Царство небесное силою берется наследие. Царствие божие силою берется. Принцип исторической преемственности

«Из рожденных женами не восставал больший Иоанна Крестителя»- сказал Иисус Христос. Это он Иоанн возвестил приход Иисуса на землю и «Приближении ЦН». Он говорил о Том, кто сам дарует царство и ЖВ. «Верующий в Сына имеет ЖВ». Уже тогда, царство приблизилось, но не наступило. Почему? Царь и Царство было отвергнуты, оба были отвергнуты: Иоанн убит Иродом, а царь – распят религиозными людьми. А что если бы все пошло по-иному ? Если бы Израиль принял своего царя, наступило бы тысячелетнее царство. Языческие народы тоже бы вошли в Него. Но Отец Небесный знал, что Его отвергнут, потому Агнец Божий был заклан прежде создания мира. А теперь «ЦН силою берется и прилагающий усилия восхищает его» (Мт.10:12) «От дней же Иоанна Крестителя доныне Царство Небесное силою берется, и употребляющие усилие восхищают его» (Мт. 11:12). И. Креститель находился в тюрьме, услышав молву об Иисусе Христе, посылает к Нему двух своих учеников с вопросом: «Ты ли Тот, который должен придти, или ожидать нам другого?». (13). Что, Иоанн не был знаком с Иисусом и не знал, что Он есть мессия Израиля? Ведь Иоанн еще при крещении узнал Иисуса. Он был Его предтечей. Он видел отверстое небо и уже сидящего там Иисуса, увидев Его издалека, на Иордане сказав: «Вот идет Агнец Божий, который берет грех мира на Себя…» Итак, это Он или нам ожидать другого? Почему возник в Иоанна такой странный вопрос? На это есть несколько объяснений: 1) тюремные условия давили на него и вывели из равновесия. Иоанн засомневался: «Он ли Христос?». Но, не очень это подходит к Иоанну, проповедь которого была «секирой при корне». Он никогда ничего не страшился. Он пришел в образе Ильи - громовержца. 2) Иоанн это сделал, ибо хотел, чтоб Иисус освободил его из тюрьмы. И действительно Иисус мог освободить Иоанна сверх - естественным образом, как это сделал Он Петру и Силе. Но в Господа был другой план. 3) Этим поступком он пытался исправить неведение своих учеников, которые больше почитали Иоанна, нежели Христа. (Тертуллиан). Иоанн Креститель не был изменчивым человеком, он не колебался в своей вере, как трость колеблется, переходя от одного мнения к другому. Он был непоколебимым и твердым в своем уповании. Тюрьма не сломила его, он не поменял своего мнения об Иисусе. Иоанн не потакал своим чувствам, не носил шелка, а ходил в грубой одежде с верблюжьей шерсти. Он предпочитал жить не в царском дворце, а в пустыне. (Мт.3:3 и 4). Он не ел царских яства и не пил вина, питался акридами и диким медом. Христос представляет Иоанна, как своего предтечу, который приготовил пред Ним путь (Мт10:11) Иоанн был утренней звездой, которая предшествовала солнцу Праведности. Христос даже не ставит его наравне с другими пророками, но ставит его выше остальных, назвав его самим большим пророком. (11:9). «Что ходили смотреть вы? Пророка? Да, говорю вам, и больше пророка». (11:8,9) Как проповедовал Иоанн? Он вначале разбивал человеческие грехи, обличал, говоря: «порождения ехиднины, кто внушил вам бежать от будущего гнева.., (3:7), а после этого проповедовал им Христа. Вначале он разливал «уксус закона», а потом лил «вино Евангелия». Он проповедовал не для того, чтобы понравиться слушателям, как сегодня модно, чтобы никого не задеть, а чтобы принести им пользу. Спросите школьников 2-3 класса «Кто лучший учитель в школе?». Тот, кто придя в класс, говорит: «Идите играть, сегодня занятий не будет». Я забыла авторучку дома –говорит учительница. Иоанн был горячим и сияющим светом, горел в вере и сиял в своей жизни . Слушая его люди, каялись и устремлялись в небеса. К нему шли толпами. Главная мысль здесь «Царство небесное силою берется..». Слова «Царство небесное»- здесь означает небесную славу Иисуса. Места, где восседает Бог. Здесь оно сравнивается с крепостью, которую можно взять только штурмом. «Землю наследуют кроткие, а небеса наследуют употребляющие усилия». (Мт.5:5). Это означает, что не достаточно принять крещение и просидеть в собрании два часа в воскресение. Нет, друзья мои, этого не достаточно, небеса могут быть взяты только усилием. «Небесная крепость берется штурмом. За небо нужно бороться. Мы же знаем, что духовная война в духовном мире не прекращается ни на одну минуту. Нашим полководцем в этой войне является Христос, Евангелие - наше знамя, милость Божья – наша духовная артиллерия, небеса нужно брать штурмом - усилием. Хотя небеса даются нам даром, «Ибо благодатью вы спасены…», тем не менее, мы должны сражаться за них. Потому, что есть враг, который мешает этому. Писание говорит: «Все что может рука твоя делать, по силам делай». (Еккл. 9:10). Наш труд – велик, наше время – коротко, наш Господин торопит. Потому мы должны бодрствовать, трезвиться, торопиться, мобилизовав все силы души, так как это вопрос жизни или смерти. Сила и усилие, которое мы должны применять исключает: самоистязание, рвение без знания истины, излишнюю суету, кровавое насилие, кровопускание или аскетический образ жизни. Этим занимаются арабы, последователи пророка Мухамеда. Мы не должны разрушать свое тело, свою темницу, куда Господь поместил нашу душу, но оставаться в ней, пока через смерть Бог не выпустит ее оттуда. Какие средства нам даны для завоевания Царства небесного? В Еф.6:10-18 Павел подробно описывает их: пояс – ремень, шлем, броня праведности, обувь благовестия, щит веры, Слово Божье и молитва. «Итак, станьте смирно, препояшьте чресла ваши ИСТИНОЮ и облекшись в броню праведности. Мы возьмем слово истина. Истина – мы должны быть смелыми воинами в борьбе за истину. Пилат спросил Иисуса «Что есть истина»? Истиной является СЛОВО Божье, которое так и называется словом истины . Слово Божье так согласуется с истиной как солнечные часы с солнцем. Истина исходит от того, кто назван Ветхим днями (Дан.7:9). Истина непогрешима, ибо исходит от Бога. Она сравнивается со звездой, которая ведет ко Христу. Она сравнивается с серебром, очищенным семь раз (Пс.11:7). На лице истины нет ни одного пятнышка, она издает только приятное благоухание святости. Она победоносна. «Тогда воспламенённые небеса разрушатся» (2Птр.3:12). Но никогда не разрушится истина, потому что пришла с небес. Она является семенем нового рождения, Бог возрождает нас не через чудеса и пророчества, а словом истины (Иак.1:18). Истина освящает: «Освяти их истиною Твоею» (Ин.17:17) Истина производит благодать, она питает нас и оставляет на нас отпечаток своей святости. Она обладает свойством отражать и излучать Божий свет, она - зеркало отражающее наше духовное состояние. Каково оно сегодня, не дремлем ли мы духовно? Истина делает на с свободными, освобождая нас от уз греха и возводит в положение наследников Божьих (Рим. 8:11), царей и священников. Арфа и лира не могли дать утешения Давиду, истина делала это. (Пс.118:50). Истина это противоядие от греха. Люди так много грешат и обманывают друг друга, ибо не знают и не любят истину. Истина является основным гарантом нашей веры. Еще издревле говорилось Бог есть праведность и истина» Вт32:4,а пророк Иеремия говорит «Господь бог есть истина». Бог истинен и Он истина. Истину можно сравнить с Капитолием в Риме, с башней Давида в Иерусалиме, которые защищают лучше, чем все сухопутные и военно-морские силы России. Потому, что истина – это армия царства Божия здесь на земле для всех нас. Это сила для победы над врагом. Не надейся, мой друг, на свою силу и не ищи её в чем – то другом. Бог есть истина и нет в Нем никакой лжи.

Спрашивает Антон
Отвечает Александра Ланц, 31.10.2010


Мир вам, Антон!

Стих, о котором вы спрашиваете, действительно, трудный. Давайте попробуем рассмотреть его на фоне других текстов Библии?

Для сего приимите всеоружие Божие, дабы вы могли противостать в день злый и, все преодолев, устоять.

Смерть и воскресение Иисуса Мессии стало началом этого нового завета, нового этапа.

«Закон и пророки *были до Иоанна» , т.е. они руководили вами до начала проповеди Иоанна Крестителя.

«а с сего времени, *т.е. с момента начала деятельности Иоанна, реальный приход Царствия Божия благовествуется» , значит, благовествуется возможность принять такую силу, что здесь на земле ты сможешь жить по законам Небесного Царствия. Ведь Иисус так и жил – по законам Своего Царствия!

Если до Иоанна люди спасались верою в то, что говорили Закон и пророки, то теперь они спасаются только личными взаимоотношениями со Спасителем, потому что прощение грехов СОВЕРШИЛОСЬ на Голгофском кресте и теперь настало время, о котором сказано: «все сами будут знать Меня, от малого до большого..., потому что Я прощу беззакония их и грехов их уже не воспомяну более»

Теперь человек, желающий спасения, должен прикладывать все усилия для того, чтобы обрести эту связь, ЭТО знание и оставаться в нем постоянно. Этот человек теперь должен так научиться стоять против искушений, что лучше умрёт, чем согрешит.

Голгофский крест – это гарантия того, что люди могут реально перестать грешить , что каждый человек может реально получать от Бога необходимую силу и научение для того, чтобы всё более уподобляться Иисусу, Который, обитая на нашей преданной проклятию земле, ни разу не согрешил.

Но это ВОЙНА не на жизнь, а на смерть... вашего ветхого, плотского человека, истлевающего во лжи, похотениях, гордыне, противлении. Понимаете? Война против всего тёмного, что в тебе есть, это постоянное сражение за то, чтобы почитать себя мёртвым для греха и живым для Бога. Не с другими людьми война, а с самим собой, со своими дурными привычками и унаследованной от падших родителей склонностью ко злу.

Поэтому Иисус и говорит о том, что теперь только тот, кто реально напрягает все силы, может войти в Царствие Небесное.

»

«с сего времени Царствие Божие благовествуется, и всякий усилием входит в него ».

Вы, наверное, знаете, об учении, которое утверждает, что вошедший во Христа, находящийся во Христе, может больше особо ни о чём не беспокоиться, потому что Христос спас его(её), поэтому просто ходи в церковь, делай то-то и то-то, а что ты делаешь, когда никто не видит, - это неважно, ты ведь всё равно уже спасён. Гибельная ложь!

Тот, кто реально вошел во Христа, прекрасно понимает, как страшно грех ранит Спасителя и самого человека, и прекрасно понимает, что Христос спасает человека ОТ грехов, чтобы человек НЕ грешил.

Христос хочет сделать нас такими, что мы даже думать плохо не будем о людях, не говоря уже о том, чтобы учиться убивать их. Он хочет сделать нас такими, что мы, глядя на человека, будем видеть в нём(ней) не предмет удовлетворения наших желаний, а возлюбленное дитя Божие. Он хочет сделать нас такими, что в нашем сердце даже не возникнет ни тени желания солгать, но мы будем мудрыми и честными и любящими по отношению ко всем.

Но для того, чтобы Христос Божий мог исполнить всё это над нами, мы должны прилагать все усилия для того, чтобы постоянно держать тяжеленную бронированную дверь нашего сердца открытой для Него . Если вы думаете, что это легко, то вы скорее всего никогда ещё не пытались это сделать. Для тех, кто пребывает в этом состоянии, звучат слова, которые потрясают душу:

«Се, стою у двери и стучу: если кто услышит голос Мой и отворит дверь , войду к нему, и буду вечерять с ним, и он со Мною. Побеждающему дам сесть со Мною на престоле Моем, как и Я победил и сел с Отцем Моим на престоле Его » ().

Кто может теперь, после проповеди Иоанна Крестителя, войти в Царствие Христа?

Побеждающему дам вкушать от древа жизни, которое посреди рая Божия.

побеждающий не потерпит вреда от второй смерти.

Побеждающему дам вкушать сокровенную манну, и дам ему белый камень и на камне написанное новое имя, которого никто не знает, кроме того, кто получает.

Кто побеждает и соблюдает дела Мои до конца, тому дам власть над язычниками,

Побеждающий облечется в белые одежды; и не изглажу имени его из книги жизни, и исповедаю имя его пред Отцем Моим и пред Ангелами Его.

Побеждающего сделаю столпом в храме Бога Моего, и он уже не выйдет вон; и напишу на нем имя Бога Моего и имя града Бога Моего, нового Иерусалима, нисходящего с неба от Бога Моего, и имя Мое новое.

Побеждающему дам сесть со Мною на престоле Моем, как и Я победил и сел с Отцем Моим на престоле Его.

Побеждающий наследует все, и буду ему Богом, и он будет Мне сыном.

Вот почему Иисус честно предупредил всех желающих спасения: «От дней же Иоанна Крестителя доныне Царство Небесное силою берется, и употребляющие усилие восхищают его ».

С любовью в Том, Кто учит нас побеждать,

Читайте еще по теме "Толкование Писания":

От дней же Иоанна Крестителя доныне Царство Небесное силою берется, и употребляющие усилие восхищают его. ( 11, 12.)

Закон и пророки до Иоанна; с сего времени Царствие Божие благовествуется, и всякий усилием входит в него. ( 16, 16.)

Cын мой! Все доброе, все честное, все справедливое достигается трудом, усилием и борьбою. Это доброе, это честное, которое ты будешь делать во имя Христа и Его Церкви, - это есть те семена, из которых произрастает и созидается Царствие Божие: оно внутри нас, по словам Того, Кто звал к Себе всех труждающихся и обремененных. Возьми же на себя, сын мой это иго благое и доброе и неси его с трудом и усилием. "Царство Небесное силою берется" - помни это всегда и везде, где бы ты ни был, что бы ты ни делал. Силою берется, потому что мы грешны, злы, неблагодарны и, хотя при всей своей злости даем даяния благия своим чадам, однако чаще всего и больше всего валяемся в бездне греховной, нежимся в теплом, мягком и сладком ложе греха. Подняться нам тяжело, да и рано еще, думаем мы, и валяемся... Посмотри-ка, сын мой, где и как силою берется это Царствие Божие, где усилием берется все честное, все доброе, все благое...

Вот утро. Часов 5-6. В приходской церкви раздался благовест, сзывающий христиан к молитве. А ты лежишь в постели, слышишь благовест как бы сквозь сон, но думаешь: "Полежу немного! Еще рано. Пока придет батюшка, пока будут читать часы, я успею и встать, и одеться, и прийти в церковь. Да и что за беда, если я приду, ну к Евангелию или Херувимской. И тот, кто пришел в 12 часов, и тот, кто в 9 часов пришел, равную цену получают, по словам Христа..." Все это быстро промелькнуло и твоей голове, тоже как бы сквозь сон. Вспомни здесь, сын мой, что Царствие Божие силою берется. Понуди себя, встань с постели быстро, скоро...

Вот ты пришел в церковь. Боже, как тесно, как толпятся, толкают друг друга, а тебе наступили на ногу, досадно, жара в церкви, духота, а иногда и неприятный запах от дегтя, кожи или другого чего. "Какая же здесь молитва?" - думается тебе. Вспомни здесь, сын мой, что Царствие Божие силою берется. Тебе трудно молиться в церкви Божией, молитва не идет на ум: в той церкви слишком уж парадно, все так и смотрят на тебя, чуть только шевельнешься, а в этой церкви грязно и неуютно; читают - ничего не разберешь, поют плохо, так плохо, что лучше бы уж читали, а не пели. Вспомни здесь, сын мой, что Царствие Божие силою берется.

Ты сходил в церковь, новое платье испортил, простудился вдобавок, и Богу плохо помолился. Вспомни, сын мой, что Царствие Божие силою берется...

Вот ты сидишь дома, в кругу своих родных, может быть, чай пьешь или с гостями сидишь и разговариваешь, и кто-нибудь из родных или знакомых скажет тебе что-либо неприятное, обличает или напомнит что-нибудь тяжелое из твоей жизни, и возгорится гневом душа твоя, и слово дерзкое, слово острое и ядовитое, как стрела, готово сорваться с твоих уст. Вспомни, сын мой, что Царствие Божие силою берется, что все благое, все честное, все милостивое, все истинное силою берется.

У тебя живет кто-нибудь из близких родных и питается от твоего стола. Заметишь ли ты что-либо в них, для тебя неудобное или неприятное, не понравится ли тебе что-либо в них - вспомни, сын мой, те труды и болезни, которые они подъяли на себя и которыми болели иногда и ради тебя, вспомни их положение, их годы, их немощи, принуди себя, прикажи себе возлюбить их. Вспомни, сын мой, что Царствие Божие силою берется...

Ты не поладил с своим товарищем. Оба виноваты, каждый по-своему. И пришло время тебе обратиться к нему. Не теряй этого времени, сын мой. Не будь горд и скор в осуждении людей. Побори свое горячее сердце, обуздай его. Вспомни, что Царствие Божие силою берется...

Ты занят своим делом. Дело спешное. Нужно окончить сегодня вечером, а труда еще много. И тут к тебе, в самый разгар твоей работы, в сильный прилив твоей энергии, в интересную и дорогую минуту полета твоей мысли, твоих чувств, обращается кто-либо из близких родных, или знакомых, или товарищей за решением какого-нибудь недоумения, на твой взгляд незначительного, или за помощью, из-за которой, по-видимому, не стоило тебя утруждать.

Сын мой, не воспламени сердца твоего, не поднимай во гневе глаз твоих. Не будь, яко лев, в дому твоем, в устроении твоих дел. Вспомни, что Царствие Божие силою берется.

Ты опять на своей работе и трудишься честно, добросовестно, ты делаешь так, как велит тебе сердце, право, чистый ум. Но ты видишь, что твоих трудов никто не желает и приметить, что никто не дает тебе одобрения, поддержки, поощрения. Мало того, к тебе подходит выше тебя стоящий и делает тебе выговор, поправляет тебя там, где бы, тебе казалось, поправки никакой не нужно... Твоя душа болит. Но вспомни, сын мой, что Царствие Божие силою берется, что все доброе, все честное, идет с препятствиями, искушениями, невзгодами...

Может быть, сын мой, ты будешь учить других истинам веры и науки. Ты будешь говорить, а тебя не будут слушать, но рассказывать будут иное, чем ты говорил. Ученики твои плохо будут учиться: ошибки, иногда грубые, часто будут встречаться в их ответах к тебе. Не печалься этим, сын мой: трудись и наставляй непрерывно, повторяясь в своем преподавании несколько раз. Не поднимай сердца своего на гнев и с любовью и духом кротости просвещай и вразумляй невнимающих тебе учеников твоих. Помни, что всякая истина с большим трудом дается человеку, что ошибки всегда возможны, а в молодом возрасте особенно; помни здесь, что Царствие Божие силою берется...

Везде расставлены сети лукавого.

Вот ты идешь по главной улице города. Оживление большое, народу много. Тут жизнь, тут борьба... Сюда, сюда спеши, воин Христов, в эту жаркую печу, где льется кровь христианская, где падают пораженные стрелами духа злобы, духа лжи, коварства, духа зависти и отчаяния. Здесь твой пост, воин Христов. Стань крепко, сын мой, и иди с знаменем Христовым против злобных духов. Посмотри кругом, какой сильный враг! К чему все призывают?! Эти блестящие окна магазинов, эти бесстыдные картины, эти щегольские экипажи и пр., и пр. К чему все это зовет, как не к тому, чтобы жить выше своих средств, выше своего положения, к чему наклоняют наши чувства, как не к тому, чтобы валяться им в теплом ложе сладкого греха? Видишь, как разжжены стрелы лукавого? Вспомни же здесь, помни всегда и везде, что Царствие Божие силою берется, что великий труд и большие усилия нужны, чтобы сохранить в себе дыхание Божие: иметь все доброе, все честное, все истинное.

Свт. Иоанн Златоуст

Хотя Христос был рожден и от жены, но не так, как Иоанн, потому что был не простой человек, и родился не так, как обыкновенно рождаются люди, но необыкновенным и чудным рождением.

Какую связь имеют эти слова с тем, что сказано было прежде? Великую, и весьма тесную. Спаситель заставляет и понуждает ими слушателей Своих к вере в Него, и вместе подтверждает то, что сказал прежде о Иоанне. В самом деле, если до Иоанна все исполнилось, то значит – Я грядущий.

Ибо все , – говорит, – пророки и закон прорекли до Иоанна . Пророки, следовательно, не перестали бы являться, если бы не пришел Я. Итак, не простирайте своих надежд вдаль и не ожидайте другого (Мессии). Что Я – грядущий, это видно как из того, что перестали являться пророки, так и из того, что с каждым днем возрастает вера в Меня; она сделалась столь ясною и очевидною, что многие восхищают ее. Но кто же, скажешь ты, восхитил ее? Все те, кто приходит ко Мне с усердием.

Беседы на Евангелие от Матфея.

Свт. Иларий Пиктавийский

От дней же Иоанна Крестителя доныне

Однако народ не верит Иоанну, дела Христа не почитаются, будущий крест был соблазном. Пророчество уже прекращается, закон уже исполняется, всякая проповедь уже сдерживается, дух Илии уже предпосылается в голосе Иоанна. Одни проповедуют Христа, и другие признают, от одних Он рождается, и другие Его любят. Свои Его отвергают, чужие принимают, близкие преследуют, обнимают враги. К наследству устремляются усыновленные, семья отвергает. Сыновья отказываются от завещания, рабы признают. Итак, Царство Небесное силой берется, и прилагающие силы похищают его , потому что слава Израиля, заслуженная отцами, возвещенная пророками, представленная Христом, захватывается и похищается верой язычников.

Комментарий на Евангелие от Матфея.

Прп. Антоний Великий

От дней же Иоанна Крестителя доныне Царство Небесное силою берется, и употребляющие усилие восхищают его

Вопрос . Что повелевает Господь, когда говорит: «От дней Иоанна Крестителя и доселе Царствие Небесное силой берется, и употребляющие силу его захватывают »? Мы знаем, что всякий захватчик достоин суда и проклятия; как мы будем понимать сказанное Господом?

Ответ . Иоанн пришел прежде того дня, проповедуя людям Царствие Небесное, и когда пришел Спаситель, то те, кто без колебаний и воистину веровал, те великой аскезой и страданиями превзошли установления природы, и перешли телом к бесстрастию и, перелетев через запинания тела, умертвили телесные похоти, ходя в добродетели по узкому и болезненному пути. Они сами себя понуждают, совершая подвиг для венка вышнего призвания, как сказал святой Апостол.

Вопросы св. Сильвестра и ответы прп. Антония. Вопрос 196.

Прп. Исидор Пелусиот

От дней же Иоанна Крестителя доныне Царство Небесное силою берется, и употребляющие усилие восхищают его

Почему царствие небесное нудится ?

Награды выше всякого человеческого достоинства и с великим избытком превосходят воздаяние, какое следовало бы за труды (так как недостойны страсти нынешняго времене к хотящей славе явитися в нас (Рим. 8:18) , - сказал сосуд избран (Деян. 9:15)), и ими как бы делается принуждение немощи естества. Посему и сказано: царствие небесное нудится, и нуждницы восхищают е. Какие же это нуждницы ? Это люди, которые тело свое принуждают к постам, к целомудрию, к какой-либо иной добродетели, подчиняют его законам духа, делают его вспоможением и побуждением к добродетели.

Письма. Книга III.

Прп. Исихий Иерусалимский

От дней же Иоанна Крестителя доныне Царство Небесное силою берется, и употребляющие усилие восхищают его

Впрочем и те, которые нуждением некиим воздерживают себя от греха делом, блаженны пред Богом, Ангелами и человеками: потому что нудящие себя суть восхитители Царствия Небеснаго (Мф. 11:12) .

Преподобного Исихия, пресвитера Иерусалимского, к Феодулу душеполезное и спасительное слово о трезвении и молитве.

Прп. Серафим Саровский

От дней же Иоанна Крестителя доныне Царство Небесное силою берется, и употребляющие усилие восхищают его

Слово Божие недаром говорит: Внутрь вас есть Царствие Божие (Лк. 17:20) и нуждно есть оно, и нуждницы е восхищают . То есть те люди, которые, несмотря и на узы греховные, связавшие их и не допускающие своим насилием и возбуждением на новые грехи прийти к Нему, Спасителю нашему, с совершенным покаянием на истязание с Ним, презирая всю крепость этих греховных связок, нудятся расторгнутъ узы их, такие люди являются потом действительно перед лице Божие паче снега убеленными (см. Пс. 50:9) Его благодатию.

Беседа с Мотовиловым о цели христианской жизни.

Прав. Иоанн Кронштадтский

От дний Иоанна Крестителя доселе Царствие Небесное силою берется, и употребляющие усилие восхищают его

Отчего Царство Небесное , царство мира и радости, силою берется, и только употребляющие усилие восхищают его ? Оттого, что в нас много внутреннего, природного зла, которое нужно искоренять и которое, как змея, которую хотят убить, противится и уязвляет нас; что есть сильный враг Царствия Божия, который всеми мерами постоянно силится изгнать из нас Царство Божие и утвердить в нас свое царство, царство греха, мрака, смущения, скорби и тесноты. Не удивляйся же, что к Царству света нужно всегда идти напролом.

Царство Небесное силою берется, и употребляющие усилие восхищают его . Эти слова надобно относить и к Святым Тайнам Тела и Крови. Так как с ними мы принимаем в себя Царствие Божие, то без нужды, без усилий нельзя принять их достойно, а нужно испытать борьбу внутреннюю пред принятием их: враг постоянно, безотвязно старается похитить из сердца нашего веру в Святые Тайны, чтобы мы приняли их в суд себе, потому что все, что не по вере, грех (Рим. 14,23) . Означенные слова надобно отнести также и ко всем прочим тайнам, ко всем молитвам, к добрым мыслям, желаниям и поступкам.

Верно слово Спасителя, что Царство Небесное силою берется, и употребляющие усилие восхищают его . Чтобы делать добро, я постоянно должен бороться с своим сердцем, которое всегда готово склонить меня ко злу: добро всегда с нуждою достигается, а зло сделать всегда легко, только опусти руки. Сердце наше – источник зла, по словам Спасителя.

Царство Небесное силою берется . Это значит, что жизнь по вере не достается даром, но нужно трудиться, чтобы иметь внутренние признаки в себе Царствия Божия.

Дневник. Том II. 1857-1858.

На человека действуют постоянно две невидимые силы: добрая и злая; сила Божия, сила благодати и сила диавола, сила лукавая и всепагубная. Человек поставлен в этом мире как бы между двух огней, из коих один – животворный, о коем Господь говорит: Я пришел низвесть огонь «на землю» (Лк. 12:49) ; а другой – огонь палящий и сожигающий. Человек должен употреблять усилие над собою, чтобы возбуждать в себе огонь Божий, огонь веры и любви к Богу и ближнему. Человек потерял свое первое Божественное достоинство, свою правоту, святость, благость, кротость и наполнил душу свою всякими грехами. Вот у тебя нет чистоты сердца – это большая потеря, надо приобресть ее; нет сочувствия к ближнему в его скорби, беде, несчастии, бедствии, болезни – перемени себя, будь сочувствующим; не имеешь усердия к молитве, к Богу, не имеешь духовного вкуса к молитве, не имеешь духовного слуха к слушанию Слова Божия – претвори себя, развей духовный вкус, духовный слух, чтобы с любовию слушать Слово Божие, чтобы чувствовать сладость молитвы и сладость добрых дел. Если горд – смирись, если жаден к пище и питию – будь воздержан и т.д. Зло сильно борет человека и нудит на зло, а добро – привлекает к себе своею нравственною красотою, миром душевным, свободою духовной; добро привлекает обетование вечной жизни за победу над страстями: «Побеждающему дам сести со Мною на престоле Моем… » (Откр. 3:21) . «Царствие Небесное », то есть святость и чистота, правота, воздержание, молитва, целомудрие, любовь к Богу и ближнему – «силою берется », то есть силою благодатной помощи Божией и собственным усердием, и «употребляющие усилие» приобретают его. Плоть противится духу (Гал. 5:17) , то есть всякой добродетели, чтобы мы не то делали, что хотим ради Бога и спасения души и ради блага ближних. Человек поставлен в этой жизни между двух течений: добра и зла, между двух огней: огня Божиего, животворящего, и огня дьявольского – палящего и мучающего. Требуется сопротивление человека всякому злу, всякой страсти плоти и духа, всякой похоти и обучение, усвоение всякой добродетели. Жизнь настоящая есть школа духовная, борьба, подвиг, сражение с грехом или «с духами злобы поднебесной» (Еф. 6:12) , борющими нас на зло. Нужно всякому учиться побеждать в себе грех с помощию Божией, ибо без Бога не до порога. И от Бога даны нам все Божественные силы к животу и благочестию, надо только не лениться использовать их. – Хотите научиться восхищать силою Царство Небесное? – Поучитесь у святых, как они подвизались, как они употребляли над собою всякое усилие; какое у них было самоотвержение, какое беспристрастие к богатству, к мирской чести и славе, к плотским удовольствиям; какое имели воздержание, какое усердие к Богу, какую молитву всегдашнюю, какой труд, какое смирение, незлобие, послушание, терпение, милосердие к ближнему. И как верою они дошли до Царствия Божия! Никто из них не посрамился; все получили нетленную жизнь и вечную славу, вечное блаженство и находятся вне всякого страха потерять приобретенное Царствие Небесное. Подражайте и вы им, каждый по силе своей; читайте, слушайте Слово Божие, вникайте, разумейте, стремитесь неустанно к цели вашей жизни – и получите вечное спасение. Ведь вы трудитесь же все так или иначе для земли, для земного благоденствия; потрудитесь же особенно для получения вечной жизни; «ищите прежде Царства Божия и правды, Его, и сия вся», все земные блага «приложатся вам» (Мф. 6:33) . Аминь.

Последний дневник (1908 год).

Царство Небесное нудится – и царство сатанинское нудится, то есть грех непрестанно нудит нас следовать его похотям, да еще с наглостью, с силою, с ожесточением; борись с ним непрестанно: не будешь бороться – грех совсем одолеет, а Царство Божие ослабеет.

Дневник. Том X. 1866–1867.

Блж. Иероним Стридонский

От дней же Иоанна Крестителя доныне Царство Небесное силою берется (vim patitur = претерпевает насилие), и употребляющие усилие восхищают его

Если, - как мы выше сказали, - первый Иоанн провозгласил необходимость покаяния народам, говоря: Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное (Мф. 3:2) , то, следовательно, с этого времени Царство Небесное претерпевает насилие (vim patitur), т. е. приобретается силой, и употребляющие усилие похищают его. Действительно, великое усилие обнаруживается в том, что мы рождены на земле, а стремимся к месту на небе и овладеваем через подвиги добродетели тем, чего не получили от природы.

Блж. Феофилакт Болгарский

От дней же Иоанна Крестителя доныне Царство Небесное силою берется, и употребляющие усилие восхищают его

По-видимому, это не стоит в связи с тем, что сказано раньше, но в действительности не так. Обрати внимание: сказав Своим слушателям о Себе, что Он больше Иоанна, Христос возбуждает в них веру в Себя, показывая, что многие восхищают Царство Небесное, то есть веру в Него. Это дело требует большого напряжения: какие усилия нужны, чтобы оставить отца и мать и пренебречь своей душой!

Толкование на Евангелие от Матфея.

Ориген

Ст. 12-13 От дней же Иоанна Крестителя доныне Царство Небесное силою берется, и употребляющие усилие восхищают его, ибо все пророки и закон прорекли до Иоанна

Дни Иоанна и Иисуса следует понимать не в смысле времени, а в смысле состояния души слушателя божественного Писания. Слово же «ныне» относится к дням Иисуса, которые псалом описывает следующим образом: Воссияет во дни его правда и множество мира, доколе не престанет (Пс. 71:7) . Тот, кто проходит предварительное обучение, приступая к начаткам слов Иисуса и шествуя путем, который начинающим представляется каменистым и трудным, захватывает Царство Небесное силой - силой терпения. Ибо силою берется употреблено здесь не в действительном, а страдательном значении. Если же совершенное Слово, приняв того, кто ожидает свободы под началом закона и пророков, которые [для него своего рода] детоводители и домоправители, вручает ему отеческое наследство, то справедливо сказано: закон и пророки до Иоанна .

Фрагменты.

Евфимий Зигабен

От дний же Иоанна Крестителя доселе Царствие Небесное нудится, и нуждницы восхищают е

Златоуст говорит, что Царством Небесным назвал здесь веру в Себя, как залог Царства Небесного, т.е. наслаждения небесных благ. Нудится , т.е. насильно восхищается людьми, когда они делают насилие над самими собою и побеждают нужду собственных страстей или тиранию неверия. Поясняя это, присоединил: нуждницы восхищают е . Такое похвальное насилие началось, говорит, со дней проповеди Иоанна, провозгласившего народу: покайтеся, приближибося Царствие Небесное (Мф. 3:2) . Сказал это Христос, как для похвалы Иоанну, как бы положившему начало спасению людей, – так и для побуждения слушателей употребить подобное же усилие над самими собою.

Толкование Евангелия от Матфея.

Лопухин А.П.

От дней же Иоанна Крестителя доныне Царство Небесное силою берется, и употребляющие усилие восхищают его

(Лк. 16:16) . Трудные для объяснения стихи 12-15 служат связью меж 11 и 16. Под “днями Иоанна Крестителя” имеется в виду время выступления его на проповедь. Слова “Царство Небесное” употреблены здесь, очевидно, в смысле “Царство Божие”, учрежденное Спасителем на земле. Златоуст толкует этот стих так: “Спаситель заставляет и понуждает ими (т.е. этими словами) слушателей Своих к вере в Него, и вместе подтверждает то, что сказал прежде о Иоанне. В самом деле, если до Иоанна все исполнилось, то, значит, - Я грядущий. Ибо все, говорит, пророки и закон прорекли до Иоанна. Пророки, следовательно, не перестали бы являться, если бы не пришел Я. Итак, не простирайте своих надежд вдаль и не ожидайте другого (Мессии). Что Я - грядущий, это видно как из того, что перестали являться пророки, так и из того, что с каждым днем возрастает вера в Меня; она сделалась столь ясною и очевидною, что многие восхищают ее. Но кто же, скажешь ты, восхитил ее? Все те, кто приходят ко Мне с усердием”.

Толковая Библия.

Питер де Греббер. Иоанн Креститель проповедует Ироду Антипе. XVII век wikipwdia.org

Одним из самых сложных для понимания текстов Нового Завета считается отрывок из Евангелия от Матфея (11:12). На протяжении всей истории христианства многие толкователи - от Иоанна Златоуста до Рудольфа Бультмана - старались установить истинный смысл этого текста. Суть проблемы его толкования легко увидеть, если сравнить разные переводы этого отрывка на русский язык.

«От дней же Иоанна Крестителя доныне Царство Небесное силою берется, и употребляющие усилие восхищают его» (Синодальный перевод - СП). «Со дней Иоанна Крестителя и доныне Царство Божье стремительно продвигается вперед, и прилагающие усилие имеют доступ в него» (Новый русский перевод - НРП). «Со дней Иоанна Крестителя и поныне против Царства Небес ведется борьба и его разоряют насильники» (перевод Российского Библейского общества - РБО). «С того времени как Иоанн Креститель начал проповедовать и до сегодняшнего дня претерпело Царство Небесное немало яростных нападений, и многие пытаются силой захватить его» (Современный перевод Нового Завета). Мы видим, что варианты перевода текста неоднозначны, и у нас есть варианты смысла отрывка: Царство Небесное активно двигается вперед, или оно подвергается активным нападкам со стороны неких жестоких людей, или же его суть в том, что войти в Царство можно, лишь прикладывая активные усилия.

Основная проблема толкования этого текста связана с греческими словами biazo и biastes, которые являются однокоренными и происходят от слова bia, означающего «сила, насилие, применение силы». Глагол biazo означает «применять силу», а существительное biastes, как правило, переводится как «совершающий насилие». Однако оба эти слова употребляются в Новом Завете редко, что ограничивает возможность проанализировать их значение в разных контекстах. Также, и к большому сожалению, из-за неоднозначности формы глагола biazo в этом тексте существует несколько приемлемых вариантов перевода.

Этот глагол в данном контексте может означать то, что Царство Небесное рывком продвигается вперед (НРП). В таком случае Иисус говорит о стремительном росте Царства начиная с дней Иоанна. Но здесь возникает проблема, ведь тогда biastes придется перевести как «прилагающие усилие», но такой перевод маловероятен.

В то же время этот глагол можно перевести и страдательным залогом: «Царство Небесное подвергается насилию» (РБО). Но здесь также возникает проблема, ведь в тот отрезок времени - «со дней Иоанна Крестителя и доныне» - насилия в отношении Царства почти не наблюдалось. Исключением, конечно, стал арест самого Иоанна (4:12).

Таким образом, в зависимости от того, как перевести biazo и biastes, перед нами предстанут совершенно разные картины, и крайне сложно определить, какую именно имел в виду Иисус, согласно Матфею.

Однако серьезное исследование Священного Писания требует от нас не только верного перевода отдельных слов, но и тщательного анализа контекста. В данном случае мы обязаны обратить внимание на контексты непосредственно 11-й главы и Евангелия от Матфея в целом. Возможно, найти убедительный вариант толкования нам поможет и отрывок из Евангелия от Луки (16:6), являющийся параллельным текстом.


В 11-й главе Матфеева повествования мы снова видим одного из героев, уже встречавшихся нам ранее, - Иоанна Крестителя. В 3-й главе Матфей рассказывает о его популярности (стихи 5–6), о сути его служения (1–4) и в общих чертах описывает ожидания Иоанна в отношении Мессии (10–12). Автор также подчеркивает, что Иоанн точно знает, что Иисус есть Мессия (13–15). Вскоре после крещения Иисуса Иоанн был арестован (4:12). Находясь в тюрьме, Иоанн слышит «о том, что делает Христос» (11:2), и отправляет к Нему учеников с вопросом: «Точно ли Ты - Мессия?», ведь то, что делает Иисус, никак не оправдывает ожиданий Иоанна. Иисус отвечает, что Он не такой Мессия, который «соберет пшеницу и сожжет солому», а Мессия, который исцеляет, воскрешает и благовествует (11:4–5).

Затем Иисус говорит, что Иоанн - больший из пророков, ведь он удостоен чести не только возвещать приход Мессии, но и приготовить Ему путь. Несмотря на сомнения Иоанна и недопонимание им ситуации, Иисус говорит о нем весьма положительно. Появление Иоанна предсказал пророк Малахия (см.: Мал 3:1; 4:5). Но это значит в таком случае, что Иисус есть Тот, чей приход предсказали Закон и все пророки до Иоанна (11:13), Он и есть долгожданный Мессия, и в этом нет никакого сомнения.

Анализируя контекст, мы можем смело утверждать, что трудности толкования 12-го стиха никак не препятствуют пониманию общей картины. Иисус использует сомнения Иоанна, чтобы разъяснить роль самого пророка и заявить о Своей мессианской роли.

Однако наша задача - постараться максимально верно определить значение загадочных слов Иисуса. Для этого, с моей точки зрения, надо вернуться к трагической истории Иоанна Крестителя.

Согласно рассказу Матфея, именно в отношении Иоанна совершилось самое грубое и очевидное насилие. Матфей уже сообщил нам, что Иоанн был арестован (4:12), но только в 14-й главе мы узнаем кем и почему. Ирод Антипа, правитель Галилеи, развелся с женой, чтобы жениться на Иродиаде, бывшей жене своего брата Ирода Филиппа. Этот союз нарушал иудейские законы и мораль (см.: Лев 18:16; 20:21). Иоанн категорически выступал против такого союза, что и послужило причиной вначале его ареста, а затем и смерти. То есть в рассказе Матфея поступки Ирода Антипы характеризуются насилием и безрассудством.

Вполне возможно, что в словах Иис­уса об Иоанне в 11-й главе есть некий неочевидный, но достаточно четкий намек на Ирода Антипу. Давайте посмотрим 11:7–8: «Когда же они пошли, Иисус начал говорить народу об Иоанне: что смотреть ходили вы в пустыню? трость ли, ветром колеблемую? Что же смотреть ходили вы? человека ли, одетого в мягкие одежды? Носящие мягкие одежды находятся в чертогах царских».

Не многие знают, что во время своего правления Ирод Антипа выпустил монеты, на которых была изображена трость, а не его профиль. Скорее всего, это было сделано во избежание обвинений в кощунстве со стороны своих подданных. Слушатели Иисуса знали, что трость была символом Антипы.

Кроме того, благодаря иудейскому историку Иосифу Флавию мы знаем о роскошной жизни и одеждах Ирода Великого и о жизни его семьи. И тут Иисус, возможно, снова намекает на Ирода Антипу, говоря о людях, одетых в мягкие одежды и живущих в царских дворцах.

Если наши предположения верны, можно перефразировать текст из Евангелия о Матфея (11:7–9; 12–15) так:

«Когда ученики Иоанна ушли, Иисус начал говорить народу об Иоанне: “Что вы ходили смотреть в пустыню? Неустойчивого и непостоянного человека вроде Антипы? Тогда что же вы ходили смотреть? Человека, одетого в роскошные одежды? Такие живут во дворцах. Тогда что же вы ходили смотреть? Пророка? Да, и говорю вам, что больше чем пророка… Со дней Иоанна Крестителя и доныне Царство Божье подвергается насилию от рук таких, как Антипа, желающих захватить его. Закон и пророки возвестили до Иоанна, Иоанн - это Илия, который должен прийти. И Я тогда - обещанный Мессия. У кого есть уши, пусть слышит!»

Можно проверить уместность данного толкования контекстом параллельного отрывка Евангелия от Луки (16:16–18) (можно ли и здесь увидеть в словах Иисуса намек на Ирода Антипу?):

«Закон и пророки до Иоанна; с сего времени Царствие Божие благовествуется, и всякий усилием входит в него. Но скорее небо и земля прейдут, нежели одна черта из закона пропадет. Всякий, разводящийся с женою своею и женящийся на другой, прелюбодействует, и всякий, женящийся на разведенной с мужем, прелюбодействует» (СП). На первый взгляд слова Иисуса о разводе и прелюбодеянии тут выглядят немного неуместными. Зачем Лука объединил эти кажущиеся не связанными между собой высказывания Иисуса?

Однако, если увидеть в этих словах намек на поведение Ирода Антипы, все становится на свои места. Выделим три момента: 1) его любовная интрига с Иродиадой выглядела как нарушение закона, отвергающего возможность интимных связей с женой собственного брата (см.: Лев 18:16; 20:21); Иисус подчеркивает, что этот закон никто не отменял; 2) Ирод развелся с женой, чтобы жениться на Иродиаде, и тем самым совершил прелюбодеяние; 3) Ирод женился на разведенной женщине, тем самым еще раз совершая прелюбодеяние. Слова Иисуса в Евангелии от Луки (16:17–18) описывают ситуацию Ирода Антипы. Возможно, Иисус намекает на царя и в 16:16 - этот пассаж можно перевести так: «Закон и пророки до Иоанна; сейчас провозглашается благая весть о Божьем Царстве, и все (такие как Ирод Антипа) нападают на него».

Итак, толкование слов Иисуса в Евангелиях от Матфея (11:12) и от Луки (16:16) - достаточно сложная задача. Однако можно увидеть в этих словах намек на то, что с первых дней Царства Небесного ему противостояли земные власти и все это продолжается и в наши дни. Следовательно, Иисус вряд ли говорит нам о том, что надо прилагать усилие, чтобы обрести Царство, - такая весть о спасении собственными делами часто звучит в проповедях. Скорее всего, Иисус говорит нам о том, что сопротивление - и часто весьма жесткое сопротивление Царству - было всегда. Всегда были и, вероятно, всегда будут на земле ироды. Всегда будут гонения, жесткие законы и безрассудные правители. Всегда будут предприниматься попытки разорения Царства. Но все это тщетно, поскольку Царство в надежных руках Великого Царя Царей. Ведь рано или поздно осуществятся слова Иоанна Богослова: «Царство мира стало Царством нашего Господа и Его Христа! Он будет царствовать вечно!» (Откр 11:15).
Кто имеет уши слышать, да слышит!