искушениями» называются и приходящие людям внешние скорби по-плоти, и самое нападение (приражение) вражие, хотя бы и безуспешное для него; так, искушая, он и Господу приразился. «Искушениями» также называются и грехи, которыми каждый из нас искушаем бывает, как сам Иаков говорит: «Кийждо искушается, от своея похоти влекомь и прельщаемь; ибо похоть заченши раждает грех: грех же содеян раждает смерть» (Иак.1:14–15) .

Омилия 32, его же омилия на 9-е воскресное Евангелие по Матфею.

Прп. Анастасий Синаит

Ст. 13-14 В искушении никто не говори: Бог меня искушает; потому что Бог не искушается злом и Сам не искушает никого, но каждый искушается, увлекаясь и обольщаясь собственною похотью

Часто мы подвергаемся опасностям, искушениям и немощам, причиной которых является не Бог и не диавол, а наша собственная неспособность правильного рассуждения и невнимательность, как это случается с теми, которые, видя изменение погоды к зиме, выводят, тем не менее, свой корабль из гавани, а также с теми, которые подвергают себя [ненужным] опасностям.

Что же касается искушения от Бога, которое случается с человеком для его же пользы, то оно не отсекает от души благой надежды, как это было с Иовом. Поэтому он и сказал Богу: «Потерплю, дондеже буду, и вчинише мя время, в неже память сотвориши мя» (Иов. 14.13) .

А искушения, исходящие, по попущениию Божию, от диавола, наполняют душу отчаянием, гневом и безнадежностью.

Вопросы и ответы.

Прп. Никодим Святогорец

Никтоже искушаемь да глаголет, яко от Бога искушаемь есмь

Великая добродетель самоукорение, когда кто-нибудь укоряет самого себя. Она ходатайствует для человека большую пользу. Поэтому-то божественный Иаков здесь склоняет к этой добродетели каждого христианина, и выражает мысль следующим образом: брат мой христианин, когда ты находишься в искушении, будь очень внимателен чтобы не сказать – я искушаем Богом .

Во-первых, так говоря произносишь хулу, Бога делаешь виновником искушений и уподобляешься праотцу Адаму, который как только преступил заповедь Божию, не укорил самого себя как виновника преступления, но переложил вину на Бога сказав «жена, юже дал еси со мною, та ми даде от древа, и ядох » (Быт. 3:12) .

Во-вторых, говоря «я искушаем Богом » этими словами показываешь гордость и не можешь ни смириться, ни покаяться, но даже и не сможешь претерпеть искушение, которое испытываешь, безропотно и с благодарением. Не терпя же, испытываешь двойное мучение, как говорит святой Исаак: «Всякая скорбь, не соединённая с терпением, служит к сугубому мучению».

Что же должно тебе делать? Должно тебе всегда укорять и обвинять самого себя, что ты есть виновник всех искушений, как сластолюбивых и вольных, так и тех, от которых злостраждешь, т.е. невольных. Потому что, если бы ты не согрешил, Бог бы не попустил придти на тебя искушениям. Самоукорением же сим смиряешься, каешься и терпишь искушения с благодарностью. И этим благодарением преклоняешь Бога или удалить совершенно от тебя искушения в которых находишься или облегчить их. Как и Павел сказал «аще быхом себе разсуждали, не быхом осуждени были » (1 Кор. 11:31) .

И великий Антоний сказал о самоукорении «это есть великое делание человека, чтобы своё прегрешение приписывать себе перед Богом, и ожидать искушения до последнего издыхания». Сказал и авва Пимен «укоряющий самого себя, если и встретит что скорбное, будь то потеря, или бесчестие, или какая иная скорбь, считает себя достойным случившегося и никогда не смущается» (из Патерика).

Бог, говорит Феофилакт с Икумением, не искушается ни от какого зла, как сказал один от внешних: «что божественно и блаженно, то само ничего не делает, ни другим не даёт дела. Всё это свойственно естеству смертному земному, в котором усматриваются изменение и переменчивость, эти первичные свойства нашей природы» (Секст Эмпирик кн. 3, гл. 24).

Иными словами, блаженный и нетленный Бог не только Сам не имеет ни искушений, ни возмущений, но и не ввергает в них никого. Потому что искушения следуют за тленной и земной природой людей, которая склонна к изменениям и приложениям и к прочему, что обладает и господствует над тленной природой человека.

Святой Митрофан, толкуя это изречение говорит, что Бог есть Само Благо по природе и не искушает никого и никогда, тем более не склоняет к злым помыслам, словам и делам. Да не будет! И это невозможно, поскольку «не может древо добро плоды злы творити » как сказал Господь (Матф. 7:18) . Сказал также один мудрец: «если рождаемые у них благи, то и они, а если они благи, то и рождаемые». Это означает, что благой Создатель благими создаёт создания и наоборот, создания благие созданы благим Создателем. Поскольку же Бог есть благой Создатель, не только никакого зла, но всё благо вкладывает в создания.

Может, некоторые недоумевают, почему написано, что Бог искушал Авраама? Отвечает тот же Митрофан, что Он не искушал его злом, чтобы привести к злому концу, как это делают искушающие враги – демоны или люди, которые изыскивают способы, как искушениями отлучить человека от Бога, но Он искушал его во благо и ко благому концу, как Друг его, чтобы ещё больше соединить его с Собою и показать светлейшим. Это в буквальном смысле нельзя даже назвать искушением, хотя Писание и ставит здесь это слово, нарушая обычные понятия. Испытывал же его зная, что он послушается Его повеления умертвить своего сына, дабы явился послушен от дел и воспринял исключительную славу во все роды.

Искусителем же в основном называется дьявол, как написано «И приступль к Нему искуситель » (Матф. 4:3) и каждый человек подражающий дьяволу, потому что враг от ненависти искушает людей, и страждет пока не втолкнёт во зло, чтобы потом стараться отлучить их от Бога и погубить.

Здесь возникает недоумение, если многие искушения приходят по икономии или по попущению Божиему, как же брат Божий говорит здесь обратное? Для разрешения этого недоумения некоторые говорят, что искушения бывают двух видов, как уже было сказано, и один вид происходит от сластей, бывающий по нашей воле, не без содействия бесовского, другой же, бывает скорбный и горький и болезненный, для испытывающего искушение. Сластолюбивое искушение, никогда не происходит от Бога, поскольку Бог не хочет того, ни до того как придёт искушение, ни после, и искушение это, есть ни что иное, как сами грехи, которые делает человек, тем самым губит свою душу, исполняя собственную волю и пожелания. Скорбное же и горькое искушение, оно происходит от Бога, потому что сие искушение, или по икономии и для испытание приходяще, как было с Иовом и Павлом и прочими святыми, или по попущению для отсечения греха, или по оставлению, всегда бывает для пользы искушаемого.

Это изречение так толкует великий в Отцах Варсонофий: «есть искушение, от нас самих случающееся, и есть другое, бывающее по попущению Божию; которое происходит от нас самих, то (служит) во вред душе, и о нем-то взывал апостол Иаков, говоря: никтоже искушаемь да глаголет, яко от Бога искушаемь есмь: Бог бо несть искуситель злым, не искушает же Той ни когоже ; а то, которое случается попущением Божиим, – полезно для души: ибо ведет человека к искусству, а искусство ведет человека к упованию, упование же не посрамит , по писанному (Рим. 5, 5) , а не посрамляемый уже спасен о Христе Иисусе Господе нашем» (ответ 388).

Толкование на Соборное Послание Иакова брата Господня.

Блаж. Феофилакт Болгарский

Никтоже искушаемь да глаголет, яко от Бога искушаемь есмь: Бог бо несть искуситель злым, не искушает же Той никогоже

Если искушения двоякого рода, то почему апостол поставляет теперь всякое искушение вне воли Божией? Но примечай: он не сказал: «искушенный», но – «искушаемый ». Кто через грех и невоздержную жизнь сам изобретает себе искушения и как бы в постоянной буре погружается в опасности, тот говорит апостол, искушается не от Бога, но от собственной похоти. Ибо кто победил нашедшее искушение и сделался тверже, тот уже нелегко поддается искушениям, особенно находящим от него самого, потому что на свободе от искушений постоянно склоняется к жизни более любомудрой.

Бог бо несть искуситель злым, не искушает же Той никогоже

Бог не искушается злом, как сказано: «Что Божественно и блаженно, то ни само ничего не делает, ни другим не дает дела». Все это свойственно естеству смертному и земному, в котором усматриваются изменение и переменчивость, эти первичные свойства нашей природы. Похоть же и грех и рождающаяся от нее смерть для души стали как бы ступенями погибели человеческой. Ибо похоть, найдя место пристанища, соделала грех, который родил смерть, и только искоренив оный через покаяние мы полагаем начало другой нашей жизни.

Толкование на соборное послание апостола Иакова.

Блаж. Августин

В искушении никто не говори: Бог меня искушает; потому что Бог не искушается злом и Сам не искушает никого

Здесь искушением он называет дурное искушение, которым каждый прельщается – и порабощается дьяволом. Именно его он здесь называет искушением , ибо есть еще иное искушение, которое называется испытанием. Об этом искушении сказано в Писании: искушает вас Господь, чтобы узнать, любите ли вы Его (Втор 13:3) .

Проповеди.

Блаж. Петр Хрисолог

В искушении никто не говори: Бог меня искушает; потому что Бог не искушается злом и Сам не искушает никого

Говорят, что Бог испытывает, когда Он оставляет непреклонно следующих в путы искушений. Так Адам стал жертвой козней искусителя, как только отказался от предписаний своего Создателя.

Собрание проповедей.

Беда Достопочтенный

В искушении никто не говори: Бог меня искушает; потому что Бог не искушается злом и Сам не искушает никого

До сих пор Иаков говорил о внешних искушениях, которые приходят к нам с попущения Господа для испытания нашей веры. Теперь он заводит речь об испытаниях внутренних, которые мы претерпеваем как по вине дьявола, так и по слабости нашей природы. И начинает он с опровержения ошибочного мнения, согласно которому Бог, внушающий нам добрые помыслы, вкладывает в нашу душу также и дурные. Поэтому мы и читаем: В искушении никто не говори: Бог меня искушает .

О семи Кафолических посланиях.

Андрей Монах

В искушении никто не говори: Бог меня искушает; потому что Бог не искушается злом и Сам не искушает никого

Это о том, что искушающий Бог испытывает для пользы, а не для того, чтобы причинить зло. Но иное – со стороны дьявола. Ведь он искушает, чтобы умертвить повинующихся ему.

Фрагменты.

Еп. Михаил (Лузин)

Ст. 13-14 В искушении никто не говори: Бог меня искушает; потому что Бог не искушается злом и Сам не искушает никого, но каждый искушается, увлекаясь и обольщаясь собственною похотью

Выше апостол говорил об искушениях вообще, в общем понятии (ст. 2-12) ; здесь и далее различает искушения по их происхождению, или по родам. Искушения бывают от Бога, от самого человека и диавола. Есть особенный, высший род искушения душ совершенных или приближающихся к совершенству, как, например, Бог искушал Авраама (Быт. 22:1) или Иова и подобные. Есть искушения, посылаемые или попускаемые Богом, это более обычный род искушений. Есть искушения, происходящие от самого человека, и искушения от искусителя (Мф. 4:3) по попущению Божию. Различие этих искушений и имеет в виду теперь апостол. В противоположность искушениям, какие попускает или посылает Бог как испытания, необходимые и благодетельные для нравственного совершенствования человека (ст. 2-4, , апостол начинает (на что указывает и отсутствие соединительной частицы же) говорить об искушениях, имеющих корень и основание собственно в самом человеке и ведущих ко греху и смерти, а не к совершенству. Вероятно, между людьми, к которым отправлялось послание апостола (как и вообще между людьми нередко), были такие, которые, впадая во грехи, оправдывали себя тем, что это – искушения, посылаемые от Бога; таким образом, не имея мудрости (ст. 5) различать искушения, Бога почитали виновником греха. Против таких-то людей апостол здесь и указывает это различие искушений. Потому понятие искушения здесь берется несколько в ином смысле, чем в стихе 2-м : там искушение есть испытание веры для возвышения нравственного совершенства человека, нередко не зависящее от воли человека искушаемого, здесь искушение есть греховное действие самого человека или, точнее, внутреннее расположение ко греху, ведущее человека, увлеченного им, к нравственной смерти. В этом последнем смысле искушение есть собственное дело самого человека, и Бог отнюдь и ни в каком случае не есть виновник его и следующего за ним греха. Выражая сначала кратко эту мысль, апостол далее раскрывает ее и с положительной, и с отрицательной стороны, указывая истинный источник такого рода искушений. – В искушении – таком, которое состоит в греховном действии человека и доводит его до нравственной смерти, никто не говори , никто не должен говорить, а следовательно и мыслить, как совершенно неправильное и несогласное с истиной, что Бог меня искушает , что Он есть виновник такого искушения и, следовательно, греха и смерти. Несогласно это с истиною, потому что противоречит самому основному понятию о Боге как Всесвятейшем и Всеблагом. Как Всесвятейший, Он и Сам не искушается злом , ибо Он неизмеримо выше приражения всякого зла, которое совершенно чуждо Его природы по святости ее, и Сам не искушает никого в силу той же святости и еще благости и любви к человеку. Чуждая всякого зла и греха, природа Его не может быть причиною зла и греха и в людях; попуская искушаться грехом человеку вследствие его свободной воли, Он Сам не производит греха, потому что не может производить. И если по Своим премудрым целям попускает на людей и даже, может быть, иногда наводит искушения, то потому, что искушение для самих людей полезно. Например: полезно посредством искушения обличение ложной и лицемерной добродетели, дабы освободить человека от самопрельщения, поставить на пути истинного покаяния и исправления; полезно посредством искушения и неложную добродетель возводить к высшей чистоте, крепости и совершенству; полезно и очищенную уже веру и усовершенствованную добродетель посредством искушения открывать, дабы ее познали и приняли за образец для подражания. Так, Бог попускает на людей искушения, но Сам не искушает на зло и не искушается злом. Если же говорится в Писании об искушении Бога людьми (ср. Евр. 3:8-9 и под.), то это говорится лишь человекообразно, для обозначения известных превратных отношений людей к Богу, причем неприкосновенно остается мысль о неискушаемости Бога злом, хотя подобные превратные действия людей и вызывают карательные действия к ним со стороны Бога. Если же говорится прямо об искушении Богом людей (напр., Втор. 13:3 и под.), то разумеются искушения не как возбуждения к злу, производящие зло, а как возбуждения к добру, производящие добро, возбуждения в душе начал добра к открытой брани против зла или против препятствий в добре, для нравственного укрепления и совершенствования. Итак, злом искушается человек не от Бога (ст. 13). От кого же? Есть искуситель человеков по преимуществу, который искусил прародителей в раю и стал виновником греха в мире, который дерзнул искушать Самого Иисуса Христа, быв, впрочем, побежден от Него. Он человекоубийца и лжец, следовательно – искуситель по преимуществу (Ин. 8:44 и прим.).

Но не сего исконного первоискусителя имеет в виду апостол в настоящем месте, а самого человека. Его считает виновником или, точнее, виновным в искушении, говоря, что всякий искушается от своей похоти , и, указывая, таким образом, основание искушения в самом человеке, показывает, как это бывает и чем это оканчивается (Иак. 1:14, . Под похотию разумеется здесь прирожденная со времени прародительского греха склонность человека к злу вообще, вожделение, в обширном смысле слова (ср. 1 Ин. 2:16), и эта-то похоть есть виновница злых искушений человека. Каким это образом, апостол объясняет непосредственно за сим. Свободную волю человека увлекает за собою похоть, или обольщающая его греховная наклонность. Как скоро человек примечает это обольщение и увлечение, то совершается в нем самое действие искушения. Если воля человека устоит против обольщения и отвергнет его, то человек победил искушение, устоял в добре и более окреп нравственно. Но как скоро воля поддалась обольщению и увлечению, является зародыш известного греха и потом рождается самый грех как определенное безнравственное действие, противное воле Божией, выраженной в положительном ли данном законе или законе совести; предмет этого безнравственного действия определяется предметом вожделения, к которому, увлекаемый похотию и обольщаемый, не устоял человек; искушение совершилось злое, рожден грех; но это искушение не от Бога произошло, а от своей собственной похоти человека, не устоявшего против злого увлечения, а потому не Бог виновник такового искушения и греха, а сам человек.

Толковый Апостол.

Лопухин А.П.

Ст. 13-15 В искушении никто не говори: Бог меня искушает; потому что Бог не искушается злом и Сам не искушает никого, но каждый искушается, увлекаясь и обольщаясь собственною похотью; похоть же, зачав, рождает грех, а сделанный грех рождает смерть

Доселе Апостол говорил об искушениях вообще, не различая их по источнику происхождения и самой природе их, и указывал высокое благотворное значение их, как испытаний для воли и веры человека (ст. 2, . Теперь, имея в виду склонность людей слабовольных и маловерующих оправдывать свои падения в искушениях указанием, что искушения посылаются Богом, Апостол предлагает читателям строго различать искушения по происхождению и сущности.

Те испытания или лишения, о которых доселе говорил Апостол, посылаются людям Богом с благою, спасительною целью - утвердить людей, путем испытаний, в добре и привести их к истинному благу, к жизни в истинном смысле. В качестве примеров таких испытаний в Ветхом Завете можно назвать испытание веры Авраама (Быт 22:1 сл.), Иова (Иов I-II гл. и дал.) и израильтян во время странствования их по пустыне (Втор 8:2) . Во всех этих и подобных примерах испытания людей Богом, в случае выдержания ими искуса, результатом или плодом искушения является терпение, нравственная крепость, нравственное совершенство испытуемых, а конец всего - вечная блаженная жизнь (Иак 1:2-4, . Но есть совершенно иные искушения, приходящие от диавола или же зарождающиеся в душе самого человека. В рассматриваемых стихах Апостол говорит об этих последних искушениях, и даваемое Апостолом изображение искушения имеет большую религиозно-психологическую ценность, начертывая полностью весь процесс или поступательный ход развития искушения в душе человека. Прежде всего (ст. 13) Апостол со всею решительностью устраняет всякую мысль человека-грешника, будто искушение ко греху и злу может происходить от Бога: такая мысль коренным образом противоречит основному понятию о Боге, как существе всесвятом и всеблагом - «Бог не искушается злом (θεός απείραστός έστι κακών), и Сам не искушает никого». Слово απείραστός должно быть передано именно так, как оно передано в русском переводе - в том смысле, что Бог абсолютно чужд зла, безусловно не затрагивается никакими прирождениями зла. Славянский перевод: «несть искуситель злым», как и Вульгаты: intentator - не точны, тем более, что, в случае принятия такой передачи, получалась бы тавтология с последующим выражением: «и Сам не искушает никого ».

По ст. 14-15, подлинный источник и действительное основание искупления заключается «собственная похоть», ιδία επιθομία, человека. «Кто чрез грех и невоздержную жизнь сам изобретает себе искушение и как бы в постоянной буре погружается в опасности, тот, - говорит Апостол, - искушается не от Бога, но от собственной похоти» (блаж. Феофил). Желая показать, каким образом зарождается в душе человека искушение (ст. 14) и какими гибельными следствиями оно оканчивается (ст. 15) , Апостол для большей ясности пользуется сравнением этого психического процесса с зачатием и рождением дитяти. Производителями греховного искушения в душе являются, с одной стороны, собственная похоть человека, имеющая основание в первородном, прирожденном человеку, грехе (ср. 1Ин. 2:16) , но возрастающая и укрепляющаяся под влиянием сознательной склонности каждого отдельного человека; с другой же стороны, - свободная воля человека, соизволяющая похоти. Похоть есть фактор более пассивный, однако, на слабую волю действие ее так же сильно и гибельно, как действие блудницы на обольщаемого ею мужчину. Воля же человека, соизволяющая искушению, есть уже активное, оплодотворяющее начало, от преступного соединения которого с похотью происходит зачатие, а затем и рождение столь же преступного дитяти - греха, а грех затем, уже в свою очередь, рождает свое исчадие - смерть, именно вечную духовную смерть. А коль скоро искушения указанного свойства имеют своим плодом грех и смерть, то ясно, что они не могут исходить от Бога, Который есть самая святость и истинная жизнь. Ясно и то, что попытки людей оправдывать свои падения в искушениях ссылкою на Бога не имеют никакой опоры. Но все же в рассмотренных ст. 13-15 эта мысль аргументирована лишь с отрицательной стороны, и потому в следующих ст. 16-18 Апостол доказывает ее и положительным образом.