Защита Отечества – священная обязанность. Значение слова «священный. Обучение во время семейного домашнего вечера

Непосредственное предназначение воинской обязанности - обеспечение Вооруженных сил необходимым количеством всех категорий личного состава, отвечающего предусмотренным законодательством требованиям. Содержание, формы, порядок исполнения воинской обязанности в России в настоящее время определяется в соответствии с Федеральным законом Российской Федерации «О воинской обязанности и военной службе» от 28 марта 1998 г. «Настоящий федеральный закон осуществляет правовое регулирование в области воинской обязанности и военной службы в целях реализации гражданами Российской Федерации конституционного долга и обязанности по защите Отечества, а также правовое регулирование поступления на военную службу и военной службы в Российской Федерации иностранных граждан», говорится в тексте преамбулы законодательного акта.

В соответствии с оным разработан Устав внутренней службы Вооруженных сил Российской Федерации, утверждённый Указом Президента РФ от 10.11.2007 г. № 1495 (редакция от 02.01.2017) «Об утверждении общевоинских уставов Вооруженных сил Российской Федерации» (вместе с Уставом внутренней службы Вооруженных сил Российской Федерации, Дисциплинарным уставом Вооруженных сил Российской Федерации, Уставом гарнизонной и караульной служб Вооруженных сил Российской Федерации). Таким образом, основные правила внутреннего распорядка и уставных взаимоотношений утверждаются главой государства и главнокомандующим в одном лице.

Безусловно, исторические перипетии, включая кардинальные изменения в политическом и экономическом устройстве, не могли не отразиться на содержании и форме основных положений, определяющих жизнедеятельность защитной функции страны. Сегодняшний воинский устав кардинально отличается от своих предшественников. А прародителем (если можно так выразиться) главного для всех, кто призван под ружьё, документа является Устав о воинской повинности и специальный манифест о нём, утверждённый Александром Вторым (Александр II - Александр Николаевич Романов, 29 апреля 1818 г. - 13 марта 1881 г., Император Всероссийский, Царь Польский и Великий князь Финляндский).

В соответствии с документом, датируемым 13 (1) января 1874 года, вместо действовавших доселе и введённых ещё в 1705 году Петром I рекрутских наборов в России вводилась всеобщая всесословная воинская повинность: «Защита престола и отечества есть священная обязанность каждого русского подданного. Мужское население, без различия состояний, подлежит воинской повинности. Денежный выкуп от воинской повинности и замена охотником не допускаются... Вооруженные силы государства состоят из постоянных войск и ополчения. Сие последнее созывается лишь в чрезвычайных обстоятельствах военного времени... Число людей, потребное для пополнения армии и флота, определяется ежегодно законодательным порядком...»

Отныне призыву на службу подлежало всё мужское население, достигшее 21 года от роду. Для армии в основном устанавливался 6-летний срок действительной службы и 9-летнее пребывание в запасе (для флота - 7 лет и 3 года соответственно): «Общий срок службы в сухопутных войсках для поступающих по жребию определяется в пятнадцать лет, из коих шесть лет действительной службы и девять лет в запасе... Общий срок службы во флоте определяется в десять лет, из коих семь лет действительной службы и три года в запасе... Указанные сроки службы устанавливаются собственно для мирного времени; во время же войны состоящие в сухопутных войсках и во флоте обязаны оставаться на службе до тех пор, пока того будет требовать государственная надобность... Чины запаса призываются на действительную службу в случае необходимости привести войска в полный состав... Во время состояния в запасе чины оного могут быть призываемы Военным или Морским министерством, по принадлежности, в учебные сборы, но не более двух раз в течение всего срока нахождения в запасе и каждый раз не долее как на шесть недель».

Пехота и пешая артиллерия отныне комплектовались по территориальному принципу: для исполнения воинской повинности в каждой российской губернии создавались так называемые «губернские по воинской повинности присутствия», которые подчинялись Управлению по делам воинской повинности Главного штаба Военного министерства Российской Империи. Для гвардии, кавалерии и флота вводился экстерриториальный принцип комплектования.

Исторический во всех смыслах документ предусматривал также и многочисленные льготы, в том числе по образованию и семейному положению. От военной службы, к примеру, полностью освобождались представители духовенства, медики и преподаватели, единственный сын у родителей, единственный кормилец в семье и некоторые национальные меньшинства. Лица, освобождаемые от военной службы по различным льготам (а таковые порой составляли свыше 50 процентов от общего числа призывников), зачислялись в ополчение на случай объявления войны.

Уставом предусматривалось и решение вопросов пополнения войск в период ведения военных действий: личный состав подразделений пополняли призывники и резервисты так, чтобы 75 процентов комплектования проводилось уроженцами внутренних губерний (лицами русской национальности), и лишь четвёртая часть - жителями пограничных областей.

Устав 1874 года стал завершающей частью масштабной и многолетней военной реформы, начатой Александром II в 1862 году. Кардинальные преобразования проводились впервые за период со времени царствования Петра I (Пётр Первый Алексеевич Романов, прозванный Великий, 30 мая 1672 год - 28 января 1725 года, последний царь всея Руси и первый Император и Самодержец Всероссийский). В 1865 г. была начата военно-судебная реформа, основы которой строились на принципах гласности и состязательности военного суда и отказе от системы телесных наказаний. В итоге были установлены три судебные инстанции: полковой, военно-окружной и главный военный суды, которые дублировали основные звенья общей судебной системы Российской империи. Были созданы две ветви судов - мировые и общие, которые, в свою очередь, имели по две инстанции (мировые суды и мировые съезды; окружные суды и судебные палаты), третьей общей инстанцией стали кассационные департаменты правительствующего Сената.

Развитие армии всегда зависело и от наличия хорошо подготовленного офицерского состава. А поскольку к середине 1860-х более половины офицеров не имели вообще никакого образования, остро стоял вопрос подготовки офицеров. Более того, было принято решение об открытии доступа к получению офицерских чинов не только для дворян и выслужившихся унтер-офицеров, но и для представителей других сословий. С этой целью были учреждены военные гимназии и юнкерские училища с двухгодичным сроком обучения, куда принимались лица всех сословий.

Новая система позволяла иметь сравнительно небольшую армию мирного времени и значительные резервы на случай войны. В итоге российская императорская армия стала более мобильной и современной как по структуре, так и по вооружению и уровню образования младшего и среднего офицерского звена.

Устав о воинской повинности 1874 года (с изменениями и дополнениями) действовал на территории Российской империи до января 1918 года.

И в завершение - несколько интересных фактов из всемирной истории военного дела:

В 300 году до н. э., во время битвы за Сицилию, карфагенский флот обратил римлян в бегство, стреляя из катапульт живыми змеями.

Римляне использовали в сражениях боевых мастифов. Противники были вынуждены использовать щиты, защищая ноги от свирепых псов, и в это время сверху на них обрушивался град стрел.

По указу Петра I, на лицевую сторону рукава солдатского мундира нашивали ряд пуговиц. Делалось это с одной целью - сохранить дорогое сукно, не позволяя вчерашним крестьянам вытирать рукавом нос или рот после еды.

Создавая российский флот, император Пётр I Великий приказал: «Женщинам на морской службе не бывать!» Этот приказ был нарушен лишь однажды - столетие спустя другим императором, Александром I. Столь высокой чести была удостоена гречанка, вошедшая в мировую историю под именем Ласкарина Бубулина (урождённая Мария Пиноци, 11 мая 1771 года - 25 мая 1825 года, прославленная героиня греческой революции 1821 года). Национальная героиня Греции - единственная женщина-адмирал российского флота. Император Александр I, с восторгом воспринимавший подвиги своих соотечественниц на поле брани, не обошёл вниманием и греческую героиню, присвоив Ласкарине Бубулине звание контр-адмирала российского флота и даровал монгольский меч в качестве признания её заслуг.

Самая быстротечная война в истории человечества - Англо-занзибарская война, произошедшая 27 августа 1896 года. Она длилась всего 45 минут.

Арахисовое масло является сырьём для производства глицерина, из которого производится динамит.

Первое упоминание перископа связано отнюдь не с военным применением. В 1430 году Иоганн Гутенберг, более известный как изобретатель книгопечатания, наладил продажу перископов паломникам, которые собирались на традиционный религиозный фестиваль в Аахене, чтобы они могли смотреть поверх огромной толпы.

В 1815 году англичане заняли необитаемый остров Вознесения в Атлантическом океане и оставили там гарнизон. Однако в казне не нашлось денег для его содержания. Тогда начальник гарнизона переименовал остров в корабль, а солдат перевел в матросы. Деньги сразу нашлись - на содержание флота в Англии денег никогда не жалели.

Слово tank (танк) в переводе с английского означает «бак, цистерна». Чтобы дезинформировать немцев при перевозке по железной дороге первых в мире танков Mark I в 1914 году, они были замаскированы под российские цистерны для питьевой воды. Название закрепилось надолго.

До 1914 года всё вооружение аэропланов составляли личные револьверы лётчиков. Встретившись в воздухе, неприятели обменивались одиночными выстрелами или пытались подняться выше вражеского самолета, чтобы сбросить на него бомбу.

Вопрос с портянками в российской армии закрыт окончательно и бесповоротно. Кусок ткани, который был взят на вооружение при Петре Первом, прослужил российскому солдату верой и правдой более 300 лет.

На флаге Мозамбика изображен автомат Калашникова. Это единственный в мире флаг, на котором есть изображение современного оружия.

При населении в 317 000 человек, армия Исландии насчитывает всего 130 военнослужащих. Однако при этом Исландия - член НАТО.

Численность действующей армии Монако - 82 человека. Это единственное государство в мире, где размер регулярной армии меньше численности военного оркестра, в котором 85 исполнителей.

В Финляндии диагноз интернет-зависимость является причиной для освобождения от службы в армии

Коста-Рика - единственная страна в мире, где Конституция запрещает наличие армии.

Если весна в вашем городе или в отдельно взятой вашей душе всё никак не может наступить – оглянитесь по сторонам. Быть может, рядом находится тот человек, от которого всё зависит. А вдруг этот человек – вы? В этой истории сотрудникам «Тринадцатой редакции», помимо их основной священной обязанности – исполнять чужие желания, придётся избавить Санкт-Петербург от холодов.

Остальные персонажи – и шемоборы, и носители желаний, и даже строгое верховное начальство – будут изо всех сил путаться у них под ногами, чтобы сделать процесс ещё более непредсказуемым и интересным.

Святой Иерусалим

Ирина Николаевна Ордынская Религия: прочее Отсутствует Нет данных

На Руси с древности повелось путешествовать в Святую Землю, каждый русский человек считал своей священной обязанностью помолиться у гроба Господня, пройти по тем местам, где ступал Сам Спаситель. Книга «Святой Иерусалим» помогает посетившим Святую Землю паломникам вспомнить благоговейные переживания, которые испытали они во время путешествия.

Людей, которые не сподобились посещения Иерусалима, книга знакомит с тем, что ожидает их во время посещения Святынь вечного города.

Либретто

Андрей Геласимов Рассказы 100-летию Октябрьской революции посвящаем

«Около полуночи швейцар отеля „Лотти“ заметил на противоположном тротуаре дохлую крысу. Согласно его убеждениям ветерана и скромного человека, всю жизнь прожившего в квартале Менильмонтан, площадь Вандом и рю де Кастильон были совсем не тем местом, где парижские крысы могли позволить себе вот так бесцеремонно валяться, неважно – в дохлом или живом виде.

Возмущенный швейцар покинул свой пост, где он любил топтаться на мраморном изображении льва, пересек улицу и склонился над тем, что он принял за несчастную мертвую тварь. Однако толком рассмотреть он ничего не успел. Дверь гостиницы хлопнула, швейцар выпрямился, но посетитель, которому он, вопреки своим священным обязанностям, не открыл дверь, уже поднимался по лестнице…».

Грёбаный саксаул

Сергей Герман Книги о войне Отсутствует Нет данных

Что такое служба в армии? Это священный долг и почетная обязанность или утомительная повинность и бесцельно потерянные годы? Для того, чтобы ответить на этот вопрос автор делится своим собственным опытом. Повесть "Грёбаный сакасаул" посвящена как раз армейским будням и проблемам, которые из советской армии перекочевали в российскую армию.

Это рассказ о вчерашних мальчишках- школьниках, хулиганствующих подростках , превратившихся в солдат, об их казарменных буднях, о том, как нормальная мужская дружба легко может уживаться здесь с жестокостью и подлостью. О том, как любая случайность или бездушие легко могли сломать человеческую судьбу.

Эта повесть порой философски глубока, а иногда наполнена тонкой иронией и тонким юмором. Читателям предстоит самим ответить на вопрос, что же это всё -таки такое, армия?

Волк и фея

Серж Брюссоло Детская фантастика Пегги Сью и призраки

Пегги Сью вернулась домой. Нет, не в волшебную лавку к любимой бабушке Кэти, а в пышный дворец на планете Анкарта, откуда ее увезли в раннем детстве. Оказалось, что она самая настоящая принцесса и зовут ее вовсе не Пегги, а Анна-София и у нее, как у особы королевской крови, при дворе куча обязанностей.

Например, выгуливать священных псов астролога, загрызших уже не одну наследницу, дружить с глупыми и надменными вельможами , быть тихой и незаметной и, наконец, выйти замуж за красавца Тибо де Шато-Юрлан, мечтающего сжить ее со свету! А еще она должна спасти королевство… Пегги узнала, что на границе страны спят столетним сном каменные огры, но скоро они проснутся, и тогда всех жителей ждет гибель.

Единственный выход – усыпить великанов, но для этого надо проникнуть во владения фей и выкрасть у них сонную колючку. Задача не из легких, но Пегги помогут новые друзья и синий пес!

Готовь завещание летом

Дарья Калинина Современные детективы Отсутствует

Совсем скоро сбудется мечта мужа Алены Василия Петровича – его конь по кличке Жеребчик собирается участвовать в скачках и обязательно их выиграет. Именно Жеребчик прославит новую породу скаковых лошадей, выведенных самим Василием Петровичем. Во всяком случае, так думает он сам.

Но незадолго до скачек Жеребчик исчезает из конюшни, а конюх, который должен был присматривать за вороным красавцем, утверждает, что его отвлекла от обязанностей обаятельная женщина с бюстом пятого размера. Вскоре эту красотку с аппетитными формами находят мертвой.

Алена вместе с подругой Ингой сбились с ног в поисках Жеребчика и убийц коварной Марго, ведь мечта мужа для Алены священна…

Толкования на Евангелия от Луки и от Иоанна

Феофилакт Болгарский Религиозные тексты Нет данных

Феофилакт, архиепископ Охриды в византийской провинции Болгарии (вторая пол. XI – нач. XII в.) – крупный византийский богослов. Родом с о. Эвбеи, он долгое время служил диаконом при храме Святой Софии в Константинополе и ритором. Его обязанностью было объяснять Священное Писание и составлять поучительные слова от имени патриарха.

Став архиепископом Болгарской Церкви, блаженный Феофилакт показал себя мудрым и твердым пастырем. Блаженный Феофилакт не относится к числу святых, память которых празднуется Православной Церковью, но он пользовался с древних времен славой святого отца и учителя Церкви.

Большую часть творений блаженного Феофилакта составляют толкования Священного Писания, в которых он следует традиции отцов антиохийской школы, особенно святителя Иоанна Златоуста. Труд блаженного Феофилакта Болгарского, посвященный истолкованию Четвероевангелия, доступен пониманию всякого и прост, и вместе с тем с древних времен почитается Русской Церковью творением истинно отеческим и православным, верно передающим смысл Евангельских изречений.

Издается по: Благовестник, толкование на Святые Евангелия блаженного Феофилакта, архиепископа Болгарского. СПб. , 1911. По благословению митрополита Ташкентского и Среднеазиатского Владимира.

Публичные чтения о Петре Великом

Сергей Михайлович Соловьев История Отсутствует

«…Проходит 200 лет с того дня, как родился великий человек. Отовсюду слышатся слова: надобно праздновать двухсотлетний юбилей великого человека; это наша обязанность, священная, патриотическая обязанность, потому что этот великий человек наш, русский человек.

Наука, ученое общество при университете хлопочет о воздвигнутии памятника небывалого, достойного деятельности великого человека. Священная патриотическая обязанность! Сильные слова, способные возбудить сильное чувство; но чем сильнее чувство, чем священнее предмет, на который оно направлено, тем более предосторожности должно быть употреблено для его разумного направления.

Что праздновать и как – первый вопрос, который здесь задает человек, способный разумно относиться к каждому явлению, способный допрашивать это явление о его смысле, а не подчиняться ему безотчетно. Таким образом, первая обязанность общества образованного разъяснить для себя значение деятельности великого человека; сознать свое отношение к этой деятельности, к ее результатам, узнать, во сколько эти результаты вошли в нашу жизнь, что они произвели в ней, какое их значение для настоящего, для будущего, иначе праздник будет праздным.

И мы собрались здесь накануне праздника, чтоб приготовиться к нему; накануне праздника усиливается работа для человека, который хочет светло, достойно праздновать; во имя величайшего из тружеников русской земли приглашаю вас, господа, к труду – обозреть труд его, подумать над ним…».

Толкования на Евангелия от Матфея и от Марка

Феофилакт Болгарский Религиозные тексты Толкование на Святое Евангелие блаженного Феофилакта Болгарского Нет данных

Феофилакт, архиепископ Охриды в византийской провинции Болгарии (вторая пол. XI-нач. XII в.) – крупный византийский богослов. Родом с о. Эвбеи, он долгое время служил диаконом при храме Святой Софии в Константинополе и ритором. Его обязанностью было объяснять Священное Писание и составлять поучительные слова от имени патриарха.

Став архиепископом Болгарской Церкви, блаженный Феофилакт показал себя мудрым и твердым пастырем. Блаженный Феофилакт не относится к числу святых, память которых празднуется Православной Церковью, но он пользовался с древних времен славой святого отца и учителя Церкви.

Большую часть творений блаженного Феофилакта составляют толкования Священного Писания, в которых он следует традиции отцов антиохийской школы, особенно святителя Иоанна Златоуста. Труд блаженного Феофилакта Болгарского, посвященный истолкованию Четвероевангелия, доступен пониманию всякого и прост, и вместе с тем с древних времен почитается Русской Церковью творением истинно отеческим и православным, верно передающим смысл Евангельских изречений.

По благословению митрополита Ташкентского и Среднеазиатского Владимира.

Стать христианином (основы Веры и жизни православной)

протоиерей Серафим Слободский Религиозные тексты Отсутствует

Как стяжать веру Христову и жить по этой вере сегодня? С чего начинается настоящая христианская жизнь? Это те вопросы, которые задают многие начинающие веровать люди. И это закономерно. Ведь, чтобы называться православными христианами, недостаточно одних добрых чувств и желаний.

Необходимо уметь не только правильно исповедовать веру Христову, ходить перед Богом, молиться Ему, но и совершать те добрые дела, которые Господь требует от нас. Эта аудиокнига, как азбука, учит воцерковляющегося слушателя основам веры и жизни христианской.

1. О христианской жизни 2. Почему мы называемся православными христианами 3. Обязанности по отношению к ближним 4. О Боге 5. Триединая сущность Божия 6. О свойствах Божиих 7. Творение Божие 8. Промысл Божий 9. О священной истории Ветхого и Нового завета 10.

Источники познания Бога 11. О христианской вере. Заповеди Божии 12. Первая заповедь Закона Божия 13. Вторая заповедь Закона Божия 14. Третья заповедь Закона Божия 15. Четвертая заповедь Закона Божия 16. Пятая заповедь Закона Божия 17. Шестая заповедь Закона Божия 18.

Седьмая заповедь Закона Божия 19. Восьмая заповедь Закона Божия 20. Девятая заповедь Закона Божия 21. Десятая заповедь Закона Божия 22. Заповеди блаженства 23. Первая заповедь блаженства 24. Вторая заповедь блаженства 25. Третья заповедь блаженства 26.

Четвертая заповедь блаженства 27. Пятая заповедь блаженства 28. Шестая заповедь блаженства 29. Седьмая заповедь блаженства 30. Восьмая заповедь блаженства 31. Девятая заповедь блаженства 32. Соборы Церкви Христовой 33. Символ веры 34. Первый член Символа веры 35.

Второй член Символа веры 36. Третий член Символа веры 37. Четвертый член Символа веры 38. Пятый член Символа веры 39. Шестой член Символа веры 40. Седьмой член Символа веры 41. Восьмой член Символа веры 42. Девятый член Символа веры 43. Десятый член Символа веры 44.

Священная обязанность?

Есть у меня знакомая. Когда ей было 10 лет, ее мать умерла. Отец сразу сдал ребенка в детский дом, но отказ не написал. Живи, доча, как знаешь, сказал, ведь мужчине с ребенком трудно, да и бабу не найдешь. Какая баба захочет за чужим дитем ухаживать? А отказываться от родной кровиночки не буду. Еще чего - потом алиментов не получишь на свое содержание. Лучше так.
Сдал и забыл. Не приходил, не звонил, не узнавал. Жил себе, баб менял, ел и пил в свое удовольствие. Рассказывала она мне, что интернат обращался к папе, чтобы посещал дочу и принимал посильное участие в воспитании, а папа отказался, говоря: "Да, что ж поделать, тяжело сиротой без матери-то!"
Доча после восьмилетки в ПТУ поступила, профессию получила, на завод пошла работать, потом институт, карьера. Замуж вышла, парень прочно на ногах стоит, детей родила. Достаток в доме, за границу ездят, ни в чем себе не отказывают. Иногда про папу какие-то сведения получала - разошелся с одной, сошелся с другой. Папе же доча была неинтересна совершенно.
И тут папочка заболел. Все дамы от него отвернулись. И вспомнил папа, что есть у него дочка, обеспеченная, вот пусть она и заботится. Дочка по первому же зову побежала, отца домой привезла, заботой и вниманием окружила. Папа, оклемавшись, вернулся к прежней жизни. Решил свои порядки в дочкиной семье устанавливать. Типа, он хозяин, отец, и перед ним на цырлах, и никак иначе. Но тут уж муж не стерпел. Вышла у них стычка, победила молодость, и папаша почти притих.
А доча в умилении за папашей ухаживает, заботой и любовью его окружает.
На вопрос: "А почто? Ведь он же тебя бросил! Тридцать лет его не было", отвечает: "Отец все-таки. Родная кровь. Святая обязанность - родителей досмотреть."
Я много раз слышала эти фразы. "Святая обязанность"... Я согласна, что родителей нужно любить, ухаживать за ними в старости. Они тебя воспитали, ночей не спали, всегда были рядом. Не важно, родные это родители или приемные. Мне кажется, что кровь сама по себе не имеет ценности. Просто чаще всего заботу и любовь дают люди, связанные кровью - родители, дети, сестры, братья. Возвращать нужно тому, кто дал, а не тому, кто ждал, когда понадобится взять у вас. Священные обязанности - договор двусторонний.
Это очень удобно для недобросовестной стороны - ничего не делал, и просто одной кровью заработал себе почет и уважение. А лох-вторая сторона с восторгом играет в эту игру, чувствуя себя героем и молодцом. Ну как же, святая обязанность, священный долг!
А по-моему, если ты ничего не получил, то и отдавать не должен. Если тебя предали, то и ты свободен от обязательств.
Лучше вернуть "священный долг" соседу, который тебе как отец родной, чем отцу, который абсолютно чужой тебе.

leebrasss (Израиль)

В борьбе за авторитет военной службы важнее традиции, а не закон . Недавнее предложение членов Общественной палаты о необходимости замены в тексте военной присяги слова «клянусь» на «обещаю» дало повод для продолжения разговора о наболевших проблемах «доведенной до нового облика» армии. В одном из важных вопросов – повышении престижа ВС – автор апеллирует в большей степени к историческим традициям, а не к достижению эпохи модерна – приоритету закона.

Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года, утвержденная 12 мая 2009-го, и Российской Федерации от 5 февраля 2010 года содержат положения, недвусмысленно указывающие в основных задачах на повышение престижа военной службы. Последняя имеет высокий статус как особый вид государственной.

Но если ставится такая задача, значит, защита своего Отечества стала профессией менее уважаемой в обществе, чем другие, а выполнение воинской обязанности – обременительным. Об этом, в частности, свидетельствует наличие большого числа граждан, получивших повестки, но уклонившихся от призыва.

Сомнительные результаты

Стало распространенным такое явление, как изменение места жительства без снятия с воинского учета и уклонение от получения повестки. В 2011 году более 235 тысяч мужчин призывного возраста (примерно одна пятая от численности нашей современной армии) без особых затруднений нашли путь, как избежать военной службы. Эффективных мер противодействия пока не наблюдается.

За годы реформирования Вооруженных Сил сокращено большое число высокоподготовленных и опытных офицеров, научных кадров. Что касается профильных учебных заведений, в них прекращен или ничтожен набор для подготовки офицеров. В обществе зреет отношение к военной службе как к делу только определенной группы людей, связавших свою жизнь с военной профессией на основе контракта.

Такое положение свидетельствует об изменении общественного сознания, которое получило свое закрепление в Конституции Российской Федерации. От тезисов «Защита Отечества есть священный долг каждого гражданина СССР» и «Воинская служба в рядах Вооруженных Сил СССР – почетная обязанность советских граждан», изложенных в Конституции СССР 1977 года, современная Россия перешла просто к долгу и обязанности – сродни уплате налогов или охране природы. Они, конечно, тоже безусловны, но вряд ли сопоставимы по степени важности.

В настоящее время актуальность проблемы заключается не столько в недостатке мер социальной защищенности военнослужащих, сколько в утрате мировоззренческих основ сознательного служения Родине.

Истоки мужества

Еще в далеком 1054 году князь Ярослав Владимирович Мудрый в завещании своим детям дал ясное понимание сущности Отечества как наследия предков: «Если же будете в ненависти жить, в ссорах и распрях, то и сами погибните, и землю отцов своих и дедов, с такими трудами добытую, погубите ». Военный публицист и историк А.А. Керсновский отмечает, что «в основу русской воинской системы испокон веков положен был принцип ее обязательности – принцип долга каждого защищать Русскую землю ». Это отличало ее от западноевропейской системы, где «царил принцип найма, вербовки», а военное дело считалось «доходной профессией».

Авторитет армии в России традиционно был высоким, потому что само существование государства зависело в основном от состояния ее боевой готовности, а статус военного человека в обществе поддерживался определенными льготами, что выделяло военную службу из других сфер деятельности государства. В своем развитии воинская система России прошла путь от стези избранных к всеобщему и исключительно важному для всех граждан страны делу.

Военная реформа, проведенная царем Иоанном IV Васильевичем, позволила создать постоянное стрелецкое войско и земское ополчение, которое созывалось по принципу обязательной повинности в военное время. Последнее формировалось из дворян, избранных царем из лучших людей, состоящих на службе государства. В целях материального стимулирования им дали землю, а награждение осуществлялось исключительно за верную и полезную службу.

Требование нравственного порядка к воинству, дающее четкий и ясный ориентир в поведении каждого служивого человека, было сформулировано в принятом в 1556 году уложении о службе: «И служба бы царская безо лжи была и без греха вправду ».

Удивительный пример заботы о пленниках находим уже во времена царя Алексея Михайловича: «Царем и всем православным християном не токмо пленных окупати, но и душу свою за них полагати достойно ». В отдельной главе Соборного уложения 1649 года по этому вопросу было установлено собирать деньги «з городов всего Московского государства». При этом «со всяких служилых людей» брали в два с половиной раза меньше, чем с остальных социальных групп общества.

К этому периоду относится зарождение системы социальной защиты отставных военных, которых стали посылать в монастыри, где давали содержание до смерти. С течением времени система постепенно совершенствовалась. В 1663 году, к примеру, был издан указ о назначении раненым денежного и кормового жалованья. В нем впервые было установлено деление на тяжело и легкораненых.

В целях укрепления воинской дисциплины и привития норм, определяющих поведение «ратных людей», Соборным уложением устанавливались ограничения: не чинить насилия и убытка гражданским, не отнимать у них продовольствие и корм для коней, не допускать потрав сенных покосов. За допущенные нарушения, выявленные судом, устанавливались соответствующие наказания и возмещение убытков.

Строгое наказание было за самовольный «побег з государевой службы» – от битья кнутом и уменьшения денежного содержания до конфискации поместья.

За воровство ружья полагалось бить кнутом «нещадно», а лошади – «руку отсечь». За убийство мирного населения и насилие над женщиной – «казнити смертию».

При Петре I обязательная воинская повинность была объявлена пожизненной и постоянной, только тяжелые раны, неизлечимые болезни и глубокая старость освобождали дворянина от военной службы. Были повышены требования к образованию молодых людей, которые должны были приходить на службу грамотными, а без этого они записывались навсегда в рядовые. Рекруты набирались из сельских и мещанских общин, которые собирали ему 150–200 рублей, что по тем временам представляло крупную сумму.

При этом воинская служба избавляла от крепостной зависимости. Территориальная система комплектования, при которой земляки попадали в один полк, позволяла легче переносить тяжелый быт и обучение, способствовала укреплению войскового товарищества.

В то же время пожизненная служба влекла за собой утрату рекрутами связи со своим прежним окружением и породила особую социальную группу российского общества – военное сословие с наследственной обязанностью, освобождавшей его от всех государственных податей и казенных повинностей. Жизнь и деятельность войск строго регламентировались. Артикул 1716 года определял правовые рамки поведения военнослужащих в различных обстоятельствах и формировал у них чувство ответственности за надлежащее исполнение воинского долга и соблюдение норм поведения.

Смертная казнь была предусмотрена за убийство или обиду женщин, младенцев, священников, старых людей в захваченных штурмом городах и крепостях. Запрещалось также «церкви, школы или иные духовные домы, шпитали без позволения и указу грабить или розбивать. Разве что гарнизон или граждане в оном здачею медлить и великой вред чинить будут ». Так укреплялась русская армия, которая после Отечественной войны 1812 года стала сильнейшей в Европе. Многие гражданские служащие считали за честь сменить цивильное платье или вицмундир на военную форму, даже с переходом на нижестоящую должность.

Ломая историю

В эпоху преобразований Александра II, когда была введена всесословная воинская повинность, завершился переход к всенародному участию в военном деле. Новая организация ликвидировала несправедливость по отношению к податному сословию, поставляющему в армию рекрутов. Защита Отечества в соответствии с Уставом о воинской повинности от 1 января 1874 года стала считаться «священной обязанностью каждого русского подданного». К этому времени мир переходил к ведению войн не только регулярными армиями. Для решения задач войны требовалась мобилизация всех материальных и духовных сил общества.

Перелом в отношении к военной службе произошел в результате Февральской и Октябрьской революций 1917 года. Был подорван основной принцип функционирования Вооруженных Сил – единоначалие, отменены воинские звания, погоны и сделано многое другое, что привело к развалу прежней армии.

Отрицая накопленный опыт строительства ВС, была сделана попытка сформировать новую армию на принципе добровольного комплектования из числа наиболее сознательных трудящихся. Однако таковых оказалось недостаточно, а революционное сознание остальных еще не доросло до понимания добровольной защиты завоеваний революции, поэтому уже 29 мая 1918 года Всероссийский центральный исполнительный комитет своим декретом объявляет принудительный набор в Рабоче-крестьянскую Красную армию.

10 июля 1918 года Конституция РСФСР стала признавать защиту Отечества всего лишь «обязанностью всех граждан республики». Если еще в обращении Верховного главнокомандующего Крыленко от 29 декабря 1917 года о создании Революционной народно-социалистической армии говорится о «священной революционной войне против российской, немецкой, англо-французской буржуазии», то Конституция 1918 года слово «священный» не приемлет. Последующая Конституция СССР 1924 года не упоминала вообще об обязанности защиты Отечества и только через 12 лет в основном законе страны 1936 года признается значение этого эпитета.

Впоследствии наш народ пришел к победе в священной Великой Отечественной войне. О важности рассмотренного понятия свидетельствует, прежде всего, его отрицание в переломные времена истории России – 1917 и 1991 годы, когда надо было прервать связь с прошлым, чтобы на новом основании строить сначала молодую советскую республику, а затем новую Россию. Однако с течением времени большая часть отвергнутого из исторического наследия возвращается, ошибки и заблуждения исправляются, а прерванная традиция восстанавливается.

Торжественная клятва

Одной из исторических традиций русской армии было и остается сегодня в Вооруженных Силах Российской Федерации приведение к военной присяге. Ее содержание и порядок ритуала менялись, но значение в целях воспитания у военнослужащих верности долгу, чести и доблести оставалось вне зависимости от текущего общественно-политического строя. Главными в тексте военной присяги всех времен являются высшие государственные ценности, которые должен знать и защищать каждый военнослужащий.

В Российской империи военная присяга носила сакральный смысл , каждый будущий воин начинал ее словами «обещаюсь и клянусь Всемогущим Богом пред святым его Евангелием» и заканчивал «в чем да поможет мне Господь Всемогущий». Затем наступило время десакрализации военной присяги, а высшие государственные ценности до сего времени не один раз изменялись. Боец только что созданной Рабоче-крестьянской Красной армии брал обязательства «пред лицом трудящихся классов России и всего мира», обращаясь к идеологии и ценностям социального характера.

Гражданин СССР в военной присяге апеллировал уже в большей степени к политической нации и государству «быть преданным своему народу, своей советской Родине и советскому правительству». Современная военная присяга утратила не только сакральный смысл, но и идеологическое значение. В ней присутствуют слова «народ и Отечество», но приоритет явно отдается закону.

Гражданин Российской Федерации клянется «свято соблюдать Конституцию». Из современной присяги исчезло слово «враг», имевшееся во всех предыдущих торжественных клятвах , кроме присяги Временному правительству, при котором дезертирство в армии приняло массовый характер. В настоящее время девальвация основных государственных ценностей ведет к формированию общественного мнения о переходе к контрактной армии, в которой дух наемника не может не преобладать над патриотическим чувством.

Обоснование нововведений

Во времена Петра I, присягая, говорили – «обещаюсь». При Николае II – «обещаюсь и клянусь», при Временном правительстве – «клянусь… и обещаюсь», во время советской власти в 1918 году – «обязуюсь», далее – «торжественно клянусь», в Российской Федерации – «клянусь». Степень воздействия на сознание военнослужащих слов военной присяги можно оценить по свидетельствам о нарушении данных обещаний или клятв, которых в разные времена было немало.

Михаил Оськин в книге «Неизвестные страницы Первой мировой. Пленные. Дезертиры. Беженцы» пишет, что за годы этой войны до Февральской революции, когда еще в армии сохранялась воинская дисциплина, число дезертиров было 200 тысяч, а в Великой Отечественной войне – 265 104 человека. Относительно общего числа мобилизованных в Первую мировую (15,378 миллиона) это составляет 1,3 %, в Великую Отечественную (29,5749) – 0,9 %. Разница небольшая, но если учесть случаи коллаборационизма (по разным оценкам, это до миллиона человек), то процент нарушений военной присяги в Великой Отечественной войне значительно выше.

В связи с этим можно утверждать, что слово «клянусь» в тексте военной присяги не сильнее по своему воздействию на сознание и поступки военнослужащих, поэтому ничто не мешает учитывать мнение тех, кто желает, присягая на верность Отечеству, произносить слово «обещаю».

Сегодня нельзя сказать, что Вооруженные Силы обделены заботой государства, наряду с их перевооружением совершенствуется и социальная защищенность военнослужащих. Свидетельством об изменении отношения к военной службе должно стать закрепление в Конституции Российской Федерации положения о защите Отечества как священной обязанности граждан . Им станет более понятным, если высшей государственной ценностью, которую они призваны защищать, в тексте военной присяги будут названы Отечество как земля «отцов своих и дедов», народные традиции, а не принимаемые законы. Все это должно способствовать поднятию авторитета военной службы.

/Виктор Ясинский, действительный государственный советник 1-го класса, полковник в отставке, vpk-news.ru /

Cтраница 1


Священная обязанность каждой союзной республики, каждого края и области, всех нас, коммунистов, всех трудящихся нашей страны - внести свой вклад в это великое историческое дело.  

Киргизский народ считает своей священной обязанностью неустанно укреплять и расширять нерушимую дружбу, экономические и культурные связи с братскими народами, обогащать социалистическое содержание своей культуры, постоянно обращаясь к такому могучему источнику, как культура великого русского народа и других братских народов нашей страны.  

Для создания счастья их этика вменяла в священную обязанность всякому человеку бороться за свободное, всестороннее и гармо-нич.  

Мы хорошо понимаем, что наш интернациональный долг и священная обязанность состоят в том, чтобы вместе с братскими армиями стран Варшавского Договора быть всегда готовыми выступить на защиту великих завоеваний социализма и дать сокрушительный отпор любому агрессору. Каждого из нас вдохновляет сознание того, что, бдительно оберегая мирный труд своего народа, Советские Вооруженные Силы тем самым вносят и впредь будут вносить свой весомый вклад в дело упрочения мира и международной безопасности, способствовать осуществлению величественных планов, начертанных XXV съездом партии.  

Всесторонняя братская и товарищеская помощь молодой Башкирской Советской Республике является священной обязанностью не только каждого коммуниста, но и каждого сознательного гражданина РСФСР.  

Мы считаем, что решительная, непримиримая борьба с оппортунизмом в коммунистическом движении является священной обязанностью всех марксистско-ленинских партий, всех подлинных коммунистов.  

Ленинский комсомол, как это было подчеркнуто недавно в решениях пленума ЦК ВЛКСМ, считает своим долгом и священной обязанностью активно участвовать в дальнейшем развитии советской школы.  

Главной задачей советской школы является воспитание нового человека, всесторонне развитого, высокоидейного, нравственно чистого, для которого творческий труд - священная обязанность. Эта задача очень важна, и выполнить ее можно только в том случае, если школьное обучение будет пронизано глубокой идейностью.  

Всякий труд на фабрике или в колхозе, на промышленном предприятии, в совхозе, на ремонтно-технической станции или в учреждении - честный, полезный труд для общества является священной обязанностью каждого человека, который живет социалистическом обществе и пользуется его благами. В связи с этим признано необходимым уже с первых лет обучения готовить детей к тому, что они должны в дальнейшем принимать участие в общественно полезном труде. С 15 - 16 лет вся молодежь должна включаться в посильный общественно полезный труд и все ее дальнейшее обучение необходимо связывать с производительным трудам в народном хозяйстве.  

Дальнейшее совершенствование стиля и методов работы райкомов, горкомов, обкома, повышение боеспособности партийных организаций, воспитание кадров, всех коммунистов в духе высокой ответственности за порученное дело, преодоления трудностей, развитие инициативы, критики и самокритики является нашей священной обязанностью, необходимым условием успешного выполнения больших задач, выдвигаемых в новой пятилетке.  

Задача состоит в том, чтобы еще шире развернуть воспитание трудящихся в духе пролетарского интернационализма и советского патриотизма. Коммунистическая партия видит свою священную обязанность в том, чтобы неустанно крепить дружбу народов - основу могущества и непобедимой силы Советского Союза.  

В центр воспитательной работы партия ставит развитие коммунистического отношения к труду у всех членов общества. Труд на благо общества - священная обязанность каждого человека. Всякий труд на пользу общества, как физический, так и умственный, уважаем и почетен. Необходимо воспитывать всех трудящихся на лучших образцах труда, на лучших примерах ведения общественного хозяйства.  

В центр воспитательной работы партия ставит развитие коммунистического отношения к труду у всех членов общества. Труд па благо общества - священная обязанность каждого человека. Всякий труд на пользу общества, как физический, так и умственный, уважаем и почетен. Необходимо воспитывать всех трудящихся на лучших образцах труда, на лучших примерах ведения общественного хозяйства.  

Можно не сомневаться, что каждый советский человек будет считать своей священной обязанностью достойно встретить славный юбилей, встретить его новыми победами на трудовом фронте.