Batman Arkham City: обзор игры, прохождение, системные требования. Искрящийся ад Аркхема. Что нового, кошечка

Бэтману в последние годы везет: и тебе удачный перезапуск комиксовой вселенной Justice League, и собирающая огромную кассу кинотрилогия, и безоговорочно отличная видеоигра Arkham Asylum. Чтобы идеально завершить семилетку, Летучей мыши осталось только пройти очередное компьютерное испытание и не уронить планку с последним фильмом. И если последнее задание Бэтману на пару с Бейном еще только предстоит выполнить, то с продолжением замечательной игры 2009 года мы можем ознакомиться уже сейчас.

Летучую мышь опять угораздило попасть в закрытую банку с пауками. На этот рад под игры психически нездоровых героев и злодеев Готема отвели целый район города. Очевидно, чтобы выказать свое уважение к тонкому душевному миру разноцветной компании, в качестве площадки для разборок выступил самый что ни на есть городской центр. Ну, по крайней мере так нам сказали, не гляди, что на самом деле это какой-то край, граничащий не иначе как с Северным ледовитым океаном. Зачем вообще вся эта веселуха, поначалу понятно плохо. Не просто же так масляный доктор Масло странный доктор Стрендж — ахтунг: он знает, кто скрывается под маской! — собрал себе такую богатую коллекцию пациентов - Джокера, Двуликого, Мистера Фриза, Пингвина и всех-всех-всех (многих наши геймеры могут даже и не знать: например, кто такой Дэдшот и чем он знаменит?), чтобы их там всех тупо переубивать. Но тогда - и правда, зачем?

Вообще, многие моменты в Batman: Arkham City ориентированы на заядлых поклонников комикса, и потому скорее всего полетят мимо основной массы игроков из бывшего СНГ. Что по иронии будет неприятно прежде всего как раз знатокам. Как же это так, Вася понятия не имеет, кто это там вообще названивает по телефонным будкам, но все равно получает удовольствие от прохождения? Что же это за наглость такая? Нам же в свою очередь остается только радоваться, что для увлекательной игры в B:AC совершенно необязательно знать всю о-очень богатую бэтмановскую мифологию.

Как бы то ни было, заварившуюся кашу нужно расхлебывать, да и в образе Бэтмана на улицах Аркхем Сити выжить легче, чем в образе плейбоя Уэйна, а потом - звоним дворецкому Альфреду и просим отправить эксперсс-почтой посылочку с рабочим костюмчиком. Ну и всеми полагающимися рабочими инструментами.

Мастер на все руки

Арсенал у нашего летучего сыщика внушительный, особенно учитывая экстренные условия доставки и экипировки бэт-побрякушек. Кое-что ожидаемо откроется не сразу, но и стартовый джентльменский набор очень даже неплох. Геймера сразу же знакомят с крюком для городских путешествий, хитрым компьютером для взлома и прослушивания всего, что можно и нельзя взломать и прослушать, а также традиционными гранатами-взрывчаткой-бэтарангами. Невольно удивляешься, как с таким убойным набором Брюс Уэйн умудряется неукоснительно следовать заповеди «не убий».

Да, Бэтман принципиально не убивает людей, потому что поклялся, дал обет или что-то в этом роде. Это, конечно же, известно всем поклонникам комиксов от DC, но сколько их в СНГ, этих хардкорных фанатов? Даже в перезагрузочных фильмах Нолана единственный персонаж, которого Бэтман так или иначе, но все-таки убивает, все равно де-факто бессмертен, просто очень раздражителен после каждого визита на тот свет. Поэтому, когда Бэт будет просто связывать очередного злодея вместо того, чтобы искупать его в кислоте, знайте - он верен своему слову, а не стесняется, потому что дети смотрят. Это уже авторы включили в Уэйне гуманиста, потому что дети смотрят. Бездна разницы.

С таким крутым боекомплектом Бэтман сможет поиграть и в вот этого величайшего детектива всея вселенной DC Comics, и в скрытного ночного охотника, и в непрошибаемого промилу. Первый пункт, впрочем, присутствует больше для атмосферы - все злодейские головоломки элементарны, а редкие улики находятся разве что не сами собой. Никакого вызова, зато общая картина игры от таких коротких, простых но при этом занятных, тихих-спокойных (особенно по сравнению с остальной суматохой) эпизодов становится только ярче. Не все же Бэтману морды бить, в самом деле.

Но уж когда дело доходит до драки, наш подопечный рубится самозабвенно — разрекламированные кулачные свалки и правда хороши. На первых порах, правда, чересчур уж суматошны, плюс по чисто тактильным ощущениям напоминают скорее какую-нибудь ритмическую игру типа Dance Dance Revolution или даже Guitar Hero, чем предвкушаемый Berserk (странно, но этот короткий мини-шедевр с Dreamcast – вообще единственный beat-em up кроме не подходящих под ситуацию Streets of Rage, который мне удалось вспомнить), но как только вы адаптируетесь к правилам местных кулачных разборок, все станет просто замечательно. Бэтман научился драться красиво. Дал два раза первому уголовнику в лицо, увернулся от удара сзади и тут же отвесил с ноги нападавшему, перепрыгнул через третьего, притянул к себе крюком четвертого и мощно приложил его в полете, а потом еще, а потом еще… Что еще лучше, все эти драки не приедаются даже после десятков набитых в Акрхэм-сити часов.

Большую часть благодарности за это стоит, правда, отдать многообразию супергеройского досуга. Закрытый городок Аркхэм не так уж велик по размерам, зато просто нашпигован контентом. Большие и малые развлечения попадаются под крылья буквально через каждые пару метров. Битвы с боссами, побочные задания, копилки достопримечательностей в стиле «сдуй сотню развешанных Джокером черт знает где воздушных шаров», четыре с лишним сотни заданьиц различной степени зубодробительности на открытие ларцов с конфетами от Риддлера (ээ, Загадочника), отдельные сюжетные ветки, и так далее, и так далее - представьте, что Skyrim попытались сжать до размеров той самой паучьей банки, и вы получите примерную картину.

Про консольность и приспособленность управления под эргономичные-наше-все геймпады. Новости часа: геймпады не спасают. Никакие. Игры все сильнее начинают утыкаться в стенку ограниченности геймпадного функционала. Бэтмен может делать тысячу разных вещей одновременно, но вот управляющие им геймеры, увы, смогут «раскрыть потенциал» той же боевки только после пары месяцев усердной пальцевой акробатики и десятка-другого перепрохождений сюжетной кампании. Чего не произойдет. Увы и ах, добрая половина боевой хореографии уйдет в никуда. С тучей же детективных технологичных штучек все проще - в нужный момент можно спокойно остановиться, вспомнить, какие пять кнопок на паде нужно одновременно нажать, чтобы выбрать вот тот сканер или вон ту взрывчатку, и спокойно так разобраться с насущными проблемами лучшего в мира детектива из комиксов. Лучший из опробованных вариантов - клавиатура плюс мышь с шестью функциональными клавишами и перенастроенное управление. Стоило ли оно того, правда, вопрос.

Между тем, наш герой вовсе даже не неуязвим. Особенно когда в него стреляют в упор из обреза. Соваться напролом танком «Тигр» будет получаться далеко не всегда - в отличие от нашего праведного героя, пятеро бугаев с автоматами не постесняются быстро-быстро нашу летучую мышь изрешетить и быстро дотащить труп до босса, чтобы тот успел сказать пару добрых слов перед геймовером и загрузкой последнего сейва. Плохие боевые танцоры, к слову, рискуют огрести тумаков и в простых кулачных боях, особенно на высоком уровне сложности. Так что кое-какой вызов игра все-таки бросает, что на фоне Rage и прочих Battlefield 3 (речь, конечно, о сингле новой «батлы») не может не радовать.

Пока одни прокачивают импланты, а вторые - веру в (артефакты) Императора, Бэтман прокачивает свой костюм. Если честно, от этой повсеместной прокачки уже начинаешь уставать, но в данном случае все пристойно: рюшечки с левел-апа не научат Уэйна метать бэтаранги с закрытыми глазами и валить по восемь врагов за один удар, но дадут возможность при желании рубиться еще более зрелищно и, при должном уровне владения контроллерами, эффективно. Есть в запасниках Уэйнтек и облегчайзеры, но их не особо много, что не может не радовать любящих содержательную игру геймеров.

Цирк в городе

С атмосферой все сложнее. С одной стороны, у нас есть крутой Бэтман, мрачный Готэм и сумасшедшие злодеи - все как надо, а с другой - ну уж слишком много психов собрались на нашем небольшом пятачке. Прямо какой-то парад пополам с звездопадом. Для вообще всех иногда и целого города бывает мало, а тут они еще зачем-то скучковались в одном пятачке, не иначе как хотят покрасоваться перед камерой. Если же не заострять свое внимание на этом всеобщем построении (что, правда, сложновато с таким-то калейдоскопом), то клаустробофичный мир Бэтмана во второй раз подряд получился просто на «отлично». Закупоренный криминальный район живет бурной жизнью - озлобленные рядовые бандиты рыщут по улицам, стараясь найти, чем поживиться (насущный вопрос, за чем охотиться в первую очередь - богатеньким Брюсом Уэйном или все-таки едой?) и болтая о тяжелых мрачных буднях, гангстеры рангов повыше проворачивают свои дела, надо всем этим невеселым цирком нависло око наблюдающих со стороны жандармов.

Ну и да, кругом красивая трехмерная урбанистическая готика, беспробудная ночь и холод. И тревожная-тревожная музыка, для задания верного настроения уже даже не особо нужна, но все равно мило дополняющая общую мрачно-пафосную картину.

Про Женщину-кошку. Стоит отдать разработчикам должное: они вплели DLC-персонажа в игру практически безболезненно для решивших ограничиться одним главным героем геймеров. Не забывая, впрочем, их постоянно дразнить. К приключениям летучего детектива попрыгушки воровки Селины по стенам и потолкам не имеют практически никакого отношения, отчего смотрятся порой глуповато. Вот Женщина-кошка под нашим чутким руководством продралась через орду отравленных Ядовитым Плющом бандитов, чтобы… вот сцапанной ею лично в ролике на движке. Отличный эпизод. Содержательный.

Свалившееся на нас в ноябре геймерское раздолье - это… а ладно, у меня на самом деле нет подходящих слов. Такой ковровой бомбардировки отменными проектами не случалось давно. Просто отличная игра (см. Saints Row the Third) запросто могла бы потеряться в плеяде таких звезд, как Battlefield 3, Skyrim, Call of Duty и - нашего замечательно Arkham City. У игры практически нет недостатков, с какой стороны не посмотри. У нас есть все - и графика, и геймплей, и история, и море контента, и подарки для фанатов, и доступность для новичков в мире Бэтмана, и все-все-все, чего может желать душа любителя компьютерных игр. Единственная состоятельная отговорка для не сыгравших в B:AC – банальная нехватка времени при общей холодности к культовому персонажу DC. Тогда мы благодушно позволим отложить игру до новогодних каникул.

Дата выхода: 18 октября 2011 Издатель: Warner Bros. Interactive Entertainment Разработчик: Rocksteady Studios Жанры: Action / Adventure Платформы: PC / PS3 / Xbox 360 В : 382 место Оценка редакции: 90 %

Стоит играть? (на основе оценок читателей)

Как вам игра? + 1 (все положительные)

Подобно Бэтмену, Rocksteady Studios появилась буквально из ниоткуда, выпустила в 2009 году самую успешную игру про супергероев в истории индустрии и снова ушла в тень. Остальным компаниям есть чему поучиться у британцев - пока большинство разработчиков сорили деньгами для продвижения будущего продукта, за стенами Rocksteady развивались идеи оригинала. В итоге, невозможно назвать второсортной игрой. Напротив, такие сиквелы - пример для подражания.

Chronicles of Batman

Ночному времяпрепровождению супергероя не позавидуешь. Вместо того чтобы развлекаться в барах с друзьями или спать в теплой кровати, Брюс Уэйн в обтягивающем костюме отвешивает люлей убийцам, психопатам, маньякам и прочим неординарным личностям. Он срывает коварные планы обезумевших злодеев, и, по возможности, спасает мирных жителей. А как иначе? Ведь даже мэр города, слегка двинутый Квинси Шарп, оградил часть Готэм Сити огромной стеной, обмотал ее колючей проволокой и превратил весь этот периметр в тюрьму особого режима.

Выжить в таком месте непросто. Тот, кто хочет продержаться как можно дольше, будет работать на одного из местных авторитетов. Двуликий любит устраивать показательные суды с помещением виновного в котел, наполненный серной кислотой. Раздвоение личности не мешает варварской церемонии, а лишь способствует ей - здесь вместо присяжных решает подкинутая монетка. Другой работодатель - Пингвин. Этот коротышка завоевал почтение тем, что может достать для других все, что угодно. За разумную плату, разумеется. Но в гневе любитель свежей рыбы очень опасен - разорвет на куски. К Джокеру же тянутся лишь отчаянные. Неудивительно, ведь умирающий клоун готов отравить весь город только ради того, чтобы один раз посмеяться. Таким образом, атмосфера местной тюрьмы вряд ли хуже, чем в .

Возможно, Бэтмен и не появился бы в этом богом забытом месте, однако до начала загадочной операции "Протокол 10" осталось меньше суток, а что задумал местный надзиратель, до сих пор остается неясным. Но история разворачивается еще круче, и в мгновение ока герою приходится решать кучу других проблем. К тому же, еще есть Ридлер, который расположил свои задачки буквально на каждом шагу; где-то прячется Виктор Зсасз, убивающий дурачков, пришедших на звон таксофона; случайно встреченный Бейн как бы невзначай напоминает, что контейнеры с ядовитым Титаном до сих пор не уничтожены; а наручный компьютер то и дело предлагает пройти несколько заданий виртуальной реальности.

Take him down, Batman!

Еще после мало у кого возникали сомнения в том, что Rocksteady знает, как не дать игроку заскучать. Но после этой части вопрос окончательно можно считать закрытым. Здесь даже в побочных квестах придется решить не одну головоломку, проползти не по одной канализации и взломать не один кодовый замок. Авторы будто знают, когда лучше заставить героя красться за вражескими спинами, а когда включить какой-нибудь зубодробительный QTE. Мешают, разве что, мелкие баги. Например, вершитель правосудия может прыгнуть не совсем туда, куда нужно или, что еще хуже, застрять в перилах.

Спустя некоторое время после событий в лечебнице Аркхем, Бэтмен обзавелся несколькими полезными приспособлениями. При серьезном сопротивлении со стороны охраны герой может бросить им под ноги дымовую гранату и улизнуть, пока никто не видит. Для открытия заблокированных дверей лучше использовать электрическую пушку (хотя и противника можно поджарить). Впрочем, Бэтмен опасен и в открытом бою, поэтому с легкостью может "уложить" целую толпу бандитов. Как и прежде, бой больше походит на танец и представляет собой цепь непрерывных ударов по разным противникам. Атакующего врага можно контратаковать, стоящего сзади стоит пнуть, а в подбежавшего - кинуть бэтарангом.

На удачных драках, а также на выполнении квестов можно заработать много очков опыта. При обретении нового уровня компания Уэйн Тек запросто вмонтирует в костюм баллистическую броню или защиту от сильных ударов. Сам Бэтмен обучится более эффективным приемам и сможет наносить уголовникам критические удары. В общем, в меню улучшений найдется много различных способов устранения противника, и они заметно облегчат жизнь в Аркхем Сити.

Озираясь по сторонам

Помимо Бэтмена в Arkham City , можно играть за женщину-кошку. Правда авторы выделили для этого от силы часа три. А жаль, ведь управлять такой красоткой - одно удовольствие. По большому счету, это отдельный персонаж со своим, пусть и скудным, набором характеристик, грациозной анимацией и некоторым количеством интересных гаджетов. Даже Ридлер приготовил для нее персональные загадки. Анти-героиня обладает неплохим чувством юмора, занимается в местной тюрьме своими делами, частенько попадает в неприятности и нередко пересекается с Бэтменом.

За приключениями антиподов очень приятно наблюдать. Несмотря на то, что движок практически не изменился со времен первой части, картинка выглядит впечатляюще. Постоянно падающий снег навеивает натуральное чувство холода так, что мороз бежит по коже. Свет ярких прожекторов с патрулирующих вертолетов наводит на ощущение, что ты у всех на виду. Частые разговоры местных бандитов добавляют реализма происходящему, а профессиональное озвучение персонажей буквально заставляет выкрикивать похвальное "Верю!" в адрес разработчиков.

Однако единственное, что не дает это сделать - некоторая инфантильность происходящего. Канонический Темный Рыцарь, как правило, отличался от всех супергероев тем, что сам казался неплохим кандидатом на место в психиатрической лечебнице. Конечно, сценаристы Rocksteady Studios сделали расчетливого, холодного, неэмоционального героя, но до комиксов Batman: The Dark Knight Returns или Batman: Arkham Asylum ему далеко. В остальном же Batman: Arkham City на голову выше оригинала.

Графика: 4.8
Звук и музыка: 4.5
Геймплей: 4.6
Сюжет: 5.0

Главная прелесть вселенной Бэтмена заключается в том, что ее довольно трудно испортить. Возможно, дело в персонаже — хмуром миллиардере, который по ночам переодевается в латекс и разделывается со злодеями не лучами смерти из глаз, а кулаками и гаджетами гаражного производства. Возможно, дело еще и в Готэме — пожалуй, самом болезненном из выдуманных городов Америки, где каждый первый — жертва, а каждый второй — преступник или маньяк. Как бы то ни было, такую задумку в принципе сложно испоганить: даже у Джоэля Шумахера, в мерзком «Бэтмене и Робине» были эпатажные персонажи, вроде синего и лысого Арнольда Шварценеггера. И даже у самых нелепых Бэт-игр (у Бэтмена, как и у большинства супергероев, хватает нелепых поделок в этом разделе портфолио) был этот небьющийся козырь: сильные личности на главных ролях и сеттинг, по атмосфере безысходности похожий на заблеванный советский полустанок декабрьским вечером. Настоящая, взрослая история. Супермэну, который, в отличие от Бэтмена, так и не смог вырасти из надетого поверх штанов исподнего, такое и не снилось.

Я — черная моль

Талантливые же люди, прикасаясь к волшебным резиновым ушам Брюса Уэйна, становятся великими: это произошло с Тимом Бертоном, снявшим в 1989 году лучшую на свете Бэт-экранизаию. Это произошло с Джеком Николсоном, который после «Сияния» и до гениальной роли Джокера девять лет снимался в различной ерунде. И сейчас это происходит с вылезшими буквально из ниоткуда Rocksteady Studios .

После оглушительного успеха Batman: Arkham Asylum 2009 года они ведут себя, как стадионные рок-звезды, выходящие на запланированный бис: в Arkham City дают побить почти всех более-менее значимых злодеев (включая Пингвина и мистера Фриза), поиграть за невероятно пластичную, но уязвимую Женщину-кошку, а также свободно исследовать целый район Готэма. Даже если не тратить время на побочные задания и бежать только вперед, прохождение займет никак не меньше 15-16 часов: серьезный результат для современного блокбастера и сложная задача для геймдизайнеров, которым нужно идеально выдержать темп, чтобы никто не заскучал.

Но спешить или скучать здесь хочется меньше всего на свете. Впервые вырвавшись на волю, занимаешься вовсе не разгадкой очередной интриги Джокера, а заворожено осмотришь на то, как мелкий снег падает на развевающийся в лунном свете кожаный плащ Бэтмэна. Или, расправив руки, резко прыгаешь вниз с высоченной крыши собора для того, чтобы свободно облететь полрайона. Как вариант — можно просто прыгать от здания к зданию, цепляясь за них при помощи гарпуна. Или, свесившись с патрульного вертолета, хозяйским взглядом осматривать окрестности. Главное — без крайней надобности не спускаться вниз, на улицы. Ведь Аркхем Сити — это ни что иное, как готическая версия Марьино: отгороженный стенами и патрулируемый вертолетами район-тюрьма для известных преступников, в котором не существует чистых подворотен, а последняя лампочка в туалете была разбита еще при царе Горохе.

Впрочем, основная часть истории разворачивается все-таки в довольно камерных декорациях соборов, заброшенных полицейских участков, больниц, лабораторий, разрушенном метро, канализаций и секретных подземельях старого города. Там все вопросы «куда идти» отпадают сами собой, остаются только вопросы «как». В такие моменты понимаешь, что Arkham City позволяет не просто примерить знаменитый кожаный костюм, она дает почувствовать себя Бэтменом.

Бэтмен не ломится сквозь локации, словно кабацкий бугай — он тяжелой поступью входит в комнату, и это значит, что кроме него оттуда уже никто не выйдет

Я — летучая мышь

В такие моменты все то, что казалось недоработками (вроде неудобной навигации, когда нужно битый час бродить вокруг очередного здания в поисках входа) внезапно обретает смысл, становится понятно, чем Бэтмен отличается от других ряженых дурачков, именуемых супергероями. Бэтмен не тычется носом в стены дома — он проводит расследование, ищет секретный лаз. Бэтмен не шкерится в вентиляции, он, включив рентгеновское зрение, изучает обстановку. Бэтмен не ломится сквозь локации, словно кабацкий бугай — он тяжелый поступью входит в комнату, и это значит, что кроме него оттуда уже никто не выйдет. Но это не значит, что он неуязвим. Герой силен и может раскидать голыми руками любое количество шпаны с битами и арматурой, но он не выдержит даже пары пуль из автомата. Поэтому он действует скрытно, смертоносной тенью пикирует на врагов сзади и не стесняется нечестных приемов — вырубает урок ударом о кирпичную кладку. Будучи лучшим в мире детективом (или играя роль пресыщенного жизнью богатея) Уэйн-Бэтмен остается человеком, который думает, чувствует и не собирается умирать ради геройской бравады. Как Буратино из детской песни, «он не игрушка, он живой»

И это, в первую очередь, заслуга Rocksteady. В недавнем эти люди сравнивали себя с Бэтменом от игровой индустрии, и небезосновательно. Проблема большинства студий в том, что почти у всех есть талантливые программисты, дизайнеры, художники и продюсеры, но мало у кого есть режиссеры. В Rocksteady кто-то явно обладает соответствующим талантом. Игра не только разнообразна, красива и т.д., она идеально выверена во всем, от необязательных внесюжетных встреч до уровня сложности. Едва вы приучите себя включать рентгеновское зрение перед каждой стычкой (очень помогает в бою), как на сцене появятся враги с портативными глушилками, убивающими любую электронику. Только научитесь осознано чередовать две кнопки удара, наблюдая, как Бэтмэн в ритме танца раскидывает врагов — получите противников с мечами, щитами и электродубинакми, против которых старые приемы окажутся уже недействительны.

Как и Джокер, Arkham City знает, когда и где позлить игрока головоломным заданием, а когда — заманить очередным роликом или телефонным звонком. Она откровенно манипулирует игроком, но делает это настолько профессионально, что правила игры принимаешь сразу и безоговорочно. Будь Arkham City чуть проще — безумная магия бы вмиг улетучилась, превратив игру в интерактивную экскурсию по местам боевой славы. Стоит только добавить в нее Бэтмобиль — сразу пропадет все очарование путешествий по крышам города.

Для того, чтобы уничтожить очередную игру с открытым миром, журналисты держат наготове ровно одну претензию, напоминающую лозунг демонстрантов с Триумфальной — «Нет свободы, все линейно». Arkham City действует тоньше — несмотря на ощущение вседозволенности (Пойти на сюжетную миссию или заняться поисками Риддлера? Придушить этих снайперов, или прокрасться мимо них по вентиляции?), все уже и так решено за нас визгливым клоуном. Но знает об этом только сам Джокер.

Arkham City — это Джокер от игровой индустрии, тонкий кукловод и гениальный постановщик

Многие современные игры, даже те, кто получает у прессы «восьмерки» и «девятки», хороши частями, но в целом похожи на неудачные генетические эксперименты по клонированию из четвертой части «Чужих»: вроде бы основные части тела присутствуют, но вместо левого плеча почему-то оказывается зубастый рот, позвоночник имеет форму знака «&», а из-под ребер вылезают грыжи. У Arkham City — все на месте: ни один гаджет не пылится без дела, ни одна возможность не оказывается лишней, а любой побочный квест стоит того, чтобы если не пройти его, так хотя бы обратить внимание. Поэтому, продолжая метафору самих Rocksteady, Arkham City — это Джокер от игровой индустрии, тонкий кукловод и гениальный постановщик, чьи представления заслуживают только высших похвал.

Как работает Batman: Arkham City?

1 — Все бандиты в игре работают на разных злодеев — эти, судя по наряду, состоят на зарплате у Двуликого.
2 — Каждое помещение и подворотня оформлены с каким-то неземным тщанием — повсюду необязательные плакаты, узоры и секреты.
3 — Все уровни в игре, как правило, многоэтажные и нелинейные: везде есть обходные пути, где можно прокрасться по-тихому.
4 — Четыре врага для Arkham City — это скорее исключение: в некоторых сценах приходится сражаться с толпой из нескольких десятков бандитов.
5 — Бэтмэн по ходу игры может разучивать новые комбо и открывать более сложные гаджеты. Но игра не утомляет прокачкой — участие игрока в этом процессе минимально.

1 — Отсидеться на каменной горгулье — по-прежнему универсальное спасение почти в любом бою. Но со временем враги это поймут и начнут расстреливать горгулий из автоматов.
2 — За летающие над городом патрульные вертолеты можно незаметно уцепиться — получится бесплатное, хотя и неуправляемое такси.
3 — Гарпун цепляется за любое здание и бьет чуть ли не с километровой дистанции — Спайдермэн удавился бы.
4 — Бэтмобиля в игре, к сожалению, нет. По словам Rocksteady, они просто не хотели превращать игру в еще одну GTA.

Большинство игр по лицензиям относятся к категории мусора, что покупают на распродажах или берут на время у менее продвинутых друзей для выбивания трофеев и ачивок. Batman: Arkham Asylum, как гигантское исключение из правил всегда возвышалась над кучей отбросов, доказывая личным примером, что главное - это отношение к продукту, а не злой рок в виде держателей лицензии или торопливых издателей. Batman: Arkham City продолжает это движение к совершенству, следуя лозунгу “круче, больше, сильнее” и раздвигая границы дозволенного в рамках комикс-вселенной.

Batman: Arkham City продолжает историю Arkham Asylum, превращая родной город Бэтмена в еще более мрачное место. Новый мэр Готэма Квинси Шарп при поддержке доктора Хьюго Стренджа начинают безумный эксперимент: часть города огораживают неприступной стеной, чтобы создать город-тюрьму - Аркхем Сити, приютивший всех негодяев Готема, включая Пингвина, Двуликого, Фриза и неподражаемого Джокера, а заодно и тысячи узников совести, несогласных с политикой нового мэра. В список врагов города попадает и миллионер Брюс Уэйн, который по совместительству скрывается под маской темного рыцаря. Когда все ключевые персонажи оказываются в одном месте, доктор Стрендж запускает таинственный Protocol 10. А Джокер втягивает Бэтмена в очередную авантюру, где на кон поставлено нечто большее, чем их смертные жизни.

Основное отличие Batman: Arkham City от предшественника - это структура окружающего мира. Новый Batman это открытый многослойный мир, где сюжетное повествование глубоко переплетается с вторичными и третичными заданиями, а населяющие мир NPC рассказывают часть истории, цепляясь за незначительные события или отталкиваясь от последствий решений главного героя игры. В городе-тюрьме идет борьба между тремя группировками. Первые - это бандиты Двуликого, вторые питомцы Пингвина и третьи сторонники Джокера. Стоит вам победить лидера одной из группировок и расстановка сил в замкнутом мире меняется. Одна банда поглощает другую или вступает в невидимый союз. Кроме того, внутри группировок происходят свои разногласия. Болезнь Джокера раскалывает его сторонников на две части, одна из которых согласна на руководство Харли Квин, а вторая готова примкнуть к Пингвину. И это не считая многочисленных шпионов Риддлера. Кроме того, в игру вмешиваются сторонние силы, поставляющие группировкам современное оружие и единичные маньяки, ставящие под угрозу жизнь жителей города. История Batman: Arkham City настолько сложная, что основная, вторичные и третичные задачи образуют органичное полотно дарящее иллюзию свободы выбора и участия в качестве одной из многих фигур на доске истории. Прибавьте к этому сериальные клифхангеры, которые переключают вас между Бэтменом и женщиной-кошкой, создавая необходимое напряжение. Кошка (за нее вы можете сыграть, воспользовавшись специальным кодом) не только отличается уникальным набором движений и хлыстом, но и способна при помощи когтей проникать в места, недоступные Бэтмену в поисках трофеев Риддлера, соединяя темные моменты истории.

Трофеи Риддлера в Arkham Asylum были просто объектами, которые можно было собирать по мере совершенствования геджетов. В Arkham City более 400 трофеев, не считая уникальных для Кошки, разбитых на несколько сегментов. Меньшая часть из них спрятана в темных местах города. Вторая и большая часть требует чего-то большего, чем обычная внимательность игрока. Для их получения надо решить специальные головоломки, которые могут включать управление батерангом, быстрые перемещения или использование нескольких гаджетов в правильной последовательности. Так, в одном случае вам предложат использовать электромагнит, чтобы протащить металлический шар с трофеем через опасный лабиринт. В другом, управляя батерангом, вы должны успеть нажать на три кнопки, прежде чем закроются автоматические двери ловушки. Третий и самый редкий вид трофеев спрятан в комнатах с неразрешимыми головоломками. Для их получения вам понадобится прокачать способности Бэтмена до максимума, иначе героя ждет неминуемая и мучительная смерть. Решение головоломок и выполнение испытаний Риддлера активирует код энигмы, открывая на карте новую комнату с заложником злодея. Эти секретные локации чем-то напоминают извращенные ловушки из фильма Пила, требуя от игрока быстрых и неожиданных решений.

Перемещаясь по городу, главный герой использует набор из нескольких гаджетов, который постоянно пополняется новыми экземплярами. Если на раннем этапе игры, в распоряжении темного рыцаря дымовые бомбы и крюк, то к концу игры он способен блокировать оружие злодеев, замораживать врагов, быстро перемещаться из точки в точку на зип-линии, стрелять электроразрядом для открытия дверей, использовать скоростной крюк, подрывать врагов взрывным батерангом и перемещаться на импровизированной льдине по течению реки. Но враги в Batman: Arkham City также стали умнее. Они прекрасно ориентируются на местности, замечают пропажу товарищей, используют щиты, ножи и бронежилеты не говоря уже про автоматическое оружие и вертолеты. И конечно, они замечают точки перемещения Бэтмена, адаптируясь к его тактике. Если вы будете часто использовать горгулий для устранения врага, то они уничтожат оставшиеся статуи, а если вы будете слишком медлить - возьмут в заложники мирных граждан, это не говоря про специальные способности, вроде блокировки режима детектива или использование тепловизоров для нахождения темного плаща.

Боевая система получила несколько серьезных улучшений. Кроме уже упомянутой прокачки, где вы можете распределить очки опыта на гаджеты или комбат, например, улучшив броню против пуль до максимума или купив звуковой батеранг, на каждую опасность у игроков есть своя защита и наоборот. Главный герой теперь может создавать боевые цепочки из ударов и контр-ударов, встраивая туда использование гаджетов. Например, вы можете нанести удар противнику, отбить атаку второго врага, увернуться от ножа, парализовать электричеством четвертого, заморозить опасного противника с щитом, вырвать автомат крюком у шестого, подорвать заряд, кинуть тяжелый предмет обратно в бандита, бросить дымовую шашку, отключить автомат у еще одного и добить двух предыдущих специальными приемом. И все это не прерывая связки. Кроме того, Бэтмен может отбивать удары сразу нескольких врагов одновременно, обездвиживать серией специальных ударов и наносить быстрые удары кулаками, что особенно эффективно против мини-боссов. Режим хищника остался без изменений. Только теперь Бэтмен может отнимать оружие, минировать территорию и отключать оружие противника. Режим детектива пополнился радиочастотой, на которой можно услышать переговоры противников и сообщения полиции, а так же он позволяет анализировать место преступления, находя улики, помогающие сузить круг подозреваемых.

С боссами у Бэтмена трудные отношения еще с первой части повествования. И уникальная тактика оригинала теперь уступает стандартным маневрам и быстрым перемещениям, отточенных до совершенства на обычных противниках. Правда, идея уникального подхода местами сохранилась - одного из боссов можно победить только серией уникальных решений. Нашлось в игре и место синтетическим галлюцинациям, возникающим по зависящим и независящим от основой сюжетной линии причинам. Тяжелые препараты отсылают к миру Алисы с безумными кроликами и странными переживаниями.

Как уже отмечалось выше, в игре есть сайд-миссии, влияющие скорее на общую атмосферу, чем развитие основного сюжета игры. Вы разгадываете загадки Риддлера, пытаясь спасти невинных заложников, охотитесь на телефонного маньяка, пытаетесь узнать личность таинственного незнакомца и вычислить зловещего снайпера. Все эти задания включают элементы исследования, погони и использования специальных навыков главного героя. И в качестве награды вы услышите осторожные перешептывания на улицах города об очередном подвиге вашего героя.

Есть у Batman: Arkham City свои недочеты. Истории основных персонажей обрываются в спешке (например, Двуликого). Женщина-кошка, имеет запас на отдельную игру, но при этом зажимается в рамках очень узкого повествования, некоторые сюжетные дыры так и не находят своего объяснения (вроде синтезированного Робином лекарства), а вновь возникающие в зачищенной локации враги лишь вызывают стойкое раздражение. Мелкие недочеты незначительны, но некоторые из них, вроде торможения камеры при управлении батерангом, вызывают неприятное разочарование при провале испытания.

Batman: Arkham City - почти совершенная игра с сильной сюжетной историей, открытым миром, массой возможностей и очень сильной атмосферой, стильной и технически совершенной графикой, где гомоэротичные фантазии авторов имеют устойчивый привкус ЛСД. Многослойность повествования позволяет удовлетворить поклонников комиксов и донести до широкой публики несколько важных идей об одиночестве в большом мире, о том, что единственным другом и родной душой может оказаться тот, кого ты больше всего ненавидишь и, наконец, что добро с кулаками - это всего лишь зажатое моральными ограничениями зло. В мире рельсовых шутеров - это бесценно.

Тестировалась версия для Xbox 360

Не хотелось бы начинать эту припозднившуюся рецензию с банальных слов и напоминаний о том, насколько же прекрасна была в своё время Arkham Asylum – едва ли не первая действительно отличная игра по комиксам, достойно реализовавшая весь потенциал мрачного сеттинга истории о Тёмном Рыцаре. Стать универсальным шедевром помешали разве что не самые удачные схватки с боссами, что в итоге общих восторгов от посещения готичной психбольницы всё равно не ослабило – уж слишком остальные элементы приятно удивляли качеством своей проработки.

Но про это ведь вы и так знаете.

Тем более у нас нет особого желания продолжать сегодняшний обзор не менее очевидными рассуждениями о законах правильного сиквелостроения на примере Arkham City , в которой подправлены немногочисленные косяки предшественника и в рамках разумного расширен игровой мир.

Обо всём этом вы наверняка и без нас догадываетесь.

О чём же тогда ещё поговорить?

Ну, например…

…о самом Аркхем Сити…

…целом районе мегаполиса, огороженном от внешнего мира неприступными стенами, где заперты сотни заключенных и полдюжины авторитетных суперзлодеев. Поначалу город завораживает своими размерами, а глаза разбегаются от местных красот и достопримечательностей, сочетающих в себе наиболее яркие и гротескные черты ар-деко и готического стиля архитектуры.

И, несмотря на масштабность мира, ни одно здание или интерьер не омрачены клеймом копипасты – каждый уголок города может похвастаться своей особенностью и неповторимым внешним видом. А что уж говорить о внутреннем убранстве, например, полицейского участка, музея, подземных лабиринтов или башни – наряду с осмотром разваливающегося научного комплекса из Portal 2 , посещения этих мест на практике оказываются одними из самых ярких виртуальных визитов в ушедшем году.

Впрочем, через пару часов игры Аркхем Сити уже не кажется таким бесконечно огромным – после нескольких прогулок из одного конца локации в другой геймер начинает относительно неплохо ориентироваться среди мрачных улиц и тёмных крыш. Оттого и окончательно формируется в сознании особая атмосфера хаоса, безумия и постоянной нервозности от присутствия нелицеприятных обитателей среди всё более и более знакомых мест – словом, тоже настоящая психушка, прямо в сердце огромного мегаполиса.

…или же о местных персонажах…

…которые по общей концепции образов примерно соответствуют своим первоначальным прототипам из комиксов, идеально при этом вписываясь в местную кинематографичную историю со всеми сопутствующими деталями.

Что до разрозненной команды местных злодеев, то, признаться, мы не припоминаем ни одной игры, которая бы содержала такое количество колоритных и самодостаточных антагонистов, каждый из которых достоин как минимум звания главгада в отдельной части приключений Бэтмэна.

С Джокером мы познакомились ещё два года назад – шутнику с тех пор заметно поплохело, однако по ходу истории он находит в себе силы выкинуть несколько крышесносящих фокусов, манипулируя событиями на заднем плане и выходя на сцену в самых важных моментах.

Несомненно, удался и Доктор Стрэйндж, спокойный интеллектуал и организатор всего беспредела в Аркхем Сити, раз в несколько часов громогласно вещающий на весь город о скором запуске таинственного Протокола 10.

Уверенно соответствуют высоким стандартам художественности и другие новички игровой вселенной: одиозный Пингвин, обманчиво беспомощный Мистер Фриз, практически непобедимый Ра’с аль Гул и вездесущий Риддлер. А как вся эта братия озвучена – «Дисней» с не меньшей тщательностью подходит к подбору голосов для своих мультфильмов.

И с каждым из знаменитых врагов Тёмный Рыцарь вступает в разнообразные и действительно интересные схватки. Где-то приходится действовать традиционно и молотить неприятелей кулаками до посинения (во время одной из массовых схваток с Джокером и дюжиной его шестёрок у автора рецензии чуть не выпала кнопка Х на любимом DualShock’е), кто-то уязвим только при незаметном приближении, а иногда есть смысл комбинировать разные подходы. Поэтому теперь с уверенностью можно заявить, что свой основной косяк из первой игры Rocksteady Studios исключили, предложив нам целый ряд запоминающихся сцен с боссами.

Сложно, правда, в рамках основной истории сказать что-то особенно лестное про Двуликого. Появляется он только лишь в самом начале истории и оперативно схватывает пиздюлей от Человека-Летучей-Мыши, оставаясь после этого где-то за кадром повествования. Зато в коротком сценарии за Кошку Харви Дент исполняет роль финального испытания – и, кстати, относительно интересного.

С союзниками у Бэтмэна в этот раз тоже куда удачнее. Пресловутая Женщина-Кошка с её четырьмя не слишком выдающимися миссиями вполне может похвастаться запоминающимся образом, отличной пластикой и боевой моделью – после тяжеловесного Тёмного Рыцаря игра за неё приносит приятное разнообразие. Добавляет красок и эмоций присутствие Талии аль Гул, совмещающей должность командира внезапно присутствующего в игре отряда боевых ниндзя и роль близкой родственницы долгожителя Ра’са аль Гула.

А вот на Найтвинга и Робина вам толком посмотреть не удастся, не озаботившись покупкой DLC. Если первого героя в релизной версии игры нет и в помине, то второй появляется буквально в одной короткой сцене, не оказывая какого-то серьёзного влияния на происходящие события. Но оставьте ассоциации с альтернативной сексуальной ориентацией и незабвенным фильмом Шумахера – Робин из Arkham City даже своим непродолжительным присутствием лишний раз показывает, насколько же классно здесь адаптированы все персонажи из комиксов.