В какие игры играют на специальных столах. Классификация настольных игр. Имаджинариум или Диксит

Ребята, мы вкладываем душу в сайт. Cпасибо за то,
что открываете эту красоту. Спасибо за вдохновение и мурашки.
Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте

Проводить время с близкими - бесценно. А вместе с ними поиграть в настольные игры - это еще и весело, и интересно. сайт собрал 15 лучших настольных игр, которые разнообразят ваш досуг и помогут хорошо провести время с друзьями.

Клуэдо

«Клуэдо» - детективная игра, в которой вам и вашим друзьям предстоит раскрыть убийство. В круге подозреваемых - 6 гостей. В доме обнаружено 6 орудий преступления, разбросанных по 9 комнатам. Цель игры - быстрее всех вычислить преступника, а также определить место и орудие убийства. Для решения этой задачи вам поможет ваша логика, удача и известный всем метод Шерлока Холмса - метод дедукции.

Сопротивление

«Сопротивление» - одна из самых мощных психологических игр за последние 20 лет. Вам предстоит стать или борцом за справедливость, или же злым шпионом. Тут уж как выпадет карта. Цель игры у всех разная. Для сопротивления - вычислить всех шпионов и успешно пройти миссии. Для шпионов - помешать сопротивлению и разрушить все их планы.

Манчкин

«Манчкин» - это известная пародия на ролевые компьютерные игры, в которых
игроки ходят по подземелью, и с каждым ходом на них может напасть какой-нибудь гад. На протяжении всей игры вам нужно «прокачивать» своего персонажа: собирать шмотки, убивать монстров, настраивать друзей друг против друга и достичь раньше других 10-го уровня, чтобы победить. У игры, кстати, много версий: Star Wars, «Пираты Карибского моря», «Суперманчкин» (пародия на комиксы Marvel). Так что каждый сможет найти себе игру по вкусу.

Монополия

«Монополия» - известная всем игра по построению своего бизнеса. Покупаешь - продаешь, улучшаешь, борешься с конкурентами. В общем, все, как в реальном мире. У каждого участника свой стартовый капитал и выбор, во что вкладывать свои деньги. Сегодня даже проводят турниры по игре в «Монополию» с денежным призовым фондом.

Имаджинариум или Диксит

Если у вас и ваших друзей хорошая фантазия, стоит поиграть в «Имаджинариум» или в «Диксит». Это простые игры с красивыми картинками, к которым вам нужно придумывать ассоциации и угадывать, что же загадал ваш друг. Тот, кто угадает большее количество карточек, тот быстрее продвинется по игровому полю и победит. Отличаются игры друг от друга картинками и начислением очков.

Элиас

В игре «Элиас» самое главное - объяснить как можно больше слов своему партнеру за определенный отрезок времени. Вы можете это сделать с помощью веселого рассказа, антонимов, синонимов, подсказок или даже звуков. На ваше усмотрение и желание. Главное не использовать однокоренные слова! Сложность игры состоит в том, что вам нужно будет не только объяснять слова, но и угадывать их. Каждый кон вам нужно будет с партнером меняться местами.

Активити

«Активити» - командная игра, которая чем-то может напомнить вам популярную игру «Крокодил». Правда, вам и вашим друзьям предстоит не только показывать слова или фразы, а еще и рисовать их и объяснять. Игра непростая, но очень веселая. В ней вы найдете 2500 незаурядных слов и словосочетаний.

Свинтус или Уно

Игра «Уно» - одна из быстрых и легких настольных игр. Еще одно ее неоспоримое преимущество - компактность: колода карт много места не займет. Цель игры - избавиться от карт, которые вам раздали. В свой ход вы имеете право выкладывать на стол только одну карту, которая по значению или цвету совпадает с верхней на игровом столе. У игры «Уно» есть и отечественный аналог - «Свинтус». По сути, это немного измененная игра, к которой добавлены другие атмосфера и сюжет.

Шакал

«Шакал» - игра для тех, кто любит много золота. Ведь цель игры - собрать его как можно больше и перетащить к себе на корабль. Вы командуете отважными пиратами, которые высаживаются на остров в поисках сокровищ. Остров - это игровое поле. На поле вас будут ждать не только соперники, но и крокодилы, порталы и много всего загадочного и опасного.

Дикие джунгли или Медвед

Настольные игры «Дикие джунгли» и «Медвед» похожи между собой. Цель их - тоже сбросить все карты и оказаться победителем. Но здесь все не так просто. В центре игры стоят полено или тотем. И в каждом раунде побеждает тот игрок, который быстрее других ими завладеет. Тот, кто оказался шустрее, скидывает другу часть своих карт - и тем самым становится на шаг ближе к победе.

Повелитель Токио

Игра «Повелитель Токио» - для тех, кто любит монстров, так как на время игры вам предстоит им стать. Ваша задача - захватить город и победить других монстров. Как и в «Манчкине», вы можете «прокачивать» своего героя, покупая на заработанные очки силу и мощь.

Роборалли

«Роборалли» - игра про гонки роботов по фабрике. Вы выбираете полюбившего вам суперкомпьютера и идете к намеченной цели. На пути вас ждут препятствия в виде ям, индустриальных лазеров, движущихся конвейеров и, естественно, роботов соперников, которые тоже рвутся к цели. Победит тот, кто первым пройдет по трассе, достигнув самого высокого уровня.

Сет

Настольная игра «Сет» - это простая карточная игра на внимательность и сообразительность. На столе раскладывается определенное количество карт. В игре каждая карта уникальна и имеет четыре признака: свой цвет, символ, закраску и количество символов. Цель игры - найти как можно больше сетов, то есть набор из трех карт, у которых каждый отдельный признак или полностью совпадает, или полностью различается. Поскольку все игроки ищут сет одновременно, важно обнаружить его первым.

Мир игр прежде всего создан для развлечения. Уже сегодня вы можете подобрать игру на любой вкус и цвет. Однако, часто возникает вопрос: во что поиграть на ПК? Далеко не все игры оставят положительное впечатление и эмоции ввиду их низкого качества / неуникальности. Но как минимум 5 игр в каждом жанре выделяются графикой, игровым процессом или оригинальным сюжетом. Они запомнились критикам и простым игрокам, и оставили след в игровой истории, а вопрос «Во что поиграть на ПК» отпадает сам при их запуске. Предлагаем вам ознакомиться с новыми и выдающимися играми, в которые стоит поиграть на ПК.

Ролевая (RPG)

The Elder Scrolls V: Skyrim – продолжение серии «Древних свитков». Многими признана лучшей RPG в истории. Драконы, магия, возможность совмещать классы, артефакты и огромный открытый древний мир – далеко не все преимущества игры.


The Witcher 3: Wild Hunt – третья и заключительная часть про приключения ведьмака Геральта из Ривии. Сюжет рассказывает об охоте на ведьмачку Цири. Встретьте персонажей из прошлых частей, изучайте мир и сражайтесь с монстрами.


Dragon Age: Inquisition – новая игра в серии «Век Дракона», использующая современные технологии. Теперь можно исследовать открытый мир, сражаться с древними драконами, собрать команду из лучших бойцов и выполнять сюжетные и дополнительные миссии.


Diablo III: Reaper of Souls – крупное дополнение к Diablo III, которое заметно улучшает оригинальную игру. Добавлен Крестоносец – новый игровой класс. Изменена система добычи, появились новые масштабные локаций и новый режим «Приключение».


Fallout 4 – новая часть постапокалиптической серии, в которой мы вновь возвращаемся на Пустоши. Вас ожидают страшные монстры, огромный открытый мир, жуткая атмосфера, усовершенствованная боевая система и нелинейная сюжетная линия.

Симуляторы


Серия FIFA – симулятор футбола, максимально приближенные к реальности. С каждой частью улучшается графика, поведение игроков на поле, система команд. Появляются новые режимы, которые симулируют реальные исторические матчи.


The Forest – жестокий симулятор выживания, отправляющий игроков на необитаемый остров. Потерпев крушение, главный герой вынужден выживать в одиночестве, ведя поиск еды, оружия и убежища. Однако, игрок не один в этом месте.


The Sims – игра про реальную жизнь. Здесь вы создаете свою семью, строите и обстраиваете дом, ходите на работу, развиваетесь, находите хобби, влюбляетесь, занимаетесь спортом. Можно реализовать свои фантазии или симулировать реальную жизнь своей семьи.


Ил-2 Штурмовик – симулятор штурмовика Ил-2, позволяющий управлять им в режиме реального времени. Совершайте полеты, используя сложное реалистичное управление, уничтожайте наземную технику и участвуйте в исторических сражениях.


The Long Dark – симулятор с элементами выживания и исследования. Оказавшись в суровых зимних условиях, вы вынуждены искать еду, оружие, боеприпасы и теплые места. Игрок может умереть от холода, голода или нападения диких животных.

Стратегии


XCOM 2 – тактическая пошаговая стратегия, включающая ролевые элементы. Спустя двадцать лет, игрок вновь возглавляет организацию по борьбе с инопланетянами. Создайте свой отряд из обученных бойцов и участвуйте в интересных операциях.


Казаки 3 – стратегия, действия которой разворачиваются в 17-18 веке. Являясь ремейком первой части, игра позволит вам создавать армии из казаков, строить здания и вести войну с другими игроками или компьютером. Доступны исторические компании.


Total war: Atilla – масштабная пошаговая стратегия, повествующая историю вождя гуннов Атиллы. Создана в лучших традициях серии Total War. Выбирайте любую страну, участвуйте в эпичных сражениях и захватите власть над миром.


Civilization 6 позволяет игроку в одиночку или с друзьями развивать собственную цивилизацию и захватить власть над планетой. Выбирайте различные пути к достижению цели, стройте города, расширяйте армию и разрабатывайте тактику.


Tropico 5 – градостроительный симулятор, продолжение популярной серии. Вы должны возвести свою страну к славе, начиная с маленького поселения. Развивайте экономику, удовлетворяйте просьбы граждан и боритесь со стихийными бедствиями.

Экшены


Серия Half-Life – культовая серия экшена в жанре научной фантастики. Главный герой – ученый, физик-теоретик Гордон Фримен, который оказывается единственный, кто может спасти нашу планету от нашествия инопланетян.


Grand Theft Auto 5 – продолжение знаменитой серии GTA. Теперь мир стал гораздо больше, а количество управляемых персонажей увеличилось до 3. Крушите, веселитесь, выполняйте задание, угоняйте машины и организуйте ограбление века.


BioShock Infinite – третья часть знаменитого экшена, однако теперь действие разворачивается на небесах, в городе Колумбия. Букер ДеВитта должен привести некую девушку Элизабет. Море экшена, приятная графика и ураганный геймплей.


Batman: Arkham City – продолжение приключений знаменитого супергероя Бетмена. Теперь игровая зона – целый город, и злодеев стало гораздо больше. Выполняйте задания, опробуйте уникальную боевую систему и восстановите порядок в городе.


Far Cry 4 – новая часть знаменитой серии отправит нас в Кират – вымышленное королевство, расположенное среди Гималаев. Вас вновь ждет харизматичный и жестокий злодей и открытый мир. Оседлайте слона и покажите, кто здесь главный.

Шутеры


Overwatch – новая компьютерная игра, покорившая сердца игроков. Это командный шутер, в котором вы участвуете в командных схватках между игроками. Десятки интересных персонажей, сеттинг будущего и молниеносный геймплей.


Battlefield 1 – реалистичный симулятор военных действий, которые затрагивает события Первой Мировой войны. Примите участие в масштабных сражениях, управляйте лошадью, военной техникой или дирижаблем, и разрушайте все, что видите.


Call of Duty: Modern Warfare 3 – лучшая, по мнению многих игроков, часть в серии. Являясь прямым продолжением предыдущей части, игра вновь сводит вас с Д. МакТэвишем и Джоном Прайсом. Используйте разное оружие и одержите победу в войне.


Metro: Last Light – постапокалиптический шутер, повествующий о жизни людей после ужасной катастрофы. Атмосфера ужаса, нехватка боеприпасов и противники в виде бандитов и монстров запомнятся вам надолго. Сиквел Метро 2033.


Spec Ops: The Line – малоизвестный шутер, достойный внимания. Управляя персонажем от третьего лица, вы оказываетесь в Дубае. Сражайтесь с террористами, используйте окружение как оружие, раздавайте приказы соратникам и постарайтесь выжить.

MMO


World of Warcraft – одна из самых популярных MMORPG, завоевавшая сердца десятки миллионов игроков. Отличная ролевая составляющая, продуманный игровой процесс, система прокачки, многообразие классов и эпичные сражения.


ArcheAge – ролевая игра, события которой разворачиваются в фэнтезийном средневековом мире. Примите участие в противостоянии двух сторон, прокачивайте персонажа, покупайте или создавайте предметы и веселитесь с друзьями.


Aion – необычная MMORPG, позволяющая игрокам парить в воздухе. Используйте крылья, чтобы передвигаться быстрее или сражаться прямо в небе. Также вас ждет интересный игровой процесс, большой открытый мир и масса интересных заданий.


Tera Online – легендарная MMORPG, позволяющая принять участие в жестокой войне между богами. Использование инновационной боевой системы non-target выделяет ее среди всех. Выберите свою сторону и отправьтесь на поле битвы!


Revelation – современная многопользовательская ролевая игра, отправляющая игроков в мир фэнтези. Исследуйте огромный мир, сразитесь с сильнейшими боссами, создайте собственную гильдию, постройте замок и нападайте или обороняйтесь.

Военные


World of Tanks – популярный аркадный танковый симулятор. В начале в вашем распоряжении неопытный экипаж и легкий танк. Участвуйте в жарких боях, используйте тактику, взаимодействуйте с союзниками и откройте доступ к историческим танкам.


War Thunder – военный симулятор, в котором вы сражаетесь с другими игроками на танках и самолетах. Разработчики планируют ввести водную технику, и тогда бои станут еще жарче и реалистичнее. Несколько десятков самолетов и танков ждут вас.


World of Warships – самостоятельный проект от создателей World of Tanks, в основе находятся жаркие сражения между военной корабельной техникой. Повышайте свой ранг, участвуйте в аркадных и исторических боях, работайте с командой и побеждайте.


Armored Warfare: Проект Армата – танковый симулятор. Вас ожидают PvE и PvP на современной бронетехнике, в основном на танках. Улучшайте свою технику, объединяйтесь с другими пользователями и уничтожьте всех противников на карте.


World of Warplanes – еще один проект от разработчиков World of Tanks, сосредоточенный на воздушных боях. В вашем распоряжении реальная современная авиатехника и сотни технических и визуальных улучшений. Реалистичные управление и графика ждут вас.

MOBA


Dota 2 – популярная в России MOBA, которая является самостоятельным дополнением к Warcraft 3. Вам доступны сотни персонажей с уникальными характеристиками. Сразитесь 5 на 5 на одной карте и уничтожьте вражеских героев, башни и цитадель.


League of Legend – популярная MOBA во всем мире. Изначально доступно несколько героев. а остальных можно купить за игровую валюту. Большая карта, две команды 5 на 5, яркая графика, неповторимые способности персонажей и динамичные сражения.


Heroes of the Storm – игра от Blizzard, в которой собрались все герои, созданные этой компанией. Выберите одного персонажа из Diablo, WarCraft, StarCraft или Retro и отправьтесь на поле боя. Уникальная система прокачки и интересная боевая система ждут вас.


Panzar – российская сессионная игра, действие которой разворачиваются в фэнтезийном мире, населенном различными расами. Сражения проходят на большой карте между 16-ю игроками. Выберите одну расу, снарядите доспехи, оружие и зелья и уничтожьте соперников.


Prime World – стратегия с элементами MOBA. Вы берете на себя роль Лорда и нанимаете на службу различных героев. В своих владениях вы строите здания, развиваете экономику и военное дело, а на поле боя демонстрируете всю свою мощь.

Выживание


Rust – известный и доступный симулятор выживания. Вы оказываетесь в неизвестной местности, и должны выжить. В ваших руках один булыжник, а нужно добыть еду, построить жилище и обзавестись оружием. Исследуйте местность и остерегайтесь других игроков.


Dead by Daylight – необычный симулятор выживания, в котором вы принимаете роль либо маньяка, либо выжившего. Каждый исполняет свои роли – маньяк должен поймать всех беззащитных людей и убить, а вторые стараются найти выход и спастись.


DayZ Standalone – самостоятельная игра про зомби-апокалипсис. В суровых условиях вы должны раздобыть оружие, еду и найти убежище. В этом мире бродят зомби, но они – не главная проблема. Любой другой игрок убьет вас за банку консервной еды или бутылку воды.


Tharsis – симулятор выживания в космосе. Во время путешествия на Марс ваш корабль терпит крушение, и почти весь экипаж, кроме двух человек, погибает. Вы должны дожить до прибытия на Красную планету и узнать о посланном таинственном сигнале.


State of Decay – компьютерная игра, в которой вы берете роль руководителя группы выживших. В результате зомби-апокалипсиса большая часть человечества погибла. Игрок борется за выживание, обустраивает лагерь, сражается с мертвецами и бандитами, а также исследует мир.

Гонки


GRID Autosport – игра-автосимулятор, является сиквелом GRID 2. На самом высоком уровне сложности вас ждет реалистичные управление и физическая модель поведения транспорта. Присутствуют 22 локации с различными маршрутами.


F1 2016 – новый сезон популярных гонок. Игра воссоздает реальные соревнования F1, и вам предстоит принять в них участие и изменить историю. Только реальные автомобили, трассы и компании. Сами гонки интересны и зрелищны.


Need for Speed 2015 – новая игра, следующая часть популярной гоночной серии. Является перезапуском всей франшизы. Появился большой открытый мир, был изменен тюнинг автомобилей, проработана графика и визуальные эффекты.


Project CARS – отличная гоночная игра. Разработчики создали уникальную систему вождения, поэтому во время игры испытываешь реалистичные чувства, словно находишься за рулем. Присутствует около 100 автомобилей и 35 трасс.


DiRT Showdown – аркадный автосимулятор, часть серии Colin McRaeRally. Игровой процесс схож с FlatOut – то есть, присутствуют система повреждений автомобилей. Разнообразные режимы, графика, смена погоды и безбашенные гонки ждут вас.

Зомби


The Walking Dead – анимационная эпизодическая игра, действие которой разворачивается во вселенной комикса «Ходячие мертвецы». На первом плане – чувства героев, драма и захватывающий сюжет. Графика в стиле комиксов лишь украшает игру.


Deadlight – платформер с элементами выживания и ужасов. Решайте головоломки, избегайте встреч с ходячими мертвецами и найдите семью главного героя. Графика, визуальные эффекты и стиль впечатляют, и запомнятся вам надолго.


Серия Dead Rising – безумные игры про зомби, в которых вы являетесь охотником, а они – жертвами. Богатая система крафта позволит из подручных предметов создать оружие массового убийства. Экспериментируйте, исследуйте местность и веселитесь.


Dead Island – симулятор выживания, экшен, RPG от первого лица. Вы оказываетесь на курорте, и через некоторое время он превращается в кошмар – вся территория заполнена зомби. Хватайте все, что окажется под рукой и крошите черепа восставшим трупам.


Dying Light – новая игра от создателей Dead Island. Новейшая система паркура поразит вас. Смена дня и ночи означает прибытие новых монстров, гораздо страшнее обычных. Но бандиты тоже охотятся за вами. Ищите припасы и сражайтесь, или бегите.

Постапокалипсис


Survarium - многопользовательская игра на тему постапокалипсиса, ближайший аналог которой – STALKER. После катастрофы и взрыва станций и химических заводов произошло загрязнение территорий, а люди заражены. Выживайте!


Rage – компьютерная ролевая игра, экшен. Вы оказываетесь в мире, в котором произошла катастрофа. Появились мутанты, а обычные люди постоянно ищут убежище. Улучшайте оружие, исследуйте большой открытый мир и зарабатывайте деньги.


S.T.A.L.K.E.R.: Shadow of Chernobyl – глобальная модификация для популярной игры-катастрофы. События разворачиваются спустя шесть лет после Второй катастрофы. Миру вновь грозит опасность, и вы должны предотвратить ее. Больше контента, улучшена графика.


Fallout: New Vegas – ролевая игра, часть серии Fallout. Действие происходит в 2281 году, в опустошенном Лас-Вегасе, который не был тронут Великой Войной. Зарождается новый конфликт – и вы должны предотвратить его. Огромная карта и разнообразный игровой процесс.


Borderlands the pre-sequel – фантастический шутер, RPG. Является «мостом» между двумя предыдущими частями. Однако, действие теперь разворачивается в космосе, на Луне. Веселитесь, экспериментируйте с гравитацией и сражайтесь с безумными врагами.

Инди


Hotline Miami 1-2 – безумный экшен. Игрок проходит уровни и уничтожает своих врагов. Выделяется своей сложность – вы можете погибнуть от любой шальной пули. Надевайте различные маски, чтобы получить бонусы, выбирайте оружие и в бой.


Braid – платформер-головоломка, тематика – время. Мораль – пока человек не изменится, течение времени бессмысленно. Проходите многочисленные уровни, решайте задачи, применяйте смекалку и спасите возлюбленную героя.


The Binding of Isaac – инди-игра с элементами экшена и RPG. Управляя героем Айзеком с видом сверху, вы исследуете подземелья и сражаетесь с монстрами. Присутствуют боссы, убийство которых разблокирует следующий уровень.


Limbo – черно-белая приключенческая игра с элементами ужасов. Будучи мальчиком, вы бродите по странному миру и решаете различные головоломки. Иногда приходится убегать от монстров. Невероятная атмосфера и музыка оставят только хорошие впечатления.


Super Meat Boy – ураганная инди-игра, в которой необходимо проходить сотни уровней. Ее особенность в скорости и сложности – вы можете погибнуть на одной локации более 100 раз. Преодолевайте препятствия и спасите подругу главного героя.

Космос


Серия Mass Effect – превосходная серия RPG, действие которой развивается в космосе. Управляя капитаном Шепардом, вы должны собрать команду и отправиться спасать мир. Можно путешествовать между планетами на космическом корабле.


Destiny – многопользовательский шутер, в котором игроки путешествуют и сражаются в космосе. Создайте персонажа и отправьтесь исследовать планеты, выполнять задания и добывать предметы экипировки. Сразитесь с другими игроками в режиме PvP.


Space Engineers – песочница, которая порадует тех, кто хочет просто исследовать просторы космоса. Вы – космонавт, который строит космические станции и обслуживает их. Разнообразный игровой процесс не даст заскучать.


Eve Online – многопользовательская игра в жанре научная фантастика. Под вашим контролем находится корабль, который можно улучшать. Путешествуйте в космосе, гуляйте на борту техники, сражайтесь с другими игроками и развивайтесь.


Серия Dead Space – хоррор, экшен. В результате аварии на корабле «Ишимура» Айзек Кларк оказывается в ловушке с некроморфами – ожившими чудовищами. Собирайте оружие, старайтесь избегать встречи с монстрами и берегите патроны.

От первого лица


Wolfenstein: The New Order – шутер, в котором главный герой борется с фашистами в альтернативной реальности, где Германии одержала победу в войне. Вильям Бласковиц вооружен, и убьет каждого, кто встанет на его пути.


Crysis 3 – заключительная часть в серии Crysis, поражающая графикой и на сегодняшний день. Это шутер, научная фантастика, в которой главный герой в специальном костюме выполняет задания и сражается с недоброжелателями.


Far Cry 3 – новая часть знаменитой серии Far Cry. Приехав на остров с целью отдыха, Джейсон Броди понимает, что попал в ловушку к бандитам. Ему удалось выжить, и теперь он ищет оружие и жаждет мести. Богатый арсенал вооружения и открытый мир ждут вас.


Tom Clancy’s Rainbow Six Siege – тактический шутер, где вы выступаете в роли спецназа. Выполняя операции, вы должны грамотно спланировать действия, работать в команде и минимизировать количество жертв. Пройдите напролом или тихо обезвредьте террористов.


DOOM 2016 – переиздание культового шутера, которое сохраняет весь дух серии. Это «быстрая стрелялка», в которой герой постоянно сражается с адскими созданиями. Присутствует мультиплеер и одиночная компания.

От третьего лица


Darksiders 2 – слэшер, экшен про четырех всадников Апокалипсиса. На этот раз главный герой – Смерть. Он решает найти брата-бунтаря, и отправляется в путешествие. Новая система оружия, подземелья с боссами и большой игровой мир ждут вас.


Tomb Raider – переиздание серии игр про расхитительницу гробниц Лару Крофт. Разработчики уделили внимание ее прошлому, поэтому приготовьтесь к беззащитной и хрупкой Ларе, которая еще не получила свой знаменитый титул.


Warframe – многопользовательская командная игра. Игрок – древний воин, пробудившийся от анабиоза. Сражайтесь с враждебной расой Гринир, Зараженными и Корпусом. Необычные экзоскелеты наделяют вас способностями.


Dark Souls 3 – третья часть популярной ролевой игры, отличающаяся от других повышенной сложностью. Критики и обычные игроки уверены, что это лучшая часть всей серии. Заметно улучшены старые элементы и добавлен новый контент.


Assassin"s Creed: Unity – одна из масштабных частей серии. Действие разворачивается во время Революции в Париже. Большое разнообразие оружия, новый герой, открытый мир и зрелищные убийства вновь ждут вас.

Открытый мир


Серия Assasins Creed - популярная серия про противостояние ассасинов (убийц) и тамплиеров. В каждой игре серии присутствует открытый мир, и в нем спрятаны тайники с оружием и броней, и другие предметы коллекций.


Серия The Elder Scrolls – культовые ролевые игры с огромным открытым миром. Вы можете исследовать их бесконечно – уникальные подземелья с монстрами, города, деревни, логова монстров.


Sleeping Dogs – криминальный экшен, действие которого разворачивается в Гонконге. Большой открытый город, в котором можно исследовать улицы, угонять машины, посещать магазины и выполнять второстепенные задания.


Серия GTA – культовая серия экшен-игр с открытым миром. В каждой части вам предоставляется свобода действий – можете идти туда, куда глаза глядят. Сам игровой мир наполнен миссиями, магазинами и интересными местами.


South Park The Stick of Truth – игра, в основе которой лежит мультсериал South Park. Вы можете свободно перемещаться между локациями, искать новые предметы и оружие, выполнять второстепенные задания и сражаться с врагами.

Песочница


Starbound – увлекательная аркадная песочница, в которой мы можете путешествовать на другие планеты на собственном космическом корабле. Добывайте ресурсы, стройте убежище, совершенствуйте шаттл и исследуйте ужасные адские подземелья.


Garry`s Mod – песочница по вселенной Half-Life. В ваших руках – гравитационная пушка, и обширное меню с различными предметами. Вы сможете создать все что пожелаете – дом, машину, самолет или воспроизвести любую сцену из любимого фильма. Ограничение – ваша фантазия.


Just Cause 3 – новая игра в жанре шутер, песочница. Перед вами – большой открытый мир, а главный герой – Рико Родригес. Вас ожидает разрушаемость, большой выбор транспортных средств, нелинейность и возможность захватывать базы.


Terraria – приключенческая песочница, платформер. Вы должны добывать ресурсы, строить красивые дома и защищаться от монстров. Отличная система подземелий запомнится вам, ведь вы можете дорыться даже до Ада.


Minecraft – одна из самых популярных песочниц. Вы оказываетесь в кубическом мире, где бродят зомби, скелеты и «криперы». Добывайте ресурсы, готовьте еду, стройте дома и устраивайте вылазки в шахты. Отлично подойдет для игры с друзьями.

Пошаговая


Warlock: Master of the Arcane – пошаговая стратегия, созданная по мотивам другой серии игр «Majesty». Вы – маг, создающий обширную магическую империю. Сражайтесь с другими магистрами, стройте здания и завоюйте титул правителя мира.


Серия Galactic Civilizations – космическая стратегия с пошаговой боевой системой. Вы попадаете в 2178 год. Под вашим управлением находится мощный космический флот, с которым вы должны установить контроль над Галактикой.


Age of Wonders 3 – четвертая игра в серии. Это трехмерная стратегия, где игроки захватывают здания, создают армии и подчиняют стихии с помощью магических способностей. Выберите один из 6 классов и начните покорение мира.


Серия Civilization – культовая серия глобальных пошаговых стратегий. Вы управляете государством и развиваете экономику. Ваши противники – 8 других могущественных цивилизаций. Решайте, как устранить недругов – дипломатией или войной.


Серия Heroes of Might and Magic – популярные фэнтезийные пошаговые стратегии. Сначала вы выбираете расу, и далее оказываетесь на большой карте. Управляя небольшой армией, игрок сражается с другими, захватывает точки и развивает собственный замок.

Тактика


Warhammer – серия настольных военных игр в мрачной фэнтезийной вселенной. В мире ведутся сражения между чудовищами и солдатами. Вы выбираете сценарий сражения, команду и отправляетесь на поле боя. Улучшайте героев и побеждайте.


Серия XCOM – отличные тактические игры, в которых вы управляете подразделением по борьбе с пришельцами. Выбирайте миссию, снаряжайте команду и уничтожьте инопланетян. Продумывайте каждый ход – иначе можно легко проиграть.


Total war: Shogun 2 – одна из игр серии Total War, поражающая своими масштабами и красотой. Игрок выбирает государство и начинает развивать экономику и армию, чтобы захватить мир. Используйте тактику на поле боя – иначе армия будет разгромлена.


Серия Arma – тактические военные игры, в которых необходимо выполнять ряд интересных и сложных миссий. Вместе с союзниками вы участвуете в реальных боевых операциях. Продумывайте каждый шаг и используйте современное оружие и технику.


Sniper Elite 3 – симулятор снайпера, экшена. В третьей части можно убить самого Гитлера. Используйте укрытия, разрабатывайте тактику и бесшумно убивайте врагов. Детально проработана система стрельбы из снайперской винтовки.

Строительство


SimCity – один из первых градостроительных симуляторов. Суть всех игр серии заключается в постройке горда, развитии промышленных, жилых зон, инфраструктуры, удовлетворение потребностей граждан и сбор налогов. Повышайте уровень жизни и создайте город мечты.


Серия ANNO – экономическая стратегия без военных действий. Игра доступно прямо в браузере для всех желающий. Множество игр серии позволит вам построить город мечты как в средневековье, так и в будущем.


Серия Stronghold – одна из лучших стратегий, в которой вам нужно построить замок из обычного поселения. На выбор – сотни зданий, каждое из которых выполняет свои функции. Стройте, создавайте армию и захватите господство на карте.


Серия Тропико – игры в жанре экономической стратегии, в которой под контролем игрока находится остров. Развивайте собственное государство, стройте различные здания, решайте вопросы и боритесь со стихийными бедствиями.


Planet Coaster – развлекательный симулятор, в котором вы строите настоящий парк развлечений. Вам необходимо спланировать расположение зданий, рассчитать прибыль и удовлетворить всех посетителей.

Ужасы


Amnesia: The Dark Descent – жуткий хоррор, который запомнится вам. Вы оказываетесь в странном замке, повсюду кровь, за окнами ужасный ливень. Исследуйте это место и узнайте о своем прошлом. Присутствует отличная система взаимодействия с окружающим миром.


Outlast – один из успешных современных ужастиков. Главный герой прибывает в заброшенную лечебницу, чтобы узнать правду об убийствах в ней. В игре содержатся сцены насилия и жестокости, и она точно не для слабонервных.


The Evil Within – хоррор с элементами выживания. При расследовании убийства главный герой попадает в ужасный мир, наполненный монстрами. Вам предстоит исследовать его, найти оружие и постараться выжить.


SOMA – игра от разработчиков Amnesia и Penumbra. Вы оказываетесь на подводном исследовательском объекте. Искусственный интеллект взбунтовался, и игрок оказывается в ловушке. Масса страшных сцен и ужасные монстры ждут вас.


Resident Evil 7 – новая часть серии «Обитель Зла», которая отличается от своих предшественников. Больше элементов ужасов и мрачная атмосфера – стиль новой игры. Оружие есть, но патронов очень мало. Теперь вы управляете героев видом от первого лица.

Фэнтези


Middle-earth: Shadow of Mordor – экшен по вселенной «Властелин Колец». События разворачиваются только в Мордоре. Талион – павший воин, чью семью жестоко убили. Однако, он воскрес, и начинает собирать свою армию из орков, чтобы отомстить.


Серия Dragon Age – популярная ролевые игры с тематикой фэнтези. Драконы, магия, ужасные порождения тьмы, гномы, эльфы, страшные подземелья – далеко не все, что вас ждет. Отличная боевая система, прокачка персонажей, атмосфера приключений.


Brothers: A Tale of Two Sons – интерактивная фэнтезийная повесть. Геймплей основан на взаимодействии двух братьев с миром и друг другом. Решайте различные головоломки и изучайте игровой мир, управляя каждым персонажем.


Dragons Dogma – экшен, RPG в открытом мире фэнтези. Выберите класс и настройте персонажа, и отправляйтесь сражаться. Под вашим управлением может несколько других героев, которые будут исследовать мир и подчиняться приказам.


Серия Final Fantasy – популярные ролевые игры в жанре фэнтези, научная фантастика. Исследуйте огромный игровой мир с отрядом союзников, опробуйте пошаговую боевую систему, прокачивайте оружие и способности. По вселенной создано множество игр и фильмов.

Конечно, данный список не полный, и в нем не учтены другие выдающиеся проекты, которые вы наверняка сможете вспомнить сами. Быть может, ваше мнение в некоторых местах будет иным, однако, данные игры положительно оценило игровое сообщество. Как нам кажется, это одни из самых ярких и качественных игр, в которые стоит поиграть на ПК. Многообразие жанров поможет любому определиться с выбором.

Эрик Берн .

Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры (сборник)

Eric Berne, M. D.

GAMES PEOPLE PLAY

The Psychology of Human Relationships

WHAT DO YOU SAY AFTER YOU SAY HELLO

The Psychology of Human Destiny


© 1964 by Eric Berne. Copyright renewed 1992 by Ellen Berne, Eric Berne, Peter Berne and Terence Berne. This translation published by arrangement with Random House, an imprint of Random House Publishing Group, a division of Random House, lnc.

© Перевод. А. Грузберг, 2006

© Издание на русском языке. Оформление. ООО «Издательство «Эксмо», 2014

* * *

Игры, в которые играют люди
Психология человеческих взаимоотношений

Предисловие

Эта книга была первоначально задумана как продолжение моей работы «Трансакционный анализ в психотерапии», но я надеюсь, что ее все-таки можно прочесть и понять, не будучи знакомым с предыдущей публикацией. В первой части излагается теория, необходимая для анализа и понимания игр. Часть вторая содержит описания игр. В третьей части изложен новый клинический и теоретический материал, который позволяет расширить наши представления о том, что значит быть свободным от игр. Те, кого заинтересуют более подробные сведения, могут обратиться к указанной выше работе. Читатель обеих книг заметит, что вдобавок к новым теоретическим сведениям несколько изменились терминология и точка зрения, что явилось результатом дальнейших размышлений, чтения и новых клинических материалов.

Студенты и слушатели моих лекций часто просили меня продиктовать список игр или подробнее рассмотреть те игры, которые упомянуты в лекциях в качестве примера. Это убедило меня в необходимости написать эту книгу. Я благодарю всех студентов и всех слушателей, в особенности тех, которые обратили мое внимание и помогли выделить и назвать новые игры.

Для краткости игры описываются преимущественно с мужской точки зрения, если только они не являются специфически женскими. Таким образом, главный игрок именуется «он», но я не вкладываю в это никаких предубеждений, поскольку та же ситуация может быть отнесена и к «ней», если только не сделана специальная оговорка. Если женская роль существенно отличается от мужской, она описывается отдельно. Точно так же я без всякой задней мысли обычно называю психотерапевта «он». Терминология и способ изложения ориентированы преимущественно на подготовленного читателя, однако надеюсь, что книга покажется интересной и полезной всем.

Трансакционный анализ игр следует отличать от его подрастающего научного «брата» – математического анализа игр, хотя некоторые используемые ниже термины, например «выигрыш», признаны и математиками.

Введение
Процесс общения

Теорию общения между людьми, достаточно подробно рассмотренную в «Трансакционном анализе», можно вкратце свести к следующим положениям.

Установлено, что младенцы, в течение длительного времени лишенные физического контакта с людьми, необратимо деградируют и в конце концов погибают от той или иной неизлечимой болезни.

В сущности, это означает, что явление, которое специалисты называют эмоциональной депривацией, может иметь смертельный исход. Эти наблюдения привели к идее о сенсорном голоде и подтвердили, что наилучшими лекарствами от нехватки сенсорных раздражителей являются разного вида прикосновения, поглаживания и т. п. Что, впрочем, известно практически всем родителям из собственного повседневного общения с младенцами.

Аналогичный феномен наблюдается и у взрослых, подвергнутых сенсорной депривации. Экспериментально доказано, что такая депривация может вызвать краткосрочное психическое расстройство или по меньшей мере стать причиной временных отклонений в психике. В прошлом социальная и сенсорная депривация проявлялась в основном у заключенных, приговоренных к длительным срокам одиночного заключения. Действительно, одиночное заключение – самое тяжелое наказание, которого боятся даже закоренелые и склонные к физическому насилию преступники.

Вполне возможно, что в физиологическом плане эмоциональная и сенсорная депривация вызывает или усиливает органические изменения. Если ретикулярная активирующая система мозга не получает достаточных стимулов, могут последовать дегенеративные изменения нервных клеток. Это может быть также побочным эффектом недостаточного питания, но само плохое питание может быть следствием апатии. Как будто младенец впадает в старческий маразм. Таким образом, можно предположить, что существует прямая дорога от эмоциональной и сенсорной депривации – через апатию и дегенеративные изменения – к смерти. В этом смысле сенсорное голодание может быть для человека вопросом жизни и смерти точно так же, как лишение его пищи.

Действительно, не только биологически, но и психологически и социально сенсорное голодание во многих отношениях аналогично обычному голоду. Такие термины, как «недоедание», «насыщение», «гурман», «разборчивый в еде», «аскет», «кулинарное искусство» и «хороший повар», легко можно перенести из сферы насыщения в сферу ощущений. Переедание, по сути, то же самое, что чрезмерная стимуляция. И в том и в другом случае при нормальных условиях в распоряжении человека имеется достаточно припасов и возможностей составить разнообразное меню; выбор определяется личным вкусом. Возможно, что наши вкусы в основе своей имеют те или иные особенности нашего организма, но к рассматриваемым здесь проблемам это не имеет отношения.

Социального психолога, изучающего проблемы общения, интересует, что происходит с ребенком после того, как он подрастает и естественным образом отдаляется от матери. Все, что наука может сказать на этот счет, можно свести к «народной мудрости»: «Если тебя не гладят по головке, у тебя спинной мозг высыхает». После короткого периода близости с матерью всю остальную жизнь индивидуум должен блуждать меж двух огней, пытаясь постичь пути, которыми ведут его Судьба и инстинкт самосохранения. С одной стороны, он будет постоянно сталкиваться с социальными, психологическими и биологическими силами, факторами, не дающими ему продолжать прежние отношения, столь привлекательные в младенчестве; с другой – постоянно стремиться к утраченной близости. Чаще всего ему придется идти на компромисс. Придется учиться иметь дело с едва уловимыми, иногда только символическими формами физической близости: рукопожатием, иногда просто вежливым поклоном – хотя врожденное стремление к физическому контакту не исчезнет никогда.

Процесс достижения компромисса можно называть по-разному, например сублимацией, но, как ни назови, все равно в конечном счете младенческий сенсорный голод трансформируется в потребность в узнавании. Чем дальше продвигается человек непрямым путем компромисса, тем индивидуальнее его запросы по части узнавания, и именно эти различия в запросах ведут к разнообразию типов социального общения и в конечном счете определяют судьбу индивидуума. Киноактеру могут потребоваться еженедельно сотни «поглаживаний» от анонимных и безразличных ему поклонников, чтобы его «спинной мозг не высох», в то время как ученому достаточно одного поглаживания в год от уважаемого и авторитетного коллеги.

«Поглаживание» можно использовать как общий термин для обозначения физического контакта; на практике оно может приобретать разнообразные формы. Некоторые буквально гладят ребенка, другие обнимают его или похлопывают, наконец, третьи игриво шлепают или щиплют. И в разговоре взрослых между собой происходит нечто подобное, так что, наверное, можно предсказать, как человек будет ласкать ребенка, если вслушаться в то, как он говорит. В более широком смысле «поглаживанием» можно обозначить любой акт признания присутствия другого человека. Таким образом, поглаживание можно считать единицей измерения социального действия. Обмен поглаживаниями составляет трансакцию, являющуюся единицей социального общения.

Согласно теории игр, можно сформулировать следующий принцип: любое социальное общение предпочтительнее отсутствия общения. Эксперименты на крысах подтвердили это; наличие контакта благотворно отражалось не только на физическом, умственном и эмоциональном состоянии крыс, но и на их биохимических показателях, вплоть до степени сопротивляемости организма лейкемии. Эксперименты привели к поразительному выводу: на здоровье животных одинаково благотворно сказываются мягкое поглаживание и болезненный электрический шок.

Высказав эти предварительные замечания, мы можем уверенно перейти к следующему разделу.

Упорядочивание времени

Попросту говоря, что делают люди, обменявшись приветствиями? Причем неважно, будет ли это брошенное на ходу «привет!» или восточный приветственный церемониал, который может растянуться на долгие часы. После сенсорного голода и «узнавательного голодания» наступает черед голода по упорядочиванию. Вечный вопрос подростка: «Ну и что я скажу ему(ей) потом?» Да и большинство взрослых чувствуют себя не в своей тарелке, когда общение вдруг прерывается, возникает неловкая пауза, период неупорядоченного времени, когда никто из присутствующих не находит ничего интереснее, чем заметить: «Вам не кажется, что сегодня вечером стены перпендикулярны?» Извечная проблема человека – как организовать часы бодрствования. С точки зрения Вечности наша небезупречная социальная жизнь оправдана хотя бы потому, что помогает нам сообща с этим справиться.

Когда мы приступаем к решению проблемы упорядочивания времени, мы в каком-то смысле занимаемся программированием. Имеются три основных вида программ: материальные, социальные и индивидуальные. Наиболее простой, привычный, распространенный и удобный способ упорядочивания времени – заняться каким-нибудь реальным делом, попросту говоря – работой. В данном случае, правда, придется употреблять термин «деятельность», поскольку в общей теории социальной психологии принято считать социальное общение разновидностью работы.

Материальная программа включается каждый раз, когда человек сталкивается с какими-нибудь реальными препятствиями; нас она интересует только в том плане, что создает основу для «поглаживаний», узнавания и других, более сложных форм социального общения. Сама по себе материальная программа не решает социальных проблем; в сущности, она предназначена для обработки имеющейся у нас информации. Для того чтобы построить корабль, нужно произвести множество измерений и вычислений и отталкиваться от их результатов – если, конечно, вы всерьез хотите завершить строительство, а не просто пообщаться с себе подобными, изображая трудовую деятельность.

Результатом действия социальной программы является ритуальное или почти ритуальное общение. Главный его критерий – приемлемость на местном уровне, соблюдение того, что в данном обществе принято называть «хорошими манерами». Во всех странах мира родители учат детей манерам, то есть учат их правильно здороваться, правильно есть, пользоваться туалетом, ухаживать за девушками, соблюдать траур, а также умению вести разговор в меру настойчиво, в меру доброжелательно. Это умение соблюдать уровень настойчивости или доброжелательности составляет суть такта или дипломатии; некоторые из этих приемов универсальны, другие действуют только в данной местности. Например, рыгать за едой или интересоваться здоровьем жены сотрапезника одобряется или запрещается местными традициями; кстати, между двумя этими манерами поведения повсеместно наблюдается устойчивая обратная связь. Обычно там, где принято рыгать за едой, вас не спросят, как поживает ваша жена, и, наоборот, там, где вас спросят, как здоровье вашей жены, рыгать не рекомендуется. Обычно формальным ритуалам предшествуют полуритуальные разговоры на определенные темы; мы будем называть их развлечением или приятным времяпрепровождением.

По мере того как люди все лучше узнают друг друга, начинает работать индивидуальная программа, которая может привести к «инцидентам». На первый взгляд такие инциденты кажутся случайными (присутствующие так и могут их описывать), но тщательное изучение показывает, что они следуют определенным моделям, поддающимся классификации, и что последовательность событий осуществляется по негласным правилам и инструкциям. Пока дружеские или враждебные отношения развиваются согласно общепринятым нормам, эти инструкции и правила остаются скрытыми, но как только совершен незаконный поступок, они тут же проявляются – в точности как на спортивной площадке, где нарушение правил отмечается свистком или криком: «Вне игры!» Последовательность действий, подчиняющуюся индивидуальным, а не социальным программам, мы, чтобы отличать их от времяпрепровождения, будем называть играми. Семейная жизнь, отношения супругов, деятельность в различных организациях – все это может год за годом протекать в вариантах одной и той же игры.

Утверждение, что общественная жизнь по большей части развивается в форме игры, совсем не означает, что это «забавно» или что участники относятся к ней несерьезно. С одной стороны, даже футбол и другие спортивные игры могут быть совсем не забавны, а сами игроки – предельно серьезными и угрюмыми, а азартные игры могут завести игроков очень далеко, вплоть до фатального исхода. С другой стороны, некоторые авторы, например Хойзинга, включают в категорию «игр» такие мрачные обряды, как пиры каннибалов. Поэтому называть «играми» такие трагические формы поведения, как самоубийство, пристрастие к алкоголю или наркотикам, преступления или шизофрению, вовсе не значит вести себя безответственно, игриво или варварски. Главное, что отличает игры от других видов человеческой деятельности, – это не лживость эмоций, а то, что их проявление подчиняется правилам. Это становится очевидным в тех случаях, когда незаконное проявление эмоций сопровождается наказанием. Игры могут быть мрачными и даже смертельно опасными, но социальные санкции следуют только тогда, когда нарушены правила.

Развлечения и игры являются подменой реальной жизни и реальной близости. Поэтому их можно рассматривать как предварительные переговоры, а не как заключенный союз, что и придает им особенную остроту. Подлинная близость начинается тогда, когда индивидуальное (обычно инстинктивное) программирование выступает на первый план, а социальные схемы и скрытые ограничения и мотивы отступают. Только настоящая близость может удовлетворить сенсорный, «узнавательный» и «упорядочивательный» голод. Прототипом такой близости является половой акт.

Голод по упорядочиванию не менее важен для выживания, чем голод сенсорный. Ощущения сенсорного и «узнавательного» голода связаны с необходимостью избежать сенсорной и эмоциональной депривации, которые, в свою очередь, ведут к биологическому вырождению. Голод по упорядочиванию связан с необходимостью избежать скуки, и Кьеркегор указывал на те бедствия, к которым ведет неупорядоченное время. Если скука затянется, она начнет действовать точно так же, как эмоциональный голод, и может иметь те же последствия.

Индивидуум, обособленный от общества, может организовать свое время двумя путями: путем деятельности или путем фантазии. Любому школьному учителю известно, что индивидуум может чувствовать себя одиноким даже в присутствии других людей. Когда одиночка становится членом группы из двух или нескольких человек, возможны разные способы упорядочивания времени. В порядке возрастания сложности это: 1) ритуалы, 2) развлечения, 3) игры, 4) близость и 5) деятельность, которая может служить основой для всех остальных. Цель любого участника – получить как можно больше удовлетворения от трансакций с остальными участниками. Чем контактнее участник, тем большее удовлетворение он получает. Большая часть программирования социальной деятельности осуществляется автоматически. Поскольку слово «удовлетворение» в обычном его смысле трудно применить к некоторым результатам этого программирования, как, например, самоуничтожение, лучше использовать термины «выигрыш» или «вознаграждение».

Выигрыш от социального контакта связан с сохранением физического и психического равновесия. Он может проявляться в освобождении от напряжения, устранении психологически опасных ситуаций, приобретении «поглаживаний» и поддержании достигнутого равновесия. Все эти проблемы физиологи, психологи и психоаналитики изучили достаточно подробно. Если перевести в термины социальной психиатрии, получим:

1) первичное внутреннее вознаграждение,

2) первичное внешнее вознаграждение,

3) вторичное вознаграждение,

4) экзистенциальное вознаграждение.


Первые три аналогичны «выгодам от болезни», подробно описанным у Фрейда. Опыт показывает, что плодотворнее и полезнее рассматривать социальные трансакции с точки зрения приобретаемых вознаграждений, чем как действие защитного механизма. Во-первых, лучший способ защиты – совсем не участвовать в трансакциях; во-вторых, концепция «защиты» объясняет только два первых типа вознаграждений, а вознаграждения третьего и четвертого типа при этом не рассматриваются.

Независимо от того, являются ли они проявлением деятельности или нет, наиболее благодарными формами социального контакта являются игры и близость. Длительная близость встречается редко и представляет собой исключительно частное дело. Значимые социальные контакты обычно принимают форму игр и в этом смысле являются предметом нашего исследования.

Часть 1
Анализ игр
Глава 1
Структурный анализ

Наблюдения за спонтанной социальной деятельностью, наиболее продуктивные в специально подобранных психотерапевтических группах, показывают, что время от времени люди заметно изменяют свою позу, голос, словарь и другие аспекты поведения. Такие изменения в поведении часто сопровождаются изменением эмоций. У каждого индивидуума определенный набор схем поведения соответствует определенному состоянию сознания; при этом другой набор связан с другими физическими проявлениями и часто не совпадает с первым. Эти изменения и отличия позволили прийти к выводу о наличии различных состояний Я.

В терминах психологии состояние Я можно описать феноменологически как связную систему чувств, а операционально – как связную систему образцов поведения. Практически это означает, что определенному набору чувств соответствует столь же определенный набор образцов поведения. Каждый индивидуум обладает ограниченным количеством таких состояний Я, каждое из которых не роль, а психологическая реальность. Набор этих состояний можно распределить так: 1) состояния Я, сходные с образами родителей; 2) состояния Я, автономно направленные на объективную оценку реальности, и 3) состояния Я, представляющие наиболее архаичные образцы чувств и поведения, зафиксированные в раннем детстве. В обычной речи их именуют Родитель, Взрослый и Ребенок, причем эти простые термины используются даже в самых строгих и формальных обсуждениях.

Мы утверждаем, что в каждый данный момент любой член группы проявляет одно из состояний Я – Родителя, Взрослого или Ребенка – и что каждый член группы с разной степенью готовности может перейти от одного состояния к другому. Это утверждение позволяет нам сделать некоторые выводы. Когда мы говорим: «Это ваш Родитель», мы имеем в виду: «Ваше сознание сейчас в таком же состоянии, в каком бывал один из ваших родителей (или тот, кто его заменял), и вы реагируете так же, как он, то есть той же позой, жестами, словарем, чувствами и т. д.». «Это ваш Взрослый» означает: «Вы дали независимую объективную оценку ситуации и сообщаете свое заключение или предлагаете решение проблемы независимо от предубеждений». «Это ваш Ребенок» означает: «Вы реагируете так же и с такой же целью, как сделали бы в детстве».

Отсюда следуют выводы:

1. У каждого человека были родители (или те, кто их заменял), и он несет в себе набор состояний Я, которые воспроизводят состояния Я этих родителей (как он их воспринимал) и которые могут активизироваться при определенных обстоятельствах. Проще говоря: «Каждый носит в себе Родителя».

2. Каждый человек (включая детей, умственно отсталых и шизофреников) способен к объективной обработке данных, если активизировано соответствующее состояние Я. На разговорном языке: «У каждого есть свой Взрослый».

3. Каждый человек был когда-то моложе, чем сейчас, и несет в себе фиксированные впечатления прошлых лет, которые могут активизироваться при определенных обстоятельствах. Проще говоря: «Каждый носит в себе маленького мальчика или девочку».

Тут целесообразно поместить рис. 1А, который называется структурной диаграммой. На ней представлены с современной точки зрения все составляющие личности любого индивидуума. Она включает Я-Родителя, Я-Взрослого и Я-Ребенка. Они четко отделены друг от друга, поскольку сильно различаются и порой совершенно несовместимы. Неопытному наблюдателю различия могут показаться несущественными, но они покажутся значительными и интересными всякому, кто преодолеет трудности изучения структурного анализа. Впредь мы договоримся называть реальных людей родителями, взрослыми и детьми (со строчной буквы); слова Родитель, Взрослый и Ребенок с прописной буквы означают состояния Я. На рис. 1Б представлена упрощенная и более удобная структурная диаграмма.


Рис. 1


Прежде чем оставить тему структурного анализа, необходимо упомянуть о некоторых особенностях употребляемой терминологии.

Эрик Берн

Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры (сборник)

Eric Berne, M. D.

GAMES PEOPLE PLAY

The Psychology of Human Relationships

WHAT DO YOU SAY AFTER YOU SAY HELLO

The Psychology of Human Destiny


© 1964 by Eric Berne. Copyright renewed 1992 by Ellen Berne, Eric Berne, Peter Berne and Terence Berne. This translation published by arrangement with Random House, an imprint of Random House Publishing Group, a division of Random House, lnc.

© Перевод. А. Грузберг, 2006

© Издание на русском языке. Оформление. ООО «Издательство «Эксмо», 2014

* * *

Игры, в которые играют люди

Психология человеческих взаимоотношений

Предисловие

Эта книга была первоначально задумана как продолжение моей работы «Трансакционный анализ в психотерапии», но я надеюсь, что ее все-таки можно прочесть и понять, не будучи знакомым с предыдущей публикацией. В первой части излагается теория, необходимая для анализа и понимания игр. Часть вторая содержит описания игр. В третьей части изложен новый клинический и теоретический материал, который позволяет расширить наши представления о том, что значит быть свободным от игр. Те, кого заинтересуют более подробные сведения, могут обратиться к указанной выше работе. Читатель обеих книг заметит, что вдобавок к новым теоретическим сведениям несколько изменились терминология и точка зрения, что явилось результатом дальнейших размышлений, чтения и новых клинических материалов.

Студенты и слушатели моих лекций часто просили меня продиктовать список игр или подробнее рассмотреть те игры, которые упомянуты в лекциях в качестве примера. Это убедило меня в необходимости написать эту книгу. Я благодарю всех студентов и всех слушателей, в особенности тех, которые обратили мое внимание и помогли выделить и назвать новые игры.

Для краткости игры описываются преимущественно с мужской точки зрения, если только они не являются специфически женскими. Таким образом, главный игрок именуется «он», но я не вкладываю в это никаких предубеждений, поскольку та же ситуация может быть отнесена и к «ней», если только не сделана специальная оговорка. Если женская роль существенно отличается от мужской, она описывается отдельно. Точно так же я без всякой задней мысли обычно называю психотерапевта «он». Терминология и способ изложения ориентированы преимущественно на подготовленного читателя, однако надеюсь, что книга покажется интересной и полезной всем.

Трансакционный анализ игр следует отличать от его подрастающего научного «брата» – математического анализа игр, хотя некоторые используемые ниже термины, например «выигрыш», признаны и математиками.

Введение

Процесс общения

Теорию общения между людьми, достаточно подробно рассмотренную в «Трансакционном анализе», можно вкратце свести к следующим положениям.

Установлено, что младенцы, в течение длительного времени лишенные физического контакта с людьми, необратимо деградируют и в конце концов погибают от той или иной неизлечимой болезни. В сущности, это означает, что явление, которое специалисты называют эмоциональной депривацией, может иметь смертельный исход. Эти наблюдения привели к идее о сенсорном голоде и подтвердили, что наилучшими лекарствами от нехватки сенсорных раздражителей являются разного вида прикосновения, поглаживания и т. п. Что, впрочем, известно практически всем родителям из собственного повседневного общения с младенцами.

Аналогичный феномен наблюдается и у взрослых, подвергнутых сенсорной депривации. Экспериментально доказано, что такая депривация может вызвать краткосрочное психическое расстройство или по меньшей мере стать причиной временных отклонений в психике. В прошлом социальная и сенсорная депривация проявлялась в основном у заключенных, приговоренных к длительным срокам одиночного заключения. Действительно, одиночное заключение – самое тяжелое наказание, которого боятся даже закоренелые и склонные к физическому насилию преступники.

Вполне возможно, что в физиологическом плане эмоциональная и сенсорная депривация вызывает или усиливает органические изменения. Если ретикулярная активирующая система мозга не получает достаточных стимулов, могут последовать дегенеративные изменения нервных клеток. Это может быть также побочным эффектом недостаточного питания, но само плохое питание может быть следствием апатии. Как будто младенец впадает в старческий маразм. Таким образом, можно предположить, что существует прямая дорога от эмоциональной и сенсорной депривации – через апатию и дегенеративные изменения – к смерти. В этом смысле сенсорное голодание может быть для человека вопросом жизни и смерти точно так же, как лишение его пищи.

Действительно, не только биологически, но и психологически и социально сенсорное голодание во многих отношениях аналогично обычному голоду. Такие термины, как «недоедание», «насыщение», «гурман», «разборчивый в еде», «аскет», «кулинарное искусство» и «хороший повар», легко можно перенести из сферы насыщения в сферу ощущений. Переедание, по сути, то же самое, что чрезмерная стимуляция. И в том и в другом случае при нормальных условиях в распоряжении человека имеется достаточно припасов и возможностей составить разнообразное меню; выбор определяется личным вкусом. Возможно, что наши вкусы в основе своей имеют те или иные особенности нашего организма, но к рассматриваемым здесь проблемам это не имеет отношения.

Социального психолога, изучающего проблемы общения, интересует, что происходит с ребенком после того, как он подрастает и естественным образом отдаляется от матери. Все, что наука может сказать на этот счет, можно свести к «народной мудрости»: «Если тебя не гладят по головке, у тебя спинной мозг высыхает». После короткого периода близости с матерью всю остальную жизнь индивидуум должен блуждать меж двух огней, пытаясь постичь пути, которыми ведут его Судьба и инстинкт самосохранения. С одной стороны, он будет постоянно сталкиваться с социальными, психологическими и биологическими силами, факторами, не дающими ему продолжать прежние отношения, столь привлекательные в младенчестве; с другой – постоянно стремиться к утраченной близости. Чаще всего ему придется идти на компромисс. Придется учиться иметь дело с едва уловимыми, иногда только символическими формами физической близости: рукопожатием, иногда просто вежливым поклоном – хотя врожденное стремление к физическому контакту не исчезнет никогда.

Процесс достижения компромисса можно называть по-разному, например сублимацией, но, как ни назови, все равно в конечном счете младенческий сенсорный голод трансформируется в потребность в узнавании. Чем дальше продвигается человек непрямым путем компромисса, тем индивидуальнее его запросы по части узнавания, и именно эти различия в запросах ведут к разнообразию типов социального общения и в конечном счете определяют судьбу индивидуума. Киноактеру могут потребоваться еженедельно сотни «поглаживаний» от анонимных и безразличных ему поклонников, чтобы его «спинной мозг не высох», в то время как ученому достаточно одного поглаживания в год от уважаемого и авторитетного коллеги.

«Поглаживание» можно использовать как общий термин для обозначения физического контакта; на практике оно может приобретать разнообразные формы. Некоторые буквально гладят ребенка, другие обнимают его или похлопывают, наконец, третьи игриво шлепают или щиплют. И в разговоре взрослых между собой происходит нечто подобное, так что, наверное, можно предсказать, как человек будет ласкать ребенка, если вслушаться в то, как он говорит. В более широком смысле «поглаживанием» можно обозначить любой акт признания присутствия другого человека. Таким образом, поглаживание можно считать единицей измерения социального действия. Обмен поглаживаниями составляет трансакцию, являющуюся единицей социального общения.

Согласно теории игр, можно сформулировать следующий принцип: любое социальное общение предпочтительнее отсутствия общения. Эксперименты на крысах подтвердили это; наличие контакта благотворно отражалось не только на физическом, умственном и эмоциональном состоянии крыс, но и на их биохимических показателях, вплоть до степени сопротивляемости организма лейкемии. Эксперименты привели к поразительному выводу: на здоровье животных одинаково благотворно сказываются мягкое поглаживание и болезненный электрический шок.

Высказав эти предварительные замечания, мы можем уверенно перейти к следующему разделу.

Попросту говоря, что делают люди, обменявшись приветствиями? Причем неважно, будет ли это брошенное на ходу «привет!» или восточный приветственный церемониал, который может растянуться на долгие часы. После сенсорного голода и «узнавательного голодания» наступает черед голода по упорядочиванию. Вечный вопрос подростка: «Ну и что я скажу ему(ей) потом?» Да и большинство взрослых чувствуют себя не в своей тарелке, когда общение вдруг прерывается, возникает неловкая пауза, период неупорядоченного времени, когда никто из присутствующих не находит ничего интереснее, чем заметить: «Вам не кажется, что сегодня вечером стены перпендикулярны?» Извечная проблема человека – как организовать часы бодрствования. С точки зрения Вечности наша небезупречная социальная жизнь оправдана хотя бы потому, что помогает нам сообща с этим справиться.


Ну а голландский философ Йозеф Хайзенга эту теорию углубил. По мнению Хайзенги люди превращают в игру весь свет и человек только потому человек, что умеет играть. По этой теории вполне понятно отчего настольные игры зародились так давно, что уже и не узнать, откуда произошла эта забава.






Три тысячи лет до нашей эры были изобретены игральные кости, а вместе с ними и знаменитые нарды. Нарды игра шашечного типа, появившаяся на арабском Востоке и сохранившаяся до сих пор, хотя и в изменённом виде. Тогда кстати в нарды играли по немного другим правилам.






Многие классики и военные деятели поклонялись шашкам. Игра, которая развивает логику и стратегию. Великие Пушкин, Державин, Лев Николаевич Толстой были приверженцами этой игры. Даже такие полководцы, как Суворов и Наполеон увлекались шашками и во многом полагались на свой опыт благодаря умению играть в эту занимательную и интересную, всегда новую игру.


Правила древней игры были очень похожи на современные: игровая доска уже состояла из 64 клеток, шашки были, как и сейчас, белыми и черными. Правда, ходить они могли, подобно наступающим на противника солдатам, только вперед. Если одна из шашек прорывалась в тыл врага, получала преимущества, становясь дамкой, и могла вести нападение не по прямой траектории.


1723 год Английский шашист польского происхождения, оставшийся в истории под прозвищем Поляк, предложил увеличить шашечную доску до 100 клеток и немного изменить правила игры появились стоклеточные (польские) шашки. Широкое распространение и отсутствие расхождений в правилах игры сделало этот вариант шашек международным.












1934 год в этом году Чарльз Дэрроу явил миру знаменитую монополию. Тогда это была экономическая настольная игра, что-то вроде экономической стратегии. Впоследствии появились тысячи разновидностей этой игры. Полагают, что причиной для создания этой игры стала Великая депрессия 1930-х в США.


1938 год придумана знаменитая игра "Скрэббл". В России она более известна как "Эрудит". Впрочем, аналогом этой игры можно считать русскую игру под названием "Балда".


Игра «Мафия» придумана весной 1986 года студентом факультета психологии МГУ Дмитрием Давыдовым, уроженцем Каменска-Уральского. Вначале в неё играли в общежитиях, аудиториях и коридорах МГУ, но после того как некоторые студенты университета провели каникулы в летних студенческих лагерях, где отдыхали студенты и других советских ВУЗов, игра вместе с новыми игроками стала распространяться по другим учебным заведениям СССР.


В 1998 году игра «Мафия» и ее европейский прототип игра «Убийца» были использованы калининградской Высшей школой МВД РФ для курса «Визуальная психодиагностика». Игры легли в основу учебно- методического пособия, с помощью которого развивали навыки курсантов в отношении различных приёмов и методов чтения языка телодвижений.


В Китае «Мафия» используется для лечения азартных людей от игровой зависимости, а в США как средство перевоспитания «трудных» подростков в летних христианских лагерях. А еще, с помощью «Мафии» к роли будущих присяжных готовятся японские старшеклассники. Мафия признана одной из «50 наиболее исторически и культурно существенных игр, появившихся с 1800 года».


"Что наша жизнь? Игра" написал однажды А. Пушкин в своей "Пиковой даме".