Сообщение на тему религия древних египтян. Религия в Древнем Египте. Нужна помощь по изучению какой-либы темы

Одной из самых ранних в истории является культура Древнего Египта - высо­коразвитая египетская цивилизация сложилась в долине Нила в III тысячелетии до н.э. Своеобразие этой цивилизации вполне можно объяснить природными и гео­графическими особенностями Египта. Нил в буквальном смысле создал страну: он оживил бесплодную каменистую пустыню, принеся на берега плодородный ил и превратив ее в сад.

Ежегодные разливы Нила обусловили появление городов, возникших как цен­тры управления запрудами, которые египтяне сооружали из глины для регулиро­вания количества воды на полях после ее спада.

Разливы Нила способствовали составлению календаря и развитию астрономии, необходимых для определения точного времени паводка священной реки.

Разливами Нила объясняется и характер построек - монументальных, с на­клонными стенами, рассчитанных на сопротивление волнам.

Египтяне благоговейно относились к Нилу, обожествляли его под именем Хапи, приносили ему дары и слагали гимны, прославляя Великий Нил как источник жиз­ни всей страны;

Слава тебе, Нил, выходящий из этой земли. Приходящий, чтобы оживить Египет! Орошающий поля, сотворенный: Ра, Чтобы всех животных оживить. Владыка рыб, вожатый пернатых... Творящий все прекрасное... Зеленей же, зеленей! О Хапи! Зеленей!

В то же время на мироощущение египтян наложили отпечаток подступающие с обеих сторон к зеленеющим берегам реки бескрайние враждебные пустыни. Стрем­ление побороть природу, отвоевать себе жизненное пространство, наполнить все вокруг знаками своего существования объясняет тягу египтян к возведению гран­диозных сооружений; пирамид, высеченных в скалах, храмов, гигантских, статуй фараонов, многометровых рельефов с надписями.

Это же стремление противостоять силам природы привело к появлению ма­гии, которая стала своеобразной ширмой между человеком, чувствующим на себе давление таинственных -сил, и самими этими силами. Фараоны, например, поми­мо всем известного тронного имени имели тайное имя, и сохранение этой тайны было залогом их жизни и здоровья. Для египтян роль такой магической защиты играли сложные представления о богах, отождествляемых с животными - змея­ми, птицами, кошками, крокодилами, гиппопотамами, которые обитали в густых зарослях тростника-папируса, произрастающего по заболоченным берегам реки.

Верховным божеством являлся бог солнцу Ра в образе человека с солнечным диском на голове, совершавший в священной ладье ежедневное путешествие по небесному Нилу.


Наличие своеобразной фауны было ведущим фактором возникновения тоте­мизма (веры в родство людей и тех животных, растений, явлений природы, кото­рые служили объектом религиозного поклонения) и его последующего превраще­ния в культ животных.


Поскольку скотоводство занимало ведущее место в хозяйственной, жизни егип­тян, уже с глубокой древности началось обожествление быка, коровы и барана, культ которых был распространен главным образом в местностях Дельты, богатой паст­бищами во все времена истории Египта. Бык под именем Алис почитался как бог плодородия. Он должен был быть непременно черного цвета со светлыми отмети­нами: на лбу - в виде треугольника, на спине - в виде летящего скарабея (жука-на­возника) или коршуна. Живого Аписа содержали в Апейоне - специальном помеще­нии, умерших быков бальзамировали и хоронили в больших каменных саркофагах.

Подвидом коровы либо женщины с коровьими рогами и ушами почиталась, Хатор - богиня неба и плодородия. Ее называли «госпожой Сикоморы» и «влады­чицей финиковой пальмы»; считалось, что она поила души умерших в загробном мире живительной влагой.

Подвидом коровы почиталась также Исида - богиня-мать. Существовало и ее изображение в облике женщины с короной из змей. Исида считалась мудрейшей богиней, обладательницей тайных знаний и чар, всесильной ведуньей.

Баран в различных местностях был воплощением различных богов: на острове Элефантина и в Эсне бараноголовый бог Хнум являлся творцом мира, близ Фаюма - земным воплощением души бога Осириса, в Фивах - бога Амона - главного боже­ства египетского пантеона со времени Среднего царства.

Наиболее популярными богами египетского пантеона, почитавшимися; либо в образе животного, либо в образе человека с головой животного, были:

Гор - сын Исиды, бог солнца, покровитель живущих фараонов; его изобража­ли в виде сокола;

Сет - бог злого начала, бог чужих земель; почитался в образе человека с голо­вой осла;

Анубис - бог бальзамирования, владыка древнеегипетского некрополя, про­водник душ умерших. В до династический период изображался как шакал, лежа­щий на брюхе с поднятой головой, затем - как человек с головой собаки;

Бает - древнеегипетская богиня любви, радости и веселья; ее изображали в виде женщины с головой кошки;

Сехмет - богиня войны и палящего солнца; ее образ - женщина с головой льви­цы. Сехмет считалась дочерью бога солнца Ра, его защитницей и любимым оком; ее культ часто смешивается с культом других богинь-львиц, особенно Тефнут;

Тот- бог мудрости, счета и письма, покровитель наук, летоисчисления, писец бо­гов на суде Осириса; изображался с головой павиана или ибиса (птицы отряда го­ленастых);

Хепер - бог жизни и самовозрождения; почитался в виде скарабея; держащего солнечный диск.

Все боги мужского пола были одеты в шендит - набедренную повязку; в руках держали знак жизни анх, означающий неизменный восход солнца, после его захода; на голове имели либо полосатый платок клафт, который на лбу обязательно укра­шала священная огнедышащая кобра - урей, либо убор атеф, сделанный из трост­ника и увенчанный по сторонам перьями страуса.

На богинях-женщинах - плотно облегающие фигуру платья, в руках они дер­жали анх, головы были украшены клафтом. короной из уреев, солнечным диском в зависимости от функций богини.


Среди древнеегипетских мифов основное место занимали сказания о сотворе­ние мира и людей, сказания, связанные со сменой времен года, солярные сказания. По одному преданию солнце - золотой теленок, рождается от небесной коровы, по другому - из гусиного яйца, «яйца великого Гоготуна», по третьему - выходит из лотоса, по четвертому - возникнув из мрака и: хаоса, садится на священный ка­мень Бен-Бен. Всегда сказания о солнце - это сказания о его борьбе с различными врагами - мраком и водной стихией либо предания о солнечном оке - его любимой дочери.

Из всех солярных сказаний самым распространенным являлся миф о сражении солнечного бога Ра с великим змеем преисподней Апопом.

Каждый вечер, пройдя дневной путь, ладья Ра подплывала к западным горам, где, по представлениям египтян, находился вход в подземный мир. Ра торжественно переходил с дневной ладьи на ночную и начинал плаванье по подземному Нилу. Преисподняя, узкая и длинная долина, была разделена двенадцатью вратами на двенадцать частей, каждую из ко­торых охраняли огнедышащие змеи. Ра проплывал каждую часть подземного мира в опре­деленный час ночи, и по мере его продвижения души мертвых, выходя из своих гробниц, приветствовали солнце:

Слава тебе, Ра!..

Почитают тебя обитатели Дуага,

Поклоняются тебе обитатели преисподней.

Восхваляют они тебя, грядущего в мире,

Западные в ликовании,

Когда ты приносишь свет туда богу великому

Осирису, владыке вечности.

В полночь происходила встреча и еженощная битва Ра с его смертельным, врагом - ги­гантским змеем Апопом. Желая погубить Ра, Апоп выпивал воду подземного Нила. Но с по­мощью всех богов Ра поражал чудовище копьями и ножами и заставлял изрыгнуть вся про­глоченную воду. После победы над Апопом плавание «солнечной» ладьи продолжалось уже беспрепятственно при общем ликовании.

Великая змея на челе твоем Силен Ра,

Поражает злотворящего дракона Слабы враги!

И разрубает позвоночник его. Жив Ра,

Раздирает его пламя, Мертвы враги!

И огонь пожирает его. Напоен Ра:

Побеждает его Исида, Жаждут враги!

И ранит его Нефтида, Благ Ра,

Поражает Тот его мечом Мерзки враги!

И низвергает его... Есть Ра,

И ликуют они, когда он повержен. Нет тебя, Апоп!

В конце подземного путешествия ладья Ра проходила через отверстие в восточных го­рах и снова появлялась на небе.

Едва ли не главной египетской легендой, связанной с ежегодным циклом об­новления природы, является миф об Осирисе и Исиде.

Осирис, старший сын бога земли Геба и богини неба Нут, царствовал в Егип­те и научил людей земледелию, садоводству и виноделию. Он считался богом про­изводительных сил природы, и зеленый цвет его кожи указывал на это. Его священ­ная ладья и корона-атеф были сделаны из стеблей папируса. Осирис изображался сидящим с жезлом н плетью в руках - атрибутами фараонов, символизирующими власть над живыми и мертвыми.


Когда начинали дуть жаркие ветры из пустыни и природа увядала, жители Егип­та считали, что коварный бог пустыни, бог чужих земель Сет убил своего брата Осириса и безраздельно господствует в мире.

Согласно легенде, Сет расчленил тело Осириса на четырнадцать кусков и разбросал по всему Египту. Исида собрала их и чудесным образом зачала от мертвого Осириса. По пред­ставлениям египтян, слезы богини Исиды, оплакивающей своего мужа Осириса, вызывали разливы Нила. Родившийся сын Гор, которого Исида вырастила в зарослях папируса, ожи­вил отца, отдав ему один глаз, и убил Сета. Воскресение Осириса связывалось с началом всходов. Оживший Осирис отказался оставаться на земле и стал править в царстве мертвых, сделавшись справедливым судьей.

В представлениях египтян суд в царстве мертвых играл первостепенную роль -от его исхода зависела дальнейшая участь умершего.

Умерший попадал в Чертог Двух Истин, где заседал загробный суд во главе- с Осирисом и его свитой - сыновьями Гора. Считалось, что Гор поставил их вокруг трона Осириса для охраны. На суде присутствовали также сорок два сверхъестественных существа, каждое из которых, «ведало» тем или иным грехом.

Вступив в Чертог Двух Истин, умерший приветствовал «великого бога», а затем произ­носил свою исповедь, где перечислял длинный ряд грехов, которых он не совершал, произно­ся «я не...». Произнося эту так называемую негативную исповедь, умерший ждал, когда боги Гор и Анубис взвесят на весах, его сердце, которое уравновешивалось статуэткой богини правды. Если статуэтка перевешивала сердце, умершего пожирало- чудовище. Это было са­мым страшным наказанием, поскольку уничтожалось не только тело, но и душа, и даже тень. Если же сердце и правда весили одинаково, покойный признавался оправданным и отправ­лялся в цветущие поля рая, где воды было в изобилии и злаки вырастали выше человеческо­го роста. Это было место в восточной части неба, куда стремился добраться умерший.

О пропитании и о материальном обеспечении умершего в загробном мире долж­ны были позаботиться родственники, поскольку, по представлениям египтян, он продолжал жить как бы погруженный в глубокий сон, но по-прежнему нуждаясь в пище и домашней утвари.

Мысль о необходимости сохранения тела для будущей жизни привела в конце концов к возникновению культа умерших, ставшего для египтян не отвлеченной ре­лигиозной обязанностью, а как бы практической необходимостью. Искусство Древ­него Египта выросло из идеи Вечной жизни.

Убеждение в том, что человек после смерти продолжает существовать в месте своего погребения, привело к изобретению мумификации - особой консервации тела. Первым мастером мумификации считался сам бог Анубис, защитник и по­кровитель умерших, сделавший мумию Осириса.

Египтяне верили, что человек наделен несколькими душами, среди которых «ка» является его двойником или жизненной силой. «Ка» обладало плотью, спо­собностью потреблять пищу и являлось вместилищем для улетающей и возвра­щающейся души. «Ба» воспринималось как проявление сущности умершего, как нечто существующее только после смерти человека. «Ах» расценивалось как дух, привидение, «шу» - тень, «фен» - имя, «иб» - сердце. Тело умершего после ритуа­ла мумификации также рассматривалось как воплощение души и называлось «сах» («священные останки»).

Убеждение египтян, будто «ка» и «ба» имеют своим жилищем гробницу, обу­словило то первостепенное положение, которое она занимала в жизни египтян на протяжении всей истории Древнего Египта, Гробницы видоизменялись в зависи­мости от времени. Их эволюция связана с тремя основными периодами, на кото­рые принято делить историю культурного развития Египта:


искусство Древнего царства (XXVIII-XXIII вв. до н.э.) - время строительства пирамид;

искусство Среднего царства (XXI-XVIII вв. до н.э.) - период строительства многоколонных заупокойных храмов и полускальных гробниц;

искусство Нового царства (1580-1085 гг. до н.э.) - время отделения гробницы от заупокойного храма.

Древний Египет является одной из наидревнейших цивилизаций, которая не только возводила необыкновенные пирамиды-гробницы, но и имела свои письмена и культуру. Религия в развитии Древнего Египта имела одну из главнейших ролей.

Древний Египет хоть и был одной из наиболее развитых цивилизаций мира, но не являлся единственной. Так, упоминания о нем были в давних письменах греческих писателей, которые ведали о событиях, как в середине государства, так и за его пределами. Греческие авторы, которые наиболее известны даже в наши дни, это Гекатей, Геродот, Страбон и Диодор Сицилийский. Но то, что они все-таки были писателями и владели не всей информацией о Древнем Египте, то и их «труды» не принято считать достоверными.

Написанная на греческом языке история Египта жрецом Манефоном (египетского происхождения) была направлена описание событий, которые происходили после завоевания его Македонией. Сам автор разделяет всю историю Египта на три периода - Древнее, Среднее, Новое царство.

В Библейских рассказах Египет упоминается довольно часто, но не описывает полной истории, так как все события связаны лишь с еврейской историей. Полагаться на такие источники не разумно.

Наибольшее количество информации содержат труды именно египтян. Они позаботились о том, чтобы оставить после себя как можно больше напоминаний - предметы, письмена, документы, надписи. Хоть и иероглифы не сразу после находок были расшифрованы, но все-таки принесли много информации о религии Древнего Египта в наше время.

Религия в Древнем Египте

Многие народы имели своих божеств, которые так или иначе имели прямую связь с силами природы. Египтяне не стали исключением и так возникали боги, которые в дальнейшем стали основой развития всего царства. Фараонов считали также богами, которые по мнению жителей, были сыновьями самого верховного бога Солнца - Ра (рис. 2).

Рис. 1 - Религия Древнего Египта

Возникновение мира . Хоть народ один, но взгляды на то, как же произошел мир во все времена были разными. Начиналось все с того, что до возникновения мира был Хаос - Нун. Но из него создался Атум, который и создал Землю и богов для нее - Шу и Тефнут (воздух и влагу), позже - Геб и Нут (земля и небо). Эти боги давали потомство и так появились следующие - Исида, Нефтида, Сет, Озирис. Далее есть различные версии того, откуда появились люди. Различием является именно участие того или иного бога в их создании.

Жители отдельных территорий имели версию, что первоприходцем был Пта, который создал восемь богов, одним из них и был Атум. Есть вариант того, что четыре бога и богини создали в океане яйцо, откуда появился Атум (он же Ра), выйдя из океана, началась эра создания мира.

Существует еще множество версий, которые объясняли бы возникновение как верховного бога, так и всей вселенной.

Боги в Древнем Египте

Египтяне всячески поклонялись силам природы, поэтому и обоготворяли луну, солнце, реку Нил, животных, пустыню. Повелителем всех природных явлений считали фараона, который владел всеми силами, управлял земледелием и людьми.

Религиозная система Древнего Египта прошла большой процесс формирования и коррекции. Так как Египет находился в определенной изоляции к другим континентам, то и все религиозные процессы формировались там уникально без влияния других религиозных систем.

Среди существующих богов Древнего Египта было выделено около тысячи. Они делились на те, которые были признанными во всем царстве, но были и такие, что почитались в отдельно взятом номе и даже селении.

Рис. 2 - Бог Древнего Египта: Ра

Почитаемыми богами , которые были признаны на всей территории Древнего Египта , были такие представители:

  1. Ра (рис. 2) - главнейший представитель, который по мнению египтян, стал основоположником мира, позже стал называться Амон-Ра из-за отношения жителей Фив к похожему на их взгляд богу, в итоге стал он называться двойным именем; считался покровителем военной мощи и царской власти; изображался как холм, который выступает из водного хаоса.
  2. Осирис или Озирис (владелец царства мертвых, олицетворяет умирающую и воскресающую природу, покровитель умерших душ).
  3. Исида (богиня материнства и супружеской любви, возродительница всего живого, супруга Озириса).
  4. Хор (бог неба и света, сын Исиды и Озириса, считался защитником фараона и его земным олицетворением).
  5. Тот (воплощал мудрость и знания).
  6. Сохмет (олицетворял могущественность и силу).
  7. Хатхор (считалась богиней веселья, благополучия, неба, любви).
  8. Хапи (покровитель реки Нил).
  9. Маат (богиня правосудия, справедливости).
  10. Сиа (олицетворитель познания, прозрения).

Позже были замечены появления и новых божеств, которые имели иностранное происхождения. Это произошло из-за тесных политических и торговых отношений Египта с Нубией, Сирией и Палестиной. Это такие божества, как Астарта, Анат, Дедун, Решеф. Процветал тотемизм и фетишизм, от этого богов представляли в виде различных животных. Далее происходили преображения в образах. Богов стали изображать как отдельные предметы или символы.

Богов было так много, что были попытки их упорядочить, систематизировать и распределить по иерархиям (семействам, видам). Но до конца эта попытка не удалась. Также не вышло согласовать и теорию возникновения мира.

Реформа Эхнатона . Многочисленные попытки создать единое божество, которое могло олицетворять все процессы на земле, не увенчались успехом. Будучи правителем, Эхнатон выдвинул более конкретную концепцию единого божества. Он решил, что Атон - единый бог, который создал мир. Он был далек от представления его в статуях, животных, также не было у него жены или детей. Другие боги отбрасывались как возможно существующие. Атон изображался абстрактное божество, имеющее вид солнца и его лучей, которые дарят всем людям жизнь и свет.

Еще одним аспектом реформы Эхнатона был отказ от жертвоприношений. Принятое решение фараона было обязательным до тех пор, пока он не умер. После смерти Реформа была отменена и осталась не принятой в Египте.

Организация культа

Богов египтяне всегда представляли могущественными, грозными. По мнению людей, боги специально создали их для того, чтобы они им служили. А если же люди смели об этом забыть, то им не минуть суровой кары богов. Для счастливой и благополучной жизни божествам необходимо прислуживать, придерживаться определенных правил. Тогда можно было рассчитывать на их милость.

Чтобы почитать богов, люди строили в их честь храмы, изготовляли статуи с их очертаниями, а жрецы делали им жертвы из специально выращенных жертвенных животных. Проводились церемонии и празднества. Статуи потом отправляли по Нилу под воспевание гимнов и песнопений. Развитию религиозной поэзии предшествовали изучения гимнов, а развитие литературы подкреплялось рассказами о богах и том, какие поступки они совершают в тех или иных ситуациях.

Заупокойный культ в Древнем Египте

Особое место в религии Египта занимал заупокойный культ. Ему отводили наиболее важную роль в жизни каждого человека. Было принято считать, что человек являет собой некий синтез трех субстанций - тела физического, духовного двойника (ка), души (ба). Для бессмертия необходимо существование всех этих субстанций, так как только благодаря им возможна вечная жизнь. Из-за таких верований физический аспект (тело) мумифицировали и закрывали в гробнице. Считалось, что возле тела всегда будут присутствовать ка и ба. Верили в продолжение прежней земной жизни, где обеспеченный человек таким и оставался после смерти, а обычный селянин - просто селянином. В гробницу клали все привычные вещи, а также миниатюрные фигурки обслуги.

Рис. 3 - Заупокойный культ Древнего Египта

При наступлении периода Нового царства развивалась идея о том, что после смерти каждый воздаст по заслугам то, что сделал при жизни. В «Книге мертвых» есть подробное описание суда, который совершается над покойным. В итоге он определяется в дальнейшее пребывание в благодати или на пожирание чудовища. Все зависело от праведности жизни. Но этот культ не получил дальнейшего развития и был забыт.

Зато ритуал захоронения всех богатых вельмож и фараонов долго был популярным. Так строились гробницы в скалах, создавались целые дворцы и пирамиды, они наполнялись большим количеством богатств - золотые изделия, ценные произведения искусства. Это подвигло к дальнейшему развитию скульптуры, архитектуры в Египте, а также другим художественным проявлениям.

Выводы . Хоть и существовали в Египте верования в многочисленных богов, но были и такие люди, которые отрицали их существование и не поклонялись им. Истинность учений ставилась под сомнение. Но благодаря активной религиозной позиции остальных жителей, египетские божества были главными в жизни всего народа.

Египетская цивилизация была не только одной из величайших цивилизацией древнего мира, но и в некотором роде - самой загадочной, ведь величественные пирамиды и сфинкс, мрачные гробницы жрецов и фараонов, таинственные древние свитки, хранящиеся в отстроенной Александрийской библиотеке, развалины древних храмов и старые кварталы городов до сих пор хранят в себе тайны прошлого. Египетская цивилизация и религия древних египтян были практически одним целым, ведь оказывала решающее влияние на культурную и социальную жизнь и простых египтян, и верхушки общества.

Так как древний Египет был государством, в котором жизнь каждого члена общества полностью зависела от власти фараона и жрецов, вполне закономерно, что религия древнего Египта была ключевым инструментом контроля над обществом. Жрецы имели практически неограниченную власть, и очень часто верховный жрец выступал "серым кардиналом царства", так как он имел неограниченное влияние на фараона. Следует отметить, что религия древнего Египта отличалась от верований других древних народов, к примеру, от , прежде всего тем, что египтянам не было присуще поклонение идолам (статуям богов и мифических героев, священным животным и др.), но в веровании было большое количество культов и культовых ритуалов, которые проводились в храмах жрецами.

Пантеон богов древних египтян

Египетское царство занимало достаточно большую площадь, поэтому неудивительно, что жизненный уклад и верования египтян из разных частей государства существенно отличались. В каждой провинции были свои боги и культы, но также древние египтяне верили и в "общеегипетских" богов, а со времен Среднего царства, когда Египет наладил достаточно тесные торговые отношения с Палестиной, Нубией и Сирией, - и в богов, которым поклонялись представители этих народов.

Главных божеств в религии древних египтян было девять; они, согласно верованию, были первыми богами и создателями мира и остальных богов. Верховная девятка (Эннеада) пантеона богов почиталась во всем Египте, и божествами, которые входили в эту "девятку", были:

Ра - бог солнца и земной тверди;

Шу - бог воздуха;

Тефнут - богиня дождя и воды;

Геб - бог земли;

Нут - богиня неба;

Осирис - бог загробного мира и покровитель царей;

Исида - богиня любви и материнства;

Сет - бог песчаных бурь, ярости, войны и смерти;

Помимо "первоначальных" богов, древние египтяне также верили в бессметное количество других божеств. Точное чисто богов, которым поклонялись подданные фараонов, до сих пор не установлено - к примеру, в одном из международных договоров, подписанных фараоном Рамзесом вторым, упоминалось более тысячи богов и богинь. Также в каждом из крупных городов древнего Египта сформировались верховные триады богов - божественные семьи, состоящие из бога-отца, богини-матери и бога-сына: в Мемфисе триаду составляли Птах, Сохмет и Нефертум; в Абидосе - Осирис, Исида и Хор, в Фивах - Амон, Мут и Хонсу.

Тотемизм и культ животных в веровании древних египтян

Древним египтянам, как никакому другому народу, было присуще верование в сверхъестественную сущность многих животных, так как именно представители фауны в глазах египтян выступали олицетворением богов на земле и служили посредниками между богами и людьми. Поэтому культ животных в Египте играл одну из ключевых ролей в веровании - священными животными считались , львы, собаки, некоторые виды змей и насекомых, гиппопотамы, коровы, крокодилы, грифы и соколы; зачастую священные животные жили при храмах..

Большинство исследователей религии древнего Египта сходятся в том, что изначально культ животных в древнем Египте возник как следствие страха и почитания людьми силы и мощи животных, однако далее, с развитием верования, представители фауны стали считаться воплощениями божеств на земле. Об этом свидетельствуют то обстоятельство, что во времена Древнего Царства и Первого переходного периода египтяне изображали своих божеств в образах животных - к примеру, богиня Нут изображалась в виде коровы, Осирис - в виде быка, Ра - в виде сокола и др. В более поздние периоды развития египетской цивилизации тотемизм был несколько вытеснен, и на изображениях и свитках, созданных во втором и первом тысячелетиях до нашей эры, божества изображаются уже как люди с головами животных.

Наиболее весомые культы в веровании древних египтян

Религия древнего Египта была воистину всеобъемлющей: каждое явление имело свое божество, а все действия египтян были строго регламентированы верованием. Власть жрецов в древнем Египте практически ничем не ограничивалась, и простые египтяне регулярно посещали храмы и отдавали значительную часть своих доходов как пожертвования и дары для богов. Для того, чтобы еще больше укрепить власть и добиться беспрекословного подчинения народа царской семье (а значит, и верховным жрецам, которые выступали главными советниками фараона и принимали многие важные государственные решения), жрецы постепенно создали культ фараона . Фараон считался высшим человеком, посланником бога Ра и проводником его воли на земле, поэтому культ фараона занимал достаточно значимое место в жизни каждого египтянина.

Особое отношение к смерти обусловило формирование культа мертвых в древнем Египте - египтяне верили в существование , которая покидает тело после смерти и отправляется в загробный мир, а также считали, что душа может вернуться в материальный мир при условии сохранности тела. Поэтому заупокойный культ в древнем Египте базировался на особом отношении к телам умерших, ведь для того, чтобы дать возможность душе вновь возвращаться с обычный мир, необходимо было сохранить тело нетленным. Способы бальзамирования и мумификации, разработанные египетскими жрецами, до сих пор поражают современных ученых - жрецам удалось мумифицировать тела правителей Египта так, что их останки сохранились спустя тысячелетия.

Культ Осириса , одного из самых почитаемых божеств древнего Египта, истекает из заупокойного культа, ведь именно Осириса египтяне считали верховным правителем мира мертвых. Центром поклонения Осирису был город Абидос, там были расположены многочисленные храмы этого божества, а в праздничные дни жрецы проводили различные ритуалы и церемонии, чтобы заручиться поддержкой божества и получить его защиту. Существует мнение, что три главные пирамиды в Гизе, служившие усыпальницами великим фараонам древности, были не случайно расположены соответственно расположению звезд созвездия Ориона. Жрецы древнего Египта имели достаточно знаний по астрономии и отождествляли созвездие Ориона с Осирисом, поэтому они, вероятно, спроектировали комплекс усыпальниц по принципу "на земле, как на небе", чтобы помочь усопшим фараонам найти путь в царство мертвых и занять там достойное место подле Осириса.

Поклонение солнцу и Нилу краткое содержание

Первоначально в Религии Древнего Египта, египтяне представляли себе богов в виде птиц и зверей. Это было связано с тем, что вера в богов возникла у египтян еще тогда, когда охота являлась их главным занятием .
Позднее, когда охота потеряла свое прежнее значение, египтяне по-прежнему изображали богов с головой животного или птицы, но уже с человеческим телом.
С началом земледелия египтяне оказались в большей зависимости от природы, влияющей на урожай, поэтому у них появились и стали почитаться бог солнца Ра, божества земли, неба, луны. Египтяне приписывали богу Ра создание земли, людей, животных и растений. Они верили, что ночь наступает, если Ра закрывает глаза.
Особым почитанием пользовался Нил, считавшийся божеством. От разливов Нила зависела жизнь страны. В гимнах, прославлявших Нил, египтяне выражали свое удивление перед тайной его истоков и постоянностью разливов:
«Слава тебе, о Нил! По Египту.
Вышел ты из земли, Ты даешь изобилье, о Нил,
Чтобы жизнь разлилась Наделяешь хлебом людей...
Ты несешь на себе суда Через камни порогов. Тайны Нила не разгадать,
Где родился он, не найти, О пещерах, где он рожден, Не записано в свитках».

Сказание об Осирисе кратко

По всему Египту было широко распространено почитание бога растительности Осириса и его жены Исйды .

Согласно распространенному среди египтян сказанию, Осирис был сыном бога земли и богини неба; он научил, люден земледелию. Его брат Сет, бог зла и разрушения, убил Осириса и бросил гроб с его телом в Нил. Исида скрылась в болотах дельты. Там у нее родился сын Гор, который вступил с Сетом в борьбу и победил его. И тогда Осирис воскрес.
Египтяне чествовали Осириса, празднуя воскресение растительности, ее ежегодный расцвет. Сказание об Осирисе было попыткой объяснить ежегодное умирание и оживление трав и растений.
По представлению египтян, воскресший Осирис стал царем подземного царства. Это царство они представляли себе таким же Египтом, только более плодородным. Среди широких, перерезанных каналами полей, засеянных пшеницей, протекал подземный Нил, по которому в лодках проплывали луна, солнце и звезды.

Храмы и жрецы древнего Египта

Огромный труд свободных бедняков, а также рабов был вложен в строительство храмов. Храм считался домом бога .

Храм состоял из тех же частей, что и жилище богатого рабовладельца: из двора, зала, внутренней части, где находилась статуя бога. Двор храма был окружен высокими каменными колоннами в один или два ряда. Стены храма и колонны покрывались изображениями и надписями. Это были гимны богам, надписи царей, сведения о важнейших исторических событиях.
Фараоны и рабовладельческая знать давали храмам обильные дары: земли, рабов, скот, золото и другие богатства. Часто храмы освобождались от уплаты податей и участия в царских работах. Со временем служители богов — жрецы превратились в богатейших землевладельцев и рабовладельцев и приобрели огромное влияние на государственные дела.

Обожествление фараонов в Древнем Египте

С появлением общества, разделенного на враждебные классы, с возникновением Саркофаг (греб для мумии). маслами и смолами. государства и деспотической власти царя некоторые божества становятся покровителями царя .

С появлением общества, разделенного на враждебные классы, с возникновением государства и деспотической власти царя некоторые божества становятся покровителями царя. Царь при жизни считается и именуется Гором, умерший фараон почитается как бессмертный Осирис.

Обожествление фараона укрепляло его авторитет и власть. Считалось, что человек, ослушавшийся царя, совершает преступление не только против государства, но и против религии. Такого человека будто бы ожидали гнев могущественных богов и кара, которой никто не в силах избегнуть.

Мумификация. По представлениям древних египтян, человек не может существовать после смерти без тела. Поэтому богатые люди старались сохранить мертвое тело своих близких. Специальные мастера удаляли мозг и внутренности, заполняя полость живота пахучими Покойника
пеленали в тонкие льняные ткани. В сухом жарком климате

тело высыхало. Такие высохшие тела называются мумиями.
Много египетских мумий сохранилось до нашего времени. Несколько мумий находится в Ленинградском Эрмитаже и в Музее изобразительных искусств имени Пушкина в Москве. Изготовление их (мумификация)

стоило очень дорого и было по средствам лишь богачам. Еще дороже обходилось сооружение гробниц. На стенах гробниц рисовали поля с работавшими на них крестьянами, мастерские с рабами-ремесленниками. Египтяне верили, что эти изображения оживут и богач в загробном царстве сможет жить, пользуясь чужим трудом, как это он делал на земле.

Пирамиды Древнего Египта

Гробницами древнейших царей Египта являлись огромные пирамиды. Пирамиды сохранились до наших дней

Древние пирамиды высятся на западном берегу Нила близ древней египетской столицы Мемфиса и до сих пор поражают путешественников. Самая высокая — пирамида фараона Хуфу (Хеопса). Она построена около 2800 г. до н. э. На ее строительство пошло более двух миллионов каменных глыб весом свыше двух тонн каждая, высота пирамиды — более 140 м при стороне квадратного основания — 233 м.
Пирамиды свидетельствуют не только о высоком искусстве обработки камня и инженерной технике, но прежде всего о колоссальном могуществе царской власти в Египте. Десятки тысяч
людей, свободных крестьян и ремесленников, а также рабов, отрывались на долгие годы от работ на полях и мастерских для постройки сооружений, которые должны были лишь увековечить имя фараона.


Господствующий класс поддерживал свою власть над угнетенными массами не только с помощью грубого физического насилия, но и более тонкими средствами — «духовным» воздействием

Для того чтобы рабы и бедняки покорно выносили гнет и не восставали, надо было убедить их в том, что выгодный рабовладельцам порядок установлен самими богами и является вечным. Этим и занимались жрецы, прибегавшие к прямому обману для укрепления в массах веры в богов. Жрецы, подобно тому, как это делают служители современных религий, фабриковали всевозможные «чудеса», объявляли об исцелениях, избавлении от болезней. Народ приучали ждать улучшения своей жизни от «милости богов».

Религия Древнего Египта была выгодна классу рабовладельцев. Она укрепляла его власть над бедняками и рабами. Религия имела классовый характер.

Мнение про религию Древнего Египта

Религия Древнего Египта, кратко о которой будет рассказано в этой статье, представляет собой постоянно видоизменяющееся мировоззрение. Древнеегипетское государство существовало очень длительный промежуток времени, и религия египтян постоянно совершенствовалась.

Чтобы кратко рассказать о религиозных взглядах египтян, следует разделить историю их формирования по этапам развития самого Древнего Египта.

В додинастический период произошло объединение Египта в одно государство - до этого страна была разделена на южную и северную части. Египет назывался «Две Земли», и в каждой из этих земель существовало свое мировоззрение, объясняющее возникновение мира и его устройство. Но были и общие черты, например, везде почитался главный бог, у которого была спутница, являвшаяся не только супругой, но и матерью, и дочерью, и сестрой, а произошел мир из всеобщего Хаоса, имеющего тоже божественную сущность. Боги-творцы, в зависимости от региона, были либо Птах, либо Атум-Ра. Также почитали бога Гора, изображаемого в виде человека с соколиной головой, бога неба и света Ура. У Гора со временем появится дядя (а в некоторых источниках брат) по имени Сет. В легендах описывается, что Гор приходился сыном Осирису и отомстил за убийство отца своему дяде Сету.

Спустя какое-то время начинает формироваться точка зрения о божественном происхождении фараона. В эпоху Раннего царства она получает наибольшее распространение - царь воспринимался как воплощение бога Гора, а сами божества становятся антропоморфными. Египтяне наделяли фараона магическими способностями, простому человеку было запрещено под страхом смертной казни приближаться к нему. В этот период начинают производить захоронения - сначала в мастабах, а затем в пирамидах. Египтяне свято верили в загробную жизнь, и поэтому снабжали гробницы всем убранством, необходимым человеку «на том свете».

В эпоху Древнего царства становится широко распространено мировоззрение, сформированное в городе Гелиополь. Фараон отныне считался сыном бога солнца - Ра. Во времена правления Джосера произошло слияние двух культов - солнца и фараона, в итоге правитель получил не только политическую власть, но и религиозную, став жрецом. В этот период начинается строительство пирамид в Гизе, сооружается знаменитый сфинкс. Учеными были обнаружены священные книги египтян, называющиеся «Тексты пирамид». В них отразились первые представления душе человека, и ее воскресении - фараоны бессмертны, после гибели физического тела они вступали в общество богов. Но для этого необходимо сохранить тело, и с этой целью получила свое развитие мумификация. Некоторое время спустя, в годы политической раздробленности, возникла вера в то, что каждый умерший человек попадает на суд Осириса, а потом - в загробное царство.

В эпоху Среднего царства в городе Фивы усилился культ божества Атона. Помимо этого, религиозное мировоззрение египтян изменилось в результате нашествия гиксосов - они принесли черты своей, сирийской культуры в египетскую.

Во времена Нового царства фараон Аменхотеп провел религиозную реформу, согласно которой отменялось многобожие и был введен культ одного бога - Атона. Аменхотеп взял себе новое имя - Эхнатон, что обозначало «любезный Атону» и основал новую столицу, названную Ахетатон. Однако, после его смерти древнеегипетские жрецы постарались уничтожить и предать забвению все нововведения Эхнатона. О них стало известно только в результате раскопок, когда ученые обнаружили могилу самого фараона и его супруги Нефертити.

В годы Позднего царства для религии Древнего Египта стало характерным усиление жреческой власти и появление культа священных животных - кошки, крокодила, коровы и других.

Впоследствии, когда Египет завоевывали те или иные страны, то религия впитывала в себя элементы культуры захватчиков. Например, после завоевания Ассирией в Египте появился магический культ, а после завоевания Александром Македонским - греческие религиозные традиции. После захвата Египта Римской империи стал процветать культ богини Исиды, однако со временем началась христианизация. В VIII веке нашей эры Египет завоевали арабы и утвердили там ислам, который является господствующей религией Египта и по сей день.

Религия древних египтян в фантастической форме отражала специфику природных условий долины Нила, особенности социально-экономического и политического развития древнеегипетского общества. Египтяне обоготворяли солнце, луну, реку Нил, губительную пустыню, хищных животных, угрожающих человеку, различные силы природы. Объектом почитания стал царствующий фараон, организатор ирригационной системы земледелия, повелитель людей и стихийных сил. Египетская религия прошла длительный путь развития и ко времени Нового царства превратилась в законченную религиозную систему. Географическая изоляция Египта способствовала самостоятельности религиозного развития, слабости влияния других религиозных систем.

Египетский пантеон. Мифология. Египтяне поклонялись многочисленным божествам. В одной из статей международного договора между Рамсесом II и хеттским царем упоминается тысяча богов и богинь Древнего Египта. Боги делились на местные божества, почитаемые в каждом номе и каждом крупном селении, и боги общеегипетские, почитаемые во всей стране. Общеегипетскими богами становились божества какого-либо номового центра, правители которого захватывали трон фараонов, основывали общеегипетскую династию, превращали свой номовый город в столицу всего государства. Так, например, когда номовый центр Фивы превратился в столицу Египта, его местный бог Амон, ранее малоизвестное божество, становится покровителем царствующего фараона и царем богов.

Наиболее чтимыми верховными божествами были: бог солнца Ра, странствующий в небесной ладье по дневному небосклону, с центром в городе Гелиополе; бог-творец Птах, по слову которого были созданы боги и весь мир, центром его культа был город Мемфис. С выдвижением Фив бог Амон включает ряд функций бога Ра и становится одним из самых главных богов Египта. Амон-Ра считался создателем мира, покровителем царской власти, военного могущества Египта.

Популярным божеством древнеегипетского пантеона был также Осирис, олицетворявший умирающую и воскресающую природу, владыка загробного мира, покровитель царской власти. Его сестра и супруга Исида понималась как богиня-мать, покровительница супружеской любви и материнства. Сын Осириса и Исиды бог Хор олицетворял небо и свет, считался защитником фараона, его земным воплощением. Богом мудрости и счета был Тот, богиня Сохмет воплощала могущественную силу, богиня Хатхор считалась богиней неба, любви и веселья. Нил почитался под именем Хапи.

В египетском пантеоне были представлены божества, олицетворявшие абстрактные понятия, например бог познания Сиа, богиня справедливости и правосудия Маат.

Тесные отношения, которые со времени Среднего царства имел Египет с Нубией, Палестиной и Сирией, привели к включению в пантеон иноземных божеств — семитских богинь Анат, Астарты, бога Решефа, кушитского бога Дедуна. Одной из характерных особенностей египетской религии является длительное сохранение пережитков древнейших верований, восходящих к фетишизму и тотемизму. Отсюда обычное для египтян представление своих богов в образах животных, змей, лягушек. Так, бог Апис почитался в образе могучего быка, богиня Сохмет — львицы, Тот — павиана, бог водной пучины Себек — крокодила, богиня Уаджет (олицетворение единства Верхнего и Нижнего Египта) — змеи-кобры.

Постепенное изживание следов тотемизма привело к трансформации образов богов. Они стали изображаться в виде человека с головой сокола (например, боги Ра, Хор), с головой барана (бог Хнум), с головой коровы (богиня Хатхор). Символом бога Ра был высокий, слегка сужающийся кверху каменный столб — обелиск, верхушка которого покрывалась медью. Одним из самых популярных олицетворений-символов бога Хора был солнечный диск с распростертыми крыльями сокола, а также око Хора — божественный глаз как один из символов солнца.

Обилие богов, переплетение их функций заставило жрецов упорядочить пантеон и установить определенные отношения между богами. Одной из наиболее разработанных систем взаимоотношений богов и их роли в сотворении мира была система, созданная гелиопольскими жрецами. Согласно этим представлениям, сначала существовал бог Нун — первобытный водный хаос. Из него появился бог Атум (позднее превратившийся в бога Ра), который понимался в образе некоего холма, выступающего из водного хаоса, своего рода первичной тверди. Бог Атум-Ра создает из себя первую пару богов — Шу (воздух) и его жену Тефнут (влажность). От них покидаются бог земли Геб и богиня неба Нут, которые в свою очередь порождают Осириса и Исиду, Сета и Нефтиду. Эти древнейшие божества объединяются в семью важнейших и изначальных богов — божественную девятку, так называемую Эннеаду, от которой и происходят все другие египетские боги и люди.

По версии мемфисской школы жрецов, прародителем и изначальным божеством был бог Птах, создавший мир богов и людей своим божественным словом.

Египетские жрецы кроме выделения девятки (по другим версиям — восьмерки) богов объединяли другие божества в семьи, как правило, состоящие из бога-отца, богини-матери и бога-сына (триада богов). Так объединялись Осирис, Исида и Хор (абидосская триада), Птах, Сохмет и их сын Нефертум (в Мемфисе), Амон, его супруга Мут и их сын Хонсу (фиванская триада).

Несмотря на все усилия упорядочить и привести в стройную систему многочисленных богов, до конца этого сделать не удалось: единства в понимании происхождения мира, в согласовании функций разных богов, их природы не было до конца существования Древнего Египта.

Религиозная реформа Эхнатона

Многочисленные боги Древнего Египта в течение длительного времени мирно сосуществовали друг с другом. Однако по мере укрепления централизованного государства, общеегипетской экономики, социального и культурного сплочения Египта в египетском пантеоне начинают возникать идеи единого Божества, творца и создателя мира и людей. Эти идеи зарождались из синкретизма некоторых культов, т. е. слияния нескольких божеств в один культ. Таким, например, был культ Осириса. Во времена XVIII династии культ Амона стал включать функции богов Ра и Птаха, т. е. величайших богов Египта, а Амон стал восприниматься как триединое божество, царь богов. Наиболее полно концепция единого божества, создателя мира и человека, была сформулирована при Эхнатоне. По его повелению единым и неделимым творцом мира был объявлен Атон, изображавшийся в виде солнечного диска, от которого расходятся лучи-руки, дарующие людям свет и жизнь. Культы других богов если не уничтожались, то рассматривались как проявления единого божества. Как единственное божество Атон не имел ни супруги, ни детей, ни каких-либо божественных родственников, не имел он в отличие от всех египетских богов ни человеческого, ни животного образа, не воплощался в статуях. Это было в принципе абстрактное божество, олицетворяемое в солнечном диске. Поскольку Атон рассматривался как единое божество, другие боги потеряли «законное» право на существование рядом с ним. По приказу Эхнатона имена других богов, особенно Амона-Ра, уничтожались, жертвы им не приносились. Такая политика Эхнатона, видимо, была первым в истории Древнего Египта проявлением религиозной нетерпимости по отношению к культам, отличным от официального.

Однако концепция единого божества не была принята в Египте, и после смерти Эхнатона религия Атона была отменена. Важность этой реформы для развития египетской религии проявилась в том, что идея монотеизма оказалась сформулированной (пусть и в несовершенном виде) в египетской религиозной мысли.

Организация культа

Согласно представлениям древних египтян, их боги были всемогущественными и грозными. Они создали людей лишь с одной целью: чтобы заставить их служить себе. Если люди об этом забывали, их ждали суровые кары. Божественный промысл определял и судьбы людей. Чтобы обеспечить себе благоволение богов, они должны были ревностно служить им, заботиться об их содержании. Для почитания богов строились храмы, создавались их статуи, целый штат жрецов содержал жертвенных животных и приносил жертвы. В честь богов устраивались торжественные празднества, состоявшие из целого ряда церемоний, и прежде всего из обильных жертвоприношений специально подобранных животных. Затем изображение божества изымали из места его постоянного хранения, помещали на миниатюрную священную барку, выносили из храма и переносили в храм божественной супруги данного бога или его сына, иногда статую отправляли по Нилу на священных культовых судах в другой город. Процессии сопровождались пением гимнов, исполняемых специально обученными женскими хорами. Например, в надписях упоминаются певицы Амона, занимавшие заметное место в жреческой иерархии.

Составление, разучивание и исполнение религиозных гимнов считалось важнейшим делом жрецов и способствовало развитию религиозной поэзии, так же как рассказы о деяниях богов — развитию египетской литературы.

В египетской религии большое место занимал заупокойный культ. Его основой было сформировавшееся у египтян понимание сущности природы и предназначения человека, которые и предопределяют его жизнь. Согласно этим представлениям, каждый человек есть синтез трех основных субстанций: его физического тела, его духовного двойника (египтяне обозначали его ^термином «ка») и его души («ба»). Только совместное существование этих трех субстанций может даровать бессмертие, т. е. посмертное существование. А раз так, то возникает проблема сохранения тела, предохранения его от физического уничтожения. Отсюда важнейшее значение приобрел обычай мумификации умерших и захоронения мумий в гробнице. Только в этом случае рядом с мумией может находиться «ка» и «ба» человека. Посмертное существование воспринималось как продолжение обычной жизни на земле: вельможа остается вельможей, ремесленник — ремесленником и т. д. Стены гробниц расписывались сценами земной жизни и быта, начиная от вспашки полей и кончая пиршествами, чтобы магически перенести все эти действия в загробный мир. Для выполнения необходимых работ в загробном мире в гробницу клали специально изготовленные фигурки людей — слуг, работников, которые назывались «ушебти».

По представлениям древних египтян, посмертное блаженство можно получить не за добрые дела и праведную жизнь на земле, а благодаря соблюдению некоторых обрядов заупокойного культа (постройка гробницы, приготовление мумии, проведение специальных церемоний).

Во времена Нового царства была сделана попытка развить этический элемент в заупокойном культе и стала разрабатываться идея о загробном воздаянии за земные поступки. В одной из глав знаменитой «Книги мертвых», где содержатся наиболее полные сведения о заупокойном культе, подробно излагается процедура загробного суда в виде взвешивания сердца умершего на весах перед Осирисом. Покойный отчитывается о своей земной жизни, говорит, что он не совершал преступлений и дурных дел. Бог Тот и богиня правосудия Маат проверяют правильность слов умершего, взвешивают его сердце. Если умерший вел неправедную жизнь, то его бросают в пасть чудовища, которое его пожирает. Если же он вел жизнь праведную, то он попадает на благодатные поля Иалу, где проводит вечную беспечальную жизнь.

Однако этический момент в египетской религии был выражен еще в зачаточной степени и не получил развития. Дорогостоящим и сложным был ритуал захоронения знатных лиц и вельмож, строивших себе внушительные гробницы. Особой пышностью отличался заупокойный культ умершего фараона. Знаменитые пирамиды фараонов IV династии или грандиозные скальные дворцы фараонов XIX —XX династий, наполненные несметными сокровищами и ценнейшими произведениями искусства, — красноречивые свидетельства мощи деспотической власти и огромного значения заупокойного культа в системе египетской религии. Вместе с тем огромные средства, направляемые на строительство гробниц, заупокойных храмов, создание рельефных изображений и настенных росписей, многочисленных статуй, предметов погребального культа, их огромное идеологическое значение в жизни египтян способствовали развитию зодчества, архитектуры, скульптуры, направляли его развитие по вполне определенным путям художественного творчества.

Господство религиозного мировоззрения не могло подавить проявления элементов скептицизма и прямого неверия в богословские догмы. До нашего времени дошли произведения, в которых выражается сомнение в истинности жреческих поучений («Беседа разочарованного со своей душой»), в бесполезности заупокойного культа и рекомендуется пользоваться всеми радостями земной жизни («Песнь арфиста»). Однако это были лишь единичные, робкие попытки свободной мысли. В целом религиозное мировоззрение пронизывало все стороны жизни древних египтян.