Духовный орден. Духовно-рыцарские ордена. Другие рыцарские ордена средневековья

1

Современное официальное название — Суверенный Военный, Странноприимный Орден Святого Иоанна, Иерусалима, Родоса и Мальты. Официальная резиденция находится в Риме (Италия).
Свое название получил от госпиталя и церкви св. Иоанна Крестителя, где располагался созданный в 1113 году монашеский орден со временем превратившийся в военно- духовную организацию. По своим боевым качествам и воинской доблести иоаниты по праву считались лучшими воинами Европы. После изгнания крестоносцев из Палестины госпитальеры переправились на Кипр, где построили флот и в 1309 году захватили о.Родос. В 1522 г. после шестимесячной осады Родоса турками флот рыцарей перебазировался на о.Мальта, где орден правил до 1798 года. В нынешнее время орден занимается благотворительной и милосердной деятельностью.

2


Официальное название — орден рыцарей Соломонова Храма, также орден рыцарей Христа. Возник в 1119 г. в Иерусалиме из рыцарей ранее состоявших на службе у храма Гроба Господня. Наряду с госпитальерами занимался охраной паломников и защитой христианских владений в Палестине. Занимался также торговлей, ростовщичеством и банковскими операциями, за счет чего накопил огромные богатства. После изгнания из Палестины орден почти полностью переключился на финансовую деятельность. В 1307 году по приказу папы Климента V и французского короля Филиппа IV начались аресты членов ордена по обвинениях в ереси и конфискация имущества. После казни нескольких членов, включая великого магистра, в 1312 году орден был распущен буллой папы.

3


Официальное название — Fratrum Theutonicorum ecclesiae S. Mariae Hiersolymitanae. Основан в 1190 году на базе больницы основанной немецкими паломниками в Акре. В 1196 реорганизован в духовно-рыцарский орден во главе с магистром. Цели — защита немецких рыцарей, лечение больных, борьба с врагами католической церкви. В начале XIII века перенес свою деятельность в Пруссию и Прибалтику, где принял участие в крестовых походах против славян и прибалтов. На завоеванных землях сформировалось фактически государство тевтонских рыцарей — Ливония. Закат ордена начался после поражения в Грюнвальдской битве в 1410 г. В настоящее время орден занимается благотворительностью и лечением больных. Штаб-квартира находится в Вене.

4


Духовно рыцарский орден Калатравы (Calatrava la Vieja) был основан в Испании 1158 году монахом Раймондом де Фетеро. Папа Римский Александр III в 1164 году утвердил устав ордена. Рыцарский орден получил свое название от завоеванной у арабов крепости Калатрава. Отличительным знаком членов ордена стала белая и черная одежда с красным крестом. Орден принимал активное участие в отвоевании земель захваченных маврами на Пиренейском полуострове (Реконкисте). Прекратил существование в 1873 году.

5


Официальное название — Великий военный орден Меча святого Иакова Компостельского. Основан в Испании около 1160 года. Назван в честь святого - покровителя Испании. Принимал участие в крестовых походах и войнах с мусульманами. Действует по сей день как гражданский рыцарский орден под покровительством короля Испании.

6


Духовно рыцарский орден Алькантара был основан в 1156 году в Испании. Первоначально это было военно-религиозное братство рыцарей, носивших название Сан-Хулиана де Перейро. В 1217 году рыцари ордена Калатравы с разрешения короля передали город Алькантара и все владения ордена Калатравы в Леоне ордену Сан-Хулиана де Перейро. После чего орден Сан-Хулиана де Перейро был переименован в рыцарский орден Алькантара. Орден принимал участие в Реконкисте. В 1830-х гг. орден был национализирован и прекратил свое существование.

7


Официальное название — Орден Святого Беннета Авишского. Орден был создан в 1147 г. для защиты недавно отбитого у мавров г.Эворы. В 1223 году
резиденцию ордена перенесли в подаренный королем Португалии и укрепленный рыцарями город Авис. Орден участвовал в португальской части Реконкисты и колонизации побережья Африки. Распущен в 1910 г., но в 1917 г. восстановлен в качестве сугубо гражданского, во главе с президентом Португалии.

8


Орден меченосцев — немецкий католический духовно-рыцарский орден, официально называвшийся «Братья Христова воинства». Был создан в 1202 по инициативе бременского каноника Альберта, ставшего первым рижским епископом. Имел целью захват Восточной Прибалтики, осуществлял крестовые походы против прибалтийских народов, при этом треть захваченных земель закреплялась за орденом. После целого ряда поражений от русских князей и Литвы остатки ордена в 1237 г. присоединились к Тевтонскому ордену.

9


Духовно — рыцарский орден, правопреемник тамплиеров на территории Португалии. Учреждён в 1318 году португальским королём Динишем для продолжения начатой тамплиерами борьбы с мусульманами. Папа Иоанн XXII позволил передать ордену все владения португальских тамплиеров, включая замок Томар, ставший в 1347 г. резиденцией великого магистра. Отсюда второе название ордена - Томарский. Томарские рыцари, подобно своим ависским собратьям, приняли самое активное участие в заморских путешествиях португальских мореплавателей. Васко да Гама и другие странствующие рыцари-томарцы плавали под парусами с эмблемой ордена. Как и Ависский орден распущен в 1910 г., но в 1917 г. восстановлен в качестве сугубо гражданского, во главе с президентом Португалии.

10


Официальное название — Военный и Госпитальерский Орден Святого Лазаря Иерусалимского. Основан крестоносцами в Палестине в 1098 году на базе больницы для прокаженных, которая существовала под юрисдикцией Греческой патриархии. Орден принимал в свои ряды рыцарей, заболевших проказой. Символом ордена был зелёный крест на белом плаще. После захвата Салах ад-Дином Иерусалима в октябре 1187 года орден участвовал в боевых действиях, в частности во время Третьего крестового похода. В битве при Форбии 17 октября 1244 года орден потерял весь свой личный состав (как здоровых, так и прокажённых рыцарей вместе с магистром). После изгнания крестоносцев из Палестины орден обосновался во Франции, где продолжил госпитальную деятельность. Современный орден Святого Лазаря имеет отделения в 24 странах по всему миру и продолжает благотворительную деятельность.

Они основывали государства и диктовали свою волю европейским монархам. История рыцарских орденов началась в Средние века и не закончена до сих пор.

Орден тамплиеров

Дата основания Ордена: 1119 год.
Интересные факты: Тамплиеры, храмовники - самый известный рыцарский орден, истории и загадкам которого посвящено множество книг и фильмов. Тема «проклятия Жака де Моле» до сих пор активно обсуждается любителями конспирологии.

После изгнания из Палестины, храмовники переключились на финансовую деятельность и стали самым богатым орденом в истории. Они придумали чеки, вели доходную ростовщическую деятельность, были главными кредиторами и экономистами Европы.

В пятницу, 13-го октября 1307 года по приказу короля Франции Филиппа IV Красивого все французские тамплиеры были арестованы. Орден был официально запрещен.
Тамплиеров обвинили в ереси - в отречении от Иисуса Христа, в том, что они плевали на распятие, целовали друг друга непристойным образом и практиковали мужеложство. В «доказательство» последнего пункта до сих пор принято упоминать про одну из эмблем храмовников - два бедных рыцаря сидят на одной лошади, что служило символом нестяжательства рыцарей ордена.

Тевтонский орден

Дата основания ордена: 1190 год.
Интересные факты: Девиз тевтонцев - «Помогать-Защищать-Исцелять». Изначально орден этим и занимался - помощью больным и защитой немецких рыцарей, однако в начале XIII века началась военная история ордена, связана она была с попыткой экспансии Прибалтики и русских земель. Закончились эти попытки, как мы знаем, неудачно. «Черным днем» тевтонцев стала Грюнвальдская битва 1410 года, в которой объединенные силы Польши и Великого княжества Литовского нанесли Ордену сокрушительное поражение.
Лишенный былых военных амбиций, Тевтонский орден был восстановлен в 1809 году. Сегодня он занимается благотворительностью и лечением больных. Штаб-квартира современных тевтонцев находится в Вене.

Орден Дракона

Дата основания ордена: 1408 год.
Интересные факты: Официально орден Дракона был основан королём Венгрии Сигизмундом I Люксембургом, однако в сербской фольклорной традиции его основателем считается легендарный герой Милош Обилич.
Рыцари ордена носили медальоны и подвески с изображениями золотого дракона с червленым крестом, свернувшегося в кольцо. В родовых гербах дворян, состоявших в ордене, изображение дракона обычно обрамляло гербовый щит.
В орден Дракона входил отец легендарного Влада Цепеша, Влад II Дракул, получивший свое прозвище как раз из-за членства в ордене - dracul по-румынски значит «дракон».

Орден Калатравы

Дата основания ордена: 1158 год.
Интересные факты: Первый католический орден, основанный в Испании, был создан для обороны крепости Калатрава. В XIII веке он стал самой влиятельной военной силой в Испании, способной выставить в поле от 1200 до 2000 рыцарей. В период наибольшего расцвета, при Хироне и его сыне, орден контролировал 56 командорств и 16 приоратов. На орден работало до 200 000 крестьян, его чистый годовой доход оценивался в 50 000 дукатов. Однако полной независимости орден не имел. Звание гроссмейстеров, начиная со времен Фердинанда и Изабеллы, всегда носили испанские короли.

Госпитальеры

Дата основания ордена: около 1099 года.
Интересные факты: Странноприимный орден, Госпитальеры, Мальтийские рыцари, или иоанниты - древнейший духовный рыцарский орден, получивший свое неофициальное название в честь госпиталя и церкви Святого Иоанна Крестителя. В отличие от других орденов, госпитальеры принимали в свои ряды женщин-послушниц, а все мужчины, вступавшие в орден, должны были иметь дворянский титул.

Орден был международным, а его члены по языковому принципу были разделены в Средние века на семь лангов. Интересно, что славянские языки относились к германскому лангу. 72-м Великим магистром ордена был Российский император Павел Первый.

Несмотря на обет нестяжания, госпитальеры были одним из самых богатых рыцарских орденов. Французская армия во время захвата Наполеоном Мальты нанесла ущерб ордену почти на три десятка миллионов лир.

Орден Святого Гроба Господня

Дата основания ордена: 1099 год.
Интересные факты: Этот могущественный орден был создан во времена Первого Крестового похода и появления Иерусалимского королевства. Его король стоял во главе ордена. Миссией ордена была защита Гроба Господня и других святых мест Палестины.

Долгое время Великими магистрами ордена были Папы римские. Только в 1949 году титул был передан членам Курии Ватикана.
Орден существует и сегодня. Его членами по всему миру являются представители королевских семей, влиятельные бизнесмены, политическая и научная элита. Согласно отчету 2010 года численность ордена превысила 28000 членов. Штаб-квартира его находится в Риме. На благотворительные проекты ордена в период с 2000 по 2007 годы было потрачено более 50 миллионов долларов.

Орден Алькантара

Дата основания ордена: 1156 год.
Интересные факты: Орден изначально был создан как товарищество для защиты от мавров пограничной крепости Сан-Хулиан-де-Пераль в Испании. В 1177 году товарищество было возведено в рыцарский орден; он обязался вести вечную войну с маврами и защищать христианскую веру.
Король Альфонсо IX в 1218 году подарил ордену город Алькантару, где он под новым названием и обосновался. До занятия Испании французами в 1808 году орден владел 37 графствами с 53 городами и деревнями. История ордена был полна перипетий. Он богател и беднел, его несколько раз упраздняли и снова восстанавливали.

Орден Христа

Дата основания ордена: 1318 год.
Интересные факты: Орден Христа был правопреемником тамплиеров на территории Португалии. Орден также называют Томарским - по названию замка Томар, ставшем резиденцией Магистра. Самым известным томарцем был Васко да Гама. На парусах его кораблей изображен красный крест, являвшийся эмблемой ордена Христа.
Томарцы были одной из главных опор королевской власти в Португалии, и орден был секуляризирован, что, конечно, не устроило Ватикан, который стал вручать собственный Верховный орден Христа. В 1789 году орден был окончательно секуляризирован. В 1834 году произошла национализация его имущества.

Орден меченосцев

Дата основания ордена: 1202 год.
Интересные факты: Официальное название ордена - «Братство воинов Христа». Прозвание «меченосцы» рыцари ордена получили из-за изображенных на их плащах мечей под лапчатым тамплиерским крестом. Их главной целью был захват Восточной Прибалтики. По договоренности 1207 года 2/3 захваченных земель отходили в собственность ордена.
Планам восточной экспансии меченосцев помешали русские князья. В 1234 году в сражении на Омовже рыцари потерпели сокрушительное поражение от новгородского князя Ярослава Всеволодовича, после чего Литва вместе с русскими князьями начала походы на земли ордена. В 1237 году, после неудачного Крестового похода на Литву, меченосцы присоединились к Тевтонскому ордену и стали Ливонским орденом. Он был разгромлен русскими войсками в Ливонской войне в 1561 году.

Орден Святого Лазаря

Дата основания ордена : 1098 год.
Интересные факты : Орден Святого Лазаря примечателен тем, что изначально все его члены, включая Великого магистра, были прокаженными. Свое название орден получил по месту основания - от названия больниц Святого Лазаря, располагавшейся неподалеку от стен Иерусалима.
Именно от названия этого ордена происходит название «лазарет». Рыцарей ордена также называли «лазариты». Их символом стал зеленый крест на черной сутане или плаще.
Сперва орден не был военным и занимался исключительно благотворительной деятельностью, помогая прокаженным, однако с октября 1187 года лазариты стали участвовать в боевых действиях. Они шли в бой без шлемов, их лица, обезображенные проказой, наводили ужас на врагов. Проказа в те годы считалась неизлечимой и лазаритов называли «живыми мертвецами».
В битве при Форбии 17 октября 1244 года орден потерял почти весь свой личный состав, а после изгнания крестоносцев из Палестины обосновался во Франции, где и в наши дни занимается благотворительностью.

Кроме орденов монашеских в тесном значении слова, в За­падной Церкви в Средние века появились еще ордена наполовину монашеские, наполовину мирские. Это так называемые духовно-рыцарские ордена. В появлении их выразилось общее направление западной средневековой жизни, когда Церковь привлекала на служение себе все классы общества, в том чи­сле и рыцарство. Ближайшим поводом к появлению духовно-рыцарских орденов послужили крестовые походы.

Первыми духовно-рыцарскими орденами были иоанниты и тамплиеры .

Еще задолго до Первого крестового похода гражда­не Амальфи основали (1048 г.) в Иерусалиме странноприимницу св. Иоанна Крестителя для призрения бедных и больных пилигримов; при странноприимнице устроено было и братство. В 1099 г., когда в Иерусалиме крестоносцами основано было христианское королевство, члены этого братства приняли мо­нашеский устав и стали называться братьями странноприимницы св. Иоанна Крестителя или просто иоаннитами. Главную обязанность их составляли гостеприимство и уход за больными. В 1118 г. к этим обязанностям присоединилась еще обязанность защищать оружием пилигримов. Последняя обязанность вскоре сделалась главной, и иоанниты исключительно посвятили себя борьбе с неверными. Образовался, таким образом, духовно-рыцарский орден. Папа Иннокентий II (1130-1143 гг.) утвер­дил его. Иоанниты разделялись на три класса: рыцарей, свя­щенников и служебных братьев; во главе же ордена стоял гроссмейстер. Учреждение ордена со специальной целью вести борьбу с неверными встречено было в Европе с сочувствием, вследствие чего в пользу иоаннитов стали делать большие по­жертвования, так что они вскоре сделались богатыми собствен­никами почти во всех христианских странах. Но вместе с тем иоанниты отстали от прежней строгости нравов. По завоева­нии Иерусалима Саладином (1187 г.) иоанниты переселились в Птолемаиду, а отсюда на остров Кипр, затем на остров Ро­дос (1309 г.), почему стали называться родосскими рыцарями. В 1522 г. турки отняли у них Родос, и с тех пор родосцы скита­лись по Европе, пока Карл V не отдал им в лен остров Мальту (1530 г.). Отсюда они стали называться мальтийцами.

Одновременно основан был в Иерусалиме и орден тамплиеров. Девять французских рыцарей, под начальством Гугона де Пайена, соединились в общество и приняли на себя, кроме монашеских обетов, еще обет защищать пилигримов и вести борьбу с неверными. Иерусалимский король Балдуин II, находя учреждение такого общества полезным для своего слабого госу­дарства, подарил рыцарям для жительства часть своего дворца, построенного на месте храма Соломонова или вблизи его. Отсюда рыцари получили свое название тамплиеров (храмов­ников). Папа Гонорий II утвердил (1128 г.) общество тамплие­ров как духовно-рыцарский орден. И этот орден встретил со­чувствие на Западе, и к нему так же, как и к иоаннитам, стали стекаться большие богатства. Устройство ордена тамплиеров было такое же, как и устройство ордена иоаннитов. После за­воевания Иерусалима (1187 г.), а потом Птолемаиды (1291 г.) тамплиеры переселились на остров Кипр, а отсюда вскоре перешли в Западную Европу и проживали в своих богатых по­местьях. Средоточным пунктом их был Париж. Французский король Филипп IV Красивый, опасаясь замыслов рыцарей про­шв государства и желая отнять у них их громадные богатства, начал с 1307 г. возводить на орден страшные обвинения. Затем вскоре он конфисковал орденские имущества и направил про­шв рыцарей инквизицию. Папа Климент V, проживавший в то время в Авиньене и бывший в полной зависимости от Филиппа, принужден был содействовать уничтожению ордена. В 1312 г. опекой буллой орден тамплиеров объявлен был еретическим уничтоженным.

Подобные же ордена и с подобными же задачами стали появляться и в Европе. Так, в 1202 г. основан был орден меченосцев Лифляндии.

Прекращение в начале XI в. набегов венгров, арабов, норманнов способствовало успешному хозяйственному развитию европейских стран и быстрому росту населения. Однако к конку XI в. это привело к острой нехватке свободных земель. Участились войны и их спутники -- голод, эпидемии. Причину всех несчастий люди видели в наказаниях за грехи. Лучшим способом избавления от грехов считалось посещение святых мест, прежде всего Палестины, где находился Гроб Господень. Но после захвата Палестины туркам и сельджуками, отличавшимися нетерпимостью к не мусульманам, паломничество туда стало почти невозможным.

Идея похода против мусульман для освобождения Гроба Господня получала все большее распространение в Европе. Это было не только богоугодное дело, но и способ обеспечить землей, как феодалов, так и крестьян. Все мечтали и о богатой добыче, а купцы надеялись на торговые выгоды. В 1095 г. папа римский Урбан II призвал к походу в Палестину. Участники похода украшали свою одежду и доспехи крестами -- отсюда и его название. В первом крестовом походе участвовали как феодалы, так и крестьяне.

В 1096-- 1099 гг. крестоносцы отвоевали у турок - сельджуков Сирию и Палестину. Там возникло Иерусалимское королевство, вассальными владениями которого считались графства Эдесское и Триполитанское, княжество Антиохийское. Государства крестоносцев вели постоянные войны с мусульманскими правителями окрестных стран. Постепенно крестоносцы, которых на Востоке было не очень много, начали терять свои владения. Было еще семь крупных крестовых походов. В них уже почти не участвовали крестьяне, зато во главе рыцарей часто шли императоры и короли. Однако все эти походы были почти безрезультатны. Во время четвертого крестового похода крестоносцы напали на Константинополь и в 1204 г. взяли его. Они создали на землях Византии Латинскую империю. Лишь в 1261 г. правителям сохранившейся от Византии Никейской империи удалось освободить Константинополь. Но своего былого могущества Византия уже не восстановила.

В Палестине при поддержке римских пап были созданы духовно-рыцарские ордена. Вступавшие в орден становились монахами-воинами. Первым возник орден тамплиеров. Затем был создан орден госпитальеров. Позже возник Тевтонский орден. Рыцари-монахи жили за счет земель, принадлежавших орденам в Палестине и в Европе. Отряды орденских рыцарей отличались от обычного феодального войска своей дисциплиной. Однако со временем ордена богатели, и их члены перестали проявлять былое рвение в воинских делах. Многие из них окружили себя роскошью. Утверждали даже, что тамплиеры, которые особенно обогатились, тайно отреклись от христианства.

Тем временем натиск мусульман усиливался. В 1187 г. султан Салах-ад-Дин (Саладин), объединивший Сирию и Египет, отвоевал Иерусалим. В 1291 г. пала последняя крепость крестоносцев в Палестине -- Акра.

Несмотря на неудачу и большие жертвы, крестовые походы имели для Западной Европы и положительное значение. Они способствовали знакомству европейцев с более высокой в то время культурой Византии и восточных стран, заимствованию многих достижений. Укрепились позиции европейских купцов. Это вело в дальнейшем к развитию товарно-денежных отношений, росту городов и ремесленного производства. Отток наиболее воинственной части феодалов, и их гибель способствовали усилению в ряде европейских стран королевской власти.

Не чаялось мне быть в такой кручине,
Как в честь Христа взялся я крест нести.
Теперь я рад бы биться в Палестине;
Но верность даме встала на пути.
Как должно, душу мог бы я спасти,
Когда б желанье сердца смолкло ныне.
Но всё равно ему в его гордыне,
В рай или в ад придется мне идти.

Ульрих фон Зингенберг. Перевод Б. Ярхо

А вот первый «зарегистрированный», вернее, скажем так - утвержденный римским папой орден воинов-монахов основал Гуго де Пейн. Название ему он придумал такое: «Бедные рыцари Христа и Храма Соломонова» – поэтому-то в дальнейшем его и стали называть орденом тамплиеров или храмовников (по-французски «тампль» как раз и означает «храм»). А было так, что в 1118 году Гуго де Пейн – французский рыцарь вместе со своими восемью родственниками-рыцарями основал орден с целью защищать пилигримов в Палестине. Задачу они себе поставили следующую: «По мере сил охранять дороги на пользу паломникам от коварства разбойников и от нападений степных кочевников». Рыцари были настолько бедными, что имели одного коня на двоих, из-за чего впоследствии на печати ордена изображались два всадника верхом на одной лошади.

Современные «рыцари-тамплиеры».

О создании ордена было объявлено на соборе в городе Труа в 1128 году, где его признали официально. Священнику Бернару Клервоскому была поручена разработка его устава, в котором должны были быть собраны все правила ордена. Архиепископ Тирский Вильгельм – канцлер Иерусалимского королевства и один из известнейших историков средневековья, описывал создание ордена следующим образом: «В том же году несколько благородных рыцарей, людей истинно верующих и богобоязненных, выразили желание жить в строгости и послушании, навсегда отказаться от своих владений, и, предав себя в руки верховного владыки церкви, стать членами монашеского ордена. Среди них первыми и наиболее знаменитыми были Гуго де Пейн и Годфруа де Сент-Омер. Поскольку у братства не было пока ни своего храма, ни жилища, король предоставил им временное убежище у себя во дворце, построенном на южном склоне Храмовой горы. Каноники стоявшего там храма на определенных условиях уступили часть обнесенного стеной двора для нужд нового ордена. Более того, король Иерусалимский Балдуин I, его приближенные и патриарх со своими прелатами сразу обеспечили ордену поддержку, выделив ему некоторые из своих земельных владений – одни пожизненно, другие во временное пользование – благодаря чему члены ордена могли бы получать средства к существованию. В первую очередь им было предписано во искупление своих грехов и под руководством патриарха «защищать и охранять идущих в Иерусалим паломников от нападений воров и бандитов и всемерно заботиться об их безопасности». Тогда же ордену дали не только устав, но и разрешение на ношение его рыцарями белой монашеской рясы и плаща, а черных одеяний – для их оруженосцев и слуг. А вот красного креста на плече тамплиеры сначала не имели. Он им был дарован римским папой Евгением III лишь после 1145 года.


Средневековая миниатюра с изображением рыцаря-тамплиера.

Сам Бернар Клервоский, причисленный впоследствии к лику святых, писал о рыцарях-монахах следующее: «...Новое рыцарство появилось в Святой земле. Новое, говорю я вам, и не испорченное миром, в коем ведет оно двойное сражение – как против врагов во плоти и во крови, так и против духа зла в небесах. И нет никакого чуда в том, что рыцари эти противостоят крепостью мышц своих телесным противникам, ибо сие полагаю я делом вполне обычным. Но подлинным чудом является то, что силой духа своего сражаются они с пороками и демонами, заслужив такую же хвалу, как и священнослужители». Вот какой предстает перед нами жизнь тамплиеров в передаче Бернара: «Они во всем подчиняются командиру своему, носят предписанное им облачение, не пытаясь что-либо добавить к одеянию и к пище своей... Избегают они любого излишества в еде и в одежде... Живут вместе, без жен и детей... Обретаются под одной крышей, и в жилище этом ничего им не принадлежит – даже собственная воля их...» И вот ещё одно важное добавление, вернее, добавление, которое посчитал он важным: «Никого не ставят они ниже себя. Почитают лучших, а не знатных…» «Волосы стригут они коротко... Не причесываются никогда, моются редко, борода у них всклокоченная, воняют они дорожным потом, одежда их запачкана пылью, грязью и пятнами от упряжи...»


Печать тамплиеров.

Интересное описание, притом, что особенная чистоплотность в это время вообще не была популярна, так как церковь учила, что водой грехов не смоешь. И то, что Бернар отметил, что от них разило потом, говорит о многом.

Картина, как вы видите, создается не самая привлекательная – и, однако же, успех дела привлечения в орден людей был громадным. Правда, вступающим в орден было обещано – причем в весьма возвышенной форме – отпущение грехов. Однако Бернар позволил ордену – с разрешения местного епископа, конечно, вербовать в свои ряды даже тех, кто был... отлучен от церкви! Но следует подчеркнуть, что сам он абсолютно никаких иллюзий на счет людей, завербованных подобных образом, не питал: «Среди них, – писал он, – есть злодеи, безбожники, клятвопреступники, убийцы, разбойники, грабители, развратники, и в этом вижу я двойную выгоду: благодаря отъезду сих людей страна будет от них избавлена, Восток же возрадуется их прибытию, ожидая важных от них услуг». Разумеется, это довольно циничный подход для настоящего христианина. «Любовь – любовью, но надо ведь и меру знать!»

Однако крестовые походы действительно стали для Запада избавлением от множества «лишних ртов», и почему бы было этим не пользоваться и далее. И потом, разве святой Бернар помышлял сделать из этих людей монахов? Отнюдь нет – всего лишь лишенных собственной воли воинов-профессионалов, которых церковь могла бы противопоставить совершенно разнузданной рыцарской вольнице – только и всего! Чтобы войти в число монахов Храма, нужно было выдержать испытательный срок – иногда чрезвычайно долгий. Тем не менее, и бойцы, и дары начали стекаться в орден буквально со всех сторон, а вокруг монашеского рыцарства создается ореол необыкновенной притягательной силы. И этим широко пользовался также и орден Госпитальеров святого Иоанна Иерусалимского: кто страшился строгих требований ордена храмовников, находил здесь атмосферу более мягкую, хотя и не менее рыцарскую.

Оба ордена спасут Святую землю двадцать раз, и шесть Великих магистров-храмовников сложат свои головы в бою. И вот, что очень важно: орден стал богат, очень богат: на Востоке силой (поскольку война – это всегда грабеж), а на Западе – за счет пожертвований и подарков. Потому что орден одаривали, как раньше одаривали аббатства – то есть, исполняя обет, опасаясь загробного воздаяния, или ради традиционной заботы о спасении души. Орден получал деньги, земли, и даже невольников. Многие феодалы включали его по завещанию в число своих наследников, либо в пользу ордена отказывались от пустошей, лесов и глинистых участков, где ничего, собственно, и так не растет, но которые вполне годились, чтобы подарить их богоугодному ордену! Король Арагона дошел до того, что решил даже отдать тамплиерам и госпитальерам собственное королевство, и только сильнейшее недовольство своих вассалов, и даже крестьян, которых местные священники настроили против тамплиеров, заставило его расстаться с этой идеей. И жалко, что этого не случилось! В Европе тогда могло бы оказаться под властью ордена целое государство и – вот это был бы тогда социальный эксперимент! Орден же принимал практически все! Между тем, кроме дарений в Шампани и во Фландрии, тамплиеры стали получать земли и в Пуату, и в Аквитании, что позволило защитить от набегов арабов практически все побережье Франции. К 1270 году они имели в той же Франции около тысячи командорств, а к ним в дополнение еще и многочисленные «хозяйства» (небольшие фермы, управлявшиеся членами ордена). Ну, а к 1307 году количество их удвоилось.


Реконструкция вооружения тамплиеров, XIII в.

Самое интересное, что тамплиеры действительно свято чтили свой устав, запрещавший им поднимать оружие против единоверцев. Ведь они на Западе не участвовали ни в одной феодальной распре, хотя на Востоке, а ещё в землях Испании и Португалии (а также в битве при Легнице в 1241 году против монголов Бату-хана) сражались постоянно! Регламенты ордена были таковы, что не позволяли братьям-рыцарям удаляться от лагеря дальше, чем была слышна команда, не позволяли наступать без приказа или покидать строй даже в случае ранения. Более того, рыцари были обязаны сражаться с еретиками при их троекратном превосходстве в численности.

Одновременно уставом предписывалось, что если им придется защищать свою жизнь от нападения единоверцев, то браться за оружие они могут лишь после троекратного на них нападения со стороны последних. А в случае неисполнения своего долга их следовало трижды бичевать, чего среди светских рыцарей вообще не допускалось! Есть мясо тамплиеры в течение недели могли только три раза. Причащаться должны были три раза в год, мессу слушать тоже три раза и ещё трижды в неделю подавать милостыню... Сражаться с врагами им следовало, пока развевалось их знамя. И только лишь когда знамя падало, а все соратники были рассеяны или погибли, рыцарь-тамплиер, уповая на Господа, имел право искать спасения в бегстве и покинуть поле боя.

Численность братьев-рыцарей в Аутремере составляла примерно 300 человек. Еще орден мог выставить несколько сотен сержантов и рыцарей-мирян, на время примыкавших к тамплиерам, что было по тем временам силой очень внушительной – недаром короли Иерусалима обычно ставили их в авангарде своих войск. При этом орден умел также хорошо защищать свои замки и крепости, как и воевать в чистом поле. При этом тамплиеры были неутомимыми строителями. На Востоке они строили замки и прокладывали дороги. На Западе орден строил, прежде всего, церкви, соборы, ну и замки тоже. В Палестине тамплиеры владели 18 крупными замками, причем замки тамплиеров строились очень быстро и представляли собой по-настоящему неприступные крепости. Расстояния между ними выбирались с расчетом, чтобы эту территорию было легко патрулировать. Вот далеко не полный перечень замков, построенных орденом в Святой земле: Сафет (выстроен всего за четыре года), Бельвуар и Замок Паломника в Галилее, замки Бофор и Аркас в Ливане, Тортоса, Красный и Белый Замки в Сирии. При этом в каждом из таких замков располагались крупные отряды, что еще больше усиливало их значение. Так, например, в крепости Сафад, построенной для охраны дороги из Дамаска в Аккон в районе переправы через реку Иордан и восстановленной орденом в 1240 году, в мирное время находились пятьдесят тамплиеров. В их распоряжении также было тридцать послушников в качестве подкрепления. Кроме того, у них имелись еще пятьдесят легковооруженных конных воинов, тридцать лучников, восемьсот двадцать пеших воинов и четыреста рабов.

Формирование ордена было завершено в 1139 году буллой Иннокентия II, где заявлялось, что любой тамплиер любые границы имеет право пересекать свободно, не платит никаких налогов и не может подчиняться никому, кроме Его Святейшества Папы. Ну, а кресты после 1145 года они стали носить не только на левом плече, но также на груди и на спине. Знамя тамплиеров было двухцветным: верх – черный, низ – белый. Черное одеяние в ордене было у оруженосцев и слуг. Военное звание имели рыцари, у которых было два походных коня и один боевой конь, и оруженосец, служивший за плату либо добровольно. В этом случае его категорически запрещалось подвергать телесным наказаниям. За рыцарями следовали сержанты, носившие одежду коричневого цвета и сражавшиеся в конном строю. Каждый из них имел собственного коня и слугу. Находясь в замках ордена, они размещались в таких же помещениях, что и рыцари, и имели точно такие же спальные принадлежности. Зато в походе ни палаток, ни навесов им не полагалось – они спали прямо на земле и ели из одного котла. Вооруженные слуги, находившиеся при войске, шли в бой под началом брата-знаменосца вместе с другими. Наконец, в войске тамплиеров могли быть также и наемники – туркопулы, набиравшиеся обычно из армян и представлявшие собой конных лучников, которые, однако, всегда должны были спешиваться перед стрельбой. Реально, а не так как это изображала их печать, в поход они выступали, будучи прекрасно экипированными. По уставу ордена рыцарю следовало иметь: небольшую палатку, молоток, чтобы вбивать колышки для палатки, потом ещё веревки, топор, непременно два хлыста, а также мешок для спальных принадлежностей. Затем у него должны были быть котел для варки пищи, миска и сито для просеивания зерна, непременно две чашки, потом две фляги, а ещё ковшик, ложка, и два ножа и т. п., и это, не считая его оружия и доспехов, которые у тамплиеров всегда были наилучшего качества. Естественно, что все это перевозилось вьючными лошадьми, иначе с таким грузом рыцарь не смог бы сделать и шагу!

Здесь надо сказать, что помимо воинской доблести тамплиеры показали себя и весьма изобретательными людьми с точки зрения развития… финансового дела! Ведь это тамплиеры придумали чеки, наличие которых позволяло людям золото и серебро с собой уже не возить. Теперь вполне можно было совершать паломничество всего лишь с маленьким кусочком кожи, но затем обратиться в любое из орденских командорств и получить там по нему деньги в нужном количестве. Деньги владельца такого чека становились недоступными для разбойников, которых в Средние века было очень много. Орден давал ссуды под 10 процентов годовых, тогда как у ростовщиков комиссия была 40 и более процентов. И хотя папы освобождали крестоносцев, идущих в поход, от долгов еврейским ростовщикам, тамплиерам долги отдавали всегда.


Фигурки-миниатюры, в том числе и изображающие рыцарей-тамплиеров, сегодня очень популярны.

Известно, что богатство развращает, и уже очень скоро нравы храмовников во многом изменились. Например, хотя устав ордена и предписывал им умеренность в еде, вино они потребляли в таких количествах, что родилась даже такая поговорка: «Пьет, как тамплиер» – то есть самым неумеренным образом! Естественно, что богатства, собранные орденом за всю его долгую , вызвали к нему зависть очень многих, поэтому вскоре после изгнания крестоносцев из Святой земли на орден начались гонения. В 1307 году французский Филипп IV (который, кстати, был должен тамплиерам большую сумму денег!) обвинил тамплиеров в колдовстве и приказал их арестовать и пытать с целью добиться признательных показаний. Затем папа римский отдал распоряжение их судить, что, разумеется, было исполнено. Но нигде, кроме Франции, вина тамплиеров доказана не была. Тем не менее, папа все равно упразднил орден, а его последнего Великого магистра сожгли на костре в центре Парижа на острове посреди Сены в 1314 году, причем, умирая, он проклял короля и папу, и оба они вскоре умерли! Многие тамплиеры спаслись на территории Англии и Шотландии. В Германии они вошли в Тевтонский орден, а в Португалии просто поменяли название ордена и стали называться рыцарями Христа.


А вот такими изображает нам рыцарей XIII века знаменитая «Библия крестоносца» или Библия Мациевского.

А вот в Италии наследниками тамплиеров стали рыцари ордена Сан-Стефано из Тосканы. Его основал в 1561 году великий герцог Косимо де Медичи Тосканский, чтобы бороться с пиратами. Орден имел бенедектинский устав, а великий герцог являлся его патроном и одновременно магистром. Братья ордена разделялись на четыре класса: рыцари благородного происхождения, священники, братья-слуги и женщины-канониссы. Штаб-квартира ордена находилась в Пизе. Галеры ордена действовали вместе с галерами мальтийских рыцарей и патрулировали в Средиземном море совместно с ними. 12 галер ордена участвовали в битве при Лепанто в 1571 году, где флот христианских государств одержал решительную победу над турками. Одеждой этого ордена был белый плащ, имевший светло-красную подкладку и красный мальтийский крест слева на груди, обшитый золотым кантом. У братьев-слуг это был белый плащ или простая рубаха с нашитым красным крестом. Священникам полагалась белая одежда, а красный крест был с желтым кантом из тесьмы.


Тамплиеры-реконструкторы