Шеллинг философия искусства кратко. Шеллинг Философия искусства. Таким образом, от деятельностного субъективного идеализма Фихте Шеллинг переходит к созерцательному объективному идеализму. Центр философских исследований Шеллинг переносит с общества на при

Человеческая цивилизация не знает исторического примера, когда обладатель аналитического ума изначально решает стать философом. Мыслитель доходит до особого статуса посредством личного опыта, наблюдения за изменчивостью жизни, установления роли человека в круговороте мироздания. Иногда мыслителем деятеля называют посмертно, спустя столетия, так как современники не смогли понять, осознать, оценить глубины исследовательских рассуждений. Иногда мудрец сам отрицает очевидный факт своей философской натуры.

К примеру, философия Шеллинга начиналась с познавательного интереса пытливого ума постичь премудрости природы, составить политическое мировоззрение о революционных событиях. Только спустя время мыслитель, так же, как оппоненты и сподвижники, понял, каково его действительное предназначение.

Жизненный путь немецкого философа

Неоднозначная, полная взлетов, падений биография мудреца начинается с 1775 года, когда в семье пастора родился наследник по имени Вильгельм Йозеф.

Юноша окончил иенский университет. Будучи молодым, горячим, Шеллинг встретил революцию французов с воодушевлением, полагая, что она положит начало общественно-личностной свободе. Но внимание Вильгельма обратилось от политических игр к философскому учению, которое глубоко тронуло душу мужчины. Теории Ньютона, Канта породили в будущем философе мысли о поиске мирового единства.

Тяга к познанию не помешала Йозефу обрести физическую страсть – молодой человек женился на бывшей супруге философа-романтика Шлегеля.

Сорок лет, начиная с 1803 года, Шеллинг занимался научно-преподавательской деятельностью в разных городах Германии. После получения статуса ординарного профессора, дворянского титула дошел до звания председателя королевской научной академии.

Но скандальная история о плагиате научных записей мыслителя его конкурентом, подорвала веру философа в «чистоту» исследовательской деятельности. Поэтому ученый оставил преподавание, предался путешествиям, пока в 1854 году не умер. Через два года после смерти Шеллинга в городе Рагаце Баварский король воздвигнул в честь философа памятник.

Первый этап философствования Шеллинга

Творческое мировосприятие мыслителя было весьма переменчивым, как и сам научный деятель. Восприимчивый, одаренный характер Йозефа оставил отпечаток на философствовании мудреца. Вильгельм изучил свод трудов коллег-предшественников (Платона, Бруно, Спинозы, Фихте, Канта), современников и о каждом сложил отдельное мнение, которое после получения новой порции информации преображалось. Дружелюбно встретив идеи Гегеля, Вильгельм, после расхождения во мнениях с мыслителем по некоторым вопросам, резко изменил отношение к Фридриху, вплоть до враждебности.

Из подобного типичного Шеллингу поведения, научную деятельность философа классифицируют на несколько периодов. Но для организационного удобства творчество немецкого мыслителя разделили на два этапа, до и после трактата «О зле».

Первый отрицательный философский период ученого характеризуется причислением философии к разумным наукам, которые постигаются в границах здравого смысла. Мнение Вильгельма постоянно меняется вплоть до противоположности. Присущий первому этапу философско-духовный абсолютный идеализм, стал основой натурфилософии мыслителя. Чуть позже абсолютный идеализм трансформируется в трансцендентальный. А еще позже превращается в реально-идеалистическое философское тождество. Познание бытия по Шеллингу распространяется на религию, философию, искусство, переходя из античности, Средневековья к Новому времени.

Второй этап философствования Шеллинга

Второй положительный (как охарактеризовал Йозеф) философский период ученого сводится к познанию первоначала не разумом, а опытным откровением. Рационализм первого этапа сменился позитивностью не просто действительного, а возможного действительного опытного познания бытия через Бога. Здесь же находит объяснение божественный теогонический процесс, олицетворяющий для Шеллинга мифологию. Концепцией о мифологии Вильгельм выводит новый вид религии – свободную, который существенно отличается от естественного верования. Таким образом, мыслитель завершает собственную теологическую систему.

Как отразилась идеология Шеллинга на развитии философской мысли

Влияние философствования немецкого мудреца на становление исследовательской мысли последователей, современников велико, но не однозначно.

Шеллинг видел свою роль в натурфилософии чрезвычайно значимой. Если посмотреть на это со стороны холодного рассудка, то учению мыслителя характерно чередование основных идей, за что его прозвали «философским протеем». Но единый здравый смысл, присущий всем периодам преподавательской деятельности Шеллинга, пропагандирует разностороннее познание первоначала бытия, что помогло приверженцам найти свою стезю.

Концепции Вильгельма отразились на научном видении европейских (в том числе российских) философов, литературных деятелей, медиков, юристов.

Философское значение трансцедентального идеализма

Шеллинг зашел в некий невидимый натурфилософский тупик, который не позволял мыслителю полностью осознать глубину истины познания. Поэтому натурфилософия Вильгельма приобрела трансцендентально-идеалистический характер, когда автор опубликовал научный труд «Система трансцендентального идеализма». Трансцендентализм, как направление, изучающее те философские аспекты, которые невозможно постигнуть с помощью опыта, дал Йозефу возможность оставить свободное пространство для недоказуемых гипотез.

Идеализм по Шеллингу состоит из системно-иерархических категорий, которые разделяются на противоборствующие подкатегории, впоследствии снова образующие единое целое. Таким образом, выстроенная понятийная целостность приближается к практическому действию, руководимому волей человека. Воля проходит процесс самосовершенствования до тех пор, пока не достигнет максимального развития – стремления к совершению глубоко-нравственных поступков. Кратко говоря, свободная воля становится нравственно-практической.

Трансцендентальный идеализм философа отличается от основного направления тем, что от слов Вильгельм перешел к действию, то есть идеалистические категории сдвинулись с места, тем самым возвели концепцию Шеллинга до уровня системы эволюционирующего сознания.

Немецкий деятель развил принцип самосознания, выделенный Фихте, усовершенствовал, а позже его коллега Гегель доработал систему до эволюционного пика.

Решение проблемы противоречий между объектом и субъектом

Натурфилософская концепция мыслителя столкнулась с проблемой одухотворенности природы. Долгое время матушка-природа выступала неживым объектом, но научные исследования четко установили ее органическую сущность. Таким образом, природа из неорганической формы бытия переросла в органическую множественность, одухотворилась, стала субъектом. Получив субъективный статус, природа получила самовыражение в антропологии и культуре.

Натуральная философия обязывала заниматься неживой природной ипостасью, а трансцендентальная живым перевоплощением. Отсюда возник конфликт между объектом и субъектом, который показал необходимость компромиссного построения объектно-субъектных отношений.

Наивысшей ступенью развития природного субъекта выступает человеческая раса, поскольку только человек имеет личностное «Я», способность к мышлению.

Такой взгляд на установленную ранее природную двойственность (не материальное, неодухотворенное, усредненное между объективным бытием и субъективным сознанием понятие) вывел природу на новый уровень. Природная сущность обнаружилась во всем сразу: духе, материи; сознании, бытие; объекте, субъекте, что подчеркнуло ее особую значимость.

Философия тождественности

Сформировавшиеся идеи автора привели к единственно-верному, по его мнению, решению – философии тождества. Шеллинг полагал, что превосходство мышления над бытием, приводит к замкнутости исследовательских выводов. Только сплоченность, равноправность, не раздробленность философских понятий могут привести к главной цели научного поиска. Принципом тождества выступает отсутствие разделения между идеальным объектом и реальным субъектом. Тождественное положение убирает необходимость поиска первоначального авторитета.

Но для практического использования принципа тождественности необходим правильный инструмент, который Шеллинг видит в искусстве. Только произведения искусства способны гармонично объединить практическое знание с теоритическим знанием, подчеркнуть общественную значимость, глубину, объективность познания.

Философствование о тождестве характеризуется использованием интуиции интеллекта, которая выступает объективно-субъективным единством. Это единство сводит безликое понятие «ничто» (ни природа, ни душа) к великому всемогущему «нечто», что отожествляет разумное безразличие к приоритетности.

Философствование откровения

Долгие годы, занимаясь поиском правды, Шеллинг, как прочие представители европейской философской мысли, концентрировался на изучении фактов – того, что уже дано, но по какой причине дано неизвестно. Ученый исследовал «мертвые сведения».

Однажды философ пришел к выводу о том, что найти ответы можно подойдя к противоположной стороне вопроса. То есть изучение «живого» источника информации, которым являлся разум, намного продуктивнее. Таким образом, мыслитель стал на путь позитивного мышления. Данная область была близка к медицинскому психоанализу, поэтому некоторыми последователями Вильгельма были медики.

Неограниченные возможности человеческого мозга раскрыли в Шеллинге дар к философии откровения. Но философствование не ограничилось способностями интеллекта.

Пройдя долгий путь анализа психических состояний личности, Йозеф обратился к религиозному верованию. Будучи молодым философом, Вильгельм преклонялся перед персоной Бога. Став старше, немецкий мыслитель по-другому посмотрел на христианскую религию. Высшая степень познания человеческого разума устремляется к познанию Господа Бога. Но когда Шеллинг попытался по-философски объяснить божественный феномен, произошло замешательство мыслей. Мудрец размышлял: «если общепринято считать Всевышнего бесконечным во времени и пространстве, то, как он способен одухотвориться в конкретном смертном человеке Иисусе Христе?» Необъяснимость, нелогичность религиозных догматов привела к тому, что мыслитель начал критиковать Библию.

ШЕЛЛИНГ

ШЕЛЛИНГ

(Schelling) Фридрих Вильгельм Йозеф (27.1.1775, Леонберг,-20.8.1854, Рагац, Швейцария) , нем. , представитель нем. классич. идеализма. С 1790 учился в Тюбингенском теологич, институте вместе с Гёльдерлином и Гегелем. Проф. в Йене (1798-1803) , где сблизился с кружком романтиков ( . В. и Ф. Шлегели и др. ) . С 1806 в Мюнхене; проф. Эрлангенского (1820-26) , Мюнхенского (с 1827) , Берлинского (с 1841) университетов.

В философии Ш. выделяют неск. периодов: натурфилософия сер. 1790-х гг. ) , трансцендентальный, или эстетич., (1800-01) , « » (до 1804) , философия свободы (до 1813) , «положительная философия», или « » (до конца жизни) . Сильное влияние на Ш. оказал Фихте. Однако вскоре наметилось расхождение между III. и Фихте в понимании природы, которая перестаёт быть у Ш. только средством для реализации нравств. цели, материалом, на котором практич. пробует свои силы, и становится самостоят. реальностью - «интеллигенцией» в процессе становления. Ш. ставит перед собой задачу последовательно раскрыть все этапы развития природы в направлении к высшей цели, т. е. рассмотреть природу целесообразное , как форму бессознат. жизни разума, назначение которой - порождение сознания. Проблема соотношения сознания и бессознательного стоит в центре внимания Ш. на всех этапах его развития. Диалектич. , применённый Фихте при анализе деятельности «Я», распространяется у Ш. и на природных процессов; всякое природное .понимается как продукт деятельности динамич. начала (силы) , взаимодействия. противоположно направленных сил положит. и отрицат. заряд электричества, положит. и отрицат. полюсы магнита и т. д.). Толчком для этих размышлений Ш. были открытия А. Гальвани, А. Вольта, А. Лавуазье в физике и химии, работы А. Галлера и А. Брауна в биологии. Натурфилософия Ш. носила антимеханич. . Принцип целесообразности, лежащий в основе живого организма, стал у Ш. общим принципом объяснения природы в целом; неорганич. предстала у него в качестве недоразвитого организма. Натурфилософия Ш. оказала значит. влияние на мн. естествоиспытателей (X. Стеффенс, К. Г. Карус, Л. Окен и др. ) , а также на поэтов-романтиков (Л. Тик, Новалис и др. ) . Уже в этот период Ш. оказывается ближе к традициям неоплатонизма («О мировой душе» - «Von der Weltseele», 1798) , чем к этич. идеализму Фихте.

Ш. рассматривал натурфилософию как органич. часть трансцендентального идеализма, показывающую, как. природы увенчивается появлением сознат. «Я». Онa дополняется др. частью, исследующей уже развитие самого «Я» («Система трансцендентального идеализма» , 1800 , рус. пер. 1936) . Деятельность «Я» распадается, по Ш., на теоретич. и практич. сферы. Первая начинается с ощущения, затем переходит к созерцанию, представлению, суждению и, наконец, на высшем уровне - разума - достигает пункта, где теоретич. «Я» сознаёт себя самостоятельным и самодеятельным, т. е. становится практич. «Я», волей. Воля, в свою очередь, проходит ступеней развития, высшей из которых является нравств. , имеющее целью самоё себя. Если в теоретич. сфере определяется бессознат. деятельностью «Я», то в практич. сфере, напротив, зависит от сознания и им определяется. У Фихте эти два разнонаправленных процесса совпадают только в бесконечности, куда и оказывается отнесённым осуществление познават. и нравств. идеала. По-новому интерпретируя кантовскую «Критику суждения» и опираясь на эстетич. учение Шиллера и романтиков, Ш. видит в искусстве ту сферу, где преодолевается теоретического и нравственно-практического; эстетич. начало предстаёт как «равновесие», полная сознат. и бессознат. деятельности, совпадение природы и свободы, чувств. и нравств. начал. В художеств. деятельности и в произв. искусства достигается « » - , недостижимый ни в теоретич. познании, ни в нравств. деянии. Художник, по Ш., это , т. е. « », действующая как природа; в нём разрешается , непреодолимое никаким др. путём. Соответственно философия искусства является у Ш, «органоном» (т. е. орудием) философии и её завершением. Эти идеи Ш. развил далее в «Философии искусства» (1802-03, изд. 1907 , рус. пер. 1966) , выразив миросозерцание йенских романтиков.

Одним из центральных становится у Ш. интеллектуальной интуиции, родственной эстетич. интуиции. В философии тождества Ш. рассматривает интеллектуальную интуицию уже не как самосозерцание «Я», как это он делал ранее вслед за Фихте, но в качестве формы самосозерцания абсолюта, предстающего теперь как тождество субъекта и объекта. Это идеалистич. учение Ш. наиболее отчётливо развил в диалоге «Бруно, или О божественном и естественном начале вещей» (1802, рус. пер. 1908) : будучи тождеством субъективного и объективного, абсолют , по Ш., не есть ни , ни природа, а безразличие обоих (подобно точке безразличия полюсов в центре магнита) , ничто, содержащее в себе всех вообще определений. Полная развёрнутость, осуществлённость этих потенций - это, по Ш., Вселенная; она есть тождество абс. организма и абс. произведения исква. Абсолют в такой же мере рождает Вселенную, в какой и творит её как художник: эманация и творение сливаются здесь в безразличие противоположностей. В этой системе эстетич. пантеизма, восходящей в конечном счёте к неоплатонизму, Ш. сближается с пантеизмом нем. мистики (Экхарт) .

В 1804 в соч. «Философия и » Ш. ставит , выводящий его за пределы философии тождества: как и в силу чего происходит рождение мира из абсолюта, почему нарушается то равновесие идеального и реального, которое существует в точке безразличия, и в результате возникает мир? В «Филос. исследованиях о сущности человеч. свободы...» (1809, рус. пер. 1908) Ш. утверждает, что происхождение мира из абсолюта не может быть объяснено рационально: это - первичный , коренящийся не в разуме, а в воле с её свободой. Вслед за Бёме и Баадером Ш. различает в боге самого бога и его неопределимую основу, которую он называет «бездной», или «безосновностью» (Ungrund) , и которая есть неразумное и тёмное - бессознат. . В силу наличия этой тёмной происходит раздвоение абсолюта, самоутверждения свободной воли, отделения от универсального, божеств. начала - грехопадение, крое невозможно понять из законов разума к природы. Акт грехопадения - это надвременный акт; бессознат. воля действует до всякого самосознания, и на метафизич, уровне оказывается виновным уже в своего рождения. Искупление этой первородной вины и воссоединение с абсолютом, а тем самым и воссоединение самого абсолюта - такова, по Ш., истории.

Поскольку воля как изначальное иррациональное хотение есть непостижимый первичный факт, она не может быть предметом философии, понятой как выведение всего сущего из исходного принципа. Называя эту рационалистич. философию (в том числе и свою философию тождества, и философию Гегеля) негативной, отрицательной, Ш. считает необходимым дополнить её «позитивной философией», рассматривающей первичный факт - иррациональную волю. Последняя постигается эмпирически, в «опыте», отождествляемом Ш. с мифологией и религией, в которых сознанию было дано в истории бога. В этой «философии откровения» Ш. по существу оставляет почву собственно философии и сближается с теософией и мистикой. Лекции Ш. о положит. философии, или философии откровения, которые он начал читать в 1841 в Берлине, успеха у слушателей не имели; с рядом памфлетов против Ш. выступил молодой Ф. Энгельс.

Философия Ш. оказала большое влияние на европ. мысль 19-20 вв. , причём на различных этапах её развития воспринимались разные аспекты учения Ш. Значительным оказалось воздействие Ш. на рус. философию - через натурфилософов Д. М. Велланского, М. Г. Павлова, М. А. Максимовича и др. , моск, кружок любомудров (В. Ф. Одоевский, Д. В. Веневитинов, А. И. Галич) , славянофилов, П. Я. Чаадаева (лично знакомого и переписывавшегося с Ш.) и др. В 20 в. иррационалистич. идеи Ш. получили развитие в философии экзистенциализма. Основоположники марксизма ценили у Ш. прежде всего диалектику его натурфилософии и его учение о развитии, т. е. те моменты, которые оказали наибольшее влияние на формирование философии Гегеля.

Samtliche Werke, Abt. l (Bd l-10) -2 (Bd 1-4) , Stuttg.- Augsburg, 1856-61; Werke, neue Aufl., Bd 1-6, Munch. , 1956-60; в рус. пер.- Филос. письма о догматизме и критицизме, в кн. : Новые идеи в философии, сб. 12, СПБ , 1914 ; Об отношении изобразит. искусств к природе, в кн. : Лит. нем. романтизма, [Л., 1934].

Фишер К., История новой философии, т. 7, СПБ , 1905 ; Лазарев В. В., Ш., М., 1976 ; Schneeberger G., F. W. J. v. Schelling. Eine Bibliographie, Bern, 1954 ; Jaspers K., Schelling. Gro?e und Verhangnis, Munch. , 1955 ; Schulz W., Die Vollendung des deutschen Idealismus in der Spatphilosophie Schellings, Stuttg. , 1955 ; Schelling-Studien, hrsg. v. A. M. Koktanek, Munch.-W., 1965 ; Jahnlg D., Schelling, Bd 1-2, Pfullingen, 1966-69.

П. П. Гайденко.

Философский энциклопедический словарь. - М.: Советская энциклопедия . Гл. редакция: Л. Ф. Ильичёв, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалёв, В. Г. Панов . 1983 .

ШЕЛЛИНГ

(Schelling)

В 1804 в сочинении “Философия и религия” (Philosophie und Religion) Шеллинг ставит вопрос, выводящий его за пределы философии тождества как и в силу чего происходит рождение мира из Абсолюта, почему нарушается то равновесие идеального и реального, которое существует в точке безразличия, и в результате возникает мир9 Мир рождается, по убеждению философа, в результате “отпадения” вещей от Абсолюта, и только в “Я” происходит возвращение к Абсолюту, примирение с ним К той же теме - “почему существует , а не ничто9” - Шеллинг обращается также в связи с проблемой зла В написанном под влиянием теософии Беме сочинении “Философские исследования о сущности человеческой свободы” (Philosophische Untersuchungen ьber das Wsen der menschlichen Freiheit, 1809, рус пер 1908) Шеллинг утверждает, что происхождение мира из Абсолюта не может быть объяснено рационально это - иррациональный первичный факт, коренящийся не в разуме, а в воле с ее свободой “В последней, высшей инстанции нет иного бытия, кроме ведения Ведение есть прабытие, и только к волению приложимы все предикаты этого бытия безосновность, независимость от времени, самоутверждение” (Соч в 2 т, т 2 Μ , 1989, с 101) Вслед за Беме и Баадером Шеллинг различает в Боге самого Бога и то, что в Боге не есть Он сам, - его неопределимую основу, которую он называет “бездной” или “безосновностью” (Ungrund) и которая есть нечто неразумное, темное и злое, стремление и вожделение, т е бессознательная воля Именно она есть “непостижимая основа реальности вещей” (там же, с 109) В силу наличия этой темной стихии происходит раздвоение Абсолюта, акт самоутверждения свободной воли, отделения от универсального, божественного начала - иррациональное грехопадение, которое невозможно понять из законов разума и природы Акт грехопадения - это надвременный акт, бессознательная воля действует до всякого самосознания, и на метафизическом уровне человек оказывается виновным уже в момент своего рождения Сущность этой вины - своеволие, стремящееся к тому, чтобы в качестве частной воли быть тем, что оно есть лишь в единстве с божественной волей “В воле человека происходит отделение ставшей духовной самости от света, т е. разделение начал, неразрывно соединенных в Боге” (там же, с 113) Искупление этой первородной вины и воссоединение с Абсолютом, а тем самым и воссоединение самого Абсолюта - такова, по Шеллингу, цель истории

Поскольку воля как изначальное иррациональное хотение есть непостижимый первичный факт, она не может быть предметом философии, понятой как априорная разума, т е рациональное выведение всего сущего из исходи его принципа Называя эту рационалистическую философии (в т ч и свою философию тождества, и философию Гегета) негатив

ной, отрицательной, Шеллинг считает необходимым дополнить ее “позитивной философией”, рассматривающей первичный факт - иррациональную волю Позитивная философия постигает Бога эмпирически, в “опыте”, отождествляемом Шеллингом с мифологией и религией, в которых сознанию было дано в истории Откровение Бога Мифологический процесс, по Шеллингу, есть в то же время процесс теогонический, в нем Бог порождает себя в сознании, открываясь не только человеку, но самому себе Этот процесс завершается в христианском Откровении как религии духа

По Шеллингу, в Боге существуют три потенции непосредственная возможность бытия, или бессознательная воля, возможность бытия, становящаяся бытием, т е сознающая себя воля, и, наконец, третья - Дух, витающий между первой и второй Стремясь преодолеть пантеистическую трактовку Бога как “абсолютной необходимости” (в духе Спинозы и отчасти - Гегеля), Шеллинг подчеркивает личный характер Бога, известную свободу Его по отношению к миру, в учении о потенциях Бога акцентируется философа увидеть в Боге живое, свободное и самосознательное Существо

Философия Шеллинга оказала большое влияние на европейскую мысль 19-20 вв, причем на различных этапах ее развития воспринимались разные аспекты его учения Под влиянием Шеллинга формировались философские учения Гегеля, Шлейермахера, Баадера, Шопенгауэра, К Хр Краузе, К Розенкранца, Э Гартмана, В Вундта и др Значительным оказалось воздействие Шеллинга на русскую философию - через натурфилософов Д M Велланского, Μ Γ Павлова, M А Максимовича и др, московский кружок “любомудров” (В Φ Одоевский, Д В Веневитинов, А И Галин), славянофилов, Π Я Чаадаева (лично знакомого и переписывавшегося с Шеллингом), позднее - В С Соловьева и др В 20 в идеи Шеллинга получили развитие в философии жизни (А Бергсон) и в экзистенциализме, в т ч русском (H A Бердяев).

Соч.: Samtliche Werke, Abt l (Bd 1-10)-2 (Bd 1-4) Stuttg-Augsburg, 1856-61, Wirke, neue Aufl, Bd 1-6 Munch , 1956-60, в рус. пер Философские письма о догматизме и критицизме - В сб Новые идеи в философии, 12 СПб, 1914, Об отношении изобразительных искусств к природе - В кн Литературная теория немецкого романтизма Л, 1934, Соч, т 1-2 Μ , 1987-89

Лит.: Фишер К История новой философии, т 7 СПб, 1905, Лазарев В В Шеллинг Μ , 1976 Он же Философия раннего и позднего Шеллинга M, 1990 ГулыгаА В Шеллинг M, 1982, Sneeberge G FWJ. ν Schelling Eine Bibliographie Bern, 1954, Ja spers К Schelhng GroЯe und Verhдngnis Munch , 1955, Schik W Die llendung des deutschen Idealismus ω der Spatphilosophie Schellings Stuttg, 1955, Schelling Studien, hrsg v A M Koktanek Munch-W, 1965 JahmgD Schelling Bd 1-2 Plьllmgen, 1966-69, Heidegger M Schellings Abhandlung ьber das Wesen der menschlichin Freiheit (1809) Tub 1971, Actualitй de Schelhng publ par G Planty-Bonjour P, 1979 Tike H “Identitats” Philosophie heute und bei Schelling, Meisenheim am Glan, 1979, SchmidigD Einheit und Totalitдt in Schellings Philosophiekonzept - Einheitskonzepte in der idealistischen und in der gegenwartigen Philosophie Bem-Fr/M-N Y-P, 1987 См также лит кет Философия Откровения

П. Π Гайденко

История Философии: Энциклопедия


  • Фридрих Вильгельм Йозеф Шеллинг (1775-1854), философ, представитель немецкой классической философии. В течение жизни область теоретического интереса Шеллинга изменялась от изучения природы к философии Откровения. Вначале испытал сильное влияние И. Канта и Г.Фихте, затем - романтиков и Гете, позднее - немецких теологов: Беме и Баадера.

    Центральным понятием философии Шеллинга можно считать идею свободы, которую он последовательно в течение всей своей жизни искал сначала в природе, затем в творчестве личности и, наконец, в природе божественного творения.

    В своих ранних работах «Идеи к философии природы» (1797) и «Система трансцендентального идеализма» (1800) Шеллинг конструирует своеобразную натурфилософскую картину целостного развития мира. Исходя из первоначального параллелизма субъективного (Я, сознательное) и объективного (природа, бессознательное), рассматривает, каким образом достигается единство и развитие природы и духа. Он последовательно раскрывает этапы развития природы в направлении к осознанию самой себя как целесообразного целого. Таким образом, бессознательное (природа) порождает сознание (человек) как будущую форму познания бессознательного.

    Постановка вопроса о философии природы, независимой непосредственно от «Я», и разработка теории объективной продуктивной деятельности сознания делают философию Шеллинга достаточно популярной на рубеже XVIII - XIX вв. как в среде европейских естествоиспытателей, так и немецких поэтов.

    Обращаясь к анализу эстетического творчества, Шеллинг показывает, как преодолеваются противоречия теоретического и нравственного практического в искусстве. По Шеллингу, художник - это «Гений» (интеллигенция), действующий как природа, а Произведение искусства - продукт гения. Именно в его творчестве разрешаются противоречия, которые не устраняются другими способами. Для объяснения этого процесса Шеллинг вводит понятие интеллектуальной интуиции. С одной стороны, гений действует сознательно. Он ставит перед собой определенные цели и владеет соответствующей техникой. Но его творение перерастает этот сознательный замысел. В нем всегда есть нечто большее. И этот дополнительный элемент проистекает из бессознательной деятельности гения. Именно эта деятельность позволяет ему вкладывать в конечные чувственные образы бесконечные смыслы. Гений вносит бесконечное в конечное, но бесконечное, воплощенное в конечном, есть не что иное, как прекрасное. Соединяя конечное и бесконечное, сознательное и бессознательное, прекрасное произведение искусства оказывается, поэтому объективным выражением того самого тождества, которое является конечной целью устремлений философа (это тождество также выражается в целесообразных продуктах природы, но «не со стороны Я»). Именно поэтому философское истолкование феномена искусства и само эстетическое созерцание могут служить «органоном», т. е. инструментом общей философии, приходящей к этому тождеству с помощью «интеллектуального созерцания», т. е. изнутри, со стороны субъекта и именно поэтому нуждающейся в объективном подтверждении правильности сделанных ей выводов.

    Учение о Боге. Абсолютное тождество свободы и необходимости возможно только в абсолютном Я, Абсолюте, которого нельзя смешивать с индивидуальным человеческим Я. Размышляя на эти темы, Шеллинг приходит к выводу о необходимости построения теории Абсолюта или Божественного как такового, теории, лишенной психологических или натурфилософских оттенков. При этом он исходит из прежней схемы. Бог есть бесконечная деятельность, которая стремится к самопостижению. Это стремление порождает Бога как объект для самого себя. Само оно существует еще до этого порождения, до божественного самосознания. Поэтому его можно назвать темной основой Бога, существующей в самом Боге. И порождение Бога как существующего Шеллинг сравнивает с выведением из тьмы на свет. Божественное самосознание есть Бог как разум. Двойственность божественности требует существования некого объединяющего принципа, «безосновного», в котором темное и светлое начало присутствуют без смешения и противоположения и которое на более высоком уровне проявляется в качестве Духа. Вся эта динамика порождения Бога изнутри самого себя не может трактоваться как реальный процесс во времени. Поэтому можно сказать, что в Боге просветленный разум извечно торжествует над темными стремлениями. Но у человека дело обстоит совершенно иначе. В нем эти начала разъединены, и он может выбирать между добром и злом. Его назначение, однако, состоит в том, чтобы постоянно вытеснять зло разумными действиями. На этом пути человек отказывается от «своеволия», влекущего его на периферию мироздания и возвращается к исконному центру бытия, т. е. к Богу. С этого момента Шеллинг все больше переходит на позиции пантеизма ПАНТЕИЗМ - учение о том, что всё есть Бог; учение, обожествляющее Вселенную, природу. неоплатоников и Б.Спинозы, рассматривая Бога и универсум как различные моменты становящегося тождества, в котором Вселенная есть развернутая потенция абсолютного организма и абсолютного произведения искусства. Вообще теория происхождения зла и его отношения к Богу является одним из наиболее ценных и глубоко продуманных отделов системы Шеллинга, имеющим непреходящее значение для философии религии.

    Природа и человек. «Система природы - это вместе с тем и система нашего духа», - полагал он. Это следует понимать так, что модель объяснения духовной жизни, с успехом применима к природе. Разум, дающий в развертке Я, по мнению Шеллинга, привносит в природу «чистую активность». Шеллинг говорит, что природа - продукт «бессознательного разума», он действует изнутри, постепенно развиваясь, проявляет себя структурно в виде цели. «Природа должна быть видимым Духом, духом невидимой Природы. В этом, следовательно, абсолютное единство Духа в нас и природы вне нас; и следует решить проблему, как если бы была возможна Природа вне нас». Природа не что иное, как «некий застывший разум в бытии», «угасшие чувства в небытии», «формирующее искусство идей, передающихся телам». Николай Гартман так обобщил шеллингианскую философию природы: «В природе есть общая организация, но организация немыслима без продуктивной силы. Такая сила, в свою очередь, нуждается в организационном начале, которое не может быть слепым, оно должно, будучи созданным, целенаправленно, вести к цели, содержащейся в его творениях». Речь, видимо, идет о духовном начале, которое, впрочем, выше нашего духа. Поскольку вряд ли законно допустить сознание вне Я, дух, действующий в природе, должен быть бессознательным духом. «Наукоучение» выводило природу чисто идеалистически из продуктивного воображения Я, из силы, действующей нерефлексивным образом, а потому лишенной сознания. Шеллинг сохраняет это бессознательное действие, но переносит его в объективную реальность, это начало для него уже не Я, оно выше его. Речь идет о реальном первоначале, но внешнем по отношению к сознанию. В этом смысле философия природы Шеллинга абсолютно реалистична; и все-таки речь идет о духовном, а значит, идеальном начале. Поскольку здесь идеальное вместе с реальным, такую точку зрения можно назвать реалидеализмом РЕАЛИДЕАЛИЗАЦИЯ - идеализация реального.. Если Дух и Природа проистекают из одного и того же принципа, то в Природе должны встретиться динамическая сила и ее останавливающий предел, что мы находим в фихтеанском Я. Оппозиция предела и экспансивной силы утихает лишь на мгновение, чтобы вновь начать свой бег к очередному рубежу. Каждой фазе такой встречи соответствует некая ступень и некий уровень природы, которая предстает как более полная и располагается выше в иерархическом плане. Первая встреча позитивной силы и негативной (ограничивающей) рождает «материю» (как результат динамики сил). Вторая встреча - «универсальный механицизм» как общий динамический процесс. Шеллинг, используя естественнонаучные открытия своего времени, показывает подвижную игру сил и их полярность в магнетизме, электричестве, химизме. Ту же схему мы находим на органическом уровне, где Шеллинг говорит о чувственности, раздражимости и репродукции. Итак, Природа образована из самотождественной силы (бессознательного разума), которая развертывается описанным образом, проявляясь на разных, все более высоких, ступенях. В человеке появляется разум и сознание. Становятся яснее некоторые, ставшие знаменитыми, положения Шеллинга: один и тот же принцип объединяет органическую и неорганическую природу; природное выступает в виде звеньев «жизненной цепи», замыкающейся на себя, где каждый момент необходим для целого. «То, что кажется неживым в природе, - на самом деле живо, хотя и дремлет. Жизнь - дыхание универсума, материя - оцепеневший дух».

    В «Трансцендентальном идеализме» Шеллинг поясняет, что «совершенная теория природы должна была бы привести всю природу к разуму... так называемая мертвая природа есть на деле незрелый разум... Природа достигает своей высшей цели, когда она полностью становится предметом самой себя, в виде последней рефлексии и не иначе как в человеке... Кажется очевидным, что природа изначально тождественна тому, что мы привыкли считать интеллигибельным началом, сознанием». Понятно теперь, как у Шеллинга оказалась вновь на Олимпе «мировая душа» древних в виде гипотезы для объяснения «универсального организма». Наконец, и человек, взятый в бесконечности космоса, несмотря на свою физическую маломощность и далеко не гигантские размеры, оказывается последней целью Природы, ибо именно в нем просыпается дух, отдыхавший на предыдущих ступенях ее развития.

    Философия Шеллинга - это постоянное возобновление одних и тех же интуиций в самых разных контекстах. Она символизирует вечную новизну философской мысли, невозможность раз и навсегда решить «предельные» вопросы. Ранняя философия Шеллинга сыграла ключевую роль в формировании спекулятивного метода и базисных онтологических установок Г. В. Ф. Гегеля и способствовала постепенному отходу И. Г. Фихте от психологического идеализма. Многие идеи Шеллинга были восприняты йенскими романтиками. Натурфилософия Шеллинга оказала определенное воздействие на развитие естествознания в XIX в., хотя некоторые ученые решительно отвергали ее. Поздняя "позитивная" философия Шеллинга повлияла на С. Кьеркегора. Правда, Кьеркегор считал, что Шеллинг так и не сумел радикально перестроить свою систему. Тем не менее, учение о существовании Шеллинга дает повод рассматривать его как предшественника экзистенциализма XX века. Шеллинг также оказал некоторое влияние на протестантскую теологию двадцатого столетия.

    Фридрих Вильгельм Йозеф фон Шеллинг (нем. Friedrich Wilhelm Joseph von Schelling, 27 января 1775 — 20 августа 1854) — немецкий философ, представитель классической немецкой философии. Был близок йенским романтикам. Выдающийся представитель идеализма в новой философии.

    Отталкиваясь от идей И. Г. Фихте, развил принципы объективно-идеалистической диалектики природы как живого организма, бессознательно-духовного творческого начала, восходящей системы ступеней («потенций»), характеризующейся полярностью, динамическим единством противоположностей.

    В 1790 году 15-летний Шеллинг поступил в Тюбингенский университет с характеристикой «ingenium praecox» (нем. и лат. «скороспелый талант»). В университете интересы Шеллинга делились между философией и теологией. В 1792 году защитил магистерскую диссертацию об истолковании библейского мифа о грехопадении. Он знакомится с философией Канта, с первыми работами Фихте и в 19 лет сам выступает на философское поприще, сначала как последователь и истолкователь Фихте. Его друзьями становятся Гегель и Гёте. По окончании курса в 1795 году Шеллинг три года исполняет обязанности домашнего учителя, в условиях, весьма благоприятных для его собственных занятий.

    В 1798 году Шеллинг становится профессором Йенского университета. В это же время Шеллинг вступает в тесное общение с кружком романтиков — братьями Шлегель, Гарденбергом и др. Душой этого кружка была Каролина Шлегель, жена А. В. Шлегеля. В 1803 году 27-летний Шеллинг женится на 40-летней Каролине (их разница в возрасте составляла 13 лет), но их брак продлился 6 лет (до 1809 года) и заканчивается смертью Каролины от дизентерии.

    С 1803 по 1806 год Шеллинг преподает в Вюрцбургском университете, после чего перебирается в Мюнхен, где становится штатным членом Баварской академии наук.

    В лекциях Шеллинга, читанных в Берлине в 1841-1842 годах и обнародованных Паулусом, находится уже полное признание системы абсолютного идеализма, как замечательного завершения его собственной философии тождества. Кроме Йены, Шеллинг был профессором в Вюрцбурге, Мюнхене, Эрлангене и Берлине. Конец жизни Шеллинга омрачён был судебным процессом против Паулуса, обнародовавшего без разрешения Шеллинга его лекции в берлинском университете. Процесс окончился не в пользу Шеллинга, так как суд затруднился признать обнародование лекций, связанное с критическим обсуждением, за предусмотренную законом «перепечатку». Оскорблённый Шеллинг навсегда прекратил чтение лекций. Последние годы глубокой старости Шеллинг провёл окружённый оставшимися ему верными друзьями и многочисленной семьёй (через три года после смерти первой жены он вступил во второй брак).

    Книги (8)

    Идеи к философии природы как введение в изучение этой науки

    Книга вводит читателя в круг проблем философии природы.

    Особый интерес вызывает возможность проследить развитие данной науки с начала ее разработки (1797) до натурфилософии периода философии тождества (второе издание 1803).

    Что есть природа? Какой смысл несет она в себе? Что скрывается за видимой пестротой ее явлений? Как следует относиться к ней? Ответ на эти вопросы, весьма актуальные в эпоху экологического кризиса, можно получить из уст «родоначальника новой философии природы» (Г. В. Ф. Гегель).

    Лекции о методе университетского образования

    «Лекции о методе университетского образования», читанные Ф.В.Й.Шеллингом в 1802 г., отражают взгляды немецкого философа, относящиеся к натурфилософскому периоду его развития (1797-1807 гг.).

    Исторически это первая работа, в которой Шеллинг выступает как оригинальный мыслитель, самостоятельно развивающий собственное понимание трансцендентального идеализма, и в которой уже можно проследить начало будущей системы абсолютного тождества. Вместе с тем эта работа - первое систематическое изложение представления о человеческом знании как о единой Науке.

    Ранние философские сочинения

    Настоящий сборник переводов великого немецкого фило-софа Ф. В. Й. Шеллинга представляет собой произведения, относящиеся к первому периоду его философского развития(1794-1797 гг.).

    В этих работах, написанных еще никому неизвестным учителем, по годам юношей, Шеллинг выступает как последователь философии И. Г. Фихте(1762-1814),как конгениальный истолкователь его «Наукоучения» (1794).

    Вместе с тем эти сочинения показывают путь становления самостоятельной философии Шеллинга, точка зрения на которую была им достигнута уже к 1797 году и в дальнейшем получила название Натурфилософии.

    Система мировых эпох

    Мюнхенские лекции 1827-1828 гг. в записи Эрнста Ласо.

    «Система мировых эпох» - лекционный курс, прочитанный Ф.В.Й. Шеллингом в 1827 1828 гг. в Мюнхене, - открывает в творчестве мыслителя период «позитивной философии». Главные темы курса: понятие Бога, сотворение мира, человек как «точка единения Бога и мира», исторический аспект бытия Бога.

    Кроме того, во вступительных лекциях представлена оригинальная трактовка природы философского знания и истории европейской философии.

    Сочинения. Том 1

    В первый том Сочинений Ф. В. Й. Шеллинга входят работы 1795-1802 гг., представляющие его натурфилософию и диалектику: «О мировой душе», «Философские письма о догматизме и критицизме», «Введение к наброску системы натурфилософии», «Система трансцендентального идеализма», «Бруно, или О божественном и природном начале вещей».

    Шеллинг (Schelling)

    Биографические сведения. Фридрих Вильгельм Йозеф Шеллинг (1775–1854) – немецкий философ, родом из семьи пастора. После окончания классической гимназии учился в Тюбингенской семинарии (вместе с Гегелем), с 1796 по 1798 г. изучал естественные науки в Лейпциге и Дрездене. В 1798 г. начал преподавать в Йенском университете, сотрудничая с Фихте, а в 1799 г., после увольнения Фихте со службы, сменил его, заняв должность профессора, на которой и пребывал до 1803 г; затем работал еще в ряде университетов, в 1841–1847 г. – в Берлинском.

    Основные труды. "Система трансцендентального идеализма" (1800), "Философия искусства" (1802–1803) (табл. 83).

    Таблица 83

    Шеллинг: основные периоды развития

    Название периода

    Хронологические решки

    Основные работы

    "Фихтеанский"

    О возможной форме философии (1794)

    "Я" как принцип философии (1795) Философские письма о догматизме и критицизме (1795)

    Натурфилософия

    Идеи к философии природы (1797)

    О мировой душе (1798)

    Первый набросок системы философии природы (1799)

    Система трансцендентального идеализма (1800)

    Изложение моей системы философии (1801) Бруно, или Природное и божественное начало вещей (1802)

    Философия искусства (1802–1803) Всеобщая методология и энциклопедия наук (1803)

    Лекции о методе академического изучения (1803)

    Философия и религия (1804)

    Философия свободы

    Философские исследования о сущности человеческой свободы (1809) Штутгартские беседы (1810)

    Философия откровения

    Введение в философию мифологии

    Философия мифологии

    Философия откровения

    Философские воззрения. Основные периоды развития. В творчестве Шеллинга принято выделять пять периодов развития: натурфилософия, трансцендентальный идеализм, философию тождества, философию свободы, философию откровения. Как отдельный иногда выделяют еще ранний, "фихтеанский", период (1795–1796), когда Шеллинг находился под сильным влиянием Фихте.

    Период натурфилософии (1797–1799). Начиная свои философские исследования как фихтеанец, Шеллинг скоро пришел к выводу о том, что сведение всей природы к "не-Я" (имевшее место у Фихте), приводит к тому, что природа утрачивает всякую специфику. Но что же в гаком случае представляет собой природа? Оставаясь в значительной степени еще под влиянием Фихте, Шеллинг тем не менее делает шаг, уводящий его от философии Фихте, в сторону более последовательного объективного идеализма.

    Шеллинг предлагает следующее решение этой проблемы: Природа и Дух (разум, Абсолютное "Я") представляют собой определенное единство. А значит, для понимания Природы можно использовать ту же модель, что и для Духа. И принимая тезис Фихте о "чистой активности" как "сущности" Духа, Шеллинг эту идею "чистой активности" Духа переносит на Природу. Она становится у него деятельной и развивающейся – тем самым Шеллинг закладывает основы учения о диалектике Природы, или объективной диалектике .

    Природа реально и объективно существует, она есть нечто единое и целое, продукт "бессознательного разума", "некий застывший разум в бытии". Этот разум действует внутри Природы и проследить его можно благодаря целесообразности его действия . Причем высшей целью ее развития является порождение сознания, и тем самым пробуждение разума.

    Так же, как у Фихте, чистое "Я" в своем развитии наталкивалось на ограничивающее его "не-Я", деятельная Природа ("бессознательный разум"), по Шеллингу, в процессе своего развития наталкивается па свой предел, ограничивающий ее. На каждой ступени развития Природы мы обнаруживаем действие позитивной силы и противодействие ей негативной силы – в разных фазах их взаимодействия. На первой стадии развития Природы столкновение позитивной и негативной сил рождает материю, на второй – "универсальный механицизм", т.е. динамическое развитие материального мира благодаря действию противоположных сил. Утверждая противоречивость сил, действующих в Природе, Шеллинг опирался на открытия полярных сил в естествознании, сделанные к тому времени (полюса в магнетизме, положительный и отрицательный электрический заряды, аналогичная полярность усматривается в химических реакциях и в процессах органического мира). В продвижении на все более высокие ступени идет общее развитие Природы, и каждое звено ее есть составляющее единой "жизненной цепи". На "стадии человека" появляется разум и сознание, и тем самым происходит пробуждение "бессознательного разума", дремавшего на предыдущих ступенях развития. Человек оказывается высшей целью развития Природы, ибо именно посредством человеческого сознания она осознает себя. Причем это осознание невозможно в рамках рассудка, который мыслит логически и непротиворечиво, для этого необходима деятельность Разума, который способен усмотреть (непосредственно созерцать) в вещах единство противоположностей . Таким разумом обладают далеко не все люди, а только философские и художественные гении.

    Диалектика природы Шеллинга оказала значительное влияние на дальнейшее развитие философии, и прежде всего на философию Гегеля, а через него – Маркса и др. Однако конкретное построение его натурфилософии скоро было забыто, поскольку было опровергнуто дальнейшим развитием естествознания.

    Период трансцендентального идеализма (1800–1801). В этот период Шеллинг приходит к выводу, что проделанная им ранее работа, в которой было показано то, как развитие Природы приводит к появлению Духа (Разума), только наполовину решает задачу построения философской системы. Вторая половина работы состоит в том, чтобы показать, как из Духа появляется Природа или, иначе говоря, каким путем к Природе может прийти Разум.

    Шеллинг рассуждает следующим образом. "Я" (Дух, Разум) есть изначальная активность, воля, располагающая себя в бесконечности. Деятельность "Я" состоит в мышлении, но, поскольку единственно существующим является только это "Я", то и предметом мышления для него может быть только оно же само . Но для того, чтобы возник продукт такой деятельности, "Я" должно что-то себе противопоставить, положив тем самым себе пределы. Сталкиваясь с таким пределом, активность становится сознательной; ее Шеллинг называет "идеальной деятельностью" в отличие от изначальной "реальной деятельности" (схема 129).

    Схема 129.

    Построение философии, исходящей из деятельности субъекта – исходного "Я", которое создает (порождает) свою противоположность, свой предел ("не-Я"), приводит нас к субъективному идеализму (философия Фихте). Построение философии, исходящей из реального существования Природы, т.е. "не-Я", заставляет нас сделать вывод о независимости "не-Я" от "Я" и приводит к философии, которую Шеллинг называет "реализмом". Если же мы учитываем обе возможности, то тогда возникает синтез субъективного идеализма с реализмом, т.е. "идеал-реализм", или "трансцендентальный идеализм" .

    Изначальная деятельность, будучи сознательной и бессознательной одновременно, присутствует как в Духе, так и в Природе, порождая все существующее. Шеллинг трактует эту бессознательно-сознательную активность как эстетическую. Объективный мир (Природа) есть примитивная поэзия, не осознающая духовное, а значит, и саму себя. Лучшие произведения человеческого искусства создаются по тем же закономерностям, содержат в себе тот же шифр, что и произведения космических сил, т.е. Природы. Отсюда, ключом к познанию бытия является философия искусства, а само искусство оказывается "единственным и вечным Откровением". Философия как особый вид интеллектуальной деятельности доступна единицам, а искусство открыто любому сознанию. Поэтому именно через искусство все человечество сможет достичь высшей истины. Сама философия, зародившаяся когда-то в рамках искусства (мифологии), со временем должна опять вернуться в "океан поэзии", по-видимому, путем создания новой мифологии.

    Период философии тождества (1801–1804). Если ранее мысль о тождестве Духа и Природы была предпосылкой философских построений Шеллинга, то в период философии тождества она становится основной проблемой всей философии. Исходным здесь оказывается понятие "Абсолюта", в котором неразличимы субъект и объект (схема 130).

    В этом Абсолюте совпадают все противоположности, но в нем же содержится начато дифференциации и обособления этих противо-

    Схема 130.

    положностей; и этот Абсолют есть Бог. Тем самым Шеллинг оказывается на позиции пантеизма, который можно назвать "эстетическим пантеизмом". Противоположность субъекта и объекта внутри тождества сам Шеллинг выразил в виде схемы (схема 131).

    Схема 131.

    Здесь знак "+" означает преобладание, соотв етственно, в левой части субъективности, а в правой – объективности, тогда как выражение "А = А" обозначает равновесие и неразличимость объективного и субъективного, некое состояние равновесия, подобное центру между магнитными полюсами.

    Особую сложность при таком подходе представляет собой проблема происхождения из этого "бесконечного тождества" раздельного и конечного (как отдельных мыслей, так и отдельных предметов). В духе платоновского учения об идеях Шеллинг говорит о том, что уже в Абсолюте возникает некоторое обособление отдельных идей, и именно они становятся причинами конечных вещей. Но в Абсолюте "все есть во всем" (т.е. каждая идея пребывает во всех остальных), тогда как в мире вещей, т.е. чувственно воспринимаемых объектов, они выступают как раздельные (схема 132). Однако такими они являются только для нас в пашем эмпирическом сознании . Процесс становления конечного из бес-

    Схема 132.

    конечного он решает в духе гностицизма, трактуя его как процесс "отпадения" от Бога.

    Период философии свободы (1805–1813). Центральной проблемой данного периода стал вопрос о порождении мира из Абсолюта, о причинах нарушения равновесия идеального и материального, субъективного и объективного. Шеллинг утверждает, что это первичный иррациональный акт, который не может быть понят и истолкован рационально. Причины его коренятся в том, что Абсолюту (Богу) изначально присуща как важнейшая способность воля с ее свободой . В Абсолюте есть как темное слепое начало (Бездна ) – иррациональная воля, так и светлое рациональное; конфликт между ними изначален, а борьба между ними и есть жизнь Бога. Победа светлого, доброго начала и приводит к образованию Божественной личности, а все негативное, преодолеваемое Богом, изгоняется им в сферу небытия.

    В человеке также присутствуют начало сознательное и бессознательное, свобода и необходимость, добро и зло. Обнаружив в себе эти два начала, мы начинаем строить свою личность сознательно – развивая в себе все лучшее и изгоняя из себя темное, приближаясь тем самым к Божественной личности.

    Период философии откровения (1814–1854). Изначальная божественная воля, выступающая как "иррациональное хотение", является непостижимой для человеческого разума. Но она в определенной степени постигается человеком в "опыте", т.е. в мифологии и во всех религиях. Через них Бог открывает себя людям. Поэтому путь к постижению Бога лежит через понимание этого ряда Откровений. Здесь философия Шеллинга, с одной стороны, сливается с теологией, а с другой – закладывает философский фундамент для будущих культурологических исследований .

    Судьба учения. Философские идеи Шеллинга оказали большое влияние на немецких романтиков, па философию жизни (особенно на Ницше), на учение Кьеркегора и экзистенциализм, а также на развитие философии культуры. Но особенно велико оно было по отношению к учению Гегеля, хотя слава Гегеля к середине XIX в. буквально затмила Шеллинга, так что и в настоящее время учение Шеллинга остается изученным недостаточно полно. Необходимо также отметить, что учение Шеллинга оказало значительное влияние на многих русских философов, и прежде всего на Соловьева и Флоренского (схема 133).

    Например, исследование О. Шпенглера "Закат Европы".