Во время поста мясная еда становится человечиной. Постные продукты. Список постных продуктов. Можно ли есть растительное масло в Великий пост

Великий пост подразумевает отказ от пищи животного происхождения. Нельзя употреблять мясо, рыбу, яйца, а также молоко и кисломолочные продукты. С одной стороны, временно воздержаться от молока совсем не трудно. С другой, если вы привыкли к этому продукту, возникает вопрос - чем можно заменить молоко в пост? В магазинах представлена масса альтернатив коровьему и козьему молоку, которые подходят под категорию растительных продуктов. А они, конечно, во время поста разрешены.

Можно ли пить молоко во время поста

Молоко и его производные - продукты животного происхождения, а значит, недопустимая на время Великого поста пища. Исключение не делается даже для субботы и воскресенья - дней, когда постящимся можно есть блюда с растительным маслом. Разрешение на употребление молочных продуктов можно попросить у священника в том случае, если человек тяжело болеет или очень стар. Также послабление делается в отношении людей, находящихся в пути. Еще церковь разрешает пить молоко беременным и кормящим женщинам, ведь от этого зависит здоровье ребенка.

Что касается детей, то семилетнего возраста соблюдать посты от них не требуется. В дальнейшем это остается на усмотрение родителей. Помните, что строгий пост для ребенка может обернуться неуспеваемостью в школе - чтобы хорошо учиться, надо полноценно питаться. Если ребенок привык питаться мясом, яйцами и молочными продуктами, резкий отказ от них приведет к снижению активности и концентрации внимания.

Решив поститься, вы должны осознавать, что отказ от коровьего молока - это ваше добровольное желание. Пост лишь период времени, но при этом - возможность испытать силу духа и смирения. Пост это не ограничения в еде - это способ очищения души и мыслей.

Если вы задаетесь вопросом, можно ли молоко во время поста, вам в помощь - перечень продуктов, которыми можно заменить молоко животного происхождения.

Чем можно заменить молоко во время поста

Перечисленные ниже продукты не содержат животных жиров и считаются постными. Их можно употреблять в пищу на протяжении всего Великого поста.

Соевое молоко

Это продукт растительного происхождения, изготовляемый из сои - бобового растения, широко распространенного в Азии. Состав молока из сои может варьироваться, в зависимости от производителя и рынка, где оно реализуется. Так, в Россию, как правило, завозят соевые продукты с достаточным содержанием белка и жиров. Это позволяет если не полностью, то весьма эффективно заменить этим продуктом козье или коровье молоко. Соевое молоко во время поста добавляют в кофе, готовят на нем каши и другие блюда, а также пьют в чистом виде - оно вкусное и прекрасно утоляет жажду. Некоторые священники относятся к употреблению соевых продуктов неоднозначно, ведь они являются некой иллюзией пищи, которую есть запрещено. Таким образом, выбор каждый делает сам - держать ли себя в строгости или позволить себе такую замену.

Кокосовое молоко

По вкусовым качествам этот напиток не похож на коровье молоко - он более водянистый и, конечно, содержит значительно меньше белков. В Великий пост кокосовое молоко пить можно. Кроме того, его используют для приготовления супов и других блюд азиатской кухни.

Ореховое молоко

Произведенное из орехов молоко относится к растительной пище. По вкусу оно похоже на соевое, а содержание белка в нем выше, чем в кокосовом. А еще оно содержит кальций, что полезно в любом возрасте. С ним можно делать десерты, смузи, блины и не только. Самым популярным является миндальное молоко, оно подходит для диетического питания и при непереносимости коровьего и соевого молока. Также в магазинах продается молоко из кедра и фундука.

На полках супермаркетов представлены и другие виды растительного молока: рисовое, овсяное, маковое и т.д. Все эти напитки являются постными.

Чем нельзя заменять молоко в пост:

  1. Сгущенное молоко. Этот продукт нельзя употреблять постящимся, поскольку он произведен на основе коровьего молока.
  2. Сухое цельное или сухое обезжиренное молоко. В основе сухого молока - животный белок. Даже обезжиренное, оно не подходит для постного стола. Существует растительное сухое молоко, но оно встречается реже.
  3. Безлактозное молоко. Его отличие от обычного - отсутствие молочного сахара. По остальным характеристикам оно идентично привычному коровьему молоку. Таким образом, оно является продуктом животного происхождения.

Как сделать постное молоко самостоятельно

Растительное молоко можно приготовить в домашних условиях. Технология проста, главное - не забывать, что домашнее молоко хранится не более 5-7 дней в холодильнике.

Рецепт приготовления молока из сои:

  1. Тщательно промыть 100 г очищенных соевых бобов (вода должна стать прозрачной). Замочить их в холодной воде на 24 часа.
  2. Разотрите разбухшие бобы, добавив немного воды. Должна получиться однородная смесь, похожая по консистенции на жидкую сметану.
  3. Возьмите большую кастрюлю, выложите в нее смесь и залейте четырьмя литрами холодной воды. Добавьте 2-3 чайных ложки сахара и щепотку соли, перемешайте. Накройте кастрюлю и оставьте на 4 часа. В течение этого времени периодически помешивайте смесь.
  4. Процедите молоко, отожмите жмых и прокипятите напиток в течение 10-15 минут.

Рецепт приготовления молока из миндаля:

  1. 1 стакан сырого миндаля замочить в холодной воде на ночь. Если использовать неочищенные орехи, молоко в результате получится бежевым. Почистив их, вы добьетесь более светлого оттенка.
  2. По прошествии ночи слить оставшуюся воду, поместить орехи в удобную для приготовления молока емкость и добавить три стакана холодной воды.
  3. Взбить смесь блендером до однородности. Процедить и перелить в бутылку или банку с крышкой.

хЧБЦБЕНЩЕ РТБЧПУМБЧОЩЕ! рПНПЗЙФЕ ТБЪПВТБФШУС. рПЮЕНХ Ч РПУФ ОЕМШЪС ЧЛХЫБФШ ЙНЕООП ФБЛПК ОБВПТ РТПДХЛФПЧ — СКГП, НСУП, ТЩВБ, НПМПЮОЩЕ РТПДХЛФЩ, ТБУФЙФЕМШОПЕ НБУМП Й РТПДХЛФЩ ЙЪ ВЕМПК НХЛЙ?
у ЮЕН ЬФП УЧСЪБОП?
й ЛБЛ ВЩФШ У ФЕН, ЮФП НОПЗЙЕ РПУФСЭЙЕУС ЧУЈ-ФБЛЙ ЙУРПМШЪХАФ Ч РТЙЗПФПЧМЕОЙЙ РЙЭЙ ТБУФЙФЕМШОПЕ НБУМП Й ДБЦЕ ОЕ ЪОБАФ П ФПН, ЮФП ЬФП ОЕМШЪС (ЙУЛМАЮЕОЙЕ — РП ЧПУЛТЕУЕОШСН)?

бООБ, ЧП-РТЕЧЩИ, ОЙЛБЛПК ЮЙУФП ТЕМЙЗЙПЪОПК РПДПРМЕЛЙ ФХФ ОЕФ. ьФП — ОЕ ЛБОПОЙЮЕУЛЙК ЪБРТЕФ. ьФП — РТБЧПУМБЧОС ФТБДЙГЙС.
ч РТБЧПУМБЧОПК ГЕТЛЧЙ ЛБЦДЩК ОПУЙФЕМШ УЧСЭЕООЙЮЕУЛПЗП УБОБ ЧРТБЧЕ ХУФБОБЧМЙЧБФШ РПУФОЩК ОБВПТ РТПДХЛФПЧ ЛБЛ ДМС ЧУЕК УЧПЕК РБУФЧЩ, ФБЛ Й ДМС ЛПОЛТЕФОЩИ ЕЕ РТЕДУФБЧЙФЕМЕК.

фП ЮФП ЧЩ РЕТЕЮЙУМЙМЙ — ЬФП ЧПЪНПЦОП ДПРХУФЙНЩК ФЕПТЕФЙЮЕУЛЙК НБЛУЙНХН, ЛПФПТЩК ДМС НЙТСОЙОБ ПФОАДШ ОЕ РТЙЧЕУФЧХЕФУС (ЧЩ ЪБВЩМЙ ЕЭЕ УБИБТ, ЛПЖЕ, БМЛПЗПМШ, ФБВБЛ).
фбл РПУФСФУС ФПМШЛП РПДЧЙЦОЙЛЙ.
еУМЙ ЧЩ ВХДЕФЕ фбл РПУФЙФШУС, ФП ЧБЫ ВБФАЫЛБ УЛПТЕЕ ЧУЕЗП РПЦХТЙФ ЧБУ ЪБ ЗПТДЩОА. б ФП Й ОБЛБЦЕФ ЪБ ПОЩК ЗТЕИ 🙂
рПЗПЧПТЙФЕ У ОЙН, ОЕ ДХНБА, ЮФПВЩ ПО ЪБРТЕФЙМ ЧБН РТПЧБОУЛПЕ НБУМП ЙМЙ УХИБТЙЛ ЙЪ ВЕМПК НХЛЙ 🙂

дПРХУФЙН, ФП, ЮФП НСУП ОЕ ЕДСФ ФПМШЛП РПДЧЙЦОЙЛЙ — ЬФП чЩ ЪБЗЙВБЕФЕ!!! с УЕВС РПДЧЙЦОЙЛПН ОЕ УЮЙФБА — ОП РПУФБ РТЙДЕТЦЙЧБАУШ Й НСУОПЕ, НПМПЮОПЕ, Й ВЕМЩК ИМЕВ ОЕ ЕН, Б ТБУФЙФЕМШОПЕ НБУМП ФПМШЛП РП ЧЩИПДОЩН.
еУМЙ чЩ ДЕМБЕФЕ ЬФП ОЕ ТБДЙ ДЙЕФЩ, Б ТБДЙ вПЗБ — ФП ОЙЮЕЗП Ч ЬФПН УМПЦОПЗП ОЕФ. уМАОЙ Х НЕОС ОЕ ФЕЛХФ, НСУП РП ОПЮБН ОЕ УОЙФШУС. лТПНЕ ФПЗП, ЗПФПЧМА НХЦХ УЛПТПНОХА РЙЭХ УБНБ — Й ОЕФ ЦЕМБОЙС РПРТПВПЧБФШ.
йЙУХУ иТЙУФПУ ЧППВЭЕ ОЕ ЕМ ОЙЮЕЗП 40 ДОЕК ТБДЙ ОБЫЕЗП УРБУЕОЙС. оЕХЦЕМЙ НЩ ОЕ НПЦЕН УМЕЗЛБ РТЙДЕТЦБФШ УЧПЙ ОЕХЕНОЩЕ БРРЕФЙФЩ ТБДЙ ОЕЗП? — Anonymous
бОПОЙНХУ, НПЦОП С ЧБУ РПЦХТА ЪБ ЛБЫХ Ч ЗПМПЧЕ?

чОЙНБФЕМШОП РЕТЕЮФЙФЕ ЕЭЕ ТБЪ еЧБОЗЕМЙЕ ПФ йПБООБ. чЕДШ ЬФП ЕДЙОУФЧЕООБС ЛОЙЗБ, ЗДЕ ХРПНЙОБЕФУС П 40-ДОСИ Ч РХУФЩОЕ.

иТЙУФПУ РТПЧЕМ ФБН ЬФЙ 40 ДОЕК ОЕ ДМС ОБЫЕЗП УРБУЕОЙС. дМС ОБЫЕЗП УРБУЕОЙС ПО ЧЪПЫЕМ ОБ зПМЗПЖХ. б 40 ДОЕК Ч РХУФЩОЕ — ЬФП ЮФПВЩ ХУНЙТЙФШ УПВУФЧЕООХА ЗПТДЩОА Й РПВПТПФШ ДШСЧПМБ.

рТПЮЙФБКФЕ. й ЧЩ РПКНЕФЕ, ЮФП ЕУМЙ ЧЩ РПУФЙФЕУШ, ФП ДЕМБКФЕ ЬФП ДМС УНЙТЕОЙС ЗПТДЩОЙ, Б ОЕ ДМС ЕЕ ЧПЪЧЕМЙЮЙЧБОЙС.
чЩ РХВМЙЮОП РПИЧБУФБМЙУШ, ЮФП УФТПЗП УПВМАДБЕФЕ РПУФ? чЩ ХЦЕ Ч МБРБИ дШСЧПМБ! — Little Buda

мАВЕЪОП ЧЩУЛБЪБМБ УЧПЕ НОЕОЙЕ anna_z
(http://www.pravbeseda.org/)

рТПГЙФЙТХА: "гЕМШ РПУФБ — ПЧМБДЕОЙЕ УПВПК Й РПВЕДБ ОБД
УФТБУФСНЙ". йУЛМАЮБАФУС РТПДХЛФЩ, ЛПФПТЩЕ ЬФПНХ
РТЕРСФУФЧХАФ РП УЧПЕНХ ЮЙУФП ЖЙЪЙПМПЗЙЮЕУЛПНХ
ЧПЪДЕКУФЧЙА ОБ ЮЕМПЧЕЛБ. оБУЛПМШЛП С ЪОБА, ОЙЛБЛПЗП
УЙНЧПМЙЮЕУЛПЗП ЪОБЮЕОЙС Ч ОБВПТЕ "ОЕРПУФОЩИ" РТПДХЛФПЧ
ОЕФ. нПЈ МЙЮОПЕ НОЕОЙЕ: ГЕТЛПЧШ ЪБВПФЙФУС Й П ОБЫЕН
ЪДПТПЧШЕ, ФБЛ ЮФП РЕТЙПДЙЮЕУЛПЕ ЧПЪДЕТЦБОЙЕ ПФ ЬФЙИ
РТПДХЛФПЧ РПМЕЪОП.

дБ, ОБУЮЈФ НБУМБ: ЕУМЙ С ОЕ ПЫЙВБАУШ, НОПЗЙЕ ВБФАЫЛЙ
УЮЙФБАФ, ЮФП РПУФ ВЕЪ ТБУФЙФЕМШОПЗП НБУМБ — ЬФП ДМС
НПОБИПЧ, ОЕ ДМС НЙТСО, ФБЛ ЮФП ОБ ФБЛПК РПУФ ОХЦОП
ВТБФШ ПУПВПЕ ВМБЗПУМПЧЕОЙЕ.

оБ УЮЕФ ТБУФЙФЕМШОПЗП НБУМБ С УМЩЫБМБ, ЮФП ДБЦЕ Ч НПОБУФЩТЕ ЕЗП ЕДСФ ЛБЦДЩК ДЕОШ. пЮЕОШ ХДЙЧЙМБУШ! — Anonymous

б ЬФП ПФЧЕФ фБТБУБ (http://www.pravbeseda.org/)

уЧСЪБОП ЬФП У ГЕТЛПЧОПК ДЙУГЙРМЙОПК, ХУФБОПЧМЕООПК ЕЭЕ
УЧСФЩНЙ бРПУФПМБНЙ (69 БРПУФПМШУЛПЕ РТБЧЙМП
ЗМБУЙФ: "еУМЙ ЛФП, — ЕРЙУЛПР, РТЕУЧЙФЕТ, ДЙБЛПО,
ЙРПДЙБЛПО, ЮФЕГ ЙМЙ РЕЧЕГ, — ОЕ РПУФЙФУС ЧП УЧСФХА
юЕФЩТЕДЕУСФОЙГХ РТЕД рБУИПА, ЙМЙ Ч УТЕДХ, ЙМЙ Ч
РСФОЙГХ, ЛТПНЕ РТЕРСФУФЧЙС ПФ ОЕНПЭЙ ФЕМЕУОПК: ДБ
ВХДЕФ ЙЪЧЕТЦЕО. еУМЙ ЦЕ НЙТСОЙО: ДБ ВХДЕФ ПФМХЮЕО."),
ЛПФПТБС РТЕДРЙУЩЧБЕФ Ч рПУФ ЧЛХЫБФШ ФПМШЛП ФЕ
РТПДХЛФЩ, ЮФП ВЩМЙ ТБЪТЕЫЕОЩ вПЗПН ДМС ЧЛХЫЕОЙС бДБНХ
Й еЧЕ Ч тБА. уБН чЕМЙЛЙК рПУФ — ЬФП ЕЭЕ Й ЧПУРПНЙОБОЙЕ
40-ДОЕЧОПЗП РПУФБ ОБЫЕЗП уРБУЙФЕМС (нБФЖ. 4:2).
рПЬФПНХ РТЕДРЙУЩЧБЕФУС ЕЭЕ Й ДПЧПМШОП УФТПЗПЕ
ЧПЪДЕТЦБОЙЕ, РТЙЮЕН ЧПЪДЕТЦБОЙЕ ОЕ ФПМШЛП ПФ ЕДЩ, Б
ЧППВЭЕ ПФ ЧУСЛПК ТПУЛПЫЙ, ХЧЕУЕМЕОЙК Й ХВМБЦЕОЙК.
нБУМП ДМС ОБУ УЙНЧПМЙЪЙТХЕФ вПЦЙА НЙМПУФШ Й
ХРПФТЕВМСЕФУС ФПМШЛП Ч РТБЪДОЙЮОЩЕ ДОЙ — уХВВПФХ Й
чПУЛТЕУЕОШЕ, Б ФБЛЦЕ ДЧХОБДЕУСФЩЕ РТБЪДОЙЛЙ (ОБРТ.
вМБЗПЧЕЭЕОЙЕ).

фТБДЙГЙС УПВМАДЕОЙСФЕМЕУОПЗП РПУФБ, ЛБЛ ЧПЪДЕТЦБОЙС
УПВМАДБМБУШ РТБЧЕДОЩНЙ ЕЧТЕСНЙ Й Ч чЕФИПЪБЧЕФОЩЕ
ЧТЕНЕОБ. еЕ УПВМАДБМ Й нПЙУЕК (йУИПД 24:18 Й 34:28) Й
рТБЧЕДОЩК гБТШ дБЧЙД: "лПМЕОЙ НПЙ ЙЪОЕНПЗМЙ ПФ РПУФБ,
Й ФЕМП НПЕ МЙЫЙМПУШ ФХЛБ." (рУ. 108:24), Й НОПЗЙЕ
ДТХЗЙЕ РТБЧЕДОЙЛЙ. рПУНПФТЙФЕ ЛБЛ ЙОФЕТЕУОП УЛБЪБОП
ОБРТЙНЕТ Ч йУБЕ 58: 2-7 ЙМЙ "ч ЬФЙ ДОЙ С, дБОЙЙМ, ВЩМ
Ч УЕФПЧБОЙЙ ФТЙ УЕДНЙГЩ ДОЕК. чЛХУОПЗП ИМЕВБ С ОЕ ЕМ;
НСУП Й ЧЙОП ОЕ ЧИПДЙМП Ч ХУФБ НПЙ, Й НБУФСНЙ С ОЕ
ХНБЭБМ УЕВС ДП ЙУРПМОЕОЙС ФТЕИ УЕДНЙГ ДОЕК." (дБО.
10:2, 3)

оП ФЕМЕУОПЕ ЧПЪДЕТЦБОЙЕ ДПМЦОП ВЩФШ РП НЕТЕ ДХИПЧОЩИ Й
ФЕМЕУОЩИ УЙМ. рПЬФПНХ ОЕ ОБН УХДЙФШ, РПЮЕНХ ОЕЛПФПТЩЕ
ЙЪ ОБЫЙИ ВМЙЦОЙИ ОЕ ЧПЪДЕТЦЙЧБАФУС ПФ ХРПФТЕВМЕОЙС
НБУМБ, Б ОЕЛПФПТЩЕ ПФ ХРПФТЕВМЕОЙС Й ДТХЗЙИ РТПДХЛФПЧ.
п ДЙУГЙРМЙОЕ РПУФБ ОБДП ЪОБФШ ЧУЕН, Б ДБМШЫЕ ЛБЦДЩК
ДПМЦЕО УДЕМБФШ УЧПК ЧЩВПТ РТЕДЧБТЙФЕМШОП
РПУПЧЕФПЧБЧЫЙУШ УП УЧПЙН ДХИПЧОЩН ПФГПН Й РПМХЮЙЧ ПФ
ОЕЗП ВМБЗПУМПЧЕОЙЕ.

Vab 10 БРТЕМС 2002 ЗПДБ

лУФБФЙ УЛБЪБФШ, ЧЕУОБ — ЧТЕНС ЧУСЮЕУЛЙИ ЮЙУФПЛ.
уМЙЪШ ЧЩИПДЙФ, УПЛЙ РПДОЙНБАФУС. юФПВЩ УМЙЪШ ЧЩЫМБ —
ОХЦОП ПЗТБОЙЮЙФШ ЕЕ РТЙФПЛ ЙЪЧОЕ Й ПЗТБОЙЮЙФШ РТПДХЛФЩ,
УРПУПВОЩЕ ЕЕ ТПЦДБФШ. ьФП ЮФПВЩ РПФПН УПЛЙ УЧПВПДОП РПДОСМЙУШ.
еУМЙ ЛБУБФШУС НПМПЮОЩИ РТПДХЛФПЧ, ФП ЦЙЧПФОЩН Ч ЬФП ЧТЕНС ФПЦЕ ОЕМЕЗЛП.
рП ЛТБКОЕК НЕТЕ, ТБОШЫЕ ВЩМП ЙНЕООП ФБЛ, ЛПЗДБ РПФТЕВМСМЙ ЧУЕ УЧЕЦЕЕ.
нПМПЮОЩЕ РТПДХЛФЩ ФПЦЕ ПФОПУСФУС Л ТПЦДБАЭЙН УМЙЪШ.
лБЛЙН ВПЛПН УАДБ РПРБМП ТБУФЙФЕМШОПЕ НБУМП — ОЕРПОСФОП.
еУФЕУФЧЕООП, ФБВБЛ Й УРЙТФОПЕ Л ПЮЙЭБАЭЙН УТЕДУФЧБН ОЕ ПФОПУСФУС.

б ЧПФ ЮФП ДХНБЕФ Kirrr (http://www.pravbeseda.org/)
уБНЩК РТПУФПК ПФЧЕФ — РПФПНХ ЮФП гЕТЛПЧШ ФБЛ ЧЕМЙФ.
ьФПЗП ДПУФБФПЮОП.

оП ЕУМЙ ЕЭЕ ИПЮЕФУС ЮФП-ФП ХУМЩЫБФШ, ФП Ч ФТХДБИ РП
БУЛЕФЙЛЕ ПЮЕОШ ЮБУФП НПЦОП ЧУФТЕФЙФШ ХФЧЕТЦДЕОЙС П
ФПН, ЮФП СДЕОЙЕ (ДБЦЕ ОЕПВСЪБФЕМШОП ПВЯСДЕОЙЕ)
ОЕЛПФПТЩИ РТПДХЛФПЧ (НСУБ, ОБРТЙНЕТ)РТПЧПДЙФ Л
ТБЪЦЙЗБОЙА ТБЪМЙЮОЩИ УФТБУФЕК, Ч ПУОПЧОПН ВМХДОПК.
фБЛ ЮФП ЕЗП ДБЦЕ Й ОЕ Ч РПУФ МХЮЫЕ УМЙЫЛПН ЮБУФП ЕУФШ
ОЕ ОБДП.

у ХЧБЦЕОЙЕН
лЙТЙММ

Упражнение "Вставить слово"

Вставьте слово, которое означало бы то же, что и слово, стоящее слева и справа от точек.

Битва … ругань.

Животное … нежность.

Скамья … магазин.

Карточная игра… стержень с резьбой.

Химический элемент … лес.

Вращающийся стержень … насыпь.

Супружество … изъян.

Металл … кожа.

Рыба … оружие.

Большое решето … шум.

Родник … отмычка.

Рыба … инструмент.

Залив … часть земли.

Молодая ветка …

рПЮЕНХ Ч РПУФ ОЕМШЪС ЙНЕООП: НСУП, СКГБ, ТЩВХ, НПМПЛП Й ВЕМХА НХЛХ?

самовольный уход.

Косточка пальца … паукообразное.

Рыба … наклонная поверхность.

Предлог… ремень узды.

Собака … прейскурант.

Шалость … болезнь.

Должность … воздержание от пищи.

Ответы: брань, ласка, лавка, винт, бор, вал, брак, хром, меч, грохот, ключ, пила, губа, побег, фаланга, скат, повод, такса, проказа, пост.

Часть оружия … торговое учреждение.

Средство общения … часть ротовой полости.

Взбитый торчащий вихор … повар.

Часть речи … местный говор.

Письменный стол с выдвижной крышкой и ящиками… учреждение, контора.

Гильза с капсюлем, зарядом пороха и пулей или дробью… хозяин по отношению к подчиненным.

Место открытой разработки полезных ископаемых… бег коня.

Заостренная палка… старинная мера пахотной земли.

Трубка с затвором для выпуска жидкости или газа… подъемный механизм.

Условный знак музыкального звука… официальное, письменное обращение

правительства.

Облик…икона.

Широкая улица… программа, план.

Вещество… тайна.

Награда… организация с определенным уставом.

Старинное речное судно… инструмент.

Химический элемент… большой кипятильник.

Чувство… устаревшее наречие.

Бег лошади… животное.

Группа людей… тазик.

Продукт… тайный агент.

Танец… бег лошади.

Домовой… птица.

Ответы: магазин, язык, кок, наречие, бюро, патрон, карьер, кол, кран, почта, образ, проспект, секрет, орден, струна, титан, страсть, рысь, шайка, шпик, галоп, щур.

См. также

Упражнения на развитие интеллектуальных способностей RSS [email protected]

Почему нельзя есть в пост животную пищу

Почему в пост нельзя молочные продукты, и другие вопросы про пост | Милосердие.ru

Фото с сайта pravmir.ru

Протоиерей Александр Борисов:

В пост правильно тратить на еду меньше денег, чем обычно, освобождая средства для благотворительности. Это старая церковная традиция, с ней и связана градация постных блюд. В местах раннего христианства рыба и морепродукты были гораздо дешевле молочных продуктов, поэтому и считались более постными. В наше время, наоборот, они гораздо дороже и калорийнее - для меня как биолога это очевидно. В рыбе намного больше белков, чем в любом молочном продукте.

Возможно, стоит пересмотреть традицию, рожденную в других климатических и экономических условиях, и поменять рыбу с молочными продуктами местами - то есть считать молочные продукты более постными. Но это может решаться только соборно, всей Церковью.

Надо ли стремиться к тому, чтобы пища была невкусной?

Протоиерей Александр Борисов:

Суть поста - не просто в отказе от животной пищи, а в ограничении удовольствий. Сознательно лишая себя утешения, которое мы получаем от вкусной пищи и вина, мы, хотя бы ненадолго и ненамного, даем себе шанс приглушить в себе животное начало, попридерживаем его и даем месту духу.

Но искусственно делать пищу невкусной не только не нужно, но и грешно - мы же во славу Божию вкушаем! Мы не только от еды, мы от всего в жизни получаем удовольствие - от каждого цветка, от солнца, хорошей погоды, пения птиц. Да и от того, что мы просто дышим. Что же, не жить? Просто нужна рассудительность.

Конечно, были и есть аскеты, святые древние и новые, которым было уже не важно, что они едят: например, свт. Иоанн Шанхайский, святой наших дней, суп смешивал со вторым блюдом, - чтобы значимость пищи как удовольствия свести к минимуму. Но ведь это не наша мера.

Постная пища должна быть простой, здоровой и быстрой в приготовлении. И не надо забывать об умеренности - если простой картошкой до отвала наестся, тоже будет не до молитвы.

Кончается пост - приходит праздник, и мы радуемся, накрываем праздничный стол, зовем гостей, угощаем их вкусной пищей, благодарим Бога за трапезу, ведь это тоже дар Божий. А постом заботы о еде должны занимать минимум времени.

Как вести себя постом в гостях, если знакомые, пригласившие в гости, не постятся?

Фото с сайта bg.ru

Протоиерей Константин Островский:

Вот две типичные ситуации. Мы пришли в гости к людям, знающим, что мы соблюдаем посты, но хозяева, презирая церковные уставы, уговаривают нас: «Да ладно, ты же в гостях, ничего страшного, если разочек пост нарушишь».

И мы, отчасти по сластолюбию, а отчасти по малодушию не устаиваем перед соблазном.

А вот второй пример. Люди совсем нецерковные от души угощают нас, не имея намерения соблазнить, а просто не зная о наших правилах. Но мы надуваем щеки от высокомерия или втягиваем их от лжесмирения и отказываемся есть, смущая этим хозяев.

А может быть, если бы они увидели бы в нас искреннюю любовь и смирение, то сами захотели бы стать христианами и соблюдали бы посты? Но, видя нашу гордость и не желая стать такими же, как мы, не поругают ли они невольно Церковь, которая на самом деле не виновата в том, что мы такие бестактные христиане?

Если, оказавшись в гостях у нецерковных людей, мы отступаем от поста, чтобы не смущать их, это дело смирения, а если, приходя домой, продолжаем есть непостное (раз уж задался такой день), это уже страсть и лукавство.

Зависят ли от мяса отношения с Богом?

Протоиерей Алексей Потокин:

Человек до грехопадения был чист, и питался в Раю только растительной пищей. Для нас такое состояние - редкость. Мы хитры, эгоистичны, раздражительны. Любой врач вам скажет, что, когда человек раздражается, на кого-то злится, он тратит гораздо больше энергии. Вот мясо и другая животная пища и были благословлены Богом, чтобы поддержать силы падшего человека, духовно немощного, страстного. Но укрепляет эта пища именно телесные силы, а для восстановления связи с Богом необходимо хотя бы на время смирить свою плоть, чтобы она не так нас будоражила.

Если я хочу больше общаться с Богом, мне надо хоть чуть-чуть отвлечься от общественной суеты, чуть меньше обращать на нее внимания. И отказ от животной пищи этому помогает. Евангелие учит нас не борьбе с излишествами, но призывает искать сокровище: «Где сокровище ваше, там и сердце ваше будет». Если это сокровище в общении с другим человеком, мы естественным образом меньше думаем о насыщении. Потому что насыщает радость общения, а не селедка под шубой. Вспомните: если сидишь с друзьями и есть о чем говорить, - так или уж важно, как вы при этом закусите?

Тем более если сокровище наше - в общении с Богом. А после того как ты побыл наедине с Богом (попостился душой и телом), прекрасно сесть и за общую праздничную трапезу.

Почему в пост нельзя есть именно мясо? Из-за его питательности? Тогда как относиться к практике восполнения питательности различными растительными заменителями (напр., грибы)?

В пост исключается не только мясо, но всякая пища животного происхождения. Период поста – время сугубых духовных трудов. Поэтому нужно, чтобы душа управляла телом, а не наоборот. Этому содействует ограничение количества ежедневной пищи и исключение из употребления животных продуктов, которые, несомненно, утучняют тело и лишают его легкости. Даже самые калорийные растительные продукты (плоды шоколадного дерева, подсолнечное масло, грецкие орехи и др.) не вызывают ощущение тяжести. Святые угодники Божии, стяжавшие высокие духовные дарования, придавали большое значение посту: «Поститься христианину необходимо для того, чтобы прояснить ум и возбудить и развить чувство, и подвигнуть к благой деятельности волю. Эти три способности человека мы затмеваем и подавляем более всего объядением, пьянством и заботами житейскими (Лк.21:34), а через то отпадаем от источника жизни – Бога и ниспадаем в тление и суету, извращая и оскверняя в себе образ Божий. Объядение и сластолюбие пригвождает нас к земле и обсекает, так сказать, у души крылья. А посмотрите, какой высокий полет был у всех постников и воздержников!» (Св. прав. Иоанн Кронштадтский. Моя жизнь во Христе, М., 2002, с. 504).

Поскольку человек состоит из души и тела, то он должен совершать пост не только телесный, но и для души: иметь высокую молитвенную настроенность, глубокое чувство покаяния, избегать развлечений и суетных занятий, рассеивающих ум и чувства.

Пост не самоцель, а средство. Целью же христианской жизни является чистота сердца и плоды духовные (любовь, мир душевный, радость, милосердие). Если человек умеренно постился, но в течении всего поста никого не укорил и ни разу ни на кого не раздражался, он больше достиг, чем тот, кто провел его в сухоядении.

Что нельзя есть в пост: важный список

Ограничения в пище, накладываемые церковью на время поста, имеют глубокие духовные корни и способствуют оздоровлению организма в целом.

Посты утверждены церковью с целью возвысить в людях духовно-нравственные стремления над чувственными физическими. Поэтому целый ряд продуктов питания животного происхождения на время поста попадает под запрет.

Что нельзя есть в пост и почему

В первую очередь, во время Великого поста рекомендуется воздерживаться от мясных продуктов (мясо, субпродукты, колбасы, мясные консервы) и птицы. Мясо относится к калорийной пище, и для его усвоения требуется много энергии, выплеска эмоций. Смысл же поста заключается в том, чтобы сдерживать свое плотское начало. Кроме того, церковь накладывает запрет на мясо потому, что через него передаются страсти и негативные эмоции, которые чувствовали животные в момент их убиения.

По той же причине под запрет попадают молочные продукты (в том числе пахта, сыворотка, мороженое, сухое молоко) и рыба, которую за все время поста разрешается вкушать лишь дважды – в день двунадесятого праздника - Благовещения Пресвятой Богородицы и в Вербное воскресенье (Вход Господень в Иерусалим).

Яйца также относятся к пище животного происхождения. А она, в отличие от растительной пищи, вызывает в нас раздраженность, агрессию и другие страсти. Если принимать пищу не для насыщения, а для вкусовых изысков, тогда это тоже будет страстью чревоугодия.

Соблюдая пост, следует сократить употребление растительного масла и алкоголя. Пост есть духовное упражнение, имеющее целью оздоровление всего человеческого естества. Благодаря ограничению калорийности пищи душа освобождается от гнета и притязаний сытой (а зачастую и пресыщенной) плоти и способна к большей свободе духовных движений и дел.

Церковный устав разрешает употребление вина в субботние, воскресные и праздничные дни Великого поста, но его прием должен быть крайне умеренным – не более двух бокалов некрепкого напитка.

Нельзя есть в пост также животные жиры, маргарины, майонезы, сахаристые кондитерские изделия (зефир, ирис), шоколад (за исключением натурального горького), сдобную выпечку и фастфуд.

Польза постного меню

Пост полезен не только для души, но и для тела. Врачами-диетологами доказано, что в начале весны организм остро нуждается в растительных белках. Наши предки интуитивно догадывались об этом и именно в это время года переключались на растительную пищу.

Благодаря вегетарианскому меню из организма выводятся шлаки и токсины, длительная диета помогает расстаться с лишними жировыми накоплениями, омолаживает организм, активизируя метаболические процессы. Это и хорошая профилактика атеросклероза, заболеваний печени и суставов.

Кроме того, соблюдение поста благоприятно влияет на душевное состояние человека, повышая настроение, работоспособность и жизненный тонус.

Лучшие рецепты постных салатов

Питание в пост: вопросы и ответы — Консультация диетолога онлайн

Галия | 24.02.2014 | Из практики |

1. Что такое пост?

Пост - это в первую очередь духовная практика.

Не одни уста должны поститься, - нет, пусть постятся и око, и слух, и руки, и все наше тело.

(Святитель Иоанн Златоуст)

Истинный пост есть устранение от злых дел. Прости ближнему оскорбление, прости ему долги. «Не в судах и сварах поститеся». Не ешь ты мясо, но поедаешь брата. Воздерживаешься от вина, но не удерживаешь себя от обид. Вкусить пищу дожидаешься вечера, но тратишь день в судебных местах.

(Святитель Василий Великий)

2. Почему в пост нельзя есть целый ряд продуктов? Ограничения в еде - это неотъемлемая часть поста. Они призваны помочь самосовершенствованию и торжеству духа, поэтому исключается возбуждающая и праздничная еда и напитки.

Мы живем в обществе потребления под властью рекламы. В метро и на улицах, в магазине и по телевизору, в журналах и почтовых ящиках - реклама еды, ресторанов. И мы как-то забыли что чревоугодие - это грех. И пост призван регулировать наши излишние запросы в еде, напитках, в развлечениях и другие желаниях. Пост предполагает умеренность в еде и дисциплину, и помогает обратиться в духовным ценностям.

3. Есть ли какие-то общие правила? Единых правил поста в русской православной церкви не существует. В каждом монастыре есть собственный устав, предназначенный для монахов, а не для светских людей. У большинства людей образ жизни сильно отличается от жизни в монастыре. Поэтому миряне руководствуются наставлениями своего священника и он несет ответственность за исход поста.

Во время поста, как правило, исключаются мясо, птица, молочные продукты, яйца, сдоба и выпечка с яйцами, спиртное. Священник может разрешить есть продукты, рекомендованные врачом (молочные продукты и даже мясо - как лекарство), если человек болеет. И мои клиенты о таких случаях рассказывали.

4. У меня тяжелая физическая работа. Как мне соблюдать пост? Пост должен быть посильным для человека, а не разрушать тело. Для людей тяжелого труда, допустимо с разрешения священника есть пищу, которая позволит нормально работать.

5. У меня больной желудок. Как мне соблюдать пост? Как правило, при болезнях пищеварения люди едят мало сырых овощей, исключается капуста, бобовые. Иногда «протертые» диеты, где много сильно измельченных, хорошо проваренных блюд сохраняются долгое время, даже когда нет обострения. При этом уменьшается выделение пищеварительных соков и ферментов - ведь вся пища уже разваренная или протертая. Поэтому увеличение количества овощей в период поста или бобовые могут с непривычки стать нагрузкой для пищеварения, особенно если перед этим была лечебная диета. В традициях русской православной церкви посту предшествовали 2 недели: «мясопустная», а потом «сыропустная» - как подготовка к посту, чтобы не было резкой смены режима питания.

Людям с болезнями пищеварения я советую придерживаться простых правил. 1) на время еды оставить спешку, тщательно пережевывать пищу. Не совмещать еду с другими делами (просмотр телевизора, работа за компьютером). 2) Не делать резкой смены питания. За один день вводить 1 новое блюдо. Если вы какие-то продукты долго не ели, то начинать их есть в небольшом количестве. 3) Для баланса белка начинайте включать суп-пюре из красной чечевицы. Бобовые (хорошо проваренную чечевицу, фасоль) по 1-2 столовой ложке можно добавлять в салаты, в суп или к крупяным гарнирам. Если вы их хорошо переносите, то через 2 недели, когда организм привыкнет, количество бобовых можно постепенно увеличить.

6. Чем можно заменить мясо? Главное, что уходит из рациона во время поста - это белковые продукты животного происхождения (мясо, птица, молочные продукты, яйца). Рыба присутствует ограниченно. Поэтому в период поста многие начинают испытывать дефицит белка и возникает желание есть мясо. Откуда же тогда взять белок? Есть замечательные источники растительного белка - это горох, фасоль, чечевица, нут, орехи, семечки. Они-то и должны занять полноправное место в питании. Кроме белка, в бобовых есть медленные углеводы и полезная клетчатка, которые усваиваются постепенно и создают чувство сытости. Добавьте фасоль к картошке, и вы получите сытное и питательное блюдо. Но блюда из бобовых редко встречаются на столе во время поста. Это связано исключительно с традициями русской кухни. У нас знают только гороховый суп или кашу, и консервированную фасоль. Я посмотрела постное меню, которые предлагали рестораны и кафе в прошлом году, и убедилась, что бобовые мало готовят даже там. А вот в европейской кухне есть множество рецептов супов, гарниров и салатов, в которых входят бобовые. У нас знают нут как «турецкий горошек» и думают, что его едят только на Востоке. Хотя он хорошо известен в европейской кухне.

Если вы раньше не готовили бобовые, то лучше начинать с чечевицы. В отличие от фасоли, она не требует замачивания и варится от 10 до 30 минут в зависимости от сорта.

Красная чечевица уже через 10-12 минут разваривается, и из нее можно приготовить пюре или суп-пюре. Хорошая замена привычной картошке. Зеленая чечевица варится 20-30 минут, ее можно класть в суп, есть как гарнир или добавлять в салаты. Фасоль (как и горох) требуют замачивания на 10-12 часов, и варится 1 час. Когда готовите борщ, не забывайте добавлять фасоль. Из фасоли можно сделать лобио. Бобовые хорошо сочетаются с овощами и картошкой, поэтому их добавляют в салаты, и готовят вкусные и сытные вторые блюда. Что касается орехов и семечек - помимо белка, в них много жира, ими нельзя заменить обед.

Включайте бобовые в рацион ежедневно, орехи и семечки добавляйте в салаты или в кашу. Как источник белка можно есть тофу (соевый творог) и блюда из сои.

7. Как часто можно есть рыбу? Единых правил поста не существует. С потреблением рыбы положение такое же, как с бобовыми. О пользе рыбы сказано много и есть рыбная кухня, да вот большинство россиян ест ее один раз в месяц и реже. Поэтому в постном меню рыба чаще появляется в виде консервов.

Вообще-то консервы - это походная еда. Оставьте их туристам и солдатам. Для остальных случаев нужно найти рыбный отдел в магазине или на рынке. В некоторых магазинах рыбу могут почистить и разделать. Рыба, в отличие от грибов, имеет высокую питательную ценность, легко переваривается, во время поста ее можно и нужно включать в питание.

8. Все ли постные продукты полезны? На постном столе часто бывает много консервов: домашние соленья-маринады, квашеная капуста, грибочки, лечо и кабачковая икра. И если обычно лечо использовалось как соус, то во время поста кто-то может съесть целую банку - ведь нужно есть овощи! У нас укрепилось мнение, что если продукт «постный» он однозначно полезный. Хочу сказать, что это не так. Консервы содержат много соли, консерванты, что вызывает отеки. Их не стоит есть людям с болезнями желудка и поджелудочной железы, а также при болезнях сердца и почек. Грибы - это тяжелая пища, они медленно перевариваются, по 4-6 часов и очень плохо усваиваются организмом. Есть грибы могут только здоровые взрослые люди, больным и пожилым людям от грибов следует воздержаться. Конечно, лучше всего включать в рацион свежие овощи. Но в это время года найти овощи приемлемого качества - становится непростой задачей! Цена килограмма свежих овощей или салата приближается к цене мяса. А цены на салаты в ресторанах - кусаются.

Внимательно изучите местный рынок овощей и выбирайте овощи наилучшего качества. В зависимости от того, где вы живете, на рынках будут доступны: огурцы и помидоры, морковь, свекла, капуста, пекинская капуста, салаты и зелень, стебли сельдерея, корень сельдерея. Для квашеной капусты и солений тоже найдется место на столе, но нельзя строить весь рацион из консервов.

9. Почему во время поста некоторые худеют, а некоторые наоборот замечают, что набрали пару килограммов? Не так давно, еще пару веков назад, обильная еда была лишь по праздникам - замечу, достаточно редким. Есть регулярно мясо могли себе позволить лишь богатые, и это считалось удовольствием, от которого в период поста приходилось отказываться. Сдоба и сладости также были атрибутами праздника, а не повседневной пищи. А пить спиртное осуждалось церковью. Но все меняется. И в наши дни праздничная еда для некоторых становится нормой, появляются лишние килограммы, а с ними давление, одышка и храп по ночам… Тяжесть в животе после позднего плотного ужина мешает заснуть. И вот человек принимает решение соблюдать пост. При этом начинает следить за питанием и думать о том, что он ест. Питание значительно меняется: уходят привычные жирные и обильные блюда, спиртное. А вместе с тем приходит умеренность в еде, ведь кашей или капустой объедаться не будешь. Съешь ровно столько, сколько нужно. Организм приходит в себя от постоянного праздника и вес начинает снижаться. Посмотрим другую ситуацию. Вы мясо и раньше ели редко, творог и сыр - тоже не каждый день, и в организме уже был дефицит белка. Начинается пост и в вашем питании остаются углеводы и консервы. А рыбу и фасоль вы не едите. И дефицит белка превращается в белковое голодание. В условиях голодания организм начинает запасать жир. Хочу отметить, что в пост исключается только сдоба и выпечка с яйцами, при этом углеводов остается много: картофель и макароны, каши, хлеб. Из сладостей присутствуют мармелад и пастила, свежие фрукты и сухофрукты, сорбет, чай с сахаром, соки. Быстрые каши не только быстро готовятся, но и быстро усваиваются.

Почему в пост нельзя есть именно мясо?

А если их есть с медом, орехами и сухофруктами, то это самый настоящий десерт. Конечно, это вкусно. Но если вы будете завтракать быстрой кашей, обедать картошкой, а ужинать макаронами, то на таком питании можно прибавить в весе.

Пост подразумевает умеренность в еде, поэтому есть много сладостей, даже разрешенных, не стоит. Ешьте сладости во время завтрака или как десерт в обед. Выбирайте традиционные каши, которые нужно варить более 10 минут, как это делали мамы и бабушки. Кроме картошки и макарон, включайте бурый рис, булгур (пшеница), и конечно, бобовые и овощи.

ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ И УСТАНОВЛЕНИЯ ПОСТА

История установления поста восходит к временам сотворения человека. Заповедь о посте Господь дал людям еще в раю: И заповедал Господь Бог человеку, говоря: от всякого дерева в саду ты будешь есть; а от дерева познания добра и зла не ешь от него, ибо в день, в который ты вкусишь от него, смертью умрешь (Быт. 2, 16-17). И на всем протяжении ветхозаветной истории можно найти множество примеров, в которых благочестивые люди важные моменты своей жизни предваряли постом. Так, например, пророк Моисей, взойдя на гору Синай и представ пред Господом и получив от Него заповеди, потом сорок дней и сорок ночей хлеба не ел и волы не пил (Исх. 34, 28). Пророк Илия, идя к горе Божией Хорив, также постился сорок дней, вознося молитвы Господу (см.: 3 Пар. 19, 8).

Подобно Церкви ветхозаветной, христианская Церковь с самого начала своего освятила пост. В Новом Завете Господь неоднократно говорил с учениками о воздержании, открывая им многое о тайне поста. Своим примером и учением Спаситель и Его святые ученики показали нам, что пост как телесное и духовное воздержание, вместе с прочими средствами к спасению, положен в основание здания Церкви Божией.

Христос Сам постился сорок дней и во время Своей спасительной проповеди Евангелия заповедал: Когда поститесь, не будьте унылы, как лицемеры, ибо они принимают на себя мрачные лица, чтобы показаться людям постящимися. А ты, когда постишься, помажь голову твою и умой лице твое, чтобы явиться постящимся не пред людьми, но пред Отцом твоим, Который втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно (Мф. 6, 17). По примеру и учению Иисуса Христа также постились и апостолы. Они заповедали посты верующим, и Церковь их непрерывно сохраняет.

ДЛЯ ЧЕГО МЫ ПОСТИМСЯ?

Во-первых, пост служит необходимым средством к нашему единению с Богом, так как он окрыляет нашу душу и делает ее способной к сосредоточенной молитве и покаянию.

Во-вторых, пост является спасительным орудием к одолению искушений от диавола, который изгоняется только молитвою и постом (Мф. 17, 21). Он помогает нам бороться с губительным недугом нашего времени — своеволием, со страстями, похотями, греховными желаниями. Пост погашает пламень зависти, раздражительности и гнева, истребляет величавую надменность, уничтожает мечтательные тщеславные помыслы.

В-третьих, пост — это определенное служение Богу, поскольку через наше воздержание мы воздаем Господу должную почесть. Ведь именно воздержание служит Богу той малой данью, которую мы можем принести Ему за совершенные нами прегрешения.

И, в-четвертых, пост делает нас соучастниками в страданиях, крестной смерти и славе Богочеловека. Святой Амвросий Медиоланский говорит: «Желая быть христианином, поступай так же, как поступал Христос. Он, не имея греха, постился 40 дней, а ты, грешник, не хочешь поститься… пресыщаешься в то время, когда Христос за тебя алкал».

ПОСТ ТЕЛЕСНЫЙ И ДУХОВНЫЙ

Пост телесный непременно требует и поста духовного. В этом союзе и состоит полный, истинный пост, который возводит постящихся к общению с Господом, очищая и освящая тело строгим воздержанием от пищи и пития, а душу — молитвой, душеполезным чтением и другими добродетелями. Один пост телесный без поста духовного ничего не дает для спасения души.

Без молитвы и покаяния, без воздержания от страстей и пороков, искоренения злых дел, прошения всех обид, воздержания от супружеской жизни, исключения увеселительных меро­приятий и просмотра развлекательных телепрограмм, без размышлений о путях своего духовного развития пост становится всего лишь диетой.

Воздержание от пиши нужно для того, чтобы ослабить силу плоти и сделать ее послушной человеку. В пост нужно стараться обуздать свой гнев, приучиться к кротости, снисходи­тельности, обрести сокрушенное сердце, испытать свою совесть.

Но следует помнить, что пост не есть голодание. Голодают и диабетики, и йоги, и заклю­ченные в тюрьме, и просто нищие. Нигде не говорится о посте изолированно, как о неядении мяса и прочего. Хорошо сказано об этом в Триоди Постной: «Постимся, братия, телесно, постимся и духовно».

«Ешьте мясо, но не ешьте человека», или немного о Великом Посте

Следовательно, пост только тогда имеет религиозный смысл, когда он соединен с: духовным деланием и имеет богоугодные цели.

РАССУДИТЕЛЬНОСТЬ В ПОСТЕ

В чем должен состоять телесный пост конкретно для каждого? Здесь нельзя дать однозначного ответа. Главное, поститься нужно благоразумно, рассудительно, исходя из наших телесных сил и помня мудрое изречение преподобного Амвросия Оптинского, что мы «не телоубийцы, а страстоубийцы».

Каждый должен определить себе меру поста, советуясь со своим духовным наставником, учитывая свою телесную крепость и состояние здоровья. Так, например, пожилым, больным людям, детям, а также беременным женщинам разрешается ослабить пост. Также бывают случаи, когда при тяжелом физическом труде или при большом недостатке продуктов, или находясь в путешествии христианин не может соблюдать обычные нормы поста в питании. Зато он может усилить молитву и свое сокрушение о грехах, отказаться от всяких развлечений, от сладостей и лакомых блюд, или будет поститься хотя бы в среду и в пятницу. Словом, пусть в той или иной мере все же приобщится к посту.

Следует отметить, что о конкретных мерах послабления следует посоветоваться со священником и испросить на это его благословение. И если по немощи приходится ослаблять установленную Церковью норму поста, нужно постоянно в молитве просить за это прошения у Господа: «Господи, прости меня, что я по немощи своей нарушил (или нарушила) святой пост».

С другой стороны, надо помнить, что неприлично кающемуся и скорбящему о своих грехах есть постом много и вкусно, хотя бы и постные блюда. Можно сказать, что поста не будет, если постящийся будет вставать из-за обильного стола с чувством переполненного желудка. Общее правило умеренности в воздержании состоит в том, чтобы каждый сообразно с силами, состоянием тела и возрастом вкушал столько пиши, сколько нужно для поддержания здоровья тела, а не сколько требует желание насытиться.

Поэтому для поста, как и для всякой добродетели, нужна рассудительность. Крайности, как говорят святые отцы, с той и другой стороны равно вредны — будь то излишество поста или пресыщение чрева. Причем неумеренное воздержание часто вреднее пресыщения, так как может внушить человеку чувство гордости и полностью извратить смысл поста. Вместе с тем пост — это не обряд, а тайна души человеческой, которую Господь велит скрывать от других. Поэтому нужно бояться всякого выявления своего отличия от окружающих и уметь благоразумно скрывать от них свой подвиг и свои лишения.

В пост исключается не только мясо, но всякая пища животного происхождения. Период поста - время сугубых духовных трудов. Поэтому нужно, чтобы душа управляла телом, а не наоборот. Этому содействует ограничение количества ежедневной пищи и исключение из употребления животных продуктов, которые, несомненно, утучняют тело и лишают его легкости. Даже самые калорийные растительные продукты (плоды шоколадного дерева, подсолнечное масло, грецкие орехи и др.) не вызывают ощущение тяжести. Святые угодники Божии, стяжавшие высокие духовные дарования, придавали большое значение посту: «Поститься христианину необходимо для того, чтобы прояснить ум и возбудить и развить чувство, и подвигнуть к благой деятельности волю. Эти три способности человека мы затмеваем и подавляем более всего объядением, пьянством и заботами житейскими (Лк.21:34), а через то отпадаем от источника жизни - Бога и ниспадаем в тление и суету, извращая и оскверняя в себе образ Божий. Объядение и сластолюбие пригвождает нас к земле и обсекает, так сказать, у души крылья. А посмотрите, какой высокий полет был у всех постников и воздержников!» (Св. прав. Иоанн Кронштадтский. Моя жизнь во Христе, М., 2002, с. 504).
Поскольку человек состоит из души и тела, то он должен совершать пост не только телесный, но и для души: иметь высокую молитвенную настроенность, глубокое чувство покаяния, избегать развлечений и суетных занятий, рассеивающих ум и чувства.
Пост не самоцель, а средство. Целью же христианской жизни является чистота сердца и плоды духовные (любовь, мир душевный, радость, милосердие). Если человек умеренно постился, но в течении всего поста никого не укорил и ни разу ни на кого не раздражался, он больше достиг, чем тот, кто провел его в сухоядении.
???Каково отношение Церкви к надгробным памятникам?
На месте погребения христианина должен стоять крест (деревянный, каменный, металлический). Если на могиле Вашего отца уже стоит крест, то памятник устанавливать не нужно. Можно лишь позаботиться о благолепии креста.
???Почему пентаграмма (пятиконечная звезда) считается сатанинским символом?
Потому что некоторые оккультные общества как в древнее, так и в наше время избирали пентаграмму магическим знаком. Вмместе с тем надо помнить, что форма этого символа взята из природы и вне определенных лжеучений и действий не является значимой.
???Что означает слово диаконисса?
Диаконисами (греч. diakonissa - служительница) в первые века христианства называли женщин, посвятивших себя служению Церкви. Они готовили женщин к крещению и присутствовали при этом таинстве, посещали больных и бедных. Несли и другие послушания епископа.
???Как правильно дать родительское благословение детям на брак?
С библейских времен родительское благословение считается условием прочного и счастливого брака. Во время таинства венчания священник молится: «Помяни Боже и воспитавшыя их родители: зане молитвы родителей утверждают основания домов». Бог дал родителям особую власть над детьми. Они должны пользоваться ее, руководствуясь любовью и мудростью.
По традиции жених с родителями приходят в дом родителей невесты и просит у них руки дочери. При согласии на брак, они вместе с родителями жениха благословляют молодых на семейный союз: жениха иконой Христа Спасителя, девушку - иконой Пресвятой Богородицы. Молодые осеняют себя крестным знаменем и целуют святые образа. Вручая иконы, родители выражают высокую мысль, что теперь, когда время воспитания детей для них окончилось, они с верой и надеждой вверяют их всесильному заступничеству Господа и Матери Божией. Иконы эти ставят в красном углу. Нередко ими благословлялось несколько поколений. Они становяться семейно-родовой святыней.
Если кого-нибудь из родителей нет уже, то благословляет оставшийся в живых.
В старые времена крестные родители также участвовали в благословении. К сожалению, в наше время восприемники редко участвуют в духовном воспитании своих крестников. Не участвуют они и в устроении их брака.

Чудно — по-доброму, в смысле странно. Посмотрел в Сети. Оказывается, не только меня интересует, почему в постные дни нельзя есть мясное и вообще животное. Зато иногда можно рыбу и вроде бы морепродукты. Ответов много и все разные. Попробуем… не скажу разобраться, скорее сориентироваться в точках зрения. Кстати, точки зрения взяты в основном с православных ресурсов — в частности, «Правмир». И отвечают вроде бы священники.

Ладно, к делу!

Один из первых встреченных ответов касался вопроса о шоколадке: можно ли себе позволять, если срываешься?

Я прошу прощения за то, что стану временами обобщать или делать выводы. Пусть это все субъективно, судите об этом сами. На то и головы, уж извините! И за критику-скепсис простите. Тут вопрос не вполне в богословии, в которое я стараюсь не лезть. Дело в логике ответов и отвечающих. Просто иногда люди высказываются категорично. И выходит, с их же слов, что вот именно так обстоит дело и не иначе.

Вот какой вывод как бы напрашивается из ответа священника: что шоколад, если он без молока (вопрос задавался о таком), это постный продукт, из какао-бобов.

В то же время, там же, читаем:

«Пост — особое время познания собственной немощи и преодоления собственного „я“. Почему Церковь выделяет особые постные периоды? Для того, чтобы человек мог закрепить достигнутое в это особое время в повседневных реалиях: обстановка поста мобилизует нас, мы что-то осознаём, встаём на путь борьбы с теми или иными склонностями — эти осознание и борьбу мы вносим из поста в повседневную жизнь».

В другом источнике сказано, что цель — борьба со страстями и нужно удаляться от того, что нас возбуждает и развлекает.

А далее открываем на одном из православных сайтов раздел кулинарии и читаем, что пост может быть и разнообразным, и полезным. А потом, здесь же, видим кучу вкусных блюд. Повкуснее и послаще. К примеру, на два стакана муки — стакан сахара.

И мед, по словам священника, можно. И шоколадку, если без молока. И помню, я как-то покупал лукум. Так продавец сказала, что это продукт постный и постящиеся покупают в пост.

Кстати, на том же Правмире читаем такое пояснение священника: «Благочестивые упражнения поста даются нам легко в силу естественных склонностей — есть, к примеру, люди, которые не любят мясо или развлечения. Но у каждого из нас есть нечто, что может стать предметом особого попечения в дни поста — несовершенство не снаружи, оно внутри нас и пост помогает увидеть его».

И это мне (простите еще раз за личное суждение) кажется логичным, если «цель поста — борьба со страстями». Только почему так много верующих об этом не знают? То есть неужели священники этого не доносят?

На сайте Православие.ру читаю пояснение священника. Даже настоящего монаха и целого кандидата богословия, а в прошлом светского ученого (и тоже кандидата).

«Нужно, чтобы душа управляла телом… Этому содействует ограничение количества ежедневной пищи и исключение из употребления животных продуктов, которые, несомненно, утучняют тело и лишают его легкости. Даже самые калорийные растительные продукты (плоды шоколадного дерева, подсолнечное масло, грецкие орехи и др.) не вызывают ощущение тяжести».

Вот только чуть ниже он же цитирует перечень того, что затмевает ум, чувства и волю «к благой деятельности»: «объядением, пьянством и заботами житейскими».

Вот интересно! Не знаю, чему учат в Духовной академии. Но неужели выпускник факультета философии, кандидат наук (а вместе с богословским дипломом — дважды!) не способен хотя бы заглянуть в литературу по здоровому питанию? Ну хотя бы в блоги спортсменов и прочих людей, всерьез ограничивающих свое питание? Всерьез, без дури! Там и медицинские выкладки приводят, выжимками и конкретикой. Ознакомиться нетрудно. Да и элементарная логика… Не верю, что она отсутствует.

Что сказать о собственно «постной диете». Ощущение тяжести вызывает не качество, а количество пищи. Мясным, творогом, яйцами, да и рыбой наедаешься куда быстрее и меньшей порцией, чем кашей или картошкой. А уж о чревоугодии и потакании слабости к «вкусненькому» у большинства постящихся и говорить смешно. То-то такой спрос на всякие вкусовые имитации — постные колбасу, сладости и прочее!

И интерес к постной кухне, той самой разнообразной и вкусной. То есть, может быть, ее изначальной целью и было разнообразие ради пользы, но теперь она разнообразна ради вкуса… По крайней мере такое создается впечатление. Кстати там, где о пище говорят с точки зрения полезности, принято указывать ее состав, то есть пищевую ценность и калорийность — на 100 г, порцию и все блюдо. Как-то так смотрят на еду люди, которым действительно важно ее, еды, качество. Даже притом, что удовольствие от еды им не запрещено. И само по себе сладкое и вкусное можно, когда некалорийное. И стараясь разнообразить стол, сделать вкуснее, они прежде всего смотрят таки на пищевую ценность и состав.

Простите, но если тот, кто привык к нормальной мясной пище, сядет на постную диету, он обычно голоден. Банально не наедается. Что остается? Ну правда ведь, немногие будут терпеть и воздерживаться. Все же скорее просто наедятся тем, что можно. Кашей. Картошкой. Хорошо, если вареной или печеной, а если жареной? И масла побольше! Хоть и растительного, пусть даже оливкового. Хотя жарить скорее станут на подсолнечном. Побольше, чтобы повкуснее. Не так?

Очень часто так. И с другими продуктами так же. Для «повкуснее». Где-то самое самоограничение-то? По-моему, чревоугодие то самое.

И еще. Скажу по опыту: как из-за ограничений начинаешь чувствовать, что голодаешь — все мысли о еде. Трудно не объесться тем, что можно. При этом полезного и требуемого организм все равно недополучает. А если и получает, это сопровождается явным переизбытком всего остального. Ну не худеют на постном! Точнее, можно — но если всерьез ограничивать и количество.

Многие готовы? И на нервах сказывается. Напрямую и сильно. Какой, простите, пост, если на людей кидаешься? А с голодухи начинаешь ведь. Проверено, и не только мной. Это пост? Это забота о духовном?

Простите, если был резок и придирчив. Это то, что на поверхности. А версий, откуда пошел пост и почему он именно таков — немало. Нет, не зачем мы постимся, в память чего и пр., а почему именно такие пищевые запреты? Где и как это было первоначально?

Мне лично показалась наиболее убедительной одна из версий. По крайней мере, она вроде бы обращается к истокам, к самому началу.

В самом начале книги Бытие:

«И сказал Бог: вот, Я дал вам всякую траву, сеющую семя, какая есть на всей земле, и всякое дерево, у которого плод древесный, сеющий семя; - вам сие будет в пищу;

а всем зверям земным, и всем птицам небесным, и всякому [гаду,] пресмыкающемуся по земле, в котором душа живая, дал Я всю зелень травную".

Собственно, вот, вроде бы, и исток, и источник информации.

Все! Думаю, если это — корень и причина, то стоит ли дальше докапываться и доискиваться до какой-то иной сути? Искать иные смыслы? Вот так есть, так было установлено с самого начала.

Если я не прав — прошу поправить. Но аргументированно.

Я искал именно источник. Возможно, это он и есть. По-моему, этого достаточно.

– Почему в Православии столько ограничений в удовольствиях, в еде, половых отношениях? Вроде не причиняется вред другим, не нарушается заповедь о любви к ближнему. Почему нужно обязательно “убивать своё тело”, свои желания? Зачем такая несвобода?

– Наше тело убивается не ограничениями в еде и других удовольствиях, а излишеством в них. А, кроме того, даже если мы не причиняем вред другим и не нарушаем заповедь о любви к ближнему, нужно еще любить Бога. Отсюда и происходят некоторые ограничения в удовольствиях, поскольку любовь, когда она есть, проявляется в действии, в наших поступках.

Например, легко сказать: «Я не люблю себя», но при этом наши дела свидетельствуют, что мы любим себя именно так, как нужно было бы любить Бога. И можно с той же легкостью сказать: «Я люблю Бога», но только нет ничего легче слов, – любовь познается из дел. И если мы хотим любить Бога, то ограничим себя в том, что нас удаляет от Него. Нет такой цели – ни в мирской жизни, ни в жизни духовной, – ради которой мы не жертвовали бы чем-то другим. Те же, кто не хотят ничем жертвовать, ни с чем и остаются. Не приобретают ничего стоящего, и при этом теряют то, что имели.

Священник Михаил Немнонов
отвечает священник Алексий Чумаков (Лос-Анджелес)
– Чем отличается от обычного времени? Я и так стараюсь вести строгую духовную жизнь… как и что менять во время поста? Ксения

– Здравствуйте, Ксения!

Дай Бог Вам создать крепкую и счастливую семью!

С уважением, священник Александр Ильяшенко

КАК ПОСТИТЬСЯ БЕРЕМЕННЫМ И ДЕТЯМ?

Протоиерей Александр Ильяшенко, настоятель храма Всемилостивого Спаса в Москве, отец 12 детей, председатель редакционного совета портала «Православие и мир

– Отец Александр, один из вопросов, который нам задали читатели таков: часто говорят, что пост матери может благотворно воздействовать на духовную жизнь ребенка. Разве же ребенок станет лучше от несъеденного куска мяса?

Речь идет о том, что пост – это жертва Богу. Если мамочка постится, желая свой посильный пост совершить как жертву Богу, то Ему это угодно и малыш ощутит благодать Божию, как и при посещении храма, как при молитве родителей.

«Мать дала обет Богу: если я останусь живым, то она со мною отправится на благодарственное богомолье к св. Митрофану Воронежскому. И, слава Богу, выздоровел… …Кстати, она “понедельничала” за детей (соблюдала пост в понедельник), но от нас всегда это скрывала. Собственно, она воспитала и обучила всех шестерых детей (троих в высших учебных заведениях, а троих - в средних). Спаси ее Господи!» Митрополит Вениамин Федченков. Промысел Божий в моей жизни

– А в прежние времена строго постились?

Конечно, но тогда была другая экология и другая пища. В одном произведении царской эпохи, маловерный племянник говорил тетушке: «Какая разница – вкушаю ли я постом ветчину или осетровый балык?». Или известен еще случай, когда иностранцу советовали приезжать в Россию Великим постом когда стол самый изысканный. Ведь постная пища может быть и вкусной и питательной и полезной.

Но мы очень сильно отличаемся от наших предков и здоровьем физическим, и духовным здоровьем, у нас другая экология, темп жизни, перегрузки. Мы другие. Поэтому нельзя буквально перенимать те традиции, которые были естественными даже не так давно, даже еще в начале двадцатого века. Произошла миграция из деревни в города, крестьянство у нас уничтожено, в нашем современном языке нет слова, которым можно назвать земледельца. Жизнь изменилась кардинально. Поэтому сейчас так остро встает вопрос о формах физического поста: раньше у людей был больший запас прочности. Люди по-другому питались: молоко было не из пакета, а из-под коровы, хлеб из печи, вода ключевая, воздух чистый. Крестьянин активно владел 10 000 операциями. Представьте себе – нам предложат запрячь лошадь. Починить плуг, избу сложить. Как потрясающе владели топором!

– А если пост воспринимается даже верующим человеком не как жертва Богу, а просто как ограничение, установленное Церковью – пришло 28 ноября и все, теперь месяц ни мяса, ни молока.

– Конечно, даже если человек относится к посту без должной глубины, но постится из послушания Матери-Церкви, то он оказывает послушание, а послушание – уже само добродетель. И если ты постишься неосознанно, то Господь восполняет и дарует глубокое понимание поста.

– Батюшка, а правильно ли беременным женщинам ограничивать себя в любимой еде, и вкушать менее вкусную, пусть и скоромную пищу? В частности, читатели вспоминают 8 правило св. Тимофея Александрийского: «жене, родившей в четыредесятницу Пасхи, повелевает не соблюдать узаконеного поста, но подкреплять себя насколько можно и употреблением вина, и умеренной пищей, ибо пост придуман для обуздания тела, а когда оно слабо, то не нуждается в обуздании, а в помощи, чтобы оздороветь и собрать прежнюю силу».

В этом правиле все сказано в соответствии с высокой греческой ученостью: подкреплять себя в пище, ограниченно . Если пищу надо вкушать как лекарство – вкушай, или может быть постом и лечиться не нужно? Более того, это правило не отменяет пост, здесь указана и причина по который мы постимся: мы постимся, чтобы уметь ограничивать свои желания. Но болезнь сама по себе – это ограничение.

Конечно, при токсикозе – болезненном состоянии, при плохом самочувствии нужно есть то, что требует организм. Но я хотел бы опереться на достаточно далекий от беременности авторитет: Александра Васильевича Суворова: «плох тот солдат, который не хочет быть генералом. Каждый солдат должен понимать свой маневр».

Для чего ты постишься? Если ты мамочка, твоя задача – родить здорового ребеночка: нужно и питаться правильно, и твое состояние должно быть умиротворенным радостным и оно должно передаваться твоему ребенку. Если плохо себя чувствуешь, то ешь то, что требует организм. А мы начинаем мельчить – а то можно, а это? Так вот либо ты ставишь перед собой задачу родить ребеночка и не одного, или ты превращаешь пост в фарисейское буквоедство. Если твое сердце мирное, радостное, то подвиг правильный, а если же ты относишься к Богу, как к счетоводу, который считает за тобой, что ты съел, то ты ошибаешься. Но при этом человеку очень просто расслабиться и дать себе ненужные послабления. Для этого нужен и самоконтроль, и церковная жизнь, и опора на советы духовника и людей в этой сфере уже имеющих опыт.

– То есть постящемуся нужно пройти между Сциллой и Харибдой того, чтобы и силы не растерять и жертву Богу принести?

– Пост – это не направление в больницу! Надо поститься настолько строго, насколько это реально по силам.

Часто верующие начинают поститься чрезмерно: ревность не по разуму, на мой взгляд, связана с утратой традиций. Ведь вопросы поста, на самом деле, должен решать не столько священник, сколько традиции семьи. В большой патриархальной семье, где постились бабушки, дедушки, дяди, тети, ребенок с детства видел перед собой все виды поста, как постились взрослые, как постились беременные жены старших братьев, постились ли больные.

Ограничить себя, особенно беременным женщинам, надо разумно. Например, ограничить от негативных внешних впечатлений, главным источником которых является телевизор, от привычки осуждать, перемывать друг другу косточки. Апостол Павел говорит «Всегда радуйтесь. Непрестанно молитесь. За все благодарите» (1 Сол. 5, 16-18).. Если твое состояние такое, твой пост Богу угоден. Если ты неспособен такую радость хранить, то главную задачу поста ты не выполняешь. Но даже если ты как-то себя ограничиваешь, то Господь это вознаградит, Он и намерение целует.

Поститься не во славу свою, а во славу Божию

Протоиерей Игорь Пчелинцев , священнослужитель Нижегородской епархии.

Мне кажется, что пост зависит от духовных и физических сил самой женщины. Для женщины воцерковленной, вынашивающей, может, и не первого ребенка, живущей в православной семье при нормальном течении беременности, наверное, можно поститься по уставу (но с рассудительностью, которая предполагается у нормально воцерковленного человека).

У людей малоцерковных, не имеющих достаточного опыта христианской жизни, наверное, должна быть другая мера поста. Для начала надо бы подумать об основах – о вере во Христа и о знании Евангелия. А то многие хотят поститься (или не поститься) во славу свою, а не во славу Божию, как говорит Апостол Павел – «ем, во славу Божию ем, не ем – во славу Божию не ем». Не потакать своим желаниям в целом, но и не зашивать себе рот – чувствовать себя и ребеночка.

Не нужно просить благословение как санкцию на пост или на его разрешение. Перед постом попросить благословения у духовника или приходского священника. Просто благословение. Не нужно у духовника утверждать список чего есть, а чего не есть (и в каком количестве) – это просто недостойно нашей церковной жизни.

Из задаваемых вопросов мы видим, что часто проблема поста – это, прежде всего, проблема питания, но (как известно) пост это не только воздержание в еде. Постится ум, постится сердце человека, постится язык. Святоотеческое учение призывает в пост совершать дела милосердия и добра, поучаться от Священного Писания, каяться в грехах, молиться усерднее, чем обычно, посещать богослужения (по возможности), причащаться Св. Таин. И наоборот – удаляться от лишних развлечений, суетности ума, праздных разговоров и прочего зла. Все это важнее гастрономии и гораздо важнее в целом для мамы и ее будущего ребеночка.

Всегда радуйтесь!

Матушка Инна Викторовна Асмус , мать 9 детей, супруга протоиерея Валентина Асмуса

Как говорил преп.Серафим Саровский, ешьте, что хотите, только друг друга не ешьте. Вот это и есть наша главная проблема. Я думаю, что беременным следует питаться по науке и нет ничего зазорного в том, если беременную женщину тянет на какой-то продукт и она его ест. Пост – это сугубо личное дело каждого человека. Не нужно только забывать о словах святого апостола Павла: “Всегда радуйтесь, за все благодарите Бога”, не нужно пытаться превратить христианство в нечто скорбное.

Мера поста – индивидуальна

Ольга Дмитриевна Гетманова , воспитала 9 детей. В 2006 г. награждена Святейшим Патриархом Алексием «Патриаршим знаком материнства». Супруга Романа Николаевича Гетманова – известного акушера-гинеколога.

Пост при беременности – несомненно, индивидуален: хочешь – ешь мясо, не хочешь – не ешь. Если ты не будешь есть мясо полтора месяца – ни с тобой, ни с ребенком ничего не случится. Ты же не весь год будешь поститься. Я сама люблю картошку – мне и с ней хорошо в пост. Если не можешь без шашлыков – ну и ешь их. И молочное если нужно – ешь. Только объедаться не надо.

Я не спрашиваю у духовника, как конкретно мне поститься во время беременности, но знаю, что он разрешает своим прихожанкам во время беременности в пост молочное.

На самом деле, расход белка больше не во время беременности, а во время кормления – вот тогда без молочного туго. Попостишься недельку и чувствуешь, что молока стало ощутимо меньше.

Еще один известный факт: во время блокады Ленинграда у совершенно истощенных женщин рождались полновесные дети. Это значит, что все, что им нужно, они сами берут из организма матери. Это у матери могут потом зубы ломаться и волосы выпадать… (Улыбается)“

Воздерживаться от того, к чему имеешь пристрастие

Матушка Елена Карпенко , мать троих детей, супруга священника Димитрия Карпенко.

Для женщины – беременность и есть ее подвиг, та малая жертва Богу, которую она может принести. Поститься нужно по своим силам, потому как, к сожалению, современные женщины не так крепки физически, да и духовно, думаю, тоже. Если между беременностями был маленький перерыв, поститься очень тяжело, знаю по своему опыту.

Кушать нужно все, что хочется и ограничить себя лишь в том, в чем нет особой необходимости. Каждая женщина должна сама для себя определить свой рацион, найти «золотую середину». Для меня, допустим, таким ограничением стало воздержание от сладкого – признаться, это моя слабость. Знаю случаи, когда женщины постились на протяжении всей беременности, строго соблюдали пост и рожали при этом крепышей. То есть, если чувствуешь в себе силы и здоровье позволяет, то можно поститься.

Пост, это сугубо личное дело каждого… Самое главное не обозлиться на окружающих. Воздерживаться во время беременности нужно не от мяса и йогурта, а от того, к чему имеешь пристрастия. Можно ограничить себя от просмотра телевизора, пустословия. В конце концов, постараться не осуждать, а ведь это гораздо труднее, чем не съесть кусок мяса.

Вопросы о питании во время беременности уместней задавать врачу, у которого наблюдаешься. К духовнику все же стоит ходить на исповедь не с вопросами о еде, а с духовными проблемами и переживаниями.