Священник ткачев биография. Андрей Ткачев: кто это такой, биография, где служит, проповеди. «У меня была команда, я был тренером»

Проводы протоиерея Андрея Ткачева

В воскресенье 29 октября состоялись проводы протоиерея Андрея Ткачева, бывшего три года сверхштатным клириком нашего храма.

Идя навстречу пожеланиям отца Андрея, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл благословил освободить его от сверхштатного служения в нашем храме и назначить штатным клириком храма Святителя Василия Великого при одноименной православной гимназии в селе Зайцево, Одинцовского района Московской области , дабы посвятить все силы пастырской, проповеднической и преподавательской деятельности среди учеников этого замечательного учебного заведения и их родителей.

Три года и три месяца отец Андрей служил в нашем храме, совмещая своё служение у нас с преподаванием в гимназии и со службами в храме святителя Василия. Церковь эта поначалу находилась в стадии строительства, и тогда батюшка мог уделять храму Воскресения Словущего больше времени. Потом для череды в нашем приходе у отца Андрея остался один литургический день - вечер пятницы и утро субботы. Сегодня храм в Зайцеве готов к регулярному богослужению, по воскресным дням в нем бывает более ста причастников. Пришлось сделать выбор…

Наши прихожане полюбили отца Андрея как неутомимого и пламенного проповедника слова Божия , ревностного служителя алтаря Господня, заботливого духовника и неравнодушного советчика. Расставаться было нелегко.

Воскресную литургию наш настоятель протоиерей Николай Балашов и протоиерей Андрей Ткачев совершили вместе. Отец Андрей произнес замечательную проповедь на тему евангельского чтения дня о сеятеле, которое так близко к образу служения самого проповедника.

По окончании богослужения отец Николай обратился к отцу Андрею с теплым прощальным словом и подарил батюшке икону святителя Спиридона Тримифунтского. «Мы благодарны Богу и отцу Андрею за то, что это время совместного служения в жизни нашего прихода было. Здесь служили выдающиеся пастыри и благовестники. Мы стараемся как можем хранить заповеданное ими и, насколько это для нас возможно, подражать им в их служении. Надеемся, что и для отца Андрея это время служения с нами было полезно». Высоко оценив труды собрата и засвидетельствовав данные ему от Бога незаурядные таланты, наш настоятель выразил пожелание часто видеть отца Андрея на праздничных богослужениях в качестве гостя нашего храма. От лица благодарных прихожан протоиерей Николай передал отцу Андрею букет роз.

В ответном слове протоиерей Андрей Ткачев поблагодарил отца настоятеля, собратьев-священнослужителей, тружеников и прихожан нашего храма за совместную службу, за теплые слова в свой адрес, обещал не забывать наш приход и регулярно бывать на наших праздниках. «Я никуда не исчезаю, мы - в одной Церкви, в одной епархии, под общим Патриаршим омофором. В году будет много возможностей для того, чтобы нам встречаться и общаться. Я здесь нашел для себя семью церковную. Спасибо за то, что вы меня приняли. Что будет дальше - знает Господь. Но мы - люди одной Чаши, одной Книги, и у нас одно дело и один путь. Христос воскресе, Церковь живет, работы много, сеять нужно, пахать надо, будем делать это вместе», - сказал отец Андрей.

После богослужения отец Николай и отец Андрей приняли участие в традиционном чаепитии с прихожанами, во время которого священники ответили на вопросы присутствующих.

В этот день наш храм посетил и принял участие в прощальной трапезе и настоятель храма святого Василия Великого в Зайцеве протоиерей Владимир Вигилянский с супругой. Отец Владимир, всегдашний друг нашего прихода, рукоположенный в сан священника в нашем храме в день его престольного праздника, является также настоятелем храма святой мученицы Татианы при Московском университете, где отец Андрей начинал свое служение после переезда в Москву.

Высказывать критику в адрес отца Андрея Ткачева сегодня непросто. Не так давно, рассматривая витрину книжной лавки, я обнаружил сомнительную псевдонаучную книжку, о чем посетовал продавщице. «На вас не угодишь! – последовал обиженный ответ. – Кое-кто и Ткачева не любит!» Увы, сомнительная слава либерала опять поспешает впереди меня.

Поэтому, спешу заверить почитателей батюшки, что и отца Андрея Ткачева я по-своему люблю, как подобает любить всякого христианина, во всяком случае не питаю к нему ненависти. За творчеством его я слежу с конца 90-х, когда в Киеве два ярких священника по имени Андрей, Ткачев и Дудченко, выпускали молодежный журнал SOS – Спасите наши души и писали в него острые, актуальные статьи. Что за дивные были времена, когда в Церкви все мы делали общее дело, а конфликт между Украиной и Россией казался немыслимым бредом! Разбирая в проповедях и книгах отца Андрея Ткачева то, что мне лично кажется ошибочным, я критикую не столько его, сколько вообще определенный тренд в современной проповеди и пастырской практике. Критикую я при этом и себя, ибо сам имею отношение к нравственной христианской публицистике, а если бы жизнь сложилась чуть иначе (вовремя бы женился, принял бы сан), то мог бы и буквально повторить те же самые ошибки.

Прежде всего, честно ответим на вопрос: «Вам нравится, когда вас ругают?»

Православное воспитание, определенная начитанность в цитатах святых отцов подсказывают ответ вроде того, что ругать христианина полезно. Благо творит тот, кто нас обличает; мы же свои грехи зачастую не видим, хоть из грешников – первые. Тот же, кто проливает на наши мерзости свет, спасает наши души.

Да, полезно. Фурацилин тоже полезен, но вряд ли его горький вкус кому-нибудь нравится.

А вот на обличения реакция бывает разная. Одна женщина капает слезами: «Да, я такая грязная, грязная! Я хуже всех на свете!» Другого, допустим, мужчину точит недоумение: «Что я немедленно должен сделать, чтобы все исправить, хотя бы начать исправление?»

Еще вопрос: «Как вы реагируете, когда ругают ни за что?»

У каждого из нас есть грехи, которые особенно мучают нашу совесть. Если совесть глуха, задача духовника пробудить ее, заставить человека менять свою жизнь или как минимум менять к греху отношение. Иногда на исповеди поднимешь голову от аналоя, а батюшка молча, сокрушенно качает головой – одно это как действует.

Но обличать грех публично, безотносительно к кому-либо – палить из пушки по воробьям. Конечно, если воробьи совсем обнаглели… Особенно «эффектно», скажем, говорить монахам о вреде абортов, старухам – о распоясавшейся молодежи, которая «уткнулась в телефоны», суровым мужикам-бородачам – об опасности экуменизма и однополых браков.

По идее человек должен слушать и смиряться. Или копаться в себе, нет ли косвенной вины в данном грехе, или твердить «ладно, абортов я не совершал, мотоциклов не угонял, но я все равно хуже всех, потому что заснул, не дочитав положенной кафизмы, или поел в среду майонеза».

На самом деле эффект может случиться ровно обратный. «Затурканный» непрестанным поиском грехов бородатый дядя, сроду не замешанный ни в детоубийстве, ни во влечении к своему полу, облегченно вздыхает: «Наконец-то! Несмь якоже прочии человецы». Так постепенно формируется сознание фарисея: на словах «самого грешного», внутри гордящегося своей праведностью.

Мораль первая: то, что человеку пастырь должен говорить глаза в глаза, не обязательно должно быть предметом общественной проповеди.

Но что же, Церкви молчать о явных пороках общества? Она не имеет права высказаться публично?

Имеет. Но посмотрите, как делал это в своих беседах приснопамятный Владыка Антоний Сурожский. Как отличается от отца Андрея Ткачева даже тон! Тон Владыки спокойный, примирительный. Цель не ужаснуться глубиной греха, а вызвать сострадание к грешнику. Ужаснется слушатель сам, если захочет, он ведь думающий человек. А пожалеть согрешившего (и себя в его лице) лучше вместе с батюшкой. И обратиться к Богу за помощью в исправлении.

Мораль вторая: хорошо, когда пастырь говорит хотя бы от своего духовного опыта. Формальная буква от Писания и святых отцов может умерщвлять, а не животворить. Тем более, если она сдобрена яркими эпитетами.

Допустим, прихожанин приходит за послаблением на соблюдение поста. Батюшке соблюдать пост не сложно: ему готовит неработающая матушка да еще приходская трапезная. «Конечно, больным положено послабление, – говорит пастырь с экрана. – Например, тем у кого открытый туберкулез или рак в четвертой стадии. Знаете, что это такое?» Батюшка не врач, но посещая больницы он сам наверняка видал умирающих онкобольных. Но только им ли беречь свое здоровье, находящимся на пороге могилы?

Другой пример: идеальная семья. Все мы знаем, какой она должна быть по христианским понятиям. Увы идеал на земле почти не достижим. Что лучше «тыкать мордой» в идеал, напоминая человеку о его греховности, или на конкретном примере (лучше своем, может быть знакомых, только не святых Петра и Февронии) показать, какие шаги в сторону улучшения семьи можно осуществить?

Особый случай, когда пастырь бывал сам замечен в тех грехах, которые громче всего обличает. Какой тон здесь выбрать? Как допустим, батюшке, пристрастному к алкоголю, критиковать этот порок? Безжалостно бичевать с амвона или искать сострадания?

В случае отца Андрея Ткачева всем известны его «антиукраинские» взгляды. Что же, каждый имеет право на свое мнение. Но мнением этим он заразил многих своих киевских прихожан, которым теперь, отнюдь не без оснований, страшно за свое будущее. Где же сам батюшка? Делит он переживания со своими чадами? Ему некогда, он в Москве воспевает Русский мир и обличает прогнивший Запад.

По хорошему бы пастырю вовсе не стоило высказываться о политике. Блаженны миротворцы…

Мораль третья: к проповеди надо готовиться. Может и необязательно нужно писать конспект, как на занятиях по гомилетике в семинарии, но хотя бы обдумать проповедь, как и любую речь – стоит.

В речи обычно присутствует основная мысль. Яркие образы, свежие идеи, новые факты нужны прежде всего чтобы ее иллюстрировать. Можно обозначить ее как тему лекции или проповеди.

К сожалению некоторые батюшки приступают к речи с намерением «наболтать», как студент на экзамене. Вот и получаются прыжки с кочки на кочку. Если посмотреть на ютубе проповеди неопятидесятников, выходит точно так же, только часа на полтора…

Именно в момент таких импровизаций возникают нелепости вроде пожелания воспитывать жену плеткой (почти по Ницше). И отказаться не хочется, всегда можно найти такую формальную «букву», по которой ты прав.

«Но это все не касается батюшки! – скажут мне почитатели таланта отца Андрея. – Это вы кого-то вымышленного обличаете!» С радостью с ними соглашусь. Лучше признать ошибку и сохранить мир.

Однако дерзну сформулировать еще и мораль четвертую.

Во Христе нет ни мужеска пола, ни женска. Быть «настоящим мужчиной» – вовсе не добродетель, а лишь естественное состояние для христианина. Маскулинность – не есть праведность. И даже сила (физическая, властная) – не есть «бонус», но ответственность, опасный инструмент, доверенный человеку. «Низложи сильныя со престол и вознесе смиренныя…»

Искушение «быть настоящим мужиком» ломает сегодня много мужских характеров: и мирянских, и пастырских. Женщины к сожалению нередко привязываются психологически к тому, кто сильнее. Тем более, одно дело духовник, который и обязан регулировать семейные дела, а другое муж, который только ищет дорогу к вере… А особенно, если батюшка еще и внешне – красавчик. Никакой блудной страсти может и в мыслях не быть, но выглядит все неоднозначно. Вывод: темы этой надо касаться предельно аккуратно.

Если уж говорить о взаимоотношениях полов, то в основе многих семейных кризисов – неуважение друг к другу. Почему супругу не прощается то, что легко прощается соседу? «Я же на него жизнь положил(а)! Беда в том, что человек плохой в принципе!» И на наше мужское неуважение женщины так же точно отвечают неуважением со своей стороны: да, мы не оправдываем их ожиданий. Но что лучше, заставить женщину уважать себя с помощью кулака или открыть на смену ее (пусть неверным) ожиданиям перед ней новые горизонты?

То же касается уважения между родителями и детьми, а в Церкви – между духовниками и пасомыми. Не стоит презирать всех «этих интеллигентов», гнилых либералов, американцев и украинцев. Многие из мирян предъявляют к себе моральные требования более жесткие чем пастыри к себе – знаю по опыту.

Отца Андрея Ткачева мы пока уважаем, как яркого, пусть и не безупречного оратора. Уважает ли он нас?

Остап Давыдов

ответственный секретарь, литературный редактор детского православного познавательного журнала «Колокольчик»
(литературно-художественный альманах для детского и семейного чтения).

Понравилась статья? Поделитесь ей 21 16 8 946

Публицист Валерий Панюшкин задал 15 вопросов православным в своей новой колонке в журнале “Сноб”. Отвечает публицисту протоиерей Андрей Ткачев.

1. Вы правда думаете, что мы - единая Церковь? Если вы - прихожанин церкви Косьмы и Дамиана, пойдете ли вы исповедоваться к игумену Сергию Рыбко? И наоборот, пойдете ли вы из храма Сошествия Святого Духа в храм Косьмы и Дамиана?

Единству Церкви угрожают гораздо более серьезные вещи, нежели не хождение прихожан одного прихода на исповедь к настоятелю другого. Таким примером разговор о единстве Церкви девальвируется до уровня личных взаимоотношений, которые никогда и нигде не были идеальными. Либо мы ставим вопрос о единстве Церкви с достаточной степенью широты и глубины, либо не трогаем его до времени, «чтоб нашей речью недостойной не осквернился скорбный дух». Что ж, первый вопрос угрожает продолжением начатой тенденции на смысловое понижение. Такие вопросы, честно говоря, стоит задавать в журнале «Жлоб», а не «Сноб». Однако, пойдем дальше.

2. Вы правда думаете, что церковь открыта для всех? Да? А храм Христа Спасителя на Пасху?

Не надо путать Церковь и храм (дом молитвы, культовое здание). Церковь действительно открыта для всех, а некоторые храмы (например, на территории ведомственных учреждений или храмы домовые) могут быть посещаемы не всеми. Литургия же, ради которой посещается храм, одинакова в Храме Христа Спасителя и в любом приходе или монастыре. Тенденция подтвердилась. Идем дальше.

3. Почему мы такие мрачные? Почему мы никогда не шутим? Не про Бога, а про себя хотя бы? Можно ведь и про атеистов пошутить, они, правда, обидятся, но, может быть, можно как-то по-доброму? Почему у нас постные лица даже на Масленицу? Вы знаете хоть одного православного комика?

Лично мне знакомо столько веселых (даже не в меру) православных людей, что впору задавать вопрос: Отчего это вы все такие веселые? Православный комик без трудовой книжки это аналог скомороха, то есть юродивый. А их у нас больше, нежели в иных христианских культурах. Один тот факт, что Охлобыстин стал попом, а потом опять в телевизор влез, может вызвать всю гамму чувств от слез до смеховых колик. Это запоздавший вопрос. Мы (церковная среда) способны стилистически меняться, временами – до неузнаваемости.

4. Как мы, Церковь, ухитряемся запрещать презервативы и не запрещать мотоциклетные шлемы? Ведь и то и другое - попытка вмешаться в Божий промысел. Почему мы, Церковь, против абортов, но не против смертной казни? Почему вообще мы, Церковь, так много вмешиваемся в половую жизнь нецерковных людей и совсем не призываем милости к ним?

Никогда мы не запрещали презервативы. Не надо нас с католиками путать. Мы вообще не научены громко о половой жизни говорить. Это наш родовой плюс, он же и – минус. А поскольку содержание презерватива и содержание мотоциклетного шлема до вопиющей очевидности различно, то позвольте усомниться в православности автора, задекларированной в преамбуле. Уж слишком вопрос странен.

5. Почему наши священники врут во время богослужений? На отпевании говорят: «Сие есть чадо мое по духу» про покойника, которого видят впервые в жизни. Или говорят: «Изыдите, оглашенные», а после этих слов оглашенные остаются стоять в храме, и священники продолжают служить как ни в чем не бывало.

Оглашенные у нас никуда не уходят, поскольку их нет. Оглашенные это не просто те, кто не крещен. Это целый чин людей, которых готовят к Крещению молитвой и изучением Писаний. Вот появятся оглашенные, тогда и выходить будут на соответствующих словах.

Что же до усопших, то гораздо большей ложью могут являться слова «Со святыми упокой», пропетые над человеком совершенно чуждым стремления к святости. Тема эта болюча. Поскольку проникает вместе с болью о человеке в глубину сознания. О ней стоит пространно говорить и не сразу вслед за сентенциями о мотоциклетных шлемах (См. предыдущий «вопрос»)

6. Почему у наших православных священников не считается зазорным прямой антисемитизм, притом что Христос и апостолы были евреями?

Антисемитизм отвратителен во всех, не взирая на сан или его отсутствие. Бытовой расизм и недоношенный антисемитизм распространены по всему лицу земному. Несправедливо обвинять «наших православных священников» в чем-то, делая вид, что они все в этом виновны. Обычный, то есть не преображенный и святости не достигший человек, иначе как в координатах «свой – чужой» на мир смотреть не умеет. «Своих» он хвалит, «Чужих» ругает и побаивается. Евреи умудрились быть подчеркнуто чужими для всех (это и Сам Бог им велел, о чем подробно надо бы книгу писать). Поэтому вызвать к себе настороженность, подозрение, ненависть и проч. Евреям легче, чем любому другому народу. Не цепляйте походя оголенные нервы. Некорректно задавать пачки вопросов, ответы на которые способны превратиться в книгу. Но ознакомьтесь с проповедями лучших иерархов нашей Церкви, реагировавших на предреволюционные погромы. Вы услышите слова сострадания и любви к этому уникальному народу, а еще – негодование против черной дикости некоторых своих пасомых.

7. Почему мы, Церковь, выставляем своими представителями самых агрессивных своих членов? На праздновании столетия канонизации святого Серафима Саровского я был в качестве журналиста. В закрытый город Саров пускали по поименным спискам. Паломников пустили согласно спискам, представленным Церковью, то есть нами. Паломники эти были православные хоругвеносцы, мрачные люди в черном, настаивающие на канонизации графа Дракулы. Почему не ангелоподобные монашки из Сергиево-Посадской иконописной школы? Почему не студенты Свято-Тихоновского университета? Почему «черная сотня»? Почему вообще у людей, которые наиболее рьяно защищают православие, так часто бывают нечищеные зубы и ботинки? Может, намекнуть им как-то?

Зубы и ботинки действительно нужно чистить. Правда, у Серафима Саровского не было ни зубной пасты, ни гуталина. Так что и здесь ответы не так просты, как кажется с первого взгляда. Народу, как и человеку, нужно учиться, облагораживаться, закаляться и освящаться. Никто из нас не хорош по факту рождения. По факту рождения без воспитания мы не более чем дикари. Если в вопросе звучит боль за свою землю, и людей ее, то давайте пахать эту великую ниву. Тревога принимается. Издевки – нет.

8. Почему для нас, верующих, ключевым действием в Церкви является покаяние, а сама Церковь не кается ни в чем и никогда?

Покаяние есть труд сокровенный и личный. Коллективные покаяния за пределами ветхозаветной истории вряд ли возможны. К тому же покаяние не есть событие одноактное, но длящееся, творческое и многолетнее. На сущностной глубине своей Церковь как раз состоит из людей, совершающих подобный, мало кому понятный, труд. Так она и сама кается, в лице своих настоящих сынов и дочерей. Те же публичные извинения, которые приносились, скажем, Папами Римскими, вряд ли являются покаянием, и более достойны признания исторических ошибок. Но это и у нас есть.

9. Почему от имени нас, Церкви, говорят всегда два-три человека довольно реакционных взглядов? Почему говорят администраторы? Ведь есть же богословы, женщины-богословы в том числе. Почему Церковь не благословляет их говорить публично, а только на богословских семинарах?

Это неверно. Говорить в церкви стали с недавнего времени все, в том числе и образованные женщины. Они не говорят от лица общин так, как от лица Министерства здравоохранения говорит замминистра, но они свидетельствуют веру и опыт. Мы вступили в творческую и чудную эпоху открытых возможностей для честного разговора и свидетельства. Но и официальные спикеры необходимы. В жизни все нужно. Кому-то надо стихи читать, кому-то – объявления о прибытии поездов. Вы же не против сухо изложенной информации, правда? Будем внимательно слушать и старца, и послушника, и архиерея, и свечницу. Здесь – любовь, и здесь – правда.

10. Почему нами, Церковью, был запрещен ко служению отец Сергий Таратохин, поддержавший Ходорковского в тюрьме? Почему нельзя священнику иметь взгляды и поступать по совести?

Ничего об этом не знаю. Все-таки не в России живу.

11. Почему в большинстве наших церковных лавок не купишь книг отца Александра Меня, да даже и дьякона Андрея Кураева не купишь? Что это за ползучее запрещение интеллигентных и образованных православных писателей?

Где вы живете? Почему я могу купить книги и Меня и Кураева? Я вообще могу сегодня все, что нужно, купить, лишь бы деньги были. Разве не у всех так?

Однако тон вопросов неуклонно снижается, что позволяет делать некоторые выводы. У нас не получается разговор о Церкви. Вернее, не получается качественный разговор. Как в английских присказках, кошка при дворе видит «мышку на ковре», а больше ничего заметить не умеет (зане она – всего лишь кошка) Но, очевидно, что у общества накопились и вопросы, и претензии к Церкви. Чувствуется, что многое не вмещается в слова и остается невысказанным. Работы, как видно, впереди много.

12. Почему самый посещаемый наш церковный праздник - Крещение? Единственный день, когда в храме дают что-то материальное - воду?

Материальные предметы в храмах раздают постоянно: просфорки и антидор, фрукты в Преображение и зелья – на Маковеев. Но все же самый посещаемый день и праздник это – Праздников праздник и Торжество из Торжеств. То есть Пасха. Тогда тоже не обходится без материальных предметов (куличи, яйца, сыр и т.д.), но это, при всех сложностях, есть полное соответствие Евангельской новизне. Воскресение Христово – главный факт истории мира и оно же – повод для самых многочисленных и радостных собраний верующих в храмы. (Матчасть учить надо)

13. Почему наши православные богослужения показывают по всем телеканалам, а богослужения иудеев, мусульман и буддистов не показывают никогда?

Лично видел трансляцию праздничной службы из соборной мечети по Первому каналу. Не передергивайте.

14. Как можно про выходку пятерых девчонок в храме говорить «гонения на Церковь»? Или кто-то не бывал на Бутовском полигоне, где расстреляли тысячу священников?

На эту тему сказано уже столько, что пора покрыть молчанием позорную выходку упомянутых особ, как покрыли наготу Ноя одеждой Сим и Иафет. Хватит об этом. А вот о Бутове говорите. Говорите вы, и говорите громко, со знанием дела, с содроганием от прикосновения к кошмару. Эти слова ожидаются от светской журналистики.

15. Почему мы так часто апеллируем к государству с просьбами о насилии? Разве мы хотим быть похожи на евангельскую толпу, которая апеллировала со словами: «Распни Его, распни!» к Понтию Пилату?

Государство действует от лица народа, поэтому взывать к нему хоть изредка, но надо. Нужно взывать не о крови и расправах, но об уважении к чувствам большинства граждан этого государства. Сравнение власти с Пилатом должно быть для власти обидно, поскольку Пилат – наместник, а не самостоятельный правитель. Но мы вправе поступать, как апостол Павел, который сказал: «Хочу суда кесарева», и его под охраной повезли к кесарю. Крови просить не надо. Надо требовать от власти ответственности и адекватности. В истории у русского народа это не всегда получалось. Этому учиться надо. Думаю, мы будем учиться.

Вообще, ничего революционного, страшного, эффектом напоминающее философические письма Чаадаева, автор не сказал и не спросил. Все в духе: писатель пописывает – читатель почитывает. Бурчун, то есть, бурчит, а ворчун – ворчит. Выражаю искреннее желание видеть более серьезные материалы, касающиеся нашей общей Матери – Церкви. Прошу прощения, ежели кого обидел, и напоминаю: матчасть учить надо.

Долгие десятилетия вера была под запретом властей. Сегодня никто не притесняет верующих, однако уровень религиозной грамотности остается весьма низким. Люди увлекаются ритуалами, заменяя ими подлинное христианство. И лишь благодаря немногим талантливым проповедникам христиане могут понять, в том ли направлении развивается их духовная жизнь. Один из таких ревностных служителей - протоиерей Андрей Ткачев.

Биография

Родился Андрей во Львове (Украина) 30 декабря 1960 г . Его родители хотели видеть сына военным. По достижении возраста 15 лет он поступил в Московское суворовское училище. Закончив непростое обучение, продолжил подготовку в институте при Министерстве Обороны. Уже тогда проявились склонности к восточной культуре - своей специализацией студент выбрал персидский язык.

В это время пробудился в юноше глубокий интерес к классической литературе. Произведения великих помогли понять, что его больше волновал внутренний мир человека, а не внешняя политика государства. Поэтому, вопреки воле родителей, он не окончил обучение. Кто знает, каким образом Господь постучал в сердце и призвал к себе на служение? Это и неважно, главное, что голос был услышан.

В возрасте 23 лет Андрей Ткачев начал обучение в Киевской духовной семинарии. Уже через год был поставлен на дьяконское служение, спустя полгода - рукоположен в иереи. Это говорит о несомненном призвании, которое смогло разглядеть в нем церковное начальство. По завершении курса он поступил на службу в один из храмов в родном городе. Дальнейшая жизнь была связана лишь со служением Богу и людям.

События, развернувшиеся в Украине, не смогли заставить о. Андрея заглушить в себе голос совести . Он всегда имел очень активную жизненную позицию, не боялся земных властей, признавая над собой лишь высший суд. Прямые высказывания против событий на Майдане привели к тому, что его стали преследовать. Чтобы обезопасить семью, пришлось перебраться в Россию. Поначалу иерей Андрей Ткачев служил при домовом храме МГУ. Сегодня же он является одним из священников при храме Воскресения Словущего центрального Московского благочиния.

Творчество

Миссионерская деятельность тесно связана с умением красиво выразить свою мысль, достучаться до многих сердец, в том числе неверующих людей. И такой талант был дан батюшке. Еще будучи в Украине, он начал вести программу «На сон грядущий». Всего за 10 мин. эфирного времени успевал доходчиво освещать темы, волнующие зрителей, отвечать на их вопросы. Все это подавалось в ненавязчивой форме, но грамотно и вдумчиво.

Затем появилась программа о Псалтири - «Сад божественных песен». Как известно, библейские тексты имеют несколько вариантов толкования. О богословском значении псалмов здесь и шла речь. Обычному человеку бывает сложно читать между строк. Кто еще поможет верующим понять всю глубину Священного Писания, как не представитель духовенства? Эту роль и взял на себя миссионер.

Сегодня батюшка стал так популярен, что про него даже есть статья в Википедии . Его проповеди записывают, передают знакомым, слушают через интернет. Благодаря им многие стали лучше понимать, чего от них ждет Бог. Вот сколько пользы может принести один человек, если верит в свое призвание и не сворачивает с прямого пути. Кто может остаться равнодушным к искреннему обращению священника? Таких людей очень мало.

Где послушать новые проповеди о. Андрея? Он часто принимает участие в передачах телеканала «Союз», выступает на радио «Радонеж». Все обновления можно увидеть на его официальной странице вконтакте, имеется у протоиерея и сайт. Материалы собирает и выкладывает особая редакторская группа.

Писательство

Достучаться до сердец прихожан можно и через печатное слово. Книги протоиерей А. Ткачев начал выпускать с 2008 г ., уже имея опыт служения, работы с людьми. Ведь простого образования бывает недостаточно в таком вопросе, как христианство. Здесь важно поработать на ниве Христовой, набить шишек, столкнуться со сложностями. Иначе кто поверит человеку, который не в состоянии понять сердца простых прихожан?

Поскольку батюшка относится к белому духовенству, у него есть семья, живет он среди обычных граждан, как говорится, в миру. Ежедневно сталкивается с теми же проблемами, что и его подопечные. Популярному духовному отцу стали приходить письма с вопросами. В качестве отзыва на них были написаны первые книги. Вот несколько названий: «Первое чудо. Беседы о семье и браке», «Письмо к Богу», «Тебе и мне Бог письмо написал». Поскольку многие произведения поданы в форме ответов на вопросы, читать их достаточно интересно, материал усваивается легко.

Проповеди

Никакой миссионерский труд нельзя представить без проповеди. Она бывает разной как по форме, так и по целям произнесения. Важна и аудитория, для которой произносится речь. Можно сказать, что проповедь - это целое искусство . Далеко не все священнослужители владеют им в совершенстве. Да и трудов вложить необходимо немало - изучать Библию, наставления Церкви и святых отцов. При этом слова должны идти от самого сердца, не быть повторением сухих догматов.

Но в словах А. Ткачева всегда есть искра, чувствуется и знание предмета, и живая вера в Бога. Поэтому каждую проповедь люди ждут с нетерпением. Существуют текстовые версии, читать их можно как в социальных сетях, так и на официальном сайте. Есть и аудиозаписи. Однако, некоторым это может показаться неприятным, поскольку батюшка никогда не приукрашивает действительность, говорит откровенно. Он дает понять людям, что следует торопиться делать добро, работать над собой, служить ближним.

После того, когда на батюшку обрушился вал критики, поддержать и оправдать служителя Церкви взялся священник Святослав Шевченко.

Тут уже не выдержал, восстал против публичного призыва к насилию преподаватель православного духовного училища во Владикавказе священник Александр Пикалев. В общем, дискуссия набирает обороты.

Запись была сделана, по всей видимости, во время одной из духовных бесед с православной молодежью. В начале записи протоиерей Андрей Ткачев озвучивает вопрос, заданный в записке одним из присутствующих в аудитории: «Можно ли искать жену, если нет денег на ее содержание?»

Батюшка ответствует: «Есть жены разные. Одной купил бигудю, она счастлива полгода, а перед другой надо ковром расстилаться».

Далее протоиерей говорит: «Мне кажется, что женщине хочется, чтобы ее поставили на место». И начинает рассуждать: «Женщина, когда знакомится, - глазки вниз, такая овечка, вся шелковая-блестящая, а потом, когда уже поженились, у нее начинают рога расти…»

Проблема, по мнению батюшки, в мужчине: он не имеет права быть подкаблучником. И священник детально рассказывает, как можно исправить женщину: «Нужно женщину ломать об колено, отбивать ей рога… гнуть ее, тереть ее, запихивать ее в стиральную машину. Делать с ней не знаю что. То есть мужчина должен обломать женщину на сто процентов! Превратить ее в настоящую женщину. Смыть с нее всю эту порнографическую краску, которая на нее нанесена современной цивилизацией. Не сможет - пусть не женится, пусть в монахи идет. Иначе баба будет им командовать. Он будет подкаблучником. Она им будет крутить, как хочет, истерики закатывать…»

А вот еще одна цитата из наставления отца Андрея: «Есть такие смиренные бабы, которые чувствуют на расстоянии: «сейчас получу в лоб» - и понимают смысл жизни, и всё! А есть дуры, у которых чувства нет, наглость зашкаливает, наглости слишком много, чувства никакого, значит, нужно… просто говорить: «Дорогая, до свидания! Там лифт.

Значит, на кнопку нажмешь, кнопка №1, спускайся вниз, чтобы не воняло тобой здесь, коза дурная, пошла отсюда. Таких, как ты, дорогая, с каждым годом всё больше и больше… То есть я могу до 45 отдыхать, от 17 до 50 у меня выбор. А ты - нет. Не понимаешь - ты дура. Дура, причем стоеросовая. Это значит непроходимая. Это такое редкое дерево.

Я могу от 17 до 45, до 50, до 55 выбирать, если захочу. А ты можешь от 16 до 30, а дальше потом на смену тебе пришли, которым 16, и тебе нужно мазаться, краситься, выдумывать что-то. Не понимаешь? Не работает соображалка? До свидания!..» Им нужно рожать на самом деле, если на то пошло… и бояться!»

Отзывы на столь неоднозначную речь священника не заставили себя ждать. Завсегдатаи православного форума возмущались: «Интересно, а какие дети вырастут в семье, где папа маме «рога обламывает»?» «Куда катится мир, если пастырь учит мужей быть насильниками?..» «И это говорит человек, который призван исцелять людские души?» «Призывая женщин к смирению, апостол Павел говорит о том, что муж должен любить жену, как Христос Церковь. Взаимное уважение, а не унижение, не подавление - основа крепкой семьи».

Правда, нашлись и те, кто писал: «Я вот женщина в браке, а не могу со словами отца Андрея не согласиться. Всё время на первые роли в доме рвусь, но в последнее время всё меньше, так как заметно от этого в доме неустроения начались».

«Покинул Украину после событий на Майдане»

Что же известно о самом пастыре? Протоиерею Андрею Ткачеву 46 лет, он женат, у него четверо детей. Отец Андрей - фигура публичная: служит, пишет книги, активно проповедует. Родился он во Львове, окончил суворовское училище в Москве. В Военном Краснознаменном институте Министерства обороны учился на отделении, которое готовило специалистов по спецпропаганде со знанием персидского языка. На втором курсе, решив оставить институт, пошел служить в армию, после чего поступил в Киевскую духовную семинарию.

Неся службу в единственном во Львове православном храме Георгия Победоносца, своими проповедями снискал известность за пределами города. Переехав в Киев, стал настоятелем храма Агапита Печерского, потом взял в свое подчинение еще один строящийся рядом храм святителя Луки Крымского. На киевских телевизионных каналах вел программы «На сон грядущим» и «Сад божественных песен». Был награжден митрой.

До 2014 года возглавлял миссионерский отдел Киевской епархии. Украину вынужден был покинуть после нашумевшей проповеди, в которой в резкой форме выступил против событий на Майдане. В частности, сказав: «Революция - это беснование…»

Скрываясь от гонений, переехал в Москву. Сейчас служит в столичном храме Воскресения Словущего и преподает закон Божий в православной гимназии.

«У меня была команда, я был тренером»

Проследив столь солидный послужной список, впору было усомниться, действительно ли на скандальной диктофонной записи голос отца Андрея? Многие из православных, например, посчитали запись монтажом.

Сомнения развеял сам протоиерей Андрей Ткачев, с которым нам удалось связаться:

Этой записи 6 лет. У меня в Киеве были доверительные отношения с прихожанами, где я мог себе позволить сказать то, что не позволяю себе сказать в публичном пространстве. Это была беседа с моими друзьями, всегдашними моими посетителями храма. Я беседовал с людьми, имея в виду, что мы говорим в закрытом помещении, о конкретных вещах, не требующих лишних ушей. Мы там залечили одну житейскую проблему.

Это была частная речь, в которой была и ирония, и чувство юмора, и взгляд «глаза в глаза», и знание людей, которые там были. Это был разговор не на камеру, а беседа с аудиторией, они знали меня, я знал их.

Характер общения в семье и с чужими людьми отличается. У меня в Киеве была семья прихожан, с которыми я мог разговаривать как угодно, они понимали меня, уважали, любили и, если даже я ошибался, пропускали мои слова мимо ушей. Эта речь для чужих ушей не предназначалась. В этом-то и вся соль.

Вы когда-нибудь были на тренировке спортсменов, слышали, как тренер разговаривает со своими подопечными? Он же не говорит: «Будьте любезны, подайте мяч вот под таким углом». Он говорит: «Так, взял, кинул…» Все слушают, и никто не обижается. Это разговор тренера с командой. У меня была команда, я был тренером.

Запись сделали анонимно, не предупредив меня. Знаете, есть такое выражение «услужливый дурак опаснее врага». Один из них, решив сделать мне пиар, и выложил запись в интернет, не спросив благословения.

Священник, когда он хоть немного чувствителен к проблеме паствы, встречается с людьми, общается с ними, он, по сути, ассенизатор. Жизнь человеческая с изнанки - это выгребная яма. И мы всё это вычищаем. Иногда нужны радикальные меры. Есть люди, которые понимают мягкие слова, а есть те, кто не понимает. И им нужно сказать что-то по-русски крепкое. И они прозревают, и всё становится на свои места. Но это не публичная речь, не программная статья. Это просто разговор с конкретным человеком.

Я думаю, что эту диктофонную запись не случайно достали из нафталина, подняли по щелчку информационный бум. Есть некий заказ, чувствуется спрограммированная работа. И это делают отнюдь не борцы за женскую честь. По части женской чести придите и схлестнемся. Потому что мы, священники, только тем и занимаемся, что защищаем женскую честь, мужскую честь, девичью честь, честь ребенка, честь семьи. Это наша ежедневная работа. Не думайте, что они нашли врага семьи. Боже сохрани, это был частный разговор.

Что важно, эти слова не являются руководством к действию для всех домашних насильников, Боже сохрани. Ни одна живая душа, совершающая домашнее насилие или какие-то домашние грехи, не имеет права оправдывать мною свое поведение. Если вы собираетесь бить своих жен или жены собираются бить своих мужей - а такое тоже есть, - забудьте про меня, я с вами не разговаривал. Мне есть что сказать домашним насильникам, но я не с ними тогда общался. Это вытащенная из контекста речь.

Я - человек нервный, страшный, грешный, могу быть эмоциональным. Я - не Чемберлен и не лорд Дизраэли. У меня нет задачи дипломатично, мягко обходить острые углы. Если я говорю с теми, кого хорошо знаю, то говорю прямым текстом. Люди это знали, и там не было провокаций, просто нашелся услужливый дурак, который опаснее врага.

- Вы вынуждены были уехать из Украины, считаете, что кто-то сводит с вами личные счеты?

– Конечно, хвостики - в России, а рожки и копытца, безусловно, в Украине. Человек, не ошибающийся в слове, не существует во Вселенной, кроме одного человека, имя которому Иисус Христос, Сын Божий, ставший человеком. Все остальные люди ошибаются.

Поэтому, пожалуйста, плюйте, стреляйте, бейте, но имейте в виду: «в нюже меру мерите - возмерится вам». То есть, если вы готовы так относиться к человеку, которого считаете виноватым, будьте готовы, что и к вам так же отнесутся.

Мы ошибаемся в словах тысячу раз на дню, будьте готовы, что и вас прихватят за язычок, вытащат на свет Божий и накажут. Это нужно знать всем любителям замечать чужие ошибки или создавать на пустом месте информационный повод.

«Батюшка использует метод литературной гиперболизации»

Мы нашли священника, который обратил внимание на диктофонную запись протоиерея Андрея Ткачева.

Александр Пикалев преподает во Владикавказском православном духовном училище и является помощником проректора по воспитательной работе. В свое время он закончил медицинский колледж, работал на городской Станции скорой помощи. После окончания Ставропольской духовной семинарии служил в кафедральном соборе Святого Мученика Георгия Победоносца во Владикавказе, в храме Пророка Божия Илии. В его семье подрастает трое детей.

– О существовании записи я знал давно, - говорит Александр Пикалев. - Вполне возможно, что она была записана частным образом, в узком кругу слушателей. Я отреагировал на нее, когда другой священник, Святослав Шевченко, начал оправдывать Ткачева и писать о какой-то глобальной феминизации.

Я не выдержал и написал ответ. То утверждение, что это частное высказывание отца Андрея, а в основном он такого не говорит, не выдерживает критики. У протоиерея Андрея Ткачева достаточно похожих заявлений. Есть видеозаписи, где он перед большой аудиторией говорит приблизительно то же самое - что «любовь дает право применять насилие» и так далее. Это его манера выражаться. Давать морально-нравственную оценку, я думаю, специально не стоит, потому что и так всё понятно.

Меня возмутило то, что появился священник Святослав Шевченко, который начал за него заступаться и оправдывать. В частности, он пишет: «Просто уверен, что отец протоиерей намеренно сгущает краски для того, чтобы донести важную мысль до сердец слушателей. Проблема в том, что в наш век повальной либерализации и феминизации всего и вся очень сложно это сделать.

Мы живем в паутине красивых фраз. И для того чтобы заглянуть в душу собеседника, иной раз нужно разорвать эту паутину. А как это сделать? Назвать вещи своими именами. Как бы грубо это ни звучало». «На это мне возразят милые женщины: дескать, но ведь отец Андрей призывает к насилию. Ничего подобного. Если немного проанализировать текст, то становится совершенно очевидным, что батюшка использует метод литературной гиперболизации. Ну, начнем с того, что у женщин не бывает рогов (ни реально, ни фигурально). И в стиральную машинку женщина тоже не поместится, если это, конечно, не промышленная прачечная».

Говорить, что батюшка в принципе прав, что он нормально всё сказал, может быть, чуть-чуть перегнул палку, - отвратительно. И, конечно, я не выдержал, - говорит Александр Пикалев. - Подобная позиция, как и любая речь, публично призывающая к насилию и отрицающая человеческое достоинство в человеке по национальному, расовому, социальному или, как мы видим здесь, половому признаку, - недопустима.

Прокомментировать речь протоиерея Андрея Ткачева по «обламыванию рогов» мы попросили писательницу, драматурга, телеведущую, публициста Марию Арбатову.

– Эта запись сделана в узком кругу, не на проповеди, хотя это не умаляет сказанного. По сути дела, это призывы к расправе над женщинами. И с этой точки зрения наш Уголовный кодекс отвечает на все вопросы.

Кроме того, если человек является духовным лицом, он, безусловно, глубоко дискредитирует Православную Церковь. И если у нее есть другая позиция, она должна от него отмежеваться и кто-то из представителей аппарата РПЦ должен сделать некое заявление. В противном случае это очередное пятно на ее рясе.

- Отца Андрея взялся поддержать и оправдать известный блогер священник Святослав Шевченко…

Количество людей, поддержавших преступные заявления, не умаляет их преступности. Немало маниакальных мужчин по стране считает, что насилие - это язык, которым разговаривают в обществе, в семье и так далее. От этого насилие не перестает быть преступлением, которое наказывается по закону точно так же, как и призывы к насилию.

– А что же официальная позиция Церкви?

– Можно по-разному относиться к тому, что звучит в этой записи, особых сторонников такого подхода в нашей Церкви я не знаю, - говорит заместитель председателя Синодального отдела по взаимодействию церкви с обществом и СМИ Вахтанг Владимирович Кипшидзе. - В любом случае это было сказано для какого-то узкого круга лиц. Мало ли что кто на кухне сказал.

Я думаю, что не совсем корректно выносить это на общий суд и всеобщее обсуждение. Это частная беседа, частная запись, которая по каким-то причинам стала публичной. У нас нет комментариев по этому поводу, поскольку это частная запись. Мы же не будем комментировать то, что происходит в каких-то частных отношениях. Есть основы социальной концепции Русской Православной Церкви. В частности, глава десятая, касающаяся вопросов личной, семейной и общественной нравственности.

Читайте - это и есть официальная позиция Церкви.