Философия как особая сфера общественного сознания кратко. Формы общественного сознания. Исторические типы мировоззрения, их сущность, особенности, функции

Философия – продукт духовного развития человечества и общественная форма сознания.

Мировоззрение – совокупность взглядов, оценок, норм, установок, определяющих отношение человека к миру и выступающих в качестве его регуляторов и ориентиров его поведения.

Компоненты мировоззрения:

    Познавательный (цельные знания).

    Ценностно-нормативный (ценность – та или иная значимость реальности для человека).

    Эмоционально-волевой (совокупность суждений, которые определяют готовность человека к действиям).

    Практический (реализация убеждений в практических социальных действиях).

Мировоззрение функционирует на двух уровнях:

    Жизненно-практический.

    Теоретический.

Исторические типы мировоззрения:

    Мифологическое.

Возникает в глубокой древности и характеризуется следующими свойствами: образность (образное освоение реальности) и синкретизм (слитность и нерасчленённость мифологии, знаний, ценностей). В мифе человек неразрывно сливается с природой. Мифологическое представление – это не столько знания, а реальность, в которой живёт человек.

Особенность мифологического мировоззрения – хаосоцентризм. Основной способ и принцип решения мировоззренческих вопросов – генетический.

Мифологический мир включает два аспекта:

    Де хронический (рассказ о прошлом).

    Синхронический (объяснение настоящего и будущего).

Мифология обеспечивает связь человека с прошлым и будущим. Главная функция и значение – обеспечение гармонии и единства человека с миром, природой, обществом.

    Религиозное.

Религия возникла на очень ранних этапах развития человечества вместе с мифологией. Для религиозного мировоззрения характерен геоцентризм (в центре мировоззрения - Бог). Особенности религиозного мировоззрения:

Наличие культовой системы (системы обрядовых действий, направленных на создание особых отношений человека со сверхъестественным миром), наличие веры в сверхъестественные реалии, наличие соответствующего вероучения (система догматов, которые должны безоговорочно браться на веру).

Основная функция религии - помочь человеку преодолеть приходящую, изменчивую сторону реальности и приобщиться к неизменному и абсолютному. Мифология и религия носят духовно-практический характер, они ориентированы на регламентацию духовно-практической деятельности человека, на определение жизненного пути человека.

    Философское.

Философия – это не только духовно-практическая, но и теоретическая форма решения мировоззренческих проблем: на смену символу и образу приходит логос или разум. Философия возникла, когда появилась необходимость в рациональном понимании мира (понимания с позиции знания).

Философское мировоззрение появилось в античной Греции, когда в 6 в. до н. э. Пифагор впервые употребил термин “философия”.

У Платона и Аристотеля философия – это совокупность теоретических знаний, накопленных человечеством. Философия выступает в роли матери науки.

Философия – это особая форма мировоззрения, система общих теоретических взглядов на мир в целом, место в нем человека, определение различных форм отношения человека к миру, человека к человеку. Для философии характерно выдвижение на первое место рациональных знаний. Философия характеризуется теоретическим обоснованием любых положений, которые в ней выдвигаются, связью с наукой. Для философии характерен универсализм (любые явления рассматриваются в универсальном контексте), субстанционализм (стремление объяснить любые явления с единого основания) и сомнения (философия все подвергает критическому анализу).

В отличие от религии, философия противопоставляет догме – сомнение, вере – логику, эмоциям – интеллект.

. Философия в системе культуры

Начало философии можно определить, как попытку ответить на вопрос “ Кто я?” при отсутствии самоочевидных ответов. Этот вопрос является и началом собственных человеческих усилий по построению культуры. Понятие культуры восходит к представлению о культивировании, возделыванию почвы (обыденного сознания). Задачей культуры является сознание таких форм, которые бы позволили человеку самостоятельно обустраивать жизни: природную и социальную.

    Религия – это практика достижения высших сил, выраженная в символах, обращенная к личности и основанная на вере.

Религиозным актом сверх рациональной веры разрывается тождество обыденной

личности и осуществляется порыв к Подлинной реальности.

Философия – это рациональное общезначимое познание, выраженное в понятиях и

объясняющее мир естественными причинами. Философия рефлексивна (зная что-то,

философ должен знать себя, познающего это что-то).

    Искусство и философия схожи наличием в них творческого начала, но искусство ориентируется на эмоции, на конкретные образы, фантазию, а философия – это разумное использование категорий, при котором за видимостью ищут действительность.

    Наука – это исследование необходимых связей предметного мира, индивидуальные различия субъектов науки не имеют значения. Для науки важен прогресс, она накапливает факты и по мере этого расширяет знания об окружающем мире. Философия ориентирована на построение мировоззрения, и поэтому субъективный мир человека входит в ее рассмотрение; ставя вечные проблемы, философия не удовлетворяется готовыми ответами. Важен сам процесс, состояние философствования.

Мораль характеризуется различием сущего и должного. Философия не говорит о том, что должно быть, но описывает сущее.

Философия занимает центральное место в культуре человечества. Тесно связана с остальными науками.

    Позитивизм: философия – это побочный эл-т культуры, для позитивизма важна наука, естествознание.

    Натурфилософия – философия природы. Конкретные науки не являются важными.

    Антисциентизм: внутренний мир человека не может быть доступен науке.

    Диалектико-материалистическая философия должна базироваться на опред. данных, может помогать естествознанию.

Реальные философские интересы обращены ко всему многообразию общественно-исторического опыта. Так, система Гегеля включала в себя философию природы, философию истории, политики, права, искусства, религии, морали, то есть охватывала мир человеческой жизни, культуры в его многообразии.

Рассмотрение философии как культурно-исторического явления позволяет охватить весь динамичный комплекс ее проблем, взаимосвязей, функций. Будучи эффективным методом исторических исследований, культурологический подход способен играть существенную роль и при разработке теории тех или иных социальных явлений.

К моменту возникновения философии человечеством был пройден большой путь, накоплены различные навыки действий, сопутствующие им знания и другой опыт. Появление философии – это рождение особого, вторичного типа общественного сознания, направленного на осмысление уже сложившихся форм практики, культуры.

Арендный блок

Философия как форма общественного сознания, вырабатывающая систему знаний о фундаментальных принципах бытия и месте человека в мире. Философия в духовной культуре общества. Связи между наукой и философией, философией и религией, философией и искусством.

из чего, как, когда и где возникла философия как новая форма мировоззрения, но и дать ответ на вопрос, почему потребность в философии воспроизводится в культуре человечества в многообразных региональных и национальных формах в различные исторические эпохи. По вопросу об источниках возникновения философии существуют три основные концепции в ис тории философии Первая - мифоіенная - считает единствен ным источником происхождения философии предфилософский миф. Наиболее видными представителями данной концепции в истории философии являются Г В Ф Гегель и А. С4 Лосев. При этом Гегель не проводил различия между мифом и религией, считая миф мировоззренческой частью любой религии. Основой мифологии, по Гегелю, является фантазирующий разум, который не может выразить разумное содержание мира в разумной форм" В мифологии как форме развития абсолютного духа форма противоречит содержанию, т е. всеобщим определениям истины Философия и возникает как попытка выразить объективно-разумное содержание мира в адекватной ему понятийной форме. Миф как единственный духовный источник философии создает возможность философствования. Для того чтобы эта возможность стала действительностью, нужен, по Гегелю, ряд условий - расцвет действительной политической свободы и опреде ленная ступень зрелости культуры, когда исчезает направлен ность на единичное.

Вторая концепция сциентистская - рассматривает в качестве единственного источника происхождения философии пред- философское, конкретное, научное знание.

Согласно третьей - гносеомифогенной - концепции про исхождения философии тремя источниками философского знания являются развитый религиозно-мифологический комплекс, эмпирическое научное знание и житейская мудрость, отражающая обыденный нравственный опыт Необходимую причину генезиса философии представляет противоречие между осно ванным на нерациональном воображении мифстогическим мировоззрением и начатками научного мышления. Философия возникает как распространение методов научного мышления, которое стремится открыть неявные существенные связи и отношения в узкой области специального знания на все мироздание. Данное противоречие находит свое разрешение в философии при определенных социальных условиях, таких как наличие товарно-денежных отношений, установление частной собственности на землю и экономического господства городской жизни, установление правовых норм.

4.Структура философского знания, его элементы и общая характеристика, история формирования и развития, современное состояние и значение в обществе. Основные функции философии, взаимоотношение с наукой. Особенности соотношения философии с этикой и моралью.

5. Философия не была бы философией, если бы она принадлежала только к наукам. Подобно тому, как философия родственна любому направлению науки, родственные связи обнаруживаются у нее со всеми проявлениями культуры. Философию интересует не сам мир, а мир в контексте человеческого существования в нем, т. е. в любой оригинальной философской системе отражается личностное мировосприятие ее автора. Поэтому философия относится к сфере культуры и обладает всеми ее характеристиками. Так, мы не можем говорить о русской или немецкой математике, русской или немецкой физике, но с полным правом говорим о русской и немецкой поэзии, музыке, философии.До Аристотеля философия основывалась большей частью на художественных образах и интуитивных озарениях. Но и интуитивное озарение является важнейшим элементом философского постижения мира. И прав был Ф. Достоевский, утверждавший, что философия та же поэзия, только высший градус ее. Античная философия действительно вышла из эпической поэзии - первые философские сочинения были написаны в поэтической форме

6. Невозможно рационально предсказать будущее, можно только обдумать его. Кто хочет увидеть, а не обдумать, должен обратиться по другому адресу. Выявление значения философии позволяет лишь надеяться, что эта сфера человеческой деятельности будет продолжать развиваться.

Что будет, если все люди действительно полюбят мудрость и станут целостными личностями? Философия решит свою главную задачу и отомрет как особый род занятий. Все станут философами, а философствование - обычным делом каждого. Философия XXI в. может стать метафизикой духовной индивидуальности. В дальнейшем, чтобы выполнить свою миссию, философия, по-видимому, должна становиться все более личностной, в идеале - занятием каждого, посвященным его индивидуально-всеобщим проблемам.

7. Конкретно не нашел ничего, но, думаю «да»…

8. Мате́рия (от лат. materia - вещество) - философская категория для обозначения физической субстанции вообще, в противоположность сознанию или духу. В материалистической философской традиции категория «материя» обозначает субстанцию, обладающую статусом первоначала (объективной реальностью) по отношению к сознанию (субъективной реальности): материя отражается нашими ощущениями, существуя независимо от них (объективно).

Материя является обобщением понятия материального и идеального, в силу их относительности. Тогда как термин «реальность» носит гносеологический оттенок, термин «материя» носит онтологический оттенок.

Понятие материи является одним из фундаментальных понятий материализма и, в частности, такого направления в философии, как диалектический материализм.

12. Дух - 1) философское понятие, обозначающее нематериальное начало ; 2) высшая способность человека, благодаря которой возможно самоопределение личности .

Определение соотношения духа и материи зачастую считается основным вопросом философии . Идеализм , спиритуализм - признание духа первоначалом мира. Идея духа может выступать как

понятие (панлогизм ),

субстанция (пантеизм ),

личность (теизм , персоналистические концепции)

Рационалистические философские системы отождествляют дух с мышлением и сознанием ; в иррационализме, определяя сущность духа, рассматривают такие его аспекты, как

интуиция

чувство

воля

воображение и т. д.

13. Жизнь человеческая - это микромир, состоящий из двух ярусов: духовного и материального. Материализм учит нас, что в основе всего лежит материя, идеализм утверждает – что душа. В человеке и других живых существах душа и материя едины. Душа обретает материю, с разрушением материи душа меняет место своего пребывания.Человек рождается и с первых минут ощущает заботу о себе матери. Мир нас учит заботиться о себе, точнее о своей материи – о здоровье. Нам советуют правильно питаться, заниматься спортом, избегать стрессов – холить и лелеять свою материю. Говорят, что так увеличивается продолжительность жизни.

14. Головной мозг человека (лат. encephalon ) является органом центральной нервной системы, состоящей из множества взаимосвязанных между собой нервных клеток и их отростков. Интеллект и первичные способности. Понятие о коэффициенте интеллектуальности. Исследование основных этапов эволюции интеллекта. Сравнительный анализ физиологических возможностей мозга человека и функционального информационного потенциала человечества

15. Еще древние мыслители искали разгадку тайны феномена сознания. В течение многих веков идут горячие споры вокруг сущности сознания и возможностей его познания. До тех пор, пока не появились определенные исторические условия, а естественные науки еще не достигли соответствующего уровня развития, психические явления рассматривались в рамках философии, с ее абстрактно – логическим объяснением этих явлений. Богословы рассматривали сознание как крохотную искру величественного пламени божественного разума. Идеалисты отстаивали мысль о первичности сознания по отношению к материи. Рассматривая сознание как самостоятельную и созидающую сущность бытия, объективные идеалисты трактуют сознание как нечто изначальное, ничем не объяснимое, что существует вне его, но само из себя призвано объяснить все совершающееся в природе, истории и поведении каждого отдельного человека. Материалисты искали общность, единство между явлениями сознания и объективным миром, выводя духовное из материального

16. Реа́льность (от лат. realis - вещественный, действительный) - философский термин, употребляющийся в разных значениях как существующее вообще; объективно явленный мир; фрагмент универсума , составляющий предметную область соответствующей науки; объективно существующие явления, факты, то есть существующие действительно . Различают объективную (материальную) реальность и субъективную (явления сознания) реальность .

В диалектическом материализме термин «Реальность» употребляется в двух смыслах:

всё существующее , то есть весь материальный мир , включая все его идеальные продукты ;

объективная реальность , то есть материя в совокупности различных её видов . Реальность противополагается здесь субъективной реальности , то есть явлениям сознания , и отождествляется с понятием материи .

17. Идеали́зм (фр. idéalisme , через лат. idealis от др.-греч. ἰδέα - идея) - термин для обозначения широкого спектра философских концепций и мировоззрений, в основе которых лежит утверждение о первичности идеи по отношению к материи (см. Основной вопрос философии) в сфере бытия. Во многих историко-философских трудах проводится дихотомия, считающая противопоставление идеализма материализму (в Православии - христианскому материализму Святых Отцов, хотя сами термины "материализм" и "идеализм" предложил Лейбниц только в XVIII веке) сущностью философии. Категории материализма и идеализма во все эпохи являются историческими категориями. Применяя их, всегда нужно учитывать ту историческую их окраску и, в частности, ту эстетическую значимость, которую они получают в связи с разными периодами исторического развития, в связи с отдельными философами и культурологами и в связи с бесконечно разнообразной пестротой результатов и произведений философов и культурологов. Абстрактный идеализм в чистом виде и абстрактный материализм в чистом виде являются крайними противоположностями философского мировоззрения, не отвергающими, но предполагающими бесчисленное количество их совмещений с бесконечно разнообразной дозировкой.

Идеализм утверждает первичность в сфере бытия идеального духовного по отношению к материальному. В христианстве это учение называлось "варлаамизм" по имени Варлаама Калабрийского и было осуждено на Константинопольском соборе в 1341 году. Термин «идеализм» появился только в XVIII веке. Впервые его употребил Лейбниц, говоря об осуждаемой не только Священным Преданием, но и в православной литургии философии Платона. Выделяются две основные ветви идеализма: объективный идеализм и субъективный идеализм.

вырабатывающая систему знаний о фундаментальных принципах бытия и месте человека в мире. Философия в духовной культуре общества. Связи между наукой и философией, философией и религией, философией и искусством.

У нас самая большая информационная база в рунете, поэтому Вы всегда можете найти походите запросы

Все эти религии возникают примерно в одно время - 6 век до нашей эры.

Философия в Греции .

Возникла в то же время, когда в Китае жил Конфуций, когда в Персии проповедовал Зоастр. Это время оказалось очень значимым для истории философии. Карл Ясперс назвал эту эпоху «осевым временем».

Вместе с философией в Греции появилась и математика. Есть разные гипотезы о возникновении философии в Греции

Население в Греции жило за счет сельского хозяйства , но плодородной земли было мало, а население росло. Появился вопрос о том, что делать с избытком населения. Греки стали выселять население, устраивая колонии. Оказалось, что греческие колонии расположены на более благоприятных территориях, нежели сама Греция. Колонии стали жить лучше, чем метрополии. Вот почему греческая философия появляется не в самой Греции, а в колониях. На побережье Турции, на Сицилии и северном побережье Италии.

Затем греки стали заселять Сицилию и Южную Италию - Великая Греция.

Эта территория долгое время принадлежала Византии.

Свободный гражданин должен был отличаться и внешностью и умением хорошо говорить. Две формы свободного времяпрепровождения - гимнасия и дружеские пирушки, на которых могли вестись философские беседы. Появляется обеспеченный досуг, появляется философия.

Следует учитывать и особенности политического устройства Греции. Гегелю принадлежит концепция, согласно которой в Греции имела место «свобода как образ жизни». Все свободные граждане участвуют в управлении государством. Решение принимается голосованием. Тот, кто предлагает свою точку зрения должен убедить других свободных граждан. Необходимость спорить, доказывать. Поиск универсальных понятий, чтобы иметь возможность быть понятым. Доказательство частного через общее.

Появление софистов - учителя мудрости, предлагавшие свои услуги в обучении красноречию.

Философы начинают выступать против софистов.

Свободный гражданин мог занимать какую-либо из государственных должностей , по очередности, по жребию или голосованию. От частного мнения зависело благосостояние общества. То есть индивид начинает осознавать свое значение: каждый гражданин хоть раз занимал государственную должность. То есть такой человек должен был не только иметь свое мнение, но и нести ответственность. Возникает категория ответственности. Все это способствовало формированию того типа мышления, который реализовался в философии.

Частное, единичное постигается всеобщим. Дедуктивное мышление. В математике реализуется тот же самый принцип дедуктивного мышления.

5. Особенности античной философии

Главный вопрос - вопрос о сущем. Существующем.

Греки фиксируют категорию сущего или существующего . Вопрос о различной природе существующего и что позволяет этому существующему быть. Возникает вопрос о первопричине, о первооснове - архе .

Появляются натурфилософские школы. Милетская школа - Фалес, Анаксемандр, Анаксимен.

Эфес - Гераклит говорит об огне, как о первопричине всего сущего. Разные варианты поиска первоосновы в стихиях.

Сицилия - Эмпедокл - 4 стихии. 2 принципа - любви и вражды.

Элеаты - Протогор. Чувства не дают истинной картины мира. Разум - источник истины, чувства - источник мнения. Разум показывает, что мир постоянен и неизменен. Чтобы было движения, должна быть пустота. Бытие есть, небытия (пустоты) же нет. А раз нет небытия, то движение невозможно, так как бытие заполняет собою все.

Школа атомистов - Левкип и Демокрит

Принцип первоосновы - не обязательно материален, у Пифагора - это числа. У Платона - идеи. Есть реальный мир, а есть мир идей, мир в котором мы живем - это смешение материи и идей. Высшая идея - идея блага, идея истины, добра и красоты, истина не может быть злой или некрасивой, точно также как красота не может быть ложной. Познание производится. Миф о пещере. Душа до рождения пребывала в мире идей и созерцала чистые идеи, а родившись, она забывает их, а потом припоминает их, то есть познание понимается как припоминание. Миф об андрогинах. Легенда об Атлантиде. Трехчастное деление души - высшая разумная, волевая, чувствующая, похотная душа. Тиолизм. Платон отсюда выводил и свою политическую концепцию. Подразделение людей на философов, войнов-стражников, работников. Управлять должны философы.

Все это есть первоосновы и первопричины мира. Мир не только имеет первооснову и первопричину, он упорядочен.

Форма - диалоги. Пир - вопрос любви, Федр, Федон - о смерти Сократа, Протогор. Государство, Законы. Большую часть того, что мы знаем о Сократе - это из Диалогов Платона. Но не только из диалогов Платона мы знаем о Сократе. Ксенофонт также оставил воспоминания о Сократе.

Платон основал учебное заведение, которое называлось Академия. (располагалось в роще, посвященной полубогу Академу, до 6 в н. э.)

Философы долго ищут архе, рассуждают о том, что же собой представляет порядок мира. Пока не появляется Сократ.

Сочинения греческих философов не сохранились полностью. Они дошли до нас в отрывках и пересказах. Очень часто сохранились только перечни их работ. Практически у каждого была работа, которая называлась «О природе».

Платон не любил Демокрита и завещал своим ученика уничтожать его работы.

Таким образом, вся греческая философия делится на 3 периода

-Досократики

-учение Сократа и Платона, Аристотеля

-философия эллинизма, в основном сократические школы

Сократ оказывается столь важной фигурой, потому как до этого все философы решали вопрос об архе, он же сказал, что это неважно. Важно знать, что есть добродетель, порок, благо, зло. Поиск познания добродетели - вот что важно для человека.

Для Сократа знание о добродетели и сама добродетель - это одно и то же. То есть, зная о том, что есть добродетель нельзя не быть добродетельным. Человек должен стремиться к добродетели.

Майевтика (искусство повивальной бабки)- метод поисков вопросов и ответов. Человек должен сам сформулировать знание. Сократ ставит этическую проблематику. До Сократа пишутся трактаты о природе. Знания о добродетели человек может получить из самопознания.

Мы способны мыслить многообразное сущее как единое, так вот в мышлении мы имеем дело не с сущим, а с бытием, бытие есть помысленное сущее.

Аристотель говорит о существовании конкретных вещей, в каждом конкретном, есть и всеобщее. На самом деле существует конкретно-всеобщее - усия - сущность - в переводе Цицерона и Боэция - субстанция и эссенция.

В своей концепции Аристотель пытается показать, что существующее - это процесс сущностного становления сущего. Все то, что существует в своем существовании реализует, проявляет сущность. Вопрос: а что есть сущность (что есть нечто?). Фома Аквинский переводит это лат quiquetos - чтойность. Сущность высказывается в имени.

Аристотель поясняет это через пару категорий - материи и формы, потенции и акта, субстанции и акциденции.

Чаще всего концепцию Аристотеля называют метафизикой, Аристотель же называл ее примафилософией. Когда Греция была присоединена к Риму, Римляне решили разыскать сочинения Аристотеля. (школа Аристотеля располагалась в Ликийской роще - Лицей). В доме Теофраста, Ученика Аристотеля, римляне нашли полусгнившие свитки философских текстов. В 1 в до н. э. Андроник Родосский решил эти тексты издать. Он разбирал тексты по тематике. Тексты, посвященные первой философии, он обозначил в отдельную рубрику и расположил их после текстов о «физике» - «после физики» - метафизика. Риторика, Поэтика, Политика. В этической концепции - основной принцип - принцип золотой середины. Учение о перводвигателе. Для Аристотеля все существующее - становление сущности. Каждому состоянию предшествует его предыдущее состояние. Мы можем искать самую первую причину. Либо это будет бесконечный ряд, либо мы можем придти к идее, что была некая первопричина. Бог и есть перводвигатель - бог философов.

В каждой вещи есть то, что мы можем изменить, но сохраним ее сущность - акциденция

или мы можем, изменив вещь, изменить сущность - субстанция - изменения, которые затронут сущность.

Категории потенции и акта - возможности и действительности. В каждой вещи есть форма и материя. Энтилехия - вещь в своем существовании наиболее полно реализует свою сущность.

Аристотель вводит принцип иерархии существующих. Все вещи обладают материей и формой, субстанцией и акциденцией, но вещи различаются по степени совершенства формы, по степени утонченности форм . Совершенство формы приводит к утрате материальных свойств. Чем лучше разработана форма, тем менее проявляется материальное начало. Все существующее - это иерархия форм.

Эта концепция переносится в средние века. В средние века переформулируют этот принцип, и он осознается не как иерархия формы, а как иерархия актуальности.

То сущее, которое находится на вершине иерархии, может определять существование более низших форм. То, что находится выше, может быть причиной другого, а может быть и причиной самого себя. Но есть еще способность изменить самого себя. Только Бог в полном смысле может быть причиной самого себя и все остального, Causa sui. Иерархия причинности - иерархия актуальности.

Подобная интерпретация иерархии сущих идет и из философии неоплатонизма.

Сократические школы

Киники - Диоген Синопский надо следовать естественным потребностям.

Эпикурейцы - то же самое, но не доходить до того опрощение, которое есть у киников. Работ не сохранилось. Большую часть об Эпикуре мы знаем из Тита Лускреция Кара, «О природе вещей».

Стоики - более известны Римские «К самому себе», Сенека. Эпиктет «Беседы» - он был рабом. Основатели - греки - Хрисип. Название стоики появилось от названия расписного портика Стоя. Хрисип и его последователи были метеками. Эта галерея пользовалась дурной славой, так как ранее использовалась как место казни.

Последователей Аристотеля называют перипатетиками. Аристотель из-за слабого здоровья читал лекции, прогуливаясь по роще. Перипатетик - прогуливающийся. Перепатетизм.

Понятие - аскесиса - практика, образ жизни и соответствующий образ мысли.

Апайдеус - невоспитанность, непросвещенность, знание не делает человека лучше, но главное быть добродетельным. Разум нужен, и этого достаточно

Автаркея - независимость, самодостаточность, способность довольствоваться малым.

Киники и стоики вводят понятие космополитизма

Атараксия - невозмутимость.

Апатия - бесстрастие

У Киников и эпикурейцев - философ должен быть идиотом. Идиот - частное лицо.

Различие между синтетическим и аналитическим. Аналитическое познание не дает на приращения, не дает нам новое знание. Синтетическое – с приращением. Пример синтетического познания – 3+7=12

Всякое наше познание – синтетическое суждение априори.

Априорное располагается в сфере трансцендентального. Источник всех априорных форм есть сознание, а не внешний мир. Внешний мир познается благодаря этим априорным формам. У каждой из этих сфер трансцендентального свои априорные формы.

Сфера чувственности – свои априорные формы – пространство и время. Существуют ли они сами по себе мы не знаем, но пространство и время принадлежат нашему восприятию. Мы все воспринимаем именно при помощи именно пространства и времени. Я воспринимаю вещь, как существующую именно в пространстве и времени.

Следующий шаг – сфера рассудка – там свои априорные формы – категории, всего 12 категорий, разбитых Кантом по группам, качество, количество, отношение , и модальность .

Все это приводит к формированию единого представления о предмете. Я обладает тем, что Кант называет трансцендентальным единством апперцепции. Единство самосознания. Идентичность самосознания. Все своеобразие категорий принадлежит одному сознанию. Одному я.

Соединение восприятий в связи с одним понятием.

Сфера разума. У разума есть свои априорные формы – трансцендентальные идеи. Таких идей три – идея субъекта, идея бога , ?. Эти т-д идеи они сами по себе непознаваемы. Объяснить мы их никак не можем. Они непознаваемы также, как непознаваем внешний мир сам по себе. Наше сознание тоже является вещью в себе – ноуменом. Внешний мир – вещь в себе, и наше сознание в своих границах - тоже вещь в себе.

Если мы попытаемся познать его – антиномии. Два положения, исключающие друг друга, но каждое из этих положений мы можем доказать. Если мы попытаемся понять, что есть трансцендентальные идеи, то мы придем к таким антиномиям. Мир имеет начало в пространстве и времени, мир не имеет начала в пространстве и времени. Есть два рода причинность – в природе и свободе. Существует абсолютно необходимое существо. Познание самих тр идей невозможно, мы приходим к антиномизму.

Мы не можем стать феноменом для самих себя.

Этическая концепция – речь идет о принципах нравственности. Где искать их основу? Положения нравственности тоже должны быть всеобщим и необходимым. Основания нравственности следует искать в сфере трансцендентального, в автономии нашей воли. Есть правила (максимумы) поведения, есть императивы. Этические требования дб императивами. Это должен быть формальный принцип нравственности. То что нас объединяет – это сознание. Каждый человек является империческим субъектом, но есть и трансцендентальный субъект. Мы один субъект мышления, единый субъект познания. Нравственные императивы дБ такими же общими, как и сфера трансцендентального, которая нас определяет

Желание добра ради него самого.

3 формулировки категорического императива – поступай, так чтобы правило твоего поведения, могло быть основой всеобщего законодательства. Переформулировка христианского принципа. Моя единичная воля должна стать основой всеобщего законодательства

2 Поступай так, чтобы человечество было целью и никогда только средством. Относиться к людям, не как к средству, но как к цели. Человек обладает ценностью и достоинством сам по себе

1 Царство целей. Категорический императив должен быть столь же необходим как законный природы, которые не отменишь. Этические отношения между людьми – царство свободы. Эти этические отношения дБ столь же необходимы Ир неотменяемы как законы природы. Весь мир – система целей. Действуй или поступай так, чтобы все правила поведения могли согласовываться в возможное царство целей, которое в осуществлении являлось бы царством природы. Иными словами я сам устанавливаю свое отношение к людям как к целям.

3-я критика

Утилитаристская этика – Иеремия Бентам

Эстетическая теория канта.

Мы должны найти основание прекрасного. Мы должны найти формальный, но в то же время субъективный критерий красоты. Мы должны категорию прекрасного, определить ее. Прекрасное является предметом нашего суждения. Что же это за суждение? Это или флективное или телеологическое суждение. Мы соотносим предмет с приписыаемой ему идеей или целью. Но этого мало. Должен быть еще и другой критерий. Это чувство удовольствия или эстетического наслаждения. Тот предмет, от созерцания которого чел испытавает чувство эстетического удовольствия. Критерий дБ чистым и незаинтересованный, без всякого почему и для чего?

Это чисто созерцательное, которое не имеет отношение ни к каким понятиям

С чем может быть связано это чувство, это чувство может быть связано с формой. Есть предметы, направленные на преодоление формы. Прекрасное – следование форме. Но такое же чувство эст наслаждение может доставлять то, что преодолевает формы – возвышенное.

Прекрасное – следование форме, возвышенное – преодоление ее. Великое – математика. Могучее – динамические явления, природные явления.

Учился Гегель в Тюбингине. Жил в одной комнате с Шеллингом, который был младше его на 5 лет. Гегель был занудой и скучным человеком.

Работы Гегеля «Феноменология духа» «логика» «Энциклопедия философских наук»

«Философия права» «лекции по эстетике» «история в 3т.»

Гегель исходит из того, что

Как происходит познание? Почему нашему мышлению соответствуют какие-то реальные процессы, вещи, состояния. Как связаны духовное и материальное

Идея тождества, что в познании субъект тождественен объекту познания. Формы нашего мышления и формы мыслимого одни и те же, Содержание сознания – то же самое, что понятие о бытие предмета. В познании субъект тождествен объекту, то что мы мыслим и мыслимое нами – одно и то же. А почему это так? Гегель поясняет, что единство мыслящего и мыслимого дано в сознании, но не в личном субъективном сознании, а в абсолютной идее. Абсолютная идея полагает из себя другое – все многообразие объективного и субъективного мира. Как одно познает другое, если они такие разные, они едины в своем истоке, в этой абсолютной идее.

Как эта абсолютная идея воплощается и реализуется. Абс идея – абс абстрактна. Как? Почему? Гегель говорит это потому что нет противопоставленности между абстрактной идеей и конкретным предметом. Мир конкретных вещей – инобытие абсолютного. Это свое другое по отношению к абсолютному. Абсолют полагает свое другое и только через свое другое получает свое собственное определение.

Бытие - это отношение сущего к его объективной сущности или содержанию. В Соловьев

Все экспонирует свою сущность и только от него получает определенность.

Гегель говорит – что мир – это инобытие, абсолютной идеи. Только в этом многообразии абсолютная идея раскрывает себя.

Как это происходит? Диалектика – развитие понятия. Абсолютная идея, развиваясь становится материальным предметом. Абсолютная идея не будет универсальной и абсолютной если материальный мир не будет ее ограничивать. В НЕМ ОНО ОТРИЦАЕТСЯ, то есть через это полагание своего другого абсолютная идея и реализует самого себя.

антитезис

Примеры. Большая система категорий

Бытие – тезис. Просто бытие, вообще бытие, самое пустое, чистое понятие бытия, оно настолько пусто, это бытие ничего. Такое бытие будет неотличимо от ничто

Ничто – антитезис. Мы видим переход от бытия к ничто. Это уже то ничто, которое нами мыслится, это уже не какое-то пустое, а какое-то нечто.

Становление – синтез, и в то же время это уже новый тезис, дБ антитезис

Антитезис качества – количество

Мера – тезис

Сущность – антитезис выражение еще более определенного бытия. Это сужение категорий приведет нас к конкретной вещи.

В сфере субъективного духа – проявления – семья, гражданское общество, государство

Философия истории. Принцип истории – прогресс в сознании свободы. Главное – идея свободы.

Конкретное – полнота абстрактных определений.

9. Особенности развития философской мысли в России

Историки русской философии выделяют несколько черт

· В русской философии не было систем. Мало было трактатов или обширных философских построений. Мало работ по теории познания.

· Проблемы этики чрезвычайно много писали русские философы. Социологические концепции – этико-субъективная школа (Михайловский, Ушаков, Кореев). Хотя больших работ по этики кроме Соловьева «Оправдание добра: нравственная философия» 1897 год

· Философская антропология. Эпоха просвещения – Радищев – о сметности и бессмертия . 19 век – Галич – Картины человека, Чернышевский.

· Интерес к религии. В различных аспектах – философия религии, попытка дать философскую интерпретацию. Поптыка использовать элементы религиозного учения для постороения собственной филсофской концепции – религиозная философия. Религиозно-философский ренессанс – конец 19-начало 20 века

· Философия истории. Теория исторического процесса. История как реальный процесс. Роль личности в истории. Другая сторона связана с методологией истории. Проблема исторического познания. Как мы знаем о прошлом? Откуда? Так как историк в своей работе познает прошлое. Этот комплекс вопросов получил название – теории истории – историка . Особый способ познания. Проблема источников, исторической данности, целый комплекс исторических данностей. История как повествование. История как искусство, как соотносится история и историческая беллетристика . Историк выстраивает определенное повествование, пользуясь определенным языком. Биологическая метафора в истории. Язык навязывает историку свои схемы. В 18 веке в русской историографии было направление риторической историографии. Ломоносов, Елагин, Эмин. Историософия – у этого термина нет общепризнанного значения. Чаще всего – это религиозная интерпретация истории. Вопросы о цели истории, о смысле истории.

· Онтологизм. В широком смысле – интерес к объективному, а не субъективному. Это своеобразная онтологическая поправка к теории познания. Поправка к западным онтологическим теориям. Русские философы пытаются сказать, что всякое познание дБ познанием того, что не есть я, того, ч то находится за пределами моей субъективности. Познание – это всегда трансцендирование – выход за пределы сознания. Русские философы пытаются найти в самом процессе познания такие стороны, которые могли бы обеспечить нам выход к бытию. Онтологизм славянофилов – концепция цельного разума, цельной личности, цельного знания. Теория славянофилов не завершена. Но они более или менее обозначают это направление исследования. В Соловьев – говорит о встроенности мистического акта в структуру нашего познания. Интуитивистский вариант онт – , . Бахтин – концепция частного мышления.

· Публицистичность русской философии. Часто русские философы работали в жанре публицистики.

· Литературоцентризм. Значение слова в русской культуре.

Эти особенности можно объяснить ходом развития русской философии. Вопрос о начале русской философии? Что считать приоритетеным: утверждение самобытных философских теорий либо будем говорить о философии, как о наследнице уже сущесвующих западных концепций. Есть единый историко-философский процесс. Русские филсофы подключаются к процессц, ориентируясь на те подходы, которые были уже выработаны.

Когда же появляется нечто самостоятельное? Обычно существуют два варианта ответа – либо с эпохи христианизации, либо с 18 века.

Так христианская лит-ра, которая стала прибывать на Русь была также и философского содержания. Происходит первое знакомство с именами и философскими понятиями. За весь этот длительный период на Руси не появилось ни одного собственно философского сочинения. Философские вопросы рассматривались в рамках публицистики и богословия.

В 18 веке появляется профессиональная философия. Работы на национальном языка появляются только в 18 веке. Первый русский учебник по филсофии был издан 1751 году Теплов «Знания касающиеся вообще до философии…». Некоторые историки начинают отсчет с 18 века. Но практически у всех учебников того времени - мы видим компиляции западных учебников. В 18 веке первый самобытный философ – Григорий Сковорода – типичный последователь схоластической традиции.

Университетская философия никогда не давала заметных результатов, и не только в России. Лекции по философии затребовались на контроль. Все самое интересно проходило в кружках и салонах. Салон Авдотьи Петровны Елагиной. (споры славянофилов и западников) Философичекие письма Чаадаева ходили исключительно в салонах. Эти письма были адресованы г-же Пановой. был ярым спорщиком.

В 1850 году по такой философии был нанесен удар. Министром становится заместитель Уварова князь Ширинский-Шихматов. Николай 1 не любил философов. Новый министр запрещает преподавание философии. «Польза от философии не доказана, а вред возможен». С 1850 до 1863 года философия в России не преподавалась, была запрещена. В университах осталась только логика и психология, но преподавать ее должны быть только лица духовного знания. Сохранено преподавание философии было только в Дербте, где преподавание велось только на немецком языком .

Когда в 1863году кафедры отркылись, оказалось, что преподавать некому, стали переводить из духовных академий. «введение в науку философию»1834 году получил от академии наук полную демидовскую премию. Его цензором был Никитенко.

Затем выпускников духовных академий отправили на 3 года слушать лекции по философии. К Сидонскому отправили в помощники Владиславлева. С 1888-90год был ректором университета. Останавливается профессиональная философия. Университетская философия вся подвержена моде. Появляются философские общества. Публикуются работы. Но все равно все самое интересное проходит вне университетов

Эта эпоха – эпоха Философско-религиозного ренессанса. Мережковский, Розанов, В. Соловьев.

В петербургском университете ему дали ставку приват-доцента. -Рюмин 18 лет преподавал русскую историю членам императорской фамилии, был первым директором женских курсах. Только он дал читать философию на женских курсах.

Полсе призыва к А3 простить убийц отца был уволен из университета.

Но эта одна из наиболее плодотворных эпох в русской философии. Есть дата завершения этого периода ноябрь 1922года – философский пароход.

Псле этого русская философия распадается на 2 направления – философия русской эмиграции и русский марксизм. Спор диалектиков и механицистов (Деборин – Марк Борисович Митин).

После высылки профессоров ректором стал Минин «Философию за борт!» - статья

Доминирующая философия в сов союзе – марксистская. Но появляется и апокрифическое направление.

Лосев писал «История античной эстетики» - вокруг Лосева сложился кружок – Аверинцев, Бибихин, Шичалин, Гальперин – филологи-классики, Хоружий – математик. Философские идеи, рассеяны в рамках других наук. , Гумилев – историк, этнолог. Даниил Андреев – «Роза мира». Все они не профессиональные философы.

В русской эмиграции пока были живы высланные философы была и философская активность. Высланы были философы, ученые, офицерство, дворянство. Всего около 2.5 млн. Всего в эмиграции оказалось около 10 млн. Один из самых массовых переселенческих потоков. Русская эмиграция оседала в Германии. В 22 году количество книг изданных на русском превысило количество книг, изданных на немецком.

Русская эмиграция породила только одно оригинальное философское течение. Евразийство. Основателем его был.

Основные направления русского космизма

Космизм – соотнесение человеческого сознания с космической реальностью. Влияние внезенных факторов на земные процессы. Неизбежность распр цивилизации за пределы земли.

– незаконнорожденный сын кн. Гагарина. Большую часть жизнь проработал библиотекарем. Дома никогда не было. Развивал свое учение, при жизни никогда не печатался. Только после смерти было напечатано его сочинения «Философия общего дела»

В г Мирный. Общее дело – достижение земного бессмертия, воскрешение предков, расселение воскресших поколений по вселенной, тем самым одухотворение вселенной. Главная задача человека и христианина? Борьба со злом. Но победа над злом никогда не будет окончательной пока существует смерть, борясь со злом мы д боростья со смертью. Достижение личного бессмертия не будет полной победой над смертью пока не будут восрешены прошлые поколения. Любовь к отцам должна обернуться восркшением предков – супраморализм. Кто такой человек? Рассуждает Федоров. Кто такой сын человеческий? Указание на родство. Это сын своего отца, это потомок, а не бродяга, это не безродное существо. И как же человек существует? Он постоянно хоронит. Человек – погребающее существо. Поэтому – идея воскрешение – это первая мысль, которая должна приходить человеку на ум. Человеку приходит мысль о борьбе со смертью – отсюда и есть чел созн. Победить смерть можно через синтез науки, искусства и религии. Главные усилия здесь принадлежат – крестьянину-земледельцу и инт-ученому. Как воскрешать - искать частицы праха предков. А земледелие – исследование природы. Для этого необходимо отказаться от ценностей запада. Городское существование – безродное существование. Есть технический, но не родственный прогресс, господство товарно-денежных отношений. Поэтому необходимо от этого типа цив отойти и создать всесословную земледельческую общину. Вот образец, которому надо следовать. Задача одновременно воскрешения – задача и техническая, и задача религиозная. Говорит об объединении церквей, необходимо создать музей-храм, София, храм в Афинах.

В этой идее воскрешения есть 2 основных центра – Константинополь, где сходятся запад и восток, и на Памире – царь кладбищ. Именно там необходимо воскресить все человечество до праотца человечества. И когда мы воскресим эти поколения? Куда их девать? Надо расселять их на другие планеты. Мы заселим вселенную, одухотворим ее и привнесем в нее свой разум.

Федоров – самая крупная фигура этого направления.

Естественно-научное направление –Циолковский – создатель ракетодинамики, зачем он это делает? решает вопрос о доставке людей к другим планетам. У Циолковского очень небольшие работы утопического характера. Принцип разумного переустройства жизни на земле. А если людей расселяем по вселенной, мы обеспечиваем бессмертие человеческого рода. Человечесвто должно само определять разумный образ жизни. Но дБ автогения – где, человечество будет предоставлено само себе. Концепция блаженства атомов – почему мы так должны бороться против смерти? Высшая задача, которую может поставить себе человек – это борьба со смертью Циолковский дает свое обоснование. Что есть добро – это усложнение вселенной. Когда атомы пребывают в сложной системы, они испытывают блаженство. Смерть – распад, отказ от блаженства.

Чижевский – исследователь солнечных циклов

Вернадский, основатель русской школы минералогии. Занимался геохимией , радиохимией, космохимией, писал по экологии. Подобная синтетическая установка приводит к тем обобщением. Учение о земле – взаимодействие земной коры с атмосферой и биосферой . Человек как геологическая сила. На земле есть сфера живого, биосфера. Вернадский показывает, что биосфера изменяется и под влиянием космических факторов. Живое существует за счет солнечной энергии – и это есть идеал. Можно достичь такого прогресса, когда человек сможет питаться космической энергией. Концепци биосферы

Учение о ноосфере. Человек, обладая разумом, создает новую оболочку земли.

Позитивизм, исторические формы его развития

Позитивизм – положительная философия. Вся остальная философия, отрицаетльная, она ничего не исследует. Всю предшествующую философию считает метафизикой. Отказ от философской традиции.

Основоположником позитивизма был Огюст Конт. Позитивизм считает себя научной философией. Так говорит, что образцом философии должны быть естественные науки. Только естественные науки дают нам знание о мире. В философии же отказаться о всяких поисках начал бытия.

Наука никогда не дает нам полной картины мира. Философия может пытаться из осколков сведений наук пытаться сложить целостную картину мира.

Позитивизм призывает к сведению философию на дотеоретический уровень. Сведение понятий осуществляется с помощью различных классификаций, если ест науки выстиупают образцом для философии, мы можем даже выбрать какую-либо из этих научных дистцлин в качестве образца для философских построений. Физикализация.

Принцип демаркации – отделение научного от ненаучного. + философия и метафизика, астрономия наука – астрология – нет. Философия должна находиться по одну сторону с наукой. Философия не может знать то, чего не знает наука, тк истина одна и знание одно. Знание увеличивается, накапливается, возрастает, идея кумулятивности знания. Каждое новое поколение знает о мире лучше и больше. Позитивизм полагает прогресс, как интеллектуальный прогресс. Но при этом знание не может быть чисто умозрительным. Знание должно быть практичным и применимым. Получается, что наука может выступать фактором социальной действительности. Мы можем менять мир с помощью науки. Наука – сила социального преобразования. Если ученые знают, как менять мир. Власть должна принадлежать тем, кто владеет знанием, а это представители науки.

Теория трех стадий в истории развития человечества

Религиозная

Метафизическая

Позитивная

Прослеживает различия по разным критериям – по способу объяснения мира. Религ – события – действия сверхъестественных сил. Метафизическая стадия – человек объясняет мир при помощи различных идей и понятий. Позитивная стадия – стадия науки. Даже дает хронологическую разбивку. Эта схема становится основой философии истории позитивизма.

Основоположник = Огюст Конт – придумал слово социология, альтруизм

Главные работы «Курс позитивной философии в 6.» «Система позитивной политики» «Завещание Огюста Конта» жил в середине 19 века.

Джон Стюарт Милль – разрабатывает систему индуктивной логики, основанной на эмпирической традиции. Есть у Милля работы и по этике – добро – это то, что приности пользу и выгоду.

Герберт Спенсер – применяет идею эволюции к развитию общества. «Основные начала»

2-й этап. Ест-научный или вульгарный материализм. Сюда относят немецких деятелей как Фохт, Бюхнер, Малешот. Они в основном врачи. Объясняют физиологической природой человека все духовные проявления.

Второй позитивизм. Австриймские философы Эрнст Мах, Рихард Авинариус. «Критика чистого опыта» Они уже делаю гносеологический акцент позитивизма. Чтобы наше знание было прямым и незамутненным надо проследить структуры опыта сами по себе. Они любопытны тем, что пишут о символизщме чистого познания. Нет чистого восприятия. Опытная данность – нечувственная данность. Мы описываем мир при помощи языка, а я зык – это уже символическая система.

Как действует наука – по принципу экономии мышления.

В 20 веке два направления позитивизма - неопозитивизм. Постпозитивизм. Аналитическая философия, логический атомизм. Эта философия получила распространение в Скандинавии и Голландии. Лингвистический поворот - Карло Отто Аппель – это то, что в философии понмимается, как философия языка, пожтому сосредотачивается на анализе языковых средств выражения. Семантика – проблемы значения, проблемы смысла. Методологизм – философия как методология наукию метод анализа. В том числе данным путем происходит перевод языкового выражения к какой-то данности.

Нейтрализм – это отказ от ист-философской проблематики. Работы этого направления очень близки логике, лингшвистике, методологии.

Бертран Рассел

Людвиг Витгенштейн

Венский кружок – Мориц Шлик. Рубольф Карнап, карл Поппель

Рассел и Витгенштейн. Мы должны искать простейшие реальные сущность, некие логические атомы, которые будут лежать в основе нашего описания – то, с чем будет соотноситься наш язык, филсофские проблемы – проблемы использования нашего языка. Мы должны найти простейшие эелементы реальности, за которые будет цепляться наш язык. Путаница в языка- вот источник философских проблем. Мы можем в языке сформулировать в языке такие высказывания, которые будут четко соотноситься с действительностью. Есть бессмысленные высказывания, к ктороым неприменим критерий истинности. Многие идеи Рассела нашли разработку у витгенштейна

«Логико-философский трактат»

«Логические исследования»

мир устроен подобно языку. Есть тождество между структурой языка и структурой мира. Логичная форма языка и мира одна и та же. Есть элементарные атомы в языке и в мире. Есть атомарные факты и есть атомарные предложения. Атомарному предложению соотв атомарный факт. Мир подобен языку. Две надстраивающиеся реальности. У

В конце жизни поменял свои взгляды. Понятие языковой игры – смысл в значительной степени зависит от контекста. Понятие языковой игры. В рамках языковой игры бессмысленные фразы обретут смысл. Язык – это не просто логическая форма, но деятельность, вот почему смысл зависит от контекста, а не от денотата

Венский кружок прекратил свое существование с началом войны. Шлик был застрелен своим студентом. Остальные эмигрировали. Прожили долго

Принцип верификации . Верификация – проверяемость – критерий проверяемости знания. Семантический уровень – соотнесение выражения и предмета, синтаксис, прагматика – тот контекст, который дан.

Постпозитивизм

Карл Поппер – «Логика научного открытия» - вводит принцип фальсификации. Каждая научная теория описывает мир. Очень важный критерий – не только универсальность теории, но и то, когда находятся факты и принципы, которые ее опровергают, так как опровергают ее элементы реальности.

Томас Кун «Структура научных революций» - научная парадигма. Он отказывается от идеи кумулятивизма знания. Он говорит, что есть научные парадигмы, Гед есть своя концепция истины. Скачок от одной научной парадигмы к другой. Идея локальных научных парадигм

Отказ от кумулятивизма.

Отказ от демаркации. Очень часто настоящему научному открытию способствовали совсем ненаучные обстоятельства. Постпозитивизм пытается проследить реальную историю науки. Они отказываются от анализа научного знания, но говорят о его развитии. Отказываются от анализа языка. И занимаются историей науки.

Философия прагматизма

Это американская традиция. Появляется в 70е годы 19 века, в Кембридже, Массачусетс.

Чарльз Сандерс Пирс

Основные идеи – отказ от систем вселенной, от крупных глобальных концепций.

1 - Основа всякого знания – это наблюдение.

2 - Наблюдение, в которое вкладывается некий практический смысл

3 – это целевая установка, стремление овладеть вещью. Поэтому понятие истины, ценности полностью привязываются к практике, а истинны они настолько, насколько могут иметь практический эффект – влияние направления утилитаризма.

Пирс вводит понятие прагматизма – философия дела, философия действия, противопоставлена чистому знанию. Пирс ищет историко-философские истоки, находит их у Канта. У Канта есть понятие – прагматическая вера в критике практического разума.

Главный критерий всякого знания – это успех.

3 типа знание

Знание, полученное на основе данных

Вера, знание, которое принимается нами, знание, в котором мы уверены - believe

прагматическое знание – знание-верование, знание убежденности

Все наше знание состоит из того, что мы принимаем, в чем мы уверены, таких знаний много, знание – закрепление верования, это то, в чем мы не сомневаемся, а когда у нас такое знание возникает, на его основе мы можем уверенно действовать. Знание надо, чтоб обеспечить нашему поступку уверенности.

Что есть исследование? Это борьба за закрепление верования. Всякое знание должно иметь практические последствия – реальный эффект

Закрепление верования

Упорство, мы должны сосредоточить внимание на предмете

Научный метод – обращение к внешней реальности, которая законообразно действует на наши чувства.

Уильям Джеймс – американский философ. Больше известен как популяризатор Пирса «Многообразие религиозного опыта» Свою концепцию называл многообразный эмпиризм.

Джон Дьюи – прожил почти 100 лет. Вводит понятие инструментализма или реконструкции философии – прагматическая направленность всякого знания. Более интересна расшифровка понятия опыт – не только познание, но и взаимодействие организма со средой, опыт нейтрален, он и не объективен и не субъективен, в опыте мы имеем стремление изменить данность, а не просто ее зафиксировать, в опыте мы устанавливаем связи, ищем связи, опыт нагружен мыслью, мысль входит в опыт, опыт включает в себя ценности и оценки.

Собственная интерпретация истины – несколько критериев истины – одни из них польза, истинно то, что приносит пользу, истинно то, в чем мы уверены, кредитная система истин, истина как конвенциональность, истина - это то, что признается в данное время истиной, а признается не просто кем-то, а сообществом экспертов.

Экзистенциализм

Как философские направление экзистенциализм становится популярен в 40-50 годы. У истоков стоит Сюрен Кьеркегор. Это реакция на философию Гегеля – говорится о возможности познания всего в мире, единичному отказывается в уникальности. К. выступает в защиту индивида как уникального, есть такие состояния в мире, которые нерационализированы.

Есть такие состояния, с которыми человек не может примириться, которые необъяснимы, нерационализированы. Эти состояния – экзистенциалы. Это объясняет то, как мы мыслим и почему. Они сами могут влиять на мысль, но сами не могут быть помыслены. Состояние страха, ужаса, уныния, отвращения.

Мы можем примириться с этими состояниями не путем разума, но через другие практики, например, путем веры. Система не способна отразить в полной мере все эти состояния. К. описывает историю с Авраамом – символ парадоксальности веры.

Таких состояний ничуть не меньше состояний разумных. Классическая традиция – это человек, который познает. Эти состояния э. пытаются подвергнуть философскому анализу.

К. говорит, что человек в каждой жизненной ситуации оказывается перед выбором «Или или». Нет никакой гарантии этого выбора. Если мы говорим о всеобщей разумности мира, тогда и выбора нет. Э пытается показать, что человек несет ответственность за свой выбор. Бытие человека ничем не гарантировано. Ни Бог, ни законы логики не гарантируют смысл существования человека.

Эта ситуация выбора неуверенности и придает элемент страха от непредсказуемого будущего

Все эти положения развивает философия 20 века

Жан Поль Сартр

Альбер Камю

Сартр –«Бытие и ничто» 43 год

Сартр рассматривает онтология структуры пустого сознания. Сознание – это случайность человеческого бытия. Бытие осознается здесь и сейчас, но это случайное бытие, оно всегда раскрыто к неизвестному. Человеку заранее ничего не дано. Это состояние выбора, непредсказуемости – это состояние свободы. Поэтому один из главных тезисов звучит так – существование определяет сущность

«Экзистенционализм – это гуманизм»

Заранее не дано, что есть человек, сущность человека задается всей его жизнью

Камю – Бунтующий человек, Миф о Сизифе

Чувство абсурдности мира. Любые программы, проекты, спрогнозированные состояния, тонут в том царстве абсурда, которое представляет наша жизнь. Положение об абсурдности и непостижимости.

В бунтующем человеке вводит понятие бунт. Ощутить неповторимость, свое сознание человек получает через бунт. Я бунтую – следовательно, я существую. Бунт может быть разный, художественный, исторический

Э подчеркивает уникальность человеческого бытия.

Э – европейское философское движение

Карл Ясперс

Мартин Хйдеггер

Религ вариант – Габриэль Марсель.

Они по-разному обосновывают уникальность человеческого бытия. Очень часто э пытаются показать, что сущность человека определяется внешним по отношению к себе. Например, он может быть определен трансцендентным, высшим. В отношении которого человек осознает себя.

Либо это может быть понятие как бытие в мире. Х используют понятие заброшенности. Его бытие ничем не гарантировано. Он сам определяет, кем же он будет в этом мире.

Экзистенциальные состояния

Лев Шестов

Николай Бердяев

Конечность, задаваемая смертью делает жизнь человеческую жизнь уникальной и неповторимой

Особенности и значение философии марксизма

Маркс и Энгельс как основоположники.

«Экономико-философские рукописи 1844 года» - рассм проблема отчуждения.

«Об Эпикуре» - диссертация Маркса

«Манифест коммунистической партии»

«Капитал»

Основные положения (основной вопрос философии) – что первично, сознание или бытие?

В советской философии – примат бытия над сознанием.

Экономическая теория Маркса становится основой философских выкладок – тк в М экономика рассматривается как предпосылка для всего остального.

Речь идет о совокупности производственных сил. Определенному уровню развития произ сил соотв и опр произв отношения. Нарушение соотношений – конфликт. Нарушение приводит к новому этапу. Либо меняются отношения, либо произв силы. Так происходит движение истории. Материалистическое понимание истории. Эти исторические этапы – общественно-экономические формации.

Марксизм выд неск формаций

Первобытная

Рабовладельческая

Капиталистическая

Коммунистическая

Есть еще и восточный тип производства. Соответственно, в зависимости от отношений в процессе производства стоит и классовое деление общества. Либо те, к о владеет средствами производства – класс собственников, либо те, кто не владеет – рабы.

Свое понимание материи

Материя – это объективная реальность, данная нам в ощущении и независимая от нашего сознания.

Опора на диалектику как метод познания и философского рассуждения.

Закон единства и борьбы противоположностей

Переход количества в качество

Отрицание отрицания

Критерий истины – практика

Свое понятие прогресса. Прогресс – переход от простого к сложному, от несовершенного к совершенному.

Понимание свободы. Свобода как осознанная необходимость. Речь идет о закономерности всего происходящего, закономерность, которую человек не может преодолеть и отменить, но может осознать это как необходимость. Это связано со взглядом на человека как на совокупность отношений, прежде всего производственных отношений. Человек представляет собой то, какое место в этой системе он занимает.

Атеистическая философия. Критика религиозного мировоззрения, отказ от идеи бога, от попытки объяснения мира как творения сверхъестественного существа.

Отношение к философии. Философы лишь объясняли мир, действительная же задача состоит в том, чтобы изменить его.

У философии – практическая задача, это знание, которое можно воплотить в реальности, действительности. Ф направлена прежде всего на изменение социальной действительности. Способ – социальная революция.

В марксизме отмечают несколько направлений.

Само учение Маркса

Социал - демократические группировки

Большевизм

В 20 веке неомарксизм – франкфуртская школа Хабермас, (Лукач), Грамши.

Марксизм вырос из левых гегельянцев.

В 20 веке это было одно из самых влиятельных философских учений.

Философские и естественнонаучные представления о материи

Тк понятие материи в философии используется довольно давно..

В Др греческой натурфилософии – понятие архе , в качестве первоначало – различные стихии, вода – Фалес, огонь – Гераклит, воздух у Анаксимена, 4 стихии у Эмпедокл. Это есть первое представление о материи как о материальной основе мира. В древности философия в строгом смысле не была отделена от науки, то эти же представления о материи характеризовали представления науки того времени.

Атомисты – Левкипп, Демокрит. В качестве материальной основы мира называется неделимое вещество, атом, атомы обладают разной формой, движутся в пустоте. Соединение этих атомов образуют все тела. Здесь материальная основа мира понимается как элементарная частица. Атомическая концепция воспр и в новое время – мистическая концепция материи.

Понятие эфира как некая среда, которая объемлет все вещи, Аристотель, Декарт, некий вариант понимания материи. Атомы движутся в некотором эфире. В конце 19 века отказываются от этой модели

Аристотель – использует в своей метафизике – гюле и морфе . Смысл близок к эфиру и атомам, материя – это то из чего все создается.

Все эти концепции об атомах и об эфире называют субстратными. Правда Аристотелевская концепция морфе несет еще целый ряд смыслов, связанных с понятием усии .

После Аристотеля термин материи становится распространенным в философии. Так как в средние века материалистическое объяснение мира не было распространено, то эти концепции возникают снова в новое время.

Сначала концепция Декарта, потом раз материалистические теории

Потом наступает период кризиса, в результате которого от понятия эфира вообще отказываются, а понятие атома пересматривают. Понятие материи активно используется в марксистской философии.

В науке 20 века понятие материи получает множество определений. Есть многообразные формы материи – (волны, газ) возможность перехода из одной формы материи в другую. Нет ничего единого и общепризнанного. Материя – не единый субстрат, но более сложное образование.

Понятие изменения, движения, развития. Исторические формы диалектики и метафизики.

Еще в древности философы заметили, что мир изменяется, что существуют разные вещи. Состояния и они меняются, так возникает представление об изменчивости мира. Изменчивость может быть разной. Нет принципиального развития на каждом новом витке, развитие имеет спиральный характер. Изменения происходят внутри цикла. В мире есть изменения, но основные этапы этих изменений повторяются и дублируются, вместе с таким изменением возможно и изменение связанное с необязательным возвращением изменения к прошлому состоянию Изменение может быть направленным. Такое изменение получает название развитие. Можно развиваться в сторону усложнения, можно в сторону упрощения. Прогресс, Регресс.

В античности под изменением буквально понимали движение. Изменение – возможность перемещения. Вопрос об изменчивости мира – вопрос о возможности движения. Возникла школа, которая отрицала движение – элеаты. Есть сфера мнений, есть сфера истины. Чувства говорят о том, что мир изменчив, но это не достоверно. Истина постижима разумом, а разум видит мир без изменений. Изменение немыслимо, непредставимо. Что собой должно означать движение – какая-то пустота. Весь мир наполнен существованием. Бытие есть небытия же нет. Для движения необходима пустота. В обосновании этого тезиса Зенон, ученик, Парменида, придумывает апории. Летящая стрела, Ахиллес и черепаха.

В это же время жил Гераклит. Он учил, что все в мире изменяется, что нет постоянных форм,

«В одну реку нельзя войти дважды». Один из наиболее ярких представителей, говорящих об изменчивости мира в античности.

Аристотель – для Аристотеля – весь мир – это процесс, становление сущего. Сущее существует, предъявляя свою сущность. Аристотель говорит о первопричине, телосе. Все существующее нах в движении от аицио до телоса. Вводит несколько понятий движения. Кинезис, Дюнамис, Генезис. Пытается показать изменчивость всего сущего и говорит о различных направлениях изменения. Изм количество, качество. Место может изменяться, изменение сущности.

В самой вещи рассматривает те стороны, которые могу меняться при сохранении сущности – акциденция, не изм – субстанция.

Понятие движения использует Гегель. Его концепция диалектики. Гегель горит о развертывании понятия, в мире происходит движение, но это движение логическое,

В 18-19веке понятие движения и развития переносятся на социальную и историческую сферу, концепция прогресса. Для позитивизма – кат прогресса – интеллектуальная, прогресс человеческих знаний. Модель социального развития , линейного развития. Теория эволюции, которую спенсер применяет к обществу, говоря о возможности изменений в социальной организме, который проходит те же этапы, свойственные любому живому организму. Система может разрушиться, но потом идет восстановление и формирование новой системы.

Энгельсовская концепция

5 форм движения

Механическая

Физическая

Химическая

Билолгическая

Социальная

В зависимости от отношения к этой категории развития возникает диалектика и противоположное учение – метафизика. Диалектика - изменчивость,(первоначально – искусство спора) противники – метафизики. По м имеется в виду – предельный сверхопытные принципы и начала бытия, знания, культура. (Диалектике скорее противоположна догматическая философия)

Речь идет о предпосылках всякого знания и бытия, и в сознании и в познании и в бытии – поиск этих принципов и относится к метафизике.

Антиномизм – как одна из форм диалектики

Гераклит – Гегель – Марксистская философия

Диалектика и метафизика (антидиалектика) как методы познания

Диалектика еще более надуманное и спекулятивное учение, нежели метафизика

Законы диалектики Гегеля, универсальные законы самого мира и законы познания. И система категорий, которая предлагает диалектика – это формы перехода. (предыдущий вопрос)

Метафизика предполагает фиксированные понятия.

Устойчивые структуры сознания у Канта.

Проблема познаваемости мира; агностицизм и скептицизм

Сама по себе установка на теорию познания характерна для нового времени. В этой связи агностицизм и скептицизм к проблеме познаваемости мира применяются только в новое время. Агностицизм – непознаваемость мира. Скептицизм – сомнение, школа скептиков в античности – Пиррон, надо воздержание от суждений – эпохе . Скептицизм не отрицает возможность познания мира просто выражает сомнение, что наше знание будет адекватно миру, отсюда сомнение в нашей способности что-то познать.

Скептицизм – как вспомогательный метод в познании. Декарт – о сомнении. Скептицизм – путь, который помогает отказаться от предустановленных мнений и найти нечто несомненное. Скептицизм проверяет на прочность любые наши знание. Но в абсолютной форме скептицизм не дает никакого знания, когда становится непререкаемым принципом.

Скептицизм может привести к солипсизму. То есть к уверенности существования только себя самого, что нет ничего, кроме того, кто сомневается. Последовательный скептик должен признать свою собственную очевидность и признать только свои собственные идеи. Все остальное есть мнимость – нет ничего кроме собственных установок. Солипсистом был Беркли.

Агностицизм – отрицает возможность познания мира. Устанавливает границу, говоря, что есть предел нашего знания. По одну границу – познаваемое, по другую – непостижимое. Дэвид Юм. Наши чувства не гарантируют того, что в восприятии мы имеем дело с самой действительностью. На Юма опирается Кант, когда проводит грань между вещью в себе и явлением.

Человек не только живет и действует в мире, но и его познает, но в новое время такая установка стала господствующей. Вопрос о соответствии нашего познания миру.

Понятие детерминизма и причинность

Детерминизм – это представление закономерности о необходимости процессов. То что происходит, происходит не случайно, в силу особой закономерности. Одна из простейших форм детерминизма – это категории причины и следствия. Все события связаны между собой как причина и следствие. Один из логических союзов категории причинности – импликация - если а, то б. В логике – антецедент – причина, консеквент - следствие. Однозначные отношения, возможность переходы только от причины к следствию. В логике оговаривается, что это соотношение не надо проецировать на временное.

В философии еще иногда выделяют причинное основание. Мы не можем иногда четко указать, что эта причина привела к тому-то, бывает целый комплекс причин – причинное основание. Условие, поводы, мотивы, стимулы, цели, идеалы, условия указывают на среду, в которой происходят процессы, цели и идеалы те представления, к которым процесс стремиться. Ни одно из этих оснований не является достаточным. Очень часто когда речь шла о детерминизме, то эта взаимосвязь понималась исключительно как причинность, необходимость отождествлялась с причинностью – механический детерминизм. Спиноза, строгая взаимосвязь, классическая механика – механика ньютона. Концепция Ла Пласа. Если в мире все причинно обусловлено, и мы сможем установить конечное число параметров, мы можем вычислить любое состояние мира, просто количество параметров нам не известно.

Свое определение причины дает Аристотель. У него 4 причины.

Материальная причина, формальная причина, действующая и конечная или целевая – к чему предназначено.

Предмет и функции философии.

Философия как особая форма общественного сознания формирует особый тип знания, в котором объективные характеристики действительности отражаются в их отношениях к человеку, через призму потребностей и интересов определенных социальных сил.

Знания, формируются философией носят мировоззренческий характер. Первый вопрос, с которого начиналось философское познание и которое заявляет о себе снова и снова: что собой представляет мир, в котором мы живем? Анализируя философские учения древнего и нового времени, первостепенное значение имеет вопрос об отношении сознания к бытию, духа к природе, вопрос о том, что первично и что вторично. В зависимости от того, как философы понимали данное соотношение, принимали за исходное, что определяющее, они составили два противоположных направления. Идеализм - позиция, согласно которой мир объясняется, исходя из духа, сознания. Философы, брали за основу миропонимания природу, материю, объективную реальность, существующую независимо от сознания, принадлежащих различным школам материализма.

В философии продолжается непрерывная борьба вокруг вопроса о познаваемости мира. Агностики отрицают познаваемость мира и пытаются теоретически обосновать невозможность познания сущности окружающей действительности. В теориях познания различных философских систем при решении вопроса об источнике знаний встречаются два основных течения: рационализм (умный) и эмпиризм (опыт). Рационалисты (Спиноза, Декарт, Лейбниц) утверждают, что единственным источником достоверных знаний и критерием истины является разум, абстрактное мышление. Представители эмпиризма метафизически превознося чувственный опыт, они принижают роль разума, абстрактного мышления и познания.

Философские учения подразделяются также в зависимости от метода, применяемого в них: на диалектические и метафизические. Философия исследует мир как целостность, ее задача - дать наиболее общие представления о мире, ответить на вопрос: какой этот мир, лежащий в его основе, конечный он или нет, узнаваемым или непознаваем, что такое знание, есть какой-то смысл существования этого мира, какое место человека в этом мире, как она должна жить, действовать? Философия изучает мир и человека вместе, все полученные знания она обязательно соотносит с человеком. К функциям философского познания относятся мировоззренческая, онтологическая, гносеологическая, методологическая, ценностная и праксеологическую.

Мировоззренческая функция характеризует миропонимание, в частности понимание природы и сущности человека, которое определяется различными жизненными позициями, установками, направленностью жизнедеятельности человека. Онтология это учение о Бытии, его сущность, формы, фундаментальные принципы и категории. В наше время связь мировоззренческого и онтологического измерений философии находит свое воплощение в широком использовании философских принципов и идей в разработке как конкретно-научных (физической, химической, биологической и др.), так и общенаучной картин мира. Существенной функцией философии является познавательная.

Теория познания, гносеология - раздел философии, в котором исследуются проблемы источника, форм, возможностей, достоверности и истинности познания. Методологическая функция философии заключается в том, что именно философия на высшем уровне исследует методы научного (рационального) познания, определяет теоретические основы и пределы работоспособности тех или иных методов. Аксиологическая функция (учения о ценностях) исследует, философскую теорию общезначимых принципов, которые определяют выбор людьми направления их деятельности, характер их поступков.

Ценности как философская категория отображают определенные стороны явлений действительности, связанные с социальной культурной деятельностью человека и общества. Праксеологичний измерение философского знания связан с анализом и обобщением своеобразия взаимоотношений людей и природы, отдельных людей и общества в целом, практики научных наблюдений, экспериментов. В рамках целостной структуры философии основные функции философии взаимосвязаны и взаимно детерминируют друг друга. Сегодня перед человечеством остро встала проблема его выживания, выбора путей в будущее. И функция философии в этих поисках заключается в том, что, обобщая практический, интеллектуальный и, шире, духовный опыт человечества, как настоящая мудрость поколений, с одной стороны, предостерегает ("не переступите границы общечеловеческих ценностей, потому что это путь в никуда"), а с другой - предлагает способы для решения этих проблем.

Философия обращает внимание человека на то, что и без помощи бога он способен жить достойным образом, опираясь на данный ему природой дар - разум. Вся история философии посвящена исследованию того, что такое разум и какие он открывает возможности и перспективы человеку. В философии разум понимается в предельно широком значении как способность не только к теоретическому познанию, но и как способность выносить нравственные и эстетические суждения.

Научное сознание начинает доминировать в мировоззрении европейского человечества с 18 столетия. Его успеху способствовала, в том числе, и философия, длительное время выступавшая в качестве главной инстанции разума. Французский философ и ученый Рене Декарт, отстаивая позиции разума, сформулировал принцип рационализма, устанавливающий, что между порядкам вещей в мире и логическим порядком идей об этом мире в голове человека, существует принципиальное тождество. Другой философ - Френсис Бэкон - выдвинул лозунг, получивший широкую известность и дошедший до наших дней: "Знание - это сила, кто обладает знанием, то имеет власть над миром!"
Стремительный рост открытий в естествознании, повсеместное применение знаний в производстве и в повседневной жизни людей, кардинально изменили облик европейских обществ, придали им новое качество. Распространение научного мировоззрения сформировало у современного человека чувство уверенности в его безграничных перспективах в освоении мира. Однако научное мышление обладает существенной особенностью: оно нацелено на выявление, формулирование и применение законов. Все конкретное, частное, не укладывающееся в прокрустово ложе закона, для науки неинтересно. По это причине науку называют символическим описанием мира. Цель науки - истина. Но в жизни человека большую роль играет не только истина, но также доброта, справедливость, прекрасное, возвышенное. О них наука мало что может сказать. Поэтому абсолютизация научного общественного сознания приводит к очерствению человека, к дегуманизации общественных отношений.

Художественное (эстетическое) сознание в значительной мере компенсирует указанную выше ограниченность научного сознания. В различных искусствах люди отражают мир с точки зрения его гармонии и целесообразности, которые сконцентрированы в понятиях, красоты, прекрасного, возвышенного. В художественном сознании доминирует не логическое мышление, а эмоции и чувства, и продуктом художественного творчества является не понятие и закон, а художественный образ. Искусство иногда называют мышлением в образах. Благодаря живописи, пластике, архитектуре, музыке, литературе, театру человек осваивает уровни бытия, недоступные понятийному логическому мышлению. Гегель считал, что искусство, наряду с философией, способно выразить абсолютную истину. Хотя художественное творчество несет на себе печать индивидуальности художника и детерминировано культурой, гениальные творения содержат обобщения, выходящие за пределы конкретного места и времени. Гомер, Рафаэль, Шекспир, Достоевский, Чайковский, Толстой стали классиками, потому что смогли отразить в своем творчестве вечные темы.

Нравственное сознание (мораль) воспроизводит существующие в обществе нормы, законы, установления, регулирующие взаимоотношения между людьми. Для того, чтобы общественная жизнь людей была возможна, среди прочих условий, необходимы правила поведения, которых придерживаются все люди, проживающие в общем жизненном пространстве. Эти правила являются мерой должного поведения и направлены на регулирование свободной воли индивида. Представления о том, что можно и чего нельзя, что хорошо и что плохо, присутствуют уже в сознании древних людей. Они формируются в процессе повседневной деятельности и закрепляют в качестве допустимых такие образцы поведения и взаимоотношений между людьми, которые положительно влияют на благополучие общества в целом и отдельного индивида в частности. В ходе истории действенные нормы и правила поведения сохраняются, а неэффективные - отбрасываются. Со временем в любом, долго существующем обществе формируется общественная мораль, а в сознании членов этого общества складываются представления о том, что является морально допустимым, а что - нет.
Моральные добродетели человека формируются в локальном общественном пространстве - семье, церковной и сельской общине, производственной артели, армейской казарме. Здесь люди непосредственно знакомы друг с другом, их жизнь проходит в буквальном смысле "на виду у всех" и поэтому малейшие отступления от общепринятого поведения порицается и осуждается. В исключительных случаях нарушитель может быть даже исключен, изгнан из общины. За пределами же этого локального пространства действие моральных норм ослабевает, а то и прекращается. В других общинах действуют другие правила, что, в частности, нашло отражение в поговорке: "В чужой монастырь со своим уставом не ходят". Это означает, что в рамках большого общества и государства моральные нормы носят более общий характер и действенность их не столь эффективна, как в небольшой общине единомышленников. Что же касается универсальной морали, предложенной мировыми религиями, то она имеет ценность скорее в качестве идеала, к которому должны стремиться все люди.
Специфика морального сознания состоит в том, что оно взывает к совести человека, его свободному выбору. Моральным считается не тот, кто поступает должным образом из-за страха наказания или осмеяния, а тот, кто делает это в силу внутреннего долга, сознавая свою ответственность перед другими людьми.