Что делает дьякон на службе по порядку. Рукоположение в сан диакона. Чины белого духовенства

Иерархия христианской церкви именуется «трехчинной», поскольку она состоит из трех основных ступеней:
– диаконата,
– священства,
– архиерейства.
А также в зависимости от отношения к браку и образа жизни духовенство подразделяется на «белое» – женатое, и «черное» – монашествующее.

Представители духовенства, как «белого», так и «черного», имеют свои структуры почетных титулов, которые присваиваются за особые заслуги перед церковью или «за выслугу лет».

Иерархичес-

кая степень

«Белое» духовенство

«Черное» духовенство

Обращение

Иеродиакон

Отец диакон, отец (имя)

Протодиакон

Архидиакон

Ваше Высокоблаговестие, отец (имя)

Священство

Иерей (священник)

Иеромонах

Ваше Преподобие, отец (имя)

Протоиерей

Игумения

Досточтимая матушка, матушка (имя)

Протопресвитер

Архимандрит

Ваше Высокопреподобие, отец (имя)

Архиерейство

Ваше Преосвященство, Преосвященнейший Владыка, владыка (имя)

Архиепископ

Митрополит

Ваше Высокопреосвященство, Высокопреосвященнейший Владыка, владыка (имя)

Патриарх

Ваше Святейшество, Святейший Владыка

Диакон (служитель) называется так потому, что обязанность диакона – служить при Таинствах. Первоначально должность диакона состояла в служении при трапезе, в попечении о содержании бедных и больных, а потом они служили и при совершении Таинств, при отправлении общественного богослужения, и вообще были помощниками епископов и пресвитеров в их служении.
Протодиакон – главный диакон в епархии или кафедральном соборе. Титул дается диаконам после 20 лет служения в священном сане.
Иеродиакон – монах в чине диакона.
Архидиакон – старший из диаконов в монашествующем духовенстве, то есть старший иеродиакон.

Иерей (священник) властью своих епископов и по их «поручению» может совершать все богослужения и Таинства, кроме Хиротонии (Священства – Рукоположения в священный сан), освящения Мира (Благовонного масла) и антиминса (четырехугольного плата из шелковой или льняной материи с зашитыми частицами мощей, на котором совершается Литургия).
Протоиерей – старший священник, титул дается за особые заслуги, является настоятелем храма.
Протопресвитер – высшее звание, исключительно почетное, дается за особые церковные заслуги по инициативе и решению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси.
Иеромонах – монах, имеющий сан священника.
Игумен – настоятель монастыря, в женских – игумения.
Архимандрит – монашеский чин, дается как высшая награда монашествующему духовенству.
Епископ (блюститель, надзиретель) – не только совершает Таинства, Епископ но и имеет власть и другим через Рукоположение преподавать благодатный дар совершать Таинства. Епископ – преемник апостолов, имеющий благодатную власть совершать все семь таинств Церкви, приемлющий в Таинстве Рукоположения благодать архипастырства – благодать управления Церковью. Епископская степень священной иерархии церкви есть высшая степень, от которой зависят все прочие степени священноначалия (пресвитер, диакон) и низшего клира. Посвящение во епископа происходит через Таинство Священства. Епископ избирается из монашествующего духовенства и рукополагается епископами.
Архиепископ – старший епископ, надзирающий над несколькими церковными областями (епархиями).
Митрополит – глава крупной церковной области, объединяющей епархии (митрополия).
Патриарх (праотец, родоначальник) – высший титул главы христианской церкви в стране.
Помимо священных чинов в церкви существуют еще низшие клирики (служебные должности) – алтарники, иподиаконы и чтецы. Они относятся к числу церковнослужителей и поставляются на свою должность не через Рукоположения, а по архиерейскому или настоятельскому благословению.

Алтарник – именование мужчины-мирянина, помогающего священнослужителям в алтаре. Термин не употребляется в канонических и литургических текстах, но стал общепринятым в указанном значении к концу XX в. во многих европейских епархиях в Русской Православной Церкви. Наименование «алтарник» не является общепринятым. В сибирских епархиях Русской Православной Церкви оно не употребляется, вместо него в данном значении обычно используется более традиционный термин пономарь , а также послушник . Над алтарником не совершается таинство священства, он лишь получает от настоятеля храма благословление прислуживать в алтаре. В обязанности алтарника входит наблюдение за своевременным и правильным возжжением свечей, лампад и иных светильников в алтаре и пред иконостасом, подготовка облачения священников и диаконов, принесение в алтарь просфор, вина, воды, ладана, разжигание угля и подготовка кадила, подавание плата для отирания уст во время Причащения, помощь священнику при совершении таинств и треб, уборка в алтаре, при необходимости - чтение во время богослужения и исполнение обязанностей звонаря. Алтарнику запрещено касаться престола и его принадлежностей, а также переходить с одной стороны алтаря на другую между престолом и Царскими вратами. Алтарник носит стихарь поверх мирской одежды.

Иподиакон – церковнослужитель в православной церкви, служащий главным образом при архиерее во время его священнодействий, нося перед ним в указанных случаях трикирий, дикирий и рипиды, подстилая орлец, омывает ему руки, облачает и совершает некоторые другие действия. В современной Церкви иподиакон не имеет священной степени, хотя облачается в стихарь и имеет одну из принадлежностей диаконского сана - орарь, который надевает крестообразно через оба плеча и символизирует ангельские крыла. Будучи самым старшим церковнослужителем, иподиакон является промежуточным звеном между церковнослужителями и священнослужителями. Поэтому иподиакон, по благословению служащего архиерея, может прикасаться к престолу и жертвеннику во время богослужения и в определённые моменты входить в алтарь через Царские врата.

Чтец – в христианстве - низший чин церковнослужителей, не возведенный в степень священства, читающий во время общественного богослужения тексты Священного Писания и молитвы. Кроме того, по древней традиции, чтецы не только читали в христианских храмах, но и растолковывали значение трудно понятных текстов, переводили их на языки своей местности, произносили проповеди, обучали новообращённых и детей, пели различные гимны (песнопения), занимались благотворительностью, имели и другие церковные послушания. В православной церкви чтецы посвящаются архиереями через особый обряд - хиротесию, иначе называемый «поставлением». Это первое посвящение мирянина, только после которого может последовать его посвящение в иподиакона, а затем и рукоположение во диакона, далее - во священника и высшее - во епископа (архиерея). Чтец имеет право носить подрясник, поясок и скуфью. Во время пострига на него сначала надевается малая фелонь, которая затем снимается, и надевается стихарь.
Монашество имеет свою внутреннюю иерархию, состоящую из трех степеней (принадлежность к ним обычно не зависит от принадлежности к той или иной собственно иерархической степени): иночество (рясофор), монашество (малая схима, малый ангельский образ) и схима (великая схима, великий ангельский образ). Большинство современных монашествующих принадлежит ко второй степени - к собственно монашеству, или малой схиме. Получить Рукоположение в архиерейский сан могут только те монашествующие, которые имеют именно эту степень. К названию сана монашествующих, принявших великую схиму, прибавляется частица “схи” (например, “схиигумен” или “схимитрополит”). Принадлежность к той или иной степени монашества подразумевает различие уровня строгости монашеской жизни и выражается через различия в монашеской одежде. При монашеском постриге приносятся три основных обета - безбрачия, послушания и нестяжания (обещание терпеть всякую скорбь и тесноту монашеского жития), а также присваивается новое имя в знак начала новой жизни.

Первое упоминание о диаконе как церковном служителе мы находим в Послании к Филиппийцам, где диакон охарактеризован как слуга епископа. Также основанием для появления священного сана диакона в христианской церкви можно считать один эпизод из Деяний святых Апостолов (Деян., 6.1-7, 21.8), повествующий о Семи служителях стола. Первым диаконом по традиции считается святой первомученик Стефан, возглавляющий Семь первых служителей столов.

Вот что сказано о происхождении диаконата в связи с Семью служителями в статье Патриарха Московского и всея Руси Кирилла (Гундяева): «Апостолы, сознавая, сколь затруднительно им самим без ущерба для дела проповеди «пещись о столах», предложили собравшемуся «множеству учеников» избрать из своей среды семь человек «изведанных, исполненных Святаго Духа и мудрости» (Деян. 6:2–3), дабы те были ответственными раздателями «потребностей» и служителями общих трапез. И община избрала семерых, судя по именам, по-видимому, эллинистов, которые через молитву и возложение апостольских рук были поставлены на это служение» /9, с. 201/.

На числе семь остановились, судя по всему, из-за следующей традиции: «Иосиф Флавий в своих «Древностях» свидетельствует об обычае, по его мнению, учрежденном Моисеем, поставлять руководителей малых городских и деревенских общин в количестве семи человек. Естественно, что, вводя новое служение, вызванное общими нуждами, Апостолы могли воспользоваться именно этой привычной для евреев структурой». /9, с. 202/

Из этого факта, отраженного в Священном Писании, возникла традиция рукоположения не более семи диаконов в одном городе. Отметим, однако, что данная традиция быстро стала нарушаться и к V веку сохранилась только в римской культуре.

Другую точку зрения на происхождение диаконского чина выражает святитель Иоанн Златоуст, не связывающий диаконат со служением Семи. Согласно Деяниям, представители Семи служителей имели более низкий иерархический статус, чем Апостолы, но имели право совершать такие же богослужебные действия. Толкование Иоанна Златоуста было узаконено в VII веке на Трулльском соборе. Таким образом, официальная версия рождения диаконского служения – его стихийное возникновение в подражание греко-римским и иудейским традициям, не связанное с запечатленным в Священном Писании служением Семи.

Уже в упомянутом Послании к Филиппийцам и в Первом Послании к Тимофею диакон упоминается как неотъемлемая часть церковной структуры. Термин diaconus начинает обозначать, главным образом, соответствующий священный сан, хотя прежние значения за ним сохраняются еще долгое время. Функция диаконов в ранней Церкви включала служение Евхаристии и распределение пожертвований для бедных. Кроме того, диаконы являлись ближайшими помощниками епископов, занимались преподаванием богословских дисциплин.

Низшие по чину, диаконы, тем не менее, почитались наравне со священниками и епископами. Так, о значении диаконов в «Апостольском предании» (III век) написано следующее: «диаконы помогают готовить Евхаристию, причащают верных, вносят светильники на вечерю, помогают при совершении Крещения». Некоторые из перечисленных обязанностей сейчас являются принадлежностью более высоких иерархических степеней священства.

Согласно другому источнику, «Дидаскалии Апостолов», диаконы также должны открывать церковные двери и охранять их от неверных и недостойных, следить за порядком в храме, являться посредниками между епископом и прихожанами, призывать к покаянию. Иногда диаконы по повелению священника или епископа могли сами крестить и принимать исповедь. Перечисленные в источниках IV-V вв. – например, «Апостольских постановлениях» – функции младшего священного сана становятся все более разнообразными, но право на совершение Таинств и некоторых чинов диаконы постепенно теряют. В IV-V вв. формируется и современный облик диакона. Основной отличительной чертой его становится ношение на одном плече ораря, а несколько позднее в облачение входит стихарь. Постепенно разрастается и классификация диаконских чинов – появляются иподиаконы и архидиаконы 5 .

В католической традиции диаконский сан всегда рассматривался как подчиненный, вспомогательный в общей структуре церковного служения. В документах древней Западной Церкви диаконы обычно воспринимались как служители епископа, аналогичное упоминание содержалось и в 18-м Правиле I Вселенского Собора. В те времена диаконы образовывали собой некое рабочее окружение епископа, и в этом качестве получали различные задания, преимущественно в сфере церковного управления и организации помощи нуждающимся. Видимо, тогда же и сам термин «диакония» приобрел смысл именно социального служения. В Западной Церкви диаконы обладали широким кругом обязанностей, но были ограничены и зависимы в своих правах. Они действовали лишь согласно указаниям своего епископа, все решения принимал сам архиерей. Согласно 39-му Апостольскому правилу, «пресвитеры и диаконы без воли епископа ничего да не совершают, ибо ему вверены людие Господни, и он воздаст ответ о душах их».

Вместе с тем, как посланники и представители епископа, действующие от его имени, диаконы занимали важное и влиятельное положение в христианских общинах. Соответственно, и характеризовались они не только как «служители» епископа, но и как его «апостолы и пророки», его «ухо, око и уста, сердце и душа» (Апостольские постановления, кн. 2, гл. 30, 31, 32, 44).

В византийской традиции в служении диаконов присутствуют и многие литургические функции, как и в современном православном богослужении. Диаконы произносят ектении и различные аккламации, читают Апостол и Евангелие, совершают каждение, участвуют во всех входах, совершают различные малые священнодействия, помогают при совершении Таинств, осуществляют общую организацию службы.

Во втором тысячелетии эти функции постепенно сокращались (в частности, диаконы перестали совершать проскомидию, произносить отпуст, причащать мирян, выносить свечу на Литургии Преждеосвященных Даров и др.). В византийской культуре диаконское служение связывалось с ангельским (орарь, например, трактовался как крылья). В одеяние диакона также добавились поручи, для архидиаконов и протодиаконов – двойной орарь и камилавки для иеродиаконов и высших диаконов. Внебогослужебным облачением диакона стали подрясник, ряса и скуфья.

В Византии диаконы занимались также общественной и административной работой, чем объясняется значительное возрастание их количества. Этот чрезмерно большой состав византийского диаконата описывает в своей статье архимандрит Лев (Жилле): «собор 314 года в Неокесарии своим пятнадцатым правилом запретил поставлять диаконов в количестве более семи для Церкви одного города, как бы велик он ни был. Однако неокесарийские постановления не остановили рост восточного диаконата. Так, в Александрии в начале IV столетия девять диаконов стали арианами, что уже свидетельствует об определенной численности тамошнего диаконата. Церковь Эдессы в 451 году насчитывала 39 диаконов. Император Юстиниан (правил в 527-565 гг.) запретил Константинопольской Церкви иметь более ста диаконов; тем не менее, в 692-м она имела сто пятьдесят». /10, с. 82/

Диаконы могли занимать многие важнейшие церковные должности, назначались проповедниками, принимали участие в Патриаршем совете, имели право голоса при избрании архиереев. После эпохи иконоборчества число византийских диаконов несколько уменьшилось, хотя до самого падения Византии они продолжали пользоваться всеми вышеперечисленными привилегиями. В подражание этому на Руси в XV-XVII вв. важные государственные чиновники носили титул дьяков. Дьяки являлись составителями и толкователями государственных документов, а также первыми в России профессиональными церковными певчими 6 .

После падения Византии диаконы стали чисто богослужебным чином, хотя иногда исполняли роль секретарей при епископах, в монастырях и крупных храмах. В современной Греческой Православной Церкви диаконов мало, и основной их задачей является помощь священнику на богослужении и в приходской деятельности. В Русской церкви воздействие диаконского служения оказалось гораздо более широким и многоплановым. В отсутствие диакона служба становится менее торжественной, а при поставлении в иереи священнослужитель обязательно должен пройти ступень диакона.

Кроме того, русская культура как никакая другая характеризуется развитым диаконским певческим искусством, именно пение диакона в России исстари украшает богослужение. Это отражено и в церковном Типиконе, где сказано об обязательном присутствии диакона на воскресных и праздничных службах. На протяжении XVIII – XIX вв. неоднократно предпринимались попытки реформировать диаконское служение. Некоторые детали литургической службы и мирской жизни диаконов обсуждались в конце XIX века на специальной общецерковной дискуссии, а также на Поместном соборе. В XX веке появляется множество попыток восстановить социальные функции диаконов.

При этом сама возможность совершения основных служб без диакона выдвинула в XX веке проблему возникновения и существования чина как такового. Об этом пишет митрополит Георгий (Флоровский): «действительно ли участие диакона, в его современном виде, служит конечному замыслу, ради которого создавался и формировался евхаристический чин, или, в определенных случаях, затрудняет его понимание? Это важный и критический вопрос, и притом деликатный, почему его зачастую осторожно и обходят. Примечательно, однако, что в Русской Церкви, в начале этого столетия, полезность диаконата в его современной форме, и даже его необходимость, были решительно оспорены некоторыми выдающимися архиереями, принадлежавшими к консервативному крылу русского епископата того времени. Было заявлено, что бесполезно и бесцельно держать диаконов в приходских церквях; что это был, скорее, бессмысленный обычай или просто мода; и была выражена надежда, что приходской диаконат может вскоре выйти из этой моды полностью. Причины таких радикальных заявлений носили смешанный характер и, очевидно, были обусловлены общей ситуацией. Эта проблема не была глубоко изучена, не были прослежены и её основные богословские предпосылки. Тем не менее, такие заявления, исходящие из компетентных и ответственных верхов, не могут быть просто отвергнуты или проигнорированы» /97, с.89/.

Несмотря на столь категоричные заявления, диакон был и остается церковным чином, имеющим достаточно важные функции в богослужении. Прежде всего, диакон – это κήρυξ, т.е. богослужебный герольд или глашатай. Этот термин сам по себе был использован еще святыми Иоанном Златоустом и Феодором Мопсуестийским. Диакон возглашает начало службы и призывает служащего священника дать начальное благословение – «время сотворити Господеви», в то же время и сам получает разрешение начинать службу. Диакон призывает собравшихся к молитвенному единению, а в особые моменты возбуждает их внимание – «прóсти, вонмем». Это его обязанность и привилегия перед анафорой призывать собрание приветствовать друг друга – «возлюбим друг друга» – и начинать пение (чтение) Символа Веры. Это также его привилегия – призывать служащего иерея к благословению Даров. Это его миссия – приглашать причастников к Чаше для приобщения Святых Даров из рук священника или епископа.

Во всех упомянутых случаях диакон представляет собою возвестителя и блюстителя богослужебного порядка. Роль же глашатая, по самой своей природе и цели, призвана обращать на себя внимание, но при этом, разумеется, является вспомогательной и подчиненной.

Самой заметной функцией диакона в богослужении является, без сомнения, возглашение ектений. Ектении, однако, могут произноситься им только за общественным богослужением, возглавляемым священником (или епископом); вне этих условий читать их он не может. Служение диакона в этом случае – служение, дополняющее священнодействия и разъясняющее их смысл. Не совсем точно было бы называть ектению диалогом, ибо она не содержит ответов на свои прошения. Неточно было бы называть диакона и представителем, гласом собравшихся мирян или посредником между священником и мирянами, как это часто делается, особенно западными учеными. Ведь диакон не читает молитвы, то есть ектении, от лица собрания, он только призывает верующих молиться. «Помолимся» – это возглас, призывающий к молитве, и, в меньшей степени, сама по себе молитва. Как заметил такой авторитетный исследователь восточного обряда, как Жан Мишель Ханссенс, «как священнослужитель, так и народ, вместе молятся в ектениях, хотя и различным образом», и прошения ектении, произносимые диаконом, «являются более призывами, обращенными к молящимся, нежели молитвами, обращенными к Богу» 7 .

Таким образом, несмотря на заметную роль диакона, особенно в первой части Божественной Литургии, было бы большим преувеличением считать, что он совершает некое вполне самостоятельное служение. Нет оснований считать, как иногда советуют, что это дублирование молитв было вызвано иудейским представлением о святыне, как о чем-то абсолютно недоступном для простого народа. Не представляется вероятным и то, чтобы это дублирование было специально привнесено в богослужение, когда стали возникать языковые проблемы, дабы обеспечить более тесное участие народа в богослужении. В Литургии не содержится ничего, что могло бы дать нам право говорить о диаконе более чем о подчиненном сослужителе (помощнике) служащего священника. Определенные части богослужебного чина обычно совершаются диаконом в тесной связи с действиями священника и только по его благословению, и вполне могут быть определены как τα διακονικά; но только священник в Церкви является действительным служителем всех общественных богослужений.

Все функции диаконского служения можно представить в следующей таблице:

Традиция ранней церкви

Католическая традиция

Византийская традиция

Русская традиция

Сослужение во время Евхаристии

Распределение пожертвований для бедных

Личный слуга епископа

Церковное преподавание

Помощь при Крещении

Причащение мирян

Разжигание и внесение светильников

Открывание дверей храма

Наблюдение за порядком в храме

Посредник между епископом и паствой

Совершение Таинств

Произнесение ектений и различных аккламаций

Каждение

Участие во Входах

Совершение Проскомидии

Произнесение отпуста

Общественная работа

Административная работа

Проповедничество

Участие в Патриаршем совете

Секретарь при епископе, монастыре или крупном храме

Руководитель церковного хора

Совершение призыва к началу службы

Управление прихожанами во время чтения Символа Веры

Чтение Апостола

Чтение Евангелия

Если проанализировать данную таблицу, то можно заметить, что лишь одна важнейшая функция диаконского служения сохранилась в нем с самого момента его зарождения – это служение при Евхаристии. Некоторые функции возникли только в ходе развития Церковной истории – например, некоторая помощь при совершении таинств, чтение Апостола, каждение, участие во Входах, слежение за храмовыми светильниками.

Случалось и так, что элементы диаконского служения возникали, а потом исчезали, и снова появлялись в другое время, но так и не дожили до сегодняшнего дня. Они в основном были связаны с общественной работой – распределение милостыни, преподавание в церковных школах, посредничество между епископом и паствой, проповедничество.

Несколько элементов сохранились до современности – произнесение ектений и различных возгласов, руководство хором и прихожанами во время чтения Символа Веры.

Особенно выделяется византийская эпоха – в ней диаконы занимали очень высокое положение в обществе и играли важную роль в духовной и светской жизни – они занимались административной работой, следили за порядком в храме, служили секретарями при епископах и были их личными слугами, участвовали в выборах архиерея (в том числе с правом самовыдвижения), даже читали Евангелие на службе. Другие функции, непосредственно связанные с главной целью Литургии – подготовкой и подношением Святых Даров – т.е. совершение Проскомидии и Причастия, а также совершение других таинств и произнесение отпуста, отошли от диакона к священнику еще на раннем этапе развития Церкви.

Возможно разделить богослужебные функции диакона и по их использованию в традициях различных Церквей. Порой они будут пересекаться, но некоторые из них характерны только для той или иной традиции.

    В ранней церковной традиции (до V века) предполагалось, что диаконы будут прислуживать при Евхаристии, совершать Проскомидию, Причастие и другие Таинства, распределять милостыню, заниматься преподаванием, быть личным слугой епископа, посредником между епископом и паствой, произносить ектении и возгласы, проповедовать, управлять хором и прихожанами, совершать призыв к началу службы.

    Католическая традиция (с V века до сегодняшнего дня) традиционно сохраняет более узкий спектр деятельности диакона: кроме служения при Евхаристии, они могут быть слугами епископа, секретарями при епископе, а также выполняют повседневную храмовую работу.

    Византийская традиция (c V до XV века) – как уже говорилось, самая богатая на диаконские функции: здесь и сослужение епископу, и посредничество между ним и паствой, и участие в Патриаршем совете и в выборах архиерея, и другая общественная и административная работа; здесь и такие храмовые функции, как присмотр за светильниками, за дверьми, за порядком в храме, распределение милостыни, преподавание в церковных школах, проповедничество, управление хором и прихожанами во время чтения «Символа Веры»; здесь и чисто богослужебные функции – служение при Евхаристии, помощь при Крещении, произнесение ектений и возгласов, каждение, участие во входах, призыв к началу службы, чтение Апостола и даже Евангелия.

    Русская традиция (с X века до сих пор) – менее насыщенная, и в основном в ней сосредоточены чисто богослужебные функции: служение при Евхаристии, помощь при Крещении, произнесение ектений и возгласов, каждение, участие во входах, призыв к началу службы, управление прихожанами во время чтения «Символа Веры» и иногда – хором, чтение Апостола (но не Евангелия, если только это не протодиакон), реже – более мелкая повседневная работа (но она в большинстве храмов возложена на алтарников, чтецов и пономарей).

Завершим исследование функций диаконского служения повествованием об исключительном случае, когда диакон полностью заменить священника на службе. Вот что сказано в одном из писем в редакцию журнала «Церковный вестник»: «Священник был болен. Настал крещенский Сочельник. Имевшийся в наличности о. диакон, ревнуя о благе прихожан, благословился у настоятеля и начал с дьячком служить вечерню. По окончании вечерни вышел на водосвятие. Исполнивши положенный чин до молитвы, которую читает священник пред погружением св. креста, диакон остановился, налил в миску воды и вместе со крестом отнес ее в дом больного священника. Священник прочитал молитву и освятил воду. Освященная вода снова принесена в церковь и влита в приготовленный сосуд с водою. Окончивши прочее по чину, о. диакон совершил кропление св. водою.

Время шло далее. Здоровье священника не поправлялось. О. диакон в воскресные и праздничные дни служил утреню и часы. Настала страстная седмица. В Великий Четверток о. диакон прочел Евангелия Страстей. Иначе и быть не могло. В интересах церковного старосты волей-неволей пришлось служить, так как во время чтения Евангелий молящиеся стоят со свечами и народу бывает полна церковь. В Великий Пяток о. диакон не усумнился отслужить вечерню и вынести плащаницу, а в великую субботу отслужил и утреню, предстоя пред плащаницею, и обнес ее вокруг храма» /34/.

Однако следует признать данный факт лишь редчайшим исключением, подтверждающим общее правило: ни один священник не может совершать производства в чтеца, хотя бы было дозволено это архиереем , только игумены, по архиерейскому определению, совершают это, – в этом и есть особенное их преимущество перед священниками. Отсюда есть полное основание заключать, что с точки зрения настоящего правила тем более недозволительно священнику благословить диакона на исполнение вместо себя должности предстоятеля церковного собрания, – на действие, несравненно важнейшее, чем отправление должности чтеца.

    Канонические требования к совершителям диаконского служения.

Современный православный канон о диаконском служении предполагает следующие обязательные положения:

    веру, нравственную чистоту и воздержанность кандидатов в диаконы;

    безбрачие или единобрачие;

    крещение и Миропомазание как обязательное условие;

    минимальный возраст – 25 лет (хотя известны примеры рукоположения в диаконы и в более раннем возрасте);

    запрет на присвоение диаконом чести, равной священнической, епископской или более высшей (исключения – диаконы, представляющие своего епископа и харитофилаксы 8);

    право на прикосновение к священным сосудам и обязанность причащаться за каждой совершаемой Литургией;

    запрет на занятие диаконом, равно как и священником и епископом, высоких светских должностей;

    отлучение от сана и от церкви за серьезные нравственные и канонические проступки.

Религиозное служение в Древней Руси было направлено, прежде всего, на воспитание истинного человека, служащего Богу и выполняющего Волю Божию. Характер мироощущения средневекового человека позволяет говорить о «кенотическом служении», «облечении во Христа», когда субъективное «Я» - как центра мира – отходило на второй план, приближая тем самым человека к ипостаси человечества и давая возможность общения с позиции всего «тварного» мира.

Данная позиция позволяла освободиться от «различных видов детерминизма человеческой сущности» (Н.В. Лосский, с.236), преодолеть человеческое желание господства над другими людьми, стать частью мира, «живым камнем» Церкви. Отрешение от мирских ценностей жизни наделяло православного верующего духовной свободой и раскрывало его душу дарам Святого Духа.

Основные нравственные положения были сформулированы еще в I веке на Апостольских Cоборах и дополнялись и уточнялись с течением времени.

Клириками, или вообще лицами священного сана, не могут быть:

    Преданные игре. Игрок не может выполнять высокую миссию, так как его помыслы и действия направлены на достижение обогащения. Неустойчивая психика требует постоянных острых ощущений, игры, азарта. В момент игры человек себе не принадлежит, им овладевает страсть наживы: даже внешне появляется отсутствующий взгляд, трясущиеся руки – все это зримое выражение игрока, столь далекое от высокого духовного идеала.

    Не могут стать клириками и пьяницы: опьянение полностью отключает разум человека, приводит к неумеренной веселости, излишней болтливости, развязности. Дисгармония внешнего облика постепенно приводит и к полному преображению человека. Правила приличия и нормы поведения отсутствуют, так как состояние бесконтрольности и быстрое развитие страсти помрачают рассудок.

    Препятствием к принятию священного сана была злоречивость. Необдуманное, импульсивно выпущенное слово оказывает разрушающее воздействие на душу самого человека и окружающих. Иногда импульсом злоречия подвержены сразу несколько людей (своего рода цепная реакция), выражающих недовольство. В основном злоречием страдают люди, которые не удовлетворены своей жизнью и списывают неудачи на обстоятельства, на других людей, хотя корень зла часто находится в них самих. Такие люди не могут созидать и дарить тепло близким, но скорее разрушают атмосферу добра и света.

    Злоречивые люди обычно бывают склочными и склонными к ссорам. Накопленное зло и раздражение, по их мнению, должно иметь выход и «выплескиваться» на окружающих, так как это облегчает тяжелое нравственное состояние. Однако своим поведением, разрушающим мир, они привносят лишь отрицательные эмоции, которые травмируют психику окружающих. Моральный климат коллектива резко портится от присутствия даже одного склочника и спорщика, и удаление их в древности было вызвано абсолютно справедливым желанием оградить общину от смущений и соблазнов.

    Не могли быть священнослужителями и «берущие лихву и приобщающие к своему имению чужое имущество». Воровство всегда считалось одним из самых серьезных грехов. На сознательном и подсознательном уровне человек совершал присвоение чужого, не принадлежащего ему предмета; и, следовательно, был недоволен своим положением и, одновременно, ущемлял права других. Воровство всегда было одним из самых трудно искореняемых пороков, разлагающе действовало на окружающих, так как сеяло соблазн и подозрительность.

    «Впадшие в любодеяние» также извергались из клира. Их мысли и действия направлены на удовлетворение телесных потребностей, эмоции превалируют над разумом. Эти грехи особенно коварны своей скрытностью, возможностью утаить от окружающих. При этом незаметно для самого грешника голос начинал выдавать страсти и излишним внутренним волнением, привнося в звучание неуместную чувственность.

    Еретики, искажающие суть православного вероучения и привлекающие к этому других. Эти люди наносят церковной общине наибольший вред, так как ввергают в соблазн и наводят смуту. Особенно велико влияние еретиков на молодое поколение, которое ввести в заблуждение достаточно просто, а развеять заблуждение очень сложно.

Все перечисленные правила распространялись не только на епископов и священников, но и на диаконов, а также на певчих и чтецов.

Кроме того, им было запрещено:

    Входить в расположения мирскими делами или занимать мирские начальственные должности, за исключением лишь попечения о сиротах или беспомощных. Запрет объясняется тем, что мирские дела и должности формируют совершенно противоположные идеалу, а порой и резко отрицательные качества характера (жестокость, угодливость, связь с деньгами, поиск выгоды и др.). Человек, совмещающий мирское и Божие, все время будет оказываться меж двух огней, служить двум господам.

    Клирики не должны поступать в воинскую службу. Сама по себе военная служба не противоречила званию христианина, защищать Родину считалось священным долгом. Но клирик, как человек, посвятивший себя служению церковному, уже не мог подвергать свою жизнь опасности, что неизбежно при военной службе. Тем более он не мог обагрить руки кровью, даже если это было вынужденной мерой. Лишь в тех случаях, когда Родине угрожал враг, когда вся страна поднималась на бой, и клирики шли на жестокое сражение.

    «Брать на откуп имения». Все как-либо связанное с деньгами не должно было касаться клира. Операции купли-продажи отрицательно сказывались на нравственных и духовных качествах, рождали обман и недоверие, возводили материальное благополучие на уровень основной цели; помышляя о выгоде, человек терял сосредоточенность на высоких идеалах, становился жадным и подозрительным.

    «Давая себя порукою за кого-либо», клирик тем самым ставил себя в зависимое положение. Тот за кого он поручился, мог стать причиной серьезной беды. Кроме того, клирик должен был помнить, что уже не принадлежит себе, но располагает им только Господь.

    Клирик должен беречь свое честное имя и непорочную репутацию, отводя от себя подозрение в чем-либо греховном.

Как видим, система ограничений для диаконов была достаточно строгой. Однако она давала ощутимые результаты. В служении действительно выражалась чистота и высота духа, звуки чтений и возгласов раскрывали стремление к небесной гармонии.

Марк Е. Дэвер

В зависимости от того, к какой церкви вы принадлежите, «диакон» может ассоциироваться в нашем воображении с седоволосыми банкирами, сидящими за длинными, до блеска отполированными столами, находящимися в роскошно устроенных церковных приемных. Или же это слово может вызвать образ усердных служителей церкви, координирующих служения, служителей, нацеленных на хозяйственные нужды, евангелизационные мероприятия, или пасторскую заботу. Таковыми являются диаконы в наших церквах. А какими они представлены в Библии?

Определение «Диакона»

Мир Нового Завета мало чем отличался от нашего в его отношении к служению. Служение другим людям не было предметом восхищения среди греков. Напротив, прежде всего ими почиталось в человеке развитие характера и личности, всегда с учетом сохранения самоуважения. Диаконское служение другим воспринималось как нечто, что мы называем уничижительным словом «раболепство».

Однако же, Библия представляет служение совершенно по-другому. В наших современных переводах Нового Завета слово диаконос часто переводится как «слуга», иногда как служитель, а иногда оно так и дано дословно как «диакон». Это слово может относится как к служению в общем понятии (напр. Деяния 1:17, 25; 19:22; Римлянам 12:7; 1Коринфянам 12:5; 16:15; Ефесянам 4:12; Колоссянам 4:17; 2Тимофею 1:18; Филимону 13; Евреям 6:10; 1Петра 4:10-11; Откровение 2:19), так и к начальникам в частности (напр. Римлянам 13:4) или же к заботе о физических нуждах (напр. Матфея 25:44; Деяния 11:29, 12:25; Римлянам 15:25-31; 2 Коринфянам 8:4, 19-20; 9:1, 12, 13; 11:8).

В Новом Завете ясно показано, что женщины могут исполнять, по меньшей мере, некоторую часть подобного служения (например, Матфея 8:15; Марка 1:31; Луки 4:39; Матфея 27:55; Марка 15:41; Луки 8:3; Луки 10:40; Иоанна 12:2; Римлянам 16:1). Ангелы служат таким образом (например, Матфея 4:11;Марка 1:13). Иногда это относится непосредственно к обслуживанию столов (например, Матфея 22:13;Луки10:40; 17:8; Иоанна 2:5, 9; 12:2), и хотя такое служение презиралось в греческом мире, Иисус относился к нему совсем иначе. В Иоанна 12:26 Иисус сказал: «Кто Мне «диаконит», Мне да последует; и где Я, там и диакон Мой будет. И кто Мне «диаконит», того почтит Отец Мой». Опять же в Матфея 20:26 (Марка 9:35) Иисус сказал: «…кто хочет между вами быть большим, да будет вам диаконом». И в Матфея 23:11 (Марка 10:43; Луки 22:26-27), Он сказал: «Больший из вас да будет вам диакон».

Фактически, Иисус даже представил Себя как одного из видов диакона (например, Матфея 20:28; Марка 10:45; Луки 22:26-27;Иоанна 13; Луки 12:37; Римлянам 15:8). Христиане представлены, как диаконы Христа и Его Евангелия. Такими изображены апостолы (Деяния 6:1-7), и, именно так, Павел регулярно говорит о себе и и о тех, кто работал с ним (например, Деяния 20:24;IКоринфянам 3:5; IIКоринфянам 3:3, 6-9; 4:1; 5:18; 6:3-4; 11:23; Ефесянам 3:7; Колоссянам 1:23; I Тимофея 1:12; II Тимофея 4:11). Он говорил о себе, как о диаконе, служащем язычникам, определенной группе, к которой он был призван для того именно, чтобы послужить (Деяния 21:19; Римлянам 11:13). Павел называет Тимофея диаконом Христа (напр. В I Тимофея 4:6; II Тимофея 4:5), а Петр говорит о пророках Ветхого Завета как о диаконах для нас, христиан (I Петра 1:12). Ангелы тоже названы диаконами (Евреям 1:14), и даже Сатана имеет своих диаконов (II Коринфянам 3:6-9; 11:15; Галатам 2:17).

Мы внимательно должны относиться к сохранению различия между служением диаконов и служением пресвитеров. В каком-то смысле и пресвитеры, и диаконы вовлечены в «диаконство», но это служение принимает две очень разных формы. Именно в первых семи стихах шестой главы книги Деяния мы находим значимый отрывок, где диаконство разделяется на традиционное диаконство (обслуживание столов, физическое служение) и некое «диаконство» Слова, к которому были призваны апостолы, а впоследствии и пресвитеры. Диаконы, показанные в Деяния 6, очень напоминают официантов, прислуживающих в церкви, по крайней мере, в административном смысле. Им поручено заботиться о физических нуждах церкви. Создание группы с подобным служением крайне важно, ибо в противном случае это может привести к путанице и между этими двумя видами диаконства — служители Слова (пресвитеры) и служители столов (диаконы), и впоследствии к утере одного из этих служений. Церковь не должна пренебрегать ни проповедью Слова, ни практической заботой о членах, так как это все способствует поддержанию единства и исполнению нашего долга в любви друг к другу. Оба эти аспекта жизни и служения церкви важны. Чтобы быть уверенными, что в наших церквах действуют оба вида диаконства, нам следует отличать диаконское служение от служения пресвитеров.

Историческая обстановка

Во времена апостолов ситуация в церквах была достаточно изменчива, хотя множественность пресвитеров и множественность диаконов, как кажется, присутствовало постоянно. Даже по завершении времен Нового Завета эти отдельные должности в церкви продолжили свое существование. Роль пресвитеров начала различаться между епископами и священниками, но диаконы на протяжении всего времени перечислялись совместно и сразу после епископов и священников, и, как правило, они считались теми, кому поручено, главным образом, содействовать епископам и начальствующим. В ранней церкви, как правило, служительская должность, по-видимому, занималась пожизненно. Функции же этой должности в разных местах отличались друг от друга. Функции диаконов могли включать в себя:

Пение или чтение Священного Писания в церкви,

Получение пожертвований и ведение документации о том, кто был дарителем,

Распределение пожертвований епископам, пресвитерам и самим себе, незамужним женщинам, вдовам и малоимущим,

Преподавание Вечери Господней,

Проведение молитв во время богослужения и уведомление тех, кто не может принимать Вечерю Господню, о том, что они должны уйти до проведения обряда.

Это может быть достаточно верным кратким описанием обязанностей диаконов, живших между вторым и шестым веком новой эры.

По мере развития монархического епископата под ним развивался и некий вид монархического диаконства. По мере развития роли епископа развивалась и роль архидиакона. Архидиакон был главным диаконом определенной местности и мог быть представленным как заместитель, занятый материальными вопросами. Не удивительно и то, что архидиакон в Риме стал особенно важной фигурой. Достаточно сказать, что некоторые злоупотребления вкрались и в эту сферу, и диаконы, а особенно архидиаконы, стали весьма богатыми. Насколько это иронично звучит, те, кто был призван служить другим, вместо того использовали их в угоду собственным интересам. Ввиду ряда причин, в средние века влияние диаконов пошло на убыль. Забота о бедных для дарителей стала скорее средством получения Божьей похвалы для того, чтобы как им представлялось, уменьшить свой срок отбывания в чистилище.

Восточная православная церковь всегда имела отдельных диаконов — мирян, служащих в этой роли. На западе же к концу средневековья должность диакона стала всего лишь шагом на пути к рукоположению в сан священника, то есть пресвитера. Роль диаконов в Римско- Католической и Епископальной церквах до сих пор так и рассматривается: это служители- стажеры, служащие в качестве диаконов в течение года перед тем, как стать окончательно оперившимися священниками. Второй Ватиканский Собор заново открыл возможность для иного, постоянного, более библейски — обоснованного вида диакона в Римско-Католической Церкви.

Лютер восстановил понимание того, что на церкви лежит ответственность, чтобы заботиться физически о самой церкви, особенно о малоимущих в церкви, хотя Лютеранские церкви и не возродили идею новозаветного диакона. В сегодняшних Лютеранских церквах практика различна. В некоторых местах диаконы нерукоположены, а в других местах любые рукоположенные помощники служителей могут называться диаконами, в частности те, на кого возложены обязанности пасторской заботы и благовестия.

Во многих евангельских протестантских церквах во время Реформации была вновь признана библейская практика различия между диаконами и пресвитерами или пасторами. Во времена Реформации некоторые протестанты, такие как Мартин Батзер из Кембриджа, убеждали, что обязанности диаконов следует возродить. Они говорили, что в каждой церкви диаконы должны проводить различие между достойными бедняками и недостойными, по отдельности осведомляясь и заботясь без лишнего шума об одних и изгоняя из церкви других. Им также следовало по мере сил вести учет пожертвований членов церкви.

В пресвитерианской церкви диаконами являются люди, распределяющие милостыню и заботящиеся о бедных и больных (хотя мы можем оспаривать тот факт, что эти функции во многом были взяты на себя государством). Диаконы являются отдельным от пресвитеров, и подотчетным им органом. Так же были некогда организованы многие баптистские и конгрегациональные церкви. Некоторые и поныне организованы в этом порядке, и многие, по меньшей мере, до определенной степени сохранили эту структуру.

Тем не менее, во многих баптистках и конгрегациональных церквах и духовные функции возложены на диаконов. Они, помогая пастору разными путями, особенно в проведении Вечери Господней, переросли в некий вид исполнительного и финансового совета для церкви, особенно в тех конгрегациях, где больше не существует совета старейшин. Диаконы зачастую несут активное служение в течение ограниченного срока, хотя признание человека диаконом обычно считается постоянным.

Марк Е. Дэвер, Выражение Божьей славы. Основы структуры церкви: Диаконы, пресвитеры, конгрегационализм и членство в церкви,

Священство Русской Православной Церкви подразделяется на три степени, установленные ещё святыми апостолами: диаконов, священников и епископов. Первые две включают в себя как священнослужителей, принадлежащих к белому (женатому) духовенству, так и чёрному (монашествующему). В последнюю, третью степень возводятся только лица, принявшие монашеский постриг. Соответственно этому порядку установлены все церковные звания и должности у православных христиан.

Церковная иерархия, пришедшая из ветхозаветных времён

Порядок, в соответствии с которым церковные звания у православных христиан делятся на три различные степени, восходит к ветхозаветным временам. Происходит это в силу религиозной преемственности. Из Священного Писания известно, что примерно за полторы тысячи лет до Рождества Христова основоположником иудаизма пророком Моисеем были избраны для богослужения особые люди – первосвященники, священники и левиты. Именно с ними связаны наши современные церковные звания и должности.

Первым из числа первосвященников был брат Моисея – Аарон, а священниками стали его сыновья, руководившие всеми богослужениями. Но, для того чтобы совершать многочисленные жертвоприношения, которые были неотъемлемой частью религиозных ритуалов, были необходимы помощники. Ими стали левиты – потомки Левия, сына праотца Якова. Эти три категории священнослужителей ветхозаветной эпохи стали основой, на которой в наши дни строятся все церковные звания православной церкви.

Низшая ступень священства

Рассматривая церковные звания по возрастанию, следует начать с диаконов. Это низший священнический чин, при рукоположении в который обретается Божья Благодать, необходимая для выполнения той роли, которая отводится им при богослужении. Диакон не имеет права самостоятельно проводить церковные службы и совершать таинства, а обязан лишь помогать священнику. Монах, рукоположенный во диакона, именуется иеродиаконом.

Диаконы, прослужившие достаточно длительный период времени и хорошо себя зарекомендовавшие, получают в белом духовенстве звание протодьяконов (старших диаконов), а в чёрном – архидиаконов. Привилегией последних является право служить при архиерее.

Следует заметить, что все церковные службы в наши дни построены таким образом, что при отсутствии диаконов они без особого труда могут выполняться иереями или епископами. Поэтому участие диакона в богослужении, не будучи обязательным, является, скорее, его украшением, чем неотъемлемой частью. Как следствие ― в отдельных приходах, где ощущаются серьёзные материальные трудности, эту штатную единицу сокращают.

Вторая ступень священнической иерархии

Рассматривая далее церковные звания по возрастанию, следует остановиться на священниках. Обладатели этого сана именуются также пресвитерами (по-гречески «старец»), или иереями, а в монашестве иеромонахами. По сравнению с диаконами это более высокий уровень священства. Соответственно, и при рукоположении в него обретается большая степень Благодати Святого Духа.

С евангельских времён священники руководят богослужениями и наделены правом совершать большинство святых таинств, среди которых все, кроме рукоположения, то есть возведения в сан, а также освящение антиминсов и мира. В соответствии с возлагаемыми на них должностными обязанностями, иереи руководят религиозной жизнью городских и сельских приходов, на которых могут занимать пост настоятеля. Священник находится в непосредственном подчинении у епископа.

За долгую и безупречную службу иерей белого духовенства поощряется званием протоиерея (главного иерея) или протопресвитера, а чёрного – саном игумена. В среде монашествующего духовенства игумен, как правило, назначается на должность настоятеля обычного монастыря или прихода. В том случае, если ему поручается возглавить крупную обитель или лавру, он именуется архимандритом, что является ещё более высоким и почётным званием. Именно из архимандритов формируется епископат.

Архиереи православной церкви

Далее, перечисляя церковные звания по возрастанию, необходимо уделить особое внимание высшей группе иерархов – епископам. Они относятся к категории священнослужителей, именуемых архиереями, то есть начальниками иереев. Получившие при рукоположении наибольшую степень Благодати Святого Духа, они имеют право совершать все без исключения церковные таинства. Им даётся право не только самим проводить любые церковные службы, но и рукополагать во священство диаконов.

Согласно церковному Уставу, все епископы обладают равной степенью священства, при этом наиболее заслуженные из них именуются архиепископами. Особую группу составляют столичные епископы, называемые митрополитами. Это название произошло от греческого слова «митрополия», что значит «столица». В тех случаях, когда в помощь одному епископу, занимающему какую-либо высокую должность, назначается другой, он носит звание викария, то есть заместителя. Епископ ставится во главе приходов целой области, называемой в этом случае епархией.

Предстоятель православной церкви

И наконец, высшим чином церковной иерархии является патриарх. Он избирается Архиерейским Собором и вместе со Священным Синодом осуществляет руководство всей поместной церковью. Согласно Уставу, принятому в 2000 году, сан патриарха является пожизненным, однако в отдельных случаях архиерейскому суду даётся право суда над ним, низложения и решения вопроса о его уходе на покой.

В тех случаях, когда патриаршая кафедра вакантна, Священным Синодом избирается из числа его постоянных членов местоблюститель, выполняющий функции патриарха до его законного избрания.

Церковнослужители, не имеющие Благодати Божьей

Упомянув все церковные звания по возрастанию и вернувшись к самому основанию иерархической лестницы, следует отметить, что в церкви, кроме священнослужителей, то есть духовных лиц, прошедших таинство рукоположения и сподобившихся обрести Благодать Святого Духа, имеется ещё низшая категория – церковнослужители. К ним относятся иподиаконы, псаломщики и пономари. Несмотря на своё церковное служение, священниками они не являются и на вакантные места принимаются без рукоположения, а только по благословению епископа или протоиерея – настоятеля прихода.

В обязанности псаломщика входит чтение и пение во время церковных служб и при исполнении священником треб. Пономарю доверяется созывать прихожан колокольным звоном в церковь к началу богослужений, следить за тем, чтобы были возжены свечи в храме, в случае необходимости помогать псаломщику и подавать кадило священнику или диакону.

Иподиаконы также принимают участие в богослужениях, но только вместе с архиереями. Их обязанности состоят в том, чтобы помогать владыке облачаться перед началом службы и, если необходимо, менять облачение в её процессе. Кроме того, иподиакон подаёт архиерею светильники – дикирий и трикирий – для благословения молящихся в храме.

Наследие святых апостолов

Мы рассмотрели все церковные звания по возрастанию. В России и у иных православных народов эти чины несут на себе благословение святых апостолов – учеников и последователей Иисуса Христа. Именно они, став основателями земной Церкви, установили существующий порядок церковной иерархии, взяв в качестве образца пример ветхозаветных времён.

Зачастую люди знают о служителях церкви только то, что есть епископ главной Церкви и, естественно, священники в каждой отдельно взятой церкви. Однако на самом деле существует еще один сан священнослужителя, о котором почему-то мало кому известно – дьякон. Именно поэтому вопрос о том, кто такой дьякон, следует рассмотреть более подробно.

История служения в сане дьякона

Доподлинно известно, что в период зарождения христианства существовало служение в сане дьякона. В те далекие времена именно на такого священнослужителя возлагались обязанности, которые были связаны с областью благотворительности.

В его обязанности входило распределение милостыни и провизии между прихожанами, которые были малообеспеченными. Это позволяло священнику не отвлекаться на подобные дела и полностью посвящать себя богослужению.

Кроме того, по тем далеким временам данный пост могли занимать не только мужчины, но и женщины. Они полностью оправдывали свое название, которое в переводе значилось как «служительницы». В их обязанности входил уход за больными людьми, а также подготовка прихожан к таинству Святого Крещения.

Спустя некоторое время данный вид женского служения был полностью отменен и пост дьякона стали занимать исключительно мужчины.

Сейчас некоторые священники и архиереи стали совмещать роль дьякона со своими основными обязанностями. Не так давно это послужило толчком к сокращению численности дьяконов в составе церкви. Но такие меры крайне не понравились прихожанам.

Как стать дьяконом

Дьякон является официальным священнослужителем православной Церкви.

Существует несколько степеней дьяконского сана:

  • Иподьякон – по долгу своей службы имеет право выполнять лишь вспомогательные действия. Данная степень является первоначальной в служении.
  • Иеродьякон – представляет собой монаха, который еще не удостоился чести служить совместно с архиереем.
  • Протодьякон – является старшим дьяконом по рангу и уже способен совершать службу вместе с архиереем.

В основную обязанность последнего входит произношение весомой части прошений, которые адресованы Богу во время богослужения. К тому же, на него возлагается ряд других немаловажных заданий. В функции дьякона входит процесс окуривания храма дымом сгорающих кусочков ладана.

Такое важное действо, как чтение Евангелия, которое считается самой главной Новозаветной книгой прихожан, также доверено именно дьякону. Но и на этом его задачи не заканчиваются, ведь дьякон должен регулярно провозглашать Божественные ектении, к чтению которых всегда предъявляются особенные требования. Именно дьякону оказывается такое доверие, при котором он имеет полное право касания святого престола в алтаре.