Последние будут первыми а первые последними толкование. "и последние станут первыми"

Небесное Царство подобно хозяину, который рано утром вышел нанять людей на работу в своем винограднике. Он договорился с ними, что заплатит им по динарию за день работы, и послал их в свой виноградник. В третьем часу он опять вышел и увидел, что на площади еще стоят люди без работы. Он говорит им: «Идите и вы работать в мой виноградник, и я заплачу вам по справедливости». Те пошли. В шестом и в девятом часу он опять выходил и делал то же самое. Потом он вышел в одиннадцатом часу и вновь нашел стоящих людей. «Что вы тут стоите весь день без дела?» – спросил он их. «Никто нас не нанял», – ответили те. «Идите и вы работать в мой виноградник», – говорит им хозяин. Когда наступил вечер, хозяин сказал своему управляющему: «Позови всех работников и выдай им плату. Начни с тех, которые были наняты последними, и в конце рассчитайся с теми, кто нанят утром». Работники, которых наняли в одиннадцатом часу, пришли, и каждый из них получил по динарию. Когда подошла очередь работников, нанятых первыми, они ожидали, что получат больше, но каждый из них тоже получил по одному динарию. Когда с ними расплатились, они стали роптать на хозяина: «Те, кого ты нанял последними, работали всего один час, и ты заплатил им столько же, сколько и нам, а мы трудились в такую жару весь день!» Хозяин ответил одному из них: «Друг, я же не обманываю тебя. Разве ты не согласился работать за один динарий? Так возьми свою плату и иди. А я хочу заплатить тем, кого я нанял последними, столько же, сколько и тебе. Не вправе ли я распоряжаться своими деньгами так, как хочу? Или, может, моя щедрость вызывает в тебе зависть?» Так вот, последние будут первыми, и первые – последними.

Иисус в третий раз говорит о Своей смерти и воскресении

По дороге в Иерусалим Иисус отвел двенадцать учеников в сторону и сказал им:

– Вот, мы восходим в Иерусалим, там Сына Человеческого выдадут первосвященникам и учителям Закона. Они приговорят Его к смерти и отдадут язычникам на глумление, бичевание и распятие. Но на третий день Он воскреснет.

Не господствуйте, но служите

Потом к Иисусу подошла мать сыновей Зеведея вместе с сыновьями. Кланяясь, она обратилась к Нему с просьбой.

– Что ты хочешь? – спросил Он ее.

Она сказала:

– Вели, чтобы оба мои сына сели один по правую, а другой по левую руку от Тебя в Твоем Царстве.

– Вы не знаете, о чем просите, – ответил Иисус. – Можете ли пить чашу, которую Я буду пить, или креститься крещением, которым Я крещусь?

– Можем, – ответили они.

Иисус сказал им:

– Пить из Моей чаши вы будете, и крещением, которым Я крещусь, будете креститься, но кому сидеть по правую, а кому по левую руку от Меня, решаю не Я, эти места принадлежат тем, кому они назначены Моим Отцом.

Когда остальные десять учеников услышали это, они рассердились на братьев. Иисус же подозвал их и сказал:

– Вы знаете, что языческие правители господствуют над своими народами, и владеет людьми их знать. У вас пусть будет не так. Наоборот, кто хочет стать среди вас самым великим, должен быть вам слугой, и кто хочет быть среди вас первым, пусть будет вам слугой. Ведь и Сын Человеческий пришел не для того, чтобы Ему служили, но чтобы служить другим и отдать Свою жизнь как выкуп за многих.

Последние будут первыми

Последние будут первыми
Из Библии. В Новом Завете (Евангелие от Матфея, гл. 19, ст. 30 и Евангелие от Марка, гл. 10, ст. 31) сказано: «Многие же будут первые последними, и последние первыми». То же - в Евангелии от Луки (гл. 13, ст. 30): «И вот, есть последние, которые будут первыми, и есть первые, которые будут последними».
Иносказательно: о надеждах на социальный реванш, на социальный успех как компенсацию периода неудач, невезения, бедности.

Энциклопедический словарь крылатых слов и выражений. - М.: «Локид-Пресс» . Вадим Серов . 2003 .


Смотреть что такое "Последние будут первыми" в других словарях:

    Последние будут первыми. См. ЖИЗНЬ СМЕРТЬ …

    Ср. Вы, последовавшие за Мною... ради имени Моего... получите во сто крат и наследуете жизнь вечную. Многие же будут первые последними, и последние первыми. Матф. 19, 28 30. Ср. 20, 16. Ср. Марка. 10, 31. Лук. 13, 30 …

    Послѣдніе будутъ первыми. Ср. Вы, послѣдовавшіе за Мною... ради имени Моего... получите во сто кратъ и наслѣдуете жизнь вѣчную. Многіе же будутъ первые послѣдними, и послѣдніе первыми. Матѳ. 19, 28 30. Ср. 20, 16. Ср. Марка. 10, 31. Лук. 13, 30 …

    Сура 9 АТ-ТАУБА ПОКАЯНИЕ , мединская, последние два аята мекканские, 129 аятов - 1. Отрекается Аллах и Посланец Его от тех, с кем заключили вы обет из тех, что разделяют веру в Аллаха с верой в изваяния. 2. Ходите по Земле в безопасности четыре месяца и знайте, что не убежать вам от Аллаха и что подвергнет Аллах неверных… … Коран. Перевод Б. Шидфар

    έσχατος - η, ο последний, крайний, предельный: η έσχατη μέρα της ζωής последний день жизни; οι έσχατοι έσονται πρώτοι (εισίν έσχατοι οι έσονται πρώτοι, Λουκ. 13, 30) последние будут первыми (есть последние, которые будут первыми, Лк. 13, 30); ΦΡ. έσχατα τ … Η εκκλησία λεξικό (Церковный словарь Назаренко)

    Набьет улыбка оскомину. Жить вертко (валко), помирать терпко. Живешь не оглянешься, помрешь не спохватишься. Живешь воз прешь: помрешь на горбу унесешь. Живется ни в сито, ни в решето. Жить плохо, да ведь и умереть не находка. Жить горько… … В.И. Даль. Пословицы русского народа

    - (иноск.) успевать, получать значение, повышаться Ср. Он давно занимается подрядами и постройкой домов и все шел в гору. П. Боборыкин. Китай город. 1, 8. Ср. ...Ведь Годунов Так и глядит, как бы взобраться в гору! Сел ниже всех, а под конец стал… … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона

    Въ гору идти, лѣзть (иноск.) успѣвать, получать значеніе, повышаться. Ср. Онъ давно занимается подрядами и постройкой домовъ и все шелъ въ гору. П. Боборыкинъ. Китай городъ. 1, 8. Ср. ....Вѣдь Годуновъ Такъ и глядитъ, какъ бы взобраться въ… … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона (оригинальная орфография)

    ПЕРВЫЙ, или южн., зап. перший, счетом, по порядку счета начальный; один, раз, с которого идет счет. Первый, другой, третий и обчелся! не много, мало. Я тебе не в первый раз это говорю. Первые петухи, полночь. (Вторые, два часа; третьи, три).… … Толковый словарь Даля

    Нареч. посля, потом, позже, опосля, затем. | Предлит. с род. Приду после. Сперва подумай, а после скажи. После, не срок, невесть когда. После праздника, в четверг, отказ. После тебя, он первый. После да после а когда ж после то будет? Верь… … Толковый словарь Даля

Книги

  • Скетчи без границ. Смелые зарисовки в дороге, в городе, на пляже и где угодно , . О книге Феликс Шайнбергер творит везде. Свободно. Непринужденно. Завораживающе. Он вселит смелость и в вас! Автор раскроет секреты, как преодолеть внутреннюю неуверенность и страх перед…
  • Найди в себе богиню и перепиши сценарий своей жизни. Найди свою работу. Исполнение желаний по-женски (комплект из 3-х книг) (количество томов: 3) , . В комплект входят следующие книги. Найди в себе богиню и перепиши сценарий своей жизни. Желание любви и счастья живет в каждом человеке. Но тогда почему одним достается все, а другим…

«ПОСЛЕДНИЕ БУДУТ ПЕРВЫМИ»

Лейтмотив многих притч и высказываний Иисуса Христа, один из краеугольных камней Его учения. Мысль эта выражена в четырех притчах Иисуса.

1. Притча о богаче и нищем Лазаре . «Один человек был богат, одевался в порфиру и виссон и каждый день пиршествовал блистательно.

Был также некоторый нищий, именем Лазарь, который лежал у ворот его в струпьях и желал напитаться крошками, падающими со стола богача, и псы, приходя, лизали струпья его.

Умер нищий и отнесен был ангелами на лоно Авраамово. Умер и богач, и похоронили его. И в аде, будучи в муках, он поднял глаза свои, увидел вдали Авраама и Лазаря на лоне его и, возопив, сказал: отче Аврааме! умилосердись надо мною и пошли Лазаря, чтобы омочил конец перста своего в воде и прохладил язык мой, ибо я мучаюсь в пламени сем.

Но Авраам сказал: чадо! вспомни, что ты получил уже доброе твое в жизни твоей, а Лазарь - злое; ныне же он здесь утешается, а ты страдаешь. И сверх всего того между нами и вами утверждена великая пропасть, так что хотящие перейти отсюда к вам не могут, также и оттуда к нам не переходят.

Тогда сказал он: так прошу тебя, отче, пошли его в дом отца моего, ибо у меня пять братьев; пусть он засвидетельствует им, чтобы и они не пришли в это место мучения.

Авраам сказал ему: у них есть Моисей и пророки; пусть слушают их. Он же сказал: нет, отче Аврааме, но если кто из мертвых придет к ним, покаются. Тогда Авраам сказал ему: если Моисея и пророков не слушают, то если бы кто и из мертвых воскрес, не поверят» (Лк 16:19–31).

Фраз.: «петь Лазаря» - прибедняться, жаловаться на судьбу; «прикидываться Лазарем». «Лоно Авраамово» - место вечного блаженства, где, согласно христианским верованиям, после смерти успокаиваются души праведников.

Цит.: «Каким он Лазарем было прикинулся!». Ф. М. Достоевский, «Униженные и оскорбленные».

Лит.: А. Барбье, сборник стихотворений «Лазарь», где запечатлены бедствия лондонской бедноты. Георг Ролленхаген, драма «О богатом человеке и бедном Лазаре».

2. Притча о горчичном зерне . «Царство Небесное подобно зерну горчичному, которое человек взял и посеял на поле своем, которое, хотя меньше всех семян, но, когда вырастет, бывает больше всех злаков и становится деревом, так что прилетают птицы небесные и укрываются в ветвях его» (Мф 13:31–32).

3. Притча о работниках в винограднике . «Царство Небесное подобно хозяину дома, который вышел рано поутру нанять работников в виноградник свой. И, договорившись с работниками по динарию на день, послал их работать в виноградник свой. Вышед около третьего часа, он увидел других, стоящих на торжище праздно, и им сказал: идите и вы в виноградник мой, и что следовать будет, дам вам». Около шестого, девятого и одиннадцатого часа сделал то же. «Когда же наступил вечер, говорит господин виноградника управителю своему: позови работников и отдай им плату, начиная с последних до первых. И пришедшие около одиннадцатого часа получили по динарию. Пришедшие же первыми думали, что они получат больше; но получили и они по динарию и... стали роптать на хозяина дома. И говорили: эти последние работали один час, и ты сравнял их с нами, перенесшими тягость дня и зной. Он же в ответ сказал одному из них: Друг! Я не обижаю тебя; не за динарий ли ты договорился со мной? Возьми свое и пойди; я же хочу дать этому последнему то же, что и тебе. Разве я не властен в своем делать, что хочу? Или глаз твой завистлив от того, что я добр? Так будут последние первыми, и первые последними» (Мф 20:1–16).

4. Притча о фарисее и мытаре . «Сказал также Иисус к некоторым, которые уверены были о себе, что они праведны, и уничижали других, следующую притчу: два человека вошли в храм помолиться: один фарисей, а другой мытарь.

Фарисей, став, молился сам в себе так: Боже! благодарю Тебя, что я не таков, как прочие люди, грабители, обидчики, прелюбодеи, или как этот мытарь: пощусь два раза в неделю, даю десятую часть из всего, что приобретаю.

Мытарь же, стоя вдали, не смел даже поднять глаз на небо; но, ударяя себя в грудь, говорил: Боже! будь милостив ко мне грешнику!

Сказываю вам, что сей пошел оправданным в дом свой более, нежели тот: ибо всякий, возвышающий сам себя, унижен будет, а унижающий себя возвысится» (Лк 18:9–14).

Фраз.: «бить (ударять) себя в грудь» - в знак раскаяния или для пущей убедительности.

«Кто был ничем, тот станет всем». Переиначенные, слова «последние будут первыми» стали строкой гимна революционеров («Интернационал»).

Основанное на идеях равенства и братства, христианское учение имеет много общего с теорией социализма и коммунизма - недаром возник термин «христианский социализм». Чтобы избежать идеологической ловушки, напомним: христианство подразумевает равенство и братство людей «во Христе», которое утверждается в душах людей путем веры и нравственного самосовершенствования, а ни в коем случае не путем насилия и перераспределения богатств (см. цитаты из Ф. М. Достоевского к статьям «Вавилонская башня» и «Камень»).

Изобр.: Г. Доре, «Притча о Лазаре и богаче»; «Фарисей и мытарь», 1864 - 1866. Ю. Карольсфельд, «Богач и бедный Лазарь», «Фарисей и мытарь», 1850-е. Рембрандт, «Притча о работниках», ок. 1637.

Святой Церковью читается Евангелие от Матфея. Глава 20, ст. 1 - 16

1. Ибо Царство Небесное подобно хозяину дома, который вышел рано поутру нанять работников в виноградник свой

2. и, договорившись с работниками по динарию на день, послал их в виноградник свой;

3. выйдя около третьего часа, он увидел других, стоящих на торжище праздно,

4. и им сказал: идите и вы в виноградник мой, и что следовать будет, дам вам. Они пошли.

5. Опять выйдя около шестого и девятого часа, сделал то же.

6. Наконец, выйдя около одиннадцатого часа, он нашел других, стоящих праздно, и говорит им: что вы стоите здесь целый день праздно?

7. Они говорят ему: никто нас не нанял. Он говорит им: идите и вы в виноградник мой, и что следовать будет, получите.

8. Когда же наступил вечер, говорит господин виноградника управителю своему: позови работников и отдай им плату, начав с последних до первых.

9. И пришедшие около одиннадцатого часа получили по динарию.

10. Пришедшие же первыми думали, что они получат больше, но получили и они по динарию;

11. и, получив, стали роптать на хозяина дома

12. и говорили: эти последние работали один час, и ты сравнял их с нами, перенесшими тягость дня и зной.

13. Он же в ответ сказал одному из них: друг! я не обижаю тебя; не за динарий ли ты договорился со мною?

14. возьми свое и пойди; я же хочу дать этому последнему то же, что и тебе;

15. разве я не властен в своем делать, что хочу? или глаз твой завистлив от того, что я добр?

16. Так будут последние первыми, и первые последними, ибо много званых, а мало избранных.

(Мф. 20, 1-16)

Эта притча хорошо известна нам из слов пасхального послания святителя Иоанна Златоустого, в котором он, обращаясь ко всем пришедшим на праздник Пасхи и радующимся Воскресению Спасителя, говорит: «Приидите все труждающиеся, все, кто постился и не постился, все войдите в радость Господина своего».

Сегодняшняя притча звучит, словно в ней описана воображаемая ситуация, но это не так. Подобная ситуация часто случалась в Палестине в определенное время года. Если урожай не был собран до наступления дождей, то он погибал, поэтому были рады любому работнику, несмотря на то время, в которое он мог прийти, даже если бы он мог отработать самый малый промежуток времени. Притча представляет яркую картину того, что могло происходить на рыночной площади любой иудейской деревни или города, когда требовалось срочно, до наступления дождей убрать виноград. Надо понимать, что такой работы для людей, приходивших сегодня на площадь, могло и не быть. Оплата была не такая большая: одного динария хватало лишь на то, чтобы прокормить свою семью один день. Если бы человек, отработавший в винограднике даже половину рабочего дня, пришел к своему семейству с платой меньшей, чем один динарий, семья, конечно, очень бы расстроилась. Быть слугой у своего хозяина - это иметь постоянный заработок, постоянное пропитание, но быть наемным работником - значит перебиваться, время от времени получая какие-то деньги, жизнь таких людей была очень скорбной и печальной.

Хозяин виноградника вначале нанимает одну группу людей, с которыми договаривается об оплате в один динарий, а потом, всякий раз выходя на площадь и видя праздных людей (не от безделья, а потому что они не могут найти кто бы их нанял), призывает их на работу. Эта притча говорит нам об утешении Божием. Независимо от того, когда человек войдет в Царство Божие: в юные годы, зрелом возрасте или на закате своих дней, он одинаково дорог Богу. В Царстве Божием нет человека первого или последнего, более любимого или того, кто стоит на задворках - Господь всех любит одинаково и всех одинаково призывает к Себе. Каждый ценен для Бога, независимо от того, первым он пришел или последним.

В конце рабочего дня господин дает указанию управляющему, чтобы он раздал причитающееся жалование всем, кто трудился в винограднике, сделав это следующим образом: вначале дал бы последним, а потом - первым. Каждый из этих людей, наверное, ждал своей платы, сколько он смог потрудиться и заработать. Но вот последним, пришедшим в одиннадцатом часу и проработавшим один час, управляющий дает один динарий, другим - тоже один динарий, и все получают поровну. Пришедшие первыми и проработавшие весь день, увидев такую щедрость господина, могли подумать, что когда очередь дойдет до них, они получат больше. Но так не случилось, и они с жалобами обращаются к хозяину: «Почему же так? Мы трудились весь день, перенесли зной и жару целого дня, но ты дал нам столько же, сколько им».

Хозяин виноградника говорит: «Друг! я не обижаю тебя; не за динарий ли ты договорился со мною?» Люди, трудившиеся на винограднике, как бы делятся на две группы: первая вступила с хозяином в соглашение, что они трудятся за один динарий, другие не договаривались об оплате и ждали ровно столько денег, сколько он даст им. Эта притча показывает справедливость хозяина и может хорошо характеризовать и нас: всякий человек, который находится в Церкви или обращается к Богу с детства, может быть, так же ждет для себя в Царствии Небесном каких-то поощрений или больших заслуг. Но мы знаем обетование - Господь обещает нам Царство Небесное, мы так же, как работники виноградника, договорились с Ним об этом, и не имеем права роптать, если Бог милосерд и благ к остальным людям, ведь, как мы помним, первым в рай входит разбойник.

Парадокс христианской жизни заключается в том, что всякий, рвущийся к вознаграждению, потеряет его, а забывающий о нем, обретет, и пусть первые будут последними, а последние станут первыми. «Много званых, - говорит Господь, - но мало избранных». Вот как премудро открывает нам Бог, что есть Царство Небесное.

Священник Даниил Рябинин

Расшифровка: Юлия Подзолова

Эту притчу, которую некоторые церковные писатели называют притчей «о виноградарях, призванных на работу в разное время дня», мы встречаем в Евангелии от Матфея:

«Ибо Царство Небесное подобно хозяину дома, который вышел рано поутру нанять работников в виноградник свой, и, договорившись с работниками по динарию в день, послал их в виноградник свой; выйдя около третьего часа, он увидел других, стоящих на торжище праздно, и сказал им: идите и вы в виноградник мой, и, что следовать будет, дам вам. Они пошли. Опять выйдя около шестого и девятого часа, сделал то же. Наконец, выйдя около одиннадцатого часа, он нашел других, стоящих праздно, и говорит им: что вы стоите здесь целый день праздно? Они говорят ему: никто нас не нанял. Он говорит им: идите и вы в виноградник мой, и что следовать будет, получите. Когда же наступил вечер, говорит господин виноградника управителю своему: позови работников и отдай им плату, начав с последних до первых. И пришедшие около одиннадцатого часа получили по динарию. Пришедшие же первыми думали, что они получат больше, но получили и они по динарию; И, получив, стали роптать на хозяина дома и говорили: эти последние работали один час, и ты сравнял их с нами, перенесшими тягость дня и зной. Он же в ответ сказал одному из них: друг! я не обижаю тебя; не за динарий ли ты договорился со мною? возьми свое и пойди; я же хочу дать этому последнему то же, что и тебе; разве я не властен в своем делать, что хочу? Или глаз твой завистлив от того, что я добр? Так будут последние первыми, и первые последними, ибо много званных, а мало избранных» (Мф. 20: 1-16).

На заре истории Церкви, призывающее к Царству Небесному Слово Божие, прозвучало прежде всего в среде еврейского народа. Древний Израиль, устами ветхозаветных пророков, вплоть до св. Иоанна Предтечи, а в конце веков - устами Самого Богочеловека, первым был призван к работе в винограднике Господа Бога.

Затем Благая Весть пронеслась трудами свв. апостолов и других проповедников по всему миру. Евангелие все время призывает отдельных людей и целые народы к работе на ниве Христовой, зовет к Божьему труду всех, «стоящих на торжище праздно», то есть духовно-безработных.

«Часы» - третий, шестой, девятый, одиннадцатый - могут означать или различные эпохи в истории Церкви, когда те или иные народы впервые призываются к участию в строительстве Царства Божия, или же различные моменты в индивидуальной жизни человека (ранняя юность, зрелый возраст, старость), когда сердце впервые слышит и принимает призыв Слова Божия.

«Вечер» - это конец рабочего дня, то есть символически - конец земной истории Церкви или же конец индивидуальной жизни человека, смертный час его.

Как хозяин виноградника сам вышел искать себе работников, так и Христос Сам призывает к Себе делателей: «Не вы Меня избрали, а Я вас избрал» (Ин. 15: 16), - говорит он Своим апостолам. Всякая добрая мысль, доброе побуждение потрудиться для Господа, для спасения своей души, приходит от Господа: Господь зовет всех ко спасению, зовет трудиться в Свой виноградник, в Свою Церковь; а от человека зависит -послушать или не послушать этот Божественный зов, принять к сердцу благодатное внушение или воспротивиться ему. В этом - свобода человека.

«Динарий» - это награда вечного блаженства на небе. Пришедшие «рано поутру» и пришедшие поздно получили одинаковое вознаграждение. Это очень огорчило пришедших рано и они стали роптать на хозяина. Здесь человеческая, формальная справедливость, хочет противопоставить себя Божественной щедрости и любви.

Виноградари не стали бы роптать на хозяина, если бы он дал «последним» меньше одного динария, то есть сумму недостаточную для дневного пропитания; им не было дела до пришедших «последними», в их душах проявилась зависть, недружелюбие, осуждение, якобы, несправедливой щедрости хозяина, шедшей в ущерб их гордости - как это он мог сравнить их, призванных «первыми», с теми, кто пришли «последними».

Подобным образом говорил и старший брат в притче о блудном сыне: «Я столько лет служу тебе и никогда не преступал приказания твоего; но ты никогда не дал мне и козленка, чтобы мне повеселиться с друзьями моими; а когда этот сын твой, расточивший имение свое с блудницами, пришел, ты заколол для него откормленного теленка» (Лк. 15: 29-30).

Вся эта гамма морально ничтожных чувств, которые обуяли «первых» (и старшего сына из притчи о блудном сыне), уже, в сущности, подорвала качество их труда на ниве Господней. Ведь с дурным настроением можно работать и целый день и все же ничего доброго не сделать; а можно и в «один час» сделать больше и лучше, если работа совершается при полном усердии, любви к делу и доверии к хозяину.

У виноградарей оценка оказалась формальной, а у хозяина духовно моральной. И по этой оценке, «последние» стали «первыми, и «первые» - «последними», а, может быть, и вовсе лишились участия в Царстве Небесном. «Ибо, - добавил Христос, - много званных, а мало избранных» (Мф. 20: 16).

Этой притчей Господь учит нас тому, что благодать Божия, как и вечная жизнь, дается человеку не в результате арифметического подсчета количества его дел или по времени его пребывания в Церкви, но по милости Божией. Иудеи думали, что им, как первым членам Царства Мессии, полагается большая награда по сравнению с христианами нееврейского происхождения, присоединившимися к этому Царству позже. Но у Бога совсем другая мера праведности. На его весах искренность, усердие, чистая любовь, смирение более ценны, чем внешняя и формальная сторона человеческих дел. Благоразумный разбойник, покаявшийся так поздно и искренне на кресте и всем сердцем поверивший в отвергнутого и истерзанного Спасителя, удостоился Царства Небесного наравне с другими праведниками, которые служили Богу с раннего детства.

Прекрасное приложение этой притчи Господа делает св. Иоанн Златоуст в своем неподражаемом Пасхальном слове: «Кто благочестив и Боголюбив, пусть насладится этим прекрасным и светлым торжеством. Кто раб благоразумный, пусть войдет, радуясь, в радость Господа своего. Кто потрудился, постясь, тот получит ныне динарий. Если кто от первого часа работал, пусть примет справедливую плату. Если кто пришел после третьего часа, пусть празднует благодаря. Если кто поспел к шестому часу, пусть нисколько не сомневается - ибо никак не будет отвергнут. Кто опоздал к девятому часу, пусть приступит, нисколько не сомневаясь, ничего не боясь. Кто достиг одиннадцатого часа, да не устрашается промедления: любвеобилен Владыка - и принимает последнего, как первого: упокоивает пришедшего в одиннадцатый также, как и делавшего с первого часа. И последнего милует, и первому угождает, и тому даёт и этому преподносит и дела принимает и намерения целует, и делания почитает и рассуждения хвалит. Посему войдите все в радость Господа Своего: и одни и другие принимайте награду; богатые и убогие, ликуйте друг с другом. Воздерженники и ленивые, почтите этот день. Постившиеся и непостившиеся, возвеселитесь сегодня. Трапеза полна, все наслаждайтесь пиром веры: принимайте все богатство благости!..»