Их светлые лики. Духовный дневник - горячее исповедание веры против экуменизм. Лойола - Духовные упражнения. Духовный дневник

Простота дневника разочарует тех, кто ищет утонченного, или тех, кто ожидает найти здесь какие-то исторические факты. В строчках дневника мы видим твердую решимость женщины, остро чувствовавшей и подогреваемое против нее общественное мнение, и угрозу революции, но заставлявшей себя вести обычный образ жизни и каждый день бороться за любовь, сострадание и бескорыстие.

О чём размышляла Императрица?

  • Что воплощает собой материнская любовь?
  • Что важнее: умственное или духовное развитие детей?
  • Для чего нам даются испытания?

Дневник императрицы Александры раскрывает перед читателями правду о ее светлой душе.

Обстоятельства жизни императрицы Александры, преодоление ею трудностей и искушений подобны тем, что переживает всякий из людей. Она боролась с собственными недостатками, с раздражением и нетерпением. Большую часть своей взрослой жизни она страдала от хронической болезненной лицевой невралгии и изматывающей болезни сердца. Ее юный сын, наследник русского престола, унаследовал гемофилию; и в течение тринадцати лет жизни она много времени провела, выхаживая его после состояния, близкого к смерти. Она постоянно заботилась о близких, а во время войны лично – и о многих подданных своих.

Страницы дневника описывают путь, который прошла душа царицы. Оригинал дневника за 1917 год – это маленькая, переплетенная в ткань книжечка в голубой обложке, сшитой Александрой Федоровной, в углу которой вышит маленький крест. На внутренней стороне обложки рукой Государыни просто написано: «Аликс, 1917 год». Это сборник разных цитат, стихов, размышлений, это дневник женщины, которая делает записи, чтобы напоминать себе о ежедневных обязанностях в жизни христианина. Записи касаются самых разных тем – от размышлений о самопожертвовании до благотворительных дел, о которых мы знаем и из ее писем. Везде прослеживается ее желание превратить повседневную обыденную жизнь в нечто прекрасное о Христе.

Простота дневника разочарует тех, кто ищет утонченного, или тех, кто ожидает найти здесь какие-то исторические факты. В строчках дневника мы видим твердую решимость женщины, остро чувствовавшей и подогреваемое против нее общественное мнение, и угрозу революции, но заставлявшей себя вести обычный образ жизни и каждый день бороться за любовь, сострадание и бескорыстие. Главным полем брани, на котором она боролась за своего мужа и за свой народ, было ее собственное сердце. Никакого ропота, никакой жалости к себе, только постоянные напоминания самой себе оставаться верной Христу и заботиться о тех, кто рядом.

Достойное приятие мученического венца – это добродетель, которая не придет сама собой. Эта добродетель достигается в ежедневной борьбе, в постепенном укреплении душевных сил, пока человек почти что незаметно не приобретает способность встретить достойно мучения за Христа. Эта тетрадь – свидетельство такой борьбы.

Мы приводим те дневниковые записи Александры Федоровны, которые посвящены семейной жизни и воспитанию детей.

Важный труд, который человек может сделать для Христа, – это то, что он может и должен делать в своем собственном доме. У мужчин есть своя доля, она важна и серьезна, но истинным творцом дома является мать. То, как она живет, придает дому особую атмосферу. Бог впервые приходит к детям через ее любовь. Как говорят: «Бог, чтобы стать ближе всем, создал матерей», – прекрасная мысль! Материнская любовь как бы воплощает любовь Бога, и она окружает жизнь ребенка нежностью.

Некоторые матери очень преданно любят своих детей, но думают главным образом о земных вещах. Они нежно склоняются над своими детьми, когда те болеют. Они много работают и во всем отказывают себе, чтобы прилично одеть своих детей. Они очень рано начинают их учить, понемногу и постоянно развивают их умственные способности, чтобы они со временем заняли достойное место в обществе. Но духовному развитию детей они не уделяют такого внимания. Они не учат их познанию Божией воли. Есть дома, в которых дети вырастают, никогда не услышав молитвы от своих отцов и матерей и не получив никакого обучения духовного.

С другой стороны, есть дома, где постоянно ярко горит лампада, где постоянно говорят слова любви ко Христу, где детей с ранних лет учат тому, что Бог их любит, где они учатся молиться, едва начав лепетать. И спустя долгие годы память об этих священных мгновениях будет жить, освещая темноту лучом света, вдохновляя в период разочарования, открывая секрет победы в трудной битве, и Ангел Божий поможет преодолеть жестокие искушения и не впасть в грех.

Жизненно важно значение среды. Мы еще не вполне понимаем, как много значит атмосфера в доме, где растут дети, для становления их характера. Самое первое место для нас, где мы учимся правде, честности, любви – это наш дом, самое родное место для нас в мире.

На трудном жизненном пути родителей есть место для ребенка, где он может беззаботно разбрасывать цветы. За любовь родителей детям следует платить такой же любовью и благодарностью на протяжении всей их жизни, до конца дней.


Как счастлив дом, где все – дети и родители, без единого исключения – вместе верят в Бога. В таком доме царит радость товарищества. Такой дом – как преддверие Неба. В нем никогда не может быть отчуждения.

Если в доме горе, оно сближает домочадцев. Оно делает всех более терпеливыми друг к другу, более добрыми, заботливыми, стойкими. Испытания нам посылаются не для того, чтобы нас погубить. Мы должны стать настоящими людьми. Бог хочет, чтобы мы очистились от всяческого зла и стали подобными Ему. Часто чтобы сделать это, Он подвергает нас горьким испытаниям. Бог часто делает это с человеческими душами, потому что они не таковы, какими им следовало бы быть. Внешне они могут казаться прекрасными, но внутри них не звучит божественная музыка. Им не хватает духовности, желания быть подобными Христу. Тогда Бог сокрушает их горем и страданиями, а из осколков прежней жизни создает новую жизнь, достойную славы, величия и благословения. В мире много горя. Многие люди упали духом, и именно они нуждаются в утешении Божием. Нам не надо впадать в отчаяние, какие бы ни были у нас испытания.

Государыня Императрица Александра Феодоровна Романова.

"Сад сердца" Духовный дневник

*****
Есть люди верующие, но почти ничего не делающие. Тех же, кто истинно любит Христа, отличает именно действие. Другие слушают, а эти делают. Угоден Христу тот, кто выполняет Его волю. Его последователи посылаются в мир не просто знать, верить, сделать из Его имени профессию, мечтать - но действовать.

*****
Когда мы тщательно изучаем жизнь Христа, мы обнаруживаем, что всегда, встречаясь с плохим к Себе отношением, Он был в высшей степени терпелив и мягок. Он не возмущался злом. Он не боролся за свои права! Он без жалоб переносил несправедливость и даже оскорбления. Мы едва ли найдем такие случаи в нашей жизни, когда бы личные оскорбления и несправедливое отношение к нам не трогали бы нас. С нами не всегда поступают честно и справедливо. Всегда найдется кто-нибудь недобрый или не понимающий нас, кто-нибудь, кто говорит резкие слова, оскорбляющие наши чувства. Люди думают, что мягкость и терпение по отношению к несправедливости - это знак слабости. Нет, это означает силу. Это то, к чему должны стремиться христиане в жизни личной.

*****
Даже то, что нам не нравится, мы должны делать с любовью и тщанием, и перестанем видеть, что нечто было нам неприятно. Мы должны оказывать помощь не только, когда нас об этом просят, но сами искать случая помочь.

*****
"Любите врагов ваших и молитесь за творящих вам напасть и гонящих вас" (Мф. 5, 44). Когда мы научимся это делать, мы приблизимся к Богу. Христианская любовь должна раскрываться в святом служении, в заботе по отношению к другим, в доброте, в готовности помочь.

*****
Если наша любовь верная и искренняя, мы всегда уповаем на небеса. Что такое молитва? Это когда мы находимся рядом со Христом.

*****
Часто для обыденных дел требуется больше небесной благодати, чем для великих.

*****
Чтобы взойти по великой небесной лествице любви, надо самому стать камнем, ступенькой этой лествицы, на которую, поднимаясь наверх, будут ступать другие.
*****
Смирение - это одна из самых благородных добродетелей, но быть смиренным не означает испуганно сжиматься при любом призыве Божием.

*****
У каждого есть свое место, и каждый важен на своем месте. Самые малые и незначительные тоже имеют свои места, и необходимо, чтобы эти маленькие места так же были заполнены, как места, которые занимают самые важные и значительные личности.

*****
Никого не радует наказание, но потом мы благодарим Бога за то, что Он отсекает в нас все грубое, ненужное и выявляет красоту. Мы не должны отталкивать карающую руку, она готовит нас к жизни достойной и праведной.

*****
Мы созидатели. Человеческие жизни повсюду, как недостроенные здания, и все, кто проходит мимо, кладут на стену кирпич или добавляют какое-нибудь украшение. Каждый, с кем мы соприкасаемся, кто говорит нам хотя бы слово, кто хотя бы издали на нас влияет, оставляет в нашем характере черточку красоты или знак чего-то дурного.

Все здание покоится на фундаменте, а каждый новый камень, в свою очередь, становится основанием, опорой для другого камня, который кладется сверху.

*****
Одна из главных трудностей в жизни христиан - это прожить ее, не поддавшись дурному влиянию. Иисус сказал, что Его ученики - это "свет мира" (Мф. 5, 14). Он хочет, чтобы мы светили там, где темно, чтобы мы могли быть утешением для других и ободрением унылых. Господь наш хочет, чтобы Его друзья в гуще мирового зла могли очистить его, чтобы среди скорби и лишений они могли утешить.

*****
Нравственность - вот, что определяет смысл какого-нибудь поступка - смысл суетный или неотмирный. Фарисеи творили долгие молитвы и демонстрировали всюду свое "великое благочестие". Но Иисус, который читал в человеческих сердцах, сказал, что они лицемеры. "Не всякий говорящий мне: "Господи! Господи!", войдет в Царствие Небесное" (Мф. 7, 21). Задача в жизни христиан - не избегать искушений, не бежать от несправедливости и вражды, а во всех испытаниях, даже когда зло захлестывает нас, как поток, сохранять в сердцах чистоту, тепло, искренность и любовь. Есть люди, которые как-будто призваны постоянно переносить недоброе к себе отношение. Они не могут изменить свое положение. Даже в собственном доме у них атмосфера недружелюбия. Всегда в их жизни присутствуют обстоятельства, которые могут ожесточить. К этим людям относятся несправедливо и нечестно. Они вечно слышат резкие слова. И только пока они хранят в сердцах любовь, до той поры они неуязвимы. Любовь была убежищем Христа среди всей ненависти и злобы, которые, как морские волны, плескались вокруг Него. Если ваша душа в прекрасной гавани любви - вы в безопасности.

*****
Он позволяет искушению приблизиться к нам, так как нет другого способа для нас сделаться сильнее; но никогда в Его намерения не входит, чтобы мы искушению поддались. Он желает, чтобы мы сопротивлялись и одолевали искушения, и они не приносили бы нам никакого вреда.

Его бы мог ободрить я,
Пока его мог видеть;
Сей мрачный образ помню я,
Но как я мог предвидеть,
Что только тот единый миг
Для милосердия дан был мне?
Сейчас я много бы сказал,
Но нет его уж на земле.

Я сам тогда понять был должен,
Как он к любви моей стремится,
Но стыд ко мне, а может гордость,
Ему мешали обратиться.
А я был рядом, полный силы,
Но как я слеп был в этот день.
Он только раз в глаза мне глянул
И прочь скользнул, как-будто тень.

Руки пожатья, слова, взгляда
Ушедшему так не хватало.
Ему помочь не догадался,
И дорогая жизнь пропала.
Таланты в землю с ней зарыли,
И я сейчас над ними плачу,
Но слезы так же мало значат,
Как дождик для песков пустыни.

*****
Мы сами не знаем, как мы можем ободрить и вселить силу в других людей мирным, спокойным выражением лица, когда проходим среди людей. Лицо, озаренное радостью, сияющее светом веры, для всех, кто его видит, - свидетельство любви и мира, и силы Христа.

*****
По-настоящему трудно внести в суету наших будней, в шум и беспокойство Божественный мир и Дух Христа. Действительно, в нашей жизни, наполненной заботами и борьбой, мы не можем устроить себе Рай. Как бы мы ни старались, будут и падения, и поражения, и ошибки, и мы не достигнем в земной жизни своего идеала.

*****
Всемогущий повсюду осеняет нас. Куда бы мы ни пошли, всегда и везде мы будем встречать любовь Бога.

*****
Есть также обещание защиты. У нас есть уверенность, что Бог постоянно видит нас, каждый шаг, который нам предстоит сделать в этом мире. Но нам нужна помощь и в духовном развитии, и в этом Небо нам тоже помогает: "Господь сохранит тебя от всякого зла" (Пс. 120, 7). Сам Бог является для людей убежищем. "Твердого духом Ты хранишь в совершенном мире, ибо на Тебя уповает он. Уповайте на Господа вовеки, ибо Господь Бог есть твердыня вечная" (Ис. 26, 3-4). Бог - Хранитель. Всемогущество Бога - это стена убежища. И мы должны умом и сердцем быть преданы Богу. Это означает веру. Мы должны безоговорочно верить Богу, не дожидаясь Его помощи. Вот что означает "уповать на Бога" - абсолютное доверие и полное послушание. Тогда в душе будет полный и совершенный покой.

*****
Промысел Божий не ограждает нас от искушений. Мы все должны познавать искушения. Слаба и ненадежна жизнь, в которой их нет. Но, позволяя нам подвергнуться искушению, Бог не желает, чтобы мы совершили грех. Искушение - это не грех. Когда Бог попускает нам подвергнуться искушениям, это означает, что мы должны их преодолеть и сделаться сильнее.

*****
Библия содержит возвышенное духовное учение, которое направлено на то, чтобы преобразить возделываемую землю в Небесный сад. Слово Христа должно делать свою работу изнутри, поэтому оно должно попасть в наше сердце, и мы должны позволить ему в нас поселиться - мы должны принять это слово в свое сердце.

*****
Библию следует изучать умно. Ее следует изучать тщательно, так как каждая ее часть полезна для назидания, для исправления, для утешения, для помощи. Слово Божие - это лампада. Где бы она ни светила, она высвечивает какие-то изъяны, пятна, пороки в сердцах и жизнях. Где бы ни звучало слово Христа, оно обнажает и омывает недостатки.

*****
Слова Христа - это семена, принесенные с Неба. Они посеяны в нашем мире, и сейчас растут повсюду, где распространилось православное евангельское благовестие. Жизнь каждого православного христианина - это маленький сад, где растут любовь, радость, мир, долготерпение, мягкость, доброта и другие духовные ценности.

*****
Можно понять, какова женщина, по дому, который она создает. В некоторых домах всегда какая-то мрачная атмосфера. Иных религия делает суровыми и угрюмыми. Но это не по-христиански. Религия, которую вдохновляет слово Христа, - солнечная и радостная.

*****
Если в нас живет слово Христа, оно заставит нас помогать другим. Нам нужно постоянно молиться о том, чтобы Бог дал нам умение словами своими поддерживать слабых.
Почти беспредельны возможности помогать людям, просто беседуя с ними. Тот, кто умеет говорить убежденно, умеет говорить языком любви, может вдохновить других на добрые и прекрасные дела, утешить их горе, подбодрить упавших духом, просветить тех, кто неопытен, - тысячею способов может помочь ближним.

Всю свою жизнь я с переменным успехом пыталась вести дневник. Мне казалось, что это как-то необходимо для жизни. Как-то должно помочь, куда-то направить. Ответ на вопрос «куда?» меня не слишком волновал. Иногда я получала удовольствие от процесса, потому писала. Иногда мне нужно было выговориться, и пространство белых чистых листов вполне подходило для такого занятия. Как ни странно, никуда меня это не привело. В конечно итоге, я полностью прекратила сие занятие. Казалось, что я только бесполезно трачу время, которого и так катастрофически не хватает.

Потом внезапно произошла встреча с Богом живым. Шок, непонимание, эйфория, первый кризис. Сейчас я искренне сожалею, что не записала все это. Хочется вернуться к тем первым шагам, посмотреть и понять, так ли я далеко ушла вперед или все еще топчусь на одном месте. В определенном смысле в духовном дневнике ты протоколируешь «движения души» и свой собственный путь к Богу. Самое главное быть честным самим с собою и записывать действительно ВСЕ . К своему удивлению, при поиске материала я открыла, что в английской среде «духовный дневник» именуют journal, а сам процесс ведения дневника journaling. Привычное же нам diary католические блоггеры отвергают как не отражающее сущность самого процесса.

Так что же это за зверь такой? Духовный дневник прежде всего молитва, наш разговор с Богом, просто выраженный через письменную речь.

Ведение дневника — не магический трюк. Это особый способ молитвы, приближающий нас к Богу и укрепляющий нашу дружбу с Ним.

Юрел Сисон, блоггер

Почему так? Что именно делает дневник таким особенным? Во-первых, когда мы пишем, то сосредотачиваемся. Думаю, многие замечали, что во время молитвы (даже на Адорации!) наши мысли могут внезапно от воздавания хвалы Господу перескочить на мысли об уборке в комнате или на список продуктов. И мы начинаем в этот момент ожесточенную борьбу с самим собой и такими непослушными мыслями. Духовный дневник в этом помогает. Мы сосредотачиваемся на наших мыслях, переносим их на бумагу, и нам уже сложно уйти в сторону. Во всяком случае, это произойдет менее внезапно.

Во-вторых, письменная речь больше структурирует нашу мысль. Мы скорее закончим ее и лучше проанализируем, чем при спонтанной молитве вслух. Ведь даже сбившись с мысли, можно запросто к ней вернуться, только перечитав написанное. Кроме того, дневник внесет немного структурированности и в саму вашу духовную жизнь. Ведь когда нам надо держать ответ, пускай и перед чистым листом бумаги, мы больше замечаем вокруг нас, неправда ли?

В-третьих, дневник показывает нам план Бога в нашей жизни. Из глубин памяти не всегда легко вызвать необходимые воспоминания. Что же было такого полезного на тех духовных упражнениях два года назад? Ведь есть ощущение, что тогда пришло нечто важное… Духовный дневник всегда нам может предоставить эту информацию. Мы всегда можем вернуться к предыдущим записям, перечитать написанное нами, найти ответы, похожие ситуации. Именно потому крайне не рекомендуется выбрасывать свои дневники.

Этот чудесный зверь бывает двух видов: электронный и бумажный. От вас зависит, какой из них будет с вами жить. Здесь уже все зависит от личных предпочтений и вкусовых пристрастий. На самом деле, все зависит только и исключительно от вас. Если в других странах специальную тетрадочку (именно католическую) можно купить , то в России дело с этим обстоит не ахти как. Потому, дорогой читатель, придется немного включить воображение и понять, как именно тебе нужно организовать свой дневник — свое личное пространство общения с Богом. Приведу все-таки небольшой пример возможного оформления :

Как видите, заносить в ваш духовный дневник можно практически все, касающееся духовной жизни: собственные размышления/молитвы (проза, стихи, песни — все, как вам удобнее разговаривать с Богом), вдохновляющие цитаты из Священного Писания, цитаты святых, красивые картинки для созерцания и размышления… Еще я хотела бы добавить два момента. Первый — удобно в таком дневник держать страничку под молитвенные намерения, как свои собственные, так и других людей. Пообещали кому-то помолиться — занесите это в свой список. Удобнее вспомнить будет. Второй момент касается собственных размышлений. Хорошо в конце дня хотя бы кратко записать, как Господь работает в моей жизни. И не забывать, что это ваш и только ваш разговор с Богом. Можно сомневаться и задавать вопросы. Потом к ним возвращаться и благодарить Всевышнего за помощь. Начинайте записи с даты и личного обращения: «Дорогой Иисус»/»Боже»/ «Отец»… И пишите, пишите, пишите. Не бойтесь. Дневник предназначен только для вас. Во всяком случае, для вас в первую очередь. А остальное оставим на Его волю.

И напоследок пара интересных «подсказок» от матерых американских блоггеров.

(1) Заключите контракт со своим дневником

Через ведение этого дневника я хочу возрастать в самопознании и мудрости. Я надеюсь духовно возрасти через осмысление моих мыслей, моего опыта и дарованных Господом озарений. Я обещаю самому себе, что буду посвящать ведению своего духовного дневника 10-15 минут каждый день.

подпись ______________ дата_____________

(2) Начинайте всегда с молитвы. Например, вот такой:

Господь-Творец, податель всякого блага,
Благослови меня сейчас, когда я начинаю писать.
Даруй мне мудрость, чтобы я увидел Твою справедливость, Твою доброту и Твою красоту.
Помоги мне сочувствовать людям.
Даруй мне с уважением относиться к различному ви́дению и пониманию вещей,
Чтобы я мог говорить и писать правдиво,
Внимательно слушать,
Учиться у других
И возрастать в мудрости.
Аминь.

Что ж, буду рада услышать ваш собственный опыт ведения духовного дневника, мои дорогие читатели. Желаю всем плодотворного Великого Поста!