Христианские Проповеди Онлайн. Андрей Сигутин. Спасительное покаяние

"…Христос умер за грехи наши…"
(1 Кор. 15)

Так говорит Христос:

"…на небесах более радости будет об одном грешнике кающемся, нежели о девяноста девяти праведниках, не имеющих нужды в покаянии" (Лк. 15)

Почему для Бога так важно, чтобы человек имел покаянное чувство? Да потому, что "…если не покаетесь, все так же погибнете" (Лк. 13). Ведь "…возмездие за грех смерть" (Рим. 6). А "…сердца сокрушенного и смиренного Ты не презришь, Боже" (Пс. 50). Ибо говорит Господь: "Не хочу смерти грешника, но чтобы грешник обратился от пути своего и жив был" (Иез. 33).

Христос сказал:

"…приходящего ко Мне не изгоню вон" (Ин. 6)

Какое основание для веры! Слава Богу, никогда такого не будет, чтобы раскаявшийся грешник пришел к Спасителю и был изгнан!

"Итак, покайтесь и обратитесь, чтобы загладились грехи ваши, да придут времена отрады от лица Господа" (Деян. 3:19-20). Как видим, после покаяния приходят "…времена отрады от лица Господа". Воистину, "не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его" (1 Кор. 2:9).

Слово Божие гласит: "…Если будут грехи ваши, как багряное, - как снег убелю; если будут красны, как пурпур, - как волну убелю…" (Ис. 1:18). Господь возвещает: "Я Сам изглажу преступления твои ради Себя Самого, и грехов твоих не помяну" (Ис. 43). Во Христе "…мы имеем искупление Кровью Его и прощение грехов" (Кол. 1:14). Благодаря Искупительной Жертве Христа - "Вот завет… говорит Господь: вложу законы Мои в сердца их и в мыслях их напишу их, и грехов их и беззаконий их не воспомяну более" (Евр. 10). "И окроплю вас чистою водою, - и вы очиститесь от всех скверн ваших… И дам вам сердце новое и дух новый дам вам; и возьму из плоти вашей сердце каменное, и дам вам сердце плотяное. Вложу внутрь вас дух Мой и сделаю то, что вы будете ходить в заповедях Моих и уставы Мои будете соблюдать и выполнять" (Иез. 36)

Но, чтобы Господь простил нам грехи, необходимо исповедовать их. "Если исповедуем грехи наши, то Он, будучи верен и праведен, простит нам грехи наши и очистит нас от всякой неправды" (1 Ин. 1). "Признавайтесь друг пред другом и молитесь друг за друга, чтобы исцелиться" (Иак. 5).

Не правда ли, "если бы мы судили сами себя, то не были бы судимы" (1 Кор. 11)?

Ведь "скрывающий свои преступления не будет иметь успеха" (Притчи 28:13). Поэтому сотворим "…достойный плод покаяния" (Мф. 3), "…делая дела, достойные покаяния" (Деян. 26).

"…Бог ныне повелевает людям всем повсюду покаяться" (Деян. 17).

И "…благость Божия ведет тебя к покаянию. Но по упорству твоему и нераскаянному сердцу, ты сам себе собираешь гнев на день гнева и откровения праведного суда от Бога, Который воздает каждому по делам его" (Рим. 2). "Не медлит Господь… но долготерпит нас, не желая, чтобы кто погиб, но чтобы все пришли к покаянию" (2 Петра 3)

"…радуюсь… что вы опечалились к покаянию; ибо опечалились ради Бога… печаль ради Бога производит неизменное покаяние ко спасению…" (2 Кор. 7).

Кротость верующего способствует
покаянию ближнего

"Рабу же Господа не должно ссориться, но быть приветливым ко всем, учительным, незлобивым, с кротостью наставлять противников, не даст ли им Бог покаяния к познанию истины, чтобы они освободились от сети диавола, который уловил их в свою волю" (2 Тим. 2: 24-26).

"Кротость ваша да будет известна всем человекам" (Флп. 4:5).

Покаяние отводит Божий суд

Христос не раз в Евангелии говорит: "Пойдите, научитесь, что значит: "милости хочу, а не жертвы"? Ибо Я пришел призвать не праведников, но грешников к покаянию". (Мф. 9). "Если бы вы знали, что значит: "милости хочу, а не жертвы"" (Мф. 12). Воистину, "…милость превозносится над судом" (Иак. 2:13).

Обратимся к Священному Писанию (Иона 3-4):

Пророк Иона проповедует в Ниневии. Ниневия кается и получает избавление.

"И было слово Господне к Ионе, вторично:

2 "Встань, иди в Ниневию - город великий и проповедуй в ней, что Я повелел тебе".

3 И встал Иона и пошел в Ниневию, по слову Господню;

Ниневия же была город великий у Бога, на три дня ходьбы.

4 И начал Иона ходить по городу, сколько можно пройти в один день, и проповедывал, говоря: "еще сорок дней, - и Ниневия будет разрушена!"

5 И поверили Ниневитяне Богу: и объявили пост и оделись во вретища, от большого из них до малого.

6 Это слово дошло до царя Ниневии, - и он встал с престола своего и снял с себя царское облачение свое, и оделся во вретище и сел на пепле,

7 И повелел провозгласить и сказать в Ниневии от имени царя и вельмож его, "чтобы ни люди, ни скот, ни волы, ни овцы ничего не ели, не ходили на пастбище, и воды не пили,

8 И чтобы покрыты были вретищем люди и скот и крепко вопияли к Богу, и чтобы каждый обратился от злого пути своего и от насилия рук своих.

9 Кто знает, может быть, еще Бог умилосердится и отвратит от нас пылающий гнев Свой, и мы не погибнем".

10 И увидел Бог дела их, что они обратились от злого пути своего, и пожалел Бог о бедствии, о котором сказал, что наведет на них, и НЕ НАВЕЛ.

Из книги Андрея Сигутина "Спасительное покаяние"

Или какая женщина, имея десять драхм, если потеряет одну драхму, не зажжет свечи и не станет мести комнату и искать тщательно, пока не найдет, а найдя, созовет подруг и соседок и скажет: порадуйтесь со мною: я нашла потерянную драхму.

Так, говорю вам, бывает радость у Ангелов Божиих и об одном грешнике кающемся.

Еще сказал: у некоторого человека было два сына; и сказал младший из них отцу: отче! дай мне следующую [мне] часть имения. И [отец] разделил им имение. По прошествии немногих дней младший сын, собрав все, пошел в дальнюю сторону и там расточил имение свое, живя распутно. Когда же он прожил все, настал великий голод в той стране, и он начал нуждаться; и пошел, пристал к одному из жителей страны той, а тот послал его на поля свои пасти свиней; и он рад был наполнить чрево свое рожками, которые ели свиньи, но никто не давал ему. Придя же в себя, сказал: сколько наемников у отца моего избыточествуют хлебом, а я умираю от голода; встану, пойду к отцу моему и скажу ему: отче! я согрешил против неба и пред тобою и уже недостоин называться сыном твоим; прими меня в число наемников твоих. Встал и пошел к отцу своему. И когда он был еще далеко, увидел его отец его и сжалился; и, побежав, пал ему на шею и целовал его. Сын же сказал ему: отче! я согрешил против неба и пред тобою и уже недостоин называться сыном твоим. А отец сказал рабам своим: принесите лучшую одежду и оденьте его, и дайте перстень на руку его и обувь на ноги; и приведите откормленного теленка, и заколите; станем есть и веселиться! ибо этот сын мой был мертв и ожил, пропадал и нашелся. И начали веселиться. Старший же сын его был на поле; и возвращаясь, когда приблизился к дому, услышал пение и ликование; и, призвав одного из слуг, спросил: что это такое? Он сказал ему: брат твой пришел, и отец твой заколол откормленного теленка, потому что принял его здоровым. Он осердился и не хотел войти. Отец же его, выйдя, звал его. Но он сказал в ответ отцу: вот, я столько лет служу тебе и никогда не преступал приказания твоего, но ты никогда не дал мне и козленка, чтобы мне повеселиться с друзьями моими; а когда этот сын твой, расточивший имение свое с блудницами, пришел, ты заколол для него откормленного теленка. Он же сказал ему: сын мой! ты всегда со мною, и все мое твое, а о том надобно было радоваться и веселиться, что брат твой сей был мертв и ожил, пропадал и нашелся.



Когда человек удаляется от Господа, отступает от Него и живет по своему произволу, ему трудно возвратиться вновь к вере по причине чувства вины, преследующей его. Кажется, что Бог больше не пожелает иметь ничего общего с отступниками, но это не так. Порой люди на самом деле не понимают блага жизни с Господом, особенно это касается детей, выросших в семьях верующих, и их тянет искать счастья в этом мире. Зачастую такие люди знают много религии, но имеют смутное познание Бога, поэтому Господь дает им окунуться в омут греха и пожать его горькие плоды, чтобы впоследствии их обращение было искренним и от всего сердца.

Иисус ценит нас настолько сильно, что готов был заплатить за наш выкуп Своей кровью. Но Его огорчает наше равнодушное отношение к подвигу страданий Господа, когда мы слишком быстро привыкаем к хорошему и становимся неблагодарными, как этот блудный сын, желающий сам распоряжаться своим наследством, не имея на это достаточной мудрости. Мы привязываемся к благословениям, чудесам, служению, но забываем о главном – источнике всего этого – Господе, и постепенно отдаляемся от Него. Да, порой даже на пике религиозных дел и благословений мы можем потерять из виду Бога, заменив вечное временным. Однако вскоре мы оказываемся у "корыта с рожками для свиней", чтобы на личном опыте познать, в чем настоящая причина нашего счастья и жизни. Часто это познание приходит во время испытания, где множество дверей закрываются, сила исчерпывается, и благословения исчезают, тогда становится видно, насколько мы на самом деле близки к Господу и любим Его.

Что же делать тем, кто увидел свое отступничество, может ли он быть уверен, что Бог его примет? Для этих людей Господь и говорил притчи о блудном сыне, потерянной драхме и заблудившейся овце. Когда мы отдаляемся от Него, Господь начинает искать нас и стучаться в наши сердца. И первым плодом этого стука является осознание вины пред Богом. Если вы судите самих себя, то Господь станет вашим адвокатом и с радостью примет вас в Свои объятья.

6. Увещание для отвергающих покаяние:

Рим. 2:4,5

Или пренебрегаешь богатство благости, кротости и долготерпения Божия, не разумея, что благость Божия ведет тебя к покаянию? Но, по упорству твоему и нераскаянному сердцу, ты сам себе собираешь гнев на день гнева и откровения праведного суда от Бога

Матф. 11:20-22

Тогда начал Он укорять города, в которых наиболее явлено было сил Его, за то, что они не покаялись: горе тебе, Хоразин! горе тебе, Вифсаида! ибо если бы в Тире и Сидоне явлены были силы, явленные в вас, то давно бы они во вретище и пепле покаялись, но говорю вам: Тиру и Сидону отраднее будет в день суда, нежели вам.

Лук. 13:1-5

В это время пришли некоторые и рассказали Ему о Галилеянах, которых кровь Пилат смешал с жертвами их. Иисус сказал им на это: думаете ли вы, что эти Галилеяне были грешнее всех Галилеян, что так пострадали?

Или думаете ли, что те восемнадцать человек, на которых упала башня Силоамская и побила их, виновнее были всех, живущих в Иерусалиме?

Нет, говорю вам, но, если не покаетесь, все так же погибнете.

Мы все виновны пред Господом. Нам всегда есть в чем каяться. Никто никогда не сможет сам оправдаться пред Богом. И если на сегодняшний день у вас все хорошо, это не значит, что вы в правильном положении пред Богом: благополучие не является барометром нашей праведности! Слово Божье – вот неизменное мерило, по которому мы можем исследовать, живем ли мы с Богом или только обманываем самих себя. Итак, суды Божьи готовы прийти на всякого, кто упорствует в своих грехах, пытаясь всячески оправдать себя личными доводами, и не будет исключения, потому что Господь свят и у Него нет лицеприятия.

Кор. 6:9,10

Или не знаете, что неправедные Царства Божия не наследуют? Не обманывайтесь: ни блудники, ни идолослужители, ни прелюбодеи, ни малакии, ни мужеложники, ни воры, ни лихоимцы, ни пьяницы, ни злоречивые, ни хищники - Царства Божия не наследуют.

В Писании говорится: "Не вкушай пищи у человека завистливого и не прельщайся лакомыми яствами его; потому что, каковы мысли в душе его, таков и он ; "ешь и пей", говорит он тебе, а сердце его не с тобою " (Прит. 23:6,7 ). Итак, если мы только играем роль христиан, но не меняем своих мыслей, то остаемся пред Господом грешниками и лишены праведности, которую можно получить только по вере, которая очищает наши сердца. Не думайте, что ритуалы, религия или добрые дела дадут вам билет в рай, только возрождение от Духа Святого способно преобразить вашу внутреннюю сущность и сделать пригодными для Царства Божьего, в ином случае вы просто не сможете выдержать присутствия Господа и Его славы.

Лук. 14:15-24

Услышав это, некто из возлежащих с Ним сказал Ему: блажен, кто вкусит хлеба в Царствии Божием!

Он же сказал ему: один человек сделал большой ужин и звал многих, и когда наступило время ужина, послал раба своего сказать званым: идите, ибо уже все готово. И начали все, как бы сговорившись, извиняться. Первый сказал ему: я купил землю и мне нужно пойти посмотреть ее; прошу тебя, извини меня. Другой сказал: я купил пять пар волов и иду испытать их; прошу тебя, извини меня. Третий сказал: я женился и потому не могу придти.

И, возвратившись, раб тот донес о сем господину своему. Тогда, разгневавшись, хозяин дома сказал рабу своему: пойди скорее по улицам и переулкам города и приведи сюда нищих, увечных, хромых и слепых. И сказал раб: господин! исполнено, как приказал ты, и еще есть место. Господин сказал рабу: пойди по дорогам и изгородям и убеди придти, чтобы наполнился дом мой.

И. М. Сергей

«Он сказал им следующую притчу: кто из вас, имея сто овец и потеряв одну из них, не оставит девяноста девяти в пустыне и не пойдет за пропавшею пока не найдет ее? А нашед возьмет ее на плеча свои с радостью; и пришед домой, созовет друзей и скажет им: порадуйтесь со мною, я нашел одну пропавшую овцу. Сказываю вам, что так на небесах более радости будет об одном грешнике кающемся, нежели о девяноста девяти праведниках, не имеющих нужды в покаянии» - Лк. 15, 3 - 7.

Эта притча звучит, как песня. В пятнадцатой главе Евангелия от Луки мы находим три притчи Иисуса Христа. Это притчи о потерянной овце, потерянной драхме и о блудном сыне.

Эти притчи служат нам иллюстрацией тому, что Бог есть Бог любви. Он прощает грешников по благодати. Это значит, что Он поступает не по заслугам человека. Но это не значит, что Господь не обращает внимания на грех. Он прощает нас потому, что полное искупление наших грехов совершено в смерти Иисуса Христа, Сына Божия. «Ибо Христос, когда еще мы были немощны, в определенное время умер за нечестивых. Ибо едва ли кто умрет за праведника; разве за благодетеля, может быть, кто и решится умереть. Но Бог Свою любовь к нам доказывает тем, что Христос умер за нас, когда мы были еще грешниками», «Ибо как непослушанием одного человека сделались многие грешными, так и послушанием одного сделаются праведными многие». «Потому что и Христос, чтобы привести нас к Богу, однажды пострадал за грехи наши, Праведник за неправедных, быв умерщвлен по плоти, но ожив духом».

О факте Божьей любви к грешникам и о Его готовности прощать им говорится во многих местах Библии. Особенно ярко и наглядно показано это в трех притчах пятнадцатой главы Евангелия от Луки. Весть о Божьей любви и всепрощении многократно сообщает, но эту истину трудно понять грешнику. Человек живет в грехе долгое время, и ему трудно поверить, что Бог может простить его грехи. Но слово Божие говорит, что мы можем быть прощены, если приходим к Богу, уповая всецело на заслугу Христа. Рассмотрим, как библейская весть о спасении говорит о благодати в упомянутых трех притчах. Во всех трех притчах говорится о том, что Бог желает, чтобы мы пришли к Нему с покаянием, и Он простит нас.

В притче о потерянной овце пастырь имел сто овец, которые он выводил на пажити каждый день и возвращался с ними назад. Но однажды, возвратившись, он увидел, что одна овца пропала. Тогда он сейчас же идет искать потерянную овцу. А найдя ее, он берет ее на руки и приносит домой. Затем, созывая своих друзей, говорит им: «Порадуйтесь со мною, я нашел мою пропавшую овцу». И эту притчу Господь оканчивает словами: «Так на небесах более радости будет об одном грешнике кающемся, нежели о девяноста девяти праведниках, не имевших нужды в покаянии». Бог есть добрый Пастырь, который ищет потерянную овцу.

Притча о женщине, которая потеряла драхму, также научает нас. Десять драхм представляли ее целое состояние. Не удивительно, что она оплакивала потерю одной драхмы. Но когда нашла, то созвала своих подруг и соседок и сказала: «Порадуйтесь со мною, я нашла потерянную драхму». Иисус Христос закончил и эту притчу словами: «Так, говорю вам, бывает радость у ангелов Божиих и об одном грешнике кающемся».

Но, может быть, кто-либо скажет: а ищет ли Бог грешников сегодня? Господь действительно ищет грешников и теперь. Но это делает посредством проповеди Евангелия. Через проповедь слова Божия Господь ищет грешников и призывает их ко спасению. Говоря о Евангелии, через которое мы спасаемся, апостол Павел пишет: «Но сокровище сие мы носим в глиняных сосудах». Евангелие, которое он проповедует, есть слово Божие и этим словом Бог призывает нас ко спасению.

Когда мы говорим о способах, которыми проповедуется Евангелие сегодня, то мы видим, как обширно Бог ищет грешников в нашем веке. Евангелие проповедуется в церквах, собраниях и через средства массовой информации.

Мы должны заметить, что из ста овец одна была пропавшая, из десяти драхм - одна была потеряна. В каждом случае хозяином было обращено все внимание на потерю. Это говорит о чудной истине – о любви Божией. Господь любит и заботится о каждой душе. Он любит и вас. Это противоположно пониманию настоящего мира - один человек считается ничем. Человек чувствует себя потерянным. Может быть, и вы пришли к такому заключению, что никто не беспокоится о вас. Мы хотим вам сказать, что небо заботится о вас. Вы можете положиться на слово Божие, что Бог заботится о вас. Мы находим это в словах, которые часто повторяются в пятнадцатой главе Евангелия от Луки: «Бывает радость у ангелов Божиих». Это значит, что есть радость у ангелов по нашему покаянию. Покаяние одного грешника наполняет небеса радостью. Может быть, вам кажется, что вы не имеете никакого значения, но не забудьте, что «на небесах более радости будет об одном грешнике кающемся, нежели о девяносто девяти праведных, не имеющих нужды в покаянии».

Притча о блудном сыне учит нас об ответственности грешника. Эти три притчи преподают нам один и тот же урок, только с той разностью, что когда сын оставляет дом отца своего, отец не следует за сыном, чтобы привести его назад. Блудный сын должен встать и возвратиться к отцу своему. Это указывает нам на ответственность грешника, который слышит призыв Божий.

Ответ на вопрос грешника, который спрашивает: что мне делать, чтобы спастись? Библия отвечает: «Покайтесь и веруйте в Евангелие».

Священное Писание не только говорит о необходимости покаяния, но также учит, какое покаяние есть действительное. Действие блудного сына в далекой стране объяснено нам детально Иисусом Христом, чтобы показать нам, что такое - верное покаяние. В этом мы видим две стороны. Первая - сокрушение сердца и ненависть ко греху. Истинное покаяние - это полное оставление греха.

В далекой стране блудный сын сказал: «Встану, пойду к отцу моему». Он оставил все и пошел к отцу. А когда он прибыл, отец обнял его и целовал. Сегодня я вам говорю, что вы будете тоже приняты Отцом Небесным, если покаетесь. Он простит вам ваши грехи, если вы исповедуетесь перед Богом.

Блудный сын сказал: «Я согрешил против неба и пред тобою». Заметьте, что он не стал обвинять никого. Обычная тенденция каждого грешника - обвинить другого за свои грехи. Пока вы обвиняете другого за свои грехи, вы не делаете исповедания своих грехов. Действительно полное исповедание греха есть вопль: «я согрешил». Если вы, читая эти строки, преклоните колени и будете просить Бога простить вам грехи - Он простит вам. Просите и получите.

И. М. Сергей «Ей, гряди, Господи!», Москва, 2006

Для сотен тысяч читающих Священное Писание 15-я глава Евангелия от Луки является любимой главой, и многие знают почти на память её содержание. Эта глава содержит в себе три самые популярные и известные притчи, сказанные Иисусом Христом: это притча о заблудшей овце, о потерянной драхме и о заблудшем сыне.

Сказал их Господь в одно и то же время. Через эти притчи Он хотел проиллюстрировать любовь и милосердие Божие к грешнику. Так что главной целью этих притч является то, чтобы мы обратили наш взор на Бога и познали, кем Он в действительности является, то есть любящим и милосердным Богом!

И вот в связи с этими притчами, с содержанием которых многие уже знакомы, мне хочется обратить ваше внимание на одно слово, которое повторяется в них шесть раз - это слово "РАДОСТЬ". Хотя часто употребляются также и такие слова, как "веселиться" и "ликовать", но мы остановим наше внимание на том, в каких случаях употребляется именно слово "РАДОСТЬ". Каждый раз в этой главе слово "радость" связано с покаянием, с восстановлением пропавшего, заблудшего и потерявшегося.

В притче о пропавшей овце, найденной пастырем, сказано: "Нашед возьмёт её на плеча свои с радостью..." Радость, которую переживает пастырь, когда найдёт свою овечку, ту одну из ста, которая оставила овечий двор и заблудилась, - это радость нашего Доброго Пастыря о каждом кающемся грешнике.

Каждый раз, когда одна душа переходит от смерти в жизнь, когда она приобретает жизнь вечную через веру в Иисуса Христа - нашего Доброго Пастыря, Он видит подвиг души Своей и РАДУЕТСЯ! Его голгофская жертва спасла ещё одного грешника от вечной погибели!

Это и есть та радость, о которой пишет ап. Павел в 12-й главе Послания к евреям, ради которой Он, Иисус, претерпел крест. Радость знания, что души спасутся от вечного мучения ада, поддерживала Иисуса в минуты посрамления от грешников, которых Он шёл спасать. Радость спасения грешников заглушала неописуемые страдания смерти крестной!

Посмотрите, сколько таких потерянных овечек Он находил в последние моменты, идя в Иерусалим, зная, что там Он будет распят.

Даже в самый последний момент, распятый на кресте, Он находит пропавшую овцу - распятого разбойника. Он и здесь, пригвождённый ко кресту, спасает грешника-разбойника и говорит ему: "Ныне же будешь со Мною в раю!" Во время самых страшных мук и агоний как велика была Его радость, что Он нашёл ещё одну овечку!

Но также этой притчей Христос хочет сказать, какую радость переживает всё небо, когда обращается одна душа к Богу. "А нашед возьмёт её (овечку, которая пропадала) на плеча свои с РАДОСТЬЮ", и дальше, в 6-м и 7-м стихах, мы читаем: "И пришед домой, созовёт друзей и соседей и скажет им: ПОРАДУЙТЕСЬ со мною, я нашёл мою пропавшую овцу.

Сказываю вам, что так на небесах более радости будет об одном грешнике кающемся, нежели о девяноста девяти праведниках, не имеющих нужды в покаянии".

Итак, вместе с Добрым Пастырем Иисусом Христом всё небо радуется и ликует о каждом спасённом грешнике!

В следующей притче о женщине, потерявшей одну из десяти драхм, сказано, что нашедши её, она возрадовалась и хотела, чтобы разделили радость с нею подруги её; и собрав их, она сказала: "Порадуйтесь со мною, я нашла потерянную драхму." И дальше Христос добавляет эти слова: "Так, говорю вам, бывает радость у Ангелов Божиих и об одном грешнике кающемся".

И шестой раз слово "РАДОСТЬ" мы читаем в последнем стихе этой 15-й главы Евангелия от Луки. В притче о блудном сыне отец говорит своему старшему сыну, который сильно обиделся, что отец его с веселием и ликованием принял его младшего брата: "А о том надобно было радоваться и веселиться, что брат твой сей был мёртв и ожил, пропадал и нашёлся".

Вот это чувство радости о спасении грешника определяет, на чьей ты стороне. Человек, не переживший спасения, не будет радоваться, когда увидит кающегося грешника. Так старший сын, вновь увидев своего брата в доме отца, даже рассердился и был крайне недоволен.

Так что наша способность радоваться или не радоваться тому, что радует Бога Отца, Его Сына Иисуса Христа и ангелов небесных, говорит нам, в каком лагере находимся мы! Проверьте себя хотя бы этим мерилом, перешли ли вы от смерти в жизнь верой в Господа Иисуса Христа?

Ясно, что старший сын не разделил радости со своим отцом. Да, он служил отцу, но не из любви к нему, а по принуждению, - он ожидал вознаграждения. "Вот, я столько лет служу тебе", - говорит он отцу, - "и никогда не преступал приказания твоего; но ты никогда не дал мне и козлёнка, чтобы мне повеселиться с друзьями моими..." Видите, он имел своих друзей, которые не входили в круг общих друзей с отцом; и ещё с каким пренебрежением он говорит о младшем брате своём: "А когда этот сын твой (заметьте, не брат мой, - сказал он, - а сын твой), расточивший имение своё с блудницами, пришёл, ты заколол для него откормленного телёнка."

Мы видим полное отсутствие гармонии между старшим сыном и отцом, между старшим братом и младшим братом.

Какой контраст с тем, что происходит на небе, о чём говорит Христос! Там радуются и ликуют все: и Бог, и ангелы Его, - когда возвращается домой блудный сын или блудная дочь! Там полная гармония! Также должна быть полная гармония между теми, кто на небе, и искупленными здесь, на земле. Когда радуются спасённые, радуемся ли мы? Ответ на этот вопрос определяет, кто мы.

Эти притчи сказал Сам Христос, а это даёт им божественный авторитет. В них нет праздного слова. Например, не лишняя и та деталь, что Христос напоминает нам об ангелах, говоря, что "бывает радость у Ангелов Божиих и об одном грешнике кающемся".

Почему Христос их упомянул? Ведь Он мог сказать просто, как Он сказал в связи с первой притчей, что на небесах будет радость об одном кающемся грешнике.

А второй раз Он говорит: "Так... бывает радость у Ангелов Божиих и об одном грешнике кающемся." Почему Господь, говоря о радости ангелов, соединяет эту радость с кающимся грешником?

В Библии 375 раз говорится об ангелах! Существует много фантастических объяснений и поэтических высказываний об ангелах, но если мы желаем знать истину о них, то мы должны обратиться к Священному Писанию.

Можно много говорить об ангелах, но я бы хотел обратить ваше внимание на то, какую роль играют ангелы в судьбе людей. И здесь можно увидеть многосторонний интерес ангелов к людям. Но ограничимся лишь некоторыми факторами.

Во-первых, ангелы назначены для служения детям Божиим. Слово Божие говорит: "Не все ли они (то есть ангелы) суть служебные духи, посылаемые на служение для тех, которые имеют наследовать спасение?" Так, например, псалмопевец Давид говорит: "Ангел Господень ополчается вокруг боящихся Его и избавляет их" (Пс. 33:8).

А в другом псалме сказано: "Ангелам Своим заповедает о тебе - охранять тебя на всех путях твоих. На руках понесут тебя, да не преткнёшься о камень ногою твоею" (Пс. 90:11,12). Из того, что сказал Христос в 18-й главе Евангелия от Матфея, стих 10, следует заключить, что каждое чадо Божие или душа, предназначенная для спасения, имеют своего ангела. Об этом так сказал Христос: "Смотрите, не презирайте ни одного из малых сих; ибо говорю вам, что Ангелы их на небесах всегда видят лице Отца Моего Небесного".

Во-вторых, посмотрите, насколько активны были ангелы при рождении Иисуса Христа. В день Его рождения в Вифлееме, над полями вифлеемскими явился Ангел Господень, и из его уст слышится первая радостная весть о спасении грешников: "Не бойтесь", - говорит Ангел пастухам,- "я возвещаю вам великую радость, которая будет всем людям: ибо ныне родился вам в городе Давидовом Спаситель, Который есть Христос Господь" (Лк. 2:10-11).

Уже из этих примеров можно заключить, насколько ответственна роль ангелов в отношении нас и нашего блага. Правда, мы не всегда отдаём себе отчёт в их присутствии, но думаю, что все мы не раз могли сказать, что избежали какого-нибудь несчастного случая, аварии или нападок врага душ наших, или сохранены были от падения именно по действию ангелов наших.

Но только на небе мы узнаем, как постоянно мы были окружены этими светлыми, благословенными существами, которых Бог назначил тем, которые наследут спасение.

Да, ангелы постоянно следят за нами! Бог назначил их для многостороннего служения человеку. И, находясь в полной гармонии с Богом и Его великим планом искупления, они с радостью исполняют своё назначение. Но тут Христос указывает на то, что ангелы особенно радуются, когда один грешник кается! Правда, они всегда радуются, потому что они всегда в присутствии Божием, но их радость особенная, когда одна душа находит спасение во Христе. Почему их особенно радует спасение души человеческой?

Одна из причин та, что они прекрасно знают духовный мир, т.е. потусторонний мир; они знают его лучше чем мы. Они знают прелести, радости и блаженства неба. Они знают, какая отрада быть постоянно в присутствии Бога. Но они также знают и ужасы ада, какое это место невыразимых страданий, ожидающих каждого неспасённого грешника, и притом, это место вечного мучения. Поэтому они радуются радостью неизреченною, когда видят одного грешника кающегося.

Если говорится о небе, что "не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его" (1 Кор. 2:9), то можно также сказать и об ужасах вечного ада, что "не видел того глаз, не слышало того ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог" ненавидящим Его.

И это знают ангелы. Поэтому-то они и радуются одному кающемуся грешнику.

Но помимо этого, им приносит огромную радость тот факт, что каждая кающаяся душа подтверждает победу, совершённую Христом Своею смертью на голгофском кресте над дьяволом, грехом и смертью. Этот кающийся грешник является плодом Его подвига - крестной смерти и триумфа Его воскресения! Слава и благодарение Ему! Каждая кающаяся душа является новым импульсом для ангелов, чтобы славить нашего чудного Искупителя! Они радуются исполнению Божьего плана искупления рода человеческого. Они радуются, потому что спасение каждой души является поражением для князя мира сего и его царства тьмы.

Но ещё раз прошу обратить внимание на эти слова Христа: "Так, говорю вам, бывает радость у Ангелов Божиих и об одном грешнике кающемся". Прошу особенно обратить внимание на последнее слово - "кающемся". Слово "кающемся" (с грамматической точки зрения) - это глагольная форма причастия настоящего времени, которое говорит о действии, совершающемся в настоящее время, в данный момент.

Почему же именно в данный момент, видя кающегося грешника, ангелы радуются? Не следовало ли радоваться тогда, когда грешник перейдёт спасённым на ту сторону вечной жизни? Тогда-то он наверняка спасён. Разве их радость при покаянии грешника не преждевременна, может быть, следовало бы подождать? Ангелы, не торопитесь, чтобы вам не сожалеть, что рано возрадовались, может быть, этот кающийся грешник вновь впадёт в грех и утратит своё спасение? Ангелы, тогда ваша радость на небесах об одном грешнике, кающемся, может обратиться в скорбь и печаль!

Уверен, что и в этом случае ангелы лучше осведомлены, чем человек. Они знают, что такое спасение! Они были свидетелями, когда Христа распинали. Сказано, что ангел с небес явился к Нему и укреплял Его, когда Он находился в борении и молился в Гефсимании (Лк. 22:43). Они знают, какой огромной ценой была искуплена душа человеческая! Они слышали вопль Иисуса, когда, совершив искупление, Он возопил: "Совершилось!" Они знают, что то, что было совершено в этот момент, было не временное спасение, а вечное! Слава и благодарение Ему! Они знают, что там, на голгофском кресте, Христос Своею смертью поразил в голову диавола!

И они знают, что не погибнет вовеки душа, которая искуплена и омыта такой дорогою ценою, - ценою святой крови Иисуса Христа, Сына Божия!

Ангелы прекрасно знают значение слов Христа: "Я даю им жизнь вечную, и не погибнут вовек, и никто не похитит их из руки Моей" (Иоан.10:28). Гарантией истинности этих слов является кровь Иисуса Христа, Его голгофская жертва умилостивления за наши грехи! О, дорогие мои, есть причина радоваться ангелам, когда одна душа кается!

Но какое покаяние необходимо, чтобы возрадовались ангелы? Они радуются только тогда, когда видят подлинное покаяние!

И вот, в заключении я хочу указать на несколько проявлений такого покаяния, которое угодно Богу:

Во-первых, печаль о грехе. В Библии сказано (2 Кор. 7:10): "Ибо печаль ради Бога (то есть печаль, сокрушение, что я согрешил против Бога) производит неизменное покаяние ко спасению, а печаль мирская производит смерть". И псалмопевец Давид говорит: "Близок Господь к сокрушённым сердцем и смиренных духом спасет" (Пс. 33:19).

Другой признак истинного покаяния - это ненависть ко греху, не только потому, что грех причинил ущерб нам, но он причиняет скорбь Богу. Грех ненавистен Богу! Помни, что мой и твой грех пригвоздили Иисуса Христа ко кресту!

Видеть грех так, как видит его Бог, это неизменный признак подлинного покаяния. Грех губит человека, грех отделяет человека от Бога, грех оскверняет человека и лишает его того, для чего он был предопределён Богом. Тот, кто действительно кается, готов сказать вместе с Иовом: "Вот, я ничтожен; что буду я отвечать Тебе? Руку мою полагаю на уста мои... Поэтому я отрекаюсь и раскаиваюсь в прахе и пепле" (Иов. 39:34; 42:6).

И, наконец, покаяние должно привести кающегося грешника к Иисусу. Грешник должен прийти к Иисусу и просить Его о прощении и милости! Если ты надеешься хоть немножко на свои способности и свои старания исправиться и избавиться от греха, то покаяние твоё недействительно. Но если ты сейчас готов всецело уповать только на Христа, на Его способность и Его силу спасти тебя (ибо Он был распят на кресте и принял смерть из-за твоего греха, чтобы спасти тебя!), если ты уповаешь только на Его заслуги и милость принять тебя и простить тебя, тогда ты действительно покаялся!

Радуйся и веселись, ибо ты можешь сказать тогда: "Да, я спасён, спасён от блуждания пытливого и гордого ума. Воистину, Господь - спасение моё! Он - моё оправдание."

Вот что необходимо, чтобы о тебе возрадовались Ангелы! Когда Иисуса спросили, что нам делать, чтобы творить дела Божии, то как Он ответил? "Вот дело Божие, чтобы вы веровали в Того, Кого Он послал", то есть Сына Его, Иисуса Христа. Или когда темничный страж задал тот же вопрос Павлу, то он получил такой же ответ, какой дал Христос: "Веруй в Господа Иисуса Христа и спасёшься".

Это всё, что требуется от тебя для покаяния, - верить. Именно вера производит покаяние перед Богом. Покайся и ты, веруй в Господа Иисуса Христа, и о тебе возрадуются ангелы и всё небо! Да поможет тебе Сам Господь принять это решение!

Приближались к Нему все мытари и грешники слушать Его.

Фарисеи же и книжники роптали, говоря: Он принимает грешников и ест с ними.

Но Он сказал им следующую притчу:

Кто из вас, имея сто овец и потеряв одну из них, не оставит девяноста девяти в пустыне и не пойдет за пропавшею, пока не найдет ее?

А нашед возьмет ее на плечи свои с радостью;

И пришед домой, созовет друзей и соседей и скажет им: порадуйтесь со мною, я нашел мою пропавшую овцу.

Сказываю вам, что так на небесах более радости будет об одном грешнике кающемся, нежели о девяноста девяти праведниках, не имеющих нужды в покаянии.

В Новом Завете нет другой такой главы, которую бы так хорошо знали и любили все христиане, как пятнадцатую главу Евангелия от Луки. Ее называли «Евангелием в Евангелии», ибо в ней изложена сущность благой вести, которую явил людям Иисус Христос.

Эти притчи были порождением определенных событий. Книжников и фарисеев оскорбляло, что Иисус общался с людьми, заклейменными ими как грешниками. Фарисеи относили всех не соблюдавших закон, к одной большой группе грешников, называя ее деревенщиной. Они отгораживались от них сплошным барьером. Выдать свою дочь за одного из них было все равно, что отдать ее, связанную и беспомощную на съедение льву. Правило фарисеев против этих грешников гласило: «Не доверяй ему денег, не принимай от него свидетельского показания, не доверяй ему никаких секретов, не назначай его опекуном сироты, не сопровождай его в путешествии». Фарисею запрещалось ходить в гости к такому человеку, или принимать его у себя дома. Ему даже запрещалось, насколько это было возможно, вступать с ним в деловые отношения. Фарисеи умышленно старались избегать всяких контактов с людьми, не соблюдавшими всех мелких установлений закона. Вот почему они были шокированы, видя Иисуса, идущего в сопровождении людей, не только стоявших вне общества, но и бывших грешниками, общение с которыми обязательно делало правоверного иудея нечистым. Мы сможем лучше понять смысл этих притч, если припомним, что ортодоксальные иудеи говорили: «На небесах будет радость об одном грешнике, исцеленном пред ликом Бога», а не: «На небесах более радости будет об одном грешнике кающемся», как сказал Иисус. Они предвкушали не спасение грешников, а преследовали их.

И вот Иисус рассказал им притчу о заблудшей овце и о радости пастыря, нашедшего ее. Жизнь пастуха в Иудее была тяжела и полна опасностей. Пастбищ было мало. Узкое центральное плоскогорье было шириной всего в несколько километров: с одной стороны были дикие скалы и обрывы, а затем — страшная пустыня. Конечно, не было никаких заграждений, и овцы бродили и пропадали. Английский экономист Адам Смит писал о пастухах: «Если вы встретите на торфянистом, заросшем вереском плато, где по ночам воют гиены, недремлющего и предусмотрительного, обветренного и загорелого, вооруженного пастуха, опирающегося на свой посох и наблюдающего за своими рассыпанными овцами, каждая из которых дорога его сердцу, вы поймете, почему пастух из Иудеи внезапно вышел на передний план истории своего народа; почему они назвали его именем своего царя и сделали его символом провидения, почему Христос говорил о нем, как о типичном примере самопожертвования».

Пастух лично отвечал за овец. Если овца пропала, пастух обязан был принести домой хотя бы ее шкуру, чтобы показать, как она погибла. Пастухи были искусными следопытами и на целые километры прослеживали среди холмов заблудившихся овец. Пастух ежедневно рисковал жизнью ради своих овец.

Пастырь добрый, Сам храни нас, Мы нуждаемся в Тебе. На лугах Твоих паси нас И веди к живой воде.

Мы твои, дай за Тобою В годы ранние идти: В стаде всех Твоих овечек От греха Ты соблюди.

Всех принять Ты обещаешь, Всем Ты говоришь: приди! И грехи Ты все прощаешь, Мир даешь в Твоей любви!

Иисус Христос, Спаситель, Ты купил нас, мы Твои. Иисус Христос, Спаситель, Ты купил нас, мы Твои.

Большинство стад принадлежали сельским общинам, а не частным лицам. Такое стадо пасли два-три пастуха. Они в должное время возвращались с стадом домой и передавали новости о том или другом пастухе, который остался в горах искать пропавшую овцу. Вся деревня ждала его и как только кто-нибудь его увидит с заблудшей овцой, крики радости и благодарности раздавались вокруг.

Вот таким Иисус изображал Бога, на такого пастыря похож Бог, говорил Иисус. Подобно тому, как счастлив пастух, когда он приносит домой заблудшую овцу, так радуется Бог, когда грешник возвращается к Нему с покаянием. Как сказал великий святой: «Бог тоже знает радость обретения утерянного».

В этом заключена удивительная мысль, благословенная истина: Бог человечнее людей. Правоверный иудей запросто не считался с мытарями и грешниками, как с чужаками, не заслуживающими ничего, кроме уничтожения; но не Бог. Люди могут оставить всякую надежду на то, что грешник исправится, но не Бог. Бог любит людей, которые не теряют избранного ими пути, но сердце его переполняется радостью, при виде как заблудившийся найдет и возвращается домой. И в тысячу раз легче вернуться к Богу, чем к людям с их немилосердными осуждениями.

Луки 15,8-10 Притча о потерянной драхме

Или какая женщина, имевшая десять драхм, если потеряет одну драхму, не зажжет свечи и не станет мести комнату и искать тщательно, пока не найдет?

А нашедши созовет подруг и соседок и скажет: порадуйтесь со мною, я нашла потерянную драхму.

Так, говорю вам, бывает радость у Ангелов Божиих и об одном грешнике кающемся.

Драхма, о которой идет речь в этом отрывке, являлась серебряной монетой, которая равнялась около 31 коп. серебром. Потерять такую мелкую монету в крестьянском доме в Палестине было легко, а поиск ее мог занять много времени. В домах было темно, потому что в них было всего одно небольшое круглое окошко диаметром около 45 сантиметров. Глинобитный пол был устлан сухим камышом и тростником, и искать монету на таком полу было почти то же самое, что искать иголку в стоге сена. Для этого женщина подметала пол в доме, в надежде, что она увидит, как блеснет монета при движении или она услышит ее звон.

Две причины могли побудить женщину так упорно искать.

1. К этому ее могла побудить крайняя нужда. Конечно, 31 копейка серебром в наши дни мало значит, но все же в Палестине это было больше дневного заработка работника. Эти люди едва сводили концы с концами и им грозил голод. Возможно женщина именно потому так старательно искала эту монету, что в противном случае ее семье нечего было есть.

2. Но, может быть, причина была совсем не в этом. Замужние женщины носили головной убор из десяти серебряных монет, соединенных между собою серебряной цепочкой. Зачастую девушка экономила годами, чтобы собрать эти десять монет для головного убора, который ценой почти равнялся обручальному кольцу: это была настолько неотъемлемая часть одежды женщины, что его даже не могли забрать у нее для уплаты долгов. И возможно эта женщина потеряла именно одну из этих монет, и поэтому так усердно искала ее, как любая другая женщина искала бы свое обручальное кольцо.

В любом случае, легко представить себе радость этой женщины, когда она увидела блеск потерянной монеты, и когда она вновь держала ее в руке. Так же Бог радуется, говорит Иисус. Радость Бога и всех Ангелов, когда хотя один заблудший грешник возвращается домой, подобна радости этой женщины, когда она находит монету, которая спасет ее семью от голода; она подобна радости женщины, потерявшей и вновь нашедшей свою самую дорогую вещь, не поддающейся даже оценке в деньгах.

Ни один фарисей никогда и не помышлял о том, что Бог гаков. Один крупный иудейский ученый признал, что это самая новая истина о Боге, которую Иисус явил людям, что Бог действительно ищет людей. Иудеи могли допустить, что если человек на коленях в самоуничижении приползет к Богу, умоляя Его о прощении, Он, может быть, простит его; но иудей никогда и помыслить не мог, что Бог сам ищет заблудших грешников. Мы же, к нашему счастью, верим в любовь Бога, ищущего нас, потому что мы видим эту любовь воплощенную в Иисусе Христе, Сыне Божием, Который пришел взыскать и спасти тех, кто заблудится.

Луки 15,11-32 Притча о любящем отце

Еще сказал: у некоторого человека было два сына.

И сказал младший из них отцу: отче! дай мне следующую мне часть имения. И отец разделил им имение.

По прошествии немногих дней, младший сын, собрав все, пошел в дальнюю сторону и там расточил имение свое, живя распутно.

Когда же он прожил все, настал великий голод в той стране, и он начал нуждаться;

И пошел, пристал к одному из жителей страны той, а тот послал его на поля свои пасти свиней;

И он рад был наполнить чрево свое рожками, которые ели свиньи, но никто не давал ему.

Пришед же в себя, сказал: сколько наемников у отца моего избыточествуют хлебом, а я умираю от голода!

Встану, пойду к отцу моему и скажу ему: отче! я согрешил против неба и пред тобою.

И уже недостоин называться сыном твоим; прими меня в число наемников твоих.

Встал и пошел к отцу своему. И когда он был еще далеко, увидел его отец его и сжалился; и побежав пал ему на шею и целовал его.

Сын же сказал ему: отче! я согрешил против неба и пред тобою, и уже недостоин называться сыном твоим.

А отец сказал рабам своим: принесите лучшую одежду и оденьте его, и дайте перстень на руку его и обувь на ноги;

И приведите откормленного теленка и заколите: станем есть и веселиться,

Ибо этот сын мой был мертв и ожил, пропадал и нашелся. И начали веселиться.

Старший же сын его был на поле; и возвращаясь, когда приблизился к дому, услышал пение и ликование;

И призвав одного из слуг, спросил: что это такое?

Он сказал ему: брат твой пришел, и отец твой заколол откормленного теленка, потому что принял его здоровым.

Он осердился и не хотел войти. Отец же его вышед звал его.

Но он сказал в ответ отцу: вот, я столько лет служу тебе и никогда не преступал приказания твоего; но ты никогда не дал мне и козленка, чтобы мне повеселиться с друзьями моими;

А когда этот сын твой, расточивший имение свое с блудницами, пришел, ты заколол для него откормленного теленка.

Он же сказал ему: сын мой! ты всегда со мною, и все мое твое;

А о том надобно было радоваться и веселиться, что брат твой сей был мертв и ожил, пропадал и нашелся.

Эту притчу не без основания назвали величайшим рассказом всех времен и народов. По иудейскому закону отец не мог свободно распоряжаться своим имуществом. Старший сын получал две трети наследства, а младший — одну треть (Втор. 21, 17). Решение отца поделить свое имущество еще до своей смерти, если он собирался удалиться от руководства делами, не было необычным. Но требование младшего сына прямо-таки бессердечно. Он, в сущности, сказал: «Дай мне теперь ту часть имения, которую я все равно получу, когда ты умрешь, и позволь мне уйти». Отец не возражал. Он сознал, что лишь в нужде и лишениях его сын научится чему-то; и с горечью поддался требованию сына. Сын же взял свою долю имения и тотчас оставил отчий дом.

Но он быстро истратил свои деньги, и кончил тем, что стал кормить свиней, то есть выполнял работу, которую иудей по закону не мог выполнять вовсе, так как закон проклинал всякого, кто пас свиней. И вот тут Иисус воздал грешному человечеству величайшую хвалу, какую когда-либо получало оно словами: «пришед же в себя. . .». Он считал, что пока человек живет без Бога, он еще не пришел в себя, еще не обрел своего истинного «я», а обретает его лишь тогда, когда вновь находят дорогу в свой дом. Иисус, таким образом, не верил в абсолютную бесповоротную греховность человека, а учил, что нельзя прославлять Бога, проклиная человека; Он верил в то, что человек до тех пор полностью не нашел себя, пока он не обретет Бога. Итак, этот блудный сын решил вернуться домой и просить отца принять его назад, не как сына, а как раба, наемного слугу, поденщика. Обычный раб был, так сказать, членом семьи, а наемный слуга мог в любой день оказаться выброшенным: он не имел никаких прав в семье. Но вот блудный сын вернулся домой. И, следуя варианту лучшего греческого текста, отец его даже не позволил ему заговорить о найме на работу, прервал его и взял дело в свои руки. Одежда символизирует здесь почет и уважение, перстень — власть, потому что, если человек давал другому свое кольцо с печатью, он передавал ему права и полномочия, а обувь на ноги — символизирует, что ему доставлены все права сына, потому что дети семьи получали обувь, а слуги нет. (В одной из песен североамериканских рабов-негров поется о том замечательном времени, когда «у всех детей Божиих будет обувь», потому что обувь символизировала для них свободу). И был устроен пир, чтобы все могли порадоваться возвращению блудного сына.

Остановимся здесь и посмотрим, какие же истины заключены в этой притче.

1. Ее не следовало бы назвать притчей о блудном сыне, ибо он не является ее героем, а притчей о любящем Отце, потому что в ней больше говорится о любви отца, нежели о грехе сына.

2. Из нее мы узнаем многое о милосердии Божием. Отец терпеливо ожидал возвращения сына, потому что он увидел его когда тот был еще далеко. Когда же сын вернулся, отец простил его, ни в чем не упрекая. Иногда прощение даруется как одолжение. Еще хуже, когда на словах прощают, но намеками и словами припоминают человеку его грех.

Однажды президента США Авраама Линкольна спросили, как он собирается поступать с мятежниками южанами-федералистами, когда они будут окончательно побеждены и вернутся в семью американских штатов. Ожидали от Линкольна слова о жестокой мести, но он ответил: «Я буду обращаться с ними так, будто они никогда не покидали нас».

Чудо любви Божией в том, что Он так же обращается с нами.

Но притча на этом не кончается. Появляется старший брат, глубоко огорченный фактом возвращения брата. Он символизирует всегда уверенных в своей правоте фарисеев, которые скорее предпочел бы увидеть грешника уничтоженным, нежели спасенным. Можно сказать несколько слов также и о старшем брате.

1. Его поведение показывает, что он рассматривал годы послушания как выполнение неумолимого долга, а не служения любимому отцу.

2. Его поведение указывает на полное отсутствие сочувствия. По нем блудный сын не «мой брат», а «твой сын», и он был именно из тех уверенных в своей правоте людей, которые подставят ногу споткнувшемуся.

3. У него были скверные мысли. Никто до него и не упоминал о блудницах; вне сомнения, он обвинял брата своего в грехах, о которых и сам втайне мечтал.

И снова мы сталкиваемся с поразительной истиной: намного проще исповедаться Богу, чем людям; Бог намного милостивее в своих суждениях, чем многие правоверные люди, и Бог может простить и тогда, когда люди отказываются простить. Пред лицом такой любви Божией мы можем лишь восхищаться, любить и восхвалять Его.

Три утери

Под конец нам необходимо уяснить, что эти три притчи не являются просто тремя способами изложения одной и той же истины. Между ними существуют определенные различия. Ведь одна овца заблудилась просто по глупости. Она не думала, а многие люди не согрешили бы, если бы вовремя подумали. Монета была утеряна, и в этом тоже не было ее вины. Многие люди бывают совращены с пути истинного, причем согрешил пред Богом и тот, кто научил грешить другого. Сын же умышленно сбился с пути истинного; он безжалостно отвернулся от своего отца.

Любовь Божия может простить человеку его глупые поступки, уступки соблазну и даже преднамеренный мятеж человеческого сердца.